Что такое риторический вопрос как стилистическая фигура. Какую роль выполняют риторические вопросы эпитеты многочисленные отрицания


Из повести Н. В. Гоголя «Портрет» — КиберПедия

(визит аристократической дамы к Чарткову)

1. Перечитайте фрагмент из повести Н. В. Гоголя «Портрет», в котором рассказывается о визите аристократической дамы к Чарт­кову и работе художника над портретом ее дочери. Можно ли на­звать данный эпизод кульминационным моментом в судьбе Чарт-кова? Был ли он важнее, чем приобретение им портрета и нахож­дение денег? Обоснуйте свой ответ.

2. Какие события предшествуют названному эпизоду? Можно ли говорить о том, что Чартков готов к подобному повороту в своей карьере? Подтвердите свой ответ примерами из текста повести.

3. Охарактеризуйте аристократическую даму, ее отношение к искусству, ее взгляды на мастерство художника, ее отношение к его личности. Можно ли говорить о том, что ее взгляды — выраже­ние мнения света?

4. Охарактеризуйте дочь аристократической дамы. Что заинтере­совало в ней художника? Процитируйте отрывок, в котором автор раскрывает ее внутреннюю сущность. Какие чувства испытывает автор к этой девушке? Можно ли говорить об авторской иронии? Обоснуйте свой ответ.

5. Прочитайте, как Чартков начинает работать над портретом. Какие сильные и слабые стороны его как художника подчеркивает автор? Почему он не смог увидеть истинного лица своей натуры, а увидел в ней то, что хотел, с точки зрения начинающего худож­ника. Почему его интересует не психология предмета, а фактура?

6. Можно ли говорить о том, что, когда работу Чарткова с чув­ством превосходства прерывает заказчица, у него мелькает послед­нее сожаление об утраченной свободе? Подтвердите свой ответ текстом.

7. Как вы думаете, сделан ли уже в этот момент выбор Чартко­ва? О чем думает художник, ожидая следующего визита? Подтвер­дите свой ответ текстом.

8. Что становится окончательно ясно во время второго сеанса? Подтвердите свой ответ текстом.

9. Найдите в тексте момент внутренней борьбы Чарткова. Поче­му он погружается в работу над головкой Психеи? Можно ли гово­рить о том, что автор подробно и детально описывает все, что происходит в душе героя за это время, потому что именно этот момент интересен ему с психологической точки зрения? Просле­дите, как происходит постепенная смена авторской интонации: все меньше в ней симпатии к герою, постепенно появляется та ирония, с которой будет потом рассказываться о преуспевании Чарткова.

 

10. Почему Чартков не сопротивляется, когда аристократиче­ская дама хочет увидеть в Психее свою дочь? Процитируйте, что он в этот момент думает. Чувствует ли он угрызения совести, ис­пытывает ли страх? Обоснуйте свой ответ. Что окончательно при­миряет его с создавшимся положением вещей?

11. Обозначьте композиционные элементы внутри этого эпизо­да: завязку, развитие действия, кульминацию, развязку.

12. Сделайте вывод о том, какую роль этот эпизод играет в даль­нейшем развитии сюжета. Какое значение он имеет для постиже­ния авторского замысла?

Вопросы и задания для анализа пятого действия пьесы А. Н. Островского «Гроза»

1. Прочитайте пятое действие пьесы «Гроза». В каком душевном состоянии находится Катерина (явление 2-е)? Как это передано в тексте?

2. Обратите внимание на ключевые слова «смерть» и «могила». О чем свидетельствует частое повторение этих слов?

3. Хочет ли Катерина избежать трагического выхода из положе­ния? Возможен ли он? Подтвердите свой ответ цитатами из текста.

4. На что надеется Катерина при встрече с Борисом? Оправда­лись ли ее надежды?

5. Как раскрывается образ Бориса в сцене прощания?

6. К какому решению в конце концов приходит Катерина?

7. Что значило для нее пойти на самоубийство? Победа это или поражение?

8. Какова реакция окружающих на действия Катерины?

9. Действительно ли пятое действие «составляет апофеозу ха­рактера Катерины» (Н.А.Добролюбов)? Как вы понимаете эти слова?

Вопросы и задания для анализа главы

«Сон Обломова» из романа И.А.Гончарова

«Обломов»

1. Вспомните, какое место занимает в романе глава «Сон Обло­мова». Для чего она введена в роман? Перечитайте ее.

2. Какова композиционная роль этой главы?

3. Что нового вносит глава «Сон Обломова» в раскрытие образа Обломова?

4. Как выражается в данной главе авторское отношение к Обло-мову?

 

5. Почему для Обломова мир Обломовки является воплощением рая на земле?

6. Для чего автор использует прием антитезы, изображая пей­заж Обломовки?

 

7. Какую роль выполняют риторические вопросы, эпитеты, многочисленные отрицания, отрицательные сравнения?

8. Продумайте вывод-обобщение к своему анализу главы «Сон Обломова». (В чем смысл данной главы в контексте всего произве­дения, какова значимость и необходимость главы, связь с основ­ным сюжетом, как в этом эпизоде отражено мастерство писате­ля.) Составьте подробный план ответа.

Вопросы и задания для анализа эпизода главы X

(«схватка» Базарова с Кирсановым

cyberpedia.su

Объясните что такое метафора, эпитет, олицетворение, анафора, антитеза, гипербола, литота, синекдоха, эпифора! Пожалуйста

МЕҘАФОРА (от греч. metaphora — перенесение) , троп, перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего или сходного для обоих сопоставляемых членов («говор волн» , «бронза мускулов») . ЭϘИТЕТ (греч. epitheton, букв. — приложенное) , троп, образное определение (выраженное преимущественно прилагательным, но также наречием, существительным, числительным, глаголом) , дающее дополнительную художественную характеристику предмета (явления) в виде скрытого сравнения («чистое поле» , «парус одинокий») . ОЛИЦЕТВОИЕНИЕ (прозопопея) , вид метафоры, перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные («Ее сиделка — тишина...» , А. А. Блок) . А͘АФОРА (греч. anaphora, букв. — вынесение) , 1) стилистическая фигура; повторение начальных частей (звуков, слов, синтаксических или ритмических построений) смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз) : «Город пышный, город бедный... » (А. С. Пушкин) . 2) Обозначение объекта посредством отсылки к значению др. языкового выражения в предшествующем или последующем контексте: «Так складывается жизнь: либо безбоязненность полная, либо — банкрот» (В. В. Вересаев) . Служит одним из основных средств, обеспечивающих связи текста. АНТИҘЕЗА (от греч. antithesis — противоположение) , стилистическая фигура, сопоставление или противопоставление контрастных понятий, положений, образов («Я царь, — я раб, — я червь, — я бог!» , Г. Державин) . ГИϘЕРБОЛА (от греч. hyperbole — преувеличение) , разновидность тропа, основанная на преувеличении («реки крови») . ЛИҘОТА (от греч. litotes — простота) , 1) троп: отрицание признака, не свойственного объекту, т. е. своего рода «отрицание отрицания» , дающее в итоге формально равнозначное положительному, но фактически ослабленное утверждение («небесполезный») . 2) Троп, противоположный гиперболе ; намеренное преуменьшение («мужичок с ноготок») . СИ͘ЕКДОХА (греч. synekdoche, букв. — соотнесение) , вид метонимии, название части (меньшего) вместо целого (большего) или наоборот («пропала моя головушка» вместо «я пропал») . ЭϘИФОРА (от греч. epiphora — повторение) , стилистическая фигура, противоположная анафоре: повторение конечных частей (звуков, слов, грамматических форм) смежных отрезков речи (строк, фраз) . Вид эпифоры — рифма.

Метафора – перенос значения одного слова, предмета, явления на другое. Выявление сходства, неявное сравнение. Эпитет – художественное определение. Используя его, автор придает слову дополнительную эмоциональную окраску, свою оценку. Чтобы понять, чем отличается эпитет от обыденного определения, нужно уловить при чтении, придает ли определение новый оттенок слову? Вот несложный тест. Сравните: поздняя осень – золотая осень, ранняя весна – юная весна, тихий ветерок – нежный ветерок. Олицетворение – перенесение признаков живых существ на неодушевлённые предметы, природу: «Мрачные скалы сурово глядели…». Синекдоха – разновидность метонимии. Перенесение значение одного слова на другое по признаку количественной связи: единственное – множественное, часть – целое. «Мы все глядим в Наполеоны» (Пушкин) Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение. Оно может касаться размера, значения, силы, других качеств. Литота – напротив, непомерное преуменьшение. Гипербола часто используется писателями, журналистами, а литота гораздо реже. Примеры. Гипербола: «В сто сорок солнц закат пылал» (В. В. Маяковский). Литота: «мужичок с ноготок». Эпифора – сходный прием, но встречается гораздо реже, при этом слова или словосочетания повторяются в конце строк или предложений. Использование лексических приемов, связанных со словом, лексемой, а также словосочетаний и предложений, синтаксис, рассматривается как традиция литературного творчества, хотя широко встречается в поэзии тоже. Условно все средства выразительности русского языка можно разделить на тропы и стилистические фигуры. Антитеза — это резкое риторическое противопоставление образов, состояний или понятий, связанных между собой внутренним смыслом или общим устройством. Что такое антитеза в литературе? Многочисленные примеры, где сопоставляются противоположные или резко контрастные понятия и образы, чтобы усилить впечатление, объясняют это. При этом чем сильней контраст, тем ярче антитеза.

Тропы (обороты речи, в которых слова или выражения употреблены в переносном смысле: аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перифраза, синекдоха, сравнение, эпитет) и фигуры речи (синтаксические построения, используемые для усиления выразительности речи: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, параллелизм, риторический вопрос, риторическое восклицание, умолчание, эллипсис, эпифора) обогащают речь, делают её более образной. Без навыка видеть их в тексте, определять их роль невозможно до конца постичь авторский замысел, разобраться в смысловых акцентах, которые помогают выявить авторскую позицию, а значит, адекватно воспринять текст. В данной статье рассказано о самых употребляемых средствах языковой выразительности, приведены примеры их использования выдающимися русскими поэтами и писателями XIX – XX вв. ЭПИТЕТ В словарях и справочниках ЭПИТЕТ толкуется как художественное определение. Но как отличить просто определение от эпитета? Определение называет признак предмета очевидный для всех, объективный. Например, письменный стол, вишнёвое варенье, холодный ветер, вчерашняя газета. Эпитет же - это такое определение, которое показывает авторское видение какого-либо предмета или явления, может содержать в себе оценку этого предмета или явления. Например: Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду,.. (Есенин) Эпитетом здесь является слово ЗОЛОТАЯ (листва), оно указывает не только на цвет осенней листвы, но и содержит авторскую оценку: мы понимаем, что поэту нравится осенняя листва, что он любуется опадающими листьями, сравнивая их желтый цвет с цветом золота. Вот ещё примеры эпитетов: Бывают сладчайшие, драгоценные, памятные на всю жизнь глотки воздуха. (Солоухин) – эпитеты: СЛАДЧАЙШИЕ, ДРАГОЦЕННЫЕ, ПАМЯТНЫЕ НА ВСЮ ЖИЗНЬ. Можно бессчётно приходить на Красную площадь, и всё-таки дух захватывает, когда смотришь на сказочный храм Василия Блаженного, устремлённый в небо всеми своими цветными фантастическими куполами. (Михалков) – эпитеты : СКАЗОЧНЫЙ, ФАНТАСТИЧЕСКИМИ. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ Олицетворение – приём, состоящий в перенесении признаков и свойств живых существ на неодушевлённые предметы, часто на явления природы. Примеры олицетворений: О чём ты воешь, ветер ночной, о чём так сетуешь безумно? (Тютчев) – здесь явлению природы, ветру, поэт приписывает человеческие качества – возможность думать, переживать. Сурово метелица выла И ветром кидала в окно, Невесело солнце всходило, В то утро свидетелем было Печальной картины оно. (Некрасов) Проплясал, проплакал дождь весенний, Замерла гроза. (Есенин) Вот-вот после короткой дрёмы оттолкнётся солнце от острых вершин леса, взойдёт над синими хребтами и спугнёт туманы. (Астафьев) Как-то так получилось, что Москва с присущей ей беспечной щедростью уступила Пушкина Петербургу. (Нагибин) – городу здесь приписываются качества характера человека – беспечность и щедрость. Вьюга злится, вьюга плачет… (Пушкин) СРАВНЕНИЕ Сравнение – уподобление одного предмета, явления или понятия другому на основании их схожести по какому-либо признаку. 1. Чаще всего сравнения выражаются оборотами со сравнительными союзами КАК, КАК БЫ, КАК БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО, РОВНО и др. Например: Ясно утро. Тихо веет Тёплый ветерок; Луг, как бархат, зеленеет, В зареве восток. (Никитин) Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек лёгкая стая С замираньем летит на звезду. (Есенин) 2. Сравнения могут также выражаться формой творительного падежа. Например: Лежал закат костром багровым. (Ахматова) Голубым хрусталём загорается на заре Венера. (Паусто

touch.otvet.mail.ru

Что такое риторический вопрос как стилистическая фигура

Искусство речи единственное, которое не требует для творчества никакого подручного материала, ­ ни глины, ни камня, ни красок - только талант владения словом. Если бы память человеческая удерживала все и навсегда, даже бумаги не потребовалось бы. Но для многих легче крепость из камня построить, чем одно предложение, мысль и чувство доносящее. Научить этому искусству призвана древняя наука риторика. Она дала название группе стилистических средств - риторическим фигурам. Она объясняет, что такое риторический вопрос и другие фигуры, а также учит правильно ими в речи пользоваться. Перед тем как выяснить, что такое риторический вопрос и каковы его функции, выясним, какие именно обороты являются риторическими фигурами.

Риторическими называются такие фигуры речи, которые построены на словесных оборотах условно-диалогического характера. Риторические фигуры возникают вследствие нарушения коммуникативно-логических норм высказывания, поскольку те диалогические интонации, которые они вносят в процесс речи, не рассчитаны на реальный ответ или же ответное практическое действие, как это привычно бывает в «живом» общении. Это живое общение в повседневном быту представляет собой диалог, который служит прежде всего потребностям обмена информацией между его участниками. Он складывается из таких обращений к собеседнику, которые предполагают ответ или побуждают его к конкретным поступкам. Диалогичность же риторических оборотов вполне условна, а их использование в художественном произведении призвано решать следующие задачи:

  • индивидуализация речи персонажей;
  • усиление выразительности и эмоциональной наполненности речи автора и героев;
  • акцентирование внимания на важных для автора аспектах изображаемого явления.

В отдельных случаях риторические фигуры могут выполнять и композиционную роль.

Современные литературоведы к риторическим фигурам относят обращения, отрицания, восклицания и вопросы. Как же они объясняют, что такое риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание и отрицание? Рассмотрим обращение. Оно является риторическим, если не имеет целью установление действительного контакта с лицом, предметом или явлением, к которому обращена речь, а служит лишь для того, чтобы привлечь к ним внимание читателя и выразить отношение говорящего. Такое обращение еще называют «именительный представления». Вот пример: «Москва! Как много в этом звуке…» Риторические обращения чаще применяется в стихотворных, чем в прозаических текстах, где оно, кроме всего прочего, довольно часто оформляет, «вводит» тему произведения. Как здесь: «О радость! В сердце столько пустоты, что не суметь тебе, не смочь…»Следующая фигура - риторический вопрос - одинаково часто встречается и в прозе, и в поэзии. Так что такое риторический вопрос как стилистическая фигура? Это вопрос, который задается с целью афористического обобщения и утверждения общеизвестной или очевидной истины. Получить ответ – такую цель ставит перед собой традиционный вопрос, риторический в ответе не нуждается, так как ответ содержится в нем самом: «Ты снова проспал?» Иногда роль риторического вопроса заключается в том, чтобы мотивировать дальнейшее развертывание художественного изложения, способствовать более глубокому раскрытию важных смысловых аспектов, ему сопутствующих: «Это ведь сон, и завтра все будет по-другому?» Для кого-то, наверное, будет открытием, что есть не только вопросы, но и ответы риторические. Вернее, отрицания, имеющее форму ответа на возможное предположение, допущение или личное мнение воображаемого собеседника: «Нет, друг мой, нас там никто не ждет!»

Риторическое восклицание - это изречение, которому присуща особая экспрессивность и подчеркнуто-эмоциональный характер. Вводится оно преимущественно с целью обратить внимание или усилить акцент на том или ином аспекте изображаемого предмета: «О взгляд коварный и влекущий!» Все перечисленные фигуры выполняют свою роль в тексте произведения, но общим является то, что все они делают этот текст экспресивным и эмоциональным.

fb.ru

Тропы, эпитеты и риторические фигуры в риторике

Евразийский Открытый Институт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

по предмету Риторика

на тему "Тропы, эпитеты  и риторические фигуры в риторике"

 

 

 

 

 

 

 

выполнила Палмер А.М.

группа 3П – 106п

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ташкент 2013

 

Оглавление

Введение 3

Тропы...........................................................................................................................................................4

Эпитеты......................................................................................................................................................10

Риторические фигуры................................................................................................................................12

Заключение.................................................................................................................................................14

Список литературы....................................................................................................................................16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Красиво и выразительно составленная речь, какое бы содержание она в себе не несла, всегда звучит убедительней и привлекает внимание слушателей более, нежели речь не содержащая средств речевой выразительности. Использование оратором тропов, эпитетов и риторических фигур служит показателем его литературной компетентности.

Риторические средства помогают представить содержание речи в увлекательном  свете, вызвать живые образы в  сознании слушателя.

Языковеды делят «цветы красноречия» на на две группы: тропы и фигуры речи. Тропы чаще всего используют авторы художественных произведений при описании природы, облика героев. Эти изобразительно- выразительные средства носят авторский характер, определяют самобытность писателя или поэта, помогают ему обрести индивидуальность стиля. Фигуры оживляют речь писателя, придают ей эмоциональность и образность, наполняют текст жизнью и передают соответствующее настроение читателю, вызывают в нём эмоции и чувства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            Тропы

 

Человек мыслит образами –  картинками действительности. Слово  – это код образа, и оно тем  эффективнее, чем ярче вызываемый ими  образ. Одним из сильнейших средств  создания образов являются тропы.

Само слово «троп» произошло  от греческого «tropos», что в основном значении означало – поворот, в переносном оборот, образ. Троп – термин античной стилистики, обозначающий художественное осмысление и упорядочение семантических  изменений слова, разнообразных  сдвигов в его семантической  структуре. Определение тропа принадлежит  к числу наиболее спорных вопросов уже в античной теории стиля. И действительно термин троп с античных времен был предметом пристального внимания и споров со стороны риториков и лингвистов, разработаны детальные классификации.

Обычно разговор о тропах начинают с метафоры, которая по праву считается одним из главных тропов.

 

Слово "метафора" в переводе с греческого означает перенос. Потому-то, может быть, вслед за нею и другие тропы характеризуются как перенос, что, по мнению некоторых исследователей, не вполне корректно.

 

1 Метафора есть в высшей степени репрезентативный троп. Она, как никакой другой троп, дает нам прочувствовать лежащее в ее основе сравнение, то есть отчетливо предполагает операцию аналогического типа. "Только через метафору, - полагал Осип Мандельштам, раскрывается материя, ибо нет бытия вне сравнения, ибо само бытие есть сравнение". А стало быть, как и всякая процедура сравнения, процедура метафоризации в принципе должна была бы ориентироваться на определенные правила. Правила же эти предполагают, что есть то, что сопоставляют, то, с чем сопоставляют, и признак, по которому осуществляется сопоставление.

Однако сущность метафоры состоит в том, что данный (совпадающий) признак, или третий член сравнения, никогда не называется. Поэтому метафору иногда определяют в качестве скрытого сравнения.

Однако '"хитрость" (или "мудрость") метафоры заключается  именно в том, что опущенным, скрытым, не предъявляемым признаком гораздо  легче манипулировать. Ведь то, что  не называется прямо, как бы и "не существует" в виде некоей определенной данности: подразумеваемое чаще всего  расплывчато, "смазано", неотчетливо  и неподотчетно.

2 Катахреза считается  самостоятельной разновидностью  метафоры в силу отчетливости  механизма катахрезы. Название  тропа в греческом варианте  содержит негативную характеристику: katachiesis означает злоупотребление или некорректное словоупотребление (ср. акирологичность как признак тропов).

 

Риторика определяла для  катахрезы две области применения: одна из них была областью стертой метафоры , то есть метафоры, чей фигуративный смысл перестал восприниматься; другая, напротив, областью непривычной метафоры, воспринимающейся как нагромождение слов, В этом случае катахреза определялась в качестве скачка от "картины к картине".

 

В ряде учебных пособий  катахреза рассматривалась как "метафора дурного вкуса", что, видимо, все-таки не вполне правомерно: непривычность  метафоры может быть следствием не только языковых пристрастий автора (часто - слишком оригинальных), но и  неподготовленности адресата, то есть отсутствия у него достаточного "метафорического  опыта" как совокупности навыков  воспринимать нетривиальные метафоры.

 

3 Синестезия (греч. Synaisthcsis - одновременное восприятие) тоже  представляет собой троп метафорического  типа. Особенность его в том,  что он задействует сразу несколько  областей чувств - скажем, зрение  и слух или вкус, обоняние и  осязание, плюс прочие самые разнообразные  комбинации.

 

4 Аллегория (греч. allegoria - иносказание) представляет собой  еще один троп метафорического  типа, настолько близкий к метафоре, что его часто называют "систематизированной  метафорой", поскольку аллегория  наиболее последовательно переводит  мысль в "картину". Впоследствии "картина" должна быть снова  разгадана как мысль. Легко  зафиксировать негативное использование  правила аналогии: то, что сравнивается, в случае с аллегорией обычно  не представлено вообще, оно выводится  за пределы текста.

"Фокус" аллегории  в том, что представления, передаваемые  посредством картины, обычно трудны  для восприятия в своем "первозданном" виде: чаще всего это некие  абстрактные понятия (типа правда, честь, невинность и др.), с трудом  поддающиеся постижению. Эти-то абстрактные  понятия обычно и передаются  в виде совершенно конкретных "картин", иногда персонификаций.

5 Прозопопея (греч. prosopopoia, от prosopon - человек и poiein - делать), или  олицетворение, персонификацированлие,  в свою очередь, трактуется  как вид аллегории. Дело в  том, что аллегория отнюдь не  всегда предполагает указание  на "лицо", аллегории другого  типа (аллегории с предметами, явлениями,  событиями) встречаются ничуть  не реже.

Поэтому, может быть, действительно  имело смысл выделять прозопопею в отдельную "рубрику" - исключительно  для случаев персонифицирования, когда неодушевленному приписываются  признаки одушевленности. Механизм действия прозопопеи очень напоминает механизм действия аллегории со всеми вытекающими  отсюда последствиями.

6 Метонимия - троп, который  в античности также рассматривался  как троп, близкий к метафоре, но в современной науке определяется  как полярно противоположный ей.

В переводе с греческого "метафора" означает '"переименование" (metonomazem - называть по-другому и onyma - имя).

Механизм метонимии заключатся в замещении "имени предмета" его признаком или именем другого  предмета, находящегося в связи с  первым предметом. Иными словами, перед  нами, так же как и в случае с метафорой, синестезией и аллегорией, - расширение возможностей наименования. Однако, совпадая по этому признаку, метафора и метонимия расходятся по основной функции. Если метафора считается  характеризующим тропом, то метонимия - тропом идентифицирующим, то есть определяющим.

7 Синекдоха (греч. Synekdoche - соотнесение, от syn-ekdechesthai - обозначать  через намек) рассматривается  либо как вид метонимии, либо  как самостоятельный троп. Разница  в точках зрения не слишком  принципиальна, поскольку в обоих  случаях синекдоху определяют  как представление целого как  части этого целого или, наоборот, как представление части в  качестве целого. Классический пример  синекдохи - Чеширский кот, умевший  исчезать так, что оставалась  только одна улыбка.

Данный троп имеет весьма прозрачную структуру и отчетливо  реферирует к соответствующим - разумеется, преобразуемым - логическим законам. Механизм синекдохи предполагает, что часть  и целое взаимозаменяемы. Часть  вполне способна заместить целое, как  и целое вполне способно заместить  часть не только в том случае, когда мы имеем дело с однородным целым, но и в тех случаях, когда  предлагаемая синекдоха недвусмысленно отсылает к; неоднородному целому. Но в принципе синекдоха работает исключительно "представительными" частями целого.

8 Антономазия (греч. antonomasia - перенаименование; от antonomazein - называть  иначе) иногда квалифицируется  как разновидность синекдохи  - и к таким переходам из  одного собственно тропа в  другой читатель уже, видимо, привык. Действительно, тесная связь между  собственно тропами очевидна. Данный  троп предполагает собственное  (чаще всего общеизвестное) имя  вместо имени нарицательного. Понятно,  что антономазия тоже расширяет  возможности наименования и тоже  содержит себе элемент аналогии, правда, подобно многим тропам, часто без указания признака, по которому сравниваются члены аналогии.

9 Гипаллаг представляет  собой весьма редкий троп. Хотя  его часто тоже рассматривают  как вид метонимии, увидеть  основания для такого рассмотрения  довольно трудно.

Hypallassein означает в переводе  с греческого переставлять, обменивать. В соответствии с этим значением  гипаллаг и определяется в  качестве рокировки слов в  составе той или иной структуры,  чаще всего структуры с довольно  ясными отношениями между компонентами. Ясность отношений является действительно  необходимым условием для того, чтобы осуществить гипаллаг. В  противном случае соответствующая  структура будет просто выглядеть  невразумительной. Поэтому чаще  всего гапаллагизируются действительно  устойчивые словосочетания, которые,  что называется, "у всех на  слуху". Перестановки в их структуре  все равно дают возможность  видеть исходные отношения между  компонентами - даже в зеркале  гипаллага.

10 Эналлага (греч. enallage - поворот, перестановка) в одной из двух своих модификаций тоже рассматривается как отдаленный вид метонимии. Этот троп предполагает перестановку (как чисто пространственное перемещение) признака. Чисто технически это осуществляется следующим образом: существует два сопоставляемых понятия, причем при одном из них имеется некий признак, признак этот "отбирается" у данного понятия и подставляется к другому понятию, становясь, таким образом, его признаком.

11 Эпитет - один из самых  традиционных и известных тропов. В буквальном переводе с греческого (epitethon) означает приложение, и на  самом деле "прилагается" к  предмету в качестве его характеристики. Применительно к эпитету особенно  отчетливо, встает вопрос о  логическом и паралогическом  типах речевого поведения. В  этой связи имеет смысл различать  так называемое определение как  средство логики и эпитет как  средство паралогики.

Для того чтобы конкретно  представить себе (разумеется, в  рабочем плане) методику распознавания  эпитета относительно определения, следует иметь в виду, что эпитет почти всегда несколько метафоричен. Однако данный различительный признак, разводя эпитет и определение, "сводит" эпитет и метафору. Отличие между  двумя последними, скорее всего, носит, на первый взгляд, преимущественно  грамматический характер: в роли эпитетов чаще всего (но не исключительно) выступают  имена прилагательные, в роли метафор - другие части речи.

12 Оксюморон тоже принадлежит  к тропам, объединяющим понятия.  А это, в частности, означает, что в основе его" тоже  лежит аналогия - правда, пожалуй,  наиболее головокружительный тип  аналогии. Недаром греч. слово "oxymoron" состоит из двух значений: "oxys"- острый (остроумный) и "moros" - глупый, нелепый, что само по себе отражает структуру любого оксюморона. Оксюморон объединяет необъединимое в одном понятии, работая лексическими значениями. Вот почему удобнее обсудить его в составе тропов, чем в составе фигур, как это делается обычно. При этом оксюморон считается разновидностью антитезы.

Оксюморон всегда объединяет в себе антонимы (типа "богатый  нищий"), но, видимо, правильнее будет  сказать, что для осуществления  оксюморона достаточно и контрарных отношений между компонентами (контрарность и контрадикторность обсуждались  выше в связи с разговором об аналогии) - например, "белая чернота".

13 Антитеза относится  к тропам, не объединяющим, но, напротив, разъединяющим понятия. Греческое  название antithesis указывает и на  характер соответствующей операции: в переводе с греческого слово  означает противопоставление, противоположение.

Антитеза осуществляется для того, чтобы поставить понятия  в отношения контраста, причем не только те понятия, которые в принципе контрадикторны или контрарны, но и  понятия, обычно не связанные между  собой никакими отношениями, но становящиеся конфликтными, когда они поставлены рядом.

14 Антаметабола (греч. antimetabole - взаимообмен) описывается как  разновидность антитезы. Она фактически  и является антитезой - в качестве  добавочного, "нового", признака  возникает лишь дополнительный  штрих: подчеркивание противопоставления  еще и на уровне "звучания" посредством повтора одних и  тех же слов или слов, имеющих  один и тот же корень.

stud24.ru

Риторический вопрос: определение, примеры, роль.

Часто в ораторской и художественной речи используются приёмы выразительности – для привлечения внимания слушателя, акцентирования в речи. Это и структурные, и смысловые акценты, и интонационные особенности, и синтаксические. Одним из самых распространённых выразительных средств является риторический вопрос.

Определение.

Риторический вопрос – это вопросительная конструкция предложения, которая передаёт определенный посыл так же, как и повествовательное. То есть не требует на поставленный вопрос ответа.

В риторическом вопросе имеет место некое противоречие между заданной синтаксической формой – собственно вопросительной структурой – и смыслом, содержанием.

Посыл, который содержит риторический вопрос, связан с желанием выразить определенные эмоции и настроения, задать конкретный тон. Риторический вопрос подразумевает готовый и понятный читателю/слушателю ответ.

Используются риторические вопросы в:

  • художественных текстах: стихотворных и прозаических,
  • публицистике и СМИ,
  • ораторском искусстве.

Обычно в риторическом вопросе заложен протест. Например, у Александра Грибоедова в «Горе от ума» задаётся вопрос: «А судьи кто?» – ответ на который предполагает отрицание права окружения главного героя судить его поступки.

Примеры риторических вопросов.

В текстах и речи как риторические часто используются вопросы с:

  • местоименным вопросительным словом («И какой же русский не любит быстрой езды?» – Николай Гоголь),
  • вопросительной частицей, без специальных вопросительных слов («Я к Вам пишу – чего же боле? Что я еще могу сказать?» – Александр Пушкин).

Как правило, в конце риторического вопроса на письме используется вопросительный знак, реже – восклицательный:

  • Владимир Маяковский: «Где, когда, какой великий выбирал путь, чтобы протоптанней и легче?»
  • Александр Пушкин: «Кто только не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался!»

Возможна постановка двойного знака.

Роль риторических вопросов в стихотворении «Вечернее размышление».

Что значит появление риторического вопроса в тексте? Он предполагает работу мысли читателя. Так литературоведами отмечается серьёзная роль использования риторического вопроса в стихотворении Михаила Ломоносова «Вечернее размышление»:

«Но где ж, натура, твой закон?» – предполагается ответ, что её нет. «С полночных стран встает заря! Не солнце ль ставит там свой трон?» – по утрам всегда восходит солнце и это очевидно, ответ не требуется.

Далее:

«Как может быть, чтоб мерзлый пар Среди зимы рождал пожар?» – предполагается, что такого быть не может. «Несведом тварей вам конец? Скажите ж, коль велик творец?» – здесь просматривается идеология деизма, присущая Ломоносову.

Похожие статьи

infoogle.ru

Риторический вопрос | Блог 4brain

С понятием «риторический вопрос» большинство из нас знакомо не благодаря школьным урокам и знаниям лингвистики. Нет, этот термин, порой не до конца понятный, мы часто встречаем в книгах, фильмах и повседневной жизни. Например, герой или героиня романа в разговоре о любви, смысле бытия и смерти, задаваясь одним из «вечных» вопросов, заканчивает рассуждение фразой: «Можешь не отвечать, это риторический вопрос».

Многие также могут привести примеры риторических вопросов, взятые из литературы и кинематографа. Кто не знает ставших крылатыми выражений: «Какой русский не любит быстрой езды?», – Н. В. Гоголя, или: «Кто виноват?» А. И. Герцена. В этой статье мы собрали еще несколько примеров риторических вопросов и попробовали разобраться в теоретико-лингвистических аспектах этой фигуры.

Что такое риторический вопрос

Риторический вопрос – одна из риторических фигур мысли, наряду с риторическим восклицанием и обращением. Термин подразумевает такую организацию высказывания, при которой ответ на поставленный вопрос не требуется в силу его известности или очевидности. В других случаях ответ даётся самим спросившим.

Риторический вопрос – это средство художественной выразительности, с помощью которого высказанная мысль подчеркивается или выделяется среди других. Говоря простыми словами, это вопрос, который задают больше для того, чтобы добиться какого-то эффекта, а не получить ответ. Его отличительной чертой является условность, проявляющаяся в употреблении вопросительной и восклицательной интонации в ситуациях, которые, по существу, её не требуют. Благодаря этому приёму, фраза выделяется, приобретая особо подчёркнутый оттенок, усиливающий выразительность.

Подробное определение риторического вопроса дается в Энциклопедии русского языка под редакцией Ю. Н. Караулова: «Риторический вопрос – предложение, вопросительное по структуре, но передающее, подобно повествовательному предложению, сообщение, о чем-либо. Таким образом, в риторическом вопросе имеется противоречие между формой (вопросительная структура) и содержанием (значение сообщения)».

Разновидности риторических вопросов: вопросительно-риторические, вопросительно-побудительные, вопросительно-отрицательные и вопросительно-утвердительные. В каких случаях они применяются – читайте ниже.

Примеры

Много примеров риторических вопросов, как известных каждому, так и не очень, можно найти в произведениях У. Шекспира. Вот, к примеру, строчки из «Гамлета»:

Не долг ли мой – тому, кто погубил

Честь матери моей и жизнь отца,

Стал меж избраньем и моей надеждой,

С таким коварством удочку закинул

Мне самому,– не правое ли дело

Воздать, ему вот этою рукой?

 

И более известные слова из этой же трагедии:

Быть иль не быть, вот в чём вопрос.

Достойно ль

Смиряться под ударами судьбы,

Иль надо оказать сопротивленье

И в смертной схватке с целым морем бед

Покончить с ними?

 

Еще один прекрасный пример из «Венецианского купца»:

Да  разве у жида нет глаз? Разве у жида нет рук, органов, членов тела, чувств,  привязанностей,  страстей?  Разве не та же самая пища насыщает его, разве не то же оружие ранит его, разве он не подвержен тем же недугам, разве не  те  же  лекарства исцеляют его, разве не согревают и не студят его те же лето  и  зима,  как  и  христианина?  Если нас уколоть – разве у нас не идет кровь?  Если нас пощекотать – разве мы не смеемся? Если нас отравить – разве мы не умираем?

 

Поэтичный риторический вопрос из голливудского мюзикла «Звуки музыки»:

Что же нам делать с Марией?

Как поймать облако на удочку?

Что же нам делать с Марией?

Как удержать лунный луч… в ладони?

 

Богата примерами риторических вопросов и российская художественная литература. М. Ю. Лермонтов в «Бородино» писал:

И молвил он, сверкнув очами:

«Ребята! не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!»

 

Стихотворение А. С. Пушкина «Пробуждение» начинается с риторического вопроса:

Мечты, мечты,

Где ваша сладость?

 

Пример из прозы. В повести А. П. Чехова «Цветы запоздалые» есть такие строки:

…она рассматривала доктора, который произвел на нее сильнейшее впечатление. На кого не действует новизна? А Топорков для Маруси был слишком нов…

И еще одна крылатая фраза из «Мертвых душ» Н. В. Гоголя, не менее известная:

Русь, куда ж несешься ты?

Роль в литературе и речи

В определении понятия «риторический вопрос», по сути, сказано и какую роль он играет. Он ставится не для получения ответа, а для привлечения внимания читателя или слушателя к тому, что важно в данный момент. М. В. Ломоносов в «Риторике» писал, что риторический вопрос «бывает не для испытания неизвестных, но для сильнейшего изображения известных вещей». Зачастую это связано с необходимостью донести различные эмоционально-экспрессивные значения. Он используется в художественных, публицистических и научных текстах, а также в разговорном стиле; как средство выразительности присущ поэтической и ораторской речи, а также употребляется для усиления драматического или комического эффекта.

4 вида риторических вопросов, о которых мы говорили выше, преследуют разные цели. Так, вопросительно-риторические вопросы призваны помочь передать чувства говорящего, такие как грусть, радость, сомнение, раздумье и др. Например: Как я не заметил, как мимо прошла жизнь?

Вопросительно-побудительные нужны для приглашения к действию. Пример: Ты закончишь наконец-то делать домашнее задание?

Вопросительно-отрицательные риторические вопросы служат для эмоционального выражения невозможности действия, события, состояния. При этом в их структуре нет отрицательных слов: Что может быть лучше теплого летнего вечера?

Вопросительно-утвердительные применяются для утверждения с оттенком неизбежности, уверенности: Как можно не любить Родину?

Как видим, риторический вопрос используется не только в литературе, а и в устной речи, и не только как художественное средство, а и как ораторский прием. В частности, ораторы могут применять риторический вопрос для усиления воздействия на аудиторию, выделения какой-то мысли и подведения итога. Самым простым примером может послужить выступление политика, во время которого он, провозглашая свою программу, задается вопросом по типу: «Как долго нам ждать проведения необходимых реформ?» или «Сколько можно терпеть постоянное повышение цен?». Здесь также проявляется роль риторического вопроса как манипуляторной техники.

Бывает и так, что, заговорившись, автор теряет нить выступления или не может быстро вспомнить продолжение речи. «Чтобы как-то заполнить возникшую паузу, он может задать аудитории риторический вопрос», – советует С. Шипунов в своей книге «Харизматичный оратор». И пока с мест раздаются одиночные утверждения, а публика одобрительно кивает головой, есть время перестроиться и продолжить.

Отзывы и комментарии

Надеемся, статья была полезной. Другие известные вам примеры риторических вопросов и свои мысли можно высказать, добавив комментарий в форме ниже.

4brain.ru

Тема 54. Вопросительные и восклицательные предложения. Риторический вопрос и его художественная функция. Виды предложений по цели высказывания

Язык (речь, слово) обладает удивительной силой. Воздействовать словом, речью – значит повлиять на собеседника, убедить его в чем-то, побудить к действию, развлечь, сообщить новые сведения, доставить собеседнику удовольствие и т. д.

Целью высказывания является сообщение, вопрос или побуждение. В соответствии с этим простые и сложные предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные.

Виды предложений по эмоциональной окраске

По эмоциональной окраске повествовательные, вопросительные и побудительные предложения делят на невосклицательные и восклицательные.

Невосклицательные – предложения, которые произносятся спокойным тоном, без ярко выраженных эмоций (чувств).

Восклицательные – предложения, которые произносятся с особой интонацией, выражающей сильные чувства радости, веселья, восторга, опасения, ужаса и т. д.

Умение различать типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске помогает понять смысл предложения, правильно прочитать его и поставить знак препинания в конце предложения.

Тип предложения по цели

высказывания

Тип предложения

по

эмоциональной окраске

Знаки

препинания

в конце

предложения

Примеры

повествовательное

невосклицательное

.

Сейчас рано темнеет.

повествовательное

восклицательное

!

Как рано темнеет сейчас!

Вопросительное

невосклицательное

?

Почему ты опоздал?

Вопросительное

восклицательное

?!

Разве можно опаздывать?!

побудительное

невосклицательное

.

Говори громче.

побудительное

восклицательное

!

Говори громче!

Вопрос часто оформляется вопросительными частицами (неужели, разве, ли) и вопросительными местоимениями (кто, что, какой, где, куда, откуда, почему и др.). Вопросительные частицы не являются членами предложения, а вопросительные местоимения выполняют роль членов предложения.

Восклицательными чаще бывают простые предложения, хотя встречаются и сложные восклицательные предложения: Каким прекрасным мог быть мир, земля, со всей ее природой, если бы человек лелеял ее! (Д. Гранин)

В начале повествовательных восклицательных предложений часто употребляются частицы как, какой, что за и др. и междометия: Ну что за шейка! Что за глазки!; Ах, какая прелесть!

Вопросительные предложения, которые не требую ответа, т. к. содержат в себе скрытое утверждение или отрицание, называются риторическими вопросами.

Кто может проникнуть в тайны чужих мыслей? (В. Катаев) (Никто не может проникнуть в тайны чужих мыслей).

Риторические вопросы обладают большой выразительностью, эмоциональностью. Они употребляются в художественной речи как яркое стилистическое средство. Риторические вопросы часто ставятся для того, чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению.

В конце риторических вопросов на письме ставится вопросительный знак, допустим восклицательный (иногда ставится и вопросительный и восклицательный знак):

Кто из нас не ошибается? На ошибках учимся. (М. Бубеннов)

Кто знает мрак души людской, ее восторги и печали?! (Н. Гумилев)

Риторический вопрос – поэтический оборот, в котором эмоциональная значимость высказывания подчеркивается вопросительной формой, хотя на этот вопрос ответа не требуется.

По смыслу риторический вопрос равен повествовательному предложению со значением утверждения (реже – отрицания).

Риторический вопрос строится:

• при помощи вопросительных местоимений и наречий:

Где еще есть на земле, как у нас,

В золоте реки, в рябинах озера?

(А. Яшин)

• при помощи восклицательных частиц

Как не любить мне эту землю! (В. Лазарев)

• при помощи вопросительных частиц:

Разве в этом кто-то виноват,

Что с деревьев листья улетели!

(Н. Рубцов)

Темы 55 – 56. Фигуры речи (многосоюзие, бессоюзие, парцелляция, анафора, эпифора). Сложное предложение. Сложное синтаксическое целое. Период.

studfiles.net