Откуда выражение «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»? Какие сказки начинаются со слов скоро сказка сказывается


Составь таблицу сказочных зачинов.Назови сказки. Жить-пож... -reshimne.ru

Присказка - это предисловие к сказке, прибаутка, побасёнка. Её назначение - эмоционально подготовить слушателя или читателя к восприятию сказки, погрузить в сказочный мир. Часто в ней есть такие слова: "это только присказка - сказка впереди!"Зачин - это собственно само начало сказки, неторопливое и напевное: здесь сообщается о месте и времени действия, происходит знакомство с героями, создаётся интрига. Исследователи подсчитали, что традиционный зачин "Жили-были.." присутствует в 36% сказок - это и волшебные, и бытовые сказки, и сказки о животных. В волшебных сказках зачин, как правило, более развёрнутый, чем у других.Присказка - это необязательный компонент сказки, а вот без зачина сказки быть не может.Жить поживать,Весёлым пирком,Скоро сказка сказывается,да не скоро дело делается -это не зачины. Мудрая девочка - название сказкиа вот зачины:1. Ехал однажды мужик с базара домой - Мудрая девушка   2 Жили-были – на эти слова начинается множество сказок, напр, Как курочка петушка спасла Жили-были курочка и петушок. Маша и медведь Жили-были дедушка да бабушка. Колобок Жили-были старик со старухой   3. В некотором царстве, в некотором государстве – на эти слова тоже начинается много сказок: Сказка о молодильных яблоках и живой воде В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь  Золотой конь В некотором царстве, в некотором государстве жил старик со старухой Волшебное колечко В некотором царстве, в некотором государстве жил да был старик со старухой 4. В тридевятом царстве, тридевятом государстве – Та же картина –много сказок Сказка о Золотом Петушке. Негде, в тридевятом царстве, В тридесятом государстве, Жил-был славный царь Дадон 

reshimne.ru

Докучные сказки и присказки для школьников

Как многолика сказка! И между тем этот фольклорный жанр делится еще на несколько групп, в одной из которых находятся присказки и докучные сказки. Это шуточные фольклор для детей. Сказка не ради сказки, а ради забавы. Короткие, без основного действия и завершения, эти произведения народного творчества созданы, чтобы рассмешить, запутать маленького слушателя. Неожиданный обман раскрывается после первых двух строчек сказки, многочисленные повторы и вот уже у детей крик недовольства или веселый смех. Ага, надули!

Докучные сказки

Докучные сказки можно поставить на одну ступеньку с потешками и прибаутками. Этими коротенькими сказочками по мнению В. Проппа, рассказчик хотел угомонить детей, которые бесконечно просили рассказывать сказки. И неудивительно докучные сказки коротки и вместе с тем бесконечны: "... начинай читать сначала...".

Часто это смешное короткое повествование, смахивает слезы обиды на глазах ребенка от того, что сказку ему не хотят рассказывать. Дети быстро запоминают докучные сказки и с удовольствием повторяют их.

 

В некотором царстве, В некотором государстве Жил-был царь, у царя был сад, В саду был пруд, в пруды был рак… Кто слушал – тот дурак.

Хочешь сказку про лису? Она в лесу.

На улице лето, под окошком – лавка, В лавке елец – сказке конец!

Жил-был старик, у старика был колодец, а в колодце том елец; тут и сказочке конец.

Был себе царь Додон. Построил он костяной дом. Набрал со всего царства костей. Стали мочить – перемочили, Стали сушить – кости пересохли. Опять намочили. А когда намокнут – тогда доскажу!

Жил был царь, у царя был двор, На дворе был кол, на колу - мочало; не сказать ли сказку сначала?

Плавал и плавал у плотины карась… Сказка моя уже началась. Плавал и плавал карась у плотины… Сказка рассказана до половины. Поймал бы я Вам за хвост карася… Да жаль, что сказка рассказана вся

Расскажу я Вам сказку про белого бычка ... Вот и сказка вся!

- Рассказать ли тебе докучную сказочку? - Расскажи! -Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи… - Рассказать ли тебе докучную сказочку? -Не надо. - Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо… - Рассказать ли тебе докучную сказочку? (и так далее)

- Рассказать сказку про гуся ? - Расскажи. - А она уже уся.

- Рассказать сказку про утку? - Расскажи. - А она ушла в будку.

Присказки

Присказка - она же в народе побасенка, присказулька - повторяется во многих сказках, и следует до зачина основного повествования. Часто присказка не связана с основным текстом сказки. Она как бы предвосхищает, готовит слушателей, открывает оконце в мир сказочного действа. Русскую присказку легко узнать. Это повторяющиеся во многих сказках 2-3 предложения. "Жили, были..." и т.п.

Иногда народная присказка становится нарицательной и при этом она располагается в основном повествовании: "Сивка бурка вещая каурка", "по локоть в золоте, по колено в серебре", "...повернись ко мне передом, к лесу задом".

Удивительно, но присказка может располагаться и в конце сказки. Тогда она завершает сказание и ребенок, слушающий или читающий, понимает, что сюжет повествования выдуман "...и я там был, мед пиво пил...", "...по усам текло, в рот не попало..". Часто эти последние строчки вынуждают детишек посмеяться: "...синь кафтан, а мне казалось скинь кафтан...". Иногда сказка заканчивается пословицей и подводит итог или выявляет мораль сказки.

Присказки

Сказка от начала начинается, до конца читается, середке не перебивается. Чур, мою сказку не перебивать; а кто ее перебьет, тот трех дней не проживет (тому змея в горло заползет). На море океане, на острове Буяне. Это присказка - не сказка, сказка будет впереди. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. В некотором царстве, в некоем государстве. В тридесятом царстве. За тридевять земель, в тридесятом государстве. Под темными лесами, под ходячими облаками, под частыми звездами, под красным солнышком. Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой! Полымя из ноздрей, пар (дым) из ушей. Огнем дышит, полымем пышет. Хвостом след устилает, долы и горы промеж ног пускает. С молодецкого посвисту пыль столбом. Конь копытом бьет, удила грызет. Тише воды, ниже травы. Слышно, как трава растет. Растет не по дням, по часам, как пшеничное тесто на опаре киснет. Во лбу светел месяц, в затылке часты звезды. Конь бежит, земля дрожит, из ушей полымя пышет, из ноздрей дым столбом (или: полымя из ноздрей, дым из ноздрей). По локоть в красном золоте, по колени ноги в чистом серебре. Облачается небесами, подпоясывается зорями, застегивается звездами. Утка крякнула, берега звякнули, море взболталось, вода всколыхалась. Избушка, избушка на курьих ножках, повернись к лесу задом, ко мне передом! Стань, белая береза, у меня назади, а красна девица напереди! Стань передо мной, как лист перед травой! Ясни, ясни на небе, мерзни, мерзни, волчий хвост. Ни словами (ни в сказке) сказать, ни пером описать. Из сказки (из песни) слово не выкидывается. Не за былью и сказка гоняется. Полетела птица синица за тридевять земель, за си: море-окиян, в тридесято царство, в тридевято государство. Берега кисельные, реки сытовые (молочные). На поле-поляне, на высоком кургане. В чистом поле, в широком раздолье, за темны лесами, за зелеными лугами, за быстрыми реками, крутыми берегами. Под светлым месяцем, под белыми облаками, и частыми звездами и пр. Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли. На море, на окияне, на острове на буяне стоит бык печеный: в заду чеснок толченый, с одного боку-то режь, а с другого макай да ешь. На море, на окияне, на острове на буяне лежит бел горюч камень алатырь. Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли. Не сизый орел, не ясный сокол подымается... Не лебедь белая (серая) выплывала... Не белы снеги в чистом поле забелелись... | Не черны леса дремучие чернеются... Что не пыль-поле подымается... Не туман сизый с раздолу под мается... Свистнул, гаркнул, молодецким посвистом, богатырским покриком. Вправо поедешь (по раздорожью) — коня потеряешь; влево поедешь самому живу не быть. Доселе русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а ныне русский дух в очью является. За белы руки принимали, за столы белодубовы сажали, за скатерти браные, за яства сахарные, за питья медвяные. Чудо-юдо, мосальская губа. Мертвой и живой воды добыть. Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает.

Я там был, пиво пил; пиво-то по усу текло, да в рот не попало. Стали жить поживать, и теперь живут, хлеб жуют. Стали жить поживать, ума наживать, а лиха избывать. Я сам там был, мед и пиво пил, по усам текло, в не попало, на душе пьяно и сытно стало. Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка. Жил-был царь овес, он все сказки унес. Я там был, вместе уху хлебал, по усу текло, а в рот не попало. Стал по-старому поживать, лиха не знать. Подали белужины - остался не ужинавши. Стал жить да бывать, хлеб жевать. Когда насыплет (доскачет, доживет), тогда и дальше скажу, а пока мочи нет. На том пиру и я был, мед-вино пил, по усам текло, да в рот не попало; тут меня угощали: отняли лоханку от быка да налили молока; потом дали калача, в ту ж лоханку помоча. Я не пил, не ел, вздумал утираться, со мной стали драться; я надел колпак, стали в шею толкать! Я там обедал. мед пил, а уж какая была капуста - ино теперь в роте пусто. Вот вам и сказка, а мне бубликов связка.

Присказки и докучные сказки для детей очень интересны. Они не просто занимают ребенка, но и позволяют тренировать память, развивать фантазию, но и делают мир детства шире и интереснее.

gamejulia.ru

Присказки в русских народных сказках.

Присказки

Сказка от начала начинается, до конца читается, середке не перебивается.Чур, мою сказку не перебивать; а кто ее перебьет, тот трех дней не проживет (тому змея в горло заползет).На море океане, на острове Буяне.Это присказка - не сказка, сказка будет впереди.Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.В некотором царстве, в некоем государстве.В тридесятом царстве.За тридевять земель, в тридесятом государстве.Под темными лесами, под ходячими облаками, под частыми звездами, под красным солнышком.Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!Полымя из ноздрей, пар (дым) из ушей.Огнем дышит, полымем пышет.Хвостом след устилает, долы и горы промеж ног пускает.С молодецкого посвисту пыль столбом.Конь копытом бьет, удила грызет.Тише воды, ниже травы. Слышно, как трава растет.Растет не по дням, по часам, как пшеничное тесто на опаре киснет.Во лбу светел месяц, в затылке часты звезды.Конь бежит, земля дрожит, из ушей полымя пышет, из ноздрей дым столбом (или: полымя из ноздрей, дым из ноздрей).По локоть в красном золоте, по колени ноги в чистом серебре.Облачается небесами, подпоясывается зорями, застегивается звездами.Утка крякнула, берега звякнули, море взболталось, вода всколыхалась.Избушка, избушка на курьих ножках, повернись к лесу задом, ко мне передом!Стань, белая береза, у меня назади, а красна девица напереди!Стань передо мной, как лист перед травой!Ясни, ясни на небе, мерзни, мерзни, волчий хвост.Ни словами (ни в сказке) сказать, ни пером описать.Из сказки (из песни) слово не выкидывается.Не за былью и сказка гоняется.Полетела птица синица за тридевять земель, за си: море-окиян, в тридесято царство, в тридевято государство.Берега кисельные, реки сытовые (молочные).На поле-поляне, на высоком кургане.В чистом поле, в широком раздолье, за темны лесами, за зелеными лугами, за быстрыми реками, крутыми берегами.Под светлым месяцем, под белыми облаками, и частыми звездами и пр.Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли.На море, на окияне, на острове на буяне стоит бык печеный: в заду чеснок толченый, с одного боку-то режь, а с другого макай да ешь.На море, на окияне, на острове на буяне лежит бел горюч камень алатырь.Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли.Не сизый орел, не ясный сокол подымается...Не лебедь белая (серая) выплывала...Не белы снеги в чистом поле забелелись... |Не черны леса дремучие чернеются...Что не пыль-поле подымается...Не туман сизый с раздолу под мается...Свистнул, гаркнул, молодецким посвистом, богатырским покриком.Вправо поедешь (по раздорожью) — коня потеряешь; влево поедешь самому живу не быть.Доселе русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а ныне русский дух в очью является.За белы руки принимали, за столы белодубовы сажали, за скатерти браные, за яства сахарные, за питья медвяные.Чудо-юдо, мосальская губа.Мертвой и живой воды добыть.Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает.

Я там был, пиво пил; пиво-то по усу текло, да в рот не попало.Стали жить поживать, и теперь живут, хлеб жуют.Стали жить поживать, ума наживать, а лиха избывать.Я сам там был, мед и пиво пил, по усам текло, в не попало, на душе пьяно и сытно стало.Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка.Жил-был царь овес, он все сказки унес.Я там был, вместе уху хлебал, по усу текло, а в рот не попало.Стал по-старому поживать, лиха не знать.Подали белужины - остался не ужинавши.Стал жить да бывать, хлеб жевать.Когда насыплет (доскачет, доживет), тогда и дальше скажу, а пока мочи нет.На том пиру и я был, мед-вино пил, по усам текло, да в рот не попало; тут меня угощали: отняли лоханку от быка да налили молока; потом дали калача, в ту ж лоханку помоча. Я не пил, не ел, вздумал утираться, со мной стали драться; я надел колпак, стали в шею толкать!Я там обедал. мед пил, а уж какая была капуста - ино теперь в роте пусто.Вот вам и сказка, а мне бубликов связка.

Начало формы

Журавль и цапля

Русская народная сказка

Летела сова - веселая голова. Вот она летала, летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела - летала, летала и села, хвостиком повертела да по сторонам посмотрела и опять полетела - летала, летала...

Это присказка, а сказка вот какая. Жили-были на болоте журавль да цапля. Построили они себе по концам избушки.

Журавлю стало скучно жить одному, и задумал он жениться.

- Дай пойду посватаюсь к цапле!

Пошел журавль, - тяп-тяп! - семь верст болото месил.

Приходит и говорит:

- Дома ли цапля?

- Дома.

- Выдь за меня замуж!

- Нет, журавль, не пойду за тебя замуж: у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то тебе меня нечем! Ступай прочь, долговязый!

Пошел журавль домой несолоно хлебавши. Цапля после раздумалась:

"Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля".

Приходит к журавлю и говорит:

- Журавль, возьми меня замуж!

- Нет, цапля, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не возьму тебя замуж. Убирайся.

Цапля заплакала со стыда и воротилась домой. Ушла цапля, а журавль раздумался:

"Напрасно не взял за себя цаплю! Ведь одному-то скучно".

Приходит и говорит:

- Цапля! Я вздумал на тебе жениться, пойди за меня!

- Нет, журавль, не пойду за тебя замуж!

Пошел журавль домой. Тут цапля раздумалась:

"Зачем отказала? Что одной-то жить? Лучше за журавля пойду".

Приходит она свататься, а журавль не хочет. Вот так-то и ходят они по сию пору один к другому свататься, да никак не женятся.

kopilkaurokov.ru

С каких слов начинаются сказки?

  • quot;Жил да был...quot; чаще всего, но у старых сказок. А могут сказки начинаться и по другому. Какая писателю сказочнику в голову идея придт, так и начинает. Например, quot;В старые годы у одного царя было три сына...quot;, или quot;За кладбищем при храме Сцанийи...quot;, или quot;Случилось это давным-давно.quot; Но больше вс же quot;Жили да были...quot;, так видать проще. А почитать сказки и проверить, как они начинаются можно здесь

  • Сказки народного происхождения чаще всего начинаются с фраз quot;Жили были дед и бабаquot;, quot;жил был старик со старухойquot;, quot;в некотором царстве в некотором государствеquot;, quot;давным давноquot;. Обычно имен у деда и бабы и старика и старухи нет, а также не называют название страны или города, и не указывают как давно (давным давно, а когда именно).

    Все-таки душа русского человека - загадка.

  • Сказки обычно начинаются в похожем стиле.

    Например бывают такие начала сказок:

    Жили были...

    В некотором царстве.. государстве.

    Давным давно, когда ещ ...

    В одном маленьком городке/государстве/деревушке

    Когда я был маленьким, мне рассказали такую историю...

  • Чаще всего сказки начинаются словами quot;жили-былиquot;, quot;в некотором царстве,в некотором государствеquot;.

  • Самое распространенное начало русской сказки, жили-были, в некотором царстве, в некотором государстве, давным давно.

  • Жили-были... старик со старухой

    В одной деревне....

    В одном городе...

    Однажды случилось...

    Жил-был принц...

    Много лет назад...

    Когда твой дедушка был еще маленький...

    Когда тебя еще не было...

    Давным-давно...

  • Если говорить о русскоязычных сказках, то они чаще начинаются со слов -

    1. Вариант - Жили были дед и баба...
    2. Вариант - Жили были старик со старухой...
    3. Вариант - В некотором царстве, в некотором государстве...
    4. Вариант - Много-много лет назад...
  • Когда солнце спряталось за тучи и вот вот начнется дождь,поднялся ветер....

    В те далекие времена,когда транспортом служили гужевые повозки....

    Когда пароход издал прощальный гудок,из глаз хлынули слезы......

    Воздушный шар нас поднимал все выше и выше,на душе становилось радостно....

    В городе н-ске все ходили медленно,старательно обходили лужи....

    Собрались как то раз друзья на охоту,зашли в лес,а там....

    Ему немного было всего н-цать лет,но богатырь на всю округу готовился в дорогу....

  • info-4all.ru

    Русские народные присказки | Я русский

    • Это пока не сказка, а присказка; ведь присказка перед сказкой, что верста торчит в дороге полосатая; без нее не узнаешь далеко ли прошел и длинен ли еще путь остается.
    • Засказывается сказка, разливается по печи кашка; сквозь печь капнуло, в горшок ляпнуло; течи, потечи, идет добрый молодец из-за печи на свинье в седле, топором подпоясался, ноги за поясом: квашня старуху месит. Я ей сказал: спорынья в старуху! — она как схватит из-за лопаты печь, меня печью хлесь; я побежал, через портки приступок и изорвал.
    • Чур, мою сказку не перебивать; а кто ее перебьет, тот трех дней не проживет (тому змея в горло заползет).
    • Я сам там был, мед и пиво пил, по усам текло, a в рот не попало, на душе пьяно и сыто стало.
    • Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается.
    • Не сизый орел, не ясный сокол подымается… не лебедь белая (серая) выплывала… не белы снеги в чистом поле забелелись… не черны леса дремучие чернеются… что не пыль в поле подымается… не туман сизый с раздолу подымается…
    • Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
    • Полетела птица синица за тридевять земель, за синее море-окиян, в тридесятое царство, в тридевятое государство.
    • На море, на окияне, на острове на Буяне, стоит Бык печеный: в заду чеснок толченый, с одного боку-то режь, а с другого — макай да ешь.
    • Доселе русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а ныне русский дух воочию является.
    • Мертвой водой окропить — плоть и мясо срастаются; живой водой окропить — мертвый оживает.
    • Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка.
    • Растет не по дням, по часам, как пшеничное тесто на опаре киснет.
    • Облачается небесами, подпоясывается зарями, застилается звездами.
    • Сивка бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой.
    • Тише воды, ниже травы. Слышно как трава растет.
    • Огнем дышет, полымем пышет. Полымя из ноздрей, пар (дым) из ушей.
    • С молодецкаго посвисту пыль столбом.
    • Во лбу светел месяц, в затылке часты звезды.
    • Хвостом след устилает, долы и горы промеж ног пускает.
    • Конь бежит, земля дрожит, из ушей полымя пышет, из ноздрей дым столбом (или полымя из ноздрей, дым из ноздрей).
    • Конь копытом бьет, удила грызет.
    • Под темными лесами, под ходячими облаками, под частыми звездами, под красным солнышком.
    • Попрыски (след) молодецкие, ископыт (комья из-под копыт) багатырская.
    • Из милости траву-мураву досягает.
    • Утка крякнула, берега звякнули, море взболталось, вода всколыхалась.
    • По локоть в красном золоте, по колени ноги в чистом серебре.
    • Небылица в лицах.
    • Не за былью и сказка гоняется.
    • Чур мою сказку не перебивать; а кто ее перебьет, тот трех дней не проживет (тому змея в горло заползет).
    • Из сказки (из песни) слово не выкидывается.
    • Избушка, избушка на курьих ножках: повернись к лесу задом, ко мне передом!
    • Стань передо мной как лист перед травой!
    • Я сам там был, мед и пиво пил, по усам текло, а в рот не попало, на душе пьяно и сытно стало.
    • Стань, белая береза, у меня назади, а красна девица напереди!
    • Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка.
    • Ясни, ясни на небе, мерзни, мерзни, волчий хвост.
    • Жил-был царь овес, он все сказки унес.
    • Сказка от начала начинается. До конца читается, в середке не перебивается.
    • Ни словами (ни в сказке) сказать, ни пером написать.
    • Не сизый орел, не ясный сокол подымается… Не лебедь белая (серая) выплывала… Не белы снеги в чистом поле забелились… Не черны леса дремучие чернеются… Что не пыль в поле подымается… Не туман сизый с раздолу подымается…
    • Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
    • В некотором царстве, в некотором государстве.
    • В тридесятом царстве, за тридевять земель, в тридесятом государстве.
    • Полетела птица синица за тридевять земель, за сине море-окиян, в тридесято царство, в тридевято государство.
    • На море, на окияне, на острове на Буяне, лежит бел-горюч камень Алатырь.
    • Свистнул, гаркнул, молодецким посвистом, богатырским покриком.
    • Берега кисельные, реки сытовыя (молочныя).
    • На море, на окияне, на острове на Буяне, стоит бык печеный: в заду чеснок толченый, с одного боку-то режь, а с другаго мокай да ешь.
    • На поле — поляне, на высоком кургане.
    • Под светлым месяцем, под белыми облаками, под частыми звездами и пр.
    • Шапка-невидимка. Сапоги-самоходы. Скатерть-хлебосолка. Сума — дай пить и есть. Коврик — самолет и пр.
    • В чистом поле, в широком раздолье, за темными лесами, за зелеными лугами, за быстрыми реками, за крутыми берегами.
    • Гусли самогуды: сами заводятся, сами играют, сами пляшут, сами песни поют.
    • Вправо поедешь (по раздорожью) — коня потеряешь, влево поедешь — самому живу не быть.
    • Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает.
    • Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли.
    • Чудо-юдо, мосальская губа.
    • Доселе русскаго духа слыхом не слыхано, видом не видано, а ныне русский дух в очью является.
    • Мертвой и живой воды добыть.
    • Мальчик-с-пальчик. Девочка-снегурочка. Девчурка-снегурка.
    • За белы руки принимали, за столы белодубовы сажали, за скатерти бранныя, за явства сахарныя, за питья медовыя.
    • Семи пядей во лбу. Промежь глаз калена стрела укладывается.
    • Мертвой водой окропить — плоть и мясо сростаются; живой водой окропить — мертвый оживает.
    • Меч кладенец. Калена стрела. Тугой лук. Копье булатное мерзамецкое.
    • Свинка — золотая щетинка. Конек горбунок. Сивка бурка, вещий каурка. Змей-горыныч.

    Материал создан: 01.12.2014

    комментарии к статье

    iamruss.ru

    Откуда выражение "скоро сказка сказывается. да не скоро дело делаетя"?

    «Скоро сказка сказывается….»

    Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается — пословица, народная мудрость. Легче, проще сказать, чем сделать.Жизнь: становление, развитие, любовь, разлука, достижения, ошибки, борьба, победы, поражения — годы. Краткая биография на одном листке, тонкая папочка личного дела, резюме, а чаще всего лишь чёрточка между датами рождения и кончины — сказка о жизни.

    Призрачно всё в этом мире бушующемЕсть только миг, за него и держисьЕсть только миг между прошлым и будущимИменно он называется жизнь (поэт Л. Дербенёв)

    Но и иной смысл поговорки: тише едешь — дальше будешь, поспешишь — людей насмешишь, торопливость хороша при ловле блох

    Аналоги поговорки «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»

    • Топором вороху не вывеешь
    • Поспешать — за зайцем гнать
    • Наскоро делать — переделывать
    • Не переведя дух, дальше ворот не добежишь
    • Прытко бегают, так часто падают
    • Тихий воз будет на горе
    • Который конь скоро бежит, тот доле стоит
    • Мало-помалу птичка гнездо свивает
    • Сзади идешь — больше найдешь
    • Был такой, что торопился, да скоро умер
    • Скоро шары перекатываются, не скоро королька подбивают
    • Дай отсрочку — будет дело в точку
    • На хотенье — есть терпенье

    Использование пословицы в литературе

      — «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; водят их, водят, волочат их, волочат, а они ещё и рады этому волоченью, того только им и надобно» (А. Н. Островский «Гроза»)— «Долго ли, много ли он собирался, я не знаю и не ведаю: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается« (С. Т. Аксаков «Aленький цветочек»)— «в два часа ночи на Петроградской стороне на шестом этаже спящего городского дома, о том, что для пишущего человека народная мудрость: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» ― вовсе даже и не верна» (Виктор Конецкий «Вчерашние заботы»)— «В этом японском, по преимуществу тридесятом государстве можно еще оправдываться и тем, что «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» (И. А. Гончаров «Фрегат «Паллада»)— «Пословица говорит правду, что скоро сказка сказывается, а не скоро дело делается, так точно и с нашею повестью: было уже почти два месяца, как Глинский вступил под гостеприимный кров маркиза, как он дышал очарованною атмосферою, которая окружала милую графиню Эмилию и которая глубже и глубже проникала в состав его» (Н. А. Бестужев «Русский в Париже 1814 года»)

    Применение поговорки в русских народных сказках

      *** «И так он шел путем-дорогою, близко ли, далеко ли, долго ли, коротко ли — не скоро дело делается, а скоро сказка сказывается» (Сказка о Климке)*** «Шел он путем-дорогою, долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли, не скоро дело делается, а скоро сказка сказывается» (Сказка о старушке и ее сыне)*** «И так ехали они, долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли, скоро сказка сказывается, а не скоро дело делается» (Сказка о Иване-богатыре, мужицком сыне)*** «Конь осержался, от земли отделялся, подымался выше лесу стоячего, ниже облака ходячего, долы и горы меж ног пропускал, а маленькие речки хвостом застилал, и ехал путем-дорогою, долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли, скоро сказка сказывается, а не скоро дело делается» (Сказка о Иване-царевиче)*** «Иван-богатырь пошел от нее весьма печален, и шел он путем-дорогою, долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли, скоро сказка сказывается, а не скоро дело делается» (Сказка о лягушке и богатыре»)

    Ещё статьи

    chtooznachaet.ru

    Лучшие присказки в сказках Пушкина

    Сказки – это то, что помогает не только развить фантазию у ребенка, но и расширить его внутренний мир, сделать его ярким, увлекательным и полным приключений. Благодаря им малыши познают понятия добра и зла, обретают стремление стать похожими на любимого героя.

    Каждую сказку обычно предваряют присказки. В произведениях Пушкина они также присутствуют.

    Понятие присказки

    Так как сказки относятся к детскому фольклору, то и подход к их рассказу должен быть соответствующим. Чтобы ребенок обратил внимание на повествующего, его необходимо заинтриговать и заинтересовать. Именно поэтому русские сказочники применяли так называемые присказки, предваряющие начало истории.

    Вступление к сказке не связано с ее содержанием, но при этом объясняет, где или с кем происходят события. Например, «жил был царь», «в некотором царстве, в тридесятом государстве» и другие. Также присказка могла стать окончанием повествования, как бы подводя итог события или рассказывая о самом сказочнике.

    Присказки в сказках Пушкина не случайны, так как он любил этот вид народного фольклора и знал с детства благодаря своей няне – Арине Родионовне.

    Пушкин и сказки

    В основе сказок поэта лежат русские народные сказания, которые он с удовольствием слушал и записывал. Например, в сюжете сказки о Балде, написанной в имении Болдино, лежит рассказ, услышанный и записанный в селе Михайловском.

    Не только русские сказки повлияли на творчество поэта. Содержание «Сказки о рыбаке и рыбке» «списано» с предания из немецкого фольклора, а сюжет «О мертвой царевне» похож на произведение братьев Гримм о Белоснежке.

    «Легенда об арабском звездочете» стала толчком для создания «Сказки о золотом петушке». Зная, как устроен фольклор, можно сделать вывод, что присказки в сказках Пушкина не случайны.

    «Сказка о золотом петушке»

    Это поучительное стихотворное изложение старинной легенды учит детей, что нужно держать данное обещание. Присказки в сказках Пушкина, примеры которых присутствуют как в начале, так и конце его произведений, привносят в них приемы стародавних сказителей.

    В начале они привлекают к сюжету. В «Сказке о золотом петушке» вступление звучит так: «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был славный царь Дадон». Этот прием принят у большинства сказочников, что говорит о его значимости и эффективности.

    Присказки в сказках Пушкина, примеры которых можно найти и в конце произведения, также ярко выражены в данном сюжете: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

    В некотором значении «послесловие» в данном примере больше похоже на вывод после поучительной басни. В каком-то смысле эта работа Пушкина действительно больше похожа на ценный урок.

    «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила»

    В понятие «присказки» в сказках Пушкина о царе Салтане попадают две вступительные строчки о вечерней работе трех сестер возле окна. После этого сюжет может пойти по любой линии, но интрига уже есть, теперь ее нужно только развить. После такого на первый взгляд заурядного начала поэт создает по-настоящему захватывающий рассказ, во время которого дети переживают приключение и следуют за своими героями, которым грозят и опасность, и разочарование, и страх потери близкого человека. Но все же их ждет счастливый финал.

    Как и в большинстве фольклорных произведений, присказки в сказках Пушкина в конце повествования кратки и лаконичны: «Я там был, мед, пиво пил», а окончание фразы зависит от того, есть у рассказчика усы или нет.

    Поэма «Руслан и Людмила» значительно отличается от сказок автора, так его вступление в данном случае достаточно длинное и подробное, хотя не имеющее к содержанию никакого отношения.

    Обычно присказки в сказках Пушкина умещаются в 2-4 строчки, когда здесь это отдельное стихотворение, больше известное как «У Лукоморья дуб зеленый». Повествуя в нем о месте событий, поэт создает увлекательный мир, в который захочет попасть каждый ребенок.

    Присказкой первой и последней глав этой поэмы являются одинаковые слова: «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». Таким образом, Пушкин как бы является не автором, а всего лишь пересказчиком событий, произошедших в глубокой древности и дошедших до нашего времени в виде легенды.

    fb.ru