Моцарт и заблуждения связанные с его именем. Какие произведения написал моцарт


Какие оперы написал Моцарт? 5 самых известных опер

Моцарт за свою недолгую жизнь создал огромное количество самых разных музыкальных произведений, но именно оперы он сам считал важнейшими в своём творчестве. Всего он написал 21 оперу, причем самую первую – «Аполлон и Гиацинт» – в возрасте 10 лет, а самые значительные произведения пришлись на последнее десятилетие его жизни. Сюжеты в основном соответствуют вкусам того времени, в них изображены античные герои (оперы-сериа) или, как в опере-буффа, изобретательные и лукавые персонажи.

Истинно культурный человек просто обязан знать, какие оперы написал Моцарт, или хотя бы самые известные из них.

«Свадьба Фигаро»

Одна из самых известных опер – «Свадьба Фигаро», написанная в 1786 г. по пьесе Бомарше. Сюжет прост – предстоит свадьба Фигаро и Сюзанны, но в Сюзанну влюблён граф Альмавива, стремящийся любой ценой добиться её благосклонности. Вокруг этого и строится вся интрига. Заявленная как опера-буффа, «Женитьба Фигаро», однако, вышла за рамки жанра благодаря сложности персонажей, их индивидуальности, создаваемых музыкой. Таким образом, создается комедия характеров – новый жанр.

«Дон Жуан»

В 1787 г. Моцарт пишет оперу «Дон Жуан» по мотивам средневековой испанской легенды. По жанру – это опера-буффа, сам же Моцарт определяет её как «весёлая драма». Дон Жуан, пытаясь соблазнить донну Анну, убивает её отца Командора и скрывается. После целого ряда приключений и переодеваний Дон Жуан приглашает статую убитого им Командора на бал. И Командор является. Как грозное орудие возмездия, он увлекает распутника в ад…

Порок наказан, как того требовали законы классицизма. Однако, моцартовский Дон Жуан не просто отрицательный герой, он привлекает зрителя своим оптимизмом и отвагой. Моцарт выходит за рамки жанра и создает психологическую музыкальную драму, по накалу страстей близкую к Шекспиру.

«Так поступают все»

Опера-буффа «Так поступают все» в 1789 г. была заказана Моцарту императором Иосифом. В основе её лежит реальная история, случившаяся при дворе. По сюжету двое молодых людей, Феррандо и Гульельмо решают убедиться в верности своих невест и являются к ним в переодетом виде. Некий дон Альфонсо подстрекает их, утверждая, что в мире нет такого понятия, как женская верность. И оказывается прав…

В этой опере Моцарт придерживается традиционного жанра буффа, музыка её полна лёгкости и изящества. К сожалению, при жизни композитора «Так поступают все» не была оценена по достоинству, но уже в начале 19-го века её стали исполнять на крупнейших оперных сценах.

«Милосердие Тита»

«Милосердие Тита» Моцарт пишет к восшествию на трон чешского императора Леопольда II в 1791 г. В качестве либретто ему был предложен весьма примитивный текст с банальным сюжетом, но какую оперу написал Моцарт!

Замечательное произведение с возвышенной и благородной музыкой. В центре внимания – римский император Тит Флавий Веспасиан. Он раскрывает заговор против собственной особы, но находит в себе великодушие простить заговорщиков. Такая тема лучше всего подходила для коронационных торжеств, и Моцарт блестяще справился с задачей.

«Волшебная флейта»

В тот же год Моцарт пишет оперу в немецком национальном жанре зингшпиля, который особенно его привлекал. Это «Волшебная флейта» на либретто Э. Шиканедера. Сюжет изобилует волшебством и чудесами и отражает извечную борьбу добра и зла.

Волшебник Зарастро похищает дочь Царицы Ночи, и та посылает юношу Тамино на её поиски. Он находит девушку, но оказывается, что Зарастро находится на стороне добра, а Царица Ночи – воплощение зла. Тамино успешно проходит все испытания и получает руку возлюбленной. Опера была поставлена в Вене в 1791 г. и имела огромный успех благодаря великолепной музыке Моцарта.

Кто знает, сколько бы еще великих произведений создал, какие оперы написал Моцарт, если бы судьба подарила ему ещё хотя бы несколько лет жизни. Но и то, что он сумел сделать за свою недолгую жизнь, по праву принадлежит к сокровищам мировой музыки.

Автор – Елена Васильева

music-education.ru

Моцарт – жизнь и произведения

Жизнь Моцарта

Вольфганг Амадей Моцарт – великий немецкий композитор, родился 27 января 1756 в Зальцбурге, умер 5 декабря 1791 в Вене.

Описание юности Моцарта изобилует подробностями, каких мы не встречаем в жизнеописаниях других композиторов. Его музыкальное дарование выказалось так рано и так ярко, что невольно обратило на себя внимание. Известно, например, по свидетельству придворного трубача Шахтнера и Анны Марии Моцарт, что четырех лет от роду Моцарт уже написал концерт и что он не мог слышать звука трубы без физического раздражения. В 1761 пятилетним ребенком он принимал участие в хоре при исполнении в зальцбургском университете Liederspiel Эбepлинa «Сигизмунд, король венгерский».

Портрет Моцарта. Художник И. Г. Эдлингер, ок. 1790

 

В 1762 шестилетний Моцарт, со своей одиннадцатилетней сестрой, отправились под эгидой отца в концертное путешествие сперва в Мюнхен, а затем в Вену. Далее общеизвестны рассказы о том, как он своей великолепной игрой на органе привел в восхищение монахов монастыря Ипс, а совершенною игрой на фортепиано – принцесс и в особенности Марию-Антуанетту. Упоминается также о том, что в честь чудесного ребенка написано было много прекрасных стихотворений. Успех этого путешествия побудил отца предпринять в следующем году новое – в Париж. При этом по пути были сделаны остановки, при посещении княжеских дворов, резиденций и проч. В Майнце и Франкфурте они дали выдающиеся по успеху концерты, посетили Кобленц, Ахен и Брюссель, и наконец, 18 ноября 1763 прибыли в Париж. Здесь они встретили себе покровительство барона Гримма, играли при королевском дворе, перед маркизой Помпадур и дали с блестящим успехом два собственных концерта. В Париже впервые появились в печати четыре скрипичные сонаты малолетнего Моцарта, из коих две были посвящены принцессе Виктории французской и две графине Тессе. Отсюда они отправились в Лондон, где играли при королевском дворе и где капельмейстер И. К. Бах, сын Иоганна Себастьяна, исполнил несколько вещиц Моцарта.

 

 

В этот период времени искусство Моцарта в импровизации, транспонировании на самые отдаленные строи, сопровождение с листа было решительно непостижимо. В Англии он написал еще шесть скрипичных сонат, посвященных королеве Софии-Шарлотте; здесь же, под его управлением, были исполнены написанные им маленькие симфонии. Из Лондона отправились они в Гаагу, по приглашению принцессы Нассауской, которой Моцарт посвятил следующие шесть сонат. В Лилле Моцарт сильно заболел почти одновременно с сестрой Марианной и оба пролежали в Гааге около четырех месяцев, к великому отчаянию отца. По выздоровлении они побывали еще раз в Париже, где Гримм был восхищен успехами Моцарта, а затем посетили Берн, Дижон, Цюрих, Ульм и Мюнхен и, наконец, после трехлетнего отсутствия, в конце ноября 1766 возвратились в Зальцбург.

 

Моцарт. Лучшие произведения

 

Здесь, десятилетним мальчиком, Моцарт написал свою первую ораторию (Евангелист Марк). Через год усиленных занятий он отправился в Вену. Оспенная эпидемия заставила их переселиться в Ольмюц, что, однако, не спасло детей от ветрянки. Возвратившись в Вену, они играли при дворе императора Иосифа II, хотя собственного концерта не давали. Будучи оклеветан и заподозрен в том, что истинным автором его произведений является его отец, юный композитор опроверг клевету посредством блестящей публичной импровизации на указанные ему темы. По предложению короля, Моцарт написал свою первую оперу «La finta semplice» (сейчас она называется «Аполлон и Гиацинт»), которая, по интригам не попав на венскую сцену, была впервые представлена в Зальцбурге (1769). 12-ти лет Моцарт руководил исполнением своей «Торжественной мессы», в честь освещения церкви сиротского дома. Год спустя, он был избран концертмейстером архиепископа, незадолго до его поездки с отцом в Италию.

Это путешествие было триумфальным: во всех городах церкви и театры, где Моцарт выступал концертантом (сестра его на этот раз отсутствовала), были переполнены слушателями, а испытания, произведенные строжайшими судьями, например, Саммартини в Милане, Падре Мартини в Болонье и Баллотти в Падуе, прошли блистательно. Моцартом был восхищен неаполитанский двор, а в Риме от папы он получил рыцарский крест золотой шпоры. При обратном переезде через Болонью, выдержав экзамен, он был принят членом филармонической академии. Сделав остановку в Милане, Моцарт окончил заказанную ему оперу «Митридат, царь Понтийский», поставленную на сцепе местного театра в декабре 1770, после чего она давалась 20 раз подряд с блестящим успехом.

 

 

Вернувшись в марте 1771 в Зальцбург, Моцарт написал ораторию «Освобождение Бетулии», а осенью того же года снова был в Милане, где написал серенаду «Асканий в Альбе», в честь бракосочетания эрцгерцога Фердинанда с принцессой Беатриче Моденской. Это произведение совершенно затмило на сцене оперу Хасса «Руджеро». Следующей его оперой является «Сон Сципиона», посвященная преемнику умершего зальцбургского архиепископа графу Иерониму фон Коллоредо (1772). В декабре 1772 Моцарт снова посетил Милан, где поставил оперу «Луций Сулла». В последующее время он сочинял симфонии, мессы, концерты и концертную музыку. В 1775 с выдающимся успехом поставлена в Мюнхене заказанная ему опера «Мнимая садовница». Вскоре затем дана его опера «Король-пастух» в честь пребывания эрцгерцога Максимилиана.

Несмотря на все эти успехи, у Моцарта не было прочного места, и отец его стал снова подумывать о турне. Архиепископ, однако, отказал в отпуске, после чего Моцарт подал в отставку. На этот раз он отправился в путешествие с матерью, проехав через Мюнхен, Аугсбург и Мангейм, хотя здесь его артистическая поездка не увенчалась успехом. К тому же Моцарт влюбился в Мангейме в певицу Алоизу Вебер и только с трудом могли оторвать его от этого увлечения. Наконец, прибыв в Париж, он имел художественное удовлетворение после исполнения одной из его симфоний в Concert spirituel. Но здесь же испытал он и горе: скончалась его мать (1778). Глубоко огорченный, не добившийся цели, он вернулся в Зальцбург, где был вынужден снова занять то же место при архиепископе.

В 1779 Моцарт был назначен здесь придворным органистом. В 1781 он написал по новому заказу оперу «Идоменей», с которой начинается классическое направление его дальнейших произведений. Вскоре после того он окончательно порвал свои отношения с архиепископом и переселился в Вену. Некоторое время Моцарт и здесь оставался без места, пока в 1789 не был назначен придворным композитором, с содержанием в 800 флоринов. Но зато он имел случай исполнить свои большие произведения, чем и воспользовался. По предложению короля написал водевиль «Похищение из сераля», и тот был поставлен на сцене по приказанию короля, несмотря на интриги (1781). В том же году Моцарт женился на Констанции Вебер, сестре его первого предмета любви.

В 1785 он создал оперу «Женитьба Фигаро», каковая вследствие дурного её исполнения итальянцами почти провалилась на венской сцене, но зато была великолепно передана в Праге. В 1787 появился его «Дон Жуан», поставленный сперва в Праге, а затем уже в Вене, где опять оперу постиг неуспех. Вообще в Вене гениального Моцарта преследовало несчастие и его произведения оставались в тени, уступая сочинениям второстепенным. В 1789 Моцарт покинул Вену и, в сопровождении графа Лихновского, посетил Берлин, играл при дворе в Дрездене, Лейпциге и, наконец, в Потсдаме перед Фридрихом II, который назначил ему место первого капельмейстера с жалованьем в 3000 талеров, но здесь австрийский патриотизм Моцарта восторжествовал и стал ему помехой для принятия предложенного места. По заказу австрийского короля он сочинил следующую оперу «Так поступают все (женщины)» (1790). В последний год жизни он написал две оперы: «Милосердие Тита» для Праги, в честь коронования Леопольда II (6 сентября 1791) и «Волшебная флейта» для Вены (30 сентября 1791). Последним его творением был реквием, давший повод к известному всем фантастическому повествованию о смерти Моцарта вследствие отравления соперником – композитором Сальери. Эта тема вдохновила А. С. Пушкина к созданию «маленькой трагедии» «Моцарт и Сальери». Погребение Моцарта прошло совсем жалко: его похоронили даже в общей могиле, так что по сей день в точности неизвестно местонахождение его останков. В 1859 на этом кладбище (Святого Марка) был поставлен ему памятник. В 1841 в его честь воздвигли великолепный монумент в Зальцбурге.

 

Произведения Моцарта

В своем изумительном творчестве, Моцарт в совершенстве владел музыкальными средствами и формами. Его индивидуальность всегда заключает в себе обаяние чистоты, интимности и прелести. Его юмор менее ярок, чем у Гайдна, а суровое величие Бетховена ему совершенно чуждо. Его стиль представляет сочетание счастливой итальянской мелодики с немецкою глубиной и положительностью. Родственные ему черты присущи Шуберту и Мендельсону, особенно в смысле плодовитости их творчества и кратковременности их жизни. Композиторское значение Моцарта, несомненно, мировое: во всех родах музыки он сделал крупный шаг вперед и все его произведения облечены неувядаемой красотой. В нем жил реформаторский дух Глюка, заставивший его создать незыблемые типы в области прошлого и нового времени. Если внешняя музыкальная обстановка его произведений заставляет их теперь оценивать с исторической точки зрения, то по внутреннему содержанию и по их вдохновенным мыслям они до сих пор не устарели.

По каталогу Брейткопфа и Гертеля (1870-1886) произведения Моцарта разделяются следующим образом:

Церковная музыка. 15 месс, 4 литании, 4 кирие, 1 мадригал, 1 мизерере, 1 Te Deum, 9 офферторий, 1 De profundis, l мотет для сопрано соло, 1 четырехголосный мотет и пр.

Сценические произведения. 20 опер. Из них известнейшие: «Идоменей», «Похищение из сераля», «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Cosi fan tutte» («Так поступают все женщины»), «Милосердие Тита», «Волшебная флейта».

Концертная вокальная музыка. 27 арий, дуэты, терцеты, квартеты и пр.

Песни (Lieder). 34 песни с сопровождением фортепиано, 20 двух и многоголосных канонов и пр.

Оркестровые произведения. 41 симфония, 31 дивертисмент, серенады, 9 маршей, 25 танцев, несколько пьес для духовых и деревянных инструментов и пр.

Концерты и сольные пьесы с оркестром. 6 скрипичных концертов, концерты для различных отдельных инструментов, 25 фортепианных концертов и пр.

Камерная музыка. 7 смычковых квинтетов, два квинтета для разных инструментов, 26 смычковых квартетов, 7 фортепианных трио, 42 скрипичные сонаты.

Для фортепиано. В 4 руки: 5 сонат и Andante с вариациями, для двух фортепиано одна фуга и 1 соната. В две руки: 17 сонат, фантазия и фуга, 3 фантазии, 15 вариационных пьес, 35 каденций, несколько менуэтов, 3 рондо и пр.

Для органа. 17 сонат, большей частью с двумя скрипками и виолончелью и пр.

 

rushist.com

Вольфганг Амадей Моцарт

Вольфганг Амадей Моцарт родился в Зальцбурге 27 января 1756 года. Жизнь его с самого раннего детства была очень насыщена. Он вместе с сестрой и отцом Леопольдом исколесил многие города Европы выступая и удивляя своей игрой.

И, действительно, мальчик игравший на закрытой тканью клавиатуре, с листа умеющий читать любые предложенные публикой пьесы и вообще всесторонне одаренный как исполнитель не мог не удивить толпу. Постоянно давая концерты, не задерживаясь долго на одном месте семья Моцартов могла заработать какие-то деньги, признание же высокопоставленных особ согревало самолюбие главы семейства. Главным же для отца было сделать сына знаменитым уже сейчас, ведь Леопольд давно понял насколько талантлив его отпрыск, нет не просто талантлив, а до неприличия, вне всяких рамок.

То что другие на музыкальном поприще отрабатывали месяцами у Вольфганга получалось тотчас. На этом раннем этапе отец позволял сыну демонстрировать публике только исполнительские навыки, зная что на композиторском поприще признания добиться сложнее. Он искренне желал чтобы его отпрыск смог вырваться из тины провинциального Зальцбурга, увидеть свет, поэтому все делал для развития способностей будущего великого композитора.

Образование Вольфганг Амадей Моцарт получал дома, не исключено, что сам отец обучал его наукам, главным же всегда оставались занятия музыкой. И в этой сфере отец поступал весьма мудро. Он возил сына по многим городам, знакомя его с различными музыкальными направлениями, коих в тот период было очень много. Это и итальянские оперы и творчество выдающихся музыкантов (Иоганн Шоберт, Кристиан Бах). Леопольд стремился не давать сильно увлекаться каким-то одним композитором, стремясь познакомить с всей пестротой существовавших тогда жанров. Это выработало такое свойство в творчестве Моцарта младшего, как универсальность.

Вольфганг Амадей Моцарт - первое самостоятельное путешествие

В 22-х летнем возрасте молодой Вольфганг почувствовал наконец вкус свободы, зальбургский архиепископ освободил его от службы концертмейстером. Немалую роль в этом снова сыграл его отец, который видел насколько велика слава сына, когда они выезжали в другие города, и насколько ничтожно, а часто и унизительно, пребывание в провинциальном Зальцбурге, с ничего не смыслящими в музыке, людьми. И вот, не без опасений, отец отпускает сына, наставляя при этом "беречь себя от всякой горячности и сутолоки, ибо ты знаешь, что ты-то горяч и холод тебе полезнее тепла". Также Леопольд просит чтобы мать поехала с ним. Маршрут путешествия Вольфганга был ориентирован на пространство от Мюнхена до Парижа.

В Мюнхене к Моцарту весьма благосклонно отнёсся местный курфюрист, зная его по опере "Мнимая садовница" поставленную здесь в 1775 году. Однако, несмотря на доброжелательное отношение, оказалось что вакансий для молодого композитора нет.

Следующий город, куда отправляется Вольфганг - Мангейм. Здесь ситуация "нет вакансий" повторяется. Несмотря на это, Моцарту нравится в этом городе он знакомится с руководителем капеллы Кристианом Каннабихом и дает уроки его дочери, занимается с детьми других новых знакомых, играет в дворце. Все это он делает в основном ради забавы, и производит неизгладимое впечатление на публику, в которой очень много и его сверстников. Однако, всё это не приносит ему никакой прибыли, проводя концерты при знатных дворах он получает в подарок часы, которых у него набралось уже пять штук, но на работу его никуда не берут. Практичный Леопольд читая письма сына, не видит в отличие от Вольфганга в такой жизни ничего забавного, ведь целями этого путешествия для отца были: завоевание славы, заработок денег.

Отец, пусть и огорченный сложившейся ситуацией, не теряет надежды, ведь до столицы мира Парижа сын его еще не доехал, там должны еще помнить гениального ребёнка и именно там у Леопольда осталось множество знакомых, которые могли бы помочь с трудоустройством.

Но Вольфганг не спешит уезжать из Мангейма, он знакомится с неким господином Вебером - музыкантом, у которого есть дочь Алоизия, обладающая прекрасным чистым голосом и которой всего 15-ть лет. Композитор очень привязывается к новым знакомым, восхищаясь голосом Алоизии и замечая сходство между господином Вебером и своим отцом. Неудивительно, что вскоре в свем письме к старшему Моцарту Вольфганг говорит о своем намерении поехать с семьей Веберов в Италию и просит Леопольда устроить им эту поездку. Не просто устроить, но через обращение к своим знакомым рекомендовать Алоизию, чтобы её взяли в примадонны оперного театра. Отец впадает в отчаяние от письма сына, для него все о чём пишет Вольфганг пустые фантазии, которые не имеют ничего общего с реальностью. В ответном письме он осуждает легковерность сына, чрезмерное доверие к людям, которых он почти не знает и готовность променять собственных родителей на одобрение и похвалу тех, кто просто хочет поживиться на его таланте. Реальные факты говорят сами за себя - даже великие оперные певицы прежде чем завоевать публику Италии должны вначале стать популярными в своей стране, у Алоизии же нет даже театрального опыта. Также прежде чем мечтать писать оперы для театра Италии необходимо приобрести известность, заработать деньги в Париже. Вот основные аргументы отца, используемые им для "отрезвления" Вольфганга.

И вот, молодой композитор все таки отправляется в Париж, когда доводы Леопольда возымели действие. Мать Вольфганга, которая все это время была в Мангейме отправилась с сыном. В Париже молодой Моцарт понимает, что очень скучает по Алоизии, да еще приходится иметь дело с людьми, которые толком ничего не понимают в музыке. Ситуация "нет вакансий" повторяется и здесь, правда один раз все таки поступает предложение устроится на должность органиста из Версаля, где обещанный оклад составлял 2000 ливров в год. Но Вольфганг отвергает его, объясняя отцу это тем, что "2000 ливров в Париже не те деньги ради которых стоит связывать себя постоянной службой". И так неблагоприятная ситуация, выражающаяся неумением Моцарта заработать приличные деньги, дополняется ещё и болезнью матери, которая вскоре умирает.

Отец, потерявший уже надежду на благоприятный исход поездки, призывает сына вернуться назад в Зальцбург, но Вольфганг всё еще тоскует по Алоизии, ему хочется навестить её, да и перспектива службы в родном городе его как-то не прельщает, о чем он и пишет отцу. Однако, вскоре Леопольд уже приказывает сыну подчиниться и 11 сентября молодой композитор выезжает из Парижа домой.

Вольфганг Амадей Моцарт - снова Зальцбург...

Путешествие домой оказалось большим испытанием для отца, так как Вольфганг постоянно задерживался больше предполагаемого срока, то в Страсбурге он даёт успешный, но не сточки зрения прибыли концерт, то он делает большой круг, заехав в Мангейм. Семейство Веберов же он там не обнаружил, оказалось что оно уехало в Мюнхен, где его члены неплохо устроились. Приехав к Алоизии, которая по рекомендациям Вольфганга сумела стать певицей в местном театре и выбиться в люди, Моцарт получает еще один удар - он больше не нужен своей возлюбленной, о чём она сама открыто ему заявляет.

Теперь Моцарт младший, наконец понимает что у него нет другого выбора, кроме как ехать назад к отцу, что он и делает, прибыв в Зальцбург 15 января 1779 года. Его вновь принимают на службу и он снова не выезжает из родного города, пишет музыку, правда в меньших количествах чем прежде, и не ту которая ему по душе. Выезжать на гастроли теперь Вольфгангу запрещалось. Однако через два года прозябания в Зальцбурге поступает заказ из Мюнхена на оперу "Идоменей" и архиепископ, из нежелания портить отношения с баварским курфюристом, отпускает Вольфганга в Мюнхен, но только на 6-ть недель.

6 недель растягиваются на пять месяцев, но великий композитор и не думает возвращаться назад. 16-го марта Вольфганг, по повелению архиепископа Колоредо, прибывшего в имперскую столицу, едет в Вену. Здесь он, игнорируя распоряжения начальства, дает концерты, которые на сей раз дают неплохую прибыль. Провоцируя князя, Моцарт отказывается возвращаться на службу в Зальцбург, затем отвечает ему резкостью на оскорбления за неповиновение. Это и была последняя капля, переполнившая чашу терпения Колоредо. С 9-го мая композитор больше не обременён службой Зальбургскому владыке.

То, что произошло для Леопольда Моцарта было катастрофой, но Вольфганг отвечает, что честь для него дороже жизни и что лучше быть несчастным, больным, но с незапятнанной честью. Так, оставаясь без постоянной службы, вынужденный "в муках и заботах стараться пополнить свой кошелёк" вскоре молодой Моцарт добивается и славы и уважения и денег. То есть всего того, чего желал ему отец, но вне рамок службы на королевских особ.

И все же недолго существование Вольфганга и его семьи было безбедным, он умер 5-го декабря 1791 года оставив своей супруге только долги. Однако его отец, скончавшийся несколькими годами ранее застал только зенит славы сына.

Можно сказать, что жизнь Вольфганга Амадея Моцарта показывает нам переходный момент одной эпохи в другую. Первая представлена такими именами как Бах, Гендель, Гайдн и характеризуется крепкой житейской хваткой, четким разделением искусства и жизни. Вторая именами Бетховена, Шуберта, Вагнера, для неё характерна черта "неумение жить", а также исчезновение грани между музыкой и жизнью. Ближе ко второй был и Вольфганг Амадей Моцарт, для которого на протяжении всей жизни мечты о музыке и реальность сливались в единое и именно поэтому было столько непонимания у отца в ответ на замыслы сына.

Список произведений

1. Опера "Дон Жуан" (1787 год)2. Опера "Идоменей" (1781 год)3. Опера-буфф "Мнимая садовница" (1774-75 годы) 4. Опера "Волшебная флейта" (1791 год) 5. Музыкальная комедия «Директор театра» (1786 год) 6. Месса "Реквием" (1791 год) 7. Симфония №41 "Юпитер" (1788 год) 8. Симфония "Парижская" (1778 год) 9. Симфония №36 "Линская" (1783 год) 10. Симфония №38 «Пражская» (1786 год)

gorstorehov.com

Моцарт и заблуждения связанные с его именем

Когда я начинала писать эту статью о Моцарте, то задумывалась она совсем другой по содержанию. В процессе же, я столкнулась с несколькими противоречивыми сведениями, в отношении как мне казалось, общеизвестных и неподдающихся сомнению фактов по этой теме и смысл статьи изменился, теперь она стала несколько похожа на статью-расследование.

Иллюстрация к статье: Портрет Вольфганга Амадея Моцарта,1819г. кисть Барбары Крафт, выполнен по семейному портрету 1780-1781гг. Портрет признан лучшим, передающим точное сходство, поскольку писался под руководством сестры Моцарта Наннерль.

Что ж, расскажу по-порядку.

Мы начнём с той информации о Моцарте, которая уж точно никем не оспаривается.

Неоспариваемый Моцарт.

Вольфганг Амадей Моцарт, австрийский композитор о котором, слышал каждый, живущий на этой планете. У вас могут быть разные познания о композиторе, о его биографии, о его произведениях, но вы точно хоть раз в жизни слышали о нём.

Немного из биографии: родился в Зальцбурге (Вена) 27 января 1756 года, в семье музыкальных родителей. Отец Моцарта Леопольд Моцарт (1719-1787) известный музыкант, играл на скрипке, органе, клавире. В музыкальном мире хорошо известен как автор Скрипичной школы, опубликованной в год рождения Вольфганга. Служил Леопольд Моцарт при дворе графа Шраттенбаха, и носил звание придворного композитора принца-архиепископа.

Доподлинно известно, что музыкальный гений Моцарта проявился очень рано, в 3-4 года он уже не по-детски виртуозно играл на музыкальных инструментах, имел феноменальный слух и был склонен к импровизации. В шесть лет Моцарт написал первое произведение, а в 12 лет написал первую оперу «Мнимая простушка». Его удивительный талант склонял перед ним головы людей, вызывал в сердцах людей восхищение и восторг.

Творчество Моцарта настолько разнообразно, что он не только создал творения во всех существующих музыкальных нишах и формах, но и смог добиться значительных успехов в каждой из этих ниш. Он даже успел проявить себя музыкальным педагогом и оставил после себя учеников, добившихся немалых успехов на музыкальном поприще. Его творчество вдохновляло и других известных композиторов, и продолжает вдохновлять и нас сегодня.

Произведения Моцарта характеризуются, прежде всего, мелодичностью, но при этой мелодичности он умудрялся сочетать помпезность и гротескность образов, стремительность напора и порой драматичность.

Составленный музыковедом Кёхелем каталог всех сочинений Моцарта занял том в 550 страниц. Всего произведений, сочинённых Моцартом, примерно 626.

Какие же музыкальные произведения написал Моцарт? – непростой вопрос!

Прежде чем ответить на этот вопрос, я расскажу вам свою предысторию, с которой и началось моё расследование.

Я, как и вы, давно слышала и знала об этом композиторе, но более глубокий интерес к его творчеству, а потом и к его жизни возник у меня далеко не сразу. Не смотря на то, что я занимаюсь пением с детских лет, к своему стыду, я почти совсем не знаю классической музыки и композиторов-классиков. Такие знания дают в музыкальной школе детям, но я её не посещала. Все знания, которые хранились в моей голове, это обрывки уже давно не связанной между собой информации с уроков музыки.

И вот однажды, я услышала «музыку ангелов». Если вы в поисковике зададите это словосочетание, то вы получите в результате тысячи сайтов, которые предложат вам её послушать и скачать бесплатно.

Эта музыка заворожила меня, в то время, я слушала часами только одну её в разных исполнениях и в современной обработке. Потом наступил момент насыщения, честно сказать не скоро, но этот момент настал. И тогда я встала перед задачей заменить любимую мелодию, на другую, но не менее качественную. Конечно, к тому времени я поинтересовалась у интернета, кто же написал мою любимую мелодию, и получила ответ: Моцарт. Тогда, я подумала, что может Моцарт был так любезен, что написал и другие такие же душевные мелодии, которые не померкнут перед его же «музыкой ангелов». И стала искать другие вдохновляющие меня произведения из тех, что он написал.

И на просторах интернета я нашла ещё много прекрасных произведений Моцарта. Задумав написать статью об этих вдохновляющий меня композициях, я решила поискать полный перечень произведений Моцарта, и вот именно здесь меня ожидало разочарование!

Именно в этот момент смысл и содержание моей статьи о Моцарте резко изменилось!

И что же произошло? А просто я заглянула в список, составленный музыковедом Кёхелем, о котором, я писала вам выше и в несколько переведённых на русский язык списков произведений Моцарта. И тогда я обнаружила, что Моцарт не писал произведения «Музыка ангелов», не писал «Ближе к мечте», не писал и «Реквием по мечте», и уж тем более не писал «Гимн Лиги чемпионов УЕФА»!

Сведущим в музыкальной литературе людям, наверное, будет смешно прочитать это моё признание, они такими заблуждениями не обладают. Нам очень жаль, когда разрушаются какие-то наши иллюзии и представления о ком-то или о чём-то. И я, рассказав мужу о своём открытии, на пару дней впала в меланхоличное настроение.

Но, ничего, всё проходит, прошло и моё разочарование. Я стала искать по списку реально написанные Моцартом произведения, для того чтобы открыть для себя настоящего Моцарта. Конечно, не всё, что я слушала и любила, оказалось не принадлежащим перу Моцарта, и своё мнение о гениальности композитора я не изменила. Но статья приобрела после этого новый смысл! И теперь я спешу рассказать вам о тех заблуждениях, которые живут в интернете.

«Эффект Моцарта»?

Ещё один спорный момент, который я выяснила, связан с так называемым «эффектом моцарта».

В университете Калифорнии в 1990-х годах, проводился группой исследователей эксперимент. Исследователи провели опыт воздействия музыки Моцарта на группу студентов.

Несколько групп решали один и тот же интеллектуальный тест, но в разных условиях. Одна группа выполняла задания в тишине, другая при одновременном прослушивании «Сонаты для двух фортепиано ре-мажор» Моцарта. По результатам испытаний учёные сделали вывод, что у испытуемых при прослушивании музыки Моцарта временно была повышена работоспособность головного мозга, и это позволило студентам выполнить тесты лучше. Чем группа, выполнявшая эти же тесты в тишине.

Новость, о результатах опыта разнеслась очень быстро. Газеты и телевидение сделали из этого очередную сенсацию, и уже на протяжении многих лет существует понятие «эффект Моцарта».

Купите наши авторские песни, минусы, ноты в разделе Магазин.

На основе этого эффекта созданы различные оздоровительные методики для больных аутизмом и детей с нарушениями центральной нервной системы, этим же эффектом лечат алкоголизм и целый букет других болезней.

Этим эффектом стараются развивать своих детей сторонники раннего развития способностей. Считается, что этот эффект повышает интеллектуальное развитие ребёнка.

Американец, Дон Кэмпбелл написал книгу "Эффект Моцарта: музыка, исцеляющая тело и укрепляющая разум", он колесит по странам со своими лекциями на эту тему и продаёт диски с записями произведений Моцарта, которые, по его мнению имеют наибольшее лечебное и оздоравливающее действие на человека.

В подтверждение теории «эффекта Моцарта» существует история об актёре Жераре Депардье, который до своей карьеры актёра якобы плохо владел французским и заикался, но по совету врача слушал оперу «Волшебная флейта» Моцарта и за несколько месяцев излечился (видимо и от плохого знания языка тоже).

Реальность или миф?

У этой теории «эффекта Моцарта», существует как много сторонников, так и много скептиков.

Пока учёные спорят между собой, что остаётся делать нам неучёным людям? Верить в эффект или нет? Пользоваться советом, развивать детей с помощью музыки Моцарта или нет? Пытаться вылечится от болезней моцартовскими симфониями или не стоит на выздоровление рассчитывать?

Что говорит в пользу «эффекта моцарта»?

В пользу говорит та же наука, которая проводила опыты с классической музыкой. Всем прекрасно известно, что классическая музыка увеличивает удои молока у коров, способствует более стремительному произрастанию растений, очищает структуру воды и т.д. и т.п.

В свое время ещё Платон считал, что для гармоничного развития человека необходима гимнастика и музыка. Задача музыки в данном случае, была в том, чтобы поднимать дух и провоцировать лучшие нравственные порывы в человеке. Но тут же Платон подчёркивал, что не всякая музыка этому способствует, а некоторые мелодии разрушающе действуют на человека.

Значит, задолго до опыта с музыкой Моцарта у человечества уже было понимание разрушающего и созидательного воздействия музыки на человека. И скорее всего, созидательная составляющая присутствует во всей классической музыке, а не только исключительно у Моцарта.

Косвенно это подтверждают исследования, о том, что именно музыкальные волны более высокой частоты звучания положительно сказываются на всём живом, а низкие частоты, которыми изобилует современная попса и рок, разрушают и отупляют при постоянном воздействии. Среди всей классической музыки именно музыку Моцарта выделяют как наиболее мелодичную и содержащую как раз наибольшее количество высоких частот.

Что же заставляет нас сомневаться в «эффекте моцарта»?

Во-первых, существует уже достаточно много исследований, которые не подтвердили результатов калифорнийских учёных, как известно даже сама группа калифорнийских исследователей не смогла добиться повторения первого ошеломляющего опыта.

В оздоровительной терапии с помощью музыки Моцарта, также не удалось добиться хоть сколько бы значимых результатов, чтобы разительно отличать результаты терапии без использования музыки вообще.

Да и простая логика подсказывает нам, что написав и исполняя свою чудесную музыку, композитор должен был бы быть самым здоровым в свою эпоху. Но увы, многие источники говорят, что он как раз мучился болезненностью своего организма, и к сожалению не известно ничего о его повышенных интеллектуальных способностях по отношению к другим представителям своей эпохи. Музыкальный гений, единственное, что отличало Моцарта от других, он был на вершине музыкального мастерства, но не отличался каким-то выдающимся интеллектом. Это, конечно, нисколько не умаляет его музыкальный гений!

По этой же простой логике, профессиональные музыканты исполняющие музыку Моцарта, также должны были показать значительные отличия от немузыкальных людей и в здоровье и в интеллекте, но и тут, значительных отличий от простых обывателей у музыкантов нет.

Так как же нам относится к «эффекту Моцарта»?

Тут я думаю должен возобладать здравый смысл…

То, что музыка Моцарта и музыка других классиков, оказывает на человека созидательное воздействие, с этим сложно спорить, даже не углубляясь в какие-то научные опыты, мы с удовольствием слушаем классику, чтобы поднять себе настроение и ощутить вкус классических мелодий, их гармонию и красоту.

Польза от музыкального развития детей также не вызывает у нас сомнений! О развитии наших деток детскими песнями мы говорили с вами в предыдущей статье. Ни один из родителей не сомневается в пользе музыки, но этому способствует не только классика и Моцарт.

О лечебном воздействии музыки спорить не станем, пусть об этом спорят учёные. Но если от прослушивания любимых песен, мелодий, и в том числе произведений Моцарта, нам становится спокойнее и радостнее на душе, то это и есть наверное лучший эффект и лучший бальзам на любые наши раны!

Вот и ещё одна иллюзия, связанная с «эффектом моцарта», разрушена для меня пока я пишу эту статью. Всё же существует где-то в нас детская привычка верить в чудеса, и мы ждём порой этого чуда и становимся лёгкой добычей шарлатанов разных мастей.

Но, мне не хотелось бы заканчивать статью, на такой нотке, и поэтому я напоминаю вам, с чего мы начали – Моцарт это музыкальный непревзойдённый гений! Его творчество разнообразно и вы сможете найти в его творчестве то, что именно вам по душе!

Гёте когда-то сказал, что Моцарт это нечто непостижимое в музыке, к которому все стремятся, но никто не может превзойти.

А мы тем временем, добрались до места, когда надо подвести итог нашей беседы. Я рассказала вам о моём пути к Моцарту, о том, что существуют произведения, которые ошибочно приписывают его «перу». Поразмышляли мы с вами и на тему «эффекта моцарта».

Не останавливайтесь на информации из этой статьи, узнайте о Моцарте больше, почитайте его биографию, это тоже очень интересно. Есть ещё один волнующий вопрос, связанный со смертью композитора, может быть позже, я напишу об этом статью.

 

Если вам нравятся наши статьи, то подпишитесь на нашу рассылку.

И поделитесь этой статьёй со своими друзьями.

До новых встреч!

 

melodiyadushi.ru

Вольфганг Амадей МОЦАРТ

Годы жизни: 1756 - 1791

Австрийский композитор. Он был вундеркиндом. Его отец (Леопольд), будучи прекрасным преподавателем, сразу же понял, сколь талантлив сын. В три года Моцарт начал сочинять музыку, “находя ноты, которые любят друг друга!”. В шесть лет он играет при дворе, и императрица жалует его поцелуем. В течение 3 лет он путешествует вместе с сестрой, которую он очень любил (её звали Наннеерль), и отцом, поскольку отец хотел, чтобы он познакомился со всей мировой музыкой того времени. Моцарт был выдающимся пианистом своего времени. Обладая поразительной музыкальной памятью, он мог идеально точно записать любое произведение, услышав его всего один раз. Моцарт написал много опер, причём первую - “Бастиен и Бастиена” - в 12 лет. Он умер в 35 лет. В конце жизни композитор одновременно писал “Волшебную флейту” и “Реквием”, заказанный человеком, не назвавшим своего имени. Перед смертью друзья спели ему ещё незаконченный “Реквием”, чтобы он хотя бы раз услышал своё произведение. Моцарт умер в бедности, его могила неизвестна. Он “бог” музыки.

Основные произведения:

Концерт для флейты и арфы, Фортепьянный концерт № 20, Дон Жуан, Волшебная флейта, Реквием.

По книге: Сесиль Лупан. Поверь в своё дитя. Издательство: Эллис Лак, 1993 г.

Портреты

Биография

Во́льфганг Амаде́й Мо́царт, полное имя Иога́нн Хризосто́м Во́льфганг Теофи́л Мо́царт (нем. Joannes Chrysostomus Wolfgang Theophilus Mozart; 27 января 1756, Зальцбург — 5 декабря 1791, Вена) — австрийский композитор, инструменталист и дирижёр, скрипач-виртуоз, клавесинист, органист. По свидетельству современников, обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Моцарт широко признан одним из величайших композиторов: его уникальность состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха. Наряду с Гайдном и Бетховеном, принадлежит к наиболее значительным представителям Венской классической школы.

Читать далее: ВикипедиЯ

Пожалуй, в музыке нет имени, перед которым человечество так благосклонно склонялось, так радовалось и умилялось. Моцарт – символ самой музыки...

Читать далее: Календарь событий

www.musicandi.ru

Перечислите, пожалуйста, самые известные произведения Моцарта.

Ночная серенада и Турецкий марш

<a rel="nofollow" href="http://www.youtube.com/watch?v=uihrXo6C2a4" target="_blank">http://www.youtube.com/watch?v=uihrXo6C2a4</a> Реквием Лакримоза

увертюра к Опере"Свадьба Фигаро",ария Фигаро"Мальчик резвый", обе симфонии соль минор-№25 и №40, ария Барбарины "Уронила, потеряла... ",Маленькая ночная серенада (1и4 части), рондо в турецком стиле из сонаты № 11 Ля мажор, ария Дон-Жуана "Ручку, Церлина, дай мне ",хор "Откуда приятный и нежный тот звон? " из оперы "Волшебная флейта, 2 часть фортепианного концерта №21, концертная симфония для скрипки и альта с оркестром, "Лакримоза" из"Реквиема"и др.

свадьба фигаро волшебная флейта дон-жуан

увертюра к Опере"Свадьба Фигаро",ария Фигаро"Мальчик резвый", обе симфонии соль минор-№25 и №40, ария Барбарины "Уронила, потеряла... ",Маленькая ночная серенада (1и4 части), рондо в турецком стиле из сонаты № 11 Ля мажор, ария Дон-Жуана "Ручку, Церлина, дай мне ",хор "Откуда приятный и нежный тот звон? " из оперы "Волшебная флейта, 2 часть фортепианного концерта №21, концертная симфония для скрипки и альта с оркестром, "Лакримоза" из"Реквиема"и др.

Симфония номер 40, Реквием, Турецкий марш

touch.otvet.mail.ru

Моцарт - краткая биография, слушать онлайн

Вольфганг Амадей Моцарт (1756—1791) — австрийский композитор, капельмейстер, пианист, скрипач, клавесинист, органист.

Краткая биография

Родился в Зальцбурге, в семье композитора Леопольда Моцарта. В раннем детстве обнаружил исключительные музыкальные способности. Ученик своего отца — скрипача, органиста и педагога. В 5-летнем возрасте начал сочинять музыку, шести лет он уже выступает как пианист, а восьми — пишет свою первую симфонию. Первую оперу Моцарт сочинил в одиннадцать лет, а год спустя выступил в качестве дирижера оркестра.

С 1763 года по 1766 год концертировал в Бельгии, Франции, Австрии, Англии, Голландии, Швейцарии. В 1768 году вновь посетил Вену, в 1769 году назначен на должность капельмейстера — архиепископа Зальцбургского. В 1770 году в Болонье, он в 14 лет успешно держит экзамен перед крупнейшими музыкантами и получает звание члена Болонской филармонической академии. В Риме он поразил всех, записав по памяти "Мизерере" Аллегри, прослушанное им всего один раз. Это произведение запрещено было публиковать и исполнять где-либо вне Сикстинской часовни.

Унизительное положение музыканта-лакея, грубое обращение архиепископа и его придворных ускорили отставку Моцарта и его переезд в Вену в 1781 году.

Он женится на Констанции Вебер. Последние 10 лет жизни прошли в изнурительной работе. Материальные заботы не покидали его до конца жизни.

В венский период Моцарт пишет свои самые выдающиеся произведения. Премьера его оперы "Свадьба Фигаро" в Вене закончилась провалом по вине враждебно настроенных итальянских певцов, но премьера "Дон Жуана" в Праге принесла ему заслуженный успех и славу. Занимая в Вене должность придворного композитора, Моцарт был так тесно связан с этим городом, что когда прусский король Фридрих Вильгельм II предложил ему место своего придворного дирижера с более высоким жалованием, Моцарт это предложение не принял. Несмотря на успех опер и концертную деятельность, материальные дела Моцарта не улучшались. Чтобы прокормить семью, он вынужден был много работать, и это в конце концов истощило силы гениального композитора. Он скончался от ревматической воспалительной лихорадки во время работы над "Реквиемом". Больная жена не пришла на похороны, а немногочисленные участники похоронной процессии из-за дождя разошлись у ворот кладбища. Моцарт был похоронен в общей могиле для бедных, которую спустя несколько дней уже никто не мог найти.

Творчество Моцарта необычайно многосторонне. Им написано 19 опер, мессы, потрясающий по своей силе "Реквием", множество небольших произведений культовой музыки, 49 симфоний, много других циклов произведений для оркестра, 25 концертов для фортепиано, скрипичные концерты, концерты для других инструментов, квартеты, разнообразные трио, фортепианные и скрипичные сонаты, а также более ста арий и песен.

Стиль Моцарта — это синтез элементов немецкой и итальянской музыки. Форма, которая для нас сегодня вполне естественна и логична, была создана Моцартом. Его музыка считается классической.

Творческое совершенство Моцарта ставит его в один ряд с крупнейшими феноменами в истории искусства.

Слушать онлайн

 

06:32

01. A Little Night Music - Allegro

06:44

02. A Little Night Music - Romanze- Andante

02:19

03. A Little Night Music - Menuetto- Allegretto

03:27

04. A Little Night Music - Rondo- Allegro

06:38

05. Symphony 40 In G Minor - Molto Allegro

12:07

06. Symphony 40 In G Minor - Andante

03:43

07. Symphony 40 In G Minor - Menuetto- Allegretto & Trio

06:50

08. Symphony 40 In G Minor - Finale- Allegro Assai

05:24

09. Salzburg Symphony No. 1 - Adante

03:20

10. Salzburg Symphony No. 2 - Allegro Assai

10:25

11. Concerto for Flute and Orchestra No.1 in G Major - Allegro Maestoso

Другие композиторы

Альбинони | Бах | Бетховен | Брамс | Берлиоз | Барток | Бизе | Бородин | Вивальди | Верди | Вагнер | Гайдн | Григ | Глюк | Гендель | Глинка | Гершвин | Дворжак | Дебюсси | Корсаков | Лист | Мендельсон | Моцарт | Мусоргский | Монтеверди | Прокофьев | Паганини | Равель | Россини | Рахманинов | Стравинский | Чайковский | Шопен | Шуберт | Шуман | Штраус | Шостакович

На момент публикации все ссылки были в рабочем состоянии, если Вы обнаружили нерабочие ссылки или не можете слушать онлайн Вольфганга Амадея Моцарта - просьба сообщить об этом администрации сайта здесь!

classica.at.ua