§ 35. Нераспространённые и распространённые предложения -. Какие нераспространенные предложения


§ 35. Нераспространённые и распространённые предложения -

175. Спишите и подчеркните грамматические основы предложений. Какие из этих предложений являются распространенными, какие - нераспространённые?

176. Русский народ всегда любил сочинять сказки, создавая необыкновенный мир. Представьте себе, что вы хотите его описать, распространите данные предложения второстепенными членами.Волшебный мир русской сказкиМедленно текут молочные реки. Быстро и вкусно пекут пирожки с яблоками большие русские печи. По ночному небу летит в ступе злая Баба-яга. Избушка на курьих ножках поворачивается к ней передам. В своем дворце злится Кощей Бессмертный. Бесстрашный Иван Царевич борется с Кощеем Бессмертным. Катился колобок по лесной тропинке и попался хитрой Лисе. Хитрая Лиса обманывает всех зверей в лесу. Злой серый волк побит.177. Распространите предложения второстепенными членами.Раздался громкий звонок на урок. Ученики в классе разговаривали между собой. В класс вошла учительница русского языка. Внезапно наступила полная тишина. Начался первый урок. Все дети внимательно слушали учительницу. Вдруг в класс вбежал запыхавшийся Петя.Тишина -- существительное, жен. р., 1-е с.я, им. п., ед. ч.178. Расскажите о предложениях по плану. Ответы подкрепляйте своими примерами. В каком стиле речи вы будете строить ответы на предложенные вопросы?1. Какие бывают предложения по цели высказывания? По цели высказывания различаются три типа предложение: повествовательное, вопросительное и побудительное. Например: В холодном небе горят звезды. (повествовательное) Зачем ты туда пошел? (вопросительное) Возьми свой дневник и выйди из класса. (побудительное) 2. В чём особенность восклицательных предложений? В конце восклицательных предложения ставится восклицательный знак. Они выражают удивление, восхищение, торжество, гнев, радость. Например: Как хорошо в деревне летом! Кто тебя просил это делать? Не ходи туда! 3. Какими бывают предложения по наличию второстепенных членов? Предложения, которые состоят только из главных членов, называются нераспространенными. 4. Какие пунктуационные знаки ставятся в конце предложения? В конце предложения ставится точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие. Наступила Золотая осень. Куда улетают журавли осенью? Ах, как красив лес осенью! Поздняя осень...

porusskomu.ru

Что такое "нераспространенные предложения", и зачем они нужны

В русском языке существует гибкая система классификации предложений: односоставные и двусоставные, полные и неполные, простые и сложные, восклицательные и не восклицательные, и многие другие - в зависимости от характеристик. По распространенности предложения делятся на распространенные и нераспространенные. Последние используются нечасто, но и игнорировать их ни в коем случае нельзя, ведь это далеко не последняя по важности тема в грамматике сложного русского языка.

Общее определение

Нераспространенные предложения в русском языке – это предложения, состоящие только из грамматической основы. В них нет второстепенных членов: обстоятельств, дополнений, определений. Такие предложения, как правило, предельно лаконичны и просты как по структуре, так и по смыслу.

Они могут быть двусоставными (состоять из подлежащего и сказуемого) или односоставными (только из подлежащего или только из сказуемого). Они также могут быть восклицательными и невосклицательными и даже осложненными однородными членами.

Особенности использования

У нераспространенных предложений, несмотря на простоту и даже некоторую примитивность, есть целый список полезных функций. Например:

  • Они помогают сосредоточить внимание читателя на определенной мысли или идее, придать ей весомость и соответствующее патетическое звучание.
  • При описании действий такие предложения добавляют динамику, напряженность, помогают при описании саспенса (напряженности, беспокойства) и увлекают читателя.
  • Персонажи, говорящие нераспространенными предложениями, часто звучат весомо, строго, солидно и представительно. Каждая такая реплика может по праву считаться сильным заявлением.
  • Нераспространенные предложения не отличаются описательностью. Авторы используют их, чтобы предоставить читателю возможность проявить фантазию и самостоятельно додумать детали.

Конечно, нельзя однозначно определить весь список многочисленных преимуществ и функций. Каждый автор приходит к собственному стилю и находит в нераспространенных предложениях свою прелесть. Все это исключительно субъективно, а перечисленные стилистические трюки - лишь обнаруженная критиками закономерность, но никак не однозначное правило.

Примеры употребления

Теория мало кого способна убедить в художественной ценности той или иной структуры русского языка. Вот несколько примеров нераспространенных предложений, которые доказывают их богатство и важность в русской литературе.

Двусоставные неосложненные предложения
  • Шел дождь.
  • Солнце село.
  • Деревья перешептывались.
  • Взрослые не спали
Двусоставные осложненные предложения
  • Мы сидели, грелись и беседовали.
  • Радовались и дети, и взрослые.
  • Деревья, кусты и травы зеленели, цвели и пахли
Односоставные предложения
  • Светало.
  • Тишина

Несмотря на то что структура "подлежащее + сказуемое" кажется примитивной, она все еще позволяет создавать настоящие произведения искусства. А дополняя предложение однородными членами, можно не только обогатить его, но сделать не менее детальным и интересным, чем распространенное.

fb.ru

что значит распространенное или нераспространенное предложение?

кроме подлежащего и сказуемого есть еще и другие слова то распространенное если нет то нераспространенное

в нераспространенном предложении (подлежащее+сказуемое) могут быть и второстепенные, в распростр. несколько пар (подл+сказ)

в распространённом могут быть все члены предложения- дополнение, обстоятельство, определение и т. д, а в нераспространёном -только главные. Например: Пришла осень-нераспространённое Пришла осень в своём сказочном наряде-распространённое

определяется по наличию второстепенных членов предложения. в распростаненном есть, в нераспространенном-нет

в распространённом могут быть все члены предложения- дополнение, обстоятельство, определение и т. д, а в нераспространённом -только главные. Например: Мальчик встал-нераспространённое Мальчик встал рано утром и пошёл гулять-распространённое.

нераспрост. предложение состоит из подлежащего и сказуемого: Осень наступила. распрост. предложение состоит из подлежащего, сказуемого и второстепенных членов: Осень наступила, пожелтели листья на деревьях, погода сырая, и кажется пойдет дождь.

Не знаю: ( Не чем не могу помочь: (

нераспрост. предложение состоит из подлежащего и сказуемого: Осень наступила. распрост. предложение состоит из подлежащего, сказуемого и второстепенных членов: Осень наступила, пожелтели листья на деревьях, погода сырая, и кажется пойдет дождь.

Предложения, состоящие только из грамматической основы, т. е. только из главных членов, называются нераспространенными. Предложения, в составе которых, помимо главных членов, имеются второстепенные, называются распространенными.

Распростроненное предложение это когда помимо главных членов предложения есть ещё и второстепенные члены предложения, а не распростроненными являются те предложения в которой есть только одна грамматическая основа!

Когда в предложении только подлежащее и сказуемое то это нераспространенное предложение. А когда в предложении есть и главные и второстепенные члены предложения, это распространённое предложения.

Нераспространенные предложения состоят только из главных членов. Предложения, в которых, кроме главных членов предложения, есть второстепенные, называются распространенными

ргопгноиогнрмпм

Распространённое предложение - это предложение где есть второстепенные и главные члены предложения . А нераспространённое предложение - это предложение, где присутствуют, только главные члены .

Это предложение, состоящее только из грамматической основы

touch.otvet.mail.ru

Распространенные и нераспространенные предложения

Тема: «Распространенные и нераспространенные предложения»

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Цель: дать представление о второстепенных членах предложения, о распространенных и нераспространенных предложениях.

Задачи:

Образовательная: показать учащимся отличие распространенных предложений от нераспространенных;

Развивающая: научить учащихся распространять предложения с помощью второстепенных членов предложения

Воспитательная: воспитать внимательное отношение к культуре родного языка, его средствам выразительности, формирование взаимопомощи и взаимоподдержки.

Планируемые результаты:

Личностные:

развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;уметь адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.

Метапредметные:

Регулятивные: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; адекватное восприятие оценки учителя; контроль и оценка своих действий как по результату, так и по способу действия.

Познавательные: понимает и интегрирует информацию в имеющийся запас знаний, проводит сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; выбирает смысловые единицы предложения и устанавливает отношения между ними; строит логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; представляет информацию в наглядно-символической форме (в виде схем).

Коммуникативные: приобретает опыт работы в группе; умеет задавать вопросы, слушать и отвечать, формулирует свою собственную точку зрения, умеет высказывать и обосновывать ее.

Предметные:

научатся опознавать предложения по наличию и отсутствию второстепенных членов предложения, определять их вид (распространённые, нераспространённые), получат возможность научиться анализировать предложения с точки зрения структурной организации.

Методы и формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование: компьютер, проектор, дидактический материал, презентация.

Ход урока

1) Организационный момент.

2) Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос

- Что мы называем грамматической основой?

- Когда между подлежащим и сказуемым ставится тире? (подлежащее и сказуемое выражены существительным в именительном падеже)

Синтаксическая пятиминутка.

- Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.

3) Запишите предложения под диктовку и выделите в них грамматические основы.

В данных предложениях найдите главные члены предложения и выясните, чем они отличаются. Сгруппируйте их:

Школьники поют. Девочки и мальчики танцуют и поют народные песни. Тишина. Необычная тишина. Наступила золотая осень. Под ногами рассыпаны разноцветные листья. Солнце светит ярко, но уже не греет. Вы любите ходить в лес за грибами? Мы с родителями очень любим лес осенью!

4) Повторение изученного материала (фронтальный опрос).

- Назовите группы предложений по цели высказывания. (Повествовательные, вопросительные и побудительные)

- Какие из записанных предложений являются повествовательными? Вопросительными? Побудительными?

- Какие бывают предложения по эмоциональной окраске? (восклицательные и невосклицательные)

(Предложения, которые записаны на доске). Берегите лес! Очень люблю собирать грибы. Грузди – мои любимые грибы.

- Назовите невосклицательные предложения среди тех, что записаны на доске.

- На какие группы делятся предложения по составу грамматической основы? (односоставные и двусоставные)

- Назовите односоставные предложения среди тех, что записаны у вас в тетрадях.

5) Объяснение нового материала.

- Чем первое предложение отличается от всех остальных? (в нем только главные члены предложения)

- Как называют подлежащее и сказуемое? (грамматическая основа)

- Как называют остальные члены предложения? (второстепенные)

- Сегодня мы будем учиться распознавать группы предложений по наличию или отсутствию второстепенных членов предложения.

Запишите тему урока «Распространенные и нераспространенные предложения».

Сравните предложения, записанные на доске:

Идет дождь. – Осенью часто идет дождь.

- Чем отличаются эти предложения друг от друга? (в первом только грамматическая основа, а во втором есть еще и второстепенные члены)

- Какое из двух предложений несет большую информацию? Почему?

Чтение правила на стр.81.

- Какие предложения бывают по наличию второстепенных членов? (распространенные и нераспространенные)

- Какие из них называются распространенными? Нераспространенными?

- Приведите примеры нераспространенных предложений.

- Приведите примеры распространенных предложений.

- Сейчас мы выясним, какие члены предложения могут пояснять второстепенные члены.

- Запишите предложение «На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна красно-жёлтых клёнов и осин» ( 1 ученик – за доской , остальные – в тетрадях, потом идет взаимопроверка)

- Выделите его грамматическую основу (пятна выделяются).

- Выпишите все словосочетания из предложения и укажите смысловую связь слов в них.

- От каких членов предложения задавали вопросы?

- Какие члены предложения могут распространять второстепенные члены предложения?

- Дайте полную характеристику предложения (повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное).

6) Физкультминутка под музыку (один ученик у доски показывает упражнения, а другие повторяют за ним)

7) Закрепление материала.

1. Распространить предложения

Пролетело лето. Наступила осень. Школьники учатся.

- Какие предложения по наличию второстепенных членов вы первоначально записали? (нераспространенные)

- Распространите предложения второстепенными членами, запишите их и подчеркните в них грамматические основы.

2. Запись под диктовку предложений (самостоятельная работа).

- Запишите предложения под диктовку, подчеркните в них грамматические основы, охарактеризуйте предложения по наличию главных и второстепенных членов.

- Объясните выбор орфограмм.

Я сидел и глядел кругом, и слушал. Листья чуть шумели над моей головой; по одному их шуму можно было узнать, какое тогда стояло время года. То был не веселый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная, дремотная болтовня. Слабый ветер чуть-чуть тянул по верхушкам.

8) Обобщение материала (фронтальный опрос).

- Что нового о предложении мы узнали сегодня? (бывают группы предложений по наличию второстепенных членов)

- Какие бывают предложения по наличию и отсутствию второстепенных членов? (распространенные и нераспространенные)

- Какие предложения называются распространенными? Нераспространенными? Приведите примеры.

9) Подведение итогов

(Выставление оценок), домашнее задание. П.35, упр.№175

compedu.ru