Этика поведения учителя в школе, на уроке. Как правильно вести уроки в школе учителю


Как вести себя молодому учителю?

Отшумели последние празднования выпускников педагогических вузов, и самые смелые студенты, выбравшие стезю преподавательской деятельности, ринулись на покорение учительских вершин. Они молоды, энергичны, полны энтузиазма и ещё не ушедшего максимализма. С радостью берутся за сложные задачи, стараются вникнуть в особенности устройства выбранного образовательного учреждения.

Однако с началом нового учебного года течение рабочей деятельности становится всё более бурным. В это сложное время молодой преподаватель может совершить ошибки, которые в будущем способны обернуться достаточно большими неприятностями.

1. Не нужно бояться детей

Начинающие преподаватели, как правило, не имеют опыта общения с учениками разных возрастов. Поэтому очень важно заранее выбрать определённую манеру поведения с детьми. Нужно иметь чёткое представление, каким педагогом вы хотели бы выглядеть в глазах учеников. Не нужно стесняться или лепетать — речь должна быть чёткой с ясными акцентами. Нельзя прятать или отводить взгляд — зрительный контакт необходим для более успешного налаживания связей. Не рекомендуется сутулиться, прятать руки в карманы или проявлять другие аспекты неуверенного поведения. Если ученики почувствуют ваш страх с первых занятий, то это может послужить началом весьма сложных отношений между учениками и учителем.

 

(источник: WikiArt)

Когда я пришла в школу, завуч по воспитательной работе дала именно этот совет: «не дай им почувствовать свой страх». Звучит немного странно и утрированно, но он мне очень пригодился. Я отчетливо помню свои первые уроки: сердце стучало, голос осип, ладони были влажными от волнения. Из головы вылетело даже собственное имя. Но именно фраза опытного педагога про страх не позволила мне позорно дезертировать из кабинета. Я выпрямила спину, откашлялась,подняла голову, глубоко вздохнула и запустила первую партию учеников в класс. Они расселись, с любопытством уставившись на меня. 

Их глаза внимательно сканировали каждое мое движение. Дети, к слову, отличные, но очень жестокие психологи.

Я вздохнула и начала уверенно говорить. В голову упорно лезла аналогия о переговорщике с террористами — я тоже вежливо, но непреклонно выдвигала требования. Мы сразу установили правила: не тестировать мое терпение на прочность. От трёх замечаний по поводу их поведения — дневник на стол. Ещё два предупреждения — пишу комментарий для родителей. Если дальше продолжается веселье на уроке — то я ставлю «пару» после контрольного вопроса о рассказанном материале. И ни у кого из учеников никогда не было претензий, если я осуществляла в дальнейшем подобные действия — ведь они сначала с ними сами согласились.

Но я не ограничивалась только требованиями — это было бы деструктивно. Мы пришли к компромиссу: они всегда смогут ко мне прийти и пересдать материал, исправив свои оценки. Более того, я пообещала, что в любое время в школе смогу им объяснить материал, если они чего-то не поняли. Спрос существенно возрастал в конце четверти, но обид практически не было.

2. Не бойтесь ошибиться

Учитель — это не робот и не машина. Не надо сразу стараться убедить учеников в своей полной правоте и непогрешимости. В момент знакомства в классом и зачитывания фамилий заранее извинитесь перед детьми за то, что можете произнести их неправильно. Также нельзя воспринимать «в штыки», если кто-то из ваших подопечных делает вам замечание по преподаванию материала. Научите их обосновывать свою точку зрения.

Если долго гнуть свою линию, получится полный параллелепипед.

Молодому учителю и так хватает стрессов — не надо усугублять это тем, что репутация будет испорчена чьими-то обиженными рекомендациями, в стиле «да какой это учитель — сама ничего не знает!». Не нужно упрямо показывать ученикам, что вы старше и знаете больше них. Это вызовет негативное и совершенно естественное желание доказать обратное.

Если вдруг вас кто-то начинает задирать во время урока по поводу материала, вежливо его выслушайте и попросите отстоять свою точку зрения. Ребенок почувствует, что к нему относятся как к равному и у него впредь не возникнет желания к конфронтации.

3. Проявляйте уважение

Вас не будут уважать, если вы будете себя вести неуважительно. Не проявляйте пренебрежение или высокомерие, не кричите до хрипоты — вас не услышат. Только чёткая вежливая и аргументированная речь, как если бы вы говорили со взрослым. Не забывайте о таких чудесных словах, как «спасибо» и «пожалуйста». Не следует облекать все свои просьбы в приказную форму.

Был у меня Артём, ученик пятого класса. Он был новеньким, который пропустил по семейным обстоятельствам две первых недели учёбы. Соответственно, когда он пришел в школу, это был стресс. Для всех. Артём выглядел крупнее своих сверстников, но в умственном развитии немножко уступал остальным. Он отчаянно хотел, чтоб его приняли одноклассники и учителя. Когда же этого не случилось, бедный мальчик нашел весьма радикальные методы для привлечения к себе внимания: от полного игнорирования замечаний до закидывания однокашников своей рвотой.

 

(источник: Pinterest)

Учителя поставили на нём крест, родители Артёма практически поселились в школе, а одноклассники всё старательнее его избегали. Признаюсь, сначала мне тоже было сложно с ним говорить на уроках и объяснять, что делать можно, а что нельзя. Повинуясь порыву, я срывалась на крик. Но интуитивно поняла, что это только укрепляет стену недопонимания. И я начала с ним говорить как со взрослым: «Артём, будь так добр, пересядь на другое место, пожалуйста».

Вежливость действительно творит чудеса. Ребёнок послушно вставал и пересаживался.

«Артём, пожалуйста, будь немного потише, я очень устала и у меня болит голова», — он кивал и замолкал. Потом он начал дарить мне свои рисунки, был всегда вежлив и не боялся подходить что-то спрашивать. Я была единственным учителем в школе, кто никогда не вызывал его родителей и не жаловался на него завучу или другим учителям.

4. Соблюдайте дистанцию

Не стоит слишком сближаться с учениками. Сразу после института, как правило, разница в возрасте небольшая, особенно это касается старшеклассников. Помните, что многие ваши действия и слова могут быть переиначены и переданы другим учителям, администрации или родителям в совершенно извращённом виде. Нельзя закрываться с учениками в кабинете, дверь лучше держать открытой. 

Избегать учеников тоже не стоит — это может оттолкнуть детей. Знайте меру и выбирайте золотую середину.

Сейчас в школах учатся самые разные дети из самых разных семей. Есть среди них и очень верующие люди, у которых своё восприятие норм морали. Был среди моих учеников Гриша, который был сыном прихожанки местной церкви. Мальчик в школу ходил с библией и вместо повторения материала предпочитал молитвы, чему мама всячески потакала. В результате у Гриши стабильно выходило по 5-6 двоек в каждой четверти. Но мама не верила тому, что молитвы работают хуже выполненного домашнего задания, поэтому, по её мнению, виноваты во всём были учителя.

 

(источник: Pinterest)

Досталось и мне за... ключицы! Я не позволяла себе носить слишком открытые вещи, но вырез «лодочкой» казался Гришиной маме слишком глубоким. Оценки своего отпрыска она директору школы аргументировала так: «улыбочки, шуточки и ключицы нашей новой учительницы разжигают огонь в чреслах сына и он не может сосредоточиться». Разговор передавался из уст в уста, породив массу сплетен и не очень адекватных суждений, истрепав нервы изрядно.

5. Не стоит верить всему на слово

Какими бы симпатичными, милыми и невинными ни были ученики на первый взгляд, нельзя им верить на слово. Любые свои действия подстраховывайте записями в дневнике, дублируя их в электронном журнале. Особенно когда дело касается исправления оценок. При выявлении проблемы с тем или иным ребёнком немедленно оповещайте родителей о его «успехах».

В дальнейшем это убережёт вас от разного рода претензий со стороны родителей и администрации школы.

Была у меня ученица шестого класса Сашенька. Тихая скромная девочка, которая всегда застенчиво опускала глазки, когда я её спрашивала. Я долго списывала невразумительные ответы по поводу не сделанного домашнего задания на гиперстеснительность, пока моя подопечная не начала наглеть прямо на глазах. Скромность не мешала ей переговариваться на уроках и писать записки, а тетрадь оставалась практически девственно чистой.

К концу второй четверти у Сашеньки выходила двойка. Недели за три до окончания полугодия, я начала ей назначать время для пересдач. Давала дополнительные задания на дом. Получив одну четверку, Сашенька успокоилась и продолжила ничего не делать. До последнего тянула с выставлением оценки, веря, что завтра она точно-точно придёт сама. Так и не пришла. А паре мама очень удивилась.

История имела продолжение, поэтому мы переходим к следующему пункту.

6. Ведите учёт

Не забывайте вбивать все данные в электронный журнал, ставьте оценки в дневник и бумажный журнал, не выдавайте на руки детям их проверочные и контрольные работы. Заведите отдельные папки для каждого класса и складывайте туда листочки с работами. На родительском собрании раздайте их родителям.

Иногда кажется, что соблюдение пунктов 5 и 6 немного граничит с паранойей, ведь очень тяжело совместить искренность, энтузиазм, кипучую энергию и такой бюрократический контроль. Но в наше время, когда в самой абсурдной ситуации оказывается виноват учитель, лучше перестраховаться лишний раз.

Вернёмся к истории о Сашеньке. После моих безуспешных попыток заставить ребёнка хоть как-то учиться, общения с классным руководителем и разговоров о том, как важно прилагать усилия, девочка по-прежнему предпочитала ничего не делать дома и писать проверочные работы транслитом (для примера: она вместо простого английского слова «milk» писала тяжеловесное «moloko»). Когда все сроки вышли, я не без сожалений поставила ей двойку в четверти.

Что тут началось... Мама ученицы превратила мою третью четверть в кромешный ад. Как выяснилось, Сашенька упорно выкидывала все листочки с «проверочными», выдирала страницы из дневника, всегда говорила матери, что всё в порядке и она со всем справляется. Для мамы явилось полным сюрпризом то, что у её дочери пара в четверти. С праведным негодованием она пошла к директору требовать пересмотра оценки, моей квалификации и рассмотрения варианта об увольнении.

В силу своей неопытности я предпочитала не решать проблемы только с родителями, а договариваться с учениками лично.

Помимо этого, электронный журнал получалось заполнять раз в неделю, потому что доступ у нему был только в кабинете информатики, куда не всегда удобно было приходить. Теперь администрация школы требовала пересмотра оценки, опасаясь за статистику и репутацию. На мои уроки начали приходить комиссии из РОНО, директор решила взять под контроль учебный процесс. Мне приходилось перед входом в школу при всех учениках сдавать ей на проверку планы уроков, расписанных до самых мелочей. За своё прохладное отношение к бюрократии я расплатилась сполна.

 

(источник: Pinterest)

Не помню, сколько таблеток валерьянки было съедено, но это научило меня скрупулезному сбору каждого листочка со словарным диктантом, каждой тетрадки с контрольными, выставлению всех отметок в электронный журнал, даже тех, что стоят карандашом в журнале. Пришлось выработать иммунитет к обидам учеников, которым приходилось объяснять родителям, почему «двойка карандашом» стоит в электронном журнале.

Я закончила педагогический университет всего 3 года назад и у меня очень свежи воспоминания о первом годе учительской деятельности. Если бы мне кто-то сказал об этих простых правилах, я бы сумела избежать многих проблем, что существенно облегчило бы начало моей преподавательской жизни.

За соблюдением всех этих правил искренне желаю вам не переборщить и сохранить любовь к преподавательской работе. Не черствейте душой раньше времени, детям во все времена нужны те, кто сможет привить любовь к знаниям и научить их элементарным навыкам этичного поведения. Удачи!

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

newtonew.com

Как сделать класс управляемым | Социальная сеть работников образования

 

Как сделать класс управляемым?      

 «Перед уроком -"минута общения", открытая доброжелательная манера общения задает положительные эмоции ...»

 

Никогда не начинать урок, если класс не готов к нему (на парте - тетрадь, учебник, дневник, пенал и т. д.) или класс шумит.

 

Дневник - средство общения с семьей.

 

Идем вместе домой после урока, если есть необходимость, «напрашиваюсь на чай».

 

Как театр начинается с гардероба, так и урок начинается еще до звонка. Две ситуации: первая - раздается звонок на урок, учителя нет на месте, класс предоставлен сам себе, шумит и радуется жизни, потом вбегает запыхавшаяся Мария Ивановна и с ходу начинает тренировать голосовые связки ... Вторая ситуация: за несколько минут до урока учитель уже в классе, под его наблюдением дети готовятся к уроку, происходит живое, непосредственное общение, и только по звонку: «Встали все. Здравствуйте. Садитесь. Начинаем урок». Если «минута общения» - это нечто часто повторяющееся, то условно ее можно назвать ритуалом. Наличие ритуала вхождения в урок - это очень ценное приобретение. Ритуалы могут быть очень разные, скажем, если вы работаете за кабинетной системе, то при входе в помещение приучите пропускать вперед девушек или включите музыку на одну минуту, пока дети готовятся к уроку, и т. д.

 

  • «Никогда не начинать урок, если класс не готов к нему (на парте - тетрадь, учебник, дневник, пенал и т. д.) или класс шумит» - высказывание из сборника золотых правил для учителя. Это надо соблюдать всегда и во всех ситуациях».

 

«Привлечь внимание к теме урока, заинтересовать разными приемами работы. Индивидуальные беседы с потенциальными нарушителями. Традиционный прием: нарушитель стоит в углу или у стола. Не кричать (хотя не всегда удается)».

 

Просматривается «дрессировщик». Единственное, что не очень понятно, - как определить «потенциального» нарушителя? А как же презумпция невиновности?

 

«Продумать все этапы урока. Учеников надо "влюбить в себя". Здесь все важно: и внешность, но особенно профессионализм учителя, дикция, артистизм, выразительность подачи материала».

 

Без комментариев. Явное преимущество в поведенческой роли учителя составляющей «клоун». Если для учителя этого достаточно - то это прекрасно.

 

«Заинтересовать учеников, вовлечь в дискуссию, поменяться ролями (учитель - ученик), не кричать (реакция на интонацию), идти к детям с добром, они это почувствуют и поймут».

 

Поменяться ролями с учеником, если это спонтанное решение (как ответ на конкретную ситуацию) - это интересный вариант, главное, чтобы этот прием не помешал проведению урока.

 

  • «Предложить громкому ученику роль учителя, и доверить провести часть урока (проверку домашнего задания или самостоятельную работу)».

 

Это логическое продолжение предыдущей заметки. Хорошо, если все получилось у ученика, в противоположной ситуации можно подыграть и акцентировать внимание на этом. «Как ваше отчество? Сергеевич! Очень приятно. А что это, любезный Александр Сергеевич, у вас такая непослушание в классе, неуважительное отношение к педагогу, коллега? Наведите порядок на уроке! А что, вам нечего спросить по домашнему заданию? "Класс начинает улыбаться над неудачным« педагогом », тот прошмыгивая за парту и не высовывает нос до конца урока.

 

  • «Всегда быть готовым к уроку, иметь в запасе дополнительные задания для тех, кто не любит работать, и любить, любить. На любовь дети отвечают тем же».

 

Дополнительные задачи - это индивидуальный подход, как правило, это всегда срабатывает. Дети, которые мешают проведению урока, очень часто ищут элементарного внимания (или со стороны учителя, или со стороны одноклассников), поэтому дайте им это!

 

  • «Чтобы класс был управляемым, необходимо, чтобы тема урока была им интересна и доступна. Нетрадиционное начало урока настроит детей на активную работу. Обсуждаемый на уроках литературы материал надо связать с жизнью. Большую роль играет авторитет учителя. Обычно я работаю с детьми с 5 класса. Если я им интересна как учитель и как человек, то, как правило, проблем не возникает. Потом мы уже хорошо знаем друг друга. Я считаю, что на уроке литературы абсолютная тишина - признак неприятия, отторжения, безразличия. Должно быть так называемый рабочий шум».

 

  • «Часто одни и те же ученики опаздывают на уроки. Чтобы их отучить от такой привычки, останавливаю, ставлю три вопроса, чтобы Я оценила ответ, и это заставляет приходить вовремя.

 

  • Если сильно шумят, стою и жду, когда они обратят на меня внимание. Часто задаю такой вопрос двум ученикам, разговаривают во время объяснения: «Я вам не мешаю?" Дети теряются, отвечают: «Нет», а я им говорю: «А вот вы мешаете не только мне, но и другим». Если долго разговаривают, я им говорю: «Иди к столу, объясняй, а я буду слушать твое объяснение и очень внимательно».

Опоздание - это не очень приятный момент, обычно сбивает класс с рабочего настроения. Пара вариаций на тему опозданий:

 

  • «Дети любят опаздывать. Они отвечали домашнее задание у двери и за каждый правильный ответ делали шаг в направление своей парты, а некоторые (не готовые к уроку) продолжали стоять. Вскоре опоздания прекратились».

 

«Я работала в школе первый год и мне сразу дали 10-е классы. Занятия проводились по парам. Первая пара превращалась в испытание от патологических опозданий. Звонок на урок - в классе 5-6 учеников из 30. Первые сорок пять минут дверь в класс не закрывалась, десятиклассники приходили не торопясь. После двух первых недель занятий стала делать так - не прекращая вести урок, знаком давала понять, что все, кто опоздал, садятся на пустой ряд. Как только начинался второй урок пары, для опоздавших я проводила тест на знание домашнего параграфа. Вопрос составляла таким образом, чтобы учесть все детали текста. Сразу их проверяла (это было легко, потому что мало кто отвечал правильно) и выставляла в журнал оценку за домашнее задание. Когда десятиклассники поняли эту систему, опоздания прекратились немедленно».

 

  • «Иногда, когда дети шумят и не дают начать урок, я включаю музыку и даю возможность удивиться (почему учитель так делает) или начинаю говорить тихо.

 

Во время урока обязательно обращаюсь к непосредственному жизненному опыту учащихся: «Ты специалист в ... помоги мне подготовить класс к уроку (отремонтировать парту, вымыть доску, расставить красиво парты)». Если ученик «не поддается», после урока прошу помочь мне отнести книги в учительскую, завязываю разговор, пытаюсь найти его слабые места, узнать об увлечениях, домашнюю ситуацию, таким образом ищу сферу влияния».

 

Идея сама по себе хороша, но, может, всё-таки не стоит двигать парты во время урока, а то урок уступит место «филиалу мебельного магазина».

 

  • «Учитель должен хорошо владеть фактическим материалом, идеально быть готовым к уроку ("Кто четко мыслит, тот четко излагает"). Продумать индивидуальные задания для "галерки", похвалить, поощрить учеников. Разнообразить методику проведения урока. Учитель, зайдя к детям в класс, должен всего себя отдать уроку, "не витать в облаках ", не думать о чем-то своем, все сознание направить на общение с детьми. Быть требовательным и строгим, но максимально справедливым, честным и объективным. Не заискивать перед детьми, не заводить любимчиков».

 

«Не витать в облаках» - это и есть проявление мобилизации.

 

«Управляемый тот класс, в котором учителя уважают. Это касается и проведения урока учителем, и отношений Учитель - Ученик, и манеры поведения и разговора учителя, и даже внешний вид. Учитель - это женщина, и ученики (особенно мальчики, а именно они чаще нарушают дисциплину) должны это чувствовать, и тогда они не только сами не будут мешать, но и успокоят сидящего рядом, чтобы в глазах учителя (мягкой, приятной женщины) выглядеть старше - мужчиной. Так что пользуйтесь своим обаянием и маленькими женскими хитростями».

 

Без комментариев.

 

  • «Чтобы класс был управляемым, необходимо прежде увлечь детей уроком, заинтересовать их. При этом использовать дополнительный материал (интересные вырезки из газет, иллюстрации и др.) При этом дети должны четко придерживаться требований, которые учитель выдвигает на уроке».

 

Правила! И еще раз правила!

 

«Поддерживать контакт с родителями, информировать их о поведении ребенка. Дать ученику индивидуальное задание на урок».

 

Иногда, действительно, учителю-предметнику приходится «держать ... и информировать ...», но это крайний случай, надо уметь справляться с ситуацией самостоятельно, а частое обращение за помощью со стороны родителей, администрации школы и т. д. - это проявление бессилия, что, кстати, не вызывает уважения.

 

«Показать детям, что учитель "главный"- видом, поведением, тоном».

 

«Попробуйте выделить в классе лидеров и, пользуясь их авторитетом, управлять классом.

 

Никогда не отступать от своих слов, то есть если ты попросил ученика принести дневник, добейся этого, даже если для этого нужно будет остановить урок.

 

В младших классах (5-6) не поддаваться уговоры: "Я больше не буду, пожалуйста, не ставьте плохую оценку".

 

Никогда не переходить на личности, оскорбление ученика недопустимо. Если в классе шумно, я обычно умолкаю и жду, когда они успокоятся».

 

«Зайти в класс с улыбкой. Начинать каждый урок по-новому. Заинтересовать своим предметом. Внедрять педагогику сотрудничества. Пойти с детьми в поход».

 

«Чтобы класс был управляемым, для этого надо отлично знать свой предмет. Быть сдержанным и лояльным, уважительно относиться к детям. Быть строгим, но справедливым. Разнообразить формы и методы урока. Привлечь на свою сторону нарушителей дисциплины».

 

 

Выводы

 

1. Урок должен быть тщательно подготовлен. Интересным по содержанию, разнообразным по форме проведения, насыщенным.

 

2. Физическая и психологическая мобилизация учителя, его внутренняя готовность к уроку. Гармоничное сочетание роли «дрессировщика», «клоуна» и «рабочей лошадки».

 

3. Готовность к индивидуальной работе (наличие задач, карт и др.) с учениками, которые в этом нуждаются.

 

4. Педагогика сотрудничества. Относитесь к ученикам так, как бы вы хотели, чтобы они относились к вам. Учителя уважают, если он уважает учеников.

nsportal.ru

Молодому учителю. Подготовка и проведение первого урока

Большинство начинающих учителей, а также студентов-практикантов педагогических ВУЗов перед ученической аудиторией испытывают страх, неуверенность в своих коммуникативных навыках и сомневаются в том, что смогут установить контакт с классом и позиционировать себя как учителя. Если начинающий педагог не сможет мобилизоваться и собраться с духом, то под угрозой срыва может оказаться даже методически правильно составленный урок. А ученики могут истолковать нерешительность и робость учителя как отсутствие необходимой компетенции и недостаточный профессионализм.

К первому уроку нужно готовиться с первых дней учебы в педагогическом ВУЗе. Особенно важна психологическая подготовка. Для этого нужно принимать участие в различных научных конференциях. Здесь студент может понаблюдать и отработать приемы работы с аудиторией. Справиться со страхом публичных выступлений поможет участие в студенческой самодеятельности, конкурсах, КВН или просто можно задавать преподавателю вопросы во время лекции.

Подготовка к уроку

Чтобы вести себя уверенно перед аудиторией, необходимо наличие нескольких составляющих хорошего урока:

  1. Безупречный внешний вид. Это начинается с гигиенических процедур и ванной комнаты. Этот пункт не следует недооценивать. Ученики всегда критически оценивают внешний вид учителя, замечая все имеющиеся недостатки. Несуразная деталь или какая-то другая погрешность может послужить поводом для насмешек и стать причиной появления у учителя клички. Оптимальный вариант одежды для женщины – строгий костюм с юбкой или брюками; для мужчин – классический деловой костюм с галстуком.
  2. Знание своего предмета (на крайний случай хорошее владение темой урока). Как показывают исследования, глубокое знание своего предмета учителем, его эрудиция для учеников важнее всех его личностных характеристик. Учащиеся с уважением относятся к тем педагогам, которые хорошо ориентируются в своем предмете, и отдают предпочтение строгим и требовательным учителям, обладающим широким кругозором и дополняющим учебный материал интересными фактами.
  3. Хорошо продуманный и выученный план-конспект урока. Опытный учитель может ограничиться общими набросками хода урока. Начинающему учителю рекомендуется тщательно продумать все этапы урока (в том числе и возможные вопросы учеников), а также время, отводимое на каждый этап. Хорошо, если в запасе будет несколько игровых упражнений по теме урока на тот случай, если все задания, предусмотренные планом-конспектом, будут исчерпаны, а времени до конца урока ещё останется достаточно.
  4. Хорошая дикция. Если учитель не владеет своим голосом, говорит медленно или быстро, слишком тихо, невнятно, то от всех предыдущих пунктов будет мало толку. Понижение или повышение громкости речи, выдерживание пауз, эмоциональность позволяет привлечь внимание к важным моментам урока, создать соответствующее настроение, разбудить интерес учащихся, установить дисциплину и т.д. Стоит отрепетировать весь целиком или некоторые моменты урока перед сокурсником или зеркалом.

И вот вы привели себя в порядок, ещё раз повторили тему урока, почитали дополнительную литературу, продумали и подготовили хороший план-конспект урока и стоите на пороге класса, вооружившись знаниями, энтузиазмом и указкой. Что дальше? Как себя вести? На что обратить внимание?

Проведение урока

  1. Вход в класс, первое впечатление. Это очень важный момент. Спешка и излишняя суетливость не прибавят вам веса в глазах класса. В класс входите с чувством собственного достоинства. Журнал и сумку положите на учительские стул и стол. Привлеките внимание учащихся (прочистив горло, легонько постучав по столу и т.д.). Взглядом или кивком дайте классу понять, что они должны встать и поприветствовать вас. Не нужно пренебрегать этим моментом эту церемонию следует воспринимать как должный и непременный знак уважения. Кроме того этот элемент урока позволяет настроиться на рабочий лад и способствует установлению необходимой субординации.
  2. Знакомство с классом. Если это первая встреча с классом, то нужно представиться и записать своё имя и отчество на доске. Расскажите сначала о своих требованиях, правилах работы на уроке, критерии оценок, затроньте организационные моменты. Для быстрого запоминания своих учеников попросите их написать свои имена на заранее подготовленных карточках и поставить карточки перед собой на парте. Учащиеся любят, когда учитель называет их по именам. Можно проявить творческую нотку и подготовить упражнения, позволяющие поближе познакомиться с классом.
  3. Стиль работы. Не нужно стараться сразу стать друзьями  с учениками. Многим педагогам это мешает в объективной оценке знаний своих «друзей», а иногда даже может привести к срыву урока. Не либеральничайте, не заигрывайте с учениками, не обещайте награды за хорошее поведение и отличную учёбу – это обязанности учащихся, а отметка – награда. В отношениях с детьми не допускайте панибратства и фамильярности.
  4. Унижая и запугивая учеников, подавляя их своим всезнайством и авторитетом, вы никогда не завоюете у них авторитет. Не злоупотребляйте неудовлетворительными отметками, не старайтесь «подловить» учеников на мелочах – это первый признак некомпетентности и неопытности.
  5. В  течение урока делайте паузы, дайте ученикам отдохнуть от работы. Ни в коем случае не рассказывайте анекдоты, лучше расскажите заранее подготовленную познавательную историю или проведите лёгкую игру, но в том случае, если вы сможете после игры восстановить дисциплину в классе. Если у вас нет такой уверенности, то проведите традиционную физкультминутку.
  6. При выставлении отметок их нужно комментировать, сначала похвалите за старание, затем кратко выскажите замечания.
  7. Когда урок закончен, не кричите вслед ученикам домашнее задание. Учащиеся должны дождаться вашего разрешения покинуть класс.
  8. Согласно нормативным требованиям заполните журнал: запишите дату, тему урока, домашнее задание.

Большинство начинающих учителей, а также студентов-практикантов педагогических ВУЗов перед ученической аудиторией испытывают страх, неуверенность в своих коммуникативных навыках и сомневаются в том, что смогут установить контакт с классом и позиционировать себя как учителя. Если начинающий педагог не сможет мобилизоваться и собраться с духом, то под угрозой срыва может оказаться даже методически правильно составленный урок. " data-yashareType="button" data-yashareQuickServices="vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki">

ucheba66.ru

Как нужно себя вести учителю в случае неадекватного поведения учеников

Подробности Создано: 29.09.2013 00:43 Опубликовано: 29.09.2013 00:43 Просмотров: 45460

Мичурина Екатерина Алексеевна,педагог-психолог

 

Никто не застрахован

Выбирая профессию учителя, мы изначально идем на риск - попасть под жернова хамства со стороны детей, их родителей, а иногда - и своих коллег. Ни для кого не секрет, что красный диплом педагогического университета вовсе не означает, что учитель готов к преподаванию, к общению с детьми. Учат все больше теориям, истории педагогики, тому, как надо и как должно быть, а вовсе не готовят к тому, с чем можно столкнуться сегодня в нашей школе. Отрыв от практики колоссальный.

Не мытьем, так катанием

По большому счету, только на своем опыте методом проб и ошибок, спустя несколько лет некоторые учителя начинают понимать, с кем и как себя вести, как управлять классом, держать дисциплину. Некоторые сбегают из школы после первой же практики, некоторые так и остаются в счастливом неведении, как можно в классе с тридцатью подростками без применения насилия и оскорблений вести полноценный урок. В итоге, в проигрыше остаются, прежде всего, дети.

Кроме того, нынешние педагоги старой закалки отмечают, что если раньше на авторитет учителя среди учеников работало общественное мнение, престижность педагогической профессии, действенность рычагов воспитания на родителей через партийную организацию, на школьных хулиганов - через пионерскую и комсомольскую организации, то теперь учитель беззащитен и везде крайний. Поставил двойку - плохой учитель, сам себе ее поставил, не научил, не нашел подхода к ученику.

Более того, современные дети совсем другие, дети информационной эпохи, в представлении которых даже опыление цветка происходит через Wi-Fi, а чтобы пообщаться с друзьями — им проще создать конференцию в сети.

Поиск виновных тоже ни к чему хорошему не приводит - ни к решению проблем, ни к ответам на злободневные вопросы, только разжигает больше ненависти учителей и родителей, учителей и детей.

Детки в клетке

Всем известно, что школа - это место, где дают ответы на незаданные детьми вопросы. И если раньше ученики зачастую молча «кушали» то, чем их «кормили» на уроке, то сегодня они открыто заявляют: а мне это не надо, я не хочу учиться, мне это неинтересно, я не просил вас об этом рассказывать, мне лень работать на уроке...

И многие бы сбежали из школы, если бы могли. Сейчас создается благодатная почва для процветания школьного хамства. Привлечь к труду после уроков хулигана нельзя, пожаловаться некому (позиция администрации - это ваши проблемы как учителя, что в институте педагогику с психологией не проходили? Позиция многих родителей - мой ребенок вам нагрубил, значит, вы сами это заслужили). Опытные коллеги призывают «не принимать близко к сердцу» выходки ученика (собственно, с ним не жить, детей не крестить), игнорировать (какое дело, что ученик играет в телефон), относиться с юмором (очень смешно, когда пятиклассники на уроке высмеивают портреты историков, висящие в кабинете) или «ставить проказников на место» (разными способами, тут кто на что горазд – от высмеивания ученика, до того, чтобы воспользоваться камерой наблюдения или силой коллективного мнения).

В общем, проблему с хамством на своем уроке преимущественно решает (или не решает) сам учитель, ведь он – взрослый, несет за детей ответственность, на него возложены обязанности по обучению и воспитанию детей, а ученики – это дети, что с них возьмешь (с урока выгнать нельзя, наказать тоже).

Как же нужно себя вести учителю в случае неадекватного поведения учеников?

Как обычно реагируют учителя?

  • Не вмешиваются.
  • Угрожают (поставить двойку, вызвать родителей и т.д.).
  • Стараются взаимодействовать, пытаясь поставить учащегося перед необходимостью сделать осознанный выбор и задуматься об ответственности.

Существует мнение, что подростки затевают подобные «игры» ради гнева учителя. Они чувствуют, как человек в гневе теряет контроль над ситуацией, и видят, что это они управляют ситуацией и учителем.

 

3 основных закона, по которым ученики строят свое поведение

1 закон

Определенное поведение в определенных обстоятельствах.

Это любая ситуация, которая повторяется регулярно. Один из учеников никогда не поднимет руку на уроке истории и не ответит, пока его не спросят. Другой ученик будет хамить учителю математики и вежлив со всеми остальными. И так постоянно.

Вот тут стоит задуматься педагогу, как изменить, прежде всего, свое поведение, чтобы научиться взаимодействовать с учениками, а те, в свою очередь, ощутили выбор, как им себя вести дальше. Учителю же стоит задуматься и над тем, как сделать так, чтобы ученики захотели изменить свое поведение.

2 закон

Цель любого поведения – чувствовать свою принадлежность к обществу, в данном случае к школьной жизни. То есть это – потребность в своей важности и значимости, чтобы занять свое место в школьном коллективе. Ученику необходимо ощущать свою интеллектуальную состоятельность (а не слушать в свой адрес комментарии, о том какой он тупой), даже если не тянет программу на «4». Обязательно нужно школьникам поддерживать отношения с учителями и одноклассниками. И как ни странно, кто бы как бы ни отлынивал, ребята чувствуют потребность вносить особый вклад в жизнь класса и школы. И они стараются это сделать. Любыми способами. В том числе и нарушая дисциплину.

3 закон

Дети и подростки понимают, что ведут себя неправильно. Но... они не понимают, что так ведут себя, чтобы привлечь внимание, избежать неудачи, отомстить, получить власть. Плохое поведение – признак того, что ученик хочет быть в центре внимания и быть главным, так в первом случае учитель постоянно обращает на него внимание, а во втором – разрушают порядок в классе, демонстрируя, что никто ничего ему не сделает. Некоторые обидчивые ребята или те, которых «достала» та или иная ситуация, начинают мстить учителю/однокласснику/классу или всем сразу за реальную или выдуманную обиду. Но каковы бы не были цели, учитель должен взаимодействовать с ними.

Главное, понять действительную причину поведения учеников, и только тогда можно будет правильно построить общение, чтобы погасить плохое поведение.

Правила

1. Акцентируйте внимание на поступках ученика, а не на его личности.

Обсудите с учащимся или учащимися поведение. Просто опишите его без оценки самого поведения, избегая слов «плохо», «по-хамски» и так далее. Это не только вызовет отторжение со стороны учащегося, но и вы себя «накрутите», а в результате все вернется к эмоциям и перейдет «на личности». Проблему так не решить. Обсуждайте только проступок, лучше тот, что происходит в данный момент. Не стоит припоминать прошлые проступки или говорить о том, что так произойдет снова. Разговаривая, нужно быть доброжелательным к собеседнику, тогда у ученика не возникнет желание защищаться.

2. Контролируйте отрицательные эмоции.

Какие эмоции у вас вызывает ученик, который старается вывести вас из себя? Гнев, беспомощность, возмущение? Это нормально. Но в это время мыслить здраво и спокойно невозможно. Всех этих эмоций и добивается подросток, которому нужна власть. И когда он своего не добивается, учитель спокоен и может даже безразличен, то такой ученик лишается ожидаемой реакции, а у учителя есть много шансов успешно взаимодействовать с таким учеником в дальнейшем.

И разумеется, необходимо «разряжаться» каждый день, будь то душ, или физические нагрузки и музыка, кому-то будет лучше покричать или выговорить все без церемоний мнимому ученику. Найдите свое.

Ученики любят проверять учителей на выдержку, терпение и изворотливость, если можно так выразиться.

3. Не усиливайте напряжение ситуации, правильно реагируя

Снижать напряжение довольно трудно. Типичные ошибки в напряженной ситуации:

  • повышение голоса,
  • крик,
  • оскорбительные, унижающие выражения,
  • сарказм,
  • оставлять последнее слово за собой,
  • напряженные позы, сжатые челюсти, сцепленные руки,
  • применение физической силы,
  • настаивание на своей правоте,
  • действия с чувством превосходства,
  • оценивание характера ученика,
  • сравнение одного ученика с другим,
  • «проповеди»,
  • втягивание в конфликт других людей,
  • оправдывания, защита,
  • типичные фразы вроде «Учитель здесь пока еще я» и обобщения «Вы все одинаковы»,
  • придирки,
  • передразнивание,
  • требования и давление.

Возможно, на некоторое время неприемлемое поведение действительно прекратится, но очень скоро повторится.

4. Обсуждать плохое поведение нужно позже

Когда остынут эмоции и у вас, и у ученика. Но поговорить нужно обязательно. Виноватых искать не надо, ученики в курсе, как они себя ведут, и что это плохо. Возможно, будет полезным организовывать время от времени общие дискуссии.

5. Всегда оставляйте ученикам возможность «сохранить лицо»

Бывает, что вы можете надавить, и ученик сделает то, чего хотите вы, но по-своему... ну и пусть, не надо требовать полного подчинения. Главное, что учащийся, наконец, прекратил мешать и вам, и классу, и самому себе. Подавлять полностью ни к чему.

6. Демонстрируйте доброжелательное поведение

Оставьте крик, унижения и обвинения – агрессию. Место агрессии при общении с учащимися – в воображении. Дисциплинарные меры лучше отложить до утихания бури эмоций. Ученики делают то, что делают учителя и взрослые, повторяют. Конфликты также учатся разрешать на примере учителей. Если эмоции и агрессия захлестывают учителя, то ученики сделают то же самое и будут позволять себе это по отношению к учителю. Если же учитель демонстрирует неагрессивное поведение, то учащиеся также быстро переймут такое поведение.

Желаю успехов!

При подготовке статьи использовались материалы сайтов:

http://planetashkol.ru

http://styllzhizni.ru

ocpmcc.edu35.ru

Первый год в школе. Советы начинающему учителю — Дидактор

Ознакомьтесь с современной образовательной политикой.

Находясь в жюри краевого конкурса «Учитель года-2017» я вдруг обнаружил, что большинство участников совершенно не знакомы с последними нормативными документами, плохо знают основные требования федеральных государственных стандартов.

Накануне учебного года познакомьтесь с этими и другими документами. Загляните на сайт Министерства образования и науки, познакомьтесь последними документами регионального министерства (департамента).

Убедитесь, что вы понимаете, о чём идёт речь, проконсультируйтесь у более опытных учителей. Вы можете соглашаться или нет с инструкциями и директивами. Но знать и выполнять их надо.

Узнайте образовательную политику, основные особенности вашей школы.

Это тоже очень важно, если вы не хотите с первых же дней получить нарекания со стороны руководителей образовательного учреждения. У каждого из директоров и его заместителей свои требования, свой стиль работы.

Исходя из этого, проведите инвентаризацию своих учебных материалов. Убедитесь, что у вас есть всё необходимое.

Просмотрев все материалы, оборудование, вам будет легче понять, чего от вас ждут директор школы, его заместители. Это поможет вам при создании собственного учебного плана, при подборке материалов для каждого занятия.

Найдите поддержку в школе.

Познакомьтесь с другими новичками. Помогая друг другу готовиться, вы можете заполнить свои пробелы, недочёты, обмениваться идеями. Ваш коллективный опыт поможет легче адаптироваться к новым для вас условиям.

Постарайтесь познакомиться с коллегами ещё в августе, перед началом учебного года.

Найдите поддержку у опытных учителей. Большинство из них очень благожелательно относятся к молодым коллегам. Действительно готовы помочь.

Готовьтесь как можно лучше к первым урокам

В этом нет ничего плохого. Это даст возможность в самый последний момент перестроить урок. Почему?

Вы ещё плохо знаете класс, ситуацию в школе. Безусловно, первые недели необходимо быть гибким, вовремя реагировать на новые «вызовы».  Зная, что у вас есть несколько вариантов уроков, можете чувствовать себя более комфортно.

Подготовка классной комнаты

Потратьте время, чтобы заранее подготовить классное обеспечение. Расставьте мебель, оборудование, наглядность. Сделайте всё, чтобы среда обучения учащихся была как можно более привлекательной.

Кроме того, если администрация школы идёт вам навстречу, приобретите всё необходимое, чтобы классная комната была максимально укомплектована.

Ознакомьтесь со всем имеющимся оборудованием

Возможно, вы впервые сталкиваетесь с новым для вас типом интерактивной доски. Или вообще раньше не работали с ней. В классе имеется документ-камера, но вы не знаете, как к ней подступиться.

Проверьте, как работает ваш компьютер. Возможно он нуждается в чистке или обновлении.

Узнайте больше о тех классах, где вы будете работать.

Ваша подготовка к урокам будет более продуктивной, если вы заранее будете знать уровень обученности ваших классов, их особенности.

Прислушайтесь к тем коллегам, кто уже работал в этих классах.

Ознакомьтесь с помещением школы.

Если вы пришли в школу в несколько этажей, то можно легко «потеряться». Узнайте, где находятся необходимые классные комнаты, чтобы путь из учительской не превратился в сложный лабиринт.

Таким образом, ваш первый рабочий день закончится успешно для вас, если вы начнёте готовиться к нему задолго до 1 сентября.

Что ещё можно почитать в Дидакторе?

Как знакомиться с классом?

Техника педагогического общения

Полезные советы перед началом учебного года

didaktor.ru

Одиннадцать ошибок начинающего учителя - Методика преподавания - Преподавание - Образование, воспитание и обучение

Наблюдая за общением и работой начинающих (и не только) учителей, приходишь к выводу, что все мы ошибаемся и наступаем практически на одни и те же грабли: совершаем одинаковые ошибки в начале своей педагогической карьеры. Конечно, допуская их и видя результат, мы постепенно приходим к понимаю, что же мы делали не так. На понимание отдельных ошибок, на понимание себя и своего места в профессии порой нужно несколько месяцев или даже лет. В это время могут страдать наши ученики, их образование и воспитание. Что же, неужели отказаться от работы в школе, раз на нас лежит такой груз? Нет, конечно же, нет: нужно продолжать работать, пробовать, искать, изучать и внедрять новые методики, приемы, «изюминки» — только так мы можем добиться высокого профессионализма. Это длительный процесс, и не стоит ждать результат сразу.

11 основных ошибок начинающих учителей

  • Ожидание от учеников идеального поведения и успеваемости. Ожидание от родителей беспрекословного доверия и внимания словам учителя

Действительно, многие учителя в школе и вузе были отличниками, «хорошими» мальчиками и девочками, способными и усердными, которым были интересны науки, школьные занятия и учителя. Это и переносится начинающим учителем на всех своих учеников: они должны учиться исключительно на «4» и «5», хотеть получать знания, всегда быть готовыми к урокам, всегда ходить на урок с интересом и радостью и т.д. Того же мы ждем и от родителей: если это хороший родитель, он беспрекословно должен делать то, что предлагает учитель и  способствовать обучению своего ребенка. Чем грозят учителю такие ожидания и как относиться к детскому нежеланию учиться и быть круглым отличником, читайте в статье Дети как дети и ученики как ученики.

  • Принятие любых детских проделок и неуспеваемости на свой счет, чрезмерное переживание об успехах на работе

Если бы у врачей по поводу каждого рецидива болезни и летального исхода были непосильные душевные муки, они бы не смогли работать и не смогли бы приносить пользу тем, у кого есть надежда на выздоровление. Нужно принять как данность, что человек не властен над силами природы и не может излечить неизлечимого больного. Конечно, трудно пережить неуспех операции и жестокость жизни. Но сколько людей страдают от своих вредных привычек: алкоголизм, пьянство, наркомания, несоблюдение техники безопасности — за все это не может отвечать врач, которому доставили больного. Так и учитель не может полностью отвечать за успехи и поведение своих учеников: у детей есть родители, которые несут за них ответственность. И, если для родителей плохая успеваемость и прогулы их ребенка норма, то учитель часто ничего не может сделать. И не нужно «убиваться» за обычные, «рабочие» моменты: носить эти переживания домой, нагнетать их, считать себя неудачником, считать, что учительство — не ваше и т.п. Богу богово, работе — рабочие моменты. Нужно отделить себя лично от работы. И не нужно принимать как личное оскорбление или обиду, например, невыученный ребенком урок или «хитрость» о том, что он забыл дома тетрадь, сломался лифт и вообще он опоздал, потому что переводил бабушку через дорогу.

Можно привести лошадь на водопой, но невозможно заставить ее пить.
  • Панибратство или слишком жесткий, авторитарный стиль общения и преподавания 

Подчас, ища дешевой популярности среди учеников, начинающие учителя общаются с детьми на равных, используют слэнг, не самые «педагогические» темы общения, позволяют некоторые вольности детей по отношению к учителю, разрешают такие же вольности на уроке: хождение по классу, выкрикивания, свободное посещение, свободное ведение записей и т.д. В этих «вольностях» самих по себе криминала нет, но в совокупности часто это приводит к тому, что дети перестают уважать учителя, считая его слабым и неопытным. Вернее, поначалу это имеет положительный эффект: устанавливаются отношения с детьми, начинается работа, но потом дети чувствуют себя все свободнее и раскованнее, и в итоге «садятся на голову». Часто это приводит к плохой дисциплине и полному неуважению к учителю.

Вне зависимости от разницы в возрасте, учитель должен понимать, что он на уроке — главный, он — ведущий, он — ответственный и от него ожидают определенного стиля поведения. Если вы хотите добиться успехов в работе с классом, вы должны четко определить и дать понять детям, кто главный и каковы правила игры. Пусть правила установили вы вместе, но правила должны быть. И вы должны обращать внимание на нарушение правил и сами должны их соблюдать.

Вторая крайность: излишняя жесткость, моральное давление на детей и полное отсутствие личных отношений и даже намека на них. То ли из-за боязни первого варианта, то ли в силу своих предрасположенностей,  многие начинающие учителя начинают «закручивать гайки» с первого урока: пресекая любое инакомыслие, обсуждение и личные отношения. На уроке у таких учителей психологически некомфортно, тяжело, таких учителей тихо ненавидят.

  • Невыполнение обещаний

Очень распространенная ошибка, но очень важная: по невнимательности, или из-за занятости или других причин учителя не выполняют собственные обещания. Раз-два, и дети перестают вам верить. Обещали сходить в кино? Сказали, что снизите оценку, если работа не будет сдана вовремя? Говорили, что позвоните родителям, если ученик еще раз опоздает на урок? Выполняйте! Или не говорите, или делайте — другого варианта нет. Разве что предоставить объективные причины, почему не смогли сделать обещание: например, заболели, отменили сеанс и т.д.

  • Чрезмерная подготовка к уроку

Многие учителя жалуются: ничего не успеваю, ложусь спать поздно, готовлюсь к урокам часами. Что-то здесь не так. Конечно, если вы работаете первый год и у вас все параллели, то подготовки очень много. Но если вы работаете не первый год, если у вас не так много предметов и параллелей, то как вы готовите один урок по несколько часов? Каждый урок? Необычные, очень продуманные, с массой заданий и дополнительных материалов уроки должны быть в арсенале учителя, но изобретать велосипед каждый урок, подходя к подготовке исключительно творчески и оригинально?... Так ли это необходимо? Насколько снизится эффективность обучения, если вы будете использовать учебник и методички? Стоит ли игра свеч? Или вы просто не умеете готовится к урокам, отвлекаетесь, или слабые знания, полученные в вузе, не дают готовиться к урокам быстро?

  • Отсутствие планов урока, планов развития, профессиональных целей, системы оценки своей работы

Конечно, «бумажки» сейчас всех «достали». Но ведь ваша личная профессиональная цель — это не бумажка для вышестоящей инстанции, анализ контрольной работы  — тоже не методисту нужен. Как вы узнаете, есть ли успех в вашей работе и насколько хорошо вы учите, если у вас нет ни планов, ни целей, ни срезов, ни минимального анализа? В работе любого специалиста это должно быть, хотя бы «для себя», в свободной форме.

  • Моя хата с краю

Или: «Как мне платят, так я и работаю». «Им не нужно, мне тем более». Так не пойдет: вы пришли в школу, согласились с условиями, взяли ответственность, будьте добры, работайте: занимайтесь и обучением, и воспитанием, и неуспех ученика и его нежелание идти на ваш предмет и учить его — и ваша вина тоже. Как и успех ученика, и его любовь к предмету — ваша заслуга. Учитель — не вузовский преподаватель, читающий лекцию с листа, учитель должен учить, заинтересовывать, воспитывать. Да, не всегда удачно, не всегда получается, но нужно искать подходы и методы, нужно целенаправленно прилагать усилия к успеху своих учеников.

  • Слишком сложная подача материала или, наоборот, необоснованное упрощение 

Давайте ребенку нагрузку по силам: чтобы не выл от наличия терминов вузовского уровня и не считал ваш предмет «легкотней», на котором нечего делать. Мозг должен трудиться: давайте средние по сложности задания и посложнее для тренировки мозга. Объясняйте незнакомые понятия и слова, учите сокращать слова при записи, учите «хитростям», упрощающим обучение: как легче запомнить иностранные слова, как быстрее перемножить числа, как проще запомнить формулу.

Маятник — это штучка, подвешенная на ниточке и двигающаяся туда-сюда.
  • Дети тоже люди

И с ними нужно общаться уважительно, без шуток над именами и их ответами, чувствами и мнениями. Дети могут говорить и делать глупости, но это не повод не уважать их и смеяться.

  • Профессиональная этика

Никогда не обсуждайте и не осуждайте других учителей с детьми. Никогда не обсуждайте отсутствующего или присутствующего на занятии ребенка.

  • Излишняя неуверенность или, наоборот, излишняя уверенность

И тому, и другому не место в школе. Боитесь работать и дрожат коленки? Не знаете, что сказать детям и как показаться им на глаза? Не работайте в школе. А лучше подумайте о том, что привело вас в школу, о своем образовании, своих успехах, мечтах и идите к ним, к своим ученикам. Они ждут вас и готовы поверить вам и довериться вам. Вам уже доверили детей, класс, на вас положилось и руководство школы, и родители — значит, нужно идти и действовать. Нужно работать, и все получится.

Есть только два мнения: мое и неправильное

Но не зазнавайтесь: излишняя самоуверенность, вера в свою непогрешимость и суперпрофессиональность, непризнание авторитетов — всему этому не место в работе учителя. Цените себя как профессионала, но будьте открыты миру педагогики: и старой школе, и новой, читайте, развивайтесь, экспериментируйте.

Желаем вам успеха в профессиональном труде! Приветствуются комментарии.

Читайте также:

pedsovet.su

Этика поведения учителя в школе, на уроке

Вопрос о поведении учителя обсуждается в среде и родителей, и учеников, и профессионального педагогического сообщества.

Как должен вести себя учитель при взаимодействии с детьми? Что может считаться нарушением профессиональной этики поведения учителя в школе? Какое обращение с детьми на уроке недопустимо?

Такие вопросы родитель задает себе, когда сталкивается с нарушением этических норм со стороны педагога в отношении ребенка. Когда папы и мамы отдают ребенка в школу, редко кто задумывается о том, что школа может стать для ребенка фактором риска. В данной статье обсудим, какие случаи являются нарушением этики поведения педагога в образовательной среде.

Каждому родителю хочется, чтобы ребенок попал в класс к учителю, который научит не только писать и считать, но и будет прививать ребенку правильные общепринятые нормы общения и поведения. Для ребенка учитель, особенно первый — это образец поведения, пример для подражания. От того насколько поведение учителя соответствует этике, профессиональной культуре будет зависеть отношение ребенка к школе, к окружающему его обществу. Даже внешний вид педагога не останется незамеченнымдля детей.

На сегодняшний день единого ответа на вопрос о «правильном» поведении учителя не существует. У каждого педагога свой индивидуальный стиль общения с ребенком, с родителями,своя особенная манера преподавания, но основополагающим в работе педагога должны быть профессиональная культура взаимодействия, педагогическая этика. Неоспоримым является тот факт, что успешность обучения по предмету у учащихся нередко зависит от личности учителя и манеры его общения с классом. Некоторых учителей настолько боятся дети, что с трудом могут сосредоточиться на восприятии предмета. Других учителей дети просто обожают и готовы показатьна занятиях все свои возможные умения и навыки. Личность учителя, его культура поведения серьезно влияет на то, как ребенок будет воспринимать школьный мир. Взрослые понимают, что педагог учит не только русскому языку, математике, но и закладывает понимание того, следует ли держать слово, можно ли обидеть другого, имеет ли человек право на собственное мнение. Педагог учит этому в ходе образовательного процесса, демонстрируя детям образцы того или иного поведения.

Обратимся к нормативной составляющей данного вопроса

В международных документах и отечественных нормативных актах, также указано, каким образом должен вести себя учитель.

  1. В частности, в «Конвенции о правах ребенка» (Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года) сказано, что Педагог должен уважать личность ребенка, его человеческое достоинство, уважать права учащихся на выражение мнений и убеждений.
  2. В Рекомендациях ЮНЕСКО «О Положении Учителей» от 05.10.1966 г. указано, что учитель должен вести себя достойно, соблюдать этические нормы поведения, быть внимательным и вежливым с учениками, родителями и членами коллектива школы. Быть нравственным примером для учеников.
  3. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники обязаны соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики. Правовые нормы и ответственность за их нарушение определены законодательством. Что касается нравственных и этических норм, то образовательная организация может установить их самостоятельно.
  4. Существует также Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее-Приказ). Приказ разъясняет, кто допускается к педагогической деятельности, какие трудовые умения, знания и действия необходимы педагогу. Также Приказ предъявляет конкретные требования к образованию педагога.

Помимо прочего в профессиональный стандарт включены следующие компетенции педагога: ​

  • реакция на непосредственные по форме обращения детей к учителю и распознавание за ними серьезных личных проблем;
  • соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики.
  1. Интересным для рассмотрения в рамках данной статьи будет Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее-Кодекс). Данный документ достаточно подробно описывает этические нормы поведения педагога и отражает основополагающие принципы поведения в школе.

В соответствии с Кодексом: ​

  • педагог должен проявлять корректность, выдержку, такт и внимательность в обращении с участниками образовательных отношений, уважать их честь и достоинство, быть доступным для общения, открытым и доброжелательным; ​
  • учителю рекомендуется соблюдать культуру речи, не допускать использования в присутствии всех участников образовательных отношений грубости, оскорбительных выражений или реплик;
  • внешний вид педагогического работника при выполнении им трудовых обязанностей должен способствовать уважительному отношению к педагогическим работникам и организациям, осуществляющим образовательную деятельность, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, аккуратность.

Нарушение профессиональной этики педагогами школы недопустимы, так как в большинстве случаев они влекут за собой нарушения прав ребенка. Ребенок может потерять интерес к учебе, отказаться посещать школу, замкнуться или даже впасть в депрессию.

Что делать в случае, если педагог нарушил этические нормы поведения в отношении ребенка?

Родителю стоит знать, что нарушение деловой этики и нарушение норм и требований законодательства — это разные вещи. За систематическое нарушение прав и свобод ребенка в образовательном учреждении, в отношении педагога могут быть применены меры дисциплинарного воздействия, указанные в Трудовом кодексе.

Например, учителя при объяснении правил поведения в школе, на перемене нередко повышают голос. Является ли это нарушением профессиональной этики? В данном случае учитель, повышая голос на ученика, старается не допустить получения травм ребенком, драк в школе и донести до детей необходимость соблюдения устава образовательного учреждения. Тем самым учитель предотвращает возможные негативные последствия поведения детей. Если родитель все же считает, что учитель постоянно нарушает профессиональную этику и это сказывается на ребенке, необходимо сделать следующее.

  1. Подойти к учителю и выяснить ситуацию именно с ним. Нередко такой разговор дает понять родителю, что учитель действовал в интересах ребенка. Информация, которую ребенок доносит до родителей, не всегда может соответствовать действительности. Дети могут быть необъективны в своих оценках.
  2. Если разговор не дал результатов необходимо обратиться к администрации образовательного учреждения. Далее надо совместно определить, имело ли место нарушение прав ребенка или только факты нарушения педагогической этики. В случае, если обнаружится, что за нарушениями этики следовало применение методов психического насилия, то закон предусматривает определенные меры воздействия на учителя. Родитель должен понимать, что необходимо иметь веские доказательства, свидетельствующие об использовании педагогом школы приемов отрицательного психологического воздействия на ученика. Чаще всего общение с директором является заключительным этапом разбирательств родителей и школы.
  3. Если беседы с администрацией не разрешили сомнения родителя, то родитель имеет право написать жалобу на имя директора школы. В ответе на жалобу директор школы в письменном виде разъяснит, какие меры были приняты, чтобы ситуация нарушения этики учителем не повторялась.

Каждый случай нарушения профессиональной этики, нарушения прав ребенка в школе требует отдельного рассмотрения администрацией образовательного учреждения.

eduface.ru