Научные конференции для чайников: тезисы и выступления. Как писать тезисы к научной работе


Как составить тезисы к научной статье

Подпишитесь на нас в ВК. Каждый день публикуем полезные лайфхаки для учебы

Некоторые полагают, что тезисы — это всего лишь список главных позиций работы, но это не так. Тезисы научной статьи — это фактически другая ее форма, самостоятельная статья, которая должна дать достаточное представление о проведенном исследовании. Под ними понимается логически связанные друг с другом положения статьи, доказательство которых приводится в самой публикации.

Цель написания тезисов заключается в том, чтобы обобщить материал, представленный в научной статье. Познакомившись с тезисами, читатель сделает вывод о целесообразности знакомства с самой статьей. Если вы неудачно представите статью в виде тезисов, то это может отпугнуть читателей от знакомства с интересными материалами, в то время как даже слабая по своему содержанию статья может вызывать значительный интерес благодаря грамотно составленным тезисам.

Структура тезисов

Тезисы имеют определенную структуру, придерживаясь которой можно четко изложить суть проблемы. Выделяют три основных части тезисов: преамбулу, основную часть и заключение. Преамбуле предшествует информация об авторе тезисов и их названии, которая оформляется в соответствии с требованиями конкретного издания.

Преамбула. Эта часть подразумевает ввод в проблему исследования, описание ее актуальности и цели исследования. Для распространенного явления используют традиционную формулировку, в то время как обращение к новому или редкому термину необходимо начать с его краткой характеристики.

Образец:

Игромания относится к числу важных проблем детей школьного возраста.

Кибербуллинг — это интернет-травля, которая достигла в мире угрожающих масштабов.

При формулировке актуальности и других элементов не переписывайте целые абзацы текста, который, возможно, присутствует в вашей статье. В тезисах вы должны привлечь внимание к проблеме, а не пытаться детально описать ее чудовищные размеры или последствия.

Основная часть. Здесь необходимо представить несколько основных положений работы, которые объединены проблемой исследования. Этой части тезисов нужно уделить особое внимание, так как они затрагивают суть исследования и должны быть представлены в достаточном объеме. В случае проведения количественного исследования необходимо кратко описать примененные методы, параметры выборки и основные результаты.

Вначале сформулируйте теоретические положения, на основании которых вы проводили исследования. В этом вам помогут формулировки:

Образец:

…(термин) представляет собой

Главное назначение (термин)… — это…

Для …(термин) характерны признаки…

Затем опишите конкретные результаты исследования, например с помощью конструкции: «в ходе исследования выявлено, что…».

При описании методов исследования можно отметить, по каким критериям были отобраны испытуемые, из скольких этапов состояло исследование, в какой форме оно проведено. Все это необходимо уложить в 1-2 предложения, в которых не будет излишних подробностей (место и условия проведения, состав групп и пр.) и незначительных слов.

Образец:

Исследование проведено с помощью методики (название методики): 30-и отобранным ученикам с высоким уровнем игровой зависимости были предложены вопросы авторской анкеты.

Заключение. Последние утверждения должны представлять собой некий вывод из всего приведенного до этого. В заключительной части нужно обобщить результаты исследования. Это может быть обобщение тех выводов, которые вы описали в предыдущей части. Вам помогут традиционные конструкции, подводящие читателя к финалу работы: «результаты исследования показывают…», «таким образом…» и пр.

Ошибки при составлении тезисов

  1. Распространенной ошибкой при составлении тезисов является отсутствие определенной структуры. Такой подход приводит к тому, что автор просто представляет в сжатом виде какую-то часть своего исследования, не обозначая его ключевые параметры, или выдергивает отдельные положения работы, никак не связывая их друг с другом.
  2. Второй ошибкой является чрезмерная преамбула. Авторы некоторых тезисов слишком много внимания уделяют формулировке актуальности темы или проблемы, не затрагивая собственно исследование. В то же время для научного мира интерес представляют в первую очередь именно результаты исследования.
  3. Третья ошибка связана с излишне сложными фразами. Некоторые авторы полагают, что избыток специальной терминологии продемонстрирует их образованность, компетентность в данной теме. Но не забывайте, что тезисы должны привлечь внимание аудитории к поднятой вами проблеме. Чем проще вы сформулируете тезисы, тем больше вероятности того, что вашу тему начнут обсуждать. При этом простота заключается не только в понятности предложений, но и в их краткости. Два коротких предложения всегда воспринимаются легче, чем длинная конструкция с деепричастными оборотами.
  4. Еще одна ошибка возникает из-за низкой содержательности тезисов. Казалось бы, при их формулировке должна возникнуть проблема, как все вместить в маленький объем (1-2 страницы). Однако встречается и обратное, когда человек не умеет выделить главное. Вместо лаконичных фраз, логически связанных друг с другом, он представляет целую ленту текста, лишенного необходимой точности и краткости.

Усовершенствование тезисов

Не каждый автор тратит время на улучшение своих тезисов, а зря. Именно в процессе коррекции ваша работа может стать более глубокой, точной и интересной для потенциальной аудитории. Люди с высоким самомнением часто думают, что они и так достаточно постарались, а их работа выше всяких похвал. Чтобы получить объективную оценку, предложите компетентным людям прочитать ваши тезисы и статью, к которой они были написаны. Вы наверняка получите несколько ценных замечаний, которые помогут вам увидеть собственную работу со стороны, удалить из нее лишнее и сделать более содержательными имеющиеся положения.

help.akademikz.ru

Как написать тезисы к исследовательской работе|nikbokarev.ru

Как написать тезисы к исследовательской работе, и для чего они нужны?

Тезисы — это приложение к Вашей работе. На мой  взгляд, их удобнее  всего писать сразу же после написания доклада Вашего выступления. Хотя некоторые предпочитают писать их в другой  последовательности. Поясню свой  выбор. Как только у Вы  подготовили  Ваш доклад  (конечно же отличный доклад, в котором Вы сумели подчеркнуть все достоинства Вашей работы), можете быть уверены: в Вашей голове информация находится в наиболее сжатой и одновременно полной форме.  Самое время написать тезисы!

Ну и для чего они нужны? Лучшие  тезисы  будут собранны  в  сборник  работ победителей, или просто сборник лучших тезисов. Ваши тезисы помогут другим людям, которые прочитают этот сборник, лучше выполнить свою работу. Многие увидят качество выполненной вами работы. Это, наконец, будет ваш личный успех, на который вы сможете ссылаться; преподаватели и родители будут вами гордиться. Вот почему есть смысл сделать это хорошо.

Объем тезисов, как правило, составляет две страницы. Написать их после написания доклада, так как и Ваш доклад, и Ваша научная работа были существенно больше.

Формат страницы берут, как правило, А4.  Количество колонок бывает разным, например, одна или две колонки шириной 8,25 см, расстояние между колонками — 0,5 см.

Параметры страницы, обычно выбираются следующие: отступы от края страницы: сверху и снизу — 2 см; слева и справа — 2 см. Шрифт — Times New Roman, 10-й или 12-й п. Автоматический перенос слов. Каждая колонка выравнивается по ширине.

Но по таким пунктам (колонки, шрифт, поля и т.п.) Вам следует проконсультироваться с Вашим научным руководителем.  Названия разделов выделяются жирным шрифтом, разделы нумеруются. Межстрочный интервал — одинарный. Отступов между разделами не делать. Структура тезисов должна обязательно содержать все разделы:

  1. Введение.
  2. Теоретическая часть.
  3. Экспериментальная установка (если есть).
  4. Методика измерений.
  5. Результаты.
  6. Анализ погрешностей.
  7. Обсуждение результатов.
  8. Выводы.
  9. Благодарности.

10. Список литературы.

Итак,  тезисы — это компактное по форме и краткое по существу изложение содержания основных достижений исследовательской работы, распространённая форма информации. Труды лучших конференций издаются в форме тезисов со строгими правилами оформления. Принятый стандарт — один полный лист или два листа, причём первый содержит имена, должности и т.д. Вас и Вашего руководителя (иногда требуются фотографии Вас и руководителя, определённого размера). Второй лист – содержит информацию, по существу Вашей работы.

 

Такой формат позволяет в один взгляд увидеть существо работы. Авторы представляют основной результат, следуя правилу: одна главная мысль — одна статья. Здесь — только то, чем вы гордитесь в данной части всей Вашей исследовательской работы.

В тезисах пишите то, что выполнено Вами лично, где ваше участие неоспоримо. Если курсовая работа выполнена совместно, в разделе «Благодарности» укажите участников и покажите их участие. Если ваша работа — часть общей работы, то укажите это в названии работы. 

Также по этой теме:

nikbokarev.ru

тезисы и выступления — Анализ данных в социально-экономических системах

Автор текста: Е.И.Кислова

Материал основан на многолетних наблюдениях над работами, участвующими в конференции «Ломоносов», а также в других молодежных конференциях. В первую очередь рекомендации предназначены для филологов, но в целом могут быть полезны и юным ученым других специальностей – с поправкой на специфику специальности, разумеется.

Рекомендации предназначены для тех, кто впервые собирается выступать на научной конференции, и могут быть полезны тем, кто не очень хорошо понимает, что это такое и как с этим всем быть. Короче, тем, кому научник сказал «Надо», а как надо – вдаваться в подробности не стал.

Перед прочтением необходимо включить чувство юмора. Все совпадения случайны, а ситуации вымышлены. Всё, теперь можно читать )

Предуведомление: тезисы на конференциях – это не план курсовой работы и не список основных положений. Тезисы – это маленькая, но гордая и самодостаточная статья!

С чего начинается работа над тезисами и докладом? С выбора темы, разумеется. Во-первых, тема тезисов должна соответствовать тематике конференции и содержать что-то новое. Лучше не брать тему, на которую существует сотня исследований.

Во-вторых, она должна быть в меру узкой: вам предстоит делать доклад на 10-15 минут, и впихнуть в это время всю курсовую или диссертацию вряд ли получится. Докладчик обычно разрывается между стремлением изложить глобальные выводы и необходимостью приводить конкретные примеры. В плохих тезисах конкретные примеры либо отсутствуют, либо болтаются где-нибудь сбоку этаким бантиком. В хороших тезисах глобальные выводы делаются на основе анализа конкретных примеров. Изложение глобальных идей без конкретного анализа выглядит бездоказательным. Анализ материала без общей идеи выглядит школьным перечислением фактов.

Теперь самое сложное. Не уйти в сторону от темы и соблюсти логику ее развития.

Не бойтесь конкретных и простых названий.

Не стоит пытаться впихнуть в название весь первый абзац своей работы. Если название длиннее двух строчек – в консерватории что-то нужно подправить.

Проще всего сформулировать название уже в самом конце работы над темой. Если тема выдержана и нет никаких отступлений от нее, это будет просто сделать.

ВведениеСамое трудное – первое предложение работы (для упрощения можно воспользоваться интеллект-картами). В нем нужно ответить на простой вопрос: «Почему то, что я буду писать дальше, важно». Обычно пишут о том, что такая-то проблема важна, потому что о ней мало кто писал. Или писали очень многие известные ученые, но вы в ней увидели то, чего не видели они. Или применили известный метод на неизвестных текстах и получили значимые результаты. Значимые – то есть отличающиеся от обычных и способные повлиять на дальнейшее развитие гипотезы. Это называется «научная новизна». Работы без научной новизны являются рефератами. То есть если вы просто перечислили, какие бывают точки зрения на какую-то проблему у разных ученых – это плохо. Если вам удалось как-то их систематизировать, выделить закономерности, описать причины – уже лучше, есть элемент самостоятельной работы. Но такая работа всё равно проиграет работе, в которой есть самостоятельное исследование материала.

Если вы пишете об авторе или произведении, мало кому известном, в первом абзаце стоит дать краткую информацию: даты жизни, страна обитания, литературное направление, почему автор и поставленная вами проблема должны быть интересны читателю.

Не бойтесь обозначить во введении, что вы собираетесь делать: «в данной статье мы рассмотрим», «наша работа посвящена» и т.д. Это очень хорошие и удобные обороты. Кстати, они помогают четко задать тему работы: раз уж пообещали – придется выполнять.

Если в работе меньше 10 000 знаков, введение не должно превышать 1 абзаца и не должно содержать пересказ всех работ, когда-либо написанных на вашу тему. Плохое введение – то, которое занимает две трети всего текста и содержит общие слова о важности той конкретной науки, которой вы занимаетесь. Короче, введение должно быть четким, конкретным и маленьким. Те, кто будет читать или слушать вашу работу, сами знают о важности той науки, которой вы занимаетесь: они занимаются ей же. А «лирика» противоречит жанру научной статьи.

Текст работы должен быть четко структурирован, положения – подкреплены примерами, примеры – их анализом. Не злоупотребляйте примерами: на каждое положение достаточно 1-2.

Рассуждение должно быть логичным. Нельзя перескакивать с темы на тему, лирические отступления недопустимы.

Заключение должно суммировать выводы, сделанные на основании анализа примеров. Или отвечать на вопрос «Почему это всё важно». Иногда говорят, что заключение – это введение, написанное другими словами и в прошедшем времени (то есть «В нашей работе мы рассмотрим…» – «Таким образом, мы рассмотрели… доказали… обосновали… проанализировали… и т.д. »). Но лучше уж такое заключение, чем никакого. В заключении не должно быть новых положений или примеров: оно подводит итог уже написанной работе.

Не надо писать названия разделов “Введение” и “Заключение” в самом тексте: это ж не монография, в работе на 2 странички такая структура выглядит смешно.

Главное правило здесь – четко соблюдать требования оргкомитета. Вы удивитесь, но если оргкомитет просит вас оформить текст 12 шрифтом Times New Roman с полуторным интервалом, эти странные люди действительно хотят, чтобы текст, присланный вами, был оформлен 12 шрифтом Times New Roman с полуторным интервалом! Да-да, и поля должны быть не 0,5 см, а 1,5, 2 или 3! И да, они действительно за этим следят! Потому что эти странные люди готовят потом макет, и им проще отказать неправильно оформленным тезисам, чем возиться с их переоформлением.

Тезисы, оформленные по правилам, – это не только требования хорошего тона. Это первый показатель того, что начинающий исследователь умеет читать и правильно осмыслять информацию. О каких научных изысканиях можно говорить с человеком, который оказался не способен правильно понять фразу «сноски не допускаются» или «объем – не более 7 страниц»? Такая работа должна быть отклонена.

Текст должен быть написан грамотно, без орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок. Печально, что приходится говорить об этом отдельно.

Кстати, слово «вуз» пишется МАЛЕНЬКИМИ буквами (см. любой справочник Розенталя, параграф 27, п. 3-б). В названии вуза только первая буква – заглавная: Московский государственный университет. И по этой модели пишется название любого вуза (Розенталь, параграф 22, п. 6), независимо от того, что думает администрация вуза или создатели вузовских сайтов. Не надо сокращать названия своих вузов (СГУ – Саратовский? Самарский? Ставропольский? Стерлитамакский? Соловецкий? Соликамский? Самый-самый?..). Не надо писать “официальное” название: ГОУ ВПО ППКС АБВГД “Парижская академия садоводства” выглядит странно.

Опасный момент оформления – схемы и картинки, нарисованные в Ворде. При макетировании они едут во все стороны, поэтому лучше ими не злоупотреблять. Равно как и таблицами, которые могут в макете выглядеть совсем не так, как в вашем тексте. Кстати, таблица не должна занимать больше трети всего текста.

Прописная истина: у всех цитат должен быть указан источник. Источник цитаты обязательно включает номер той страницы той книги, откуда она взята.

Текст, процитированный без кавычек и ссылок, является украденным текстом. То есть это плагиат.

Ссылки на интернет-сайты должны быть оформлены. Мы не требуем полного оформления по ГОСТу, но адреса сайтов должны быть указаны.

Википедия не является научным источником! Это значит: не надо использовать ее как ЛЭС или научную монографию. И ссылаться на нее как на научный источник нельзя.

Важный элемент любой работы – библиография или список литературы.

Кажется, что это всё очень сложно. На самом деле, обычно достаточно внимательно прочитать требования. Пункт об оформлении библиографии там непременно содержится и часто именно он – самый пространный и подробный. Единой модели оформления библиографии нет, поэтому следует придерживаться предложенного оргкомитетом. Хотят они название курсивом, автора – жирным шрифтом и тире между каждым пунктом – да пожалуйста. Не хотят – не надо.

Не надо злоупотреблять библиографией. В тезисах стоит приводить в библиографии только те работы, которые непосредственно цитируются в тексте. В противном случае вы рискуете написать после своих тезисов длинный список “вообще важных” научных трудов, который оргкомитет безжалостно вырежет. Или оргкомитет, забив на сопоставление трехстраничного списка литературы с двухстраничным текстом самой работы, просто вырежет ваши тезисы из сборника…

Если объем тезисов – 2 страницы, то библиография не должна занимать даже половину страницы (да, есть научные традиции, где это норма, но мы говорим о среднестатистической работе для среднестатистической студенческой конференции). Если вы захотите перечислить все работы, написанные по вашей теме, места на собственную работу у вас не останется. Поэтому ограничьтесь 1-2 самыми важными. В принципе, в тезисах на 2 страницы библиография не должна превышать 5 пунктов.

Ну и последнее: некрасиво, когда из 5 пунктов библиографии 4 – ссылки на ваши же предыдущие работы.

Тезисы – это маленькая статья, которая разворачивается в доклад. Время доклада ограничено 10-15 минутами, а объем тезисов – обычно примерно двумя страницами Ворда. Доклад может быть чуть подробнее тезисов, может содержать больше примеров, чуть больше теоретического материала, но не стоит намного расширять текст, иначе вы не уложитесь в регламент.

Регламент необходимо строго соблюдать: это правило хорошего тона. Только очень невоспитанные люди превышают регламент.

Примеры, особенно если их много и они детально анализируются, стоит выделить в раздаточный материал («хендаут»). Это сэкономит вам время: вместо их зачитывания можно будет просто ткнуть пальцем в листочек.

Презентации должны быть уместными. Не нужно делать презентацию, которая будет состоять из текста вашего доклада. Это, конечно, красиво и впечатляет: вы нажимаете на кнопку, и тот текст, который вы только что произнесли, с переливами и всякими эффектами меняется на текст того абзаца, который вы только будете читать. Но ваши слушатели умеют воспринимать текст на слух. Презентации оправданы только в том случае, если работа построена на использовании визуальных материалов: фильмов, картин, картинок, интернет-сайтов, компьютерных программ. Во всех остальных случаях хендауты удобнее: они позволяют дать на руки зрителям все данные, тексты, примеры, таблицы, графики и диаграммы. В презентации они задерживаются на экране на 5-7 секунд, поэтому их нельзя вдумчиво проанализировать и сопоставить.

Бумажные хендауты также застрахованы от технических проблем. Им всегда хватает шнура до розетки, у них не бывает проблем с кодировкой, шрифтами, они читаются со всех флешек, дисков и дискет… Короче, хендауты надежнее и удобнее. Правда, мигать красиво при смене страниц не умеют. Но это не так уж и страшно.

Доклад лучше, конечно, рассказывать, а не зачитывать. Монотонное чтение очень быстро утомляет слушателей. Другой крайностью является «взгляд и нечто» – лирическое отступление на околонаучную тему, в котором нельзя выловить структуры и смысла.

Начинающему докладчику, конечно, проще делать доклад, зачитывая его по распечатке. Однако после третьего-четвертого выступления следует научиться отрываться от нее и стараться рассказывать, а не зачитывать.

Очень хорошо помогает в этом подготовка плана доклада и рассказ по нему дома пойманной в угол маме, кошке или младшей сестренке. В плане должны быть даны в удобной вам форме основные положения, выписаны все даты и нужные цитаты. План-конспект позволит, с одной стороны, не зачитывать по бумажке текст. С другой стороны, он не позволит потерять порядок мыслей и положений.

Обязательно потренируйтесь перед докладом с каким-нибудь слушателем и часами. Со временем вы научитесь определять, сколько именно времени уходит на определенный объем текста, но сперва лучше порепетировать с таймером на мобильнике. Потому что превышать регламент некрасиво, а чтение в жанре «пулемет Максим приветствует белогвардейскую атаку» утомляет слушателей и не позволяет им оценить все достоинства вашего прекрасного доклада.

Обсуждение – важнейшая часть научной работы. Поэтому необходимо с самого начала учиться отвечать на вопросы, а также задавать их. Цель вопросов – вовсе не завалить и унизить докладчика, как бывает на школьных конференциях («Какой вклад в науку вы внесли вашим выступлением? А вы читали малоизвестного китайского философа Сунь Фунь Чая? Нет? Так что после этого вы можете знать о русских березках?!! А процитируйте седьмую строфу пятой главы «Евгения Онегина»!»).

В научном сообществе интересное обсуждение и важные вопросы – показатель удачного доклада. Именно обсуждение способно дать важнейший толчок для научного развития молодого ученого.

Учитесь видеть суть чужих докладов, анализируйте их структуру, композицию, отмечайте удачные моменты – это поможет вам научиться выступать самим. Во время подготовки доклада продумывайте возможные вопросы – о чем вас захотят спросить? Что может потребовать дальнейшего обсуждения? Что, скорее всего, покажется непонятным? Где слабые места в ваших рассуждениях? Не пугайтесь вопросов: рассматривайте их как повод побольше рассказать о своей работе.

Помните, что слушающие – тоже люди. Если вас спрашивают о том, о чем вы уже говорили, не стесняйтесь повторить: возможно, ваш коллега просто отвлекся и прослушал, например, именно те два предложения, в которых вы описывали, как именно вы употребляете термин «концепт». Если вопрос непонятен – не стесняйтесь переспросить.

Задавая вопрос, руководствуйтесь единственным правилом: не надо выпендриваться. Спрашивайте только то, что вам действительно показалось интересным. Однако не стоит уходить в частности: не спрашивайте о том, что будет интересно только вам и докладчику. Это можно обсудить в кулуарах.

Кроме прямых вопросов, допускаются реплики: если при слушании доклада у вас возникла мысль, которая, как вам кажется, может натолкнуть докладчика на какие-то интересные выводы, не стесняйтесь ее озвучить.

Кстати, вопросы задают и пришедшие в голову мысли озвучивают после доклада, а не во время его, и докладчику, а не соседке.

Будьте благожелательны и корректны. Если дискуссия дала докладчику какие-то новые мысли, как-то способствовала его дальнейшему научному развитию – значит, конференция для него прошла не зря. И это всегда приятно.

Только неудачник делает один доклад дважды на разных конференциях. Дважды один доклад делать нельзя. И трижды тоже нельзя. Да-да, и четырежды. Начинающие авторы, написавшие всего один текст, одобренный научным руководителем, почему-то забывают об этом правиле научного сообщества и начинают рассылать свои тезисы по всем возможным конференциям. Впрочем, студентам это обычно прощают, но в списке публикаций 3 статьи с одинаковым названием и почти одинакового объема сразу показывают коллегам: вы имеете дело с неудачником, который забывает, что количество научных публикаций должно подкрепляться их качеством.

Кроме того, в случае, если оргкомитет узнает о статьях-дублях до публикации, он имеет полное право снять работу.

Впрочем, на одну и ту же тему можно сделать разные доклады – но разве не скучно писать об одном и том же два раза разными словами, строго следя, чтобы тексты не совпадали?

На большинстве конференций не приветствуют два доклада от одного автора, даже если они – на разные темы. Причина простая: хорошо подготовить и прочитать доклад сложно. Если же студент-третьекурсник заявляет сразу 2, а то и 3 доклада, сразу возникает вопрос об их качестве. Зачем делать 2 плохих доклада, если можно сделать 1 хороший?

Отдельная проблема – соавторы. В филологии соавторство не особо распространено. У редкой работы бывает 2 соавтора, еще реже встречаются работы, где соавторов больше двух. Если это, конечно, не серьезная научная монография, но мы-то говорим о тезисах.

Запомните: соавторство студента и научного руководителя чаще всего выглядит смешно и унизительно для научного руководителя. Потому что если текст писал научник, то зачем ему было приписывать к себе студента? А если студент – ну, с научником, который такое позволил, тоже тогда всё понятно. Функция научного руководителя заключается именно в руководстве, но никак не в соавторстве любой работы, написанной его студентом. Случаи равноправного научного партнерства студента и его научного руководителя, которое могло бы считаться соавторством, встречаются крайне редко.

Научные конференции – это замечательный праздник науки. Именно на конференциях молодой ученый (студент, аспирант, молодой кандидат наук) получает возможность предъявить научному сообществу результаты своей работы. Именно на конференциях студенты и аспиранты учатся говорить на равных с профессорами и академиками, оттачивают мастерство публичных выступлений. В первый раз это всегда страшно. Очень страшно. И любой профессор до сих пор наверняка помнит, как тряслись коленки, когда он шел к доске, сжимая в руках листочки своего первого научного доклада…

Не бойтесь. У вас всё получится.

P.S. В процессе подготовки материала ни один чайник не пострадал )))

Источник

Небольшое видео о структуре научной статьи:

Видео о подготовке выступления на конференции:

Смотрите также другие статьи по теме:

 

pycode.ru

Тезисы исследовательских работ учащихся | Социальная сеть работников образования

Рецензия на работу

Витевской Ксении,  6 класс МОУ АР «Гимназия г. Алдан»,

ставшей призером районной НПК «Шаг в будущее»

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИМЕННЫЕ БЛЮДА РУССКОЙ КУХНИ

         

       Данная работа является историческим и этнографическим исследованием.  Это попытка совместить подходы начинающего кулинара  и  интересующегося историей человека   к данной теме. Автора заинтересовали вопросы: почему блюда стали носить имена людей? Кто эти люди? Какие именные блюда есть в русской кухне? С какими историческими событиями связано их создание?

        В результате проведенного социологического опроса автору удалось выяснить, что ответы на эти вопросы было бы интересно получить многим школьникам. У автора возникла идея создать историко – кулинарный сборник рецептов именных блюд русской кухни, поэтому работа включает два этапа: теоретический и практический.

        Автор ставит перед собой следующую цель: через создание сборника исторических именных рецептов русской кухни пробудить у школьников интерес к отечественной истории и гастрономии.  

        Исследование подкреплено действительными фактами, ссылками на источники, цитатами из современников и более поздних исследователей и основано на документах и  исторических источниках, таких как «Краткие поваренные списки» С. Друсковцева (1779 г.), «Поваренный словарь» В. Похлебкина (1795 г.), «Русская поварня» В. Левшина (1816 г.) и, даже «Домострой» (1550 г.) и т. п.

       Анализируя содержательную  теоретическую часть работы, следует отметить, что автор структурно разделила ее на две главы: «Исторический обзор традиционной русской кухни» и «Исторические именные блюда русской кухни», в которой исследовала исторические версии  создания ряда именных  блюд русской кухни и сделала собственные выводы относительно их достоверности с точки зрения  отечественной истории. Ряд версий   аргументировано опровергнут автором работы, другие, напротив, получили в работе свое подтверждение.  

       Автору  в ходе исследования удалось решить следующие задачи: выяснить, какие блюда русской кухни можно действительно считать историческими именными, найти достоверные версии авторства и истории создания блюд, узнать авторские рецепты приготовления именных блюд.

       Бесспорным достоинством работы является то, что все представленные в сборнике исторические именные рецепты были апробированы автором на домашней кухне, продегустированы, а их фотографии представлены в сборнике.

       Сборник имеет познавательное содержание и удобную для читателей структуру: на каждой странице располагается название блюда, портрет и информация об его авторе, историческая версия происхождения блюда, найденная автором сборника в различных исторических источниках и непосредственно рецепт его приготовления, включающий разделы «Ингредиенты» и «Приготовление». На оборотной стороне листа – собранные автором афоризмы и пословицы о русской кухне, а также место для читательских заметок, куда можно записывать рецепты. Блюда, представленные в сборнике, классифицированы по разделам: «Закуски», «Первые блюда», «Вторые блюда», «Каши», «Выпечка».

       Сборник апробирован на уроках  Технологии   (Домоводства), раздел «Кулинария» и получил хорошие отзывы,  как от учащихся, так и от преподавателей. Согласно, проведенному автором сборника,  анонимному анкетированию учащихся, использовавших сборник на уроках в гимназии, они считают его интересным и полезным. Учащиеся отмечают, что о многих именных блюдах исторической кухни узнали впервые и заинтересовались, как самими рецептами, так и историческими версиями их создания. Подавляющее большинство отметили, что сборник побудил их найти и изучить   материал об исторических деятелях – авторах именных блюд и об исторических событиях, имеющих отношение к истории создания этих блюд. Следовательно, цель поставленная автором в начале исследования, достигнута.

        Оформление работы соответствует предъявляемым требованиям.

        Считаю, что работа  Витевской Ксении, как работа, имеющая общепринятую для исследовательских работ структуру и обладающая вышеназванными достоинствами, может быть признана исследовательской и допущена к участию в НПК «Шаг в будущее».

nsportal.ru

как писать тезисы

Как же написать хорошие тезисы? Что должен знать, о чем должен помнить студент, приступающий к этому занятию?

Памятка начинающему исследователю:

как написать хорошие тезисы

Что такое тезисы

1. Тезисы – это краткий научный текст, в котором изложены основные результаты исследовательской работы (те результаты, о которых автор хочет сообщить научному сообществу, т. е. наиболее яркие, достоверные, существенные), а также методология (пути и способы) их получения.

2. Автор сам (не забывая при этом посоветоваться с научным руководителем) решает, какие результаты описать, какие оставить за пределами текста. По одной работе (если она достаточно содержательна) можно написать несколько тезисов, представив в них различные части, стороны, аспекты исследования.

3. Тезисы предваряют и сопровождают ваше выступление на конференции. Они призваны помочь другим участникам конференции лучше понять содержание вашего исследования, оценить научность и достоверность полученных вами результатов.

4. Тезисы и выступление – это не одно и то же. Выступление должно быть подготовлено в соответствии с особенностями восприятия устной речи, в то время как тезисы – это продукт письменной речи, основа, скелет вашего будущего доклада.

Оформление тезисов

5. Объем тезисов определяет та организация, которая собирает их для их последующего опубликования. Он может варьировать от 1 до 5 страниц. Помните, что задается предельно допустимый объем. Это значит, что текст может быть и меньшим (но не превосходить заданную границу). На кафедре общей и клинической психологии принят объем 1-2 страницы.

6. Внимательно читайте правила оформления тезисов и следуйте им Учитывайте требования к размеру шрифта, величине полей, интервалу между строк, использованию различных видов выделения, ссылок и сносок, возможности включения схем, таблиц, рисунков. Если отступления от предложенных правил будут значительными, тезисы, вероятнее всего, отклонят.

7. Чаще всего указывают следующие требования: шрифт Times New Roman, кегль 14, все поля 2 см, интервал полуторный, схемы и рисунки просят не включать.

8. Прямое цитирование в тезисах нежелательно. Если этого не избежать, следует выделить слова цитируемого автора кавычками и обязательно указать в скобках его инициалы и фамилию, год издания работы и номер страницы, на которой имеется приводимое вами высказывание. Если вы пересказываете мысль автора, необходимо назвать его инициалы, фамилию и год издания упоминаемой работы. Каждая фамилия, приведенная в тезисах, должна сопровождаться (в скобках) указанием на годы издания тех работ, в которых изложена упоминаемая вами точка зрения данного автора. Недопустимо приведение фамилий без инициалов. Инициалы ставятся перед фамилией (за исключением списка литературы, если позволено его привести, что бывает для тезисов далеко не всегда).

9. Каждая из методик, упоминаемых в тезисах, обязательно должна сопровождаться ссылкой на то издание, из которого она взята (инициалы и фамилия автора методики, год ее опубликования).

Требования к содержанию тезисов

10. Название тезисов должно соответствовать их содержанию. Оно может повторять заголовок курсовой (дипломной) работы, а может и отличаться от него (например, если в тезисах отражена часть проведенного исследования).

11. Тезисы должны включать в себя ответы на три вопроса:

  • что изучалось? (постановка проблемы исследования, краткое обоснование ее актуальности, новизны, теоретического и практического значения).

  • как изучалось? (описание методологии исследования: для эмпирических исследований - выборки, методов и методик организации работы, сбора и обработки данных, для литературных обзоров – способов поиска и критериев отбора литературы, на основе которой подготовлена работа).

  • какие результаты были получены? (основные выводы).

Логика текста, порядок следования ответов на приведенные вопросы определяются автором тезисов.

12. Не следует пытаться сконструировать тезисы из фрагментов уже написанной работы. Логические связи между фрагментами в этом случае могут быть утрачены, у читателя возникнут трудности в понимании вашего исследования. Лучше попытайтесь заново описать исследование в целом.

13. Не бойтесь, все когда-то делали это впервые. У вас получится!

Главные секреты хороших тезисов

14. Хорошие тезисы – это следствие хорошо выполненного исследования. Маловероятно написать хорошие тезисы по плохо (небрежно, некачественно) проведенной, не соответствующей установленным требованиям исследовательской работе. Но и обратное все же возможно. Над хорошими тезисами надо потрудиться, само собой не получится.

15. Внимательно формулируйте тему научно-исследовательской (курсовой, дипломной) работы. Используйте любую возможность для ее обсуждения на семинарах, лекциях. Записывайте возникающие у коллег вопросы, чтобы впоследствии поразмышлять над ними. Проверьте по периодическим изданиям, сборникам статей и тезисов, нет ли совпадения с тематикой уже проведенных другими исследований.

16. Тщательно продумывайте дизайн исследования. Не ставьте слишком много вопросов в одной работе, оставьте их для последующих этапов вашего исследования. Стремитесь к относительно простым, изящным схемам.

17. Не жалейте времени для размышлений над гипотезой. Указание на то, что между группами будут обнаружены различия, слишком обобщено. Согласно закону индивидуации, сформулированному в античности, различия будут наблюдаться всегда. Поэтому надо подумать над тем, какими они будут и конкретизировать ожидания.

18. Работайте, не покладая рук, осваивая курс математических методов в психологии. Все пробелы в ваших познаниях в этой области помимо вашей воли проявятся в том, как вы описываете методы математико-статистической обработки ваших данных и представляете полученные результаты.

Резюме

19. Не бойтесь. Все (по крайней мере, студенты-психологи) когда-то писали тезисы впервые. У вас получится!

studfiles.net

Как писать тезисы к дипломной (исследовательской) работе?

Подпишитесь на нас в ВК. Каждый день публикуем полезные лайфхаки для учебы

Слова научного руководителя «А завтра я жду ваши тезисы к дипломной работе!» звучат как гром среди ясного неба для каждого дипломника. Как же правильно составить эти злополучные тезисы и где можно хоть одним глазком взглянуть на их удачный пример?

Начнем с того, что разберемся в значении понятия «тезис».

Определение

Под тезисом понимается краткий текст, написанный обязательно в научном стиле, цель которого – представить основной (самый главный, существенный, важный, достоверный) результат исследования и методологию его получения.

Тезисы необходимо отличать от защитной речи, которая вроде бы также в сжатой форме излагает суть дипломной работы. Главное отличие заключается в том, что выступление ориентировано на публичное устное восприятие (где дополнительными средствами общения являются мимика, голос и т.д.), а тезисы составляются с учетом правил письменной речи. Тезисы – это, своего рода, скелет вашей дипломной речи.

Надо отметить, что требование написать тезисы к диплому является не обязательным для каждого ВУЗа. Поэтому уточните заранее у вашего научного руководителя об их необходимости. Чаще всего тезисы просят составить в следующих случаях:

  1. ваше дипломное исследование получилось качественным, значимым, интересным с научной точки зрения, поэтому тезисы хотят включить в разного рода вузовские сборники;
  2. некоторые преподаватели именно посредством изучения тезисов знакомятся с исследовательскими работами.

Итак, всем, кто хочет написать хорошие тезисы к дипломной работе, предлагаем своеобразную памятку.

1. Готовим почву для качественных тезисов!

  • Написать отличные тезисы по небрежно проведенному исследованию скорее всего не получится. А вот обратное возможно: хорошо написанный диплом, выполненный согласно всем требованиям, - основа хороших тезисов, но только основа, постараться все равно придется.
  • Тщательно продумайте методологию исследования, не пожалейте на это времени. Если в дипломе методы, пути и способы получения результатов прописаны четко, как говорится, от «А» до «Я», то и при составлении тезисов данный аспект не станет слабым местом, как это бывает очень часто.

2. Задаем себе три вопроса: что? как? какие?

  • Тезисы к вашей дипломной (исследовательской) работе должны содержательно отражать три аспекта:

1) ЧТО мы исследовали в работе (а именно: центральная проблема исследования, ее актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость),

2) КАК мы это исследовали (а именно: описание методов и методик организации исследования, проведения эксперимента, сбора и обработки данных и т.д.),

3) КАКИЕ мы получили результаты (а именно: основные выводы проведенной работы).

  • Если невозможно сформулировать решаемую в вашей работе проблему без употребления каких-либо специфических и сложных терминов, понятий, то их объяснение является необходимым в содержании тезисов.
  • Не старайтесь в тезисах к диплому объять необъятное. Выражение А.П.Чехова «Краткость – сестра таланта» актуально в этом случае как никогда.

3. Оформляем готовые тезисы!

  • Обязательно уточните у вашего руководителя объем тезисов. Обычно он составляет 1 – 2 страницы. Помните, что задают максимальный объем, следовательно, он может быть меньше, но не больше.
  • Требования к оформлению тезисов (размер шрифта, величина полей, межстрочные интервал и т.д.) необходимо читать очень внимательно, так как отступление от них может стать причиной отклонения тезисов и возврата на доработку. Обычно требования такие: все поля, кроме правого, - 2 см, правое – 1 см (согласно ГОСТ 7.32 – 2001), шрифт Times New Roman, кегль 14, полуторный интервал, отсутствие схем, рисунков, таблиц и диаграмм.
  • При использовании в тезисах чужих мыслей, теорий, методик, слов и т.д. не забывайте о ссылках на первоисточник.
  • Готовые тезисы обязательно перечитайте еще раз с целью ликвидации грамматических ошибок. Посмотрите на тезисы с точки зрения читателя: вам бы была понятна их логика?

Надеемся, что ориентация на эту памятку поможет вам написать такие тезисы к дипломной работе, которые будут использовать в качестве хорошего примера.

help.akademikz.ru

Как написать научные тезисы | "Всё могу

Сегодня задача написать научные тезисы может коснуться не только ученого или аспиранта. Учиться, как писать научные тезисы при подготовке к конференции, приходится и простым студентам. Особенно это касается тех, кто оканчивает бакалавриат или учится в магистратуре. О том, что такое научные тезисы и как их писать читайте в этой статье.

Меня проблема написания научных тезисов коснулась, когда я училась в магистратуре ИжГТУ и писала магистерскую диссертацию. Мы только познакомились со своими научными руководителями, как нас оповестили «радостным» известием — через две недели состоится научно-практическая конференция и всем, без исключения, магистрантам нужно подготовить публикации, доклады и тезисы. Беда состояла в том, что мы, сарапульские студенты, отродясь не участвовали в конференциях и понятия не имели, как выглядит научный труд, потому что не читали сборников конференций и научных изданий. В этом была наша настоящая беда.

Но мне повезло с научным руководителем. Вячеслав Львович быстро подсказал тему статьи, дал установку и, конечно, поддержал морально. Так произошло мое вступление в мир науки.

Что же представляют собой научные тезисы?

Научная статья — достаточно объемный труд. Представьте себе, в поисках важной информации для дипломной работы вы натыкаетесь на публикацию в журнале вроде бы подходящую, но чтобы добраться до истины нужно прочитать всю статью и вникнуть, а она составляет  16 страниц формата А4 11 шрифтом. И таких «важных» подборок у вас скопилось 25 статей.

Так вот, чтобы не утруждать тебя перечитывать досконально весь учёный труд, придумали перед статьей писать краткие научные тезисы. Прочитал два абзаца — и понял, нужно оно тебе или нет.

Предназначение научных тезисов, конечно, гораздо шире. И хотя не всегда бывает, что из них сразу поймешь, о чем задумался учёный, но твоя задача — научиться писать тезисы и продемонстрировать всю суть выражения:

«Краткость — сестра таланта»

Три ключевых вопроса научных тезисов

Цель написания тезисов нам понятна. Цель же написания научной статьи — обнародование результатов исследования. Как и статья, тезисы должны быть написаны красиво, научным языком и по сути. Поэтому определите структуру миниатюрного варианты своей статьи, ответив на три ключевых вопроса:

1. Что я исследую?

2. Что получил в результате?

3. Что бы это значило?

Вот они — три заветных абзаца. Обсудим же, что в них.

1. Что я исследую?

Здесь важно описать актуальность исследования. При этом не забываем о краткости — буквально 1-2 предложения. Обратите внимание, если вы исследуете какое-то малоизвестное явление или процесс, что имеет специфическое название, сложный термин, тогда будьте добры дать вначале определение тому загадочному слову, а уж затем пишите об его актуальности

Прокрастинацией в психологии называется склонность к постоянному откладыванию важных и срочных дел, приводящая к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам.  Проблема прокрастинации распространена в бизнес-планировании и управлении кадрами…

Далее пишем проблему исследования. Не проблему в широком понимании, не значимость решения этой проблемы, а решение какой конкретной проблемы вы собираетесь найти своим исследованием:

В данной работе мы рассматриваем условия, способствующие и препятствующие возникновению прокрастинации в среде начинающих профессиональных программистов.

 После этого можно аргументировать свой выбор данной проблематики: почему заинтересовала именно эта выборка или какие-то методы или какой-то определенный период и т.п.

Следующий вопрос — вопрос методологии, особенно это касается эмпирических исследований. Опишите каким образом вы данный вопрос исследовали: поставили эксперимент, когда и где, на ком.

Экспериментальное исследование проходило в два этапа. Вся выборка обследуемых была разбита на контрольную и экспериментальную группы. На подготовительном этапе при помощи такой-то методики был проведен тест «ХХХ». Далее в экспериментальной группе провели то-то в течение стольких-то лет. Через два месяца при помощи такой-то методики был проведен тест. Результаты тестирования в контрольной и экспериментальной группах сравнили…»

2. Что получил в результате

Здесь мы плавно переходим к рассказу о результатах эксперимента, описанного на предыдущем шаге. Эта часть тезисов самая значительная по объему и составляет более половины всего текста научных тезисов.

В результате исследования мы выяснили, что прокрастинация в контрольной группе программистов проявлялась чаще, чем в экспериментальной после использования методики «ХХХ»

Вот так, по началу обобщенно, должны описываться результаты исследования. После этого переходим к частностям и цифрам, расставляя все по полочкам и спискам. Табличные данные в научных тезисах расписываются словами.

3. Что бы это значило?

Делаем выводы. Результаты своей работы теперь описываем уже не с позиции своей проблематики, а с точки зрения научной значимости:

Таким образом / следовательно, прокрастинации более подвержены начинающие профессиональные программисты, чьи условия труда содержат такие-то факторы… Для борьбы с прокрастинацией наиболее эффективными являются следующие мероприятия:…

Уделите внимание подбору ключевых слов своего завершения. Именно они повлекут понимание читателем «выводности» выводов проведенной работы.

В завершении работы над научными тезисами обязательно перечитайте их, устраните грамматические ошибки, вдумайтесь в смысл с позиции читателя. Только после этого краткие научные тезисы можно отдавать на публикацию.

http://vsemogu-vseznayu.ru

Читайте также на эту тему:

Присоединяйтесь к автору проекта

vsemogu-vseznayu.ru