План сочинения-рассуждения по русскому языку: основные правила написания. Как писать рассуждение


Сочинение-рассуждение: примеры. Как писать сочинение-рассуждение

Во всех школах в рамках программы по русской литературе и языку учащимся задают написать сочинение-рассуждение. Примеры, которые показывают, что представляет собой данная работа, многочисленны. Что ж, стоит изучить эту тему и рассказать о том, каким принципам действительно стоит следовать, чтобы написать хорошее эссе (сочинение).

“Состав” сочинения

Итак, каждое эссе имеет трехчастную форму. Об этом известно каждому с раннего детства. Вступление, основная часть, заключение. Помимо этого, в каждом эссе обязательно должны быть аргументы, выводы и утверждения.

И первым делом стоит сказать про вступление, которым должно начинаться сочинение-рассуждение. Примеры существуют, их немало. Но для начала стоит дать обобщенную характеристику. Цель вступления – подготовить читателя к восприятию дальнейшего текста. Первым делом нужно отметить вниманием актуальность данной темы и задать несколько вопросов. Это может выглядеть так: “Является ли сейчас актуальной проблема отцов и детей? Однозначно можно ответить утвердительно. Время идет, одно поколение приходит на смену другому. И в этом заключается вся суть. Ведь проблема отцов и детей – это конфликт поколений”. В принципе, в этом введении есть всё – вопрос, настраивающий читателя на собственные размышления и поиск ответа, обозначенная тема и даже фраза, похожая на цитату. Кстати, яркие выражения можно использовать в качестве зачина. Это называется эпиграфом. Вставив в начало текста подходящую по теме цитату, можно сделать сочинение интереснее и оригинальнее.

Виды рассуждений

Итак, выше было показано, как должно начинаться сочинение-рассуждение. Примеры также можно было увидеть. А теперь – о том, какие есть виды рассуждений. Первое – доказательство. И назначение эссе, написанного в таком духе – доказать то, что высказанный тезис – это истина. Важно использовать вводные слова (таким образом, итак, следовательно и т. д.), союзы (если, т. к., так что) и речевые обороты (допустим, можно судить, предположим). За счет использования перечисленных средств получится соблюсти соответствующий стиль.

Рассуждение-объяснение – здесь задача заключается в том, чтобы пояснить читателю суть и содержание текста. Нужды доказывать его нет. Всё, что нужно использовать в процессе написания – слова-организаторы и фразы, резюмирующие высказывание. “Поэтому”, “таким образом”, “выходит, что”, “это – следствие того, что…” – и в таком духе. В общем, те слова и выражения, при помощи которых обычно и формируются выводы.

И, наконец, рассуждение–размышление. Оно строится по схеме: объяснение-доказательство. В нем приводятся различного рода примеры, указываются причинно-следственные связи. Можно писать как от первого лица, так и в публицистическом стиле – безлично. Первый вариант: “Я думаю, я считаю, на мой взгляд, я полагаю…” и т. д. Второй: “Можно с уверенностью заявить, следует разобраться, вполне вероятно…” и т. д.

Схема

Что стоит дальше рассказать про особенности такой работы, как сочинение-рассуждение? Примеры разных их видов были приведены выше, но теперь – о схеме построения изречений. Любое рассуждение строится по такому принципу: подведение к вопросу – утверждение (тезис) – его доказательство – вывод.

На деле все выглядит проще. Подведение к вопросу – то же вступление, тема. Тезис – утверждение, которое автор делает по ходу текста. Его он впоследствии и доказывает. А вывод – в конце. Хотя нередко и по тексту он встречается. Зависит от того, как пишет автор.

Пример

Итак, выше было сказано, что вывод может быть не только в конце текста. Что имеется в виду? Для того чтобы понять это, можно привести примеры сочинений-рассуждений ГИА 2014. Итак, вот как это выглядит: “Современные технологии развиваются. А значит, наша жизнь становится проще. Все люди сейчас пользуются техникой и осваивают различные “новинки”. Но вот если взрослые приспособлены к обычной, не обустроенной различными новыми современными вещами жизни, то дети и подростки – нет. Почему? Они родились в 21 веке. С детства они в Интернете, в телефонах, ноутбуках, мультиварках и микроволновках. Если вдруг отключится интернет, а им нужно делать уроки и искать определения, решения, то мало кто додумается поискать в доме старый толковый словарь. Да и вообще, зачем делать уроки, когда любое решение можно найти в Сети? В общем, казалось бы, современные технологии упростили жизнь, но на деле польза есть от этого не всегда”.

Вот, в принципе, наглядный пример того, как по тексту может встречаться несколько доказательств и выводов.

Аргументы

Это то, без чего не обойдется ни одно сочинение-рассуждение. Примеры ГИА могут стать тому неплохим доказательством. И это понятно – ведь в любом эссе нужно делать утверждения и высказывания. Но слово – не пустой звук, и его надо доказывать. А чем? Аргументами! Доводами, объяснениями, обоснованиями - всё это необходимо указывать в качестве поддержки текста. Чтобы аргумент хорошо “вписался” в текст, рекомендуется каждую фразу, в которую планируется вставить объяснение, начинать так: “Доказательством тому является”. Или можно использовать другую фразу: “Это доказывает то, что…”. В общем, ничего сложного.

Заключение

Выше было рассказано о том, что представляет собой сочинение-рассуждение. Как писать – пример тоже есть. Теперь осталось последнее. Рассказать про то, как необходимо составлять концовку.

У многих возникают с этим проблемы. По сути, заключительная часть – это то, что ставит точку всему вышесказанному. Соответственно, нужно как можно более ёмко и логично закончить сочинение-рассуждение. Примеры ЕГЭ являются наглядной рекомендацией. Например, эссе про родной дом можно завершить так: “Родительский дом – это место, которое всегда встретит нас особенным уютом и теплом. Тут всё знакомо, здесь всё – родное. Именно в этом месте каждый из нас проводит свои беззаботные детские годы. И у всех людей, попадающих обратно в родительский дом, возникают приятные воспоминания. В такие моменты каждый может вновь почувствовать себя ребёнком”.

Вот, в принципе, как можно завершить сочинение-рассуждение. Как писать - пример есть, а чтобы придумать что-то на иную тематику, можно просто руководствоваться структурой и обращать внимание на стиль. Следует помнить: если нет ощущения незавершённости текста – значит, заключение написано правильно.

fb.ru

примеры текстов с планом, вводными словами и тезисами

Сочинение-рассуждение является заключительной частью экзаменов ЕГЭ и ОГЭ. Для того, чтобы правильно написать и оформить сочинение, следует знать структуру работы и несколько простых правил.

...

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Что такое сочинение-рассуждение

Сочинение-рассуждение состоит из ваших мыслей, гипотез, высказываний, которых затем следует доказать. Последний этап написания сочинения-рассуждения – обобщение.

В ЕГЭ будет дан текст, в котором изначально необходимо выделить проблему, а затем подтвердить ее примерами из литературы, истории, кино, жизни. После аргументации обязательно пишется заключение.

В ОГЭ также дается текст. После него, на выбор будут предложены три темы, касающиеся данного текста. Каждая тема отличается требованиями к ученику: в одной проверяются знания грамматики, в другой – знания терминов, означающих какие-либо чувства, моральные качества, оценка духовности ученика и т.д.

Схема написания сочинения-рассуждения по русскому языку.

Как составить план и оформить сочинение

Как оформить сочинение? Делать это надо по определенному плану:

  • Тезис (то, что вы хотите доказать).
  • Аргументация (на экзаменах по русскому языку требуемое количество примеров и фактов равно двум).
  • Заключение (Какой урок должен извлечь читатель? Обобщите свои мысли. Для большего эффекта можно призвать читателя к действию).

Этот план является универсальным для оформления сочинения-рассуждения.

Внимание! В пункте «тезис» может быть от 1 до 3 абзацев: вступление, расшифровка терминов, комментарий, актуальность. Если проблема выбрана не вами, а автором текста, то необходимо написать комментарий.

Как правильно писать сочинение

Как писать текст, чтобы он заинтересовал людей, которые будут его читать. В сочинении-рассуждении важно четко и грамотно представить ход своих мыслей, так как именно это интересует проверяющих.

Старайтесь избегать длинных предложений. Лучше разбить сложные на несколько простых.

Еще одно правило: не переписывайте предложения из текста, чтобы избежать чрезмерного цитирования. Для того, чтобы продемонстрировать опору на текст, можно указать номера предложений, в которых вы видите главное, в круглых скобках.

Что такое тезис в сочинении

Как начать сочинение? Лучше всего с тезиса. Тезис – это ваши мысли, сформулированные в краткой форме, буквально в одно предложение. От того, как вы оформите тезис, будет зависеть содержание всего сочинения. Обозначить ваши мысли следует в первой части сочинения, причем это предложение не должно иметь иного смысла.

Внимание! Ваш тезис должен быть обязательно доказан, в противном случае все сочинение не будет зачтено. Причем доказательство не должно исходить из самого тезиса.

Как начать сочинение

Как правильно начать работу? Начинать сочинение следует с небольшой вступительной части. Например, с небольшого рассуждения: Что есть добро и зло? Что такое верность и измена?

Главная задача – плавно перейти к расшифровке терминов: добро – это самое положительное качество человека.

Оно включает в себя все самое лучшее: и сочувствие, и сопереживание, и взаимопомощь и т.д. А зло – это антоним к слову «добро», поэтому это отрицательная черта характера. Обычно после прочтения текста приходит и мысль о том, как начать сочинение.

После этого можно приступать к формулированию тезиса и рассуждению об актуальности, важности этой проблемы. Например: я считаю, что автор прав в том, что добрых, понимающих, бескорыстных людей не так уж и много. Каждый старается улучшить свою жизнь, поэтому некоторые люди ради своего благосостояния готовы идти по головам.

На этом можно закончить вводную и тезисную часть и перейти к аргументации. Можно использовать речевые клише: эта тема волновала многих писателей. Среди них был и (имя и фамилия автора), который написал произведение (название). Это произведение является яркой иллюстрацией данной проблемы, так как…

Как закончить сочинение

Для завершения сочинения вы должны сделать обобщение, вывод. Для начала ответьте на вопрос, удалось ли вам доказать свой тезис, доказали ли вы важность проблемы? Например: в заключение я хочу сказать, что автор действительно был прав в том, что … , так как мы убедились в этом благодаря примерам. Проблема … часто встречается в наше время.

Для того, чтобы ваши слова были убедительными, можно использовать призыв к действию. Например: давайте быть добрее друг к другу! Берегите природу! И т.д. Важно заранее продумать, как закончить повествование.

Вводные слова для сочинения-рассуждения

Как писать сочинение, чтобы оно понравилось экзаменаторам? Рассмотрим возможные вводные слова для сочинения-рассуждения:

I часть. Введение

  1. Автор данного текста говорит о проблеме …
  2. Эта тема не потеряла своей актуальности и по сей день.
  3. Обратимся к предложениям (например, 1-7). Здесь раскрывается основной смысл всего текста.
  4. Чтобы доказать мои слова, обратимся к примерам.
  5. Многие писатели обращались к этой проблеме (пытались найти ее решения). Наиболее удачной, яркой иллюстрацией является (название произведения и автор).

III часть. Заключение

  1. Невозможно не согласится с автором в том, что…
  2. Проблема …. очень важна для нашего поколения.
  3. Пути решения этой проблемы заключаются в том, что….

Внимание! В аргументации клише и вводные слова будут не совсем уместны, так как в зависимости от темы, они меняются.

Функции вводных слов.

Сочинение для ОГЭ

Сочинение для ОГЭ отличается тем, что вы сами можете выбрать на экзамене тему из предложенных. Но в любом случае оно должно иметь опору на текст. Поэтому структура этой работы будет такая:

  • тезис;
  • аргументация;
  • вывод.

Темы различаются по требованиям к ученику:

  • 15-1. Это задание опирается на знания ученика в области грамматики русского языка. Если вы выбрали это задание, то вам нужно знать определение какого-либо языкового явления и доказать достоверность какого-либо высказывания, где будет освещена его роль в жизни человека, в беседе, в книге, тексте и т.д. Затем вы должны подтвердить это примерами из текста.
  • 15-2. Здесь необходимо объяснить ваше понимание финальной фразы отрывка, приведенного в КИМе. Как правило, именно в ней заключается весь философский смысл текста. Ваши мысли должны быть подкреплены фразами из текста.
  • 15-3. Для блестящего выполнения этого задания, следует подготовиться заранее. Вам необходимо знать определения некоторых терминов: дружба, уважение, любовь, понимание, трусость, гордость, патриотизм, зло, измена и т.д. Докажите свои слова определенными предложениями из текста.

Как и писать и на какую тему, ученик выбирает самостоятельно, предварительно оценив свои возможности.

Схема построения сочинения-рассуждения.

Текст рассуждение. Примеры текстов

Я думаю, что автор данного текста хочет показать читателям проблему становления личности, роль семьи и атмосферы в доме, в этом сложном и длительном процессе.

В приведенном отрывке мы видим, что ссоры между членами семьи негативно влияют на ребенка и калечат его душу: каждое грубое слово уничтожает беззаботное детство (предложение 10) и, мне кажется, это отражается не только на характере, но и на дальнейшей судьбе человека.

Эта тема очень актуальна, так как касается каждого из нас. Я думаю, что автор абсолютно прав. Безусловно, на человека влияют и многие другие факторы: мода, друзья, общество, эпоха. Но первоначальное представление о мире закладывается именно в семье.

Тема влияния семьи на процесс формирования индивидуальных качеств личности освещается во многих известных произведениях. К примеру, роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» тоже затрагивает эту проблему. Здесь мы видим благополучную семью Ростовых. В их доме всегда царит гармония, а родители чрезмерно заботятся о своих детях. Безусловно, это отразилось на характере главной героини произведения. Наташа Ростова показалась мне избалованной и легкомысленной девушкой, которой неизвестно, что за свои поступки необходимо нести ответственность. В какой-то мере это вызвало у меня отвращение, так как я прагматичный и ответственный человек.

Еще одно произведение, которое иллюстрирует данную проблему – это «Обломов» Гончарова. Здесь есть два героя, которые являются абсолютно противоположными личностями. Один из них – Илья Обломов, который рос в любви и благополучии, он ни в чем не нуждался. Его жизнь была прекрасна до тех пор, пока он не остался один на один с жестокостью реального мира. И мы видим, что Обломов не стремится исправить свое положение, совсем наоборот: он продолжает целыми днями лежать на диване и мечтать о беззаботной жизни в Обломовке. Неизвестно что случилось бы с Ильей Обломовым, если бы в его дела не вмешался Штольц. Родители Андрея хотели видеть в своем сыне воспитанного, образцового мужчину, который смог бы постоять за себя, поэтому они были требовательны к нему. И в итоге мы видим, что оба героя нашли свое место в жизни, но более успешным и счастливым я считаю Андрея Штольца.

На основе этих аргументов можно сделать вывод, что семья и дом имеют огромное значение в процессе становления личности и дальнейшей судьбе человека.

Подготовка к сочинению рассуждению ОГЭ

Общие рекомендации. Как писать сочинение ЕГЭ по русскому языку

Итог

Для того, чтобы набрать высокий балл за сочинение – самое высоко оцениваемое задание, необходимо подготовиться к нему заранее. Напишите несколько сочинений до экзамена, чтобы быть уверенным в своем успехе. Личные примеры отлично помогают сосредоточиться в нужный момент.

uchim.guru

повествование, рассуждение. Как написать рассуждение (текст)? Как написать художественный текст-рассуждение

Нередко школьники получают в качестве домашнего задания написание сочинения. Это может быть рассуждение, описание, а иногда и повествование. Такое задание не является сложным, однако требует соблюдения некоторых правил.

Особенности рассуждения

Текст-рассуждение – одна из наиболее трудных форм текстов, с которыми приходится сталкиваться школьникам. Ведь работа над таким сочинением основывается на понимании причинно-следственных связей между предметами или явлениями. Она отличается особым строением, четкой формой. В рассуждении используется не сюжетный способ построения, а логический (примеры текста-повествования, рассуждения будут рассмотрены ниже).

Целью подобной работы является раскрытие причинно-следственных связей между предметами или явлениями окружающего мира, передача размышлений автора на заданную тематику. В таком тексте дается оценка, обоснование или же отвержение того или иного тезиса.

Структура текста

Текст-рассуждение обязательно должен содержать в себе следующие структурные элементы:

  • Тезис. Это та идея, которую школьник будет раскрывать в своей работе. Например, на ЕГЭ это та фраза, которая дается непосредственно в задании.
  • Аргументация. Иными словами, доказательства, которые школьник приводит в поддержку своей точки зрения. Учащийся может опираться как на опыт из своей жизни, так и на мнение известных личностей.
  • Вывод. Итог, ради которого и было написано сочинение. Школьнику также необходимо обозначить, что данный вывод подтверждается примерами.

Правила написания

Каковы же правила написания текста-рассуждения? На уроке нередко учителя обращают внимание школьников на следующие моменты:

  • Определение логики текста. Школьник должен мыслить логически, обозначать в своей работе причинно-следственные связи.
  • Грамотное вступление. Оно должно содержать в себе несколько предложений, в которых будут описаны существующие мнения по данной теме, проблемы и суждения. Можно привести также и высказывания известных людей, однако с этим лучше не переборщить. Вступление должно быть содержательным и емким.
  • Продумать тезисы. В них не стоит подробно останавливаться на проблеме, ведь все рассуждения и пояснения будут даваться по тексту. Тезисов может быть и несколько, в зависимости от выбранной учащимся проблематики.
  • Подобрать аргументы. Поскольку доказательств всегда приводится несколько, можно использовать перечисления: «Во-первых…», «Во-вторых…». Однако если учащийся сомневается, то можно применять другие вводные слова: «С одной стороны…», «С другой…».
  • Написать заключение. Здесь подытоживается все сказанное. Можно применять конструкцию «Итак…», или же «Таким образом…».

Текст-рассуждение: пример

Рассмотрим небольшой пример текста-рассуждения на тему «Вред курения».

«Каждый человек знает о том, что курение приносит огромный вред организму. Однако не все придерживаются этой идеи на практике, и в нашей стране количество курильщиков все еще велико.

Почему же люди, зная о том, насколько опасным может быть курение, не бросают этой привычки? Вероятно, причина заключается в том, что их осознание опасности недостаточно глубоко. Если бы сию же минуту врач поставил курильщику страшный диагноз, можно предположить, что у него бы мигом отпало желание «подымить». Психологи рекомендуют бросающим эту пагубную привычку чаще вспоминать о том, во что превращаются внутренние органы в результате курения. И напротив, помочь отказаться от сигареты может понимание, насколько здоровее станет человек, если пересилит себя».

Особенности художественного текста

Иногда школьникам нужно написать художественный текст-рассуждение. В таком случае работа должна содержать в себе как элементы рассуждения, так и аспекты художественного текста. О последнем необходимо помнить, что подобный текст должен содержать в себе различные языковые средства – сравнения, эпитеты, метонимию, метафоры.

Как написать хороший текст: советы

Для того чтобы написать хороший художественный текст, от автора потребуется хорошее воображение, грамотность. Не обойтись и без личных идей, багажа личного опыта. Если все эти пункты присутствуют, можно перейти к рассмотрению следующих правил, придерживаясь которых, можно написать красивый художественный текст.

  • Основное – чувства. Чтобы текст получился красивым, на время его написания можно отключить самоконтроль, и писать те идеи, которые приходят в голову. Редактированием можно заняться позднее.
  • Наблюдательность. Для того чтобы развивать это качество, можно носить с собой блокнот и ручку. Записанные диалоги, ситуации, особенности поведения в будущем могут пригодиться для работы над сочинением-описанием, или же текстом-рассуждением.
  • Чтобы черпать вдохновение, полезно посещать разнообразные выставки, смотреть кинофильмы, восхищаться красотой природы. Чем более разнообразна жизнь школьника, тем легче ему написать хорошее сочинение.
  • Огромную роль для учащегося может сыграть и чтение. Ведь чтобы создавать хорошие и качественные сочинения – в том числе и тексты-рассуждения – необходимо много читать, отмечать особенности стиля разных писателей. Немало известных писателей начинали с подражания или дописывания известных произведений.

Текст-повествование отличается тем, что в нем события или же явления описываются одно за другим. Схема построения такого сочинения следующая:

  • Сообщить о месте действия.
  • Рассказать о главном действующем лице.
  • Описать действия, порядок их совершения.
  • Указать на завершение событий.
  • Сделать вывод.

Пример сочинения-повествования

Рассмотрим пример текста-повествования. Рассуждения можно также включать в данный тип текста, однако они не должны занимать в нем центральное место. Сочинение расскажет о фрагменте жизни вымышленного персонажа – пенсионерки Маргариты Николаевны.

«Весенним утром 25-го апреля в городе ... стояла хорошая погода. Маргарита Николаевна, одинокая пенсионерка, жившая в одном из старых домов по улице ..., вышла погулять. Она прошла пару остановок и повернула за угол. Внезапно Маргарита Николаевна поняла, что на улице ей не встретилось ни одного человека. Она продолжала свой путь, и внезапно из-за угла показалась фигура человека в полицейской форме, шарфе и фуражке. Испуганная отсутствием людей на улицах, Маргарита Николаевна стала звать полицейского: «Товарищ милиционер! Будьте добры, объясните, что здесь происходит?». Однако страж закона, не оборачиваясь, шел вперед.

Маргарита Николаевна из последних сил ускорила шаг, и стала его догонять. Пожилая женщина почти выбилась из сил, но все-таки догнала странного прохожего. Но когда она обернулась, удивлению ее не было предела: в форме полицейского оказался огромный пес, смотревший на женщину умными глазами. «Сударыня, вынужден вам сообщить, что этой ночью власть в Каменске захватили собаки. Все люди переселены в специальные вольеры. Вас не подвергли данным санкциям за исключительно доброе отношение к представителям нашего рода в течение всей жизни. Если вы хотите навестить кого-либо из родственников, вам необходимо получить специальное удостоверение».

Школьное сочинение написать несложно. Придерживаясь простых правил, можно получить хорошую оценку в школе, а также набраться необходимого опыта. Знание необходимых правил, описанных в данной статье, поможет справиться с таким заданием.

fb.ru

Как начинать сочинения-рассуждения? Как можно начать сочинение?

Быть писателем может не каждый. Для кого-то написать сочинение ничего не стоит, а кому-то сразу становится плохо от одной только мысли, что нужно что-то придумать. Сразу возникает вопрос о том, как начинать сочинения-рассуждения, что написать и каким образом подогнать текст под нужный объем. Однако если разобраться, то здесь все предельно просто: немного времени, толика смекалки и можно действовать.

Начать с середины

Начало сочинения по русскому языку может быть разным. Кто-то пишет о том, что будет в тексте, кто-то начинает рассказывать об одном и плавно переходит к основной теме. Но все без исключения задумываются о том, как можно начать сочинение-рассуждение, какой тезис использовать, с чего приступить к рассказу.

Некоторые долго размышляют над этими вопросами, а кое-кто приспособился обходить их хитрыми уловками: они сначала описывают самое важное, потом делают вывод и только в конце пишут «второй вывод» написанного, который и является началом сочинения. Проще говоря, это метод, который основан на том, что написание сочинения-рассуждения начинается с основных моментов. Следует рассмотреть его поэтапно.

Этапы написания текста

  1. Главная мысль. Исполнителю не стоит задумываться о том, как начать свой текст, какой подобрать тезис или поставить вопрос. Начало лучше отложить на потом. Первым делом стоит показать основную мысль сочинения, полностью раскрыв тему.
  2. Подводим итоги. Последний абзац каждого сочинения отведен для того, чтобы подвести итоги написанного. То есть необходимо подтвердить или опровергнуть сказанное, в зависимости от цели произведения.
  3. Вступительная часть. Написать начало к тексту намного легче, когда готово само сочинение. Начало сочинения-рассуждения может быть представлено в виде вопроса или тезиса. Также работу можно начать несколькими утвердительными предложениями, которые подтверждаются в выводах. Проще говоря, вступительная часть следует из выводов.

Почему начинать с середины легче?

Каждое сочинение состоит из трех основных составляющих:

  1. Введение.
  2. Основная часть.
  3. Выводы.

Всегда есть задание, на какую тему нужно написать сочинение, то есть о чем должна быть основная часть. Именно поэтому начинать текст с раскрытия темы намного легче. После этого уже становится понятным, как можно начать сочинение и чем его закончить. Эта методика позволяет более целесообразно распределить время для выполнения задания, что особенно уместно на ЕГЭ.

Сколько должна занимать вступительная часть?

Вступительная часть сочинения не должна быть большой – максимум 5 предложений. Этот абзац должен отвечать на такие вопросы:

  • Что будет написано?
  • Какое мнение я буду отстаивать?
  • С чем ассоциируется у меня тема сочинения?
  • Почему я хочу это написать?

Отвечая на вопрос о том, как начинать сочинения, можно сказать, что во вступительной части нужно написать концентрированную, сжатую информацию, а в основной – разбавлять ее объяснениями.

Каким может быть введение?

В любом деле самое сложное – это начало. У многих возникает вопрос о том, как начать сочинение на тему, заданную преподавателем. Введение сочинения может иметь несколько вариантов:

  • Аналитика. Исполнитель анализирует основную тему сочинения и отстаивает свою точку зрения. Он может, к примеру, согласиться с какими-то фактами или высказываниями или же опровергнуть то, что было доказано ранее. Оперируя здравым смыслом и логичными рассуждениями, автор обязан показать, почему он считает так, а не иначе. И во вступительной части необходимо написать о том, какая точка зрения поддерживается автором и с какой стороны это будет рассматриваться.
  • Общая характеристика. Особенно актуален этот вариант введения, когда нужно проанализировать литературного героя или сюжет конкретного произведения. Тогда можно начинать сочинение с описания общей его характеристики, значения и роли.

Немного истории. Подобное вступление опирается на описание эпохи и ее составляющих, которые состоят из политических, социальных и культурных взглядов, что характерны тому периоду времени. Такая вступительная часть встречается очень часто, поэтому лучше от нее воздержаться. Итак, вам не известно, как начать сочинение? ЕГЭ – это очень серьезное испытание для старшеклассников, поэтому в своей работе историю лучше не применять.

  • Лирика. Пожалуй, это универсальное вступительное средство, которое активно используется не только для школьных сочинений, но и в большой литературе. Как начинать сочинения подобным образом? Да очень просто! Необходимо соединить тему и жизненный опыт. К примеру: «В прошлом году в моей деревне…» или «Когда-то я поехал…».
  • Современность. Очень часто можно встретить сочинения, которые начинаются словами: «В современную эпоху, когда изменилось…». Перекличка с современностью может стать обоюдоострым мечом, который способен как защитить своего создателя, представив автора как эрудированную личность, так и погубить его творение, превратив текст в очередную критику современности. Здесь главное – следить за основной мыслью текста.

Свое мнение

Неважно, каким будет введение текста – лирическим или историческим. Главное, чтобы автор показал свою мысль, то, как думает именно он, а не книги с готовыми сочинениями. Для этого можно использовать такие речевые клише, как:

  • «Смысл последних предложений произведения говорит о том, что…».
  • «На мой взгляд, здесь идет речь о том, что…».
  • «Я думаю, что мысль автора этого произведения, состоит в том…».
  • «Автор этой книги заставляет читателя задуматься над такими вопросами, как…».
  • «Главная мысль текста заключается в следующем…».
  • «Поддерживая высказывание автора, я понимаю его как…».

Во вступительной части можно оперировать вводными словами, которые подтверждают личную мысль автора.

Сочинение на ЕГЭ: рекомендации по написанию вступительной части

Особенно остро вопрос о том, как начинать сочинения, стоит перед участниками ЕГЭ, когда нервы и так пребывают в напряженной нестабильности, а еще и тема сочинения находится далеко от имеющихся в голове знаний.

Первое, что нужно сделать, – это успокоиться. Если тема сочинения для вас нова, необходимо определить, что именно о ней известно, и начать об этом писать. Это будет основная часть сочинения. Раскрыть вопрос, в котором автор максимально осведомлен, нужно как можно шире. Только после этого можно приступить к написанию введения. Если заданная тема и написанное соответствуют, то можно просто вспомнить высказывания известных людей и добавить вводные клише или же ограничиться несколькими предложениями аналитического, лирического или характеризующего типа.

Когда заданная тема не особо соответствует написанному, так как оно отражает одну из возможных граней основной идеи, тогда во вступительной части необходимо оперировать собственным мнением. К примеру, можно начать следующим образом: «По этому вопросу существует много мнений, но мне кажется, что…».

Писать сочинения просто. И если нет идей, с чего начать текст, можно просто пробовать раскрывать основную тему, а начало написать в конце.

fb.ru

План сочинения-рассуждения по русскому языку: основные правила написания

Сочинение-рассуждение – тот вид творческой работы, который необходимо выполнить при сдаче обязательного экзамена по русскому языку в 9-м и 11-м классах. Это задание помогает понять, насколько хорошо учащиеся владеют письменной речью, как они умеют размышлять на общечеловеческие или лингвистические темы, ориентироваться в прочитанном тексте и делать выводы по нему. Именно поэтому, начиная с 5 класса, ребята знают, что представляет собой план сочинения-рассуждения по русскому языку. Конечно, в зависимости от возрастных особенностей, части немного разнятся между собой, однако основа одна. Разберемся, какой он, план сочинения-рассуждения по русскому языку, которое выносится на школьный выпускной экзамен.

Что такое сочинение-рассуждение?

Для начала разберемся, что такое сочинение-рассуждение. Это тот вид работы, когда необходимо доказать или опровергнуть какую-либо мысль. Кроме того, в подобном сочинении размышляют о каком-либо явлении, деятеле, историческом событии.

Что же отличает сочинение-рассуждение от других творческих письменных работ? Особая структура. Дело в том, что, составляя текст-описание или повествование, можно идти различными путями, применять, например, кольцевую композицию, менять структурные элементы местами. План сочинения-рассуждения по русскому языку всегда неизменен. Не допускается перестановка его элементов. В этой работе, вне зависимости от темы, всегда должны присутствовать выдвижение некоего постулата, тезиса. После этого следует его доказать, приводя весомые аргументы. Вывод является заключительной частью, в нем кратко излагается вся основная мысль.

Сочинение формата ЕГЭ

Хоть тексты сочинений-рассуждений схожи по своей структуре, однако они отличаются на экзаменах в 9-м классе и в 11-м (ГИА и ЕГЭ соответственно).

Что касается творческой работы части С на ЕГЭ, то тут она более объемна. План, хоть он и структурно схож с классическим, все же претерпевает некоторые изменения. Все исходит из типа работы. Что же выпускникам предлагается выполнить?

Их вниманию представляется текст, где нужно не только выявить авторскую позицию, сформулировать идею текста, но и выдвинуть свой тезис. Согласие и несогласие необходимо подкреплять с помощью аргументов. Причем больше всего оцениваются те, которые приведены не из своего жизненного опыта, а из произведений литературы.

Итак, план сочинения-рассуждения по русскому языку ЕГЭ выглядит следующим образом:

  1. Выдвижение проблемы прочитанного текста.
  2. Комментарии учащегося.
  3. Основная мысль прочитанного текста.
  4. Выдвижение собственной позиции учащегося по данной проблеме (соглашение с автором либо полемика с ним).
  5. Аргумент № 1 (лучше из произведений художественной литературы).
  6. Аргумент № 2 (из собственного жизненного опыта).
  7. Вывод.

Самые сложные пункты плана, от которых зависит вся творческая работа, касаются определения проблематики текста и отражения его идеи. Так, многие выпускники начинают в третьем пункте пересказывать действия героев, таким образом, формулируя тему. Задача же состоит в другом: определить то, что является авторской мыслью, формулировка основной идеи. И здесь без навыков читателя не обойтись.

Сочинение формата ГИА

План сочинения-рассуждения по русскому языку ГИА немного отличается, он упрощен. Девятиклассникам предлагается на выбор один из трех видов творческой работы в части С.

Задание 15.1 подразумевает написание сочинения, раскрывающего какое-либо языковое явление. Выпускникам предлагается поразмышлять, так ли необходимы нам пунктуационные знаки, насколько богат наш язык и другие. Тезис здесь уже выдвинут авторами экзамена: можно либо с ним согласиться, либо его опровергнуть. Естественно, свою точку зрения необходимо подтверждать двумя аргументами.

Это достаточно сложный вид работы, ведь ребята не слишком подкованы в лингвистике. Именно поэтому еще в начале обучения в средней школе они вникают в план сочинения-рассуждения по русскому языку (5 класс). Учащиеся знакомятся с данным видом текста, узнают его составные части. Далее, из года в год, навыки написания рассуждений на лингвистическую тему совершенствуются.

Задание 15.2 подразумевает ответ на вопрос по прочитанному тексту. Здесь варианты заданий сводятся к следующему: пояснить смысл названия либо одного из предложений, отражающих основную мысль текста. Составители также могут попросить обоснованно разъяснить концовку отрывка.

Задание 15.3 наиболее приближено к работе ЕГЭ. Здесь необходимо раскрыть какое-либо общечеловеческое понятие: дружба, доброта, милосердие, отвага и другие. Причем аргументы необходимо брать как из прочитанного текста, так и из жизни, художественной литературы.

Таким образом, план сочинения-рассуждения по русскому языку на экзамене в 9-м классе таков:

  1. Вступление.
  2. Тезис.
  3. Аргумент № 1.
  4. Аргумент № 2.
  5. Вывод.

Основные составные части: тезис

Как писалось выше, учащимся уже знаком план сочинения рассуждения по русскому языку. 9 класс – это не отправная точка его изучения. Работа должна вестись планомерно и последовательно. Разберем основные составляющие элементы.

Как и у любого сочинения повествовательного, описательного характера, у рассуждения обязательно должно быть вступление. Не нужно писать много, достаточно одного-двух предложений, в которых заключается осознание проблематики, ее злободневность, а может, и вовсе сведения об авторе. Последнее – характерная черта сочинений формата ЕГЭ.

Далее – тезис. Это предложение, в котором заключена точка зрения самого учащегося. Ею он подтверждает или опровергает сказанное в авторском тексте. Правильно выдвинутый тезис – это залог успеха всей работы, ведь от него зависит дальнейший подбор аргументации.

Правильные аргументы - залог успеха

Что касается аргументов, то и в сочинении ГИА, и в ЕГЭ их требуется не менее двух. Отметим, что они должны не просто отражать суть текста, а комментировать, доказывать именно тезис, с которым неразрывно связаны.

Что касается работы ГИА, то здесь приводятся аргументы из прочитанного текста либо из своего личного жизненного опыта. Причем максимальное количество баллов можно получить именно за корректно приведенные аргументы.

Что касается сочинения-рассуждения ЕГЭ, то здесь придется вспомнить произведения классиков, для того чтобы заработать максимум баллов за аргументацию.

Вывод

Вывод – это итог всей работы. В принципе, он сильно перекликается с тезисом. Ведь здесь говорится о том, что удалось сочинением доказать.

Кроме баллов за содержание работы, учащиеся получают дополнительную оценку за грамматическую и речевую составляющие, достоверность изложения сведений (фактические ошибки). Ну и конечно, оцениваются орфографическая и пунктуационная грамотность.

fb.ru

Как писать сочинение-рассуждение?

Из всех жанров школьного сочинения: повествования, описания, рассуждения – последний самый сложный. Во-первых, потому, что требует от пишущего не только возможности грамотно выражать свои мысли, но и наличия собственной позиции, умения ее обосновывать. Во-вторых, потому, что предполагает знание фактического материала, используемого в качестве аргументов. Вопрос о том, как писать сочинение-рассуждение, – один из ключевых при подготовке к ЕГЭ.

Структура сочинения-рассуждения

Структура сочинения-рассуждения такова:

  • Вступление, содержащее тезис – положение, требующее доказательств.
  • Аргументы: не менее 2-3 доказательств мыслей, изложенных в тезисе.
  • Заключение, в котором окончательно подтверждается тезис.

Объем сочинения рассчитывается по формуле:

Вступление + Заключение = 1/3 объема сочинения

Другими словами, если сочинение занимает три страницы, то общий объем вступления и заключения не должен превышать одной страницы.

Каждую часть сочинения-рассуждения нужно начинать с красной строки.

к содержанию ↑

Как писать вступление

Вступление сочинения-рассуждения должно подводить читателя к раскрытию темы, которая, как правило, формулируется в виде вопроса или содержит цитату. Например:

  • Катерина Кабанова – «луч света» или жертва «темного царства»?
  • Современные раскольниковы – кто они?
  • Проблема поиска счастья в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Все эти темы предполагают размышления читателя о произведении классической русской литературы, поэтому во вступлении важно показать, чем вызван интерес именно к этой теме, ее полемический характер, предполагающий наличие нескольких точек зрения. Формулируется основной тезис, который будет раскрыт в сочинении.

Пример вступления к теме «Современные раскольниковы – кто они?»:

«Ф. М. Достоевский закончил свой роман «Преступление и наказание» в 1866 году, но по сей день его читают во всем мире. Чем обусловлена популярность произведения? Глубоким психологизмом Достоевского, его талантом филигранно изображать самые темные уголки человеческой души? Или блистательно показанной работе следователя Порфирия Петровича? Или растущим интересом к русской культуре?

В первую очередь читателей интересует главный герой произведения – автор теории «сильной личности» Родион Раскольников. Мне кажется, никого не может оставить равнодушным этот персонаж, потому что придуманная им преступная теория, разделяющая мир на бесправных и тех, кому все позволено, продолжает существовать в умах современных раскольниковых. Только если в образе Раскольникова Достоевский раскрывает морально-психологическую проблему (герой сломлен духовно и физически), то современные раскольниковы вполне благополучны, но по ряду причин считают себя вправе судить и обрекать на смерть целые народы».

к содержанию ↑

Аргументация

Итак, вступление написано, тезис обозначен, но как написать сочинение-рассуждение без аргументов? Ведь именно в них подтверждается ваша точка зрения, углубляется проблематика темы.

Какие аргументы можно привести в данной теме?

 

АргументыПримеры
Зло часто существует под видом благих намерений
  • Раскольников разрешает себе убить старуху-процентщицу, которая, по его мнению, олицетворяет несправедливость мира, где так много несчастных людей: Мармеладовы, сестра Дуня, мать.
  • Так и современные раскольниковы, провозглашая лозунги о справедливости, а своей главной целью объявляя борьбу со злом, разрушают себя и мир вокруг, не делая счастливее никого
Деньги, добытые кровью, не могут принести счастья
  • Расправившись со старухой, герой убивает и безвинную Лизавету, которая к тому же была беременна, то есть вместо одной зловредной старушонки губит еще две жизни.
  • Как много примеров мы видим и сегодня тому, как велики «случайные» жертвы современных раскольниковых
XX и XXI век показали, как опасны теории, разделяющие людей на «тварей дрожащих» и «тех, кто право имеет»
  • Революция 1917 года в России.
  • Расправа с семьей Романовых.
  • Великая Отечественная война.
  • События в Афганистане, Ираке, Сирии, на Украине
Бесчеловечная теория разрушает душу человека, который ее создал
  • «Я себя убил, а не старушонку», – говорит Раскольников. Хоть ненадолго, но под влиянием Сони и бесед с Порфирием Петровичем герой приходит к раскаянию.
  • Современные раскольниковы научились заглушать голос совести, закрывать глаза на «побочные эффекты» своих теорий. Они придумали двойные стандарты, которые позволяют им всегда находить оправдание, пусть даже самое абсурдное.
  • Спрашивая Раскольникова о том, верит ли он в Бога и воскресение Лазаря, Порфирий Петрович имел в виду, что право отнимать чью-то жизнь есть только у Бога, потому что только он может воскрешать.
От греха убийства, от преступления и саморазрушения личность может спастись только искренней верой и любовью
  • Раскольникова спасает Соня, разделяя с ним тяготы раскаяния и каторгу. Своим отношением она показывает ему, что даже падшего можно спасти, если относиться к нему по-человечески.
  • У современных раскольниковых тоже есть шанс изменить мировоззрение, но они подменяют вечные ценности сиюминутными, лицемерно оправдывая свои действия идеалами добра и справедливости

Аргументы должны быть четко связаны друг с другом: Раскольников в романе – современные раскольниковы. Цель рассуждений: показать, как трансформировался образ «разумного преступника», воплощением которого является Раскольников, в современном мире.

Помните! Аргументов не должно быть больше 3-5, но они должны быть убедительными.

к содержанию ↑

Заключение

Размышляя о том, как правильно писать сочинение-рассуждение, не стоит забывать про  способ написания заключения. Здесь должны быть сделаны выводы и подведены итоги рассуждений.

Общие рекомендации следующие:

  • Начинайте заключение подытоживающей фразой: «Таким образом, автор дает понять читателям, что…», «Итак, завершая размышления о …, мы приходим к выводу», «Подводя итог сказанному, хочется еще раз напомнить о важности проблемы…» и др.
  • Не стоит еще раз перечислять то, что рассматривалось выше: вывод – это обобщение, квинтэссенция самого ценного, о чем говорится в сочинении. Используйте вводные слова «во-первых», «во-вторых», «в-третьих» для перечисления собственных открытий в теме.
  • Сочинение-рассуждение как жанр не предполагает окончательных выводов. Вы выступаете в роли исследователя, выдвигая гипотезу и подбирая к ней доказательства, но категоричность здесь неуместна. Гораздо лучше смотрится заключение, в котором вы призываете читателя к размышлению: «Такова особенность классической литературы: темы, поднятые писателями, вечны. И кто может поручиться, что в критической ситуации не станет искать оправдания чужой жестокости?»
к содержанию ↑

Как «украсить» сочинение-рассуждение?

– А зачем его «украшать»? – спросите вы. – Сочинение-рассуждение по стилю должно напоминать исследовательскую работу: факты, доводы, гипотеза, аргументы…

И вы правы, так и есть. Вот только сочинение все же творческая работа, и сухой стиль изложения здесь не совсем подходит. Оно должно воздействовать на читателя, затрагивать его эмоции.

Для этого используйте в качестве иллюстрации своих слов общественно значимые, резонансные факты. Например, к теме о современных раскольниковых подойдет ссылка на журналистские расследования событий на Украине.

Удачно смотрятся в сочинении короткие цитаты из основного произведения, а также из произведений других писателей. Цитирование должно быть разнообразным: прямым и косвенным.

Точно переданные слова автора должны быть заключены в кавычки, а при косвенном (неточном) цитировании важно не искажать смысл цитаты.

Очень хорошо, если вам удастся подобрать к сочинению-рассуждению эпиграф, перекликающийся с главной мыслью. Во-первых, это «украшение», во-вторых, важный композиционный элемент. Вы можете сослаться на него во вступлении: «В словах, вынесенных в эпиграф, не случайно подмечено…». И в заключении хорошо «закруглить» тему: «Возвращаясь к эпиграфу, хочу сказать, что…»

к содержанию ↑

Проверьте себя!

В завершение, проверяя работу, еще раз прочитайте весь текст и посмотрите, насколько он логичен: достаточно ли аргументов, убедительны ли они. Используйте только проверенные факты.

Посмотрите на соотношение частей: нет ли дисбаланса, когда центральная часть меньше вступления.

Если в тексте есть слова, в написании которых вы не уверены, лучше заменить их синонимами.

В сочинении-рассуждении, как правило, используется много вводных слов и выражений. Они должны выделяться запятыми.

Неприятным недочетом в сочинении являются повторы. Они особенно заметны, если читать текст вслух. Проверьте себя, если сочинение вам задали на дом. В других случаях придется рассчитывать на внимательность.

thedifference.ru

Как писать сочинение-рассуждение? Обучение сочинению-рассуждению

Прежде чем приступить к написанию сочинения-рассуждения, стоит разобраться, какие типы сочинений бывают вообще.

Подумайте: вот вы прочли какую-то повесть и хотите письменно поделиться своими впечатлениями от нее. Если вы начнете пересказывать ее содержание, события и действия персонажей, это будет сочинение-повествование. Такой тип сочинения можно определить, поставив к нему вопрос «что происходило?»

Если вы перескажете это же содержание, слегка приукрасив его, добавив какие-то интересные детали, сочинение станет описанием, и к нему легко подойти с вопросами «какие события? Какие герои?»

Сочинение-рассуждение отличается от описанных типов тем, что в нем происходит попытка объяснить причины поступков и поведения действующих лиц. К нему применим вопрос «почему так произошло?»

Если совсем коротко, то такое сочинение как бы ставит вопрос и дает ответ на него.

 

 

Приступаем к написанию

 

Целью сочинения-рассуждения является не только желание поделиться интересной информацией, и даже не столько оно. Как правильно писать сочинение-рассуждение? Главное здесь – анализ, благодаря которому автор сочинения способен вникнуть в причины происходящего, оценить и обосновать их, а также убедить того, кто это сочинение будет читать, в правильности или неправильности его точки зрения, может быть, постараться изменить ее или, наоборот, подтвердить.

 

 

Структура сочинения-рассуждения

 

Грамотно оформленное сочинение, как правило, состоит из трех частей. Предположим, вам задано сочинение-рассуждение на тему «Что такое настоящая доброта?»

Первым делом следует определить его главную мысль, от которой надо «плясать», и четко ее сформулировать. В заданном сочинении необходимо дать определение доброты. Можно воспользоваться Толковым словарем русского языка или поискать высказывание известного человека.

 

1. Это и будет вступлением – тезисом, вокруг которого станут выстраиваться ваши рассуждения.

 

2. Вторая, основная, часть представляет собой аргументы, которые вы приводите в подтверждение своих размышлений. Так, здесь можно порассуждать о том, трудно или легко быть добрым; привести примеры настоящей доброты, с которыми вам приходилось сталкиваться. Интересными здесь видятся мысли, скажем, вокруг высказывания В. Ключевского о том, что «добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло». Можно поразмышлять о потребности в добре и возможности-невозможности творения его в современном мире. Аргументировать можно как примерами из жизни, так и руководствуясь произведениями кино или литературы.

Если вы пишете сочинение-рассуждение по тексту, уместны будут несколько рекомендаций.

а) вдумчиво перечитать текст или тот его фрагмент, о котором пойдет речь в вашем сочинении;

б) определить его тему и идею;

в) своими словами передать эту идею и записать ее на черновике;

г) отметить для себя те отрывки в тексте, где, на ваш взгляд, выражается эта идея;

д) постараться передать ее смысл своими словами, не забывая о том, что вы делаете анализ текста;

е) аргументируя свои размышления, подтвердить их хотя бы одним примером из этого текста.

Основная часть – самая объемная, она должна составлять не менее двух третей всего текста.

 

    3. Заключительная часть представляет собой выводы, следующие из ваших рассуждений.

      Вывод как бы расширяет рамки вашего тезиса, а также может содержать советы или делать прогнозы. Он должен быть кратким по форме, но емким по смыслу и логически связанным со всем текстом сочинения. А еще помните: вы не должны делать категоричных выводов – вы просто исследуете проблему.

       

      Задумываясь о том, как написать сочинение-рассуждение, надо помнить, что в своем творении вы должны показать свою способность размышлять, анализировать, да к тому же объяснять и убеждать – соглашаться или не соглашаться с позицией автора рассматриваемого произведения.

       

       

      Что делать необходимо?

       

      1. Составьте предварительный план сочинения, который поможет логически изложить ваши мысли.
      2. Украсит сочинение-рассуждение эпиграф, который подчеркнет или даже выразит главную мысль. Кстати, он может помочь или красиво начать, или не менее красиво завершить ваше творение.
      3. Придадут глубину вашей работе и значительно украсят ее цитаты из классиков – прямые или в пересказе. Только постарайтесь грамотно оформить их в тексте. Если это точная цитата, помните, что ее заключают в кавычки, как прямую речь. Если пересказ фразы, ни в коем случае не исказите смысл!
      4. Чтобы избежать речевых повторов, следует подыскивать синонимы или пользоваться описательными оборотами.

       

       

      Чего делать нельзя?

       

      1. Перед тем как писать сочинение-рассуждение, помните: основная его часть не должна состоять из пересказа текста (в случае, когда пишется сочинение по литературному произведению).
      2. Не стоит также излагать мысли, которые не имеют прямого отношения к заданной теме сочинения.

       

      Автор статьи: Сульдина Мирослава Владимировна

      www.rastut-goda.ru