Как научить лошадь верховой езде и выполнять ряд команд. Как обучают диких лошадей


Как учить молодого коня - Легко и Просто

Купили мы свою первую лошадь в 1993 г. Хорошая, большая, здоровая белая кобыла. Хозяин пригнал ее к нам запряженной, шла хорошо, но когда мы ее сами запрягли, разочарованию не было предела. Она была с норовом ​​и что мы ей не делали, толку не было.

Как потом выяснилось, у своего бывшего хозяина она ходила «под цепочкой». Да, да «под цепочкой». Это, когда бедное животное бьют цепью за неповиновение. И стоит ей только зазвенеть, она побежит, вырвет телеги даже из грязи вытянет под любую гору.В Америке за такое жестокое обращение с животным, по закону, наказали бы, а у нас это, как будто так и надо. Осуждайте такого “хозяина”, и сколько хотите, и в глаза, и за глаза, а он; вам: «Моя скотина, что хочу, то с ней и делаю».Иногда на таких животных просто жалко смотреть. И в нашем селе есть подобные хозяева, собственно один, что добивается повиновения следующим образом. Другие пользуются кнутом, плетьми.Так вот толку нам с той красавицы не было никакого – бить ее рука не поднималась, душа не позволяла, а по другому она не понимала или стоит в телеге, или бьет задними ногами и все крушит. Правда, прекрасно ходила под седлом, равных ей не найти. Выменяли мы ее на старого коня, но он был болен. Напряжется конь, как струна, задними копытами, на «пальчики» (в человеческом понимании) становится. И моча не выделялась. Бывало неделю, и две, три нападений нет, а потом опять. А вообще не плохой конь был к работе.Вы скажете, почему к ветврачу не обратились, как вылечили. А ветврачи у нас специализируются на коровах и свиньях, а в лошадях они не понимают, и не их в этом вина, не учили их этому. И своих ветврачей на ноги поднимали, и в соседние села к специалистам ездили. Иногда скажешь им, что и то колола, и то пить давала, а они слушают, и честно признаются, что я больше их знаю о болезни лошадей и что надо делать.Поняла я тогда, что хорошего коня хозяин никогда не продаст, обязательно какой нибудь “косяк” у него есть. Хорошо, если этот “косяк” можно исправить, а бывает же так, что и нельзя, не забывает лошадь своих «плохих привычек».Купили мы тогда просто с табуна летнюю кобылку, на привязи никогда не была, людей близко не подпускала. Настоящий дикий жеребенок, еще не обученный к работе и никем не испорченный. Ростом и силой была хорошая. Месяца два-три мы ее приучали к себе, и все лаской. Лошади очень умные, каждая особь имеет свой характер, к каждому свой подход, одного рецепта, как в кулинарии нет.В журналах, газетах, и в статье В. Левченко пишется, что лошадей приучать к упряжи надо 2-2,5, а то и до 4 лет. Я думаю, что это нереально. Представьте себе: вы дома держите жеребенка 2,5 года, кормите, поите, прогуливаете и больше ничего. Чтобы иметь хорошую лошадь для себя, надо и учить ее с детства, чтобы она привыкала к вам, а вы к ней.Например, свою Ладу мы впервые запрягли, когда ей не было и полутора лет. Сначала переделали одноконный виз на пароконный, затем у кумовьев взяли уже изученную старую кобылу в пару к ней. И в пору, когда на дорогах нет людей и машин, по ровной дороге, без холмов и оврагов, поехали «кататься». Шагом, без нагрузок проехали в первый же день километра 3-4. Проблем с Ладой не было никаких. К упряжи она уже была приучена. (Запрягали ее с ранних пор, приручили, время от времени). Если надо было вернуть или развернуться, я это делала на сторону объезженной кобылы, и Лада повторяла все.Когда ехала машина, я старалась, чтобы машина проехала со стороны Жанны, чтобы Лада постепенно привыкала, что что-то летит и грохочет. Объезжали мы так свою Ладу с поздней осени и до весны, когда в селе можно не спешить и отдаться работе с одной лошадью. То есть, если не спешишь на огород или на поле. А когда повороты постепенные можно было делать и на Ладину сторону, она начала понимать эти повороты и плавно трогаться, а не рывком. И только потом мы запрягли ее в однокинку. И все лето возили на ней траву ей и корове, заготавливали сено. Понимали, что лучше делать две ходки, чем все перевезти за один раз.Я как-то интуитивно чувствовала, сколько она сможет довезти без вреда для себя. На осень, когда ей было года два или два с половиной, мы уже ею могли перевезти из поля весь свой урожай. Наверняка сказать, сколько ей было в то время, не могу, поскольку не знаю, и был ей год, когда мы ее купили, а может и больше). Но точно знаю, что в два года она была уже рабочей лошадью.Огород на ней мы еще не пахали, но грузы она возила и нареканий не было. Вместе с Ладой в нашем хозяйстве появился восьмидневный конек Орлик. Вскормила я его коровьим молоком. Приручать его как Ладу не было необходимости, он был очень ручной. Рос крепким, большим, широким в груди. До года ходил уже в упряжи, а в полтора года уже вместе с Ладой возил груз.Перевозили все грузы, которые надо было по хозяйству, к тому же помогали еще и соседям и родственникам.Вскоре ему 6 лет, им мы пашем город, боронуем, сажаем картофель, скрепер, окучиваем. К тому же, еще и подрабатываем им: то на мельницу, то по селу какой груз перевезем. Мой конь один из лучших на все село и не важно, что он не по научному стал рабочим в полтора года.Поэтому, если иметь ум в голове, а душу в теле, то лошади тем не испортишь, что рано запряжешь.А Ладу мы продали. Неожиданно продали. Один дядя из деревни, как пристал – продайте и все, месяца три прохода не давал, и дал такую ​​цену, что можно было две лошади купить. Орлик ее сильнее, к тому же трудно в хозяйстве пару лошадей держать. Уже три года она у него, нареканий на нее никаких нет и раннее запрягание ей не повредило. Кнута она напрочь не признает.

Как я упоминала выше, единого рецепта, как изучить коня, нет, но я хочу дать несколько советов, которые мне очень пригодились.

Во-первых, не надо лошадь закармливать, от того, что она съест больше хлеба, лучше не станет. Как говорят старики, у нее тогда «жир играет», или «с жиру бесится», но это не значит, что она должна быть худой, но лишнее тоже нехорошо.Во вторых. Когда учите лошадь, приучайте ее так, что на полпути в гору ни в коем случае нельзя останавливаться, которой крутой она ни была.Уезжайте в гору, а затем встаньте на 1-2 минуты, а если лошадь очень устала, то и на больше. Когда она привыкнет к этому, никакая гора вам не будет страшна с любым грузом. С трудом, но она вытянет, а уже потом станет отдохнуть. Если так случилось, что лошадь не может дотянуть, слезьте с телеги, возьмите за уздечку, подбодрите добрым словом, она поймет и дотянет. Но часто так не делайте, потому что лошадь привыкнет, что когда тяжело или скользко, вы должны вести ее под уздечку. Но это лучше, чем кричать и бить несчастное животное.И еще одно. Если вы хотите иметь здоровую, а не строптивую лошадь, чтобы она при любой погоде, при любых обстоятельствах не подвела вас, не давайте ее в «чужие» руки. В селе часто бывает: сват, брат или кум просят то перевезти, времени нет, чтобы самому поехать, запряг и – «на езжай». Машину вы бы так давали? Я твердо убеждена – конь должен служить только своим хозяевам.Своего Орла я могу дать «на руки» только куму Басе. У него также есть кобылка и если надо какую-то работу выполнять парой, то мы и запрягаем своих лошадей. Каждый человек по своему командует и управляет. Конь должен знать одних хозяев. Это мое убеждение, и я могу об этом писать очень много. Когда вы любите своего четвероногого помощника, и видите в нем не только рабочее животное, но и живую душу, то я верю, что у вас все будет хорошо.

С уважением и пожеланиями всего наилучшего всем!Людмила Панасюк

www.mislife.ru

Обучение лошади верховой езде: привыкание, посадка, использование шенкеля

Издавна лошадь считается одним из наиболее умных и обучаемых животных в мире. Обучение лошади верховой езде – задача вполне несложная при наличии терпения, времени и определенных навыков у наездника, который может заставить ее слушаться и выполнять ряд команд за достаточно короткий часовой промежуток.

Процесс воспитания лошади можно условно разделить на своеобразные этапы.

Взаимное привыкание

Первоначальной целью будущего наездника является установление контакта с животным. Именно наездник должен в первую очередь понимать, что катание на лошади и езда верхом – понятия кардинально противоположные. Приехать и уехать, заплатив определенную сумму за несколько часов пребывания – это одно, а ассоциирование себя и собственной жизни с жизнью животного – совсем другое дело. Первые минуты знакомства, уборка стойла, купание, вычесывание и кормление – неотъемлемые и ежедневные обязанности человека, желающего оседлать лошадь.

При этом очень важно проводить с ней как можно больше времени, быть постоянно на глазах, чтобы она научилась узнавать своего наездника среди других людей и доверять ему. Необходимо развить в себе понимание того, что никакой конкретной, детализированной инструкции к лошади не существует, что она, как и любое другое живое существо, способна чувствовать хорошие и плохие намерения, настроение и желание стать ей настоящим другом.

Установление контакта

Нет специальной «кнопки», позволяющей включить либо выключить режим послушания. Только регулярный труд и неограниченный запас терпения способствуют взаимному привыканию и нахождению общего языка.

Несмотря на это, при обучении лошади верховой езде нужно помнить, что перед человеком находится животное, которое совсем не прельщает перспектива возить на себе инородное тело и выполнять его команды вопреки собственным нуждам. Поэтому необходимо сочетать в себе позитивное отношение к лошади с определенным уровнем строгости – животное должно почувствовать внутреннюю силу всадника и захотеть ему подчиниться.

Для слабовольных людей такая миссия может оказаться невыполнимой, поскольку в отношениях с лошадью, равно как и с любым другим животным, всегда нужно доминировать, иначе она легко “садится на шею” и никогда никого не воспримет серьезно.

Правильная посадка

Одной из важнейших задач наездника в процессе обучения лошади верховой езды является определение правильной посадки, ведь от того, как человек сидит верхом, напрямую зависят физические ощущения животного. Наличие дополнительного веса на спине всегда вызывает у в особенности необъезженной лошади дискомфорт, в связи с чем всадник должен располагаться на животном легко, спокойно, по возможности избегая резких, спонтанных и неосторожных движений.

Правильная посадка

Нужно стать с лошадью единым целым, двигаться в унисон и постараться максимально приблизить ритм своих движений к телу животного, став его логичным продолжением. Необходимо помнить о том, что скованность сидящего верхом, вызванная потерей чувства равновесия, приводит к пугливости лошади, и она может интуитивно попытаться сбросить его с себя, в особенности, если речь идет о молодом животном, не привыкшем к лошадиной узде и седлу. Шпоры следует применять на более позднем этапе обучения, чтобы не ассоциировать у животного болевые ощущения с наездником.

Использование шенкеля

Шенкелем профессиональные наездники называют практически неуловимое движение ног, дающее лошади команду двигаться вперед и определяющее темп ее перемещения. Что именно нужно делать – расскажет и покажет профессиональный коневод в любой школе конного спорта. Ни в коем случае не стоит в процессе обучения лошади верховой езде использовать удары ногами либо хлыст (элементы управления), поскольку боль может разозлить животное и оно без малейшего труда сбросит всадника на землю.

 

Движения шенкелем

Человек должен навсегда помнить о существовании одной простой, негласной особенности – лошадь от природы всегда движется вперед. Это ее задача – быстро, ловко перемещаться в животном мире, преодолевать существенные расстояния на одном дыхании, чтобы иметь возможность добыть себе еду, не будучи при этом съеденной более сильным представителем фауны.

Если лошадь отказывается идти вперед с сидящим на ней всадником – однозначно вся проблема заключается именно в нем. Неверный подход, неправильные движения, отсутствие контакта и элементарного понимания мышления этого животного – все это ошибки человека.

С самого своего появления на свет лошадь умеет спокойно стоять, бежать рысью или галопом, брать барьеры, поворачивать в разные стороны и крутиться на одном месте. Задача наездника – обучить ее осуществлять все эти телодвижения по его команде, а не тогда, когда этого захочется ей. У лошадей отличные память и способности к послушанию, нужно лишь направить ее возможности в правильное русло, и перед наездником будет самое преданное, доброе и контактное существо.

vseokone.ru

Как приручить лошадь? Как завоевать её доверие?

Еще недавно лошади были основой сельского хозяйства и транспортной инфраструктуры государств. Сегодня же хозяйственно-бытовое значение этих животных существенно снизилось, однако их роль в фермерской работе по-прежнему трудно переоценить. Пользуется популярностью и верховая езда – как развлечение, спорт или удобный способ перемещаться по проселочным дорогам. Тем не менее, важно помнить, что для верховой езды и повседневной работы не все породы лошадей подходят одинаково хорошо. Порой препятствием может стать и неумелое обращение с животным. Предотвратить подобные сложности поможет наша статья, где подробно расскажем, как приручить лошадь.

Как приручить лошадь

Содержание статьи

Особенности приручения лошадей различных пород

Даже новичок в конном деле с первого взгляда заметит отличия во внешнем виде лошадей разных пород. Разница окраса, высоты в холке, массы и пропорций тела, а также другие физиологические особенности, несомненно, важны, но еще более важен темперамент лошади. Вместе все эти характеристики определяют пригодность или непригодность породы к определенному применению.

Сравнительный анализ внешнего вида лошадей различных пород

Одно из исторических назначений лошади – транспортное

Приручить можно любую лошадь, но представители некоторых пород потребуют приложить к этому куда больше времени и сил. Такими являются породы «горячей крови», например, чистокровные английские и арабские скакуны. Им свойственна строптивость, резкий, напористый характер, иногда – даже агрессия по отношению к новому, незнакомому человеку. Еще более несговорчивыми могут быть представили местных или аборигенских пород, особенно – не знавшие седла. Сложности приручения подобных животных подробно описаны в художественной литературе. Тем не менее, недружелюбный характер у лошадей редкость, и проявляется он преимущественно при отсутствии должного ухода.

Отлов диких лошадей

Многие породы от рождения обладают послушным темпераментом и кротким нравом. Эти качества часто свойственны большинству заводских верховых и легкоупряжных пород, а также породам переходного типа, то есть полученным от скрещивания заводских и местных. Но самым спокойным, поистине флегматичным характером отличаются тяжеловозы. Эти добродушные великаны селекционировались специально для тяжелого повседневного труда и лучше всего идут на контакт с человеком.

Лошадь-тяжеловоз

Как наладить контакт с животным?

На первых этапах общения человека и лошади грань между доверием животного и страхом очень тонка. Несмотря на огромную физическую силу и выносливость, лошади обладают довольно тонкой душевной организацией, что требует от человека способности к общению и пониманию, умения чувствовать характер и настроение животного.

Первое знакомство с лошадью

Первое и главное правило, которое крайне важно соблюдать во время приручения лошади – дружелюбие. Любые проявления агрессии по отношению к животному способны свести на нет все результаты вашего труда. Поэтому, важно с самого начала наладить устойчивый психологический контакт. Придерживайтесь следующего алгоритма поведения:

ШагОписание
1Не проявляйте страха, неуверенности, нервозности – лошади отлично умеют интерпретировать человеческие чувства.
2Продемонстрируйте свое лидерство, мягко подавляйте в животном самовольное поведение и строптивость.
3Проводите вместе как можно больше времени, самостоятельно кормите и причесывайте лошадь.
4Гладьте загривок и морду животного, проявляйте любовь и заботу.

Дайте животному почувствовать себя нужным и любимым

Некоторые опытные дрессировщики способны произвести впечатление на животное с первого взгляда. Новичкам же для приручения лошади может понадобиться немало времени, особенно, если предыдущий хозяин не уделял особого внимания вопросам воспитания.

Главное – с самого начала продемонстрировать свое главенство, но в то же время дать понять, что вы не причините вреда лошади и готовы всячески о ней заботиться.

К каждой лошади необходим индивидуальный подход. Молодые жеребцы зачастую пугливы и наивны, их проще воспитывать, но не следует быть слишком строгими – животное должно видеть в вас друга и наставника, а не тирана. Взрослые кони, как правило, стремятся к лидерству, и будут оспаривать ваше право на доминантное положение. Такому животному нужно продемонстрировать силу характера, завоевать его уважение.

Многие лошади хотят чувствовать себя защищенными – для них первичен постоянный уход

Во время знакомства и на первых занятиях важно учесть все нюансы – от погоды до запахов. Животное не должно чувствовать дискомфорта или раздражения, испытывать голод, холод, мокнуть под дождем. Конюшня и площадка для занятий должны быть оборудованы всем необходимым. Крайне важен ваш внешний вид и манера поведения – наденьте удобный костюм без излишних украшений, держитесь уверенно, но не вызывающе.

Отдельного упоминания заслуживают вредные привычки. Лошади не переносят запаха алкоголя и табака, а к людям в состоянии даже легкого опьянения будут относиться крайне настороженно и недружелюбно. Запахи вообще очень важны для любого животного, поэтому следует всегда поддерживать чистоту во дворе и конюшнях.

Лошади не переносят запаха алкоголя и табака

Знакомство с амуницией

Амуниция необходима для обеспечения «командной работы» лошади и человека во время верховой езды. Оптимальным считается индивидуальный подбор всех элементов по анатомическим особенностям животного. В первую очередь, речь идет об удилах, которые закрепляются в ротовой полости лошади и должны соответствовать размерам ее челюсти. Размеры и форма морды влияют на выбор остальных элементов уздечки, а высота животного, ширина и профиль его спины – на выбор седла. Позаботьтесь о вальтрапе, который обеспечит вам комфорт езды, а также о бинтах или ногавках, необходимых для предотвращения травмирования ног лошади.

Основные элементы амуниции

Приучать лошадь к амуниции нужно постепенно, наблюдая за ее реакцией. Важно учесть не только психологическую составляющую (лошадь, которая раньше не знала узды и седла, может быть подавлена или, напротив, возбуждена), но и физическое удобство. Так, при ошибочном выборе отдельных элементов на теле животного могут возникать потертости и ссадины. Такую амуницию нужно сразу же заменить.

Общая методика приучения к амуниции:

ШагОписание
1Оденьте на лошадь в конюшне все элементы сбруи, надежно их закрепите. Спустя 5-15 минут в зависимости от реакции животного снимите всю амуницию. На следующий день повторите, увеличив время.
2Через несколько дней, когда лошадь начнет привыкать к манипуляциям со сбруей, выведите ее из конюшни и проведите по кругу, придерживая за узду. Такие тренировки могут длиться до двух недель и необходимы, во-первых, для предотвращения стресса у животного, а во-вторых, для анализа соответствия амуниции особенностям его анатомии.
3Когда амуниция перестанет вызывать у лошади какой-либо дискомфорт, можно проводить первые верховые занятия. Поначалу они должны быть короткими, в течение двух-трех недель время можно увеличить до получаса и больше.

Амуниция для лошадей

Уздечка, мартингал, седло, попона, разнообразные аксессуары – за этими экзотическими названиями стоят вполне знакомые каждому с детства изделия. Амуницию лошадей условно разделяется на 3 группы: защитные приспособления, устройства для управления и снаряжение, гарантирующее комфортное положение наездника в седле. О них вы и знаете в статье.

Особого внимания при анализе конной амуниции заслуживает хлыст. Существуют различные мнения касательно этапов начала его применения, но главное, о чем следует позаботиться – реакция лошади. Слишком частое применение подобного метода управления может негативно сказаться на характере взаимоотношений с животным. Обычно после усвоения им основных команд и навыков езды от применения хлыста отказываются.

Виды хлыстов для верховой езды

Частое использование хлыста может привести лошадь в состояние сильнейшего испуга

Исходное положение всадника

Чтобы освоить хотя бы базовые навыки верховой езды, нужно долго и упорно тренироваться, а также не менее упорно воспитывать и обучать лошадь. Она должна составлять единое целое со своим всадником, по малейшему намеку улавливать его команды. Приступать к занятиям нужно не сразу, а после некоторой подготовительной работы. По крайней мере, следует успокоить животное и соблюдать спокойствие самому.

Как ездить на лошади

На сегодняшний день езда верхом ассоциируется в больше степени с лошадьми. Умение ездить верхом и хорошо держаться в седле считается признаком аристократизма. Как ездить на лошади, вы можете узнать из данной статьи.

Затем лошадь седлают. Поначалу взбираться на нее поможет посадочный блок – специальная ступень, которая не только поможет новичку подняться к седлу, но и снизит нагрузку на спину животного. При этом желательно наличие помощника, который придержит голову лошади, но можно просто крепко и уверенно держать поводья. Более опытные ездоки обходятся без блока – они упирают левую ногу в левое стремя и отталкиваются от него, поднимаясь до уровня седла. Остается лишь перекинуть через спину коня правую ногу и вдеть ее во второе стремя.

Обучение посадке

Усевшись в седле, важно правильно расположить ноги. Разверните их коленями вовнутрь, будто обнимая бока лошади, но не сжимайте ее слишком сильно. Пятки направляют несколько вниз, а пальцы ног – вверх. Если такое положение доставляет вам дискомфорт, попрактикуйтесь дома. Станьте на край ступеньки, вывесив пятки, и максимально долго удерживайте равновесие.

Правильное положение ног

Правильно удерживайте поводья – от этого во многом зависит характер управления лошадью. Хват должен соответствовать стилю езды. Английский предполагает удержание повернутой вверх петли поводьев сжатыми в кулаки руками. При этом мизинцы размещают с внешней стороны, а большими пальцами крепко сдавливают поводья. В западном стиле нет петель и обязательного хвата двумя руками. Поводья удерживают в полусогнутой расслабленной левой руке.

Хват поводьев

Езда верхом – основные сведения

Обучиться верховой езде можно и самостоятельно, но лучше обратиться в специализированные конюшни. В любом случае, учебный процесс начинается с выбора стиля. Основными являются английский и западный. Для английского характерна следующая последовательность освоения навыков:

ШагОписание
1Изучают и закрепляют на практике основные приемы начала движения и остановки – движения ногами, голосовые команды, работа с поводом.
2Осваивают методику удержания равновесия за счет движения туловищем, упора ног в стремени и других действий.
3Синхронизируют движения головы лошади и рук ездока, чтобы предотвратить болевые ощущения у животного и передачу ложных команд за счет непроизвольного натягивания повода.
4Учатся поворачивать, используя удила, перемещая туловище или управляя ногами.
5Осваивают рысь и легкий галоп, а после получения должных навыков переходят к более сложным и опасным походкам. 

Основные виды аллюра

Английский стиль верховой езды

Обучение западному стилю езды не слишком отличается от английского. Основной упор делается на управление вожжами, а движения рук не столь активны и интенсивны. После шага переходят к езде трусцой, которая немного медленнее классической рыси и отличается от нее характером аллюра.

Видео — Как подготовить лошадь к тренировке

Как осаживать лошадь?

Осаживать лошадь – значит двигаться назад, идти задним ходом. Это сложный прием верховой езды, с которым совладает далеко не каждый наездник. Проще всего приучить к осаживанию молодую лошадь, редко ходившую под седлом. Если же перед Вами знакомое животное, справиться с задачей будет куда сложнее.

Техника осаживания

Чтобы эффективно осаживать лошадь, необходимо скомбинировать три способа управления – перемещение собственного веса, работа с поводом и управление голенью. Правильная последовательность действий имеет следующий вид:

ШагОписание
1Занимается исходное положение (такое же, как при движении вперед).
2Наездник перемещает вперед свой торс, после чего крепко сжимает голенями бока животного.
3Если лошадь подается вперед, следует натянуть поводья, останавливая ее и принуждая к осаживанию.

Важно следить за перемещением ног лошади. Начинать движение она должна с передней ноги – в противном случае велик риск потери равновесия и падения животного. Натягивая повод диагонально, то есть передавая большее усилие одной из сторон, можно заставить лошадь передвинуть левую или правую ногу. Этот прием используется довольно часто и очень помогает в управлении.

Обратите внимание на анатомические особенности животного – если у него слабая спина, не стоит слишком пригибаться при осаживании, чтобы не повредить ее. В таком случае достаточно будет слегка наклониться, не забывая работать ногами.

О поощрениях и наказаниях

Воспитание лошади, равно как и любого другого животного, представляет собой сложный и длительный процесс. Его эффективность во многом зависит от правильной интерпретации животным своего поведения, разграничения понятий «хорошо» и «плохо». Поэтому важно поощрять старательность, внимание, усвоение команд и своевременно пресекать проявления недовольства и своенравия.

Одним из наиболее распространенных методов поощрения лошадей является похвала. Не важно, какие именно слова вы произносите, хотя желательно использовать одни и те же простые конструкции, чтобы лошадь быстрее запомнила их. Главное – интонации. Говорите низким, довольным голосом, без излишних наигранных восклицаний. Обязательно сопровождайте похвалу невербальными средствами одобрения: улыбнитесь, погладьте лошадь, слегка похлопайте ее по плечу.

Поощрение лакомством

В особых случаях в качестве поощрения и мотивации можно использовать лакомства. Выбор конкретного продукта зависит от предпочтений животного, но чаще всего используют морковь, сухари и кусочки сахара-рафинада. Это самый надежный способ закрепить освоенные навыки, выразить свое удовлетворение работой лошади. Тем не менее, не стоит прибегать к нему слишком часто, иначе велик риск избаловать животное.

Наказание лошади – неприятный, но неотъемлемый элемент ее приручения и воспитания. Помните, что наказание ни в коем случае не предполагает грубое, жестокое обращение с животным – подобное поведение не только неприемлемо по этическим нормам, но и разрушает доверительные отношения между лошадью и человеком, ожесточает ее и никак не способствует усвоению команд. Применение физического воздействия (включая хлыст и шпоры) допустимо лишь в исключительных случаях и на краткий срок.

Шпоры – неотъемлемый атрибут конного спорта

Самым эффективным и понятным лошади методом наказания остается дополнительная работа. Если она видит, что за невыполнением одной команды следуют две новые, то больше не захочет упрямиться. При этом важно комбинировать методику с поощрениями за послушание, иначе от нее будет мало толку. Действенный способ пресечь недопустимое поведение животного – окрик. Опять-таки, первичны не слова, а интонация – окрик должен быть резким, строгим, полным недовольства и, по возможности, коротким.

Особым случаем неповиновения является привычка лошади кусаться. Тут, как правило, окрики не помогают, а вот несколько несильных шлепков по морде и крупу животного будут вполне эффективны. Важно помнить, что и это, и остальные виды наказаний должны следовать сразу же за виной животного. Даже минутное промедление только запутает лошадь, и вместо должного воспитательного эффекта Вы получите исключительно обиду и непонимание.

Особым случаем неповиновения является привычка лошади кусаться

selo-exp.com

как научить коня выполнять команды в домашних условиях

Хотя у лошадей достаточно легко могут вырабатываться необходимые рефлексы, тем не менее, работа дрессировщика очень сложна. Она требует не только неослабленного внимания, но и хорошего знания особенностей поведения животного. Вопросу о том, как обучают лошадей, посвящена данная статья.

С чего начать

Прежде всего, важно расположить к себе коня. Для этого следует делать поступки, которые постепенно улучшат взаимопонимание с ним и его чувство уверенности к себе. В дальнейшем это будет отличным фундаментом для обучения.

Знакомство с лошадью

Если у коня уже имеются вредные привычки, с ним необходимо проводить соответствующую работу, отучая от них и прививая положительные. При этом нужны мягкие методики воспитания лошади, проявление жестокости, частые наказания нежелательны и неэффективны. Планируя, как научить лошадь вставать на свечку по команде, рекомендуется работу с конкретной лошадью поручать одному человеку.

Лошадь

На первых порах, сразу после знакомства, конь испытывает робость и недоверие, которые в значительной степени оказываются причиной проблем в обучении выездке. Думая, как обучить лошадь, нужно сначала преодолеть робость.

На этом этапе важно поощрять животное и приучать делать привлекательные для него поступки. Постепенно это приведёт к росту уверенности коня в себе и к более хорошему взаимопониманию с человеком.

Обратите внимание! Также нужно учитывать, что, живя в конюшне, лошадь может сильно отвыкнуть от запахов окружающего мира. Будет разумно постепенно приучить её к ним.

Взаимное привыкание

Кони привыкли к тому, что они являются частью стада, где занимают определённую ступеньку в существующей иерархии власти.

Важно! Они включают людей в данную систему отношений. Поэтому нужно понимать, что лошадь вполне способна определить человека в качестве конкурента в борьбе за повышение своего стадного статуса.

Последнее обстоятельство, например, может выражаться в агрессивном поведении в том случае, если дрессировщик (по мнению лошади) недостаточно поощряет её различными вкусными вещами. Это может привести к тому, что лошадь начнёт кусаться, а не кланяться, пытаясь получить одну из них.

Дрессировщик лошадей

Нужно все её действия делить на:

  • те, которые не важны;
  • полезные, заслуживающие поощрения, которым нужно учить;
  • плохие, за которыми должно следовать немедленное наказание.

Если нужно работать с лошадью и обучить её делать: поклон лошади, научить лошадь как ложиться, то воспитание лошади требует настойчивости, соединённой с мягкостью.

При работе с лошадью основными правилами тренера должны стать: спокойствие и твёрдость, а также терпение. При этом нужно быть готовым встать на позицию животного, чтобы понять его. Если в процессе работы человек начинает ощущать раздражение, обязательно нужно сделать перерыв для отдыха.

Экипировка для прогулок верхом на лошади

Для новичка в верховой езде этот вопрос достаточно сложен. Для начинающих нет необходимости покупать особую одежду для верховой езды. На этом этапе достаточно будет воспользоваться самым обычным спортивным костюмом.

Экипировка для прогулок верхом на лошади

Погода также может предъявить свои требования. В соответствии с ней, могут стать необходимыми перчатки, плащ, шарф или тёмные очки, например.

Если волосы длинные, рекомендуется их аккуратно собрать. В качестве обуви будут полезны ботинки или сапоги. При этом желательно, чтобы каблук не был большим.

На заметку. Однако если наездник в дальнейшем планирует заниматься верховой ездой, имеет смысл приобрести специальную одежду и обувь.

Положительная мотивация

Надо учитывать, что хотя лошади – развитые животные и имеют хорошую память, но не всегда способны правильно сопоставить между собой происшедшие события.

Из-за этой особенности необходимо следить, чтобы в процессе дрессировки наказание или поощрение непосредственно следовали бы за действием, которое было им причиной. Это один из основных принципов того, как обучить лошадь в домашних условиях.

Поощрение лошади

Вот один из возможных примеров таких ситуаций. Предположим, конь выполнил нужный трюк  или трапецию и заслужил похвалу. Тренер потянулся за сахаром и стал искать его по карманам, а в то время конь попытался укусить его. Тут он, получив сахар, может усвоить связь его с попыткой укусить человека, что, естественно, является нежелательным.

Индивидуальный подход

При работе не стоит считать конный интеллект слишком высоким. Для обучения нужно повторение простых и понятных ситуаций, которые сводят к минимуму возможное непонимание. Если реагировать на события, которые произошли некоторое время назад, лошадь, скорее всего, этому научиться не сможет, и результатом станет её нервное расстройство.

Важно! Если ранее лошади были свойственны нежелательные проявления, с ними не стоит бороться при помощи наказаний. Гораздо более эффективным будет определить момент, когда она только собирается сделать действие, но предложить ей другой, более правильный вариант.

Например, если планируют научить лошадь поклониться или ходить пассажем, то без применения положительного подкрепления это сделать будет очень трудно.

На заметку! Ещё одна метода состоит в том, чтобы избегать ситуаций, в которых обычно проявляются нежелательные наклонности. Не имея возможности повторять данные действия, лошадь постепенно может изменить соответствующую привычку.

Одним из эффективных методов воспитания мог бы стать следующий. В процессе работы, если лошадь поступит нужным образом хотя бы случайно, поощрить её. Постепенно вероятность повторения поведения увеличивается. При необходимости наказания следует применять голосовую реакцию. Она достаточно ясно показывает животному отношение тренера. Использование ударов руками или хлыстом представляет собой самую крайнюю меру и является нежелательным.

Правильная посадка

Этот момент является одним из важнейших при верховой езде. Правильная посадка сделает поездку лёгкой и приятной, позволяя в это время насладиться верховой ездой. Если же её не соблюдать, то поездка может стать достаточно трудной.

Правильная посадка на лошади

При этом важно аккуратно сидеть в седле. При этом поясница, плечи и спина должны быть расслаблены. Вес тела должен приходиться на ягодицы.

Как держаться в седле

Во время верховой прогулки вожжи рекомендуется держать натянутыми. Кисти рук при этом надо располагать над гривой на высоте ладони.

Полезно представить себе предплечья как бы продолжением провода.

Бёдра, колени, а также икры ног должны свободно висеть на подпруге.

Ноги в стременах должны быть расположены следующим образом:

  1. Пятки смотрят в нижнем направлении.
  2. Пальцы ног направлены вперёд.
  3. Широкая часть ступней опирается на стремена.

Если верховый наездник почувствует, что положение его тела в седле является правильным, нужно будет постараться запомнить это состояние. Желательно во время каждой поездки его повторять наилучшим образом.

Как правильно держаться в седле

Важно не дёргать руки или ноги для сохранения равновесия. Это может дезориентировать лошадь. Эти части тела во время поездки играют роль  амортизаторов.

Важно удерживать баланс равновесия на основе использования только мышц спины и ног.

Важной частью обучения всадника будет регулярное выполнение упражнений, рекомендованных тренером для укрепления тех мышц, которые важны при верховой езде.

Как управлять лошадью

Принято применять следующие способы для этого:

  1. Использование повода.
  2. Применение шенкелей.
  3. Наклоны корпуса. Иногда они сопровождаются перемещениями тела.
  4. Допустимо воспользоваться шпорами, хлыстом.

Последний вариант желательно применять только опытным наездникам.

При поездке в телеге для управления используются вожжи.

При поездке в телеге для управления используются вожжи.

Остановка и спуск с лошади

При остановке нужно:

  1. Потянуть поводья обеими руками на себя.
  2. Отклонить туловище назад.
  3. Легко нажать ступнями одновременно на бока лошади.

Важно! Начинается спуск с того, что нужно опереться на переднюю часть седла. Затем правой ногой делают мах сзади, одновременно аккуратно всем телом сползая на левую сторону. При спуске с лошади в итоге необходимо оказаться с левой стороны скакуна.

Правила верховой езды

Полезно выполнять следующие рекомендации:

  1. Садясь на лошадь, надо её предварительно уравновесить.
  2. Поводья натягивают с силой, когда их связь с руками едва ощущается.
  3. Нельзя исключать вероятность падения на землю. К этому нужно быть готовым даже при езде шагом. Никакая воспитательная работа этого не исключит.
  4. Самостоятельно нужно ездить, лишь полностью усвоив начальные уроки тренера.

Верховая езда требует тщательной подготовки. Это относится и к тренировке верховой лошади, и к обучению всадника основным правилам и навыкам. Только при наличии такого надёжного фундамента верховая езда принесёт пользу и радость начинающему наезднику.

7ogorod.ru

Как обучают диких лошадей — Собаки и кошки

Комментарии пользователей Masha Titova 16.10.2017 - 12:59

Придурки!

Parodius TV 18.10.2017 - 17:38

не правильно обучают надо обучать как казахи

Таулан Сарбашев 20.10.2017 - 09:55

не твое дело почему они ноги привязывают

Мейрам Укитаев 21.10.2017 - 20:47

Зачем ноги привязывать балбесы

Taimur Knife 24.10.2017 - 15:04

Красавчик! Человек знает что делает! Приятно смотреть!

yugo-gradnya.ru

Система обучения лошадей

Можно выделить 2 основных направления развития «натуральных отношений» между человеком и лошадью – это непосредственно Natural Horsemanship - «Естественные Отношения» и NEVZOROV HAUTE ECOLE - «Высокая Школа» Александра Невзорова. Они не имеют ничего общего между собой, разве что другой взгляд на лошадь, который у них также различен.

Движение под названием Natural Horsemanship (NH) появилось чуть более 15 лет назад в США. Выросло оно из нового взгляда на езду в стиле вестерн, когда люди заинтересовались обучением лошадей на основе их психологии, а не принуждения, а потом, по мере своего развития, перенеслось и на другие виды езды.

Natural Horsemanship не имеет единой школы и какой-либо сложившейся методики работы. Скорее это философия общения с лошадью, формирующая стиль мышления. Разные люди используют при работе свои подходы, но опираются на единые принципы, ставшие основой NH.

Последователи Natural Horsemanship внимательно изучают поведение лошадей в табуне, модели «выяснения отношений» между ними, построение конской иерархии. Важное значение отводится изучению «языка» лошади – языка поз и движений. Знание психологии лошади активно используется в работе с ней. Большинство практических советов направлены на моделирование поведения лошади и на исправление тех или иных недостатков. При этом человеку предлагается использовать естественные модели и мотивы поведения лошадей.

Лошадь как стадное (табунное вернее) животное постоянно нуждается в лидере или товарище (каждый тренер считает по-разному, рассматриваются вариации пассивного и активного лидерства), в том за кем бы она следовала, не сопротивляясь, и добровольно подчинялась с полной уверенностью в своей безопасности.

Учитывая это и многие другие особенности, система NH разрабатывает свои методики работы с лошадью, пытаясь доступно объяснить ей манеры поведения на понятном для лошади языке, не унижая ее и не ломая природной сути. Общение с лошадью, выполнение ей каких угодно команд и обучение строится не на принуждении, а на доброй воле. Лошадь слушается человека не потому, что боится, а потому что она хочет его слушаться и выполнять его указания, ей так спокойней и комфортней.

Natural Horsemanship универсально и для любой лошади независимо от возраста, породы, роста, экстерьера и т.д. Главная задача системы сделать лошадь максимально безопасной в общении для любого человека, неважно на земле или под седлом.

Не бывает плохих, наглых или злых лошадей. Бывают невоспитанные лошади. Поведение лошади формируется под воздействием определенного опыта, связанного с людьми, поэтому если лошадь ведет себя каким-то нежелательным образом, это означает, что ей это в свое время не "объяснили". Попытаться "объяснить" заново никогда не поздно!

Сейчас разработано много разных методик мастеров NH. Но когда человек начинает заниматься с лошадью он, как бы, разрабатывает свои методы и принципы работы, т.к. каждая лошадь индивидуальна и то, что подходит для одной, может совсем не подходить для другой, т.е. основа и принципы остаются те же, но сами занятия, их продолжительность и рамки развития могут меняться.

Все обучение проходит в форме, так называемой игры, что гарантирует доброжелательный настрой и интерес со стороны лошади. Большая часть его проходит на земле («в руках») – это залог успешной работы под седлом.

Занятия по системе естественных отношений – это, несомненно, труд для лошади, но не столько физический, сколько умственный, да и с человека не 7 потов сойдет, а все 10 пока он убедит, а не заставит лошадь себе уступить. Кроме того здесь необходимо умение полностью расслабляться как рядом с конем, так и верхом, что еще труднее.

Этому не учат в прокатах или конноспортивных школах, поэтому то, что со стороны выглядит легкой игрой, для обучающего, на самом деле, превратится в нее очень не скоро.

Нужно помнить и о том, что установление отношений с лошадью происходит не только непосредственно в процессе занятий, но и в каждую секунду пребывания с ней. Необходимо постоянное спокойствие и контроль над своими действиями, а также частое простое общение, позволяющее лошади понять, что Вы друг, а не тот, кто приходит к ней только тогда, когда ему что-то нужно.

Существуют тренера, работающие по данной системе, но, к сожалению, только за границей. Самые известных из них это: Монти Робертс, Пат Парелли, Марк Рашид, Стив Халфпенни, Клинтон Андерсон, Шарлотта Деннис, Линда Теллингтон-Джонс и др. Кто-то самостоятельно вырабатывал свои методы воспитания на основе многолетних наблюдений и работы с лошадьми, кто-то перенимал опыт у уже сложившихся мастеров, таких как этот же Парелли или Монти Робертс, а уже затем начинал двигаться по собственному пути и разрабатывал свою методику (что и обуславливает большое количество различных школ, являющихся ответвлениями единого направления).

Пат Парелли стал изобретателем самой массовой (по всему миру) системы взаимоотношений с лошадью, в которой почти нет наказаний, где все основано на играх, мягкости и попытках постижения стиля лошадиной психологии. Пат рассматривает диалог всадник-лошадь не с точки зрения человека, а с точки зрения лошади, что позволяет решать множество проблем и превратить лошадь из запуганного раба в умного и инициативного партнера.

Для своих учеников Парелли предложил 10-ти уровневую программу подготовки. Главный принцип программы – самосовершенствование. Прежде чем что-то требовать от лошади, надо изменить себя. Самая знаменитая составляющая всей системы Пата 1-го уровня «Партнерство» - его «7 игр», и это, пожалуй, лучшее, что в ней есть.

«7 игр» Парелли хороши для простого приятельства с лошадью, судьба которой расслабленный прогулки с всадником на спине, легкие и не глубокие элементы езды и очень симпатичные отношения с человеком, что и великолепно, что и нужно для 99% лошадей. Эти игры настолько способны «погасить» лошадь, ее совершенно сумасшедшую природную энергетику (естественно «не ломая» животное, а исключительно принципом комфорта), что она действительно становится безопасной абсолютно для всех – и детей, и стариков.

«7 игр» - это те же «игры», в которые лошади играют и друг с другом, устанавливая контакты и определяя лидерство. Лошадь, которая выигрывает все «Семь игр», становится вожаком табуна. Задача человека – стать таким же вожаком для собственного коня.

Каждой игре присвоен порядковый номер, так как очень важно, чтобы обучение лошади проходило в определенном порядке.

Игра 1. Дружелюбная - в ходе этой игры лошадь должна усвоить, что человек достоин ее доверия и не причинит вреда, даже если мог бы.

Игра 2. Дикобразная - учит лошадь уступать, отодвигаться от давления.

Игра 3. Направляющая - учит лошадь двигаться после намекающего движения человека, не дожидаясь самого касания. Для начала расстояние между человеком и конем минимально, со временем дистанция увеличивается.

Игра 4. Йо-Йо - заключается в том, чтобы осаживать лошадь и возвращать обратно, пользуясь чумбуром или кордой. В итоге работы: лошадь уходит при легком взмахе руки человека и столь же легко возвращается к нему.

Игра 5. Кружащая - напоминает работу на корде, но «Кружащая» игра значит намного больше, она развивает лошадь морально, эмоционально и физически, которая учится сохранять заданный аллюр и темп, пока человек не даст следующую команду. «Кружащая» игра - это сочетание «Направляющей», игры «Йо-йо» и направления лошади по кругу.

Эта игра не призвана отработать лошадь на корде, здесь важно как она отходит на круг и насколько хорошо реагирует на легкие команды, подаваемые на расстоянии при минимуме движений управляющего.

В результате «Кружащей» игры человек приобретаете полный психологический и эмоциональный контроль над лошадью.

Игра 6. Принимание - учит лошадь с равной легкостью двигаться как направо, так и налево. Она развивает гибкость лошади и ее баланс.

Игра 7. Долой клаустрофобию - помогает коню стать храбрее и выдержаннее, заходить в тесные помещения и передвигаться по узким проходам без принуждения. Эта же игра помогает не бояться лошади самостоятельно входить в коневозку, душевую или стартовую кабину.

Кроме методик Пата Парелли популярны, так же, принципы работы Марка Рашида и Монти Робертса. Что касается последнего, то его метод мягкого обучения, получивший название «Джойн-Ап» («join-up» – «присоединение»), больше подходит, скорее, для диких лошадей или лошадей, выросших в табуне, ни когда не имевших тесного контакта с человеком.

Монти обратил внимание на индивидуальный метод общения лошадей, выделил более 170 сигналов и жестов, которыми обмениваются члены табуна, назвал их «языком Equus» и доказал, что человек в состоянии им пользоваться, а, применяя его умело, – строить коммуникации и доверие лошади, позволяющие небывало быстро и эффективно тренировать её.

«Join-up» - процесс, при котором человек и лошадь благодаря общему языку налаживают основу общения для доверия и совместной работы. В этом процессе нет места для насилия и принуждения. Оба партнера решают самостоятельно, какой выбор они сделают.

Самое необходимое в обучении – это терпение и спокойствие. Настоящий тренер добивается от лошади правильного выполнения задания, чтобы ее похвалить, а не ждет, когда лошадь сделает ошибку, чтобы ее наказать.

Монти Робертс обычно работает с дикими лошадьми в круглом загоне («бочка» в 16 м2). Для начала он делает в сторону коня широкие движения и издает звуки характерные для хищника, которые вынуждают лошадь бежать прочь. А затем Робертс предлагает животному выбор: продолжать убегать или присоединиться к нему («join-up») и почувствовать себя в полной безопасности. На «языке Equus» Монти спрашивает у лошади: «Доверяешь ли ты мне вести наш табун и пойдешь ли ты за мной?» И на этот, хорошо понятый ей вопрос, лошадь быстро отвечает. Сперва она поворачивает к тренеру настороженное ухо, затем начинает зевать и облизываться и, наконец, опускает вниз голову в знак абсолютного доверия. Далее Робертс продолжает занятия, используя все тот же пассивный язык жестов: он поворачивается спиной к коню и, не сохраняя зрительный контакт, убеждает его подойти. Робертсу достаточно лишь полчаса, чтобы лошадь прониклась к нему доверием.

Что касается Марка Рашида, то он, в отличие от многих тренеров, практикующих «естественные отношения», и утверждающих, что человек должен стать для своей лошади доминантным членом табуна (иначе говоря «лошадью-альфа»), полагает, что лошадь ни при каком раскладе не видит в человеке члена своего табуна, тем более доминантного, мотивируя это тем, что эти животные достаточно умны, чтобы с первого взгляда распознать, лошадь перед ними или нет.

Марк Рашид разработал свою методику, направленную на полное взаимопонимание человека и лошади, назвав ее «Пассивное лидерство». «Пассивные лидеры» - лошади, прекрасно существующие в центре самой табунной структуры, которые, в противоположность «альфа-лидеру», постоянно доминирующим над всеми, стараются жить в мире с окружающими. «Пассивный лидер» применяет силовое воздействие только в крайнем случае, например, чтобы расчистить себе путь к какой-то конкретной цели. Эти кони действуют с мягкой настойчивостью, увлекая других своим примером. В результате, куда бы они ни пошли, изрядная часть табуна следует за ними.

Поэтому основная задача человека – установить со своей лошадью такой же тип взаимоотношений, при котором конь будет охотно следовать за ним и с удовольствием выполнять все, что от него просят. Прежде всего, необходимо найти способ вызвать у лошади желание доверять своему хозяину.

Если рассматривать «Haute Ecole» Александра Глебовича Невзорова, то это уже совершенно другая история.

Он, как и его учитель Марио Люраши, взялся за полное восстановление старинной французской школы «Haute Ecole» - «Высокая школа», со всеми ее элементами, но уже сняв с лошади «железо» и предоставив ей полную свободу и выбор, не принуждая и не наказывая, ведь самый быстрый и легкий путь к потере доверия лошади – это ее ударить.

«Haute Ecole» изобрела универсальную формулу, которая в приложении к каждой конкретной лошади дает потрясающие результаты, исключающие насилие и наказание.

-    Если лошадь что-то не делает — то ее просто этому не научили.

-    Если лошадь что-то делает плохо — значит, ее плохо научили.

-    Лошадь всегда права.

Все, чему учит школа «NEVZOROV HAUTE ECOLE», основано на точном, безупречном знании иппологии, открытиях ветеринарной медицины, на практически совершенном (для всех учеников) знании анатомии, физиологии, биомеханики лошади, истории, даосизма, дзен-буддизма, естественной истории. Для всех учеников является обязательным участие во вскрытиях, препарациях, анатомировании, чтобы идеально представлять себе работу миологического аппарата лошади, действия и взаимодействия мышц, чтобы видеть своими глазами разрушения организма, причиняемые конным спортом или любым другим безграмотным и жестоким способом взаимодействия лошади и человека. Школа «NEVZOROV HAUTE ECOLE» не приемлет ни какого другого взгляда на лошадь, кроме своего собственного, ибо этот взгляд научно обоснован, логичен и верен, а значит, любая другая точка зрения просто не имеет право на жизнь.

В системе Невзорова запрещено использование даже недоуздков, не говоря уже о всякого рода «лошадиного железа» и других принудительных средств воздействия. Вообще наличие аксессуаров и атрибутики, связанной с конным считается дурным тоном, противоречит духу и уставу школы. В работе используется только кордео (тонкий кожаный ремешок или веревочка (зашитая в «кольцо») на шее лошади), играющее, в основном, «поднимающую» роль при обучении лошади «испанскому шагу» или «караколю». Так же кордео служит для подсказки высоты подъема корпуса на «песаде», амплитуды движения на «балансе» и т.п.

Вторая, очень важная вещь для работы в школе «NEVZOROV HAUTE ECOLE» - это короткий, сухой прутик, например, боярышника, используемый для «туширования» (l’attouchement – (фр.) прикосновение), т.е. для подсказки лошади ритма, темпа, высоты подъема ног.

Используется невесомый прутик, а не этот же хлыст, еще и потому, что даже при неосторожном движении воспитателя прутик не причинит вреда, а как инструмент он в миллион раз маневреннее и нежнее, что предельно важно при «тушировании» сверху. Сделать «туширование» абсолютно понятным возможно лишь тогда, когда оно становится действительно бесконтактным, т.е. когда прутик не касается лошади, а лишь обозначает для нее ритм, ощутимый для лошадиной кожи шевелением воздуха от своего движения. Так же для бесконтактного «туширования» применяется шамбриер в качестве длинной руки при работе на лонже (на корде). Ни шамбриера, ни прутика лошадь не должна бояться и при рассекании ими воздуха в 5 см. над ее ушами в худшем случаи должна быть полностью равнодушна.

Что касается «лонжировки», то она разрабатывает мощь, вымах, отчетливость движений, которые появляются у лошади от ощущения простора и возможности быть размашистой и яркой, что не всегда возможно «в руках». Категорически запрещено использовать корду, как средство удержания лошади. Корда (лонжа) – символ для лошади связи с воспитателем, если она хочет оборваться с корды, унести, потащить – значит, она попусту разрывает связь и надо начинать снова заниматься «в руках». «Лонжирование» никогда не может быть средством заставить лошадь «выпустить пары» или размяться. Нет ни чего более опасного для суставов и интеллекта лошади, чем пустое гонянье на корде, в любом возрасте. Разминка проводиться только по прямой на шагу или энергичной рыси рядом с человеком. Разминать можно и с помощью «кранчей» или других мягких гимнастических упражнений, использовать апортировочные предметы, тумбы и другие развивающие игрушки.

Большое значение отводится обретению лошадью естественного сбора, который она в состоянии регулировать сама, его величину и продолжительность. Ни какие механические средства для его достижения не используются. Езда верхом без сбора калечит спину лошади, езда верхом в принудительном сборе с помощью уздечки трагически травмирует лошадь, калечит спину, шейный, поясничный отделы позвоночника практически безвозвратно.

Занятия длятся не более часа с переменками через каждые 10 минут, при этом кордео снимается, а вместе с ним отменяются все дисциплинарные рамки. Здесь становится видно насколько буйны, вспыльчивы и горячи лошади, которых воспитывает А. Г. Невзоров. В противоположность последователям NH он делает все, чтобы вдохновить, «разжечь» лошадь, заинтересовать ее и раскрыть весь ее природный потенциал. Лошади обожают такие игры, и все воспитание начинается с приучения лошади играть с человеком, как с другой лошадью. Порой очень жестко, драматично и напряженно, т.к. здоровую лошадь хорошей крови переполняет ее собственная мощь и озорство.

Идеальная дисциплина – когда возбужденная, «воспламененная» эмоциями и адреналином лошадь, желающая бесится и беспредельничать, мгновенно сосредотачивается, становится серьезной и исполнительной. Причем, стоит спешиться и лошадь снова готова играть, но лишь до той секунды, пока ей предлагает играть человек.

Однако нельзя требовать абсолютной точности и красоты исполнения какого-либо из элементов, существует риск перегрузить лошадь, ведь искренне стараясь выполнить просьбу человека, она может заработать себе растяжение и, в последующем, это упражнение будет причинять боль, а значит, потеряет для лошади все свое очарование и превратится в наказание. Как результат – лошадь не будет его любит, а значит никогда не выполнит его хорошо.

Все эти старания сводятся, опять-таки, к одному – к завоеванию полного доверия и уважения лошади, к обретению права руководить ей и просить, к возможности интересно, весело и с пользой проводить совместное время, а для этого не нужны «механически» отточенные движения, а важно лишь желание лошади быть рядом, слушать и контактировать. Задача же обучающего быть как можно понятнее для лошади.

К тому же работа лошади, остающейся свободной – это единственный способ не сделать ее инвалидом. Человек не может заставить лошадь сделать что-либо, что причинит ей боль или травму. За конем всегда остается право отказаться от того, что показалось ему неудобным или болезненным.

В КРБОО «Кони-Клуб “Йахо”» применяется сочетание всех этих, казалось бы, совершенно разных методик. Основа работы взята Natural Horsemanship и преобразована под конкретные условия работы, конкретные цели и индивидуальный характер каждой лошади.

Практикуется использования Пареллиевских «естественных недоуздков» - роупхалтеров (железо не одевается никогда, даже при выезде в поля), мягкое и бережное отношение к лошадям, исключающее силовое воздействие, любого рода наказания, применение шпор, мартингалов и другой бессмысленной амуниции (кроме седел, конечно же).

Основой первоначальной подготовки лошади является сочетание различных методов работы мастеров NH, но в преобразованном виде, целью которых, в первую очередь является, завоевание внимания и доверия лошади. Все это помогает находить общий язык и предотвращать возникновение различных конфликтных ситуаций, предупреждать появление вредных привычек и заболеваний у лошадей. При этом предпочтение отдается, все же, больше «Пассивному лидерству» (рассмотренному мною в методике Марка Рашида), хотя, конечно же, каждый хозяин занимается с лошадью по своей, индивидуально подогнанной к их отношениям системе - выбирает, что им ближе.

Из системы «Haute Ecole» была заимствована работа на кордео в сочетании с разучиванием элементов этой школы, позволяющих развивать лошадь интеллектуально и физически. Она, так же, предполагает и большую свободу действий для лошади (разрешено «дуреть», беситься, вставать на дыбы, отбивать задом и т.п., естественно в определенное время и в определенном месте).

Освоение всех методик в «Кони-Клубе» проходило самостоятельно методом проб и ошибок. Постепенно нарабатывался опыт, и накапливались знания, что-то легко приживалось, а что-то не давало нужного эффекта и отсеивалось за ненадобностью.

Всю информацию о нестандартном воспитании лошадей членам «Кони-Клуба» приходилось искать самим, так как этим в Кировской области ни кто не занимается, спросить совета не у кого, а научной литературы в России по данному вопросу выпущено не было.

Огромной находкой оказался сайт «Старый друг» – это первый в России сайт, полностью посвященный методам Natural Horsemanship. На нем широко обсуждаются различные методики воспитания, предлагаются вариации поиска доверия и установления взаимоотношений человека и лошади. Информация получена из переведенных статей американских авторов - мастеров NH. Кроме того своим опытом делятся и те, кто, как и «Кони-Клуб», самостоятельно испробовал эту систему в России, рассказывают о впечатлениях и дают советы.

Помимо сайта статьи Пата Парелли в переводе Дарьи Кузовлевой печатались в журнале «Конный мир» (в каждом номере за 2004, 2005 гг.; № 4, 5, 6 за 2003 год; № 2 - 2006 год и др.). В них рассказывалось о системе Парелли, его «7 играх», давались практические рекомендации и советы как поступать в той или иной ситуации. Статьи Монти Робертса печатались в журнале «Коневодство и конный спорт» (2004 - № 6; 2005 - №1) и журнале «Конный мир» (2006 - № 3), но его метод «join-up» в «Кони-Клубе» не практикуется. О Марке Рашиде и его принципах воспитания лошадей так же рассказывалось в журнале «Конный мир» за 2006 год – номера 5, 6 и 7.

Вообще в журнале «Конный мир» за разные годы было напечатано много статей, посвященных «естественным отношениям» между человеком и лошадью и мастерам NH. Особенно в последнее время все больше уделялось внимание решению конкретных проблем, а не разъяснению, что такое Natural Horsemanship и зачем оно нам надо.

Кроме того вопрос об NH поднимался и в журнале «Золотой мустанг» (2005 - № 1), широко обсуждаема эта проблема и в серии журналов «My horse».

Имя Александра Невзорова в рядах лошадников впервые прозвучало в журнале «Конный мир» 2002 года № 1. В то время в систему «NEVZOROV HAUTE ECOLE» пихали абсолютно все: и «естественные отношения» и старинную «Haute Ecole». Действительно, Невзоров учился и у Пата Парелли, и у Марио Люраши, и у многих др. знаменитых конников, чьи имена в России узнали в основном благодаря Александру Глебовичу. В тот период как раз происходило становление Невзоровской «Haute Ecole», поиск того нужного и правильного отношения человека к лошади. Невзоров уже говорил о другом взгляде на лошадь, нелепости жестокости и наказаний, но все еще использовал шпоры и «железо», от которых в скором времени отказался (буквально в этом же году). В «Конном мире» за 2002 год - № 3 вышла статья о Невзорове и Люраши. А в 2004 году на первом канале закончился показ 10-ти серийной «Лошадиной энциклопедии» где в пух и прах «разносилась» сама идея конного спорта, доказывалась его жестокость и убийственность для лошади, в то время как подопечные Александра Глебовича, уже без каких либо приспособлений, выполняли всю «Haute Ecole» от испанского шага до каприолей. Причем рыжая кобыла Липисина обучалась изначально без недоуздков и «железа». Фильм сразу же получил широкий резонанс, в том числе и злобные высказывания, но в то же время огромное количество конников задумались над правильностью своих действий и выбранного пути. Это послужило своеобразным «толчком» для появления множества любителей, самостоятельно пытающихся обучить своих лошадей если не курбетам и каприолям, то хотя бы доверию.



biofile.ru