Двусложные и трехсложные стихотворные размеры. Как называется двусложный размер стиха с ударением на второй слог


литература двухсложные и трёхсложные размеры стихов .примеры. ямб. хорей. амфибрахий. анапест. дактиль.

Ямб - двухсложный размер, ударение на втором слоге. Пример: Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог. Хорей - также двухсложный, но ударение на первый слог: Мчатся тучи, вьются тучи Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна. Амфибрахий - трёхсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге: На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она. Анапест - ударение на третьем слоге: Есть в напевах твоих сокровенных Роковая о гибели весть. Есть проклятье заветов священных, Поругание счастия есть. Ну и дактиль - трехсложная стопа с ударением на первом слоге: В рабстве спасённое Сердце свободное — Золото, золото Сердце народное! В принципе различать их достаточно просто, нужно лишь вслушаться в ритм каждого

Существует довольно много видов размера стихосложения, принято выделять пять основных размеров - хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Хорей Простой двусложный размер стихосложения. Ударения в нём приходятся на нечётные слоги (1, 3, 7 и т. д.) : Листья падают в саду… В этот старый сад, бывало, Ранним утром я уйду И блуждаю, где попало. (И. Бунин) Ямб Двусложный размер стихосложения, ударения падают на чётные слоги (2, 4, 6). Наиболее распространены 4-, 5-, и 6-стопный ямб. Например, "Евгений Онегин" написан четырёхстопным ямбом. Так бей, не знай отдохновенья, Пусть жила жизни глубока: Алмаз горит издалека - Дроби, мой гневный ямб, каменья! (А. Блок) Дактиль Трёхсложный размер стихосложения. Ударения падают преимущественно на 1,4,7 и т. д. слоги, то есть трехдольная стопа о трех же слогах со словесным ударением на первом слоге. Наиболее распространены двустопный и четырёхстопный дактили. Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом, Я при свечах навела; В два ряда свет - и таинственным трепетом Чудно горят зеркала. (А. Фет) Амфибрахий Трёхсложный размер стихосложения. Ударения падают преимущественно на 2, 5, 8, 11 и т. д. слоги. Наиболее распространён четырёхстопный амфибрахий: Я долее слушать безумца не мог, Я поднял сверкающий меч, Певцу подарил я кровавый цветок В награду за дерзкую речь. (Н. Гумилёв) Анапест Трёхсложный размер стихосложения. Ударения падают преимущественно на 3, 6, 9, 12 и т. д. слоги. Наиболее распространён трёхстопный анапест. Мой любимый, мой князь, мой жених, Ты печален в цветистом лугу. Повиликой средь нив золотых Завилась я на том берегу. (А. Блок)

спасибо большое спас меня

помогите определить каким размером написано стихотворение Я памятник себе воздвиг.. и После грома после бури После тяжких, мрачных дней

Спасибо вам всем

Людмиле Барткив: Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа. (с) Это чётностопный ямб. Двухсложная стопа с ударением на втором слоге. Рифмовка перекрёстная.

Ямб - двухсложный размер, ударение на втором слоге. Пример: Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог. Хорей - также двухсложный, но ударение на первый слог: Мчатся тучи, вьются тучи Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна. Амфибрахий - трёхсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге: На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она. Анапест - ударение на третьем слоге: Есть в напевах твоих сокровенных Роковая о гибели весть. Есть проклятье заветов священных, Поругание счастия есть. Ну и дактиль - трехсложная стопа с ударением на первом слоге: В рабстве спасённое Сердце свободное — Золото, золото Сердце народное! В принципе различать их достаточно просто, нужно лишь вслушаться в ритм каждого 64 Нравится Пожаловаться

Существует довольно много видов размера стихосложения, принято выделять пять основных размеров - хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Хорей Простой двусложный размер стихосложения. Ударения в нём приходятся на нечётные слоги (1, 3, 7 и т. д.) : Листья падают в саду… В этот старый сад, бывало, Ранним утром я уйду И блуждаю, где попало. (И. Бунин) Ямб Двусложный размер стихосложения, ударения падают на чётные слоги (2, 4, 6). Наиболее распространены 4-, 5-, и 6-стопный ямб. Например, "Евгений Онегин" написан четырёхстопным ямбом. Так бей, не знай отдохновенья, Пусть жила жизни глубока: Алмаз горит издалека - Дроби, мой гневный ямб, каменья! (А. Блок) Дактиль Трёхсложный размер стихосложения. Ударения падают преимущественно на 1,4,7 и т. д. слоги, то есть трехдольная стопа о трех же слогах со словесным ударением на первом слоге. Наиболее распространены двустопный и четырёхстопный дактили. Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом, Я при свечах навела; В два ряда свет - и таинственным трепетом Чудно горят зеркала. (А. Фет) Амфибрахий Трёхсложный размер стихосложения. Ударения падают преимущественно на 2, 5, 8, 11 и т. д. слоги. Наиболее распространён четырёхстопный амфибрахий: Я долее слушать безумца не мог, Я поднял сверкающий меч, Певцу подарил я кровавый цветок В награду за дерзкую речь. (Н. Гумилёв) Анапест Трёхсложный размер стихосложения. Ударения падают преимущественно на 3, 6, 9, 12 и т. д. слоги. Наиболее распространён трёхстопный анапест. Мой любимый, мой князь, мой жених, Ты печален в цветистом лугу. Повиликой средь нив золотых Завилась я на том берегу. (А. Блок)

Вы все списали из интернета

чкаррчврварвапивпипи

ваши ответы очень хорошие

бляяяяяяяяяяяяяя

touch.otvet.mail.ru

Двусложные и трехсложные стихотворные размеры

Разделы: Литература

Цели урока:

  • формирование знаний стихотворных размерах, о роли двусложных и трёхсложных размеров в стихотворном тексте;
  • развитие умения слышать ритм и представлять поэтические образы;
  • воспитание любви к родному языку, чувства гордости за его богатство и многообразие.

ХОД УРОКА

I. ОГМОМЕНТ.

II. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

1. Слово учителя.

Поэту создавать ритмичное стихотворное произведение помогают стихотворные размеры.

Русская поэзия, как правило (но не исключительно!) предстает нам в виде силлабо-тонического стихосложения, основанного на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе: на сильных местах располагаются (исключительно или преимущественно) ударные, на слабых - безударные слоги.

Минимальной структурной единицей стиха является стопа. Стопа это последовательность одного или нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке.

Стопа бывает двусложная, когда постоянно повторяются два слога - ударный и безударный, или наоборот; и трёхсложная, когда повторяются один ударный и два безударных слога.

(Будем обозначать ударный слог так: _/, а безударный слог так: _ , тогда двусложные стопы можно будет изобразить следующим образом: хорей _/ _, ямб _ _/; а трехсложные так:

дактиль _/ _ _ , амфибрахий _ _/ _, анапест _ _ _/)

Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить:-

так говорит Автор в романе Пушкина "Евгений Онегин" о своем герое - Евгении. Что же, получается, Онегин был совсем глуп, что не мог запомнить таких простых вещей? Или учителя плохо объясняли?

Неужели отличить ямб от хорея и вправду так сложно?

Конечно же, нет. Просто-напросто, ни Евгений, ни его учителя не знали одной небольшой формулы-схемы, всего лишь одного простого слова. Вы легко запомните его и сможете не только отличать ямб от хорея, но даже амфибрахий от дактиля или анапеста.

Вот так-то! Итак, запомните одно слово ХЯДАМАН [2]

Да, непростое словечко!

"И что же делать с этим словом?" - спросите вы.

А давайте-ка, ребята, построим пирамиду из этого слова.

Только начнем мы ее строить несколько необычно, не с фундамента, а с крыши.

ХЯ ДАмАн

2. Определение стихотворных размеров

А. ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

1. ХОРЕЙ

Вспомним

ВЕтер, вЕтер, ты могУч ТЫ гонЯешь стАи тУч

_/_ _/_ _/ _ _/

_/_ _/_ _/ _ _/

Ой-ой-ой! Кажется, сейчас дождь пойдет. Надо скорее крышу строить (Х - ХОРЕЙ)

ХОРЕЙ - (греч. choreios, букв. плясовой), трохей (греч. trochaios, букв. бегущий), стихотворный метр с сильными (ударными) местами на нечетных слогах стиха.

Чтобы легче запомнить ритм хорея, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое двусложное слово с ударением на первом слоге, например, вОды (Ведь тучи несут дождь и воды). Мы с ребятами из школьного поэтического клуба "Зелёная лампа" придумали небольшие стихотворения, помогающие восстановить и запомнить ритмы стихотворных размеров. Вот что у нас получилось о хорее:

Хорей _/_ (вОды)

Хор хореем распевает: Раз - удар, два - пропускает, - Третий, пятый слог - ударный, Безударен каждый парный. Чтоб услышать ритм хорея, Повторяй в уме скорее : "Воды - воды - воды лей", - Получается хорей.

Хореем написаны все колыбельные и, кстати, вслед за Лермонтовым - все стихотворения, в которых есть ночной пейзаж.

Вот у нас и есть первая буква (Х, что означает хорей) - первый кирпичик.

2) ЯМБ

Вспомним снова "Евгения Онегина".

Итак, уважаемый Автор, говорите, "не мог он ямба от хорея" отличить? А подставим-ка мы вторую букву к первой!

МорОз и сОлнце, дЕнь чудЕсный! ЕщЁ ты дрЕмлешь, дрУг прелЕстный:(А.С.Пушкин)

_ _/_ _/_ _/ _ _/ _

_ _/_ _/_ _/ _ _/ _

ЯМБ - (греч. iambos), стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха ("Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил...". Самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).

Чтобы легче запомнить ритм хорея, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое двусложное слово с ударением на втором слоге, например, водА.

Любители поэзии из школьного клуба "Зелёная лампа" придумали вот такое стихотворение-подсказку, помогающее лучше запомнить особенности ямба.

Ямб _ _/ (вода)

В России ямбами поэты Предпочитают сочинять. В стопе такой одна примета: Где чётный слог - там "ударять". Поможет выявить нам ямб Повтор: "ВодА - водА- водА, ВодА - водА - водА - водА", - Звучит так ямба ритм всегда.

Ямб - это энергичное, часто торжественное звучание стиха.

Вот у нас и есть вторая буква (Я, что означает ямб) - второй кирпичик.

Б. ТРЁХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

Итак, крыша есть, теперь пора строить стены от холода. Стены в нашем домике-пирамидке мы будем строить из более крупных, трёхсложных стоп.

Трехсложные размеры интонационно более гибки, близки к разговорной речи (наверно, поэтому их любил Лермонтов и предпочитал Некрасов).

1. ДАКТИЛЬ

ТУчки небЕсные, вЕчные стрАнники! СтЕпью лазУрною, цЕпью жемчУжною МчИтесь вы, бУдто как Я же, изгнАнники: (М.Ю. Лермонтов)

_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _

_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _

_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _

Первый кирпичик в основании нашей пирамиды (Д - дактиль)

ДАКТИЛЬ - (греч. daktylos, букв. палец), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 1-м слоге стопы ("ВЫрыта зАступом Яма глубОкая", И.С.Никитин). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля. Дактиль 2-стопный (в 18 в.), 4- и 3-стопный (в 19-20 вв.).

Чтобы легче запомнить ритм дактиля, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое трёхсложное слово с ударением на втором слоге, например, зОлото.А вот какое стихотворное определение дактиля придумали наши любители поэзии и написали его дактилем:

Дактиль _/ _ _ (золото)

Дактиль - он первый размер из трёхсложных, Пальцем считать ударения можно. Первый, четвёртый, седьмой и десятый Слоги ударные в строчке крылатой.

Ключик для дактиля слово литое Как ключик, Тартилы оно золотое. "Золото - золото", - вы повторяйте И средь стихов всегда дактиль узнаете.

2) АМФИБРАХИЙ

Следующий кирпичик в нашей пирамиде - это амфибрахий (Ам):

На сЕвере дИком стоИт одинОко На гОлой вершИне соснА И дрЕмлет, качАясь, и снЕгом сыпУчим ОдЕта, как рИзой, онА.(М.Ю. Лермонтов)

_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_

_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/

_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_

_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/

АМФИБРАХИЙ - (греч. amphibrachys, букв. с обеих сторон краткий), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 2-м слоге ("Не вЕтер бушУет над бОром"). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического амфибрахия 4-стопный (с нач. 19 в.) и 3-стопный (с сер. 19 в.).

Чтобы узнать этот размер, составляем ритм стихотворной строчки из трёхсложного слова с ударением на среднем слоге. Пусть это тоже будет металл, но уже не драгоценный - желЕзо. Члены нашего поэтического клуба охарактеризовали амфибрахий так:

Амфибрахий _ _/ _ (железо)

Второй из трёхсложных размер - амфибрахий. Здесь в каждой стопе ударение в центре. Ударные слоги в кольце безударных Укрыты от зноя, дождя и от ветра. Секрет амфибрахия в слове "железо", Оно нам не менее злата полезно. "Железо - железо", - подряд повторяйте, И вы без труда амфибрахий узнаете.

3. АНАПЕСТ

И, наконец, последняя стена, последний кирпичик. Это Анапест (Ан).

Есть в напЕвах твоИх сокровЕнных РоковАя о гИбели вЕсть. Есть проклЯтье завЕтов свящЕнных, ПоругАние счАстия Есть.(А. Блок)

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/

АНАПЕСТ - (от греч. anapaistos обратный дактилю, букв. отраженный назад), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами (см. стопа), с сильным местом на 3-м слоге; на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение ("ТАм, в ночнОй завывАющей стУже", А.А.Блок). Наиболее часто употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста 4- и 3-стопный (с сер. 19 в.).

Этот размер нам поможет запомнить слово серебрО.

Анапест _ _ _/ (серебро)

А анапест - последний трёхсложный размер, И здесь слог каждый третий ударный в стопе, Он, как зеркало, дактиль он наоборот, Он протяжные песни обычно поёт. Ритм анапеста нам помогает узнать Колокольчика нежный серебряный звон. "Серебро - серебро", - надо вам повторять, Чтоб анапест услышать за тем серебром.

В. ВЫВОД. ДОМИК-ПИРАМИДКА

ХЯ ДАмАн

А теперь давайте посмотрим, зачем же мы строили всю эту пирамиду.

У нас есть "два этажа". Верхний - это два слога, один из которых ударный. Нижний - это три слога, где также на один падает ударение. В литературоведении эти "этажи" называются стопами.

Х стоит первым в стопе из двух слогов. Значит, если из двух слогов ударение падает на первый, то это именно хорей:

ТУча мглОю нЕбо крОет..

Я стоит вторым. Ударение падает на второй слог, следовательно, это ямб:

МорОз и сОлнце, дЕнь чудЕсный!

Д означает, что в стопе из трех слогов, ударение падает на первый слог и этот размер называется дактиль:

ТУчки небЕсные, вЕчные стрАнники...

Ам стоит вторым, следовательно, стопа с ударением на втором слоге называется амфибрахий:

На сЕвере дИком стоИт одинОко

Ан - последний в этом ряду. Значит, если ударение падает на него, это анапест.

Есть в напЕвах твоИх сокровЕнных...

Итак, ребята, теперь вы знаете, что такое стихотворный размер и как его определять. Вы увидели, как важен размер стихотворения для создания его настроения. Теперь вы можете почувствовать себя настоящими поэтами! Теперь вы можете посоревноваться с Евгением Онегиным, который, как вы помните, пытался сочинять стихи, но вскоре бросил это занятие. Может, у него не получалось именно оттого, что "не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить"?

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

ТЕСТ с использованием перфокарт. Перфокарты на 8 вопросов с 4 вариантами ответов.

Задание: поставить крестик в окошечке, соответствующем варианту ответа:

а - хорей; б - ямб; в - дактиль; г - амфибрахий; если ответ "анапест" - все окошечки в строчке остаются пустыми.

Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна. (Хорей)

Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несёшься по ясной лазури, Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день. (Амфибрахий)

Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу... Смело топчу я ногой Вешнюю леса красу... С холоду щёки горят, Любо в лесу мне бежать, Слышать, как сучья трещат, Листья ногой загребать! (Дактиль)

Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждёшь меня. (Ямб)

На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она. (Амфибрахий)

Ты, солнце святое, гори! Как эта лампада бледнеет Пред ясным восходом зари, Так ложная мудрость мерцает и тлеет Пред солнцем бессмертным ума. Да здравствует солнце, да скроется тьма! (Амфибрахий)

Белеет парус одинокий В тумане моря голубом! Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном? (Ямб)

По синим волнам океана, Лишь звёзды блеснут в небесах, Корабль одинокий несётся, Несётся на всех парусах. (Амфибрахий)

(Комментирование ответов.)

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Прочитать статьи в учебнике "Двусложные размеры стиха", "Трёхсложные размеры стиха", выполнить задания с.105-106 (определить стихотворные размеры)

ЛИТЕРАТУРА И ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ

  1. Турьянская Б.И., Холодкова Л.А., Виноградова Е.А., Комиссарова Е.В. Литература в 6 классе. Урок за уроком. - М.: "Русское слово", 2002, с.81.
  2. screen.ru/school/razmer/

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

объясните, пожалуйста, простым языком трехсложные и двусложные размеры в стихотворении!

стихотворных размеров в русском стихосложении пять: два двусложных и три трехсложных. Двусложные - это когда в стопе два слога, трехсложные - когда, соответственно, три: Хорей - двусложный размер с ударением на первом слоге. Ямб - двусложный размер с ударением на втором слоге. Введем следующие обозначения: ` - ударный слог, _ - безударный слог. Тогда хорей будет выглядеть так: | ` _ |, а ямб - вот так: | _ ` |. 1. Наша / Таня / громко / плачет/ 2. Уро / нила / в речку / мячик / 3. Тише / Тане / чка не / плачь 4. Не у / тонет / в речке / мяч. В строчке 4 стопы. Каждая стопа (кроме двух неполных в 3,4 строчках) представляет собой упорядоченное чередование двух слогов (двусложная стопа) ; первого ударного – второго безударного |-- --|. Ритмический рисунок строки такой: 1. та-та /та-та / та-та/ та-та/ Двусложный стихотворный размер с ударением на первом слоге – хорей. Запомнить легко. Если в строчку несколько раз укладывается ключевое слово – любое двусложное слово с ударением на первом слоге )например, ХОЛОД) – это хорей: 2. холод / холод / холод / хо/ тише / Тане/ чка не / плачь/ Двусложных размеров два, трехсложных три. Дактиль - вот так: | ` _ _ |. Запомнить легко: дактиль - в переводе с греческого - "палец". Правда ведь, похоже: три фаланги, на первой ноготь, - как три слога, первый отмечен ударением. Анапест ("перевернутый, отраженный" - даже и звучит по-русски, как "палочка (пестик) наоборот") выглядит так: | _ _ ` |. Амфибрахий ("окруженный") - | _ ` _ |.

По простецки)) ) - если ударение идет через слог (Мой дядя самых честных правил) - двухсложная. Если через два слога на третий (Я из лесу вышел - был сильный мороз) - трехсложный.

выпиши трехсложные слова с ударением на втором слоге. Помидор, игрушка, черепаха, дежурный, смородина, мужчина, конфета, бабочка, ящерица, тарелка, василек, качели

touch.otvet.mail.ru

Трехсложные стихотворные размеры

Трехсложные стихотворные размеры

Стихотворные размеры

Стихотворный размер – это определенный порядок, в котором размещаются в стопе ударные и безударные слоги.

Стопа – это единица длины стиха; повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов; группа слогов, на один из которых падает ударение.

Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет

1) Здесь после ударного слога следует один безударный – всего получается два слога. То есть это двусложный размер. После ударного слога могут следовать два безударных – тогда это трехсложный размер.

2) В строке четыре группы ударно-безударных слогов. То есть в ней четыре стопы.

Брахиколон – однодольный стихотворный размер. Иначе говоря, стих, состоящий из одних ударных слогов.

Двусложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.

То есть в строке ударными являются первый, третий, пятый и т. д. слоги.

Пример четырехстопного хорея:

Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет ∩́ __ / ∩́ __ /∩́ __ / ∩́ __

Ви́хри сне́жныЕ крутя́; ∩́ __ / ∩́ __ / ∩ __ / ∩́

Двусложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.

То есть в строке ударными являются второй, четвёртый, шестой и т. д. слоги.

Ударный слог может заменяться псевдоударным (со вторичным ударением в слове). Тогда ударные слоги разделяет не один, а три безударных слога.

- 4-стопный (лирика, эпос),

- 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.),

- 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.),

- вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.)

Пример четырехстопного ямба:

Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил, __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __

Когда́ не в шу́тку зАнемо́г, __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́ /

Он Уважа́ть себя́ заста́вил __ ∩ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __

И лу́чше вЫдумАть не мо́г. __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́ /

Пример пятистопного ямба (с псевдоударными слогами, они выделены заглавными буквами):

Наря́женЫ мы вме́сте го́род ве́дать, __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __

Но, ка́жетсЯ, нам неЕ за кЕм смотре́ть… __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́

Трехсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.

- 2-стопный (в XVIII в.)

- 4-стопный (с XIX в.)

- 3-стопный (с XIX в.)

Трехсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.

- 4-стопный (начало XIX в.)

- 3-стопный (с середины XIX в.)

Трехсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге.

- 4-стопный (с середины XIX в.)

- 3-стопный (с середины XIX в.)

Пример 3-стопного анапеста:

Как запомнить особенности двусложных и трехсложных размеров?

Можно запомнить с помощью такой фразы:

ХОдит домбАй! Дама, вЕчером калИтку запирАй!

(Домбай – это не только гора; в переводе с некоторых кавказских языков означает «лев»).

В слове хОдит два слога, а ударение на первом слоге.

Значит, двусложный размер с ударением на первом слоге – это хорей.

В слове домбАй два слога, а ударение на втором слоге.

Значит, двусложный размер с ударением на втором слоге – это ямб.

Теперь перейдем к трехсложным стопам.

Слово ДАМА сложилось из первых букв названий трехсложных стоп:

И в том же порядке к этим буквам относятся следующие слова предложения:

В слове ДАМА буква Д означает дактиль.

В слове ВЕЧЕРОМ три слога, ударение на первом слоге.

Таким образом, трехсложный размер с ударением на первом слоге – это дактиль.

В слове ДАМА буквы АМ означают амфибрахий.

В слове КАЛИТКУ три слога, ударение на втором слоге.

Таким образом, трехсложный размер с ударением на втором слоге – это амфибрахий.

В слове ДАМА последняя буква А означает анапест.

В третьем слове (ЗАПИРАЙ) три слога, ударение на третьем слоге.

Таким образом, трехсложный размер с ударением на третьем слоге – это анапест.

Можно еще так представить:

www.zvuk.a5.ru

velikiy-pushkin.ru

Трехсложный размер стиха. Двусложные и трехсложные размеры стиха

Стихи – это лучший дар, полученный ныне живущими поколениями от далеких предков. За многовековую историю человечества были созданы настоящие шедевры: эпосы и баллады, поэмы и романы. По мнению отдельных исследователей, любая литература начинается с поэзии, ибо стих – первое, что возвышалось из обиходной речи.

Два вида художественной речи

Поэзия от прозы отличается не каким-то одним признаком - особенностями ритма, звучанием или графическим видом... Она является особой системой организации букв и слов. Исследователи ставят перед собой множество вопросов: какая речь возникла раньше – стихотворная или прозаическая? Какая правильней и совершенней? Зачем человечеству нужна поэзия? Эти проблемы актуальны всегда, и на них нельзя дать однозначных ответов. Начиная свою поэтическую карьеру, не все юные гении знают, что такое двусложный и трехсложный размер стиха, как правильно ставить ударение и выдерживать паузы. Но как только, не без помощи музы, начинают появляться строки, в них можно заметить ярко выраженный ритм, и впоследствии полюбившийся способ организации речи можно проследить на всем творческом пути писателя.

История развития русского стихосложения

Происхождение любого термина принято связывать с античностью, ведь неспроста всем предметам и явлениям в далеком прошлом даны определенные наименования. В переводе с греческого слово «стих» обозначает «ряд». Поэтической речи присуща особая организованность, благодаря которой произведения несложно запоминать. Стихотворный текст интересен тем, что в нем речь разделена на определенные части, которые подтверждаются графикой. В пределах поэтической строки мы обнаруживаем повторение ударных и безударных слогов, которые образуют стопу. В литературоведении существуют двусложные и трехсложные размеры стиха: ямб и хорей, амфибрахий, анапест и дактиль.

В античности насчитывалось около 30 видов стоп. Русское стихосложение развивалось от тонического через силлабическое к силлабо-тоническому. В основе второй системы лежит особый принцип – в каждой строке ударение должно падать на предпоследний слог. Несоответствие фонетики русского языка с другими привело к появлению нового способа сложения, и реформы в этом направлении провели В. Третьяковский, М. Ломоносов и А. Востоков. В основе силлабо-тоники лежит повторение одинаковых стоп.

Двусложный размер стиха

Средняя длина русского слова составляет примерно 3 слога. В двусложных стихотворных размерах в ритмическом рисунке появляются безударные двусложные стопы. Ритмическая организация произведения зависит от длины строки. В хорее ударение падает на второй слог, в ямбе – на первый. В зависимости от количества слогов, они бывают двух-, трех-, четырех-, пяти-, шестистопными или вольными. В творчестве русских писателей встречаются все размеры стиха.

Примеры хорея можно найти у А. Пушкина в «Зимнем вечере»: «... бУря/мглОю/ нЕбо/ крОет...». Для написания известного романа в стихах «Евгений Онегин» поэт выбрал четырехстопный ямб: «... мой дЯдя/ сАмых/ чЕстных/ прАвил...». Нередко для урегулирования ритма пропускается ударение или, наоборот, встречается на стыке слов.

Трехсложный размер стиха

Помимо ямба и хорея в силлабо-тонику входят дактиль, анапест и амфибрахий. Стихотворения, написанные таким способом, больше приближены к разговорной речи. Как правило, ударение в них пропускается редко, гораздо чаще можно встретить повторение ударных слогов. Со слов К. Вишневского можно выявить, что амфибрахий и анапест получили распространение лишь в середине девятнадцатого века, в эпоху расцвета творчества М. Лермонтова.

Дактиль – трехсложный размер стиха, в котором ударение падает на первый слог. Русский поэт Н. Некрасов часто выбирал такой ритм, чтобы его произведения получались интонационно гибкими: «СлАвная/Осень! здо/рОвый, я/дрЕный/вОздух у/стАлые/сИлы бо/дрИт».

Амфибрахий часто использовали для написания своих шедевров поэты-символисты, такие как А. Блок, В. Брюсов, З. Гиппиус. К. Бальмонт писал, что без трехсложных размеров жизнь была бы однообразной, и даже посвятил этой проблематике стихотворение: «хорЕи/ и Ямбы/, с их звУком/ корОтким/, я слЫшал/ в журчАньи/ ручьЕв».

В анапесте ударение падает на последний слог. Среди русских поэтов этот трехсложный стихотворный размер впервые употребил А. Сумароков в своей оде «Противу злодеев»: «На морскИх/ берегАх/ я сижУ/, не в прострА/нное мО/ре гляжУ». Вскоре он полюбился многим другим мастерам пера, и все чаще появлялись произведения, написанные анапестом.

Определяем стихотворный размер правильно

Ямб, хорей или амфибрахий... Казалось бы, выявить между ними разницу не составляет труда. Достаточно высчитать количество слогов и правильно расставить ударение, и размер сразу станет известным. Сегодня анализ стихотворного произведения делают школьники и студенты филологического факультета. Этот вид разбора встречается очень часто, и важно сделать его без ошибок, чтобы преподаватель высоко оценил работу. Иногда определить размер стиха очень сложно, поэтому у каждого начинающего филолога всегда должна иметься компактная таблица с нумерацией стоп, соответствующих особенностям ямба, дактиля или амфибрахия.

Первый и главный пункт разбора – расстановка ударения. Стоит учитывать, что для урегулирования ритма автор использует прием, когда вместо привычной гласной выделяет другой слог. Например: пускАй/ в душЕ/вной глу/бинЕ/ встаЮт/ и зА/ходят/ онЕ. В своем известном стихотворении Silentium! Ф. Тютчев выбрал не только оригинальный способ акцентирования в слове «заходят», но и пиррихированные стопы, когда ударение пропускается.

Вторым пунктом необходимо высчитать, какие гласные звуки выделяются силой голоса. Цифры с ударным слогом будут соответствовать следующим стихотворным размерам:

Стихотворный размерУдарные слоги
Ямб2, 4, 6, 8...
Хорей1, 3, 5, 7...
Дактиль1, 4, 7, 10...
Амфибрахий2, 5, 8, 11...
Анапест3, 6, 9, 12...

При правильной расстановке ударения сразу можно выявить, какие гласные стоят в сильной позиции. По таблице несложно будет определить, произведение написано анапестом, дактилем или торжественным ямбом.

Традиции русских писателей: размер стихов Пушкина, Лермонтова, Блока

Зачастую великие поэты в своем творчестве пытаются использовать все приемы, однако сложно не заметить, что каждый из них отдает предпочтение определенному ритму. Почти все ранние стихи А. Пушкина, включая его первую большую поэму «Руслан и Людмила», написаны двусложным ямбом. Трехсложный размер стиха звучит менее энергично и торжественно, но и он находил симпатии у многих великих поэтов. Примеры дактиля можно встретить у М. Лермонтова. Традиция написания трехсложными размерами развивается на стыке 19-20 веков, и ее продолжают писатели-символисты. Иногда А. Блок, З. Гиппиус, А. Ахматова и другие отступали от силлабо-тоники и писали свои произведения так называемыми «народными» ритмами, в организации которых лежит принцип соизмеримости ударных слогов в строках. Двусложные и трехсложные размеры адаптированы для русского языка, поэтому такой способ сложения стихотворений сейчас наиболее востребован, да и со временем также не потеряет своей актуальности.

fb.ru

Какой размер стиха? Двухсложный или трёхсложный?

Сама, детка, сама к делу. Чтобы легко определять размер, нужно прежде всего помнить, что такое стопа. Стопа - это группа слогов, на один из которых падает ударение. Только и всего. Все знают, конечно, что стихотворных размеров в русском стихосложении пять: два двусложных и три трехсложных. Двусложные - это когда в стопе два слога, трехсложные - когда, соответственно, три: Хорей - двусложный размер с ударением на первом слоге. Ямб - двусложный размер с ударением на втором слоге. Введем следующие обозначения: ` - ударный слог, _ - безударный слог. Тогда хорей будет выглядеть так: | ` _ |, а ямб - вот так: | _ ` |. Дактиль - вот так: | ` _ _ |. Запомнить легко: дактиль - в переводе с греческого - "палец". Правда ведь, похоже: три фаланги, на первой ноготь, - как три слога, первый отмечен ударением. Анапест ("перевернутый, отраженный" - даже и звучит по-русски, как "палочка (пестик) наоборот") выглядит так: | _ _ ` |. Амфибрахий ("окруженный") - | _ ` _ |. Теперь, когда мы все знаем, предстоит самое простое и, как ни странно, самое для ребят трудное - каждый слог стихотворной строки обозначить черточкой. Удобнее, когда все черточки одинаковые, независимо от длины слога. (На всякий случай: количество слогов равно количеству гласных звуков) . Служебные слова, как правило, не отмечаются ударением, если на них не падает логическое ударение при чтении стихотворения. Ну, например, возьмем первые две строки стихотворения Ахматовой "Родная земля". В заветных ладанках не носим на груди, О ней стихи навзрыд не сочиняем… Получится так: _ ` _ ` _ _ _ ` _ _ _ ` _ ` _ ` _ ` _ _ _ ` _ Теперь вот это надо разделить на группы слогов (стопы) так, чтобы внутри каждой был ударный слог… "Что-то тут не так", - скажете вы. Действительно, для двусложного русского стиха характерен пиррихий - пропуск ударения. И это очень естественно: у нас же не все слова состоят из двух слогов! Если бы таких пропусков не было, стихи были бы похожи на однообразный барабанный бой. Кстати, предложу изыск для вашего сочинения: если вы отметите, что звучание какого-то слова в стихе (стих - это стихотворная строка) подчеркивается, выделяется за счет пиррихия, это будет здорово. При условии, конечно, что ваш учитель знает, что такое пиррихий. Вернемся к нашему (т. е. ахматовскому) стихотворению: | _ ` | _ ` | _ _ | _ ` | _ _ | _ ` | | _ ` | _ ` | _ ` | _ _ | _ ` | _ Отметим, что "хвостик" (то, что осталось за пределами стопы) при определении размера не учитывается. Итак, для первой строфы своего стихотворения Ахматова обращается к торжественному звучанию пятистопного ямба, - такой или близкий к этому вывод вы должны были бы сделать при анализе размера этого стихотворения. Но вот вторая строфа поднесет нам сюрпризы. Она настолько другая, что даже размер меняется: Да, для нас это грязь на калошах, Да, для нас это хруст на зубах… Как изменился размер - это вы определите сами. Важно еще и то, почему он так изменился, что отражает это изменение. Хотелось бы обратить ваше внимание вот на что: первое слово ("да") поэтесса подчеркивает внеметрическим ударением (т. е. лишним в стихе) . Называется оно спондей и встречается довольно-таки редко. Например, в пушкинской "Полтаве" спондей передает громыханье, сумятицу боя: Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон… <a rel="nofollow" href="http://www.seznaika.ru/literatura" target="_blank">http://www.seznaika.ru/literatura</a> /analiz-stihov/2740-2010-09-28-05-11-04

touch.otvet.mail.ru

Ответы@Mail.Ru: Как определять размер стихотворения?

Как определить размер в стихотворении В любом стихотворном произведении важно не только содержание, но и форма, в первую очередь – размер. Размер стихотворения определяет его темп, музыку, настроение. Основные стихотворные размеры – это двухсложные ямб или хорей и трехсложные дактиль, амфибрахий и анапест. У каждого из этих размеров свой ритм, придающий стихотворению определенные особенности. Инструкция 1 В первую очередь, чтобы определить размер, нужно прочитать стихотворение ритмично, делая силовое ударение, не обращая внимания на смысл слов, как будто выбивая барабанную дробь. 2 Напишите стихотворную строчку и подчеркните в ней все слоги (или гласные буквы) , которые получились ударными. Например: мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил когдА не в шУтку зАнемОг… 3 Теперь посчитайте, сколько неударных слогов находится между ударными. В нашем примере на один ударный слог приходится один безударный, значит это двусложный размер – ямб или хорей. Запомните: в хорее ударение падает на первый из двух слогов, в ямбе – на второй. Значит, взятый нами пример из «Евгения Онегина» - это ямб. Пример хорея: мОй весЁлый звОнкий мЯч тЫ кудА помчАлся вскАчь Немного потренировавшись, вы научитесь определять размер стиха в уме, не отмечая ударные и безударные слоги на бумаге. 4 Точно так же различают трехсложные стихотворные размеры. Разница только в том, что в одном стопе в этом случае будет один ударный и два безударных слога. Если ударении падает на самый первый слог – этот размер называется дактиль, если на второй – амфибрахий, на третий – анапест. Пример дактиля: тУчки небЕсные, вЕчные стрАнники Пример амфибрахия: конЯ на скакУ останОвит, в горЯщую Избу войдЁт Пример анапеста: Я люблЮ тебя жИзнь, что самО по себЕ и не нОво 5 Чтобы определить количество стоп (стопа – это группа слогов, на один из которых падает ударение) , то есть выяснить, трехстопный это хорей или, например, пятистопный ямб, нужно сосчитать количество ударных слогов. В примере из «Евгения Онегина» мы видим, что это четырехстопный ямб. Стихотворение С. Маршака о мяче – четырехстопный хорей. Помните, что ударные слоги при ритмичном чтении могут не соответствовать обычному ударению в словах! Например, в слове «зАнемОг» из нашего первого примера фактическое ударение одно (на «О») , но при ритмичном чтении мы слышим и второе, на «А».

дык, пальцы расщеперь и меряй...

Надо знать отличительные особенности ямба, хорея, амфибрахия и т. д. Но бывает, как у Пушкина в "Онегине"..."не мог он ямба от хорея, как мы не бились, отличить. "

http ://irgali .narod. ru /files/ olimpiada/ opred_stih_razmer. htm

touch.otvet.mail.ru