Как рисовать тени и объем на предметах карандашом. Как нарисовать обьемный предмет


Учимся рисовать объёмные предметы

Любое изображение условно, так как вы рисуете на плоском листе бумаги. Но ему можно, а зачастую и нужно придать объём. Сделать это можно с помощью теней и полутеней. Украшения из полудрагоценных камней вам ещё рисовать рано, поэтому давайте попробуем изобразить просто кружку. Самую обычную, из которой вы ежедневно пьёте чай или кофе. На ней наверняка имеется рисунок, но отвлекаться на него мы пока не будем. А для удобства и наглядности оберните кружку листом бумаги, желательно однотонным.

 

Рисуем объёмную кружку

Возьмите лист бумаги и простой карандаш. Поместите перед источником света вашу модель и внимательно на неё посмотрите. Первым делом нарисуйте контур кружки. Это может сделать даже самый неопытный рисовальщик, так как стандартная кружка представляет собой обычный цилиндр с ручкой. Вы можете даже не рисовать ручку, расположив модель так, чтобы эта её деталь оказалась на противоположной стороне.

 

Теперь смотрите внимательно — вы должны выделить самый светлый и наиболее затемнённый участки. Первый из них находится в той части, которая максимально приближена к источнику света. А та часть, что удалена от окна или лампы, — самая тёмная. Вот это вы и должны обозначить на своём рисунке в первую очередь. Лёгкими вертикальными штрихами выделите на контуре самую светлую часть (её мы вообще штриховать не будем) и обозначьте самую тёмную — здесь ляжет самая густая штриховка.

Но ведь белый цвет не переходит в тёмно-серый мгновенно, между ними есть множество полутонов. Их тоже нужно выделить. Проще всего это сделать так. Нанесите лёгкую штриховку на всю область рисунка, кроме самого светлого участка. Затем повторите это действие, отступив от предыдущего слоя на некоторое расстояние. Теперь у вас выделяется белая область, светло-серая и тёмно-серая. Ещё пару раз заштрихуйте рисунок, и вы увидите, что контуры кружки в самом деле приобрели объём.

Украшения ручной работы имеют более сложную поверхность, поэтому игра света и тени там не будет прямолинейной. Но для создания достоверного изображения её тоже необходимо будет найти и обозначить.

Дорогие читатели! Читать и обсуждать самые интересные материалы можно также в наших группах ВКонтакте и Facebook.

 

 

Дорогие читатели! Читать и обсуждать самые интересные материалы можно также в наших группах ВКонтакте и Facebook.

 

 

art-assorty.ru

Как рисовать тени и объем на предметах карандашом

В художественных школах или на любом курсе по рисованию первым делом учат как рисовать тени. Рисование примитивных фигур: шара, куба, конуса или цилиндра довольно скучное и утомительное занятие. Но, именно такие занятия являются первыми шагами к пониманию объема геометрической фигуры и умения правильно изображать ее темные и светлые стороны. В дальнейшем, умение правильно чувствовать свет и тень будет помогать вам в других рисунках.

Я не учился в художественной школе, но проходил эти уроки самостоятельно для того, чтобы научиться понимать объем. В этой статье я пройду этот урок опять, ведь такие уроки никогда не бывают лишними, сколько б раз мы не проходили их. В иллюстрациях, поэтапно, я буду показывать как рисовал шар.

Начинайте с легких предметов

Любая тень от любого предмета появляется тогда, когда появляется источник света. Если знать, где находится источник света, то нарисовать тень на фигуре не сложно. Но, если вы видите, что у вас проблемы с тем как рисовать тени, то советую начать с чего-то легкого, например с какой-то фигуры простой формы. Используйте любую технику рисования, удобную вам. Обычно я рисую, используя две техники – штриховку и растушевку. Зажгите лампу, чтобы она была единственным источником света в комнате, и легко показала тень от предмета, который вы выберите. Не буду утомлять вас рассказами обо всех нюансах построения тени потому, что это все теория, и я не думаю, что вы на сто процентов поймете как рисовать тени. Художники, рисуя тени, делают это на глаз, не выстраивают ее направляющие и не высчитывают, куда она должна упасть. Только практика поможет вам понимать, как рисовать тени, и если с первого раза у вас не получится правильно нарисовать тень, то повозившись несколько вечеров, вы увидите свои ошибки.

Как рисовать тени и придавать объем

Я говорил, что теория не поможет полностью понять, как рисовать тени, но все же, основные моменты должен знать каждый художник. Участки, где лучи света напрямую падают на предмет — называются светом. Вокруг света возникает полутень или полутон. Места, на которые не попадают лучи света — называются тень. После тени следует освещаемый участок, который называется рефлексом и образуется от других предметов, находящихся рядом. Расположение теней на любом предмете будет зависеть от того, как расположен источник света и под каким углом он находится. Яркий источник света насыщает тени и делает их резкими, а от рассеянного источника, переходы теней становятся мягкими и плавными. Важно! Штриховать всегда нужно по той форме предмета, который вы рисуете! Иногда возможно совмещение штриховки для того, чтобы усиливать тени. Если вы уже научились рисовать тени, то попробуйте объемно и реалистично нарисовать глаз человека по уроку «Зеркало души или как рисовать глаза карандашом».

risovat-legko.com

Рисуем объемные тела и фигуры

Рубрика: Основы Опубликовано 03.03.2013   ·   Комментарии: 5   ·   На чтение: 2 мин   ·   Просмотры:

Post Views: 972

Все предметы и фигуры размещены в пространстве. Даже в простом рисунке стоит понимать совсем неразные предметы, а все, что находится на нем, и все, что мы хотим изобразить. Стоит рассматривать это как один поток форм и линий, белого и черного цвета, света и тени.

Рисунок нужно воспринимать как пространство на бумаге, где существует плоскость и пропорции всех находящихся предметов, свет и тень, которая направляется по форме предмета.

Основные геометрические фигуры:

Двухмерные плоские фигуры

Трехмерные фигуры, у которых есть объем

Абсолютно все предметы в основе своего построения имеют эти фигуры.

Куб — фигура, основой которой является трехмерное изображение в пространственном соотношении листа. В кубе есть все геометрические параметры, такие как: вертикальность, горизонтальность и глубина. В самом кубе заложено понятие рисунка в целом.

Для начала понимания рисунка, мы поработаем именно с ним. При помощи образно-логических построений, мы с вами будем развивать мышление за счет аналитики формы. Для большего понимания и анализа рисунка есть несколько упражнений.

Упражнения

Садимся за мольберт, берем большой лист бумаги, можно недорогой, или вообще кусок обоев (в этом упражнении бумага особо значения не имеет). Рисуем квадрат, естественно пытаемся сделать так, чтобы его стороны были ровными, а линии прямыми.

Итак, — мы видим обычный квадрат, совсем неинтересный и не впечатляющий, но это только в данный момент…

Делаем из квадрата куб карандашом: прорисовываем линии от граней примерно с углом 45 градусов. Дорисовываем заднюю часть и… у нас получается кубик. Но снова никакого пространства у нас в листе мы не видим. Свободно можно попутать ближайшие и дальние грани. Сейчас это просто несколько линий на бумаге.

Чтобы нам чувствовать пространство, нужно придать рисунку плавности. То есть сделать так, чтобы нам было ясно, где передняя часть рисунка, а где задняя.

Сторону куба, находящуюся ближе к нам, нужно выделить, сделать четче и передать активнее. Берем свой карандаш и наведем жирным тоном передние грани. Сейчас мы уже можем увидеть, где ближняя сторона, а где сторона находится дальше от нас.

Вот таким способом мы передали пространство, чтобы добиться желаемого результата. Но это далеко не все. Сейчас важно правильно передать плавность, чтобы получить объемность в рисунке.

Представляем вашему вниманию небольшой видеоурок на тему оптических иллюзий.

Следующий урок: Упражнения на чувство объема

Post Views: 972

risunci.com

Как сделать объемный рисунок на бумаге

Рубрика: Основы Опубликовано 17.07.2013   ·   Комментарии: 1   ·   На чтение: 9 мин   ·   Просмотры:

Post Views: 679

Итак, дорогие мои, могу уверенно сказать, что вы герои – упорно пройдя через все испытания предыдущей страницы, вы, как самые целеустремленные ученики, оттачивали свои навыки, срисовывая кубик в одном положении – именно так вы учились рисовать объем в рисунке. Бродя по закоулкам новых терминов, вы сумели прийти к выводу, что на бумаге вполне возможно создать пространство. Также вы получили подпитку для развития логического мышления.

Если вы все еще полны сил и решимости, тогда продолжаем вникать в загадочную и своевольную науку под названием «как же все-таки научиться рисовать». Значится, основы рисунка – часть вторая.

Первое, что мы должны знать, прежде чем приступить к следующему практическому занятию, так это то, что абсолютно все, что вокруг нас – любой предмет – основывается на простейших геометрических фигурах, таких например как: куб, круг, конус, цилиндр (в некоторых случаях они могут сочетаться в «костяке» предмета). Сейчас нам нужно взять одну их этих фигур – ну, пусть будет, скажем, уже небезызвестный нам куб.

Надеюсь, вы уже приготовили необходимые принадлежности. Если еще нет, то настоятельно рекомендую поднять обстановку и в творческом беспорядке своего месторасположения выудить на свет божий именно их – а то, знаете ли, рисование пальцем по воздуху не приносит абсолютно никакого результата (ни практического – рисунка ведь не видно, ни теоретического – вы же не увидите, как действует та или иная нарисованная вами линия).

Итак, приготовим в первую очередь бумагу, карандаш (можно огрызок, которым ваш дедуля пользовался в школе или же современный солидный полноценный карандаш), ластик (в вашем школьном пенале обязательно должен был сохраниться хоть маленький кусочек, хотя… если у вас есть младшие сестры и братья, попробуйте одолжить у них), ну и, разумеется, линейкой пользоваться мы совсем не будем.

Приготовили? Отлично. Теперь берем карандашик и приступаем к мучению бумаги.

Аккуратненько вырисовываем грани и стороны куба – только те, которые смотрят прямо на нас. Если вы сейчас в недоумении и у вас в голове возник вопрос «Что?» или же «А как это сделать и по какому принципу?», то я настойчиво рекомендую вам вернуться в начало «игры» – то есть глянуть предыдущую статью «Упражнения на объем«. Ну а тот, кто все хорошенько запомнил, уверенно продолжает наше практическое задание.

Как передать объем в рисунке?

Следующий пункт – это нарисовать рядом (перед или позади) точно такой же куб, но только давайте представим его вращающимся на рисунке. Ближайшие грани нового куба лучше выделять как можно ярче и выразительней, и, соответственно, старайтесь соблюдать пропорции – то есть все линии должны выглядеть естественно, а противоположные друг другу грани нужно рисовать как можно ровнее (тверже, можно сказать) и параллельными. Важно также помнить теперь и о тональном отношении между этими двумя фигурами на вашем листочке.

На рисунке вы можете видеть как примерно оно –  это самое тональное отношение и фигуры вообще – должно выглядеть у вас. Но не забывайте – это всего лишь ПРИМЕРНО. На самом деле расположение кубов на листе может быть подчинено только вашему желанию (лишь бы вы придерживались общих правил – смотри выше).

Для удобства можно заштриховать одну из сторон куба – тогда вам будет проще вертеть этим кубиком в пространстве и ориентироваться в его правильном изображении (то есть следить за тем, чтобы он выглядел естественно и натурально).Наносить штрих можно или по диагонали, или же параллельно граням, а если вдруг – ну так, совсем вдруг – нам захочется акцентировать определенный угол или грань в кубе, то можно проложить штриховку еще раз, только в противоположную сторону на уже проложенной.

Не стоит забывать о том, что штриховка, как и сама фигура, будет иметь тональность соответственно к ее расположению. Ну вот, к примеру, если кубик будет повернут к нам в лицо одной из граней, то штриховка будет слабеть по мере отдаления. Это подводит нас к понятию Плановости – другими словами расположению фигуры на листе: находится ли она за какой-нибудь фигурой или же прямо перед нами.

Для приобретения необходимых навыков можно рисовать сначала углем (то есть, более мягким инструментом), а уже потом переходить на карандаш, который позволит оттачивать точность и четкость. Но если до ближайшего угольного завода три часа езды на поезде, а магазин для юных художников по какой-то причине недоступен, тогда ничего страшного – рисуем карандашом, просто с более мягким грифелем. А за углем сходите как-нибудь потом.

И еще одно правило, которое поможет придать вашему рисунку эффект живости. В природе есть такая фишка, как отсутствие суровых линий, поэтому рисуя определенную фигуру (или предмет), нужно не забывать о том, что от углов линии грани более выделены (жирные, так сказать), а, доходя до середины, их тональность равномерно снижается. То есть это выходит как дуга – жирный-жирный-толстый-худой-почти прозрачный-худой-толстый-жирный-жирный.

Помните, мы с вами ковырялись в таком замечательном понятии, как перспектива, да? Забудьте сейчас о ней и не вспоминайте, пока я вам не скажу. Сейчас нам нужно научиться рисовать линии – ровнёхонько и прямо, а также разобраться с ужасным лабиринтом плановости фигур на плоскости бумаги.

Ну, что? Рисуем, рисуем и еще раз рисуем, как говорил батенька Ленин. Или он об учебе говорил…. но, вообщем, не важно. Суть остается той же.

Закончили свой шедевр?… Не важно, каков ответ, но сейчас, если ваши глазки устали, да и пальчики тоже, у вас есть возможность передохнуть – если вы не сидите на диете, то можете сбегать за вкусненьким бутербродом и кофе на кухню, а если все же сидите, то вперед на прогулку по свежему воздуху к ближайшему магазину с художественными причиндалами – там вас ждет уголь и неисчерпаемые запасы листов для ваших тренировок.

В общем, просто сделайте перерыв в вашей работе – это можно, более того, даже полезно, ведь на свежую голову и отдохнувший взгляд можно заметить огрехи в своих рисунках и, соответственно, исправить их.

И, когда весь кофе в кружке уже выпит, все новые приобретения (в случае если вы бегали в магазин) рассмотрены и распиханы по своим местам, можете еще раз потянуться и… вернуться к своей работе. Для начала, отойдите на несколько метров от своей работы и оцените ее отвыкшим взглядом. Если вдруг вы обнаружите, что ваши кубики до ужаса неуклюжи, их грани немного кривоваты или стороны в ссоре (ну, расползаются совершенно не поэтично), не расстраивайтесь и не впадайте в депрессию. Такое бывает – Рим ведь тоже не сразу построился.

Упорство и целеустремленность – вот ваши союзники, оптимизм — ваше оружие, а лень и уныние — противники. У вас все выйдет, просто не сдавайтесь. А сейчас вернемся к нашим наброскам и посмотрим, добились ли мы того, к чему собственно и стремились. Давайте глянем, удалось ли передать объем фигуры, то есть выглядит ли она живо (и не важно, что вышло довольно посредственно – люди ведь тоже не идеальны, верно?)

Плановость. Удалось ли вам правильно расставить кубики и с помощью рисунка показать их приближенность или наоборот – отдаление. А теперь оцените ваши старания вообщем – похоже на целое пространство на листе?

Если все удалось (и не важно, что не совсем точно – практика, товарищи, здесь нужна практика), то вы молодцы – даже можете восхвалить себя, как великого (ну почти) и неповторимого (это правда, у каждого ведь рисунок уникальный) художника.

Знаете, что мы только что сделали? Не знаете ведь, правда?.. Мы включили ваше аналитическое мышление. А если у вас что-то из вышеперечисленных пунктов пошло не так – не впадайте в панику, быть может ваше аналитическое мышление ну очень сонное и, чтобы его пробудить, нужно еще раз перечитать все, что вверху (начиная с «Итак…» и заканчивая «пространство на листе»), а если и это не особо помогло, то придется включить смекалку и, прочитав ЕЩЕ раз (ну так, для профилактики) обмозговать каждый пункт.

Готовы? Выдыхаем и поехали дальше.

Хотите, открою Америку, с которой знакомы абсолютно все? Нет, не ту, которая с Обамой, статуей Свободы и фаст-фудом. А ту, которая утверждает, что окружающие объекты (живые и не очень) вписываются и в другие геометрические фигуры, кроме куба.

Ну вот, к примеру, гляньте на любимую фотку в рамочке где-нибудь рядом, а именно на голову человечка, изображенного на ней. Видите? Голова первоначально вполне может вписываться в шар (ну или в овал – это уж как выйдет), а нижняя часть головы может вместиться в форме конуса. То есть, конструктивным началом, частью «костяка» в рисунке головы могут служить и эти геометрические фигуры. А теперь осмотритесь – любой предмет вокруг вас хоть в какую-нибудь геометрическую фигуру да вписывается.

Чтобы лучше уловить понятие основы рисунка, давайте еще немного поиграемся с другими геометрическими фигурками на рисунках – так, как мы перед этим игрались с кубиком, то есть порисуем их в разных ракурсах, повращаем их в пространстве на бумаге.

Про перспективу мы все еще НЕ вспоминаем. Зато помним о фишке в природе – той самой, суть которой чем-то напоминает дугу. Рисунки переднего плана – те, которые к нам ближе – рисуем тверже, а заднего, соответственно, чуть помягче, в зависимости от того, как далеко мы хотим показать этот предмет.

Забудьте об аккуратности на бумаге (и вообще об аккуратности во время работы с карандашом или углем) – сейчас это совершенно не важно. Как и ровные линии, это дело наживное. Можете немного усложнить задание, и вырисовывая всякие разные кубики, проводить еще и плоскость через ту грань, которая заштрихована. НО! Не забывайте, что плоскость (которую мы в свою очередь тоже малюем штриховкой) имеет те же права, что и фигуры – у нее своя тональность, которая соответствует ее направлению и расположению. К примеру, если она направлена вглубь листика, то она как бы угасает.

С помощью этих упражнений вы тренируете свое пространственное зрение, то есть превращаете взглядом простой листик бумаги на собственно определенную живую объемную среду, в котором обитают самые разные фигуры.

Конечно, было бы не плохо выполнять эти задания за мольбертом, но… если у вас нет его, не стоит от отчаяния рвать на себе волосы – простая бумага тоже сойдет, правда, тогда будет немного сложней увидеть всю картину, которая должна выйти, соответственно придется приложить для этого больше усилий.

Не стоит также забывать и о рисовании набросков. По-большому счету их можно разделить на два вида: зарисовки и поиски. Зарисовки – это больше эмоции, чувства и ощущения, тогда как поиски – это уже холоднокровные расчеты. То есть в первом случае работают чувства, в другом – мозг. Тем не менее второй случай приносит больше пользы – он улавливает игру света и тени, само построение объекта, цвет, тональность рисунка, его направленность и движение.

Следующий урок: Наброски

Post Views: 679

risunci.com

Рисуем простые предметы. | Рисуем вместе

Опубликовано 13 мая 2011 в рубрике «Уроки рисования»

Я уже писала о том, что любой предмет можно визуально разбить на составляющие его простые геометрические формы (статья «Форма и объем»). Этот метод построения разрабатывался Полем Сезанном, интересовавшимся не столько индивидуальными особенностями того, что изображал, сколько общими закономерностями. В живописных работах он выявлял в предметах простейшие формы — шар, призму, плоскость. И сейчас его методика общепризнана и широко распространена.

Мы уже пробовали рисовать геометрические примитивы. Давайте попробуем перейти к более сложным формам.

Итак, для начала возьмем яблоко. Очевидно, что геометрически оно больше всего напоминает шар. Конечно, шар будет не идеальным, а несколько деформированным, но тем легче рисовать — какие-то ошибки построения будут не так бросаться в глаза… Однако, распределение светотени будет напоминать распределение светотени на шаре.

3 стадии рисунка

 

  • Первое, что мы делаем — намечаем положение предмета на бумаге. Напомню, компоновать нужно таким образом, чтобы наше яблоко зрительно не терялось на листе, но и не было чересчур большим и не укатывалось за пределы. Поскольку предмет 1, и он достаточно простой, можно вертикальную ось расположить посередине (про ошибки в композиции можно прочитать здесь).
  • Второе — наметить на предмете свет и тень, сначала большими плоскостями, потом — уточняя форму и добавляя полутона.
  • Третий этап — уточнение формы и проработка полутонов. Как видите, светотень создает не только объем, но и художественный образ.
  • В конце, как обычно усиливаете контрасты, можно немного наметить фон. И рисунок готов:

Предметы более сложной формы рисуем точно так же, как и простые, хотя есть некоторые особенности:

  • Геометрия кувшина более строгая, поэтому требует более внимательного построения. В частности, необходимо наметить ось симметрии (ведь он симметричен?) и придерживаться ее. Во-первых, ось будет поддерживать вертикаль, не давая кувшину на рисунке покоситься; во-вторых, при построении контура сверяйте, насколько контурные линии симметричны относительно оси.
  • Как видите, тут уже несколько геометрических составляющих: в кувшине можно увидеть полностью или частично шар, цилиндр, конус. При построении важно наметить перепады формы — это именно те места, где «встречаются» различные геометрические части. При этом эллипсы прорисовываются полностью, как будто вы видите предмет насквозь — как и в случае с осью, это необходимо для самоконтроля, чтобы избежать перспективных искажений.

 

Как видите, на 3 рисунке довольно четкие перепады светотени. Даже если оставить их такими, рисунок можно считать законченным. Хотя в конце можно их несколько сгладить (не растушевать, а сделать более мягкой штриховку):

Линии построения можно не стирать (и даже не желательно — можно случайно стереть что-нибудь лишнее). Ничего страшного, если они где-то будут просвечивать — это нисколько не повредит рисунку, а наоборот, сделает его более убедительным.

_______________________________________________________________________

Вы любите старую архитектуру? В России сохранилось много старинных усадеб. И одна из наиболее интересных — построенная по проекту архитектора Н.А.Львова Знаменское-Раек в Тверской области, принадлежащая роду Глебовых.

Вернуться на главную страницу

Еще почитать:

artfound.ru

Как научиться ложить штрих по форме предмета

Как научиться ложить штрих по форме предмета- будем усовершенствовать свое мастерство владения карандашом и учиться создавать рисунок геометрических фигур, создавая их объем. В нашем арсенале есть куб, шар, конус и цилиндр.

Наша работа будет разделяться на две части. Первая часть- мы рисуем по- представлению. Возможно у вас есть макеты этих фигур, если нет, то тогда можете заглянуть на страницу как сделать макет геометрических фигур и, собственно, сделать их, но начнем мы с вами с другого. Мы начнем с понимания, анализа формы сначала без макетов. Вы можете сначала их создать и иногда посматривать на них при рисовании, но главное сейчас- научиться анализировать, логически мыслить, вся ваша работа сейчас заключается в том, что- бы думая, без натуры, научиться передавать форму этих основных фигур. Изначально ведь работа проходит в голове, а не перед глазами. Верно?

Вторая часть- будем рисовать с натуры, но так- же, как и в первом случае, не цепляемся к натуре сильно, а в первую очередь думаем и анализируем сами, и теперь уже проверяем себя с тем, что нам показывает натура.

Итак, первая часть. Можно рисовать на формате А3. Берем ватман, карандаш и рисуем фигуру, также не плохо использовать знания перспективы при построении ее. А потом начинаете "ложить" штрих по форме, вылепливая объем фигуры при помощи своего ума и карандаша.

Мы уже знаем, что светотень распределяется по форме предмета, создавая тональные градации, или зоны. Пока возьмем три основные- свет, полутень и тень. Ограничиваемся только фигурами, не используя все пространство.

Давайте нарисуем куб. Избегаем ошибок. У меня на рисунке слева сильно передана перспектива, чересчур, так не делайте. Здесь достаточно совсем немного передать ее, слегка исказив форму. Посмотрите на рисунок справа. Видите разницу между передней стенкой и задней? Этого достаточно. Не такие у нас большие размеры используются, что- бы мы из малых форм превращали архитектуру.

Поговорим о светопередаче. Свет, тень и полутень показаны.

Но не забудьте о золотом правиле- свет удаляясь по форме предмета темнеет, тень- светлеет. Смотрите: свет, удаляясь в перспективу слегка теряет свою яркость, добавьте туда немного штриховочки. А теперь полутень и тень, та- же картина, но в обратном порядке. Тень удаляясь слабеет, слегка светлеет. Но все равно, общий тон тени никогда не будет светлее общего тона света, и полутень тоже не вырывается из своих тоновых границ. Все на своем месте.

Смотрим еще: как мы проводили обучение с первого нашего урока, см. основы рисунка, о том не забываем и сейчас. Ближние к нам углы и грани выделяем, делаем на них акценты. Ближняя грань и углы у меня акцентированы, чем и берут основное внимание на себя, все остальное плавно уходит в пространство. Но сильно здесь это пространство не нужно передавать, так как расстояния у нас, в принципе, маленькие.

Замечание: как определить общий тон- прищурьте немного глаза. Резкость убавится и вы сможете увидеть все в общем. И еще не надо смотреть на работу "влоб", почаще отдаляйте ее от себя, рассеивайте зрение, не цепляйтесь за детали.

И дальше остальные фигуры. Эти фигуры, в общем, у нас достаточно обтекаемы, заокруглены, так- что замечаем следующее:

Допустим, первым в ряду стоит шар. Акцентом на нем здесь является тень и наиболее сильна она будет в том месте, где шар приближен к нам более всего. По краям у меня акцентов нет, так как там форма ушла в пространство- учитывайте этот момент при рисовании обтекаемой формы.

Так- же дело обстоит и с цилиндром и конусом. Там, где форма начинает заворачиваться и уходит в пространство- акцент делать не стоит. Но где и нужно акцентировать форму, то там, где идет излом формы и там, где это будет ближе всего к нашим глазам.

Обратите внимание на конус- нижняя часть его к нам приближена больше, чем верхушка. Значит, нижняя часть его будет передана сильнее, а поднимаясь к верху слабее- смотрите на тень, внизу она сильнее, в то время как поднимаясь вверх она теряет свою активность. Не делайте ее одинаковой тональности по всей высоте. Величины эти здесь не огромны, но все равно существуют, иначе условное пространство правильно не передать.

Останавливаю ваше внимание на штриховке. Это что- ни- на- есть стопроцентный штрих, который ложится по форме. Несмотря на то, что он несколько однообразен и скучноват, но очень полезен в плане обучения. Он учит дисциплинированности, концентрации внимания, учит делать ровные линии и просто чистоте исполнения. Рекомендую выполнить эту работу с применением именно этого штриха, просто старайтесь "вылепливать" форму геометрической фигуры, прочувствуйте руками и глазами весь ее объем и как ее форма "живет" в пространстве. Написано странно, но стараюсь как можно сочнее передать вам всю прелесть этого упражнения. А о штрихах, которые должны ложиться по форме предмета и какие ими не являются мы с вами дальше еще поговорим.

И непереживайте, если что- то не будет получаться. Никто не застрахован от ошибок, а их может быть много и идеального на свете не существует ничего. Но у каждого из нас есть возможность попробовать еще раз, дабы сделать еще лучше.

Как нарисовать геометрические фигуры

Как нарисовать геометрические фигуры- теперь попробуем нарисовать геометрические фигуры с окружением. Окутаем их воздухом, нарисуем в пространстве. Берем основные:

Первым у нас пусть пойдет цилиндр. Ставим цилиндр на предметную плоскость- стол, освещение ставим так, что- бы тень от фигуры падала красиво на предметную плоскость, не была ни сильно растянутой, ни маленькой- была гармоничной и подчеркивала объем фигуры.

Натяните бумагу на планшет, чтобы создать чистый рисунок. Берите планшет размером 30-40, для такой работы вполне достаточно.

Теперь нам нужно закомпоновать наш цилиндр в плоскости листа, найдите его гармоничное место в пространстве листа, учитывая и тени, обязательно. Используйте для поиска пропорций глазомер, подкрепляйте его ощущениями линейной перспективы.

Обязательно передайте предметную плоскость. Фигура у нас не "плавает" в пространстве, она находится на предметной плоскости!

При построении фигуры обязательно показывайте и невидимые грани, показывайте как строите- линии построения. Это нужно более вам, чем зрителю. Расставляйте акценты там, где это нужно, показывайте пересечение плоскостей. Не забывайте о перспективе. Если вы заметили, то нижняя плоскость цилиндра нам видна больше, чем верхняя, оно и правильно, так как линия горизонта (по крайней мере у меня, у вас может быть по- другому), дает такой обзор.

Посмотрите как строится тень- ее можно правильно передать, используя линии построений. Образно: от источника света идут лучи, которые разделяются на два вида, одни- освещают фигуру, останавливаются на ней, потому за фигурой дальше света не будет. А лучи света, которые не попадают на фигуру идут дальше, освещая все на своем пути. И эту границу мы с вами можем показать. И еще: тень, удаляясь от фигуры, будет иметь тенденцию к некоторому увеличению, это напоминает обратную перспективу. Понимаете почему? Если направить лучи наоборот, то линии построения тени сойдутся в одной точке- точке, из которой идет свет.

Вот примерно так у вас должно получиться. Дальше в принципе натура нам уже и не нужна, так как все можно проанализировать самостоятельно. Включить аналитическое мышление и логически рассуждать. Но, все- же, давайте разбирать дальше: По фигуре видно, что свет падает со стороны и сверху. Значит, верхняя плоскость цилиндра у нас будет освещена более всего, и свет так- же будет падать на предметную плоскость, так как она тоже как и плоскость цилиндра- горизонтальна. Вертикальные плоскости- стена и обрыв предметной плоскости, а так- же, сам объем цилиндра будут получать меньше освещения, так как падающего основного света они не получают.

Дальше: предметную плоскость мы черной не делаем- угол предметной плоскости получает в данном случае достаточно света, что- бы тень не была здесь самой активной. Но выделить ее- предметную плоскость все- таки нужно. Это достигается за счет выделения угла предметной плоскости.

Дальше: наша предметная плоскость получает основной свет, но нам нужно показать, что она горизонтально расположена. И мы знаем, что удаляясь свет гаснет, слабеет. Вот чем дальше от нас предметная плоскость будет уходить, тем слабее ее свет будет- ложим штрих таким образом.

Теперь надо разобраться с той частью цилиндра, что будет находиться в тени. Цилиндр у нас расположен вертикально к предметной плоскости, значит основной свет будет падать на горизонтальную его верхнюю плоскость. Все остальное- в тени, за исключением того участка, где свет скользит по форме, так как свет падает не точно сверху, а немного со стороны- этот участок у меня выделен самым светлым на вертикальной плоскости его. Общая- же тень цилиндра активнее стены, так как цилиндр имеет активную собственную тень и сам к нам ближе, хоть стена также расположена вертикально.

Стена- же будет темнее предметной плоскости, потому как она вертикальна- значит света здесь будет меньше, и потому, что она будет находиться дальше всего, будет на заднем плане. Ложим штрих таким образом.

Падающая тень фигуры будет самой активной, но она так- же лежит на предметной плоскости, а потому- удаляясь на ней будет немного становиться слабее.

Ну и осталось расставить акценты там, где это необходимо- изломы форм, которые будут к нам располагаться ближе- будут акцентированы.

Если по началу рука не слушается, трудно держать карандаш и трудно ложить штрих по форме, да и четко определить саму форму штрихом трудно, то есть возможность поработать так, как показано на рисунке слева.

Легонько намечаете изломы формы. То- есть: допустим, вы в курсе, как распределяется свет по форме предмета. Вы знаете, что этих зон пять: блик, свет, полутень, тень и рефлекс. Это все точно, но условно. Что- бы передать более качественно объем фигуры, вы можете намечать сколько угодно изломов, и чем их будет больше, тем объем фигуры будет показан мягче. Зрительно разделяете фигуру на эти зоны и ложите обычный прямой штришок, но так, что- бы вылепить объем- используете частоту стежка- штриха или силу нажима карандаша.

Здесь прошу вас не путать два понятия: как распределяется свет по форме предмета и как ложится штрих по форме предмета. В первом случае у нас- 5 зон, во втором- можем намечать столько зон, изломов формы, сколько вам будет нужно. Но не черните, все вспомагательные линии должны быть малозаметными.

Замечание: если вы могли заметить, посмотрев на этот рисунок, то увидели, что с более освещенной стороны конуса стена на заднем плане темнее, а с другой, менее освещенной стороны конуса- стена светлее. Дело в том, что стена одинакова и там и там, но так уж видит наш глаз. Для остроты ощущения действительности, для наилучшего акцента света и тени, для гармоничного осязания нашим глазом рисунка, да и в конце концов, давайте сделаем нашему глазу приятное! Пусть он видит в рисунке то, что видит в натуре. Это только легкий нюанс, который только обогатит наш рисунок, можно ненавязчиво передать.

Дополнение: смотрите как строится тень у конуса.

Дальше давайте сделаем рисунок шара. Построение вы можете увидеть слева. Заметьте, как строится тень фигуры. С падающей мы уже разобрались, вроде: определяем с помощью глазомера и подкрепляем знаниями перспективы. Не забывайте, что тень падает на предметную плоскость- это нужно передать и понимать.

А вот как дела обстоят с собственной тенью? Интересно, что если провести линии от точки освещения до центра шара, через который проходит диаметр, который образует круг тени, то этот диаметр будет перпендикулярен линии, проведенной до точки освещения. Если это понять, то и как ложить штрих по форме шара, дабы показать собственную тень- совсем не сложно.

Теперь мне что- то стало скучновато рисовать в одной манере и захотелось поэкспериментировать. Посмотрите на работу справа. Как вы думаете, она выполнена штриховкой? Не похоже. Она выполнена тональным пятном с использованием карандашей различой степени мягкости. Если вы возьмете карандаши с цельным грифелем, без деревянной оправы, и будете просто набирать тон на бумаге, а не штриховать, то у вас тоже получится такой вот рисунок.

А что еще, кроме техники исполнения у нас не так? Свет наместе, тени тоже, значит- все в порядке.

Но все- же рассмотрим детальнее. Самый яркий свет у нас будет на освещенной стороне шара, на плоскости он будет не таким активным и будет слабеть с удалением от нас. Самая темная тень будет падающая, на изломе предметной плоскости будет света немного больше, но тем не менее, акцентируем эту область.

Посмотрите на собственную тень шара- я ставлю акцент на той области его, которая будет ближе к нам, и заворачиваясь по форме, тень будет терять активность. Помните: шар- форма обтекаемая. Стена в полутени, притом на заднем плане- вот пусть там ненавязчиво и остается. Единственное- она будет "играть" с объемом шара. Со стороны света стена будет казаться несколько темнее, со стороны тени- светлее. Давайте и здесь сделаем нашему глазу приятное;)

Как научиться ложить штрих по форме предмета. Штриховка

Вот тут мы плавно подошли к тому, о чем уже говорили в самом начале этой страницы. Как ложится штрих по форме предмета и какой штрих таковым не является. Дело в том, что у каждого рисовальщика, в процессе работы или учебы вырабатывается свой определенный стиль штриха. Конечно, есть каноны, у различных исторических времен свои собственные каноны рисования и штриха, но совсем не обязательно им придерживаться. По желанию. Я считаю, если с помощью штриха можно передать объем фигуры и само пространство в листе, то абсолютно все равно, что с себя представляет этот штрих. Главное, что- бы было грамотно все сделано и красиво. По простому- не делайте соломы, учитесь рисовать красиво. К штриху это так- же относится. На этой странице мы учились делать штрих, продолжим еще немного.

Вот например вот так, как я рисую кубик, который у нас еще остался не нарисован.

1. Определяем место фигуры в листе

2. Располагаем фигуру на предметной плоскости и находим его конструкцию и его тень, не забывая учитывать перспективу

3. Определяем место света и тени- ложим легкий штрих. Это дает нам возможность сразу определиться с распределением света и тени в нашем рисунке, разделить их

4. Ну а дальше "лепим" форму куба штрихом, не забывая о передаче протаранства в листе.

Если вы посмотрите на штрих, которым выполнена работа, то он достаточно необычен, верно? На уроках рисунка к такому штриху лучше не прибегать, не пугайте учителей, у них не такие современные прогрессивные взгляды, как у вас. Но в своих творческих работах такой штрих применять можно, почему бы и нет? Ведь рисунок сделан по всем законам. Передано пространство в листе, показана форма предмета, переданы основные тональные соотношения в нашем рисунке. Но к этому еще мы добавили штрих, который делает работу интересной и воздушной. Ну а дальше опять, разбираем рисунок, анализируем:

Давайте пройдемся по основным тональным отношениям, для начала по теням: самая темная тень- падающая, дальше идет собственная тень куба. Излом предметной плоскости занимает третье место, ее мы выделяем, но не черним, так как там достаточно света. И четвертая- стена, на которую тоже попадает свет, можно сказать, что стена находится в полутени, но дальше всего. Смотрите как играет полутень стены с формой куба: со стороны освещенной части куба стена темнее, со стороны тени- светлеет. Эти градации могут быть очень невелеки, но они присутствуют.

Дальше анализируем свет: самая светлая и освещенная часть будет верхняя плоскость куба, вторая по светлоте- предметная плоскость, которая находится перед нами горизонтально и уходя в пространство- теряет свет.

На изломах форм делаем акценты. Ближние грани куба и углы выделяем, это поможет вытащить его из пространства наперед.

И не забываем- свет удаляясь темнеет, гаснет, тень удаляясь теряет свою активность и несколько светлеет, но учитываем золотое правило: самый темный полутон на свету светлее самого светлого полутона в тени.

На последок: если вы решите поэкспериментировать со штриховкой. Так как и варьируется тональность свето- тени, которую мы передаем в пространстве листа, так и штрих может изменять форму- поиграйте с размером штриха. Стена выполнена штрихом среднего стежка, довольно статичная. Куб выполнен мелким и активным штришком, придающим кубу динамику. А предметная плоскость выполнена длинными стежками, довольно тривиальными и малоинтересными. Так что, даже штрих помогает выявить в картине главное действующее лицо- куб, который выполнен наиболее динамичным штрихом, притягивающим внимание, на мой взгляд. А как вам кажется?

Попробуйде сделать что- то свое, поэкспериментируйте, тогда самая простая работа будет выполняться с удовольствием, большим вниманием и огромным интересом. А когда вы сидите, выполняете работу, например- стараетесь ровно положить штрих по форме, да еще у вас и получается, и при этом начинаете замечать, что от концентрации вашего внимания замирает дыхание, вот в эти самые минуты и ощущаешь всю предесть рисунка и получаешь несказанное удовольствие.

paintmaster.ru

Основы рисования. Как разобраться с объемом и тенями фигурок? — Ant.Karlov

В любой художественной школе или на художественных курсах первым делом учат рисовать скучные примитивы: шар, куб, конус и цилиндр. Когда я был маленький и ходил в художку, подобные занятия меня утомляли своей нудностью. Прямые линии, точные пропорции и бесконечное штрихованние рисунка карандашами разной мягкостью. В этом деле не было ни какой игры фантазии и буйства красок. Тогда я еще не понимал, что это один из первых и важных шагов к тому, чтобы чувствовать объем и научиться его правильно изображать.

Практически одновременно с примитивами рисуются натюрморты — их рисование помогает чувствовать фигуры с непростыми формами и дает возможность овладеть опытом использования красок, карандашей или мелков. Лично я никогда от натюрмортов не тащился, по мне это не на много веселее, чем рисовать примитивы. А уж от чужих работ в стиле натюрморт мне вообще спать хочется. Впрочем бывают исключения в виде необычной техники исполнения :)

Пример натюрморта в необычной технике исполнения. Автор: Смертина Наталия

Но реальность как правило такова, что научиться рисовать хочется здесь и сейчас, не тратя на это долгие годы — насколько это реально зависит от каждого индивидуально. Некоторые смотрят на чужие работы. Они им нравятся, и они хотят научиться так же рисовать. Но когда пробуют и первые результаты их не устраивают, они тут же бросают это дело со словами: «У меня никогда так же не получится...». Тут важно понять, что с первого раза мало у кого получается. Важно помнить, все дело в желании и стремлении ;) Пока мы учились кататься на велосипеде, мы не раз с него падали и ставили себе синяки. Когда учились управлять машиной, мы не раз глохли на светофорах и перед пешеходными переходами. А в итоге, кто учился и хотел научится, тот научился и сейчас наслаждается результатами. С рисованием все тоже самое.

В наш век технологий научится рисовать, как и научиться многому другому — намного проще, чем это было раньше. По крайней мере я так считаю. Компьютеры упрощают процесс создания картинки и дают возможность использовать различные эффекты и инструменты в своих работах. А Интернет помогает подглядывать за вещами, которые вы не можете продумать детально в своем воображении, но предполагаете как они должны выглядеть и как они называются ;) К тому же, сидя дома перед монитором, можно зарядиться энтузиазмом, насмотревшись на работы профессиональных художников. И в исключительных случаях даже увидеть процесс их создания.

Объем

Если вы чувствуете, что у вас проблемы с чувством объема, то я советую начать все же с примитивов. Скорее всего это будет скучно, но унывать не стоит - это прочная основа для будущего.

Объекты становятся объемными, когда появляется источник света. Чтобы любой объект получился объемным, необходимо разместить источник света на сцене и постоянно помнить о его место положении, рисуя детали. Всегда должен присутствовать как минимум один основной источник света, который влияет на все элементы рисунка. Но могут быть и дополнительные источники, например: свеча, факел, фары от машины или вспышка от взрыва.

Пример картинки с одним источником света.

Пример картинки с двумя источниками света.

Как видно, на картинке те части объектов, что ближе к источнику света, имеют более светлые цвета, а что дальше от света — имеют более темные оттенки.

Если вы не можете представить правильно — где находится свет и где должны быть затенения, то рекомендую порисовать с натуры — это не сложно. Берем любой не прозрачный предмет, который имеет простую форму. Ставим его на стол или табурет и рядом устанавливаем настольную лампу. А потом, посматривая на этот объект, пытаемся изобразить его на бумаге или сразу на компьютере. Цель данной тренировки не столько в том, чтобы изобразить предмет так как он выглядит в реальной жизни, сколько разобраться с пониманием того, где находится свет и как предмет затеняется.

Тени

Зная, где находится источник света, построить тень на предмете не сложно, если он простой формы.

Пример построения тени.

Двигая источник света, мы можем легко посчитать куда должна падать тень от объекта. 

Но это все теория. В работе художники не строят направляющих и не высчитывают тени таким образом, если конечно не требуется сверх точности в работе, ведь на это нужна масса времени. Обычно такого плана задачи художники рисуют на глаз. Уверяю, если повозится 2-3 вечера с направляющими и рисовать по ним тени, то через это время вы будете еще не идеально, но уже примерно представлять куда должна падать тень :) В целом, если правильность теней принципиальна, то можно рисовать их на глаз, а потом быстро проверять  при помощи направляющих, начертив 2-3 линии.

В играх правильные тени не используются, если игровой мир состоит как мозаика из различных кусочков (3D в расчет не берем, там тени рассчитываются компьютером динамически). Их очень сложно рисовать и программировать, поэтому чаще используют под персонажами или другими объектами полу-прозрачные кружочки или другие интересные приемы. Чаще всего статичные объекты в играх не отбрасывают тени сами на себя и на другие объекты.

Объем сложных объектов

Если научится рисовать простые примитивы объемными с «закрытыми глазами», то сложные предметы рисовать уже не будет так страшно. Ведь вся хитрость в том, что предметы любой сложности состоят из простейших примитивов, и чтобы сложный предмет изобразить объемным, достаточно только представлять отдельные его детали в виде обычных примитивов и дело пойдет как надо :)

Признаюсь, в данном примере с затенениями есть серьезные проблемы, но общая мысль я думаю понятна :)

Советы

Со временем я выяснил несколько важных моментов, которых стоит придерживаться, чтобы получать хорошие результаты:

  1. Те предметы, что светлее — визуально выглядят ближе к зрителю, нежели те, которые имеют более темные оттенки. Например, если мы рисуем домики или деревья в изометрии, то крыши домиков и макушки деревьев должны быть светлее, чем стены домов или нижние ветви деревьев. Если для крыши домика или для листвы деревьев использовать одинаковые цвета для верхних и нижних частей, то дома и деревья будут казаться плоскими, а не такими объемными, как мы бы хотели их видеть.
  2. Важные игровые объекты стоит делать ярче или как-то выделять на фоне остальных объектов. Чаще всего используется дополнительная обводка контура или более насыщенные цвета. При этом объекты заднего плана не должны использовать контрастную обводку и цвета должны быть более приглушенными.
  3. Не используйте в качестве цвета холста белый цвет — это очень контрастный фон. Рисуя предметы на таком фоне можно прогадать с цветами. И когда объекты будут готовы, помещая их в игровой мир вы можете обнаружить, что они не соответствуют цветовой гамме, или выглядят не так удачно, как хотелось бы. Используйте в качестве фона нейтральный цвет общей цветовой гаммы игрового мира.
  4. Рекомендую регулярно просматривать работы хороших художников, рисующих в том стиле, в котором бы вы хотели научиться рисовать. Обращайте внимания на различные детали и пробуйте вглядываться в рисунки, разглядывая отдельные элементы. И представляйте как их можно изобразить — это поможет развить зрительное мышление. Так же не стесняйтесь повторять некоторые элементы со своими идеями — это полезно для тренировки руки и фантазии. В любом случае, если вы не будете стараться сделать себя клоном определенного художника и будете рисовать все равно чуть-чуть по своему, то у вас получится свой уникальный стиль.
  5. У меня самого пока не всегда получается идеально подбирать цвета и полутона. На это порой уходит очень много времени. Когда я в течении долгого времени не могу ничего решить с цветом и уже начинаю тупить, я смотрю на цвета в чужих работах и порой мне это очень помогает решить проблему. В итоге цвета не являются «стыренными», как некоторые могут подумать, потому что они все равно сразу или чуть позже корректируются под общую цветовую гамму. Для этих целей я постепенно собираю коллекцию скриншотов понравившейся мне графики из разных игр и арты :)
  6. Чем чаще вы рисуете, тем больше опыта получаете.  А чем больше опыта, тем картинки получаются лучше. В общем рисуйте как можно чаще ;)
  7. Часто бывает так, что вроде все хорошо нарисовано и всем нравится, а вам категорически не нравится — не переживайте, такое бывает :) Попробуйте нарисовать еще раз, но немного иначе. Или вовсе отложить картинку на 1-2 дня, а потом попробуйте снова.

Полезные ссылки по теме

Как бы я не хотел рассказать про все секреты рисования, но за раз этого никак не сделать. К тому же эта тема сама по себе очень интересная и объемная, и не сложно догадаться, что по рисованию существует немало уроков и профильных блогов, ссылками на которые я с радостью делюсь:

  • www.drawmanga.ru - Очень интересный сайт на тему «Как рисовать Мангу»
  • www.risovat.ru - Блог «Уроки рисования или как научиться рисовать»
  • www.artlesson.ru - Сайт с уроками по использованию различных графических редакторов.
  • draw.demiart.ru - Подборка уроков по рисованию.

Индикаторы: Уроки, ГрафикаПостоянная ссылка

 

Чтобы видеть комментарии, включите JavaScript в настройках браузера.

 

www.ant-karlov.ru