Харе Кришна — великая мантра обращения к богу. Харе кришна что это такое


Харе Кришна мантра - это... Что такое Харе Кришна мантра?

Харе Кришна мантра (санскр. हरे कृष्ण मन्त्र), которую также называют маха-мантра («великая мантра») — ведическая мантра из 16-ти слов, получившая широкую известность за пределами Индии благодаря индуистской вайшнавской религиозной организации «Международное общество сознания Кришны», которая представляет традицию гаудия-вайшнавизма и последователи которой известны как кришнаиты.

Харе Кришна мантра известна во многих традициях индуизма, где считается что её слушание, повторение или воспевание возвышает сознание практикующего на духовный уровень.[1] В согласии с кришнаитским богословием, это возвышенное сознание в конце концов приобретает форму чистой любви к Богу (Кришне).[2]

Харе Кришна мантра упоминается в Упанишадах, являющихся частью Вед, что рассматривается как доказательство того, что практика повторения мантры Харе Кришна, как и другие практики индуизма, уходит своими корнями в ведическое прошлое,[3] и в частности восходит к бхагаватизму — древней монотеистической традиции поклонения Кришне.[3]

Значение и способы повторения

Мантра «Харе Кришна» состоит из имён Бога на санскрите в звательном падеже: Харе, Кришна и Рама:

हरे कृष्ण हरे कृष्ण Харе Кришна Харе Кришна
कृष्ण कृष्ण हरे हरे Кришна Кришна Харе Харе
हरे रम हरे रम Харе Рама Харе Рама
रम रम हरे हरे Рама Рама Харе Харе

Считается, что обращаясь к именам Бога, из которых состоит мантра, человек входит в контакт с Богом во всей Его полноте. Согласно кришнаитскому богословию, в имени Кришна присутствует сам Кришна со всеми его атрибутами, в имени Рама — все аватары, в имени Хара (которое представляет собой звательный падеж одного из имён Радхи) — все шакти.

Бхактиведанта Свами Прабхупада объясняет, что Харе — это обращение к энергии преданного служения Богу, а Кришна и Рама являются именами Бога, которые соответственно переводятся как «Всепривлекающий» и «Всерадующий».[4] Таким образом, маха-мантра означает: «О Всепривлекающий, о Всерадующий Господь, о духовная энергия Господа! Прошу, позволь мне преданно служить Тебе».

«Рама» в мантре может относиться к Раме — одному из воплощений Вишну или Кришны, или к Балараме — воплощению и брату Кришны в его земных играх.[5] Согласно вайшнавскому богословию, между Рамой и Баларамой нет разницы.[1] Рама — это также и другое имя Кришны — Радха-рамана, которое означает «возлюбленный Радхи».[6]

В вайшнавизме, Рама и Кришна являются седьмой и восьмой аватарой Вишну.[7] В «Вишну-сахасранаме» «Рама» и «Кришна» числятся как имена Вишну.[7]

Слово «харе» представляет собой звательный падеж от Хара — одного из имён Радхи — вечной возлюбленной Кришны, которая в традициях кришнаизма рассматривается как женская ипостась Бога, как Его энергия наслаждения.[8] Хари — это также одно из имён Вишну, которое означает «тот кто устраняет иллюзию».

Мантру «Харе Кришна» можно повторять внутренне в уме, шёпотом для себя (джапа) или громко воспевать (киртана). Бхактиведанта Свами Прабхупада говорит об этом следующее:

Сознание Кришны не является чем-то искусственно навязанным уму. Это сознание — изначальная, естественная энергия живого существа. Когда мы слушаем трансцендентный звук мантры Харе Кришна, это сознание возрождается. Этот простейший метод медитации рекомендован для нынешнего века. Можно убедиться на практике, что повторение этой маха-мантры позволяет сразу же ощутить духовное блаженство, приходящее непосредственно из духовной сферы. Повторение мантры Харе Кришна происходит на духовном уровне, следовательно эта звуковая вибрация выходит за рамки всех низших уровней сознания: чувственного, умственного и интеллектуального. Поэтому каждый может принять участие в пении и повторении мантры, и для этого не требуется обладать никакими особыми качествами.[9]

История

Харе Кришна мантра в Ведах и Пуранах

Мантра «Харе Кришна» упоминается в «Кали-сантарана-упанишаде», которая является частью «Яджур-веды». В этой Упанишаде, Нарада получает наставления от Брахмы:[10]

Когда Нарада спросил, что за «имена Нараяны» Брахма имеет ввиду, Брахма ответил:

Харе Кришна Харе Кришна, Кришна Кришна Харе Харе, Харе Рама Харе Рама, Рама Рама Харе Харе; эти шестнадцать имён способны разрушить всё неблагоприятное воздействие века Кали. Во всех Ведах не существует более возвышенной духовной практики, чем повторение этих имён.

Практика повторения Харе Кришна мантры рекомендуется в Пуранах, Панчаратре и в различной вайшнавской литературе.[11]

«Падма-пурана», Сварга-кханда 50.6:

Тот кто поклоняется Богу всех богов Шри Хари и повторяет Его святые имена маха-мантру, освобождается от самых страшных грехов, которые только можно совершить.

«Агни-пурана»:

Харе Кришна Харе Кришна, Кришна Кришна Харе Харе: Любой кто повторяет эту мантру, даже невнимательно, достигнет высшего совершенства жизни. В этом нет никаких сомнений.

«Ананта-самхита»:

Эта мантра, состоящая из шестнадцати слов и тридцати-двух слогов, является великой мантрой этого века Кали, с помощью которой все живые существа могут получить освобождение. Никогда не нужно прекращать повторение этой маха-мантры.
Об этой божественной, духовной маха-мантре, которая освобождает от материального существования, Господь Брахма, изначальный гуру, сказал: «шрути объявили эту мантру самым лучшим способом освобождения в этот век Кали». Услышав это от Брахмы, все его сыновья и ученики, начиная с Нарады, приняли Харе Кришна маха-мантру и повторяя её достигли совершенства.

Чайтанья Махапрабху и Бхактиведанта Свами Прабхупада

Мантра «Харе Кришна» получила широкое распространение в Индии в начале XVI века благодаря Чайтанье Махапрабху, который в это время начал осуществлять свою миссию распространения публичного воспевания Харе Кришна мантры (санкиртаны) в каждом городе и деревне мира. С целью проповеди Чайтанья путешествовал по всей Индии, в особенности по Бенгалии и Ориссе.[12]

В 1960-х годах престарелый вайшнавский монах по имени Бхактиведанта Свами Прабхупада, по указанию своего гуру, Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура начал проповедовать учение Чайтаньи Махапрабху за пределами Индии, в одиночку взяв на себя ответственность за его распространение по всему миру. Начав с основания Международного общества сознания Кришны в Нью-Йорке, он, за последние одиннадцать лет своей жизни, объехал вокруг света четырнадцать раз и сделал мантру «Харе Кришна» известной по всему миру.[13]

См. также

Примечания

  1. ↑ 1 2 Шримад-Бхагаватам 3.14.32 Ведический гимн — Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе — можно повторять и тихо, и громко, поэтому его называют маха-мантрой, или великой песнью.
  2. ↑ Sri Caitanya Caritamrita Madhya 20.340
  3. ↑ 1 2 R D Ranade Mysticism in Maharashtra: Indian Mysticism,p.3: «Васудевизм вовсе не был новой религией, как иногда утверждается. Просто был сделан новый упор на определённые древние верования, которые пришли с ведических времён.»
  4. ↑ Krishna.com article «The word Harā is a form of addressing the energy of the Lord, and the words Krishna and Rama (which mean „the highest pleasure eternal“) are forms of addressing the Lord Himself.» — A.C. Bhaktivedanta Swami Prabhupada.
  5. ↑ Шри Чайтанья-чаритамрита Ади-лила 5.132
  6. ↑ Gaudiya.com «Rama is another name for Krishna, meaning the one who brings delight to Radha»
  7. ↑ 1 2 Vishnu with his 10 incarnations
  8. ↑ Meditations on the Hare Krishna Mahamantra «Она крадёт ум Кришны и является воплощением его божественной энергии радости — поэтому Шри Радху называют Харой. Харе является звательным падежом этого имени».
  9. ↑ «Наука Самоосознания» Повторение мантры Харе Кришна
  10. ↑ (in the translation of K. N. Aiyar)
  11. ↑ References to the Maha Mantra
  12. ↑ gaudiya.com
  13. ↑ Biography of Srila Prabhupada

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Что делать если близкий человек (друг, родственник) попал в секту кришнаитов? - Самбандха

Ваш друг или близкий человек увлекся движением Харе Кришна, это немного пугает и настораживает вас? Вы хотите знать, что ждать от него в будущем, чем опасно это увлечение и чем оно может закончится? Вы хотите получить ответы на все эти вопросы, но не знаете к кому обратиться? Ваш друг или близкий описывает все слишком идеально и порою кажется, будто он помешался разумом или одурманен? Можно ли в таком случае рассчитывать на объективность суждения с его стороны? Также есть много представителей других учений, которые готовы с пеной у рта доказывать, что их вера или мнение лучше, чем все остальные вместе взятые. Но и их суждения в этом вопросе будут иметь известные искажения. Поэтому в этой статье мы постараемся нарисовать вам  объективную картину того положения, в которое попадает человек, увлекающийся движением Харе Кришна, а вы сможете лучше понять как правильно вести себя в этой ситуации.

Однако для начала нужно дать небольшое введение о том, что такое «секта Харе Кришна», и почему о ней раньше никто ничего на знал.

Суть движения Харе Кришна

Истинный смысл движения Харе Кришна заключается в эффективном процессе развития конечной цели всех известных религий, — пробудить в себе глубокую привязанность и любовь к Богу через развитие личностных отношений с Ним. Этот момент является ключевым, поскольку не все знакомые вам на сегодня религии и философии подробно разрабатывают практику поклонения и служения именно ЛИЧНОСТНОЙ форме Бога. В этом отношении учение вайшнавов (кришнаитов) является уникальным и самым сокровенным. Возможно также это одна из причин, по которой ваш близкий человек или друг и привлекся ею.

Авторитетность движения Харе Кришна

Сегодня можно встретить мнение, что секта Харе Кришна возникла всего лишь несколько десятилетий назад и является неавторитетной и несерьезной. На самом деле это суждения не очень компетентных в этом вопросе людей.

Начало самому движению Харе Кришна было положено более 500 лет назад в западной Индии, однако это касается в большей степени лишь особого проповеднического аспекта данного движения, которое заключается в повсеместном вовлечении всех людей к слушанию и воспеванию Святых Имен Бога. Начало этого положил Шри Чайтанья Махапрабху, известный индийский проповедник, которого вайшнавы считают редчайшим воплощением Бога на Земле, которое приходит 1 раз за почти 8.6 миллиардов лет. Однако несмотря на это, суть и философия последователей Шри Чайтаньи имеет историю более глубокую и древнюю, и передается эта суть от поколения к поколению многие тысячи и миллионы лет по цепи учителей. В былые времена эта традиция была не так широко известна, поскольку она сама по себе несет в себе очень сокровенную информацию, однако с приходом Шри Чайтаньи положение начало меняться и уже в конце 19 века суть учения Шри Чайтаньи впервые была опубликована на Западе. В начале 20 века это движение активно распространяется по всей Индии, а в середине 20 века, по милости великого проповедника А.Ч. Бхактиведанты Свами оно полностью распространяется сначала в США, а затем и во всем мире. Именно этот этап широкого распространения учения Чайтаньи по всему миру некоторые люди считают временем создания «секты Харе Кришна». Однако в 60-х годах 20 века было создано лишь Международное Общество Сознания Кришны (ISKCON), но многие параллельные организации, несущие в своей сердцевине то же самое учение Чайтаньи существовали до этого времени и существуют и поныне, поэтому говорить о секте можно с очень и очень большой натяжкой. Успех ISKCON заключается в том, что очень многие люди во всем мире с этим учением смогли познакомиться. Во многом это произошло благодаря активной проповеди участников движения, объемной литературе, изданной на английском языке и личности самого А.Ч. Бхактиведанты Свами. Однако в основе ISKCON лежит философия и наставления, разработанные последователями Шри Чайтаньи, а также богатого духовного ведического наследия древней Индии, которое описывается в произведениях, которым тысячи лет.

Харе Кришна и Индуизм

Еще одно популярное заблуждение с которым часто сталкиваются люди, это считать движение Харе Кришна индуизмом или его частью. Это происходит из-за того, что люди, мало знакомые с сутью учения, больше внимания обращают на внешние материальные проявления.

Они видят, что девушки и юноши в этом движении поют индийские песни, одеваются в этнические наряды и украшения, играют на индийских инструментах и готовят индийские угощения. Они используют похожие методы поклонения божествам, которые можно встретить в Индии. Поскольку это движение тесно связано с Индией, а официальная религия Индии — индуизм, значит Харе Кришна — просто разновидность Индуизма.

Однако это грубая ошибка и большое заблуждение. Индуизм Индии является своего рода формой разложения изначальной духовной традиции этого народа, при которой монотеистическая концепция Бога заменяется культом поклонения различным полубогам, что у нас на Руси раньше называли язычеством. Можно сказать, что Индия сейчас находится в похожем состоянии распространения язычества, какое было на территории нашей страны до прихода Христианства. Однако движение Харе Кришна Шри Чайтаньи предусматривает поклонение и почитание одному единому Богу, что роднит это учение с такими известными монотеистическими религиями как Иудаизм, Христанство, Ислам. Кроме того почитание других полубогов наравне в Единым Богом считается в учении кришнаитов одним из основных серьезных оскорблений и препятствий на духовном пути. Поэтому Харе Кришна не имеет никакого отношения к Индуизму. Это не Харе Кришна произошло от индуизма, а индуизм является производным от изначальной религии жителей Индии, которая была основана на философии, лежащей в основе современного движения Харе Кришна.

Харе Кришна и Ведическое общество

Еще одна популярная ошибка даже среди последователей Харе Кришна — это считать, что движение Харе Кришна и ведическое общество понятия тождественные. Несмотря на то, что в основе движения Харе Кришна лежит древнейшее и авторитетное знание Вед, которое является сегодня самым авторитетным источником информации для любой области жизни человека, все же суть учения Чайтаньи находится за пределами Вед.

Почему это так? Потому что оно очень сокровенное и предназначено лишь для избранных людей. Такими избранными людьми являются те немногие души, которых больше привлекают духовные цели, чем материальные эгоистические интересы. Несмотря на свою безупречность, Веды почти не содержат в себе самых сокровенных знаний, предназначенных для избранных людей. Это подтверждается в Шримад Бхагаватам. В 4 главе 1 песни Шримад Бхагаватам Вьяса, составитель Вед говорит:

Я смиренно поклонялся Ведам, духовному учителю и жертвенному алтарю, соблюдая все строгие обеты ученичества. Я придерживался всех правил и показал значение ученической преемственности, составив «Махабхарату», благодаря которой даже женщины, шудры и прочие [друзья дваждырожденных] могут встать на путь религии.  Я чувствую, что мне чего-то недостает, хотя я обладаю всем, что, согласно Ведам, необходимо человеку. Возможно, причина этого кроется в том, что я не выделил преданное служение Господу, которое привлекает и совершенных существ, и непогрешимого Господа.

Составив все Веды, Вьяса не испытал удовлетворения, потому что в них не было должным образом описано самое главное и самое сокровенное знание о преданном любовном служении Богу. Также об этом говорит Джада Бхарата в 5 песни Шримад Бхагаватам:

Проснувшись, мы не придаем своим снам большого значения, ибо понимаем, что сон — это призрак, иллюзия. И точно так же рано или поздно душа осознает призрачность материального счастья, будь оно в этой жизни или в следующей, на этой планете или на высших. Такая душа стремится постичь саму суть истины, и для этого ей уже недостаточно Вед, хотя они и содержат очень много важных наставлений.

Шримад Бхагаватам, 5.11.3

Таким образом истины, заложенные в учении Чайтаньи глубже и сокровеннее всего, что описано в Ведах. Само же по себе Ведическое общество и сама Ведическая культура, хоть и является очень благоприятной для всех людей на все времена, не может даровать им то, что дает движение Харе Кришна.

Самый главный метод Харе Кришна

Самым главным методом, на котором построено движение и миссия Чайтаньи заключается в повсеместном пении святых имен Бога, поскольку считается, что Святое Имя Бога и сам Бог не отличны друг от друга. Повторяя Святое имя Бога, мы тем самым осуществляем контакт нашего сознания с сознанием Бога и начинаем духовно прогрессировать.

Стоит отметить, что проповедуя это учение на Западе А. Ч. Бхактиведанта Свами обращался к людям с предложением повторять любые святые имена Бога, которые им известны. Таким образом он обращал их внимание на то, что движение Харе Кришна заключается в сути его метода, а форма имеет не такое важное значение.

Во всех известных на сегодня крупных религиях присутствуют методы, близкие к методу последователей Харе Кришна — пение и повторение святых имен Бога. В исламе это учение суфиев и их божественные танцы  и песни, у христиан это таинство Иисусовой молитвы. Это доказывает, что принцип и метод, лежащий в основе философии кришнаитов не является чем-то абсолютно новым для мира людей, даже на Западе. Однако обогащенный глубиной и последовательностью духовной философии метод Харе Кришна значительно выигрывает перед всеми остальными направлениями, отчего и обретает всё большую и большую популярность. Однако в этом движении есть и подводные камни…

В чем опасность движения Харе Кришна?

Если говорить об идеальной ситуации с идеальным последователем и идеальной организацией или личностью, которая посвящает последователя в азы и таинства учения о Кришне, то пожалуй единственная опасность, которая может подстерегать такого человека на пути — это потерять навсегда вкус к материальным наслаждениям, что достигается посредством развития у него вкуса к наслаждениям абсолютно иного характера, т.е. к духовным отношениям с Богом.

Однако идеальных случаев у нас в стране найти трудно и почти все сталкиваются с одними и теми же проблемами, которые существовали и будут существовать в рамках любой религиозной организации. Сейчас мы вкратце их обозначим:

1. Фанатизм веры

Все неофиты, новички и последователи любой религии страдают этой болезнью. Она заключается в чрезмерной идеализации всего, что связано с этим учением и пренебрежением другими направлениями религий и их последователями.

Человек попавший в секту Харе Кришна имеет в своем распоряжении дополнительное философское оснащение, позволяющее ему считать всех остальных окружающих людьми низшего сорта, «карми» или материалистами, которых не привлекает божественная природа Кришны, а только свои чувственные наслаждения. Если вы видите такое настроение у человека, знайте что перед вами неофит, который еще только встал на этот путь. Такое умонастроение помогает ему глубже изучать основы учения и не сомневаться в своем выборе. Оно сродни здоровому фанатизму маленького ребенка, который считает своих родителей самыми лучшими в мире. Однако со временем этот фанатизм проходит и сознание человека расширяется.

В действительности же философия Харе Кришна не ставит своей целью каким-либо образом дискриминировать поглощенных кармической деятельностью людей, несмотря даже на то, что сам Господь Капила в 3 песне Шримад Бхагаватам сравнивает таких людей со свиньями.

По высшей воле Господа, на таких людях лежит печать проклятия. Поскольку они отвернулись от нектарных повествований о деяниях Верховной Личности Бога, их сравнивают со свиньями, которые питаются испражнениями. Вместо того чтобы слушать повествования о трансцендентных деяниях Господа, они слушают рассказы о порочной деятельности материалистов.

Шримад Бхагаватам 3.32.19

Однако учение Харе Кришна обязано указать на различие в уровне сознания истинно духовного человека и человека, поглощенного материальным, чтобы указать истинный верный путь для развития. Разбирая различные категории, которые имеют свою хорошо разработанную классификацию, учение о Кришне ставит своей целью передать наиболее полное знание об устройстве жизни общества и мира в целом. Негативные же оценки могут возникать у адепта лишь в силу его психологических и иных качеств. Чем дальше такой человек продвигается на своем пути, тем меньше он заостряет свое внимание на чужих недостатках и сосредотачивается на их достоинствах. Все это подробно описывается в объемной литературе кришнаитов и поэтому истинного последователя это никогда не смутит.

2. Лжегуру и искажения

Как и любая материальная организация, современная организация движения Харе Кришна, особенно в России, имеет свои недостатки. Пожалуй самыми опасными являются те недостатки, которые могут повредить последователям и помешать им совершенствоваться на своем духовном пути. Они как правило касаются тех случаев, когда люди сталкиваются с не самыми лучшими представителями движения Харе Кришна и под их руководствам совершают множество ошибок.

Учение Харе Кришна строится на обязательном духовном общении ученика и духовного учителя, который является для такого человека проводником божественной воли и знания. Однако если не очень хорошо разбираться в священных писаниях вайшнавов, можно неправильно выбрать себе духовного наставника, или же неправильно оценивать его роль в своей жизни и духовном развитии. Все это порождает целый ряд проблем.

В одних случаях недобросовестные личности пользуются невежеством прихожан, чтобы решать свои материальные проблемы, прикрываясь при этом деятельностью во имя служения Кришне. В других случаях некоторые гуру берут себе слишком много учеников, забывая об ответственности прямо контролировать духовное развитие каждого из них, что со временем порождает ситуации, когда ученики остаются без внимания учителя, начинают деградировать, а сам учитель получает реакции за поступки своих учеников. Все это приводит к многочисленным проблемам, которые ухудшают имидж движения в глазах очень многих современников и даже самих последователей.

Однако самая большая опасность возникает там, где в руках отдельных людей сосредотачивается неограниченная власть. Имея ресурсы влияния на региональных представителей, имея ресурсы управления огромными денежными потоками большого числа прихожан, у каждого может возникнуть очень большое искушение использовать все это в личных эгоистических целях. Это может привести к очень серьезным последствиям не только для одного или нескольких человек, но и  всего общества преданных в целом. И самое печальное, что осознать, заметить, разглядеть все эти болезни обычному человеку можно только вооружившись истинным знанием, но если вся верхушка организации целенаправленно искажает передаваемое знание, люди теряют все шансы изобличить обман и пресечь его, они становятся одурманенными обезьянками, которые пляшут под дудку чародея. Когда вооружившись специфическими вайшнавскими терминами так называемые гуру просто спекулируют на темы бхакти, не имея собственной реализации и борясь только за власть и свое положение, это наносит самый огромный вред всему обществу преданных в целом и в конечном счете самой миссии Шри Чайтаньи. Поэтому в такой ситуации ответственность каждого конкретного кришнаита перед изобличением лжи и пониманием истинного знания во много раз возрастает.

Главный критерий того, что вы делаете что-то не так в сознании Кришны: или приняли лжегуру, или имеете искаженные представления и т.п. — состояние вашей глубокой внутренней неудовлетворенности. Если вы все делаете правильно, если вы приняли верного духовного учителя и получили неискаженное знание — вы будете счастливы НА ЛЮБОМ ЭТАПЕ своего развития в Сознании Кришны, кроме того вас всегда будет привлекать Кришна-катха, в частности Шримад Бхагаватам.

Но все же в отличие от всех остальных религий и учений, которые в той же самой мере страдают известными всем проблемами, а также и теми, которые в силу определенных причин «секте» Харе Кришна не знакомы, всё же движение Харе Кришна имеет один важный отличительный аспект — оно располагает удивительной и совершенной литературной базой, основанной на книгах А. Ч. Бхактиведанты Свами и его духовных братьев. Эта литература настолько уникальна, что любой, кто хотя бы раз внимательно изучит эти книги, никогда не станет жертвой обмана и иллюзии, и никогда не попадет в лапы волков, прикрывающихся овечьей шкурой. Поэтому все, что нужно сделать новичку в движении Харе Кришна — никогда не пренебрегать изучением священных писаний вайшнавов.

3. Изменение образа жизни и круга общения

Людям неподготовленным это может показаться своего рода опасностью, когда жизнь их близкого и дорогого человека начинает очень разительно и кардинально меняться. Это может создать некоторые трудности в семье и в общении с близкими, потому что в «секте Харе Кришна» существуют очень строгие ограничения в образе жизни. Последователям нельзя есть мясо, рыбу, яйца, вступать в половые отношения не для зачатия ребенка и до вступления в брак, нельзя употреблять пиво, сигареты, спиртное и наркотики, играть в азартные игры и общаться с людьми привязанными ко всему этому. Однако разумные люди должны понимать, что здесь перечисляются качества людей обладающих очень чистым сознанием по самой своей природе. Живя в условиях материалистичного западного общества, фанатичное следование всем этим нормам, при том, что у самого человека еще сохраняются сильные желания к запрещенным видам деятельности, — является просто лицемерством и глупостью. Истинный же смысл духовного прогресса заключается в том, чтобы постепенно через деятельность в служении Кришне развить свое сознание до такого уровня, при котором отказ от всех упомянутых запрещенных видов деятельности не будет вызывать в человеке боли и страдания.

В идеальной ситуации человеку рекомендуется жить в обществе духовно продвинутых людей, через общение с которыми он может быстрее продвигаться на пути духовного развития, однако в действительности немногие могут себе такое позволить. Поэтому нужно соизмерять свои возможности и условия для гармоничного и постепенного продвижения на этом пути.

Многие жертвуют общением со своими близкими и родными, думая, что отказавшись от своего долга перед родителями или родственниками они быстрее избавятся от плохих привычек. Однако это очередное заблуждение. Избавление от негативных последствий наших прошлых поступков, выраженных также и в нашем нынешнем сознании, и в наших нынешних условиях жизни, происходит не путем отказа от своего долга и обязанностей, соответствующих нашей материальной природе, а через позитивный процесс служения, который можно начинать и практиковать на любом уровне своего материального развития и обусловленности.

 4. Главная проблема современных кришнаитов

Одна из главных проблем современных последователей и интересующихся учением о Кришне — слишком плохое знание священных писаний и обилие различных, ничем не подкрепленных мифов и легенд как о философии, так и о ведическом обществе в целом. Эта проблема порождена нежеланием большинства людей самостоятельно изучать священные писания вайшнавов, а также популярностью в обществе очень нездоровой тенденции считать, что духовное развитие зависит от усилий и напряжений моего духовного учителя, что мне нужно только принять инициацию, как тут же моя карма исчезнет, а я обрету любовь к Богу. Такие суждения порождены невежеством и ленью, нежеланием и неготовностью человека совершать самостоятельные усилия для продвижения на духовном пути, частью которых является как раз изучение книг Шрилы Прабхупады и поддержание в себе искреннего духа ученичества. Из-за всего этого в обществе встречается множество противоречий и искажений, которые в конечном итоге только вредят миссии Шри Чайтаньи Махапрабху и дискредитируют ее в глазах людей думающих и разумных.

Поэтому в большинстве случаев можно дать один универсальный совет всем желающим разобраться с движением Харе Кришна — побольше изучать и читать книги А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, книги Бх.Р. Шридхара Махараджа, книги Шрилы Бхактивинода Тхакура и Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады, а также других выдающихся ачарьев 20 века. В этих книгах дается очень много авторитетной информации об учении Шри Чайтаньи, познакомившись с которой вы сможете представить в своем уме наиболее полную картину о движении Харе Кришна. Всем же остальным последователям движения можно дать совет — серьезнее относиться к процессу духовной практики и во всем полагаться на свои собственные усилия, а не ждать, что кто-то сделает вашу работу по развитию в себе необходимых качеств за вас.

Что ждет искреннего человека на этом пути?

Если мы не будем принимать в расчет все подводные камни, которые могут встретиться на пути человека, который увлекся движением Кришны и желает искренне развить в себе любовь к Богу, то его на этом пути ждут потрясающие блага, которых редко кто может достичь.

Как говорится в Шримад Бхагаватам, в этой жизни нужно стремиться лишь к такой цели, которой невозможно достичь в пределах этой материальной Вселенной. Эта цель — развитие в себе полной любви к Богу. Эта любовь, бескорыстная и ничем не мотивированная, является изначальной природой нашей души, а движение Харе Кришна лишь помогает очень быстро и эффективно ее пробудить.

Постижение своей духовной природы сопровождается новым качеством счастья и блаженства, которые человек никогда не сможет испытать, просто занимаясь материальным чувственным наслаждением. Это счастье настолько сладостно, что соприкоснувшись с ним всего лишь раз, человек уже никогда не сможет забыть это переживание и поэтому все глубже и глубже будет погружаться в процесс духовного любовного служения Богу, который сам по себе активизирует нашу истинную духовную природу.

В священных писаниях вайшнавов говорится, что человек достигший определенных высот на этом пути никогда не лишается их, даже если не смог завершить свой путь до конца в этой жизни или решил сойти с него. Таким образом тот, кто когда-то привлекся учением Кришны, абсолютно ничего не потеряет, а то, что он обретет останется с ним навечно.

Что делать с тем, кто попал в секту?

Просто постарайтесь по возможности позаботиться о том, чтобы близкий вам человек не застрял ни на одном из указанных выше подводных камней движения Харе Кришна. И помните также, что его выбор является проявлением присущей каждому из нас свободы самостоятельно определять свой путь и свою судьбу. Однако если у вашего друга и близкого будет достаточно разума, чтобы не совершить ошибок на этом пути, это принесет ему и вам большую радость.

А теперь серьезно…

Эта статья написана для тех, кто еще не в полной мере понял, какое же сокровище несет в себе движение Сознание Кришны. Называть это движение сектой, равно как и искренних последователей этого движения сектантами — очень большое заблуждение. Однако в наш железный век Кали даже внутри этого движения Сознания Кришны можно встретить псевдо-духовных учителей и псевдо-духовных учеников. Они приходят в это общество не за Кришной, они занимаются в нем материальной деятельностью и используют ресурсы организации Сознания Кришны для своей собственной «духовной карьеры» или для притворного, иллюзорного духовного развития. К сожалению, защитить вас от этих негодяев может только сам Шри Кришна, но делать Он это будет лишь в том случае, если вы искренне желаете духовного развития. Кришна всегда защищает искренние души, поэтому люди действительно ищущие истину никогда не обманутся мошенниками и проходимцами. Если же вас интересует все что угодно, только не Бог, вас обманут в любой религии, и такие понятия как секта или не секта в этом отношении не играют никакой роли.

www.sambandha.ru

Харе Кришна — популярная мантра ежедневной практики

Мантра Харе Кришна или Великая Мантра, как ее еще называют — пожалуй, самый известный в мире священный буддийский текст. Считается, что ее многократное пение очищает ум и карму, а также помогает достичь просветления. Существует несколько ее текстов. В некоторых кришнаитских школах она считается, подобно молитве, очень сильным призывом к Богу.

В статье:

Мантра Кришне

Махамантра, второе название Харе Кришна, посвящается Кришне, одной из божественных форм в индуизме. Кришна был восьмой аватарой Вишну, однако считается самым популярным в индуизме и первым у кришнаитов.

Харе́ Кри́шна (санскр. हरे कृष्ण, Hare Kṛṣṇa IAST) — индуистская мантра на санскрите, которую также называют «махамантра» («великая мантра»).Состоит из 16 слов, которые являются именами Бога на санскрите: Харе, Кришна и Рама.Википедия

Широкое распространение в мире это текст получил благодаря религиозной организации «Международное общество сознания Кришны», которое проповедовало любовь к Кришне в западных странах.

В священном обращении взывается к трем именам бога. Хара — к божественной энергии, а Кришна и Рама — непосредственно к Богу. Сами слова «Кришна» и «Рама» означают самое высокое наслаждение, а «Хара» — верховная божественная энергия наслаждения, помогающая достичь Бога.По сути, сам текст — это зов души к богу в поисках защиты. Он подобен искреннему плачу ребенка, зовущего свою мать.

Основная сила этого священного текста заключается в том, что регулярное прослушивание и пение очищает сердце от негативных эмоций, а самого человека — от дурных привычек и похоти.

Кроме того, Харе Кришна лечит сердечные заболевания, дает омолаживающий эффект, избавляет от наркотической и алкогольной зависимостей.

Также считается, что Харе Кришна мантра исполняет желания. Для этого необходимо подумать о желанном во время ее пения.

Варианты текста и перевод

На санскрите:

हरे कृष्ण हरे कृष्णकृष्ण कृष्ण हरे हरेहरे राम हरे रामराम राम हरे हरे

На русском языке:

Харе Кришна Харе КришнаКришна Кришна Харе ХареХаре Рама Харе РамаРама Рама Харе Харе

Литературный перевод:

О, Всевышний Господь Кришна, О, Всерадующий Господь Рама, наконец, я (душа) проснулась и хочу служить Тебе.

Как правило, большинство мантр начинается и заканчивается звуком ОМ. Именно в такой форме они поются известными исполнителями этих священных текстов.

Правила пения мантры Харе Кришна

Первоначально ежедневная джапа (практика медитативного повторения мантр) для этой мантры состояла из шестидесяти кругов, где один круг джапы — это сто восемь повторений, по числу бусин на четках.

Однако, с ростом популярности, Харе Кришна стала читаться шестнадцать кругов.В среднем, на один круг уходит от шести до девяти минут, в зависимости от скорости чтения. На эту практику уходит два часа. Новичкам разрешается читать по одному —двум кругам. Более продвинутые практики могут читать мантру про себя, выполняя при этом какую-то работу.

Практикуется два вида медитации с этой мантрой.

В одиночестве: когда практикующий поет, используя четки (непосредственно джапа).

Второй вариант, когда практикующий поет, повторяя за учителем, аудио-записью, под музыкальными инструменты или хлопки в ладоши. Советуется периодически практиковать оба вида.

Важные правила:Все мантры, особенно на начальном этапе практики, проговариваются громко и четко только в том порядке, в котором они даются изначально.Во время произношения необходимо сосредоточиться на получающемся звуке. Практиковать необходимо в уединенном месте, ничто не должно отвлекать. В то же время, по возможности, можно практиковать и во время прогулки, главное тут — ровная прямая дорога.

Петь священные тексты разрешается на любой мотив.

Среди самых важных правил пения мантр — практиковать, находясь в чистом состоянии сознания, то есть, не принимать перед пением алкогольных или наркотических веществ, а также сильнодействующих лекарств.

Хари Кришна отлично подойдет для ежедневной утренней практики, даже если вы не придерживаетесь других обязательных аспектов индуизма, например, вегетарианство, йога или отказ от внебрачных половых связей. Пение мантр позволяет окончательно проснуться с утра, очистить ум от негативных мыслей и настроиться на предстоящий новый день.

Вконтакте

Одноклассники

Facebook

Мой мир

Google+

grimuar.ru

Мантра Харе Кришна - это... Что такое Мантра Харе Кришна?

Харе Кришна мантра (санскр. हरे कृष्ण मन्त्र), которую также называют маха-мантра («великая мантра») — ведическая мантра из 16-ти слов, получившая широкую известность за пределами Индии благодаря индуистской вайшнавской религиозной организации «Международное общество сознания Кришны», которая представляет традицию гаудия-вайшнавизма и последователи которой известны как кришнаиты.

Харе Кришна мантра известна во многих традициях индуизма, где считается что её слушание, повторение или воспевание возвышает сознание практикующего на духовный уровень.[1] В согласии с кришнаитским богословием, это возвышенное сознание в конце концов приобретает форму чистой любви к Богу (Кришне).[2]

Харе Кришна мантра упоминается в Упанишадах, являющихся частью Вед, что рассматривается как доказательство того, что практика повторения мантры Харе Кришна, как и другие практики индуизма, уходит своими корнями в ведическое прошлое,[3] и в частности восходит к бхагаватизму — древней монотеистической традиции поклонения Кришне.[3]

Значение и способы повторения

Мантра «Харе Кришна» состоит из имён Бога на санскрите в звательном падеже: Харе, Кришна и Рама:

हरे कृष्ण हरे कृष्ण Харе Кришна Харе Кришна
कृष्ण कृष्ण हरे हरे Кришна Кришна Харе Харе
हरे रम हरे रम Харе Рама Харе Рама
रम रम हरे हरे Рама Рама Харе Харе

Считается, что обращаясь к именам Бога, из которых состоит мантра, человек входит в контакт с Богом во всей Его полноте. Согласно кришнаитскому богословию, в имени Кришна присутствует сам Кришна со всеми его атрибутами, в имени Рама — все аватары, в имени Хара (которое представляет собой звательный падеж одного из имён Радхи) — все шакти.

Бхактиведанта Свами Прабхупада объясняет, что Харе — это обращение к энергии преданного служения Богу, а Кришна и Рама являются именами Бога, которые соответственно переводятся как «Всепривлекающий» и «Всерадующий».[4] Таким образом, маха-мантра означает: «О Всепривлекающий, о Всерадующий Господь, о духовная энергия Господа! Прошу, позволь мне преданно служить Тебе».

«Рама» в мантре может относиться к Раме — одному из воплощений Вишну или Кришны, или к Балараме — воплощению и брату Кришны в его земных играх.[5] Согласно вайшнавскому богословию, между Рамой и Баларамой нет разницы.[1] Рама — это также и другое имя Кришны — Радха-рамана, которое означает «возлюбленный Радхи».[6]

В вайшнавизме, Рама и Кришна являются седьмой и восьмой аватарой Вишну.[7] В «Вишну-сахасранаме» «Рама» и «Кришна» числятся как имена Вишну.[7]

Слово «харе» представляет собой звательный падеж от Хара — одного из имён Радхи — вечной возлюбленной Кришны, которая в традициях кришнаизма рассматривается как женская ипостась Бога, как Его энергия наслаждения.[8] Хари — это также одно из имён Вишну, которое означает «тот кто устраняет иллюзию».

Мантру «Харе Кришна» можно повторять внутренне в уме, шёпотом для себя (джапа) или громко воспевать (киртана). Бхактиведанта Свами Прабхупада говорит об этом следующее:

Сознание Кришны не является чем-то искусственно навязанным уму. Это сознание — изначальная, естественная энергия живого существа. Когда мы слушаем трансцендентный звук мантры Харе Кришна, это сознание возрождается. Этот простейший метод медитации рекомендован для нынешнего века. Можно убедиться на практике, что повторение этой маха-мантры позволяет сразу же ощутить духовное блаженство, приходящее непосредственно из духовной сферы. Повторение мантры Харе Кришна происходит на духовном уровне, следовательно эта звуковая вибрация выходит за рамки всех низших уровней сознания: чувственного, умственного и интеллектуального. Поэтому каждый может принять участие в пении и повторении мантры, и для этого не требуется обладать никакими особыми качествами.[9]

История

Харе Кришна мантра в Ведах и Пуранах

Мантра «Харе Кришна» упоминается в «Кали-сантарана-упанишаде», которая является частью «Яджур-веды». В этой Упанишаде, Нарада получает наставления от Брахмы:[10]

Когда Нарада спросил, что за «имена Нараяны» Брахма имеет ввиду, Брахма ответил:

Харе Кришна Харе Кришна, Кришна Кришна Харе Харе, Харе Рама Харе Рама, Рама Рама Харе Харе; эти шестнадцать имён способны разрушить всё неблагоприятное воздействие века Кали. Во всех Ведах не существует более возвышенной духовной практики, чем повторение этих имён.

Практика повторения Харе Кришна мантры рекомендуется в Пуранах, Панчаратре и в различной вайшнавской литературе.[11]

«Падма-пурана», Сварга-кханда 50.6:

Тот кто поклоняется Богу всех богов Шри Хари и повторяет Его святые имена маха-мантру, освобождается от самых страшных грехов, которые только можно совершить.

«Агни-пурана»:

Харе Кришна Харе Кришна, Кришна Кришна Харе Харе: Любой кто повторяет эту мантру, даже невнимательно, достигнет высшего совершенства жизни. В этом нет никаких сомнений.

«Ананта-самхита»:

Эта мантра, состоящая из шестнадцати слов и тридцати-двух слогов, является великой мантрой этого века Кали, с помощью которой все живые существа могут получить освобождение. Никогда не нужно прекращать повторение этой маха-мантры.
Об этой божественной, духовной маха-мантре, которая освобождает от материального существования, Господь Брахма, изначальный гуру, сказал: «шрути объявили эту мантру самым лучшим способом освобождения в этот век Кали». Услышав это от Брахмы, все его сыновья и ученики, начиная с Нарады, приняли Харе Кришна маха-мантру и повторяя её достигли совершенства.

Чайтанья Махапрабху и Бхактиведанта Свами Прабхупада

Мантра «Харе Кришна» получила широкое распространение в Индии в начале XVI века благодаря Чайтанье Махапрабху, который в это время начал осуществлять свою миссию распространения публичного воспевания Харе Кришна мантры (санкиртаны) в каждом городе и деревне мира. С целью проповеди Чайтанья путешествовал по всей Индии, в особенности по Бенгалии и Ориссе.[12]

В 1960-х годах престарелый вайшнавский монах по имени Бхактиведанта Свами Прабхупада, по указанию своего гуру, Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура начал проповедовать учение Чайтаньи Махапрабху за пределами Индии, в одиночку взяв на себя ответственность за его распространение по всему миру. Начав с основания Международного общества сознания Кришны в Нью-Йорке, он, за последние одиннадцать лет своей жизни, объехал вокруг света четырнадцать раз и сделал мантру «Харе Кришна» известной по всему миру.[13]

См. также

Примечания

  1. ↑ 1 2 Шримад-Бхагаватам 3.14.32 Ведический гимн — Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе — можно повторять и тихо, и громко, поэтому его называют маха-мантрой, или великой песнью.
  2. ↑ Sri Caitanya Caritamrita Madhya 20.340
  3. ↑ 1 2 R D Ranade Mysticism in Maharashtra: Indian Mysticism,p.3: «Васудевизм вовсе не был новой религией, как иногда утверждается. Просто был сделан новый упор на определённые древние верования, которые пришли с ведических времён.»
  4. ↑ Krishna.com article «The word Harā is a form of addressing the energy of the Lord, and the words Krishna and Rama (which mean „the highest pleasure eternal“) are forms of addressing the Lord Himself.» — A.C. Bhaktivedanta Swami Prabhupada.
  5. ↑ Шри Чайтанья-чаритамрита Ади-лила 5.132
  6. ↑ Gaudiya.com «Rama is another name for Krishna, meaning the one who brings delight to Radha»
  7. ↑ 1 2 Vishnu with his 10 incarnations
  8. ↑ Meditations on the Hare Krishna Mahamantra «Она крадёт ум Кришны и является воплощением его божественной энергии радости — поэтому Шри Радху называют Харой. Харе является звательным падежом этого имени».
  9. ↑ «Наука Самоосознания» Повторение мантры Харе Кришна
  10. ↑ (in the translation of K. N. Aiyar)
  11. ↑ References to the Maha Mantra
  12. ↑ gaudiya.com
  13. ↑ Biography of Srila Prabhupada

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Мантра Харе Кришна

Вы, наверняка, видели и слышали на улицах своего города людей одетых в шафрановые одеяния, поющих ничего не значащие для вас слоги, слова, звуки. Эти люди – кришнаиты и поют они «великую песнь» или маха-мантру, как сами они ее называют, а иными словами, мантру Харе Кришна. Давайте разберемся, что такое Харе Кришна, зачем они ее поют, и что, кому это дает.

Значение

Для начала обсудим значение мантры Харе Кришна. Все слова в этой мантре – это три имени идиустского бога – Харе, Кришна и Рама. Песнь состоит из 16 слов, то есть, 16 повторений его имени.

Считается, что произнося имена Бога, вы вступаете с ним в непосредственный контакт. Мантра помогает освободиться от кармы – тяжелого бремени прошлых жизней, расти духовно, выйти за пределы интеллектуальных, эмоциональных и умственных уровней жизни. Стать выше.

Кришнаитский гуру, популяризатор маха мантры Харе Кришна, в свое время сказал, что эта мантра создана для людей нынешнего века забот, ибо не требует никакой подготовки от человека, никаких предварительных духовных практик и навыков. Взамен, мантра дает духовную свободу.

Как читать?

Приближаясь к делу, нам надо еще уяснить, как читать мантру Харе Кришна. А есть два способа:

  • джапа – человек читает мантру лишь для себя слышным полушепотом с использованием четок;
  • киртан – это коллективное чтение мантры с сопровождением игры на музыкальных инструментах (это и есть те шествия, которые вы, наверняка, уже видали).

Для джапы вам потребуются четки, состоящие из 109 бусин. По этим четкам нужно пройти вначале два раза, а по мере роста и приближения к Кришне, со временем, вы переходите на 16-кратное чтение мантры. Наилучшим временем для этой практики считаются утренние часы.

Что касается киртана, то рекомендуется использовать и его тоже, даже если вы не состоите в кришнаитском обществе, и у вас нет друзей по интересам. Для киртана вы можете вовлечь в шествие, например, свою семью.

Текст мантры:

Харе Кришна Харе Кришна

Кришна Кришна Харе Харе

Харе Рама Харе Рама

Рама Рама Харе Харе

 

womanadvice.ru

Маха-мантра. Её смысл, значение, эффект.

О смысле слов маха-мантры и об эффекте ее повторения

 

Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе ХареХаре Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе 

 

 

КОММЕНТАРИЙ Его Божественной Милости А.Ч.Бхактиведанты Свами Прабхупады, ачарьи-основателя Международного общества сознания Кришны:

 

"Повторение трансцендентных звуков мантры Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе – это возвышенный метод возрождения нашего сознания Кришны. Все мы, живые духовные души, изначально обладаем сознанием Кришны. Однако с незапамятных времен мы находимся в контакте с материей, поэтому из-за влияния материальной природы наше сознание загрязнено. Материальный мир, в котором мы сейчас живем, называют майей, иллюзией. Майя означает "то, чего нет". В чем же заключается эта иллюзия? Эта иллюзия заключается в том, что мы пытаемся господствовать над материальной природой, хотя сами зажаты в тиски ее суровых законов. Когда слуга пытается подражать всемогущему хозяину, говорят, что он находится в иллюзии. Эти порожденные загрязненным сознанием представления о жизни заставляют нас пытаться эксплуатировать ресурсы материальной природы, но на самом деле мы только больше и больше запутываемся в ее сетях. Мы прилагаем огромные усилия, стремясь покорить природу, но попадаем в еще большую зависимость от нее. Однако стоит нам возродить в себе сознание Кришны, как эта иллюзорная борьба с материальной природой мгновенно прекратится. 

 

Сознание Кришны не является чем-то, искусственно навязанным уму; это сознание – изначальная энергия живого существа. Когда мы слышим трансцендентные звуки мантры Харе Кришна, это сознание возрождается в нас. Именно такой метод самоосознания рекомендуют для нынешней эпохи авторитеты.

 

Более того, каждый может убедиться на собственном опыте: пение этой маха-мантры, или "Великой Песни Освобождения", приводит к тому, что человек сразу же начинает испытывать трансцендентный экстаз, который нисходит с духовного уровня. Когда же человек поднимается над уровнем чувств, ума и интеллекта и обретает духовное видение, он достигает трансцендентного уровня. Звуки мантры Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе духовны по своей природе, и потому звуковая вибрация, возникающая при повторении мантры, трансцендентна ко всем низшим уровням сознания – ума, интеллекта и чувств. Поэтому нет необходимости понимать смысл маха-мантры, предаваться умозрительным рассуждениям или прилагать какие-либо интеллектуальные усилия. Она нисходит непосредственно с духовного уровня, и потому любой человек без всякой предварительной подготовки может начать повторять эту мантру и ощутить экстаз, который она приносит.

 

Даже ребенок может участвовать в пении мантры, и даже собака может принять участие в нем. Разумеется, тому, кто слишком запутался в сетях материальной жизни, понадобится немного больше времени, чтобы достичь этого уровня, но даже поглощенный материальной деятельностью человек очень быстро может подняться на духовный уровень. Самое сильное воздействие на слушателей мантра оказывает тогда, когда она сходит с уст чистого преданного Господа, поэтому, чтобы мгновенно ощутить эффект мантры, нужно слушать, как ее поет чистый преданный Господа. Насколько это возможно, необходимо избегать слушать мантру, когда ее поет и повторяет непреданный. Молоко, которого коснулась своим языком змея, становится ядовитым.

 

Хара – это форма обращения к энергии Господа, а Кришна и Рама – формы обращения к Самому Господу. Слова Кришна и Рама означают "высочайшее наслаждение", а Хара – это верховная энергия наслаждения Господа (в звательном падеже Хара изменяется на Харе), которая помогает нам достичь Господа.

 

Материальная энергия, называемая майей, также одна из многочисленных энергий Господа. И мы, живые существа, тоже представляем собой энергию Господа, которая называется пограничной. Пограничная энергия, то есть живые существа, выше материальной энергии. Когда высшая энергия соприкасается с низшей, возникает неестественная ситуация, но когда высшая пограничная энергия вступает в соприкосновение с высшей энергией, Харой, живое существо возвращается в свое естественное счастливое состояние. 

 

Эти три слова – Харе, Кришна и Рама – трансцендентные семена маха-мантры, которая является духовным зовом обусловленной души, молящей Господа и Его внутреннюю энергию Хару о защите. Повторение маха-мантры подобно непритворному плачу ребенка, зовущего мать. Мать Хара помогает преданному снискать милость верховного отца – Хари, или Кришны, и Господь открывает Себя преданному искренне повторяющему эту мантру. 

 

Таким образом, в нашу эпоху повторение маха-мантры: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, - является самым действенным методом духовного самоосознания".

 

 

— Если бы каждый человек понял, что такое сознание Бога, — говорил Прабхупада, — это было бы очень благоприятно для всех. Поэтому мы взываем ко всем конфессиям и религиозным группам: посмотрите, какими безбожниками стали люди в наше время. Мы должны объединить свои усилия, чтобы пробудить в них сознание Бога, иначе мы все обречены. Как можно говорить о христианском Боге, индусском Боге или мусульманском Боге? Бог один.

Поэтому между всеми этими религиозными системами не должно быть распри. Небольшие различия могут быть сообразно месту, времени и обстоятельствам, но на самом деле, если мы сознаем Бога — через христианство, индуизм или ислам — это благо для нас. Так сказано в «Шримад-Бхагаватам»: Са вай пумсам паро дхармо йато бхактир адхокшадже. 

Это первоклассная религия, следуя которой человек может полюбить Бога. Полюбите же Бога. Мы хотим это увидеть. Неважно, каким путем вы идете: христианским, мусульманским, индуистским или буддийским. Не важно. Вы понимаете Бога и любите Его. Вот в чем наша миссия.

 

 

 

 

krishna-mariupol.org.ua

Кришна – это что за божество? Кто такие кришнаиты

Чтобы понять адептов нового для Европы (и России, в частности) религиозного движения, необходимо узнать, кто такой Кришна. Это Бог, пророк или один из многочисленных идолов индуистского пантеона? Давайте в этом разбираться. Являются ли кришнаиты приверженцами монотеизма или они исповедуют многобожие? Говорят, культ родом из Индии. Но сами кришнаиты заявляют, что веруют в единого Бога. Мало того, они уверяют, что между их религией и христианством нет принципиальной разницы. Ведь даже имена у Мессии были одинаковые. Кришна и Христос, по мнению некоторых сторонников культа, это две ипостаси одного и того же Бога. Какого? Узнаем из этой статьи.

Кто такой Кришна?

Фото, напечатанные в религиозной литературе, часто представляют нашему взору фигуру человека со странным цветом кожи. В переводе с санскрита «кришна» означает тёмно-синий. А в религиозных текстах цвет кожи этого Бога описывается как «сходный с голубыми облаками». Таким его и изображают на страницах «Бхагавад-Гиты», книги, которую, без сомнения, можно назвать «Библией кришнаизма».

Но Бог также является персонажем других религиозных текстов. Это «Бхагавата-пурана», «Вишну-пурана», «Махабхарата» и «Харивамша». И тут для европейца возникает путаница. В одних текстах Кришна – это очаровательный малыш, шаловливо крадущий у своей матери масло, в других – пастушок коров и идеальный возлюбленный или мужественный воин, дающий наставления своему другу Арджуне. Но прежде всего, он является восьмой аватарой Вишну. А этот последний – один из ключевых богов индуистского пантеона.

История Кришны

Согласно священным текстам, в четвёртом тысячелетии до нашей эры в материальный мир из духовного сошёл Вишну, родившись в образе человека в городе Матхуре, как восьмой ребёнок Васудевы и его жены, принцессы Деваки. Он пришёл, чтобы явить людям свои религиозные принципы и показать божественные деяния. В эпизоде рождения Кришны действительно прослеживается немало сходных черт с жизнеописанием Иисуса Христа. Так, брату его матери было предсказано, что тот умрёт от руки восьмого племянника. И этот царь делал всё, чтобы убить ребёнка своей сестры. Немного другим образом, чем Христос, спасся от смерти Кришна. Это было мистическое перенесение младенца к приёмным родителям – пастуху Нанде и его жене Яшоде. В этот период жизни Кришну изображают как идеального юношу, играющего с девушками-пастушками и своей возлюбленной Радхой. Когда он возмужал, вернулся в Матхуру, убил своего дядю и вернул трон деду. После этого Кришна подружился с принцем Арджуной и давал ему моральные наставления перед битвой при Курукшетре. Но охотник с красноречивым именем «Старость» (Джара) ранил его своей стрелой.

Атрибуты и имена Кришны

Различные ветви и учения внутри индуизма дают этому божеству другие названия. Аватару Вишну часто именуют Гопалой или Говиндой. Эти имена прямо указывают на пастушка и идеального любовника. А для жителей Ориссы Кришна – это Джаганнатха. У Вишну более тысячи имён, многие из них присущи и его аватару. Но у кришнаитов есть своё толкование названия божества. Если делать ударение на букву «а», то имя переводится как «тёмно-синий». А если на «и», то Кришна означает «привлекающий». От такого толкования зависят и атрибуты божества. Говинда изображается как прекрасный смуглый юноша, часто с флейтой. Он стоит в расслабленной позе, скрестив ноги. Часто его рисуют в обществе возлюбленной Радхи. Но иногда у Кришны проявляются божественные атрибуты Вишну – множество рук, голов или чакра.

От многобожия к монотеизму

Наиболее ранние свидетельства существования культа этого персонажа индуистского Олимпа относятся к пятому столетию до нашей эры. Но постепенно качества Кришны стали выделять его среди других богов. В девятом веке нашей эры его культ стал чрезвычайно популярным в Южной Индии. А ещё через триста лет сформировались и выкристаллизовались такие религиозные школы, как Шринатхджи (Раджастан), Витхоба (Махараштра) и Джаганнатха (Орисса). Кришну наделяли такими качествами, как «вечная юность», «излучающий сияние», «правда». И, наконец, в последнем изводе – гаудии-вайшнавизме – ему приписывается атрибут единого Бога – так называемая Абсолютная истина.

Западные кришнаиты: кто они?

В шестьдесят шестом году прошлого века проповедник Бхактиведанта Свами Прабхупада основал религиозную организацию «Международное Общество Сознания Кришны». Он исполнил волю своего наставника Бхактисиддханты Сарасвати и перевёл основы наудия-вайшнавизма на английский язык. В то время римское христианство переживало кризис. Новые веяния захватили жаждущих сакрума своей экзотикой. Основатели «Международного Общества Сознания Кришны» сначала зарегистрировались в США, потом подобные организации начали появляться и в Западной Европе. С падением так называемого железного занавеса религиозные общины стали появляться и на территории бывшего Советского Союза. Но эти люди в белых и шафрановых одеяниях, выбривающие себе голову – не единственные, кто верит в Кришну. «Общество Сознания» – лишь одна из многочисленных религиозных направлений внутри вишнуизма. Они называют Кришну верховным божеством, Абсолютом.

Культ

Как и во всех индуистских религиях, адепты этого учения собираются в ашрамах. Это не храм в христианском смысле слова. Ашрамом может быть обычная квартира или дом. Это место, где собирается община, чтобы под руководством гуру заниматься духовными практиками. Само слово «ашрам» означает «защита». То есть, туда приходят под опеку, которую даёт привлекающий Кришна. Фото, на которых изображены ашрамы, показывают, что там есть скульптурное изображение божества, часто не одно, а с подружкой Радхой. Она, кстати, ассоциируется с женской ипостасью Кришны. Божеству верующие преподносят прасад – ритуальную еду, которую готовят из любви к Богу и его детям.

fb.ru