Простое предложение и его грамматическая основа. Грамматическая основа предложения в русском языке


Урок-практикум "Грамматическая основа предложения" - русский язык, уроки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Октемская СОШ им.П.И.Шадрина»

Урок-практикум

«Грамматическая основа предложения»

Разработала

учитель русского языка и литературы

А.Ф.Архипова

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

С целью выработки умений быстро ориентироваться в тексте, выделять синтаксические конструкции предлагаем ряд упражнений, где особое внимание уделяется определению грамматической основы предложения – подлежащего и сказуемого.

От способов выражения главных членов предложения часто зависит характер сообщаемой мысли. В русском языке подлежащее может быть выражено любой частью речи (употреблённой в роли существительного), что открывает широкие возможности для передачи тончайших смысловых оттенков высказывания. Неумение использовать это богатство порождает речевые недочёты.

Систематическая работа над определением грамматической основы, способов выражения главных членов предложения подготавливает учащихся к выполнению одного из самых сложных заданий части А, а также редактированию и составлению связных текстов, что очень актуально для учащихся вечерней школы.

Для урока-практикума отобраны небольшие по объёму предложения, так как с ними удобнее работать, они не громоздкие, и это позволяет привлечь большое количество разного материала. Такие предложения идеально подходят для того, чтобы учащиеся вечерней школы оттачивали своё умение находить грамматическую основу.

Урок-практикум «Грамматическая основа предложения»

Цель урока: с помощью большого количества практических заданий научиться находить грамматическую основу предложения; уметь определять типы сказуемых, способы выражения главных членов предложения.

Оборудование: карточки с заданиями, схемы, плакаты, слайд, компьютер, проектор, экран.

Ход урока:

1.Объявление темы и цели урока.

2. Беседа:

- Какая фраза является предложением, какая нет? Почему?

-Какая из двух следующих фраз является предложением? Докажите.

-Изучая пословицы и поговорки, мы никогда не узнаем точного

времени их появления.

-Их афористическая сжатость и точность суждения о различных

сторонах жизни человека.

- Зачем нужна грамматическая основа?

- Что входит в грамматическую основу?

- Что обозначает подлежащее? На какие вопросы отвечает?

(на стене – плакаты с вопросами к подлежащему и сказуемому)

3. Выполнение упражнения (карточка с заданием у каждого учащегося).

Найдите подлежащее:

1) Над землёй летели лебеди.

2) Пленный что-то говорил.

3) Завтра они должны вернуться в город.

4) Десять делится на два.

5) Писать сочинение не так-то просто.

6) Сегодня все учащиеся сдали экзамен.

7) Уже наступило завтра.

8) В тишине резко прозвучало «ой».

9) Мать с сыном вошли в подъезд.

10) Кто-то из соседей вкрутил лампочку.

11) Каждый из нас готов выполнить это задание.

12) Завтра три товарища отправятся на охоту.

13) Большинство студентов работали в стройотряде.

4. Проверка работ.

- Сделайте вывод о способах выражения подлежащего.

5. Выполнение упражнения (карточка у каждого учащегося).

Выберите вопрос к сказуемому:

1) По утрам крыши обрастали блестящей бахромой из ледяных сосулек.

2) Старик вернулся в свою избушку.

3) Волга – могучая, полноводная река.

4) Ф.И.Тютчев – великий русский поэт.

5) Широка страна моя родная.

6) Сегодняшний день тёплый.

6. Проверка работ.

- Сделайте вывод о способах выражения сказуемого.

7. Повторение типов сказуемых.

( слайд проецируется на экран)

СКАЗУЕМОЕ

простое глагольное составное

глагол

глагольное именное

связка + именная часть

вспомогательная часть + инфинитив инфиинфинитив

вспомогате

8. Выполнение упражнения (предложения на доске).

Определите тип сказуемого:

1) Наш маршрут должен был пройти через ущелье.

2) Юрий Гагарин был космонавт не только по профессии, но и по призванию.

3) По дороге к нему мы не могли не заметить прекрасных озёр.

4) Ребята собирались на экскурсию к своим друзьям из Болгарии, поэтому начали разучивать болгарские песни.

(отмечаем, что одно из простых предложений – неполное, пропущен один из главных членов – подлежащее)

5) Большая и лёгкая парусная лодка называется яхтой.

6) Площадка для взлёта ракет называется ракетодромом.

7) Она оказалась интересным человеком.

8) Отец писал стихи и выступал с ними перед рабочими завода.

9) Всю ночь она не могла заснуть.

10) Я не намерен вас слушать, вы должны знать ваши обязанности.

9. Выполнение упражнения .

Найдите грамматическую основу в каждом предложении.

Умчались школьные года,

И не догонишь их,

Но я встречаю иногда

Товарищей своих.

Один – моряк, другой – танкист,

А третий – инженер,

Четвёртый – доктор-окулист,

А пятый – землемер,

Шестой – полярный капитан,

Седьмой – искусствовед,

Восьмой – наш диктор, Левитан,

Девятый – я, поэт.

(С. Михалков)

10. Выполнение упражнения.

Придумайте параллельные конструкции с данными словами и словосочетаниями в роли подлежащего.

Все – все участники, каждый – каждый спортсмен, никто – никто из друзей, некоторые – некоторые студенты.

11. Выполнение упражнения.

Найдите подлежащие в данных предложениях. Чем они выражены?

1) Космос покоряют сильные.

2) Человек – кузнец своего счастья.

3) Семеро одного не ждут.

4) Страну героев и творцов не победит никто на свете.

5) Читать хорошую книгу – большая радость.

6) Дорогу осилит идущий.

7) Оглушительное мяу…мяу…мяу… раздалось совсем рядом.

8) Бы, ли, же пишутся отдельно.

12. Выполнение упражнения.

Найдите ошибки в употреблении связки в составных сказуемых. Выпишите из данных примеров только правильные и целесообразные.

1) Основной задачей школы является готовить всесторонне развитых людей. Основная задача школы – готовить всесторонне развитых людей. Основная задача школы – подготовка всесторонне развитых людей.

2) Главное – хорошо учиться. Главное является учение. Главным является хорошо учиться.

3) Одним из достижений нашего времени является выход человека в космос. Одним из достижений нашего времени есть выход человека в космос.

4) Наша задача есть борьба за мир. Нашей задачей является бороться за мир. Наша задача – бороться за мир.

13. Выполнение упражнения.

Составьте два-три предложения, используя данные прилагательные в полной и краткой формах. Какая форма прилагательного выражает качество человека категоричнее?

смешной - смешон

некрасивый - некрасив

Он хитрый - хитёр

смелый - смел

умный - умён

14. Выполнение упражнения.

Найдите предложения с 2-мя главными членами.

1) Пришла долгожданная тёплая осень, но после двухнедельного тепла полили затяжные холодные дожди.

2) Какая яркая, сочная красота вокруг!

3) Добро не слякоть и не слабость.

Добром дробят замки оков.

Добро не слякоть и не святость,

Не отпущение грехов.

4) Оглянись, незнакомый прохожий.

Мне твой взгляд неподкупный знаком.

5) И в разведку тебя будем брать.

6) Снег как сахар!

7) Вот парадный подъезд.

8) Учиться всегда пригодится.

15. Выполнение упражнения.

Найдите предложения с одним главным членом.

1) Мороз и солнце. День чудесный!

2) Я лиру посвятил народу своему.

3) Ехать на этой лошади было для Ростова наслаждение.

4) Ты будешь учиться в гимназии, потом станешь студентом.

5) Утром обязательно обливайся холодной водой.

6) Напиши мне письмо, хоть две строчки всего.

7) Худо до добра не доводит.

8) Под голубыми небесами великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.

9) По улицам слона водили.

16. Выполнение упражнения.

Разграничьте простые предложения и сложные.

1) Ночью месяц тускл и поле сквозь туман лишь серебрит.

2) Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звёзды, и луну.

3) А лес всё пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь.

4) Голодный волк в лесной глуши пронзительно стонал, да ветер бился и ревел, играя на реке.

5) Татьяна верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны.

6) Запасы Севаша практически неисчерпаемы, так как беспрерывно пополняются притоком вод Азовского моря.

7) Когда граф вернулся, Наташа неучтиво обрадовалась ему и заторопилась уезжать.

8) Ветер тянул с неприветливого севера, но был мягким и даже ласковым.

9) Безлюдным казался каменистый берег.

10) Прыгают, чирикают, возятся, как пьяные, воробьи, закрыв глаза, урчат медовыми голосами голуби.

17. Выполнение упражнения.

Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или одной из частей сложного предложения?

Стволы деревьев казались длинной колоннадой , уходившей в глубь леса.

Человек формируется, воспитывается, всё время меняясь, под влиянием окружающего, пока у него не появляется способность лепить самого себя.

1) уходившей колоннадой

2) стволы казались

3) человек воспитывается

4) способность появляется

18. Выполнение упражнения.

Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в предложении?

Казалось, последний луч осеннего солнца медлил уходить из избы.

1) казалось медлил

2) луч медлил

3) медлил уходить

4) луч медлил уходить

19. Выполнение упражнения.

Выписать из предложений текста грамматическую основу.

(тексты у каждого на столе)

В ночном

Как-то вечером отец подозвал меня и сказал:

– Сегодня поведёшь Машку в ночное.

Он вывел кобылу, и я кое-как влез на неё и поехал.

Приезжаем в луга – уже совсем стемнело. Лошадей отпускаем пастись, а сами подходим к куреню1. Там всю ночь горит костёр: кто греется, кто варит уху, а кто сказки рассказывает.

Я знаю, что мне предстоит испытание. Обычай таков: новенький в ночном получает «крещение».

Ребята, завидев меня, повскакали, проснулись и взрослые.

Меня обводят несколько раз вокруг костра. Это закон ночного. Потом подают котелок и посылают к реке по воду да велят дорогой коней посмотреть.

Идти в темноте по незнакомым местам страшно. Но не пойти – значит осрамиться, прослыть трусом.

Отхожу степенно, а потом несусь что есть духу. Добегаю до речки, глаза уже к темноте привыкли. Тишина. И совсем не страшно.

Набрал воды и иду к костру медленно, чтобы воды не расплескать, оглядываю лошадей.

Старший куреня берёт у меня котелок:

– Молодей, полный принёс! Ну, отдыхай!..

Я вошёл в жизнь куреня.

Усаживаюсь у костра и тоже пеку картошку. Иногда кто-нибудь встанет и пойдёт посмотреть лошадей; иные спят, закутавшись в кожухи, а несколько человек слушают сказки, были и небылицы. Я поел и под чей-то рассказ засыпаю.

(А. Кожедуб)

1 Курень – временное жилище.

20. Итог урока:

21. Д/з - опираясь на выписанные грамматические основы предложений текста, напишите изложение.

kopilkaurokov.ru

Простое предложение и его грамматическая основа

·                   Сегодня мы вспомним все, что мы знаем о простом предложении.

·                   Обновим в памяти понятия односоставных и неполных предложений.

·                   Систематизируем знания об основе простого предложения.

Предложение – это основная единица синтаксиса.

Предложения выполняют коммуникативную функцию.

− То есть, мы общаемся при помощи предложений?

− Молодец! Ты все-таки догадался.

Перед нами – три предложения: первое – вопросительное, второе – повествовательное восклицательное, и третье – повествовательное невосклицательное.

Предложение является законченным по смыслу и интонационно.

Так, например, если мы произнесем «Птицы… страны… юг… тумбочка?!» − это будет просто набор слов, так как здесь нет смысловой и интонационной законченности. Но и такая фраза, как «Птицы прилетел южное страной» − не будет являться предложением.  Дело в том, что слова в предложении связаны не только по смыслу, но и грамматически. «Птицы прилетели из южных стран». Это – предложение.

Каждое предложение имеет грамматическую основу, то есть, основную часть, состоящую из главных членов предложения.

В предложении может быть одна основа,  а может быть больше одной основы.

Я играю на гитаре. Это простое предложение. В нем одна грамматическая основа: я играю.

Я играю на гитаре, а моя сестра рисует. Сложное предложение, потому что в нем две грамматические основы: я играю и сестра рисует.

Грамматической основой предложения являются подлежащее и сказуемое.

Рассмотрим простое предложение Дождь идет.

Дождь – подлежащее, то, о чем говорится в предложении.

Идет – сказуемое. Сказуемое обозначает действие и состояние подлежащего.

Рассмотрим главные члены предложения подробнее. Начнем с подлежащего.

Подлежащее – главный член предложения.

Оно отвечает на вопросы кто? что?

Подлежащее обозначает предмет, действие которого выражается сказуемым.

Подлежащее обычно выражается именем существительным в форме именительного падежа.

София улыбнулась. Девушка пошутила.

Обратите внимание: подлежащим может быть как собственное, так и нарицательное имя существительное.

В роли подлежащего также часто выступают местоимения.

Он искал ключи. Что-то еще потерялось.

Наиболее часто подлежащими бывают личные, неопределенные, вопросительные и отрицательные местоимения.

Числительное также может выступать в роли подлежащего.

Трое шли по улице.

Достаточно часто подлежащее выражается неопределенной формой глагола.

Сочинять – великий дар.

Наконец, подлежащее может быть выражено любой субстантивированной, то есть перешедшей в разряд существительных частью речи.

Читающие быстрее развиваются.

В данном случае подлежащее выражено отглагольным прилагательным.

Подлежащие могут также выражаться лексически или синтаксически неделимыми сочетаниями.

Рассмотрим предложение Бабье лето в этом году наступило рано.

Есть большая разница между понятиями «лето» и «бабье лето».

Поэтому подлежащее в этом предложении – бабье лето.

Представим, что во всех приведенных предложениях подлежащим является только одно слово. Посмотрите на них внимательно. Разве может такое быть?

Есть большая разница между понятием дорога и сочетанием железная дорога. В первом предложении подлежащее – железная дорога.

Разве могла прийти на вечеринку куча? Нет, конечно, подлежащее – куча народа.

Какое-то много почему-то улетает весной на юг. Нет, подлежащее – много птиц.

Кто был награжден? Какой-то лучший? Лучший – кто? Подлежащее – лучший из учеников, иначе основа предложения лексически не полна.

Что-то было в его поведении. Что именно? Подлежащее – что-то странное.

Подлежащее в двусоставных предложениях выступает вместе со сказуемым.

Мы помним, что сказуемое поясняет, что делает лицо или предмет или что происходит с лицом или предметом.

Выделяется три типа сказуемых: простое глагольное, составное глагольное и составное именное.

Так, в предложении Я читаю книгу будет простое глагольное сказуемое – читаю.

В предложении Я начал читать книгу – составное глагольное сказуемое – начал читать.

В предложении Я любитель книг – составное именное сказуемое – любитель книг.

Рассмотрим типы сказуемого подробнее и начнем с простого глагольного сказуемого.

Простое глагольное сказуемое – и правда простое. Потому что в его роли выступает в основном глагол во всех его формах. В том числе и в сложных формах, поэтому нужно быть внимательными.

В роли простого глагольного сказуемого может также выступать все, что по смыслу равняется одному глаголу.

Я поехал бы на экскурсию. Подлежащее – я. Сказуемое – поехал бы. Это форма условного наклонения глагола. То есть, одна форма глагола. Это – простое глагольное сказуемое.

Мы будем повторять орфографию. Будем повторять – сложная форма будущего времени глагола повторять. Так как это одна глагольная форма, то сказуемое – простое глагольное.

Она взяла себя в руки. Взять себя в руки – фразеологизм, который можно заменить одним глаголом: успокоиться. Значит, сказуемое – простое глагольное.

Я пойду узнаю расписание. В таких сочетаниях подразумевается как бы одно цельное, неразрывное действие. Перед нами практически один глагол. Это сказуемое простое глагольное.

Составное глагольное сказуемое запоминается нам тем, что в игру вступают так называемые связки. Действительно, это сказуемое состоит из вспомогательной части, которая выражает грамматическое значение, и инфинитива, который выражает основной смысл сказуемого.

В роли связок могут выступать слова начать, стать, продолжать, закончить, хотеть, мечтать, бояться, пытаться, ненавидеть. И так далее.

Он начал рассказывать о походе. Сказуемое – начал рассказывать. Без инфинитива сказуемое теряет смысл. Это составное глагольное сказуемое.

Я хотел рассмотреть эту картину. Хотел рассмотреть – составное глагольное сказуемое. Без инфинитива нам непонятно, что хотел сделать субъект.

Мы пытались до вас дозвониться. Сказуемое пытались дозвониться – составное глагольное, поскольку без инфинитива теряет смысл. Заметьте, что части составного глагольного сказуемого не всегда стоят вместе, они могут разделяться другими членами предложения.

Он рад с нами познакомиться. Сказуемое – рад познакомиться. В качестве связки иногда выступают не только глаголы, но и краткие формы прилагательных. Сказуемое составное глагольное, потому что без инфинитива теряет смысл. Здесь части сказуемого тоже разделены.

Составное именное сказуемое достаточно легко определить. В нем действительно должно быть имя. Точнее – глагол-связка (который, правда, может отсутствовать) плюс именная часть. При этом значение сказуемого непременно выражается именной частью.

Она стала студенткой. Сказуемое – стала студенткой. Без именной части сказуемое не имеет смысла.

Семью семь – сорок девять. Сказуемое – сорок девять, связка отсутствует.

Это озеро прекрасно. Сказуемое – прекрасно, связка отсутствует.

Её дочь давно замужем. Сказуемое здесь выражено наречием – замужем. Оно составное именное.

Предложения также различаются по составу грамматической основы.

Это значит, что в предложении могут быть и подлежащее, и сказуемое, а может – только подлежащее или только сказуемое.

Солнце светит ярко. Это предложение – двусоставное, поскольку в нем есть подлежащее солнце и сказуемое светит.

Осень. Листопад. Эти предложения – односоставные. В них есть только один главный член, который похож с виду на подлежащее, потому что выражается формой именительного падежа имени существительного.

Холодает. Оденься! Эти предложения – тоже односоставные. Главный член в них похож на сказуемое, поскольку выражается при помощи форм глаголов.

Вспомним то, что мы знаем о типах односоставных предложений.

Определенно-личные предложения. В этих предложениях мы всегда можем определить, кто совершает указанные действия: их совершает конкретная личность.

В такие предложения на место подлежащего можно легко подставить местоимения я, ты, мы, вы.

С детства мечтаю летать. Можно подставить «я». Это определенно-личное предложение.

Пожалуйста, сходи в магазин! Можно подставить «ты».

Через час вернемся из школы. Можно подставить «мы». Это определенно-личное предложение.

Неопределенно-личные предложения, в отличие от определенно-личных, не дают указания на конкретное лицо. Нам непонятно, кто совершает действие.

В неопределенно-личных предложениях на место подлежащего можно подставить «они».

Тебе только что звонили. Кто конкретно звонил? Непонятно. Это неопределенно-личное предложение.

На базаре продают фрукты. Кто продает конкретно? Какие-то «они». Неопределенно-личное предложение.

На полях начали жатву. Кто начал? Неопределенно-личное предложение.

Безличные предложения.

В них вообще нет указания ни на какое лицо. Действие или состояние не зависит ни от каких лиц.

Очень часто в безличные предложения просится в качестве лица какое-то «Оно». Во всяком случае, главные члены в них часто имеют суффикс или окончание «О».

Не так давно рассвело. Действие выполняется само по себе, без участия лица.

Ребятам было весело. Состояние проявилось вне зависимости от лица, это безличное предложение.

Однако главный член в таких предложениях может выражаться, например, и инфинитивом.

Ну как не улыбнуться в ответ? Указание на лицо отсутствует. Предложение безличное.

Назывные предложения выделяются в отдельную группу.

Они просто описывают то, что есть, то есть, сообщают о событии действии.

Главный член в назывном предложении обычно выражается формой именительного падежа существительных или местоимений.

Тучи.

Тихий дождик. Это предложение назывное и распространенное, оно содержит определение.

Вот и осень. Предложение содержит указание. Но оно все равно назывное.

Вспомним также о том, что позиции главных и второстепенных членов предложения могут быть замещёнными и незамещёнными. То есть, в предложении мы можем пропустить один или несколько членов, потому что они понятны нам из контекста.

На заборе сидит крупная ворона. Это предложение полное, в нем замещены все позиции.

На заборе – крупная ворона. Это предложение неполное. В нем пропущено сказуемое.

− Где сидит крупная ворона?

− На заборе.

Второе предложение является неполным, так как в нем незамещёнными будут позиции подлежащего, сказуемого и определения.

Неполные предложения – это предложения, в которых пропущен главный или второстепенный член, необходимый для выражения мысли.

 Очень часто такие предложения проявляются в диалогах:

 − Куда это ты собираешься?

− В кино.

Значение неполного предложения может раскрываться из контекста:

 Мы опоздали на целый час. Ужасно!

Наконец, часто неполной может быть часть сложного предложения:

Девятый класс пишет сочинение, а восьмой – изложение.

videouroki.net

Подготовка к ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ: ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Возможно, Вы уже смогли убедиться, что даже самые легкие знаки препинания (в конце предложения) поставить не настолько легко, как сразу кажется, потому что необходимо вдумываться в смысл предложения и текста. А еще сложнее приходится работать над пунктуацией в середине предложения. Здесь нужно думать, из каких блоков состоит предложение, где границы блоков, потом в соответствии с правилами расставлять знаки препинания. Не пугайтесь! Разберемся даже с самыми сложными случаями, поможем их понять и превратить в простые! Начнем, пожалуй, с главных блоков – простых предложений, которые могут входить в состав сложного. Из чего состоит простое предложение? Сердце его – грамматическая основа, состоящая, как правило, из подлежащего и сказуемого. Вокруг грамматической основы располагаются второстепенные члены предложения, обособленные и необособленные; входящие в группу сказуемого и в группу подлежащего.

Грамматическая основа потому и основа, что на ней держится все предложение. Если научиться ее быстро находить, будет легко расставлять те нужные знаки препинания, которые обозначат границу простых предложений в составе сложного. Как же следует рассуждать?

Определяем, сколько основ в предложении:

Одна Две
предложение простое предложение сложное

А трудно ли найти грамматическую основу предложения? Иногда очень просто: подлежащее (кто? или что?), сказуемое (что делает? что сделал?). Но часто встречаются случаи посложнее.

Вывод: одна основа – простое предложение; две или больше основ – сложное.

Попробуйте определить грамматическую основу следующих предложений (ответы смотрите ниже).

1. Все понятно нам, мастерам.2. Из окошечка светлицы вдруг послышалось «ку-ку»!3. Хозяин твой и мил, и гостеприимен. 4. Каждый норовит влезть со своим предложением. 5. Деревня, где мы играли летом, была прелестным уголком.6. Вечер. Лес. Дальний путь.7. Наш город украшает замечательный парк. 8. Стремящийся к победе обязательно победит.

Если Вы справились с этой работой без ошибок, Вас можно поздравить! Если же ошибки попадались, не огорчайтесь: они для того и существуют, чтобы с ним справляться и их побеждать!

Какие же ошибки могли тут Вас подстерегать? Кто-то мог потерять подлежащее, где-то не оказалось сказуемого, в каком-то предложении вместо подлежащего втиснулось дополнение, в некоторых случаях вообще подчеркнуты члены предложения, которые не имеют ни малейшего отношения друг к другу.

Неужели это так страшно? Конечно, нет! Но, если Вы неверно находите грамматическую основу, нельзя правильно увидеть блоки, соответственно получается, что простое предложение по ошибке принимается за сложное, в сложных неверно определяется количество частей, а значит, и знаки препинания располагаются так, как им заблагорассудится.

Как же найти эту коварную грамматическую основу? Вы можете сначала найти сказуемое, потом подлежащее, можете наоборот, только помните несколько подсказок:

1) Для того чтобы найти подлежащее обязательно задайте от сказуемого двойной вопрос: кто? что? Тогда Вы вряд ли перепутаете подлежащее и дополнение.

Попробуйте так поступить, определяя подлежащее в следующих предложениях.

Раньше всех берег увидел капитан.

Перед платья украшали цветы.

Если Вы задали двойной вопрос от сказуемого, то отыскали подлежащие капитан и цветы.

2) Для того чтобы найти сказуемое, попробуйте задать вопросы: «Что происходит? Что говорится о подлежащем? Каков этот предмет (подлежащее)? Что он делает? (подлежащее)»

Рассмотрите примеры. Подлежащее выделено жирным, сказуемое – курсивом.

Ученица была красивой.

На улице свежо и ветрено.

Малышам не сиделось на месте.

Замечательная игра – догонялки!

3) От перемены мест слагаемых сумма меняется. Это значит, будьте внимательны к некоторым предложениям при определении грамматической основы.

Зеленый город (односоставное назывное предложение).

Город зеленый (двусоставное предложение).

Вы уже увидели, что бывает так, когда в предложении есть только подлежащее или только сказуемое (гораздо чаще). Такие предложения называются односоставными. Работая с такими предложениями, будьте внимательны! Именно в них часто дополнение маскируется под подлежащее по смыслу. Тогда возвращайтесь к нашей первой подсказке, ставьте двойной вопрос – и все станет понятно.

Попробуйте найти грамматическую основу в этих предложениях.

Мне холодно.

Ему не спится.

Мне хочется улыбнуться.

Очень многие скажут, что в этих предложениях есть подлежащее и сказуемое, т. е. они двусоставные. Тогда могу спросить, какое подлежащее? Ответ может быть – я, он. Тогда еще один вопрос: где в этих предложениях слова Я и ОН? Их нет, есть другие формы: мне, ему. А это уже не подлежащее, а дополнение. Если поставить вопрос: кто? что? – все станет на свои места. Правильный ответ следующий: это односоставные безличные предложения. В них нет и не может быть подлежащего, сказуемое выделено курсивом.

Надеемся, что у Вас теперь будет меньше проблем при определении грамматической основы предложения!

Удачи в изучении русского языка!

Ответы к заданию.

Подлежащее выделено жирным, сказуемое – курсивом.

1. Все понятно. 2. Послышалось «ку-ку»! 3. Хозяин мил, гостеприимен. 4. Каждый норовит влезть.5. Деревня была прелестным уголком; мы играли. 6. Вечер. Лес. Дальний путь.7. Украшает парк. 8. Стремящийся победит.

Остались вопросы? Не знаете, как найти грамматическую основу?Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь.

Рассмотрим подробнее такую часть грамматической основы, как сказуемое. Проще всего, как может показаться, определить простое глагольное сказуемое. Недаром же оно так называется – простое. Значит, найти его обычно проще всех остальных типов сказуемого. Чаще всего в качестве такого сказуемого мы обнаружим глагол в изъявительном наклонении.

!!! Здесь и далее сказуемые выделяются жирным курсивом.

Солнце встало. Дети просыпаются и идут в школу. Начинается новый прекрасный день.

В данных предложениях действительно легко определяются простые глагольные сказуемые. Однако есть моменты, на которые необходимо обращать внимание при определении такого сказуемого. Оно может хитро маскироваться под составное глагольное. Постарайтесь запомнить несколько основных правил.

1. Сказуемым бывает глагол в любом времени (настоящем, прошедшем и будущем):

Послезавтра я обязательно буду читать роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина».

Мой ребенок будет учиться без усилий.

Вы непременно будете восхищаться достижениями учеников этой школы.

Не смущайтесь, что перед Вами в предложениях такие сказуемые, как буду читать, будет учиться, будете восхищаться. Да, тут сказуемое состоит из двух глаголов, НО ведь это всего лишь форма будущего времени. Сравните с формами настоящего и прошедшего времени: читаю, читал; учится, учился; восхищаетесь, восхищались.

Сегодня я читаю роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина».

Мой ребенок учится без усилий.

Вы восхищаетесь достижениями учеников этой школы.

Вчера я читал роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина».

Мой ребенок учился без усилий.

Вы восхищались достижениями учеников этой школы.

2. Сказуемым бывает глагол в любом наклонении (изъявительном, повелительном и условном).

Пускай Вас не сбивают с толку частицы, помогающие образовать формы условного и повелительного наклонения (бы, пусть, пускай, давай, давайте, да). Они не превращают простое глагольное сказуемое в сказуемое составное, однако затрудняют нам определение типа сказуемого.

Ты рассказал ей всю правду (изъявительное наклонение).

Ты бы рассказал ей всю правду (условное наклонение).

Ты расскажи ей всю правду (повелительное наклонение). Пускай она обрадуется.

3. Инфинитив (начальная форма глагола) тоже может выступать в роли простого глагольного сказуемого.

Я кататься с ледяной горки – и он за мной.

Мы работать, а они отдыхать.

4. Фразеологизм не делится на части, а является одним членом предложения.

Этот человек никогда не лезет за словом в карман.

Никиту как ветром сдуло с веранды.

Человечество постепенно сходит с ума.

Теперь перейдем к рассмотрению составного глагольного сказуемого. В нем можно выделить:

* основной компонент – глагол в начальной форме,

* вспомогательный компонент – чаще всего глагол, но может быть краткое прилагательное или причастие, наречие или наречное словосочетание, существительное, фразеологизм.

Составные сказуемые проявляют особенную склонность к тому, чтобы при разборе маскироваться под другие члены предложения, обнаруживаться не полностью или вообще теряться. Но мы и с этим разберемся! Посмотрите на некоторые подсказки.

1. Вспомогательный глагол в составном глагольном сказуемом имеет определенное значение: начало, продолжение, конец действия; возможность, желание, оценка действия. Это могут быть слова начал, перестал, мог, хотел, умел, любил, боялся, остерегался, опасался и т. д.

Я хочу хорошо сдать экзамены.

Он не боится экспериментировать.

Мы остерегаемся покупать некачественные продукты.

2. При этом основной компонент будет выражен начальной формой глагола (инфинитивом), а не другой частью речи.

Сравните.

Она стала актрисой (составное именное сказуемое).

Она стала танцевать (составное глагольное сказуемое).

3. В качестве вспомогательного компонента могут выступать краткое прилагательное или причастие, наречие или наречное словосочетание, существительное, фразеологизм, устойчивое сочетание. Значение вспомогательного компонента – возможность, желание, оценка действия.

Мы всегда рады помочь нашим ученикам (краткое прилагательное в роли связки).

Я вынуждена перенести занятия на следующий день (краткое причастие в роли связки).

Он любитель разыграть преподавателя (имя существительное в роли связки).

Охотник горел желанием выследить красавца оленя во что бы то ни стало (фразеологизм в роли связки).

 4.Оба действия должен совершать один объект (подлежащее). Подумайте, кто совершает действия, тогда Вы не перепутаете простое и составное глагольные сказуемые.

Я попросила бабушку почитать мне книжку. (Сказуемое простое глагольное, потому что просила я, а читать будет бабушка).

Я начала читать следующую главу. (Составное глагольное сказуемое, потому что именно я начала читать).

 Будем надеяться, что эти подсказки помогут Вам при синтаксическом разборе предложения и определении типов сказуемого.

Удачи в изучении русского языка!

Остались вопросы? Не ориентируетесь в типах сказуемого?Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь.

Подлежащее и сказуемое находятся в теснейших почти «родственных» отношениях – грамматических и смысловых. Сказуемое потому так и называется, что оно рассказывает, «сказывает» о подлежащем. Эти члены предложения несут основной смысл любого предложения.

Существуют ли проблемы во «взаимоотношениях» подлежащего и сказуемого? Конечно, существуют. Прежде всего, это касается составного именного сказуемого. Этот тип сказуемого, как Вы помните, состоит из глагола-связки (вспомогательного компонента) и именной части. Чаще всего в роли глагола-связки мы встречаем глагол быть. Обыкновенно в составном именном сказуемом он присутствует в прошедшем времени: был, была, было, были. Например: Отличительной особенностью профессора была его любовь к своему предмету.

!!! Здесь и далее сказуемое выделено жирным курсивом.

В настоящем времени глагол-связка практически всегда опускается и подлежащее остается с именной частью сказуемого. Например: Время – лучшее лекарство.

Иногда все же мы можем встретить глагол быть в настоящем времени. Как правило, это черта научной, книжной речи. Например: Сказуемое есть один из главных членов двусоставного предложения.

В обычной, разговорной речи глагол-связка быть опускается. Наверное, никому не придет в голову сказать что-нибудь вроде «Я есть ученица средней школы». Но глагол-связка не любит исчезать бесследно, часто он оставляет своего заместителя. В роли такого заместителя мы можем увидеть тире. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если глагол-связка отсутствует, но иногда перед сказуемым встречаются другие слова, которые могут «дружить» или «не дружить» с тире. Запомните несколько подсказок.

1. «Дружат» с тире такие слова, как это, вот, значит. Если Вы их увидели перед именной частью сказуемого, смело ставьте тире.

Современные дети – это очень любознательные существа.

Мелкий зимний дождь – вот сущее бедствие нашего времени.

Любить – значит понять и простить.

2. «Не дружат» с тире такие слова: как, что, словно, будто, точно, не. Если Вы их увидели перед именной частью сказуемого, помните, именно они заняли место глагола-связки, поэтому тире в данном случае лишнее.

Голова без знаний как колодец без воды.

Человек неученый что топор неточеный.

Березки в лесу словно девушки в белоснежных сарафанах.

Детские глазенки будто черные бусинки.

Сосны точно большие свечки.

Сердце не камень.

Тире – очень важный, многоговорящий знак препинания. Чтобы определить, нужно ли ставить тире между подлежащим и сказуемым в предложении, необходимо обдумать несколько моментов.

1) Смотрим, есть ли глагол-связка (!!! в любом времени). Если есть, тире не ставим.

Собака была его лучшим другом (глагол-связка в прошедшем времени).

Собака есть его лучший друг (глагол-связка в настоящем времени).

Собака будет его лучшим другом (глагол-связка в будущем времени).

Сравните: Собака – его лучший друг (глагол-связка отсутствует).

2) Если нет глагола-связки, смотрим, есть ли перед именной частью слова-друзья или слова-враги для тире. Если мы видим слова это, вот, значит, тире ставим. Если увидели слова как, что, словно, будто, точно, не, тире не нужно.

3) Что еще может помешать поставить тире между подлежащим и сказуемым? Это вводные слова, наречия и несогласованный второстепенный член предложения, относящийся к сказуемому. Они могут стоять между подлежащим и сказуемым, заменяя собой тире.

Совместные усилия ученика и преподавателя, безусловно, путь к успеху.

Необдуманное решение всегда рискованный шаг.

Павлик для вас любимый ученик.

4) Определяем, чем выражены главные члены предложения. Тире ставится, если в роли подлежащего и сказуемого мы видим имя существительное в именительном падеже, имя числительное и глагол в неопределенной форме (инфинитив). Если один из главных членов предложения выражен другой частью речи (прилагательным, местоимением, наречием), тире не ставим.

Я лучший ученик в классе (местоимение и существительное).

Павлик – лучший ученик в классе (существительные в именительном падеже).

Дважды два – четыре (числительные).

Оправдывать безделье – дело неправильное (инфинитив и существительное в именительном падеже).

Эта девочка красивая (существительное в именительном падеже и прилагательное).

5) Последняя трудность. Порядок подлежащего и сказуемого. Если сказуемое выступает перед подлежащим (обратный порядок членов предложения), тире не ставится.

Обязанность каждого человека быть вежливым.

Главная задача искусства заставлять задуматься.

Наверное, некоторые из Вас испугались довольно большого количества правил, на которые необходимо обращать внимание при постановке тире между подлежащим и сказуемым. Действительно, это непростой момент в русском языке. И при сдаче ЕГЭ все-таки нужно эти правила знать.

Но очень хочется добавить, что тире – замечательный знак препинания, это любимый авторами знак, потому что автор может ставить этот знак там, где хочет что-то выделить и подчеркнуть. И тогда правила отступают.

Вы – самые замечательные ученики!

Репетитор – не просто преподаватель.

Цель каждого человека – быть счастливым!

Удачи вам в русском языке!

Остались вопросы? Не умеете ставить знаки препинания между подлежащим и сказуемым?Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь

ege100bal.blogspot.com