"Слово о полку Игореве": анализ. "Слово о полку Игореве": краткое содержание. Год написания слово о полку игореве


В каком году написано "Слово о полку Игореве"? (год написания, дата создания) |LITERATURUS: Мир русской литературы

"Слово о полку Игореве".Художник Н. Гончарова
"Слово о полку Игореве" - выдающий памятник древнерусской литературы, созданный неизвестным автором на рубеже XII-XIII веков.

Известен ли год написания "Слова о полку Игореве"? Какова предположительная дата создания "Слова"? 

Ниже представлено мнение исследователей о том, в каком году было написано "Слово о полку Игореве".

В каком году было написано "Слово о полку Игореве"?

Мнение Д. С. Лихачева:

"„Слово о полку Игореве“ написано вскоре после событий похода Игоря. Действительно, события, случившиеся в конце или после 1187 г., не отразились в „Слове“. В частности, „Слово“ в числе живых „князей наших“ называет умершего в 1187 г. Ярослава Осмомысла.

Но „Слово“ не могло быть написано и ранее 1187 г., так как оно заключается „славой“ „молодым“ князьям — в том числе и Владимиру Игоревичу, только в 1187 г. вернувшемуся из плена. Таким образом „Слово“ написано в 1187 г."

(Лихачев Д. С. "Слово о полку Игореве": (Историко-литературный очерк) // Слово о полку Игореве / АН СССР; Под ред. В. П. Адриановой-Перетц. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950. — С. 229—290.)

Мнение А. А. Горского:

"Величайшее произведение древнерусской литературы — «Слово о полку Игореве» — не донесло до нас ни имени своего создателя, ни даты своего появления. В настоящее время не вызывает сомнений, что поэма была создана вскоре после описанных в ней событий. Всякий поиск более точной датировки в силу отсутствия прямых данных остается гипотетичным. <...>

В советской науке сейчас можно выделить 4 точки зрения относительно даты создания «Слова», изложенные с развернутой аргументацией: 1) 1185 г.; 2) 1187 г.; 3) 1194—1196 гг.; 4) 1198—1199 гг. <...>

...существующие точки зрения на время написания «Слова» не представляются достаточно убедительно обоснованными. Нижней датой написания поэмы (в дошедшем до нас виде) можно считать время возвращения из плена Владимира Игоревича (август — сентябрь 1188 г.). Верхней датой представляется смерть Всеволода Святославича, которому в поэме провозглашается слава (май 1196 г.).

Дату эту можно снизить, исходя из того, что половцы во время написания «Слова» должны представлять значительную опасность, — нельзя не считаться с искренностью призыва автора к защите от них Русской земли. За 1194—1196 гг. сведений о военных действиях против половцев нет. Следовательно, «Слово» было, скорее всего, написано между 1188—1193 гг. <...>

Таким образом, вряд ли есть основания видеть в дошедшем до нас тексте «Слова о полку Игореве» намеки на какие-либо события, происшедшие позже середины 1188 г., и относительно времени создания поэмы могут быть высказаны два предположения:1) «Слово» было создано целиком осенью 1188 г.;2) «Слово» было создано в 1185 г., а в 1188 г., после возвращения из плена Владимира Игоревича и Всеволода Святославича, в него были включены диалог Кончака и Гзака и провозглашение «славы» молодым князьям."

(Горский А. А. Проблема даты создания "Слова о полку Игореве" // Исследования "Слова о полку Игореве" / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1986. — С. 29—37.)

***

Таково мнение исследователей о том, в каком году было написано "Слово о полку Игореве", что известно о годе написания "Слова", его предположительной дате создания.  

www.literaturus.ru

Слово о полку Игореве | ЧТО ОЗНАЧАЕТ

Слово о полку Игореве — памятник древнерусской литературы

«Слово о полку Игореве» — памятник древнеславянской литературы, историческое произведение, в котором повествуется о неудачном походе Новгород-Северского князя Игоря против половцев, дается описание политического положения Киевской Руси ХII века, активно пропагандируется идея единства Руси ради защиты Отечества от врагов, критикуется эгоизм и своекорыстие удельных князей, ослабляющие древнерусское государство

«Слово о полку Игореве» написано в Киеве в 1185 году

Краткое содержание «Слова о полку Игореве»

«Слово о полку Игореве» (перевод Н. Заболоцкого) имеет вступление, в котором автор упоминает Бояна — славного певца и сказителя о былых победах русичей. В первой части, состоящей из 20 глав, рассказывается о походе Игоря. Во второй части, имеющей 17 глав, автор говорит о разобщенности князей. Третья (8 глав) посвящена «плачу Ярославны» и побегу Игоря из плена

История «Слова о полку Игореве»

«Слово о полку Игореве» создано в Киеве в 1185 году. Рукопись произведения распространилась по всей Руси. Ей подражали современники; писатели ХIII века; цитировали в начале XIV-го; использовали, как образец, создатели повести о победе над Мамаем. Но затем рукопись затерялась и только в 1792 году была обнаружена в Ярославле в старинном сборнике. 20 лет учеными изучалась поэма, но во время пожара в Москве в 1812 году она сгорела. К счастью, с неё успели снять копию и опубликовать типографским способом в 1800 году.

Уровень культуры и образованности автора «Слово» поразил ученых XIX века до такой степени, что появились сомнения в его подлинности. «Слово о полку Игореве» называли кустом роз на ржаном поле. Однако тщательный анализ языка поэмы и имеющихся в ней половецких слов, произведенный лингвистами, показал, что русский язык «Слова» — подлинный язык XII века, а половецкие включения в текст «Слова», относились к вымершему тюркскому языку, ставшему известным ученым (благодаря находке в библиотеке поэта Петрарки латинско-половецко-персидского словаря) только в середине XIX века, уже после гибели рукописи «Слова».

Историческая основа «Слова о полку Игореве»

Князь Игорь и его воины

В ХI-ХII веках единое раннефеодальное государство Киевская Русь распалось на ряд мелких княжеств: Полоцкое, Смоленское, Волынское… В том числе обособилось от Киева Черниговское княжество. В 1140-1150 годах от него отделилась Северская земля с Новгородом на Десне, Путивлем, Рыльском, Курском на Сейме и Донцом (близ современного Харькова). В 1178 году князем Северским стал пра-правнук знаменитого киевского князя Ярослава Мудрого Игорь Святославич. Было ему тогда 28 лет. В те времена русичи и степняки-половцы не считали друг друга исконными врагами. Они периодически то воевали друг с другом, то заключали союзы — политические и даже кровные (Ярослав Черниговский был зятем половецкого хана Кончака). Вот и Игорь не видел крамолы в сотрудничестве с ними. В 1180 году он вместе с половцами воевал со Смоленским князем Давыдом Ростиславичем, затем с ханами Кончаком и Кобяком отвоевал киевский престол для Святослава Всеволодича, изгнав князя Рюрика Ростиславича. Рюрик не успокоился и разбил половцев, которыми командовал Игорь. «Игорь же видев Половце побежены, и тако с Кончаком вскочивша в лодью, бежа на Городец к Чернигову». А в 1183 году Игорь уже выступал против половцев. В тот год князья Киевский, Переяславский, Волынский, Галицкий со своими войсками разбили хана Кобяка в битве на реке Орели близ днепровских порогов. Игорь не участвовал в походе, но узнав о поражении половцев, предпринял вместе с братом Всеволодом удачный поход на половецкие становища по реке Мерлу, недалеко от города Донца.В 1185 году хан Кончак организовал масштабный поход на Русь, задействовав даже осадную артиллерию, но 1 марта потерпел поражение от киевских князей Святослава и Рюрика на реке Хорол, взявших большую добычу конями и оружием. В апреле Святослав одержал еще одну победу над половцами: было захвачено много пленных и коней. Игорь позавидовал удачам киевского князя и будто бы сказал своим боярам: «А мы что же, не князья, что ли? Пойдем в поход и себе тоже славы добудем!»

Поход князя Игоря на половцев. Кратко

  • 1185, 23 апреля — Игорь выступил в поход
  • 1185, 13 апреля — Дата выступления Игоря по другим источникам

    Основой его войска был собственный полк и полк Всеволода из Курска: две дружины, полностью закованных в латы. Были ещё три полка легкой кавалерии, которыми командовали его сын Владимир путивльский, племянник Святослав Рыльский, галицкий князь Владимир Ярославич. В состав войска входил так же полк черниговского воеводы Ольстина Олексича

  • 1185, 1 мая — войско Игоря подошло у рубежам Степи и стало свидетелем солнечного затмения. Игорь пренебрег знамением и двинулся дальше
  • 1185, 10 мая — полкам Игоря повстречалось первое половецкое кочевье, мужское население которого от мала до велика заслонило собою кибитки, но было разбито
  • 1185, 11 мая — войско Игоря встретилось у реки Каяла, где-то в Азовских степях, с основными силами половцев

    Кончак схитрил. Сделав вид, что отступает, он увлек далеко в степь часть войска игоря во главе с Владимиром, Святославом и воеводой Олексичем. Раздробленное войско Игоря три дня рубилось с половцами (самая длительная битва русских с кочевниками. Куликовская битва и то продолжалась 9 часов), но было побеждено. Игорь и несколько князей и бояр попали в плен. За Игоря был назначен огромный выкуп — 2000 гривен — годовой доход Смоленского княжества, но…

  • 1186, май — Игорь с соратниками сумел убежать из плена. Спустились к морю, и по Дунаю вернулись домой.
  • 1185, лето — разгромив Игоря, половецкие силы двинулись на Русь

    В те трагические дни особенно ярко проявилась феодальная раздробленность Руси. «Князья неохотно выступали против половцев. Ярослав Черниговский собрал войска, но не двигался на соединение со Святославом (киевским). Давыд Ростиславич Смоленский привел свои полки на Киевщину, но стал в тылу киевских полков, у Треполя, в устье Стугны, и отказывался выступать далее. А в это время Кончак осадил Переяславль; князь Владимир едва вырвался из боя, раненный тремя копьями. «Се половьци у мене, а помозите ми!» — послал он сказать Святославу. Святослав же и его соправитель Рюрик Ростиславич не могли немедленно двинуть свои силы, так как Давыд Смоленский готовился к возвращению домой. Пока шел этот недостойный торг с Давыдом, Кончак напал на Римов на Суле и половцы изрубили или полонили всех его жителей. Когда же соединенные полки Святослава и Рюрика форсировали Днепр, чтобы отогнать Кончака, Давыд ушел от Треполя и повернул вспять свои смоленские войска (Б. Рыбаков «Мир истории»)

  • 1187 — брак сына Игоря Святославича Владимира с дочерью хана Кончака Свободой (была крещена в православие под именем Настасья)

Рассказывая о недостойном поведении князей перед опасностью иноземного завоевания, автор «Слова о полку Игореве» говорит о том, как стонет Русь, потому что «теперь стоят стяги Рюрика, а рядом — его брата Давыда, но по-разному развеваются их бунчуки, но по-разному поют их копья»

Автор «Слова о полку Игореве»

Автор «Слова о полку Игореве» неизвестен. Анализируя текст «Слова» ученые пришли к выводу, что он был не только поэтом, но образованейшим человеком, глубоко знавшим историю Руси, и скоре всего был свидетелем событий 1185 года.

Возможно автор «Слова», находясь при князе Святославе, провел это грозное лето 1185 года в стане русских войск между Каневом и Треполем, между Росью и Стугной, был свидетелем и приезда гонцов из осажденных городов, и рассылки гонцов за новыми «помочами», и трусливого вероломства Давыда под Треполем на Стугне… Ведь в этом разделе «Слова о полку Игореве» нет ни одного факта, который выходил бы за хронологические рамки тех нескольких месяцев, когда Святослав и Рюрик держали оборону на Днепре. Автор глубоко сожалел о гибели русских и не мог удержаться от горьких упреков в адрес Игоря. Игорь не герой «Слова», а лишь повод для написания патриотического призыва к единению

.

Исследователи «Слова о полку Игореве» предлагали в авторы его очень разных людей

  • Галицкого премудрого книжника XIII века Тимофея
  • Тимофея Рагуйловича
  • Словутного (галицкого) певца XIII век Дмитрия
  • Тысяцкого Рагуила Добрынича
  • Неведомого придворного певца киевской княгини Марии Васильковны
  • «милостника» великого князя Святослава Всеволодовича летописного Кочкаря
  • Беловолода Прословича — воеводы князя Игоря
  • Черниговского воеводу Ольстина Олексича
  • Сафрония-рязанца — автора «Задонщины» (повести о победе над Мамаем)

Но все кандидатуры были по тем или иным причинам отвергнуты

«Он был худым, смуглым, с обострённым слухом и зрением; не любил жару, плохо переносил зной; был склонен к суевериям, придавал большое значение ужасам природы; но мыслил ясно, твёрдо – от факта, от реального события; любил тень, ветер,грозу, воду и поэзию воды. Человек высокого происхождения, охотник, ловчий, или «хоти» (оруженосец). Гражданин. Патриот.Когда он писал «Слово», он был уже в летах (хотя и полон физических сил): этика того времени не позволила бы юноше так обращаться к старшим по возрасту и положению; утонувшего Ростислава он называет юным, Бориса – молодым. Самый точный его портрет: человек с ястребом или соколом на плече, но крыло птицы закрывает его лицо…» (Поэт Игорь Шкляревский)

Ещё статьи

  • События истории Киевской Руси
  • Крещение Руси
  • История династии Рюриковичей
  • chtooznachaet.ru

    Кто написал "Слово о полку Игореве? Тайна памятника древнерусской литературы

    Один из величайших памятников древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве». Множеством тайн окутано это произведение, начиная с фантастических образов и заканчивая именем автора. Кстати, до сих пор автор «Слова о полку Игореве» неизвестен. Как ни пытались исследователи выясните его имя – ничего не удалось, рукопись хранит свой секрет и в наши дни.

    Мы не будем говорить об истории нахождения рукописи, о роли А. Мусина-Пушкина, А.С. Пушкина, Н. Карамзина и других исследователей в восстановлении, переводе и опубликовании древнего памятника литературы, а перейдем сразу к важнейшему вопросу о том, кто написал «Слово о полку Игореве.

    Начиная анализировать произведение, исследователи особое внимание уделяли зачину – в нем появляется образ Бояна-сказителя, древнего мифического певца, который восславлял героические походы князей, «растекашись мыслею по древу», хвалебными словами воспаряя «сизым орлом под облакы». В отличие то общепринятых канонов чествования героев, тот, кто написал «Слово о полку Игореве», отходит от традиций и своими словами рассказывает о событиях, произошедших на Руси после правления Владимира Красно Солнышка. Сказитель позволяет себе вводить лирические отступления, в которых рассказывает о своих внутренних чувствах и мыслях, гармонично вписывая их в характеристику образов и происходящих событий.

    Мифические персонажи, животных, поле битвы, пиры, слово Святослава и плач Ярославны - поэт удивительным образом словно бы одушевляет и наделяет характерами эти образы. Они становятся самостоятельными персонажами, что лишний раз доказывает – тот, кто написал «Слово о полку Игореве» страстно любит родину и переживает за ее будущее. В связи с этим особое внимание нужно уделить образу князя Игоря, центральному персонажу, походу которого и посвящено произведение.

    Поход на половцев 1185 года закончился неудачей, и автор-певец скорбит над потерей княжеского войска у Каялы-реки, невольно сравнивая эту битву со сражениями князя Олега, деда Игоря – постоянные усобицы, смерть князей и воинов, княжеские ссоры – все это привело к печальному результату.

    Особенность языка сказителя переносит нас в прошлое, и мы видим события его глазами – вопрос о том, кто написал «Слово о полку Игореве», становится уже не столь важным. Игорь, отстаивая интересы родины и желая снискать еще большую славу, практически в одиночку отправляется в поход на половцев. Он не обращает внимание на дурные приметы (затмение, клич Дива), бросается в битву и попадает в плен. Храбрый, смелый, отчаянный воин - такова характеристика Игоря.

    «Слово полку Игореве» своим сюжетом опирается на Ипатьевскую и Лаврентьевскую летописи, но это ни в коем случае не говорит о том, что его автор был историк. Наоборот, академик Лихачев утверждает, что автор, кто написал «Слово о полку Игореве», вовсе не летописец, не историк, а грамотный, начитанный человек, которому не чужда судьба всего государства.

    Так или иначе, «Слово о полку Игореве» - великолепный памятник исторической художественной литературы, загадки которого еще не разгаданы до конца.

    fb.ru

    Создатель «Слова о полку Игореве» написал свое произведение в 1185 году

    В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное великим князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, после его смерти стало разъединяться на многие княжества и приходить в упадок. Киев сохранял древние традиции своей доблести, он славился историческими преданиями, могилами прославленных князей, начиная с Олега. Киевский князь носил звание «великого князя». Разделение страны на мелкие княжества сопровождалось кровопролитными междоусобицами князей, желавших захватить наиболее богатые земли. В это время половцы близко подошли к южным границам Руси. В 80 - х годах XII века князь Святослав Всеволодович, собрав русских князей и их дружины, сразился с половцами. Они были отброшены в степи. Но в 1185 году князь Игорь Новгород - Северский, собравший небольшое войско, пошел в поход на половцев. Княжеская дружина была разбита, а сам князь был взят в плен. Благодаря этому событию, половцы, почувствовавшие разобщенность русских князей, стали совершать частые набеги на Русь. Своим походом Игорь открыл путь половцам на родную землю.

    «Слово о полку Игореве» является историческим памятником древнерусской литературы. Это величайшее произведение своего времени. «Словом о полку Игореве» нам с большой точностью передан образ Древней Руси. В него входят характеры русских людей, описания природы, мирного труда. Главным чувством, волновавшим автора «Слова о полку Игореве», была любовь к Родине, к русской земле, к народу. Автор скорбит о разъединении Великой Руси. Он - великий русский мыслитель - рисует разные слои народа XII века. Он противопоставляет их смелость, доблесть, и трудолюбие стремлению князей к обособлению. Младшие дружинники, куряне им описаны как «сведоми къме - ти», воины - богатыри черниговцы «бес щитовъ съ засапожника кликомъ плъкы побеждають, звонячи въ пра - деднюю славу». В «Слове о полку Игореве» описаны страдания простого народа от набегов половцев.

    В первой части произведения описывается выступление князя Игоря Новгород - Северского в поход против половцев. Это произошло в 1185 году. Игорь хочет избавить Русь от ее давних врагов. В день выступления происходит солнечное затмение. Несмотря на это зловещее предзнаменование, несмотря на все опасности, которыми грозит степь, князь Игорь не изменяет своего решения. Он остается тверд в своей воле. В Путивле к князю Игорю присоединяется князь Черниговский Буй - Тур Всеволод. В «Слове о полку Игореве» он описывается как великий воин: «Куда ты, Тур, поскачешь, посвечивая своим золотым шлемом, там лежат поганые половецкие головы».

    С объединенными силами своего войска и Буй - Тур Всеволода князь Игорь вступает на половецкую землю. Все здесь ему враждебно: и степь, и птицы, и звери. Но Игорь решителен, как и его войско. Они, «к славной изготовившись борьбе, добывая острыми мечами князю славы, почестей себе», идут дальше, на битву с половцами.

    В первый раз, «на рассвете, в пятницу, в туманах», русское войско побеждает половцев, взяв много золота, шелков, драгоценных камней. Игорь думает, что половцы побеждены, разбиты полностью, и решает идти дальше. Но половцы только надломлены. Они ушли в степь, и собирают новое войско, больше прежнего. Огромная орда надвигается на лагерь Игоря, где он остановился на ночлег. Игорь и Буй - Тур Всеволод предчувствуют тяжелую битву. Любой бы на их месте отступил, но они решают сразиться с половцами, во много раз превосходящей их силой. На утро сама природа предвещает тяжелую развязку:

    Ночь прошла, и кровяные зори

    Возвещают бедствие с утра.

    Туча надвигается от моря

    На четыре княжеских шатра.

    Столкнулись две огромные силы в битве, какой еще не было. С огромным мужеством и отвагой сражались русские войска. Во время боя проявляется ратная доблесть Буй - Тур Всеволода. Со своими полками он стоял в обороне. Лишь на третий день пали Игоревы знамена. Половцы одолели русское войско своим несметным количеством. Много русских воинов полегло в той битве. Самого князя Игоря Новгород - Северского половцы взяли в плен. После описания неудачного похода Игоря и его дружины в «Слове о полку Игореве» описана печаль, горе всего русского народа, русской земли. Разгром русского войска приободрили половцев. Их набеги на Русь стали бесчисленными. Остановленные Святославом, отцом Игоря и Всеволода, они вновь пошли на Русь. Разлилась печаль по русской земле: «...стонет Киев над горою, тяжела Чернигову напасть». Половцы стали собирать дань с городов « по белке со двора». Вторая часть произведения посвящена Святославу Великому. Он описывается как умный, рассудительный правитель и полководец. Он не одобряет поступков Игоря и Всеволода. Святослав понимает, что это привело к учащению набегов половцев на Русь.

    Святославу снится сон. Он воспринимает его как предзнаменование. Великий киевский князь собирает бояр, чтобы истолковать этот сон. Бояре отвечают ему, что главный смысл сна в том, что два сына Святослава с небольшим войском, отправившись на половцев, потерпели неудачу. Благодаря этому толкованию, Святослав приходит к мысли, что половцев можно победить только общими силами. Эту мысль он выражает в «золотом слове». В него вложен призыв объединить свои силы ко всем князьям на Руси: Ярославу Осмомыслу, Всеволоду Суздальскому, Мстиславу, Буй Роману, Ингварю. Святослав призывает прекратить все распри между собой, иначе половцев не победить, призывает защитить Русь от врагов, отомстить за Игоря и Всеволода.

    Затем автор рассказывает о возвращении Игоря Новгород - Северского из половецкого плена. В Путивле горюет жена Игоря, Ярославна. Она обращается к Ветру, Днепру и к Солнцу с просьбой помочь Игорю бежать из половецкого плена. В лице Ярославны автор изображает всю Русь, страдающую от бесчисленных набегов половцев. И, словно услышав этот призыв, Игорь с помощью Овлура вырывается из позорного заточения. Загнав коня, он добирается до Донца. В своей речи Игорь обращается к нему, как к великой реке: «О река. Немало в тебе величья!». Он обращается к Донцу как к первому вестнику встречи с Русью, которая представляется ему единой, неделимой Родиной. В погоню за князем скачут Гзак и Кончак, но она оканчивается безуспешно. Половцы доезжают до Донца и не находят там Игоря. Все произведение заканчивается ликованием радости, смелости, веселья по случаю возвращения князя Игоря. Главная идея «Слова о полку Игореве» в том, что вся Русь должна быть единой, а не разделенной на множество мелких княжеств. Такая раздробленность неизбежно приводит сильное государство к неминуемой гибели. На примере князя Игоря Новгород - Северского показано, что поодиночке крупного врага не победить. Это можно сделать только общими силами. «Слово о полку Игореве» оказалось пророческим произведением. Оно предсказало дальнейшее историческое развитие России в последующую эпоху.

    www.rlspace.com

    Кто автор Слово о полку Игореве?

    Автор произведения «Слово о полку Игореве» неизвестен. «Слово о полку Игореве» (полное название «Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова») — известнейший памятник древней русской литературы — описывает неудачный поход на половцев новгород-северского князя Игоря Святославича в союзе с Всеволодом, Владимиром и Святославом Ольговичем (1185 г.). По времени написания «Слово» относят к 1187-1188 году. Публикуется в следующих вариантах: 1. оригинальный древнерусский текст в современной орфографии; 2. прозаический перевод на русский язык; 3. поэтический перевод В.А.Жуковского; 4. поэтический перевод Н.Заболоцкого.

    Древнерусский текст «Слова» разбит на абзацы и ритмические единицы. Этой разбивки в подлинной рукописи «Слова» не было, т.к. в русских рукописях XI-XVII веков текст (в том числе и поэтический) писался в сплошную строку.

    Также стоит отметить, что многие историки считают данное произведение подделкой 15-18 века.

    «Слово о полку Игореве» история произведения

    Один из списков «Слова», относящийся, вероятно, к ХVI в., был обнаружен в начале 90-х гг. ХVIII в. собирателем русских древностей графом А.И.Мусиным-Пушкиным. Если доверять его словам, он купил «Слово о полку Игореве» вместе с многими другими рукописями у бывшего архимандрита закрытого к тому времени Спасского монастыря в Ярославле — Иоиля Быковского. Впрочем, многие говорили, что Мусин-Пушкин, пользуясь своим положением обер-прокурора Святейшего Синода Русской церкви, попросту их конфисковал. Ещё до издания «Слова» (первые сведения о нём были опубликованы в 1792 г.) многие знатоки русской старины, историки и филологи, высказывали сомнения в древности и подлинности памятника, относя его создание к ХV или ХVI в., а то и считая позднейшей подделкой.

     Уже после исчезновения рукописи (единственный известный науке средневековый список «Слова» погиб в огне московского пожара 1812 года) «Слова» А. И. Мусин-Пушкин в письме к К. Ф. Калайдовичу от 31 декабря 1813 года впервые назвал Иоиля Быковского, архимандрита ликвидированного в 1788 году Спасо- Преображенского (Ярославского) монастыря, прежним владельцем рукописи: «В последние годы находился он в недостатке, а по тому случаю комиссионер мой купил у него все русские книги, в числе коих в одной под N 323, под названием Хронограф, в конце найдено «Слово о полку Игореве».

     «Слово о полку Игореве» краткое содержание

    Начинается рассказ со вступления, а именно обращения к великому певцу прошлого времени Бояну. Герой Игорь отправляется в поход, а в это время случается солнечное затмение. В пути приходится ему нелегко, тьма преграждает путь. Начинается гроза, слышен и рев зверей, и звон телег, и крик птиц над головою. Вот она Русская земля! На утро русские одерживают победу над половцами и берут в качестве добычи золото и девушек. А на следующее утро половцы решают бросить русским вызов и начинают ответный бой. Они наступают грозной толпою под предводительством двух ханов и пытаются захватить русские земли, окружив их. Разворачивается страшная битва, которой давно свет не видывал. В бою смелее всех проявил себя брат Игоря — Буй-Тур Всеволод. Битва закончилась на с появлением сумерек, и разлучаются братья, так как Игорь попадает в плен. По всей земле русской наступило горе и печаль: «Как же так Игорь погубил все, что было отцом его Святославом Ольговичом создано». Наступает невеселое время. Святослав призывает двух потомков перестать воевать между собой.

    А на городской стене, тем временем, роняет слезы жена Игоря Ярославна. Рыдая, взывает она в своих песнях и к ветру, и к солнцу, просит Днепр-Славутич, чтобы вернул ей ее любимого. Голос ее слышится аж на самом Дунае.

    Облака образуют большую темную тучу и наступает полночь. Лежит Игорь и глаз сомкнуть не может, не приходит к нему сон. Лежит, да думу свою думает. Половчанин Овлур зовет Игоря свистом за рекой, и вот уже Игорь скачет по полям широким. Мчится он соколом под облаками и добегает к Донцу. Обращается он к нему с приветствием, а Донец отвечает. Вслед за Игорем тем временем мчатся Кочак с Гзаком. Тогда и птиц слышно не было, только змеи видились, да дятлы над головою. Гзак договаривается с Кончаком, что если сокол наметил путь на гнездо, то погубят они стрелами соколенка, то есть сына его. А Кончак отвечает, что лучше опутать его красною девою. Тогда Гзак вторит, что если опутают они красной девицею соколенка, останутся и без первого и без второго, да начнут их только птицы в поле бить.

    Солнце встает и ярко светит, князь Игорь добирается наконец до Русской земли. Там на Дунае слышны голоса девиц, доносящихся до самого Киева. Игорь князь направляется, тем временем, к Святой Богородице Пирогощей. Слава всей дружине и князьям!

    ktoikak.com

    "Слово о полку Игореве": анализ. "Слово о полку Игореве": краткое содержание

    «Слово о полку Игореве» - выдающийся памятник древнерусской литературы, написанный в 12-м веке. Чтение этого произведения по-прежнему позитивно влияет на людей, открывает перед ними новые горизонты.

    «Слово о полку Игореве». История произведения

    «Слово о полку Игореве» представляет собой литературный шедевр, произведение, созданное в Древней Руси. Это произведение было написано ближе к началу двенадцатого века, а в 1795 году было найдено графом Алексеем Ивановичем Мусиным-Пушкиным. В 1800 году оно было напечатано. Подлинник «Слова» исчез на пожаре в 1812 году, во время Великой Отечественной войны русского народа с французами.

    Краткое содержание произведения

    Анализ "Слово о полку Игореве" показывает, что данное произведение имеет композицию, вполне типичную для творений древнерусской литературы. В его составе есть зачин и основная часть, а также здравица.

    Зачин представляет собой приветствие автора читателям, а также немного раскрывает мнение автора о тех событиях, которые он будет описывать. Автор хочет рассказать все о походе князя Игоря честно, без утайки, без лишних домыслов. Образцом для него служит знаменитый артист Боян, который всегда не только следовал старинным былинам, но и поэтически воспевал современных ему князей.

    Анализ "Слово о полку Игореве" кратко показывает, что автор очертил хронологические границы повествования таким образом: он рассказывает о жизни Владимира Святославича Киевского, а потом плавно переходит к описанию жизни князя Игоря Святославича.

    Сюжет произведения

    Русское войско отправляется на борьбу с грозным противником - половцами. Перед началом похода солнце закрывает небо, начинается солнечное затмение. Любой другой житель Древней Руси пришел бы в ужас и отказался бы от своих планов, но князь Игорь не такой. Он со своим войском все равно отправляется вперед. Это произошло первого мая 1185 года. Намерения Игоря поддерживает его брат, Буй Тур Всеволод.

    Пройдя определенный промежуток пути, Игорь встречает засаду половцев. Их количество намного превышает число русских людей. Но русские все равно начинают бой.

    Игорь и Буй тур Всеволод одерживают победу в первой битве над половцами. Довольные, они позволяют себе расслабиться. Но они не видят и не ощущают, что их силы иссякли, а количество половецких войск по-прежнему превышает количество русских многократно. На следующий день половецкие войска набрасываются на русское войско и одолевают его. Многие русские воины убиты, князя Игоря берут в плен.

    По всей русской земле идет плач по убитым, а половцы, победившие в битве, торжествуют. Победа половцев над войском Игоря причинила Русской земле немало несчастий. Многие воины были убиты, а половцы продолжили дальше грабить Русскую землю.

    Святослав Киевский

    Анализ "Слово о полку Игореве", сочинение которого приписывают неизвестному автору, рассказывает о странном сне Святослава Киевского, в котором он увидел себя на заупокойной тризне. И его сон сбылся.

    Когда Святослав узнал о разгроме русских войск, то он впал в скорбь. Князь Игорь попал в плен. Он жил под надзором половцев, но однажды один из них, Лавр, предложил ему скрыться. Это было связано с тем, что половцы решили перебить всех русских пленных. Игорь согласился бежать. Под покровом ночи он оседлал лошадь и тайно проехал через половецкий лагерь.

    Он пробирался до реки Донец одиннадцать дней, а половцы преследовали его. В итоге Игорю удалось добраться до Русской земли. В Киеве и в Чернигове его встретили с радостью. Заканчивается «Слово» красивым поэтическим парафразом в адрес князя Игоря и его дружины.

    Персонажи «Слова о полку Игореве»

    Главным персонажем «Слова о полку Игореве» является, конечно, князь Игорь Святославич. Это выдающийся полководец, для которого главное – победить врага и защитить Русскую землю. Вместе с братом и со своим победоносным войском он готов на все для славы Родины.

    Кстати, если искать анализ "Слово о полку игореве", 9 класс, то можно найти его в библиотеках наших школ.

    Игорь Святославич допускает ошибку, из-за которой его войско оказывается разгромленным, русские жены остаются вдовами, а дети – сиротами.

    Киевский князь Святослав - это человек, который хочет мира и покоя для Руси, он осуждает Игоря и его брата Всеволода за поспешность в принятии решений и за ту печаль, которую они принесли Русской земле. Святослав выступает за объединение князей, за их совместное выступление против половцев.

    Образ Ярославны в произведении

    Ярославна – жена Игоря – является центральным женским персонажем «Слова о полку Игореве». Если проводить анализ "Слово о полку Игореве", плач Ярославны окажется самой выразительной частью во всем произведении. Ярославна плачет на самой высокой оборонной башне Путивля (этот город находился ближе к половецкой степи). Она говорит с природными стихиями. Силой ее слова они получают воодушевленность. Она упрекает ветер в том, что он развеял по ковылю ее веселье, обращается к Днепру и солнцу.

    Анализ "Слово о полку Игореве", краткое содержание которого вы можете почитать в статьях исследователей-лингвистов, показывает, что Ярославна вызывала у последующих поколений гораздо больший интерес, чем сам главный герой произведения, а ее Плач переводился на многие языки. Автор «Слова» считает, что Плач Ярославны оказал воздействие на природные силы, и поэтому Игорю Святославичу удалось бежать из плена. Самое знаменитое воплощение образа Ярославны - в опере А. Б. Бородина «Князь Игорь» (писалась с 1869 по 1887 год).

    Половцы в «Слове о полку Игореве»

    Главными противниками князя Игоря и русского войска в произведении являются половцы. Это жители поля, то есть бескрайней степи, Русской равнины.

    Отношения русских людей с половцами были разными, они могли дружить, могли враждовать. К 12-му веку их отношения становятся враждебными. Если провести анализ "Слова о полку Игореве", золотое слово Святослава предостерегает Игоря от дружбы с половцами. Но его отношения с половцами остаются в целом не такими уж плохими. Согласно историческим исследованиям, Игорь Святославич имел хорошие отношения с половецкими ханами Кобяком и Кончаком. Его сын даже женился на дочери Кончака.

    Жестокость половцев, которую подчеркивали все последующие историки, была не большей, чем требовали обычаи того времени. Князь Игорь, находясь в плену у половцев, мог даже исповедоваться в христианской церкви. К тому же взаимодействие русских с половцами принесло пользу и русскому народу, который не попал под влияние католической церкви. Кроме того, русские товары продавались на половецких рынках, например, в Трапезунде и в Дербенте.

    Исторический фон «Слова о полку Игореве»

    Анализ "Слово о полку игореве" показывает, что это произведение создавалось в те годы, когда Русь была разделена на отдельные части.

    Значение Киева как центра Русской земли к тому времени почти исчезает. Русские княжества становятся отдельными государствами, и обособление их земель закрепляется на Любечском съезде в 1097 году.

    Договор, заключенный между князьями на съезде, был нарушен, все крупные города стали стремиться к самостоятельности. Но немногие замечали, что Русь нуждается в защите, что враги уже подходят со всех сторон. Поднялись половцы и стали воевать с русскими людьми.

    В середине 11-го века они уже представляли собой серьезную опасность. "Слово о полку Игореве", анализ которого мы пытаемся провести, представляет собой рассказ о трагическом столкновении русских и половцев.

    Русские не могли эффективно противостоять половцам по той причине, что никак не могли договориться с ними. Постоянные дрязги ослабляли мощь некогда великого Русского государства. Да, в это время на Руси происходил экономический подъем, но он нивелировался из-за того, что связи между различными хозяйствами были слабые.

    В это время происходит постепенное налаживание контактов между русскими людьми. Русь скоро готовится объединиться в одно целое, но в это время слишком много проблемных факторов.

    Автор этого произведения пишет не только о военных действиях русских против половцев. Его восхищает красота родных степей и лесов, живописность родной природы. Если провести анализ "Слово о полку Игореве", природа в нем играет одну из главных ролей. Она помогает князю Игорю бежать из плена и вернуться в пределы Руси. Ветер, солнце и река Днепр становятся его главными союзниками на пути из половецкого царства домой.

    Подлинность «Слова о полку Игореве»

    Практически сразу после того, как «Слово о полку Игореве» было напечатано, стали появляться сомнения в его подлинности. Поскольку рукопись этого произведения сгорела на пожаре в 1812 году, то для анализа и изучения остались только первое печатное издание и рукописная копия.

    Исследователи сомневались в том, что произведение это подлинное, по разным причинам. Дело в том, что так и не удалось выяснить личность автора, во-вторых, на фоне остальных произведений той эпохи "Слово" было очень красивым, казалось нереальным, что в 12-м веке можно было такое написать.

    В 1963 году видный исторический деятель А. А. Зимин предположил, проведя анализ "Слово о полку Игореве", золотое слово Святослава в котором казалось ему подозрительным, что произведение в 18-м веке написал Иоиль Быковский, бывший тогда архимандритом Спасо-Ярославского монастыря.

    Но вскоре появились новые доказательства подлинности «Слова о полку Игореве». Неопровержимым доказательством этого стал «Codex Cumanicus», словарь половецкого языка, который был составлен в конце 13-го века. Его купил как-то великий итальянский поэт Франческо Петрарка. Известно, что в «Слове» часто встречаются заимствования из половецкого языка, то есть, половецкие слова. Эти же слова можно найти и в Codex Cumanicus. Достоверно известно, что половецкий народ как таковой перестал существовать уже в Средние века. Поэтому и фальсификации в этом случае не может быть. Уже в восемнадцатом веке никто на Руси половецкую речь не знал, поэтому и вставить половецкие слова в текст произведения не мог.

    Анализ "Слово о полку Игореве", золотое слово о котором некогда сказал академик Лихачев, с помощью Codex Cumanicus принес неоценимый вклад в исследование русской литературы. Подделать Codex Cumanicus тоже было невозможно: дело в том, что этот словарь был завещан Петраркой в 1362 году собору Сан-Марко в Венеции, где он и хранился до 1828 года. В этом году немецкий востоковед Юлиус Генрих Клапрот нашел эту книгу и опубликовал. А во второй половине девятнадцатого века с Codex Cumanicus ознакомились русские востоковеды.

    Место написания «Слово о полку Игореве»

    Анализ "Слово о полку Игореве" говорит о том, что это произведение наполнено любовью к Русской земле и ее народу. Место написания этого произведения – это, скорее всего, Новгород. И создавал его новгородец. Об этом можно судить по диалектным словечкам, которые попадаются в «Слове», и которые тогда употребляли в Новгороде. Это такие слова, как «карна, Осмомысл, харалужный, Гореславич».

    "Слово о полку Игореве" - анализ этого произведения явно указывает на то, что автор родом из Новгорода. Он упоминает город Дудутки, который тогда находился вблизи Новгорода. Денежные единицы, которые упоминает анализ "Слово о полку Игореве", ногата и резана, исследователи находят только в одной из древнейших летописей – в Новгородской. В Ипатьевской и Лаврентьевской летописях таких слов нет. Отчества Гореславич и Осмомысл, упоминаемые в «Слове о полку Игореве», тоже были найдены исследователями в новгородских рукописях и берестяных грамотах.

    Северное происхождение автора «Слова» подтверждается и тем, что в сочинении упомянуто северное сияние. С его помощью Бог показал князю Игорю, как добираться домой из плена. Вероятно, автор «Слова» бывал за Полярным кругом и видел там северное сияние.

    Изучение "Слова о полку Игореве"

    "Слово о полку Игореве", анализ которого очень интересен для всех читателей этого литературного произведения, проводится с конца восемнадцатого века, то есть, с того времени, когда рукопись была найдена графом Мусиным-Пушкиным. Сначала со "Словом" было трудно работать. Во-первых, его надо было перевести. Во-вторых, нужно было истолковать все непонятные места, все трудные метафоры. Особенно много выдающихся ученых занимались изучением «Слова» в советское время, среди них - академик А. Лихачев и О. Творогов. Они стремились восстановить первоначальный вариант «Слова» и дать ему правильную интерпретацию.

    Изучение «слова о полку Игореве» в школе

    «Слово о полку Игореве» уже давно изучается в средней школе и в вузах. Его изучением занимаются 7, 8, 9 классы. Для лучшего изучения произведения используются разные средства, в том числе и диск, на котором запечатлен сюжет древнерусского произведения. На изучении «Слова» специализируется Ярославский музей-заповедник, и у школьников есть возможность ознакомиться с различными материалами, связанными с этой темой.

    Загадки произведения

    Несмотря на то, что «Слово о полку Игореве» изучалось тщательно и долго, в тексте произведения по-прежнему исследователям понятно далеко не все.

    Анализ "Слова о полку Игореве", природа которого так до конца и не объяснена, по-прежнему показывает, что еще нужно исследовать многое. Так, непонятно, писал ли автор "Слова" об обычных животных, или имелись в виду половцы, которые имели названия животных-предков. До сих пор неясно, почему князь Игорь посетил Пирогощую церковь в Киеве. Все эти загадки по-прежнему ждут своих исследователей.

    fb.ru

    Кто написал «Слово о полку Игореве»

    Гениальный общий литературный памятник русского, украинского, белорусского народов — «Слово о полку Игореве» — был открыт случайно в 1795 году собирателем русских древностей Мусиным- Пушкиным. Высокие художественные достоинства «Слова» послужили поводом к тому, что некоторые ученые усомнились в подлинности поэмы, считали ее подделкой. После того как было найдено произведение более позднего периода «Задонщина» с явным влиянием «Слова», подлинность поэмы была доказана. Исследованием «Слова» занимался и А. С. Пушкин. Он знал весь текст наизусть, любил и ценил. На одном из диспутов в Московском университете Пушкин горячо и страстно отстаивал неподдельность поэмы. Размышляя об истории нашей словесности, Пушкин писал: «За нами темная степь — и на ней возвышается единственный памятник». Этой одинокой вершиной явилась героическая поэма «Слово о полку Игореве», написанная в конце XII века. Вместе с открытием «Слова » возник вопрос об авторе произведения. К сожалению, история не сохранила нам имени автора «Слова», но текст поэмы дает нам возможность представить себе, каким был этот человек.

    Автором «Слова» мог быть певец-сказитель. «Слово» начинается с зачина, где он вспоминает знаменитого древнего певца Бояна. «Вещий Боян» пел славу героям и, увлекаясь и фантазируя, «растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками». Новый певец обещает рассказать о печальных событиях по-иному, он не слагает славу своему герою, а повествует о жизни Руси на протяжении нескольких десятилетий — «от Старого Владимира до нынешнего Игоря». Он тонкий знаток поэзии, замечательный художник «Слова». Он вводит в текст лирические отступления, раскрывая в них свои собственные мысли и чувства. Удачно соединяет их с изображением событий и характеров. С большим мастерством применяет средства устной народной поэзии. Рассказ о том, как исполнял свои песни прославленный Боян, расцвечивает отрицательным сравнением: «Боян же, братие, не десять соколов на стадо лебедей пускал, а свои вещие персты на живые струны возлагал». Как подлинный народный поэт древнего времени, автор «Слова» отвлеченные понятия представляет как бы живыми суще ствами: «Завопила Карна, и скорбная Жля поскакала по русской земле, раскидывая огни в пламенном роге». Наряду с точными эпитетами — серый волк, чистое поле, черный ворон — встречаются метафорические: железные полки, золотое слово и т. д. Битва изображается в символических картинах то посева, то свадебного пира, то молотьбы.

    Богатством и разнообразием отличаются в поэме интонации автора и его героев. Речь Игоря эмоциональна, близка к разговорной: «Лучше быть убитыми, чем полоненными». Искренна и задушевна речь Всеволода: «Один брат, один свет светлый ты, Игорь! Оба мы Святославичи».

    Пушкин, восхищаясь красотой «Слова», считал, что ни в одном произведении XVIII века нет «столько поэзии, сколь находится в плаче Ярославны, в описании битвы и бегства» Игоря. Автором «Слова», безусловно, был участник похода, который убежден, что выступать против степных кочевников надо не мелкими отрядами — пусть даже очень храбрыми! — а объединенными силами. Свою тревогу автор передает через олицетворения окружающей природы. Почему «солнце тьмою застилало ему путь; ночь стонала грозою»? Нарастают зловещие признаки: «хищные птицы сторожат по дубам, ожидая кровавой добычи; волки накликают по оврагам грозу». Усиливают тревогу восклицания: «Русская земля! Ты уже за холмом!» Он подробно описывает дружину Игоря и Всеволода, в бою она «ищет себе чести, а князю — славы». Как былинный герой Илья Муромец, самозабвенно и доблестно бьется Всеволод с половцами. Он — «ярый тур» — символ мужества.

    Автор, явный противник княжеских усобиц и поборник мира, с горестью вспоминает о тяжелых Олеговых временах, когда из-за раздоров «сокращалась жизнь человеческая». В «Слове» даны картины мирного труда, то жатвы, то ремесла. Противопоставляя эти картины описанию междоусобных войн и набегов половцев, автор «Слова» подчеркивает этим, что он стоит за мир, проводит идею защиты мирного труда. Он негодует на князей, которые своими усобицами нарушают этот труд и ввергают в бедствия народ.

    Но прежде всего автор «Слова» был передовым человеком своего времени, он истинный патриот земли Русской. Основной идеей «Слова» является «призыв русских князей к единению как раз перед нашествием монгольских полчищ» (Маркс). Начиная с XI и до конца XII века, когда было написано «Слово», Русь страдала от двух основных бедствий: княжеские междоусобицы и набеги полов цев. Чтобы защитить Русскую землю, необходимо было объединить усилия и дать решительный бой половцам. «Если мы не прекратим междоусобий, — говорил Владимир Мономах, — то погибнет земля Русская и враги наши, половцы, возьмут землю Русскую». Избрав основной темой своего произведения неудачный поход Игоря против половцев, автор показал, к чему приводят вражда князей и разобщенные действия против внешних врагов.

    Неспроста повествование начинается со сборов в поход и характеристики князей и дружины. Автор «Слова» желает расположить читателя к своему герою — решительному и самоотверженному Игорю. Он укрепил свой ум, заострил сердце мужеством, исполненный ратного духа, повел свои храбрые полки на землю половецкую за землю Русскую. Не останавливает его и солнечное затмение — дурное предзнаменование, сулившее неудачу. Ни минуты не колеблясь, он призывает дружину: «Братия и дружина! Сядем, братия, на своих борзых коней, да посмотрим синего Дона». Личные качества Игоря привлекают к нему симпатии и князей, и дружины, и автора «Слова». Он мужественно отражает атаки половцев, а когда видит своего брата в беде в пылу сражения, «Игорь заворачивает полки: ведь жаль ему милого брата Всеволода». Отвага, храбрость, воин ская честь отличают Всеволода даже в большей степени, чем Игоря. Всеволод прежде всего воин. Он сразу, не обдумывая, откликается на призыв брата: «Седлай, брат, своих борзых коней, а мои уже готовы, оседланы». Он — настоящий воин-дружинник, воспитавший свою дружину в боевом духе; «А мои куряне — опытные воины: под трубами пеленаны, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены». Храбры «русичи», храбры их князья, но они терпят страшное поражение. Своим обособленным выступлением Игорь открыл дорогу половцам на Русь.

    Тем самым причинил много бед, стал виновником смерти многих. Все произведение пронизано большой любовью автора к Русской земле, которая и печалится, и радуется вместе со своими героями. «И застонал, братья, Киев от горя, а Чернигов от напастей. Тоска разлилась по Русской земле».

    В уста киевского князя Святослава вложил автор свою заветную мысль о том, что во имя Родины должны быть забыты все распри, личные обиды, жажда личной славы. «Грозный и великий» Святослав в борьбе с кочевниками «притоптал холмы и овраги, возмутил реки и озера, иссушил потоки и болота». Ему, не знающему поражений, поют славу и порицают князя Игоря, который погубил богатство на дне Каялы, реки половецкой, русского золота насыпал, то есть погубил русских воинов.

    В «золотом слове», произнесенном на совете, старший князь осуждает своевольный поступок Игоря и Всеволода: «Рано вы начали сокрушать мечами землю половецкую, а себе славы искать». Он готов сплотить под знаменами Киева всех русских князей и призывает вступить «в золотые стремена за обиду сего времени, за землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославича». Передовые взгляды, выдающийся ум и горячая любовь к родине помогли автору создать бессмертное произведение, которое сделало бессмертным и самого поэта, потому что бессмертие человека в его делах.

    < Предыдущая Следующая >
     

    Смотрите также:

    shkolyaru.ru