Глагол совершенного вида: определение категории, основные характеристики. Глаголы несовершенного вида и совершенного вида


Глаголы совершенного и несовершенного вида

 

Глагол совершенного вида Глагол несовершенного вида
Отвечает на вопрос что сделать?   Отвечает на вопрос что делать?  
Обозначает законченное, завершенное действие. Может быть в прошедшем и будущем времени. Обозначает незаконченное, незавершенное действие. Может быть в настоящем, прошедшем и будущем времени.
  прочитать, прочитал, прочитаю   читать, читаю, читал, буду читать

 

 

Возвратные и невозвратные глаголы

Возвратные глаголы Невозвратные глаголы
Употребляются с постфиксом –ся (-сь). Действие возвращается на себя Употребляются без постфикса –ся (-сь). Действие возвращается на тот предмет, который выполняет действие
учиться, встречаться (то есть учить себя, встречать себя с кем-то) учить, встречать

 

Переходные и непереходные глаголы

 

Переходный глагол Непереходный глагол
обозначает, что действие переходит на предмет обозначает, что действие не переходит на предмет
Сочетается: – с существительным, числительным или местоимением в винительном падеже без предлога; – с существительным или местоимением в родительном падеже без предлога, но только при отрицании или указании на часть чего-либо. Сочетается: – с существительным, числительным или местоимением в косвенных падежах (кроме винительного) без предлога или с предлогами. Непереходными являются: – все возвратные глаголы; – отыменные глаголы с суффиксом -е- и -нича-(-ича-)
Читать (что?) книгу Не чувствовать (чего?) боли Налить (чего) чаю   заболеть (чем?), увлекаться, обессилеть, ябедничать

 

Наклонения глагола

Глаголы имеют три наклонения: изъявительное, повелительное и условное (или сослагательное).

Изъявительное наклонение Повелительное наклонение Условное (сослагательное) наклонение
обозначает реальное действие, которое происходило, происходит или будет происходить обозначает нереальное действие, приказ или просьбу образуется при помощи частицы «бы» и обозначает действие, которое возможно при определённых условиях
  Учил, учу, буду учить, выучу   Учи, выучи, пусть выучит   выучил бы

Время глаголов

Глаголы в изъявительном наклонении бывают прошедшего, настоящего или будущего времени.

Прошедшее время Настоящее время (только у глаголов несовершенного вида) Будущее время
Действие происходило до момента речи. Образуется при помощи суффикса –л   Действие происходит в момент речи   Действие будет происходить после момента речи  
выучил, писал учит, учу выучу, будет учить

 

Число, лицо, род глаголов

Число

Глаголы бывают единственного или множественного числа:   учу, учит – учим, учат  

Лицо

Глаголы бывают 1-го, 2-го и 3-го лица.

1-е лицо 2-е лицо 3-е лицо
я учу мы учим ты учишь вы учите он (она, оно) учит они учат

Род

Глаголы единственного числа изъявительного и условного наклонений бывают мужского, женского и среднего рода.   учил, учил бы; учила, учила бы; учило, учило бы.

Синтаксическая роль глагола

 

Глагол (в спрягаемой форме) в предложении обычно играет роль сказуемого, но может быть и любым другим членом предложения.

Подлежащее Сказуемое Дополнение Определение Обстоятельство
Что? Что делать? Что сделать? Вопросы косвенных падежей Какой? Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как?
Жить – Родине служить.   Любить– значит прощать Я (что делаю?)иду в школу Мы смотримтелевизор Прошу вас (о чём?) не шуметь. Командир приказал (что?)наступать Желание (какое?)учитьсябыло у него постоянным. Мечта (какая?)поехать на море с каждым днём становилась всё сильней. Я поехал в горы (с какой целью?)подлечиться. Наша семья летом поехала к морю (с какой целью?) отдохнуть

 

Написание суффиксов -ОВА-, -ЕВА-, -ИВА-, -ЫВА-

Если в 1-м лице настоящего времени глагол оканчивается на -ую, -юю, то в неопределенной форме и в прошедшем времени пишется -ОВА-, -ЕВА-   беседую – беседовать, беседовал (а не беседывать, беседывал)   воюю – воевать, воевал (а не воивать, воивал)
Если в 1-м лице настоящего времени глагол оканчивается на -ываю, -иваю без ударения на -А-,то в неопределенной форме и в прошедшем времени пишется -ЫВА-, -ИВА- рассказываю – рассказывать, рассказывал (а не рассказовать, рассказовал) рассматриваю – рассматривать, рассматривал (а не рассматревать, рассматревал)
Если в суффиксе ударение падает на -А-, то пишется -ЕВА-   одолева́ть, одолева́ю (а не одолива́ть, одолива́ю)

 

Правописание безударных личных окончаний глаголов

Личными называются окончания глагола, который изменяется по лицам.

Личными могут быть только глаголы настоящего и будущего времени.

Глаголы прошедшего времени не могут иметь личного окончания, т.к. они не изменяются по лицам, а изменяются только по родам (я читал, ты читал, он читал – окончания не изменяются)

Личные окончания глаголов:

I спряжение II спряжение
пишешь читаешь -ешь -ишь учишь строишь
пишет читает -ет -ит учит строит
пишем читаем -ем -им учим строим
пишете читаете -ете -ите учите строите
пишут читают -ут (-ют) -ат (-ят) учат строят

 

Правописание -СМОТР-, -СМАТР-

 

Без ударения пишется О   смотреть, пересмотреть, засмотреться
Под ударением что слышится, то и пишется посмОтрит, посмАтривал

 

Правописание глаголов с частицей НЕ

Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.

Например: не учишь, не говорить, не будешь молчать, не играл бы.

Исключение: частица НЕ пишется слитно с глаголами, которые не употребляются без НЕ.

Например: невзлюбить, нездоровится, ненавидеть, негодовать, недоумевать, неволить.

В глаголах следует различать приставку НЕДО- и частицу с приставкой НЕ ДО-.

НЕДО употребляется в значении «мало», НЕ ДО – в значении «не до конца довести действие».

НЕДО- (в значении «мало», имеет антоним с ПЕРЕ-) Значение недостаточности действия: завершить действие НЕВОЗМОЖНО! НЕ ДО- (в значении «сделал не до конца»). Значение незавершённости действия: завершить действие ВОЗМОЖНО!
недоедать (голодать) – антоним: переедать   недоглядеть за больным(нельзя доглядеть за больным) недосмотреть за ребенком(нельзя досмотреть за ребенком) не доедать суп из-за спешки(можно потом доесть) не доглядеть спектакль (можно доглядеть в следующий раз) не досмотреть фильм (можно вернуться и досмотреть его)

 

ЗАПОМНИТЬ!

1) Глагол «недоставать»(в значении «отсутствовать в нужном количестве») пишется с НЕ слитно, т.к. НЕДО- является приставкой. Также НЕДО- пишется слитно в устойчивом выражении «Этого ещё недоставало!».

Например:

Этой семье постоянно недоставало денег.

В пейзаже недоставало красок.

НО!

Мальчик НЕ доставал до полки. (НЕ пишется раздельно, т.к. действие может быть закончено).

2) Есть глаголы с приставкой ДО-, которые не употребляются без частицы НЕ:

НЕДОлюбливать, НЕДОоценить, НЕДОпонимать, НЕДОслышать.

 

Мягкий знак в глаголах, -ТСЯ и -ТЬСЯ

Мягкий знак пишется на конце глаголов после согласных:

Правила Примеры Исключения
  В глаголах неопределенной формы   гулять, прогуляться   --
В глаголах 2-го лица единственного числа настоящего и будущего времени гуляешь погуляешь прогуляешься --
В глаголах повелительного наклонения (в том числе и перед –СЯ и –ТЕ) жарь жарься жарьте ляг – лягте приляг – прилягте
В возвратной частице, стоящей после гласной улыбнусь улыбнулись улыбнитесь  

 

Правописание -ТСЯ, -ТЬСЯ

В глаголах 3-го лица пишется -ТСЯ, в глаголах неопределенной формы пишется -ТЬСЯ.

Примеры:

Он учиТСЯ (глагол 3-го лица)

Он пойдет учиТЬСЯ (глагол неопределенной формы)

Правописание глаголов прошедшего времени

 

Перед суффиксом -Л- пишется та же гласная, что и перед -ТЬ в неопределенной форме (инфинитиве).

Например:

видЕть – видЕл

выпИть – выпИл

надеЯться - надеЯлся

 

Безличные глаголы

 

Глаголы, которые обозначают действия, происходящие сами по себе, без действующего лица (предмета), называются безличными.   В предложении безличный глагол-сказуемое употребляется без подлежащего. Дышится (легко). Нездоровится. Смеркалось.

 

Безличные глаголы употребляются в изъявительном и условном наклонениях и в неопределенной форме:

В изъявительном наклонении для каждого времени имеют форму 3-го лица единственного числа и форму среднего рода единственного числа прошедшего времени Вечереет. Будет вечереть. Вечерело.  
В условном наклонении имеют только одну форму Потеплело бы.  
В неопределенной форме никаких специфических особенностей не имеют Нездоровиться  

 

Две основы глагола

В отличие от других частей речи, глагол имеет не одну, а две основы:

основу инфинитива и основу настоящего времени.

Пример:

Возьмем слово говорить.

Основа инфинитива – говори.

Основа настоящего времени – говор.

 

Пояснение:

- чтобы найти основу инфинитива, надо от глагола инфинитива отбросить суффикс -ть (-ти):говори-ть.

- чтобы найти основу настоящего времени, надо преобразовать глагол в форму 3-го лица множественного числа настоящего времени и выделить основу: говор-ят.

 

От основы настоящего времени образуются личные окончания глагола настоящего времени, повелительного наклонения, причастия настоящего времени:

говор-ю (-ишь, -ит, -им, -ите, -ят)

говор-ите

говор-ящий

lektsia.com

определение категории, основные характеристики :: SYL.ru

Вид глагола – очень важный морфологический признак. По этой категории определяется не только смысловое наполнение данной части речи, но и то, какие слова будут образованы в дальнейшем. Например, происходят причастия от глаголов совершенного вида.

Категория вида

В русском языке, в отличие от романских, всего три времени: настоящее, прошедшее и будущее. Смысловые оттенки регулируются категорией вида. Один из них – несовершенный, сообщает, что какое-либо действие не закончено, оно имеет либо какую-либо продолжительность, либо повторяемость. К такому глаголу задается вопрос "что делать (делает, делал, будет делать)?".

Иное дело - глагол совершенного вида. Он указывает на законченность действия. Вопрос, который мы при этом задаем: "что сделать (сделал, сделает)?".

Приведем пример:

Она учила стихотворение целую ночь. – Я выучила басню в два счета!

В первом предложении перед нами глагол несовершенного вида. Если подробнее рассмотреть его значение, то слово "учила" обозначает, что действие протекало, было длительным. Но вот удалось ли достичь результата, закончить его, не сообщается. Теперь разберем смысловой оттенок глагола "выучила" во втором предложении. Он сообщает читателю, что действие совершено, результат достигнут (басня выучена). Таким образом, здесь употребляется глагол совершенного вида.

Бывают случаи, когда глаголы разных видов отличают лишь оттенки значений: подписывать – подписать; делать – сделать. Также встречаются языковые ситуации, когда лексические значения кардинально разные: писать – переписать; прыгать – перепрыгнуть; ехать – заехать.

Образование совершенного вида

Разберем процесс словообразования данной категории глагола. Обычно, чтобы образовать совершенный вид глагола и несовершенный, используются приставки и суффиксы. Иногда переход из одного вида в другой достигается путем полного изменения основы. Глаголы совершенного вида образуются от несовершенного:

  • Приставочным способом: делать – доделать, рисовать – нарисовать, готовить – приготовить, сажать – посадить, ехать – уехать.

  • Заменой или усечением суффиксов: решать – решить; достигать – достигнуть; заворачивать – завернуть, воображать – вообразить; забывать – забыть; обнимать – обнять.
  • Изменением ударения: насыпать (ударение на последний слог) – насыпать (ударение на второй слог).
  • Супплетивные глаголы: говорить – сказать, искать – найти, брать – взять.

Это самые распространенные способы, которыми можно образовать совершенный вид глагола. Однако иногда в этом процессе могут участвовать две морфемы одновременно. Такой способ называется приставочно-суффиксальным. Как правило, присоединяется необходимая приставка и заменяется суффикс. Так, из глагола несовершенного вида "цепляться" образовался совершенный вид – "уцепиться". При этом прибавилась приставка "у-" и суффикс "-я-" был заменен на "-и-".

Образование несовершенного вида

Чтобы образовать несовершенный, используется глагол совершенного вида. Как правило, в этом процессе участвуют суффиксы:

  • -ива-/-ыва-: спросить – спрашивать; налить – наливать; забить – забивать;
  • -ва-: обуть – обувать; надеть – надевать;
  • -а-/-я-: поклониться – поклоняться, собрать - собирать.

Значения

Разберем, какие значения может принимать совершенный вид глагола и несовершенный. Для удобства составим опорную таблицу.

Несовершенный вид

Совершенный вид

Действие характеризуется как регулярное: читать, запирать, летать.

Однократное действие: поклониться, проглотить, прыгнуть

Действие находится лишь в процессе: учить, кидать, варить, достигать, решать.

Действие полностью закончено, есть результат: выучить, закинуть, сварить, достичь, решить.

Используется для сообщения фактических сведений:

- Что ты делала в прошлом месяце?

- Отдыхала на море, каталась на водных лыжах, делала заготовки.

Этот пункт аналогичен несовершенному виду.

Вид и время

Категории времени и вида у глаголов тесно связаны между собой. Если у несовершенного вида могут присутствовать все три временные формы, то глагол совершенного вида употребляется исключительно в прошедшем и будущем.

Разберем примеры. "Петь" – глагол несовершенного вида, "я пел" (прошедшее), "я пою" (настоящее), "буду петь" (будущее). Теперь образуем при помощи приставки "с-" глагол "спеть". Изменим его по временам: "спел" (прошедшее), "спою" (будущее).

Также характерно, что форма будущего времени в совершенном и несовершенном виде образуется по-разному. Будущее простое характерно для первого (нарисую, сварю, выращу, полью), для вторых же – будущее сложное (буду рисовать, буду варить, буду растить, буду поливать).

www.syl.ru

Совершенный и несовершенный виды глагола

Разделы: Русский язык

Цели:

  • Знать: что глаголы различаются на виды по вопросам и значению.
  • Уметь: владеть способом действия по распознаванию видов глагола; показать различия глаголов совершенного и несовершенного вида, возможности функционирования глаголов в речи.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Работа с текстом. (Презентация, слайд 1)

Апрель – настоящий в..долей4. Заиграли талой водой овра..ки. Моросит на снег 3первый весенний3 дождик. Шир..ко ра..лились лужи и разводья в низинах. Трогают..ся вешние воды. Идет лед.

  1. Вставить пропущенные орфограммы.
  2. Синтаксический разбор предложения.
  3. Морфологический разбор слов.

(Слайд 2)

– Какие слова в данном тексте несут основную смысловую нагрузку?(Глаголы)

– Запишите глаголы, состав которых соответствует данным схемам:

– На какие вопросы отвечают эти глаголы?

(Что сделали? Что делают?)

– Какой из глаголов обозначает законченность действия?

(Заиграли – уже сделали, совершили действие).

– Какой из глаголов обозначает незаконченность действия?

(Трогаются – еще только трогаются, действие не доведено до конца).

– Надпишем над глаголами вид: совершенный вид – несовершенный вид.

В определении вида глагола поможет такой прием: если вопрос начинается с буквы с (что сделать? что сделает?) – глагол совершенного вида.

– Укажите в данном тексте глаголы совершенного и несовершенного вида.

IV. Работа с таблицей. (Слайд 5)

Вид Неопред. форма глагола Настоящее время Прошедшее время Будущее время
Несовершенный (что делать?) трогаться (что делаю?) трогаюсь (что делал?) трогался (что буду делать?) буду трогаться
Совершенный (что сделать?)заиграть (что сделал?)заиграл (что сделаю?)заиграю

– На какие вопросы отвечают глаголы несовершенного вида, а на какие – совершенного вида?

– В форме каких времен могут стоять глаголы несовершенного вида? Совершенного вида?

V. Чтение параграфа 112.

VI. Минутка отдыха. (Звучит мелодия). (Слайды 6–8)

– Прослушать текст, озаглавить.

У каждого времени года своя музыка.

Снег померк. Разрывчатой струйкой серебряные шарики торопливо скатываются с крыш. Мелодично поет, звонко тикает капель. Тихо перезваниваются бьющиеся сосульки и вдребезги разбиваются, точно оброненный хрусталь. А в кустах слышится частый звон серебряного колокольчика. Это заливаются овсянки.

Солнечный луч всюду заводит тихую музыку весны, а птицы, вода подпевают ей.

VII. Закрепление материала.

(Карточки с текстом перед каждым учеником).

Определить вид глаголов.

Утро. С гор ласково течет запах цветов. Только что взошло солнце. На листьях деревьев, на стеблях трав ещё блестит роса. Дорога кажется мягкой, как бархат, и хочется погладить её рукой.

VIII. Найти и исправить ошибки в употреблении глаголов. (Слайд 9)

  1. Я дочитал книгу и шел спать.
  2. Учащиеся задерживались в школе, но все же решили задачу.
  3. Я долго переписал сочинение.
  4. Ребенок горько плакал и никак не успокоился.
  5. Слушатели горячо аплодировали, и пианист играл еще одну пьесу.

IX. Домашнее задание. П. 112, упр. 647, слова на стр. 240–256 выучить. (Слайд 10)

X. Итог.

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Совершенный и несовершенный вид глагола

 

Вид глагола в русском языке является постоянной его грамматической категорией, так как обнаруживается во всех формах этой части речи. Эта же причина позволяет не относить его к предикативным категориям, так как он может реализоваться не только в роли сказуемого.

Вид глагола – это его непременный признак. Он принимает прямое участие в словообразовании данной части речи. Все лексемы со значением действия эта категория делит на две группы: совершенный и несовершенный вид глагола. Средства их выражения имеют свою специфику. Заключается она в том, что вид глагола определяется его основой, а не флексией. А это, в свою очередь, обусловливает тесную взаимосвязь лексического значения части речи с данной категорией.

То есть вид глагола – категория семантическая, номинативная. Она указывает на то, как действие, которое называет глагол, проходит во времени. Также она помогает различать смысл тех высказываний, которые состоят из одинаковых словоформ. Например: Было утро. Солнце всходило и было утро. Солнце взошло. С помощью вида здесь отражаются различные ситуации. В то же время эта категория является интерпретирующей. Это означает, что с ее помощью одно и то же событие может по-разному изображаться субъектом речи. Например: Катя не выполняла упражнение. Катя не выполнила упражнение. Общая ситуация здесь одинакова: наличие невыполненного упражнения. Однако вид глагола объясняет ее по-разному. Несовершенный указывает на то, что Катя и не пыталась выполнять упражнение, а совершенный говорит о том, что она не смогла его выполнить.

В современной литературе языковеды грамматическое значение этой категории чаще всего определяют посредством различия между целостностью действия и его пределом.

Глаголы, относящиеся к совершенному виду, называют действие предельное. То есть во времени оно достигает такого предела, после которого или прекращается, или переходит в следующую фазу. Например: Малыш впервые пошел и продолжает ходить. Дерево сгорело. Действия, которые называет совершенный вид глагола, уже случились или могут произойти независимо от протекания их во времени. К нему нельзя поставить вопрос об актуальном, настоящем: что происходит сейчас? В этом смысле действие, которое он называет, нельзя поделить на части, на факты и события, оно представляется целостным.

Глаголы, относящиеся к несовершенному виду, называют или предельными, то есть теми, которые имеют предел, но еще продолжаются во времени (он читает книгу), или же непредельными (принадлежать). Для этого вида актуален вопрос: что происходит сейчас? Он обладает свойством обозначать действие, развивающееся во времени, но также может обозначать и то, которое завершившилось в реальности.

В структуре предложения вид глагола вместе с другими средствами служит для характеристики высказывания. Его контекстные значения еще называют частными.

Глаголы, принадлежащие к совершенному виду, обозначают:

1) Повторение нескольких действий в конкретной ситуации. Например: Котенок то придавит мышь, то отпустит, то снова поймает.

2) Конкретные факты, которые происходят единожды. Например: Он прибежал, запыхавшись, схватил забытые вещи и выскочил из комнаты.

Глаголы, принадлежащие к несовершенному виду, обозначают:

1) Ситуации, отношение к которым постоянно. Например: Люблю Отчизну я!

2) Ситуации, которые повторяются много раз. Например: Укладывая детей спать, мама поет им песни.

Учитывая все, сказанное выше, можно дать следующее определение виду: это морфологическая, двойная, номинативно-объяснительная категория, которая обозначает различия в протекании любого действия. Выражается она противопоставлением значений двух видов – совершенного и несовершенного.

 

fb.ru

Совершенный и несовершенный вид глагола

СОВЕРШЕННЫЙ И НЕСОВЕРШЕННЫЙ ВИД ГЛАГОЛА

Презентация

Крыловой Маргариты Анатольевны, учителя русского языка и литературы ГБОУ школа № 320 Приморского района

Санкт- Петербурга.

2013 год

Категория от греч. « kategoria »

Синонимы: понятие, разряд, признак, концепт, группа, класс, вид, порядок, ранг, сорт, порода, контингент, степень.

Переходность

Вид

Время

Вид

Наклонение

Глагол

Возвратность

Род

Спряжение

Число

Лицо

ГЛАГОЛ

ГЛАГОЛ

Что без меня предметы?

Лишь названия.

Но я приду - всё в действие придет,

Летит ракета

Люди строят здания,

И рожь в полях растет.

На какие вопросы отвечают эти глаголы?

Что делает?

Летит, растет

Что делают?

Строят

Что сделаю?

Приду

Что сделает?

Придет

Вид глагола- грамматическая категория, которая выражает различия в протекании действия.

Что делал Антон?

Что сделал Антон?

Антон писал письмо

Антон написал письмо

Факт действия

Результат действия

Девочка долго рисовала дом .

Девочка наконец нарисовала дом .

Что делала? Что сделала?

Процесс действия

Законченность действия

Мама быстро убрала комнату

Что делала? Что сделала?

Мама часто убирала комнату .

Однократность действия

Повторяемость действия

Что делает? Что сделала?

Таня собирает вещи и думает о поездке.

Таня собрала вещи и села отдохнуть.

Последовательность действий

Параллельность действий

Что делать? Что сделать?

Строить дом

Построить дом

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? Обозначают действие без указания на его предел, незаконченность действия.

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и обозначают законченность действия.

Что делает? Что сделала?

Сестра готовит обед

Сестра приготовила обед

Действие не завершено

Действие завершено

КОЛОТЬ - НАКОЛОТЬ

Колет дрова

(что делает?)

Действие не завершено .

Наколол дров

(что сделал?)

Действие завершено.

Глагол несовершенного вида

А я, ребята, несовершенный вид, И звание мне это вовсе не претит. Вопрос “что делать?” мне задайте, И голову мне не ломайте .

Кто что делал? Кто что будет делать?

Повар…

Учитель…

Баянист…

Портниха…

Пекарь…

Гром…

Трава…

Огонь…

Вода…

Врач…

Ученик…

Подбери глаголы несовершенного вида

Ч то делал ? Что будет делать?

Повар варил Повар будет варить

Учитель учил Учитель будет учить

Пианист играл Пианист будет играть

Портниха шила Портниха будет шить

Пекарь пек Пекарь будет печь

Гром гремел Гром будет греметь

Трава росла Трава будет расти

Огонь горел Огонь будет гореть

Вода текла Вода будет течь

Врач лечил Врач будет лечить

Ученик учил Ученик будет учить

Я глагола вид совершенный, И ничуть я, ребята, не вредный. Вы вопро с « Что сделать? »

скажите, Так меня везде отличите .

Глагол совершенного вида

Кто что сделал? Кто что сделает?

Повар…

Учитель…

Пианист…

Портниха…

Пекарь…

Гром…

Трава…

Огонь…

Вода…

Врач…

Ученик…

ч

Подбери глаголы совершенного вида

Что сделал? Что сделает?

Повар сварил Повар сварит

Учитель научил Учитель научит

Пианист сыграл Пианист сыграет

Портниха сшила Портниха сошьет

Пекарь испек Пекарь испечет

Гром прогремел Гром прогремит

Трава выросла Трава вырастет

Огонь прогорел Огонь прогорит

Вода вытекла Вода вытечет

Врач вылечил Врач вылечит

Ученик выучил Ученик выучит

Сказка о том, как поссорились два глагола

За тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в деревне Глаголии жили-были два брата-глагола. Глагол совершенного и Глагол несовершенного вида. Глагол совершенного вида был очень трудолюбивым, всегда все доводил до конца. А Глагол несовершенного вида был нетерпеливым и бросал дело на половине пути. Решили они как-то нарубить дров и истопить печку. Глагол несовершенного вида говорит: "Рублю". А глагол совершенного вида: "Нарубил". Глагол несовершенного вида: "Топлю", а Глагол совершенного вида: "Истопил". Так они и жили

Глагол совершенного вида работал за двоих, а Глагол несовершенного вида так никакую работу до конца и не довел.

Надоело это Глаголу совершенного вида, он и говорит:

  • Как же тебе, братец, не стыдно? Я работаю- работаю, а ты только обещаешь.

На их счастье шел мимо старичок по имени Вид.

  • Вы бы лучше не ссорились,- молвил старичок братьям- Глаголам,- а поделили бы работу между собой, чтобы никому обидно не было.
  • Так они и сделали.
  • Глагол несовершенного вида готовил, убирал в доме, мыл посуду, поливал огород. А Глаголу совершенного вида оставалось нарубить дров, истопить печку, вскопать огород и посадить овощи.
  • С тех пор Глагол несовершенного вида выполняет многократную работу, а Глагол совершенного вида – завершает работу.

Что делать?

Что сделать?

Прочитаю

Будущее

Время

простое

Читал

Прошедшее

время

Читаю

Настоящее

время

Наст.

времени

нет

Прочитал

Прошедшее

время

Буду

читать

Будущее

сложное

время

Обозначают действие как процесс

Результат действия

Присоединение

приставки

Замена

суффиксов

Изменение ударения

Замена одного слова другим

Образование глаголов совершенного вида

Писать - написать

Брать -взять

Насыпать -насыпать

Решать - решить

А как образуются глаголы несовершенного вида?

А к

Время глаголов

Н есовершенный вид

Что делать?

решать

С овершенный в ид

Что сделать?

решить

П.вр .

решал

Б.в р.

решу

П.вр.

решил

Б.вр .

буду решать

Н.вр.

решаю

Внимание!

Глагол совершенного вида не имеет

настоящего времени

Несовершенный вид глагола Совершенный вид глагола Что делать? Что сделать?

остановить

ходить

зажечь

смастерить

говорить

посмотреть

Правильно!

Игра «Третий лишний»

Приходит

Зашла

Идёт

Зайду

Принесу

Светила

  • Принесу Светила

Выбираю

Зажег

Расстилала

Не говори, что делал, а говори,

что сделал .

Сделал дело - гуляй смело.

Прочитай русские пословицы и скажи, как ты их понимаешь.

Кроссворд - загадка

Все слова с тобой откроем,

отгадаем все глаголы.

Буду строчки я читать,

а вы – хором продолжать .

Например,

1) в лесу медведь

может громко …

2,3)Дети любят песни … ,

а обжора – много … .

4,5)Соня утром хочет …,

врун – ежеминутно …

6,7)Книжки любим мы … , в игры разные … .

8,9)Умеют все коты … , а поросята громко … .

10,11)Коровам нравится … , птицам – высоко … .

12,13.Солнце жарко может … , а на ветках фрукты … .

14,15)Целый день дождь может … , а портной – нам куртку … .

Отвечали вы отлично, знаете глагол на “пять”!

Поработав, как обычно, всем нам нужно … !

Ответы кроссворда- загадки

Несовершенный вид Совершенный вид Что делать? Что сделать?

Верно!

петь, есть зареветь

спать, врать

читать, играть

мяукать, хрюкать

мычать, летать

греть, зреть

шить, лить

отдыхать

Словарь видовых пар

Не все глаголы имеют видовые пары

Словарь видовых пар

Несовершенный вид

( Что делать?)

Совершенный вид

( Что сделать?)

благодарить

По-английски

поблагодарить

видеть

to thank

вспоминать

увидеть

готовиться

вспомнить

to see

делать

приготовиться

to remember

заболевать

сделать

to prepare

to do ( to make)

заболеть

играть

to fall ill

сыграть

ложиться

to play

лечь

to lie down

СВ

Двувидовые глаголы

Двувидовые глаголы совмещают в одной форме значение совершенного и несовершенного вида, их вид устанавливается из контекста: женить, казнить, ранить, велеть, воздействовать , использовать…

НВ

Я ( что делаю?) не женюсь, потому что очень молод.

Я ( что сделаю?) женюсь, когда окончу институт.

Некоторые глаголы являются одновидовыми .

Совершенный вид:

очутиться, ринуться, поспать, раскричаться и др .

Несовершенный вид:

преобладать, присутствовать, сидеть, находиться

СВ

Я ( что сделал?) ринулся в открытые двери.

Ученики ( что делали?) присутствовали при рождении чуда.

НВ

Игра «Домино»

Отыщи конец пословицы

1

За двумя зайцами погонишься-

2

На вкус и цвет

3

товарищей нет

4

Слезами

меч не сечет.

Повинную голову

5

по уму провожают.

горю не поможешь.

По одежке встречают,

ни одного не поймаешь.

Укажи вид глаголов в игре «Домино»

погонишься ( что сделаешь?)

совершенный вид

поймаешь ( что сделаешь?)

совершенный вид

поможешь ( что сделаешь?)

совершенный вид

сечет ( что делает?)

несовершенный вид

встречают ( что делают?)

несовершенный вид

провожают ( что делают?)

несовершенный вид

Определи вид выделенных глаголов

1.Таня читала книгу целую неделю.

2.Анна прочитала книгу быстро и вернула ее подруге.

3. Андрей учил стихотворение 40 минут.

4.Он выучил стихотворение и пошел гулять .

Проверим!

нв

1.Таня книгу целую неделю .

2.Анна книгу быстро и вернула ее подруге.

3. Андрей стихотворение 40 минут

4. Он стихотворение и пошел гулять .

читала

вс

прочитала

нв

учил

св

выучил

Н.в.

Колобок (что делает?) улыбается .

Н.в.

Лисица ( что делает?) слушает.

Проверь свои знания

С.в.

Звери ( что сделали?) встретили .

Глагол

Важный, необходимый .

Действует, обозначает, изменяется .

Устами младенца глаголет истина .

Учение .

Глагол

Особенный, главный .

Спрягается, показывает, имеет .

Глаголом жги сердца людей .

Знание .

Синквейн

Посмотри! Улыбнись! Оглянись! Удивись! Закричи! Подружись! Развлекись! Поиграй! Узнай! Воскликни! Прочитай!

Определи вид глагола

,

Все глаголы совершенного вида, они отвечают на вопрос: Что сделай ?

Выборочный диктант .

Распредели глаголы по корзиночкам

Работаю

ссорились

вскопать

нарубить

завершает

уберут

пойди

говорят

Совершенный вид

Несовершенный вид

Спасибо за

внимание

До свидания

Использованная литература:

1. Л.В. Архипова,Т.В. Губанова. Учебное пособие. Изучаем виды глагола. Тамбов, Изд. ТГТУ,2010.

2. Современный русский язык., Учебник. Под редакцией Н.С. Валгиной.: Логос , 2002.

3. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А.

Современный русский язык.- М.: Рольф,2002.

4. Арсирий АТ. Занимательные материалы по русскому языку: Книга для учащихся.-М.Просвещение,1995

Приложение 1.

Включение игровых моментов в учебной процесс помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, делает процесс обучения занимательным для ребенка.

Приложение 2

Синквейн – прием, позволяющий в нескольких слова х изложить учебный материал на определенную тему. («Синквейн» от фран. «пять». Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме).  

Правила составления синквейна

  • В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).
  • Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)
  • Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия)
  • Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)
  • Пятая строка – одно слово, синоним темы.

Приложение 3

Медаль

multiurok.ru

Совершенный и несовершенный вид глагола. Что такое Совершенный и несовершенный вид глагола?

Вид глагольная категория, показывающая характер протекания действия во времени, выражающая отношение действия к его внутреннему пределу, результату. Категория вида присуща всем глаголам русского языка в любой форме.

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и обозначают действие, ограниченное в своей длительности, имеющее внутренний предел, законченность. Глаголы совершенного вида могут обозначать действие, которое закончилось (или закончится) , достигнув результата (выучить, нарисовать) , действие, которое началось (или начнтся) , причм само это начало действия понимается как его граница, предел (заиграть, запеть) , однократное действие (толкнуть, крикнуть, прыгнуть глаголы с суффиксом -ну) . Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и обозначают действие без указания

на его предел, без ограничения протекания его во времени, действие длительное или повторяющееся (учить, рисовать, играть, кричать) .

Глаголы несовершенного и совершенного вида образуют видовые пары. Видовую пару составляют глагол несовершенного вида и глагол совершенного вида, имеющие одинаковое лексическое значение и различающиеся только значением вида: читать прочитать, писать написать, строить построить.

Глаголы несовершенного вида образуются от глаголов совершенного вида с помощью суффиксов:

1) -ива-, -ыва-: рассмотреть рассматривать, расспросить расспрашивать, расписаться расписываться;

2) -ва: открыть открывать, дать давать, обуть обувать;

3) -а-(-я) : спасти спасать, подрасти подрастать.

Глаголы совершенного вида образуются от глаголов несовершенного вида различными способами:

1) с помощью видовых приставок на-, с-, про-, вы-, по- и др, : лечить вылечить, печь испечь, делать сделать, писать написать, читать прочитать, строить построить, учить выучить и т. д. (Но чаще с помощью приставки образуются глаголы совершенного вида, которые отличаются от глаголов несовершенного вида не только значением вида, но и изменением лексического значения; такие глаголы не образуют видовой пары: читать перечитать, отчитать, зачитать и т. д.) ;

2) с помощью суффикса -ну-: привыкать привыкнуть, кивать кивнуть, прыгать прыгнуть.

Некоторые глаголы, составляющие видовую пару, могут различаться только местом ударения: рассыпать рассыпать, нарезать нарезать.

Отдельные видовые пары составляют глаголы с разными корнями: говорить сказать, искать найти, класть положить, брать взять.

Некоторые глаголы являются одновидовыми. Они не образуют видовой пары и бывают или только совершенного вида (очутиться, ринуться, поспать, раскричаться и др.) , или только несовершенного вида {преобладать, присутствовать, сидеть, находиться) .

Существуют и двувидовые глаголы, которые совмещают в одной форме значение совершенного и несовершенного вида. Их вид устанавливается из контекста: женить, казнить, ранить, велеть, а также глаголы с суффиксами -ова (тъ) , -ирова (ть) : воздействовать, использовать, автоматизировать, асфальтировать, телеграфировать и т. п. Например: Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят (что делают? ) (А. Пушкин) ; Не прикажете ли, я велю (что сделаю? ) подать коврик? (Н. Гоголь) .

Вид глагола влияет на образование его форм (прежде всего форм времени) : у глаголов несовершенного вида в изъявительном наклонении есть формы всех трх времн (причм в будущем времени они имеют сложную форму) и полный набор временных форм причастий; у глаголов совершенного вида нет форм настоящего времени в изъявительном наклонении (форма будущего времени простая) и причастий настоящего времени.

Глаголы совершенного вида указывают на завершенность действия, его результат, конец действия или его начало. В неопределенной форме они отвечают на вопрос что сделать?. Например: добежать, купить, зазвенеть, построить, запеть.

Прошедшее время: что сделали? что сделала? что сделал? что сделало? подбежали, увидела, нашел, взошло.

Будущее простое время: что сделают? что сделаю? что сделает? и т. д.выйдут, куплю, доплывет, посчитаем.

Обратите внимание на то, что у глаголов совершенного вида есть только две формы времени: прошедшее и будущее простое. Настоящее время отсутствует.

Глаголы несовершенного вида обозначают длительные или повторяющиеся действия, без указания на их завершенность.В неопределенной форме они отвечают на вопрос что делать?. Например: петь, кипеть, бежать, мечтать, перечитывать, подпрыгивать.

Прошедшее время: что делали? что делал? что делала? что делало? бежали, прыгал, искала, заходило.

Настоящее время: что делают? что делаем? что делает? и т. д. загорают, строим, подтягивается, покупаю.

Будущее сложное время: что будут делать? что буду делать? и т. д. будут прыгать, буду смеяться, будем слушать, будет танцевать.

У глаголов несовершенного вида есть все три формы времени: прошедшее, настоящее и будущее сложное.

Глаголы совершенного вида указывают на завершенность действия, его результат, конец действия или его начало. В неопределенной форме они отвечают на вопрос что сделать?. Например: добежать, купить, зазвенеть, построить, запеть.

Прошедшее время: что сделали? что сделала? что сделал? что сделало? подбежали, увидела, нашел, взошло.

Будущее простое время: что сделают? что сделаю? что сделает? и т. д.выйдут, куплю, доплывет, посчитаем.

Обратите внимание на то, что у глаголов совершенного вида есть только две формы времени: прошедшее и будущее простое. Настоящее время отсутствует.

Глаголы несовершенного вида обозначают длительные или повторяющиеся действия, без указания на их завершенность.В неопределенной форме они отвечают на вопрос что делать?. Например: петь, кипеть, бежать, мечтать, перечитывать, подпрыгивать.

Прошедшее время: что делали? что делал? что делала? что делало? бежали, прыгал, искала, заходило.

Настоящее время: что делают? что делаем? что делает? и т. д. загорают, строим, подтягивается, покупаю.

Будущее сложное время: что будут делать? что буду делать? и т. д. будут прыгать, буду смеяться, будем слушать, будет танцевать.

У глаголов несовершенного вида есть все три формы времени: прошедшее, настоящее и будущее сложное.

info-4all.ru

Понятие о глаголах совершенного вида и несовершенного вида

Домой  Назад к теме: Глагол

Понятие о совершенном и несовершенном виде глагола

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать?, а   глаголы совершенного вида —что сделать? Глаголы несовершенного вида не указывают на завершённость действия, на его конец или результат. Глаголы совершенного вида указывают на завершённость действия, на его конец или результат.

Глаголу одного вида может соответствовать глагол другого вида с одним и тем же лексическим значением. Такие глаголы образуют видовую пару:

Совершенный вид

Несовершенный вид

вычертить вычерчивать
вспахать вспахивать
объединить объединять
достигнуть достигать
проиллюстрировать иллюстрировать
удвоить удваивать
соорудить сооружать

При образовании глаголов одного вида от глаголов другого вида используются приставки (ехать — уехать, мчаться —примчаться), суффиксы (толкать — толкнуть, наводнять —наводнить).

Образование видов глагола может сопровождаться чередованием гласных и согласных в корне:

Чередующиеся звуки

Совершенный вид

Несовершенный вид

о \\ а

опоздать опаздывать
 е \\ и стереть стирать
о \\ ы вздохнуть вздыхать
я \\ им понять понимать
а \\ ин начать начинать
д \\ ж проводить провожать
д \\ жд победить побеждать
ж \\ г изложить излагать
т \\ ч ответить отвечать
з \\ ж снизить снижать
м \\ мл утомить утомлять
ст \\ щ простить прощать
т \\ щ защитить защищать
с \\ ш упросить упрашивать
п \\ пл укрепить укреплять

Некоторые видовые пары представляют собою разные слова, имеют разные основы:

 

langru.narod.ru