Кто изобрел фортепиано: дата создания, история появления, развития и эволюции музыкального инструмента. Фортепиано музыкальные инструменты


Фортепиано - музыкальный инструмент | Социальная сеть работников образования

li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_3-1}#doc11222671 ol.lst-kix_list_3-3{list-style-type:none}#doc11222671 ol.lst-kix_list_3-4.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_3-4 0}#doc11222671 ol.lst-kix_list_3-4{list-style-type:none}#doc11222671 .lst-kix_list_2-1>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_2-1}#doc11222671 ol.lst-kix_list_3-0{list-style-type:none}#doc11222671 .lst-kix_list_1-1>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-1}#doc11222671 ol.lst-kix_list_2-6.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_2-6 0}#doc11222671 .lst-kix_list_3-0>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_3-0,decimal) ". "}#doc11222671 ol.lst-kix_list_3-1.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_3-1 0}#doc11222671 .lst-kix_list_3-1>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_3-1,decimal) ". "}#doc11222671 .lst-kix_list_3-2>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_3-2,decimal) ". "}#doc11222671 ol.lst-kix_list_1-8.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-8 0}#doc11222671 ol.lst-kix_list_2-3.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_2-3 0}#doc11222671 .lst-kix_list_3-5>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_3-5,decimal) ". "}#doc11222671 .lst-kix_list_3-4>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_3-4,decimal) ". "}#doc11222671 ol.lst-kix_list_1-5.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-5 0}#doc11222671 .lst-kix_list_3-3>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_3-3,decimal) ". "}#doc11222671 ol.lst-kix_list_3-5{list-style-type:none}#doc11222671 ol.lst-kix_list_3-6{list-style-type:none}#doc11222671 ol.lst-kix_list_3-7{list-style-type:none}#doc11222671 ol.lst-kix_list_3-8{list-style-type:none}#doc11222671 .lst-kix_list_3-8>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_3-8,decimal) ". "}#doc11222671 .lst-kix_list_2-0>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_2-0}#doc11222671 .lst-kix_list_2-3>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_2-3}#doc11222671 .lst-kix_list_3-6>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_3-6,decimal) ". "}#doc11222671 .lst-kix_list_3-7>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_3-7,decimal) ". "}#doc11222671 .lst-kix_list_1-2>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-2}#doc11222671 ol.lst-kix_list_3-7.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_3-7 0}#doc11222671 .lst-kix_list_3-2>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_3-2}#doc11222671 ol.lst-kix_list_2-2{list-style-type:none}#doc11222671 ol.lst-kix_list_2-3{list-style-type:none}#doc11222671 ol.lst-kix_list_2-4{list-style-type:none}#doc11222671 ol.lst-kix_list_2-5{list-style-type:none}#doc11222671 .lst-kix_list_1-4>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-4}#doc11222671 ol.lst-kix_list_2-0{list-style-type:none}#doc11222671 ol.lst-kix_list_1-6.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-6 0}#doc11222671 ol.lst-kix_list_2-1{list-style-type:none}#doc11222671 .lst-kix_list_4-8>li:before{content:"\0025aa "}#doc11222671 .lst-kix_list_4-7>li:before{content:"\0025aa "}#doc11222671 ul.lst-kix_list_4-8{list-style-type:none}#doc11222671 ul.lst-kix_list_4-6{list-style-type:none}#doc11222671 ul.lst-kix_list_4-7{list-style-type:none}#doc11222671 ul.lst-kix_list_4-0{list-style-type:none}#doc11222671 ul.lst-kix_list_4-1{list-style-type:none}#doc11222671 ol.lst-kix_list_3-3.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_3-3 0}#doc11222671 ul.lst-kix_list_4-4{list-style-type:none}#doc11222671 ol.lst-kix_list_2-6{list-style-type:none}#doc11222671 ul.lst-kix_list_4-5{list-style-type:none}#doc11222671 ol.lst-kix_list_2-7{list-style-type:none}#doc11222671 ul.lst-kix_list_4-2{list-style-type:none}#doc11222671 ol.lst-kix_list_2-8{list-style-type:none}#doc11222671 ul.lst-kix_list_4-3{list-style-type:none}#doc11222671 ol.lst-kix_list_1-0.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-0 0}#doc11222671 .lst-kix_list_3-0>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_3-0}#doc11222671 .lst-kix_list_3-3>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_3-3}#doc11222671 .lst-kix_list_3-6>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_3-6}#doc11222671 .lst-kix_list_2-5>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_2-5}#doc11222671 .lst-kix_list_2-8>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_2-8}#doc11222671 ol.lst-kix_list_3-2.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_3-2 0}#doc11222671 .lst-kix_list_2-2>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_2-2}#doc11222671 ol.lst-kix_list_2-4.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_2-4 0}#doc11222671 ol.lst-kix_list_1-3{list-style-type:none}#doc11222671 ol.lst-kix_list_1-4{list-style-type:none}#doc11222671 .lst-kix_list_2-6>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_2-6,decimal) ". "}#doc11222671 .lst-kix_list_2-7>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_2-7,decimal) ". "}#doc11222671 .lst-kix_list_2-7>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_2-7}#doc11222671 .lst-kix_list_3-7>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_3-7}#doc11222671 ol.lst-kix_list_1-5{list-style-type:none}#doc11222671 ol.lst-kix_list_1-6{list-style-type:none}#doc11222671 ol.lst-kix_list_1-0{list-style-type:none}#doc11222671 .lst-kix_list_2-4>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_2-4,decimal) ". "}#doc11222671 .lst-kix_list_2-5>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_2-5,decimal) ". "}#doc11222671 .lst-kix_list_2-8>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_2-8,decimal) ". "}#doc11222671 ol.lst-kix_list_1-1{list-style-type:none}#doc11222671 ol.lst-kix_list_1-2{list-style-type:none}#doc11222671 ol.lst-kix_list_3-0.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_3-0 0}#doc11222671 ol.lst-kix_list_1-7{list-style-type:none}#doc11222671 .lst-kix_list_1-7>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-7}#doc11222671 ol.lst-kix_list_1-8{list-style-type:none}#doc11222671 ol.lst-kix_list_3-8.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_3-8 0}#doc11222671 ol.lst-kix_list_2-5.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_2-5 0}#doc11222671 .lst-kix_list_4-0>li:before{content:"\0025cf "}#doc11222671 .lst-kix_list_2-6>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_2-6}#doc11222671 .lst-kix_list_3-8>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_3-8}#doc11222671 .lst-kix_list_4-1>li:before{content:"o "}#doc11222671 ol.lst-kix_list_1-7.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-7 0}#doc11222671 .lst-kix_list_4-4>li:before{content:"\0025aa "}#doc11222671 ol.lst-kix_list_2-2.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_2-2 0}#doc11222671 .lst-kix_list_1-5>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-5}#doc11222671 .lst-kix_list_4-3>li:before{content:"\0025aa "}#doc11222671 .lst-kix_list_4-5>li:before{content:"\0025aa "}#doc11222671 .lst-kix_list_4-2>li:before{content:"\0025aa "}#doc11222671 .lst-kix_list_4-6>li:before{content:"\0025aa "}#doc11222671 .lst-kix_list_1-8>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-8}#doc11222671 ol.lst-kix_list_1-4.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-4 0}#doc11222671 .lst-kix_list_3-5>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_3-5}#doc11222671 ol.lst-kix_list_1-1.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-1 0}#doc11222671 .lst-kix_list_3-4>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_3-4}#doc11222671 .lst-kix_list_2-4>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_2-4}#doc11222671 ol.lst-kix_list_3-6.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_3-6 0}#doc11222671 ol.lst-kix_list_1-3.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-3 0}#doc11222671 ol.lst-kix_list_2-8.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_2-8 0}#doc11222671 ol.lst-kix_list_1-2.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-2 0}#doc11222671 .lst-kix_list_1-0>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_1-0,decimal) ". "}#doc11222671 .lst-kix_list_1-1>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_1-1,decimal) ". "}#doc11222671 .lst-kix_list_1-2>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_1-2,decimal) ". "}#doc11222671 ol.lst-kix_list_2-0.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_2-0 4}#doc11222671 .lst-kix_list_1-3>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_1-3,decimal) ". "}#doc11222671 .lst-kix_list_1-4>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_1-4,decimal) ". "}#doc11222671 ol.lst-kix_list_3-5.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_3-5 0}#doc11222671 .lst-kix_list_1-0>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-0}#doc11222671 .lst-kix_list_1-6>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-6}#doc11222671 .lst-kix_list_1-7>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_1-7,decimal) ". "}#doc11222671 ol.lst-kix_list_2-7.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_2-7 0}#doc11222671 .lst-kix_list_1-3>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-3}#doc11222671 .lst-kix_list_1-5>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_1-5,decimal) ". "}#doc11222671 .lst-kix_list_1-6>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_1-6,decimal) ". "}#doc11222671 .lst-kix_list_2-0>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_2-0,decimal) ". "}#doc11222671 .lst-kix_list_2-1>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_2-1,decimal) ". "}#doc11222671 ol.lst-kix_list_2-1.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_2-1 0}#doc11222671 .lst-kix_list_1-8>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_1-8,decimal) ". "}#doc11222671 .lst-kix_list_2-2>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_2-2,decimal) ". "}#doc11222671 .lst-kix_list_2-3>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_2-3,decimal) ". "}#doc11222671 ol{margin:0;padding:0}#doc11222671 table td,table th{padding:0}#doc11222671 .c4{padding-top:0pt;text-indent:35.5pt;padding-bottom:0pt;line-height:1.0;orphans:2;widows:2;text-align:justify;height:10pt}#doc11222671 .c11{padding-top:0pt;text-indent:35.5pt;padding-bottom:0pt;line-height:1.0;orphans:2;widows:2;text-align:justify}#doc11222671 .c10{padding-top:0pt;text-indent:15pt;padding-bottom:0pt;line-height:1.0;orphans:2;widows:2;height:10pt}#doc11222671 .c0{margin-left:18pt;padding-top:0pt;padding-bottom:0pt;line-height:1.0;orphans:2;widows:2;height:10pt}#doc11222671 .c15{margin-left:36pt;padding-top:0pt;padding-left:0pt;padding-bottom:0pt;line-height:1.0;orphans:2;widows:2}#doc11222671 .c16{padding-top:0pt;padding-bottom:0pt;line-height:1.0;orphans:2;widows:2;text-align:center}#doc11222671 .c2{background-color:#ffffff;color:#000000;font-weight:700;vertical-align:baseline;font-size:14pt;font-family:"Times New Roman"}#doc11222671 .c1{background-color:#ffffff;color:#000000;font-weight:400;vertical-align:baseline;font-size:14pt;font-family:"Times New Roman"}#doc11222671 .c28{margin-left:18pt;padding-top:0pt;padding-bottom:0pt;line-height:1.0;orphans:2;widows:2}#doc11222671 .c14{vertical-align:baseline;font-size:13.5pt;font-family:"Times New Roman";color:#000000;font-weight:700}#doc11222671 .c5{margin-left:36pt;padding-top:0pt;padding-bottom:0pt;line-height:1.0;text-align:right}#doc11222671 .c12{vertical-align:baseline;font-size:14pt;font-family:"Times New Roman";color:#000000;font-weight:700}#doc11222671 .c6{vertical-align:baseline;font-size:13.5pt;font-family:"Times New Roman";color:#000000;font-weight:400}#doc11222671 .c7{padding-top:0pt;padding-bottom:0pt;line-height:1.0;text-align:center;height:10pt}#doc11222671 .c13{padding-top:0pt;padding-bottom:0pt;line-height:1.0;text-align:justify;height:10pt}#doc11222671 .c3{vertical-align:baseline;font-size:14pt;font-family:"Times New Roman";color:#000000;font-weight:400}#doc11222671 .c17{padding-top:0pt;padding-bottom:0pt;line-height:1.0;height:10pt}#doc11222671 .c19{vertical-align:baseline;font-size:16pt;font-family:"Times New Roman";font-weight:700}#doc11222671 .c30{vertical-align:baseline;font-size:10pt;font-family:"Times New Roman";font-weight:400}#doc11222671 .c8{vertical-align:baseline;font-size:12pt;font-family:"Times New Roman";font-weight:400}#doc11222671 .c24{vertical-align:baseline;font-size:14pt;font-family:"Times New Roman";font-weight:700}#doc11222671 .c29{vertical-align:baseline;font-size:16pt;font-family:"Times New Roman";font-weight:400}#doc11222671 .c20{padding-top:0pt;padding-bottom:0pt;line-height:1.0;text-align:center}#doc11222671 .c27{vertical-align:baseline;font-size:12pt;font-family:"Times New Roman";font-weight:700}#doc11222671 .c9{vertical-align:baseline;font-size:14pt;font-family:"Times New Roman";font-weight:400}#doc11222671 .c31{background-color:#ffffff;max-width:481.9pt;padding:56.7pt 56.7pt 56.7pt 56.7pt}#doc11222671 .c22{padding:0;margin:0}#doc11222671 .c25{text-align:justify}#doc11222671 .c18{font-style:italic}#doc11222671 .c26{text-decoration:underline}#doc11222671 .c21{margin-left:36pt}#doc11222671 .c23{height:10pt}#doc11222671 .title{padding-top:24pt;color:#000000;font-weight:700;font-size:36pt;padding-bottom:6pt;font-family:"Times New Roman";line-height:1.0;page-break-after:avoid;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc11222671 .subtitle{padding-top:18pt;color:#666666;font-size:24pt;padding-bottom:4pt;font-family:"Georgia";line-height:1.0;page-break-after:avoid;font-style:italic;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc11222671 li{color:#000000;font-size:10pt;font-family:"Times New Roman"}#doc11222671 p{margin:0;color:#000000;font-size:10pt;font-family:"Times New Roman"}#doc11222671 h2{padding-top:24pt;color:#000000;font-weight:700;font-size:24pt;padding-bottom:6pt;font-family:"Times New Roman";line-height:1.0;page-break-after:avoid;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc11222671 h3{padding-top:18pt;color:#000000;font-weight:700;font-size:18pt;padding-bottom:4pt;font-family:"Times New Roman";line-height:1.0;page-break-after:avoid;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc11222671 h4{padding-top:14pt;color:#000000;font-weight:700;font-size:14pt;padding-bottom:4pt;font-family:"Times New Roman";line-height:1.0;page-break-after:avoid;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc11222671 h5{padding-top:12pt;color:#000000;font-weight:700;font-size:12pt;padding-bottom:2pt;font-family:"Times New Roman";line-height:1.0;page-break-after:avoid;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc11222671 h5{padding-top:11pt;color:#000000;font-weight:700;font-size:11pt;padding-bottom:2pt;font-family:"Times New Roman";line-height:1.0;page-break-after:avoid;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc11222671 h6{padding-top:10pt;color:#000000;font-weight:700;font-size:10pt;padding-bottom:2pt;font-family:"Times New Roman";line-height:1.0;page-break-after:avoid;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc11222671 ]]>

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования г.Саяногорск

средняя общеобразовательная школа№1

имени 50-летия «Красноярскгэсстрой»

655600 Республика Хакасия, г.Саяногорск, Енисейский м-он, дом 20

Телефон 2-08-55         Факс 2-09-00

E-mail: school_19_026@mail.ru

Исследовательская работа

Фортепиано – музыкальный инструмент

Выполнила: Тимощенко

Мария Артемовна

                                                Руководитель :Фогель

                                                Ирина Ивановна

2016 г.

Введение

Все инструменты хороши по-своему. У каждого свой неповторимый тембр, свои привлекательные особенности. Но, пожалуй, ни один из них не может сравниться с фортепиано.

Нет другого музыкального инструмента, который имел бы такую обширную сольную литературу, так что как солист фортепиано стоит на первом месте. Незаменимо фортепиано и в ансамбле с голосом, и с другими инструментами. Как участник оркестра или как любимый инструмент для домашнего музицирования фортепиано больше других инструментов привлекает тех, кто хочет учиться музыке. Умение играть на нем обязательно для музыкантов всех специальностей. Если вы научились играть на пианино, то вы сможете играть на любом другом музыкальном инструменте.

Цель работы: узнать историю появления фортепиано, проследить путь его развития; выяснить, почему фортепиано считают самым универсальным инструментом.

Задачи: 

- узнать, где и когда появилось фортепиано;

- узнать о современных клавишных инструментах;

- выявить преимущества и недостатки инструмента.                      

 История фортепиано

Изучив всю найденную литературу, я узнала, что история развития фортепиано не так богата, как думала раньше. Самым ранним предком фортепиано считается монохорд. Тот самый монохорд, который, по преданию изобрел Пифагор и использовал для своих музыкально-теоретических и акустических экспериментов. Это был не музыкальный инструмент, а прибор, представляющий собой прямоугольный ящик с натянутой одной струной.

Пока Пифагор продолжал свои опыты, находчивые музыканты понастроили музыкальные инструменты и назвали их полихордами   ″многострунами″, так как вместо одной струны было несколько.

Но одним из важнейших шагов на пути к созданию современного фортепиано был клавишный механизм. Клавиатуру мастера позаимствовали у органа, а механизм, соединяющий клавиши со струнами, – у полихорда. Клавикорды появились примерно к ΧΙΙΙ-ΧΙV веках и имели устройство, похожее на устройство современного фортепиано. Но было гораздо проще. Клавикорд ставили на стол и играли стоя. На протяжении 5 веков мастера старались его улучшить. Со временем у клавикорда стали делать несколько клавиатур. Они размещались одна над одной, в виде лесенки. Звук клавикорда был нежным и певучим. Исполнитель по желанию мог играть то тише, то громче. Современники писали о клавикорде: «Он более пригоден для домашней и нежной музыки, нежели для эстрады или больших помещений…» Но был у клавикорда и большой недостаток - большей громкости так и не удалось добиться.

Конечно, иметь клавикорд могли только очень богатые люди. Это был предмет роскоши, украшением гостиных и столовых. Инструменты делали нарядными, украшали позолотой. Однако играть на нем было не очень удобно. Все клавиши были темными. И в конце 18 века расположение цветов на клавиатуре изменилось. Клавиатура стала такой, какой мы видим её сегодня у всех клавишных инструментов. Позднее начали изготовлять инструменты больших размеров, на ножках.

Другой клавишный инструмент – клавесин - скорее всего, был изобретён в Италии в XV веке. В отличие от клавикорда, струны клавесина были разной длины, были распложены параллельно, как у современного рояля, и это определило характерную форму, которая перешла к роялю. Клавесин был не только домашним инструментом. Его включали в различные ансамбли и даже в оркестр. За клавесином сидел дирижер. Левой рукой он играл аккорды, а правой руководил оркестром.

Поначалу этот инструмент ставили на стол, потом у него появились красивые резные ножки. Внутри корпуса натягивались струны одной толщины, но разной длины: отсюда такая характерная форма - внешним видом он напоминает современный рояль.

Клавесин превратился в замечательный ансамблевый инструмент. В оркестре он исполнял партию сопровождения: дирижер сидел за клавесином – левой рукой он играл аккорды, а правой руководил оркестром. Со временем клавесин стал принадлежностью всех богатых домов. На изготовление клавесинов шли драгоценные сорта дерева – черного, красного, розового, лимонного. Клавесин отделывали слоновой костью, бронзой, золотом, драгоценными камнями, на его стенках и крыловидных крышках знатные живописцы писали замечательные картины. Клавиши покрывали пластинками из самоцветов. Никогда раньше Музыкальный Инструмент не был такой дорогой, такой почитаемой и ценимой… мебелью. Увы, улучшение внешнего вида приводило порой к ухудшению звука.

Мастера не могли смириться с тем, что клавесин звучит однообразно, и придумывали всевозможные приспособления, чтобы разнообразить звучание клавесина. Например, устанавливали несколько клавиатур с разной силой звука; приспосабливали педаль, при нажатии которой звук становился тише, – но все они были не очень удобными. Несмотря на падение своей популярности, клавесин не исчез со сцены совсем – его можно и сегодня услышать на концертах старинной музыки.

На рубеже ΧVΙΙΙ века композиторы и музыканты стали остро ощущать потребность в новом клавишном инструменте, который не уступал бы по выразительности скрипке. Более того, был необходим инструмент, который обладал бы сильным, гибким, меняющимся по динамике звуком.

Первым эту проблему решил итальянский мастер Бартоломео Кристофори. Примерно двести пятьдесят лет назад Кристофори работал у флорентийского герцога Козимо Медичи, имеющего богатую коллекцию музыкальных инструментов. В его обязанности входило ремонтировать инструменты, следить за порядком в музее. А в свободное время Кристофори конструировал новые инструменты. И вот в один прекрасный день 1709 года в коллекции Медичи появился необычный музыкальный инструмент. На первый взгляд он мало чем отличался от клавесина. На самом деле в этом инструменте было замечательное новшество: звук извлекался ударом по струнам деревянных молоточков, обтянутых лосиной кожей. Инструмент чутко откликался на прикосновение пальцев руки к клавишам, а специальный механизм позволял молоточку после удара по струне быстро возвращаться в исходную позицию.

Бартоломео Кристофори назвал свое изобретение «клавишный инструмент, играющий нежно и громко» или «клавесин с тихим и громким звучанием». Это название затем было сокращено и появилось слово «фортепиано», что означало «форте» – громко, «пиано» – тихо. 

А вскоре к идее создания фортепиано, независимо от Кристофори, пришли и в других странах: во Франции – Жан Мариус (1716 г), в Германии – Готлиб Шретер (1717-21 г). 

Однако признание фортепиано завоевало не сразу. Долгое время у него был соперник – старый клавесин. Мирясь с недостатками клавесина, композиторы создали множество прекрасных произведений для него. К его звучанию был приучен слух музыкантов и публики. Сто лет понадобилось, чтобы перестроить слух музыкантов и любителей музыки с клавесинного звучания на фортепианное.

В. А. Моцарт в юности играя лишь на клавесине, стал играть на фортепиано и сочинять музыку, которая могла показать инструмент во всем блеске. Моцарт был первым из великих музыкантов, кто выступал в концертах перед публикой, играя на фортепиано.

Но «сдался» клавесин лишь при Бетховене: старенький тихоголосый клавесин не выдерживал звукового шквала напористой и мощной музыки великого маэстро.

К концу ΧVΙΙΙ века фортепиано полностью вытесняет клавесин, становясь, благодаря творчеству Гайдна, Моцарта, Бетховена, а позднее Шопена, Шумана, Листа и других композиторов, самым популярным музыкальным инструментом.

На протяжении веков сложились два основных вида фортепиано: горизонтальный – рояль (по-французски royal – королевский) с корпусом, похожим на крыло, и вертикальный – пианино (по-итальянски pianino – маленькое пианино). Существует также пирамидальное фортепиано. Это настолько редкий вид фортепиано, что долгое время исследователи не могли определить, как же правильно называть этот музыкальный инструмент. И только в 1976 году определили, что в Иркутске в доме-музее Волконских сохранился уникальный экземпляр пирамидального фортепиано. Инструмент был изготовлен в Германии или Австрии между 1780 и 1810 годами. 11 лет фортепиано находилось на реставрации. Петербуржские мастера восстановили экстерьер инструмента и утраченную крышку-клапан клавиатуры. Была полностью восстановлена механика. Сейчас это единственное действующее фортепиано такого вида в мире.

Рояль – это концертный инструмент. Пианино же мы используем там, где нельзя поставить большой рояль и где можно обойтись меньшей силой звука.

Рояль стал концертным инструментом. Он используется там, где нужна полная, мощная звучность. Пианино мы используем в тех местах, где нельзя поставить большой рояль и можно обойтись меньшей силой звука.

Для фортепиано писали Бетховен, Шуберт, Шуман, Мендельсон, Шопен, Григ, Чайковский, Мусоргский, Рахманинов, Балакирев, Скрябин. «Душой фортепиано» называли великого польского композитора Ф.Шопена. Почти все свои произведения он создал только для рояля. 

В настоящее время самый дорогой из изготовленных роялей – эксклюзивный Сваровски. Он осыпан более чем 9000 кристаллов ручной огранки в золоченых оправах; мельчайшие кристаллы вкраплены в лаковое покрытие – рояль окружен сиянием и переливается всеми цветами радуги. Кроме того, он дает великолепный звук. Точная цена инструмента неизвестна; он изготовлен в единственном экземпляре и на продажу еще не выставлялся.

В 20 веке появились электромузыкальные клавишные инструменты – электромузыкальные пианино, синтезатор. Внешне они очень похожи на фортепиано, но эти инструменты по некоторым качествам превосходят его. Они применяются как в домашних условиях, так и для больших аудиторий. Иногда, по некоторым качествам, они превосходят фортепиано. Это заключается в объёме диапозона, возможности получения различных тембров, даже имитировать звучание кларнета, флейты, фагота, саксофона.

Преимущества и недостатки фортепиано

А теперь посмотрим на клавиатуру фортепиано: в ней семь с лишним октав, что делает фортепиано инструментом с самым большим диапазоном. При нажатии на клавишу, прикрепленный к ней молоточек приходит в движение – ударяет по струне. Одновременно от нее отскакивает войлочная подушечка – глушитель (демпфер). От удара струна начинает вибрировать и возникает звук. Пока клавиша нажата, расположенный над струнами глушитель (демпфер) поднят, и звук длится до полного угасания. Стоит только отпустить клавишу, как глушитель возвращается на свое место (то есть опускается на струны), и звук мгновенно гаснет.

Под клавиатурой, возле ног пианиста, расположены педали. Применяя левую педаль, можно сделать звук более тихим и матовым, то есть, как говорят музыканты, поменять ″окраску″. При нажатии правой педали демпферы поднимаются над струнами, и звук длится даже тогда, когда пианист отпускает клавишу.

Но есть у пианино и недостатки, связанные с особенностями фортепианного механизма. Их два:

  1. Вслед за нажатием клавиши следует удар молоточка по струне, пусть смягченный, благодаря оклейке особым материалом – фильцем, но все же удар. При исполнении певучей музыки любая ударность неприемлема, поэтому во время обучения игре на инструменте пианисту приходится много работать, чтобы добиться певучести в звучании. 
  2. Коснувшись клавиши, пианист уже больше не властен над звуком: он не может усилить его, ни ослабить по своему желанию, ни оставить его постоянным, он может только слушать, как звук затихает, или прервать его, сняв палец с клавиши. Но и этот недостаток у хорошего пианиста не так уж заметен. 

Выразительные возможности фортепиано настолько богаты, что легко покрывают его недостатки.

Как писал непревзойденный пианист и выдающийся композитор Ференц Лист: ″Фортепиано располагает объемом целого оркестра и десяти пальцев человека хватает для воссоздания гармоний, которые иначе могли бы быть воссозданы к жизни в результате соединения сотен музыкантов в оркестре″.

Действительно, фортепиано под руками мастера начинает звучать, как настоящий оркестр. Не случайно Лист перевел на фортепианный язык симфонии Бетховена и оркестровые произведения других композиторов, то есть сделал фортепианные переложения этих сочинений, сохранившие образное содержание оркестровых оригиналов.

Послушайте прелюдии Рахманинова или ″Грустную песню″ Чайковского. И вам покажется, что вы слышите пение, человеческий голос, а несколько инструментов аккомпанируют ему.

Выводы

За прошедшие триста лет почти все великие композиторы писали для фортепиано, и многие из них знамениты именно своими фортепианными произведениями. Сегодня нельзя найти музыканта – будь то певец или композитор, кларнетист или скрипач – у которого в доме не было бы фортепиано. У фортепиано огромные, безграничные возможности: оно может звучать легко, как флейта, а может как целый оркестр. Поэтому многие великие музыканты отдали дань этому инструменту, создавая для него истинные жемчужины. Среди них были великие пианисты: Бетховен, Шопен, Шуберт, Рахманинов, Скрябин и другие. Они выступали перед публикой в качестве артистов-пианистов. Их сочинения для фортепиано раскрывали его огромный потенциал. Слушать фортепиано можно бесконечно, но в наше время появилось много электромузыкальных клавишных инструментов, по некоторым качествам превосходящих фортепиано.

Значит ли это, что фортепиано устарело?

Разумеется, нет. Фортепиано молодой инструмент. Ему не более трёхсот лет. Он оказывает на общество большее воздействие, чем любой другой инструмент. Уверена, что его славе ещё далеко до заката. Его история только началась. Триумф фортепиано впереди!

И подтверждение этому мы находим в количестве людей стремящихся научиться играть на фортепиано, десятки тысяч регулярно посещают концерты фортепианной музыки. Это значит, что фортепиано с его богатством и разнообразием звуковых красок и оттенков, любимый музыкальный инструмент. Давно фортепиано стало доступным широкой публике. Ни один инструмент не сравниться сегодня с ним в том, как широко и разнообразно используется оно в нашей жизни. Композиторов привлекают его огромные, почти безграничные возможности.

Прошло много лет с тех пор, как появились первые клавишные инструменты, первые фортепиано. Но и сегодня присутствуя на концертах, мы становимся каждый раз свидетелями настоящего волшебства. Пианист выходит на эстраду, садится за рояль и зал замирает. На глазах у всех совершается великое таинство – рождается музыка… Так и живет с нами фортепиано – самый универсальный инструмент, чаще всех других инструментов помогающий нам ощутить великую радость общения с музыкой.

В процессе исследования, я много узнала из истории инструмента, игре на котором обучаюсь 2 года. Я поняла, что знать историю музыки, не только интересно, но и полезно. Это позволяет лучше понимать содержание того или иного музыкального произведения.

Теперь я с большим интересом посещаю уроки музыки по классу фортепиано. А музыка, исполненная мной на пианино, доставляет мне и моим слушателям огромное удовольствие богатством и разнообразием звуковых красок, неповторимыми оттенками. Я думаю, что фортепиано будет жить и приносить радость людям еще много лет, десятилетий и даже столетий.

Список литературы: 

  1. Газарян С. В мире музыкальных инструментов: Кн. Для учащихся старших классов классов. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 1989. – 192. 
  2. Гельберквит М. Рождение фортепиано – М.: Детская литература, 1984. 
  3. Зильберквит М. Мир музыки: Очерк.– М.: Дет. Лит.,1988, 336 с. 
  4. Зимин П.А. История фортепиано и его предшественников: М., 1968, 178 с. 
  5. История изобретения фортепиано (рояля, пианино)/ источник: nastroika.nm/ru.-www/dudkaland/ru/st19.html 
  6. Кленов А.С. Я познаю мир: Детская энциклопедия. Музыка. – М., 1997, 448 с. 
  7. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. М.: Терра, 1996. 
  8. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах – М.: Всесоюзное издательство советских композиторов. 1986. 
  9. К. Паустовский. Избранное. Рассказы. Красноярское книжное издательство, 1977. 
  10. Шорникова М. Музыкальная литература. Музыка, ее формы и жанры: Ростов-на-Дону: Феникс, 2005,187 с. 
  11. Энциклопедический словарь юного музыканта /Сост. В.В.Медушевский, О.О.Очаковская / – М.: Педагогика, 1985. 
  12. http://www.allpianists.ru/pianists-ch.html 
  13. http://euro-piano.ru/reviews/ 
  14. http://www.sonata-etc.ru/instruments/old-time/25/date/index.html 

nsportal.ru

дата создания, история появления, развития и эволюции музыкального инструмента

Создание такого музыкального инструмента, как фортепиано, внесло большой переворот в музыкальную европейскую культуру XVIII столетия. Погрузимся более глубоко в эту историю и детально рассмотрим, где и когда изобрели фортепиано.

Начало истории

В 1709 году в таком прекрасном городе Италии, как Флоренция, было сконструировано это первое чудо музыкальной техники. Того, кто изобрел фортепиано, звали Бартоломео Кристофори. Итальянец всю свою жизнь работал над клавесинами, пытаясь усовершенствовать их и привнести что-то новое. В это время в музыкальной сфере уже давно требовался инструмент, который обладал бы широким и динамическим диапазоном. Как заверяют письменные свидетельства, Бартоломео с 1698 года работал над клавесином, который играл бы мягко и в то же время громко. С 1720 годов до своей смерти в 75 лет итальянский мастер создал своими руками около двадцати фортепиано.

История названия

В каком году изобрели фортепиано точно сказать сложно, так как у него было много предшествующих инструментов. В основу разработанного механизма вошли клавесин и клавикорд. Так как Бартоломео Кристофори сам конструировал клавесины, он отлично разбирался в этом и привнес свои новые идеи. Методом проб и ошибок он все же сумел создать известный на весь мир возвратный молоточковый механизм. Свое изобретение итальянец назвал клавесином, играющим форте и пьяно. «Форте» означает сильный и громкий звук, а «пьяно» – более слабый и тихий. Только потом эти инструменты начали называть «пианофорте» или, как известно сейчас всем, «фортепиано».

Совершенствование инструмента

Кто и в какой стране изобрел фортепиано, так бы и осталось неизвестным, пока один журналист из Италии Щипионе Мэффеи не написал статью, в которой восторгался новым механизмом. Он опубликовал схемы, и статья получила большое распространение. После ее прочтения многие изобретатели начали свою работу по усовершенствованию инструмента. Так появилась еще одна версия, кто придумал фортепиано. Мастер по органам Готтфрид Зильберман создал свой инструмент, очень похожий на клавесин Кристофори, но с одним важным отличием. Зильберман изобрел более современную педаль, снимающую звук со всех струн одновременно. В дальнейшем эта идея распространилась и на новые модели музыкального инструмента.

В 1730-х гг. Готтфрид Зильберман решил показать одну из своих работ Баху, которому изначально не понравился инструмент. Иоганн Себастьян Бах негодовал из-за слабого звучания высокого регистра, к тому же он ощутил сложность нажатия клавиш. Прислушавшись к замечаниям, органный мастер внес изменения, после которых Бах не только одобрил изобретение, но и поспособствовал его продаже и дальнейшему продвижению. Одно остается точным, так это то, в какой стране придумали фортепиано. Италия дала новый виток в европейской культуре.

Промышленная революция

В течение ста лет – с 1790 по 1890 годы – фортепиано подвергалось множествам серьезных изменений, которые сформировали в итоге современную форму инструмента. Промышленная революция предоставила необходимые ресурсы для изготовления фортепиано, удовлетворяющего запросы композиторов. Требовалось постоянное улучшение качества звука, хотелось сделать его более насыщенным и долгим. Каждый, кто изобрел фортепиано, добавил в него частичку нового. Позже его изготавливали из качественной прочной стали и железных рам.

Увеличение октав

Долгое время после создания фортепиано оставалась проблема сложности игры на нем. Чтобы воспроизвести музыкальную композицию, требовалось большое напряжение мышц, и приходилось прикладывать немало усилий. Решение нашли в английской фирме «Броудвуда». Первые, кто изобрел фортепиано диапазоном в пять октав в 1790 году, были производители именно этой фирмы. Впоследствии они же расширили диапазон до шести октав в 1810 году и до семи к 1820 году. Свои усовершенствованные экземпляры организация предложила великим композиторам Гайдну и Бетховену. К 1820 году инновационный центр разместился в Париже в фирме Эрара, который в свою очередь произвел фортепиано для Шопена и Листа. Себастьян Эрар создал механизм, который мог повторять удары по струне, не полностью возвращая клавишу в исходное положение, лишь частично ее поднимая. После его механика стала использоваться в построении всех роялей.

Современное фортепиано

Свою современную форму фортепиано получило в начале двадцатого века, но с тех пор прогресс не стоит на месте и модели постоянно совершенствуются. Сейчас существует два основных его типа: рояль и фортепиано вертикальное. Рояль состоит из корпуса и струн, которые натягивают горизонтально дальше клавиатуры. Для более точного звука этому инструменту нужно большое помещение с высокими потолками.

Виды современного клавесина

По размеру можно выделить несколько категорий музыкально инструмента.

  1. Концертный рояль может весить до пятисот килограмм, быть высотой в 1,8 и длиной в 1,4 метров.
  2. Салонный рояль весит до трехсот пятидесяти килограмм, а в высоту достигает 1,4 метра.
  3. Кабинетный рояль весит не более двухсот пятидесяти килограмм, а высота составляет до 1,2 метра.

Большие виды роялей обычно используются для выступлений, масштабных концертов, ведь они обладают более громким и насыщенным звуком. Малые инструменты выбирают для небольших помещений. Тот, кто изобрел фортепиано вертикальное, рассчитывал на места, не обладающие большой площадью. Этот инструмент более компактный за счет корпуса и струн, которые натянуты вертикально, и направляются от клавиатуры к молоточкам. Звук не такой насыщенный и красивый, как у большого рояля, но современные технологии приближают его к желаемому звучанию.

Электронный наследник

Инновации 1990-х годов открывают миру цифровые фортепиано. Инструмент производит оцифрованный звук, и не так прост в использовании. Помимо клавиш и педалей, в нем имеются многочисленные приспособления в виде интерфейсов и большого количества звуков.

Фортепиано в современном виде содержит восемьдесят восемь клавиш. В некоторых моделях делают восемь октав, в нижнем регистре начинается с «фа», а вверху заканчивается «до». Пианисты, которые не используют эти дополнительные клавиши, стараются закрывать их специальной крышкой. Эти клавиши были придуманы для большего резонанса, при нажатии педали, они вибрируют с остальными струнами, создавая более насыщенное звучание.

История создания фортепиано берет начало с клавесина, от которого унаследовано расположение клавиш. Поменялось только цветовое решение, стандартом для всех фортепиано конца восемнадцатого века стала черно-белая клавиатура.

Составляющие фортепиано

Материалы, из которых сооружают этот музыкальный инструмент, используют только высокого качества. Для внешней отделки берут клен или бук. Выбирают гибкую часть древесины, чтобы вибрация от звука дольше сохранялась внутри инструмента. Основание рояля делается из более мягкой древесины, чтобы не утяжелять инструмент. Струны выполняют из стали самого высокого качества, чтобы с годами они не деформировались и сохраняли свое первоначальное звучание и не допускали тонального искажения. Басовые струны дополнительно оборачивают медным проводом для большей гибкости. Металлический корпус, располагающийся внутри фортепиано, делается из чугуна. Из-за такой большой тяжелой детали инструмент может оказаться эстетически некрасивым, поэтому производители из года в год стараются это скрыть, полируя и украшая рисунками пластину. Остальные детали фортепиано делают из древесины и пластмассы. Однако использование пластмассы в 1950-х годах привело к неприятным последствиям, так как после десятилетия использования детали теряли свою износостойкость. Лишь современной фирме «Каваи» удалось создать эффективные прочные детали из этого материала.

Клавиши фортепиано должны быть легкими, поэтому для них используют ель или сорт американской липы. Тем ни менее, металлический каркас, крепкая древесина и другие детали делают этот инструмент неимоверно тяжелым. Даже самое маленькое фортепиано весит около 136 килограмм, а самое большое фортепиано модели «Фазиоли Ф308» имеет вес 691 килограмм.

Хотя история создания фортепиано насчитывает около трехсот лет, его изобретение стало настоящей революцией в мире искусства. Европейская музыка кардинальным образом поменяла свой характер, для этого инструмента писали произведения все великие композиторы. Многие получили славу благодаря фортепиано, некоторые даже стали пианистами-виртуозами. До сих пор это немаловажное изобретение остается одним из главных музыкальных инструментов.

fb.ru

Фортепиано – самый популярный клавишный инструмент znamus.ru

История фортепиано

Предками современного фортепиано стали такие инструменты, как клавесин и клавикорд. Основными их недостатками, ставшими основой для развития механики инструмента, стал быстро тихнущий звук и равномерная громкость звукоизвлечения. Механика звукоизвлечения современного фортепиано, когда ударные молоточки находятся под струнами, была придумана итальянским музыкальным мастером Кристофори в начале XVIII века. Именно тогда инструмент получил почти современное название: gravicembalo col piano e forte или форте-пиано. Приблизительно в это же время аналогичные системы звукоизвлечения разрабатываются во Франции (мастер Мариус) и в Германии (мастер Шрётер). Позже механизм был усовершенствован немецким музыкальным мастером Зильберманом.

В 1732 году появилось первое музыкальное произведение, написанное специально для фортепиано – соната Людовико Джустини. А уже в 70-80-х годах восемнадцатого века начался расцвет фортепианной музыки.

В 1770 году появилось так называемое «венское фортепиано», созданное мастером Штейном и усовершенствованное его зятем Штрейхером.

Первое пианино (фортепиано с вертикальным расположением струн) было создано в 1800 году в Америке, мастером Хокинсом.

Позже в конструкцию фортепиано были добавлены педали. Первые педали были выполнены в виде рычагов, которые нажимались не ступнёй, как сейчас, а коленями пианиста. В настоящее время фортепиано оснащают двумя или тремя, в самых последних моделях – четырьмя педалями. Педали используются для изменения звучания (усиления звука, создания эффекта легато, ослабления звука, смягчения звука). Три педали, в основном, встречаются на инструментах американского производства и роялях.

Клавиатура фортепиано также претерпела ряд изменений, прежде чем предстать в своём современном виде: в разное время были созданы и запатентованы двухрядные, четвертьтональные и другие виды клавиатур, которые позже вышли из употребления.

В Россию клавишные инструменты пришли в шестнадцатом веке. В это время инструменты появились при царском дворе, но церковь не поощряла игру на музыкальных инструментах. Но уже в восемнадцатом веке клавишные – от клавесинов до органов – стали популярными в определённых кругах.

Позже инструмент стал набирать популярность в народе и уже в двадцатом веке у многих семей дома стояло фортепиано, стало модно отдавать детей учиться играть на нём.

znamus.ru

Урок по музыке 2 класс. Музыкальный инструмент фортепиано

1 Этап мотивации учебной деятельности.

Приветствие учителя.

Внимание!Проверь дружок,

Готов ли ты начать урок

Все ли на месте?

Все ли в порядке?

Книжки,ручки и тетрадки?

Есть у нас  девиз такой

Все что надо под рукой.

Сегодня урок начинаем песней, прослушайте ее. (Звучит песня в исполнении учителя «Пианино и рояль»

1.Пианино и рояль

С виду спутаешь едва ль

Ведь нельзя же со слоном

Спутать трехэтажный дом

Припев.Все и взрослые и дети

Инструменты знают эти

Только знай у них давно

Есть название одно

Не забудь фортепиано называется оно.

Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля

2.Тронешь клавишу рукой

Зазвенит она струной

А педаль нажмешь ногой

Будет звук совсем другой

Припев.

3.Форте это значит громко

Заучи,не будь лентяй,

А пиано Это тихо,

Ты дружок запоминай

Припев.

 

Самоопределение Личностные результаты: Формирование мотивационной основы учебной деятельности

Познавательные: 

- Представляют информацию в виде ответа на вопрос.

 - осознают познавательную деятельность.

- Учащиеся отвечают на вопрос.

 -умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации,

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Регулятивные:

- проговаривают  последовательность действий на уроке;

2.Актуализация.

Учитель задает вопросы. Понравилась ли Вам песня?

Давайте скажем, о каких инструментах говорится в песне.

С чем идет сравнение в песни.

Какие музыкальные инструменты вы знаете?  

Посмотрите  на  слайд 1.  Что  изображено?

А на этом рисунке?  Слайд №2

Давайте прослушаем фрагмент произведения  и скажем, какой инструмент звучит.

(П.И.Чайковского «Концерт для фортепиано»  Слайд №3

Сейчас прослушаем следующий фрагмент и скажем, какой инструмент звучит? Слайд (Валь9 из к\ф «Амели»)

Давайте сравним эти два звучания, какие слова можно подобрать к эти отрывкам.

Да звучание этих инструментов красиво, насыщено и ярко.

Ребята, а кто мне скажет, о чем же мы сегодня на уроке будем говорить, как Вы думаете, как звучит сегодня наша тема урока. Слайд 5.

Учитель подводит к теме. И показывает слайд с названием темы.

Учащиеся отвечают

Да

В песне говорится о пианино и рояле.

Перечисляют инструменты.

(пианино).

(рояль).  

Испытывают затруднения.

Отвечают пианино.

Рояль

Пианино -  звук менее насыщен, рояль – полон музыкальных красок.

Ответы учащихся. О пианино, рояле, о музыкальных инструментах.

Отвечают на вопросы

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы,  формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

3. Объяснение нового материала

Пианино  и  рояль – разновидности  фортепиано. Слайд №6

Это  клавишно-струнный  инструмент.  

Какие инструменты называют клавишно-струнными?

Кла́вишные музыка́льные инструме́нты — инструменты, извлечение звука в которых осуществляется при помощи системы рычагов и управляется при помощи клавиш, расположенных в определённом порядке и составляющих клавиатуру инструмента. Слайд №7

Первые  фортепиано  появились  в 18 веке. Слайд №10

Название  складывается  из  двух  слов: форте  f  -

громко и пиано p – тихо. Слайд №9

Как  вы  думаете,  почему  этот  музыкальный

инструмент так назвали?

А чем отличается пианино от рояля?

Запомните отличия.

Рояль  в переводе с французского – королевский.

Струны у

пианино  расположены  вертикально,  у  рояля–

горизонтально.

Фортепиано  может  изобразить  голоса  самых

разных  музыкальных  инструментов,  его  звуками

можно  выразить  самые разные  чувства,  передать

любое настроение.

Творческая работа в группах класс делится на две группы. Сейчас возьмите карандаши и зарисуйте первая группа  рисует пианино, вторая группа рисует рояль. Под музыку П.И.Чайковского пьесы «Детский альбом» «Зимнее утро» Слайд №10

Нарисовали, а сейчас давайте сравним ваши рисунки и кластер  фортепиано на доске. У кого какой инструмент получился.

Учитель записывает слова на доске.

Физкультминутка. Под музыку повторяют движения учителя. Слайд №11.

Ребята, скажите  под музыку какого композитора мы выполняли творческое задание?

Ответы.

Кла́вишные музыка́льные инструме́нты — инструменты, извлечение звука в которых осуществляется при помощи системы рычагов и управляется при помощи клавиш, расположенных в определённом порядке и составляющих клавиатуру инструмента.

Ответы детей. Потому что оно звучит то тихо, то громко.

Рояль  звучит  громче,  чем  пианино.

Обучающиеся работают в группах. Делают зарисовки инструментов.

Дети высказывают свое мнение по поводу рисунков. Красивый, ровный,большой, клавишный, струнный, подходят записывают на доске слова, составляя кластер.

П.И.Чайковский. «Детский альбом» «Зимнее утро»

Познавательные: Осуществляют прослуштвание. Работают в группах делают зарисовки инструментов.

Этап первичного закрепления знаний с проговариванием во внешней речи

А сейчас найдите в учебниках информацию о композиторе П.И.Чайковский.

Какие пьесы он написал?

Кто еще из  композиторов писал фортепианные пьесы.

Сегодня вы познакомитесь с некоторыми пьесами

«Детского альбома» П.И.Чайковского.

Первая  пьеса  называется « Зимнее  утро». Представьте  себе,  что  маленький  ребенок проснулся утром  а за  окном  зима  и  белый  снег лежит  повсюду  и  воздух  прозрачный  и  всё спокойно. Какие  интонации  помогли « услышать» изображенное  время  суток.  Каково  настроение ребенка? Почему вы так подумали?  Давайте послушаем еще раз. Как называется пьеса? Понравилась ли она вам?

Чем-  же  любят  заниматься  маленькие  детишки после  того,  как  проснулись,  что  для  них  самое важное,  что  они  делают?  Конечно  играют  в игрушки.  А  сейчас  мы  послушаем  музыку  изображающую  игру  детей.

А  ещё  во  что,  в  какие  игрушки  обычно  играют мальчики?  Послушайте  и  отгадайте,  какназывается следующая пьеса («Марш деревянных солдатиков»).Почему вы дали её такое название? Как звучит музыка? А почему она звучит именно так? На что похожа: марш, танец, песня? Пьеса наз. «Марш деревянных солдатиков»

Давайте  послушаем  еще  раз  и  помаршируем пальчиками  на ладошке  вместе с  маленьнькими деревянными  солдатиками. Понравилась ли вам пьеса?

Какая любимая игрушка у девочек?

Прослушивание. Чайковский «Болезнь куклы»

Что рассказала музыка? Что чувствует кукла?  

Пьеса  называется «Болезнь  куклы».

Послушайте  еще  раз  и  постарайтесь посочувствовать и пожалеть куклу.  А теперь представьте, что почувствовала девочка, когда  ей  подарили  новую  красивую  куклу?

Послушайте.

Какие  чувства  выражает  музыка  и  что изображает?  Что почувствовала девочка? Что-же она  делает,  танцует?  Пьеса  называется « Новая кукла». Понравилась ли она вам?

Но  вот  наполненный  разными  впечатлениями  день подходит к концу и дети и игрушки ложатся спать. Вечером няня рассказывает детям сказку «Нянину сказку». Посмотрите мультфильм. Скажите о чем-же эта сказка.

Как вы думаете, какая это сказка,  что произошло с  героями?  Как  вы  поняли?  Расскажите  свою сказку.

Как называется пьеса? Понравилась ли она вам?

Мы с Вами сегодня много говорили о пианино, о рояле, давайте сейчас разучим песню «Фортепиано и рояль» неизвестного автора. На столах у Вас текст песни давайте петь. Включает минус песни.

(Учитель контролирует время на уроке если есть несколько минут можно разучить песню, если нет, то раздать текст со словами на дом, или разучить песню на следующем уроке, на этапе актуализации знаний.

Учащиеся рассматривают портрет композитора зачитывают информацию о нем.

 Работа с текстом  продуктивное чтение с пунктом  информация о композиторе. Читают, делают вывод.

Проговаривают что  композитор П.И. Чайковский русский композитор. Написал много фортепианных пьес.

Пьесы для фортепиано из «Детского альбома»

С.С.Рахманинов писал фортепианные пьесы для детей.

Записывают понятия в тетрадь.

Слушают  

музыку.

Отвечают  на

вопросы.

 Настроение ребенка радостное. Звуки музыки подсказывают нам об этом. Пьеса называется «Зимнее утро». Очень понравилась нам.

 

Дети любят играть. Мальчики играют в машинки, в лошадки.

Пъеса похожа на марш.

Куклы.

Что кукла печальна.

Радость,веселье,смех.

Да понравилась

Обучающиеся разучивают песню. Поют, обыгрывают.

Обучающиеся высказывают свое мнение.Фантазируют.

Пьеса называется «Нянина сказка».

Нам очень понравилась пьеса.

Занимаются вокальной деятельностью.

Личностные;

Формирование уважительного отношения к иному мнению

-осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

- самоопределение, самосознание

Познавательные: наблюдают, слушают, извлекают нужную информацию.

Познавательные

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию результатов

–анализ объектов с целью выделения признаков,

-определение основной и второстепенной информации

-проводить синтез (восстановление целого из частей)

-анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной   задачей.

Рефлексия.

Итак, давайте подведем итог нашему уроку.

Что Вам понравилось на уроке?

Кто-нибудь, из Вас после нашего урока хотел бы стать пианистом, композитором?

Что Вы нового узнали на уроке?

С какими пьесами вы познакомились?  

Какая из них больше запомнилась?

Как называется  альбом этих пьес?  

Кто композитор, кто сочинил эту музыку?  

Какой  инструмент  помог  П.И.Чайковскому

изобразить целый день из жизни ребенка?  

Какие разновидности фортепиано вы узнали?

Какую оценку вы сегодня себе бы поставили?

Выставление оценок.Задание на дом нарисовать  сказку которую рассказала музыка.

Самоанализ.

Выставляют себе оценки и комментируют почему они поставили себе данную отметку.

Личностные: приобретают новые знания, умения и

совершенствуют имеющиеся.

nsportal.ru

история музыки, первые клавишные инструменты, разновидности, устройство инструмента, этапы развития, современный вид и звучание

Первое, что приходит на ум после вопроса о том, какие же вы знаете музыкальные инструменты, - это фортепиано. Действительно, данное клавишное изобретение является классикой в музыкальном искусстве. Именно с помощью него изучается музыкальная грамота и сольфеджио.

Но сразу же ли оно появилось в том виде, в котором мы его знаем, и если же нет, то какой музыкальный инструмент являлся предшественником фортепиано?

С самого начала: монохорд

Наиболее ранним и известным прародителем фортепиано считается инструмент монохорд. Его принято относить к струнной щипковой группе, однако цель, с которой он использовался, достаточно близко походила на одну из ролей будущего клавишного инструмента.

Предшественник фортепиано несет свою историю к давней греческой античности (6 век до н.э.). К создателям относят Пифагора.

Определение:

  • Монохорд - музыкальное изобретение, цель которого - настройка интервалов с помощью фиксирования определенных длин частей, возбуждаемых щипком струны.

Состоял он:

  • из основы;
  • двух порожков;
  • движущейся подставки;
  • одной натянутой струны.

Для более точного понимания на предшественника фортепиано могли наносить маркеры, обозначающие шкалу делений струн.

Задача: монохорд, начиная с античного времени и доходя до границ барокко, был неотъемлемым элементом в изучении музыкальной теории. Он являлся пособием для элементарной грамоты (сольфеджио) и служил лучшим приспособлением для музыкального распознавания.

Более подробную инструкцию по использованию данного инструмента, ориентируясь на принципы Пифагора, можно найти в работе Эвклида "Деление канона". Автор научного труда был выходцем из Древней Греции, где занимался теорией математики.

Во время практики на монохорде Пифагор смог выяснить, как же высота тона может влиять на деление струны. По принципу этого изобретения энтузиастами создавались и полихорды, имеющие большое количество струн.

Способы звукоизвлечения были разными: щипки, удары, использование мандолин (медиаторов). Однако большим шагом в развитии инструмента и предшественника фортепиано стало создание клавишного механизма.

Клавикорд

Клавикорд - один из самых древнейших инструментов, вышедший из монохорда. Точное время создания не датируется до сих пор. Однако имеются данные о первом сохранившимся клавикорде, время производства которого приходится на 1543 год. Автором изобретения явился Доминик Пизанский. Также самое раннее документальное упоминание инструмента датируется аж 1396 годом.

Если монохорд относился целиком и полностью к группе струнно щипковых, то в клавикорде уже нес свое начало принцип клавишного струнного инструмента.

Строение

Построение старинного клавишного инструмента и предшественника фортепиано:

  • крышка;
  • настраиваемые колки;
  • тангенты - стержни из металла с плоской вершиной;
  • струны;
  • клавиши.

Размер клавикорда мог быть с объемом книги и доходить до длины корпуса в 1,5 метра.

На практике

Принцип работы: звук извлекался при помощи тех самых тангентов. Когда на клавишу происходило нажатие, штифт ударял по струне, как будто молоток. На каждую клавишу приходилась одна струна (в отличие от фортепиано, где на одну клавишу работает сразу до трех струн).

Основным исполнением был прием игры бебунг - один из вариантов клавишного вибрато, воспроизведение которого являлось возможным только на клавесине.

Так как динамический диапазон был достаточно беден, для усиления громкости применялись удвоение или даже утроение струн для каждого тона.

Звуковой же объем варьировался от изначального в две с половиной октавы до четырех (в XVI веке), а затем расширил границы до пяти октав.

Такой клавишный инструмент и предшественник фортепиано чаще всего использовался при домашнем музицировании, однако существовали варианты с увеличенными клавиатурами и педалями, позволяющие практиковаться на них органистам.

Вариации

Было два варианта клавикорда: связный и свободный.

1. Связный вид имел упрощенный струнный набор. В этом случае тангеты в количестве двух или трех клавиш отбивали одну и ту же струну, но только в разных ее частях. Такой вариант позволял сократить количество струн, но при этом ограничивал в возможности одновременного исполнения нескольких нот.

2. Свободный вид имел полный набор, где каждой клавише соответствовала определенная отдельная струна.

Свою минуту славы инструмент получил в XVII-XVIII веках. К сочинениям для клавикорда приложили свою руку знаменитые композиторы, такие как Бах и его сын Карл, а также Моцарт и Людвиг ван Бетховен.

В начале XIX века предшественник фортепиано полностью вытесняется своим молодым чадом.

Клавесин: история

Клавесин также, как и клавикорд, относится к струнным клавишным инструментам, звук которого извлекается щипковым способом.

Документированная история клавесина берет свое начало с 1397 года из падуйского (итальянского) источника. Первейшая попытка изобразить инструмент была сделана в 1425 году в городе Миндене (Германия) на алтаре кафедрального собора.

За первое письменное описание стоит благодарить Арно - выходца из Голландии, который изобразил подобный клавесину инструмент в чертежном виде. Работа датируется 1445 годом. Однако, к сожалению, клавесины XV века не смогли сохраниться.

Исходя из данных, дошедших до настоящего времени, инструменты имели малые короткие объемы с достаточно массивным корпусом. Большинство образцов изготавливалось в научно-образовательном итальянском городе - Венеции.

Регистры были достаточно изящны, корпус состоял из кипарисовой древесины. Атака звука была намного отчетливее и резче, что отличало клавесин от описанного ранее предшественника фортепиано - клавикорда.

Также крупным центром по изготавливанию инструмента являлся второй крупный город Антверпен, расположенный в Бельгии. Данным производством руководила семья Рюккерс, создав впоследствии целую династию мастеров. Их индивидуальную работу отличают удлиненные струны и увесистый корпус.

С 1590 года клавесины начинают изобретать уже с двумя клавиатурами (мануалами).

В XVII веке представители Франции, Германии и Англии идут по стопам фламандских предшественников, некоторые работы которых сохранились до сих пор. Корпуса образцов создавались из орехового дерева.

В 1690 году работу Рюккерсов продолжают и французские коллеги, особо успешным становится производство семьи Бланше.

Знаменитыми английскими мастерами считались семейство Киркман и Шуди. Их работы можно было отличить по покрытому фанерой корпусу из дубовой древесины и широким звучанием инструмента ярко окрашенного тембра.

В немецком городе и центре изготовления клавесинов Гамбурге создавались клавесины с утроенными мануалами.

Солирующий статус предшественник современного фортепиано сохранял до самого конца XVIII века, пока молодой и более совершенный инструмент не вытеснил первого во второй половине того же столетия.

В 1809 году компанией Киркман создается последний образец, а уже через год клавесин окончательно выходит из употребления.

Однако спустя время происходит регенерация инструмента, затейником которой явился мастер инструментов Арнольд Долмеч. Первый инструмент он создает на границе XIX-XX веков в Лондоне (1896 год). После удачного эксперимента Арнольд открывает мастерские и во Франции (Париж), и в Бостоне (США).

Начиная с 1912 года рождается эпоха иной эстетики клавесина. По инициативе пианистки Ванды Ландовской мастерская "Плейель" открывает производство концертных инструментов с массивной рамой из металла. Изюминка таких образцов была в рояльном строении клавиатуры и педалей.

К сожалению, во второй половине XX века мода на концертные изделия проходит. Мастера из Бостона Хаббард и Дауд - первые, кто снова начинают изготовление копий старинных предшественников фортепиано.

Строение

В первоначальном виде инструмент создавался в четырехугольной форме. В XVII столетии модернизировался в геометрическую фигуру треугольника с крыловидным и продолговатым началом. Струны располагались горизонтально и параллельно клавиатуре.

Внешнему виду инструмента уделялось достаточное внимание: с корпусом проводили отделку резьбой, рисунками и инкрустацией (украшение материалами, отличающимися от материалов исходной поверхности).

Присутствовали такие детали:

  • корпус;
  • дека;
  • крышка;
  • штег;
  • розетка;
  • настроечные колки;
  • клавиатура.

Регистровые возможности

Звучание клавесина весьма узнаваемо: звонкое, острое и даже блестящее, однако певучести предшественнику фортепиано как музыкальному инструменту не доставало. Это было связано с невозможностью плавно увеличивать и уменьшать динамику звучания. В связи с этим создавались несколько регистров, которые было реально переключать с помощью ручных механизмов (рычаги), территориально они находились по боковым границам клавиатуры. Переключатели регистров для ног и коленей пришли в свет с конца 1750 годов.

В зависимости от модели различали следующие регистры:

  • восьмифутовый - соответствовал нотной записи;
  • лютневый - исходил из восьмифунтового, при переключении которого струны заглушали с помощью специализированного механизма из кожи или войлока;
  • четырехфутовый - звучал октавой выше;
  • шестнадцатифутовый - звучал октавой ниже.

Диапазон

Диапазон клавесина (инструмента перед фортепиано) в XV столетии составлял три октавы. Веком позже возможности звучания расширились до четырех октавных единиц. В XVIII столетии диапазон смог дойти до своего максимума - пять октав.

Типичные представители клавесинов имеют две клавиатуры (мануала), два (8-футовый) или один (4-футовый) набор струн, которые возможно использовать единовременно с помощью изобретенных переключателей регистров. Также появился механизм копула, давший шанс использовать регистры второй клавиатуры при игре на первой.

Вариации

Клавикорн и клавесин были не единственными клавишными инструментами и предшественниками фортепиано. Существовали образцы меньшие по размерам с единичным струнным набором и четырьмя октавами.

  1. Спинет - струны натягивались диагонально слева направо.
  2. Клавицетерий - имел элементы кифары, так как расположение корпуса и струн находилось по вертикали.
  3. Верджинел - мануал находился слева от центра, а струны - перпендикулярны клавишам.
  4. Мюзелар - мануал уже был справа от основания, струны все также оставались перпендикулярны.

Настоящее время

На рубеже XVIII и XIX века музыкальными деятелями стала достаточно сильно ощущаться нехватка выразительности в клавишном варианте, которая бы не уступала по звучанию скрипке.

Непосредственно само фортепиано изобрел Бартоломео Кристофори - мастер из Италии. В 1709 году он занимался механизмом, работающим по принципу молоточка, и уже через 2 года опыт деятельности был описан в венецианском журнале искусствоведом Сципионом Маффеи, который дал инструменту название - "пианофорте". В полном переводе звучит так: "Клавишный инструмент, играющий тихо и громко".

Дебютное произведение, написанное для фортепиано, относится к 1732 столетию - это соната Людовика Джустини.

Разновидности фортепиано

Многие слышали об инструментах под названиями рояль и пианино, но до сих пор существует путаница в их различиях.

  • Пианино - уменьшенная версия фортепиано, где струны и дека расположены вертикально.
  • Рояль - основная форма фортепиано, корпус которой имеет крыловидную форму. Струны, дека и механика расположены по горизонтали.

Рояль обладает большим преимуществом в плане звучания: тембр более насыщенный и диапазон динамики в стократ шире.

Характеристика

Для звуков, расположенных в нижнем регистре, работает одна струна, для остальных же (среднего и высокого) парная или тройная струнная группа.

Диапазон составляет ширину от ля субконтроктавы до до пятой октавы, что в сумме составляет 88 полутонов или, проще говоря, клавиш.

Итог

История фортепиано и его предшественников уходит в древние времена античности. Каждый последующий инструмент являлся ступенью к более совершенному виду, без которого сейчас музыка не представляется возможной.

fb.ru

Пианино — король музыкальных инструментов

Как Вы думаете, какой инструмент можно считать королем всех инструментов?

Думаю, что это фортепиано (пианино) и попытаюсь сейчас доказать Вам это. Хотя, конечно, кто-то и не согласится со мной. Благодаря бесконечным возможностям выражения и способности производить множество различных нот одновременно, пианино заработало видное место среди всех музыкальных инструментов.

Огромное количество музыки написано великими композиторами именно для этого инструмента и есть не мало великолепных преподавателей фортепиано.

Но знаете ли Вы, что из себя представляет этот удивительный музыкальный инструмент и какова его история?

История вещей: Пианино — король музыкальных инструментов

История вещей: Фортепиано

Что такое пианино и чем оно отличается от рояля?

Лук — гусли (ударные цимбалы и цитры) — клавикорд — клавесин — фортепиано — вот этапы, которые прошел этот инструмент прежде, чем стать клавишным инструментом с высокой степенью выразительности, способным быстро изменять оттенки и силу звучания.

Родителем фортепиано считается итальянский мастер Бартоломео Кристофори., а время возникновения этого инструмента — между 1698 и 1700 годами.

За основу мастер взял принцип игры колотушками по струнам, как на цимбалах. Он изменил клавесин. Вынул из него кожаные язычки, приделал над каждой клавишей рычажок, который толкал свободно закрепленный в петле молоточек.

Звук производится ударами молоточков по струнам. А сами молоточки приводятся в движение с помощью белых и черных кнопок. После удара они возвращаются в исходное положение даже если исполнитель продолжает удерживать клавишу.

Если струны натянуты на металлическую раму и помещаются горизонтально внутри деревянного ящика в форме арфы, то это рояль.

Если струны вставлены в прямоугольный корпус, то перед нами — пианино.

Механизм, который передает движение кнопки к молоточком, является довольно сложным и видел много изменений на протяжении столетий.

История вещей: Пианино — король музыкальных инструментов

История вещей: Фортепиано

Основное отличие пианино от многих других клавишных инструментов- это возможность регулировать интенсивность звука через более или менее определенные прикосновения и точно воспроизводить звук в диапазоне от очень медленно до очень сильного.

Отсюда и название инструмента «Пиано Форте» («Тихо Громко»).

Что удивительно, новый инструмент сначала не имел большого успеха, так как не соответствовал вкусам музыкантов той эпохи.

Двадцать пять лет спустя, после долгих попыток, немец Готфрид Зильберман начал изготавливать такие инструменты. И хотя Бах не выражал удовольствия от игры на нем, новый инструмент сразу оценил король Фридрих II Прусский.

Король купил несколько образцов, а затем все большее число людей оценило пианино.

Это привело к тому, что во второй половине восемнадцатого века был построен первый завод по изготовлению фортепиано, который впоследствии стал довольно известным.

История вещей: Фортепиано

Между 1770 и 1780 году появилась первая музыка для фортепиано и с тех пор этот инструмент стал активно вытеснять клавесин.

В те же годы к пианино были добавлены педали, чтобы увеличить или уменьшить громкость звука и механика инструмента была доведена до совершенства.

С начала девятнадцатого века и далее пианино становится все более и более внушительным по своим размерам.

Это период великих виртуозов этого инструмента, публичных концертов, зрелищных мероприятий, период романтических пианистов-композиторов: Мендельсона-Бартольди, Роберта Шумана, Шопена и особенно Ференца Листа, одного из величайших и талантливых пианистов своей эпохи.

Чтобы играть с большими оркестрами было необходимо усиление звука. Поэтому были использованы более толстые струны и это увеличило напряженность.

Около 1872 года новые изменения в пианино были запатентованы американской компанией Steinway и вот с тех пор конструкция прибора не претерпела существенных изменений.

В тридцатых годах двадцатого века было изобретено электрическое пианино.

Интересно, какие еще изменения со временем будут внесены в этот великолепный музыкальный инструмент?

Истории вещей:

Кто изобрел чайные пакетики?

История перчаток

История обручального кольца

История сережек

Как была изобретена сумка

История Бутылки

tkalez.com

Фортепиано - Музыкальные инструменты - Интересные статьи

Когда речь заходим о клавишных музыкальных инструментах, мы прежде всего вспоминаем фортепиано, потому что сегодня это один из самых распространенных инструментов ( в том числе и электромузыкальных). Фортепиано – это собирательное название клавишно –струнных молоточковых инструментов( роялей и пианино). Оно является конечным результатом долгих попыток найти универсальный инструмент с богатыми звуковыми и динамическими возможностями, широкой палитрой тембровых и регистровых оттенков. Изобретено было фортепиано в 18 веке, при чем разработкой нового инструмента занимались сразу три мастера в разных странах : Мариус – во Франции, Кристофори – в Италии, Шретер – в Германии. Над его совершенствованием работали еще до 19 века. У современного фортепиано были замечательные предшественники : клавишные струнные (клавесин, клавиккорд, спинет, верджинал ) и клавишные духовые ( орган , фисгармония, аккордеон). При всем различии принципов звукоизвлечения , а также характера звучания один существенный элемент позволяет их объединить – клавиатура. Кому –то пришла однажды мысль, что можно вместо того, чтобы щипать струны пальцами ,сделать механизм. Первые попытки создать клавишный инструмент были сделаны в Древней Греции. Назывался он – гидравлос – античный орган, в котором давление воздуха в трубе поддерживалось столбом воды. Есть еще один древний инструмент –монохорд, который ( как считают ) изобрел Пифагор и использовал для своих музыкально-акустических экспериментов. Клавиатура стало быть – не была «ноу-хао» 18 века. В конце 17 века существовало два вида клавишно-струнных :клавиккорд и клавесин. Оба инструмента имели свои достоинства и недостатки. Клавиккорд был небольшим по размерам, обладал мягким, нежным звуком, громкость которого можно было по желанию исполнителя менять: он зависел от силы нажатия клавиши. Но его недостатком было очень тихое звучание и годен он был только для маленького помещения. Клавесин был концертным инструментом , обладал ясным , четким, острым звуком. Однако независимо от силы удара звук оставался неизменным. Музыкальные мастера находились в неустанном поиске конструкции нового клавишного инструмента ,который обладал бы сильным , гибким, меняющимся по динамике звуком, что –то типа клавесина с тихим и громким звуком. Механика фортепиано Клавиатура фортепиано шире , чем у клавесина: в ней 7,5 -8 октав, что сделало фортепиано инструментом с самым большим диапазоном. Что же происходит во время нажатия на клавишу ? При нажатии клавиши ,обитый войлоком молоточек бьет по нескольким струнам ( в среднем регистре- по трем, в басовом – по двум или одной). Он ударяет по струне и сразу же возвращается на место, но пока клавиша нажата, расположенный над клавишами глушитель (демпфер) поднят, и звук длится до полного угасания. Стоит только отпустить клавишу , как глушитель возвращается на свое место(опускается на струны) и звук мгновенно гаснет. Под клавиатурой на уровне ступней ног расположены две педали ( иногда три). Применяя левую педаль можно сделать звук более нежным и матовым. При нажатии левой педали рояля вся механика сдвигается, и число струн, на которые попадает удар молотка уменьшается на одну. Все струны стальные( басовые струны дополнительно обвиты медной проволокой) и натянуты над декой, сила натяжения которых равна 20 тоннам. Фортепиано имеет чугунную раму и перекрестное расположение струн. При нажатии правой педали демпферы поднимаются над струнами, и звук длится даже тогда , когда пианист отпускает клавишу, в результате получается резонирование струн и звучание обогащается; Кажется , что результат достигнут, но один все же недостаток у фортепиано есть : он ударный инструмент , а это значит , что звук его быстро гаснет и певучие мелодии исполнять довольно трудно. В это направлении обычно идет работа исполнителя : добиться певучести в звучании. Но достоинств у рояля больше , чем недостатков. Цитирую слова известных пианистов прошлого об этом инструменте: « Фортепиано располагает объемом целого оркестра и десяти пальцев человека хватает для воссоздания гармоний, которые иначе могли бы быть воссозданы к жизни в результате соединения сотен музыкантов в оркестре» Ференц Лист «Фортепиано для меня самый любимый инструмент , так как он представляет собой в музыкальном отношении нечто цельное,всякий же другой инструмент , не включая человеческого голоса, в музыкальном отношении все же только половина» Антон Рубинштейн

marina-timofeeva.ru