Фолк-музыка. Фолк жанр


Folk (Фолк) | Культурный обозреватель

Фолк (англ. folk) или фолк-музыка (англ. folk music) – это ни что иное, как народная музыка, сокращение от более обширного понятия «фольклор». В современном понимании под словом «фолк» подразумевают самые разнообразные поджанры музыки, которые при более тщательном рассмотрении могут сильно отличаться друг от друга. Единственное, что их объединяет – это наличие акустических, народных инструментов, характерных для того или иного региона, специфическое пение и народные корни. Сам термин «фолк» возник лишь в XIX веке, тем не менее, к этому жанру принято относить музыку, сочиненную задолго до этого.

«Чистая» фольклорная музыка очень контрастирует с коммерческими и классическими стилями, так как полна примитивизма, не имеет четкого ритма, и вполне может обойтись мелодией с использованием одной струны на каком-нибудь экзотическом инструменте. Горловое пение тувинцев, неземные мелодии армянского дудука, африканская перкуссия и ковбойские мотивы банджо – все это можно назвать фолком.

К середине XX века фолк-музыка начала систематизироваться, у многих исследователей и музыкантов возник живой интерес к тому, что когда-то творилось, игралось и пелось в деревнях и весях, и этот жанр постепенно начал приобретать те формы, к которым вскоре привыкли все. Проще говоря, фолк был популяризован. Теперь под этим клише выступают самые разношерстные музыканты, начиная с Боба Дилана (Bob Dylan) и Рави Шанкара (Ravi Shankar) и заканчивая недавно почившей Сезарией Эворой (Cesaria Evora) и Дживаном Гаспаряном (Djivan Gasparyan).

Фолк очень разнообразен. Для удобства его принято классифицировать по территориальному признаку. Например: ирландский, арабский, китайский, балканский, русский и т.д. Кроме этого, фолк отлично ассимилировался с другими жанрами музыки, став составной частью таких стилей как: фолк-рок, поп-фолк, этно-джаз, неофолк и даже фолк-панк.

На Западе и в Америке к фолку также принято относить тех, кто в наши дни сочиняет и поет свои песни под гитару, в отличие от России, где этих исполнителей называют бардами, имеющими к фолку отношение самое далекое. На Западе таких менестрелей принято называть «singer-songwriter» и, как правило, к этому добавлять слово «folk». Таким образом, какой-нибудь парень с гитарой из Бруклина – это фолк, а Булат Шалвович Окуджава – совсем нет.

Чтобы проще было разобраться со всеми хитросплетениями этого жанра музыки, можно его условно разбить на две части: традиционный фолк (traditional folk) и современный фолк (contemporary folk). Все, что ближе к корням, деревне и природе – это первый вариант, ну, а то, что красиво звучит, вычищено и выглажено – вариант второй. К примеру, гениальная фолк-исполнительница современности Лорина Маккеннитт (Loreena McKennitt) – это современный фолк, а чукотско-эскимосский ансамбль «Эргырон» – естественно, традиционный.

www.kultoboz.ru

Фолк - это... Что такое Фолк?

Народная музыка (или фольклорная, англ. folk) — музыкально-поэтическое творчество народа. Она - неотъемлемая часть фольклора и вместе с тем включается в исторический процесс формирования и развития культовой и светской, профессиональной и массовой музыкальной культуры. На конференции международного совета народной музыки (нач. 1950-х гг.) народная музыка была определена как продукт музыкальной традиции, формируемой в процессе устной передачи тремя факторами - непрерывностью (преемственностью), вариантностью (изменчивостью) и избирательностью (отбором среды).

Различают устную и письменную музыкальные традиции. Со времени развития письменных музыкальных традиций происходит постоянное взаимовлияние культур. Таким образом народная музыка существует на определённой территории и в конкретное историческое время, т. е. ограничена пространством и временем, что создаёт систему музыкально-фольклорных диалектов в каждой народной музыкальной культуре.

Влияние религии

Сложен и мало изучен вопрос о взаимосвязях народной музыки с музыкой религиозного культа. Религиозные песни, распространяемые в ряде культур, после частичной переработки и переосмысления становились частью народной музыкальной традиции (например, рождественские коляды в Польше, английские Christmas-carols, немецкие Weihnachtslieder, французкие Nokl и т. п.).

Музыкальный профессионализм

Профессионализм характерен не только для письменных музыкальных традиций, но и для устных (например, индийские раги, иранские дестгахи, арабские макамы).

Жанры народной музыки

Задолго до возникновения письменных музыкальных традиций из различных форм и типов первобытного синкретизма (обрядовые действа, игры, песнепляски в сопровождении музыкальных инструментов и др.) сформировались и развились самостоятельные жанры музыкального искусства - песенные, инструментальные, танцевальные.

Стили народной музыки

Народная музыка по регионам

Интернациональные этнические группы

Выразительные средства народной музыки

  • мелос (от речитативного, напр. эстонские руны, юж.-слав. эпос, до богато орнаментального, напр. лирич. песни ближнесредневосточных муз. культур)
  • многоголосие (гетерофония, бурдон, полиритмич. сочетание попевок в ансамблях афр. народов, нем. хор. аккордика, груз. квартосекундовая и ср.-рус. подголосочная полифония, литов. канонич. сутартинес)
  • ладозвукорядная система (от примитивных малоступенных и узкообъёмных ладов до развитой диатоники "свободного мелодич. строя")
  • ритмика (в частности, ритмоформулы, обобщившие ритмику типовых трудовых и танцевальных движений)
  • формы (строфы, куплеты, произведения в целом; парные, симметричные, асимметричные, свободные и др.).

Народные артисты, певцы и сказители

В разное время и в разных странах носителями народной музыки были не только безымяные исполнители, но и талантливые творцы-исполнители:

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Фолк-музыка — Циклопедия

Фолк-музыка (музыка в стиле фолк от англ. folk music «народная музыка») — жанр популярной музыки, также известный как фолк-рок, соединивший традиционный музыкальный фольклор и рок-музыку[1]. Возник в США в конце 1950-х годов.

В английском языке термин folk music (рус. фолк-музыка) употребляется для обозначения традиционной народной музыки[1].

Одним из первых в возрождении интереса к народной американской музыке был Вуди Гатри, который пел народные песни в 1930-е и 1940-е годы, при этом часть песен были написаны им самим. Среди друзей и последователей Гатри, известен коллекционер, исполнитель, и композитор Пит Сигер.

Как самостоятельный жанр фолк-музыка (фолк-рок) оформилась в конце 50-х — начале 60-х годов, когда ритмические приёмы, получившие распространение в поп-музыке, стали использовать для аранжировки народных мелодий. Одним из первых известных исполнителей фолк-рока стал американский певец и композитор Боб Дилан. Наивысшая популярность фолк-рока пришлась на середину 60-х, когда на эстраде появились такие авторы и исполнители как Ричи Хейвенс, Джони Митчелл, Мелани, а также самые разные группы, использовавшие в своих композициях элементы народной музыки. Классическим примером такой музыки может служить песня Пола Саймонда и Артура Гарфанкела «El Condor Pasa»[2].

Характерным для фолк-рока был также социальный подтекст песен[3].

[править] Фолк-ривайвл

Фолк-ривайвл (от англ. folk revival «народное возрождение») — музыкальный стиль в рок-музыке, основанный на народных песнях и имеющий яркое выраженную гражданскую направленность. Возник и распространился в конце 50-х — начале 60-х годов XX века[4]. В течение короткого периода (ок. 1958—1965 гг.) «народная музыка» занимала высокие места в музыкальных поп-чартах США и Британии. Хиты были в основном созданы музыкантами-профессионалами или полупрофессионалами (а не «народом»), и часто просто в народном стиле (англ. watereddown). Тем не менее, «народное возрождение» оказало глубокое влияние на будущее поп-музыки и кантри-стиля[5].

На Западе фолк-музыка вошла в мейнстрим в 1960-х, создав таким образом новую форму популярной народной музыки, которую обычно обозначают термином «(второй) фолк-ривайвл». Наиболее общее название для этой новой формы — «народная музыка» (англ. folk music), однако часто её называют «современной народной музыкой» (англ. contemporary folk music) или «музыкой народного возрождения» (англ. folk revival), чтобы показать отличие от традиционной музыки[6].

В то время как Романтический национализм имел большое влияние на академическую музыку, «второй фолк-ривайвл» более позднего 20-го века породил новый жанр популярной музыки с исполнителями, реализующими свои записи, концерты и телерадиовещание. Важнейшими американскими исполнителями, появившимися в период с 1940-х до начала 1960-х, являются Вуди Гатри, Пит Сигер, Джоан Баэз и Боб Дилан. В Великобритании фолк-ривайвл породил поколение авторов-исполнителей, таких как Донован, Берт Дженш, Ральф Мактелл и Рой Харпер, достигших успеха в 1960-х. В Канаде появляются всемирно успешные Гордон Лайтфут, Леонард Коэн, Джони Митчелл и Баффи Сент-Мари.

Период с середины 1960-х до начала 1970-х был связан с большими изменениями в музыке, политике и образе жизни. Фолк-музыка также претерпела скачок развития и диверсификации. Основные изменения коснулись наиболее признанных исполнителей, таких как Боб Дилан, Джоан Баэз, Джуди Коллинз, The Seekers и Peter, Paul and Mary, путем создания новых смешанных стилей с рок- и поп-музыкой. Канадские исполнители Гордон Лайтфут, Леонард Коэн, Брюс Кокбёрн и Джони Митчелл также переходят на смешанные стили и пользуются большой популярностью в США. Всё это приводит к формированию новых стилей, таких как фолк-рок, фолк-поп и прочих.

  • Folk Rock, фолк-музыка — Рок-энциклопедия
  • Folk (music) (фр.)
  • Ethnocolocol.Ru — Новости фолк-музыки, электронная аудио- и библиотека, каталоги (ethno fusion, этно- и фолк-рок, ethno-pop, worldbeat, фольклор)
  • Фолк-музыка на about.com
  • Фолк-музыка на thecanadianencyclopedia.com
  • История фолк-музыки на guardian.co.uk
  • РЕТРОпортал — отреставрированные грамзаписи мелодий народов СССР (20—40-секундные MP3-фрагменты)
  • Фестиваль народной музыки — Международный этнический фестиваль «Крутушка» г. Казань
  • Ethnocolocol.Ru — Музыка народов мира — Новости фолк-музыки, электронная аудио- и библиотека.
  • Фестиваль музыки и творчества — Этнический фестиваль «Энергия жизни» г. Екатеринбург
  • Folk Raider ежемесячный журнал о фолк-музыке — Folk Raider ежемесячный журнал о фолк-музыке и всём что её окружает. Новости, рецензии, интервью, концерты, отчёты.

cyclowiki.org

рок - стиль, сочетающий в себе народную музыку и рок

Фолк-рок представляет собой интереснейший музыкальный жанр, который сочетает в себе элементы фольклорной народной музыки и рока. Данный жанр рока актуален и крайне почитаем во многих странах, ведь каждая народность вносит в звучание свой неповторимый и уникальный национальный колорит. Коллективы, исполняющие музыку в стиле фолк рок, пользуются большой популярностью не только в родных странах, но и довольно успешно знакомят слушателей по всему миру со своим культурным музыкальным наследием. Термином фолк-рок впервые воспользовались обозреватели из США в 1965 году, применив его для описания дебютного альбома американской рок-группы под названием The Byrds.

Фолк-рок в США

Наиболее узким определением фолк рока является музыкальный стиль середины 60-х, который образовался в Америке и Канаде. Значительный упор делался на вокальную линию, а звучание музыки и электронных инструментов было максимально чистым. Музыканты демонстрировали своеобразный подход, минимизировали использование всевозможных электронных эффектов, которые изменяли или искажали звук.

Основной репертуар коллективов, представлявших стиль фолк рок, был сформирован на основе фольклорных музыкальных источников и национальных мотивов.

Таким источником народной музыки, который использовали фолк рок группы, становились фольклорные певцы и композиторы. Особо стоит упомянуть Боба Дилана, творчество которого значительно повлияло на ранний фолк-рок.

Музыка блюз и кантри является народной музыкой Америки, но блюз-рок не относят к продолжению американского фолк-рока по ряду определенных исторических причин. Первыми работать в стиле блюз-рок стали исполнители из Великобритании, а не из США. Американцы породили и подняли на новый уровень так называемый кантри-рок. Первой группой в этом стиле стал коллектив The Flying Burrito Brothers, который получил последователей в лице рок-группы Eagles, Линды Ронстадт и многих других. Данные исполнители смогли добиться невероятного успеха и широкой популярности.

Британский фолк-рок

Созданная в Америке музыка фолк рок нашла свое продолжение и развитие в появлении британского фолк-рока. Такое направление еще называют electric folk (электрический фолк). Родоначальниками указанного стиля в Англии в конце 60-х стали фолк группы Pentangle и Fairport Convention. Данные музыкальные коллективы активно вносили элементы народной британской фольклорной музыки в свое творчество.

Pentangle — Light Flight

Исполнитель по имени Алан Стивелл также занялся смешиванием родной бретонской музыки с ирландскими и шотландскими мотивами и рок-музыкой. Это подтолкнуло бас-гитариста группы Fairport Convention Эшли Хатчингса образовать коллектив Steeleye Span, состоящий из музыкантов, преданных традиционной британской народной музыке. Они предприняли попытку добиться усиления исполняемой группой музыки электронными инструментами, а немного позже стали активно использовать для этой цели и элементы экспрессивного рока. Все это породило в дальнейшем следующий подстиль фолк-рока 70-х под названием келтик-рок.

Дальнейшее развитие фолк-рока

Келтик-рок отождествляется с традиционной ирландской песней, которая исполняется в рок-аранжировке. Данная фолк музыка в своей основе содержала использование традиционных мелодий, исполняемых на кельтской скрипке и губной гармошке, но все это дополнялось характерными приемами рока. Развитие мидивал фолк-рока обусловлено стремлением исполнителей данного стиля играть музыку по мотивам средневековья. Яркими представителями можно считать Steeleye Span, Third Ear Band, немецкую группу Ougenweide.

Steeleye Span — All Around My Hat

Следующим витком в развитии стиля становятся 80-е годы. В Англии начинают появляться коллективы, которые смешивали фолк-музыку и протестный панк. Среди исполнителей в данном направлении выделялись The Pogues, Billy Bragg и другие.

The Pogues — If I Should Fall From Grace With God

Середина 80-х приносит миру новое явление под названием неофолк, который еще некоторые именуют apocalyptic folk. В 90-х фолк добирается и до метала, породив направление фолк-метал. Родоначальниками стали треш-металлисты Skyclad. Разновидности такого метала повторили судьбу фолк-рока, только приставка «рок» сменилась на более тяжелый и энергичный «метал» (мидивал-метал, келтик-метал, ориентал-метал).

Современный мировой фолк-рок

Сегодня фолк-рок охватывает множество жанров и движений по всему миру, оказавшихся под влиянием фольклорной музыки как в англоязычных странах, так и на территории других государств. Современный фолк рок не имеет четких границ и его часто классифицируют как «мировую музыку». К современному фолку и коллективам, активно использующим его элементы, относятся следующие фолк рок группы: Flogging Molly, Dropkick Murphys, Blackmore’s Night а также великое множество других.

Flogging Molly — Drunken Lullabies

Dropkick Murphys — Going Out In Style

Blackmore's Night — Under a Violet Moon

Жанр фолк-рок в России

Фолк-рок появился в СССР еще в конце 60-х годов. Удачно представили русский фолк рок Песняры и Калинов Мост.

Калинов Мост — Конь-огонь

Для постсоветского пространства характерен фолк-рок, основанный на славянской фольклорной музыке и культуре. Наблюдается также копирование распространенных мотивов келтик-фолка. Сегодня выделяются группы Мельница, Ива Нова и Тролль Гнет Ель. Более тяжелые направления фолк музыки на отечественной сцене представляют Аркона и Калевала.

Тролль Гнет Ель — Еловый Корень

Калевала — Сон-Река

Советуем также прочитать:

на Ваш сайт.

guitarprofi.ru

Фолк рок - это... Что такое Фолк рок?

Фолк-рок — музыкальный жанр, сочетающий элементы фольклорной и рок-музыки. Вероятно первой фолк-рок песней была американская народная «House of the Rising Sun», исполненная британской рок-группой «The Animals» в 1964 году.[1] Музыка «The Beatles» оказывает сильное влияние на калифорнийскую группу «The Byrds», которая записывает электрическую версию «Mr Tambourine Man» Боба Дилана в 1965 году и основывает американское фолк-рок движение.[2]

История

Американский фолк-рок (с середины 1960-х)

В первоначальном и наиболее узком смысле, термин «фолк-рок» относится к музыкальному стилю образовавшемуся в США и Канаде в середине 60-х гг. Музыкальное содержание стиля выражалось сильной вокальной составляющей и, относительно, «чистым» (без использования различных дополнительных электронных эффектов и приспособлений, искажающих звук) подходом к использованию электронных инструментов. Репертуар музыкантов этого стиля формировался под влиянием американских фольклорных источников, а еще чаще вдохновлённых фольклорной музыкой певцов и композиторов, таких как Боб Дилан, Пит Сигер, позднее — Джони Митчелл и Нил Янг. Основные представители — «The Byrds», «The Band», «Buffalo Springfield», «Саймон и Гарфанкел». Следует отметить, что Боб Дилан сам впоследствии перешёл от фолка к фолк-року, на альбоме «Bringing It All Back Home» 1965 года.

Американская народная музыка включает в себя блюз и кантри.[3] Однако часто блюз-рок не рассматривают как подстиль американского фолк-рока, в силу сложившихся исторических обстоятельств (изначально блюз-рок стали играть британские группы).

Блюз-рок (с середины 1960-х)

Начиная с середины 60-х такие британские группы, как «The Who», «Led Zeppelin», «The Animals», «The Rolling Stones», вдохновленные американским народным блюзом, создали стиль, который в наше время называют блюз-роком.[4] В своё время они стали частью «британского вторжения» и совместно с бит-исполнителями создали рок-музыку в её современном понимании.

Кантри-рок (англ.) (с 1967)

В 1967 вышел «John Wesley Harding», альбом Боба Дилана, определивший начало нового жанра.[5] Первой кантри-рок группой стала «Flying Burrito Brothers» за которой последовали «The Byrds», Нил Янг и многие другие. В 70-х появились «Eagles» и «Poco», добившиеся немалого успеха.[6]

Электрик-фолк (англ.) (с 1967)

Американская форма фолк-рока напрямую привела к формированию отдельного, эклектичного стиля британского фолк-рока (также называемого «электрик-фолком» (англ. electric folk)). Пионерами этого стиля в конце 60-х стали «Fairport Convention». Начиная с североамериканской формы фолк-рока, «Pentangle», «Fairport Convention» и другие похожие группы постепенно концентрировали элементы традиционной британской фольклорной музыки. Позже, в 1969, бассистом «Fairport Convention» была сформирована «Steeleye Span». А в 1971 появилась группа «Albion Band».

Кельтский рок (англ.) (с начала 1970-х)

Электрик-фолк, в свою очередь, послужил импульсом для более плодовитого течения - кельтского рока, включающего элементы традиционной музыки Ирландии, Шотландии, Корнуолла и Бретани. В Бретани, Алан Стивелл (англ. Alan Stivell) начал смешивать свои бретонские корни с ирландскими и шотландскими и рок-музыкой. В Ирландии появились такие группы, как «Thin Lizzy» и «Horslips». По крайней мере, в первой половине 1970-х гг, кельтский рок стоял ближе к фольклорным корням, основываясь на использовании традиционных мелодий кельтской скрипки и губной гармошки, а также традиционных вокальных стилей, но дополняя музыку характерными року приемами.

Средневековый фолк-рок (англ.) (с начала 1970-х)

Начиная с 1970-х несколько исполнителей из Англии, Германии и Бретани, вдохновленных электрик-фолком, в качестве основы выбирают музыку эпох средневековья, ренессанса и барокко, в отличие от баллад 19 века, преобладавших у «Fairport Convention». В 1972 вышеупомянутая «Steeleye Span» выпускает альбом «Below the Salt», выдержанный в средневековом ключе. Другие подобные группы - «Gentle Giant» и «Third Ear Band».[8] В 1970 в Германии сформировалась группа «Ougenweide». В Бретани появились «Ripaille» (в 1977) и «Saga de Ragnar Lodbrock» (в 1979).[9] Однако к концу 70-х некоторые из этих групп, как например «Gentle Giant» и «Gryphon», отклонились в сторону прогрессивного рока, другие распались.[10]

Фолк-панк (с середины 1980-х)

С середины 1980-х в Британии появляются группы, смешивающие фолк-музыку с энергичным и политически агрессивным панк-роком. Наиболее значимые из них - «The Men They Couldn't Hang», «Oyster Band», «Billy Bragg» и «The Pogues».

Неофолк (с середины 1980-х)

На стыке пост-панка, фолка и индастриала возник новый стиль. Дэвид Тибет из «Current 93» использовал термин «apocalyptic folk» для описания своей музыки в период с конца 80-х по ранние 90-е. К первопроходцам также относят «Death In June» и «Sol Invictus».

Фолк-метал (с начала 1990-х)

Английская трэш-метал группа «Skyclad» скрестила фолк-музыку с металом, основав тем самым новое плодовитое музыкальное течение. Стоит также отметить, что в Германии выделился особый поджанр фолк-метала - средневековый метал.

Региональные сцены

Фолк-рок в России

Исполнители фолк-рока в России комбинируют элементы рок-музыки как с русской народной музыкой, так и с музыкой кельтских, северных и народов России. Примером могут быть группы «Ят-ха»[11] и «Сак-сок»,[12] исполняющие соответственно тувинскую и татарскую народную музыку на основе рок-музыки.

Первые попытки синтеза рок-музыки и фольклора были предприняты рядом ВИА в конце 60-х и начале 70-х: «Песняры», «Ариэль».[13]

В 1975 году появился студенческий ансабмль «Орнамент» (впоследствии переименованный в «Кукурузу»), исполнявший песни в стиле англо-американского фолк-рока. С 1986 начинается профессиональная деятельность «Кукурузы», записываются пластинки «Давайте петь по-английски» и «Фокусник».[14] С 1986 также начинает свою деятельность группа «Калинов Мост». В 1990 году они издали свой первый оффициальный альбом «Выворотень», который содержал «этнические мотивы и шаманские песнопения».[15]

В первой половине 90-х возникают новые группы: «Рада и Терновник», «Ad Libitum» и «Башня Rowan». Музыка этих групп многогранна и содержит помимо фолк-рока множество других направлений, от психоделии до джаза. В 1994 выходит «Nigredo» Сергея Калугина, первый альбом в России в стиле дарк-фолк.

В 1996 появляется фолк-рок группа «Разнотравие». В записи их единственного изданного альбома «Каторга» 2001 года принял участие Митя Кузнецов, игравший до этого в фолк-группе «Седьмая Вода». После этого был создан совместный проект «Разнотравие и Митя Кузнецов», распавшийся в 2003 году. В 1996 появляется также другая фолк-рок группа - «Тиль Уленшпигель», в которую позже пригласили певицу Хелавису. В 1999 «Тиль Уленшпигель» распалась, однако по инициативе Хелависы воссоединилась под названием «Мельница», но уже без участия основателя группы Руслана Комлякова. Параллельно, Дэном Скуридой и Марией Лариной из «Тиль Уленшпигель», была основана фолк-рок группа «Ветер Воды». В 2002 Дэн и Мария ушли из «Мельницы». «Мельница» стала одной из самых известных и популярных фолк-рок групп в России.

В последующие годы формировались не менее интересные группы, такие как «The Dartz», «Пелагея», «Северный Цвет», «Наследие Вагантов»,«Крыс и Шмендра» . Немалого успеха добилась группа «Тролль гнёт ель», исполняющая «пивной фолк». Питерская группа «Ричи Блэкмором для выступления на разогреве его коллектива «Blackmore's Night».

Фолк-рок в Скандинавии

Фолк-рок в Скандинавии представлен широким кругом самых разных испонителей, которые часто используют в своей музыке элементы северного фолка.

Такие исполнители, как Odd Nordstoga (англ.) и Gåte (англ.) сделали огромный вклад в возрождение народной музыки в Норвегии. Музыкальная карьера Odd Nordstoga охватывает 8 лет, а начинал он с группой «Something Odd». Дебютник и второй альбом, которые характеризуют фолк-роковым звучанием, не получили широкого признания. Сменив название на «Nordstoga» был записан третий по счету альбом, более удачный, чем предшествующие, однако группа распалась. Слава пришла к нему в 2004, после записи сольного альбома «Luring». Альбом представлял собой сплав популярной музыки и норвежской народной. Огромной популярностью пользуется группа «Gåte», которая соединяет звучание народной музыки, метала, электроники, иногда её описывают как «прогрессив-фолк-рок». Звучание народной музыки и метала содержит также группа Lumsk (англ.).

В 1989 году в Швеции сформировались группы «Garmarna». Все три группы широко известны и представляют собой шведскую фолк-рок сцену. С 1992 по 1998 год существовала также группа Den Fule (англ.). Более молодой группой является Dead Man (англ.), сформированная в 2003.

Фолк-рок в Финляндии представлен в основном фолк-метал сценой: «Finntroll», «Moonsorrow», «Turisas» и другие. Однако одним из самых ранних исполнителей фолк-рока является Hector, дебютировавший в 1965 году с песней «Palkkasoturi». С середины 90-х появляются фолк-рок группы «

Фолк-рок в Италии

  • en:Folk rock#Italian folk rock

Фолк-рок в Турции

Анатолийский рок развивается с середины 1960-х. Ранние представители, такие как Эркин Корай, Джем Караджа, Барыш Манчо, Moğollar играли смесь турецкой народной музыки с роком. Таким образом анатолийский рок представляет собой турецкий фолк-рок, который в наши дни также актуален, его исполняют Mor ve Ötesi, Şebnem Ferah и другие.

Фолк-рок в Индии

Первыми элементы индийской музыки использовали в своём творчестве такие группы, как «The Beatles», «

Фолк-рок в Восточной Европе

Фолк-рок в Южной Америке

Основная статья: Латин-рок

Основная статья: :en:Rock en Español

  • en:Argentine rock. Фолк-рок группы: en:Arco Iris, en:Leon Gieco
  • en:Chilean rock. Фолк-рок группы: en:Los Jaivas
  • en:Costa Rican rock. Фолк-рок группы: en:Gandhi (Costa Rican band), en:Evolución
  • en:Colombian rock. Фолк-рок группы: en:Aterciopelados
  • en:Filipino rock. Фолк-рок группы: en:Asin (band), en:Freddie Aguilar
  • en:Guatemalan rock. Фолк-рок группы: en:Enrique Bunbury
  • en:Mexican rock. Фолк-рок группы: en:Rodrigo González, en:Zurdok
  • en:Puerto Rican rock. Фолк-рок группы: en:La Secta AllStar, en:Sol D'Menta, en:Fiel a la Vega
  • en:Venezuelan rock. Фолк-рок группы: en:Caramelos de Cianuro

Музыкальная характеристика

См. также

Примечания

  1. ↑ Ralph McLean "Stories Behind the Song: 'House of the Rising Sun'". BBC.
  2. ↑ Richie Unterberger The Byrds Biography. allmusic.com.
  3. ↑ Народная музыка. krugosvet.ru.
  4. ↑ Blues-rock. Allmusic.com.
  5. ↑ Stephen Thomas Erlewine Bob Dylan Biography. allmusic.com. — «the record arguably became the first significant country-rock record to be released, setting the stage for efforts by the Byrds and the Flying Burrito Brothers later in 1969»
  6. ↑ Country-Rock. allmusic.com.
  7. ↑ Blackmore's Night, official website, http://www.blackmoresnight.com/index2.htm, retrieved 29/01/09.
  8. ↑ E. Macan, Rocking the Classics: English Progressive Rock and the Counterculture (Oxford University Press, 1997), p. 135.
  9. ↑ D. E. Asbjørnsen, Scented Gardens Of The Mind, http://sgm.paullee.ru/sgm-fr.htm, retrieved 29/01/09.
  10. ↑ C. Snider, The Strawberry Bricks Guide to Progressive Rock (Lulu.com, 2008), pp. 183-4.
  11. ↑ «Ят-Ха» в Абакане: Конец всем войнам! Во всем мире будет звучать одна музыка!. tuvaonline.ru.
  12. ↑ Алия САБИРОВА Захир Насыйбуллин: "Наши подвиги еще никто не повт. «Молодежь Татарстана» №30, 26 мая 2006г.
  13. ↑ А. Бурлака Фолк-рок. megabook.ru.
  14. ↑ Кукуруза: История. kukuruza.info.
  15. ↑ Евгений Богачков Калинов Мост: История. kalinovmost.ru.

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Фолк, всё о фолке история, описание, фолковый вокал

Школа вокала «Voca-Beat» рассказывает вам о музыкальном жанре Folk.

Преподаватели вокальной школы «Voca-Beat» расскажут о различных направлениях в музыке и помогут Вам найти себя в вокальном искусстве.

Folk (он же народная музыка, фолк-музыка, музыкальный фольклор) нередко считается лишь компонентом народного искусства. Однако сейчас, когда традиционная музыка выходит за рамки каждого конкретного народа, его можно назвать самостоятельной ветвью музыкального искусства.

Фольклор долгое время противостоял так называемой профессиональной музыке. Тем не менее, у многих народов профессиональная музыка (в европейском понимании) до сих пор неотделима от фольклора. Считается, что фольклор отличается от профессиональной

музыки тем, что фолк создаётся, в большинстве своём, сельскими жителями, передаётся из поколения в поколение в устной форме и не требует классического музыкального образования.

В мире существуют стили, которые, как и фольклор, являются устными, но сильно отличаются, а иногда и противопоставляются ему. Это индийские раги, ирландские дестагахи, арабские макамы и многое другое. Сейчас процесс создания и распространения музыки значительно изменился благодаря техническому процессу, что повлекло за собой некоторые изменения и в самой музыке: адаптированные инструменты, иная подача.

Современный фолк может исполняться как

профессиональными музыкантами, так и любителями. Чаще это творчество «для себя», а не для публики, и это отличает фолк от академической и популярной музыки.

Часто народная музыка тесно связана с религией, возникает из неё и переплетается с ней. Рождественские мелодии, которые исполняются почти во всех странах мира, считаются народными, хотя и отражают религиозные взгляды большинства.

Все основные характерные черты народной музыки были сформированы ещё в дописьменный период музыки. Изучение традиций тех времён возможно благодаря сохранившимся музыкальным источникам, таким как трактаты о музыке, свидетельства путешественников, летописи, музыкальные инструменты и рукописи, археологические раскопки. Кроме того, эти мелодии и тексты до сих пор передаются из уст в уста, затем по крупицам собираются специалистами и записываются.

Для конкретизации понятия «народная музыка» необходима её региональная, а затем и жанровая дифференциация.

Русская народная музыка зародилась в фольклоре славянских племён, которые жили на тех территориях, где позже была построена Новгородская Русь. Уже тогда население было многонациональным, и благодаря этому русский фольклор впитал в себя традиции финно-угорских и тюркских племён. В песнях часто можно увидеть религиозные мотивы: как языческие мотивы, так и христианские.

Народная музыка подразделяется на множество жанров, среди которых наиболее популярны календарные обрядовые песни, эпические, свадебные, танцевальные и лирические. Народная музыка чаще устная, вокальная, что

объясняется запретом на музыкальные инструменты внутри храмов. Инструменты более характерны для особых видов танцев и песен; наиболее популярны струнные и духовые инструменты. Балалайка, гусли, гудок, дудка, жалейка, кугиклы – чисто народные инструменты, звучание которых знакомо нам и по сей день. Так же в летописях можно встретить упоминания о трубах, охотничьих рогах и бубнах. Интересно, что многие инструменты, которые нередко ассоциируются с русской музыкой (баян, гармонь, гитара, мандолина), на самом деле пришли в Россию с Запада, и стали популярны лишь в XIX-XX вв.

Источник:

www.eurodance-music.ru

Wikipedia

www.voca-beat.ru

Страница жанра folk | Каталог жанров и исполнителей песен

Это интересно:

Фолк-музыка (от англ. folk - народный) – очень громоздкое понятие, и применимо оно к любым музыкальным проявлениям всех народов мира, независимо от своеобразных особенностей фольклора каждого из них. И, несмотря на все интересные и оригинальные черты музыкального фольклора разных стран, наиболее популяризована оказалась именно англоязычная фолк-музыка, то есть, фолк-культура Британии и части Северной Америки, в основном, США, где она очень близко граничит с негритянской музыкой. Помимо англоязычной фолк-музыки также широко известны кельтская народная музыка из Ирландии и Шотландии, и народная музыка Индии. Но все же, отдать должное следует в большей мере англоязычной музыкальной фолк-культуре, чем кельтской или индийской, так как именно с британской и американской фолк-музыки и начался стиль "folk rock".

Сама англоязычная народная музыка окончательно сформировалась в творчестве американских фолк-певцов Вуди Гатри и Пита Сигера (40-50 годы двадцатого столетия), а получила свое окончательное звучание в лице таких музыкантов, как Боб Дилан, Донован, Джоан Баэз, Джуди Коллинз и др. (60-е годы). С тех пор фолк-музыка не претерпевала значительных изменений, и являлась весьма стабильным в коммерческом плане течением музыки. Но для того, чтобы понять американский или английский фолк, необходимо уметь отличать его от кантри. Это очень близкие понятия, и отличие их состоит в том, что чистый фолк пришел из Британии, Ирландии и Шотландии, а кантри сформировалось на юге Северной Америки под влиянием фолка (большей частью ирландского), музыки блюграсс, являющейся смесью "чёрной" и "белой" музыки, и чистой негритянской народной музыки. Именно сельское кантри, и родившийся из него стиль рокабилли, оказали большее влияние на развитие рок-н-ролла, нежели простой фолк.

Главными темами фолк-песен, в отличие от веселого кантри, являлись и являются такие изменчивые явления, как жизнь народа и политика (т.н. песни протеста), а именно поэтому, большинство таких песен просто забывается и уходит в прошлое. Кроме того, в обычном фолке используется минимум инструментов; большей частью исполнители поют под незатейливый аккомпанемент акустической гитары. Ничего удивительного нет в том, что такое творчество интересно, прежде всего, только англоязычной аудитории. Одной из первых групп, смешавших фолк и рок, была ныне малоизвестная британская группа "Unit 4+2". Однако лишь в середине 60-х стиль фолк-рок уверенно встал на ноги: успех песен "Mr. Tambourine Man" (кавер песни Боба Дилана) в исполнении "The Byrds", американской народной "The House Of The Rising Sun" в трактовке группы "Animals", и великолепной "Like A Rolling Stone" самого Боба Дилана, а также его скандальное выступление на фолк-фестивале в Ньюпорте (1965 год), где он вышел на сцену с электрогитарой в сопровождении группы "Paul Batterfield Blues Band". Подобно Бобу Дилану, на электрогитару перешёл и шотландский фолкер Донован. Именно эти личности, находившиеся по разные стороны Атлантики, разнесли фолк-рок туда, где он, казалось бы, просто не мог существовать.

С этого времени фолк-рок стал отчетливо проявляться в музыке половины всех групп того времени: от "Jefferson Airplane" и "The Kinks" до… "The Who" и "The Mamas And The Papas". Так фолк-рок смешался с психоделией и продолжил развитие в этой странной смеси. Очень заметными явлениями смешения этих стилей являлись совершенно непохожие друг на друга американская группа "Country Joe & The Fish", получившая уникальный гибрид кантри и психоделии, и британский психоделик-фолковый дуэт "Tyrannosaurus Rex". Их музыка совершенно разная, но то, что они работали в одном направлении, говорит об огромном разнообразии фолк-рока, как музыкального стиля (хотя раннего "Rex"а к року зачислить можно лишь с большой натяжкой).

В 1968 году вышло, по крайней мере, два альбома, изменивших звучание фолк-рока навсегда: это были кантри-роковый "Sweetheart Of The Rodeo" вышеупомянутых "The Byrds", и загадочный "Hangman’s Beautiful Daughter" психоделик-фолковой группы "Incredible String Band", где странно смешалась фолк-музыка самых различных народов. Помимо "The Byrds" были еще две группы, которые могли задавать рамки фолк-рока не в меньшей степени, чем даже сам Боб Дилан. Такими группами и были британская "Fairport Convention", ставшая также наиболее известной фолк-роковой командой Англии, и американская "Buffalo Springfield", которая постоянно боролась с "The Byrds" за звание лучшей фолк-роковой группы Штатов. Еще одной из самых главных команд фолк-рока была супергруппа "Crosby, Stills, Nash & Young", объединившая под своей крышей четверых очень известных музыкантов: Дэвид Кросби сбежал из "The Byrds", Грэм Нэш – из "Hollies", а Стивен Стиллз и Нейл Янг – из "Buffalo Springfield". Однако амбиции музыкантов постоянно мешали группе, и она то и дело постоянно распадалась и вновь воссоединялась.

Из групп, исполнявших кантри-рок особое внимание необходимо уделить очень известной банде под названием "Creedence Clearwater Revival". Эти парни играли оригинальную смесь рокабилли, блюза и рок-н-ролла, и для многих людей "CCR" до сих пор остается идеалом кантри-рок-группы. Говоря о фолк-роке, нельзя не упомянуть еще и имена таких музыкантов, как Кэт Стивенс, Джонни Митчелл, Леонард Коэн, Тим Бакли, а также Джон Мартин. Все они работали в этом стиле в конце 60-х – начале 70-х годов, и добились мирового признания. Классикой фолк-рока также являются первые две пластинки проекта Джека Кэссиди и Йормы Кауконена (басиста и гитариста "Jefferson Airplane") – "Hot Tuna". Их инструментальный фолк-регтайм-блюз вряд ли может кого-то оставить равнодушным. Приблизительно в то же время популярность завоевали группы стиля "progressive rock" – "Moody Blues", "Procol Harum", "Nice", а затем и "Emerson, Lake & Palmer". Эти группы охотно включали в свой репертуар песни в стиле фолк-рок, что также способствовало заметному увеличению его популярности. Такие арт-фолк-группы, как "Steeleye Span", "Pentagle", "Horslips", "Lindisfarne" и "Spooky Tooth" тоже не остались без внимания публики и были весьма популярны в 70-е. Фолк в свою музыку добавляли даже такие группы, как "Uriah Heep" и "Led Zeppelin", не считая других хард-роковых групп.

Несмотря на успех всех вышеперечисленных мной групп, наиболее известной командой в 70-х годах, в музыке которой отчетливо проглядывался фолк-рок, была легендарная группа "Jethro Tull". Блюз-рок и хард-рок очень сильно выражались в их творчестве, но явная страсть к фолку заметна практически на всех их альбомах, особенно на "Heavy Horses" и "Song From The Wood". Несмотря на то, что волна панк-рока и нью-вейва несколько потеснила фолк-музыкантов с хит-парадов, большинство фолк-групп продолжили свою деятельность и в 80-е. Одной из самых удачных новых групп направления можно назвать ирландских фолк-панков "Pogues".

webkind.ru