Философское понимание материи. Философское понятие материи


Философское понятие материи | Дальше предела...

Материя — философская категория, имеющая онтологическую направленность и обозначающая физическую субстанцию в принципе. Материя в философском смысле — это основа и содержание всего существующего в нашем мире многообразия. Философское понятие материи включает в себя также идею материального единства мира.

Видимое и ощущаемое нами — не есть сама материя, это лишь конкретная её разновидность. Все процессы и предметы окружающего нас мира являются объективными и существуют независимо от нашего сознания.

Формы материи прямо или косвенно отражаются в нашем сознании. Так, например, говорят, что материя даётся нам в ощущениях. Материя — это то, из чего состоят все физические тела. Материя — это субстрат, субстанция. Основной формой существования материи является движение.

К свойствам материи следует отнести структурность, движение, отражение, неустранимость и т.д. Она описывается также пространственно-временными характеристиками. Существование материи было бы невозможно без перечисленных выше её атрибутов.

Наш мир — иерархическая система, организованная согласно ряду законов. Законы формируются исходя из свойств материи. Материя есть действительное бытие всех форм жизни, но не объективная возможность всех форм, не какая-нибудь конкретная вещь наряду с другими. Материя, однако, включает в себя все существующие конкретные образования материального мира во всей совокупности форм, свойств, видов и отношений.

В материальном смысле бесконечное мироздание подчиняется объективным законам, благодаря чему все в мире предметы объединяются в единое целое. Материя является причиной самой себя. Она абсолютна и субстанциональна. Материя неисчерпаема вглубь, её познание ничем не ограничено.

На основании определения каким-либо философским направлением своей позиции по поводу роли материи и отношения к сознанию, об этом направлении говорят, что оно стоит на позициях материалистического или идеалистического монизма. Для материалистов сознание есть составная часть материи, её естественное свойство. Идеалистический монизм выделяет сознание в особую субстанцию, противопоставляющую себя природе. Существует также дуалистическая позиция, которая не признаёт относительности категорий материального и идеального и утверждает их равноправие.

bruyaka.ru

Философское понимание материи

Материя – ключевое понятие материалистической философии. Для идеалистов понятие материи считалось не нужным, так как, по их мнению, в мире нет вещи, которая могла бы обозначаться этим понятием. С философско–онтологической точки зрения материя представляет собой субстанцию. Таким образом, субстанция рассматривается как объективная реальность, демонстрирующая некое внутреннее единство, либо некое идеальное основание, которое позволяет сводить всё многообразие к чему-то постоянному и относительно устойчивому. В зависимости от направления философии выделяют монизм, дуализм, плюрализм.

Субстанция рассматривалась в истории философии как некий субстрат, сущностное свойство, как некое основание, как то, что способно существовать самостоятельно. К примеру, в античной философии выделялись различные субстанции, которые рассматривались, как некий материальный субстрат и первооснова изменений вещей. Например, атомы Демокрита и стихии Эмпедокла, Аристотель отождествлял субстанцию с первой сущностью, характеризуя её как основу, неотделимую от вещи. В философии Нового времени понимание субстанции связано с субъектом как предельным основанием бытия; Декартовское учение о двух субстанциях – материальной и духовной.

Материальная представлена протяженностью, а духовная – мышлением. Этот дуализм Декарта был преодолен философией Спинозы, для которого мышление и протяженность не две субстанции, а два атрибута единой субстанции. Лейбниц в своей монадологии выделяет множество простых и неделимых субстанций, которые обладают самостоятельностью, активностью и изменчивостью. В современной философии отношение к категории субстанции меняется. К примеру, в неопозитивизме субстанция рассматривается как некий архаизм, ненужный способ удвоения мира. Материальное учение о субстанции было развито Марксом в анализе капиталистического производства и форм стоимости. С точки зрения марксизма категория субстанции обладает универсальной характеристикой материи, как активной причиной её изменений.

  1. Проблема субстанции

  2. Материя как философская категория

  3. Движение, пространство и время

  4. Проблема сознания в философии.

1. Философское понимание материи.

Материя – ключевое понятие материалистической философии. Для идеалистов понятие материи считалось ненужным, неработающим, т.к. в мире нет вещи, которая обозначается этим понятием. С философско-онтологической стороны, материя – есть субстанция. Т.о., субстанция (сущность, нечто, лежащее в основе) рассматривается как объективная реальность, рассматриваемая с точки зрения внутреннего единства. Предельное основание, которое позволяет сводить все многообразие и изменчивость свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому.

В зависимости от направления философии выделяют одну субстанцию (монизм), две (дуализм), множество (плюрализм). Субстанция рассматривалась в истории философии, как некий субстрат, сущностное свойство, как некое основание, как-то, что способно существовать самостоятельно.

В античной философии выделялись различные субстанции, которые рассматривались как некий материальный субстрат и первооснова изменений вещей (атомы Демокрита и др.).

Аристотель отождествлял субстанцию, характеризуя ее как основу, неотделимую от вещи. В философии нового времени понимание субстанции связано, во-первых, с субстанцией как предельным основанием бытия (Ф. Бэкон отождествлял субстанцию с формой конкретных вещей). Во-вторых, Декартовское учение о двух субстанциях: материальной (протяженной) и духовной (мыслительной). Этот дуализм Декарта был преодолен в философии Спинозы, для которого мышление и протяженность – не две субстанции, а два атрибута единой субстанции. Лейбниц в своей монадологии выделял множество простых и неделимых субстанций, обладающих самостоятельностью, активностью, изменчивостью.

Гносеологическое понимание субстанции было начато Локком. Беркли отрицал понятие материальной субстанции, допуская лишь существование духовной. ... отвергает существование как духовной, так и материальной и считал идею субстанции (как некую целостность), присущей лишь обыденному знанию. Категория субстанции, по Канту, являются чем-то внутренне изменчивым, Гегель рассматривает субстанцию как изменчивую, внутренние противоречивую, ступень развития «идеи».

В современной философии отношение к категории субстанции сильно меняется. В неопозитивизме субстанция рассматривается как некий архаизм, ненужный способ удвоения мира.

Диалектико-материалистическое учение о субстанции было развито Марксом в анализе капиталистического производства и форм стоимости. (В «Капитале» абстрактный труд рассматривается как субстанция меновой формы стоимости). С точки зрения марксизма категория субстанции является универсальной характеристикой материи как активной причины ее изменений.

Материя в истории философии проходит несколько этапов:

этап наглядно- чувственного ее представления. Ранние древнегреческие философы (Фалес, Анаксимандр, Гераклит …) за основу мира брали те или иные природные стихии: вода, воздух, огонь. … Все существующее считалось лишь измененными формами этих стихий.

Вещественно - субстратное представление о материи. Материя отождествлялась с веществом, атомом. Наиболее ярко это представление выражено в трудах французских материалистов. 18 век Ламетри, Гельвеция, Гольбаха.

Начало 20в. философско-гносеологическое представление о материи марксизма.

Аксиологическое представление середины 20 века, реакция на понимание материи как объектной реальности, это предст. увидело в материи систему многих ценностей, атрибутов.

На современном этапе идет новое осмысление материи, рассматривающих ее как синтез различных концепций.

Пространство и время, движение – являются важнейшими формами бытия. Дискуссия по вопросам пространства и времени может быть поделена на 3 группы проблем:

Каково гносеологическое содержание, являются ли они свойством нашего сознания этих понятий или материального бытия.

Отношение пространства и времени к субстанциям

Свойства пространства и времени?

1 группа проблем о познавательном статусе категорий пространства и времени решается по-разному. Некоторые философы считали пространство и время – объективными характеристиками, бытия, другие – субъективными (как свойство восприятия мира). По отношению к материи пространства и времени существуют две концепции:

субстанциальная концепция: в ней пространство и время трактуются как самостоятельные сущности

реляционная, как система отношений (пространство и время), образуемых воздействием материальных объектов.

В начале 20 века была создана теория относительности, которая заставила пересмотреть традиционные взгляды отношения пространства, времени и отказаться от субстанциальной концепции.

Философское понимание теории относительности можно определить так:

теория относительности исключает из науки понятия абсолютного пространства и абсолютного времени (несостоятельно положение их как самостоят. – субстанц.).

она показала зависимость пространственно-временных свойств от характера движения и взаимодействия материальных систем, подтвердила положение о пространстве и времени как основных формах существования материи.

Эйнштейн, отвечая на вопрос о сути теории относительности, говорил: «Согласно теории относительности вместе с вещами исчезли бы пространство и время: к свойствам пространства относятся протяженность, однородность, трехмерность. Время характеризуется длительностью, однородностью, необратимостью».

Сознание.

Рассмотрение проблемы сознания связано с наличием 3-х направлений:

есть ли отличие сознания от физических процессов и явлений.

Является ли сознание человеческим свойством или это явление космическое, надприродное?

Каково соотношение сознания и психики, духовного, идеального.

Многие современные ученые считают, что сознания нет. В философии существует течение, объединяющее тех, кто отождествляет сознание и физические процессы (физикализм). По их мнению, сознание – работа нейронов, физиологические процессы. Мнения физикалистов опираются на успехи в моделировании искусственного интеллекта, воздействие на психику лекарств и т.д.

По отношению (к человеческому) сознанию существуют три подхода:

сознание – космическое образование.

Сознание – свойство живых организмов.

Сознание – атрибут человека.

Сознание как явление надчеловеческое предстает не только в форме божественного разума («живое тело космоса», «информационное поле космоса»). Взаимодействие человека с космическим разумом возможно, по мнению некоторых путем и тр… медитации.

Некоторые ученые 20 в. считали, что из теории относительности и квантовой физики вытекает связь вселенной и сознания человека с «т….. реальностью».

Создатель теории « межзвездной нейрогенетики» Лири, говорит, что оно вписано в ДНК и развивается как на планете, так и во вне земного существования. Теория Таболта, говорит, что вселенная – это гигантский разум, а мышление – результат воздействия полей, которые организуют материю. Рейзер говорит о галактическом разуме, который подобен разуму человека. Галактика, находясь в резонансе с мозгом, порождает психосферу.

Сознание и язык. Сознание, являясь идеальным, существует только в языке. Сознание выступает, как единство знания и материальной формы его выражения языка. Материализация сознания происходит в языке.

studfiles.net

Материя в философии

Понятие материи в философии начало складываться в древности. Еще древнегреческим философом Демокритом было замечено, что при помощи сведений о происхождения одного вещества совершенно невозможно объяснить происхождение другого.

Материя в философии

Знания человека со временем совершенствовались, улучшались представления о строении тел. Учеными было установлено, что тела состоят из атомов, которые представляют собой нечто вроде очень маленьких «кирпичей». Дискретная карта мира существовала примерно до конца девятнадцатого века – тогда бытие представлялось как специфическое взаимодействие дискретных (мельчайших) частиц веществ.

Чуть позже были открыты совершенно новые сведения об атомах. Важно то, что они являются не простыми частицами (был открыт электрон), а очень сложены в своем строении. Также отметим, что появились новые сведения, давшие возможность иначе рассмотреть понятие поля. Напомним, что первоначально поле воспринималось как пространство, окружающее какой-либо объект. Это не противоречило знанию, что материя является веществом, так как поле воспринималось чем-то вроде атрибута вещества.

Позже было доказано, что это поле – это не только атрибут предмета, но еще и некая самостоятельная реальность. Совместно с веществом поле становится особым видом материи. В этом ее виде континуальность, а не дискретность становится основным свойством.

Характерные черты материи:

- самоорганизация;

- наличие движения;

- способность к отражению;

- размещенность во времени и пространстве.

К элементам структуры материи традиционно относят:

- живую природу;

- общество;

- живую природу.

Любая материя проявляет способность к самоорганизации – то есть способна воспроизводить саму себя без участия каких-либо внешних сил. Флуктуация – это случайные отклонения и колебания, которые присущи материи. Данный термин употребляется для описания ее внутренних изменений. В результате подобного рода изменений материя со временем переходит в иное, совершенно новое состояние. Изменившись, она может погибнуть полностью либо закрепиться и продолжить существовать дальше.

Западное общество в большинстве своем склоняется к идеализму. Объяснить это можно тем, что материализм по традиции связан с вещественно-механическим пониманием материи. Данная проблема является разрешимой благодаря диалектическому материализму, концепция которого рассматривает материю в свете знаний естествознания, дает ей определение, устраняет необходимую связь с веществом.

Материя в философии – это нечто, что существует в многообразии конкретных систем, а также образований, числу которых нет предела. Конкретные формы материи не содержат первичной, неизменной и бесструктурной субстанции. Все материальные объекты обладают системной организацией, а также внутренней упорядоченностью. В первую очередь упорядоченность проявляется во взаимодействии элементов материи, а также в закономерности их движения. Благодаря этому, все эти элементы и образуют системы.

Пространство и время – это всеобщие формы бытия материи. Ее универсальные свойства проявляются в законах ее существования.

Проблема материи в философии

Ленин дал определение материи, исходя из ее соотношения с сознанием. Он воспринимал материю как категорию, которая существует в отношениях, ощущения отображает, но при всем этом существует совершенно независимо от них.

Материя в философии довольно-таки необычно рассматривается в диалектическом материализме. В данном случае понятие о ней не сильно связывают с вопросами о ее структуре и строении.

В диалектическом материализме присутствуют два суждения, которые перечат основной концепции материи философии:

- не все проявления материи даны в ощущениях;

- материю можно определить через сознание, причем решающую роль в этом соотношении будет играть именно сознание.

В защиту диалектического материализма:

- в ощущениях материя дается не только непосредственно, но и опосредованно. Человек не может воспринимать ее полностью, так как ограничен в своей чувствительной способности;

- материя в философии бесконечна и является самодостаточной. В силу этого она не нуждается в самосознании.

Понятие материи как некой объективной реальности в диалектическом материализме характеризует ее единственной субстанцией, которая имеет множество свойств, своих законов строения, развития, движения, а также функционирования.

fb.ru

27. Понятие материи. Основные формы и свойства материи. Философское и естественнонаучное представление о материи

Мате́рия (от лат. materia — вещество) — философская категория для обозначения объективной реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно).

Материя является обобщением понятия материального и идеального, в силу их относительности. Тогда как термин «реальность» носит гносеологический оттенок, термин «материя» носит онтологический оттенок.

Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и в частности такого направления в философии, как диалектический материализм.Термин использовался ещё Платоном для обозначения субстрата вещей, противостоящего их идее. Аристотель признавал объективное существование материи. Он считал её вечной, несотворимой и неуничтожимой. В эпоху первых атомистических концепций античности материя понималась как субстанция, основа всего сущего в мире из которого "построены" все другие тела во Вселенной. Классическим выражением такого понимания материи явился атомизм Левкиппа и Демокрита.

В средневековой философии в материи видели принцип множества и индивидуации.

В эпоху просвещения в понимании материи акцент сместился на бесконечно развивающееся многообразие мира в его единстве. С этой точки зрения материя как субстанция существует не "до" и не "наряду" с другими телами, а только в самом этом многообразии конкретных явлений и только через них. Ярким представителем этого течения был Д. Дидро.

Поль Гольбах считал, что материей является всё то, что действует на наши органы чувств.

Невозможность чувственно воспринимать объекты микромира заставила обратиться к математическим моделям. Говорили об «исчезновении материи», о победе идеализма. К этому привело и то, что материализм традиционно был связан с механически-вещественным пониманием материи.

Современное определение дал В.И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1909 год): материя — «…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются движение, пространство и время, которые не существуют вне материи. Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами.[2]

Фридрих Энгельс выделил пять форм движения материи:

физическая;

химическая;

биологическая;

социальная;

механическая.

Универсальными свойствами материи являются:

несотворимость и неуничтожимость

вечность существования во времени и бесконечность в пространстве

материи всегда присущи движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие

детерминированность всех явлений

причинность — зависимость явлений и предметов от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий

отражение — проявляется во всех процессах, но зависит от структуры взаимодействующих систем и характера внешних воздействий. Историческое развитие свойства отражения приводит к появлению высшей его формы — абстрактного мышления

Универсальные законы существования и развития материи:

Закон единства и борьбы противоположностей

Закон перехода количественных изменений в качественные

Закон отрицания отрицания

Формы движения материи — основные типы движения и взаимодействия материальных объектов, выражающие их целостные изменения. Каждому телу присуще не одна, а ряд форм материального движения. В современной науке выделяются три основные группы, которые в свою очередь имеют множество своих специфических форм движения:

в неорганической природе,

пространственное перемещение;

движение элементарных частиц и полей — электромагнитные, гравитационные, сильные и слабые взаимодействия, процессы превращения элементарных частиц и др.;

движение и превращение атомов и молекул, включающее в себя химические реакции;

изменения в структуре макроскопических тел — тепловые процессы, изменение агрегатных состояний, звуковые колебания и другое;

геологические процессы;

изменение космических систем различных размеров: планет, звезд, галактик и их скоплений.;

в живой природе,

обмен веществ,

саморегуляция, управление и воспроизводство в биоценозах и других экологических системах;

взаимодействие всей биосферы с природными системами Земли;

внутриорганизменные биологические процессы, направленные на обеспечение сохранения организмов, поддержание стабильности внутренней среды в меняющихся условиях существования;

надорганизменные процессы выражают отношения между представителями различных видов в экосистемах и определяют их численность, зону распространения (ареал) и эволюцию;

в обществе,

многообразные проявления сознательной деятельности людей;

все высшие формы отражения и целенаправленного преобразования действительности.

Более высокие формы движения материи исторически возникают на основе относительно низших и включают их в себя в преобразованном виде. Между ними существует единство и взаимное влияние. Но высшие формы движения качественно отличны от низших и несводимы к ним. Раскрытие материальных взаимоотношений имеет огромное значение для понимания единства мира, исторического развития материи, для познания сущности сложных явлений и практического управления ими.

studfiles.net

Философское понятие материи - Философия Библиотека русских учебников

ВЛ. Ленин квалифицировал коренные изменения в науке, которые начались в конце XIX века, как новейшую революцию в естествознании, а познавательную ситуацию, вызвавшую идеалистические выводы, как"кризис в физике и"Он подверг критике философские школы, которые с ненаучных позиций оценивали эти события, осмыслил и обобщил революцию в естествознании с позиций материализма и диалектики, указал путь на преодоление"к ризы в физике"- замену метафизического материализма диалектическогоріалізму діалектичним.

В этой связи. ВИ. Ленин дал обобщающее определение материи: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, от дображаеться нашими ощущениями, существуя независимо от них"1. Или иначе:"Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях"2. Это определение имеет прямое отношение к революции в физике. В нем есть ряд особенностейьому є ряд особливостей:

а). Определить, что такое материя вообще, как таковая, можно только установив ее отношение к чему-то нематериальному, каким, например, является сознание. Поэтому материя определена по отношению к сознанию, через отношений ния материального и идеального.

б). В этом определении нет указаний на конкретные виды, свойства материи. Они относительные, не ограниченные жесткими"перегородками"Материя неисчерпаема, она вечно меняется, развивается. Неизменное (абсолю ютне) при этом лишь объективное существование материи по рожденной ею сознания: все полнее, глубже, точное отображение неисчерпаемой материи в сознании, постоянно розвиваеться3. Философское виз чение материи, таким образом, связано с ленинской идеей о неисчерпаемости материи. Оно может быть полностью понятным лишь в контексте всего философского анализа этого вопросау цього питання.

в). В гносеологическом плане философское определение материи следует отличать от конкретно-научных знаний о строении и свойствах материи, т.е. от тех знаний, которые в своей совокупности составляют научную картину мира в своем историческом развитии эти знания представляют ряд относительных истин, которые все полнее и точнее отражают мир, но никогда его не вичерпують.

Для конкретно-научного познания философское определение материи является общетеоретической, мировоззренческой основой, методологическим ориентиром. Оно указывает на бесконечный путь познания мира, предостерегает против и абсолютизации любых научных положений, законов, которые могут иметь широкую сферу действий, но не самыми общими в философском понимании. Это определение ориентирует на все новые открытия. Однако основой вс ього того, что может быть открыто, является все та же материя, объективная реальность в неизвестных ранее модификациях, и любой открытый ее новое состояние, свойство не могут быть так или иначе связанным и с теми состояниями и свойствами материи, которые уже известны, а в конечном - и с теми, которые мы непосредственно воспринимаемємо.

г). Философское определение материи является образцом материалистического монизма, на котором основывается принцип материального единства мира

Противоположность материи и сознания имеет абсолютное значение только в пределах основного вопроса философии; за ним данная противоположность имеет относительный характер, поскольку сознание - не самостоятельная сущность, а свойство материи, ее порождение, и по своему содержанию является ее отражением. Принцип материалистического монизма направлен против дуализма, который делит мир на две самостоятельные"субстанции", и взглядов которые"дробят"мир многообразие таких"субстанцийтя таких "субстанцій".

Человек со своим сознанием - часть единого, хотя и бесконечно многообразного мира. И все же материю и сознание надо рассматривать как единство противоположностей. Они противоположны по способу существования: как объективная и субъективная реальность, а их единство заключается в том, что сознание не существует без материи, а материя потенциально содержит в себе возможность возникновения сознания. Основой этого единства является матер ия, которая также развивается и"отражается сама в себе в собі".

Философское определение материи исключает различные формы идеализма и агностицизма. То, что нам дано в наших ощущениях, это - объективная реальность, материя, а не ощущение само по себе или"опыт"(в субъективный вно-идеалистическом смысле). Материю мы воспринимаем, и она не отчуждена от нас как некая"вещь в себе"(ИКант). Она отображается в наших ощущениях, которые возникают в процессе непосредственного контакта ре. Цептор организма (тоже материальная система) с предметами, находящимися вне нас, а также в восприятиях, мыслях, теориях, которые формируются на основе практикються на основі практики.

Философское понятие материи отражает не только природу, но и объективно реальные стороны общественной жизни

Философское определение материи охватывает и всю систему категорий материалистической диалектики, которые отражают общие формы бытия, законы его развития, которые одновременно являются и общими формами пиз знания - содержательными формами, которые фиксируют весь познавательный опыт человечеств.

Существуют мнения, что ленинское определение материи небезупречное, поскольку включает лишь гносеологический аспект проблемы. Поэтому в последнее время все больше вносятся предложения о дополнении его онтологической им аспектахм.

Следует признать, что материя как субстанция имеет свои атрибуты (наиболее присущие ей свойства), наличие которых подтверждается всем познавательным и практическим опытом человечества. Однако это не те"неотъемлемые и"и"изменит"свойства, на которые указывал метафизический материализм, и которые были в действительности лишь чем-то"особенным", неправомерно абстрагированным в"всеобщее"Атрибуты материи - это свойства, которые выражают диалектическую сущность материи и выступают как единство ряда противоположностей: движение и покой, пространство и время, взаимодействие и отображения (выше его проявлением является сознание, которой в какой-то мере тоже можно приписать атрибутивность), бесконечность и конечность, непрерывность и прерывность и такое др., безперервність і перервність і таке інше.

В связи с характеристикой общих свойств материи возникает вопрос о системности как одну из ее свойств. Мир, который мы познаем, действительно иерархическим рядом систем, каждая из которых еле ементом в отношении системы высшего порядка. Примером может служить ряд: элементарные частицы - атомы - молекулы - макротела-Земля - ??солнечная система -. Галактика - Метагалактика. Такие же системы существуют и в живой природе (клетка - организм - вид - популяция-биоценоз - биосфера), в частности, человеческое обществтво.

Кроме тенденции к образованию материальных систем и повышения уровня организации материи, действует противоположная тенденция - понижение этого уровня, повышения степени не упорядоченности,"хаотичности"(энтропии пии). Это свидетельствует о том, что космос не представляет собой картины"умной"упорядоченности и гармонии. В нем сосуществуют элементы и тенденции как упорядоченности, так и хаотичностисті, так і хаотичності.

uchebnikirus.com

Философское понятие материи

Количество просмотров публикации Философское понятие материи - 278

Нас окружает неисчислимое количество предметов, тел внешнего мира. Тем не менее это многообразие вещей предполагает наличие в них общего, сходного. Такой общей ʼʼосновойʼʼ является субстанция (от лат. substantia – сущность).

В древнегреческой философии обычно субстанцию отождествляли с конкретными формами материи, с одной из ʼʼпервоначалʼʼ - водой, землей, воздухом, огнем либо их сочетанием.

С возникновением атомистической теории основу вещей стали видеть в атомах – неделимых и неизменных частицах вещества, которые впоследствии различали по весу, величинœе, форме, траектории движения (Эпикур, Лукреций Ломоносов, Гольбах, Дидро и др.). Широкое распространение атомизма в истории философии означало усиление влияния материалистических воззрений и возможность объяснения процессов данного уровня (теплота͵ теплопроводность, диффузия частиц, свойства химических элементов и т.д.).

Взгляд на атом как на мельчайший ʼʼпервокирпичикʼʼ материи, некую праматерию (первоматерию), которую при этом отождествляли с веществом, привел к созданию механической картины мира. В ней действовали исключительно законы ньютоновской механики. А любое тело считалось четко локализованным в пространстве и времени.

Механическое мировоззрение порождало иллюзию того, что во внешнем мире всœе можно заранее рассчитать и предвидеть, поскольку всœе находится в состоянии однозначной связи: зная причину, можно с любой степенью точности определить последующее следствие, будущее состояние любого процесса (Лаплас и др.).

Ньютоновско-лапласовские взгляды на природу оказались столь живучими, что даже в начале ХХ в., в условиях революции в естествознании, которая характеризовалась открытием электрона, обнаружением радиоактивности, делимости атома и т.п., большинство физиков не смогли дать правильную оценку новым фактам науки. Οʜᴎ полагали, что делимость атома равносильна дематериализации атома, исчезновению материи, а невозможность использовать законы механики для объяснения процессов микромира есть свидетельство непознаваемости внешнего мира и отсутствия всякого сходства законов науки с подлинной объективной реальностью.

Возникновение квантовой механики и теории относительности помогло преодолеть трудности в развитии естествознания начала века; получила дальнейшее развитие так называемая вероятностная картина мира (как альтернатива ньютоновской, механистической), в которой крайне важно сть дополняется случайностью и имеет место нелинœейность.

Итак, под материей принято понимать субстанция, общее в вещах, которому соответствует сознание (тоже как общее). Понятие материя и сознание образуют пару соотносительных категорий диалектики и являются результатом опосредованного отображения общего путем абстрактного мышления (как и всякие другие категории). При этом в диалектико-материалистической философии субстанция перестала быть особым, фундаментальным слоем реальной действительности, утратила свой мистический характер.

Общее в природе не существует иначе как через конкретные вещи. По этой причине под материей принято понимать и то единичное, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ непосредственно воздействует на наши органы чувств, вызывая ощущения. Так понимаемая материя есть объективная реальность, которая дается нам в ощущениях, копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, в известном смысле существуя независимо от них.

Данному значению термина ʼʼматерияʼʼ соответствует вполне определœенный смысл понятия ʼʼсознаниеʼʼ, когда под ним имеется в виду конкретный, чувственный образ, адекватный по содержанию отображаемому объекту. Примечательно, что в ходе предметной деятельности осуществляется непосредственный ʼʼконтактʼʼ субъекта с объектом как крайне важно е условие познания человеком внешнего мира (использование усиливающих органы чувств приборов расширяет сферу такого контакта͵ но ничего в принципе не меняет).

В приведенных определœениях не только указывается на объективный источник нашего знания, но и дается материалистическое решение основного вопроса философии, отвергаются субъективный и объективный идеализм, дуализм и агностицизм (указывается на первичность материи и вторичность сознания, на адекватность отражения материи в сознании и, стало быть, принципиальную познаваемость мира). При этом фиксируется временной срез, который является результатом мысленного анализа процесса взаимодействия субъекта с объектом.

Поскольку в каждой отдельной вещи общее существует в единстве с ее особенностями, постольку в ходе отображения исследуемого объекта субъект отображает не только единичное на чувственной ступени познания, но и общее путем логического мышления. Так что лишь в процессе мысленного анализа мы отделяем общее от единичного, а чувственное от логического: реально они существуют только в единстве. Впрочем, путем чувственного восприятия отображается в какой-то степени и общее (в противном случае необъясним переход от единичного к общему).

Единство общего и единичного в каждом конкретном объекте предполагает третье значение термина ʼʼматерияʼʼ, когда под ней принято понимать материальное образование в целом, вернее, совокупность всœех материальных образований в природе, существующих независимо от познания их человеком. Понимаемой таким образом материи соответствует сознание как свойство материи, мозга субъекта. Термин ʼʼматерияʼʼ в данном его значении широко используется не только в естественных науках, но и в философии.

Как всякая вещь, каждое из материальных образований обладает свойствами, к которым оно не сводимо и которые проявляются в отношениях, во взаимодействии его с другими окружающими вещами, явлениями, процессами. Хотя эти свойства и отношения некорректно называть материей, тем не менее они, как правило, материальны (производственные отношения, к примеру).

referatwork.ru

Ответы на вопрос "15. Философское понятие материи. Способы и формы ..."

Понятие материи является основной категорией в философии, оно означает сущность мира, признание объективной реальности, существование независимо от сознания человека. Греческие философы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр и др.) пришли к выводу, что существует материал, из которого состоят все вещи (это позднее было названо субстанцией). Фалес считал, что все состоит из воды; Анаксимен – из воздуха; Гераклит – из огня; Эмпедокл – признавал 4 стихии: огонь, воду, воздух, землю; Анаксимандр считает, что основу мира составляет ненаблюдаемое вещественное начало – апейрон; Демокрит – все состоит из атомов и пустоты; Пифагор – из чисел (материалисты). Атомы имеют разную форму: шарообразную, угловатую, крючкообразную. Взгляды философов Древней Греции носили наивный, но диалектический характер. Платон – в основе мира лежат идеи, которые он признавал кирпичиками материального мира, но наделял их не физическими, а геометрическими свойствами. Свойства атомов зависят от того, какую геометрическую форму они имеют и какими математическими идеями они порождаются (идеалисты). Философы считали, что субстанцию мира или основу чувственно воспринимаемого мира составляют конкретные элементы, и в этом заключается физический подход к пониманию материи. В связи с революцией в естествознании в конце 19 – начале 20 вв. появляется философский подход к пониманию материи: материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. В философском понятии материи можно выделить 3 аспекта: 1. логический – материя как философская категория; 2. онтологический – (онтология – учение о бытии; бытие – единство объективной и субъективной реальности) – материя как объективная реальность; 3. гносеологический – (гносеология – теория познания) – материю можно познать через копирование, фотографирование, отображение; 4. заключительная формулировка: материя может существовать независимо от наших ощущений. В философской категории материи можно выделить еще несколько аспектов: 1. материя – это то, что прямо или косвенно вызывает ощущения; 2. материя – это то, что существует вне и независимо от сознания человека; 3. материя – это то, отражением чего является сознание, мышление. 8. Понятие движения. Свойства движения. Движение и развитие, их соотношение. Существуют различные подходы к понятию движения. Материализм: движение – это 1) изменение вообще; 2) способ существования материи. Субъективный идеализм: движение осуществляется в ощущениях, в мыслях, в сознании. Объективный идеализм: “движение – это рост, изменение, уничтожение, возникновение, прохождение, гибель и т.д.” Развитие – это движение от низшего к высшему, от простого к сложному. Основные свойства движения: 1) объективность, 2) абсолютность, 3) относительность, 4) противоречивость. 9. Формы движения материи, их взаимосвязь. Различают несколько форм движения материи, которые были выделены на основе классификации наук: 1. механическое – пространственное перемещение тел; 2. физическое – перемещение атомов, молекул; 3. химическое – различные химические реакции; 4. биологическое – обмен веществ; 5. социальное – общество (мышление, сознание). Все формы движения материи между собой взаимосвязаны. Особенности взаимосвязи: 1. движение не исчезает бесследно, а наблюдается переход одной формы материи в другую; 2. высшие включают в себя низшие формы, но в «снятом» виде (как побочные явления). Каждая форма имеет свой носитель движения, о чем говорит, что высшие формы не сводятся к низшим, а низшие – к высшим, т.к. одно включает другое. Простые формы движения материи могут характеризоваться как сложные только в том случае, если их рассматривать в сложных полях (гравитационные, ядерные и т.д.).

www.konspektov.net