Как писать эссе по литературе: структура и план. Эссе как писать примеры


Примеры (образцы) написания эссе

Готовые эссе на разные темы.

« Банки охотно дают деньги тем, кто может доказать, что в них не нуждается».

Банк предоставляет свои услуги тем, у кого есть средства и источники доходов.Банковская система – совокупность национальных банков и других кредитных учреждений, действующих в рамках единого финансово-кредитного механизма. Банковская система состоит из двух уровней: Центробанка – главного банка страны, и кредитных организаций. Функции коммерческих банков можно разделить на активные и пассивные. Одной из активных функций банка является выдача кредита. Кредит – предоставление физическому или юридическому лицу, нуждающемуся в деньгах, права осуществлять свои расходы за счёт банка при условии гарантированного возмещения банку израсходованных сумм. Основными принципами кредитования являются: срочность, платность, возвратность и гарантированность. Кредиты могут различаться по способу кредитования, по срокам, по характеру предоставления кредита и по субъектам кредитования. В данном высказывании автор поднимает проблему активных функций банка. Я согласна с автором. Во- первых, чем обеспеченней человек, тем большая вероятность, что он выплатит кредит в срок. Во- вторых, банкам выгоднее работать с состоятельными клиентами, так как они берут кредиты на большие суммы, обеспечивая тем самым банку большее получение прибыли. В-третьих, работа с обеспеченными клиентами связана с минимизацией рисков и увеличением престижа банка.В России кредитные организации должны получить лицензию на деятельность от Центробанка. Развитие банковской системы России не отстает от других стран. Особым спросом пользуются ипотечные кредиты, объем которых в 2012 году превысил докризисный уровень.В силу своего возраста, я не могу взять кредит, но считаю, если разумно и ответственно подойти к этому вопросу, то можно, благодаря кредиту, выйти из сложного финансового положения.Менее обеспеченным людям сложнее получить кредит, чем богатым, но иногда это единственная возможность решить свои проблемы.Челоянц Наира, 10 А класс.

«Богатым человека делает его сердце» Л. Толстой.

Нельзя судить о богатстве человека по толщине его кошелька. Только наличие высоких моральных качеств позволяет считать человека истинно богатым.Нравственность- это степень усвоения личностью моральных ценностей и следование им в повседневной жизни. Человек может не совершать дурных поступков потому, что боится наказания или дорожит мнением других людей. Но высшая степень развития духовности- опора в своем поведении на определенные принципы. Если стремление к наживе и удовольствиям превращается в неуёмную страсть, вся жизнь человека подчинена алчности. Ненасытная жадность и стяжательство вытесняют из души человека все нравственные качества. Такой человек находит оправдание всем дурным поступкам или даже преступлениям, если они увеличивают его сокровища.В этимологическом словаре слово «богатый» означает «хранимый богами.» Согласно христианскому учению, Господь делает человека богатым для того, чтобы он использовал своё богатство на благо других людей. Тогда, согласно золотому правилу морали, человек получит от окружающих уважение и доброе отношение. Никакие материальные блага не заменят красоту человеческой души, а именно это и привлекает к нам других людей, создаёт широкий круг общения.Ярким примером нравственного поведения является благотворительная деятельность русского купечества. Щедрые пожертвования на развитие культуры и образования, забота о сиротах, инвалидах и бездомных – всё это было привычными статьями расходов российских купцов второй половины 19 века. Наиболее значительными результатами благотворительности московского купечества стали: Третьяковская галерея, Бахрушинский театральный музей, Алексеевская больница и многие другие учреждения. В наши дни традиции благотворительности стали возрождаться.Я считаю, что нам следует сохранить эту тенденцию, и тогда количество по-настоящему богатых людей будет только увеличиваться. Когда я стану экономически самостоятельным, то планирую тратить часть моих денежных средств на благотворительность.Деньги и материальные ценности не важны сами по себе. Богатым человека делает его доброта, его милосердие, всё, чем человек дорожит.

https://5-ege.ru/primery-obrazcy-napisaniya-esse/

Павел Зайцев.

« Будь поучтивее с людьми, которых встречаешь, взбираясь наверх, – ты ещё встретишься с ними, когда будешь спускаться» У. Мизнер.

Человеческая жизнь непредсказуема, в ней бывают не только взлёты, но и падения.

На протяжении всей жизни человек  приспосабливается к окружающей его среде. С младенчества до старости человек включён в процесс социализации – усвоения социальных ролей и культурных норм. Положение человека в обществе никогда не бывает одинаковым: мы выполняем множество социальных ролей, входим в различные страты, имеем различный социальный статус. Положение человека в страте на взгляд М. Вебера определяется четырьмя основными критериями : доход, власть, образование, престиж. Положение в той или иной страте не статично. Сорокин ввёл понятие социальная мобильность – изменение места, занимаемого человека или группой людей в социальной структуре. Социальная мобильность может быть индивидуальная и групповая. Причинами групповой мобильности могут быть социальные потрясения, войны, стихийные бедствия. Индивидуальная мобильность может зависеть от образования, способностей, смены места жительства, изменения семейного положения. Различают вертикальную мобильность – когда человек передвигается вверх-вниз по стратам и горизонтальную – когда передвижение происходит в рамках одной и той же страты. Показателями мобильности являются скорость передвижения и интенсивность. В результате передвижения человек может утратить свой прежний статус и оказаться неспособным приспособиться к новой страте, в рамках которой он оказался. Такие люди называются маргиналами. В зависимости от мобильности различают открытые общества, закрытые и общества смешанного типа – когда законодательно  смена страты запрещена, но на деле возможна. В течении жизни человек может повысить своё образование, неоднократно изменить своё место жительство ( миграция и эмиграция), изменить своё семейное положение, заняться предпринимательской деятельностью, сделать карьеру. Продвигаться вверх по социальной лестнице индивиду, как правило, помогают другие люди, а не только его личные способности. Но многие, достигнув вершин, забывают о тех, кто когда- то им помог, начинают смотреть свысока на своих друзей, которые находятся ниже по социальному статусу. Я считаю, что поведение человека, который  добился в жизни каких – то высот, во многом зависит от его воспитания и от тех жизненных принципов, которых он придерживается. Находясь наверху, нужно всегда помнить, что жизнь непредсказуема, и в один прекрасный день ты можешь оказаться на месте тех, над которыми ты сейчас смеёшься и которых презираешь.

В  реальной жизни  много примеров, когда человек из простой семьи достигает больших высот. Никита Хрущёв родился в простой крестьянской семье и стал генеральным секретарём КПСС и руководителем Советского государства. Билл Гейтц, родившийся в семье адвоката и отличавшийся плохим поведением в школе, стал одним из самых богатых людей мира.  Так же много примеров, когда человек в ходе финансового кризиса в одночасье теряет всё.

Моё положение в обществе, несомненно, будет меняться на протяжении жизни. Но я постараюсь, не  смотря ни на какие изменения, оставаться, прежде всего,  человеком. Есть вещи, которые гораздо важней, чем социальное положение   или материальное благополучие – любовь, дружба, уважение.

Всегда думай о том, как живётся людям, которые ниже тебя по социальному положению, оставайся человеком!

Фолимонов Сергей.

Рекомендуем:

5-ege.ru

Как правильно писать эссе.

Эссе следует писать по следующему алгоритму:

1.Внимательно прочитайте и проанализируйте все предложенные цитаты для написания эссе.

2.Выберите наиболее подходящую для вас тему. Советуем при выборе высказывания принимать во внимание следующий ряд обстоятельств:

● При написании эссе необходимо использовать знания обществоведческого курса – понятия, теоретические положения, поэтому качественно выполнить задание на незнакомом или непонятном содержании достаточно трудно. Вы должны знать теоретический материал по теме и оперировать понятиями по этой теме, иметь личный опыт или уметь привести аргументы из общественной жизни или истории.

● Очень важно соотнести выбранную тему с предложенным контекстом ее раскрытия. Может оказаться, что ученик способен раскрыть смысл высказывания, например, в социологическом контексте, но задан экономический контекст, или он видит смысл высказывания в рамках политологии, а задан правоведческий контекст.

● Необходимо, чтобы в вашем эссе прослеживалась логика. Эссе предполагает логически связное рассуждение, в заключении которого делаются определенные выводы, поэтому в случае затруднений в создании подобной логической основы эссе целесообразно подумать о выборе иного высказывания.

3.Определите главную мысль высказывания. Для этого важно установить тематическую связь высказывания с обществоведческим курсом.

4.Подберите теоретический материал по данной теме. Определите, какими понятиями вы будете пользоваться, какие теоретические положения вам нужно раскрыть.

5.Определитесь, согласны вы или нет с высказыванием, набросайте аргументы « за» и «против».

6.Для каждого аргумента подберите примеры, факты из общественной жизни, истории и/или личного опыта. Именно реальные факты, а не абстрактные рассуждения (что является одной из типичных ошибок при написании эссе)

7.Проверьте, есть ли логическая связь между частями эссе.

8.Сформулируйте обобщающий вывод.

Таким образом, у вас должно получиться эссе по следующему плану:

1) Введение. Необходимо кратко изложить актуальность проблемы и перефразировать высказывание своими словами (Смысл высказывания состоит в том, что...)

2) Основная часть. Вы должны согласиться с высказыванием или опровергнуть его, при этом аргументировать свою точку зрения. Можно начать с "Я согласен(а)/Я не согласен(а)"

3) Работа с тезисом, которую нужно провести по следующему плану:

1. Высказывается позиция (Я считаю что...) или риторический вопрос (А не задумывались ли вы над тем...?)

2. Указываются причины (потому что...)

3. Приводятся аргументы (это можно подтвердить следующими примерами...)

4. Устанавливаются взаимосвязи (в связи с этим...)

4) Вывод, в котором должно содержаться краткое изложение мысли. Также возможно связать полученные выводы с будущим страны, мира, общества.

План написания эссе

Введение

  1. Четкое указание проблемы высказывания:

«Избранное мною высказывание касается проблемы….»

«Проблема данного высказывания заключается в….»

  1. Объяснение выбора темы ( в чем значимость или актуальность этой темы)

«Всех волнует вопрос…»

«АКТУАЛЬНОСТЬ данной темы заключается в …»

3) Раскрыть смысл высказывания с точки зрения обществознания, 1-2 предложения

4) Представление автора и его точки зрения

«Автор утверждал (говорил, размышлял) с такой точки зрения…»

5) Своя интерпретация данной фразы, СВОЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ ( СОГЛАСЕН ТЫ ИЛИ НЕТ)

«Я считаю…»

«я согласен с автором высказывания…»

6) Высказывание своей позиции, переход к основной части эссе

P.S. будет плюсом, если во введении дать информацию об авторе высказывания и вставить определение выбранной сферы эссе ( философии, политики, экономики, правоведения и т.д.)

Аргументация:

1) Теоретическая аргументация проблемы. Должно быть представлено не менее 3 аспектов теоретического раскрытия темы. Например: раскрыть само понятие, привести примеры, разобрать признаки, функции, классификации, свойства.

2) Практическая аргументация или пример из общественной жизни

Заключение:

Вернуться к формулировке самого высказывания или к проблеме высказывания.

Сделать на основе этого вывод.

Вывод должен состоять из 2 частей: свои мысли в качестве итога + возврат к теме.

Пример

«Хорошая конституция бесконечно лучше, чем самый лучший деспот».

(Т. Маколей)

Надо согласиться с мнением английского мыслителя.

1) Определение политических режимов: демократия и тоталитаризм (как деспотическое правление).

2) Конституция и законность как неотъемлемый признак демократии.

3) Зависимость тоталитарного (деспотического) правления от воли деспота («Что угодно государю имеет силу закона»).

4) Аргументы: возможность изменения любого закона в угоду правителю при тоталитаризме, непререкаемость любого закона при демократии (история римского республиканца Брута, приговорившего к казни своих сыновей за участие в монархическом заговоре).

Памятка

Как научиться писать эссе по обществознанию

1.      Пойми, что эссе – это разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий ассоциаций. Чётко должна прослеживаться авторская позиция, отношение (особенно в основной части).

2.      Запиши тему эссе.

3.      Не забывай, что ты пишешь эссе по обществознанию, поэтому сразу на черновик набросай обществоведческие термины, цитаты, примеры, факты,  приемлемые для раскрытия данной темы.

4.       Определи проблему. Проблема–это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения.

     Примеры некоторых видов проблем, соответствующие разделам курса

     обществознания:

Виды проблем

Примеры проблем

1.Философские

Смысла жизни, морального выбора, познания мира, добра и зла, истинности научного знания, морально-нравственного измерения личности, потребности человека и проч.

2. Культурологические

Современной культуры, значения культуры прошлого, истинности научного знания, безграничности научного знания, этики науки, взаимоотношение науки и религии, сущность религии и её значение и проч.

3. Экономические

Уплаты налогов, конкуренции, собственности, глобализации, роли государства в рыночной экономике, рационального потребления, значения денег, взаимосвязи экономики и политики и проч.

4. Социальные

Богатства и бедности, демографические, межнациональных отношений, социальной стабильности, противоречивости современного мира, общественного прогресса, маргинальности, социального обеспечения и проч.

5. Политические

Власти, взаимоотношения власти и народа, разделение ветвей власти, роли политических партий, сущность демократии, политической роли, политического статуса, народовластия, политического участия и проч.

6. Правовые

Права и справедливости, справедливости и закона, соотношение морали и права, значения договорных отношений в обществе, равенства граждан перед законом, потребности права и проч.

                  

5.      Структура эссе. Выявил проблему, т.е. задачу, требующую разрешения, формулируй тезис -  мысль автора по той или иной проблеме.  Мысль автора выражается в виде тезиса ( Т ). Но мысль должна быть подкреплена доказательствами, аргументами научного или бытового характера. Поэтому за тезисом следуют аргументы ( А ). Аргументы – это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, литературные ситуации, научные доказательства и т.д. Лучше (но не обязательно) приводить два аргумента в пользу того или иного тезиса, т.к. один может быть неубедительным, три аргумента могут перегрузить (эссе – все же «малый жанр»!).

    Таким образом, получается кольцевая композиция эссе:

Вступление (В), проблема (П), тезис (Т), аргументы (А), вывод (В).

I. Схема эссе:

     I. В

     II. П

     III. Т

        А1

        А2

    IV. В   

                 Но! Запомни: эссе может придерживаться свободной структуры.

6.      Логике изложения материала и его структурированию способствуют выделение абзацев и красная строка. Каждый абзац - предыдущий и последующий – должны быть связаны между собой.

7.      Эссе должно быть «эмоционально заряжено», но при этом важно проявить внешнюю сдержанность повествования. Экспрессивность достигается за счёт коротких, простых предложений, разнообразных по интонации и умелого использования самого «современного» из всех знаков препинания – тире. Тире вносит в предложение особую интонацию, так необходимую для выражения своего мнения.

  • 8.      Уместно использование клише. Например:

  •  Для меня эта фраза является ключом к пониманию…

  •  Поразительный простор для мыслей открывает эта фраза.

  • Я не могу присоединиться к данному утверждению и попробую обосновать свою позицию.

  • Выражая несогласие с мнением автора, ответим на вопросы: так что же такое…

  •  Я полностью согласна с позицией автора.

  •   …оказывает благотворное действие…

  • Представленная в данном высказывании проблема актуальна и злободневна для ...

  • С одной стороны я согласен, потому что… С другой – нет, так как…

  • Именно поэтому я соглашаюсь с автором.

  • Мне очень импонирует фраза…

  • Проиллюстрируем это положение примерами.

  •  Рассмотрим несколько подходов.

  • Во- первых,…Во- вторых,..

  • Задание: сформулируй  проблемы  в темах эссе.

Высказывание

Возможная проблема

1. «Бедняки платят дороже всего». (У. Зыбура)

 Богатства и бедности

2. «Налоги – это та цена, которую мы платим, чтобы жить в цивилизованном обществе». (О.У. Холмс)

 Уплата налогов

3. Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов». (Л. Питер)

 рационального потребления,

4. «Система частной собственности – важнейшая гарантия свободы не только для владельцев собственности, но и для тех, у кого её нет». (Ф.А.Хайек)

 

5. «Самый бедный тот, кто не умеет пользоваться тем, чем располагает».  (П. Буаст)

 социального обеспечения и проч.

6. «Умное государство не мешает своим гражданам зарабатывать деньги, только наблюдает за этим, получая прибыль в виде налогов». (Дж. Фейлан)

 Уплаты налогов

7. « Деньги как навоз: если их не разбрасывать, от них не будет толку»

  значения денег

8. « Великие нации никогда не беднеют из-за расточительства и неблагоразумия частных лиц, но они нередко беднеют в результате расточительства и неблагоразумия государственной власти».  (А. Смит)

 

9. «Человек с множеством достоинств добавит к ним ещё два, если окажется способным заработать и разумно потратить большие деньги». (Э.Севрус)

 собственности

10. «Богатство не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться». (Наполеон)

 рационального потребления

11. «Бесчестная прибыль облегчает бесчестную натуру». (Пириандр)

 Взаимосвязи экономики и политики и проч.

12. «Равный раздел состояний и земель привёл бы общей нищете». (С. Батлер)

социальной стабильности 

13. «Инфляция каждому предоставляет возможность почувствовать себя миллионером». (А. Рогов)

 собственности

14. «Торговля не разорила ещё ни одного народа».  (Б. Франклин)

 рационального потребления

15. «Бесплатных завтраков не бывает». (Б. Крейн)

 значения денег

infourok.ru

Как правильно писать эссе?

Эссе – литературный жанр, в основе которого лежит ассоциативное мышление. Эссе представляет собой мини-сочинение со свободной композицией, выражающей особые впечатления, касающиеся конкретного вопроса. Данный жанр особо популярен в последнее время. На сегодняшний день эссе достаточно часто предлагается в качестве задания по тому или иному предмету, а также в других ситуациях. К примеру, во время поступления в вуз или другое заведение, а также при трудоустройстве эссе является составляющей общего пакета документов.

Написание эссе крайне полезно, поэтому каждый человек должен знать, как подобного рода мини-сочинения пишутся.

План эссе

  • Вступление. Написание эссе может начинаться с какой-либо цитаты, риторического вопроса, проблемного вопроса, типичной ситуации, общих сведений о раскрывающейся в сочинении проблеме, ссылки на мнение авторитетного источника, создания особого эмоционального настроя, обращения к конкретным фактам биографии описываемого автора и т.д. Во вступлении следует обязательно подвести читателя к формулировке проблемы.
  •  
  • В тексте следует обязательно употребить слово «вопрос» либо «проблема». Проблема должна охватывать целиком материал, рассматриваемый в сочинении. При постановке проблемы можно использовать наиболее распространенные фразы клише: в тексте поднимается проблема, автор поднимает проблему и т.д.
  •  
  • Далее следует комментарий к проблеме. Можно коснуться истории вопроса и рассмотреть разные точки зрения. Здесь также допустимо использование фраз клише.
  •  
  • После этого нужно раскрыть позицию автора. Она может быть явной и скрытой.
  •  
  • Предпоследним этапом является описание согласия или несогласия с мнением автора. Свою точку зрения следует аргументировать.
  •  
  • Наконец, мы пришли к заключению. Здесь следует подвести итог всего эссе, обобщить написанное и сделать соответствующие выводы.

Для улучшения общего вида вашего мини-сочинения можно использовать подзаголовки. Это позволит читающим лучше воспринимать текст и проследить его общую логику.

Обратите внимание и на объем эссе. Оно должно занимать не более семи страниц печатного текста. Конкретно сформулируйте тему сочинения. Эссе должно отвечать лишь на один вопрос. Делайте акцент на доверительном стиле общения с читателем. Пусть повествование будет непринужденным. Избегайте усложненных предложений и неясных изречений.

Постарайтесь удивить читателя, размышляя над каким-либо афористическим высказыванием. Не употребляйте в эссе сленг, сокращения и легкомысленные тона. В то же время не употребляйте замысловатых фраз, чтобы текст был понятен любому читателю.

xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Как писать эссе – основные правила и требования

В современной системе высшего образования вводится такая форма письменных работ, как написание эссе. Часто и студенты, и преподаватели путают его с сочинением. Но между ними есть несомненные отличия. Статья расскажет о том, как писать эссе, основные правила и требования, которые применимы к нему.

Эссе и его характеристика

Если сравнивать эссе с сочинением, то оно обладает большей афористичностью, свободой изложения и возможностью полемических высказываний в рамках выбранной темы. Для того чтобы разобраться, как правильно написать эссе, необходимо знать следующее: по объему такая письменная работа представляет небольшое произведение, свободное по композиции. Автор его не занимается пересказом выбранной темы. Он адресует свою работу посвященному собеседнику, которого интересует в первую очередь свежий, новый взгляд на проблему, а вовсе не оперирование уже известными понятиями. Автор выражает свои мысли с помощью образов, высказывает собственную точку зрения на предмет.

Правила написания эссе

Чтобы разобраться в том, как писать эссе, следует рассмотреть несколько основных моментов, которых следует придерживаться. Например, вначале стоит составить четкий план будущей письменной работы. Если в задании предложена свободная тема, то лучше выбирать ту область, в которой вы действительно разбираетесь. Надо учитывать требования конкретного преподавателя и всегда при выполнении задания рассматривать свои рассуждения с точки зрения проверяющего, чтоб не высказываться в разрез с его мнением. Хорошо, если у вас есть возможность подготовиться к выполнению работы.

Перед тем, как начать писать эссе, лучше провести время в библиотеке, подбирая нужные книги, работы специалистов в выбранном предмете, статьи из энциклопедий или периодических изданий. Подберите необходимые высказывания и афоризмы, которые могут пригодиться при написании письменной работы. Начинать выполнение задания следует с черновика. В него лучше занести основные смысловые блоки будущего текста, цитаты, любопытные идеи, отзывы критиков. Если подобранный материал достаточно большой, то вопрос как писать эссе, для вас не будет проблемой. Потребуется лишь привести в порядок выписанные ранее мысли, цитаты и интересные факты по выбранной теме.

В эссе раскрывается сам человек, автор, написавший работу. Заголовок должен быть запоминающимся и информативным. Каждая новая мысль должна оформляться отдельным абзацем. Являясь творческим полетом воображения, эта работа, тем не менее, подчиняется четкой структуре. Хотя она и является произвольной, но тоже необходимо придерживается определенных правил. После заголовка идет введение, которое должно увлечь читателя, заинтересовать его. Выводы, к которым вы придете в процессе написания работы, могут быть размещены в самом тексте эссе. Перед тем, как развивать выбранную тему, стоит обозначить проблему, сформулировать ее и привести аргументы за или против (это в результате и составит основное содержание). К каждому выбранному аргументу необходимо в качестве иллюстрации подобрать примеры из жизни. Чтобы сделать свой язык изложения более ярким и красочным, продумайте литературные приемы, которые вы сможете использовать при написании работы.

Зная, как писать эссе, не нужно упускать из виду и возможные ошибки. При работе над ним необходимо избегать следующего: выбор тем, сути которых вы не понимаете, отсутствие структуры в изложении мыслей,  наличие пространных рассуждений, которые в результате не дают ответа на поставленный в эссе вопрос, использование вместо аргументированных доказательств риторических суждений. К таким факторам относятся также: неумелое использование данных и чрезмерное обобщение, превалирование описательной части эссе над приведенным аналитическим материалом, который мало способствует подтверждению приведенных рассуждений, цитирование мнений разных авторов без конкретных ссылок на них и отсутствие собственного мнения, злоупотребление повторами.

Эссе – это великолепная возможность проверки учащихся на умение связно и аргументированно высказывать свои мысли на бумаге. Эссе как вид письменной работы для учащихся вузов был внедрен в систему образования не так давно, до сих пор возникают затруднения при его написании. Советы, содержащиеся в статье, способны решить проблему и помочь справиться с задачей.

fb.ru

Что такое эссе и как его писать: план и примеры

Умение писать эссе сейчас имеет большое значение, поскольку тексты в этом жанре чаще всего требуют от учеников и абитуриентов на экзаменах, а также от кандидатов при приёме на работу. Многие не до конца понимают, что такое эссе, потому у них возникают сложности.

Что такое эссе: задачи, характеристики, типы

Это литературный жанр, небольшое сочинение, целью которого является изложение своего мнения по какому-либо вопросу. Позицию нужно подкрепить логичными доводами и аргументами.

Происхождение слова «эссе» французское, от «essai» – очерк, опыт, проба. В свою очередь, слово «essai» пришло от латинского «exagium» – «взвешивание». Так что, по сути, автор, когда пишет эссе, занимается взвешиванием аргументов и изложением на бумаге своей точки зрения, основываясь на собственном опыте.

Цель и признаки

У этого жанра есть следующие особенности:

  • Небольшой объём. Требования могут отличаться в зависимости от темы и ситуации, однако растягивать эссе нет смысла. Например, рекомендованный максимальный объем для студентов Гарвардской бизнес-школы — два листа рукописного текста, а российские вузы требуют уложиться максимум в десять печатных листов.
  • Тема всегда конкретная. Ей не свойственны символические высказывания, образность и размытые суждения, которые каждый может понять по-своему. Тезис, который выдвигается в теме, выражен чётко и ясно. Раскрытие темы идёт, отталкиваясь именно от него.
  • Содержание всегда субъективно, поскольку цель задачи — выразить своё мнение, продемонстрировать свои познания. Именно поэтому одна и та же тема может быть раскрыта разными людьми по-разному. Так и должно быть.
  • Парадоксы. Сейчас этот признак эссе часто опускается, но многие лингвисты уверены, что парадоксальность высказываний, яркие тезисы, столкновение, казалось бы, противоречивых и нелогичных аргументов — неотъемлемая часть жанра, поскольку он призван удивить читателя.
  • Простота изложения мыслей. В отличие от сочинения-размышления или реферата нужно вести повествование максимально просто и понятно, избегать сложных речевых оборотов и синтаксических конструкций, клишированных слов и фраз.
  • Логичность повествования, смысловое единение текста. Возможно, по этой причине сейчас и пропускаются парадоксальные высказывания и тезисы, ведь нужно быть настоящим мастером слова, чтобы сделать два противоречивых тезиса взаимодополняющими.
  • Разговорный стиль изложения. При этом нужно соблюдать баланс, чтобы повествование не было излишне небрежным. Также важно исключать употребление сленга, если его использования не требует смысл и тема в обязательном порядке.

Одно из ключевых заданий на ЕГЭ по английскому языку является написание эссе. Вы легко справитесь с этой задачей, зная простые правила и фразы-клише: https://tonusmozga.ru/ucheba/kak-pisat-esse-po-angliyskomu.html.

Классификация

Существует несколько классификаций — в зависимости от темы, цели и способа повествования.

Каждая классификация имеет множество видов эссе за счёт свободности повествования этого жанра, потому перечислить их все очень сложно. Выделяют две общие группы эссе:

  • личностное, цель которого — раскрыть какую-либо сторону личности или особенности, характера автора текста;
  • объективное — где необходимо проанализировать или описать какие-либо ситуации или явления, не связанные с автором.

С точки зрения литературной формы можно выделить такие виды эссе, как:

  • рецензии;
  • заметки;
  • миниатюры;
  • мемуары;
  • корреспонденция и многие другие.

Исходя из того, с какой целью пишется эссе, их можно классифицировать по содержанию:

  • исторические;
  • литературно-критические;
  • философские;
  • художественные;
  • художественно-публицистические и так далее.

По способу выражения мысли эссе могут быть:

  • повествовательными;
  • критическими;
  • описывающими;
  • аналитическими;
  • рефлективными и прочее.

Чтобы написать хорошее эссе, нужен продуманный план, веские аргументы и проявление индивидуальности автора

Писать сочинение на ЕГЭ по литературе может показаться сложным занятием. Но зная простые правила и приёмы, вы сможете получить высший балл за работу. Читайте об этом в нашей статье: https://tonusmozga.ru/ucheba/kak-pisat-esse-po-literature.html.

Как писать эссе: общие правила

Особенность этого жанра — полная свобода построения структуры и выражения мыслей. Единственное чёткое правило — надо недвусмысленно высказываться по заданной теме, которая выступает в роли заголовка.

Наиболее часто рекомендуемая структура эссе:

  • введение;
  • тезис-аргумент;
  • вывод.

Тезисов и аргументов может быть столько, сколько нужно автору для раскрытия темы и сколько позволяет максимально требуемый объем текста. Вместе с тем это рекомендуемая, но не обязательная структура. Она может быть и произвольной. Вывод разрешено представить в виде тезиса в начале, а в самом тексте его аргументировать. Либо можно выдвинуть тезис, который опровергается по ходу эссе, а вывод выносится абсолютно противоположный первоначальному тезису. Также допустимо представить несколько тезисов и аргументов, а затем сделать вывод. Возможен и любой другой порядок изложения мыслей.

Также обратите внимание, что обычно читатель имеет общее представление о тематике эссе, поэтому отсутствует необходимость раскрывать специфические термины и объяснять сложные нюансы. Надо просто высказаться на заданную тематику.

В наше следующем материале вы узнаете об особенностях написания эссе по русскому языку: https://tonusmozga.ru/ucheba/esse-po-russkomu-yazyiku.html.

План, примеры, шаблоны

Поскольку чёткой структуры нет, то и конкретный шаблон плана тоже отсутствует. Для тех, кому нужна «канва» при подготовке текста, можно воспользоваться стандартной:

  1. Вступление, во время которого выдвигается основной тезис. Например:

    Однажды я участвовал в региональном патриотическом конкурсе, для которого проводил социологические исследования. Их результат натолкнул меня на мысль, что современная молодёжь уже почти не интересуется историей родного города. Это плохо влияет на подрастающее поколение.

  2. Основная часть, в которой выдвигаются аргументы для подтверждения основного тезиса. В случае с приведённым ранее примером нужно доказать, почему снижение интереса к истории города плохо влияет на подрастающее поколение. Важно следить за тем, чтобы не произошло подмены тезисов: сначала нужно привести аргументы в доказательство того, о чём шла речь во вступлении, и только потом (при необходимости) выдвигать следующий тезис. Если есть желание или необходимость, таким же образом выдвигаются следующие тезисы с аргументами, вытекающими из предыдущих.
  3. Вывод, который подытоживает все сказанное (написанное).

Чтобы было проще написать текст, подготовьте детальный план эссе

Другой вариант — пойти от обратного. Но это может быть сложнее.

  1. Вступление, в котором автор задаёт интересующий его вопрос и сам же ищет на него ответ во время написания эссе. Например:

    Недавно я посетил краеведческий музей и был крайне удивлён: в день его открытия присутствовало очень мало молодых людей, несмотря на то, что это было грандиозное культурное событие. Этот факт натолкнул меня на мысль, что современная молодёжь почти не интересуется историей города. Я задался вопросом, действительно ли это так.

  2. Далее в основной части необходимо найти ответ на выдвинутый вопрос путём приведения реальных аргументов для себя и читателя. Важно не забыть, что текст пишется именно для читателя, потому повествование должно быть интересным. Как и в случае с предыдущей структурой, нельзя допустить подмены тезисов. Абстрактные аргументы, домыслы и нелогичные доводы не ценятся. Более того, они напоминают газетные штампы «жёлтой прессы», а штампов желательно избегать. Примером таких аргументов является:
    • «Если дети не пришли на открытие краеведческого музея, то их однозначно не интересует история родного края» (это домысел).
    • «После открытия краеведческого музея я провёл опрос в социальных сетях, в котором приняло участие 4 000 учащихся 5–9 классов. 67% респондентов не смогли ответить правильно больше чем на пять вопросов из тридцати об истории родного города, а 42% утверждали, что им это даже неинтересно. На основе этого становится понятно, что большинство детей от 11 до 15 лет не воспитываются в патриотическом ключе» (вывод сделан на основе статистических данных).
  3. Вывод, к которому автор пришёл в процессе размышления. Этот пункт обязательный.

Эссе нужно писать не только на ЕГЭ по литературе и русскому языку. Это задание входит в экзаменационный билет по обществознанию. Как его написать, узнаете из нашей статьи: https://tonusmozga.ru/ucheba/kak-pisat-esse-po-obshhestvoznaniyu.html.

Критерии проверки текстов

Произвести впечатление на членов комиссии несложно, для этого понадобится персональный подход к теме эссе и умение красиво излагать свои мысли

Во время проверки работы обычно ориентируются на следующие критерии:

  • Данные и аргументы, представленные в тексте. При желании можно написать два листа текста «ни о чём», но в случае с эссе это вряд ли высоко оценят. Необходимо привести логичные аргументы и данные, подтверждающие выдвинутые автором тезисы. Комиссия оценивает информативность текста, уместность аргументов и умение доказывать свою точку зрения с их помощью.
  • Богатство речи, умение полно высказывать своё мнение, лексические и синтаксические способы выражения мысли. Эссе не должно быть сухим перечнем тезисов и аргументов, оно должно быть легко читаемым. Идеальный текст — тот, от которого читатель получает удовольствие.
  • Индивидуальность, роль личности автора. Такой жанр, как эссе, требует, чтобы личность автора и его точка зрения выходили на первый план, потому клишированные фразы, слова и аргументы не приветствуются.
  • Отсылки к персональному опыту автора. Поскольку цель — выразить собственное мнение, отсылки к реально существующему опыту не только не будут лишними, но и обычно поддерживаются при оценке эссе. Например, если тема связана с событиями во времена Второй мировой войны, можно упомянуть недавний поход в музей, где представлена солдатская форма того времени.
  • Оригинальность. Обычно читателей цепляют оригинальные и нестандартные тексты, так сказать, «с изюминкой». Если автор не сторонник юмора или необычных, присущих только ему высказываний, выжать их из себя очень тяжело, а подражание кому-то скрыть очень сложно. И все же большим плюсом будет умение выразить в эссе свою индивидуальность. Но сделать это нужно так, чтобы используемые способы были уместны и лексически грамотны.
  • Честность и объективность — особенно если необходимо писать личностное эссе. Некоторые авторы стараются приукрасить действительность и показаться умнее, талантливее или опытнее, чем они есть на самом деле, поэтому рассказывают о несуществующем опыте или присваивают себя несуществующие достижения. Например, если ученик 9 класса написал, что имеет семилетний опыт работы в сфере экономики и торговли, обман будет заметен сразу. Если в эссе для урока литературы или экзамена по психологии комиссия может это пропустить, то при приёме на работу или стажировку на такую выдумку сразу обратят внимание.

Одним из заданий в ЕГЭ по истории является эссе. Для его написания нужно выбрать тему об историческом событии из списка предложенных и раскрыть её. Об особенностях подготовки работы читайте в нашем материале: https://tonusmozga.ru/ucheba/kak-pisat-esse-po-istorii.html.

Писать эссе — несложно, а порой даже приятно, поскольку в этом присутствует изрядная доля творчества. Если изучить принципы подготовки текста такого жанра, внимательно вычитать готовый материал на предмет ошибок и опечаток, подойти к процессу подготовки с ответственностью, то результат с большей вероятностью будет положительным.

Оцените статью:

(1 голос, среднее: 5 из 5)

Поделитесь с друзьями!

tonusmozga.ru

Как писать эссе?

Слово "эссе" пришло в русский язык из французского и исторически восходит к латинскому слову exagium (взвешивание). Французское еззаi можно буквально перевести словами опыт, проба, попытка, набросок, очерк.

Это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

В "Толковом словаре иноязычных слов" Л.П. Крысина оно определяется как "очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме".

"Большой энциклопедический словарь" дает такое определение: "это жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь".

"Краткая литературная энциклопедия" уточняет: "Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные".

Данный жанр стал популярным в последние годы. Создателем жанра считается М.Монтень ("Опыты", 1580 г.). Сегодня такой жанр предлагается в качестве задания достаточно часто. Он является одним из основных компонентов пакета документов (при поступлении в учебное заведение или при трудоустройстве). Конкурс сочинений помогает из многообразия лучших выбрать самых лучших!

Важно написание эссе и для молодого специалиста.

То, как кандидат сумел себя подать, как описал свои достижения и промахи, позволяет работодателю определить, достаточно ли хорош этот человек для бизнеса, достаточен ли его опыт работы для того, чтобы оправдать надежды в будущем и принести пользу компании (организации, предприятию).

Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей

Его написание чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.

Для молодого специалиста, например, наиболее актуальной темой является тема "Я и моя карьера". Тематика дана для того, чтобы комиссии (работодателю) было легко оценить особенности вашего мышления, творческие способности, энтузиазм и потенциал. Лучший способ достичь такого результата - писать прямо и откровенно, оставаясь честным перед самим собой. Если вы не честны, есть все шансы, что ваше сочинение сочтут неестественным.

Структура определяется предъявляемыми требованиями:

Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут "перегрузить" изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.

Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):

При написании важно также учитывать следующие моменты:

Перед тем как приступить к написанию, обратите внимание на следующие вопросы. Ответы на них позволят вам более четко определить

О каждой вашей неудаче:

Классификация

С точки зрения содержания эссе бывают:

  • философскими,

  • литературно-критическими,

  • историческими,

  • художественными,

  • художественно-публицистическими,

  • духовно-религиозными и др.

По литературной форме предстают в виде:

  • рецензии,

  • лирической миниатюры,

  • заметки,

  • странички из дневника,

  • письма и др.

Различают также следующие типы:

  • описательные,

  • повествовательные,

  • рефлексивные,

  • критические,

  • аналитические и др.

В данном случае в основу положены композиционные особенности произведения, выполненного в жанре эссе.

Наконец, предложена классификация на две большие группы:

  • личностное, субъективное, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности,

  • объективное, где личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее.

Эссе молодого специалиста на определенную тему принадлежит ко второй группе.

Признаки эссе

Можно выделить некоторые общие признаки (особенности) жанра, которые обычно перечисляются в энциклопедиях и словарях:

  1. Небольшой объем

Каких-либо жестких границ, конечно, не существует. Объем - от трех до семи страниц компьютерного текста. Например, в Гарвардской школе бизнеса часто пишутся эссе всего на двух страницах. В российских университетах допускается объем до десяти страниц, правда, машинописного текста.

  1. Конкретная тема и подчеркнуто субъективная ее трактовка

Тема эссе всегда конкретна. Оно не может содержать много тем или идей (мыслей), и отражает только один вариант, одну мысль. И развивает ее. Это ответ на один вопрос.

  1. Свободная композиция - важная особенность жанра.

Исследователи отмечают, что эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок. Оно нередко строится вопреки законам логики, подчиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом "Всё наоборот".

  1. Непринужденность повествования

Автору такого произведения важно установить доверительный стиль общения с читателем; чтобы быть понятым, он избегает намеренно усложненных, неясных, излишне строгих построений. Исследователи отмечают, что хорошее эссе может написать только тот, кто свободно владеет темой, видит ее с различных сторон и готов предъявить читателю не исчерпывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений.

  1. Склонность к парадоксам

Эссе призвано удивить читателя (слушателя) - это, по мнению многих исследователей, его обязательное качество. Отправной точкой для размышлений, нередко является афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее на первый взгляд бесспорные, но взаимоисключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы.

  1. Внутреннее смысловое единство

Возможно, это один из парадоксов жанра. Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, произведение вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора.

  1. Ориентация на разговорную речь

В то же время необходимо избегать употребления сленга, шаблонных фраз, сокращения слов, чересчур легкомысленного тона. Язык, употребляемый при написании, должен восприниматься серьезно.

Важно определить (уяснить) тему, желаемый объем и цели каждого параграфа.

Начните с главной идеи или яркой фразы. Задача - сразу захватить внимание читателя (слушателя). Здесь часто применяется сравнительная аллегория, когда неожиданный факт или событие связывается с основной темой.

Правила написания эссе

  • Из формальных правил можно назвать только одно - наличие заголовка.

  • Внутренняя структура может быть произвольной. Поскольку это малая форма письменной работы, то не требуется обязательное повторение выводов в конце, они могут быть включены в основной текст или в заголовок.

  • Аргументация может предшествовать формулировке проблемы. Формулировка проблемы может совпадать с окончательным выводом.

  • В отличие от реферата, который адресован любому читателю, поэтому начинается с "Я хочу рассказать о...", а заканчивается "Я пришел к следующим выводам...", эссе - это реплика, адресованная подготовленному читателю (слушателю). То есть человеку, который в общих чертах уже представляет, о чем пойдет речь. Это позволяет автору сосредоточиться на раскрытии нового и не загромождать изложение служебными деталями.

Ошибки

В отличие от тестов, эссе не предполагают формата multiple-choice (когда вам на выбор предлагается несколько вариантов ответа). Написание не ограничено по времени, вы можете переписывать его много раз, попросить друзей прочитать его. Воспользуйтесь всеми возможностями и постарайтесь избежать распространенных ошибок.

  1. Плохая проверка

Не думайте, что можно ограничиться лишь проверкой правописания. Перечитайте и убедитесь в том, что там нет каких-либо двусмысленных выражений, неудачных оборотов и т. д. Примеры, которые не стоит "брать на заметку":

"Я горжусь тем, что смог противостоять употреблению наркотиков, алкоголя, табака".

"Работать в вашей фирме (организации), расположенной в чудесном месте, где много архитектуры в готическом стиле, будет для меня захватывающей проблемой".

  1. Утомительные предисловия. Недостаточное количество деталей

Слишком часто интересное эссе проигрывает в том, что представляет собой перечисление утверждений без иллюстрации их примерами. Для него характерны обычные клише: важность усердной работы и упорства, учеба на ошибках и т. д.

  1. Многословие

Эссе ограничены определенным количеством слов, поэтому вам необходимо разумно распорядиться этим объемом. Иногда это означает отказ от каких-то идей или подробностей, особенно, если они уже где-то упоминались или не имеют непосредственного отношения к делу. Такие вещи только отвлекают внимание читателя (слушателя) и затмевают основную тему.

  1. Длинные фразы

Чем длиннее предложение, тем лучше - так считают некоторые кандидаты. Однако это далеко от истины. Длинные фразы еще не доказывают правоту автора, а короткие предложения часто производят больший эффект. Лучше всего, когда длинные фразы чередуются с короткими. Попробуйте прочитать эссе вслух. Если почувствуете, что у вас перехватывает дыхание, разбейте параграф на более мелкие абзацы.

Когда вы закончите писать, сделайте такое упражнение. Присвойте каждому абзацу букву: либо S (short), либо M (medium), либо L (long). S - менее 10 слов, M - менее 20 слов, L - 20 и более слов.

Правильным является следующий или похожий порядок букв - M S M L M S.

Неправильным является такая последовательность: S S S M L L L.

  1. Не перегружайте эссе

При написании отбросьте слова из энциклопедий. Неправильное употребление таких слов отвлекает внимание читателя, приуменьшает значение вашего произведения.

Избежав подобных распространенных ошибок, вы сможете заинтересовать экспертную комиссию (работодателя) своим опытом.

Проверка

Огромное значение при написании эссе имеет проверка первой его версии. При написании черновика ваша главная задача заключается в том, чтобы выработать аргументацию, отшлифовать основные мысли и расположить их в строгой последовательности, сопровождая их иллюстративными материалами или вспомогательными данными и т.д. Написав первый вариант, дайте ему день или два отлежаться, а затем вернитесь к работе по проверке и улучшению, на "свежую голову".

При проверке, обратите внимание наследующие важные моменты:

  1. Прежде всего, важно помнить, что это субъективный жанр, поэтому и оценка его может быть субъективной. Не стоит ориентироваться на всех сразу.

  2. Представленные данные:

Независимо от того, на какой вопрос вы отвечаете, вам нужно достичь определенных целей. От вас ожидают того, что при написании вы будете иметь в виду следующее:

Ответил ли я на заданный вопрос?

Насколько понятно и точно я изложил свои мысли?

Естественно ли звучит то, что я написал, нет ли где ошибок?

Убедитесь также в том, что вы:

  1. Навыки общения / письменной речи.

Эссе предназначены также для того, чтобы проверить ваше умение излагать мысли на бумаге и ваши навыки письма. Консультант по вопросу отбора специалистов говорит: "Ваше творение не должно характеризовать вас как будущего писателя или филолога, вы - будущий лидер, управляющий. Для успеха важно умение хорошо презентовать свои идеи, а способность выразить их на бумаге есть у тех, кто легко общается с другими людьми".

Плохо написанное (представленное) эссе не будет способствовать тому, чтобы вас хорошо оценили.

  1. Образ реального человека.

Экспертная комиссия (работодатель) хочет разглядеть в эссе образ человека, который его писал. Важны не только результаты тестов, опыт работы, но и характер кандидата. "Мы ищем в документах нечто неуловимое, что не могут показать цифры, поэтому надеемся найти это в его сочинении. Ни в коем случае не упускайте возможность рассказать в них о себе. Это поможет убедиться в том, что мы рассматриваем кандидатуру вполне реального человека, а не просто сумму различных показателей".

Здесь важно следующее - быть честными, искренними, неповторимыми, т. е. быть самими собой!

Эксперты считают, что часто выпускники, соискатели очень хотят казаться кем-то: лидером, зрелой личностью, что забывают быть просто человеком!

  1. Индивидуальность.

Единственный способ сделать так, чтобы комиссия (работодатель) разглядела за всеми документами образ конкретного человека - внести в свое сочинение элемент личного, неповторимого, уникального. Ваши эссе сразу станут более интересными и притягивающими внимание. Они помогут выделиться среди сотен других претендентов.

"Эссе должно быть как можно более персонализированным. Скучно читать произведения, которые изобилуют общими фразами - это пустая трата времени. Все равно ничего не поймешь о личности данного кандидата".

  1. Детали.

Все, что вы напишете, необходимо подтверждать примерами, делать ссылки на свой опыт. Детали сделают вас интересными, уникальными, специфичными.

  1. Отличительные черты / Неповторимость / Что-то интересное, смешное.

По мнению экспертов "выпускникам (соискателям) не следует бояться того, что они выйдут за рамки допустимого, лучше быть собой. Очень часто выпускников беспокоит то, смогут ли они произвести нужное впечатление, поэтому они убирают все, что делает их выдающимися. Столь безопасные, с точки зрения выпускников, сочинения довольно утомительно читать".

Вам вовсе не обязательно шутить, чтобы быть интересными. Однако постарайтесь использовать все имеющиеся в распоряжении средства, чтобы ваши сочинения запомнились.

  1. Честность.

Экспертная комиссия не терпит участников, которые любят пускать пыль в глаза. Будет лучше, если вы отразите истинное положение вещей. В то же время не акцентируйте внимание на своих недостатках, хотя они и присутствуют в вашем характере. Надо быть честным, но позитивным. Отзывайтесь о себе и своих качествах только положительно! Так называемые "слабые стороны" следует презентовать следующим образом: "раньше это было моим недостатком, теперь же превратилось в положительное качество".

  1. Литературное произведение.

Представители экспертных комиссий любят такие эссе, читать которые - одно удовольствие. "Убедитесь в том, что ваше - легко читать. Уделите ему еще немного времени: проверьте, последовательны ли ваши мысли, ведут ли они к логическому завершению темы".

"Юмор - великий инструмент, но пользуйтесь им разумно. Саркастический или дерзкий тон часто раздражает. Настоящий юмор - искусство, он является признаком хорошего вкуса".

В своих сочинениях вы рассказываете историю успеха, указываете причины, по которым хотите строить свою карьеру именно в том направлении, которое избрали. Вы можете пойти еще дальше, написав эссе в виде литературного произведения: рассказа, повести. Однако это рискованный подход, так как большинство людей не очень хорошие писатели, к тому же так можно преуменьшить серьезность вашего повествования. И наконец, работодатели не пригласят вас в свой бизнес только потому, что вы - прекрасный рассказчик.

Эссе на тему "Я и моя карьера"

Это изложение в свободной форме (как правило, краткое, в объеме не более одной страницы) мыслей по поводу целей и смысла карьеры для выпускника.

Свободная форма позволяет в полной мере продемонстрировать творческие способности, нестандартность и гибкость мышления, навыки письменной коммуникации и эффективной самопрезентации.

В нем соискатель р

05.12.2012Распечатать

В переводе с французского эссе «еssai» – проба, очерк, попытка. Поэтому эссе должно выражать собственные мысли автора по конкретному вопросу. Обычно по объему эссе небольшое, а повествование ведется легко, напоминая монолог из откровенного душевного разговора.

Прочитав или услышав текст, определите, какую проблему рассматривает автор, каков основной смысл и посыл текста.

Обычно, эссе не имеет строгой композиции. Но мы попробуем составить план, по которому Вам будет проще писать эссе.

1. Вступление. Это 2-3 предложения, служащие для последующей формулировки проблемы. Можно начать с риторического вопроса (который не требует ответа, например: Может ли телевидение заменить книгу?) или высказать авторитетное мнение (психологи утверждают, что частый просмотр телевизионных программ приводит к настоящей зависимости). Эссе нельзя начинать с описания текста, например: в данном тексте автор говорит о …; текст посвящен…; основной вопрос, поднимающийся в тексте- …

2. Формулировка проблемы.Выявите в тексте проблему, которая важна не только для автора, но и для каждого человека. Можно написать следующим образом: Автор заставляет задуматься над проблемой…; Автор рассуждает над такими вечными вопросами, как…; Проблема… волнует человечество вот уже не один век… Если Вы затрудняетесь в выборе проблемы, напишите так: «Автор затрагивает несколько актуальных проблем, одна из которых — … ».

3. Комментарии к проблеме. Рассуждайте о проблеме, подумайте, насколько она актуальна в наши дни, в каких случаях приходится сталкивать с такой проблемой. При наличии дополнительных знаний, расскажите, как ранее люди пытались разрешить эту проблему. Ни в коем случае не пересказывайте текст, не говорите о том, что делают герои, а комментируйте их поступки. На что особенно обращает внимание автор? Проследите за этим.

4. Авторское мнение и аргументация. Совпадает ли Ваше мнение с мнением автора и почему? Если Ваша точка зрения совпадает с авторской, приведите свои 2-3 аргумента в поддержку данного мнения. Ни в коем случае не повторяйте аргументы автора. Ели ваши мнения не совпадают, можно написать так: Автор прав в том, что… Однако я не могу согласиться с тем, что…

5. Заключение. Сделать вывод, обобщить сказанное. Например: Таким образом, автор, поднимая актуальную проблему, призывает…; Подводя итог, хочется ещё раз отметить важность проблемы…; Данный текст заставляет нас глубже задуматься о….

Эффектное заключение эссе – призыв к читателю или риторический вопрос, например: Разве книги уйдут из нашей жизни? Только если мы перестанем ценить сокровища человеческого наследия!

Эссе позволяет дать конкретный ответ на поставленный вопрос, высказать личное мнение точно и кратко.  

Данная статья расскажет вам, как написать аннотацию к статье, книге или монографии. Здесь содержатся основные правила и рекомендации по созданию подобных текстов.

Что такое аннотация

Аннотация — это краткая характеристика текста. В аннотациях  статей, книг или монографий излагается  их содержание, раскрывается наиболее существенное и разъясняется цель написания работы. Перед текстом аннотации предоставляются выходные данные, то есть, имя автора, название издания, место и дата выпуска его в свет. Данные указываются  в номинативной форме. Они могут входить и в первую часть аннотации.

Как правило, аннотация в книге состоит из двух частей. Первая часть кратко раскрывает тему книги либо статьи.  Вторая часть называет основные положения. Последний известен из контекста, поэтому активнее употребляются пассивные глагольные или причастные конструкции.

Следует на примере показать, как написать аннотацию к книге. Если вам, допустим, нужно написать  аннотацию к книге Ольги Клюкиной «Эсфирь», то подойдет следующий образец: в основе книги лежит библейская история о царице Есфирь, через которую Бог спас еврейский народ в тяжелые времена. Перед читателем предстают образы Есфири, ее родственника Мардохея и царя Артаксеркса. Это повествование о непоколебимой вере в Бога и любви, о жизни и смерти. Это отражение жизни персидской империи и еврейского народа. В руках читателя книга оживет и поможет пуститься в путешествие по ветхозаветным страницам истории человечества.

А теперь о том, как правильно написать аннотацию и что для этого понадобится. Вам могут пригодиться образцы клишированных аннотаций. Укажите, через рассмотрение каких проблем ведется исследование. Опишите, что исследуется в книге, что показано в ней, что рассматривается, анализируется, описывается, раскрывается. Здесь что-то констатируется, о чем-то говорится, что-то показывается.  В произведении всегда что-то отмечается, подчеркивается, характеризуется, освещается. Используйте вышеупомянутые глаголы. Отметьте в аннотации, каким вопросам уделяется особое внимание, чему придается особенное значение. Запомните схему: используя что-либо, автор что-то излагает. Можно сказать, что в работе находят отражение определенные проблемы или вопросы. К примеру, упомяните, что показывается творческий характер чего-либо, устанавливаются критерии (уточните какие), проводится анализ, на основе которого что-то показано.

Помните, что аннотация является рекламой вашей книги. Дайте понять, для кого предназначено ваше произведение. 

Как написать аннотацию: советы

Примерный план аннотации может выглядеть  так:

  • Опишите, где и когда происходит действие.

  • Представьте героя. Почему, на ваш взгляд, его судьба должна взволновать читателя?

  • Напишите, в чем заключается проблема, с которой сталкивается герой. Главный персонаж рискует чем-либо крайне важным для него? Что он находит или теряет?

  • Спросите у читателя, как он считает, сумеет ли герой решить проблему?  Подразните читателей или подскажите решение.

Существуют некоторые параметры, которые учитываются при составлении краткой характеристики текста.

  • Простота. Аннотация должна сводиться к единственной ключевой идее и быть ответом на вопрос: «О чем эта книга?».

  • Неожиданность. Намекните на что-либо неожиданное, скажите необычную фразу, подкиньте интересную мысль, чтобы вниманию  читателя было за что зацепиться.

  • Нехватка знаний. Интерес может возникнуть у читателя, когда он обнаруживает белое пятно в привычном для него и логичном.

  • Конкретика. Не нужно общих  абстрактных рассуждений. Аннотация должна описать конкретные действия, задеть конкретные эмоции и проблемы.

  • Убедительность и правдоподобие.

  • Эмоциональность.

  • Наличие истории.

Вот вы и узнали, как написать аннотацию к статье, книге, монографии. А теперь отнеситесь к своему будущему описанию, словно это крошечный рассказ с главным героем и конфликтом. Помните, история конкретна. При этом она может быть написана эмоциональным языком. Также в нее легко внести элемент неожиданности. Простая и правдивая, приоткрывающая завесу тайны аннотация – вот что вам нужно.  

2,095 просмотров

Начало формы

Оценить:

  •  Аннотация – краткая характеристика печатного издания, включающая сведения о содержании, его назначении. В ней отражается то новое, что несет в себе данное произведение печати в сравнении с другими, родственными по тематике и целевому назначению. Виды аннотаций по содержанию и целевому назначению подразделяются на справочные и рекомендательные. Справочные аннотации (описательные или информационные) характеризует тематику издания, сообщают какие либо сведения о нем, но не дают его критической оценки. Рекомендательные – характеризует книгу (статью) и дают оценку ее пригодности для определенной категории читателей, с учетом уровня подготовки и других особенностей. Виды аннотаций по полноте охвата содержания аннотируемого произведения и его назначения подразделяются на общие и специализированные. Общие аннотации характеризует книгу (статью) в целом и рассчитаны на широкий круг читателей. Такие аннотации необходимы при предварительном знакомстве с книгой. Они позволяют в первом приближении представить себе содержание книги, понять окажется ли она полезной для углубления знаний в интересующей области. Специализированные аннотации представляют лишь определенную проблематику и рассчитаны на узкий круг специалистов. Аннотации могут быть обзорными, или групповыми.Она содержит обобщенную характеристику двух или более документов, близких по теме. 

  • План аннотации включает в себя: Библиографическое описание работы.  Перечисление основных проблем, затронутых в работе.  Выводы автора, его мнение, оценка.  Действия при написании аннотации могут быть следующими: Разбейте текст на смысловые части.Выделите в каждой части основную мысль, обозначите ее предложением, заимствованным из текста. Сформулируйте основную мысль своими словами.Перечислите основные мысли, проблемы, затронутые автором, его выводы, предложения.Определите значимость работы.В случае затруднения можете обратиться к речевым стандартам (речевым клише), возможность использования которых является особенностью аннотации. Статья (работа) опубликована (помещена, напечатана) в журнале (газете)…….. Статья посвящена вопросу (теме, проблеме)… Статья представляет обобщение(обзор, изложение, анализ, описание –указать чего?.... Автор ставит, освещает следующие проблемы (останавливается на следующих проблемах, касается следующих вопросов)… В статье рассматривается (затрагивается, обобщается- что?)…; говорится (о чем?)…;представлена точка зрения (на что?)…; поставлен вопрос (о чем?)… Статья адресована…; предназначена (кому?)…; может быть использована (кем? )…; представляет интерес (для кого?)…

studfiles.net

Как писать эссе по литературе: структура и план

Слово "эссе" в русский язык пришло из французского. Оно восходит исторически к одному латинскому понятию, которое означает в переводе "взвешивание". Французский термин переводится словами "очерк", "набросок", "попытка", "проба", "опыт". В этой статье мы расскажем вам о том, как писать эссе по литературе. Вы узнаете, какие существуют характерные особенности этого жанра, какова его структура и композиция. Также в нашей статье будут даны полезные советы, прочитав которые, вы будете понимать, как писать эссе по литературе красиво и интересно. Начнем с определения самого термина.

Что такое эссе?

Эссе представляет собой прозаическое сочинение со свободной композицией небольшого объема, которое выражает индивидуальные соображения и впечатления по конкретному вопросу или поводу и не претендует заранее на исчерпывающую или определяющую трактовку данного предмета.

В составленном Л. П. Крысиным толковом словаре оно определяется следующим образом: это очерк, который трактует некоторые проблемы в свободной форме, а не в научном систематическом виде.

Обратившись к Большому энциклопедическому словарю, мы узнаем о том, что эссе является жанром литературно-критической, философской, публицистической, историко-биографической прозы, который сочетает индивидуальную авторскую позицию, подчеркнутую в тексте, с непринужденным, зачастую парадоксальным изложением, приближенным к разговорной речи.

В Краткой литературной энциклопедии говорится о том, что эссе - небольшое по объему, обладающее свободной композицией прозаическое сочинение, которое трактует некоторую тему и является попыткой передать авторские индивидуальные соображения или впечатления, связанные с ней.

Признаки эссе

- Наличие определенного вопроса или темы. Посвященное анализу большого круга проблем произведение не может быть по определению выполненным в таком жанре, как эссе.

- Оно выражает обязательно индивидуальные соображения и впечатления по некоторому вопросу или поводу, не претендует на исчерпывающую и определяющую трактовку некоторого предмета. Подробнее о том, как писать эссе по литературе, смотрите ниже.

- Эссе, как правило, предполагает наличие нового, окрашенного субъективно слова о чем-либо. Произведение может иметь историко-биографический, философский, литературно-критический, публицистический, научно-популярный или же беллетристический характер.

- В первую очередь в содержании текста оценивается личность автора, его чувства и мысли, мировоззрение.

Создатель жанра эссе

Жанр этот стал в последние годы весьма популярным. Создателем его считается Мишель де Монтень (автор книги "Опыты", выпущенной в 1580 году). Именно в ней мы впервые находим примеры того, как писать эссе по литературе. Хотя следует уточнить, что автор этот писал философские эссе. В книге представлены такие главы, как, например, "О самомнении", "О совести". Однако сама структура текстов, авторская идея помогут вам в создании произведений этого жанра и по литературе, и по другим предметам.

Навык написания эссе сейчас весьма актуален. В настоящее время этот вид работы в качестве задания предлагается довольно часто. Например, включает эссе по литературе ЕГЭ. При поступлении в различные учебные заведения или, например, при трудоустройстве этому жанру придается большое значение. Конкурс работ позволяет выбрать лучших из лучших.

Для чего мы пишем эссе?

Цель, которую ставит перед собой написание эссе, - развить творческое мышление личности, а также умение письменно излагать мысли. Опыт этот очень полезен, так как помогает автору научиться грамотно и четко формулировать свои мысли, использовать важнейшие понятия, структурировать информацию, выделять связи между причиной и следствием, иллюстрировать примерами тезисы, аргументировать полученные выводы.

Отсутствие сюжета

Первая особенность написания эссе по литературе - это отсутствие в этом жанре классического сюжета. Конечно, можно приводить различные примеры из жизни, однако это все будет являться лишь иллюстрацией к главной мысли текста.

Неопределенность формы

Еще одна особенность - неопределенность формы. Другими словами, можно, как говорится, растекаться мыслью по древу, и за это никто не скажет вам плохого слова. Все, что приходит на ум, можно излагать на бумаге, анализировать, после чего подводить итоги вышесказанному.

Объем эссе

Имейте в виду, что объем эссе является довольно небольшим, но четких границ при этом не имеет. Он составляет примерно от трех до семи страниц, написанных компьютерным текстом. В Гарвардской школе бизнеса, например, эссе пишутся часто всего лишь на двух листах. В отечественных университетах допускается объем до десяти страниц машинописного текста.

Конкретная проблема или вопрос

Еще одна особенность состоит в том, что в центре размышлений автора обязательно должна стоять конкретная проблема (некоторый неразрешимый вопрос). Тема должна быть четко определенной. Эссе не может рассматривать одновременно множество тем, заключать в себе большое число идей (мыслей). Оно лишь отражает одну мысль, один вариант, и развивает их. То есть это всего лишь ответ на некоторый вопрос.

Собственное мнение

При этом высказывать нужно исключительно собственное мнение. Эссе не претендует на единственно верную точку зрения, даже если при этом приводится множество аргументов и доказательств. Это, скорее всего, только одна из граней данного вопроса. Написание эссе по литературе - не научная работа.

Имитация разговора с читателем

Следующее, о чем хотелось бы упомянуть, это то, что при создании эссе происходит как бы имитация живого разговора с читателем, которого следует вести за собой, призывать различными вопросами, поднимать таким образом животрепещущие темы, как будто вы находитесь перед ним здесь и сейчас. Авторский монолог должен быть вне пространства и времени, наполнен живыми речевыми оборотами. Написание эссе по литературе включает значительный творческий элемент. С читателем следует установить доверительный, дружеский стиль общения. Для этого автор должен намеренно избегать неясных, сложных, чрезмерно строгих построений. В то же время следует исключать из употребления шаблонные фразы, сленг, сокращенные слова, а также избегать чрезмерно легкомысленного тона. Как отмечают исследователи, хорошее эссе может создать лишь тот, кто владеет темой свободно, способен видеть ее с различных сторон, а также готов представить читателю многоаспектный, но не исчерпывающий взгляд на данное явление.

Свободная композиция

Важная особенность этого жанра - свободная композиция. План эссе по литературе не строгий. Различные исследователи отмечают, что по своей природе этот жанр устроен таким образом, что не терпит формальных рамок. Часто он строится вопреки основным законам логики, по принципу произвольных ассоциаций. План эссе по литературе поэтому вы можете разработать самостоятельно. Некоторые основные композиционные особенности мы приведем чуть ниже.

Склонность к парадоксам

Имеется склонность к парадоксам. Данный жанр призван удивить, озадачить читателя - это качество его является обязательным. Отправной точкой для воплощенных в эссе размышлений часто выступает яркое афористическое высказывание или же некоторое парадоксальное определение, сталкивающее бесспорные на первый взгляд, но при этом взаимоисключающие друг друга тезисы, характеристики, утверждения.

Смысловое единство

К одному из парадоксов данного жанра относится внутреннее смысловое единство. Ориентированное прежде всего на субъективность, но свободное композиционно, эссе обладает вместе с тем смысловым единством внутри текста, то есть согласованностью основных утверждений и тезисов, а также внутренней гармонией ассоциаций и аргументов, непротиворечивостью суждений, в которых отражается личностная позиция его создателя.

Структура и план эссе

1. Вступление. "Как начать эссе по литературе?" - спросите вы. Как известно, сложнее всего написать первые строчки. Не нужно сразу же начинать что-то кому-то доказывать, создавая образцы эссе по литературе. Для начала следует подготовить почву, то есть создать нужную атмосферу и погрузить читателя текста в состояние мысли, которое ему поможет в дальнейшем максимально проникнуть в авторские идеи.

2. Главная часть, которая состоит из тезисов. Помните о том, что основная мысль должна быть сформулирована кратко и четко. Ей следует быть простой и понятной. Никто не любит голословных заявлений. Задача автора, создающего образцы эссе по литературе, состоит не только в том, чтобы ее изложить, но и в том, чтобы доказать. Например, вы заявляете о том, что судьбу определяет имя человека. Тогда докажите это, приводя конкретные примеры из жизни или же основываясь на некоторых известных теориях. По такому принципу следует писать эссе по литературе. Лермонтов, Пушкин, Гоголь, Некрасов, Салтыков-Щедрин... Используйте знание русской классики, но обязательно представляйте свежий взгляд.

Тезис, таким образом, отвечает на вопрос: "Что?" После этого обязательно следует ответить на вопрос: "Почему?", то есть доказать его.

3. План написания эссе по литературе включает также вывод, заключительную часть, подведение итогов сказанного. Можно долго говорить о предмете эссе, уходить в дебри размышлений, но в конце обязательно нужно собрать в пучок все мыслительные богатства. Лишь так можно качественно завершить высказывание, а также показать ценность написанного текста. Если объем его слишком мал, можно без этой части обойтись. Главное - это чтобы основная мысль звучала в заключении.

Таков план написания эссе по литературе, который вы можете несколько изменить, поскольку это довольно свободная форма.

То, что поможет вам лучше написать эссе

1. Поразмышляйте над темой, ее значением. Проанализируйте, насколько хорошо вы разбираетесь в том, о чем хотите писать. Способны ли вы предложить нечто свежее и новое по данной теме? Эссе славится, прежде всего, оригинальностью. Следует представить обязательно небанальный взгляд даже на самые банальные вещи, если они являются предметом его содержания. Не забывайте при этом о свежести языка.

2. Материалы. Выберите, что вы будете использовать при написании работы. Достаточно ли будет лишь читательского и жизненного опыта? Не забывайте о том, что коллаж формулировок, разнообразие мыслей всегда подкупают. Познакомьтесь с различными точками зрения по данному вопросу и вступите с некоторыми авторами в дискуссию. Работа должна создавать впечатление упорного и длительного труда, удивлять читателей эрудицией и ставить их в тупик свежим мышлением.

3. Использование идей. Не следует пытаться рассказать обо всем и сразу. Можно порадовать читателей неожиданными фактами и искрометными выражениями. Сделайте так, чтобы вас было интересно, приятно и к тому же познавательно читать.

4. Три кита. Запишите на бумаге основные мысли и направления. Из них выберите три самых удачных тезиса. Возьмите их за основу. Если у вас получится больше разветвлений, вы рискуете тем, что текст покажется непонятным и поверхностным, а если меньше - консервативным и зацикленным. Издавна цифра "3" признается магической. Не стоит поэтому ее игнорировать.

5. Сначала - скелет. И лишь затем - кожа. Речь идет здесь о том, что сперва следует изложить лишь кратко ход мыслей. Их можно записать одним-двумя предложениями в каждом из абзацев, после чего не спеша перечитать, а потом лепить снежный ком, состоящий из ваших собственных мыслей. Вы можете добавить необходимые детали и примеры, а также накручивать информацию, применяя различные художественные средства.

Теперь вы знаете о том, как написать эссе по литературе. Информацию, представленную в нашей статье, можно использовать и при создании эссе по другим предметам. Основные моменты ничем не отличаются в различных видах этого жанра. Структура эссе по литературе, представленная нами, может использоваться, например, при написании работы по философии, при устройстве на работу и др.

fb.ru