Европейский союз история создания и современное состояние (стр. 1 из 2). Ес создание


Европейский Союз. История становления - РИА Новости, 25.03.2007

09:0025.03.2007

(обновлено: 08:36 07.06.2008)

41234143

История становления Европейского союза началась в 1951 году с образования Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), в состав которого вошли шесть стран...

История становления Европейского союза началась в 1951 году с образования Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), в состав которого вошли шесть стран (Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция и ФРГ). Внутри стран были сняты все тарифные и количественные ограничения на торговлю этими товарами.

25 марта 1957 года был подписан Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) на базе ЕОУС и Европейского сообщества по атомной энергии.

В 1967 году три европейских сообщества (Европейское объединение угля и стали, Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии) объединились в Европейское Сообщество.

14 июня 1985 года подписано Шенгенское соглашение о свободном передвижении товаров, капиталов и граждан - договор, предусматривающий отмену таможенных барьеров внутри Евросоюза при одновременном ужесточении контроля на внешних границах ЕС (вступил в силу 26 марта 1995 года).

7 февраля 1992 года в г. Маастрихт (Нидерланды) подписан договор о создании Европейского Союза (вступил в силу 1 ноября 1993 года). Договор завершил дело предыдущих лет по урегулированию денежной и политической систем европейских стран.

С целью достижения высшей формы экономической интеграции между государствами ЕС было создано евро - единая денежная единица ЕС. В безналичном виде на территории государств-членов ЕС евро был введен с 1 января 1999 года, а наличные банкноты - с 1 января 2002 года. Евро заменил собою ЭКЮ - условную расчетную единицу Европейского Сообщества, представлявшую собой корзину валют всех государств-членов ЕС.

К ведению Евросоюза относятся вопросы, касающиеся, в частности, общего рынка, таможенного союза, единой валюты (при сохранении собственной валюты некоторыми из членов), общей сельскохозяйственной политики и общей рыболовной политики.

В состав организации входят 27 государств Европы: Германия, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция, Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония. С 1 января 2007 года в состав Европейского Союза официально вошли Болгария и Румыния.

Институты Европейского Союза:

Высшим политическим органом Европейского союза является Европейский совет. Как совещание глав государств на высшем уровне, Совет фактически определяет задачи Союза и его отношения с государствами-членами. На сессиях председательствует президент или премьер-министр страны, председательствующей в руководящих органах ЕС поочередно в течение полугода.

Высший исполнительный орган Европейского Союза - Европейская Комиссия (КЕС, Комиссия европейских сообществ). Еврокомиссия состоит из 27 членов, по одному от каждого государства-члена. Комиссия играет главную роль в обеспечении повседневной деятельности ЕС. Каждый комиссар, как и министр национального правительства, отвечает за определенное направление работы.

Европейский Парламент является собранием из 786 депутатов, напрямую избираемых гражданами стран-членов ЕС сроком на пять лет. Депутаты объединяются в соответствии с политической ориентацией.

Судебным органом ЕС высшей инстанции является Европейский суд (официальное название - Суд Европейских Сообществ). Суд состоит из 27 судей (по одному от каждого из государств-членов) и девяти генеральных адвокатов. Суд регулирует разногласия между государствами-членами, между государствами-членами и самим Европейским Союзом, между институтами ЕС, дает заключения по международным соглашениям.

Для проведения единой валютно-финансовой политики и выравнивания уровня экономического развития различных регионов внутри ЕС были образованы: Единый центральный банк, Европейский инвестиционный банк, Европейская счетная палата, Европейский фонд развития, Экономический и социальный комитет, Комитет регионов.

Все справки>>

ria.ru

Европейский союз

Европейский союз (Евросоюз, ЕС) – экономическое и политическое объединение 28 европейских государств, целью которых является региональная интеграция. Под Европейской интеграцией понимают  процесс производственной, политической, правовой, экономической, (иногда социальной и культурной) интеграции держав, входящих в состав ЕС.

 
Этапы развития Евросоюза

 

Стоит отметить, что основным фактором, повлиявшим на создание ЕС, были тяжелые послевоенные  года. В целях объединения Европы и создания мощной коалиции и был задуман Евросоюз.  Процесс развития ЕС происходил в четыре этапа. Рассмотрим каждый из них подробнее.

 

Этап (1948-1966гг). Формирование зоны свободной торговли

 

В это время шесть стран принимают решение объединиться, с целью улучшения эффективности внутреннего производства. Этими странами были Германия, Бельгия, Италия, Франция, Люксембург и Нидерланды, все они являются частью Западной Европы, поэтому решение было целесообразным. С 1951 года был принят ряд законопроектов, упрощающий торговые отношения между указанными странами. Были отменены пошлины и количественные ограничения импорта и экспорта. Был установлен единый тариф для торговли в отношении остальных стран. Между странами, входящими в ЕС упростился денежный оборот и обмен рабочей силой.

 

Этап (1968-1986гг.). Создание таможенного союза

 

В это время Евросоюз переживает не самые светлые времена. Этот период считается застойным, так как быстрые темпы развития, наблюдаемые вначале, серьезно замедлились. ЕС стал уступать в темпах роста экономики таким странам, как США и Япония. Однако именно в это время был сформирован Таможенный союз, упрощающий систему торговых отношений между странами участницами. В 1973 году, в ЕС вступило еще три страны: Великобритания, Дания и Ирландия. Через пять лет была создана Европейская валютная система (ЕВС), главной валютой которой стал Экю. Именно в это время интеграция стала затрагивать, в том числе кредитную и валютную сферы, промышленность и науку.

 

 

Этап (1987-1992гг.). Создание общего рынка и интеграция внешней политики

 

Знаменит созданием Договора о Европейском Союзе от 7 февраля 1992 года, в котором говорится о создании единого гражданства ЕС, которое может существовать наравне с обычным основным гражданством. В этот период государства договариваются о ведение единой внешней политики в отношении друг друга, разрабатываются методы борьбы с преступностью, а также интегрируются все остальные сферы. Разработана и внедрена новая, едина валюта – Евро. Для СССР этот период значим подписанием договора о сотрудничестве между ЕС и СССР.

 

Этап (1987-2000гг). Усиление политической и экономической интеграции

 

В состав Евросоюза входит уже 15 государств, Евро используется только для безналичных расчетов,  а с 2002 года, она становится единственной волютой, которой осуществляют расчет, в том числе и наличный. Все более совершенствуются и укрепляются внутренние политические и экономические процессы между странами-участницами.

 

Европейский Союз сегодня

 

На сегодняшний день как уже было упомянуть в ЕС входит 28 стран, это уже устоявшаяся и полностью сформирована организация со своими органами власти и управления, основная цель которых надзорная функция. Для контроля за деятельностью стран - участниц был создан Суд Европейских Сообществ, как высший судебный орган власти, регулирующий любые вопросы не только между ними, но и между странами и Евросоюзом. Для проведения международных расчетов были созданы европейская счетная палата, Единый Центральный Банк, Европейский Инвестиционный Банк Комитет регионов и это не весь перечень политических и финансовых органов.

 

 

Сегодня Евросоюз – это полноправный участник экономических отношений, оказывающий свое непосредственное влияние на многие политические отношения. Будучи субъектом международного права, ЕС имеет право заключать договора и участвовать в международных отношениях. По всему миру располагаются представительства Евросоюза, также они есть в каждой крупной организации, к примеру, в ВТО, Большой восьмерке, НАТО и т.д.

 

Требования к странам для вступления в ЕС

 

В 1995 году в Копенгагене был разработан перечень требований к странам, выразившим желание вступить в Евросоюз. В них говориться об обязательном наличии в стране демократических основ, принципов свободы и правового государства. Обязательным условием является наличие конкурентной рыночной экономики  и признание стандартов ЕС. Стана, пожелавшая вступить в Союз должна разделять политические и финансовые взгляды Евросоюза.

 

Стоит заметить, что не все страны выражают желание вступить в ЕС. Есть страны, которые не раз отвергали подобное предложение. Так Норвегия отказала Евросоюзу в 1972 и 1994 годах. В Дании на референдуме было решено войти в состав Союза, однако, население отказалось переходить на Евро, поэтому кроме него до сих пор в обороте Датские Кроны. 

utmagazine.ru

20А. История создания Европейского Союза

Идея создания Соединённых штатов Европы первоначально возникла после Американской революции.

Эта идея получила новую жизнь после Второй мировой войны, когда о необходимости её осуществления заявил Уинстон Черчилль, призвавший 19 сентября 1946 в своей речи в Цюрихском университете к созданию «Соединённых штатов Европы», аналогичных Соединённым Штатам Америки. Как результат, в 1949 был создан Совет Европы — организация, существующая до сих пор (её членом является и Россия). Совет Европы, однако, был (и остаётся) чем-то вроде регионального эквивалента ООН, сосредоточившим свою деятельность на проблемах обеспечения прав человека в европейских странах.

В 1951 ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия создали Европейское объединение угля и стали (ECSC — European Coal and Steel Community), целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля, которое, по мысли его создателей, должно было предотвратить очередную войну в Европе. Великобритания отказалась участвовать в этой организации по соображениям национального суверенитета.

В 1951 ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия создали Европейское объединение угля и стали (ECSC — European Coal and Steel Community), целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля, которое, по мысли его создателей, должно было предотвратить очередную войну в Европе. Великобритания отказалась участвовать в этой организации по соображениям национального суверенитета.

С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957 учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок) (EEC — European Economic Community) и Европейское сообщество по атомной энергии (Euratom — European Atomic Energy Community). ЕЭС был создан в первую очередь как таможенный союз шести государств, призванный обеспечить свободу перемещения товаров, услуг, капиталов и людей. Евратом должен был способствовать объединению мирных ядерных ресурсов этих государств. Самым важным из этих трёх европейских сообществ являлось Европейское экономическое сообщество, так что позднее (в 1990-е годы) оно стало именоваться просто Европейским сообществом (EC — European Community). ЕЭС было учреждён Римским договором 1957 года, который вступил в силу 1 января 1958. В 1959 членами ЕЭС был создан Европейский парламент — представительный консультативный, а позднее и законодательный орган.

В январе 1960 Великобритания и ряд других стран, не вошедших в ЕЭС, сформировали альтернативную организацию — Европейскую ассоциацию свободной торговли. Великобритания, однако, вскоре поняла, что ЕЭС — гораздо более эффективное объединение, и приняла решение о вступлении в ЕЭС. Её примеру последовали Ирландия и Дания, чья экономика существенно зависела от торговли с Великобританией. Аналогичное решение приняла и Норвегия.

Первая попытка в 1961—1963, однако, закончилась неудачей в связи с тем, что французский президент де Голль наложил вето на решение о вступлении новых членов в ЕЭС. Аналогичным был результат и переговоров о вступлении в 1966—1967.

В 1967 году три европейских сообщества (Европейское объединение угля и стали, Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии) объединились в Европейское Сообщество.

Дело сдвинулось с мёртвой точки лишь после того, как генерала Шарля де Голля в 1969 сменил Жорж Помпиду. После нескольких лет переговоров и адаптации законодательства Великобритания вступила в ЕС 1 января 1973. В 1972 прошли референдумы о вступлении в ЕС в Ирландии, Дании и Норвегии. Население Ирландии (83.1 %) и Дании (63.3 %) поддержали присоединение к ЕС, но в Норвегии это предложение не получило большинства (46.5 %).

Греция подала заявку на вступление в ЕС в июне 1975 и стала членом сообщества 1 января 1981.

В 1979 были проведены первые прямые выборы в Европейский парламент.

В 1985 Гренландия получила внутреннее самоуправление и после референдума вышла из ЕС.

Португалия и Испания подали заявки в 1977 и стали членами ЕС с 1 января 1986. В феврале 1986 в Люксембурге был подписан Закон о единой Европе (Single European Act).

В 1992 все государства, входящие в Европейское Сообщество, подписали Договор о создании Европейского Союза. ( Маастрихтский договор — договор, подписанный 7 февраля 1992 в городе Маастрихт (Нидерланды), положивший начало Европейскому Союзу. Договор вошёл в силу 1 ноября 1993. Договор завершил дело предыдущих лет по урегулированию денежной и политической систем европейских стран.Последствием договора было введение евро как европейской валюты, и установление трёх основ союза — экономики и социальной политики, международных отношений и безопасности, правосудия и внутренних дел. )

В 1994 в Австрии, Финляндии, Норвегии и Швеции проводятся референдумы о вступлении в ЕС. Большинство норвежцев вновь голосует против.

Австрия, Финляндия (с Аландскими островами) и Швеция становятся членами ЕС с 1 января 1995.

Членами Европейской ассоциации свободной торговли остаются лишь Норвегия, Исландия, Швейцария и Лихтенштейн.

9 октября 2002 Европейская Комиссия рекомендовала 10 государств-кандидатов на вступление в ЕС в 2004: Эстонию, Латвию, Литву, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Словению, Кипр, Мальту. Население этих 10 стран составило около 75 млн.; их совместный ВВП по ППП — примерно 840 млрд долларов США, примерно равный ВВП Испании.

Это расширение ЕС можно назвать одним из самых амбициозных проектов ЕС на настоящее время. Необходимость такого шага была продиктована желанием подвести черту под разъединением Европы, длившимся с момента окончания Второй мировой войны, и прочно привязать к Западу страны Восточной Европы, чтобы не допустить их отката обратно к коммунистическим методам правления. Кипр был включён в этот список, поскольку на этом настояла Греция, которая в противном случае угрожала наложить вето на весь план в целом.

По завершении переговоров между «старыми» и будущими «новыми» членами ЕС окончательное положительное решение было объявлено 13 декабря 2002. Европейский парламент утвердил решение 9 апреля 2003.

16 апреля 2003 в Афинах 15 «старыми» и 10 «новыми» членами ЕС был подписан Договор о присоединении ([3]). В 2003 в девяти государствах (за исключением Кипра) были проведены референдумы, а затем подписанный Договор был ратифицирован парламентами.

1 мая 2004 Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Кипр, Мальта стали членам Евросоюза.

После присоединения к ЕС десяти новых стран, уровень экономического развития которых заметно ниже среднеевропейского, лидеры Евросоюза оказались в положении, когда основной груз бюджетных расходов на социальную сферу, дотации сельскому хозяйству и т. д. ложится именно на них. В то же время эти страны не желают увеличивать долю отчислений в общесоюзный бюджет сверх определённого документами ЕС уровня в 1 % ВВП.

Вторая проблема состоит в том, что после расширения Евросоюза фактически неработающим оказался действовавший до сих пор принцип принятия важнейших решений консенсусом. В нынешней ситуации, если в любой из 25-ти стран референдум или парламентское голосование по проекту Конституции ЕС провалится, то весь Евросоюз может остаться без основного закона.

Дальнейшее расширение Евросоюза — вхождение в него Болгарии и Румынии — планируется на 1 января 2007 года. Евросоюз предупредил эти страны, что Румынии и Болгарии предстоит еще немало сделать в области борьбы с коррупцией и реформирования законодательства. В этих вопросах Румыния, по мнению европейских чиновников, пока отстаёт, сохраняя пережитки социализма в структуре экономики и не отвечая стандартам ЕС. В случае, если Румыния и Болгария не устранят недостатки, Брюссель вправе отложить их вступление в ЕС на год.

17 декабря 2005 года официальный статус кандидата на вступление в ЕС был предоставлен Македонии.

21 февраля 2005 года Европейский Союз подписал план действий с Украиной. Вероятно, это стало результатом того, что ко власти на Украине пришли силы, внешнеполитическая стратегия которых направлена на вступление в Евросоюз. В то же время, по мнению руководства ЕС, о полноправном членстве Украины в Евросоюзе пока говорить не стоит, так как новой власти необходимо сделать очень много, чтобы доказать, что на Украине существует полноценная демократия, отвечающая европейским стандартам, и провести политические, экономические и социальные реформы.

studfiles.net

Европейский союз — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Европе́йский сою́з (Евросоюз, ЕС; European Union, EU) — экономическое и политическое объединение 28 европейских государств. Союз государств юридически был закреплен Маастрихтским договором 1992 года на принципах Европейских сообществ. Договор в ступил в силу 1 ноября 1993 года.

Первоначально в состав ЕС вошли двенадцать стран: Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция. В 1994 году подписаны соглашения о вступлении в ЕС Австрии, Норвегии, Финляндии и Швеции.

Маастрихский договор предусматривал создание политического, экономического и валютного союза («Европа без границ»), формирование единого внутреннего рынка — устранение препятствий на пути свободного передвижения товаров, услуг, капиталов и людей. Страны ЕС обязались проводить совместный курс в сфере внешней политики и безопасности, экономики, координировать вопросы охраны окружающей среды, борьбы с преступностью. Было установлено единое европейское гражданство, отменен паспортный контроль в пределах Шенгенской зоны, в которую вошли как страны-члены ЕС, так и другие европейские государства. Европейский союз принимает общие законы в сфере правосудия и внутренних дел, вырабатывает общую политику в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства, регионального развития. Для регулирования финансовой политики на общеевропейском уровне были созданы Европейский валютный институт и Европейский центральный банк. В 1999 году, а в наличных расчетах с 2002 года, в большинстве стран ЕС была введена единая валюта — евро.Будучи субъектом международного права, Евросоюз имеет полномочия на участие в международных отношениях и заключение международных договоров. Постоянные дипломатические миссии ЕС действуют во многих странах мира, а также при Организации Объединенных Наций и Всемирной торговой организации. Дипломатические миссии возглавляются послами ЕС. С юридической точки зрения Европейский союз сочетает в себе признаки международной организации и суверенного государства, но формально не является, ни тем, ни другим. В ряде сфер решения принимаются независимыми наднациональными институтами, но часто вырабатываются путем переговоров между государствами-членами. Основными институтами ЕС являются Европейская комиссия, Совет Европейского союза, Европейский совет, Суд Европейского союза, Европейская счетная палата, Европейский центральный банк. Европейский парламент избирается каждые пять лет гражданами ЕС, заседает в Страсбурге.

В 2004 году в ЕС вступили десять новых стран: Латвия, Эстония, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Словения, Венгрия, Кипр, Мальта. В 2007 году Евросоюз пополнился Румынией и Болгарией. Лиссабонский договор, вступивший в силу 1 декабря 2009 года, расширил полномочия Европейского парламента и ввел пост председателя Европейского совета. В октябре 2012 года Европейский союз был удостоен Нобелевской премии мира. В июле 2013 года в Европейский союз была включена Хорватия.

ДатаСтраны
25 марта 1957Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция
1 января 1973Великобритания, Дания, Ирландия
1 января 1981Греция
1 января 1986Испания, Португалия
1 января 1995Австрия, Финляндия, Швеция
1 мая 2004Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония
1 января 2007Болгария, Румыния
1 июля 2013Хорватия

Для вступления в Европейский союз страна-кандидат должна соответствовать Копенгагенским критериям, принятым в июне 1993 года на заседании Европейского совета в Копенгагене и утвержденным в декабре 1995 года на заседании Европейского совета в Мадриде. Критерии требуют, чтобы в государстве соблюдались демократические принципы, принципы свободы и уважения прав человека, принцип правового государства, функционировала конкурентоспособная рыночная экономика, признавались правила и стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.

Пять государств имеют статус кандидата на вступление в ЕС: Турция, Исландия, Македония, Сербия, Черногория. В официальную программу расширения ЕС входят два государства: Албания, Босния и Герцеговина. Кроме них, в эту программу входит Косово, хотя Европейская комиссия не относит его к независимым государствам, так как независимость страны от Сербии признана не всеми членами Европейского союза. Из крупных государств Западной Европы только Швейцария и Норвегия не пожелали присоединиться к Европейскому союзу, хотя и участвуют в некоторых общеевропейских программах. Карликовые государства Лихтенштейн, Андорра, Ватикан, Монако, Сан-Марино, используют евро и поддерживают отношения с Европейским союзом через договоры о кооперации.

megabook.ru

Европейский союз история создания и современное состояние

Министерство образования и науки Российской Федерации

Ростовский государственный экономического университет «РИНХ»

Факультет коммерции и маркетинга

Кафедра Национальной и мировой экономики

Контрольная работа.

по курсу «Мировая экономика» на тему:

« Европейский союз: история создания и современное состояние»

Выполнила:

cтудентка 211 группы

Нетребская Ирина Викторовна

Проверил:

к.э.н., доцент: Бодягин О.В.

Ростов-на-Дону – 2011

План работы

Введение. 1

1.Определение и сущность Европейского союза.1

2.История создания Европейского союза.1

3.Функции и задачи Европейского союза на сегодняшний день.1

Заключение. 1

Список используемой литературы.. 1

Введение

Актуальность темы этой контрольной работы очевидна. Евросоюз- это мощная организация, которая имеет значительный вес на политической и экономической мировой арене. На сегодняшний день это организация, к которой стремятся примкнуть, мнение которой является если не определяющим и решающим в политических и экономических процессах, то имеющим большую значимость.

Цель моей работы определить мотивы создания такого «титана». Ведь в состав Евросоюза входят 27 стран мира. Что заставило 27 государств объединиться, выработать механизмы взаимодействия?

Мне так же интересно понять механизмы его функционирования и взаимодействия, принципы, опираясь на которые, Евросоюз принимает в свои ряды новых членов. Каким багажом должна обладать страна для вступления в Евросоюз?

В своей работе хочу проанализировать конкретные события, произошедшие в мире за последние несколько лет, и понять насколько эти события затронули интересы Евросоюза. И как сам Евросоюз относится к этим событиям.

1. Определение и сущность Европейского союза.

Европейский Союз (Евросоюз) - объединение 27 европейских государств, подписавших Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор). Евросоюз- уникальное международное образование: он сочетает признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них немалую роль.

Список стран – членов Европейского Союза:

- Австрия

- Королевство Бельгия

- Болгария

- Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии

- Венгрия

- Германия

- Греция

- Дания

- Ирландия

- Королевство Испания

- Италия

- Кипр

- Люксембург

- Королевство Нидерланды (Голландия)

- Португалия

- Румыния

- Латвия

- Литва

- Мальта

- Польша

- Словакия

- Словения

- Финляндия

- Франция

- Чехия

- Щвеция

- Эстония

С момента учреждения Евросоюза на территории всех государств-членов был создан единый рынок. На данный момент единую валюту используют 17 государств Союза, образуя еврозону. Еврозона — понятие, обозначающее 17 стран Европейского союза, официальной валютой которых является евро. Эти государства имеют право выпускать монеты и банкноты, номинированные в евро. Европейский центральный банк отвечает за денежно-кредитную политику стран еврозоны.

Основными институтами Евросоюза(ЕС) являются:

Европейский совет (собирается не менее двух раз в год на уровне глав государств или правительств и Председателя Европейской комиссии), определяет генеральную политическую линию развития ЕС. Лиссабонский договор ввел пост постоянного Председателя Европейского совета, избираемого главами государств и правительств на срок 2,5 года. В настоящее время его занимает бывший премьер-министр Бельгии Херман ван Ромпей.

Совет Евросоюза (Совет министров иностранных дел или, при решении отраслевых вопросов, соответствующих министров государств-членов) уполномочен при­нимать обязывающие решения практически по всем аспектам деятельности ЕС. Порядок заседаний определяется Председателем Совета. До вступления в силу Лиссабонского договора им был соответствующий министр председательствовавшего в ЕС государства. Теперь в случае проведения заседания Совета на уровне министров иностранных дел на нем будет председательствовать Высокий представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности К. Эштон (Великобритания).

Европейская комиссия – ЕК (до принятия Лиссабонского договора – Комиссия Европейских сообществ) – исполнительный орган, своего рода правительство, занимающийся повседневной работой по осуществлению единой политики ЕС. Следит за соблюдением как государствами, так и частными компаниями «европейского права», формируемого учредительными договорами, законодательными актами и международными договорами Союза. Готовит проекты нормативных документов для утверждения Советом и выпускает собственные административные регламенты. Насчитывает 27 членов (еврокомиссаров), получающих, с общего согласия правительств государств-членов, мандат сроком на пять лет. С 22 ноября 2004 г. КЕС возглавляет португалец Жозе Мануэль Баррозу. 16 сентября 2009 года ЕП утвердил его в качестве председателя ЕК на очередной пятилетний срок.

Европейский суд участвует в формировании «европейского права» и обеспечивает его единообразное толкование. Нижняя палата суда выносит решения также по искам физических и юридических лиц. Палата аудиторов проверяет финансовые отчеты по всем доходам и расходам ЕС, учреждаемых им органов и обобщает результаты ревизий по завершении каждого финансового года.

Европейский центральный банк – орган Европейского союза. Официально утвержден 1 июня 1998 г. Определяет валютную политику стран ЕС, устанавливает ключевые процентные ставки, управляет официальными резервами Европейской системы Центральных Банков.

2. История создания Европейского союза.

В 1922 году Ричард Куденхоув-Калерги опубликовал свое знаменитое произведение Пан-Европа, проект. В ней аристократ австрийско-венгерского происхождения анализирует идеи высокопоставленного французского чиновника Луи Лушера, констатируя, что современные войны требуют от участников гигантского промышленного потенциала. От противного, таким образом, существует возможность избежать конфликта между крупными государствами путем помещения их ресурсов под коллективный контроль. Таким образом, есть надежда на предотвращение новой войны между Германией и Францией в случае совместного контроля этими странами немецкого угля и французской стали.

Куденхоув-Калерги предлагает создать Соединенные Штаты Европы по американской модели. По его мнению, это способствовало бы созданию державной Европы наряду с США, СССР и Британской империей. В его понимании Европа простиралась от Польши до Франции.

В 1926 году Куденхоув-Калерги создает организацию под названием Общеевропейский союз и созывает конгресс в Вене, собравший более 2000 участников. Куденхоув-Калерги предлагает проект мирного сотрудничества суверенных государств, выступая против фашистского видения насильственно объединенной Европы, в которой национальные государства были бы уничтожены. Он завоевывает поддержку множества интеллектуалов, среди которых Гийом Аполлинер, Альберт Эйнштейн, Зигмунд Фрейд, Томас Манн, Хосе Ортега-и-Гассет, Пабло Пикассо, Райнер Мария Рильке, Сен-Жон Перс и др.

Председателем Союза избирают лауреата Нобелевской премии мира Аристида Бриана.

В 30-х годах проект получает политическое воплощение благодаря деятельности Аристида Бриана и Эдуарда Хэрриота.

Вступить в Федеральный европейский союз предлагается двадцати шести государствам. Кроме того, предприниматель Жан Моне, бывший первым заместителем генерального секретаря Лиги наций, констатирует, что этот союз де-факто становится европейской межправительственной организацией, и предлагает превратить его в Европейский союз. К несчастью, эти меры принимаются слишком поздно и не могут воспрепятствовать кризису на Уолл стрит и усилению опасности.

В конце второй мировой войны Куденхоув-Калерги переезжает в США, где предпринимает активную лоббистскую деятельность с целью убедить Вашингтон навязать Европе федеральную организацию сразу же после установления мира. Его усилия приводят к успеху в 1946 году , когда эта идея получает одобрение Совета по международным отношениям, который включает ее в список рекомендаций Госдепартаменту.

Со своей стороны в 1946 году бывший премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль выступает против «железного занавеса, упавшего наЕвропу». Он заявляет, что необходимо стабилизировать западную часть Европы и помешать коммунистической заразе.

8 мая 1946 года британская организация-близнец Совета по международным отношениям, Королевский институт международных отношений (RIIA, так называемый «Чатем-Хаус»), приурочивает к первой годовщине капитуляции Рейха презентацию совместного проекта Лондона и Вашингтона. Озвучивает англо-американскую позицию Йозеф Ретингер, бывший советник фашистского польского правительства, находящийся в изгнании в Лондоне и ставший агентом секретных служб Ее величества.

Эту позицию популяризирует Уинстон Черчилль, в свою очередь выступивший в пользу создания «Соединенных Штатов Европы».

Однако этот проект не имеет ничего общего с проектом Куденхоува-Калерги и демократов межвоенного периода. Лондон и Вашингтон намереваются создать общее англо-американское гражданство, скрепив, таким образом, великую империю англофонов. В этом контексте «Европа» рассматривается как созвездие государств, приглашенных сотрудничать между собой и поместить часть своих промышленных ресурсов под контроль наднациональной инстанции, более или менее очевидно руководимой Англоязычной империей. Все эти меры должны были привести к созданию обширной зоны свободной торговли, недоступной для коммунистического влияния.

mirznanii.com

Европейский Союз | История Вики

Европе́йский Сою́з (Евросою́з) — уникальное интернациональное содружество 27 европейских государств (с 1 января 2007), подписавших Договор о Европейском Союзе (Маастрихтский договор).

Примечательно, что сам Евросоюз не является международной организацией как таковой, то есть не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях.

Организационную основу Евросоюза составляют на сегодняшний день две из трёх международных организаций, в результате объединения которых он был создан: Европейское Сообщество (бывшее Европейское экономическое сообщество) и Европейское сообщество по атомной энергии. Третья организация — Европейское сообщество угля и стали — прекратила своё существование в 2002 году. Члены Европейского Союза автоматически являются участниками данных организаций, поскольку с 1997 года соглашения об образовании европейских сообществ (European Communities) включены в учредительный договор Европейского Союза (Маастрихтский договор). Государство, присоединяющееся к Маастрихтскому договору, присоединяется и к учредительным договорам Сообществ. В будущем планируется установить статус Евросоюза как субъекта международного права.

К ведению Евросоюза относятся вопросы, касающиеся, в частности, общего рынка, таможенного союза, единой валюты (при сохранении собственной валюты некоторыми из членов), общей сельскохозяйственной политики и общей рыболовной политики.

См. также «Европейский парламент».

Шаблон:Wikiatlas

    История ЕвросоюзаПравить

    На территории Европы едиными государственными образованиями, сравнимыми по размерам с Евросоюзом, были Западная Римская империя, Франкское государство, Священная Римская империя. В течение последнего же тысячелетия Европа была раздроблена. Европейские мыслители старались придумать способ объединить Европу. Идея создания Соединённых штатов Европы первоначально возникла после Американской революции.

    Эта идея получила новую жизнь после Второй мировой войны, когда о необходимости её осуществления заявил Уинстон Черчилль, призвавший 19 сентября 1946 в своей речи в Цюрихском университете к созданию «Соединённых штатов Европы», аналогичных Соединённым Штатам Америки. Как результат, в 1949 был создан Совет Европы — организация, существующая до сих пор (её членом является и Россия). Совет Европы, однако, был (и остаётся) чем-то вроде регионального эквивалента ООН, сосредоточившим свою деятельность на проблемах обеспечения прав человека в европейских странах.

    Файл:EUenl.gif

    В 1951 ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия создали Европейское объединение угля и стали (ECSC — European Coal and Steel Community), целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля, которое, по мысли его создателей, должно было предотвратить очередную войну в Европе. Великобритания отказалась участвовать в этой организации по соображениям национального суверенитета.

    С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957 учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок) (EEC — European Economic Community) и Европейское сообщество по атомной энергии (Euratom — European Atomic Energy Community). ЕЭС был создан в первую очередь как таможенный союз шести государств, призванный обеспечить свободу перемещения товаров, услуг, капиталов и людей. Евратом должен был способствовать объединению мирных ядерных ресурсов этих государств. Самым важным из этих трёх европейских сообществ являлось Европейское экономическое сообщество, так что позднее (в 1990-е годы) оно стало именоваться просто Европейским сообществом (EC — European Community). ЕЭС было учреждён Римским договором 1957 года, который вступил в силу 1 января 1958. В 1959 членами ЕЭС был создан Европейский парламент — представительный консультативный, а позднее и законодательный орган.

    Процесс развития и превращения этих европейских сообществ в современный Европейский Союз происходил путём одновременной структурной эволюции и институциональной трансформации в более сплочённый блок государств с передачей всё большего числа функций управления на наднациональный уровень (так называемый процесс евроинтеграции, или углубления союза государств), с одной стороны, и увеличения числа участников европейских сообществ (и позднее Европейского Союза) с 6 до 27 государств (расширения союза государств).

    В январе 1960 Великобритания и ряд других стран, не вошедших в ЕЭС, сформировали альтернативную организацию — Европейскую ассоциацию свободной торговли. Великобритания, однако, вскоре поняла, что ЕЭС — гораздо более эффективное объединение, и приняла решение о вступлении в ЕЭС. Её примеру последовали Ирландия и Дания, чья экономика существенно зависела от торговли с Великобританией. Аналогичное решение приняла и Норвегия.

    Первая попытка в 1961—1963, однако, закончилась неудачей в связи с тем, что французский президент де Голль наложил вето на решение о вступлении новых членов в ЕЭС. Аналогичным был результат и переговоров о вступлении в 1966—1967.

    В 1967 году три европейских сообщества (Европейское объединение угля и стали, Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии) объединились в Европейское Сообщество.

    Дело сдвинулось с мёртвой точки лишь после того, как генерала Шарля де Голля в 1969 сменил Жорж Помпиду. После нескольких лет переговоров и адаптации законодательства Великобритания вступила в ЕС 1 января 1973. В 1972 прошли референдумы о вступлении в ЕС в Ирландии, Дании и Норвегии. Население Ирландии (83.1 %) и Дании (63.3 %) поддержали присоединение к ЕС, но в Норвегии это предложение не получило большинства (46.5 %).

    Греция подала заявку на вступление в ЕС в июне 1975 и стала членом сообщества 1 января 1981.

    В 1979 были проведены первые прямые выборы в Европейский парламент.

    В 1985 Гренландия получила внутреннее самоуправление и после референдума вышла из ЕС.

    Португалия и Испания подали заявки в 1977 и стали членами ЕС с 1 января 1986. В феврале 1986 в Люксембурге был подписан Закон о единой Европе (Single European Act).

    В 1992 все государства, входящие в Европейское Сообщество, подписали Договор о создании Европейского Союза.

    В 1994 в Австрии, Финляндии, Норвегии и Швеции проводятся референдумы о вступлении в ЕС. Большинство норвежцев вновь голосует против.

    Австрия, Финляндия (с Аландскими островами) и Швеция становятся членами ЕС с 1 января 1995.

    Членами Европейской ассоциации свободной торговли остаются лишь Норвегия, Исландия, Швейцария и Лихтенштейн.

    9 октября 2002 Европейская Комиссия рекомендовала 10 государств-кандидатов на вступление в ЕС в 2004: Эстонию, Латвию, Литву, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Словению, Кипр, Мальту. Население этих 10 стран составило около 75 млн.; их совместный ВВП по ППП {note: Паритет покупательной способности} — примерно 840 млрд долларов США, примерно равный ВВП Испании.

    Это расширение ЕС можно назвать одним из самых амбициозных проектов ЕС на настоящее время. Необходимость такого шага была продиктована желанием подвести черту под разъединением Европы, длившимся с момента окончания Второй мировой войны, и прочно привязать к Западу страны Восточной Европы, чтобы не допустить их отката обратно к коммунистическим методам правления. Кипр был включён в этот список, поскольку на этом настояла Греция, которая в противном случае угрожала наложить вето на весь план в целом.

    По завершении переговоров между «старыми» и будущими «новыми» членами ЕС окончательное положительное решение было объявлено 13 декабря 2002. Европейский парламент утвердил решение 9 апреля 2003.

    16 апреля 2003 в Афинах 15 «старыми» и 10 «новыми» членами ЕС был подписан Договор о присоединении ([3]). В 2003 в девяти государствах (за исключением Кипра) были проведены референдумы, а затем подписанный Договор был ратифицирован парламентами.

    1 мая 2004 Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Кипр, Мальта стали членам Евросоюза.

    После присоединения к ЕС десяти новых стран, уровень экономического развития которых заметно ниже среднеевропейского, лидеры Евросоюза оказались в положении, когда основной груз бюджетных расходов на социальную сферу, дотации сельскому хозяйству и т. д. ложится именно на них. В то же время эти страны не желают увеличивать долю отчислений в общесоюзный бюджет сверх определённого документами ЕС уровня в 1 % ВВП.

    Вторая проблема состоит в том, что после расширения Евросоюза менее эффективным оказался действовавший до сих пор принцип принятия важнейших решений консенсусом. На референдумах во Франции и в Нидерландах в 2005 проект единой Конституции ЕС был отклонён, и весь Евросоюз по-прежнему живет по целому ряду основополагающих договоров.

    1 января 2007 года состоялось очередное расширение Евросоюза — вхождение в него Болгарии и Румынии. Евросоюз прежде предупреждал эти страны, что Румынии и Болгарии предстоит еще немало сделать в области борьбы с коррупцией и реформирования законодательства. В этих вопросах Румыния, по мнению европейских чиновников, отставала, сохраняя пережитки социализма в структуре экономики и не отвечая стандартам ЕС.

    17 декабря 2005 года официальный статус кандидата на вступление в ЕС был предоставлен Македонии.

    21 февраля 2005 года Европейский Союз подписал план действий с Украиной. Вероятно, это стало результатом того, что ко власти на Украине пришли силы, внешнеполитическая стратегия которых направлена на вступление в Евросоюз. В то же время, по мнению руководства ЕС, о полноправном членстве Украины в Евросоюзе пока говорить не стоит, так как новой власти необходимо сделать очень много, чтобы доказать, что на Украине существует полноценная демократия, отвечающая европейским стандартам, и провести политические, экономические и социальные реформы.

    Страны Евросоюза Править

    Шаблон:European Union Labelled Map Страны-члены Евросоюза на 1 января 2007:

    Особые территории вне Европы, входящие в Европейский Союз:

    Население Евросоюза Править

    Языки Евросоюза Править

    Кандидаты в участники союза и «отказники» Править

    Далеко не все страны Европы намерены участвовать в европейском интеграционном процессе. Дважды на национальных референдумах (1972 и 1994) отвергало предложение о вступлении в ЕС население Норвегии. Следующий референдум по вступлению в ЕС состоится в этой стране не ранее 2007.

    Не входит в состав ЕС Исландия.

    В соответствии со своей Конституцией является нейтральной и не входит ни в какие блоки Швейцария, которая, однако, присоединилась к Шенгенскому соглашению с 1 января 2007.

    Малые государства Европы — Андорра, Ватикан, Лихтенштейн, Монако, Сан-Марино не являются членами ЕС.

    Не входят в состав ЕС имеющие автономный статус в составе Дании Гренландия (вышла после референдума 1985) и Фарерские острова, ограниченно и не в полном объёме участвуют в ЕС финская автономия Аландские острова и заморская территория Великобритании — Гибралтар, другие зависимые территории Великобритании — Мэн, Гернси и Джерси вовсе не входят в состав ЕС.

    В Дании народ проголосовал на референдуме о вхождении в Европейский Союз (о подписании Маастрихтского договора) лишь после обещаний правительства не переходить на единую валюту Евро, поэтому в Дании до сих пор в обращении датские кроны.

    Определён срок начала переговоров о вступлении с Хорватией, предоставлен официальный статус кандидата в члены ЕС Македонии, что практически гарантирует вступление этих стран ЕС.

    Также подписан ряд документов, относящихся к Турции и Украине, но конкретные перспективы вступления в ЕС этих государств пока ещё не ясны.

    О своём намерении вступить в ЕС неоднократно заявляло также новое руководство Грузии, но никаких конкретных документов, которые обеспечивали бы хотя бы начало переговорного процесса по этому вопросу, пока ещё не подписано и, скорее всего, не будет подписано до тех пор, пока не будет урегулирован конфликт с непризнанными государствами Южная Осетия и Абхазия.

    Аналогичная проблема с продвижением к евроинтеграции существует и у Молдавии — руководство непризнанной Приднестровской Молдавской Республики не поддерживает стремление Молдавии вступить в Евросоюз. В настоящее время перспективы вступления Молдавии в ЕС весьма туманны.

    Следует отметить, что ЕС имеет опыт по принятию в свой состав Кипра, также не обладающего полным контролем над официально признаваемой за ним территорией. Однако вступление Кипра в ЕС произошло после референдума, проводившегося одновременно в обеих частях острова, и в то время как население непризнанной Турецкой Республики Северного Кипра в большинстве своём проголосовало за реинтеграцию острова в единое государство, процесс объединения был заблокирован именно греческой стороной, в итоге вступившей в ЕС в одиночку.

    Неясны перспективы вступления в Евросоюз таких государств Балканского полуострова, как Албания и Босния, в связи с их низким уровнем экономического развития и нестабильной политической обстановкой. Тем более это можно сказать о Сербии, чья провинция Косово в настоящее время находится под международным протекторатом НАТО и ООН. Вышедшая в результате референдума из союза с Сербией Черногория, открыто заявила о своём стремлении к евроинтеграции и вопрос о сроках и порядке вступления этой республики в ЕС является сейчас предметом переговоров.

    Из прочих государств, полностью или частично находящихся в Европе, не вели никаких переговоров и не предпринимали никаких попыток начать процесс евроинтеграции:

    Россия устами официальных лиц неоднократно объявляла о нежелании полностью вступать в Евросоюз, предлагая вместо этого реализовать концепцию «четырёх общих пространств», сопровождаемых «дорожными картами» и облегчающих трансграничное перемещение граждан, экономическую интеграцию и сотрудничество в ряде других областей. Единственным исключением стало сделанное в конце ноября 2005 Президентом России В. В. Путиным заявление о том, что он «был бы счастлив, если бы Россия получила приглашение вступить в ЕС». Однако, это заявление было сопровождено оговоркой о том, что сам он не будет выступать с просьбой о принятии в ЕС.

    Важным моментом является то, что Россия и Белоруссия, подписавшие договор о создании Союза и не могли бы в принципе начать никакие действия по самостоятельному вступлению в ЕС, не расторгнув этот договор.

    Из стран, находящихся за пределами Европейского Континента, неоднократно заявляли о своих евроинтеграционных намерениях африканские государства Марокко и Кабо-Верде (бывшие Острова Зелёного мыса) — последняя при политической поддержке своей бывшей метрополии — Португалии, в марте 2005 начала официальные попытки подать заявку на вступление.

    Регулярно муссируются слухи о возможном начале движения к полному вступлению в ЕС Туниса, Алжира и Израиля, однако пока что такую перспективу следовало бы считать призрачной. Пока что этим странам, а также Египту, Иордании, Ливану, Сирии, Палестинской национальной администрации и упомянутому выше Марокко в качестве компромиссной меры предложено участие в программе «партнёры-соседи», подразумевающей получение в некоем отдалённом будущем статуса ассоциированных членов ЕС.

    Европейские структуры Править

    Европейская Комиссия Править

    Европейская Комиссия — исполнительный орган Европейского Союза. Еврокомиссия состоит из 27 членов, по одному от каждого государства-члена. При исполнении своих полномочий они независимы, действуют только в интересах ЕС, не вправе заниматься какой-либо другой деятельностью. Государства-члены не вправе влиять на членов Еврокомиссии. Еврокомиссия формируется каждые 5 лет следующим образом. Совет ЕС на уровне глав государств и/или правительств, предлагает кандидатуру председателя Еврокомиссии, которая утверждается Европарламентом. Далее, Совет ЕС совместно с кандидатом в председатели Комиссии формируют предполагаемый состав Еврокомиссии с учетом пожеланий государств-членов. Состав «кабинета» должен быть одобрен Европарламентом и окончательно утвержден Советом ЕС. Каждый член Комиссии отвечает за определенную сферу политики ЕС и возглавляет соответствующее подразделение (так называемый Генеральный Директорат). Комиссия играет главную роль в обеспечении повседневной деятельности ЕС, направленной на выполнение основополагающих Договоров. Она выступает с законодательными инициативами, а после утверждения контролирует их претворение в жизнь. В случае нарушения законодательства ЕС Комиссия имеет право прибегнуть к санкциям, в том числе обратиться в Европейский суд. Комиссия обладает значительными автономными правами в различных областях политики, в том числе аграрной, торговой, конкурентной, транспортной, региональной и т. д. Комиссия имеет исполнительный аппарат, а также управляет бюджетом и различными фондами и программами Европейского Союза, в частности программой Тасис. Основными рабочими языками Комиссии являются английский, французский и немецкий. Штаб-квартира Европейской Комиссии находится в Брюсселе, Бельгия.

    Европейский Парламент Править

    Файл:European-parliament-brussels-inside.JPG

    Европейский Парламент является собранием из 786 депутатов, напрямую избираемых гражданами стран-членов ЕС сроком на пять лет. Председатель Европарламента избирается на два с половиной года. Члены Европейского Парламента объединяются не по национальному признаку, а в соответствии с политической ориентацией.

    Депутаты изучают законопроекты и утверждают бюджет. Они принимают совместные решения с Советом Министров по конкретным вопросам и контролируют работу Советов ЕС и Европейской Комиссии. Депутаты также самостоятельно поднимают вопросы, касающиеся России, в частности в таких сферах, как приграничное сотрудничество и инициативы по укреплению прав человека и демократии, взаимодействие в области высшего образования, а также в рамках проектов по охране окружающей среды и содействию свободе печати.

    Парламент обладает правом роспуска Европейской Комиссии (которым, впрочем, он никогда не пользовался). Одобрение Парламента требуется и при принятии в Сообщество новых членов, а также при заключении соглашений об ассоциированном членстве и торговых договоренностей с третьими странами.

    Последние выборы в Европарламент проводились в 2004 году. Европарламент проводит пленарные заседания в Страсбурге (Франция) и Брюсселе (Бельгия).

    Европейский Суд Править

    Европейский суд (официальное название - Суд Европейских Сообществ) проводит свои заседания в Люксембурге и является судебным органом ЕС высшей инстанции.

    Суд регулирует разногласия между государствами-членами; между государствами-членами и самим Европейским Союзом; между институтами ЕС; между ЕС и физическими либо юридическими лицами, включая сотрудников его органов (для этой функции недавно был создан Трибунал гражданской службы). Суд дает заключения по международным соглашениям; он также выносит предварительные (преюдициальные) постановления по запросам национальных судов о толковании учредительных договоров и нормативно-правовых актов ЕС. Решения Суда ЕС обязательны для исполнения на территории ЕС. По общему правилу юрисдикция Суда ЕС распространяется на сферы компетенции ЕС.

    В соответствии с Маастрихтским договором Суду предоставлено право налагать штрафы на государства-члены, не выполняющие его постановления.

    Суд состоит из 27 судей (по одному от каждого из государств-членов) и девяти генеральных адвокатов. Они назначаются на шестилетний срок, который может быть продлен. Каждые три года обновляется половина состава судей.

    Проект Европейской конституции Править

    История вопроса Править

    Вопрос о необходимости изменения принципов управления Евросоюзом и структуры руководящих органов встал в 1990-е годы, когда стало очевидно, что в ближайшем будущем произойдёт самое масштабное в истории расширение ЕС (с 15 до 25 членов). До сих пор в ЕС при принятии важнейших решений действовал принцип консенсуса — но с расширением состава возникала вероятность того, что самые важные решения окажутся надолго заблокированными.

    Решение о начале работ по созданию общеевропейской конституции было принято на саммите ЕС в декабре 2001. Рабочий орган по разработке проекта конституции получил название конвент, возглавил его бывший Президент Франции Валери Жискар д`Эстен.

    Работа над проектом конституции длилась три года. Окончательный текст документа был одобрен на специальном саммите ЕС в июне 2004.

    29 октября 2004 главы всех 25-ти государств-членов Евросоюза подписали в Риме новую европейскую конституцию. Уникальность этого документа состоит в том, что он появился сразу на 20-ти языках и стал самой пространной и всеобъемлющей конституцией в мире. Европейская конституция, по мнению её авторов, должна была способствовать появлению общеевропейского самосознания и сделать ЕС моделью нового миропорядка.

    Церемония прошла в зале Горациев и Куриациев римского дворца Киджи на Капитолийском холме. Именно здесь 25 марта 1957 года главы Бельгии, Германии, Франции, Италии, Люксембурга и Нидерландов подписали Римский договор о ликвидации торговых барьеров, совместной экономической политике и унификации жизненных стандартов в своих странах.

    Предлагаемые изменения Править

    Проект Конституции упорядочивает правовые основы всех договоров, заключённых между странами Евросоюза.

    265-страничный документ содержит 450 статей и 60 000 слов, что сделало европейскую конституцию второй по многословности в мире (на первом месте Конституция Республики Калифорния).

    Конституция меняет структуру и функции институтов ЕС:

    • В Совете ЕС предусмотрена должность президента. Сейчас пост главы Совета по принципу ротации каждые полгода передаётся от одной страны ЕС другой — согласно Конституции, президент должен был назначаться Советом сроком на 2,5 года.
    • Предусмотрена также должность министра иностранных дел ЕС, который, по мысли авторов, должен представлять единую европейскую внешнюю политику — ныне внешнеполитические функции разделены между верховным представителем ЕС по внешней политике (сегодня этот пост занимает Хавьер Солана) и членом Еврокомиссии, ответственным за внешние связи (Бенита Ферреро-Вальднер). Однако страны — члены ЕС по-прежнему могут вырабатывать собственную позицию по любому вопросу, и глава МИД Европы сможет говорить от имени ЕС только в том случае, если будет достигнут консенсус.
    • Проект Конституции предполагал сокращение состава Еврокомиссии: сейчас действует принцип «одна страна — один еврокомиссар», но с 2014 года число еврокомиссаров должно было составить две трети от числа стран-членов.
    • Проект Конституции расширял полномочия Европарламента, который, как предполагалось, должен был не только утверждать бюджет, но и заниматься проблемами, связанными с состоянием гражданских свобод, пограничного контроля и иммиграции, сотрудничества судебных и правоохранительных структур всех стран ЕС.

    Проект конституции, среди прочего, предполагал отказ от принципа консенсуса и замену его на принцип так называемого «двойного большинства»: решение по большинству вопросов (кроме вопросов внешней политики и безопасности, социального обеспечения, налогообложения и культуры, где сохраняется принцип консенсуса) считается принятым, если за него проголосовали не менее 15 стран-членов, представляющих не менее 65 % населения всего союза. У отдельных государств не будет существовать «права вето», однако, если постановление Совета ЕС вызывает недовольство одной страны, она сможет остановить его действие при условии, что её поддержат ещё как минимум 3 других государства.

    Ратификация — провал Править

    Для вступления Конституции в силу её должны были ратифицировать все страны ЕС. Если хотя бы одна страна-член не ратифицирует Конституцию, она не вступит в силу; но это не приведёт к распаду ЕС, поскольку в таком случае все предыдущие договоры, подписанные его членами, останутся в силе.

    Разные страны приняли различные варианты ратификации — голосованием в парламенте или на всенародном референдуме. Стран, решивших принимать конституцию на референдуме, десять:

    В половине стран, руководство которых решилось на референдумы, имеется сильная оппозиция идее общеевропейского единства: к ним относятся Дания, Великобритания, Польша (она вступила в Евросоюз лишь в 2004, но с самого начала заявляла о своих особых претензиях на одно из лидирующих мест в ЕС), Франция и Нидерланды.

    Еврокомиссия Править

    Еврокомиссия (КЕС, Комиссия европейских сообществ) — высший орган исполнительной власти Евросоюза. Имеет также производные законодательные полномочия. Председатель КЕС также входит в Совет глав промышленных государств.

    Состав Править

    Еврокомиссия состоит из 27 комиссаров, по числу стран — членов ЕС. Каждый комиссар, как и министр национального правительства, отвечает за определенное направление работы. Каждого кандидата в Еврокомиссию рекомендует правительство его страны, затем он проходит собеседование с президентом Еврокомиссии и утверждается Европарламентом

    Функции Править

    Задача Еврокомиссии — координация работы органов исполнительной власти всех стран ЕС, выработка рекомендаций для деятельности Европарламента, внесение законодательных инициатив с целью приведения в соответствие с общеевропейскими стандартами национального законодательства стран-членов ЕС, наблюдение за соблюдением всеми 27 странами единых европейских стандартов, а также прав и свобод человека, проведение систематических консультаций со всеми национальными правительствами для выработки единой экономической (промышленной, сельскохозяйственной, налогово-бюджетной, социальной, таможенной, валютной, денежно-кредитной и т. д.), военной, внешней, культурной политики.

    Еврокомиссия в первую очередь контактирует с министрами по делам ЕС в каждом из правительств 27 стран-членов.

    Все решения Еврокомиссии носят исключительно рекомендательный характер, все спорные вопросы улаживаются на уровне национальных правительств.

    Скандал-2004 Править

    Новый состав Еврокомиссии должен был приступить к работе с 1 ноября 2004 года, однако этого не произошло в связи с тем, что одна из предложенных кандидатур вызвала резкую оппозицию у части депутатов (особенно у социалистов, либералов, «зелёных» и «евроскептиков»). Им стал кандидат на пост комиссара по юстиции, свободе и безопасности Рокко Бутильоне от Италии. На предварительных слушаниях в Европарламенте Бутильоне как правоверный католик заявил, что считает гомосексуализм грехом, а институт брака, по его мнению, необходим, чтобы женщина могла воспитывать детей и пользоваться защитой мужа. Несмотря на то, что позже он выразил сожаление по поводу своего заявления и пообещал бороться с дискриминацией женщин и сексуальных меньшинств, скандала избежать не удалось. Новому председателю Еврокомиссии Жозе Мануэлу Баррозу пришлось отозвать список кандидатов непосредственно перед голосованием в Европарламенте и возобновить консультации.

    Европейская комиссия нового состава начала работу 22 ноября 2004 года. Баррозу пришлось заменить двух комиссаров от Италии и Латвии, предложенных им в первом составе команды, а также сменить портфель представителю Венгрии.

    В новый состав Еврокомиссии, в частности, вошли:

    Председатели КЕС:

    Берлемон Править
    Файл:Berlaymont building of European Comission in cloudy weather.jpg

    Здание в центре Брюсселя, спроектированное специально для Еврокомиссии в 1960 году как символ Европейского сообщества и строившееся семь лет на земле, выкупленной у монахинь ордена Св. Августина, владевших женским монастырем Берлемон. Автор проекта — архитектор Де Весте. Ему помогали известные зодчие-мэтры, чьи имена увековечены в названиях площадей и улиц Брюсселя: Жан Жильсон, Жан и Андре Полаки. Им принадлежит идея здания, представляющего в плане неправильный крест. Это один из самых дерзких и оригинальных проектов своего времени. В строительстве в широких масштабах использовались асбестосодержащие материалы. Когда учёные узнали о канцерогенных свойствах асбеста, Еврокомиссия в 1991 году покинула «Берлемон», а здание в течение 14 лет было очищено от асбеста и реконструировано. Обратный переезд состоялся к октябрю 2004 года.

    Общая площадь помещений обновлённой 14-этажной штаб-квартиры Еврокомиссии — более 240 тыс. м². Она занимает территорию в 3 га. Здесь разместятся свыше 2000 чиновников без учёта обслуживающего персонала.

    Новый «Берлемон» немного расширился в основании и в глубину. Общая площадь его помещений — 241 336 квадратных метров. Он занимает территорию в три гектара и рассчитан на 2000 чиновников и 1000 обслуживающего персонала. Кроме офисов в нем есть залы заседаний, конференц-залы, ресторан на 760 мест с кухней, способной накормить за обед две тысячи человек, и кафетерий на 418 мест, телестудии, кинозал, подземные гаражи на 1223 автомобиля. В зале для пресс-конференций — 294 кресла, оборудованных доступом в Интернет. Всего же в пресс-центре смогут одновременно работать около 400 журналистов.

    Шаблон:Евросоюз

    ru.history.wikia.com

    Европейский Союз создание, цели, структура, направления деятельности

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Институт Экономики и КультурыРеферат

    По дисциплине «Мировая экономика»

    Тема: Европейский Союз: создание, цели, структура,

    направления деятельностиПроверила:                                                                                     Выполнила:

    Преподаватель                                                                               Студентка III курса

    Писарева И.В.                                                                                Факультета Связь с общественностью

                                                                                                             Группы СВ-31

                                                                                                             Жирная М.С.Москва 2008

    Содержание

    1.                Введение……………………………………………………………3

    2.                Создание ЕС………………………………………………………..4

    3.                 Европейский Союз сегодня............................................................8

    4.                Цели…………………………………………………………………9

    5.                Структура ЕС………………………………………………………9

    6.                Внешнеторговые отношения между Евросоюзом и Россией….10

    7.                Перспективы дальнейшего экономического сотрудничества и  вступления РФ в ЕС……………………………………………………10

    8.                ЕС - член мирового сообщества………………………………….13

    9.                Заключение…………………………………………………………14

    10.          Список литературы………………………………………………..15Введение

    Европейский Союз объединяет 15 европейских стран с целью обеспечения мира и процветания их граждан в рамках все более тесного объединения на основе общих экономических, политических и социальных целей. Страны Союза твердо привержены сбалансированному и устойчивому социальному и экономическому прогрессу. В частности, это достигается путем создания пространства без внутренних границ, укрепления экономической и социальной интеграции и учреждения экономического и валютного союза. Создание единого рынка более чем 370 миллионов европейцев обеспечивает свободу перемещения людей, товаров, услуг и капитала.

    Договор о ЕС, подписанный в 1992г. в Маастрихте (Нидерланды) главами государств и правительств государств-членов Европейского экономического сообщества вступил в силу в 1993г. К Договору прилагаются 17 протоколов и 33 декларации. Дополнительно к национальному гражданству Договор вводит гражданство ЕС, предусматривает введение не позднее 1999г. общеевропейской валюты, распространяет сферу ответственности Европейского сообщества на другие институты, расширяет права Европейского парламента, содержит положения о проведении общей внешней политики в области безопасности, о формах сотрудничества в области юстиции и внутренних дел.

    В 1996г. на конференции государств-членов Европейского союза был начат анализ позиций Договора, которые могут пересматриваться в соответствии с идеей Европейского союза и целями, сформулированными в общих положениях.

    В рамках международного сотрудничества Европейский союз ставит перед собой следующие задачи:

    ·        образование тесного союза народов Европы;

    ·        содействие сбалансированному и устойчивому экономическому и социальному прогрессу путём создания пространства без внутренних границ, экономического и валютного союза и введения в перспективе единой валюты, усиления экономического и социального взаимодействия;

    ·        утверждение Европейского союза на международной арене путём проведения общей внешней политики в области безопасности, включая переход в перспективе к общей оборонной политике;

    ·        развитие сотрудничества в области юстиции и внутренних дел;

    ·        сохранение и приумножение общего достояния.

    Европейский Союз

                Швеция

                Финляндия

                Дания

                Ирландия

                Англия

                Нидерланды

                Германия

                Бельгия

                Люксембург

                Австрия

                Франция

                Италия

                Греция

                Испания

                Португалия

    Создание ЕС

    Европейский союз, насчитывающий ныне в своем составе 15 государств-членов с населением около 380 млн. человек, пред­ставляет собой наиболее развитую и совершенную интеграцион­ную группировку в мире. Страны – члены ЕС (по порядку вступления): с 1957 г. – Германия, Франция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Бельгия; с 1973 г. – Великобритания, Дания, Ирландия; С 1981 г. – Греция; с 1986г. – Испания, Португалия; с 1995г. – Финляндия, Австрия, Швеция. На долю этих стран приходится более 25% всего объёма мировой торговли, около 1/3 официальных международных ликвидных резервов, 36% средств, направляемых в качестве донорской помощи развивающимся странам.

    Создание ЕС было обусловлено прежде всего тем, что именно в Западной Европе после Второй мировой войны с наибольшей силой проявилось противоречие между ин­тернациональным характером современного производства и уз­кими национально-государственными границами его функцио­нирования. Кроме того, вплоть до начала 90-х гг. западноевро­пейская интеграция подталкивалась вперед непосредственной конфронтацией на континенте двух противоположных общест­венных систем. Важная причина состояла и в стремлении запад­ноевропейских стран преодолеть негативный опыт двух мировых войн, исключить возможность возникновения их на континенте в будущем.

    В своей эволюции ЕС прошел все формы интеграции: зону свободной торговли; таможенный союз; экономический и валют­ный союз; политический союз (становление третьей и четвертой форм еще не завершено), развиваясь вглубь и вширь. Интеграция вширь означает увеличение количества полноправных членов Союза и ассоциированных членов. Развитие вглубь – это формирование регионального хозяйственного механизма Западной Европы и расширение сфер, подвергающихся межгосударственному регулированию и унификации. При этом неоднократно изменялись официальные и неофициальные назва­ния данной интеграционной группировки, что отражало ее эво­люцию.

    Возникновение ЕС имело целью создание общего рынка и на этой основе повышение экономической стабильности и жизненного уровня. Договор о ЕС определил последо­вательность мероприятий:

    1) отмена таможенных пошлин, импортных и экспортных количественных ограничений, а также всех других тор­говых ограничений на пути движения товаров внутри сообщества;

    2) введение общего таможенного тарифа и единой торго­вой политики в отношении третьих стран;

    3) свободное движение факторов производства (капитала и рабочей силы), свобода создания филиалов на терри­тории ЕС и свободная торговля услугами между стра­нами-участницами;

    4) проведение общей аграрной и транспортной политики;

    5) создание валютного союза;

    6) координация и постепенное сближение экономических политик стран-участниц;

    7) унификация налоговых законодательств;

    8)  выравнивание внутригосударственных правовых норм, имеющих значение для общего рынка.

    Уже после первой мировой войны европейская идея присутствовала в политических дискуссиях, но не привела к конкретным шагам. Затем, после разрушений, которые принесла вторая мировая война, европейские лидеры пришли к убеждению, что сотрудничество и общие усилия являются лучшим способом обеспечения мира, стабильности и процветания в Европе. Процесс начался 9 мая 1950 года речью Роберта Шумана, Министра иностранных дел Франции, предложившего объединить угольную и сталелитейную промышленность Франции и Федеративной Республики Германии.

    Эта концепция была реализована в 1951 году Парижском Договором, установившим Европейское сообщество угля и стали, с шестью странами-членами: Бельгия, Франция, Германия, Италия, Люксембург и Нидерланды. Успех Договора воодушевил эти шесть стран расширить процесс на другие сферы.

    В 1957 году Римский Договор установил Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии. Они, соответственно, были нацелены на создание таможенного союза и ломку внутренних торговых барьеров внутри Сообщества, а также развитие ядерной энергии в мирных целях. Это этап создания зоны свободной торговли (1958 — 1966). На нем были достигнуты 1 и 2 цели, предусмотренные Римским дого­вором. Кроме того, с 1962г. была введена в действие еди­ная сельскохозяйственная политика, предусматривающая для национальных сельскохозяйственных производителей возмож­ность продавать свою продукцию по ценам, значительно превышающим среднемировые (на 30% и более) — создан единый аграрный рынок. С подписанием в 1963г. Яундского соглашения ряд развивающихся стран (Алжир, Марок­ко, Тунис, Египет, Иордания, Ливан, Сирия) вступил в ассоциированные отношения с ЕС, что означало для них возможность беспошлинного ввоза в ЕС промышленных и традиционных сельскохозяйственных товаров.

    В 1967 году произошло слияние исполнительных органов трех Сообществ, в результате чего была создана базовая структура, признаваемая сегодня, с такими основными институтами, как Европейская Комиссия, Совет, Парламент и Суд. Происходит формирование таможенного союза (1968 —1986) и дальнейшее расширение сферы дея­тельности ЕС. Целенаправленная аграрная политика допол­няется единой политикой в сфере охраны окружающей сре­ды и в области исследований и технологического развития. Совместная научно-техническая политика на этом этапе развития ЕС была сосредоточена в угольной, металлурги­ческой промышленности и в ядерной энергетике. В 1984—1987 гг. была принята «рамочная» комплексная программа, которая вводила среднесрочное планирование научно-тех­нической деятельности. В ее рамках с 1985г. действует независимая крупномасштабная многоцелевая программа со­трудничества 19 стран Европы — «Эврика».

    В 1971г. заключено Соглашение о создании зоны сво­бодной торговли между ЕС и ЕАСТ. В 1975, 1979 и 1984 гг. были приняты Ломейские конвенции, на основе которых количество развивающихся стран, ассоциированных с ЕС, увеличивается с 20 до 66. К этому же этапу относится и начало интеграции в валютно-финансовой сфере: в 1972г. было введено совме­стное плавание валют некоторых стран-членов ЕС в опре­деленных пределах (+2,25 — «валютная змея»), а с 1979г, начала функционировать европейская валютная система.

    Далее — создание общего рынка (1987—1992 гг.). На основе Единого Европейского акта, а также подписан­ного в 1985г. документа «White Рарег» о программе созда­ния внутреннего рынка страны, ЕС ликвидировали остав­шиеся барьеры на пути передвижения товаров и факторов производства. Наиболее крупным достижением интеграци­онного процесса в этот период стало принятие и реализа­ция Программы создания к концу 1992г. единого внутрен­него рынка ЕС, в результате проведения которой между странами ЕС были достигнуты следующие цели:

    ·        устранены все тарифные и нетарифные ограничения во взаимной торговле товарами и услугами, ликвидированы все ограничения на межгосударственное передвижение капитала внутри ЕС и введено взаимное признание фи­нансовых лицензий;

    ·        устранены национальные ограничения импорта промыш­ленных товаров из третьих стран;

    ·        введены минимальные технические требования к стан­дартам, взаимное признание результатов испытаний и сертификации;

    ·        открыты рынки государственных закупок для фирм дру­гих стран ЕС.

    В этот же период страны ЕС перешли к проведению единой политики в отдельных отраслях: энергетике, транс­порте, вопросах социального и регионального развития.

    Четвертая Ломейская конвенция 1989г. расширила чис­ло развивающихся стран, находящихся в ассоциации с ЕС, до 69. В 1991г. подписано Соглашение о создании Единого Европейского экономического пространства (ЕЭП) между ЕС и 3 странами ЕАСТ. Договором о ЕЭП предусматрива­ется свободное движение товаров, услуг, капиталов и лю­дей между странами Западной Европы; сотрудничество в области науки, образования, экологии и социального обес­печения; создание единой правовой системы.

    Следующим краеугольным камнем в процессе европейской интеграции стал Маастрихтский Договор 1992 года, который определил три столпа Европейского Союза: первый - это Европейское Сообщество, два новых - это межправительственное сотрудничество в международной политике и в области безопасности, а также в правосудии и внутренних делах. Это этап создания экономического союза (с 1993г. по настоящее время). Кроме того, Маастрихтский Договор определил рамки для единой валюты и большей политической интеграции. Для этого запланировано пройти три этапа:

    1-й этап — 1990—1993 гг. — валюты всех стран включа­ются в совместное плавание в рамках европейской валют­ной системы и устраняются валютные ограничения;

    2-й этап — 1994—1998 гг. — создается Европейский ва­лютный институт и усиливается координация макроэконо­мической политики;

    3-й этап — с 1999г. — взаимная фиксация курсов ва­лют, введение единой валюты и создание Единого евро­пейского ЦБ.

    Дальнейшие шаги обсуждались на Межправительственной конференции, которая началась в 1996 году в Турине и завершилась подписанием Амстердамского договора в июне 1997 года. Задача XXI века - это расширение Европейского Союза и включение новых стран-членов - особенно из Центральной и Восточной Европы.

    www.coolreferat.com