Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения в поэтической и устной речи. Эпитеты и метафоры и олицетворения


Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения: определения, примеры :: SYL.ru

Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения - все это средства художественной выразительности, активно применяемые в русском литературном языке. Их существует огромное многообразие. Они необходимы для того, чтобы сделать язык ярким и выразительным, усилить художественные образы, привлечь внимание читателя к мысли, которую хочет донести автор.

Какими бывают средства художественной выразительности?

Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения относятся к разным группам средств художественной выразительности.

Ученые-лингвисты выделяют звуковые или фонетические изобразительные средства. Лексические - это те, которые связаны с определенным словом, то есть лексемой. Если выразительное средство охватывает словосочетание или целое предложение, то оно является синтаксическим.

Отдельно также рассматривают фразеологические средства (в их основе лежат фразеологизмы), тропы (особые обороты речи, используемые в переносном значении).

Где используются средства художественной выразительности?

Стоит отметить, что средства художественной выразительности применяются не только в литературы, но и в различных сферах общения.

Наиболее часто эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения можно встретить, конечно, в художественной и публицистической речи. На также они присутствуют в разговорном и даже научном стилях. Они играют огромную роль, так как помогают автору воплотить в жизнь свой художественный замысел, свой образ. Полезны они и для читателя. С их помощью он может проникнуть в потайной мир создателя произведения, лучше понять и вникнуть в авторский замысел.

Эпитет

Эпитеты в стихах - один их самых распространенных литературных приемов. Удивительно, что эпитет может быть не только прилагательным, но и наречием, существительным и даже числительным (распространенный пример - вторая жизнь).

Большинство литературоведов рассматривают эпитет как один из основных приемов в поэтическом творчестве, украшающим стихотворную речь.

Если обратиться к истокам этого слова, то оно произошло от древнегреческого понятия, обозначающего в дословном переводе "приложенный". То есть являющееся дополнением к основному слову, главная функция которого сделать основную мысль понятнее и выразительнее. Чаще всего эпитет стоит перед основным словом или выражением.

Как и все средства художественной выразительности, эпитеты развивались от одной литературной эпохи к другой. Так, в фольклоре, то есть в народном творчестве, роль эпитетов в тексте весьма велика. Они описывают свойства предметов, либо явлений. Выделяют их ключевые особенности, при этом чрезвычайно редко обращаются к эмоциональной составляющей.

Позже роль эпитетов в литературе меняется. Она значительно расширяется. Этому средству художественной выразительности придают новые свойства и наполняют не присущими ему ранее функциями. Особенно это становится заметно у поэтов Серебряного века.

В наши дни, особенно в постмодернистских литературных произведениях, структура эпитета усложнилась еще сильнее. Усилилось и смысловое наполнение этого тропа, приводящее к удивительно выразительным приемам. Например: пеленки золотились.

Функция эпитетов

Определения эпитет, метафора, олицетворение, сравнение сводятся к одному - все это художественные средства, придающие выпуклость и выразительность нашей речи. Как литературной, так и разговорной. Особая функция эпитета - это еще и сильная эмоциональность.

Эти средства художественной выразительности, а особенно эпитеты, помогают читателям или слушателям воочию представить, о чем говорит или пишет автор, понять, как он относится к этому предмету.

Эпитеты служат для реалистичного воссоздания исторической эпохи, определенной социальной группы или народа. С их помощью мы можем представить, как говорили эти люди, какие слова окрашивали их речь.

В переводе с древнегреческого языка метафора - это "перенос значения". Это как нельзя лучше характеризует это понятие.

Метафора может быть как отдельным словом, так и целым выражением, которое употребляется автором в переносном значении. В основе этого средства художественной выразительности лежит сравнение предмета, который пока не назван, с каким-то другим на основе их общего признака.

В отличие от большинства других литературных терминов, у метафоры есть конкретный автор. Это известный философ Древней Греции - Аристотель. Первоначальное рождение этого термина связано с представлениями Аристотеля об искусстве как о методе подражания жизни.

При этом те метафоры, которые использовал Аристотель, практически невозможно отличить от литературного преувеличения (гиперболы), обычного сравнения или олицетворения. Он понимал метафору намного шире, чем современные литературоведы.

Примеры употребления метафоры в литературной речи

Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения активно применяются в художественных произведениях. Причем для многих авторов именно метафоры становится эстетической самоцелью, порой полностью вытесняя первоначальное значение слова.

В качестве примера литературные исследователи приводят в пример известного английского поэта и драматурга Уильяма Шекспира. Для него нередко важен не житейский исходный смысл конкретного высказывания, а приобретаемое им метафорическое значение, новый неожиданный смысл.

Для тех читателей и исследователей, кто был воспитан на аристотелевском понимании принципов литературы, это было непривычно и даже непонятно. Так, на этом основании не признавал поэзию Шекспира Лев Толстой. Его точки зрения в России XIX века придерживались многие читатели английского драматурга.

При этом с развитием литературы метафора начинает не только отражать, но и сама творить окружающую нас жизнь. Яркий пример из классической русской литературы - повесть Николая Васильевича Гоголя "Нос". Нос коллежского асессора Ковалева, отправившийся в собственное путешествие по Петербургу, это не только гипербола, олицетворение и сравнение, но и метафора, которая придает этому образу новый неожиданный смысл.

Показателен пример поэтов-футуристов, творивших в России в начале XX века. Их главной целью было максимально отдалить метафору от ее первоначального смысла. Такими приемами часто пользовался Владимир Маяковский. Пример, заглавие его поэмы "Облако в штанах".

При этом после Октябрьской революции употреблять метафору стали намного реже. Советские поэты и писатели стремились к ясности и прямолинейности, поэтому необходимость в употреблении слова и выражения в переносном смысле отпала.

Хотя совсем без метафоры представить себе художественное произведение, даже советских авторов, невозможно. Слова-метафоры встречаются практически у всех. У Аркадия Гайдара в "Судьбе барабанщика" можно встретить такую фразу - "Вот мы и разошлись. Топот смолк, и в поле пусто".

В советской поэзии 70-х годов Константин Кедров вводит в оборот понятие "метаметафора" или как ее еще называют "метафора в квадрате". У метафоры появляется новая отличительная черта - она постоянно участвует в развитии литературного языка. А также речи и самой культуры в целом.

Для этого метафоры постоянно употребляют, рассказывая о новейших источниках знаний и информации, используют ее для описания современных достижений человечества в науке и технике.

Олицетворение

Для того чтобы разобраться, что такое олицетворение в литературе, обратимся к происхождению этого понятия. Как и большинство литературоведческих терминов, оно уходит своими корнями в древнегреческий язык. В дословном переводе означает "лицо" и "делаю". С помощью этого литературного приема природные силы и явления, неодушевленные объекты обретают свойства и приметы, присущие человеку. Как бы одушевляются автором. Например, им могут придать свойства человеческой психики.

Такие приемы часто используют не только в современной художественной литературе, но и в мифологии, и религии, в магии и культах. Олицетворение было ключевым средством художественной выразительности в сказаниях и притчах, в которых древнему человеку объяснялось, как устроен мир, что стоит за природными явлениями. Они одушевлялись, наделялись человеческими качествами, ассоциировались с богами или сверхлюдьми. Так древнему человеку было проще принять и понять окружающую его действительность.

Примеры олицетворений

Понять, что такое олицетворение в литературе, нам помогут примеры конкретных текстов. Так, в русской народной песне автор утверждает, что "лыко горем подпоясалось".

С помощью олицетворения появляется особое миросозерцание. Для него характерно ненаучное представление о природных явлениях. Когда, например, гром ворчит как старик, или солнце воспринимается не как неодушевленный космический объект, а как конкретный бог по имени Гелиос.

Сравнение

Для того чтобы разобраться в основных современных средствах художественной выразительности, важно понять, что такое сравнение в литературе. Примеры в этом нам помогут. У Заболоцкого встречаем: "Раньше он был звонкий, точно птица" или Пушкина: "Он бежал быстрее лошади".

Очень часто сравнения используются в русском народном творчестве. Так мы наглядно видим, что это троп, в котором один предмет или явление уподобляются другому на основании какого-го общего для них признака. Цель сравнения - найти в описываемом объекте новые и важные свойства для субъекта художественного высказывания.

Подобной цели служит метафора, эпитеты, сравнения, олицетворения. Таблица, в которой представлены все эти понятия, помогает наглядно разобраться в том, чем они отличаются друг от друга.

Виды сравнений

Рассмотрим для детального понимания, что такое сравнение в литературе, примеры и разновидности этого тропа.

Он может использоваться в виде сравнительного оборота: мужик глуп, как свинья.

Бывают сравнения бессоюзные: мой дом - моя крепость.

Часто сравнения образуются за счет существительного в творительном падеже. Классический пример: он ходит гоголем.

www.syl.ru

Чем метафора отличается от олицетворения? Примеры

Метафора отли­ча­ет­ся от оли­це­тво­ре­ния слож­но­стью сво­ей струк­ту­ры и мно­го­знач­но­стью создан­но­го обра­за на осно­ве пере­нос­но­го зна­че­ния сло­ва.

Чтобы понять, чем отли­ча­ет­ся мета­фо­ра от оли­це­тво­ре­ния, вспом­ним, что обо­зна­ча­ют эти лите­ра­ту­ро­вед­че­ские тер­ми­ны, как они воз­ни­ка­ют в худо­же­ствен­ной речи.

Метафора — образное выражение

Современной линг­ви­сти­че­ской нау­ке извест­но мно­же­ство худо­же­ствен­ных средств созда­ния образ­но­сти и выра­зи­тель­но­сти речи. Одним из них явля­ет­ся мета­фо­ра. Метафора — это фор­ма поэ­ти­че­ско­го мыш­ле­ния, образ­ный обо­рот речи, как и сле­ду­ю­щие тро­пы:

и т. п.

Метафора — это образ­ное сло­во или выра­же­ние, осно­ван­ное на сопо­став­ле­нии пред­ме­та с новым пред­ме­том или явле­ни­ем на осно­ве их сход­ства в чем-либо.

Например:

  • заря жиз­ни;
  • воро­бьи­ная прыть;
  • камен­ное лицо

Олицетворение — прием в литературе

Часто писа­те­ли и поэты при­бе­га­ют к одной из раз­но­вид­но­стей мета­фо­ры — оли­це­тво­ре­нию, что­бы создать ёмкий и яркий образ при­ро­ды или явле­ния. Художники сло­ва наде­ля­ют нежи­вые пред­ме­ты свой­ства­ми и каче­ства­ми чело­ве­ка. Так воз­ни­ка­ет оли­це­тво­ре­ние. Предметы оста­ют­ся нежи­вы­ми, но у них появ­ля­ют­ся чело­ве­че­ские каче­ства. Явления или пред­ме­ты, живот­ные, пти­цы ведут себя как люди: раз­го­ва­ри­ва­ют, дума­ют, печа­лят­ся или раду­ют­ся.

Могучий день при­шел. Деревья вста­ли пря­мо,Вздохнули листья. В дере­вян­ных жилахВода зака­па­ла.

Н. Заболоцкий. Утренняя пес­ня.

Олицетворение — лите­ра­тур­ный при­ем, осно­ван­ный на том, что чело­ве­че­ские каче­ства, свой­ства, осо­бен­но­сти пове­де­ния при­пи­сы­ва­ют­ся неоду­шев­лен­ным пред­ме­там.

Метафора и оли­це­тво­ре­ние — это тро­пы, кото­рые исполь­зу­ют­ся в худо­же­ствен­ной речи. Тем не менее это раз­ные образ­ные средcтва. Как их отли­чить друг от дру­га? Какие основ­ные отли­чия мета­фо­ры от оли­це­тво­ре­ния?

Отличие метафоры от олицетворения

1. Метафора воз­ни­ка­ет на осно­ве схо­же­сти в чем-либо одно­го нежи­во­го пред­ме­та с дру­гим.

Олицетворение же, напро­тив, созда­ет­ся путем наде­ле­ния изна­чаль­но нежи­во­го пред­ме­та каче­ства­ми живо­го. Этот троп при­ме­ня­ет­ся в образ­ном опи­са­нии при­ро­ды с помо­щью при­да­ния ей чело­ве­че­ских свойств или дей­ствий, напри­мер:

Летний вечер  тих и ясен;Посмотри, как дрем­лют ивы;Запад неба бледно-красен,И реки бле­стят изви­вы.

А. А. Фет

2. Метафора — это нена­зван­ное срав­не­ние одно­го пред­ме­та с дру­гим. Этот троп не оформ­ля­ет­ся с помо­щью срав­ни­тель­ных сою­зов «точ­но», «как», «слов­но», «буд­то», но мета­фо­ру с их помо­щью мож­но лег­ко пре­вра­тить в срав­ни­тель­ный обо­рот:

  • камен­ное лицо — лицо застыв­шее, как камень;
  • сол­неч­ная улыб­ка — яркая улыб­ка, как солн­це.

3. Метафора не ука­зы­ва­ет кон­крет­но на пред­мет, на осно­ве ассо­ци­а­тив­ных свя­зей с кото­рым воз­ни­ка­ет худо­же­ствен­ный образ.

Возникновение оли­це­тво­ре­ния все­гда понят­но и про­зрач­но:

  • небо сме­ет­ся — ребе­нок сме­ет­ся;
  • буря воет — волк воет;
  • непо­го­да злит­ся — чело­век злит­ся.

4. Метафора глу­бо­ка, мно­го­знач­на и слож­на по сво­ей струк­ту­ре. Часто содер­жа­ние мета­фо­ры пони­ма­ет­ся по-разному в зави­си­мо­сти от субъ­ек­тив­но­го под­хо­да к ней.

Олицетворение же одно­знач­но.

И гре­зит пруд, и дрем­лет тополь сон­ный,Вдоль туч сколь­зя вер­ши­ной заост­рен­ной,Где воз­дух, свет и думы — заод­но,И грудь дро­жит от стра­сти неми­ну­чей.И вет­кою все про­сит­ся паху­чейАкация в рас­кры­тое окно!

А. А. Фет. Знакомке с юга.

Олицетворение может быть состав­ля­ю­щей частью мета­фо­ры. Например, чита­ем у поэтес­сы Марины Цветаевой:

И корот­кую пес­ню раз­лу­ки паро­воз­ные пели гуд­ки.

СОХРАНИТЬ В СОЦСЕТЯХ

russkiiyazyk.ru

Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения в поэтической и устной речи

Русский язык отличается особой красочностью и выразительностью. Особенно ярко проявляется она в художественных произведениях, но очень многие эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения мы произносим и в повседневной жизни, порой даже не замечая этого.

Где скрывается выразительность речи

На самом деле стать средством изобразительности может практически любое слово в русском языке, обладающее самостоятельным значением. Ведь любая изобразительность строится на использовании слова в переносном значении. Перенос может быть разным. В обыденной речи чаще всего используются метонимии и метафоры. Люди, которые стремятся к красочности своей речи, нередко прибегают к эпитетам.

Многозначность - источник изобразительности

В русском языке очень много прилагательных и существительных, в которых изначально заложено несколько значений. Некоторые из них - прямые, а некоторые - переносные. К примеру, рассмотрим прилагательное "железный". Это относительное прилагательное, которое обозначает качество предмета по материалу изготовления, в буквальном смысле "сделанный из железа". Однако мудрый русский народ знает, что железо - металл прочный, и потому появились эпитеты, которые присоединяют чаще всего к людям (например, Маргарет Тетчер - Железная леди). В переносном смысле это слово обозначает крепкий, стойкий, сильный характер. Если человек готов идти вперед и не останавливается перед страхами, то он обладает железной волей. Если, допустим, спортсмен-боксер имеет сильный удар, то у него железный кулак. Таким образом, даже самые обычные с виду слова могут легко превратиться в эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения.

Незаметные метафоры

Русские метафоры не всегда выглядят красочно и ярко. Порой мы даже не знаем, что используем их в речи.

Вообще, метафора - это лексическое средство выразительности, основанное на переносе значения слова по сходству. В художественных текстах она встречается очень часто. К примеру, читаем у Есенина: "В саду горит костер рябины красной...". Рябина осенью имеет очень яркий цвет. У нее красные листья и ягоды, как костер.

Многие слова в русском языке образовались посредством метафоризации. Например, ручка двери, ножка стола. Все дело в функции и назначении вещей. Ручка - чтобы за нее браться, а ножка, чтобы стол стял. Личинку бабочки мы называем гусеницей, а колеса трактора - гусеницами. Все дело во внешнем сходстве. То же самое можно сказать и о грибах лисичках, их рыжий цвет напоминает цвет хитрого животного лисицы.

Мы не всегда замечаем, что используем эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения. Например, мы говорим, что у нас куча проблем. Хотя проблемы - это то, что существует лишь как понятие в сознании человека, а значит, они не могут измеряться кучами. Когда мы видим что-то запутанное, то называем это клубком. А дым, к примеру, можем сравнить с облаком.

Олицетворение как средство выразительности

Олицетворение - это средство выразительности, основанное на наделении неживого предмета свойствами живого. В поэтической речи он используется очень часто, особенно при описании природы. Ручьи в стихах шепчут, небо плачет, нива волнуется, а деревья легко общаются друг с другом. Олицетворение позволяет выразить одну очень важную мысль: человек и природа неразрывно связаны друг с другом.

В обыденной речи мы тоже нередко прибегаем к олицетворениям. Например, когда говорим, что река бежит, а вулкан заснул. Не следует путать олицетворения с эпитетами. Допустим, "хмурое небо" - это эпитет. Так как образным в данном случае является прилагательное. А вот "небо хмурится" - это олицетворение.

Сравнение

Так же как эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, помогают сделать речь более яркой и выразительной. Сравнение, как правило, формируется благодаря сравнительным союзам как, словно, точно, будто, как будто и др. Иногда оно выражается при помощи существительного в творительном падеже. Например, взмыл коршуном. Подобное сочетание легко можно преобразовать в классический сравнительный оборот - взмыл, как коршун.

На основе сравнения построены многие фразеологические сочетания в русском языке: белый как снег, все как в тумане, как во сне, как ветром сдуло, как на духу и тд.

Эпитеты

Наиболее частотное средство выразительности. Эпитеты в стихотворениии или прозе найти очень легко. Без них практически невозможно описать предмет. Кроме того, они позволяют выразить авторскую оценку, создать нужный эмоциональный настрой.

Как находить эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения в текстах

Во-первых, необходимо знать определение каждого из средств. Во-вторых, нужно развивать свою зоркость. Постарайтесь отобрать из текста все "красивые" слова, которые придают яркости, позволяют сделать текст более эмоциональным. А уже из всех слов нужно выбрать обычные эмоционально окрашенные слова и определения, а потом средства выразительности. В пример можно привести стихотворение Лермонтова "Когда волнуется желтеющая нива". Оно небольшое по объему, но изобилует фигурами речи.

Эпитеты в стихотворении: "сладостная тень", "душистая роса", "ландыш серебристый", "румяный вечер".

Метафора: "погружая мысль в какой-то смутный сон".

Олицетворения: волнуется нива, ландыш кивает головой.

fb.ru

Презентация «Олицетворение - Эпитет - Метафора»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Олицетворение, эпитет, метафора. Виды переносного значения слова.

Слайд 2

Олицетворение

Слайд 3

Что такое олицетворение?Олицетворение  — троп, перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые[1]. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ —вид метафоры, перенесение человеческих чувств, мыслей и речи на неодушевленные предметы и явления, а также при описании животных. Как распространенный стилистический прием олицетворение встречается в фольклоре и во всех национальных литературах. Вот примеры из устного народного творчества:

Слайд 4

Толковый словарь УшаковаОЛИЦЕТВОРЕ́НИЕ, олицетворения, ср. (книжн.). 1. только ед. Действие по гл. олицетворить- олицетворять. Олицетворение сил природы у примитивных народов. 2. чего. Воплощение какой-нибудь стихийной силы, явления природы в образе живого существа. Бог Перун в славянской мифологии был олицетворением грома и молнии. || чего. Воплощение идеи или понятия в человеческой личности, в образе живого существа. Он был живым олицетворением скупости. «Для Маркелова Еремей был как бы олицетворением русского народа.» А.Тургенев. 3. Поэтический троп, состоящий в том, что неодушевленным предметам приписываются свойства и признаки одушевленных (напр. дар речи и т.п.; лит.). Олицетворение - обычный прием в баснях.

Слайд 5

Примеры Лиса и рак стоят вместе и говорят промеж себя. Лиса говорит раку:  - Давай с тобой перегоняться.  Рак: - Что ж, лиса, ну давай! Зачали перегоняться. Лишь лиса побегла, рак уцепился лисе за хвост. Лиса до места добегла, а рак не отцепляется. Лиса обернулась посмотреть, вернула хвостом, рак отцепился и говорит: - А я давно уж жду тебя тут. («Лиса и рак») Или:Уж вы, ветры мои, ветерочки, Ваши тонки голосочки!  Вы не дуйте, ветры, на лесочки.  Не шатайте, ветры, в бору сосну!  Во бору ли сосенке стоять тошно,  Стоять тошно сосенке, невозможно...

Слайд 6

Слайд 7

Олицетворение встречается и в прозе: Лед крепкий под окном, но солнце пригревает, с крыш свесились сосульки - началась капель. «Я! я! я!»-звенит каждая капля, умирая; жизнь ее - доля секунды. «Я!» - боль о бессилии. (М.М. Пришвин)

Слайд 8

Слайд 9

Примеры олицетворения в поэтических текстах: Что, дремучий лес.  Призадумался,  Грустью темною  Затуманился? Что Бова-силач  Заколдованный  С непокрытою  Головой в бою. Ты стоишь - поник,  И не ратуешь  С мимолетною  Тучей-бурею? (А.В. Кольцов)

Слайд 10

Слайд 11

Осторожно ветер  Из калитки вышел, Постучал в окошко,  Пробежал по крыше: Поиграл немного  Ветками черемух,  Пожурил за что-то  Воробьев знакомых. И, расправив бодро  Молодые крылья,  Полетел куда-то  Вперегонку с пылью. (М.В. Исаковский)

Слайд 12

(Державин) Ведь уж осень на двор Через прясло глядит. Вслед за нею зима В теплой шубе идет, Путь снежком порошит, Под санями хрустит...

Слайд 13

Слайд 14

Олицетворение зимы: Идет седая чародейка, Косматым машет рукавом; И снег, и мразь, и иней сыплет, И воды претворяет в льды. От хладного ее дыханья Природы взор оцепенел... (Кольцов)

Слайд 15

Эпитет

Слайд 16

Что такое эпитет?Эпи́тет (от др.-греч. ἐπίθετον — «приложенное») — определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным (вторая жизнь), глаголом («желание забыться»). Эпитет — слово или целое выражение, которое, благодаря своей структуре и особой функции в тексте, приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок, помогает слову(выражению) обрести красочность, насыщенность. Употребляется как в поэзии (чаще), так и в прозе.

Слайд 17

Эпитет – это слово или выражение (синтаксическое целое) в художественном тексте, обычно поэтическом, лирическом, которое несет в себе особо выразительные свойства, подчеркивая в объекте изображения что-то такое, что присуще лишь ему одному. С помощью эпитетов достигается особая тонкость, выразительность, глубина. Конструкция эпитета обычно проста. Это прилагательное + существительное. Эпитет в тексте обычно оказывается в постпозиции, после определяемого слова. Если эпитеты оказываются расположенными в тексте вертикально, то есть оторвано друг от друга, то это только усиливает их конкретное звучание и придает особую глубину тексту. 

Слайд 18

Примеры:  Вот, к примеру, в стихотворении А. Блока эпитеты заканчивают строку: Все, как было. Только странная Воцарилась тишина. И в окне твоем - туманная Только улица страшна. Эпитет "странная" создает эффект разрыва тишины, а после слова «туманная» у читателя возникает ощущение таинственности, гулкого эха.

Слайд 19

Какие бывают эпитеты?Различают простые эпитеты, состоящие из одного прилагательного, например : «голубиные облака» (С. А. Есенин). Или же слитные, состоящие из двух - трех корней, но воспринимающиеся на слух как одно целое, например: «убедительно-лживый рассказ». ( А. К. Толстой) Есть эпитеты авторские, встречающиеся довольно редко, несущие дополнительную экспрессивную нагрузку, передающие особый смысл не просто слова, а часто целой группы слов: «В блюдечках - очках спасательных кругов» (В. Маяковский).

Слайд 20

Читая и обдумывая такой эпитет, мы можем постепенно понять сложность и широту взгляда автора на привычные вещи. Ощущается в эпитете В. Маяковского и лексический подтекст, особая смысловая глубина, наполненная иронией, горечью, сарказмом, недоумением… И все это достигается с помощью одного лишь художественно – выразительного средства языка – эпитета.

Слайд 21

Эпитет - это не просто признак предмета (ДЕРЕВЯННАЯ палка), а образная характеристика какого-либо лица, явления, предмета обычно посредством выразительного метафорического прилагательного.Например, "тихий голос" - здесь нет эпитета, а "ЯРКИЙ голос" - здесь эпитет .Теплые руки - нет эпитета, ЗОЛОТЫЕ руки - есть. Вот еще примеры эпитетов: Румяная заря. Ангельский свет. Быстрые мысли. Человек-кран. Легкое чтиво. Золотой человек. Человек-компьютер. Чудесный вечер. Поющий костер.

Слайд 22

Метафора

Слайд 23

Что такое метафора?Мета́фора (от др.-греч. μεταφορά — «перенос», «переносное значение») — троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. Косвенное сообщение в виде истории или образного выражения, использующего сравнение.

Слайд 24

Оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-то аналогии, сходства, сравнения. Употребление слов или оборотов речи в переносном значении  называется метафорой.

Слайд 25

Похожа на роль кукловода в театре кукол. (Он главный и никому не подчиняется, ни перед кем не несет ответственности).Примеры:

Слайд 26

Слайд 27

Похожа на растворение капли в океане. (Приспособление организма)

Слайд 28

Похоже на горошину среди горошин

Слайд 29

Похоже на луч фонарика. (Направленное, сосредоточение активности)

Слайд 30

Похож на улитку в своем домике. (Тип человека, не склонного демонстрировать другим содержание своего внутреннего мира).

Слайд 31

Похожа на вкладывание одной матрешки в другую. (Освоение социальных норм, организующих активность)

Слайд 32

Похоже на кочерыжку в капусте. (Устойчивые качества, определяемые типом)

Слайд 33

Конец! Спасибо за внимание!Презентацию подготовили Казанская Вера и Пак Елена .

lusana.ru

Помогите найти в стихотворении олицетворения, метафоры, эпитеты, сравнения и т.д. очень нужно!!!!

Олицетворение (т. е. одушевление неодушевлённого предмета/явления) : "я спросил у ветра.... мне ответил играющий ветер.. . мне ответило море.. . ничего не ответило солнце (не предполагается его способность ответить)... душа услыхала. " Метафор нет. Эпитеты: свободный ветер, играющий ветер, могучее море, великий завет бытия, звучное море, высокое солнце. Эпитеты - прилагательные, дающие значимую характеристику объекту, например: высокое солнце - не просто солнце в вышине, а солнце, до которого не дотянуться лир. герою. Сравнение: будь воздушным, как ветер, как дым, будь полнозвучным как я (как море) , светлее зари. больше ничего такого конкретного не вижу. нужен здесь уже лингвокультурологичсекий анализ - типа, в каком году написано, что тогда с автором происходило и т. д.

Олицетворение (т. е. одушевление неодушевлённого предмета/явления) : "я спросил у ветра.... мне ответил играющий ветер.. .мне ответило море.. .ничего не ответило солнце (не предполагается его способность ответить)... душа услыхала. " Метафор нет. Эпитеты: свободный ветер, играющий ветер, могучее море, великий завет бытия, звучное море, высокое солнце. Эпитеты - прилагательные, дающие значимую характеристику объекту, например: высокое солнце - не просто солнце в вышине, а солнце, до которого не дотянуться лир. герою. Сравнение: будь воздушным, как ветер, как дым, будь полнозвучным как я (как море) , светлее зари. больше ничего такого конкретного не вижу. нужен здесь уже лингвокультурологичсекий анализ - типа, в каком году написано, что тогда с автором происходило и т. д.

Олицетворение (т. е. одушевление неодушевлённого предмета/явления) : "я спросил у ветра.... мне ответил играющий ветер.. .мне ответило море.. .ничего не ответило солнце (не предполагается его способность ответить)... душа услыхала. " Метафор нет. Эпитеты: свободный ветер, играющий ветер, могучее море, великий завет бытия, звучное море, высокое солнце. Эпитеты - прилагательные, дающие значимую характеристику объекту, например: высокое солнце - не просто солнце в вышине, а солнце, до которого не дотянуться лир. герою. Сравнение: будь воздушным, как ветер, как дым, будь полнозвучным как я (как море) , светлее зари. больше ничего такого конкретного не вижу. нужен здесь уже лингвокультурологичсекий анализ - типа, в каком году написано, что тогда с автором происходило и т. д.

touch.otvet.mail.ru

Кратк. объяснение что такое эпитеты, метафоры, сравнения и олицетворения))

эпитет - образное определение в виде скрытого сравнение; метафора - вид тропа, скрытое сравнение, перенос названия одного предмета на другой на основании их сходства; сравнение - образное выражение, построенное на сопоставлении 2х предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого; олицетворение - перенос признаков живого существа на неживой предмет или понятие, вид метафоры.

Метафора-скрытое сравнение Олицетворение - оживление, скажем так.

Мета́фора (от др. -греч. μεταφορά — «перенос» , «переносное значение» ) — фигура речи (троп) , использующая название объекта одного класса для описания объекта другого класса, в том числе, чтобы кратко выразить объемное значение описываемого. Эпитет (греч. "приложенное") - это образное определение явления, предмета; это - слово, определяющее какие-либо качества, его свойства или признаки. В то же время признак, выраженный эпитетом, как бы присоединяется к предмету, обогащая его в смысловом и эмоциональном отношении. Олицетворения - это особый вид метафоры-иносказания - перенесение черт живого существа на неодушевлённые предметы и явления. Сравнения - это сопоставление двух явлений, что бы пояснить одно из них при помощи другого, уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака.

метафара - прсвоение качеств другого предмета.

Эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения - это изобразительно - выразительные средства языка .

touch.otvet.mail.ru

Выразительные средства языка в художественном стиле речи: эпитет, сравнение, олицетворение, метафора

Министерство образования Республики Башкортостан

Муниципальное Общеобразовательное бюджетное Учреждение «Башкирская гимназия-интернат»

План-конспект урока по русскому языку в 5 классе

ноябрь, 2014 г.

Тема урока: Выразительные средства языка в художественном стиле речи: эпитет, сравнение, олицетворение, метафора

это искусство слова.

К. Федин.

Учитель: Здравствуйте! Как прекрасен этот мир, и как прекрасны мы в этом мире! Сегодня на уроке мы с вами постараемся увидеть этот прекрасный мир глазами художников, композиторов, писателей. Какие краски используют они для того, чтобы нарисовать эти картины, образы, чтобы создать иллюзию нашего участия в событиях и жизни героев, чтобы мы вместе с ними радовались и переживали. Ведь художники, композиторы и писатели-поэты воздействуют на наши чувства, передают свои эмоции при помощи различных приемов. Художественная литература, в частности, воздействует на наше воображение при помощи выразительных средств языка.

2. Подготовка к восприятию основной темы: повторение пройденного материала о стилях речи

Учитель: От чего зависят наши высказывания? Чтобы ответить на данный вопрос, давайте рассмотрим несколько текстов.

1) В город прибыли лесовозы. Они доставили бревна.

2) По улице, прогибая ее, шли тяжелые лесовозы, заляпанные весенней грязью… Они тащили на себе свежие, налитые соком еловые и сосновые кряжи. (По В.Тендрякову).

Предполагаемый ответ: наши высказывания зависят от того, где мы говорим, с кем и зачем говорим, т.е. от речевой ситуации.

Учитель: Определите речевую ситуацию данного текста (работа с карточкой под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Зима»):

а) Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мертвой». Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.

б) Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну – за стёклами всё было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг неё переливался желтоватый круг…

в) Так необыкновенно изменилась земля, поля, леса и сады заворожила стужа. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду. Ветка закачалась, с неё посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег всё сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки. Потом всё стихло.

Проснулся Рувим. Он долго смотрел в окно, вздохнул и сказал:

- Первый снег очень к лицу земле.

Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. (К. Паустовский)

Предполагаемый ответ: Текст соответствует речевой ситуации на карточке 4.

1 – много (школьники, студенты, научные работники…)

ситуация обстановка (энциклопедии, словари, учебники)

ситуация обстановка (произведения художественной литературы)

Учитель: К какому стилю относится текст?

Ответ: К художественному стилю.

Учитель: Как вы определили, что текст относится к художественному стилю речи?

Ответ: Автор использует выразительные средства языка.

3. Основная тема урока

Учитель: Мы с вами подошли к основной мысли нашего урока, которую раскрывает эпиграф урока: «Художественная литература это искусство слова».

Чтобы разобраться в теме нашего урока, запишем текст из карточки 2 по вариантам (работа с карточкой 2 под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Зима»):

1 вариант – а)

2 вариант – б)

3 вариант – в)

Учитель: Какие слова употреблены в переносном значении? (Необыкновенная тишина, мертвая тишина, шумливый, беспокойный сад, белый и ровный свет, головокружительная высота, одинокая луна, желтоватый круг, нарядная земля; умер дождь, умер ветер, умер сад, стояла луна, заворожила стужа; снег, как стеклянный дождь, лицо земли; земля, похожая на застенчивую невест.

Учитель: Что достигается употреблением этих слов в переносном значении? (Сравните: необыкновенная, необычная, особенная, особая – «мертвая» тишина; перестал дождь – умер дождь, прекратился ветер – умер ветер; затих шумливый, беспокойный сад – умер сад).

Ответ: При помощи этих слов автор достигает воздействия на воображение читателей. Читатель «слышит» эту тишину, его охватывает беспокойство.

Учитель: Автор с целью воздействия на воображение читателя, с целью создания картины происходящего, с целью ввести читателя в мир происходящего использует выразительные средства языка: метафоры, олицетворения, эпитеты, сравнения.

Метафора – слово или выражение, употребленное в переносном значении на основе сходства (кусты в пушистых полушубках – метафора «в пушистых полушубках» на основе сходства: снег на кустах такой же мягкий, теплый, так же греет).

Олицетворение – наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека (два цветка, два гладиолуса разговор ведут вполголоса – олицетворение «разговор ведут»).

Эпитет – это художественное определение (час от часу жар сильней, тень ушла к немым дубровам – эпитет « немым»: дубровы немыми не бывают, автор хочет подчеркнуть тишину дубров).

Сравнение – это сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое (и сыплет листья лес, как деньги медные – сравнение «как деньги медные»: автор сравнивает листья осенние с деньгами медными).

Учитель: Давайте попробуем определить, к каким выразительным средствам языка относятся слова, использованные в данном тексте в переносном значении.

Карточка 5

Необыкновенная тишина, мертвая тишина, шумливый, беспокойный сад, белый и ровный свет, в небе, головокружительная высота, одинокая луна, желтоватый круг, нарядная земля; умер дождь, умер ветер, умер сад, стояла луна, заворожила стужа;: снег, как стеклянный дождь; лицо земли; земля, похожая на застенчивую невесту.

Предполагаемый ответ: эпитеты - необыкновенная тишина, мертвая тишина, шумливый, беспокойный сад, белый и ровный свет, в небе, головокружительная высота, одинокая луна, желтоватый круг, нарядная земля;

олицетворения - умер дождь, умер ветер, умер сад, стояла луна, заворожила стужа;

сравнения: снег, как стеклянный дождь; земля, похожая на застенчивую невесту;

метафора - лицо земли.

  1. Тренировочные упражнения (совместная работа с учителем)

Карточка 6. Задание: найти в данной миниатюре сравнения, метафоры, олицетворения, эпитеты.

Синий свод небес. Синий свод над горами.

Перетомленная в летнем зное, дышит миротворно земля спелостью трав и лесов, дышит, будто сдобный каравай, вынутый из русской печи.

Но прохладнее ночи. Обильнее росы. Крупнее ночные звезды. Лето ушло за середину. (В.Астафьев).

  1. Проверка домашнего задания

Учитель: Дома вы выбрали тексты художественного стиля речи, в которых слова употреблены в переносном значении. Зачитайте тексты, в которых имеются метафоры.

Ответы: Заря-зоренька ключи потеряла. Месяц пошел – не нашел, солнце пошло – ключи нашло. Белая корзинка, золотое донце. В ней лежит росинка и сверкает солнце.

Учитель: Зачитайте тексты, в которых имеются олицетворения.

Ответы: Над излучиной речной тихий сумрак лег ночной, из-за тучи выплыл месяц, месяц ходит, как ручной! Он проходит над селом, стукнул в тучу, вызвал гром, над рекой остановился, всю засыпал серебром.

Учитель: Зачитайте тексты, в которых имеются эпитеты.

Ответы: Безмолвное море, лазурное море, стою очарован над бездной твоей. Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя.

Учитель: Зачитайте тексты, в которых имеются сравнения.

Ответы: Голубые рельсы пролегли, словно две натянутые нитки.

Плывет над селом облако, как белый лебедь.

6. Закрепительные упражнения

Работа в 2 группах.

Учитель: Найти все выразительные средства языка и определить, какой тон придают они речи, с какой целью автор использует эти средства.

Карточка 7

1 группа 2 группа

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась Под голубыми небесами

На мутном небе мгла носилась. Великолепными коврами,

Луна, как бледное пятно, Блестя на солнце, снег лежит,

Сквозь тучи мрачные желтела…. Прозрачный лес один чернеет,

И ты печальная сидела… И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Ответ: олицетворения – ты помнишь, вьюга залилась, мгла носилась.

Сравнения – луна, как бледное пятно; (снег) великолепными коврами (лежит).

Эпитеты - на мутном (небе), (сквозь тучи) мрачные, (под) голубыми (небесами), прозрачный (лес), (ты) печальная.

Вывод учащихся: В 1 отрывке тон печальный, грустный тон достигается благодаря выразительным средствам языка. Во 2 отрывке тон радостный, жизнеутверждающий достигается также при помощи выразительных средств языка.

7. Словарная работа по группам

Составление ассоциативного поля по теме «Зима» под музыку П.И.Чайковского «Времена года»:

1 группа – соответствующие грустному тону.

2 группа – соответствующие радостному тону.

Задание: Выбрать на слух и записать из предложенного словарного диктанта словосочетания в соответствии с предложенным заданием:

Красивый, чудесный лес; глубокие, чистые сугробы; кружевные белые снежинки; ревет вьюга; тяжелые шапки белого снега; пушистые сугробы; облака снежной пыли; покрыл сединой снег; морозная тишина; серое, мутное небо; морозные узоры на окне; сильный снегопад постепенно переходит в буран; порывистый ветер; снежно и безмолвно; снег сыпался, как стеклянный дождь; королева-сосна.

Продолжить составление ассоциативного поля, используя иллюстрации художников по теме «Зима».

8. Подведение итогов

Благодаря искусству использования выразительных средств языка художественная речь становится более красивой; она может окунуть нас в мир иллюзий художника, унести в события и окружающую героев действительность.

9. Домашнее задание

Итогом нашей сегодняшней работы будет ваша творческая работа по теме «Зима» дома.

Используя ассоциативное поле по теме «Зима», написать миниатюру «Зимние чудеса».

Образцы творческих работ

Зимние чудеса

Зима. Мой город покрывается сединой снега и превращается в снежное королевство с пушистыми сугробами. Кружевные белые снежинки медленно падают на лицо, руки и через мгновение превращаются в капельки воды. Принцессы-ели и королевы-сосны надели свои зимние шубы и тяжелые шапки из белого серебра. В лесу стоит морозная тишина, которая придает зиме еще большее очарование. Временами жалобно или грозно завывает вьюга, и ветер поднимает облака снежной пыли. Ну а если ты сидишь дома и не чувствуешь бодрости матушки-зимы, источником твоей фантазии могут стать морозные узоры на оконных стеклах.

Гильванова Кристина,

5 класс

Слушая музыкальную пьесу П.И.Чайковского «Времена года»…

Еще стоит мороз. Земля покрыта снегом. Птиц, кроме воробьев и голубей, не видно. Да и то они не поют. Плавно кружась, падает снег.

Совсем немного осталось до весны. Первой запоет капель. Затем прилетят птицы, которых так не хватало. Появится зеленая травка, зацветут первые цветы. Деревья вновь наденут зеленые платья. Потекут, весело журча, ручейки.

А пока зима. Возможно, это последний снегопад, последняя метель в этом году. Каждый год зима пугает нас своими метелями. Лютыми холодами и буранами. Этот год не отличился, зима была холодной - лето будет жарким.

Наконец природа стала медленно просыпаться после глубокого сна. Скоро появятся первые цветы - это подснежники. Как хорошо, что зима с холодами уходит, появится солнце, которое согреет нас своими лучами, порадует своим видом.

А вот и солнышко!

Габидуллина Катя,

5 класс

infourok.ru