Микроскопические экслибрисы (EX LIBRIS). Экслибрисы это


что это такое? Экслибрис: фото

Любители и коллекционеры книг собирают в своих библиотеках множество печатных изданий, каждое из которых обладает своей собственной историей. Стремясь защитить свои богатства, библиофилы и ценители наклеивают или проставляют на страницах книг книжные знаки — экслибрис. Что это такое, когда и где он появился, каким бывает и как изготавливают этот «графический афоризм», постараемся рассказать в этой статье.

Что это такое?

В переводе с латыни на русский язык Ex libris значит «из книг». Он неразрывно связан с историей книг и возник в средневековых мастерских — скрипториях при монастырях, где переписывались фолианты. Именно там стали делать так называемые владельческие надписи на книгах, начинавшиеся словами «из библиотеки» или «из книг», после чего указывались фамилия и имя владельца либо название монастыря или библиотеки.

Своим современным и привычным для нас видом бумажного ярлыка, приклеиваемого на внутреннюю часть книжного переплета, экслибрис обязан книгопечатанию и немецким мастерам. Бывает он самым разным – простым и декоративным, черно-белым и цветным. Наиболее простой пример, знакомый каждому из нас с детства, - экслибрис библиотеки, проставленный на выдаваемых в школе учебниках. Эстетически он собой ничего не представляет, но несет важную информацию о владельце издания.

Книжный знак – экслибрис - не оставался неизменным, модные тенденции той или иной эпохи, личные пристрастия и вкусы владельцев и даже используемые технические средства печати оказывали влияние на его внешний вид.

Как правило, личный книжный знак представляет собой зашифрованную в большей или меньшей степени информацию о владельце: его фамилию и имя, профессию, мировосприятие, интересы. Бывают случаи, когда оставленный экслибрис обладает большей ценностью, чем сама книга, в которой он находится.

Когда они появились?

Отвечая на вопрос о том, экслибрис - что это такое, важно выяснить, где и как возникло это художественное явление.

По мнению ученых, старейший книжный знак находится в Британском музее, а принадлежал он фараону Аменхотепу IV и датируется XIV веком до н. э. Стремление обозначить право собственности на такие драгоценные вещи, как книги, вполне понятно. Только самые могущественные и богатые люди могли позволить себе роскошь иметь рукописные книги и старались обозначить право собственности, чтобы ее сохранить.

После появления первых печатных книг в Германии людям потребовались экслибрисы, по которым можно было идентифицировать владельца. Самый старый зафиксированный немецкий книжный знак относится к 1450 году, а французский Жана Берто Ла Тур-Бланша - к 1529.

Одни из первых английских, голландских и итальянских экслибрисов появились в 1579, 1597 и 1622 годах соответственно.

Классификация и виды

Развивавшиеся на протяжении веков книжные знаки могут быть классифицированы на следующие два основных типа:

  • шрифтовой – указывающий только имя и фамилию владельца;
  • художественный, исполненный в виде миниатюрного рисунка, кратко рассказывающего о хозяине библиотеки.

Давайте подробно рассмотрим художественный экслибрис, что это такое и какие его виды бывают. Всего их три:

  1. Гербовый характерен для XVI-XVII веков, на нем изображали герб владельца. Создавался он по всем законам геральдического искусства.
  2. Вензелевый включал в себя художественно обработанные инициалы владельца. Подобный экслибрис (фото выше) можно увидеть в статье.
  3. Сюжетный самый декоративный и может состоять из множества элементов, отражая личные предпочтения, профессию и увлечения владельца.

Что на них изображают?

Если раньше на книжных знаках превалировали гербы и инициалы, то современные экслибрисы в большинстве случаев состоят из двух частей: художественной и текстовой. И если в надписи по традиции указывают принадлежность книги тому или иному владельцу, то изображение может быть абсолютно любым. Когда разрабатываются экслибрисы, художников просят отобразить тот или иной аспект жизни или интересов хозяина библиотеки. Такое изображение обязательно символично, причем оно может быть портретным или пейзажным, показывать элементы декора или архитектуры библиотеки, гротескным или карикатурным. Ограничений никаких нет, кроме фантазии заказчика и мастерства художника.

В советское время были популярны экслибрисы с изображением Ленина, сюжетов и героев гражданской и Великой Отечественной войн, трудовых подвигов рабочих и крестьян, покорения космоса.

Как их делают?

Сегодня существует множество техник получения книжных знаков:

  • типографский набор;
  • штемпельная;
  • цинкографическая;
  • литография;
  • шелкография;
  • гравюры на различных материалах.

Кратко рассмотрим разные методы, которые используются тогда, когда изготавливают экслибрис книги.

Ксилография

Одной из наиболее старых техник является ксилография – гравюра, исполненная на дереве. Уже в VIII веке н. э. на Востоке получали качественные оттиски с обработанных деревянных поверхностей, а с XIV века подобная методика стала применяться и в Европе. Называли этот вид ксилографии обрезной, выполняли ее на продольном спиле мягкой древесины, обычно груше, долотом и ножом. Из-за сопротивления волокон древесины процесс был долгим и трудоемким. В XVIII веке английский гравер Томас Бьюик изобрел торцевой способ гравировки, исполняемый на поперечных срезах твердой древесины специальным резцом. Этот вид гравюр быстро приобрел популярность, так как позволял получить тонкие и четкие линии, необходимую глубину и плавные переходы между темными и светлыми участками.

Гравюра на меди

Этот один из старейших способов создания гравюр появился в XIV веке в Италии. Выполняется он путем вырезания рисунка специальным резцом по меди и последующего заполнения полученных бороздок краской. После этого рисунок печатается под прессом, на влажной, хорошо впитывающей краску бумаге. Эта техника довольно сложна в исполнении, так как нельзя ничего изменить или поправить.

Офорт

Это наиболее популярный способ изготовления экслибрисов заключается в протравливании рисунка кислотой на цинковой или медной пластине. Сначала на доску, покрытую металлом, наносят специальный лаковый состав на основе воска и смолистых веществ. Когда лак затвердевает, художник специальной иглой наносит рисунок и обнажает металл. После того как изображение перенесено, пластину опускают в емкость с азотной кислотой, разъедающей металл. На очищенной от кислоты и лака поверхности получается рисунок.

Современность

Если раньше экслибрисы художников изготавливали методом ксилографии или офорта, то сегодня большинство книжных знаков исполняются через оттиск резинового клише. Современные технические средства позволяют выгравировать мельчайшие элементы экслибриса, что дает возможность создавать сложнейшие художественные произведения.

Книжные ярлыки в России

Вплоть до XVIII века в России были распространены рукописные книги, и в целях их сохранности собственники просто выполняли «владельческую надпись», в которой указывались имя и фамилия. Благодаря российскому первопечатнику Ивану Федорову первый печатный книжный знак появился в начале XVIII века. Первоначально это были только гербовые изображения, но постепенно стали появляться сюжетные рисунки, снабженные кратким девизом, выражающим жизненную позицию хозяина. Во времена правления Петра I светская литература получает широкое распространение и входит в моду экслибрис. Рисунки, наносимые на печатные издания, становятся предметом публичным и обсуждаемым, отражающим социальный статус владельца.

В XIX столетии в России активно формируется слой интеллигенции, и личная библиотека перестает быть символом привилегированности. У многих просвещенных людей, ученых, писателей постепенно формируются обширные библиотечные собрания. Это способствовало широкому распространению экслибриса, но привело к его упрощению. Вместо помпезных фамильных гербов или вензелей появилась обычная рамка, выполненная типографским способом, в которую вписывались личные данные владельца и постоянное место книги – номер книжного шкафа и полки.

В XX веке экслибрис становится практически самостоятельным жанром графического искусства. Этому способствовало и то, что в России этим жанром занимались такие выдающиеся художники, как Александр Бенуа, Лев Бакст, Георгий Нарбут, Елена Лансере, Михаил Добужинский и многие другие. Известно и то, что в 1901 году был создан единственный экслибрис Васнецова, а точнее, ксилографию «Изъ книгъ И.С. Остроухова» выполнил известный гравер того времени В.В. Матэ по рисунку, который художник сделал тушью.

Современная история книжного знака

После революции 1917 года и гражданской войны появилось множество художников-графиков, таких как Николай Куприянов, Владимир Фаворский, Алексей Кравченко и другие мастера. Тематика экслибриса значительно расширилась, и книжный знак стал показывать индивидуальные личностные черты и пристрастия владельцев книг.

Следующим периодом популярности экслибриса в нашей стране стали 60-70-е годы прошлого века, когда люди увлеклись коллекционированием книг. Несмотря на то что творчество в то время было сильно ограничено идеологическими рамками, художники создали множество интересных и необычных книжных знаков.

Сегодня, в XXI веке, интерес к экслибрису становится все сильнее. Связано это, прежде всего, с тем, что все больше наших современников стремятся иметь личный, собственный книжный знак, передающийся по наследству, как, например, экслибрис, фото которого находится ниже.

Вместо заключения

В настоящее время книжные знаки служат не только для сохранения целостности библиотеки, но и как объекты коллекционирования. Они могут многое рассказать о той или иной эпохе, владельцах и их судьбах. Отвечая на вопрос о том, экслибрис - что это такое, можно говорить о том, что это не только современный жанр графического искусства, но и предметная память об ушедших временах и людях.

fb.ru

Что такое экслибрис?

Любая книга – ценность, но эксклюзивное издание – ценность вдвойне. А ценности принято защищать, как минимум обозначая как свою собственность. Именно ради этой цели несколько столетий назад и был придуман экслибрис, который за время существования превратился из чисто технического в полноценный декоративный элемент уникальных книг. Каким бывает экслибрис, как его изготавливают и зачем собирают в коллекции?

Как появился и развивался экслибрис?

Само слово «экслибрис» происходит от латинского выражения ex libris, «из книг». И именно так и писали на первых экслибрисах в XV-XVI веках: из книг «такого-то монастыря», «такой-то библиотеки», «коллекции такого-то человека». Изначально экслибрис выступал как функциональная деталь, призванная, как тавро животных, обозначить владельца книги. Поэтому о внешнем виде подобной метки сильно не задумывались: на форзац издания приклеивали простой бумажный ярлычок либо делали фирменный печатный оттиск с базовой информацией о собственнике.

Но со временем, когда в дворянских кругах пошла мода на личные библиотеки, экслибрису начали уделять куда больше внимания. В XVII-XIX веках дизайн такой отметки усложнился, получил изысканные и оригинальные формы. И создавать экслибрисы считалось не зазорно даже известным художникам и графикам – эта книжная деталь превратилась в полноценное художественное произведение. К тому же «тавро» уже не просто печатали на бумаге, но и делали в виде гравюр на металле или дереве, тисненых оттисков на коже, вручную написанных миниатюр и т.п.

Какие бывают экслибрисы?

Если не учитывать простейшие штампы, которыми отмечают книги в публичных библиотеках или учреждениях и организациях, все экслибрисы художественного характера можно разделить на три большие группы:

  • Гербовые. Именно с отметок, повторяющих фамильные гербы в целом или частично, с семейным девизом, в свое время и началась мода на такие декоративные элементы. Сегодня в связи с популярностью генеалогических древ такие экслибрисы переживают «второе рождение».
  • Вензелевые. Подобные экслибрисы представляют оригинальный орнамент в виде монограммы из сплетенных особым образом инициалов владельца книги. Эти метки возникли как реакция на чрезмерно сложные и порядком устаревшие гербы – они выглядели легче и воздушнее.
  • Сюжетные. Самые необычные экслибрисы, в которых не просто указывают имя собственника, но и с помощью рисунка со своим сюжетом, композицией и стилем обозначают профессию этого человека, его интересы и увлечения, дворянский титул, его портрет и т.п. – фантазия ничем не ограничена.
  • Также стоит отметить, что экслибрис бывает не только внутренним, наносимым с «изнаночной» стороны обложки, но еще и внешним – на переплетную крышку или книжный корешок (например, в виде тиснения фольгой или инкрустации). В таком случае эта метка называется уже суперэкслибрис.

    Как коллекционируют экслибрисы?

    Статус, которого достиг данный элемент в наше время, лучше всего подчеркивает тот факт, что экслибрис превратился в объект коллекционирования. Причем здесь распространено минимум три варианта собирания книжных отметок:

  • поиск авторских экслибрисов: коллекция включает метки, созданные одним и тем же известным графиком, – это похоже на коллекционирование картин любимого живописца;
  • поиск экслибрисов владельца: собрание книг, принадлежавших известному человеку, который мог быть писателем, политиком, научным деятелем или, к примеру, известным коллекционером книг;
  • поиск разных экслибрисов: самое простое коллекционирование, в котором собирают любые книжные метки – издаются даже сборники с описанием известных экслибрисов (их, по разным оценкам, создано более миллиона).
  • Доходит до того, что иногда некий экслибрис может цениться больше в прямом и переносном смысле, чем сама книга, на которую он нанесен!

    www.primelibrary.ru

    Экслибрис - это... Что такое Экслибрис?

    Эксли́брис (от лат. ex libris — «из книг») — книжный знак, наклеиваемый владельцами библиотек на книгу, преимущественно на внутреннюю сторону переплета. Разновидность экслибриса, оттиснутого на корешке или сторонке переплётной крышки книги, называется суперэкслибрисом.

    Обычно на экслибрисе обозначены имя и фамилия владельца и рисунок, лаконично и образно говорящий о профессии, интересах или о составе библиотеки владельца. Родиной экслибриса считают Германию, где он появился вскоре после изобретения книгопечатания.

    Простейший экслибрис представляет собой бумажный ярлык с именем владельца книги (иногда в сочетании с девизом или эмблемой). Художественные экслибрисы представляют собой произведения печатной графики. Они создаются различными техниками гравюры — гравируются на меди, дереве или линолеуме, выполняются цинкографским или литографским способом. Среди авторов художественных экслибрисов можно назвать таких выдающихся художников, как Альбрехт Дюрер, В. А. Фаворский, и многих других.

    Среди художественных экслибрисов различают

    • гербовые, которые воспроизводят герб владельца и характерны главным образом для XVI—XVIII веков. В СССР особый интерес к гербовым экслибрисам наблюдался в 1920-х годах в среде неэмигрировавшего дворянства. Позднейшим проявлением такого интереса стал Сборник гербовых экслибрисов;
    • вензелевые с орнаментально разработанными инициалами владельца;
    • сюжетные, которые стали наиболее популярными в XX веке и представляют собой изображения пейзажей, архитектурных мотивов, различных эмблем, образно отражающих вкусы, интересы и пристрастия, профессию владельца библиотеки.

    Древнейший русский экслибрис — это рисованный от руки книжный знак игумена Досифея обнаруженный в книгах Соловецкого монастыря за 1493—1494 годы.

    Литература

    Ссылки

    dic.academic.ru

    Экслибрис — Википедия (с комментариями)

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Эксли́брис (от лат. ex libris — «из книг») — книжный знак, удостоверяющий владельца книги. Экслибрис наклеивается или проставляется печатью на левый форзац. Экслибрис, обозначенный на внешней стороне книги (обложке или корешке), называется суперэкслибрисом.

    Обычно на экслибрисе обозначены имя и фамилия владельца и рисунок, лаконично и образно говорящий о профессии, интересах или о составе библиотеки владельца. Родиной экслибриса считают Германию, где он появился вскоре после изобретения книгопечатания.

    Простейший экслибрис представляет собой бумажный ярлык с именем владельца книги (иногда в сочетании с девизом или эмблемой). Художественные экслибрисы представляют собой произведения печатной графики. Они создаются различными техниками гравюры — гравируются на меди, дереве или линолеуме, выполняются цинкографским или литографским способом. Среди авторов художественных экслибрисов можно назвать таких выдающихся художников, как Альбрехт Дюрер, В. А. Фаворский, и многих других.

    Среди художественных экслибрисов различают:

    • гербовые, которые воспроизводят герб владельца и характерны главным образом для XVI—XVIII веков. В СССР особый интерес к гербовым экслибрисам наблюдался в 1920-х годах в среде неэмигрировавшего дворянства. Позднейшим проявлением такого интереса стал Сборник гербовых экслибрисов;
    • вензелевые с орнаментально разработанными инициалами владельца;
    • сюжетные, которые стали наиболее популярными в XIX веке и представляют собой изображения пейзажей, архитектурных мотивов, различных эмблем, образно отражающих вкусы, интересы и пристрастия, профессию владельца библиотеки.

    Древнейший русский экслибрис — это рисованный от руки книжный знак игумена Досифея, обнаруженный в книгах Соловецкого монастыря за 1493—1494 годы.

    • Exlibris munich.jpg

      Экслибрис Баварской государственной библиотеки (Королевская библиотека, XIX век)

    • Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

      Экслибрис игумена Досифея

    • Toni Pecoraro Ex-libris Marco Fragonara.jpg

      Экслибрис Marco Fragonara (1998)

    См. также

    • [https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Ex-libris_of_Russia Экслибрисы из России] в Викимедиа

    Напишите отзыв о статье "Экслибрис"

    Литература

    Энциклопедические статьи
    • [http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke3/ke3-6134.htm Книжный знак] // Краткая литературная энциклопедия. Т. 3. — М., 1966.
    • Минаев Е. Н. Экслибрис // Книговедение: Энциклопедический словарь / Редкол.: Н. М. Сикорский (гл. ред.), О. Д. Голубева, А. Д. Гончаров, И. М. Дьяконов, А. И. Маркушевич, Е. Л. Немировский, И. М. Терехов (зам. гл. ред.), И. И. Чхиквишвили. — М.: Советская энциклопедия, 1981. — С. 606-607. — 664 с. — 100 000 экз. (в пер.)
    • Экслибрис // Книга: Энциклопедия / Редкол.: И. Е. Баренбаум, А. А. Беловицкая, А. А. Говоров и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — С. 728. — 800 с. — ISBN 5-85270-312-5. (в пер.)
    • Гриханов Ю. А. Экслибрис // Библиотечная энциклопедия / Гл. ред. Ю. А. Гриханов; Российская государственная библиотека. — М.: Пашков дом, 2007. — С. 1184. — 1300 с. — 3 000 экз. — ISBN 5-7510-0290-3. (в пер.)
    Русский и советский экслибрис
    • Адарюков В. Я. Редкие русские книжные знаки. Материалы по истории русского книжного знака. — М., 1923.
    • Адарюков В. Я. Русский книжный знак. 2-е изд. — М., 1922.
    • Базыкин М. С. Наши книжные знаки / Сост. М. С. Базыкин; Русское общество друзей книги (РОДК). — М., 1925. — 35 с., 8 л. ил.
    • Богомолов С. И. Российский книжный знак. 1700—1918. — М.: Минувшее, 2010. — 960 с. — ISBN 978-5-902073-77-2. (в пер.)
    • Верещагин В. А. Русский книжный знак. — СПб., 1902.
    • Выставка книжных знаков. Петербург, 1919. Каталог. — Пг., 1919. — 85 с.
    • Выставка русских книжных знаков. — Л., 1926.
    • Гетманский Э. Д. Российский книжный знак (1917—1991) в трёх томах. Тула. 2004.
    • Гетманский Э. Д. Художественный экслибрис Российской империи (1900—1917) в двух томах. Тула. 2009.
    • Гетманский Э. Д. Энциклопедия советского экслибриса (1917—1991) в шести томах. Тула. 2008.
    • Голубенский Г. А. К вопросу о периодизации истории русского и советского экслибриса. — Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1965.
    • Иваск У. Г. Литература о книжных знаках. — М., 1918. — 31 с.
    • Иваск У. Г. О библиотечных знаках, так называемых ex-libris’ах, по поводу 200-летия их применения в России. — М., 1902.
    • Иваск У. Г. Описание русских книжных знаков. Вып. 1-3. — М., 1905—1918.
    • Ивенский С. Г. Книжный знак: История, теория, практика художественного развития. — М., 1980.
    • Ивенский С. Г. Мастера русского экслибриса / С. Г. Ивенский; Оформление Л. Г. Епифанова. — Л.: Художник РСФСР, 1973. — 336 с. — 10 000 экз. (в пер.)
    • Известия Московского общества любителей книжных знаков, 1907, вып. 1.
    • Кашутина Е. С., Сапрыкина Н. Г. Экслибрис в собрании Научной библиотеки Московского государственного университета: Альбом-каталог / Е. С. Кашутина, Н. Г. Сапрыкина. — М.: Изд-во МГУ, 1985. — 224 с. — 8800 экз. (в пер.)
    • Книжные знаки русских художников / Под ред. Д. И. Митрохина, П. И. Нерадовского, А. К. Соколовского. — Пг.: Петрополис, 1922. — 240 с.
    • Ласунский О. В мире экслибрисов // Власть книги: Рассказы о книгах и книжниках. — Воронеж, 1966. — С. 221—253.
    • Ласунский О. Г. Книжный знак: Некоторые проблемы изучения и использования. — Воронеж, изд. Воронежского ун-та, 1967. — 168 с.
    • Ласунский О. Г. Власть книги: Рассказы о книгах и книжниках. — Изд. 4-е, перераб. — Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2010. — ISBN 5-98631-014-4.
    • Литература о книжных знаках: Библиографический список. — Вологда: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1971. — 128 с.
    • Лихачёва О. П. Собрание русских книжных знаков БАН СССР // Материалы и сообщения по фондам отдела рукописной и редкой книги Библиотеки Академии наук СССР. — М.-Л, 1966. — С. 90-102.
    • Лукомский В. К. Фальсификат в экслибрисе. — М., 1929.
    • Марцевич Ю. П. Новая литература о книжном знаке: Информационный библиографический указатель. — М., 1971. — 92 с.
    • Минаев Е. Н. Экслибрис: Книга-альбом. — М.: Советский художник, 1968. — 120 с. — 10 000 экз. (обл.)
    • Минаев Е. Н. Экслибрисы художников Российской Федерации: 500 экслибрисов (альбом) / Сост. Е. Н. Минаев. — М.: Советская Россия, 1971. — 320 с. — 40 000 экз. (в пер., суперобл.)
    • Минаев Е. Н., Фортинский С. П. Экслибрис. — М.: Книга, 1970. — 240 с. — 20 000 экз. (в пер., суперобл.)
    • Малинин Б.А., [http://www.forum.esenin.su/esenin-v-izobrazitelnom-iskusstve/ekslibris/malinin-b-a Экслибрис Ex Libris Г. И. Игнатова № 8. 1987 г. Х3 91х12]
    • Орлов Н. Н. У. Г. Иваск как исследователь русского книжного знака. — М., 1927. — 67 с.
    • Орлов Н. Н. Литература о книжных знаках. 1918—1922. — М., 1923. — 23 с.
    • Охочинский В. К. Книжные знаки Владимира Изенберга. — Пг., 1923.
    • Охочинский В. К. Книжные знаки Георгия Нарбута. — Л., 1924.
    • Памятка Выставки оригинальных рисунков петроградских книжных знаков. — Пг., 1923.
    • Розов Н. Н. Когда появился в России книжный знак? // Археографический ежегодник за 1962 год. — М., 1963. — С. 88-91.
    • Русские книжные знаки: Из собрания И. К. Антошевского. — СПб., 1913.
    • Русский книжный знак в гравюре. — Л., 1925.
    • Сильванский С. А. Экслибрис: Популярный очерк. — М.: Изд. Правления ВОФ, 1932. — 7 с. — 1500 экз.
    • Советский экслибрис / Составитель Е. Н. Минаев. — М., 1965.
    • Соколовский А. К. Книжные знаки. — Пг., 1918.
    • Соколовский А. К. Старый Петербург на книжных знаках. — Л.: Ленинградское общество экслибрисистов, 1925. — 21 с.
    • Труды Ленинградского общества экслибрисов. — Л., 1924—1931, вып. I, II—III, IV, V, VI, VII—VIII, IX—X, XI—XII, XIII.
    • Фёдоров В. Д. Русский книжный знак. — М.: Биологические науки, 1995. — 80 с. — 1000 экз. — ISBN 5-85699-005-6. (обл.)
    • Фрейман Р. В. Exlibris: Краткий исторический очерк книжного знака / Иллюстратор Сергей Чехонин. — Пг.: Время, 1922. — 54 с. — 1000 экз. (обл.)
    • Экслибрис СССР. — М.: Книга, 1975. — 176 с.
    • Экслибрис СССР: Альбом.- М.: Книга, 1967. — 58 с.
    • Экслибрисы и штемпели на книгах Научной библиотеки РГГУ / Сост. Е. В. Пчелов. — М.: Изд-во РГГУ, 2010. — 440 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-7281-1165-8. (в пер.)
    • Эттингер П. Д. Книжные знаки В. А. Фаворского. — М., 1933.
    • «Книжные знаки К. С. Козловского». — Вологда, 1963.

    Ссылки

    • [http://www.geol.msu.ru/deps/ore/borodaev/index.html Коллекция книжных знаков]
    • [http://www.nlr.ru/exib/ex-libris/ Экслибрисы из собрания РНБ]
    • [http://www.art.gtn.ru/HTML/articles/exlibris.htm Это знак всех книг моих]
    • [http://collectionerus.ru/collections/exlibris/ Раздел «Экслибрис» на сайте Артемия Лебедева «Коллекционерус»]

    Отрывок, характеризующий Экслибрис

    – Я не буду тебе показывать долго. Обещаю! Но ты должна о них знать, правда же?.. – счастливым голоском заявила девчушка. – Вот, смотри – первым будет сын...

    К моему величайшему удивлению, в отличие от виденного раньше, мы попали в совершенно другое время и место, которое было похожим на Францию, и по одежде напоминало восемнадцатый век. По широкой мощёной улице проезжал крытый красивый экипаж, внутри которого сидели молодые мужчина и женщина в очень дорогих костюмах, и видимо, в очень дурном настроении... Молодой человек что-то упорно доказывал девушке, а та, совершенно его не слушая, спокойно витала где-то в своих грёзах, чем молодого человека очень раздражала... – Вот видишь – это он! Это тот же «маленький мальчик»... только уже через много, много лет, – тихонько прошептала Стелла. – А откуда ты знаешь, что это точно он? – всё ещё не совсем понимая, спросила я. – Ну, как же, это ведь очень просто! – удивлённо уставилась на меня малышка. – Мы все имеем сущность, а сущность имеет свой «ключик», по которому можно каждого из нас найти, только надо знать, как искать. Вот смотри... Она опять показала мне малыша, сына Гарольда. – Подумай о его сущности, и ты увидишь... И я тут же увидела прозрачную, ярко светящуюся, на удивление мощную сущность, на груди которой горела необычная «бриллиантовая» энергетическая звезда. Эта «звезда» сияла и переливалась всеми цветами радуги, то уменьшаясь, то увеличиваясь, как бы медленно пульсируя, и сверкала так ярко, будто и вправду была создана из самых потрясающих бриллиантов. – Вот видишь у него на груди эту странную перевёрнутую звезду? – Это и есть его «ключик». И если ты попробуешь проследить за ним, как по ниточке, то она приведёт тебя прямо к Акселю, у которого такая же звезда – это и есть та же самая сущность, только уже в её следующем воплощении. Я смотрела на неё во все глаза, и видно заметив это, Стелла засмеялась и весело призналась: – Ты не думай, что это я сама – это бабушка меня научила!.. Мне было очень стыдно чувствовать себя полной неумёхой, но желание побольше узнать было во сто крат сильнее любого стыда, поэтому я запрятала свою гордость как можно глубже и осторожно спросила: – А как же все эти потрясающие «реальности», которые мы сейчас здесь наблюдаем? Ведь это чья-то чужая, конкретная жизнь, и ты не создаёшь их так же, как ты создаёшь все свои миры? – О, нет! – опять обрадовалась возможности что-то мне объяснить малышка. – Конечно же, нет! Это ведь просто прошлое, в котором все эти люди когда-то жили, и я всего лишь переношу нас с тобой туда. – А Гарольд? Как же он всё это видит? – О, ему легко! Он ведь такой же, как я, мёртвый, вот он и может перемещаться, куда захочет. У него ведь уже нет физического тела, поэтому его сущность не знает здесь препятствий и может гулять, где ей захочется... так же, как и я... – уже печальнее закончила малышка. Я грустно подумала, что то, что являлось для неё всего лишь «простым переносом в прошлое», для меня видимо ещё долго будет являться «загадкой за семью замками»... Но Стелла, как будто услышав мои мысли, тут же поспешила меня успокоить: – Вот увидишь, это очень просто! Тебе надо только попробовать. – А эти «ключики», они разве никогда не повторяются у других? – решила продолжить свои расспросы я. – Нет, но иногда бывает кое-что другое...– почему-то забавно улыбаясь, ответила крошка. – Я в начале именно так и попалась, за что меня очень даже сильно «потрепали»... Ой, это было так глупо!.. – А как? – очень заинтересовавшись, спросила я. Стелла тут же весело ответила: – О, это было очень смешно! – и чуть подумав, добавила, – но и опасно тоже... Я искала по всем «этажам» прошлое воплощение своей бабушки, а вместо неё по её «ниточке» пришла совсем другая сущность, которая как-то сумела «скопировать» бабушкин «цветок» (видимо тоже «ключик»!) и, как только я успела обрадоваться, что наконец-то её нашла, эта незнакомая сущность меня безжалостно ударила в грудь. Да так сильно, что у меня чуть душа не улетела!.. – А как же ты от неё избавилась? – удивилась я. – Ну, если честно, я и не избавлялась... – смутилась девочка. – Я просто бабушку позвала... – А, что ты называешь «этажами»? – всё ещё не могла успокоиться я. – Ну, это разные «миры» где обитают сущности умерших... В самом красивом и высоком живут те, которые были хорошими... и, наверное, самыми сильными тоже. – Такие, как ты? – улыбнувшись, спросила я. – О, нет, конечно! Я наверное сюда по ошибке попала. – Совершенно искренне сказала девчушка. – А знаешь, что самое интересное? Из этого «этажа» мы можем ходить везде, а из других никто не может попасть сюда... Правда – интересно?.. Да, это было очень странно и очень захватывающе интересно для моего «изголодавшегося» мозга, и мне так хотелось узнать побольше!.. Может быть потому, что до этого дня мне никогда и никто ничего толком не объяснял, а просто иногда кто-то что-то давал (как например, мои «звёздные друзья»), и поэтому, даже такое, простое детское объяснение уже делало меня необычайно счастливой и заставляло ещё яростнее копаться в своих экспериментах, выводах и ошибках... как обычно, находя во всём происходящем ещё больше непонятного. Моя проблема была в том, что делать или создавать «необычное» я могла очень легко, но вся беда была в том, что я хотела ещё и понимать, как я это всё создаю... А именно это пока мне не очень-то удавалось... – А остальные «этажи»? Ты знаешь, сколько их? Они совсем другие, непохожи на этот?.. – не в состоянии остановиться, я с нетерпением заваливала Стеллу вопросами. – Ой, я тебе обещаю, мы обязательно пойдём туда погулять! Ты увидишь, как там интересно!.. Только там и опасно тоже, особенно в одном. Там такие чудища гуляют!.. Да и люди не очень приятные тоже. – Я думаю, я уже видела похожих чудищ, – кое-что вспомнив, не очень уверенно сказала я. – Вот посмотри... И я попробовала показать ей первых, встреченных в моей жизни, астральных существ, которые нападали на пьяного папу малышки Весты. – Ой, так это же такие же! А где ты их видела? На Земле?!.. – Ну, да, они пришли, когда я помогала одной хорошей маленькой девочке проститься со своим папой... – Значит, они приходят и к живым?.. – очень удивилась моя подружка. – Не знаю, Стелла. Я ещё вообще почти ничего не знаю... А так хотелось бы не ходить в потёмках и не узнавать всё только на «ощупь»... или из своего опыта, когда постоянно за это «бьют по голове»... Как ты думаешь, твоя бабушка не научила бы чему-то и меня?.. – Не знаю... Ты, наверное, должна сама у неё об этом спросить? Девочка глубоко о чём-то задумалась, потом звонко рассмеялась и весело сказала: – Это было так смешно, когда я только начала «творить»!!! Ой, ты бы знала, как это было смешно и забавно!.. Вначале, когда от меня «ушли» все, было очень грустно, и я много плакала... Я тогда ещё не знала где они, и мама, и братик... Я не знала ещё ничего. Вот тогда, видимо, бабушке стало меня жалко и она начала понемножку меня учить. И... ой, что было!.. Вначале я куда-то постоянно проваливалась, создавала всё «шиворот навыворот» и бабушке приходилось за мной почти всё время наблюдать. А потом я научилась... Даже жалко, потому что она теперь уже реже приходит... и я боюсь, что может когда-нибудь она не придёт совсем... Впервые я увидела, насколько грустно иногда бывает этой маленькой одинокой девочке, несмотря на все эти, создаваемые ею, удивительные миры!.. И какой бы она ни была счастливой и доброй «от рождения», она всё ещё оставалась всего лишь очень маленьким, всеми родными неожиданно брошенным ребёнком, который панически боялся, чтобы единственный родной человек – её бабушка – тоже бы в один прекрасный день от неё не ушла... – Ой, пожалуйста, так не думай! – воскликнула я. – Она тебя так любит! И она тебя никогда не оставит. – Да нет... она сказала, что у всех нас есть своя жизнь, и мы должны прожить её так, как каждому из нас суждено... Это грустно, правда? Но Стелла, видимо, просто не могла долго находиться в печальном состоянии, так как её личико опять радостно засветилось, и она уже совсем другим голоском спросила: – Ну что, будем смотреть дальше или ты уже всё забыла? – Ну, конечно же, будем! – как бы только что очнувшись от сна, теперь уже с большей готовностью ответила я. Я не могла ещё с уверенностью сказать, что хотя бы что-то по-настоящему понимаю. Но было невероятно интересно, и кое-какие Стеллины действия уже становились более понятными, чем это было в самом начале. Малышка на секунду сосредоточилась, и мы снова оказались во Франции, как бы начиная точно с того же самого момента, на котором недавно остановились... Опять был тот же богатый экипаж и та же самая красивая пара, которая никак не могла о чём-то договориться... Наконец-то, совершенно отчаявшись что-то своей юной и капризной даме доказать, молодой человек откинулся на спинку мерно покачивавшегося сидения и грустно произнёс: – Что ж, будь по-вашему, Маргарита, я не прошу вашей помощи более... Хотя, один лишь Бог знает, кто ещё мог бы помочь мне увидеться с Нею?.. Одного лишь мне не понять, когда же вы успели так измениться?.. И значит ли это, что мы не друзья теперь? Девушка лишь скупо улыбнулась и опять отвернулась к окошку... Она была очень красивой, но это была жестокая, холодная красота. Застывшее в её лучистых, голубых глазах нетерпеливое и, в то же время, скучающее выражение, как нельзя лучше показывало, насколько ей хотелось как можно быстрее закончить этот затянувшийся разговор. Экипаж остановился около красивого большого дома, и она, наконец, облегчённо вздохнула. – Прощайте, Аксель! – легко выпорхнув наружу, по-светски холодно произнесла она. – И разрешите мне напоследок дать вам хороший совет – перестаньте быть романтиком, вы уже не ребёнок более!.. Экипаж тронулся. Молодой человек по имени Аксель неотрывно смотрел на дорогу и грустно сам себе прошептал: – Весёлая моя «маргаритка», что же стало с тобою?.. Неужели же это всё, что от нас, повзрослев, остаётся?!.. Видение исчезло и появилось другое... Это был всё тот же самый юноша по имени Аксель, но вокруг него жила уже совершенно другая, потрясающая по своей красоте «реальность», которая больше походила на какую-то ненастоящую, неправдоподобную мечту... Тысячи свечей головокружительно сверкали в огромных зеркалах какого-то сказочного зала. Видимо, это был чей-то очень богатый дворец, возможно даже королевский... Невероятное множество «в пух и в прах» разодетых гостей стояли, сидели и гуляли в этом чудесном зале, ослепительно друг другу улыбаясь и, время от времени, как один, оглядываясь на тяжёлую, золочёную дверь, чего-то ожидая. Где-то тихо играла музыка, прелестные дамы, одна красивее другой, порхали, как разноцветные бабочки под восхищёнными взглядами так же сногсшибательно разодетых мужчин. Всё кругом сверкало, искрилось, сияло отблесками самых разных драгоценных камней, мягко шуршали шелка, кокетливо покачивались огромные замысловатые парики, усыпанные сказочными цветами... Аксель стоял, прислонившись к мраморной колонне и отсутствующим взглядом наблюдал всю эту блестящую, яркую толпу, оставаясь совершенно равнодушным ко всем её прелестям, и чувствовалось, что, так же, как и все остальные, он чего-то ждал. Наконец-то всё вокруг пришло в движение, и вся эта великолепно разодетая толпа, как по мановению волшебной палочки, разделилась на две части, образуя ровно посередине очень широкий, «бальный» проход. А по этому проходу медленно двигалась совершенно потрясающая женщина... Вернее, двигалась пара, но мужчина рядом с ней был таким простодушным и невзрачным, что, несмотря на его великолепную одежду, весь его облик просто стушёвывался рядом с его потрясающей партнёршей. Красавица дама была похожа на весну – её голубое платье было сплошь вышито причудливыми райскими птицами и изумительными, серебристо-розовыми цветами, а целые гирлянды настоящих живых цветов хрупким розовым облачком покоились на её шелковистых, замысловато уложенных, пепельных волосах. Множество ниток нежного жемчуга обвивали её длинную шею, и буквально светились, оттенённые необычайной белизной её изумительной кожи. Огромные сверкающие голубые глаза приветливо смотрели на окружающих её людей. Она счастливо улыбалась и была потрясающе красивой....

    o-ili-v.ru

    Что такое экслибрис

    Подлинный любитель книг знает, что такое экслибрис («ex libris» – «из книг»).

    Это латинское слово называло книжный знак с текстом, монограммой или картинкой. Так владелец книги обозначал её принадлежность своей библиотеке. Экслибрисы появились в то же время, что и рукописные книги.

    С давних пор к книгам относились как к источнику мудрости, дорожили ими, боялись их утерять. Вот почему мастера оставляли в рукописи своеобразные картинки-миниатюры – «вкладные записи». Например, в Древнем Египте к папирусам прикрепляли маленькую фаянсовую табличку с именем владельца. В средневековой Европе прямо на книжной странице помещали портрет владельца с девизом, или виньетку с именем хозяина, или его семейный герб.

    В эпоху Возрождения книжный знак приклеивали изнутри к крышке переплёта, иногда прямо на листе книги делали оттиски с помощью кольца-печатки. В XVIII веке печатные экслибрисы были двух видов — гербовые и шрифтовые. Гербовые экслибрисы имели разные орнаменты и геральдические символы. Шрифтовые книжные знаки изображали сложные вензеля из двух или трех букв с коронами над ними.

    В XIX веке существовало несколько способов изготовления экслибрисов: гравированный на меди или дереве, литографский, оттиск с клише из типографского сплава. Широкое распространение получили шрифтовые экслибрисы-ярлыки. На них обычно указывалось лишь имя, отчество и фамилия владельца, иногда указывались дополнительные сведения: шкаф, полка, номер отдела, место.

    В XX веке наиболее предпочитаемыми были темы революционной борьбы, науки, детского чтения. Использовали каучуковые штемпели. Штемпели с текстом «Книгохранилище», «Библиотека №» до сих пор ставятся на книги государственных и общественных библиотек. Штампы ставились везде: начиная от заглавных листов и кончая полями находящихся в книге гравюр.

    Книжные знаки изготавливали художники, любители гравюры. Постепенно экслибрис стал элементом художественного оформления книги, им заинтересовались библиофилы и коллекционеры. Книжные знаки имели художники А. Дюрер, П. Пикассо, В. Васнецов, К. Сомов, В. Фаворский, писатели Чарльз Диккенс, Артур Конан Дойл, космонавты и композиторы, ученые и медики, спортсмены и актёры.

    Создатели домашних библиотек часто приобретают для себя по индивидуальным заказам знаки, которые отражают их запросы и стремления, характер собираемых книг. Текстовая часть экслибриса состоит из слов «Из библиотеки...», «Книга...», «Из собрания книг...» с указанием имени и фамилии владельца. Эмблема хозяина книги отличается от издательского знака, ярлычка переплётной мастерской или от сделанной рукой библиотекаря надписи.

    Чтобы подчеркнуть значимость владельца знака, передать особенности внутреннего мира человека, связь его с обществом, историей, природой, мировой культурой, использовали сюжетно-тематические экслибрисы, рисовали сложные знаки, где были не только фигуры, но и целые сцены, пейзажи, украшенные узором из листьев и цветов. Среди всяких предметов были книги, корабли, штурвалы, якоря, драконы, ангелы, трофеи, животные, птицы, дети, музыкальные инструменты, оружие, деревья, растения. Экслибрис мог иметь форму круга, квадрата, ромба, овала, прямоугольника, треугольника, содержать фон, цвет.

    Если вы захотели иметь свой собственный экслибрис, то продумайте, каким именно он будет: нарисованным от руки, по трафарету, в виде штемпеля. Не забудьте о том, что он может быть связан с содержанием тех книг, которые у вас есть, с особенностями характера ваших занятий и увлечений.

    Небольшие по размеру графические книжные знаки превращаются по содержанию в целые новеллы, в которых ничего не может быть случайного, ведь по книжному знаку легко узнать круг интересов обладателя книги, пристрастия, внутренний мир, мироовоззрение. Разнообразны библиотеки, вкусы, увлечения, профессиональные интересы владельцев. Среди разнообразных сюжетов особо выделяется портретный экслибрис, который имеет силуэтное изображение владельца библиотеки.

    Продуманные до мельчайших подробностей экслибрисы доставляют эстетическую радость и органично вписываются в книгу. Такие экслибрисы становятся своеобразным элементом книжного оформления.

    Некоторые родители, чтобы привить детям любовь и бережное отношение к книге, внушить уважение к печатному слову, развить художественный вкус, придумывали детские экслибрисы. Они переносят нас в фантастический мир сказок, путешествий и приключений.

    Если вы сами хотите сделать экслибрис, можете использовать линолеум. Он мягок, на нём работать легко, поэтому в этой технике экслибрис получил широкое распространение. Но лучше всего обратиться со своим заказом к специальному мастеру, который сначала на бумаге карандашом выполнит эскиз, соединив в одно целое элементы книжного знака – выбранный вами символ и инициалы, разработает весь знак в деталях: композицию рисунка, его величину, форму, шрифт.

    Художники используют разные техники изготовления. Например, гравюру на дереве. Она называется ксилографией. Для этого способа гравирования берут твёрдые породы дерева: бук, пальму, самшит, грушу, яблоню, березу.

    Более сложная техника – резцовая гравюра на металле. Рисунок делается на стальных или медных досках, в полученные борозды втирается краска, а печатается под прессом на влажной бумаге.

    Широкой известностью пользуется техника офорта: линии рисунка не вырезаются на металле, а вытравливаются кислотой, медную пластину покрывают растопленным лаком из воска и смолы. По затвердевшему лаку художник рисует специальной иглой, вставленной в ручку. Под сильным прессом с пластины печатается гравюра на увлажненной бумаге.

    Теперь распространены экслибрисы в виде оттиска клише, изготовленного из резины. Современное оборудование позволяет выполнить такое клише настолько высокого качества, что видны мельчайшие детали самого замысловатого рисунка.

    Искусство книжного знака — это уникальная форма современной печатной графики, её миниатюрная и афористическая ветвь, явление культуры чтения и коллекционирования, ведь иной раз экслибрис представляет большую ценность, чем книга, содержащая его.

     

    Литература

    1. Блудова Е. Художник и книга. Сокровище книги моей - экслибрис / Юный художник. - 1997. - №7. - С.44-45.

    2. Ивенский С.С. Мастера русского экслибриса.- Л.: Художник РСФСР, 1973.

    3. Ивенский С. Художник и книга. Экслибрис /Юный художник. - 1981. - №7. - С. 46-47.

    4. Минаев Е.М., Фортинский С.П. Экслибрис. - М.: Книга, 1970.

    sesony.ru

    Заказать экслибрис - Ex libris 

    Вы открываете книгу и на внутренней стороне переплета видите небольшую картинку. Это экслибрис (ex libris) – личный владельческий знак хозяина книги. Он не только подтверждает права владельца на эту книгу, но и является чем-то большим, нежели просто охранным знаком. Это как бы частичка внутреннего мира владельца, перенесенная в книгу. По рисунку экслибриса можно многое сказать о его владельце – что это за человек, о чем думает, чем интересуется. Даже спустя многие годы экслибрис и книга будут хранить эту информацию для многих поколений семьи.

    Ранее экслибрисы носили чисто охранную функцию. Первыми экслибрисами были надписи на рукописных книгах, сделанные их владельцами. Эта надпись подтверждала, кто является собственником книги, и называлась «владельческой надписью»: «Сия книга попа Родиона Сидорова сына, грешного и недостойного» (XVI в.). Желая сделать пожертвование «во искупление грехов», владельцы книг иногда передавали их в дар церкви и указывали на книге цель своего пожертвования. Такая запись называлась «вкладной записью» и помещалась обычно на первой странице рукописи, где обозначались число и год дарения, название церкви, имя жертвователя и цель вклада. «Лета 7124 Апреля в 1 день положил сию книгу глаголемую Апостол в дом Божий воскресению Христову благочестивый и христолюбивый раб Божий Василий Ярошевич Зенкевич мещанин и обыватель Романова с женою своею Евдокиею Зенкевичевою за отпущение грехов своих и в жизнь вечную. Аминь.»

    Кто таков был Василий Зенкевич, теперь уже неизвестно, но вот само имя его живет уже несколько столетий, благодаря такому самобытному экслибрису на переданной в дар книге. Какой мощный след на страницах истории оставил простой обыватель! Интересно, кто из ныне известных людей смогут похвастаться, что их имя пережило столько поколений?

    Известен также автор самого первого русского рисованного экслибриса. Это некий игумен Досифей, в 15 веке основавший библиотеку при Соловецком монастыре. На некоторых книгах этой библиотеки он рисовал от руки свой экслибрис – круглую, почти замкнутую букву «С», внутри которой сложной красивой вязью было выписано продолжение имени владельца – «вященоинока Досифея».

    Первый печатный экслибрис в России появился на свет в начале 18 века, благодаря знаменитому Ивану Федорову, российскому первопечатнику. Сначала книги украшали только гербовыми экслибрисами, но позднее появились и красивые сюжетные рисунки – как правило, с коротким девизом, характеризующим владельца библиотеки.

    Примерно с этого времени, с легкой руки Петра I, положившего начало широкому распространению светских изданий, экслибрисы становятся неотъемлемыми принадлежностями частных библиотек. Рисунок экслибриса делается предметом горячего обсуждения и становится почти так же важен, как личный герб. Он приобретает публичность.

    Как показало время, владельцы библиотек были совершенно правы, уделяя столь тщательное внимание экслибрису. Их книги пережили много поколений и сейчас, дойдя до наших дней, могут многое рассказать о культуре и обычае времен своего создания, о личности их владельцев. По экслибрисам легко проследить преемственность поколений – родилась традиция рядом с экслибрисом предыдущего владельца книги оставлять свой книжный знак.

    Теперь экслибрисы - это не только верные сторожа книг, но и предметы коллекционирования, которые могут многое рассказать о культуре данной эпохи и проследить судьбу частных библиотек. Они превратились в самостоятельный жанр графики, со своими особенностями и нюансами.

    Вы хотите оставить свой след в истории и сохранить свое имя в памяти многих поколений потомков? Тогда экслибрис Вам нужен обязательно! И к его разработке нужно подойти самым тщательным образом. Это лицо вашей библиотеки. Только представьте, ведь фактически, оттиск экслибриса – это оттиск в истории. Каким Вы покажетесь потомкам? Рассматривая рисунок экслибриса, что будут думать о вас через несколько поколений ваши пра-пра-пра….внуки?

    Создание и изготовление экслибрисов

    В нашей Мастерской работают замечательные художники-графики, умеющие создавать удивительные маленькие шедевры. Это непростая задача – отразить огромный внутренний мир человека в сюжетной миниатюре экслибриса. Мы занимаемся этим уже много лет. Каждый экслибрис, созданный и изготовленный в нашей мастерской – индивидуален… и очень красив. Впрочем, Вы можете убедиться в этом сами, просмотрев образцы наших работ :)

    Представьте, какое удовольствие - рассматривать причудливый рисунок экслибриса, и осознавать, что эта ВЕЩЬ – единственная в свое роде! И сделана она специально для вас.

    Решив увековечить себя в истории, подумайте также о своих друзьях и знакомых. Вряд ли найдется подарок более изысканный и оригинальный. Это не типовой предмет, выпущенный тиражом в сотни тысяч экземпляров, это уникальная вещь, созданная специально для конкретного человека. Это вещь на всю жизнь.

    Желая выделиться, люди отдают много денег на дорогие безделушки, дорогое вино, дорогие сувениры. Но в итоге все эти подарки оказываются частью свалены в ящик стола, частью – передарены кому-то еще. И уж конечно, вряд ли кто вспомнит дарителя пятой по счету бутылки бренди или вон того ежедневника в кожаном переплете.

    Экслибрис - подарок, который запомнится надолго. И передарить его нельзя :-)

    Он выглядит несомненно дорого и стильно, и при этом совершенно лишен банальности. Он интересен. Интригующ. Необычен. А главное – этот подарок без слов покажет ваше внимание и заботу о том человеку, которому вы его дарите.

    Помимо своей несомненной эстетической ценности, экслибрис – чрезвычайно полезная вещь. Вспомните, сколько компакт-дисков «заиграли» ваши знакомые? Сколько книг из вашей библиотеки осело у друзей? Теперь они вряд ли забудут вернуть вам вашу книгу!

    Мир все больше компьютеризируется. Электронная подпись, безбумажный офис, электронные тексты на экране карманного компьютера… Через 20-30 лет книги превратятся в раритет. А книги, как и хорошее вино с годами становятся только ценнее. Сохраните вашу библиотеку для ваших детей!

    Как заказать и купить экслибрис?

    Вы не можете придумать, что бы изобразить на экслибрисе? Внутренний мир – он такой большой, а картинка – она такая маленькая… В том и прелесть экслибриса, что в маленькой картинке можно отразить самое-самое, то что является основой, сутью, стержнем души и личности. Это повод задать себе вопрос: Кто я? О чем я мечтаю? К чему я иду? А теперь подумайте, какой образ мог бы отразить вашу сущность. Позвоните нам и посоветуйтесь – мы вместе разработаем идею рисунка.

    Если же Вы хотите купить экслибрис и преподнести его в подарок, но считаете, что не очень хорошо знаете человека - можно посмотреть альбомы с образцами работ наших художников и выбрать какую-то интересную, но нейтральную тему. Поверьте, даже самый простой рисунок экслибриса способен преобразить любую библиотеку.

    Замечательный вариант для подарка – вензелевый экслибрис, который содержит красивое сплетение инициалов будущего владельца – монограмму или вензель. Уникальность этой вещи бесспорна, оригинальность ее гарантированно вызовет восхищение у будущего владельца. А еще такой экслибрис может быть первым шагом к созданию личного стиля – ведь монограмму или вензель, изображенные в экслибрисе, можно использовать тысячами разных способов! Монограмму можно вышить на скатертях, белье и одежде, отгравировать на запонках, зажигалках, бокалах и посуде, вырезать на дереве, отлить в гипсе, и даже изготовить в виде ювелирного украшения.

    Позвоните нам, и мы с радостью создадим для Вас замечательный экслибрис, которым вы будете пользоваться долгие годы.

    Мы любим свою работу :)

    Заказать экслибрис

    История экслибриса

    Экслибрис с портретом

    Другие направления нашей деятельности: монограмма, вензель

    www.ex-lib.ru

    Экслибрисы микроскопистов - Amor librorum nos unit!

    Книжный знак - или, Ex Libris - это идентификационная метка книги владельца, которая обычно приклеивается к внутренней стороне обложки. Основная функция экслибриса, помимо эстетической – это гарантия сохранности книги от случайного или намеренного ее похищения у владельца.

    Основные декоративные особенности книжных знаков сегодня, как правило, отражают профессию владельца, его хобби или интересы, а также, состав его библиотеки. Действительно, у многих библиофилов имеются книжные знаки разнообразного содержания, в зависимости, от разделов его библиотеки, к которым относятся те или иные книги. Можно найти огромное количество экслибрисов с кошками, собаками, птицами, шахматами и т.д. А Густав Делли исследовал экслибрисы, на которых изображены микроскопы, или другие предметы, относящиеся к данной теме.

    Экслибрисы микроскопических обществ

    Экслибрис Бристольского общества микроскопистов (Англия) является одним из самых восхитительных микроскопических книжных знаков. На щите отражены различные элементы, касающихся микроскопии: сечение глаза, призм и линз в верхней части; разнообразные объекты исследований микроскопистов исследований в нижнем правом углу, в левом нижнем углу целый ряд микроскопических растений и животных. Навершием щита является микроскоп в наклонном положении, в описании к нему применяется термин «необузданный» (этот термин обычно применяется к животным, таким как лев, в профиль, стоящим на задних лапах). Щитодержатели здесь тоже весьма необычны – это Daphnia pulex слева и Sida crystallina справа. На девизной ленте надпись «De minimis non curat lex» («Мелочи не являются делом закона», т.е. очень маленькие вещи являются предметом заботы микроскописта). Тело этого льва составляет надпись "Watson" .Watson & Sons, Ltd., британская компания, выпускающая микроскопы, основанная в 1837 году, использовала этот знак в своем объявлении о Третьй ежегодной выставке микроскопов, состоявшейся в Лондоне в 1935 году (обратите внимание на объективы, окуляр, и конденсатор в правом нижнем углу щита).На экслибрисе Манчестерского Микроскопического общества (Англия) основанного в 1880 году, изображена гидра.Государственное Микроскопическое Общество Иллинойс (SMSI) было основано в 1868 году. Его книжным знаком является фотографическое изображение роскошного микроскопа, сделанного Уолтером Х. Баллоком.

    Экслибрисы компаний

    На экслибрисе McCrone Associates, аналитической лаборатории, использующей множество видов микроскопов, изображена карикатура на доктора Уолтера К. Маккроуна, основателя компании. У этого экслибриса есть интересная история. Книга была дана на время Маккроуном кому-то в Библиотеке Ньюберри Чикаго, и когда она вернулась обратно к владельцу, в ней была нарисована эта карикатура, которая впоследствии была превращена в официальный экслибрис компании.Книжный знак The Ohio Oil Company’s в включает в себя схематичное изображение монокулярного микроскопа.Экслибрис библиотеки Sharp and Dohme выполнен в геральдическом стиле. В основании щита изображены реторты, шприцы для подкожных инъекций с иглами, представители экспериментальных животных. Навершие состоит из стилизованного микроскопа; на заднем плане справочники, и реторты.На книжном знаке химической лаборатории Storeys of Lancaster (рис. 14), показан микроскоп в шестиграннике – бензольном кольце. На заднем плане лабораторное оборудование: аппарат фильтрации, мерный цилиндр, колба и тренога с газовой горелкой). Девиз «Промышленность - следствие Науки» .

    Экслибрисы колледжей и университетов

    Казалось бы, в экслибрисах колледжей и университетов должно быть множество изображений микроскопов, однако все гораздо скромнее. Из сотни экслибрисов с микроскопами нашлись только два: один из Мичиганского университета, и один из Университета Миннесоты.

    Красиво выгравированный микроскоп и череп на экслибрисе Мичиганского университета отражают биомедицинскую направленность.На экслибрисе Университета Миннесоты символически изображены микроскоп, лампы для обучения, плуг, и палитра художника, что указывает на общую связь между всеми искусствами.Экслибрисы правительственных лабораторий и научно-исследовательских институтов

    Коллекция Billings Microscope размещена в Вашингтоне округ Колумбия в Военном институте патологии, который был основан, как Военно-медицинский музей в 1862 году. Книжный знак библиотеки Института патологии библиотека, теперь довольно малочисленной, изображает довольно специфический микроскоп (Густав Делли подробно описывает его устройство и предназначение, но перевести это, не обладая хорошей базой технико-медицинских понятий, совершенно невозможно).Роскошный экслибрис Британской исследовательской ассоциации хлопчато-бумажной промышленности, основанной в 1919, изображает Британию в окружении хлопковых коробочек, на фоне ткацкого станка и красиво нарисованного микроскопа.Эту узнаваемую карикатуру мы уже видели на экслибрисе McCrone Associates. Она же использована в экслибрисе Научно-исследовательского института Маккроуна.Книжный знак секции морфологии National Fish & Wildlife Forensics Laboratory содержит схематичный микроскоп, нижняя половина которого переходит в шкуру животного вымирающего вида.

    Вторая часть здесь

    Экслибрис,exlibris

    izknig.livejournal.com