Прямая речь и диалог (Шпаргалка). Диалог и прямая речь


Прямая речь. Диалог — урок. Русский язык, 8 класс.

Чужая речь — это высказывания других лиц, включённые в авторское повествование.

Существует три основных способа передачи чужой речи:

  • предложения с прямой речью;
  • предложения с косвенной речью;
  • цитаты.

Предложения с прямой речью

Прямая речь — это способ передачи чужой речи с сохранением всех её особенностей: интонации, лексики, неполноты предложений, порядка слов; использование междометий, обращений, восклицаний, частиц, вводных слов...

Пример:

Казбич нетерпеливо прервал его: «Поди прочь, безумный мальчишка! Где тебе ездить на моём коне!» (М. Лермонтов)

Предложения с прямой речью включают слова автора (комментирующую часть, в которой указывается, кому эта речь принадлежит, как, при каких условиях она была ска­зана, кому адресована...) (А, а) и прямую речь (П, п).

 

Варианты оформления прямой речи на письме

  

1. Если прямая речь находится перед словами автора, то она заключается в кавычки, пишется с прописной буквы, после неё ставится запятая (после кавычек) либо восклицательный, вопросительный знак или многоточие (перед кавычками) и тире.

Пример:

«П», — а.

«Здесь когда-то мы жили», — вздохнул Иван.

 

«П!» — а.

«Да ведь это наша школа!» — воскликнул Илья. 

«П?» — а.

«Что о Сидорове слыхать-то?» — поинтересовался Олег.

2. Если прямая речь стоит в предложении после слов автора, то она заключается в кавычки и начинается с прописной буквы, а после слов автора ставится двоеточие.

Пример:

А: «П».

Посмотрев в небо, Игорь задумчиво сказал: «Птицы уже улетели».

А: «П!»

Андрей воскликнул: «Я таких людей видел множество!»

 

А: «П?»

Доктор поинтересовался: «Какая у вас была температура?»

3. Если прямая речь разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с двух сторон отделяются от прямой речи знаками тире.

Пример:

«П, — а, — п(?!)».

«Всё-таки лучше, Максим Максимыч, — отвечал он, — чтобы совесть была чиста» (М. Лермонтов).

«П(?!), — а. — П(?!)».«О чём ты думаешь? — спросила Ира. — Может, о будущем?»

Диалог — это вид прямой речи, представляющий собой разго­вор двух или нескольких лиц.

Пример:

«— Может быть, сегодня уедем? — спросил отец.

Архип на минуту задумался, потом уверенно ответил:

— Сегодня рано, лучше завтра с утра».

Каждая реплика записывается с новой строчки, а перед репликой ставится тире. Кавычки не ставятся. Важным отличием диалога от прямой и косвенной речи является то, что в диалоге вообще могут отсутствовать слова автора.

Пример:

«— На каток поедешь?

— Сегодня не смогу.

— А когда?

— Пока не знаю».

Источники:

Гаврилина М. «Русский язык: 9 класс. Практика». 2006. — 343 с.

www.yaklass.ru

Диалог, замена прямой речи косвенной

  • Разговор двух и более лиц называется диалогом.
  • Отдельные сообщения и вопросы, из которых состоит диалог, называются репликами.

1. Каждая реплика заключается в кавычки и отделяется от другой тире, например:

  • „Ты разве одна здесь?"- спросил я девочку.  -„Одна", - произнесла она едва внятно.  -„Ты лесникова дочь?"  -„Лесникова", - прошептала она. (Т.)

2. В печатных произведениях каждая реплика диалога обычно начинается с новой строчки; перед нею ставится тире, а кавычкой не ставятся, например:

  • -Рагим! Расскажи сказку, -  прошу я старика.
  • -Зачем? - спрашивает Рагим, не оборачиваюсь ко мне.
  • -Так! Я люблю твои сказки (М.Г.)

 

Замена прямой речи косвенной.

Прямая речь может заменяться косвенной.

Косвенной речью называются придаточные предложения, заменяющие прямую речь, например:

  1. Товарищ сказал: „Я подожду" (выделенные слова — прямая речь).
  2. Товарищ сказал,  что он подождёт (выделенные слова — косвенная речь).

 

3. При замене прямой речи косвенной нужно обращать внимание на правильное употребление личных и притяжательных местоимений, так как в косвенной речи мы передаём чужие слова от своего имени, например:

Прямая речь:

  1. „Мы знаем, за что боремся,- говорили рабочие.
  2. „По моему мнению, эту работу можно выполнить".

Косвенная речь:

  1. Рабочие говорили, что они знают, за что борются.
  2. Главный мастер заявил, что, по его мнению, эту работу можно выполнить.

 

4. При замене прямой речи косвенной употребляются союзы  что и чтобы, например:

Прямая речь:

  1. „Погода будет отличная",- подумали охотники.
  2. „Приходи завтра"-сказал мне товарищ.

Косвенная речь:

  1. Охотники подумали, что погода будет отличная.
  2. Товарищ сказал мне, чтобы я приходил завтра.

 

5. Если прямая речь представляет собой вопросительное предложение с вопросительными местоимениями и наречиями, то при замене её речью косвенной эти местоимения и наречия превращаются в союзные слова.

6. Если прямая речь представляет собой вопросительное предложение без вопросительных местоимений и наречий, то при замене вводится союз-частица ли, например:

Прямая речь:

  1. „Который час?" -спросил я.
  2. „Куда едете?"- спросили мы встречных.
  3. „Решишь ты эту задачу?"- спросил я товарища.

Косвенная речь:

  1. Я спросил, который час.
  2. Мы спросили встречных, куда они едут.
  3. Я спросил товарища, решит ли он эту задачу.

Вопрос, переданный в косвенной речи, называется косвенным вопросом. После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится.

← Цитаты и знаки препинания при них Прямая речь и знаки препинания при ней →
 

Еще по данной теме::

russkay-literatura.ru

Прямая речь и диалог — ЮНПРЕСС

Владимир Билык | 28 мая 2016

 

Совсем недавно, на уроке школьного русского языка мы повторяли все то, что касается правил прямой речи. Нам было предложено подготовить доклад, но мне показалось скучным читать одноклассникам лекцию сухим словарным языком. Гораздо интереснее добавив немного фантазии увлечь одноклассников в цикл радиопередач « Интересный русский». И вот, что у меня получилось.

 

— И так, здравствуйте, наши уважаемые слушатели! Это наш третий выпуск программы «Интересный русский», и сегодня предлагаю поговорить на тему «Прямая речь и диалог». Мы пригласили к нам в студию на этот раз лингвиста, филолога Владимира Билыка. Добрый день Владимир!

 

— День добрый!

 

— Любой урок начинается с определений или понятий. Не могли бы и вы нам напомнить, что такое прямая речь и диалог.

 

— С удовольствием!

Прямая речь – это речь, которая передается без изменений. Она сопровождается словами автора, которые поясняют, кому принадлежит речь. Диалог — это разновидность прямой речи, представляющая собой разговор двух или более лиц.

 

— Вспомнили? Если мне не изменяет память, то в школьные годы я всё время путался в знаках препинания в прямой речи и диалоге. Конечно, сейчас, будучи ведущим на радио, для меня ситуация прояснилась, но, может быть, у некоторых слушателей до сих пор остался грешок перед учителем русского языка?

 

— Действительно, это тема только на первый взгляд, кажется простой. Постараюсь всё-таки объяснить, что к чему. Итак, начнем с прямой речи.  Разберем три ситуации: слова автора могут стоять до прямой речи, могут после, а могут и разделять, т.е. стоять в середине речи. Рассмотрим первый случай, когда слова автора перед прямой речью. Тогда после слов автора ставится двоеточие, а прямая речь находится в кавычках. После прямой речи ставятся точка, кроме, когда речь заканчивается на !, ?, … Например, Митрофанушка заявил: «Не хочу учиться, хочу жениться!». Рассмотрим второй случай, когда слова автора после прямой речи. Здесь, если прямая речь находится в кавычках, после кавычек ставится запятая и тире, а после слова автора пишутся с маленькой буквы. Но если прямая речь заканчивается !, ?, или …, то запятая после кавычек не ставится. «Несть греха в курении табака», — сказал Кутейкин. Гораздо сложнее третий случай, когда слова автора разрывают прямую речь. В этом случаи кавычки открываются, далее идет прямая речь. Если после разрыва речь должна продолжаться и не должно стоять точки, то слова автора выделяются с двух сторон запятой и тире, после которых первое слово пишется со строчной буквы. Если же на месте разрыва должна стоять точка, !, ?, …, то слова автора заканчиваются  точкой. Следовательно, после разрыва первое слово пишется с большой буквы. Например, «Я говорю без чинов, – сказал Стародум. – Начинаются чины – перестает истинность». О случаи, когда слова автора разделяются прямой речью, не буду сегодня говорить, т.к. этот случай встречается крайне редко. Каждый слушатель, если заинтересуется, может сам об этом прочитать.

 

— Очень полезная информация! Сразу вспомнил эти схемки… Интересно проверить свои знания. Попробуем? Итак, диалог состоит из реплик (это ответ или замечание одного собеседника на слова другого). Самое главное, вместо кавычек в диалоге с красной строки ставится тире. Диалог может состоять из двух, трёх, четырёх реплик, иногда и более. Эти предложения-реплики должны быть тесно связаны между собой по смыслу и строению. Не следует забывать, что содержание и форму второй реплики определяет содержание и форма первой реплики.

 

— Абсолютно верно!

 

— Наша передача подходит к концу. Не мог ли бы вы дать какую-нибудь задачку напоследок?

 

— Ну, например:

 

Вышел Слон на лесную дорожку,

Наступил Муравью на ножку.

И вежливо очень сказал Муравью:

“Можешь и ты наступить на мою”.

 

Найдите в этом четверостишье прямую речь и правильно расставьте знаки препинания.

 

— Сейчас, уважаемы слушатели, вы можете отправить нам sms с ответом, и первому правильно ответившему мы подарим книгу. Спасибо Владимир Дмитриевич. До следующих встреч!

 

— До свидания!

ynpress.com

Как выделяется прямая речь в предложении, в диалоге?

Если прямая речь в предложении стоит только перед словами автора, то она заключается в кавычки и перед словами автора ставится тире. Обратите внимание, что после прямой речи и перед тире должен стоять один из трех знаков: либо восклицательный, либо вопросительный, либо запятая. Слова автора должны быть записаны с маленькой буквы. Например: «Далече ли до крепости? » – спросил я у своего ямщика (Пушкин) . Если прямая речь стоит в предложении после слов автора, то она заключается в кавычки и начинается с прописной буквы, а после слов автора ставится двоеточие. Например: Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать? » (Пушкин) . Если прямая речи разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с двух сторон отделяются от прямой речи знаками тире. Обратите внимание, что после первого отрывка прямой речи стоит запятая, а слова автора пишутся с маленькой буквы и после них ставится точка. Например: «Тише, – говорит она мне, – отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься» (Пушкин) . Изредка в художественных текстах можно встретить предложения, в которых прямая речь находится внутри слов автора. В таком случае она заключается в кавычки, перед ней ставится двоеточие, а после – тире. Обратите внимание, что вторая часть слов автора начинается с маленькой буквы. Например: Она вскрикнула: «Ай, не он, не он! » – и упала без памяти (Пушкин) . Количество предложений внутри прямой речи не ограничено. Например: «Слава богу, – сказала девушка, – насилу вы приехали. Чуть было вы барышню не уморили» (По Пушкину) . В этом примере прямая речь состоит из двух предложений, первое из которых разорвано словами автора. Но если бы слова автора оказались между двумя предложениями, из которых состоит прямая речь, то после слов автора нужно было бы поставить точку. Сравните: «Слава богу, насилу вы приехали, – сказала девушка. – Чуть было вы барышню не уморили» . Следующий способ включения чужой речи в авторский текст – это диалог. Чужие предложения, записанные этим способом, полностью сохраняют и форму, и содержание. Прямая или косвенная речь применяется авторами, когда нужно воспроизвести фразу, принадлежащую какому-либо одному персонажу, а диалог (от греч. dialogos – разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев. Доктор подошёл к мальчику и сказал: – Нет ли у тебя какой-нибудь вещи, которую держал в руках твой отец? – Вот, – сказал мальчик и вынул из кармана большой красный носовой платок. (Чуковский) В вашем примере - Не те нонеча времена , -обронил дед Макар .

Запятая, тире. - Не те нынче времена, - обронил дед Макар. - Да, не те.. . -отвечал Энквен. Если в конце предложения не точка, то без запятой. - Не те нынче времена! - обронил дед Макар. - Да ты шо? - воскликнул Энквен.

СОН Да, я знаю точно, Что ты со мною был Ты мне приснился ночью И ты меня любил. Ты говорил люблю, так тихо Слова твои, как мёд, Ты обнимал меня, так лихо, Что в сердце таял лёд. Люблю, люблю тебя, я помню, Ты говорил сто раз. Хочу, чтоб сон мой этот, сбылся Хотя бы один раз...

Вчера на фб программу, обучающую языкам. <a rel="nofollow" href="http://www.talk2travel.com/ru/about/video/50" target="_blank">http://www.talk2travel.com/ru/about/video/50</a> Позанималась по ней. Там после прямойречи, перед словами автора предлагают ставить не запятую и тире, а только запятую. "Будем капать картошку. " , сказала мама. И точка внутри, а не снаружи. Не думала, что есть разница в пунктуации с немцами. Такое возможно в принципе, может кто знает ?

МЕсли прямая речь в предложении стоит только перед словами автора, то она заключается в кавычки и перед словами автора ставится тире. Обратите внимание, что после прямой речи и перед тире должен стоять один из трех знаков: либо восклицательный, либо вопросительный, либо запятая. Слова автора должны быть записаны с маленькой буквы. Например: «Далече ли до крепости? » – спросил я у своего ямщика (Пушкин) . Если прямая речь стоит в предложении после слов автора, то она заключается в кавычки и начинается с прописной буквы, а после слов автора ставится двоеточие. Например: Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать? » (Пушкин) . Если прямая речи разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с двух сторон отделяются от прямой речи знаками тире. Обратите внимание, что после первого отрывка прямой речи стоит запятая, а слова автора пишутся с маленькой буквы и после них ставится точка. Например: «Тише, – говорит она мне, – отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься» (Пушкин) . Изредка в художественных текстах можно встретить предложения, в которых прямая речь находится внутри слов автора. В таком случае она заключается в кавычки, перед ней ставится двоеточие, а после – тире. Обратите внимание, что вторая часть слов автора начинается с маленькой буквы. Например: Она вскрикнула: «Ай, не он, не он! » – и упала без памяти (Пушкин) . Количество предложений внутри прямой речи не ограничено. Например: «Слава богу, – сказала девушка, – насилу вы приехали. Чуть было вы барышню не уморили» (По Пушкину) . В этом примере прямая речь состоит из двух предложений, первое из которых разорвано словами автора. Но если бы слова автора оказались между двумя предложениями, из которых состоит прямая речь, то после слов автора нужно было бы поставить точку. Сравните: «Слава богу, насилу вы приехали, – сказала девушка. – Чуть было вы барышню не уморили» . Следующий способ включения чужой речи в авторский текст – это диалог. Чужие предложения, записанные этим способом, полностью сохраняют и форму, и содержание. Прямая или косвенная речь применяется авторами, когда нужно воспроизвести фразу, принадлежащую какому-либо одному персонажу, а диалог (от греч. dialogos – разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев. Доктор подошёл к мальчику и сказал: – Нет ли у тебя какой-нибудь вещи, которую держал в руках твой отец? – Вот, – сказал мальчик и вынул из кармана большой красный носовой платок. (Чуковский) В вашем примере - Не те нонеча времена , -обронил дед Макар .

в диалогах повторяющиеся слова в вопросе отмечаются " " ?

СОН Да, я знаю точно, Что ты со мною был Ты мне приснился ночью И ты меня любил. Ты говорил люблю, так тихо Слова твои, как мёд, Ты обнимал меня, так лихо, Что в сердце таял лёд. Люблю, люблю тебя, я помню, Ты говорил сто раз. Хочу, чтоб сон мой этот, сбылся Хотя бы один раз..

touch.otvet.mail.ru

Прямая речь и диалог (Шпаргалка)

Оформление прямой речи и диалогов

Как ставить знаки препинания

Обозначения:

П - прямая речь с большой буквып - с маленькой

А - авторский текст с большой буквыа - с маленькой

Вариант 1:

А: "П". А: "П!" А: "П?" 

Обратите внимание, точка всегда ставится снаружи кавычек. Вопросительный и восклицательный знаки - внутри. 

Вариант 2:

"П", - а. "П!" - а. "П?" - а. 

Вне зависимости от типа знака в конце прямой речи, в данном случае это - одно предложение. Поэтому авторский текст тут всегда с маленькой буквы.

Вариант 3:

"П, - а, - п". 

Авторский текст разрывает ОДНО предложение прямой речи, поэтому после авторского текста стоит запятая, прямая речь продолжается с маленькой буквы."Для вас, ребята, всё это превосходно, - сказал он, - вам эта штука по душе, а мне - нет".( из книги "Трое в лодке, не считая собаки")

Вариант 4:

"П, - а. - П". "П? - а. - П". "П! - а. - П". 

Авторский текст следует после законченного предложения прямой речи."Кажется, чёртова палатка свалилась, - говорит он. - А где Билл?"А ты что делаешь? - кричит он в ответ. - Не можешь отпустить, что ли?""Ах, тогда! - ответил он, просияв. - Да, вспомнил!"( из книги "Трое в лодке, не считая собаки")

Вариант 5:

"П, - а и а: - П". А: "П", - а. 

"Тут не пройти, - сказал Джон. Он огляделся и проворчал: - Похоже, придётся вернуться".Билл предложил: "А если попробовать вон там", - и указал на едва заметную тропинку вдоль самой стены.

Многоточия в прямой речи:

А: "П..." "П..." - а. "П!.." - а. "П... - а. - П". "П, - а, - п..." 

Оформление диалогов происходит по тем же самым правилам

А: - П. - П? - а. - П! - а. 

- П, - а. - П. - П?- П! - а. - П...А:- П?- П, - а.

- Для вас, ребята, всё это превосходно, - сказал он, - вам эта штука по душе, а мне - нет.

- Кажется, чёртова палатка свалилась, - говорит он. - А где Билл?

- А ты что делаешь? - кричит он в ответ. - Не можешь отпустить, что ли?

- Ах, тогда! - ответил он, просияв. - Да, вспомнил!

- Тут не пройти, - сказал Джон. Он огляделся и проворчал: - Похоже, придётся вернуться.Билл предложил: - А если попробовать вон там, - и указал на едва заметную тропинку вдоль самой стены.

P.S. Если нажать на картинку, она откроется в новой вкладке и увеличится.

 

 

litnet.com

Тема урока. Прямая и косвенная речь. Диалог

Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью, при диалоге

Цели: учить различать прямую, косвенную речь и диалог; формировать навыки правильного их оформления и расстановки знаков препинания; способствовать развитию общей культуры.

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания

• Какие стихи Э. Успенского вы прочитали?

• Зачитайте сложные предложения, которые вы выписали.

II. Актуализация опорных знаний

Индивидуальный опрос у доски

Диалог и знаки препинания при нем. Примеры.

III. Постановка целей и задач урока

IV. Объяснение нового материала

1. Прямая и косвенная речь

Работа с материалом для наблюдения

Записываются предложения (без комментария сверху и в скобках).

Прямая речь

1) «Интересно, в чем придет профессор на лекцию в этот раз?» —

Слова автора думала Марина Рубинова.

Слова автора Прямая речь

2) Любую свою лекцию он начинает радостно: «Дорогие друзья! Сегодня я расскажу вам о том, где вы давно желали побывать». (сложноподчиненное предложение — СПП)

3) Марина думала о том, как будет одет на лекции профессор в этот раз. (Косвенная речь)

• Найдите в первых двух предложениях слова, которые принадлежат думающему или говорящему человеку и приводятся дословно. Это — прямая речь. Надпишите.

• Найдите слова, которые поясняют данные. Это — слова автора. Надпишите.

— Прямая речь может находиться перед словами автора, а мо

Жет — после. Знаки препинания при оформлении таких предложе

Ний будут разными.

Схемы

1) «П (?!)»,— а.

2) «П,— а,— п».

3) А: «П (!?)».

Обратите Внимание! В первой схеме точки после прямой речи быть не может! Во второй схеме прямая речь прерывается и кавычки закрываются только после ее окончания.

• Если мы хотим передать слова, которые услышали, но не можем точно вспомнить их, то воспользуемся косвенной речью.

• Среди записанных нами найдите предложение с косвенной речью. Определите вид предложения. (СПП)

• Найдите другие СПП среди записанных предложений.

2. Диалог

— С пунктуационным оформлением диалога мы с вами уже

Знакомы. Диалог — это разновидность прямой речи.

• В чем отличие диалога от прямой речи?

Прямая речь Диалог

1. Одно лицо 1. Два лица

2. Реплики заключаются в кавычки 2. Перед репликой ставится тире

3. Записываются фразы в строчку 3. Реплика каждого лица записывается с новой строки

3. работа с учебником

V. Закрепление изученного материала

1. Слово учителя

— В начале нашего урока мы записали предложение, где гово

Рилось об одежде. А так ли важно, во что человек одет? Оказывает

Ся, важно. Давайте запишем текст и подумаем над ним.

2. Диктант

— Только некультурный человек выйдет на улицу в рваной обуви, грязном костюме или запачканном платье,— сказал мне однажды приятель.

— А откуда взялась эта культура? — спросила я.

— Почитай книгу,— ответил мой приятель и протянул мне свою любимую в синей обложке.

Я пришла домой, открыла книгу и пробежала глазами текст: «Старые русские традиции требовали к выходу на улицу готовиться тщательно и без торопливости, потому что показаться неряхою перед земляками и иностранными гостями считалось большим проступком». Когда я дочитала книгу до конца, я узнала много интересного. Петр I, например, даже издал указ о том, что нужно усердно следить за чистотой верхней одежды.

3. работа с текстом диктанта

1) Найдите в тексте диалог, прямую речь, косвенную речь.

2) Составьте схемы диалога, прямой речи.

3) Переделайте предложение с прямой речью, чтобы оно соответствовало схеме: «П (?!)»,— а.

VI. Итог урока

• Что такое прямая речь?

• Как она выделяется на письме?

• Приведите пример прямой речи.

• Как выделяется на письме диалог?

VII. Домашнее задание

Теория по учебнику. Высокий уровень

Придумайте и запишите по 1 предложению с прямой речью по теме «Как нужно одеваться».

Достаточный уровень

Упр. 125 Средний уровень

Упр. 127

Внимание! Подготовка учителя к следующему уроку

РМ: распечатка контрольных вопросов для каждого учащегося:

• Что такое синтаксис?

• Что изучает пунктуация?

• Что такое основа предложения? Как она называется по-другому?

• Расскажите об условиях постановки тире между подлежащим и сказуемым.

• Какими бывают предложения по цели высказывания?

• Какие знаки препинания ставятся в конце предложений? Приведите примеры.

• Расскажите о второстепенных членах предложения.

• Каковы основные признаки однородных членов предложения?

• Расскажите о постановке знаков препинания при однородных членах предложения.

• Что такое обращение? Как оно выделяется на письме?

• Что вы знаете о вводных словах?

• Каковы основные признаки сложного предложения?

• Какие виды сложных предложений вы знаете? Чем они отличаются друг от друга?

• Что такое прямая речь? Как она оформляется на письме?

• Что такое косвенная речь?

• Как выделяется на письме диалог?

www.testsoch.com

Прямая речь и диалог

  • Published on30-Dec-2015

  • View49

  • Download0

DESCRIPTION

Прямая речь и диалог. Закрепление изученного. Проверь свои знания. Что такое диалог, монолог, полилог?. В любом виде речи могут быть монологи, диалоги и полилоги. Монолог – слова, речь одного Диалог – разговор, беседа двух или нескольких лиц Полилог – разговор многих - PowerPoint PPT Presentation

Transcript

  • В любом виде речи могут быть монологи, диалоги и полилоги. Монолог – слова, речь одного Диалог – разговор, беседа двух или нескольких лиц Полилог – разговор многих Последний термин употребляется редко, и разговор нескольких лиц также называют диалогом
  • Катя, Танечка и Робинзон В комнате двое – Катя, которой одиннадцать лет, и Танечка, которой четыре. Катя читает книжку, а Танечка ходит возле нее туда – сюда, ждет, когда сестра обратит на нее внимание. Ты еще не всю книжку прочитала? Если бы прочитала, зачем бы я в нее смотрела? А что ты в ней видишь? Отстань! Я читаю про себя. А что про тебя написано? Про меня? С какой стати? Я читаю про Робинзона. А сказала: про себя. Обманула? Говори. Почему ты молчишь? Потому что мне скучно с тобой разговаривать, понимаешь, не интересно. Иди мой руки, покормлю тебя и пойдем гулять. Можно ли сказать, что Катя умеет общаться? А что значит, по вашему, уметь общаться?
  • Диалоги бывают не только в устной, но и в письменной речи. Письменные диалоги встречаются в рассказах, сказках, пьесах, анекдотах. Понаблюдаем за тем, как оформляется речь действующих лиц. Почитаем английскую народную песню: Где ты была сегодня, киска? У королевы у английской. Что ты видала при дворе? Видала мышку на ковре. Сколько лиц участвует в разговоре? Как вы узнали об этом? Как выделяется речь каждого лица?
  • Слова каждого из участников диалога называются репликой. Каждая новая реплика пишется с красной строки. Перед ней ставится тире. Этот знак помогает увидеть границу между высказываниями разных участников диалога.
  • Идет себе дядя Федор по лестнице и бутерброд ест. Вид_т на окне кот сидит. Кот говорит дяде Федору: Неправильно ты, дядя Федор, бутерброд ешь. Ты его колбасой кверху держ_шь, а его надо колбасой на язык класть. Тогда вкуснее получ_тся. Дядя Федор попробовал – так и вправду вкуснее. Он кота угостил, и спрашива_т: А откуда ты зна_шь, что меня дядей Федором зовут? Кот отвеча_т: Я в нашем доме всех знаю. Я на чердаке живу, и мне все видно. А кто тебя разговаривать научил? – спрашива_т дядя Федор. Да так, где слово запомн_шь, где два. Одинаково ли ставятся знаки препинания, если слова рассказчика стоят: перед репликой; 2) после реплики? Распределите глаголы с безударными личными окончаниями на два столбика: 1) глаголы I спряжения; 2) глаголы II спряжения. Запишите их.
  • Посмотрите: Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» «Бабушка, постой немного, - ей кричит она в окошко, - пригрожу сама я псу и кой-что тебе снесу» Назовите сначала прямую речь, а затем слова автора.
  • Слова автора стоят перед прямой речью, и предложение ею заканчивается. А: «П» Павел сказал: «Через полчаса подъедем к Москве» А: «П?» Павел спросил: «Сколько до Москвы осталось?» А: «П!» Павел радостно воскликнул: «Через полчаса будем в Москве!»
  • 2) слова автора стоят после прямой речи, и предложение ими заканчивается «П», - а. «Через полчаса подъедем к Москве», - сказал Павел. «П?»-а. «Скоро ли Москва?» - то и дело спрашивали маленькие пассажиры. «П!» -а. «Приехали!» - громко и весело объявил проводник.
  • 3) слова автора разрывают прямую речь «П, - а,-П» « Подъезжаем,- предупредила мама, –Давай-ка одевайся» «П, - а, - п». «Помогите, пожалуйста, - попросила мама, - вынести чемодан из вагона». «П! -а. -П!» «Ура! Приехали! -закричал я во все горло. –Москва!»
  • Если слова автора стоят перед прямой речью и предложение ею заканчивается, после слов автора ставится двоеточие, а прямая речь пишется с большой буквы Если слова автора стоят после прямой речи и предложение ими заканчивается, слова автора отделяются от прямой речи тире и пишутся с большой буквы. Вместо точки после прямой речи ставится запятая. Если слова автора разрывают прямую речь, то на месте разрыва прямой речи кавычки не ставятся, а слава автора с обеих сторон выделяются тире.
  • Завтра контрольная по математике… Мне учеба дается легко… …Екатерина Семеновна, ну, пожалуйста, простите. В последний раз. А раньше ты относился ко мне по-другому… …А других новостей нет? Для справок: спросить, сказать, ответить, проговорить, поинтересоваться, буркнуть, вскрикнуть, гаркнуть.
  • Из книги, которую вы сейчас читаете, или из любой другой книги выпишите пять интересных предложений, соответствующих схемам: А: «П!» «П?»-а «П, -а, -п» А: «П?» «П»,-а.

documents.tips