Что такое добро, а что такое зло? Что такое зло а что такое добро


Что такое истинная и ложная доброта, существует ли добро и зло?

Что такое доброта в понимании людей – это стремление помочь, не ожидая и не требуя ответной благодарности. Такой взгляд на суть доброты является не совсем полным, так как рассматривать это весьма абстрактное понятие можно исходя из различных точек зрения.

Что такое добро и доброта?

Понятие «доброта» напрямую связано со словом «добро», хотя второе имеет несколько значений и может, к примеру, означать любые материальные предметы, принадлежащие человеку. Добро в нравственном плане – это деяния, направленные на благо. Доброта же – это качество, присущее человеку, который творит добро. Чтобы объяснить ребенку, что такое доброта, можно рассказать бескорыстном поступке незнакомца, перечислившего средства больному ребенку, о милосердии людей, помогающих бездомным животным.

Доброта - психология

В психологии человеческая доброта рассматривается среди качеств личности. Считается, что маленький ребенок не знает что такое доброта, за редким исключением у него преобладает эгоцентричность. И если доброту в малыше не воспитывать, у него будут серьезные проблемы с социализацией. У взрослых доброта людей часто вызывает недоверие и сомнения в искренности. Помимо этого, многие индивиды полагают, что добрый человек слаб, и им часто пользуются.

В чем проявляется доброта?

Про бездеятельного человека нельзя сказать, что он добр, это качество обязательно должно подтверждаться поступками. В чем проявляется и что значит доброта:

  • забота;
  • внимание;
  • поддержка;
  • бескорыстность;
  • отзывчивость;
  • добросердечность.

Список этот далеко не полный, и очень часто сложно понять, добрый поступок или нет. В идеале доброта – это комбинация активной жизненной позиции, нравственности, силы, высоких моральных качеств, а также восприятий и эмоций. В своем наивысшем воплощении доброта встречается крайне редко, самыми распространенными примерами которой являются святые, подвижники, меценаты.

Что такое добро и зло?

Добро – бескорыстная помощь, стремление сделать мир лучше, зло – это сознательное причинение боли, ущерба. Качества антагонисты – доброта и зло – присутствуют в любом человеке. Даже самые благородные и благодетельные люди признают, что борьбу со злыми побуждениями приходится вести практически постоянно. Церковь дает этому явлению такое определение: если человек задается вопросом, существует ли добро и зло – он на пути к осознанию необходимости постоянной борьбы с темными силами, живущими в каждом.

Полностью искоренить зло, живущее в человеке нереально в силу двойственности его натуры. Да и не нужно, наверное. Без зла, темноты, трусости и других отрицательных качеств нереально понять, что такое любовь и доброта, свет, мужество. По этой причине к добру и доброте многие люди приходят, лишь преодолев некий жизненный путь, став старше и мудрее, выделив новые приоритеты.

Существует ли абсолютное добро?

Чтобы понять, что такое абсолютная доброта в жизни человека, следует обратиться к религии. К примеру, христианство. Можно сказать, что примером абсолютной доброты является Бог, однако он может намеренно насылать на человека болезни, испытания. Их цель – привести человека к вере. Как пример абсолютной доброты можно вспомнить Иисуса, который нес людям только благо и прощение, невзирая на зло, причиняемое ему.

Истинная и ложная доброта

Проявление доброты истинной в современном обществе встречается крайне редко. Гораздо чаще можно столкнуться с ложной добротой, когда хорошие благородные поступки совершаются с ожиданием ответной благодарности или из страха. Большинство людей считает, что если помогать страждущим, в нужный момент помогут и им. Кто-то боится отказать в просьбе коллеги или руководителя. Зачастую доброту творят напоказ – этим, как правило, «грешат» политики и другие публичные лица.

Нужна ли людям доброта?

К сожалению, люди больше ценят доброту, которая направлена на них, но зачастую избегают сами творить хорошие дела, поэтому вопрос, надо ли становиться добрым человеком, возникает все чаще. Да, доброго человека могут считать «слабаком», «подхалимом» и т.д., но применение доброте можно найти. Приютить бездомного щенка, донести сумки пожилому человеку, помочь инвалиду, не пройти мимо, если обижают слабого – все это не просто доброта, это бесценные проявления лучших качеств души человека.

Для чего нужна доброта?

Гораздо больше, чем нуждающимся, доброта души важна тому, кто совершает благие поступки. Сделав что-то бескорыстное и хорошее, человек ощущает поднятие эмоционального уровня, возвышается в собственных глазах. Спустя некоторое время он, скорее всего, захочет вновь испытать эти ощущения и будет сознательно искать того, кому нужна его доброта. Через добрые поступки душа будет становиться лучше и чище. Главная опасность в таком случае – не загордиться.

Как стать добрым человеком?

Развить такие качества как доброта и милосердие легче, чем может показаться. Доброта вовсе не означает постоянно самопожертвования, которое приводит к тому, что человеком начинают пользоваться, манипулировать. Нужно открыть источник доброты в своей душе, научиться видеть тех, кому помощь и доброта необходимы. Вот что такое доброта:

  1. Смотреть неравнодушным взглядом – первое условие доброты. Только так можно увидеть чьи-то надежды, потребности и страхи.
  2. Отдавать и забывать – второе условие доброты. Помнить добро должен тот, на кого оно было направлено и, в идеале, продолжить цепочку доброты, оказав помощь очередному нуждающемуся.
  3. Отличать истинные потребности от манипулирования – третье условие доброты. Только научившись различать нуждающихся от потребителей, можно избежать разочарования и «выгорания» и творить истинную доброту, исцеляющую душу.

Начинать творить добро можно с малого. С чего начать, чтобы осознать, что такое доброта:

  • самопознание – поняв себя, можно понять и других;
  • пример добрых людей – вспомнив индивидов, которые несут добро, нужно научиться у них отношению к себе и окружающим;
  • позитивное мышление – это источник умственного, психического и физического здоровья;
  • привычка – выработав привычку творить доброту, человек заметит множество позитивных изменений в своей жизни;
  • отсутствие осуждения – судить человека и сплетничать о нем легче всего, для взращивания в себе доброты нужно научиться ему сочувствовать и сострадать;
  • извлечение уроков из ошибок – все люди несовершенны, нужно не заниматься самобичеванием, а извлекать уроки;
  • жизнь в настоящем – человеку, нуждающемуся в помощи, нужно не только сочувствовать, но предлагать реальную поддержку;
  • оптимизм, дружелюбие – эти качества помогают увидеть в людях лучшие черты.

Советы для тех, кто воспитывает в себе доброту:

  • любовь ко всему живому – это базовое проявление доброты, с него нужно начинать воспитывать доброту в ребенке;
  • искренний интерес к людям – иногда с человеком необходимо только поговорить, поинтересоваться его жизнью, чтобы он ощутил доброту, свою необходимость и эмоциональный подъем;
  • благотворительность – отличный способ одарить тех, кто находится в сложной жизненной ситуации.

Предупреждения для тех, кто хочет узнать, что такое доброта:

  • нельзя хвастать благими поступками – это уже не добро;
  • нельзя оказывать «медвежью услугу» - добрый поступок должен быть уместен и идти во благо.

 

womanadvice.ru

Небольшое сообщение на тему "Что такое добро и что такое зло"

Добро — понятие нравственности, противоположное понятию зла, означающее намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему. Добро как намерение может осуществляться только свободной волей. Удача, выигрышное стечение обстоятельств не являются добром. В отличие от зла, добро не выражается простой волей к добру, поскольку такая воля может быть корыстной, а значит нейтральной по отношению к нравственности. Настоящее добро должно быть бескорыстным. В житейском смысле этот термин относится ко всему, что получает у людей положительную оценку, либо ассоциируется со счастьем, радостью. Добро и зло — антонимичные понятия и, таким образом, отрицают друг друга. Добро обычно ассоциируют со светом, светлым, белым. Зло — с тьмой, тёмным, чёрным. Согласно догматам некоторых религий добро со злом рассматриваются как автономные силы, ведущие извечную борьбу за право властвовать в мире.

Добро объединяет, зло разъединяет!

Добро - это самое светлое чувство, которое живет в человеке. Добро живет в каждом из нас. Люди, творящие добро, взамен получают то же самое, нельзя жить в гневе, непонимании, злости. Нужно быть хорошим человек, творить добро, помогать людям, не забывать правильных понятий, быть честным, преданным, хорошим. Как ты будешь относиться к людям, так и тебе все вернется.

Кто играет в контра сити

Зло – это деяния, продиктованные Ненавистью, Жадностью, Тщеславием, Завистью, Жестокостью и т. д. Зло - негатив, исходящий от человека (грехи) осуждения, недовольства и т. п. Черная энергия - злость, ненависть, зависть, подлость. Зло – это чёрная энергия, которую вырабатывают люди. Это энергия наших черных, низменных мыслей – зависть, злоба, жестокость, гордыня, корысть и т. д. Зло – то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам и, соблазняя к совершению греха, губит душу. Зло обычно выступает под личиной ложного добра, пытаясь подменить собой истинное добро. Если творим плохие дела, мучаемся от черных мыслей, то, излучая негатив, мы становимся пособниками темных сил, дьявола, помогая ему строить Ад. Добро в человеке – от Бога, а зло – от самого же человека, но по своей природе он всегда остается добр, ибо злой может быть только его воля. За души людей, живущих на Земле, постоянно борются белые и черные силы. Черные силы стараются сбить человечество с истинного пути, заменить десять Божьих заповедей на свои волчьи законы, заставить людей убивать друг друга и уничтожать. Ожегов дает такие толкования слову «добро»: «1. Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок.» «2. Имущество, вещи (разг.).» Но тем не менее я хотела бы рассказать о первом толковании этого понятия с точки зрения теизма. Тем более, что второе определение Ожегов относит к разговорным, бытовым. А значит это второстепенно. Добро и зло - это основополагающие понятия морали и Веры. Конфуций в отношении добра и зла сказал следующее: 1. «Видя перед собой добро, я бегу вперед так, словно боюсь отстать. Видя перед собой зло, я бегу прочь так, словно ступил ногой в кипящую воду.» 2. «Некто спросил: "Правильно ли говорят, что за зло нужно платить добром?" Учитель сказал: "А чем же тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости, а за добро — добром".» Из этого можно сделать вывод, что добро противоположно понятию зла. Нет сомнений, что лишь разум и истина - синонимы добра, а неразумность и невежество - зла. Добро – это высшее проявление нравственности в любом человеке. Наш современник Гарифзянов Р. И. недавно написал в своей книге: «Обращайся с людьми так же, как бы ты хотел, чтобы обращались с тобой самим.» Тем самым он хотел подчеркнуть основную причину того, что мы все должны творить добро людям. Добро — это то, что ты делаешь другому и желаешь того же себе. Совершать добро – обязанность человека, возложенная на него Творцом. Библия учит нас именно этому, а христианские Заповеди еще никогда никому не вредили. Делать добро людям – это и душевная потребность. Собственно за этим наши души и посылаются в Материальный Мир в оболочке из смертного тела в череде инкарнаций. Таким образом, я считаю, что с позиции теизма, термин «добро» – это синоним слову «благодеяние» и словосочетанию «богоугодное дело». Добро – светлое и приятное действие, которое дарит улыбку, приносит радость. Иногда оно вызывает замирание сердца. Добро сравнимо с кусочком счастья. Добро, как правило, ассоциируется с милосердием, великодушием и любовью не только по отношению к человеку, но и ко всему живому. В житейском смысле этот термин относится ко всему, что получает у людей положительную оценку, либо ассоциируется с счастьем, радостью, любовью. Добро — это страшная сила! Оно должно совершаться от чистого сердца. Когда человек совершает что-то хорошее, наше сердце радуется, душа поет, мы испытываем удовольствие и счастье. «Человек, который делает добро, чувствует себя счастливым» сказал М. Горький. Когда мы совершаем добрые поступки, сами становимся лучше, счастливее. Помощь постороннему человеку также вознаграждается и по закону кармы. Может, конечно, не сразу.

ДОБРО И ЗЛО Великий Космос существует по своим Вечным Законам или Канонам, главный из которых, звучит так: Канон Единства и Борьбы противоположностей. А это значит, что Всем управляет Гармония двух великих знаков Вечности - Плюс и Минус (или два главных Начала на Земле: Добро и Зло). Несмотря на то, что человек существо не земное, а космическое, и жить он должен по космическим Канонам, люди напридумывали свои законы, которые могут служить как на Созидание, так и на Разрушение не только личности человека, но и человечества в целом. Только в сочетании, в равновесии Добра и Зла Мир развивается вперёд. Человечеству необходимо достичь строгой симметрии Добра и Зла, а для этого, люди не должны нарушать великие космические Законы. К сожалению, в данный момент времени наблюдается перекос в сторону Зла. В этом мире постоянное сражение Добра и Зла на уровне сознания людей, наших мыслеобразов, к сожалению, нами почти проиграно. Количество людей, мысли которых имеют созидательный характер, а значит положительный знак, постоянно уменьшается. Как определить границы действия праведного или неправедного человека и где граница Добра и Зла? Сам человек должен уметь понять, что есть Добро, а что есть Зло. И этот выбор между Добром и Злом – самый трудный, потому что часто человеку действительно трудно понять эту границу Добра и Зла. Так что же такое Добро и Зло? Это есть борьба светлых и тёмных мыслей человека внутри него! Людей так много, но среди их нет истинных праведников и нет настоящих грешников, ибо человеческая жизнь и поступки людей состоят из Белого и Чёрного, из Добра и Зла, из Любви и Ненависти, Верности и Предательства и так далее... В условиях борьбы Добра и Зла и начинает формироваться самостоятельная личность человека, способная сделать правильный свободный выбор в пользу Добра и Гармонии чувств. Формируя свою позицию и свой взгляд на Добро и Зло, а значит, постоянно совершенствуясь и повышая свое Сознание, человек приобретает Мудрость, а это есть Духовность. И именно в этом залог успеха в трудной борьбе противостояния Добра и Зла. И только в этом случае, когда достигается баланс сил Добра и Зла, а общество людей развивается не только гармонично, но и на принципах высшей справедливости и любви друг к другу. А этого можно достичь, только если главным для людей становится не Материя в любом её проявлении, а Дух, Духовное совершенство – и не только отдельной личности, но и всего Человечества.

touch.otvet.mail.ru

Добро и зло

Чёрное и белое? Добро и зло?

Есть распространенная позиция, что в жизни отсутствует черное и белое, есть только серое, что добро и зло едины и выполняют какую-то общую миссию, чуть ли не навязаны Богом. О Боге сказано: «Бог есть свет и нет в Нем никакой тьмы». Сразу оговорюсь, что я придерживаюсь именно этой точки зрения. Для меня ЕСТЬ добро, и оно абсолютное, чистое, незамутненное, как некая великая сила, данная нам свыше. И добро со злом никогда не заигрывает, не кокетничает.

У Антона Чижа есть замечательное произведение «Божественный яд». В нем главному герою, сыщику, задают вопрос: в чем смысл борьбы и всей нашей работы, если чаще всего (почти всегда) зло не земле побеждает? Меня потряс ответ — своей глубиной и простотой:

ЧТОБЫ  ПОБЕДА  ДАВАЛАСЬ  ЗЛУ  КАК  МОЖНО  БОЛЕЕ  ДОРОГОЙ  ЦЕНОЙ!!!

       Где рождается добро и заканчивается зло

   Встречаются в коридоре два сослуживца. Один из них говорит:

                — Знаешь, мой новый начальник такая сволочь… — тут он оборачивается и видит своего начальника, — …в хорошем смысле этого слова.

          Для определения, что такое хорошо, а что такое плохо, что является добром, а что злом, очень важно понять, где находится граница между ними. Что же все-таки является добром, а что  — злом, с точки зрения научной терминологии? 

Добро — понятие нравственности, означающее намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному и даже растению. В житейском смысле этот термин относится ко всему, что получает у людей положительную оценку, либо ассоциируется со счастьем и радостью.

 Зло — понятие нравственности, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий.В житейском смысле зло относят ко всему, что получает у людей отрицательную оценку, порицается ими, противоречит правилам морали.  

Добро и зло —противоположности, отрицающие друг друга. В европейской традиции добро обычно ассоциируют со светом, светлым, белым. Зло — с тьмой, тёмным, чёрным. Согласно догматам некоторых религий, добро со злом рассматриваются как автономные силы, ведущие извечную борьбу за право властвовать в мире. Подобная система взглядов в теологии называется дуализмом.

 Проблему добра и зла можно рассматривать в самых разных областях, таких как, этика, философия, религия, фольклор, но мы остановимся на теме добра и зла в современном мире. Это наиболее распространенная тема  для рассуждения о том, что же все-таки является добром и злом, с точки зрения современного общества.

Для каждого из нас добро и зло символизирует абсолютно разные вещи. Для кого-то еревести бабульку через дорогу – единственное добро всей его жизни, а для кого-то построить  бесплатную школу для детей-сирот – толика в бесчисленной веренице добрых дел. Злом многие считают употребление алкоголя, курение, нецензурную брань. Кто-то сочтет это образом жизни… Как говорил  Лев Толстой:

 –  Мы любим людей за то добро, которое мы им сделали, и не любим за то зло, которое мы им делали!

Для многих людей источником добра является церковь. «Не сотвори себе кумира»,  «Возлюби ближнего своего, как самого себя», «Не прелюбодействуй» –  помнит наизусть каждый из нас, вот только вопрос в том, что некоторые с помощью церкви, молитвы, причащения и других церковных таинств пытаются «смыть» с себя то зло, которое они совершают с завидным постоянством. Бог, как говорится, добрый. Он простит. Да и вообще, если говорить о церкви, то большинство обращается туда только, когда беда.

 

Понятия о добре и зле должны формироваться в детстве. И начинается добро именно тогда, когда на свет появляется ребенок. Чистое, светлое, воистину доброе создание Божье. Воспитывая у детей простые повседневные правила поведения, мы взращиваем моральный кодекс поколения. В дальнейшем на формирование доброго и злого в сознании ребенка огромное влияние оказывает детский сад, затем школа, вуз. Но именно в семье закладываются первоначальные основы личности. Сухомлинский утверждает, что «дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени». Весь вопрос в том, как сохранить всю эту чистоту непорочность маленького сердца.

     Необходимо направлять позитивную энергию на уничтожение зла как явления. Каждый день, каждый час, каждый миг. Человек никогда не станет полностью идеален, но это уже другая история, а минимизировать злые деяния может каждый. Путем самопоиска, самосовершенствования, самодисциплины, самореализации. В каждом слове есть корень «Сам», я не просто Вам указываю на него, а целью призвать, и наконец убедить вас в том, что никакая церковь, общество, социум, родители, полностью не повлияют на Ваше восприятие добра и зла, кроме Вас самих. Именно здесь и заканчивается зло. Именно в нас с Вами. В нашей работе над собой! Желаю вам неисчерпаемой воли и стремления действовать исходя только из добрых побуждений!  Дарья ЩУКИНА

Притча о добре и зле

Был у гнева сын. Звали его — зло. Такой, что ему самому было с ним трудно. И решил он его женить на какой-нибудь добродетели. Глядишь, немного смягчится, и ему на старости легче с ним будет! Похитил он радость и женил на ней свое зло.

Только недолгим был тот брак поневоле. Но осталось от него дитя — злорадство. Да и правда, не может быть ничего общего у добра со злом. А если вдруг и случится, то добра от него не жди!

 

smisl-jizni.ru

ДОБРО И ЗЛО - это... Что такое ДОБРО И ЗЛО?

осн. категории этики, употребляемые при нравств. оценках отд. явлений, поступков, побудит, мотивов деятельности людей и т.д. Добро – этич. категория, обозначающая совокупность положительно оцениваемых классом, обществом или отд. людьми условий жизни, а также нравств. действий, принципов и норм поведения. Зло – категория, обозначающая отрицат. явления в обществ. и личной жизни человека, составляющие предмет нравственного осуждения и порицания. Теоретич. учения о Д. и З. многочисленны и противоречивы. "Представления о добре и зле, – писал Энгельс, – так менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому" ("Анти-Дюринг", 1957, с. 88). В древности особенное значение проблемы Д. и З. получили в религ. учениях, особенно в т.н. дуалистич. религиях, рассматривающих Вселенную как извечную борьбу двух начал – доброго и злого. Согласно религ. представлениям зороастризма, злое начало воплотилось в божество Анхра-Майнью, сознательно борющегося против доброго начала – Ормузда. Дуализм Д. и З. характерен и для религ. представлений древних германцев, согласно к-рым Вселенная произошла в результате борьбы сил света и тьмы. Противопоставление Д. и З., признание материи как порождения злого начала, характерно для гностицизма. Согласно религии буддизма, зло коренится в самом существовании человека. Избежать его можно лишь путем отшельничества, устранения от мирских дел, аскетич. образом жизни. Окончат. освобождение от зла достигается путем погружения в нирвану. В Древнем мире возникают и этич. учения о Д. и З., исследующие природу и диалектику этих категорий. Первые филос. понятия о Д. и З. сложились в Др. Индии и Китае. Др.-инд. материалисты – чарваки, видели добро в отсутствии страдания, в достижении чувств. удовольствий. Они отвергали религ. воззрения о божеств. происхождении добра. В этом же направлении развивали учение о добре др.-кит. материалисты. Так, Ян Чжу понимал добро как осуществление человеком его природных склонностей. В др.-кит. философии диалектика Д. и З. была отмечена Лао-цзы, к-рый говорил: "Когда все люди узнают, что красивое является красивым, появляется и безобразное. Когда [все] узнают, что добро является добром, возникает и зло" ("Дао-дэ-цзин", § II; цит. по кн.: Ян Хин-шун, Древнекитайский философ Лао-цзы и его учение, М.–Л., 1950, с. 116). В др.-греч. философии диалектику Д. и З. развивали Гераклит, Демокрит и др. Гераклиту, напр., принадлежит высказывание: "Болезнь приятным делает здоровье, зло – добро, голод – насыщение, усталость – отдых" (фрг. 111; цит. по кн.: "Материалисты древней Греции", М., 1955, с. 51). Развивая это положение, Демокрит писал: "... от чего мы получаем добро, от того же самого мы можем получить и зло, а также средство избежать зла..." (фрг. 301, там же, с. 156). Большое значение проблема Д. и З. занимает в философии Сократа. По мнению Сократа, зло является случайностью, к-рую человек совершает по незнанию, путая добро со злом. "...Поступающие зло и дурно, – говорил Сократ, – делают это не добровольно" (Prot. 345 Д). Средством против зла Сократ считал знание. Платон развивал идеалистич. концепцию Д. и З. По Платону, добро относится к миру идей, а зло – ко всему чувственному, видимому, изменчивому. Утверждая, что "невозможно исчезнуть злу" (Theaet. 176, а), он считал зло такой же реальностью, как и добро. Материалистич. этика Др. Греции рассматривала добро как удовлетворение естеств. потребностей человека. Эпикур, напр., видел высшее благо в разумном наслаждении. Проблемы Д. и З. занимают большое место также в этике и философии Аристотеля (см. Met., IX, 9 1051 а 12–21). Христианство, с его назидательно-спекулятивной этикой, не могло пройти мимо проблемы Д. и З. Согласно христианской этике, идея высшего добра, summum bonum, воплощена в боге. С др. стороны, проблема зла вызвала в христианстве множество трудностей и противоречий. Камнем преткновения для христианских теологов являлась невозможность совместить наличие зла в мире с легендой о том, что мир якобы создан и направляется всемогущим и всеблагим существом – богом. Это противоречие задолго до возникновения христианства было отмечено уже в древности. "Бог, – говорил Эпикур, – или хочет устранить зло и не может, или может, но не хочет, или и не хочет, и не может, или же хочет и может. Если он хочет, и не может – он бессилен, а таковым бог быть не может. Если может, но не хочет – он завистлив, что тоже чуждо божеству. Если не хочет и не может – он бессилен и завистлив, а следовательно он не бог. Если же он и хочет, и может, что единственно пристало божеству, то откуда возникает зло? Или почему бог его не устранит?" ("Epicurea", ed. H. Üsener, Lpz., 1887, p. 253). Отцы церкви, пытаясь скрыть это противоречие, вынуждены были утверждать, что зло происходит не от бога, а от человека, якобы злоупотребляющего своей свободой воли. Признавая существование и даже необходимость зла, христианство приписывало зло "врожденной греховности" людей. Зло не имеет никакого реального существования, являясь просто небытием, "лишением добра", подобно тому, как мрак является отсутствием света (см. Иоанн Дамаскин, Полн. собр. твор., т. 1, СПБ, 1913, с. 331–32). Так же и для Фомы Аквинского зло реально не существует, являясь всего-навсего отблеском добра: "Ничто не может быть в своем существе злом. Доказано, что всякое существо, поскольку оно есть существо, является добром и что зло существует только как [составная] часть добра" ("Summa theologica", I, В 49, а3). В последующем попытки устранить противоречия, вытекающие из признания зла в мире и "всеблагости" бога, привели к созданию религ.-филос. теории теодицеи (оправдание бога) Мальбранша и Лейбница. Религ. учения о зле тесно связаны с представлениями о дьяволе. Дьявол в христианской этике имеет двойственное значение. С одной стороны, он враг бога, воплощение злых и темных сил, и с другой стороны – он его союзник, своего рода карательный орган при боге, наказывающий грешников. Двойств. природа дьявола стала предметом многочисл. народных преданий о Мефистофеле, Вельзевуле и т.д. Рационалистич. философия нового времени выступила против ср.-век. понимания Д. и З. Гоббс, напр., утверждал, что вне человеч. познания не существует никакого зла и никакого добра. "... Никакое общее правило насчет того, что есть добро и что зло не может быть взято из природы самих объектов, а устанавливается или каждым отдельным человеком в отношении своей личности (там, где нет государства) или (в государстве) лицом, представляющим государство..." ("Левиафан", М., 1936, с. 66). Такую же позицию занимал и Спиноза: Д. и З., по его мнению, "...не показывают ничего положительного в вещах, если их рассматривать самих в себе, и составляют только модусы мышления, или понятия, образуемые нами путем сравнения вещей друг с другом" (Избр. произв., т. 2, М., 1957, с. 523). Франц. материалисты и просветители 18 в. (Вольтер, Гельвеций, Дидро и др.) провозгласили интересы человеч. личности осн. критерием различения Д. и З. Они учили, что вещи сами по себе не являются ни добром, ни злом, такими они становятся лишь в отношении к человеку. Отождествляя добро с пользой, они считали, что каждый человек стремится к добру. Причина зла, по их мнению, – отсутствие правильного воспитания, невежество, неравенство; установление разумного законодательства приведет к устранению зла и торжеству добра. В 18 в. соотносительность категорий Д. и З., переход их одно в другое показал англ. философ Мандевиль. В своем соч. "Басне о пчелах" (1705) он указал на то, что зло в совр. ему бурж. обществе выступает в качестве двигателя историч. прогресса. "То, что мы называем в этом мире злом, как моральным, так и физическим, – писал Мандевиль, – является тем великим принципом, который делает нас социальными существами, является прочной основой, животворящей силой и опорой всех профессий и занятий без исключения; здесь должны мы искать истинный источник всех искусств и наук; и в тот самый момент, когда зло перестало бы существовать, общество должно было бы прийти в упадок, если не разрушиться совсем" (цит. по кн.: К. Маркс, Теории прибавочной стоимости, ч. 1, 1955, с. 372). Маркс высоко оценивал это высказывание Мандевиля, считая его самого "...бесконечно смелее и честнее проникнутых филистерским духом апологетов буржуазного общества" (там же). Большое место вопрос о добре и зле занимает в философии Канта. Согласно Канту, человек обладает двойственной природой: как разумное, познающее существо он принадлежит царству свободы, однако как чувствующее существо, включенное в сферу действия законов необходимости, человек подвержен слабостям, испорченности и т.д. Поэтому, согласно Канту, в мире феноменальном существует "вечное зло", к-рое может быть преодолено только воспитанием, культурой, религией и моралью. Выполнение осн. нравств. принципа – категорического императива – означает победу нравств. воли над злом. Диалектич. соотношения Д. и З. историч. роль морального зла вскрыл Гегель. "Если зло есть т о же, что и добро, – писал Гегель в "Феноменологии духа", – то именно зло не есть зло, а добро не есть добро, а то и другое, напротив, сняты... В какой мере следует сказать, что согласно этому своему понятию добро и зло, – т.е. поскольку они – не добро и не зло – суть о д н о и т о ж е, – в такой же мере, стало быть, следует сказать, что они не одно и то же, а попросту р а з н о е; ... – Лишь оба эти положения завершают целое, и утверждению и заверению первого должно с непреодолимой непреклонностью противостоять отстаивание второго; ... Истиной обладает не то или другое, а именно их движение..." (Соч., т. 4, М., 1959, с. 415–16). Оценивая высказывания Гегеля о зле, Энгельс отметил, что "у Гегеля зло есть форма, в которой проявляется движущая сила исторического развития" ("Людвиг Фейербах...", 1953, с. 30). В этом, по мнению Энгельса, Гегель стоял несравненно выше, чем Фейербах (см. тамже, с. 30–31). Диалектич. концепция Д. и З. отражена и в творчестве Гёте. У Гёте зло рассматривается по отношению к познанию. В 1-й части Фауста, изображая зло в образе Мефистофеля, Гёте рассматривает его как отрицание, сомнение – необходимый момент дерзкого движения к познанию истины, как иронию над иллюзиями, слепыми идеалами, как злую силу, срывающую прекрасное покрывало с горькой истины. Во 2-й части Фауста проблема зла поставлена уже в отношении к историч. прогрессу. Гёте в основе прогресса увидел труд, практическую деятельность, а зло связал с силами препятствий и разрушения в поступательной деятельности людей, к-рая преодолевает их. Это была концепция, к-рая вобрала в себя достижения романтич. мысли, признавшей объективность зла и схватившей диалектику превращения добра в зло и наоборот. Для бурж. философии конца 2-й пол. 19 в. характерны тенденции к отказу от объективного и диалектич. истолкования проблемы Д. и З., к реакц. и позитивистскому ее истолкованию. В это время появляются гл. обр. пессимистич. учения о Д. и З., отрицающие возможность добра в мире. Так, для Шопенгауэра действительность носит иллюзорный характер, страдание и зло заложено уже в основе бытия. Сама жизнь есть зло и страдание, от к-рого человек не может освободиться. Согласно Шопенгауэру, зло всеобще и нераздельно с жизнью. Оно есть порождение чрезмерно сильного потока воли и вызываемого им страдания, к-рое неустранимо (см. "Мир как воля и представление", СПБ, б. г., с. 375–92). Для Ницше же представления о добре и зле характеризуют лишь "мораль рабов". Сверхчеловек не испытывает никакого зла и вообще стоит "по ту сторону добра и зла". Однако, пытаясь встать по ту сторону морали, обосновать имморализм, Ницше сам выступил в качестве пророка "новой" аристократич. морали "сверхчеловека".

В философии прагматизма добро отождествляется с личной пользой, с успехом. Неотомизм возрождает ср.-век. представления о боге как воплощении добра. Для совр. бурж. этики, и в особенности экзистенциализма, характерно отрицание добра в мире, признание абсолютным значения зла. Зло необходимо сопутствует человеч. существованию. Постижение же зла невозможно, т.к. оно является предметом не знания, а веры. Представления о Д. и З., выдвигаемые идеологами реакц. буржуазии, служат оправданием аморальности бурж. строя, подрывают волю масс к борьбе за устранение действит. причин социального зла.

В. Шестаков. Москва.

Науч. представление о Д. и З., о их социальной обусловленности впервые обосновано в марксистской этике. Только на основе раскрытия обществ. закономерностей возможна объективная моральная оценка обществ. явлений и поступков человека. Критерием этой оценки являются интересы народных масс, прогрессивных классов, поступат. развитие истории, а в совр. условиях – борьба против империализма, эа социализм и коммунизм, отношение к этой борьбе. В антагонистич. обществе господствующими являются понятия о Д. и З. эксплуататорских классов, к-рые пытаются выдать их за вечные, естественные и неизменные. Напротив, марксистская этика учит, что понятия Д. и З. относительны и соотносительны. Она не признает вечных и абстрактных принципов морали, абстрактного Д. и З., безотносительно к условиям, месту, времени и т.д. В обществе, основанном на эксплуатации одного класса другим, противоречия Д. и З. представляют собой выражение в области морали социальных противоречий. "Всякий шаг вперед в производстве означает одновременно шаг назад в положении угнетенного класса, т.е. огромного большинства. Всякое благо для одних необходимо является злом для других, всякое новое освобождение одного класса – новым угнетением другого. Наиболее ярким примером этого является введение машин..." (Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, 1953, с. 184). Капитализм обращает во зло людям величайшие достижения человеч. разума, открытия в области науки и техники. Благо в антагонистич. обществе создается, как правило, путем причинения зла миллионам людей. При этом развивались самые низменные побуждения и дурные, злые страсти: алчное стремление к богатству, жадность, грубая страсть к наслаждениям, эгоизм, властолюбие; все это, развившись в ущерб др. задаткам людей, выступало в качестве моральных рычагов историч. преобразований. В классовом антагонистич. обществе движущие силы историч. развития, поскольку они противоречат устоявшимся господствующим нравств. нормам, выступают с т. зр. консервативных и реакц. классов в форме зла. "... Каждый новый шаг вперед необходимо является оскорблением какой-нибудь святыни, бунтом против старого, отживающего, но освященного привычкой порядка" (Энгельс Ф., Людвиг Фейербах..., 1953, с. 30). С упразднением господства частной собственности и имуществ. различий отпадает необходимость в применении средств, могущих нанести людям зло. Маркс говорил, что с переходом к коммунизму "... человеческий прогресс перестанет уподобляться тому отвратительному языческому идолу, который не желал пить нектар иначе, как из черепов убитых" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 9, с. 230). С установлением обществ. собственности подрывается основа для существования низменных страстей и злых побуждений людей: в обществе расцветают истинно человеч. качества, имеющие в своей основе товарищеские отношения содружества между людьми. Коллективизм способствует пробуждению и развитию в человеке возвышенных, добрых начал, к-рые, в свою очередь, становятся могучим моральным стимулом совершенствования, развития человека нового, коммунистич. общества. Свое воплощение добро находит в нравственности трудящихся масс, отличающихся любовью к Родине, ненавистью к поработителям, трудолюбием, правдивостью, честностью. Принципы добра получили теоретич. выражение в моральном кодексе сов. человека, сформулированном в Программе КПСС. В социалистич. обществе, где нет антагонистич. классов, складываются единые общенародные понятия о Д. и З. Основу блага личности составляет благо общества. Добром признается то, что способствует прогрессивному развитию общества, освобождению народных масс от эксплуатации, то, что способствует строительству коммунистич. общества. В соответствии с этим критерием носителями добра являются не эксплуататоры, а трудящиеся, борющиеся против угнетения. Марксистская этика требует непримиримо относиться к злу, разоблачать его, выставлять на позор. "Надо уметь признать зло безбоязненно, – говорил Ленин, – чтобы тверже повести борьбу с ним..." (Соч., т. 32, с. 331). При социализме в качестве зла расцениваются антиобществ. явления (тунеядство, очковтирательство, злоупотребление властью и т.д.) – все то, что препятствует построению строя высшей справедливости – коммунизма, где исчезнет всякая объективная возможность для социального зла. Классовая обусловленность морали определяет общность критериев в оценке Д. и З., независимую от нац. и др. специфич. условий жизни. Нравств. оценки самого передового класса, пролетариата, критерии коммунистич. морали имеют общечеловеч. содержание, выражают интересы и чаяния подавляющего большинства человечества (отношение к войне и миру, колониализму, нац.-освободит. борьбе народов и т.д.). Эксплуатация человека человеком, капиталистич. гнет, нац. и расовое угнетение и колониализм, агрессивные войны – вот осн. формы социального зла, против к-рого борется прогрессивное человечество.

Е. Панфилов. Москва.

Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, М., 1957; его же, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, М., 1955; его же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, М., 1953; Ленин В. И., Задачи союзов молодежи, Соч., 4 изд., т. 31; его же, О продовольственном налоге, там же, т. 32, с. 329–31; Чернышевский Н. Г., Антропологический принцип в философии, Полн. собр. соч., т. 7, М., 1950, с. 285–92; Лафарг П., Происхождение идеи добра, в сб.: "Марксизм и этика", 2 изд., [К], 1925; Цицерон, Опровержение эпикуреизма. Первая и вторая книги произв... "О высшем благе и крайнем зле", пер. П. Гвоздева, Казань, 1889; Буткевич Т., Зло, его сущность и происхождение, X., 1897; Шишкин Α., Основы коммунистической морали, М., 1955, с. 112–15, 208–10, 257, 267 и др.; Royce J., Studies of good and evil, N. Y., 1898; Arndt Α., Über das Böse, Halle, 1904; Fuсhs E., Gut und Böse, Tübingen, 1906; Rashdall H., The theory of good and evil, v. 1–2, Oxf., 1907; Seгtillanges A. G., Le problème du mal, v. 1–2, P., [1948–51]; Nabert T., Essai sur le mal. P., 1955; Pieper J., Die Wirklichkeit und das Gute, [6 Aufl.], Münch., [1956].

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

dic.academic.ru

Что Такое Добро, А Что Такое Зло?

Добро и зло - очень относительные понятия. Например, условно говоря, боль - это плохо, ведь живое существо испытывает негативные переживания, но в то же время боль свидетельствует об определенной угрозе, на которую нужно обратить внимание, чтобы в будущем не было больших проблем - значит это не так уж плохо, если помогает человеку выжить. К тому же, мы обычно не знаем, к чему в долгосрочной перспективе приведут определенные действия, которые нам кажутся добрыми или злыми. Поэтому можно ли однозначно причислить их к добру или злу? Есть притча на эту тему "Хорошо или плохо":

Это "хорошее" и "плохое" с материальной точки зрения. А вот с позиции "энергетики" любое действие или мысль можно отнести к добру или злу, в зависимости от того, увеличивает ли оно или нарушает гармонию (нашу внутреннюю и гармонию мира). Хотя, надо сказать, что и для поддержания постоянного баланса развития, нужна определенная "раскачка" - если человек (да и человечество) правильно и с хорошей скоростью развивается, то такая "раскачка" будет небольшой, как говорится в Библии: А вот если развитие по каким-то причинам тормозится, то в результате дисбаланса начинают происходить сильные негативные явления (и бывает сложно говорить об "испытаниях по силам"), но они опять же, и свидетельствуют о необходимости усилить развитие, чтобы восстановить гармонию. То есть тоже сложно говорить о том, что любые негативные события - это абсолютное зло, и здесь определение "хорошо" и "плохо" тоже относительны. На такое взаимное перетекание понятий добра и зла и их условность указывает древний значек "Инь-Ян". В книгах "Фрикономика" и "Суперфрикономика" можно прочитать нтересные факты (статистические) по поводу обычных явлений в нашей жизни (которые мы привыкли считать плохими или хорошими) - статистика открывает самые неожиданные факты по разным вопросам, зачастую всё оказывается не так, как мы думаем. Вот примеры тем из этих книг: И много других интересных исследований на гораздо более острые темы.

otvet.expert

Что такое добро и зло?

Добро и зло – относительные понятия. Но люди зачастую воспринимают эти два явления как нечто постоянное, однозначное и конкретное. Например, уходить с работы во время трудового дня считается плохим поступком, особенно работодателем. Однако если выяснится, что причиной такого действия было внезапное ухудшение здоровья ребенка, которого срочно нужно было вести в больницу, тогда поступок приобретает более положительный оттенок.

Добро и зло (оно же «хорошо» и «плохо») – относительные понятия. Они не существуют в природе в чистом виде. Более того, они вообще не существуют. Это сам человек разделил природу на светлое и темное, положительное и отрицательное. А сам мир есть таким, каким является, без существующих человеческих понятий про «хорошо» и «плохо». Например, убивать животных – это плохо в человеческом понимании. Но ведь в природе животные убивают друг друга, чтобы пропитаться, и на самом деле это не является ни добром, ни злом. Это просто факт, который имеет место быть.

Что такое добро и зло? Что такое хорошо и плохо? Что такое положительное и отрицательное? Все эти понятия имеют одну и ту же природу, которая берет начало в умах людей. Это явления, которые выражают само отношение человека к чему-либо и обусловлены они теми убеждениями, которые присущи каждому индивиду.

Например, кто-то считает, что дети – это цветы жизни, они должны радовать и делать родителей счастливыми. Из-за такого убеждения, которое присуще человеку, он будет улыбаться и радоваться каждый раз, когда будет видеть какого-то малыша. Это для него будет добром, хорошим и положительным явлением. Но параллельно существует горстка людей, которая по каким-то причинам воспринимает детей как неблагодарных существ, которые просто постоянно плачут и требуют к себе много внимания. Из-за подобного убеждения они будут чувствовать злость или ненависть при виде любых детей. Это для них будет злом, плохим и отрицательным явлением.

Хотя сами по себе дети не являются чем-то хорошим или плохим. Они просто есть!

Как видно, в природе нет разделения на добро и зло. Эти понятия придуманы самими людьми, которые к некоторым вещам относятся положительно, а к другим – отрицательно. Но на самом деле нет ничего ни хорошего, ни плохого. Есть просто какое-то явление, существо или предмет, который становится желанным или неприятным оттого, что положительными или отрицательными качествами его наделяет сам человек.

liveposts.ru

Что такое добро и зло

Понимание добра и зла сформировалось в жизни и культуре людей с давних пор, и в старину уже знали, что такое хорошо что такое плохо. Затем на противопоставлении добрых и злых поступков, героев стали основываться былички, былины, сказания, сказки о животных и, конечно, волшебные сказки. При чтении сказок, былин, сказаний происходит примитивное понимание слов добро, добрый , то есть хороший, зло, злой, то есть, плохой, хотя наши предки вкладывали в эти два понятия не только этот смысл и наша задача в работе необходимо не только дать определение этим двум понятиям, причем как русского, так и немецкого, но и добиться понимания с точки зрения этимологии сказок.

ДОБРО — в широком смысле слова, как благо, означает, во-первых, ценностное представление, выражающее положительное значение чего-либо в его отношении к некоторому стандарту, во-вторых, сам этот стандарт. В живой речи слово «добро» употребляется для обозначения самых разных благ. В словаре В.Даля «добро» определяется сначала как характеристика материальных благ, и свойство «добрый» так же относится, прежде всего, к вещи, скоту и потом только к человеку, как характеристика человека «добрый» сначала разъясняется как деловое качество, а потом - как моральное. Так же и соответствующие слова в греч. и латинском (bonum) языках восходят к словам, обозначающим силу, мужество. В историческом развитии ценностного сознания, в истории моральной философии и моралистики, несмотря на сохранение лексического единства, происходит понимание смысловых различий в употреблении слова «добро». В зависимости от принимаемого стандарта добро в истории философии и культуры трактовалось как удовольствие, польза, счастье, соответствующее обстоятельствам (прагматизм), общепринятое, целесообразное и т.д., иными словами, что-то, что соответствует непосредственным потребностям, интересам и ожиданиям человека как индивида или члена сообщества. Разнообразие содержательно-ценностных истолкований добра может, будучи осознанным, обусловливать релятивизм в моральных суждениях и решениях, а в этике - вести в трактовке понятия добра к выводу о его субъективности и символической природе.

Различие между натуралистическими и этическим пониманием добра соответствует различению добра в относительном и абсолютном смысле. При одном понимании «доброе» - это хорошее, т.е. приятное, полезное, важное, а значит, ценное ради чего-то другого.

Хотя по императивно - ценностному содержанию добро как будто соразмерно злу, их онтологический статус может трактоваться различно. Согласно одной, менее распространенной, добро и зло являются однопорядковыми началами мира, находящимися в постоянном единоборстве. Согласно другой точке зрения, действительным абсолютным мировым началом является божественное добро как благо, или абсолютное бытие, или Бог, а зло-результат ошибочных или порочных решений человека, свободного в своем выборе. В отношении в бытию зло есть ничто. Таким образом, добро будучи относительным в противопоставленности злу, абсолютно в исполненности совершенства; зло - всегда относительно. Этим объясняется тот факт, что в ряде философско-этических концепций добро рассматривалось как высшее и безусловное моральное понятие. Согласно третьей точке зрения, противоположность добра и зла опосредствована чем-то иным - Богом (Л.Шестов), «высшей ценностью» (Н.А.Бердяев)- в чем и заключено абсолютное начало морали, и тем самым утверждается, что онтологически и аксиологически добро не является конечным понятием.

ЗЛО-противоположность добра и блага; универсалия культуры, основополагающая для морали и этики. Она охватывает негативные состояния человека: старение, болезнь, смерть, нищету, униженность, - и силы, вызывающие эти состояния: природные стихии, общественные условия, деятельность людей. Понятие морального зла определяет то, чему противодействует мораль, что она стремится устранить и исправить: чувства, взгляды, намерения, поступки, качества, характеры. Субъективная характеристика морального зла - вменяемость как способность контролировать свои действия, отвечать за них. Как противоположность добру моральное зло подрывает основы творческого сотрудничества людей, распространяя вражду между ними и (или) лишая их высших человеческих способностей.

Слово «зло», общее для славян, вероятно, восходит к старославянскому «зъло»-«очень», «сильно», «весьма». «Злое» - это «очень сильное». Сходную этимологию имеют нем. «Übel» и англ. «Evil», производные от др. - нем. «ubilez» - «выходящее за должную меру», «преступающее собственные границы». Таким образом, этимологически зло связано с избытком, чрезмерной активностью. Так именовалось то, что имеет природу огня и потому разрушительно, вредоносно для окружающих. В чрезмерности подразумевалось нарушение какой-то нормативной системы: естественной, сверхъестественной или конвенциальной.

www.microarticles.ru