Стилистические фигуры речи: примеры. Что такое риторическая фигура в литературе примеры


Риторическая фигура - это... Что такое Риторическая фигура?

 Риторическая фигура

Фигу́ра (ритори́ческая фигу́ра, стилисти́ческая фигу́ра, фигу́ра ре́чи; лат. figura от др.-греч. σχῆμα) — термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, которые не вносят никакой дополнительной информации в предложение, но изменяют его эмоциональную окраску. Что достигается множеством способов. Фигуры речи служат для передачи настроения или усиления эффекта от фразы, что постоянно используется в поэзии.

Фигуры можно разделить на три группы: фигуры добавления, фигуры убавления и фигуры расположения или перемещения. Как правило, тропы считаются разновидностью риторических фигур.

Среди наиболее распространённых фигур речи:

См. также

Ссылки

Литература

  • Горнфельд. Фигура в поэтике и риторике // Вопросы теории и психологии творчества. Т. I. 2-е изд. Харьков: 1911.
  • Горте М. А. Фигуры речи. Терминологический словарь. — М.: ЭНАС, 2007. — 208 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-93196-682-3
  • Москвин В. П. Выразительные средства современной русской речи: Тропы и фигуры. Терминологический словарь. 3-е изд. Ростов-на-Дону, 2007.
  • Харциев. Элементарные формы поэзии // Вопросы теории и психологии творчества. Т. I. 2-е изд. Харьков: 1911.

Wikimedia Foundation. 2010.

Синонимы:
  • Ритморест
  • Риторические фигуры

Смотреть что такое "Риторическая фигура" в других словарях:

  • риторическая фигура — сущ., кол во синонимов: 9 • антиметабола (2) • антифраза (1) • апосиопеза (2) …   Словарь синонимов

  • риторическая фигура — То же, что фигура речи …   Словарь лингвистических терминов

  • риторическая фигура — риторические, или стилистические, фигуры обороты речи, используемые для усиления выразительности высказывания. анафора. единоначатие. < > эпифора. параллелизм. антитеза. противоположение. оксюморон. градация. | инверсия. эллипсис.… …   Идеографический словарь русского языка

  • Эпифора (риторическая фигура) — Эпифора (от др. греч. ἐπιφορά  принесение, прибавление)  риторическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же слов в конце смежных отрезков речи. Нередко эпифора используется в поэтической речи (очень часто  в фольклоре) в виде… …   Википедия

  • фигура — ы, ж. figure f., нем. Figure <, лат. figura внешний вид, образ. 1. устар. Форма, очертание чего л. БАС 1. А как те палаты сделаны и то дисение покажем в тетрате той о всяких фигурах. АК 1 124. Фигуры. Начертания. Кантемир Соч. 2 421. Какою же… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • фигура речи — сущ., кол во синонимов: 38 • амплификация (6) • анаколуф (3) • анафора (4) • …   Словарь синонимов

  • фигура речи — (фигура риторическая, фигура стилистическая). Оборот речи, синтаксическое построение, используемые для усиления выразительности высказывания. Наиболее распространенные фигуры речи! анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие,… …   Словарь лингвистических терминов

  • Фигура — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Фигура (лат. figura  внешний вид, образ)  многозначный …   Википедия

  • Фигура (форма предмета) — Фигура (лат. figura  внешний вид, образ)  многозначный термин, входит в состав сложных терминов. Фигура  внешнее очертание, вид, форма предмета. Фигура  очертание человеческого тела, телосложение. Фигура  скульптурное, живописное или графическое… …   Википедия

  • ФИГУРА — (лат. figura, от fingere лепить, ваять). 1) наружный вид предмета, внешнее очертание. 2) в геометрии: очерк плоскости, чертеж. 3) в картах: туз, король, дама, валет. 4) в риторике: украшение речи, оборот, употребляемый для красоты слога. 5) в… …   Словарь иностранных слов русского языка

Книги

  • Песни Мальдорора, Лотреамон. Лотреамон – риторическая фигура европейской культуры, бездонный и утонувший внутри себя граф является мистическим союзником Рембо и Бодлера, извращенным певцом человеческого упадка. Умерший в… Подробнее  Купить за 249 руб электронная книга

dic.academic.ru

Фигуры речи

От тропов отличаются фразовые компоненты, которые называются фигурами речи. Это обычно словосочетания или предложения.

Они представляют собой выразительные синтаксические конструкции, которые передают экспрессию текста.

Если троп - это слово с переносным значением (оно имеет отношение к лексике), то фигура - часть предложения, которая играет определённую функцию в нём (здесь обретает свои права синтаксис).

 

Рассмотрим примеры различных фигур речи.

Перифраза – замена слова или словосочетания описательным выражением, оборотом.

Приветствую тебя, пустынный уголок,               

Приют спокойствия, трудов и вдохновения.

А.С. Пушкин

 

Погасло дневное светило;

На море синее вечерний пал туман.

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

А.С. Пушкин

 

Инверсия – стилистически значимое изменение обычного порядка слов.

Где глаз людей обрывается куцый,

главой голодных орд,

в терновом венце революций

грядёт шестнадцатый год.

В. Маяковский

 

Анафора – единоначалие, повторение слов или словосочетаний в начале предложения, стихотворных строк или строф.

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид...

А.С. Пушкин

 

Эпифора – повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки.

Степям и дорогам

Не кончен счёт;

Камням и порогам

Не найден счёт.

Э. Багрицкий

 

Антитеза – контраст, противопоставление явлений и понятий.

Я царь – я раб, я  червь – я бог!

Г.Р. Державин

 

Когда в кругу убийственных забот

Нам всё мерзит — и жизнь, как камней груда,

Лежит на нас, — вдруг знает бог откуда

Нам на́ душу отрадное дохнёт,

Минувшим нас обвеет и обнимет

И страшный груз минутно приподнимет.

Ф. Тютчев

 

Градация – расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости.

Не жалею, не зову, не плачу…

С. Есенин

Весны дуновеньем земля обогрета.Ещё не начало весны, а предвестье,и даже ещё не предвестье – намёк, что будет,что рядом,что срок недалёк.

В. Тушнова

 

Оксюморон – сочетание противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия.

Но красоты их безобразной

Я скоро таинство постиг,

И мне наскучил их несвязный

И оглушающий язык.

М. Лермонтов

 

С кем мне поделиться

Той грустной радостью, что я остался жив.

С. Есенин

 

Риторический вопрос – оборот речи в вопросительной форме, не требующий ответа.

О чём ты воешь, ветр ночной?

О чём так сетуешь безумно?..

Что значит странный голос твой,

То глухо жалобный, то шумно?

Ф. Тютчев

 

Знакомые тучи! Как вы живете?

Кому вы намерены нынче грозить?

М. Светлов

 

Риторическое обращение – подчёркнутое обращение к чему-то неодушевлённому или к кому-то незнакомому.

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! Не я

Увижу твой могучий поздний возраст,

Когда перерастешь моих знакомцев…

А.С. Пушкин

 

Цветы, любовь, деревня, праздность,

Поля! я предан вам душой.

Всегда я рад заметить разность

Между Онегиным и мной…

А.С. Пушкин

 

Риторическое восклицание – выражение утверждения в восклицательной форме.

Какое лето! Что за лето!

Да это просто колдовство.

Ф. Тютчев

 

Умолчание – фигура, предоставляющая слушателю или читателю возможность догадываться и размышлять, о чем могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И всё – равно, и всё – едино,

Но если по дороге – куст

Встаёт, особенно – рябина…

М. Цветаева

 

Параллелизм – сходное построение смежных фраз, строк или строф.

Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской.

М. Лермонтов.

 

Я пришёл к тебе с приветом,Рассказать, что солнце встало…Рассказать, что лес проснулся…Рассказать, что с той же страстью…Рассказать, что отовсюдуНа меня весельем веет…

А.А. Фет

 

Эллипсис - пропуск какого-либо слова, легко восстанавливаемого из контекста.          

Зверю – берлога,      нужна

Страннику – дорога…

М. Цветаева

 

Полюбил богатый - бедную,       человек - девушку

Полюбил ученый - глупую,

Полюбил румяный - бледную,

Полюбил хороший - вредную...

М. Цветаева

 

Парцелляция - намеренное расчленение фразы с целью усиления выразительности, экспрессивности.

Всякие стихи ради последней строчки.

Которая приходит первой.

М.Цветаева

 

«Я? Вам? Дал телефон? Что за ерунда!» - не понимая, сказал Никитин.

Ю. Бондарев

 

Прочитать подробнее о звукописи.

Прочитать о лексических средствах выразительности (тропах).

                            

ruslita.ru

Риторические фигуры - это... Что такое Риторические фигуры?

 Риторические фигуры

Фигу́ра (ритори́ческая фигу́ра, стилисти́ческая фигу́ра, фигу́ра ре́чи; лат. figura от др.-греч. σχῆμα) — термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, которые не вносят никакой дополнительной информации в предложение, но изменяют его эмоциональную окраску. Что достигается множеством способов. Фигуры речи служат для передачи настроения или усиления эффекта от фразы, что постоянно используется в поэзии.

Фигуры можно разделить на три группы: фигуры добавления, фигуры убавления и фигуры расположения или перемещения. Как правило, тропы считаются разновидностью риторических фигур.

Среди наиболее распространённых фигур речи:

См. также

Ссылки

Литература

  • Горнфельд. Фигура в поэтике и риторике // Вопросы теории и психологии творчества. Т. I. 2-е изд. Харьков: 1911.
  • Горте М. А. Фигуры речи. Терминологический словарь. — М.: ЭНАС, 2007. — 208 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-93196-682-3
  • Москвин В. П. Выразительные средства современной русской речи: Тропы и фигуры. Терминологический словарь. 3-е изд. Ростов-на-Дону, 2007.
  • Харциев. Элементарные формы поэзии // Вопросы теории и психологии творчества. Т. I. 2-е изд. Харьков: 1911.

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Риторическая фигура
  • Риторик

Смотреть что такое "Риторические фигуры" в других словарях:

  • РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ — см. Стилистические фигуры …   Большой Энциклопедический словарь

  • риторические фигуры — см. Стилистические фигуры. * * * РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ, см. Стилистические фигуры (см. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ) …   Энциклопедический словарь

  • Риторические фигуры —         экспрессивные стилистические обороты, исторически сложившиеся способы организации фразы, реализующие главным образом эмоционально императивные качества речи; устаревшее название фигур стилистических (См. Фигуры стилистические). В узком… …   Большая советская энциклопедия

  • риторические фигуры — см. фигуры речи …   Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ — РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ, в ст. Фигуры стилистические …   Литературный энциклопедический словарь

  • риторические фигуры — РИТОРИ´ЧЕСКИЕ ФИГУ´РЫ (от греч. ῥήτωρ оратор) термин старой русской поэтики (риторики, или реторики) стилистические обороты, цель которых состоит в усилении выразительности речи. В прошлом риторика была наукой ораторского искусства, она возникла… …   Поэтический словарь

  • риторические фигуры —   В синтаксической стилистике: то же, что и риторическое восклицание (*Пышный! Ему нет равной реки в мире [о Днепре](Н. Гоголь)) и риторический вопрос (*Что такое воля, как не мысль, переходящая в дело? (А. Бестужев Марлинский)) …   Учебный словарь стилистических терминов

  • Фигуры речи — В языкознании нет исчерпывающе точного и общепринятого определения Ф. р. Сам термин употребляется в различных смыслах (чаще всего приблизительных). Однако есть тенденция к закреплению этого термина и к выявлению его лингвистического смысла.… …   Лингвистический энциклопедический словарь

  • Фигуры речи — Фигура (риторическая фигура, стилистическая фигура, фигура речи; лат. figura от др. греч. σχῆμα)  термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, которые не вносят никакой дополнительной информации в предложение, но изменяют его… …   Википедия

  • фигуры речи — обороты речи, синтаксические построения, усиливающие выразительность высказывания. Рубрика: Язык. Изобразительно выразительные средства Синоним: риторические фигуры, стилистические фигуры Антоним/коррелят: Тропы …   Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

dic.academic.ru

29. Риторические фигуры и их значение для речи

РИТОРИ́ЧЕСКИЕ ФИГУ́РЫ— стилистические обороты, цель которых состоит в усилении выразительности речи. В России правила литературной стилистики в широком ее понимании были описаны в «Риторике» М. Ломоносова, который считал употребление Р. ф. признаком высокого стиля. Различают фигуры мысли и фигуры слова.

ФИГУРЫ МЫСЛИ.

1) Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа, служит для эмоционального утверждения или отрицания чего либо:

Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта?

(А. Пушкин)

247

Советская Россия, Родная наша мать! Каким высоким словом Мне подвиг твой назвать? Какой высокой славой Венчать твои дела? Какой измерить мерой Что ты перенесла?..

(М. Исаковский)

Знакомые тучи! Как вы живете? Кому вы намерены Нынче грозить?

(М. Светлов)

2) Риторическое восклицание – псевдообращение, часто отсутствующему лицу, исторической личности, неодушевленному предмету:

Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство.

(Ф. Тютчев)

Как были те выходы в степь хороши! Безбрежная степь, как марина.

(Б. Пастернак)

Ветры мои, ветры, вы буйные ветры! Не можете ли, ветры, горы раскачати? Гусли мои, гусли, звончатые гусли! Не можете ли вы, гусли, вдову взвеселити?

(Русская народная песня)

3) Риторическая поправка – специальный прием, когда сначала идет как бы оговорка, а потом важное уточнение.

ФИГУРЫ СЛОВА

  1. Антитеза – резкое выделенное противопоставление свойств и утверждений:

«кто был ничем, тот станет всем».

  1. Повторы:

Последняя тучи рассеянной бури,

Одна ты несешься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

(А.С. Пушкин)

  • эпифора – повтор в конце фразы; обычно используется как средство выделения основного смысла фразы или периода и создает параллелизм выражений, делая ремой такое ключевое слово.

Повторы бывают звуковыми:

  1. Инверсия – намеренное нарушение порядка слов:

  2. Градация – расположение синонимов в порядке возрастания или убывания какого-либо признака:

  3. Хиазм – части двух предложений распологаются в обратной последовательности.

  4. Эллипсис – пропуск слова или предложения.

B поэзии:

“И он подумал: “Время было,

И я, как ты, младенец милый,

Был чист, на небеса смотрел,

Как ты, молиться им умел

И к мирной алтаря святыне

Спокойно подходил... а ныне...?

И голову потупил он.”..

В. А. Жуковский

 

  1. Оксюморон – сочетание несочетаемого

«горячий лёд», «далекое близкое», «живые мертвецы» и т. п.

  1. Полисиндетон – многосоюзие

  2. Асиндетон – бессоюзие

Бессоюзие повышает самостоятельное значение каждого присоединенного элемента (слова, словосочетания, предложения), создавая смысловые паузы, одновременно подчеркивает их смысловой параллелизм, поэтому при бессоюзии сопоставляемые элементы обыкновенно строятся подобно.

B нижеследующем примере смысловое ударение падает на начальные слова каждого из предложений, кроме последнего, и эти начальные слова образуют самостоятельную смысловую связь.

“Пробил последний час фашистской Германии.

Разбита и сокрушена сила ее.

B прах повержена Германия.

Знамя победы развивается над вражьей страной.

Слава и благодарение Богу!”

Алексий I, патриарх Московский и всея Руси.

  1. Силлепс – соединение элементов текста, которые по сути своей не объединяются. Силлепсис — явление, характерное для разговорной речи:

“Это вот возьму и это возьму... две сменки, да... И еще рубаху, расхожую, и причащальную возьму, а ту на дорогу, про запас. А тут, значит, у меня сухарики... — пошумливает он мешочком, — с чайком попить — пососать, дорога-то дальняя.”

И. С. Шмелев.

В качестве риторической фигуры силлепсис используется достаточно часто, но в современной речи, особенно в некоторых авторских стилях, он настолько распространен, что не всегда воспринимается как фигура.

  1. Апосиопеза - недоговоренность

studfiles.net

Стилистические фигуры речи: примеры :: SYL.ru

Многоликой и сложной является лексическая система языка. Поэтому до сих пор не разработана типология различных лексических средств, поскольку она должна была бы суметь воссоздать многообразную гамму чувств человека. Однако имеются три основные группы. Выразительные средства принято классифицировать, деля на фонетические, синтаксические и лексические.

Троп

Лексические средства усиливают выразительность языка. Их называют тропами в лингвистике. Обычно тропы используют авторы различных художественных произведений, когда требуется описать облик героев или природу.

Троп, таким образом, - это изобразительный прием, заключающийся в использовании выражения или слова в переносном значении. Цель этого приема состоит не только в создании нового значения, но и в обогащении, украшении речи, придании ей большей выразительности. Следует различать тропы и фигуры речи. Примеры тропов: сравнение, гипербола, метафора, эпитет, олицетворение и перифраз.

Фигура речи

Фигуры речи представляют собой особые синтаксические построения, которые служат для того, чтобы усилить выразительность. К ним относятся антитеза, оксюморон, градация, риторическое восклицание, риторический вопрос, риторическое обращение, эллипсис, синтаксический параллелизм, лексический повтор, эпифора, анафора, умолчание, инверсия, многосоюзие, бессоюзие.

Выразительность речи - особенности ее структуры, позволяющие поддерживать интерес и внимание читателя (слушателя).

Антитеза

Антитеза - это оборот, состоящий в резком противопоставлении характеров, понятий, образов, с помощью которого возникает эффект резкого контраста. Антитеза помогает лучше противопоставить явления, изобразить противоречия. Она является способом выражения взгляда автора на описываемые образы, явления и т. д. Пример можно привести следующий: "Мягко стелет, да жестко спать".

Синтаксический параллелизм

Синтаксический параллелизм является вспомогательным средством, с помощью которого создается антитеза, так как схожее или тождественное построение конструкций оттеняет слова, противоположные по своему значению. Это одинаковое построение расположенных рядом предложений.

Также антитезы могут строиться на основе речевых антонимов. Пример: "Они сошлись. Волна и камень..." (А. С. Пушкин).

Иногда они могут выражаться стилистическими синонимами. На первый план в этих случаях выходят стилистические и смысловые различия между ними. Примеры, где используются эти фигуры речи в тексте: "У нее были очи, а не глаза", "Он дрыхнет, а не спит". Автор стремится с их помощью подчеркнуть, выделить высказанную мысль.

Оксюморон

Продолжаем описывать фигуры речи. Оксюморон - яркий стилистический прием, который состоит в создании некоторого нового понятия с соединением слов, контрастных по значению. Это делается для того, чтобы создать яркий и сложный образ и оттенить несовместимые логически значения. Примеры: "умный дурак", "веселая грусть", "черная белизна". Подобно антитезе, эта фигура является как бы местом встречи различных антонимов. В оксюмороне редко сочетание их в чистом виде. Пример: "плохой хороший человек". Слова, которые имеют противоположное значение, в большинстве случаев соединяются как определяемые и определяющие ("дорогая дешевизна", "крупные мелочи"), поэтому мы не можем говорить о том, что это стопроцентные антонимы, поскольку последние должны относиться к одной части речи. Русскими поэтами были созданы яркие фигуры речи - оксюмороны. Примеры: "пышное природы увяданье" (Пушкин), "самоуверенно-смущенная" (И. Северянин).

Часто встречается оксюморон в названиях произведений художественной литературы. Пример: роман Ю. Бондарева "Горячий снег".

Эти фигуры речи используются также в публицистическом стиле, зачастую в заголовках для того, чтобы привлечь внимание. Примеры: "отступление вперед", "холода - жаркий сезон".

Градация

Это стилистическая фигура, которая заключается в последовательном нагнетании или же, напротив, ослаблении образов, сравнений, метафор, эпитетов и других средств выразительности. Эмоционально-выразительное выделение определенных слов тогда усиливается, когда они повторяются в одном либо нескольких предложениях, находящихся по соседству. Повторение в сложном предложении одного и того же слова осуществляется нередко из логических соображений. Оно служит для установления между членами предложения отчетливой смысловой связи или разъяснения высказываемой мысли.

Лексический повтор

В художественной речи очень часто несколько слов повторяются не только в сложном, но и в простом предложении. Это делается для того, чтобы создать большую эмоциональную выразительность. Лексическим повтором называется эта фигура речи. Примеры: "На полотне уже справный мужик, живущий прочной и здоровой жизнью, той жизнью, о которой мечтает интеллигент", "Это не сказка, сказка будет впереди".

Словесный повтор получает особую выразительность тогда, когда слово находится в начале двух или более соседних фраз. Называется анафорой (иначе - единоначалием) эта фигура речи. Примеры: "Хоть бы что-нибудь появилось. Хоть тень. Хоть бы свисток милиционера раздался. Ничего", "Эти ивы и березы, эти капли - эти слезы" (А. Фет, портрет представлен ниже).

Часто нанизывание синонимов порождает градацию, когда следующий усиливает (или же ослабляет) значение предыдущего.

Эллипсис

Это синтаксическое средство заключается в том, что пропущен один из главных членов некоторого предложения (или даже оба). Эллипсис принадлежит к деструктивным фигурам, поскольку разрушает существующие в языке синтаксические связи. Данная фигура предполагает "пропадание" фрагментов высказываний. Считается при этом, что их можно восстановить, исходя из смысла целого. Обычной нормой для пропусков являются одно-два слова. Однако за рамками предложения могут оставаться и крупные синтаксические блоки (в особенности в случае, если параллелизм сопровождает эллипсис).

Следует заметить, что конструкция эта предполагает наличие наиболее близкого контекста. Читатель в противном случае может ее не понять или неадекватно воспринять. Следовательно, эллипсисы являются средством выразительности, заключающемся в пропуске члена предложения, который подразумевается. Пример у Жуковского: "Мы села - в пепел, грады - в прах...".

Используя эти синтаксические фигуры речи, мы придаем динамичность высказыванию, а также интонацию живой речи, текст становится более выразительным. Чаще всего для создания эллипсиса упускается сказуемое. Пример: "Мир - людям". Данная фигура на письме воспроизводится с помощью тире. Эллипсис как стилистический прием особое распространение получил в лозунгах.

Риторическое обращение, восклицание, вопрос

Риторическое обращение (восклицание) представляет собой конкретное обращение к чему-либо или кому-либо. Оно служит не только для того, чтобы назвать адресата речи, но и для выражения отношения к некоторому объекту, характеристики его.

Риторические восклицания и риторические вопросы - стилистические фигуры речи, состоящие в создании выражения позиции автора, в высказывании в форме вопроса некоторого утверждения.

Анафора и эпифора

Анафора - повтор в начале предложения отдельных оборотов или слов. Используется данный прием для усиления мысли, явления, образа: "Как передать красоту неба? Как рассказать о чувствах, которые переполняют в этот момент душу?"

Эпифора - фигура, при которой у нескольких предложений имеется одинаковая концовка, которая усиливает значение определенного понятия, образа и т. д.

Инверсия

Представляет собой обратный порядок слов. Подлежащее при прямом порядке стоит обычно перед сказуемым. Согласованное определение находится перед определяемым словом (после определяемого - несогласованное), после управляющего слова ставится дополнение, а перед глаголом - обстоятельство образа действия. Слова при использовании инверсии ставятся в другой последовательности, которая не соответствует этим грамматическим правилам. Это средство выразительности является довольно сильным. Используется оно обычно в эмоциональной речи.

Мастером инверсии является магистр Йода из "Звездных войн".

Умолчание

Представляет собой синтаксический прием, который состоит в сознательном использовании мысли, выраженной не до конца, когда представляется возможность дополнить ее самому читателю. Умолчание на письме выражается многоточием. За ним стоит "неожиданная" пауза, которая отражает волнение говорящего. Как стилистический прием оно используется часто в разговорном языке.

Бессоюзие и многосоюзие

Другие стилистические фигуры речи - бессоюзие и многосоюзие. Бессоюзие представляет собой намеренный пропуск между членами одного предложения или же между предложениями соединительных союзов. Это придает выражению насыщенность впечатлениями, стремительность. "Швед, русский - колет, рубит, режет..." (А. С. Пушкин).

Многосоюзие - фигура, которая состоит в намеренном повторении для эмоционального и логического выделения понятий сочинительных союзов.

Таковы основные фигуры выразительности речи.

www.syl.ru

§2.3.4. Риторические фигуры

Фигуры речи — это особые формы синтаксических конструкций, с помощью которых усиливается выразительность (экспрессивность) речи, увеличивается сила её воздействия на адресата.

Как уже было сказано, риторических фигур несколько десятков. Мы остановимся на тех, которые эффективны и просты в употреблении и часто встречаются как в публичных выступлениях, так и в обыденной речи.

Антитеза — оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия.

Пример: Жизнь коротка — искусство вечно; претензии велики, да возможностей мало.

Градация — такое расположение слов, при котором каждое последующее превосходит предыдущее по интенсивности.

Пример: Время летит: минута, век, эра.

Анафора — повторение слова (нескольких слов) в начале нескольких фраз, следующих одна за другой.

Пример: Суров закон. Суров, но справедлив. Из двух спорящих один всегда не прав. Из двух спорящих не прав тот, кто умнее.

Эпифора — повтор заключительных элементов последовательных фраз.

Пример: Кто должен взяться за это, если не мэр? И кто в любом случае потом получит по шапке, если не мэр?

Анадиплозис — последующая фраза начинает с повтора элемента, завершающего фразу предыдущую.

Пример: Он не прав. Не прав любой, кто сердится.

Параллелизм — однотипность синтаксических конструкции в смежных или отстоящих недалеко друг от друга частях сообщения.

Пример: Но что же сказать о любви чистой и ясной, о любви идейной, о любви к Родине? Она бескорыстна, но это потому, что и всякая любовь бескорыстна (или она не есть любовь). Она готова на жертвы, но это потому, что нет любви без жертвы и подвига, нет любви без самоотверженности и самоотречения… (А. Лосев)

Период — это такое построение фразы, при котором и говорящий и слушающий уже в начале этой фразы предчувствуют, ожидают, каково будет её развитие и завершение.

Сегодня периодически структура — единственная синтаксическая конструкция, которая позволяет строить длинные предложения, хорошо воспринимаемые слушателями, аудиторий.

Существует несколько типов периодов, которые во многом аналогичны классификации сложноподчинённых и сложносочинённых предложений.

1. Временной период.

Модель: в одной из частей периода имеем: когда…, когда…, когда...

в другой части — тогда.

Пример: Когда нам говорят о великом преступлении…; когда нам кажется, что оно было направлено против целой семьи; когда жертва его — слабая девушка…; каждый из нас, возмущённый, становится на сторону обиженных (П. Сергеич).

2. Условный период.

Модель: если…, если…, если…, то…

3. Определительный период.

Модель: кто…, кто…, кто…, тот… и другие.

Перечисленные фигуры создают ритм речи, который в свою очередь вызывает эмоции у слушателей. (Вспомните стихи: они гораздо больше влияют на человека, потому что в них есть ритм, т.е. музыка).

Особенно важны те риторические фигуры, которые помогают установить контакт между говорящим и слушателем, диалогизируют речь.

Рассмотрим их.

Риторический вопрос — утверждение или отрицание, облеченное в форму вопроса: оно содержит ответ в самом себе и преследует цель активизировать внимание и интерес слушателей. Пример: Есть ли где народ, есть ли город такой, как наш? Умело поставленный риторический вопрос формирует мнение и чувство аудитории, выделяет важные мысли в речи.

Риторическое восклицание — особо эмоциональное утверждение или отрицание с целью привлечь внимание аудитории, побудить ее разделить мнение оратора. Пример: О времена! О нравы!

Сермоцинацио — это «прямая речь» в ткани устной монологической речи (выступления), но не любая, а выдуманная, додуманная или в обработанной форме восстановленная оратором.

Пример из «Обращения к юношеству» Льва Толстого: Что же любить?... Любить не для того, кого любишь, не для себя, а для любви». Стоит понять это, и сразу уничтожится все зло человеческой жизни и становиться ясным и радостным смысл ее. «Да, это хорошо бы было. Чего же лучше, — скажут люди. — Хорошо бы было любить и жить для любви, если бы все так жили. А то я буду жить для любви, отдавать все другому, а другие будут жить для себя; для своего тела, что же будет со мной?».

Вот что писал П. Сергеич о сермоцинацио: «Этот прием незаменим как выражение нравственной оценки поступков… человека».

Итак, риторические тропы и фигуры и по сей день являются важным средством выражения мысли автора, тем рычагом, с помощью которого можно овладеть вниманием аудитории и установить с нею контакт.

Вопросы для самопроверки.

1.Как называется раздел риторики, изучающий украшение речи?

2. Что такое прямое сообщение? Приведите примеры.

3. Что такое метасообщение? Назовите основные риторические формы метасообщения. Приведите примеры.

4. Что такое риторический троп? Каково различие между риторическими и языковыми тропами?

5. Вспомните законы риторики. Почему можно сказать, что риторические тропы способствуют выполнению этих законов? Какие особенности переносных значений обеспечивают это?

6. Дайте определение метафоры. Какова ее структура? Виды метафоры?

7. Вспомните названия других тропов. Дайте их определения. Приведите свои примеры (или примеры из газет, журналов).

8. Что такое риторические фигуры? Назовите их, дайте определения и приведите свои примеры.

9. Найдите в учебниках риторические тропы и фигуры, о которых не шла речь в данном пособии. Какие из них кажутся вам интересными и наиболее употребляемыми в современной речи?

studfiles.net

риторические фигуры - это... Что такое риторические фигуры?

РИТОРИ´ЧЕСКИЕ ФИГУ´РЫ (от греч. ῥήτωρ — оратор) — термин старой русской поэтики (риторики, или реторики) — стилистические обороты, цель которых состоит в усилении выразительности речи. В прошлом риторика была наукой ораторского искусства, она возникла в Древней Греции (школа Пифагора). В России правила литературной стилистики в широком ее понимании были описаны в «Риторике» М. Ломоносова, который считал употребление Р. ф. признаком высокого стиля. К Р. ф. относились такие стилистические явления, как антитеза, гипербола, обращение, восклицание, астеизм, градация, прозопопея, ирония, уподобление, умолчание и пр.

В настоящее время название Р. ф. сохранилось лишь за тремя явлениями стиля, относящимися к интонации:

1) Риторический вопрос, не требующий ответа, но имеющий лирико-эмоциональное значение:

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

(А. Пушкин)

Советская Россия,

Родная наша мать!

Каким высоким словом

Мне подвиг твой назвать?

Какой высокой славой

Венчать твои дела?

Какой измерить мерой

Что ты перенесла?..

(М. Исаковский)

Знакомые тучи!

Как вы живете?

Кому вы намерены

Нынче грозить?

(М. Светлов)

2) Риторическое восклицание, играющее ту же роль усиления эмоционального восприятия:

Какое лето, что за лето!

Да это просто колдовство.

(Ф. Тютчев)

Как были те выходы в степь хороши!

Безбрежная степь, как марина.

(Б. Пастернак)

3) Риторическое обращение, рассчитанное на тот же эффект, в особенности в случаях, когда вопросительная интонация сочетается с восклицательной; эта форма Р. ф. наиболее часто встречается в поэзии:

Ветры мои, ветры, вы буйные ветры!

Не можете ли, ветры, горы раскачати?

Гусли мои, гусли, звончатые гусли!

Не можете ли вы, гусли, вдову взвеселити?

(Русская народная песня)

Дух бродячий! Ты все реже, реже

Расшевеливаешь пламень уст.

О, моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств.

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

(С. Есенин)

Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия. Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская. 1966.

poetique.academic.ru