Пространственное мышление, или как выжить в трехмерном мире. Что такое пространственное мышление


Пространственное мышление: развитие, тест

Пространственное мышление – важный элемент умственной деятельности человека. Оно отвечает за ориентацию в пространстве, способность к решению задач по геометрии, возможность представления объектов в трехмерном измерении. Нарушение этого вида мышления приводит к глобальной дезориентации человека.

С точки зрения психологии – это процесс, который создает пространственные образы и определяет отношения между ними.

С практической точки зрения пространственное мышление позволяет человеку проще решать задачи по геометрии, химии, физике, черчению и даже лучше справляться с процессом изучения литературы. С помощью трехмерного мышления возможно формирование в сознании картин в динамике, что делает процесс чтения или изучения чего-либо захватывающим и интересным. Такой вид мышления достигает высокого уровня развития в спортивной профессии, связанной с ориентацией в пространстве.

В психологии так же бытует мнение, что ориентация в пространстве и связанное с ней мышление по разному проявляет себя у жителей разной местности. Научное исследование показало, что люди, проживающее в горах, легко могут определить размер объекта, расположенного внизу, чем прямо или вверху. Живущие в долинах – склонны к верному определению размера и расстояния на равнине. И эта особенность не нарушение функционирования пространственного восприятия, данное наблюдение говорит о следующем:

Пространственное мышление и навыки, связанные с ним, получают свое развитие и достигают более высокого уровня посредством получения человеком аналогичного опыта.

Составные части

Характеристика пространственного интеллекта включает в себя несколько этапов, имеющих ряд специфических особенностей:

  • Анализ – разделение объекта или задачи на составляющие его части.
  • Синтез – обратный анализу процесс – соединение объекта или задачи в единое целое.
  • Абстрагирование – определение нескольких этапов задания, которые должны быть в нем. На этом этапе происходит формирование понятий.
  • Обобщение – определение и выделение значимых частей объекта или предмета, которые нужно сравнить между собой.
  • Конкретизация – обратный процесс обобщения – выделение характерных заданию этапов, не связанных с этапами решений.

В конце статьи представлен тест на определение уровня развития пространственного интеллекта, который строится на этих этапах. В основном, тест состоит из определения соотношения и последовательности разнообразных фигур.

Методы развития

Развитие пространственного мышления лучше всего начинать в раннем детстве, потому что к подростковому возрасту его формирование считается уже полностью завершенным. Однако, в психологии существуют методы и упражнения, способствующие развитию его более высокого уровня и в более зрелом возрасте. Незначительное нарушение в структуре трехмерного мышления с точки зрения психологии возможно корректировать, так же используя упражнения и игры, список которых представлен ниже:

  1. Оригами, пазлы

Формирование в голове форм фигур происходит в процессе складывания пазлов и различных предметов из бумаги. Происходит это благодаря тому, что прежде чем фигуру сложить – ее надо представить в голове. Методы конструкторской деятельности так же подходят для изучения предметов в школе – они облегчают исследование литературы, переключая детей на практические действия.

  1. Манипуляции с фигурами

Для этого нужно взять несколько фигур – например, квадрат, круг, куб и т.п. Их нужно попробовать наложить друг на друга и запечатлеть в сознании полученный результат. Усложняя это упражнение, попробуйте тоже самое сделать мысленно – представьте фигуру в объемном формате, назовите ее стороны, точки соединения, как будет выглядеть фигура и изменится ее характеристика, если на нее наложить другую и т.п.

  1. Перечерчивание фигур

Методы изучения геометрии и черчения заложены в основе этого упражнения. Данная методика имеет несколько вариантов сложности:

  • Простое перечерчивание: макет фигуры необходимо перенести на бумагу.
  • Перечерчивание с изменениями: фигура копируется на бумагу, но к ней нужно добавить либо несколько см., либо другую фигуру.
  • Перечерчивание с изменением масштаба. Суть упражнения в копировании объекта с изменением размера, например, в два раза больше или меньше.
  • Перечерчивание из памяти. Фигуру нужно представить в сознании и затем перенести на бумагу.

С точки зрения психологии, задачи из этого упражнения способствуют формированию не только трехмерного мышления, но и навыков черчения, запоминания.

  1. Представления.

Лучше оперировать линиями и отрезками, например: представить несколько линий, соединить их в одно целое и затем нарисовать фигуру на бумаге, или на несколько отрезков наложить куб – воспроизвести то, что из этого получилось.

  1. Схемы и чертежи.

Сюда относятся любые объекты и предметы, фигуры, детали или план квартиры. Изображать их можно как по макету, так и опираясь на собственные представления. Создание схем и чертежей доступно онлайн.

  1. Игра «Угадай предмет».

Эта методика подойдет для самых маленьких и проходит в формате игры: ребенку закрывают глаза и дают предмет для тактильного изучения. Исследование объекта должно занимать не более одной минуты, подглядывание и подсказки – это нарушение правил игры. Задача малыша предположить, что это за предмет, описать его характеристики.

  1. Игра «Муха».

Развивать пространственный интеллект помогут и игры для взрослых. Данная предназначена для компании от 3-х человек – два непосредственно участвуют, третий – следит за процессом игры и отслеживает возможное нарушение правил. Два игрока представляют в воображении решетку 9 квадратов в длину и 9 в ширину. В самом верхнем углу справа располагается муха. Игроки по очереди делают шаги, переставляя муху на разные квадраты. Схема решетки, изображенная на бумаге, имеется у третьего участника, где он отмечает все действия игроков. Затем он говорит «стоп», и участники озвучивают, где, по их мнению, находится муха. Выигрывает тот, кто назвал верный квадрат.

А как у вас развито пространственное мышление?

Формирование высокого уровня пространственного интеллекта во многом облегчает нашу жизнь. Деятельность некоторых профессий напрямую связана с этим навыком. Например, вы никогда не сможете стать успешным в профессии дизайнера, художника, инженера, конструктора, логиста не обладая способностью к трехмерному восприятию.

В повседневной жизни пространственное мышление позволит вам систематизировать пространство в квартире, доме, ориентироваться за рулем и обходиться без навигатора.

Степень развития данного вида умственной деятельности поможет определить тест, состоящий из 10 вопросов. Этот тест можно пройти онлайн.

Тест 

Автор: Варнакова Анастасия Анатольевна, психолог

Оцените эту статью:

Всего голосов: 126

4 126

mozgius.ru

Пространственное мышление

Пространственное мышление представляет собой вид мыслительной деятельности, в ходе которого создаются пространственные образы и происходит оперирование ими для решения задач. Развитие этого вида мышления начинается с 3-4 лет. Даже после 30 лет человек может существенно улучшить свои способности представления образов в пространстве.

Ориентация в пространстве – это не просто умение найти дорогу в малознакомой местности, и не только безошибочное определение того, где «право», а где «лево».

Хорошо развитое пространственное мышление необходимо для освоения таких профессий, как архитектор, дизайнер, летчик, моряк, а также модельер. Везде, где нужно умение представлять образы, менять в воображении пространственные объекты, потребуется этот вид мышления.

Для того чтобы развить в себе данную способность, существуют несложные упражнения. Рассмотрим подробнее способы развития мышления, направленного на работу с пространственными объектами.

  1. Подумайте о том, какие фигуры получаются при пересечении двух отрезков? При каком условии при пересечении двух отрезков получится один?

Вы можете попробовать решить эту задачу мысленно, или для начала нарисовать данные отрезки на бумаге. Но старайтесь избегать рисования, так как оно упрощает задачу.

  1. Какие фигуры можно получить, если наложить друг на друга треугольник и отрезок?
  2. Какие фигуры получаются при наложении друг на друга двух треугольников?

Это достаточно простые задачи. Они могут быть использованы не только для взрослых, но и при обучении детей с целью развития такого качества, как пространственное мышление.

Более сложные задания связаны с представлением плоскости в трехмерном пространстве. Вы сами можете придумывать задания для себя и своего ребенка, используя более или менее сложные условия.

Кроме описанных упражнений, развитие пространственного мышления у детей включает игры с конструкторами, составление объемных пазлов и многое другое.

Развитие этой характеристики обязательно должно включать формирование правильных понятий о местонахождения предмета. Ребенок должен учиться называть словами место вещи по отношению к другим. Например, на вопрос, где находится игрушка, малыш 4 лет должен уметь ответить, что она, допустим, под кроватью или на стуле. Таким образом, очень важно сочетание чувственного опыта с развитием понятийного аппарата.

Во взрослой жизни, когда понятия уже сформированы, важным фактором будет умение воспроизводить мысленно различные предметы в пространстве относительно друг друга. Например, войдя в незнакомую комнату, внимательно осмотрите обстановку, а выйдя из нее, попробуйте зарисовать расположение предметов в ней как можно точнее.

Пространственное мышление помогает нам решать в уме сложные задачи. Например, если вам нужно определить, каким образом будет выглядеть новый шкаф в комнате, вам придется мысленно «вписать» его в интерьер, учитывая не только его размер и форму, но и цвет, а также расположение других предметов.

Пространственное мышление тесно связано с памятью. Например, способность запомнить, а затем мысленно воспроизвести расположение гостей за праздничным столом характеризует не только умение ориентироваться в пространстве, но и навык запоминания деталей.

Упражнения на развитие пространственного мышления очень полезны в любом возрасте. Поначалу многие люди испытывают затруднения при их выполнении, но со временем обретают способность решать все более сложные задачи. Такие упражнения обеспечивают нормальное функционирование головного мозга, позволяют избежать многих заболеваний, вызванных недостаточным уровнем работы нейронов коры полушарий.

fb.ru

Пространственное мышление

Пространственное мышление – одна из важных составляющих интеллекта. С его помощью мы можем ориентироваться в пространстве, решать геометрические задачи, представлять предметы в трехмерном измерении. Да и не у всех оно развито в одинаковой степени. Сегодня подробно поговорить про пространственное мышление и разберемся, как можно его натренировать.

Пространственное мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности, с помощью которого возможно создание трехмерных образов и действия с ними в процессе решения всевозможных задач. Другими словами, это способность человека представить объект во всех его деталях и проявлениях и каким-либо образом трансформировать этот объект.

Дети с развитым пространственным мышлением часто преуспевают не только в геометрии, черчении, химии и физике, но и в литературе! Пространственное мышление позволяет создавать в голове целые динамические картины, своего рода кинофильм, основанные на прочитанном отрывке текста. Такая способность существенно облегчает анализирование художественной литературы и позволяет сделать процесс чтения намного более интересным. И, конечно же, пространственное мышление незаменимо на уроках рисования и труда.

С развитым пространственным мышлением становится гораздо легче читать чертежи и карты, определять местонахождение и представлять схему движения к цели. Это просто необходимо любителям спортивного ориентирования, а всем остальным существенно поможет в обычной жизни в условиях города.

Пространственное мышление развивается с раннего детства, когда ребенок начинает совершать свои первые движения. Его формирование проходит несколько этапов и заканчивается, примерно, в подростковом возрасте. Однако в течение жизни возможно его доразвитие и преобразование. Проверить уровень развития пространственного мышления можно с помощью небольшого интерактивного теста.

Типы оперирования пространственными образами

Выделяют три типа такого оперирования:

Изменение пространственного положения образа. Человек мысленно может передвинуть объект без каких-либо изменений его внешнего вида. Например, передвижения согласно карте, мысленное переставление объектов в комнате, перечерчивание и т.д.

Изменение структуры образа. Человек может мысленно каким-либо образом изменить объект, но при этом он остается неподвижным. Например, мысленное добавление одной фигуры к другой и их объединение, представление того, как будет выглядеть объект, если добавить к нему деталь, и пр.

Одновременное изменение и положения, и структуры образа. Человек способен одновременно представить изменения во внешнем облике и пространственном положении предмета. Например, мысленное вращение объемной фигуры с разными сторонами, представление о том, как будет выглядеть такая фигура с той или другой стороны, и др.

Третий тип является наиболее совершенным и предоставляет больше возможностей. Однако для его достижения необходимо сначала хорошо освоить первые два типа оперирования. Представленные ниже упражнения и советы будут направлены на развитие в целом пространственного мышления и всех трех типов действий.

3D пазлы и оригами

Складывание объемных пазлов и фигурок из бумаги позволяет формировать в голове образы различных объектов. Ведь перед началом работы следует представить готовую фигуру, чтобы определить качество и порядок действий. Складывание может проходить в несколько этапов:

Повторение действий за кем-то

Работа в соответствии с инструкцией

Складывание фигуры с частичной опорой на инструкцию (в случае, если ребенок забыл какое-то действие)

Самостоятельная работа без опоры на материал (может осуществляться не сразу, а после нескольких повторений предыдущих этапов).

Важно, чтобы школьник четко прослеживал каждое действие и запоминал его. Вместо пазлов можно также использовать обычный конструктор.

Действия с геометрическими фигурами

Делятся на два типа:

С использованием наглядного материала. Для этого необходимо иметь несколько заготовок различных объемных геометрических фигур: конус, цилиндр, куб, пирамида и др. Задача: изучить фигуры; узнать, как они выглядят с различных ракурсов; накладывать фигуры друг на друга и смотреть, что получается и т.д.

Без использования наглядного материала. Если школьник хорошо знаком с различными объемными геометрическими фигурами и хорошо представляет, как они выглядят, то задания переносятся в мысленный план. Задача: описать, как выглядит та или иная фигура; назвать каждую ее сторону; представить, что будет при наложении одной фигуры на другую; сказать, какое действие нужно осуществить с фигурой, чтобы превратить ее в другую (например, как превратить параллелепипед в куб) и пр.

Перечерчивание (копирование)

Задания этого типа идут по нарастанию сложности:

Простое перечерчивание фигуры. Перед учеником стоит макет/образец фигуры, который ему необходимо перенести на бумагу без изменений (размеры и внешний вид должны совпадать). Перечерчивается отдельно каждая сторона фигуры.

Копирование с добавлением. Задача: перечертить фигуру без изменений и добавить к ней: 5 см в длину, дополнительную грань, другую фигуру и т.п.

Масштабируемое перечерчивание. Задача: скопировать фигуру с изменением ее размера, т.е. начертить в 2 раза больше чем макет, в 5 раз меньше чем образец, убавив на 3 см каждую сторону и т.д.

Копирование из представления. Задача: представить объемную фигуру и нарисовать ее с разных сторон.

Представления

В качестве объектов представления будут выступать отрезки и линии. Задачи могут быть самыми разнообразными, например:

Представь три разнонаправленных отрезка, мысленно соедини их и нарисуй, получившуюся фигуру.

Представь, что на два отрезка наложили треугольник. Что получилось?

Представь две сближающиеся линии. В каком месте они пересекутся?

Составление чертежей и схем

Могут осуществляться с опорой на наглядный материал или с опорой на представляемые объекты. Составлять чертежи, схемы и планы можно по любому предмету. Например, план комнаты с отображением расположения каждой вещи в ней, схематическое изображение цветка, чертеж здания и пр.

Игра «Угадай на ощупь»

Ребенок закрывает в глаза и получает какой-то предмет, который может ощупать. Объект должен иметь такие размеры, чтобы школьник имел возможность изучить его целиком. На это отводится определенное количество времени в зависимости от возраста ученика и объема предмета (15-90 секунд). По истечении этого времени ребенок должен сказать, что именно это было и почему он так решил.

Также в игре можно использовать разные виды ткани, схожие по форме фрукты (яблоки, нектарины, апельсины, персики), нестандартные геометрические фигуры и другое.

Игра «Муха в клетке»

Для этой игры потребуется не менее трех человек. Два непосредственно участвуют в игре, а третий отслеживает ее ход и проверяет конечный ответ.

Правила: два участника представляют решетку 9 на 9 квадратов (пользоваться графическим изображением нельзя!). В правом верхнем углу находится муха. По очереди делая ходы, игроки перемещают муху по квадратам. Можно использовать обозначения движения (вправо, влево, вверх, вниз) и число клеток. Например, муха передвигается на три клетки вверх. Третий участник имеет графическую схему решетки и обозначает каждый ход (каждое перемещение мухи). Далее он говорит «Стоп» и другие игроки должны сказать, где, по их мнению, находится муха в данный момент. Выигрывает тот, кто правильно назвал квадрат, где остановилась муха (проверяется по схеме, которую составил третий участник).

Игру можно усложнить, добавив количество клеток в решетку или такой параметр, как глубину (сделав решетку трехмерной).

Графические задания-тренажеры

Выполняются на глаз без использования каких-либо вспомогательных предметов (линейки, ручки, циркуля и т.д.).

1. На какую отметку должен переместиться человек, чтобы падающее дерево не задело его?

2. Какая (какие) из фигур сможет (смогут) пройти между объектом А и объектом Б?

3. Представь, что овалы на картинке – это машины. Какая из них раньше окажется на перекрестке, если скорость передвижения машин равна?

4. Восстанови часть фигуры, которую закрыла линейка.

5. Определи, куда упадет шар.

Картинки из книги Посталовского И.З. «Тренировка образного мышления»

mathforyou.ru

Пространственное мышление | Блог 4brain

Знаете ли вы людей, которые очень легко и быстро ориентируются в незнакомом месте, не используя карту? Завидовали ли тем, кто умеет хорошо рисовать? Изучали ли с воодушевлением и восторгом жизнь и работы Леонардо да Винчи? Все эти черты свойственны тем, кто обладает развитым визуально-пространственным мышлением.

Пространственное мышление – вид умственной деятельности, обеспечивающий создание пространственных образов, мышление в терминах изображений и оперирование ними в процессе решения практических и творческих задач.

Какие преимущества имеет этот навык? Он критически важен для дизайнеров и архитекторов. Они имеют непосредственное отношение к пространству и расположению в нем объектов. Математики используют его, чтобы представлять мысленно геометрический объект, который в уме можно измерять, вращать и перемещать для облегчения геометрического расчета.

Геофизик мысленно манипулирует движением тектонических плит, чтобы увидеть процесс земного образования. Нейрохирург визуализирует различные области мозга, чтобы предсказать результат операции. Инженер представляет в голове, как различные силы могут влиять на конструкцию объекта. Режиссеры и операторы проводят огромную мысленную работу, «располагая» актеров и объекте на сцене. Писатели просто вынуждены развивать пространственное мышление, потому что имеют дело исключительно со своей собственной фантазией.

В целом, существует небольшое количество профессий, где пространственное мышление не имеет особого значения. И даже в этом случае есть смысл его развивать – для повседневной жизни. Но начнем с того, как развивать пространственное мышление у детей.

Пространственное мышление у детей

Развитие пространственных навыков дошкольников поможет им преуспеть в будущем в области математики и визуальных искусств.

Помните, что никогда не рано учить ребенка пространственному мышлению, даже если он еще не умеет ходить. Нейрофизиологи обнаружили, что в раннем детстве развиваются специфические области мозга, ответственные за размышления о расположении предметов в пространстве. Младенцы в возрасте от 4 месяцев демонстрируют способности, связанные с умственным вращением предметов.

Кроме того, навыки пространственного мышления являются кумулятивными и долговечными. Тот, кто овладевает навыками в раннем детстве, будет иметь больше возможностей использовать их для приобретения и организации дополнительной информации на протяжении всей своей жизни.

Поощряйте использование пространственного словаря в повседневных взаимодействиях

Родители могут помочь ребенку улучшить пространственный интеллект, используя более специфические термины. Например, дети учатся лучше, когда начинают осознавать значения пространственных слов.

Дошкольники, родители которых часто используют пространственные слова (например, треугольник, большой, высокий или согнутый), лучше выполняют пространственные тесты, чем те, родители которых не используют такой язык.

Вот еще слова, которым вы должны научить своего ребенка: квадрат, круг, сфера, маленький, высокий, крошечный, высокий, прямой, угловой, заостренный, острый, внутри, снаружи, сверху, снизу, впереди, позади, по диагонали, поперек.

Попросите своего ребенка повторить слова и объясните, что они означают. Применяйте их в играх.

Научите ребенка использовать жесты

Жест – мощный инструмент общения и обучения. Исследования показывают, что дети учатся лучше, когда учителя задействуют жестикуляцию при объяснении.

Когда дети используют жесты для обозначения движений объектов, их способность к пространственному мышлению улучшается. Причем даже в том случае, если им предлагают дополнить свой словесный ответ при помощи жестов.

Учите визуализировать

Визуализация использует образы, чтобы мысленно представлять объект, физически не присутствующий. Это мощный навык в пространственных рассуждениях и решении проблем.

Например, у маленьких детей часто возникает «смещение силы тяжести». В эксперименте, когда шарик падает вниз по скрученной трубке, дошкольники склонны думать, что он появится прямо внизу. Но когда им предлагают представить конечный результат, больше детей дают правильный ответ.

Используйте игры с поиском совпадений

Начните с создания простой структуры с использованием строительных блоков, а затем попросите детей подобрать их по форме и цветам. Со временем увеличивайте сложность.

Играйте с детьми с конструкторами вроде Lego

Для начала просто попросите создать что-то новое при помощи имеющихся блоков. Затем дайте задание. Например: «У тебя красивые машинки. Ты можешь построить для них гараж, который им подойдет по размеру?».

При этом обязательно поощряйте пространственную речь.

Покажите ребенку карту

Чтение карты поможет детям обрести абстрактные концепции пространства и способность систематически мыслить в пространственных отношениях, которые иначе не воспринимаются непосредственно в физическом мире.

Играйте с ними в Тетрис

Такие игры как Тетрис полезны для развития пространственного интеллекта.

Развитие пространственного мышления

Не последнюю роль в развитии пространственного мышления играют гены, но, тем не менее, его можно развить и при помощи практики и упражнений.

1

Играйте в шахматы

Думать на несколько шагов вперед – именно этому учат шахматы. Для этого вы должны визуально перебирать различные комбинации, не перемещая физически ни одной фигуры.

Для того чтобы удерживать в голове несколько комбинаций одновременно, нужно долго практиковаться. Но это также один из лучших способов тренировки пространственного мышления. Впрочем, подойдет любая стратегическая игра. Например, «Цивилизация» на компьютере или настольная.

2

Используйте дворец памяти

Многие утверждают, что пространство и память связаны по существу, и дворцы памяти, безусловно, «убивают двух зайцев»:

  • Позволяют развить память (что критически полезно для пространственного мышления).
  • Улучшают пространственное мышление.

Прием также известен как метод римской комнаты или метод локусов. Детальнее об читайте в нашем тренинге развития памяти.

3

Запустите дрона

Управлять летающим объектом в пространстве с помощью нескольких джойстиков сложнее, чем кажется. Направление, в котором летит беспилотный летательный аппарат, постоянно меняется, заставляя вас одновременно им управлять и отслеживать положение дрона, чтобы правильно ориентировать его. Это тест на вращение предмета в реальном времени.

4

Разгадывайте головоломки

Попробуйте собрать кубик Рубика или поиграйте в многочисленные игры-головоломки, которые сейчас доступны и в виде приложений для телефона. Собрать пазл – тоже хороший вариант.

5

Делайте наброски

Попробуйте нарисовать трехмерный объект с разных ракурсов и перспектив. Если тяжело, просто рисуйте, что в голову взбредет. Чем больше тренируетесь, тем лучше становитесь – здесь настойчивость является самой верной стратегией.

6

Исследуйте физический мир

Исследование реального мира научит вас визуализировать пространство и расстояние наилучшим образом.

Будьте осознанны. Оценивайте расстояние, которое проходите, сопоставляйте с реальными показателями. Обращайте внимание на дороги, мосты, горы, постройки – все, что вас окружает. Это улучшит память и внимательность, поможет избавиться от информационной перегрузки и прокачает пространственное мышление.

7

Научитесь мысленно вращать предметы

Мысленное вращение – это способность мысленно представлять и поворачивать 2D и 3D объекты в пространстве быстро и точно, в то время как функции объекта остаются неизменными.

Пройдитесь по квартире или офису, найдите один объект, который будете мысленно вращать. В идеале его нужно взять в руки и рассмотреть со всех сторон. Запомните каждую мелочь.

А теперь закройте глаза и мысленно вращайте его. Добейтесь того, чтобы объект не терял объема, не уменьшался, не увеличивался и не искривлялся. Теперь представьте, как на него падает солнце или капли дождя. «Разбейте» его на маленькие кусочки, а затем «соберите».

К примеру, выгляньте из окна и внимательно осмотрите один из автомобилей. Запомните его. Теперь закройте глаза и представьте следующее:

  • Как этот автомобиль стоит у дерева в лесу.
  • Как он едет по дороге.
  • Как он будет выглядеть, если перевернется.
  • Представьте его на берегу моря.
  • А теперь «утопите» в море. Прошел один год. Как он будет выглядеть под водой со всех ракурсов? Что с ним сделают обитатели моря?
  • Представьте его в темноте с мигающими фарами.
  • Как он обгоняет другой автомобиль.
  • Как он выглядит без колес.
  • Представьте, как он медленно удаляется.
  • Представьте десять таких же автомобилей, стоящих в ряд.
  • А теперь – те же автомобили, стоящие друг на друге.

Не спешите. Выделите на это упражнение достаточно времени. Чем больше деталей и подробностей, тем лучше.

8

Играйте в видеоигры

Разумеется, не во все. Однако вы сможете найти несколько хороших популярных видеоигр, которыми увлекаются многие люди. К примеру:

  • Minecaft
  • Цивилизация (Civilization)
  • Starcraft
  • XCOM

Отлично подойдут и игры для мобильных телефонов:

  • Monument Valley
  • Blek
  • 2048
  • Har-mo-ny
  • KAMI
  • Thomas was alone

9

Играйте в настольные игры

Безусловно, лучше всего обучаться, если делать это при помощи игры. Если же говорить про настольные, то здесь еще есть возможность подключить своих друзей или родственников. Всем от этого будет огромная польза.

Преимущества настольных игр в том, что они повышают концентрацию, улучшают память, заставляют мыслить стратегически, а также позволяют проводить десятки образных операций в голове.

Причем делается это не бесцельно, а для того, чтобы победить соперников. То есть уровень мотивации повышается в несколько раз, причем без дополнительных усилий.

Настольные игры выгодно отличаются от видеоигр еще и тем, что позволяют проводить физические манипуляциями с предметами. Вы можете взять кубик в руки, перемещать фигурки, соединять объекты и ощущать карты в своих руках. Когнитивные психологи считают, что когда к визуальному образу добавляется еще и физический, пространственное мышление развивается быстрее.

Вот настольные игры, на которые стоит обратить внимание:

  • Манчкин
  • Монополия
  • Карксассон
  • Дженга
  • Ундервуд
  • Диксит
  • Цитадели
  • Токайдо
  • Ужас Аркхэма
  • Древний ужас.
  • Робинзон Крузо
  • Колонизаторы
  • Пандемия
  • Доминион
  • Билет на поезд

Отличительная особенность большинства настольных игр в том, что в них можно играть бесконечное количество раз. Поэтому тренировать пространственное мышление вы сможете в любое удобное время.

Желаем вам удачи!

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:TelegramВконтактеFacebook

4brain.ru

Пространственное мышление, или как выжить в трехмерном мире

Здравствуйте! Каждый ли уважаемый читатель различает право и лево? Неужели никто никогда не путается? Умеете ли вы безошибочно ориентироваться, даже оказавшись в незнакомом месте? Есть ли у кого-нибудь проблемы, возникающие при парковке машины? Нужно ли нам в век технических технологий пространственное мышление? На эти вопросы мы постараемся найти ответы.

Вообще, способность отличать левую сторону от правой, умение ориентироваться в пространстве, понимание значения пространственных предлогов «за», «перед», «на» - это еще не навык мыслить с пространственной точкой зрения. Здесь все сложнее.

Что понимается под пространственным мышлением?

Под ним имеют в виду особый вид мыслительного процесса, который задействован для решения проблемных задач, связанных с ориентацией в практическом (видимом), а также теоретическом (воображаемом) пространствах. Работая над исходными картинками, воспринятыми с помощью органов чувств, мышление видоизменяет их, трансформирует и, как итог, создает принципиально новые образы.

Этот вид мышления необходим для разрешения огромного количества современных задач, при которых GPS нас не спасает. Любая деятельность, работающая с пространственной структурой, требующая анализа пространственных свойств, отношений, не обходится без пространственного мышления. Архитекторы, дизайнеры, летчики, моряки, стилисты, модельеры и прочие профессии, связанные с пространственными объектами – все они нуждаются в развитом виде данного мышления. И даже врачи, которым необходимо усвоить расположение различных органов и зон в нашем организме!

На самом деле, я не знаю ни одного человека, которому ни разу не понадобился навык мыслить, используя категории пространства. Вы водите машину? Тогда это ваша тема. Может быть, вы против технического транспорта и используете велосипед? Но анализа окружающей местности все равно не избежать. Даже художники-абстракционисты используют в своих шедеврах геометрические фигуры.

Это вовсе не апофеоз пространственного образа мыслей. Это просто попытка показать, что без него современному человеку не обойтись. Под данным термином подразумевается достаточно сложный процесс, включающий логические умения, а также действия на восприятие, без которых образное мышление не может протекать. И тогда мы говорим о формировании пространственного воображения, создающего на базе адекватных образов мысли и управляющего ими.

Когда начинать развивать пространственные способности?

Ориентация в пространстве появляется уже у младенцев в тот момент, когда они начинают следить за двигающимися предметами, а также знакомиться с ближайшим своим пространством. На первое время пространственно-образное мышление не выделяется из предметно-манипулятивной деятельности, приобретая самостоятельность уже позже через сформированные образы.

К двум-трем годам ребенок способен различать некоторые плоские, а также объемные формы. К первому классу дети осваивают основные геометрические фигуры. Их пространственные способности зависят от научения, накопления опыта. Поэтому очень важно дать им хорошую мотивацию, заинтересовать, поддерживать их любопытство при помощи познавательных игр. Ориентация на местности у учеников одного возраста уже сильно отличается по уровню развития.

К сожалению, не у всех школьников дела с пространственным мышлением обстоят благополучно. У многих возникают проблемы с геометрией, черчением, астрономией. Это сигнал к тому, что следует обратить особое внимание на развитие логического мышления, пока эта возможность не упущена. К сожалению, лишь малая часть взрослого населения обладает развитыми пространственными способностями.

Упражнения и геометрические забавы

Развитие пространственного мышления можно начать с несложных занятий.

  1. Представьте, какие фигуры можно получить на пересечении двух отрезков. При каком случае после пересечения двух отрезков выйдет один? Лучше решить задачу, представив мысленно, не перенося на бумагу (если не получается, конечно, упростите себе жизнь – нарисуйте). Какие фигуры получатся, если наложить отрезок на треугольник? А если наложить друг на друга два треугольника? Эти простые вопросы могут быть использованы для обучения взрослых, а также детей.
  2. Намного сложнее задачи с представлением плоскости в нашем многомерном пространстве. Взрослый человек вполне может прорешать геометрические задачи из решебника или головоломки по черчению, а вот ребенку пригодятся конструкторы и объемные паззлы.
  3. Крайне полезно лепить различные объемные фигуры из глины/пластилина/соленого теста. А потом переносить их на бумагу. Вообще, постарайтесь больше рисовать! Для этого вам пригодится понятие перспективы.
  4. Хорошей идеей будет поиграть в компьютерные игры. Но не любая подойдет, а лишь те, где приходится управлять каким-либо двигающимся средством, вписываться в повороты, пролезать через узкие туннели, работать с картой. Могу посоветовать для этих целей «Alien vs. Predator» (в кампании за alien).
  5. Интересуйтесь географией. Познакомьтесь с картой мира в плоском и объемном варианте (с помощью глобуса).
  6. Выясните, как устроена Солнечная система.Плутон уже давно убрали из списка планет, а вы еще не знали? Самое время заняться астрономией. Изучение созвездий, кстати, будет отличной образной альтернативой работе с различными геометрическими фигурами.
  7. Рассматривайте гештальт-картинки (классический пример – ваза или профиль женщины). Это будет отличной тренировкой восприятия формы.

Занимаясь развитием своего пространственного восприятия, не забывайте, что время и пространство – связанные категории. Есть большая вероятность, что, улучшив свой тип мышления, вы перестанете опаздывать, сможете более грамотно распоряжаться своим временем, начнете все успевать.

Посмотрите, ниже есть кнопки популярных социальных сетей. Жмите и делитесь полезной информацией с друзьями!

Желаю приятных тренировок, прокачивайте свой мозг.

С уважением, Александр Фадеев.

fadeev.su

Развитие пространственного мышления младших школьников и дошкольников

Становление мышления человека и его основных видов происходит в дошкольном и младшем школьном возрасте. Связано это с фазой активного интеллектуального развития и в данный период времени обучение происходит гораздо проще и эффективнее.

Огромное значение в возрасте 3-8 лет приобретает пространственное мышление. В структуре психики человека оно отвечает за ориентацию в пространстве, создание в сознании человека образов пространства и использование их в процессе решения разнообразных задач.

Отличительной особенностью пространственного мышления является тот факт, что его единицей измерения служит образ, который заключает в себе специфические характеристики пространства: размер, форма, взаимоотношения между его частями, местонахождение в пространстве и т.п.

Пространственное мышление - это база, на которой строится большая часть учебной и впоследствии трудовой деятельности человека, поэтому развитие и формирование этого вида умственной активности очень важно для профессиональной успешности личности.

Особенно это стало актуальным в период современности, когда возросла роль схематичности, графических изображений, условных обозначений.

Этапы развития

Формирование пространственного мышления происходит поэтапно, затрагивая все периоды формирования человека:

  • Начальная форма ориентирования появляется в раннем возрасте, когда у младенца выстраивается связь между анализаторами - слуховыми, зрительными и двигательными;
  • Осознание своего положения относительно пространства формируется к трехлетнему возрасту;
  • До семи лет получают свое развитие первые представления об окружающем пространстве;
  • Формирование восприятия пространства в виде системы происходит через обучение на уроках математики и геометрии в младшем школьном возрасте.

Каждый из этих этапов, помимо первого, получает свое развитие в деятельности игровой и учебной, поэтому родителям и учителям важно не упустить время, когда есть возможность максимально эффективно сформировать восприятие пространства и ориентацию в нем.

Развитие в дошкольном возрасте

Важность пространственного интеллекта в развитии и становлении дошкольников невозможно переоценить – это значимая сторона человеческого сознания, которая способствует ориентации в окружающем мире, его овладению различными видами учебной и трудовой деятельности, эффективному усвоению новых знаний.

Однако, на текущий момент времени исследования в области развития пространственного восприятия у детей дошкольников проводятся крайне неактивно, в связи с чем мало опробованных методик по освоению математики в детсадовском возрасте.

Так же нет существенных критериев оценки степени развития пространственного интеллекта до поступления ребенка в первый класс. Основы математики закладываются в ограниченном формате оперирования числами. Проведенные исследования выявили, что воспитатели детских садов имеют слабое понимание пространственного мышления, воображения и восприятия, поэтому чаще всего, ребенок попадает в школу не будучи подготовленным в области математики. Однако, родители в состоянии самостоятельно развивать у своих детей восприятие пространства, выполняя с ними упражнения и задания из области математики и геометрии. Эти методы являются доступными для детей, старше трех лет и уже определяющих фигуры и цвета.

  1. «Найди клад». Это упражнение способствует развитию ориентирования в пространстве посредством плана или чертежа. Нужно совместно с ребенком нарисовать план комнаты с указанием на нем расположения всех предметов, при этом не забудьте объяснить своему ребенку, что план – это вид сверху. Затем ребенок должен выйти из комнаты, а спрячьте где-нибудь его игрушку, определив ее местонахождение на «плане».
  2. «Помести кошку». Суть задания – в определении ребенком размеров знакомых ему предметов, вещей, животных. Попросите его показать какое-либо животное и предположить, в какое место оно может уместиться. Например, может ли кошка поместиться в стакан? А в коробку от телевизора? И т.п.
  3. «Расставь правильно!». Необходимо дать ребенку различные геометрические фигуры, его задача – расставить их по вашему указанию «ближе», «дальше», «вперед», «назад», и т.п.
  4. «Лабиринт». Ребенок закрывает глаза и чертит себе путь, а взрослый (или ведущий) помогает ему указаниями: «влево», «вправо», «вперед», «назад» и т.п.
  5. «Кто самый внимательный?». Для младших дошкольников и детей 3-5 лет, будет интересна следующая игра – ребенок внимательно осматривается в помещении, где он находится и запоминает окружающие его предметы. Взрослый задает вопросы, с использованием слов, указывающих на месторасположение, например, «какого цвета стол стоит слева от тебя?»

Как мы видим, несмотря на узкую методологическую базу развития мышления пространства у детей дошкольников, родители сами в состоянии разработать задания и проверочный тест, требующие ориентирования в пространстве и знания основ математики.

Развитие в младшем школьном возрасте

Как мы уже говорили, мышление, связанное с пространством, формируется посредством участия ребят в самых разнообразных видах деятельности, таких как: игры, рисование, лепка, уроки труда и т.п. Однако, основы знаний о форме, протяженности, пространственном положении и пространственной связи даются для младших школьников на уроках математики. Ее курс в младшем школьном возрасте является крайне ограниченным – он еще не состоит из необходимого объема заданий по геометрии, что негативно сказывается на подготовке детей к восприятию геометрических фигур и задач. Исследования, проводимые учеными в школах с детьми 6-10 лет, показывают, что гипотеза о необходимости увеличения объема знаний математики и геометрии в начальной школе верна, на этих уроках происходит:

  • Увеличение количества геометрических представлений, начало которых было заложено у дошкольников;
  • У школьников младших классов - формирование плоскостного и пространственного воображения;
  • Формируются простейшие геометрические понятия;
  • Развитие способности к использованию различных фигур из геометрии (круг, многоугольник, отрезок) в качестве базы, когда формируются представления о долях величин и решается тест;
  • Закладывание основ умения мыслить посредством геометрических методов: сравнение, анализ, рассуждение, выводы и т.п.;
  • Заложение основ способности к конструированию;
  • Развитие потенциала к творчеству и созданию нового.

У младших школьников методы развития восприятия пространства достаточно универсальны и основываются на выполнении задач на уроках математики.

Как показывают исследования ученых, в период изучения математики, формируются различные типы мышления и умственной деятельности, а так же складывается приятный эмоциональный фон на уроках, что в общем способствует положительному отношению к учебе.

  1. Рисование, задания на конструирование, лепка, аппликация – всё, что обязательно должно сопровождаться у младших школьников активным осязанием и измерением, например, шагами, локтями, пальцами.
  2. На лабораторных работах младших классов осуществляется процесс исследования фигур из геометрии и изготовление многогранных моделей.
  3. На уроках даются математические сказки, диктанты, основанные на графике. Многие из них придумываются самими учениками.
  4. Активно начинают внедряться задачи на разрезание, складывание предметов в уме.
  5. Даются упражнения на определение и последующее изображение предмета, который изначально дается в измененном состоянии.
  6. Создание новых образов. Например, ученикам предлагается несколько линий, из которых нужно сформировать новый образ или предмет.

Все эти упражнения необходимо проводить для младших школьников на уроках на регулярной основе, они способствуют развитию математического склада ума, восприятия пространства, воображения и логики.

И в заключение

Для того, чтобы грамотно и поэтапно ввести ребенка в мир математических и геометрических законов, требуется использовать изначальный опыт ориентации в пространстве, который формируется посредством взаимодействия с различными предметами, оперирования геометрическими формами, игровой и трудовой деятельности на уроках.

Развитое пространственное мышление впоследствии даст малышу существенное преимущество перед сверстниками – такие дети проще ориентируются в новой местности, проще справляются с новыми видами деятельности, что в конечном итоге приводит к их большей успешности – сначала в учебе, а затем и в трудовой деятельности.

Развить пространственный интеллект ребенка является одной из основных задач на уроках начальной школы и детского сада, хотя на текущий момент система образования имеет пробелы в данном направлении. В связи с этим родители самостоятельно должны проводить игры с ребенком, способствующие развитию восприятия пространства. 

Автор: Варнакова Анастасия Анатольевна, психолог

Оцените эту статью:

Всего голосов: 99

4 99

mozgius.ru

9 занимательных задач от LogicLike

Многие взрослые используют пространственное мышление в работе — оно совершенно необходимо для людей творческих и инженерно-технических профессий. Но и вне зависимости от рода деятельности способность человека оперировать трёхмерными образами помогает решать практические задачи:

  • хорошо ориентироваться на местности: выбирать кратчайший или наиболее удобный маршрут к малознакомому месту, запоминать маршрут с первого визита, легко обходиться без навигатора при передвижениях по городу на автомобиле;
  • преуспевать в спорте, особенно в командных видах (футбол, баскетбол) и единоборствах;
  • разумно организовывать жилое пространство — без труда поддерживать порядок в шкафах, гардеробных, на рабочем столе и точно знать, где что находится;
  • заниматься любым видом творчества, особенно полезно пространственное мышление при создании скульптур и макетов;
  • чаще побеждать в пространственно-стратегических играх (шашках, шахматах, нардах, в компьютерных бродилках).

Детям пространственное мышление нужно и в повседневной жизни, и на уроках — особенно когда в расписании появляются такие предметы, как геометрия (стереометрия), физика, химия.

Кстати, пространственное мышление тесно связано с образным и навыками визуализации. Так что без него сложно намечтать в подробностях безмятежный отдых на райском острове или трёхэтажный загородный дом.

Для проверки способностей к пространственному мышлению мы предлагаем простой онлайн-тест, который подойдёт и взрослым, и детям. Обратите внимание: тест не так прост, как кажется на первый взгляд, — некоторые задачи заставят вас задуматься и даже засомневаться в себе. Но он простой в исполнении: вам нужно будет лишь выбрать ответ из нескольких вариантов.

Команда ЛогикЛайк знает, как помочь вам всегда быть в форме и добиваться ещё больших успехов. Ещё мы учим рассуждать, проверять гипотезы и применять творческий подход.

Развивайте логику и пространственное мышление с помощью нашего онлайн-курса для детей и родителей.

4 октября 2017, 11:01 Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Скопировать ссылку

АВТОРСКАЯ КОЛОНКА

ЛогикЛайк

LogicLike.com — образовательная онлайн-платформа для детей 5-12 лет, их родителей, а также любознательных взрослых. Мы рассказываем, как тренировать мышление и математические способности, публикуем логические задачи и тесты, делимся мыслями об образовании.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

newtonew.com