Октава. Что это такое? Основные понятия. Что такое октава в музыке


Октава. Что это такое? Основные понятия

Одним из начальных разделов нотной грамоты и сольфеджио является изучение интервалов. Их существует семь. На данный момент нас интересует интервал, называемый в музыке «октава». Его название происходит от латинского слова «octo», что означает «восемь». Рассмотрим основные понятия, связанные с этим интервалом.

Октава: что это такое?

В принципе, само значение понятия октавы имеет несколько основных трактовок. Таким термином принято называть восьмую ступень звукоряда, интервал, диапазон натурального звукоряда и регистры нот (звуков) на музыкальном инструменте.

Рассмотрим интервал октава. Что это такое с точки зрения сольфеджио? Это два вместе звучащих звука, различающихся между собой высотой звучания в два раза. Если привести пример с использованием фортепианной клавиатуры, это, скажем, две одинаковых позиции ноты, одна из которых находится регистром выше.

Как интервал октава имеет три вида: чистая, увеличенная и уменьшенная. Как правило, в музыке используется в основном чистая октава. Она обозначается как «ч8».

Состав октавы и ступени звукоряда

Как еще трактуется понятие «октава»? Что это такое в натуральном звукоряде, легко понять, если посмотреть на основные ноты и интервалы, которые в нее включаются. Как уже понятно, нот в ней всего восемь, причем первая и последняя ноты совпадают по названию, но отличаются высотой тона. Ноты октавы для самой простой базовой гаммы до-мажор представляют собой следующую последовательность: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до, или в латинском обозначении - C, D, E, F, G, A, H, C.

Каждый звук в октаве (если рассматривать ее с точки зрения звукового диапазона) отстоит от соседнего на один интервал, называемый полутоном. Два полутона образуют тон. Как уже нетрудно заметить, вся октава целиком состоит из двенадцати полутонов (это хорошо заметно на пианино, где присутствуют белые и черные клавиши).

Теперь еще несколько слов именно об интервале октава. Что это такое в понимании интервала для каждой определенной гаммы? Все очень просто. Это чередование нот и образующихся между ними интервалов с учетом ключевых знаков и правил построения основных типов гамм (мажора и минора).

Любой мажорный звукоряд представляет собой чередование интервалов в строгой последовательности, независимо от знаков в ключе: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.

Для минорных гамм существуют свои правила. Для натурального минора такая последовательность строится так: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон. Это, так сказать, базовые последовательности, поскольку сейчас в расчет не берутся разновидности гамм типа гармонических или мелодических, не говоря уже о различных ладах или экзотических восточных звукорядах, в которых за основу построения принята четверть тона.

Октавы голоса и музыкальных инструментов

Теперь рассмотрим еще одно применение того, что в музыке мы называем «октава». Что это такое в применении к музыкальному инструменту, можно понять, если взглянуть, к примеру, на фортепиано. По сути, это одинаковые регистры, отстоящие друг от друга на равном расстоянии вверх или вниз.

С музыкальной точки зрения классификация октав принята именно по рояльной клавиатуре. Основными являются: субконтроктава, контроктава, малая октава, большая октава и далее с первой по пятую (всего девять). Первая и последняя октавы являются неполными, поскольку звуки ниже и выше указанного диапазона человеческим ухом практически не воспринимаются.

И еще о понятии «октава». Что это такое применительно к человеческому голосу? Понятно, наверное, что это некий диапазон разных по высоте звуков, который человек может воспроизвести (спеть).

Сколько октав поддерживает голос человека, зависит только от индивидуальных особенностей строения гортани и связок. По статистике, у обычного человека такой диапазон составляет полторы-две октавы.

Естественно, если заниматься развитием вокальных данных, можно добиться существенного расширения своих возможностей. Сегодня можно встретить немало профессиональных вокалистов, у которых такой диапазон может достигать четырех-пяти октав. Далеко ходить не надо. Взять хотя бы такого известного исполнителя как King Diamond. Его диапазон голоса составляет четыре с половиной октавы.

Неудивительно, что в своих мрачных творениях он с легкостью перепрыгивает с низкого звука на высокий да еще и исполняет партии всех действующих лиц своих мини-опер (без разницы, кому принадлежит данная партия, мужчине, женщине, старухе, ребенку или призраку в виде монстра). Что самое интересное, в записи не применяются специальные корректирующие устройства по типу тех, которые были использованы для озвучивания певицы в фильме «Пятый элемент». Там вокал натуральный только наполовину, остальное – синтезированный звук.

Использование октавы в музыке

В музыкальном плане октава как интервал применяется довольно часто. В отличие от одной чистой, одиноко звучащей ноты, второй верхний или нижний звук добавляет свежие краски. Неслучайно ведь изначально для гитаристов, кроме стандартных примочек, были разработаны специальные устройства, называемые октаверами.

Они завоевали огромную популярность у многих исполнителей. К примеру, очень часто их применяют такие известности, как Брайан Мэй, Ингви Малмстин, Стив Вай и многие другие.

fb.ru

Октава (в музыке) - это... Что такое Октава (в музыке)?

 Октава (в музыке) Октава (от лат. octava ≈ восьмая) в музыке,

═ 1) интервал, охватывающий восемь ступеней диатонического звукоряда или шесть целых тонов. Принадлежит к числу совершенных консонансов. С точки зрения акустики, О. ≈ интервал между двумя частотами (f1 и f2), логарифм отношения которых при основании 2, т. е. log2 (f2 /f1), равен единице, что соответствует отношению верхней граничной частоты к нижней граничной частоте, равному двум (f2 /f1 = 2). 1 октава = 1200 центов = 301 савар.

═ 2) Восьмая ступень диатонического звукоряда.

═ 3) Часть музыкального звукоряда, в которую входят все основные ступени:.до, ре, ми, фа, соль, ля, си, или двенадцать полутонов хроматической гаммы. Весь применяемый в музыке звукоряд насчитывает семь полных и две неполные О. Они располагаются снизу вверх в следующем порядке: субконтроктава (только три верхние звука ≈ ля, си-бемоль, си), контроктава, большая О., малая О., первая О., вторая О., третья О., четвёртая О., пятая О. (один нижний звук до).

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

  • Оксфордшир
  • Октава (в стихосложении)

Смотреть что такое "Октава (в музыке)" в других словарях:

  • Октава (значения) — Октава: Октава в акустике и оптике  внесистемная безразмерная единица частотного интервала между двумя частотами (f1 и f2), отношение которых f2/f1=2. Октава в информатике  8 двоичных разрядов (байт). GNU Octave  программа для… …   Википедия

  • ОКТАВА — (лат. octava, от octo восемь). 1) в музыке: восьмая ступень диатонической гаммы от основного тона. 2) самый низкий человеческий голос. 3) род стихов, с восьмистрочными строфами. 4) в католической церкви всякое восьмидневное празднество. 5)… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ОКТАВА — ОКТАВА, ы, жен. (спец.). 1. В музыке: восьмая ступень гаммы, а также интервал (во 2 знач.), охватывающий восемь ступеней звукоряда. 2. Очень низкий бас. 3. Восьмистишие, в к ром первые шесть стихов 1 (в 1 знач.) объединены двумя перекрёстными… …   Толковый словарь Ожегова

  • октава — ы; ж. [от лат. octavus восьмой] 1. Муз. Восьмая ступень от данной в диатонической гамме, однородная с ней по звучанию, но отличающаяся от неё по высоте; интервал между данной ступенью и восьмой от неё в диатонической гамме. 2. Очень низкий бас. 3 …   Энциклопедический словарь

  • Октава — У этого термина существуют и другие значения, см. Октава (значения). Октава (от лат. octāva «восьмая»)  музыкальный интервал, в котором соотношение частот между звуками составляет 1 к 2 (то есть частота высокого звука в 2 раза… …   Википедия

  • Октава — I Октава (от лат. octava восьмая)         в музыке,          1) Интервал, охватывающий восемь ступеней диатонического звукоряда или шесть целых тонов. Принадлежит к числу совершенных Консонансов. С точки зрения акустики (См. Акустика), О.… …   Большая советская энциклопедия

  • Октава — восьмая ступень диатонической гаммы, повторение ее тоники, а также расстояние или интервал между тоникой и ее повторением, заключающее в себе пять тонов и два диатонических полутона. Октава считается совершенным консонансом и чистым интервалом.… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ОКТАВА — (лат. Octava [подразум. vox, т.е. восьмой голос]), – 1) восьмой тон гаммы, носящий то же название, что и начальный тон (срв. Интервал). Относительно гармонического значения о., cм. Созвук. – Правило октавы (Regula dell ottava, Règle de… …   Музыкальный словарь Римана

  • Большая октава — Октавная система  способ группировки и обозначения музыкальных звуков на основе их октавного сходства. Музыкальные звуки, частота которых отличается в два раза воспринимаются на слух как очень похожие, как повторение одного звука на разной высоте …   Википедия

  • Вторая октава — Октавная система  способ группировки и обозначения музыкальных звуков на основе их октавного сходства. Музыкальные звуки, частота которых отличается в два раза воспринимаются на слух как очень похожие, как повторение одного звука на разной высоте …   Википедия

dic.academic.ru

Что такое октава? Характеристика интервала :: SYL.ru

Музыка - это система звуков определенной высоты и ритмической организации. Она в основном состоит из нескольких голосов, либо из мелодии и аккомпанемента. Довольно редко, чаще всего в народной музыке, можно услышать одноголосную мелодию a capella. Одновременное сочетание двух голосов называется интервалом, а двух или трех интервалов - аккордом.

Интервалы

В переводе с латинского "интервал" означает "расстояние", "между" - то есть звуковысотное и ступенчатое расстояние между двумя нотами.

Все интервалы разделены на несколько групп:

  1. Диатонические.
  2. Хроматические.
  3. Тритоны.
  4. Увеличенные и уменьшенные.
  5. Дважды увеличенные и дважды уменьшенные.

По качеству звучания различают диссонансы (резко, неприятно звучащие) и консонансы (мягко сочетающиеся и приятные слуху созвучия). Интересным является тот факт, что во времена отдельных исторических эпох консонансами считались те интервалы, которые сегодня относят к диссонансам, и наоборот, сегодняшние консонансы были причислены к диссонансам.

Что такое октава

Различают абсолютные или весьма совершенные, совершенные и несовершенные консонансы.

Октава (в переводе с латинского означает "восемь") - интервал, состоящий из 8 ступеней и 6 тонов или двенадцати полутонов, абсолютный консонанс. Это означает, что оба звука, верхний и нижний, оптимально похожи по звучанию. Также она является самым большим простым интервалом. Состоит из двух нот с одинаковым названием, например, до-до, ре-ре и т. д.

В диатоническом звукоряде октавой принято называть восьмую ступень.

Октавы разделяют на равные части весь музыкальный звукоряд.

Данный интервал обозначается арабской цифрой 8. Чаще всего в музыке встречаются чистые октавы - ч. 8. Однако иногда в учебных теоретических заданиях можно столкнуться с увеличенной (ув. 8 - 6,5 тонов или 13 полутонов) и уменьшенной (ум. 8. - 5,5 тонов или 11 полутонов) октавами. Звучать при этом первое созвучие будет, как малая секунда через октаву, а второе - как большая септима.

Что такое октава? По сути, это две одинаковые ноты: до и до, ре и ре и т.д. То есть октава - интервал, в котором получается максимально слитное звучание, благодаря чему интервал часто отождествляют с унисоном.

Сколько октав существует

Человеческий слух улавливает звуки 9 октав - от 16 до 31608 герц:

  • Субконтроктава.
  • Контроктава.
  • Большая.
  • Малая.
  • Первая.
  • Вторая.
  • Третья.
  • Четвертая.
  • Пятая.

Фортепиано и орган - инструменты, способные воспроизвести звуки всех октав. Сольные же духовые, струнные и народные музыкальные инструменты имеют намного меньший диапазон. Из существующих девяти октав пятая и субконртоктава состоят из неполного количества звуков.

Ноты первой октавы являются серединой общей музыкальной звуковысотности. Их можно воспроизвести практически на всех инструментах и любым голосом.

Что такое первая октава? Это система звуков высотой от 261,63 до 493,88 Гц. Звуки именно этой высоты являются самыми естественными и легко воспринимаемыми человеческим слухом, даже разговорная речь большинства людей располагается на частотах нот первой октавы.

Обозначение нотам и октавам

В исторически сложившейся музыкальной нотации существует несколько методов обозначения октав:

  • Научное обозначение.
  • Слоговое обозначение Гельмгольца.
  • Буквенное обозначение Гельмгольца - самое распространенное.

Обозначение нот по системе Гельмгольца:

  1. До - C.
  2. Ре - D.
  3. Ми - E.
  4. Фа - F.
  5. Соль - G.
  6. Ля - A.
  7. Си - H.

Обозначение октав:

  1. Субконтроктава - обозначается заглавной латинской буквой, в нижнем правом углу которой пишется цифра 2: А2.
  2. Контроктава - заглавная буква, обозначающая ноту, и справа от нее цифра 1: F1.
  3. Большая октава - только заглавная буква: D.
  4. Малая октава - латинская прописная буква: g.
  5. Первая октава - строчная буква и вверху, с правой стороны цифра 1: f1.
  6. Вторая октава - e2.
  7. Третья октава - h4.
  8. Четвертая октава - g4.
  9. Пятая октава - f5.

Певческие диапазоны

У большинства вокалистов рабочий диапазон (в котором голос звучит максимально естественно и свободно) - две-три октавы, однако отдельные певцы способны воспроизводить звуки 4 - 4,5 октав. Голоса разделяются на женские: сопрано, меццо-сопрано, контральто; мужские: тенор, баритон и бас; детские: альт и дискант.

Музыкальное оборудование

Достаточно большой популярностью пользуются российские микрофоны "Октава" для студийных записей. Их цена значительно ниже, чем у иностранных аналогов, а вот качество - ничем не хуже!

Стоит заметить, что от качества микрофона в большой степени также зависит естественность и красота звучания голоса или инструмента, через него воспроизводимого.

В ассортименте указанной фирмы имеются ленточные, конденсаторные, динамические микрофоны и дополнительные аксессуары.

Итак, подводим итог. Что такое октава? Это широко распространенный во всех музыкальных направлениях интервал. Он служит для усиления звучности, часто используется в оркестровых tutti, усиливая эффект мощности звучания разных инструментальных групп.

Очень часто интервал можно услышать при исполнении народных песен, особенно на последней ноте, что усиливает устойчивость тоники. Распевность и октавная тоника в завершении - особенность народной песенной традиции славянских национальностей.

Также на вопрос: "Что такое октава?", можно ответить, что это обращение чистой примы (ч. 1). Но в случае с октавой второй звук также находится на одноименной ноте, только стоящей на восемь ступеней выше первого.

В исполнении октавы (как для вокалистов, так и для инструменталистов) есть свои трудности. Достаточно сложно добиться чистого интонирования звуков интервала для их максимальной созвучности.

Вокальное и инструментальное исполнение октав способствует развитию слуха и чувства ансамблевой игры исполнителей, именно поэтому в музыкальных учебных заведениях на занятиях по сольфеджио можно часто встретить различные упражнения с использованием октав.

www.syl.ru

Первая октава - это... Что такое Первая октава?

Октавная система — способ группировки и обозначения музыкальных звуков на основе их октавного сходства.

Музыкальные звуки, частота которых отличается в два раза воспринимаются на слух как очень похожие, как повторение одного звука на разной высоте. Это явление назвается октавное сходство звуков. На основе этого весь диапазон частот используемых в музыке частот звуков делится на участки, называемые октавами, при этом частота звуков в каждой последующей октаве будет в два раза выше чем в предыдущей, а схожие звуки получают одинаковые названия ступеней.

Расположение частотных границ октав условно и выбрано таким образом, чтобы каждая октава начиналась с первой ступени («До») равномерно темперированного двенадцатизвукового строя и при этом частота 6-й ступени («Ля») одной из октав (называемой «первой») составляла бы 440 Гц.

Обозначения октав

Диапазон применимых в музыке звуков разбит на 9 октав, каждая из которых имеет своё название. Кроме того существуют разные способы обозначения принадлежности звука той или иной октаве, из которых наиболее распространены два — нотация Гельмгольца и научная нотация.

Наименования октав

Октава, лежащая посередине диапазона используемых в музыке звуков, называется «Первая октава», следующая вверх — «Вторая», затем «Третья», «Четвёртая» и «Пятая». Октавы ниже 1-й имеют собственные названия: «Малая октава» — это октава ниже 1-й, «Большая» — ниже малой, «Контроктава» — ниже большой и наконец «Субконтроктава» — ниже контроктавы — самая низкая из слышимых октав. Октавы ниже субконтроктавы и выше 5-й октавы выходят за диапазон применяемых в музыке звуков и потому не имеют собственных названий и обозначений звуков.

Нотация Гельмгольца

Была предложена немецким математиком Германом Гельмгольцем в своей работе Die Lehre von den Tonempfindungen als physiologische Grundlage für die Theorie der Musik (1863)[1]. Эта нотация основана на комбинации способа записи названия ступени — с большой либо маленькой буквы, числе штрихов рядом с названием ступени — от одного до пяти (вместо штрихов так же используются арабские цифры) и места постановки штрихов — снизу либо сверху. Нотация Гельмгольца может быть применена как со слоговой системой наименования ступеней, так и с буквенной.

Научная нотация

Второй способ обозначения октав называется «научная система обозначения высоты звука». Впервые была предложена в 1939 году[2] Американским Акустическим Обществом. В научной нотации номер октавы записывается сразу после обозначения ступени, при этом октавы нумеруются начиная с самой низкой слышимой (субконтроктавы), которой присваивается номер 0. Эта нотация применяется только с буквенной системой наименования ступеней.

Список октав[3]

Субконтроктава

Включает звуки с частотами от 16.352 Гц (включительно) до 32.703 Гц. Самая низкая из слышимых октав, как правило нижние ступени этой октавы в музыке не используются. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с большой буквы и справа снизу ставится цифра 2 (или два штриха). В научной нотации имеет номер 0.

Номер ступени Частота, Гц Слоговое обозначение по Гельмгольцу Буквенное обозначение по Гельмгольцу Научная нотация Современная музыкальная нотация
1 16.352 До2 C2 C0  
2 18.354 Ре2 D2 D0
3 20.602 Ми2 E2 E0
4 21.827 Фа2 F2 F0
5 24.500 Соль2 G2 G0
6 27.500 Ля2 A2 A0
7 30.868 Си2 h3 H0

Контроктава

Включает звуки с частотами от 32.703 Гц (включительно) до 65.406 Гц. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с большой буквы и справа снизу ставится цифра 1 (или один штрих). В научной нотации имеет номер 1.

Номер ступени Частота, Гц Слоговое обозначение по Гельмгольцу Буквенное обозначение по Гельмгольцу Научная нотация Современная музыкальная нотация
1 32.703 До1 C1 C1  
2 36.708 Ре1 D1 D1
3 41.203 Ми1 E1 E1
4 43.654 Фа1 F1 F1
5 48.999 Соль1 G1 G1
6 55.000 Ля1 A1 A1
7 61.735 Си1 h2 h2

Большая октава

Включает звуки с частотами от 65.406 Гц (включительно) до 130.81 Гц. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с большой буквы без дополнительных цифр или штрихов. В научной нотации имеет номер 2.

Номер ступени Частота, Гц Слоговое обозначение по Гельмгольцу Буквенное обозначение по Гельмгольцу Научная нотация Современная музыкальная нотация
1 65.406 До C C2  
2 73.416 Ре D D2
3 82.406 Ми E E2
4 87.307 Фа F F2
5 97.999 Соль G G2
6 110.00 Ля A A2
7 123.47 Си H h3

Малая октава

Включает звуки с частотами от 130.81 Гц (включительно) до 261.63 Гц. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с маленькой буквы без дополнительных цифр или штрихов. В научной нотации имеет номер 3.

Номер ступени Частота, Гц Слоговое обозначение по Гельмгольцу Буквенное обозначение по Гельмгольцу Научная нотация Современная музыкальная нотация
1 130.81 до c C3  
2 146.83 ре d D3
3 164.81 ми e E3
4 174.61 фа f F3
5 195.00 соль g G3
6 220.00 ля a A3
7 246.94 си h h4

Первая октава

Включает звуки с частотами от 261.63 Гц (включительно) до 523.25 Гц. Средняя октава звукоряда музыкальной системы. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с маленькой буквы, справа сверху пишется цифра 1 (или один штрих). В научной нотации имеет номер 4.

Номер ступени Частота, Гц Слоговое обозначение по Гельмгольцу Буквенное обозначение по Гельмгольцу Научная нотация Современная музыкальная нотация
1 261.63 до1 c1 C4  
2 293.67 ре1 d1 D4
3 329.63 ми1 e1 E4
4 349.23 фа1 f1 F4
5 392.00 соль1 g1 G4
6 440.00 ля1 a1 A4
7 493.88 си1 h2 h5

Вторая октава

Включает звуки с частотами от 523.25 Гц (включительно) до 1046.5 Гц. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с маленькой буквы, справа сверху пишется цифра 2 (или два штриха). В научной нотации имеет номер 5.

Номер ступени Частота, Гц Слоговое обозначение по Гельмгольцу Буквенное обозначение по Гельмгольцу Научная нотация Современная музыкальная нотация
1 523.25 до2 c2 C5  
2 587.33 ре2 d2 D5
3 659.26 ми2 e2 E5
4 698.46 фа2 f2 F5
5 783.99 соль2 g2 G5
6 880.00 ля2 a2 A5
7 987.77 си2 h3 H5

Третья октава

Включает звуки с частотами от 1046.5 Гц (включительно) до 2093.0 Гц. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с маленькой буквы, справа сверху пишется цифра 3 (или три штриха). В научной нотации имеет номер 6.

Номер ступени Частота, Гц Слоговое обозначение по Гельмгольцу Буквенное обозначение по Гельмгольцу Научная нотация Современная музыкальная нотация
1 1046.5 до3 c3 C6  
2 1174.7 ре3 d3 D6
3 1318.5 ми3 e3 E6
4 1396.9 фа3 f3 F6
5 1568.0 соль3 g3 G6
6 1760.0 ля3 a3 A6
7 1975.5 си3 h4 H6

Четвёртая октава

Включает звуки с частотами от 2093.0 Гц (включительно) до 4186.0 Гц. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с маленькой буквы, справа сверху пишется цифра 4 (или четыре штриха). В научной нотации имеет номер 7.

Номер ступени Частота, Гц Слоговое обозначение по Гельмгольцу Буквенное обозначение по Гельмгольцу Научная нотация Современная музыкальная нотация
1 2093.0 до4 c4 C7  
2 2349.3 ре4 d4 D7
3 2637.0 ми4 e4 E7
4 2793.8 фа4 f4 F7
5 3136.0 соль4 g4 G7
6 3520.0 ля4 a4 A7
7 3951.1 си4 h5 H7

Пятая октава

Включает звуки с частотами от 4186.0 Гц (включительно) до 8372.0 Гц. Самая высокая из используемых в музыке октав, верхние ступени применяются очень редко. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с маленькой буквы, справа сверху пишется цифра 5 (или пять штрихов). В научной нотации имеет номер 8.

Номер ступени Частота, Гц Слоговое обозначение по Гельмгольцу Буквенное обозначение по Гельмгольцу Научная нотация Современная музыкальная нотация
1 4186.0 до5 c5 C8  
2 4698.6 ре5 d5 D8
3 5274.0 ми5 e5 E8
4 5587.7 фа5 f5 F8
5 6271.9 соль5 g5 G8
6 7040.0 ля5 a5 A8
7 7902.1 си5 h5 H8

Схема

Таблица соответствия нот частотам

Частоты в герцах (интервал от средней До в полутонах) Октава →Нота ↓ 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 C C# / Db D D# / Eb E F F# / Gb G G# / Ab A A# / Hb H
16.352 (−48) 32.703 (−36) 65.406 (−24) 130.81 (−12) 261.63 (0) 523.25 (+12) 1046.5 (+24) 2093.0 (+36) 4186.0 (+48) 8372.0 (+60)
17.324 (−47) 34.648 (−35) 69.296 (−23) 138.59 (−11) 277.18 (+1) 554.37 (+13) 1108.7 (+25) 2217.5 (+37) 4434.9 (+49) 8869.8 (+61)
18.354 (−46) 36.708 (−34) 73.416 (−22) 146.83 (−10) 293.66 (+2) 587.33 (+14) 1174.7 (+26) 2349.3 (+38) 4698.6 (+50) 9397.3 (+62)
19.445 (−45) 38.891 (−33) 77.782 (−21) 155.56 (−9) 311.13 (+3) 622.25 (+15) 1244.5 (+27) 2489.0 (+39) 4978.0 (+51) 9956.1 (+63)
20.602 (−44) 41.203 (−32) 82.407 (−20) 164.81 (−8) 329.63 (+4) 659.26 (+16) 1318.5 (+28) 2637.0 (+40) 5274.0 (+52) 10548 (+64)
21.827 (−43) 43.654 (−31) 87.307 (−19) 174.61 (−7) 349.23 (+5) 698.46 (+17) 1396.9 (+29) 2793.8 (+41) 5587.7 (+53) 11175 (+65)
23.125 (−42) 46.249 (−30) 92.499 (−18) 185.00 (−6) 369.99 (+6) 739.99 (+18) 1480.0 (+30) 2960.0 (+42) 5919.9 (+54) 11840 (+66)
24.500 (−41) 48.999 (−29) 97.999 (−17) 196.00 (−5) 392.00 (+7) 783.99 (+19) 1568.0 (+31) 3136.0 (+43) 6271.9 (+55) 12544 (+67)
25.957 (−40) 51.913 (−28) 103.83 (−16) 207.65 (−4) 415.30 (+8) 830.61 (+20) 1661.2 (+32) 3322.4 (+44) 6644.9 (+56) 13290 (+68)
27.500 (−39) 55.000 (−27) 110.00 (−15) 220.00 (−3) 440.00 (+9) 880.00 (+21) 1760.0 (+33) 3520.0 (+45) 7040.0 (+57) 14080 (+69)
29.135 (−38) 58.270 (−26) 116.54 (−14) 233.08 (−2) 466.16 (+10) 932.33 (+22) 1864.7 (+34) 3729.3 (+46) 7458.6 (+58) 14917 (+70)
30.868 (−37) 61.735 (−25) 123.47 (−13) 246.94 (−1) 493.88 (+11) 987.77 (+23) 1975.5 (+35) 3951.1 (+47) 7902.1 (+59) 15804 (+71)

Прим.: Иногда нота Си-бемоль обзозначается как "B" вместо "Hb".

Так же для нахождения частоты ноты можно пользоваться несложной формулой:

(Гц), где n - это порядковый номер тона, начиная с "ля" субконтр-октавы, n отсчитывается с нуля.

Допустим, нам нужно найти частоту "ре" малой октавы. Подойдем к пианино и от самой левой клавиши, начиная считать с нуля, узнаем ее порядковый номер. Это будет 29.

Итак,

См. также

Ссылки

Литература

  • Способин Игорь Владимирович Элементарная теория музыки. — М.: Музыка, 1968.
  • Тюлин Юрий Николаевич Краткий теоретический курс гармонии. — М.: Музыка, 1978.

Примечания

  1. ↑ Hermann von Helmholtz. (n.d.). A Dictionary of Scientists. Retrieved April 15, 2008, from Answers.com Web site: http://www.answers.com/topic/hermann-von-helmholtz
  2. ↑ The Journal of the Acoustical Society of America — July 1939 — Volume 11, Issue 1, pp. 134—139
  3. ↑ Значения частот рассчитаны исходя из стандартной частоты камертона ля1 равной 440 Гц

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Большая октава - это... Что такое Большая октава?

Октавная система — способ группировки и обозначения музыкальных звуков на основе их октавного сходства.

Музыкальные звуки, частота которых отличается в два раза воспринимаются на слух как очень похожие, как повторение одного звука на разной высоте. Это явление назвается октавное сходство звуков. На основе этого весь диапазон частот используемых в музыке частот звуков делится на участки, называемые октавами, при этом частота звуков в каждой последующей октаве будет в два раза выше чем в предыдущей, а схожие звуки получают одинаковые названия ступеней.

Расположение частотных границ октав условно и выбрано таким образом, чтобы каждая октава начиналась с первой ступени («До») равномерно темперированного двенадцатизвукового строя и при этом частота 6-й ступени («Ля») одной из октав (называемой «первой») составляла бы 440 Гц.

Обозначения октав

Диапазон применимых в музыке звуков разбит на 9 октав, каждая из которых имеет своё название. Кроме того существуют разные способы обозначения принадлежности звука той или иной октаве, из которых наиболее распространены два — нотация Гельмгольца и научная нотация.

Наименования октав

Октава, лежащая посередине диапазона используемых в музыке звуков, называется «Первая октава», следующая вверх — «Вторая», затем «Третья», «Четвёртая» и «Пятая». Октавы ниже 1-й имеют собственные названия: «Малая октава» — это октава ниже 1-й, «Большая» — ниже малой, «Контроктава» — ниже большой и наконец «Субконтроктава» — ниже контроктавы — самая низкая из слышимых октав. Октавы ниже субконтроктавы и выше 5-й октавы выходят за диапазон применяемых в музыке звуков и потому не имеют собственных названий и обозначений звуков.

Нотация Гельмгольца

Была предложена немецким математиком Германом Гельмгольцем в своей работе Die Lehre von den Tonempfindungen als physiologische Grundlage für die Theorie der Musik (1863)[1]. Эта нотация основана на комбинации способа записи названия ступени — с большой либо маленькой буквы, числе штрихов рядом с названием ступени — от одного до пяти (вместо штрихов так же используются арабские цифры) и места постановки штрихов — снизу либо сверху. Нотация Гельмгольца может быть применена как со слоговой системой наименования ступеней, так и с буквенной.

Научная нотация

Второй способ обозначения октав называется «научная система обозначения высоты звука». Впервые была предложена в 1939 году[2] Американским Акустическим Обществом. В научной нотации номер октавы записывается сразу после обозначения ступени, при этом октавы нумеруются начиная с самой низкой слышимой (субконтроктавы), которой присваивается номер 0. Эта нотация применяется только с буквенной системой наименования ступеней.

Список октав[3]

Субконтроктава

Включает звуки с частотами от 16.352 Гц (включительно) до 32.703 Гц. Самая низкая из слышимых октав, как правило нижние ступени этой октавы в музыке не используются. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с большой буквы и справа снизу ставится цифра 2 (или два штриха). В научной нотации имеет номер 0.

Номер ступени Частота, Гц Слоговое обозначение по Гельмгольцу Буквенное обозначение по Гельмгольцу Научная нотация Современная музыкальная нотация
1 16.352 До2 C2 C0  
2 18.354 Ре2 D2 D0
3 20.602 Ми2 E2 E0
4 21.827 Фа2 F2 F0
5 24.500 Соль2 G2 G0
6 27.500 Ля2 A2 A0
7 30.868 Си2 h3 H0

Контроктава

Включает звуки с частотами от 32.703 Гц (включительно) до 65.406 Гц. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с большой буквы и справа снизу ставится цифра 1 (или один штрих). В научной нотации имеет номер 1.

Номер ступени Частота, Гц Слоговое обозначение по Гельмгольцу Буквенное обозначение по Гельмгольцу Научная нотация Современная музыкальная нотация
1 32.703 До1 C1 C1  
2 36.708 Ре1 D1 D1
3 41.203 Ми1 E1 E1
4 43.654 Фа1 F1 F1
5 48.999 Соль1 G1 G1
6 55.000 Ля1 A1 A1
7 61.735 Си1 h2 h2

Большая октава

Включает звуки с частотами от 65.406 Гц (включительно) до 130.81 Гц. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с большой буквы без дополнительных цифр или штрихов. В научной нотации имеет номер 2.

Номер ступени Частота, Гц Слоговое обозначение по Гельмгольцу Буквенное обозначение по Гельмгольцу Научная нотация Современная музыкальная нотация
1 65.406 До C C2  
2 73.416 Ре D D2
3 82.406 Ми E E2
4 87.307 Фа F F2
5 97.999 Соль G G2
6 110.00 Ля A A2
7 123.47 Си H h3

Малая октава

Включает звуки с частотами от 130.81 Гц (включительно) до 261.63 Гц. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с маленькой буквы без дополнительных цифр или штрихов. В научной нотации имеет номер 3.

Номер ступени Частота, Гц Слоговое обозначение по Гельмгольцу Буквенное обозначение по Гельмгольцу Научная нотация Современная музыкальная нотация
1 130.81 до c C3  
2 146.83 ре d D3
3 164.81 ми e E3
4 174.61 фа f F3
5 195.00 соль g G3
6 220.00 ля a A3
7 246.94 си h h4

Первая октава

Включает звуки с частотами от 261.63 Гц (включительно) до 523.25 Гц. Средняя октава звукоряда музыкальной системы. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с маленькой буквы, справа сверху пишется цифра 1 (или один штрих). В научной нотации имеет номер 4.

Номер ступени Частота, Гц Слоговое обозначение по Гельмгольцу Буквенное обозначение по Гельмгольцу Научная нотация Современная музыкальная нотация
1 261.63 до1 c1 C4  
2 293.67 ре1 d1 D4
3 329.63 ми1 e1 E4
4 349.23 фа1 f1 F4
5 392.00 соль1 g1 G4
6 440.00 ля1 a1 A4
7 493.88 си1 h2 h5

Вторая октава

Включает звуки с частотами от 523.25 Гц (включительно) до 1046.5 Гц. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с маленькой буквы, справа сверху пишется цифра 2 (или два штриха). В научной нотации имеет номер 5.

Номер ступени Частота, Гц Слоговое обозначение по Гельмгольцу Буквенное обозначение по Гельмгольцу Научная нотация Современная музыкальная нотация
1 523.25 до2 c2 C5  
2 587.33 ре2 d2 D5
3 659.26 ми2 e2 E5
4 698.46 фа2 f2 F5
5 783.99 соль2 g2 G5
6 880.00 ля2 a2 A5
7 987.77 си2 h3 H5

Третья октава

Включает звуки с частотами от 1046.5 Гц (включительно) до 2093.0 Гц. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с маленькой буквы, справа сверху пишется цифра 3 (или три штриха). В научной нотации имеет номер 6.

Номер ступени Частота, Гц Слоговое обозначение по Гельмгольцу Буквенное обозначение по Гельмгольцу Научная нотация Современная музыкальная нотация
1 1046.5 до3 c3 C6  
2 1174.7 ре3 d3 D6
3 1318.5 ми3 e3 E6
4 1396.9 фа3 f3 F6
5 1568.0 соль3 g3 G6
6 1760.0 ля3 a3 A6
7 1975.5 си3 h4 H6

Четвёртая октава

Включает звуки с частотами от 2093.0 Гц (включительно) до 4186.0 Гц. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с маленькой буквы, справа сверху пишется цифра 4 (или четыре штриха). В научной нотации имеет номер 7.

Номер ступени Частота, Гц Слоговое обозначение по Гельмгольцу Буквенное обозначение по Гельмгольцу Научная нотация Современная музыкальная нотация
1 2093.0 до4 c4 C7  
2 2349.3 ре4 d4 D7
3 2637.0 ми4 e4 E7
4 2793.8 фа4 f4 F7
5 3136.0 соль4 g4 G7
6 3520.0 ля4 a4 A7
7 3951.1 си4 h5 H7

Пятая октава

Включает звуки с частотами от 4186.0 Гц (включительно) до 8372.0 Гц. Самая высокая из используемых в музыке октав, верхние ступени применяются очень редко. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с маленькой буквы, справа сверху пишется цифра 5 (или пять штрихов). В научной нотации имеет номер 8.

Номер ступени Частота, Гц Слоговое обозначение по Гельмгольцу Буквенное обозначение по Гельмгольцу Научная нотация Современная музыкальная нотация
1 4186.0 до5 c5 C8  
2 4698.6 ре5 d5 D8
3 5274.0 ми5 e5 E8
4 5587.7 фа5 f5 F8
5 6271.9 соль5 g5 G8
6 7040.0 ля5 a5 A8
7 7902.1 си5 h5 H8

Схема

Таблица соответствия нот частотам

Частоты в герцах (интервал от средней До в полутонах) Октава →Нота ↓ 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 C C# / Db D D# / Eb E F F# / Gb G G# / Ab A A# / Hb H
16.352 (−48) 32.703 (−36) 65.406 (−24) 130.81 (−12) 261.63 (0) 523.25 (+12) 1046.5 (+24) 2093.0 (+36) 4186.0 (+48) 8372.0 (+60)
17.324 (−47) 34.648 (−35) 69.296 (−23) 138.59 (−11) 277.18 (+1) 554.37 (+13) 1108.7 (+25) 2217.5 (+37) 4434.9 (+49) 8869.8 (+61)
18.354 (−46) 36.708 (−34) 73.416 (−22) 146.83 (−10) 293.66 (+2) 587.33 (+14) 1174.7 (+26) 2349.3 (+38) 4698.6 (+50) 9397.3 (+62)
19.445 (−45) 38.891 (−33) 77.782 (−21) 155.56 (−9) 311.13 (+3) 622.25 (+15) 1244.5 (+27) 2489.0 (+39) 4978.0 (+51) 9956.1 (+63)
20.602 (−44) 41.203 (−32) 82.407 (−20) 164.81 (−8) 329.63 (+4) 659.26 (+16) 1318.5 (+28) 2637.0 (+40) 5274.0 (+52) 10548 (+64)
21.827 (−43) 43.654 (−31) 87.307 (−19) 174.61 (−7) 349.23 (+5) 698.46 (+17) 1396.9 (+29) 2793.8 (+41) 5587.7 (+53) 11175 (+65)
23.125 (−42) 46.249 (−30) 92.499 (−18) 185.00 (−6) 369.99 (+6) 739.99 (+18) 1480.0 (+30) 2960.0 (+42) 5919.9 (+54) 11840 (+66)
24.500 (−41) 48.999 (−29) 97.999 (−17) 196.00 (−5) 392.00 (+7) 783.99 (+19) 1568.0 (+31) 3136.0 (+43) 6271.9 (+55) 12544 (+67)
25.957 (−40) 51.913 (−28) 103.83 (−16) 207.65 (−4) 415.30 (+8) 830.61 (+20) 1661.2 (+32) 3322.4 (+44) 6644.9 (+56) 13290 (+68)
27.500 (−39) 55.000 (−27) 110.00 (−15) 220.00 (−3) 440.00 (+9) 880.00 (+21) 1760.0 (+33) 3520.0 (+45) 7040.0 (+57) 14080 (+69)
29.135 (−38) 58.270 (−26) 116.54 (−14) 233.08 (−2) 466.16 (+10) 932.33 (+22) 1864.7 (+34) 3729.3 (+46) 7458.6 (+58) 14917 (+70)
30.868 (−37) 61.735 (−25) 123.47 (−13) 246.94 (−1) 493.88 (+11) 987.77 (+23) 1975.5 (+35) 3951.1 (+47) 7902.1 (+59) 15804 (+71)

Прим.: Иногда нота Си-бемоль обзозначается как "B" вместо "Hb".

Так же для нахождения частоты ноты можно пользоваться несложной формулой:

(Гц), где n - это порядковый номер тона, начиная с "ля" субконтр-октавы, n отсчитывается с нуля.

Допустим, нам нужно найти частоту "ре" малой октавы. Подойдем к пианино и от самой левой клавиши, начиная считать с нуля, узнаем ее порядковый номер. Это будет 29.

Итак,

См. также

Ссылки

Литература

  • Способин Игорь Владимирович Элементарная теория музыки. — М.: Музыка, 1968.
  • Тюлин Юрий Николаевич Краткий теоретический курс гармонии. — М.: Музыка, 1978.

Примечания

  1. ↑ Hermann von Helmholtz. (n.d.). A Dictionary of Scientists. Retrieved April 15, 2008, from Answers.com Web site: http://www.answers.com/topic/hermann-von-helmholtz
  2. ↑ The Journal of the Acoustical Society of America — July 1939 — Volume 11, Issue 1, pp. 134—139
  3. ↑ Значения частот рассчитаны исходя из стандартной частоты камертона ля1 равной 440 Гц

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Октавы. Основы теории музыки

Последовательность основных ступеней в звукоряде повторяется, что позволяет присвоить имена всем его ступеням:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
до ре ми фа соль ля си до ре ми фа соль ля си до и т.д.

Отличить одинаковые по названию, но разные по высоте звучания ступени помогают октавы. Применительно к звукоряду октава - интервал между соседними ступенями до. Левая ступень до - начало октавы, правая ступень до - конец октавы. Октаву образуют семь основных ступеней.

На рис. 1 показаны две полные октавы на клавиатуре.

Рис. 1. Две полные октавы

На латинском языке октава (octava) означает восьмая, что можно трактовать как восьмой звук. Возьмём в качестве исходной ступени клавишу до зелёного цвета (рис. 1) и присвоим ей порядковый номер 1. Отсчитаем от неё восемь клавиш влево (вниз) и получим соседнюю клавишу до голубого цвета с порядковым номером 8. Теперь отсчитаем от зеленой клавиши восемь клавиш вправо (вверх) и получим клавишу до жёлтого цвета с порядковым номером 8.

Октавы часто используются в музыкальных композициях и важно научиться их быстро находить на клавиатуре. В этом опять помогут чёрные клавиши. Как, например, найти октаву от ступени фа? Из рис. 1 видно, что ступень фа располагается перед тремя черными клавишами. Ищем соседнюю клавишу фа, которая располагается таким же образом по отношению к черным клавишам.

Каждая октава имеет собственное название и обозначение:

C3 – инфразвуки C2 – субконтроктава C1 – контроктава C – большая октава с – малая октава с1 – первая октава с2 – вторая октава с3 – третья октава с4 – четвертая октава с5 – пятая октава с6 – шестая октава с7 – ультразвуки

Таким образом, для звукоряда определено 12 октав. Для сравнения звукоряд фортепиано состоит из семи с небольшим октав и крайние октавы неполные.

Рис. 2. Звукоряд фортепиано

С понятиями полной и неполной октавы может возникнуть путаница. Почему на рис. 2. крайняя правая октава неполная, а на рис. 1 говорится о двух полных октавах? Потому что в первом случае речь идёт об октавной системе, а во втором - о количестве клавиш, что важно знать, например, при выборе синтезатора. На рис. 3 показан 5-ти октавный синтезатор. Для уточнения можно сказать то, что он имеет пять полных октав. Тогда собеседник поймёт, что речь идёт о синтезаторе, в котором самая правая клавиша является клавишей до. Если самая правая клавиша не является клавишей до, то в таком случае говорят о неполной октаве, например,синтезатор имеет три с половиной октавы.

Как вы думаете, у какого инструмента звукоряд больше (шире), у фортепиано или у синтезатора на рис. 3? На самом деле они практически равны, так как в данной модели синтезатора есть возможность сдвигать строй на октаву вверх и вниз, что расширяет звукоряд синтезатора до 7 полных октав. Во многих 5-ти октавных синтезаторах есть возможность сдвигать строй на 2 октавы вверх и вниз, что расширяет их звукоряд до 9 октав.

Рис. 3. 5-ти октавный синтезатор

Точное название ступени состоит из названия ступени и название октавы, в которой она расположена, например: до малой октавы (c), соль третьей октавы (g3). Октавы в звукоряде располагаются относительно опорной частоты, в качестве которой выбрано колебание с частотой 440 Гц. Этой частоте соответствует звук ля первой октавы (зелёная клавиша на рис. 3). Данный звук является опорным по причине того, что частоты всех остальных звуков в звукоряде рассчитываются относительно неё, в результате чего образуется строй - система, задающая соответствие ступеней музыкального звукоряда звукам определённой высоты. Строй имеет важное значение в музыке, так как благодаря ему становится возможным получить согласованное и приятное на слух звучание различных музыкальных инструментов по отдельности или вместе..

Александр Страшкоadmin@starport.ru30.01.11

www.studio.starport.ru

Октавная система - это... Что такое Октавная система?

Октавная система — способ группировки и обозначения музыкальных звуков на основе их октавного сходства.

Музыкальные звуки, частота которых отличается в два раза, воспринимаются на слух как очень похожие, как повторение одного звука на разной высоте. Это явление называется октавным сходством звуков. На основе этого весь диапазон частот используемых в музыке звуков делится на участки, называемые октавами, при этом частота звуков в каждой последующей октаве будет в два раза выше чем в предыдущей, а схожие звуки получают одинаковые названия ступеней.

Расположение частотных границ октав условно и выбрано таким образом, чтобы каждая октава начиналась с первой ступени («До») равномерно темперированного двенадцатизвукового строя и при этом частота 6-й ступени («Ля») одной из октав (называемой «первой») составляла бы 440 Гц.

Обозначения октав

Диапазон применимых в музыке звуков разбит на 9 октав, каждая из которых имеет своё название. Кроме того существуют разные способы обозначения принадлежности звука той или иной октаве, из которых наиболее распространены два — нотация Гельмгольца и научная нотация.

Наименования октав

Октава, лежащая посередине диапазона используемых в музыке звуков, называется «Первая октава», следующая вверх — «Вторая», затем «Третья», «Четвёртая» и «Пятая». Октавы ниже 1-й имеют собственные названия: «Малая октава» — это октава ниже 1-й, «Большая» — ниже малой, «Контроктава» — ниже большой и наконец «Субконтроктава» — ниже контроктавы — самая низкая из слышимых октав. Октавы ниже субконтроктавы и выше 5-й октавы выходят за диапазон применяемых в музыке звуков и потому не имеют собственных названий и обозначений звуков.

Нотация Гельмгольца

Была предложена немецким математиком Германом Гельмгольцем в своей работе Die Lehre von den Tonempfindungen als physiologische Grundlage für die Theorie der Musik (1863)[1]. Эта нотация основана на комбинации способа записи названия ступени — с большой либо маленькой буквы, числе штрихов рядом с названием ступени — от одного до пяти (вместо штрихов также используются арабские цифры) и места постановки штрихов — снизу либо сверху. Нотация Гельмгольца может быть применена как со слоговой системой наименования ступеней, так и с буквенной.

Научная нотация

Второй способ обозначения октав называется «научная система обозначения высоты звука». Впервые была предложена в 1939 году[2] Американским Акустическим Обществом. В научной нотации номер октавы записывается сразу после обозначения ступени, при этом октавы нумеруются начиная с самой низкой слышимой (субконтроктавы), которой присваивается номер 0. Эта нотация применяется только с буквенной системой наименования ступеней.

Список октав[3]

Субконтроктава

Включает звуки с частотами от 16,352 Гц (включительно) до 32,703 Гц. Самая низкая из слышимых октав, как правило нижние ступени этой октавы в музыке не используются. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с большой буквы и справа снизу ставится цифра 2 (или два штриха). В научной нотации имеет номер 0.

Номер ступени Частота, Гц Слоговое обозначение по Гельмгольцу Буквенное обозначение по Гельмгольцу Научная нотация Современная музыкальная нотация
1 16,352 До2 C2 C0  
2 18,354 Ре2 D2 D0
3 20,602 Ми2 E2 E0
4 21,827 Фа2 F2 F0
5 24,500 Соль2 G2 G0
6 27,500 Ля2 A2 A0
7 30,868 Си2 h3* H0
  • В англоязычных странах используется модифицированная система Гельмгольца, вместо символа H для ноты «си» используется символ B, который в немецкой системе означает «си-бемоль».

Контроктава

Включает звуки с частотами от 32.703 Гц (включительно) до 65.406 Гц. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с большой буквы и справа снизу ставится цифра 1 (или один штрих). В научной нотации имеет номер 1.

Номер ступени Частота, Гц Слоговое обозначение по Гельмгольцу Буквенное обозначение по Гельмгольцу Научная нотация Современная музыкальная нотация
1 32.703 До1 C1 C1  
2 36.708 Ре1 D1 D1
3 41.203 Ми1 E1 E1
4 43.654 Фа1 F1 F1
5 48.999 Соль1 G1 G1
6 55.000 Ля1 A1 A1
7 61.735 Си1 h2 h2

Большая октава

Включает звуки с частотами от 65.406 Гц (включительно) до 130.81 Гц. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с большой буквы без дополнительных цифр или штрихов. В научной нотации имеет номер 2.

Номер ступени Частота, Гц Слоговое обозначение по Гельмгольцу Буквенное обозначение по Гельмгольцу Научная нотация Современная музыкальная нотация
1 65.406 До C C2  
2 73.416 Ре D D2
3 82.406 Ми E E2
4 87.307 Фа F F2
5 97.999 Соль G G2
6 110.00 Ля A A2
7 123.47 Си H h3

Малая октава

Включает звуки с частотами от 130.81 Гц (включительно) до 261.63 Гц. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с маленькой буквы без дополнительных цифр или штрихов. В научной нотации имеет номер 3.

Номер ступени Частота, Гц Слоговое обозначение по Гельмгольцу Буквенное обозначение по Гельмгольцу Научная нотация Современная музыкальная нотация
1 130.81 до c C3  
2 146.83 ре d D3
3 164.81 ми e E3
4 174.61 фа f F3
5 196.00 соль g G3
6 220.00 ля a A3
7 246.94 си h h4

Первая октава

Включает звуки с частотами от 261.63 Гц (включительно) до 523.25 Гц. Средняя октава звукоряда музыкальной системы. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с маленькой буквы, справа сверху пишется цифра 1 (или один штрих). В научной нотации имеет номер 4.

Номер ступени Частота, Гц Слоговое обозначение по Гельмгольцу Буквенное обозначение по Гельмгольцу Научная нотация Современная музыкальная нотация
1 261.63 до1 c1 C4  
2 293.67 ре1 d1 D4
3 329.63 ми1 e1 E4
4 349.23 фа1 f1 F4
5 392.00 соль1 g1 G4
6 440.00 ля1 a1 A4
7 493.88 си1 h2 h5

Вторая октава

Включает звуки с частотами от 523.25 Гц (включительно) до 1046.5 Гц. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с маленькой буквы, справа сверху пишется цифра 2 (или два штриха). В научной нотации имеет номер 5.

Номер ступени Частота, Гц Слоговое обозначение по Гельмгольцу Буквенное обозначение по Гельмгольцу Научная нотация Современная музыкальная нотация
1 523.25 до2 c2 C5  
2 587.33 ре2 d2 D5
3 659.26 ми2 e2 E5
4 698.46 фа2 f2 F5
5 783.99 соль2 g2 G5
6 880.00 ля2 a2 A5
7 987.77 си2 h3 H5

Третья октава

Включает звуки с частотами от 1046.5 Гц (включительно) до 2093.0 Гц. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с маленькой буквы, справа сверху пишется цифра 3 (или три штриха). В научной нотации имеет номер 6.

Номер ступени Частота, Гц Слоговое обозначение по Гельмгольцу Буквенное обозначение по Гельмгольцу Научная нотация Современная музыкальная нотация
1 1046.5 до3 c3 C6  
2 1174.7 ре3 d3 D6
3 1318.5 ми3 e3 E6
4 1396.9 фа3 f3 F6
5 1568.0 соль3 g3 G6
6 1760.0 ля3 a3 A6
7 1975.5 си3 h4 H6

Четвёртая октава

Включает звуки с частотами от 2093.0 Гц (включительно) до 4186.0 Гц. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с маленькой буквы, справа сверху пишется цифра 4 (или четыре штриха). В научной нотации имеет номер 7.

Номер ступени Частота, Гц Слоговое обозначение по Гельмгольцу Буквенное обозначение по Гельмгольцу Научная нотация Современная музыкальная нотация
1 2093.0 до4 c4 C7  
2 2349.3 ре4 d4 D7
3 2637.0 ми4 e4 E7
4 2793.8 фа4 f4 F7
5 3136.0 соль4 g4 G7
6 3520.0 ля4 a4 A7
7 3951.1 си4 h5 H7

Пятая октава

Включает звуки с частотами от 4186.0 Гц (включительно) до 8372.0 Гц. Самая высокая из используемых в музыке октав, верхние ступени (выше «До») применяются очень редко. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с маленькой буквы, справа сверху пишется цифра 5 (или пять штрихов). В научной нотации имеет номер 8.

Номер ступени Частота, Гц Слоговое обозначение по Гельмгольцу Буквенное обозначение по Гельмгольцу Научная нотация Современная музыкальная нотация
1 4186.0 до5 c5 C8  
2 4698.6 ре5 d5 D8
3 5274.0 ми5 e5 E8
4 5587.7 фа5 f5 F8
5 6271.9 соль5 g5 G8
6 7040.0 ля5 a5 A8
7 7902.1 си5 h5 H8

Схема

С помощью данной схемы или клавиатуры пианино возможно нахождение частоты звука. Для этого можно пользоваться следующей формулой:

(Гц),

где n — это порядковый номер ступени (на клавиатуре номер клавиши слева), начиная с «ля» субконтроктавы, отсчитывается с нуля.

Например, для нахождения частоты «ре» малой октавы n будет равно 29:

Таблица соответствия нот частотам

Частоты в герцах (интервал от средней До в полутонах) Октава →Нота ↓ Суб-контр Контр Большая Малая 1 2 3 4 5 6 C C# / D♭ D D# / E♭ E F F# / G♭ G G# / A♭ A A# / H♭ H
16.352 (−48) 32.703 (−36) 65.406 (−24) 130.81 (−12) 261.63 (0) 523.25 (+12) 1046.5 (+24) 2093.0 (+36) 4186.0 (+48) 8372.0 (+60)
17.324 (−47) 34.648 (−35) 69.296 (−23) 138.59 (−11) 277.18 (+1) 554.37 (+13) 1108.7 (+25) 2217.5 (+37) 4434.9 (+49) 8869.8 (+61)
18.354 (−46) 36.708 (−34) 73.416 (−22) 146.83 (−10) 293.66 (+2) 587.33 (+14) 1174.7 (+26) 2349.3 (+38) 4698.6 (+50) 9397.3 (+62)
19.445 (−45) 38.891 (−33) 77.782 (−21) 155.56 (−9) 311.13 (+3) 622.25 (+15) 1244.5 (+27) 2489.0 (+39) 4978.0 (+51) 9956.1 (+63)
20.602 (−44) 41.203 (−32) 82.407 (−20) 164.81 (−8) 329.63 (+4) 659.26 (+16) 1318.5 (+28) 2637.0 (+40) 5274.0 (+52) 10548 (+64)
21.827 (−43) 43.654 (−31) 87.307 (−19) 174.61 (−7) 349.23 (+5) 698.46 (+17) 1396.9 (+29) 2793.8 (+41) 5587.7 (+53) 11175 (+65)
23.125 (−42) 46.249 (−30) 92.499 (−18) 185.00 (−6) 369.99 (+6) 739.99 (+18) 1480.0 (+30) 2960.0 (+42) 5919.9 (+54) 11840 (+66)
24.500 (−41) 48.999 (−29) 97.999 (−17) 196.00 (−5) 392.00 (+7) 783.99 (+19) 1568.0 (+31) 3136.0 (+43) 6271.9 (+55) 12544 (+67)
25.957 (−40) 51.913 (−28) 103.83 (−16) 207.65 (−4) 415.30 (+8) 830.61 (+20) 1661.2 (+32) 3322.4 (+44) 6644.9 (+56) 13290 (+68)
27.500 (−39) 55.000 (−27) 110.00 (−15) 220.00 (−3) 440.00 (+9) 880.00 (+21) 1760.0 (+33) 3520.0 (+45) 7040.0 (+57) 14080 (+69)
29.135 (−38) 58.270 (−26) 116.54 (−14) 233.08 (−2) 466.16 (+10) 932.33 (+22) 1864.7 (+34) 3729.3 (+46) 7458.6 (+58) 14917 (+70)
30.868 (−37) 61.735 (−25) 123.47 (−13) 246.94 (−1) 493.88 (+11) 987.77 (+23) 1975.5 (+35) 3951.1 (+47) 7902.1 (+59) 15804 (+71)
Примечание: Иногда нота Си обозначается как «B» вместо «H».

См. также

Ссылки

Литература

  • Способин Игорь Владимирович Элементарная теория музыки. — М.: Музыка, 1968.
  • Тюлин Юрий Николаевич Краткий теоретический курс гармонии. — М.: Музыка, 1978.

Примечания

  1. ↑ Hermann von Helmholtz. (n.d.). A Dictionary of Scientists. Retrieved April 15, 2008, from Answers.com Web site: http://www.answers.com/topic/hermann-von-helmholtz
  2. ↑ The Journal of the Acoustical Society of America — July 1939 — Volume 11, Issue 1, pp. 134—139
  3. ↑ Значения частот рассчитаны исходя из стандартной частоты камертона ля1 равной 440 Гц

dic.academic.ru