Окружающая среда определение. Что такое окружающая среда определение для 3 класса


Окружающая среда - это... Что такое Окружающая среда?

«Окружа́ющая среда́» — обобщенное понятие, характеризующее природные условия в конкретно избранном месте и экологическое состояние данной местности. Как правило, применение термина относится к описанию природных условий на поверхности Земли, состоянию её локальных и глобальных экосистем, включая неживую природу, и их взаимодействие с человеком.

Окружающая среда - обычно рассматривается как часть среды, непосредственно окружающей (отсюда и название) некоторую живую систему (человека, животного и т.д.) и состоящей из объектов живой и неживой природы.

Окружающая среда - весь окружающий человека мир, включая и природную, и антропогенную среду.

Законодательное определение понятия «благоприятная окружающая среда» дано в статье 1 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года:

Благоприятная окружающая среда — окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

Очевидно, что установление юридического факта «устойчивого функционирования естественных экологических систем» представляет собой значительную сложность с практической точки зрения.

Поэтому необходимо обратиться к определению другого термина, которое дается в той же статье 1:

Нормативы в области охраны окружающей среды (далее также — природоохранные нормативы) — установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.

Таким образом, право на благоприятную окружающую среду обеспечивается системой природоохранных нормативов, а критерием соблюдения этого права является соответствие качества окружающей среды и воздействий на нее соответствующим природоохранным нормативам.

См. также

Литература

  • Хорн Р. Морская химия. — М.: Мир, 1972. — 398 с.
  • Allaby M. Basics of Environmental Science. 2nd edition. Routledge. London, N.Y. — 323 p. — ISBN 0-415-21175-1.

Ссылки

dic.academic.ru

Окружающий мир 3 класс. Тема: Экологическая безопасность

Тема: Экологическая безопасность.

Учитель: Жданова Е.Ф.

Класс: 3 клас УМК «Школа России».

Цель урока: осмысление и запоминание знаний об экологической безопасности человека, о путях защиты от загрязняющих веществ

а) образовательные: создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний об экологической безопасности человека, о путях защиты от загрязняющих веществ в воздухе и в воде; формировать представление о том, что такое цепь загрязнения.

б) развивающие: содействовать развитию умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать; способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации; развивать критическое мышление; познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными источниками;

.в) воспитывающие: создавать условия для воспитания коммуникативных умений (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей), воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Тип учебного занятия: учебное занятие по изучению и закреплению нового материала.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Планируемые результаты:

учащиеся узнают: понятие «экологическая безопасность», «цепь загрязнения»;

учащиеся научатся: определять возможные причины появления экологических проблем и находить пути решения экологической безопасности человека.

Оборудование:

  • конверты с карточками для моделирования цепи загрязнения;

  • карточки для приема «кластер», таблицы «Знаю», «Хочу узнать»,«Узнал»;

  • карточки с текстами;

  • презентация к уроку, компьютер, мультимедиапроектор;

  • учебное слайд-шоу «Как прекрасен этот мир»;

  • листы бумаги , маркеры.

Ход урока.

Этапы урока

Примечание

1. Оргмомент.

Учитель: - Мы начинаем урок окружающего мира. Ребята, с помощью разноцветных кружков, разделитесь на три группы. Посмотрите на товарищей своей группы, подарите друг другу улыбки. Пошлите мысленно самые добрые пожелания самому себе. Какое у вас настроение? Выберите в своих группах капитана и секретаря. Назовите свою команду.

2.Актуализация знаний, целеполагание. Стадия «Вызов».

2.1. Просмотр ролика «Как прекрасен этот мир!» Чтение учителем стихотворения во время просмотра 1-й части ролика.

Учитель: Сегодняшний урок я хочу начать с просмотра ролика. После просмотра фильма, поделитесь своими чувствами.

Я – природа, я – великий мастер.

Вечный мастер жизни. Я могу,

Человек, тебе за соучастие

Подарить – в моей всё это власти –

Гриб в лесу, ромашку на лугу,

Небо в час восхода и захода.

Иву над рекой,…

Учитель: С каким настроением вы смотрели первую часть фильма? Почему вы ощутили радость?

(Свежесть утра, запах луговых цветов, услышали шум прибоя…)

Учитель: Какое настроение от просмотра второй части фильма? Почему? ( На картинках грязь, мусор, дым застилает небо, бедный лебедь не может жить в грязной воде…)

Учитель: − Произошло нарушение экологии.

2.2. Актуализация понятия «экология», «окружающая среда». Учитель: − Что такое экология?(ответы детей , если затрудняются куда нужно обратиться?)

Учитель: Экология - это наука о взаимодействии организмов между собой и окружающей средой. ( На доске выстраивается схема) Учитель: −Что является окружающей средой для человека?(выслушиваются ответы детей, если затрудняетесь.)

Учитель: Эти термины вы хорошо знаете. Мы их внесем в графу таблицы учета знаний – ЗНАЮ. Еще раз, вы знаете что такое ( дети: экология и окружающая среда)

Учитель: - Что же является миром рукотворным и нерукотворным. Ребята, на общем столе лежат картинки. Одна команда выбирает объекты рукотворного мира и крепит их на доску, вторая команда выбирает объекты живого мира, а третья неживого.

Представители команд выходят к доске и крепят объекты.

Учитель : с помощью сигнальных карточек оцените работу групп. ( Выставляем оценку за первое задание в общую таблицу)

Переход по щелчку на слайд 3

Учитель: Окружающая среда это глубокие моря и океаны, высокие горы, просторы лугов, густые леса.− К сожалению, окружающая среда, наш дом, находится в опасности. Кто в этом виноват? В этом виноват человек. Уже сам человек нуждается в защите!

− На последних уроках мы работали по теме- безопасность. О какой безопасности будет идти речь сегодня? ( Дети : Экологическая безопасность)

Учитель: Сегодня на уроке поговорим об экологической безопасности, о том, как обезопасить человека от вредного воздействия окружающей среды.

3. Стадия «Осмысление».

Учитель: Ребята, что же вы узнаете на этом уроке?

( Дети: Что такое Экологическая безопасность, правила экологической безопасности)

Учитель: Заносим термины в таблицу учета знаний в раздел: Хочу знать.

Учитель: Как вы думаете, что такое экологическая безопасность?

(Выслушиваем ответы детей)

Учитель: Где можно об этом прочитать?

( Дети читают определение из учебника с. 30)

3.1. Обсуждение путей защиты от вредного воздействия загрязненной окружающей среды. Интерактивный метод обучения «Ковер идей».

Учитель: − Ребята, посмотрите, какой красивый ковёр из цветов! Ребята, почему существует проблема? Возьмите карточки с текстами, прочитайте и обсудите в группах, как человек загрязняет окружающую его среду. Далее возьмите листы бумаги и напишите, какая проблема загрязнения окружающей среды существует?

(дети в группах читают тексты на карточках, записывают причины возникновения проблемы, вывешивают листы на доску и проговаривают проблему вслух)

Карточки с текстами для выделения проблемы загрязнения окружающей среды:

Карточка 1.

В последние годы наибольшее количество вредных веществ в атмосферу выбрасывается с выхлопными газами автомобилей, причем их доля постоянно возрастает.

Особую тревогу вызывает состояние воздуха в крупных городах. Загрязнение воздуха происходит самыми разными способами.

Ещё одну опасность, которую сразу можно и не заметить, − это кислотный дождь. Выхлопы машин и дым из фабричных труб содержат азот и серу. Соединяясь с влагой, которая содержится в воздухе, они образуют азотную и серную кислоты − вредные вещества, выпадающие на землю в виде осадков. Кислотные дожди губят растительность и отравляют воду в реках, озёрах.

Карточка 2.

С атомных электростанций в круговорот воды в природе попадают радиоактивные отходы. Сброс неочищенных сточных вод в водные источники приводит к микробиологическим загрязнениям воды. Сельскохозяйственные земли могут загрязнять воду органическими веществами, отходами животных. Кроме того, поверхностные воды подвергаются загрязнению отходами животных и человека, городскими и промышленными сточными водами.

Карточка 3.

Ежегодно в водные бассейны попадают тысячи химических веществ с непредсказуемым действием. В воде могут быть обнаружены повышенные концентрации токсичных тяжелых металлов, нефтепродукты. Как известно, ежегодно в моря и океаны попадает до 12 миллионов тонн нефти. Определенный вклад в загрязнение воды вносят и кислотные дожди. Они способны растворять в грунте минералы, что приводит к увеличению содержания в воде ионов тяжелых металлов

( Оцениваем работу групп в общую таблицу учета баллов)

Физминутка. Игра «Дерево». Цель: игра на использование снятия волнения и напряжения.

Инструкция для детей: встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль тела, глаза закройте. Представьте, что вы − дерево. Представьте себя сильным дубом, стройной тонкой березкой или прекрасной ивой, склонившейся над рекой. Ноги – корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверено и спокойно. Ствол-тело ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается. Ветви – руки свободно «колышутся» вдоль ствола, листья – пальцы легко «шелестят», слегка задевая друг друга. Крона – голова чиста и свежа. Вы – прекрасное, могучее дерево, вы уверены в себе. Вы добры, спокойны, успешны. У вас всё получится!

3.2. Введение понятия «цепь загрязнения».

Учитель: − Давайте рассмотрим, как происходит загрязнение окружающей среды. От завода, фабрики или работы машин загрязняется неживая природа- воздух, вода, почва, что влияет на живые организмы и на людей в том числе. Загрязняющие вещества движутся по цепочке. Ее обычно называют цепь загрязнения.

Учитель: − Предлагаю вам составить одну из цепей загрязнения.

(работа в группе с карточками для составления цепи загрязнения)

Карточки для моделирования цепи загрязнения:

Перевозка нефти танкером;

Разлив нефти

Нефтяная пленка

Зараженная нефтепродуктами рыба

Промысловая добыча

Попадание рыбы в пищу человеку

Заболевание органов пищеварения

3.3. Поиск решений проблемы.

Учитель: - Что можно изменить, чтобы цепь загрязнения исчезла?

( Каждая группа предлагает свои пути решения)

( Оцениваем работу групп в общую таблицу учета баллов)

3.4. Индивидуализация поиска решения.

Учитель: − Что лично каждый из вас может сделать, чтобы изменить существующую ситуацию?

(Выслушиваем ответы детей)

Учитель: Что вы делаете для решения этой проблемы?

3.5. Работа по учебнику.

Учитель: На все ли вопросы вы ответили?

( Дети мы не знаем правил экологической безопасности)

Учитель: Где можно найти ответ на этот вопрос? ( в учебнике)

Работаем по учебнику. Каждая команда работает со своим текстом и составляет правила Экологической безопасности.

(Дети работают в группах по учебнику. Представитель от команды знакомит всех с правилами. Правила каждой команды наклеиваются в книжку- раскладушку)

( Оцениваем работу групп в общую таблицу учета баллов)

4. Подведение итогов урока. Стадия «Рефлексия».

4.1.Работа с таблицей «ЗХУ», графа «Узнал».

Учитель: −Что нового вы узнали на уроке? Отмечаем в таблице «Узнал».

Урок подходит к концу. Подведем итоги.

Вы решили поставленную задачу и узнали, что такое экологическая безопасность и правила экологической безопасности. Все команды работали на уроке активно и получали только хорошие баллы. Значит вы справились с поставленной задачей хорошо.

Кто-то испытывал трудности? ( Ответы детей)

Учитель Все группы работали успешно. Наибольшее количество баллов набрала.. . команда.

Вы закончили изучать тему : «Наша безопасность» и на следующем уроке мы выступим перед учениками первых классов и подарим им книжку-раскладушку.

(дети сидят в группах по 6 человек)

Слайд 2

На слайде 2 по щелчку перейти к просмотру ролика

Переход на слайд 3 (по щелчку)

Слайд 4

Учитель щелчком по фото 1

Открывает вопрос «Почему существует проблема ЭБ?»

Переход на слайд 6 по управляющей кнопке «?»

Проверка по слайду 6, затем по управляющей кнопке «Домик» переход на слайд 4.

Щелкнуть по фото 2

Слайд 4. Щелкнуть по фото 3

Щелкнуть по фото 4

Слайд 7

infourok.ru

Окружающая среда определение

Окружающая среда

Вид на водопад Хоуптон (Австралия) Арктика

Окружа́ющая среда́ — обобщённое понятие, характеризующее природные условия некоторой местности и её экологическое состояние. Окружающая среда обычно рассматривается как часть среды, которая взаимодействует с данным живым организмом (человеком, животным и так далее), включая объекты живой и неживой природы.

Словосочетание окружающая среда, как правило, применяется к описанию природных условий на поверхности Земли, состоянию её локальных и глобальных экосистем и их взаимодействию с человеком. В таком значении термин используется в международных соглашениях.[1]

В современную эпоху человеческая деятельность охватила практически всю географическую оболочку, и её масштабы теперь сравнимы с действием глобальных природных процессов, что негативно сказывается на состоянии окружающей среды.[1] Окружающая среда — это среда обитания и деятельности человечества, весь окружающий человека мир, включая и природную, и антропогенную среду.[1]

В рамках Организации Объединённых Наций создана специальная организация — Программа ООН по окружающей среде (англ. UNEP). В целях привлечения внимания к проблемам охраны окружающей среды ООН установила Всемирный день окружающей среды.

Законодательное определение термина в России

В России — Российской Федерации законодательное определение понятия «благоприятная окружающая среда» дано в статье 1 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года:

Благоприятная окружающая среда — окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

Очевидно, что установление юридического факта «устойчивого функционирования естественных экологических систем» представляет собой значительную сложность с практической точки зрения. Поэтому необходимо обратиться к определению другого термина, которое даётся в той же статье 1:

Нормативы в области охраны окружающей среды (далее также — природоохранные нормативы) — установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на неё, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.

Таким образом, право на благоприятную окружающую среду обеспечивается системой природоохранных нормативов, а критерием соблюдения этого права является соответствие качества окружающей среды и воздействий на неё соответствующим природоохранным нормативам.

ru.wikipedia.org>

окружающая среда это:

окружающая среда окружа́ющая среда́ среда обитания и деятельности человека, включающая природную среду и созданный им материальный мир, в том числе техногенную среду (здания, дороги, водохранилища и др.). Человек в процессе своей производственной деятельности прямо или косвенно воздействует на все компоненты и процессы окружающей среды, нарушая природное равновесие. В ней появились вещества антропогенного происхождения, приводящие к загрязнениюокружающей среды, росту заболеваемости людей. Эти воздействия особенно усилились в современную эпоху, когда масштабы хоз. деятельности человека стали сравнимы с действием глобальных природных процессов. С целью сохранения окружающей среды особую важность приобретают меры по её охране, включающие комплекс научно обоснованных мероприятий и систему мониторинга её состояния. Нередко человек улучшает, оптимизирует окружающую среду. Напр., в результате создания по проекту В. В. Докучаева культурных с.-х. ландшафтов в Каменной степи (Воронежская обл.) там прекратились суховеи и пыльные бури. Кроме антропоцентричного (т. е. ставящего в центр человека) толкования окружающей среды существует и иное содержание этого понятия. Окружающая среда – комплекс объектов, явлений и процессов, внешних по отношению к данному организму, популяции или сообществу, но взаимодействующих с ним.

География. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. А. П. Горкина. 2006.

.

dic.academic.ru>

3 Ответ.Природная среда, определение, компоненты, связь с окружающей средой

1 ответ.Охрана окружающей среды, основные понятия и определения

Окружающая среда — это среда обитания и деятельности человечества, весь окружающий человека мир, включая природную, и антропогенную среду. (Энциклопедия)

Окружающая среда - совокупность природных условий, объектов живой и неживой природы, составляю-щих окружение живой системы (человека или животного) и постоянно взаимодействующих с ней.

«Окружающая среда» — характеризует естественные природные условия и экологическое состояние определенной местности, природные условия на поверхности Земли, включая живую и неживую природу, а также их взаимодействие с человеком и обществом.

Окружающая природная среда – это природные условия, которые окружают живые организмы, способствуя или препятствуя их развитию. Среда обитания прямо или косвенно влияет на них, от нее они получают все необходимое для поддержания жизни. В окружающую среду организмы выделяют продукты обмена веществ, которые затем, в свою очередь, принимают участие в природных процессах. Окружающая среда состоит из различных элементов живой и неживой природы, а также тех, которые созданы человеком в процессе его деятельности.

В области охраны окружающей среды используются следующие ключевые понятия:

Природная среда — это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов. Природная среда отличается от других составляющих окружающей среды свойством самоподдержания и саморегуляции без корректирующего вмешательства человека.

• состояние окружающей среды — совокупность биологических, химических, физических и иных показателей, описывающих состояние компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, изменяющееся под влиянием процессов и явлений, происходящих в результате естественных причин и факторов антропогенного воздействия;

• качество окружающей среды — характеристика ее состояния по степени соответствия значений ее физических, химических, биологических и иных показателей и (или) их совокупности потребностям людей и других живых организмов;

• негативное воздействие на окружающую среду — ухудшение ее качественных показателей и состояния в целом, обусловленое хозяйственной и иной деятельностью человека,

• вред окружающей среде (экологический вред) — негативные изменения ее состояния, выразившиеся в загрязнении природной среды, истощении природных ресурсов, разрушении естественных экосистем, нарушении обмена веществ и энергии, гармонического развития общества и природы.

Охрана окружающей среды должна быть направлена на обеспечение экологической безопасности.

• экологическая безопасность окружающей среды — состояния защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

П р и р о д н о - антропогенный объект - природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности человека, или объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение. Антропогенным называется объект, созданный человеком для удовлетворения его потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.

2ответ.«Охрана окружающей среды, предмет, цель и задачи дисциплины, связь с другими науками.

Конечная цель охраны окружающей среды — сохранение сбалансированного функционирования её компонентов и обеспечение благоприятных условий для жизни настоящего и последующих поколений людей, развития народного хозяйства, науки и культуры всех народов Земли.

Охрана окружающей природной среды необходима, в первую очередь, для обеспечения безопасности и удовлетворения потребностей человека и самой среды .

Поэтому основная задача человечества в области «охраны окружающей среды» сегодня - расширение знаний о природе, её компонентах, их взаимодействии и взаимовлиянии стремлении к пониманию происходящих процессов и их взаимосвязи. Первостепенное значение приобретает экологическое образование и воспитание всех слоев населения.

Таким образом, можно сформулировать следующие задачи экологии и Охраны окружающей среды:

  • исследование закономерностей организации жизни, в том числе в связи с антропогенными воздействиями на окружающую среду;

•оптимизация взаимоотношений между человеком и окружающей природной средой;

Природная средаэто совокупность всей живой и неживой природы. Природа в современном естествознании представляется динамичной, развивающейся через кризисные состояния. катастрофы и разветвления (точки бифуркации). Современная картина жизни определяет кризисные состояния как необходимую составляющую развития материи. Система «общество-природа» по достижении точки бифуркации перестраивается. Бифуркация — это толчок к развитию биосферы по какому-то новому пути.

Компоненты природной среды, влияющие на организмы, называют экологическими факторами.К ним относят:

  • абиотические — компоненты неживой природы (литосфера, гидросфера, атмосфера, почва, климат):

  • биотические— особи и популяции в природных сообществах:

  • антропогенные—деятельность человека, приводящая к изменению среды обитания организмов. Антропогенный фактор вызван популяционным взрывом и разрушает биосферу.

Недостаток или избыток того или иного экологического фактора (экологического воздействия) ведет к невозможности существования живых организмов. В таких случаях говорят о лимитирующих экологических факторах.

Таким образом, понятие «окружающая среда» шире, чем понятие «природная среда», оно включает и природную, и искусственную (техногенную) среду — совокупность элементов среды, созданных из природных веществ трудом и сознательной деятельностью человека и не имеющих аналогов в естественной природе (здания, сооружения и т. п.).

4.Ответ.Природный компонент среды, его особенность и роль в сохранении устойчивости окружающей среды

Компоненты природной среды, влияющие на организмы, называют экологическими факторами.К ним относят:

  • абиотические — компоненты неживой природы (лито­сфера, гидросфера, атмосфера, почва, климат):

  • биотические— особи и популяции в природных сооб­ществах:

  • антропогенные—деятельность человека, приводящая к изменению среды обитания организмов. Антропогенный фак­тор вызван популяционным взрывом и разрушает биосферу.

Недостаток или избыток того или иного экологического фактора (экологического воздействия) ведет к невозможности существования живых организмов. В таких случаях говорят о лимитирующих экологических факторах.

Таким образом, понятие «окружающая среда» шире, чем понятие «природная среда», оно включает и природную, и искусственную (техногенную) среду — совокупность элементов среды, созданных из природных веществ трудом и сознательной деятельностью человека и не имеющих аналогов в естественной природе (здания, сооружения и т. п.).

Таким образом, в определении окружающая среда два составляющих компонента - Природный и общественный

Природный компонент среды- это совокупное пространство, непосредственно или опосредованно доступное человеку. Это, прежде всего, планета Земля с ее многообразными оболочками.

6 Ответ. Понятие « среда», её компоненты (по д. Ж. Марковичу) их свойства и особенности.

Понятие «среда» является принципиально соотносительным, так как отражает субъект-объектные отношения и потому утрачивает содержание без определения того, к какому субъекту оно относится. Среда человека выступает сложным образованием, интегрирующим множество различных компонентов, что дает возможность говорить о большом количестве сред, по отношению к которым «среда человека» выступает родовым понятием. Разнообразие, множественность разнородных сред, составляющих единую среду человека, определяют в конечном счете многообразие ее влияния на него.

По мнению Д. Ж. Марковича, понятие «среда человека» в самом общем виде может быть определено как совокупность естественных и искусственных условии, в которых человек реализует себя как природное и общественное существо. Среда человека состоит из двух взаимосвязанных частей: природной и общественной (рис. 1). Природный компонент среды составляет совокупное пространство, непосредственно или опосредованно доступное человеку. Это, прежде всего, планета Земля с ее многообразными оболочками. Общественную часть среды человека составляют общество и общественные отношения, благодаря которым человек реализует себя как общественное деятельное существо.

В качестве элементов природной среды (в узком ее понимании) Д.Ж. Маркович рассматривает атмосферу, гидросферу, литосферу, растения, животных и микроорганизмы.

Растения, животные и микроорганизмы составляют живую природную среду человека.

7 ответ. Понятия «состояние окружающей среды» и « качество окружающей среды» содержание и основные оценочные показатели.

состояние окружающей среды — совокупность биологических, химических, физических и иных показателей, описывающих состояние компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, изменяющееся под влиянием процессов и явлений, происходящих в результате естественных причин и факторов антропогенного воздействия;

качество окружающей среды — характеристика ее состояния по степени соответствия значений ее физических, химических, биологических и иных показателей и (или) их совокупности потребностям людей и других живых организмов;

Под качеством окружающей природной среды понимается степень со­ответствия природных условий потребностям людей или других живых орга­низмов. В более широком смысле качество природной среды не ограничивается только степенью соответствия природных условий потребностям популяций, поскольку изменение качества одного элемента природной среды неизбежно нарушает природное равновесие и влечет за собой изменения других элемен­тов биосферы. Так, изменение климатических характеристик атмосферы могут привести к ландшафтным изменениям (опустыниванию, затоплению и др.).Оценка качества окружающей среды проводится дифференцированно по ряду направлений, по которым анализируется качество воздушного бас­сейна, водной среды, почвенного слоя, продуктов питания и т.д.

StudFiles.ru>

Глава 2. О понятии “окружающая среда”.

1. Понятия «ситуация» и «окружающая среда».

2. Понятие «пространственная среда».

3. Понятие о природной среде как объекте восприятия.

4. Понятие «социальная среда».

5. Понятие «образовательная среда».

6. Понятие «информационная среда».

Ключевые слова:окружающая среда, физическая среда, природная среда, пространственная среда, среда обитания или экологическая среда, социальная среда, информационная среда, образовательная среда

1. Понятия «ситуация» и «окружающая среда»

Прежде чем говорить об основных направлениях экологической психологии, необходимо дать определение одному из основных ее понятий — понятию “окружающая среда” или более коротко “среда”.

Термин “среда” имеет достаточно широкое употребление, тем не менее он не имеет четкого и однозначного определения в мире науки. В самом общем смысле среда понимается как окружение. Наряду с этим активно используется еще целый ряд терминов: “среда человека”, “среда людей”, “человеческая среда”, “окружающая среда”, “жизненная среда”, “человеческое окружение” и т.п.

“Чаще всего под окружающей человека средой подразумевается так или иначе совокупность условий и влияний, окружающих человека” (Д.Ж.Маркович, 1991. С. 41).

Среда человека охватывает совокупность природных (естественных и антропогенных: физических, химических, биологических, пространственно-предметных и т.п.), а также социальных (образовательных, информационных, межличностных, архитектурных и т.п.) факторов и условий, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь и деятельность людей.

Необходимо отметить терминологическое различие понятий “окружающая среда” и “стимул”, “переменная”, “параметр” и других, используемых для обозначения факторов, воздействующих на психику человека. Дело в том, что последние три понятия представляют главным образом психофизический и бихевиористический подходы и обозначают воздействие, для которого характерны актуальная заданность, однозначность и четкая структурированность, а также однонаправленность (в направлении к человеку) воздействия. Например, в психологии восприятия это может быть влияние уровня освещенности или удаленности объекта на восприятие его формы, цвета и других пространственных свойств и отношений.

Таким образом, под понятием “окружающая среда” подразумевается:

  • совокупность различных свойств и отношений естественных (природных) и антропогенных объектов, которые или часть которых непосредственно воспринимаются, но возможно и не воспринимаются индивидом;

  • указанная совокупность представляет собой объекты и условия, на которые воздействует сам человек и с которыми он взаимодействует;

  • взаимодействие человека с этими объектами имеет многофакторный и полимодальный характер, ибо окружающая среда представляет собой совокупность различных свойств и отношений;

  • восприятие свойств и отношений среды человеком характеризуется, с одной стороны, комплексностью, полимодальностью и надмодальностью и вместе с тем, избирательностью. Вследствие чего структурированность окружающей среды имеет относительный характер, т.к. зависит не только от свойств и отношений самой среды, но и от выполняемой индивидом деятельности и его состояния в разные моменты жизнедеятельности.

При этом следует уточнить, что средовые свойства и отношения:

а) сосуществуют с субъектом (индивидом, группой) “здесь и теперь”, в данный момент времени и в данном пространстве, но существуют для субъекта и как наличная данность, и одновременно как возможность восприятия тех или иных свойств и отношений, а также их практического использования.

б) существуют для субъекта только во взаимодополнении (взаимодополнительности) к его возможности функционировать, осуществлять свою жизнедеятельность, т.е. благодаря и соответственно тем способам восприятия и действия (по преобразованию пространственных отношений), которыми обладает данный субъект. Поэтому, объективно существуя, они выступают лишь как возможность для психической деятельности, которая может быть реализована данным субъектом, но может быть и не реализована им;

в) индифферентны (безразличны) к желаниям и потребностям индивида. Это означает, что они могут соответствовать потребностям индивида и тогда, выступая в качестве необходимого условия их актуализации, создают ситуативную возможность для их удовлетворения. Но они же могут и не соответствовать потребностям индивида и потому служить ситуативным препятствием для их актуализации;

г) в более широком смысле, обеспечивают возможность (или, напротив, препятствуют) для проявления психической активности человека в виде деятельности во внешнем (предметном) и/или во внутреннем (психологическом) планах;

д) имеют различную субъективную значимость для разных индивидов и даже для одного индивида в разные моменты его жизнедеятельности и в зависимости от выполняемых им задач; причем в одни моменты будут значимы и, следовательно, актуальны одни комплексы (паттерны) свойств и отношений окружающей среды, а в другие моменты — другие. И в то же время, несмотря на эти различия, одни и те же средовые свойства имеют больше общего в плане их влияния на людей, чем различного.

Для обозначения условий, в которых находится человек и которые побуждают его к определенным действиям или переживаниям, применяют также понятие “ситуация”. Несмотря на определенную общность с понятием “окружающая среда”, оно имеет свою специфику. Чтобы определить эту специфику приведем определение “ситуации”.

“Ситуация (от франц. situation — положение, обстановка) — это система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредствующих его активность. Качество “быть внешним” по отношению к субъекту означает: в пространственном отношении — воспринимаемая внеположенность субъекту, во временном отношении — предшествование действию субъекта, в функциональном отношении — независимость от него в момент действия. К элементам ситуаций могут относится и состояния самого субъекта в предшествующий момент времени, если они обусловливают его последующее поведение. Полное описание ситуаций подразумевает выделение требований, которые предъявлены индивиду извне или (и) выработаны им самим, выступая для него в качестве исходных... Реализация требований ситуации создает предпосылки к ее преобразованию или преодолению. Выход за пределы ситуации… имеет место в той мере, в какой у субъекта (при значимости для него данной ситуации) складываются и начинают реализовываться новые требования к себе, избыточные по отношению к первоначальным.” (Краткий психологический словарь, 1998. С.348).

Из данного определения нетрудно заметить, что в понятии “ситуация” фиксируются именно актуальные, конкретизированные относительно данного индивида (субъекта) свойства компонентов системы “человек-среда”. С этой точки зрения оно предстает как конкретизация, уточнение понятия “среда” применительно к данному субъекту и его состоянию.

В общем виде термином “окружающая среда” (среда человека) обозначается природное(естественное) и социальное окружение человека, которое представляет собой комплекс влияний и условий, обеспечивающих возможность для удовлетворения его потребностей и для проявления его способностей и их развития.

StudFiles.ru>

Читайте также

zna4enie.ru

Что такое экология. Что такое окружающая среда



Что же изучает наука экология

С.27.

1. Вопрос: назовите группы экологических связей, которые представлены схемами. Обратите внимание, что стрелки направлены в разные стороны. Как вы думаете, что это означает? Приведите примеры связей каждой группы. В своем ответе учтите направления стрелок.

1. Экологические связи: абиотические, биотические и антропогенные.

1) Абиотические – влияние неживой природы на живую. Живые организмы не могут обойтись без воздуха и воды, почвы, тепла.

2) Биотические – влияние одних живых организмов на другие живые организмы. Животные питаются растениями, их плодами. Но без животных многие растения могут исчезнуть с лица Земли. Например, насекомые – опылители помогают растениям размножаться, а птицы уничтожают насекомых – вредителей, портящих листву деревьев.

3) Антропогенные – влияние человека на живые организмы. Человек пользуется всеми дарами живой и неживой природы. От поведения человека, от его хозяйственной деятельности зависит её сохранность и красота.

2. Вопрос: С помощью рисунка расскажите, что составляет окружающую среду для растения, животного, человека. Предложите модель, показывающую связь организмов и окружающей среды.

Все, что оказывает влияние на живой организм называют окружающей средой. Для растения окружающую среду составляют солнце, вода, другие растения, животные, человек.

Для животного – солнце, вода, растения, животные, человек.

Для человека – солнце, вода, растения, животные, другие люди и продукты их жизнедеятельности.

Проверь себя:

1.Вопрос: что такое окружающая среда? Опиши окружающую среду природных объектов изображенных на схеме.

Ответ: окружающая среда — природные условия местности и ее экологическое состояние. Окружающая среда включает объекты живой и неживой природы.

2. Вопрос: что изучает наука Экология?

Ответ: экология изучает связи между живыми существами и окружающей их средой.

3. Вопрос: какое значения для людей имеет экология?

Ответ: экология занимается исследованием закономерностей организации живой природы и потому она позволяет:

- создать научную основу использования биологических ресурсов.

- прогнозировать изменения природы под влиянием деятельности человека и управлять процессами, протекающими в биосфере.

- сохранить среду обитания человека, восстановить нарушенные природные системы. Сохранить заповедные участки биосферы.

4.Вопрос: как можно показать экологические связи с помощью модели?

Ответ: Модели могут быть различными. Связи – абиотические и биотические.

Задание для домашней работы:

Задание 2. Найди в библиотеке книги по экологии. Прочитай выбранную тобой книгу. Приготовь по ней сообщение, дополняющее материал урока.

Ответ: История развития Экологии как науки.

Термин «Экология» происходит от двух греческих слов «ойкос» - дом и «логос» - наука. Этот термин впервые ввел в науку Эрнст Геккель в 1866 г. Со времен Э. Геккеля термин претерпел существенное изменение. Чаще всего считается, что экология – наука о взаимоотношениях живых организмов и среды их обитания. В последние годы в условиях глобального экологического кризиса в термин «Экология» связывают с охраной и сохранением природы.

Задачи экологии:

- исследование закономерностей организации жизней;

- регуляция численности животных и растений;

- прогнозирование изменений окружающей среды под влиянием деятельности человека;

- восстановление разрушенных природных систем;

- сохранение эталонных участков биосферы.

Экология связана с биологией, химией, математикой, правом и другими дисциплинами. Главным объектом изучения экологии являются природные сообщества.

В настоящее время выделяется 4 этапа в развитии экологии:

1-й этап: до 1866г.

2-й этап: 1866 – 1936гг.

3-й этап: 1936 – 1976гг.

4-й этап: 1976 – по настоящее время.

На первом этапе в сочинениях Аристотеля имеется описание м особенностей строения животных в зависимости от среды обитания. Аналогичные работы проводил его ученик Теофраст. Достоверных сведений крайне мало, так как было велико давление церкви. С начала эпохи возрождения в развитии экологии большую роль сыграли путешествия в дальние страны и первые эксперименты. Так Р. Бойль изучал влияние низкого атмосферного давления на различных животных. В 18 – м веке большой вклад внес Карл Линней. Ж.Бюффон приводил примеры влияния на жизнь растений характера местности и климата. К. Ф. Рулье и Н. А. Северцов доказывали необходимость изучения природы как единого целого.

На втором этапе большое значение имеют работы Чарльза Дарвина и Э. Геккеля. Дарвин является основателем учения об эволюции органического мира. Его вывод о существовании в природе борьбы за существование относится к числу центральных к экологии. Геккель сформулировал понятия: экология, окружающая среда, органические и неорганические условия существования и отношения между организмами.

Третий этап характеризуется накоплением большого фактического материала по экологии популяций. Термин «Экология» прочно входит в научную литературу. Впервые возникает статистическая обработка данных. В.В. Докучаев предположил, что почва, горная порода, климат и живые организмы составляют единое целое. В.И. Вернадский создал учение о биосфере и ноосфере. Сукачев разработал учение о биогеоценозе. Появляются первые учебники и монографии (например, Ч. Элтон «Экология животных»).

Четвертый этап неоднозначный в развитии экологии. Изначально экология считается западной наукой, которую не приемлют в России. Но экологические проблемы стали носить всеобщий характер и эта наука стала социально значимой и необходимой. Во всех вузах и школах России введена дисциплина «экология». Создается масса общественных организаций, занимающихся проблемами экологии. Так, например Римский клуб – международная группа выдающихся ученых, политических деятелей, государственных деятелей, которые занимаются изучением проблем демографического взрыва, опустынивания, парникового эффекта и др.

На следующем уроке

С.28

1. Вопрос: какие правила поведения необходимо соблюдать в природе, чтобы не причинить ей вреда?

Ответ: памятка «Правила поведения на природе»

1. Не разжигай костёр вблизи дерева или куста - соблюдай правила разведения костров, чтобы не случился пожар.

2. Не оставляй костёр непотушенным.

3. Не оставляй в лесу (на лугу, у реки) мусор - в замусоренный лес ты не захочешь больше прийти, а кроме того:

а) гниющий мусор будет распространять дурной запах;

б) оставленная бумага может загореться от ярких солнечных лучей и устроить пожар;

в) целлофан и полиэтилен долго не разлагаются, помешают расти растениям, т.к. не пропускают воздух. А также могут вызвать гибель животного, проглотившего кусок целлофана;

г) консервная банка может поранить лапки животного и даже послужить ловушкой для мелких зверьков;

д) стекло также может поранить лапы животных, а ещё оно может послужить причиной пожара в яркую солнечную погоду, концентрируя, словно линза, солнечные лучи.

4. Оставляй место своей стоянки в таком виде, в каком ты хотел бы застать его в следующий свой приход.

5. Не врывайся в лес с криком: в этом доме много деток - птенчиков, зверушек; не пугай их.

6. Не трогай птичьи яйца в гнезде - птица, учуяв посторонний запах, бросит гнездо.

7. Не разоряй гнёзд - не губи малых деток наших пернатых друзей.

8. Не приноси домой птенцов, выпавших из гнёзда (ты ведь тоже падал, когда учился ходить!). Птенчик у тебя дома будет чувствовать страх и, скорее всего, погибнет, а в лесу он у себя дома, а научиться летать ему помогают его родители и друзья.

9. Не ломай деревья - они тоже живые, только не могут ни убежать, ни закричать, ни защититься. Не сдирай белую кожу с тела берез - им тоже больно.

10. Не лови понравившуюся тебе бабочку или жука – это может быть последний экземпляр на всей земле.

11. Не рви цветы - пусть цветут они в наших лесах, полях, лугах, украшая нашу землю, радуя взор своей красотой и наполняя воздух нежным благоуханьем.

12. Собирая лекарственные травы, оставьте на месте сбора часть хороших растений с плодами, корневищами или луковицами для размножения.

13. Не ешь незнакомые ягоды и плоды, не собирай неизвестные грибы, они могут оказаться ядовитыми и можно получить отравление.

14. Не сбивай ногами и не топчи ядовитые грибы – ими лечатся лесные жители.

15. Не разоряй муравейник! Муравьи – это санитары леса, они приносят много пользы.

2.Вопрос: какое участие в работе по охране природы ты принимаешь?

Ответ: бытовой мусор из нашей квартиры, мы помещаем в разные контейнеры, которые расположены во дворе нашего дома на специальной площадке; осенью мы развешиваем кормушки для птиц и сыпем туда семечки и зерно для того, чтобы птицы могли лучше пережить холодное время года; во дворе нашего дома высажены молодые деревца, мы их поливаем, чтобы они быстрее прижились; когда выезжаем в лес, то не оставляем после себя бытовой мусор.

resheba.com

Урок № 5. «Что такое экология»

Кинопособие уроков « Окружающий мир» 3класс 

 Тип урока: комбинированный.

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

Проблема:

что такое экология?

Задачи:

дать понятие об экологии – как науке о связях между живыми существами и окружающей средой;

Научить строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков.

Предметные результаты

Научатся

-устанавливать взаимосвязь между живыми существами и окружающей средой, взаимодействии человека с природой;

-правилам поведения в природе.

Универсально учебные действия (УУД)

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: анализировать текст и схемы учебника, анализировать экологические связи, приводить примеры, моделировать связи организмов с окружающей средой.

Коммуникативные:

умение работать в парах, координировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Личностные результаты

Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

Понятия

Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, ее роль в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие

.

Проверка готовности к усвоению нового материала

    На одном острове люди решили уничтожить комаров. Для этого они использовали ядохими­каты. Комары действительно исчезли, но через некоторое время на острове появилось множе­ство крыс. Они полчищами нападали на поля и сараи местных жителей, поедая зерно. Люди не могли понять, почему появилась эта напасть

    Оказалось, что ядохимикаты, которыми уничто­жали комаров, попали на растения. Этими рас­тениями питались тараканы (их много было на острове, и жили они не в домах, а в природе).

    Тараканы не погибали от яда, но он накапли­вался в их тельцах. Тараканов ловили и поеда­ли ящерицы. Они слабели от яда и становились лёгкой добычей кошек. А вот для кошек, поедав­ших отравленных ящериц, яд оказался смертель­ным. Вскоре их совсем не осталось на острове. Ну и раздолье наступило тогда для крыс!

    Проследи по схеме основные события этой истории. Опираясь на схему, расскажи о них

     

    Изучение нового материала

       

      ЧТО ИЗУЧАЕТ НАУКА ЭКОЛОГИЯ

      Всё, что окружает живое существо и с чем оно связано, называют окружающей средой.

      Экология — это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой.

      Само слово «экология» образовалось из двух греческих слов: «экое», что значит «дом», и «ло­гос» — наука. Поэтому можно сказать, что эко­логия — это наука о доме. Для человечества до­мом является вся наша огромная и в то же время такая маленькая планета Земля.

      Экология — что это такое?

      Что изучает экология

       

       

       

       

      Презентация экология как наукаPPT / 1.11 Мб

       

      Осмысление и понимание полученных знаний

       

       

      Сейчас наш природный дом оказался в опас­ности. Чтобы его сберечь, каждый человек дол жен стать хотя бы немного экологом

      1.Назовите группы экологических связей, которые представлены этими схемами. Обратите внимание, что стрелки направлены в разные сто­роны. Как вы думаете, что это означает? Приве­дите примеры связей каждой группы. В своём ответе учтите направления стрелок

       

      Что такое экология? Предмет и задачи экологии

       

       

       

       

       

       

       

       

      Презентация Предмет и задачи экологииPPTX / 2.09 Мб

       

      2.С помощью рисунка расскажите, что со­ставляет окружающую среду для растения, жи­вотного, человека. Предложите модель, показы- вающую связь организмов и окружающей их среды. Обсудите представленные модели в клас­се. Выберите наиболее удачные

      Ответь на вопросы: 1. Какие правила поведе­ния необходимо соблюдать в природе, чтобы не причинять ей вреда? 2. Какое участие в работе по охране природы ты принимаешь?

       

      Самостоятельное применение знаний

        1.Что такое окружающая среда? Опиши окру­жающую среду природных объектов, изображён­ных на схеме. 2. Что изучает наука экология?

        2.Какое значение для людей имеет экология?

        3.Как можно показать экологические связи с по­мощью модели?

        Источники информации:

        А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадь Окружающий мир 3 класс Москва

        «Просвещение» 2014

        Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

        Хостинг презентаций окружающий мир

        - http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

        xn--j1ahfl.xn--p1ai

        4. Понятие окружающей среды.

        Окружающая среда - совокупность тел, веществ, энергии, явлений и процессов, окружающих живые организмы.

        Точное определение понятия окружающей среды всегда требует дополнения кого она окружает.

        В общем случае выделяют: абиотическую среду, биотическую, антропогенную, сферы связанные с человеческим обществом (социально-экономическую среду).

        Природная среда - совокупность абиотических и биотических сред. Она образуется комплексом оболочек Земли, находящихся в постоянном термодинамическом, биологическом и химическом взаимодействии.

        Абиотическая среда - все силы и явления неживой природы: солнечная радиация, температура, влажность, давление, химическое состояние земной коры, почвы, атмосферы и воды, рельеф местности, поля (гравитационное, электромагнитное и акустическое поле) и т.д.

        Биотическая среда - силы и явления природы, связанные с деятельностью живых организмов.

        Качество природной среды – степень соответствия природных условий потребностям людей и других организмов.

        Существуют определенные критерии оценки качества природной среды:

        1) Геононический - оценка качества проводится по физико-географическим условиям;

        2) Гидрологический - оценка степени соответствия показателей качества воды потребностям людей и др. организмов.

        3) Биогеохимический - оценка по геохимическим показателям качества и с использованием методов биоиндикации.

        4) Экогенетический - оценка по генетическим показателям (например по мутациям).

        5) Продукционо-биологический - оценка биологической продуктивности популяций и биоценоза.

        6) Санитарный - эффективность мероприятий направленных на сохранение и восстановление естественных свойств воздуха, почвы.

        5. Предмет исследования и основные задачи геоэкологии.

        Геоэкология – наука, изучающая явления и процессы в природной среде и биосфере, возникающие в результате антропогенного воздействия, а так же близкие и далекие последствия таких воздействий.

        Геоэкология решает следующие задачи:

        1) Исследование источников антропогенного воздействия на природную среду и биосферу, их интенсивности и пространственного распространения.

        Верхняя граница биосферы (7.2 км над УМ) - граница снеговой линии. Нижняя граница - изотерма в 100*С

        2) Создание и оптимизация экоинформационных систем, обеспечивающих непрерывный контроль за состоянием среды и биосферы.

        3) Изучение уровня загрязнения и деструкции компонентов глобальной экосистемы (атмосфера, МО, внутренних вод, литосферы и криосферы) и постоянный контроль изменений в них.

        4) Изучение экологической нагрузки на экосистему или ландшафты, нормирование и регулирование нагрузок на экосистему на различных иерархических уровнях.

        5) Оценка, прогноз и моделирование последствий антропогенного воздействия.

        6) Географо-экологические исследования устойчивости природной среды, подвергшейся антропогенному воздействию.

        7) Разработка практических рекомендаций по сохранению целостности природной среды и биосферы путем оптимизации с/х человеческого общества.

        6. Виды антропогенных воздействий на окружающую среду.

        Выделяют 3 класса антропогенных воздействий:

        Эмиссионные воздействия - все виды выбросов загрязняющих веществ, занесенных в окружающую среду (атмосферу, литосферу и гидросферу).

        Выбросы могут быть: площадные, локальные, грунтовые.

        Загрязнители могут быть: газообразные, жидкие и твердые вещества.

        Эмиссионные (подклассы): выбросы газообразные веществ в атмосферу, выбросы аэрозолей в атмосферу, осаждение загрязнителей на поверхности почвы, воды, ледников, выпуски жидких и диспербированных (измельченных и частично растворенных) твердых веществ во все виды водоемов и в МО.

        Фоново-параметрические воздействия – тепловое, радиационное, ионизирующее и шумовое загрязнение.

        Эти загрязнения более или менее равномерно распределены на значительных пространствах. Они могут быть количественно оценены в любой точке пространства путем непосредственного изменения из параметра.

        Выделяют 4 подкласса:

        1)Воздействие, приводящее к нагреву всех компонентов природной среды, связанных с повышением температуры всех биооболочек земли.

        Человек утилизирует множество энергоносителей: углеводороды, гидроэлектроэнергия, АЭС, ТЭС.

        2)Увеличение радиационного фона природной среды в результате деятельности атомной энергетики и испытания атомного оружия (в начале 90х годов общий радиационный фон повысился в 4-10 раз по сравнению с естественным фоном. Естественный фон связан с выносом радона из глубин литосферы).

        3)Шумовое загрязнение - по оценкам специалистов постоянное увеличение шумов на 20-30 ДЦБ выше нормы сократит продолжительность жизни человека на 3-5 лет (приводит к психологическим расстройствам, угнетает мозговую деятельность).

        4)Ионизация природной среды - ионизируются верхние слои атмосферы под влиянием некоторых производственных процессов. Происходит ухудшение проводимости коротковолновых колебаний, то есть ухудшение слышимости радиоприемников.

        Ландшафтно-деструктивные воздействия - все виды направленного или непреднамеренного изменения ландшафтов.

        4 подкласса ландшафтно-деструктивных воздействий:

        1)Урбанизация:

        • рост и развитие городов с увеличением доли городского населения

        • приобретение сельской местностью черт присущих городам (газификация, асфальтированные дороги, водопровод). По предположению ООН процент городов и ПГТ будет занимать к 2020году более 20% жизненного пространства суши.

        2)Замена естественных биоценозов агроценозами.

        Агроценоз – искусственный биоценоз, созданный человеком.

        3)Мелиорация( происходит перегрев поверхности возрастает испарение, обедняется растительность и животный мир, изменяются условия фильтрации почвы) и ирригация (обводнение).

        4)Опустынивание - замена степных ландшафтов на полупустыни и пустыни.

        studfiles.net