Как отличить мажорный лад от минорного? Что такое мажор в музыке


Урок 7. Что такое мажор? Что такое минор?

В этом уроке мы познакомимся с основными музыкальными ладами – мажором и минором.

Вы, наверное, обращали внимание, что одни мелодии и произведения звучат весело, бодро, оптимистично, а другие – грустно и печально. За эту эмоциональную окраску музыки и отвечают лады.

Мажор – это лад, который звучит весело и бодро.

Минор – это лад, звучащий грустно.



Сыграйте на фортепиано подряд 7 нот, то есть гамму, от ноты ДО по белым клавишам. Услышали, как она звучит? Это и есть мажорный лад, гамма До-мажор.

А теперь попробуйте сделать то же самое от ноты ЛЯ по белым клавишам. Не правда ли, звучание имеет совсем другую окраску – печальную? Это минорный лад, гамма Ля-минор.

Звуки лада, которые располагаются подряд называются гаммой. Основные лады, мажор и минор, имеют 7 ступеней лада, то есть 7 нот.

В Уроке 5.Черные клавиши мы говорили о тонах и полутонах, о диезах и бемолях. Теперь для вас не составит труда сыграть от любой клавиши мажорный или минорный лад. Мажор строится по такой схеме: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон.

Минор строится по такой схеме: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон. (Рисунок a-moll)

Все лады состоят из 2 групп ступеней или звуков: устойчивых и неустойчивых. Устойчивые звуки образуют так называемые трезвучия, мажорное или минорное.

Рассмотрим эти ступени на примере той же гаммы До-мажор.

В Уроке 6.Цифровые обозначения аккордов и нот мы уже говорили о буквенной системе обозначения.

Музыкальные лады в буквенном обозначении будут обозначаться так:

мажор – dur, C-dur (для До-мажора)минор – moll, c-moll (для До-минора)

Очень часто можно встретить упрощенную систему обозначений, в которой мажорный лад обозначается большой буквой C (для До-мажора), а минорный - маленькой буквой c (для До-минора).

Мы рассмотрели основные натуральные лады, мажор и минор.

Гармонический и мелодический лады

Кроме натуральных существуют еще гармонический и мелодический лады. Эти ладовые разновидности отличаются высотой некоторых ступеней:

Мажор гармонический - понижается на полтона VI ступень.Мажор мелодический - понижаются на полтона VI и VII ступени.Минор гармонический - повышается на полтона VII ступень.Минор мелодический - повышается на полтона VI и VII ступени в гамме вверх, а в гамме вниз VI и VII ступени используются как в натуральном миноре, без повышения.

Также в музыке существуют народные и другие лады. Их разновидностей достаточно много, но используются они очень редко, поэтому мы не будет рассматривать их в этом уроке.

Перейти к следующему уроку ->

myfortepiano.ru

Лад, тональность, мажор, минор - Music Fancy

Гамма - это звуки лада, расположенные подряд.

 Слоговые и буквенные (латинские) обозначения звуков гаммы:

Слоговые обозначения До Ре Ми Фа Соль Ля Си Сиb
Буквенные обозначения C D E F G A H* B*
Тринскрипция [цэ] [дэ] [э] [эф] [гэ] [а] [ха] [бэ]

*В американской системе буквенной нотации для обозначения Си - используется В, а Сиb - Bb

Другие обозначения мажор минор диез (#) бемоль (b) дубль-диез (x) дубль-бемоль (bb)
Буквенные Dur* moll* is** es** isis** eses**
Транcкрипция [дур] [моль] [ис] [эс] [исис] [эсэс]

*При обозначении названий тональностей иногда не пишут Dur или moll, а просто обозначают тональность большой или маленькой буквой: A-Dur = A, c-moll = c**При образовании названий нот окончание присоединяется к названию ноты, например:C + is = Cis (До-диез), D + es = Des (Ре-бемоль).Исключения: Ля-бемоль = As, Ми-бемоль = Es, Си-бемоль = B

ЛАДЫ

Лад - это 2 группы звуков - устойчивые и неустойчивые - которые взаимосвязаны между собой.В европейской культуре наиболее употребимы 7-ступенные лады, построенные подряд по тонам и полутонам. Эти лады могут быть построены от любого из 12-ти звуков темперированной системы.

  • Мажорный лад (мажор): тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон (например: до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до)Устойчивые звуки (I-III-V) образуют мажорное трезвучие

  • Минорный лад (минор): тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон (например: ля-си-до-ре-ми-фа-соль-ля)Устойчивые звуки (I-III-V) образуют минорное трезвучие

Неустойчивые звуки тяготеют и разрешаются в рядом стоящие устойчивые.

Ладовые разновидности мажора и минора

  • Гармонический

    Мажор гармонический - понижается VI ступень (VIb)Минор гамонический - повышается VII ступень (VII#)

  • Мелодический

    Мажор мелодический - понижаются VI и VII ступени (VIb, VIIb)Минор мелодический - при движении вверх повышаются VI и VII ступени (VI#, VII#), при движении вниз повышение отменяется и используются ступени натурального минора.

Тональность - это высота лада.

Какие бывают тональности:

  • одноименные (имеющие общую Тонику): До-мажор и до-минор
  • параллельные (две тональности - мажор и минор, имеющие одинаковое количество ключевых знаков): До-мажор и ля-минор. Определяются таким образом: для мажора параллельным является минор, который строится от VI ступени, для минора параллельным является мажор, который строится от III ступени.
  • энгармонически равные ( одинаковые по высоте (звучанию), различные по написанию): До-мажор и Си#-мажор
  • родственные тональности (тональности, тонические трезвучия которых расположены на ступенях данного лада: это будут Т, S, D и их параллельные тональности + мажорная D в миноре и минорная S в мажоре)

Лады народной музыки и другие

  1. ионийский = мажор
  2. дорийский = минор + #VI (высокая VI)
  3. фригийский = минор + bII (низкая II)
  4. лидийский = мажор + #IV (высокая IV)
  5. миксолидийский = мажор + bVII (низкая VII)
  6. эолийский = минору
  7. локрийский (гипофригийский) = минор + bII + bV (тоника - уменьшенное трезвучие)

Простой способ запомнить лады народной музыки - это построить их подряд от всех нот До-мажора:

Особые лады:

Пентатоника - пятиступенный лад в котором отсутствуют полутона. В мажоре - без IV и VII ступеней В миноре - без II и VI ступеней

Хроматическая гамма (хромо - цвет) - это гамма состоящая из 12 звуков расположенных по полутонам (то есть, из всех звуков октавы фортепиано).Правила построения хроматической гаммы:Мажор вверх - все ступени повышаются, кроме III и VI (на месте), VII понижаетсяМажор вниз - все ступени понижаются, кроме I и V (на месте), IV повышается Минор вверх - все ступени повышаются, кроме I и V (на месте), II понижается Минор вниз - также как и одноименный мажор.

Порядок ключевых знаков. 

Порядок ключевых знаков всегда одинаковый, только количество знаков изменяется в разных тональностях. Например, в Ля-мажоре 3 диеза: фа#-до#-соль#, а в Си-мажоре 5 диезов: фа#-до#-соль#-ре#-ля#Порядок диезов: фа#-до#-соль#-ре#-ля#-ми#-си#Порядок бемолей: сиb-миb-ляb-реb-сольb-доb-фаb

Знаки альтерации могут стоять при ключе (ключевые знаки - действуют на все произведение),либо появляться эпизодически (случайные знаки альтерации - действуют до конца такта).

Случайные знаки бывают двух видов:

Альтерация - это усиление тяготения в данном ладу неустойчивых звуков в устойчивые путем их приближения (повышением или понижением) к устойчивым.

Хроматизм - это изменение высоты звуков, противоположное тяготениям в данном ладу, то есть выходящее за рамки лада.

Знаки альтерации - изменяют высоту звука:

  • Диез (#) - повышает звук на пол тона

  • Бемоль (b) - понижает звук на пол тона

  • Дубль-диез (x) - повышает звук на тон

  • Дубль-бемоль (bb) - понижает звук на тон

  • Бекар () - отменяет предыдущие знаки альтерации

Способы облегчения определения и запоминания тональностей:

Диезные тональности - последний ключевой знак будет в мажоре VII ступенью, а в миноре II ступенью.Бемольные тональности - предпоследний ключевой знак будет в мажоре Тоникой, а в миноре III ступенью.

Также, хорошую подсказку дает Градусник тональностей из учебника В.Д. Подвала "Давайте сочинять музыку"

Следующая тема - Аккорды.

Вернуться в раздел Элементарная теория музыки

www.musicfancy.net

Как отличить мажорный лад от минорного?

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

Мажор и минор — это то, что задает настроение музыке. Ведь именно от них зависит каким будет произведение. Эти лады отличить очень легко: мажорный лад звучит торжественно, весело, бодро; а минорный — наоборот: печально, тоскливо, протяжно. И хоть в музыке всего 7 нот, но их тональности можно сделать как веселыми, так и печальными. И не обязательно играть всю гамму, чтобы понять, как звучит тональность, достаточно только сыграть основное тоническое трезвучие.

Но весь секрет мажорной и минорной окраски в строении. Потому что эти два лада имеют некоторое различие в построении гаммы, и из-за этого так непохожи. Мажорный лад выстраивается по такому принципу: тон — 1/2 тон -3 тона -1/2 тон. А минор вот так: тон — 1/2тон — 2 тона -1/2 тон — 2 тона.

Но чтобы определить по трезвучию вид лада, нужно сначала найти это трезвучие. В музыкальной теории есть такие понятия, как устойчивые ступени и неустойчивые. По логике можно понять, что если ступени неустойчивые, то они куда-то падают. А падают они в устойчивые, таким образом, разрешаясь. Ведь если, например, писать песню в тональности до — мажор, то она не может закончиться на звуке «ре», потому что он неустойчивый и непременно должен разрешиться в «до». Иначе произведение будет казаться незаконченным и оставит неприятный осадок внутри у слушателя. Выявить устойчивые и неустойчивые ступени легко. Всего в тональности столько же ступеней, сколько и нот — 7. Устойчивых ступеней — всего 3 и они чередуются через одну начиная с первой (первая, третья и пятая). А неустойчивых 4 — вторая, четвертая, шестая и седьмая. Да, интересно, что седьмая ступень разрешается не как все — вниз, а вверх, в первую. Минор, в свою очередь, подразделяется еще на 3 вида: мелодический, натуральный и гармонический.

Натуральный минор прост и не имеет случайных знаков. В гармоническом при восходящем и нисходящем движении уже появляется повышенная седьмая ступень. И, наконец, в мелодическом при движении вверх появляются повышенные 6 и 7 ступени, а при обратном — повышение отменяется.

Мажорный лад подразделяется на точно такие же виды: мелодический, натуральный и гармонический. В натуральном мажоре всё остается неизменным так же, как и в натуральном миноре. В гармоническом — понижается на пол тона 6 ступень. Но в мелодическом всё иначе: при восходящем движении ничего не меняется, а при нисходящим — понижаются 6 и 7 ступени.

Что бы ещё послушать онлайн?

radiola.audio

Что такое мажор, минор, лад

Мажор и  минор — это музыкальные лады.

Звуки в музыке особым образом между собой организуются.  И такая организация звуков называется красивым русским  словом «лад».

Дружбу звуков, говорят, называют словом лад.

Как в коллективе людей есть  лидер, руководитель, так и в организации музыкальных звуков есть главный опорный, устойчивый звук, который называется тоникой.

Мне нравится такое определение термина «лад»:

Лад — это организация музыкальных звуков вокруг опорного звука, который называется тоникой.

Во всей мировой  музыке существует большое количество разнообразных ладов, но мажор и минор являются самыми распространенными.

Помимо мажора и минора есть и лады народной музыки. Но их все равно сравнивают либо с мажором, либо с минором: они бывают мажорного или минорного наклонения.

Послушайте  музыкальные примеры, которые написаны не в мажоре и не в миноре, а в различных ладах народной музыки. Сразу чувствуется национальный колорит.

Еврейская песня «Хава нагила» («Давайте радоваться»):

Башкирская плясовая музыка:

Восточная музыка (турецкая):

А теперь послушайте музыкальные произведения, написанные в мажорном ладу.

Иоганн Себастьян Бах. Прелюдия До-мажор.

Михаил Иванович Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила»

Сравните со звучанием музыки в минорном ладу.

Иоганн Себастьян Бах. Токката и фуга ре-минор.

Иоганн Себастьян Бах. Шутка.

Людвиг ван Бетховен. Седьмая симфония, вторая часть (фрагмент)

Вы обратили внимание, что мажор по сравнению с минором звучит более светло? Не стоит однобоко трактовать, что мажор — это весело, а минор — грустно. Огромное количество веселых музыкальных произведений написано в миноре. Различие именно в окраске звучания. 

В названиях произведений Вы встретили слова «До-мажор», «ре-минор».

Мажор и минор —  это название лада, а ДО и РЕ — это и есть тоники,  опорные звуки лада. Начинаться музыка может с любого звука лада, а вот в конце произведения обязательно звучит тоника. Таким образом создается ощущение завершенности произведения.

Звуки лада называются ступенями.

Тоника — это первая ступень лада.

Мажор и минор — это лады, в которых семь ступеней. Это семиступенные лады.

Исполнение всех звуков лада по порядку от тоники до тоники называется гаммой.

Послушайте, как звучит гамма До-мажор. Звуки ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО

Сравните со звучанием До-минора. Звуки ДО, РЕ, МИ-БЕМОЛЬ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ-БЕМОЛЬ, СИ-БЕМОЛЬ, ДО

Послушайте звучание аккордов (сочетание тоники и субдоминанты) в мажоре:

А вот те же аккорды, только в миноре:

А теперь задание. 

Вот две песни. Общее настроение каждой песни одно, но куплет и припев в этих песнях звучат в разных ладах. Почувствуйте именно окраску лада и определите, когда звучит мажор, а когда минор. Слушайте очень внимательно.

Русская народная песня «Калинка» в исполнении Людмилы Зыкиной.

 

«Шаланды». Поёт Марк Бернес.

Ответ напишите в комментариях. Легко ли Вам было выполнить задание?

vocalmaster.biz

Чем отличается мажор от минора

Наслаждаясь звуками музыки, мы испытываем различные эмоции, печальные или радостные. Неудивительно, что бодрая или, напротив, сумрачная мелодия способна влиять на наше настроение. Большую роль в этом играют наиболее распространенные музыкальные лады – мажор и минор. Чем они отличаются друг от друга? Попробуем разобраться.

Определение

Мажор (от латинского major – «больший») – музыкальный лад, аккорд которого построен на большой терции; характеризуется преимущественно бодрой, радостной окрашенностью звука.

Минор (от латинского minor – «меньший») – музыкальный лад, аккорд которого построен на малой терции; обычно звучит грустно, уныло.

к содержанию ↑

Сравнение

Эстетический контраст между минором и мажором – один из важнейших в музыке. Минор противоположен мажору. Согласно европейской музыкальной традиции звуки разделяются с помощью тонов и полутонов. Из-за физических особенностей звуков и физиологического строения человеческого уха даже такая малость, как полутон, благодаря которому большая терция отличается от малой, создает огромный контраст в восприятии звучания. В большинстве случаев мажорные аккорды ощущаются слушателями как радостные, в то время как минорные воспринимаются грустными. Помните, как звучит мажорный «Свадебный марш» Мендельсона? Вы думаете, что все марши обычно бодрые и энергичные? Это не всегда так: например, «Похоронный марш» Шопена написан в миноре, а потому при прослушивании создает ощущение трагическое, скорбное. Мажор обладает ярко выраженной «положительной», а минор – ярко выраженной «отрицательной» окраской, которые обычно определяются человеком как «радость» и «печаль». Причем, что удивительно, эмоциональная окрашенность аккордов практически не зависит от изменения в тембре или громкости составляющих их звучаний. К тому же бывает и так, что мажор оказывается способен выразить трагические, лирические чувства, а минор – светлые, радостные (например, многие американские блюзы написаны в мажоре, а русская разухабистая «Цыганочка» – в миноре).

Также (по аналогии) в русском языке мажором называют бодрое, веселое, приподнятое состояние духа, а минором – унылое, печальное, скорбное, подавленное.

к содержанию ↑

Выводы TheDifference.ru

  1. В музыке мажорный аккорд строится на большой терции, а минорный – на малой.
  2. И в минорной, и в мажорной гаммах различается порядок интервалов (тонов и полутонов).
  3. Считается, что мажор имеет так называемую светлую, а минор – темную, сумрачную окраску звучания. Лучше всего этот звуковой контраст воспринимается на слух.
  4. Мажор вызывает положительные эмоции, то есть радость, минор – отрицательные, такие как печаль, уныние, скорбь.
  5. Мажором также называется бодрое, веселое, приподнятое настроение, в то время как минором нередко именуют подавленное, грустное, унылое состояние.

thedifference.ru

Мажор, минор и ещё восемь ладов

С незапамятных времён люди знают о том, что разные мелодии создают разные настроения. В западной классической музыке, пережившей цензуру веков, ярко выделяются два основных настроения: — мажорный лад — веселье, бодрость, весна, яркие краски, энтузиазм; -минорный лад — меланхолия, задумчивость, осень, вечерние тона, пассивность.

Секрет музыкального настроения кроется в наборе звуков музыкального лада. Можно сказать, что разные компании звуков по-разному «ладят» друг с другом. Любая мелодия «опирается» на свою гамму — неповторимую, в своём настроении «ладящую» между собой компанию звуков. Самый устойчивый звук любой мелодии — первая ступень гаммы (тоника в европейской терминологии, а в индийской гамме СА-РЕ-ГА-МА-ПА-ДхА-НИ — обязательно нота СА). Компания нот для мажорного настроения, отсчитывая от первой ступени, подбирается по формуле: «2 тона — полутон — 3 тона — полутон». Минорная компания, считая с первой ступени: «тон — полутон — два тона — полутон — два тона».

Чтобы наиболее наглядно увидеть разницу между мажорной и минорной компаниями нот, используем лесенки. Полная музыкальная октава содержит 12 нот — 7 чистых и 5 повышенных или пониженных. В мажорной компании, если за тонику брать ноту ДО — все чистые ноты, 7 из 12. В минорной же компании тоже 7 нот, но 3 из них — пониженные. Таким образом, глядя на лесенки ладов, мы видим, что и у мажорной, и у минорной гамм-компаний в лесенках убраны по 5 — разных ступенек. Это исключение лишних в каждой компании нот и даёт формулы последовательности интервалов (ТОН-полутон) мажорного и минорного ладов. Итак, мажор: ТТпТТТп; минор: ТпТТпТТ.

В жизни, как мы знаем, есть не только белый и чёрный цвета. Цветов — множество. Музыкальных настроений — тоже. В классической музыке Индии существуют не только мажорный и минорный лады. Если в европейской музыкальной классике доминируют два лада — «весёлый» и «грустный», то в североиндийской традиции Хиндустани таких ладов 10 — и каждый обладает своим настроением. На севере полуострова Индостан слову «лад» соответствует термин «тхат». И конечно же каждому тхату свойственна своя компания нот.

На рисунке мы можем увидеть лесенки всех десяти тхатов классической музыки северной Индии. Кстати, тхат Билавал соответствует мажорному ладу, тхат Асавари — минорному, остальные 8 выходят за рамки европейской классики. Надо ли говорить о том, что оттенков настроений в индийской классической музыке гораздо больше, чем в европейской? Это совсем не значит, что музыка Востока «лучше». Просто европейская музыка — именно в рамках двух ладов — получила более глубокое развитие. Например, ансамблевые и оркестровые формы исполнения музыкальных произведений в Индии до XX века практически отсутствовали. К тому же, в народной музыке Запада присутствовали в прошлом не только минорный и мажорный лады, но это уже другая тема.

Справедливости ради стоит сказать, что система 10 тхатов является упрощённым вариантом возможного музыкального разнообразия. Так, в южноиндийском стиле Карнатика используется 72 мела (от «мел», возможно, произошло слово «мелодия»). Для того, чтобы не заблудиться в таком разнообразии музыкальных настроений, сохранившихся на юге Индостана и на Шри Ланке, там используют мелакарту, включающую 72 основные раги классической южноиндийской музыки. Интересна и нотная запись стиля Карнатика, в которой используется по 3 ноты РЕ, ГА, ДхА и НИ.

Добавим, что первая классификация индийских раг (музыкальных произведений) появилась много веков назад и была основана на настроениях, преобладающих в различные времена года. Временам года, как мы знаем, посвящали свою музыку такие композиторы, как Вивальди, Чайковский, Гендель и другие.

okultureno.ru

Музыкальный лад | Музыкальный класс

Музыкальный лад – ещё одно понятие из музыкальной теории, с которым мы познакомимся. Лад в музыке – это система отношений устойчивых и неустойчивых звуков и созвучий, которая работает на определённый звуковой эффект.

Ладов в музыке довольно много, сейчас мы рассмотрим только два самых распространённых (в европейской музыке) – мажор и минор. Эти названия вы уже слышали, слышали и их банальных расшифровки типа мажор – весёлый, жизнеутверждающий и радостный лад, а минор – грустный, элегичный, мягкий.

Это только примерные характеристики, но, ни в коем случае, не ярлыки – музыка в каждом из музыкальных ладов может выражать любые чувства: например, трагизм в мажоре или какие-то светлые чувства в миноре (видите, всё наоборот).

Мажор и минор – основные лады в музыке

Итак, давайте проанализируем мажорный и минорный лад. Понятие лад тесно связано со звукорядами. Звукоряды мажора и минора состоят из семи музыкальных ступеней (то есть нот) плюс последняя, восьмая ступень повторяет первую.

Разница между мажором и минором заключается как раз в отношениях между ступенями их звукорядов. Эти ступени отстоят одна от другой на расстояние либо целого тона, либо полутона. В мажоре эти отношения будут следующими: тон-тон полутон тон-тон-тон полутон (легко запомнить – 2 тона полутон 3 тона полутон), в миноре – тон полутон тон-тон полутон тон-тон (тон полутон 2 тона полутон 2 тона). Ещё раз смотрим на картинку и запоминаем:

Теперь посмотрим и тот, и другой музыкальный лад на конкретном примере. Для наглядности построим мажорный и минорный звукоряды от ноты до.

 

Вы видите, что в записи мажора и минора есть существенная разница. Поиграйте эти примеры на инструменты – вы обнаружите разницу и в самом звучании. Позволю себе одно маленькое отступление: если вы не знаете, как считаются тона и полутона, то обратитесь к материалам вот этих статей: «Как называются клавиши фортепиано» и «Знаки альтерации».

Свойства музыкальных ладов

Лад в музыке существует не просто так, он выполняет определённые функции, и одна из таких функций – регулирование отношений устойчивых и неустойчивых ступеней. Для мажора и минора устойчивые ступени – это первая, третья и пятая (I, III и V), неустойчивые – вторая, четвёртая, шестая и седьмая (II, IV, VI и VII). Устойчивыми ступенями начинается и заканчивается мелодия, если она написана в мажорном или минорном ладу. Неустойчивые звуки всегда стремятся к устойчивым звукам.

Особое значение имеет первая ступень – это основная ступень музыкального лада, она имеет название тоника. Устойчивые ступени вместе образуют тоническое трезвучие, это трезвучие – идентификатор музыкального лада.

Другие музыкальные лады

Мажорный и минорный лад в музыке – это не единственные варианты звукорядов. Кроме них существует ещё и много других ладов, свойственных тем или иным музыкальным культурам или искусственно созданных композиторами. Например, пентатоника – пятиступенный лад, в котором роль тоники может играть любая из его ступеней. Пентатоника чрезвычайно широко распространена в Китае и Японии.

Подведём итоги. Мы дали определение понятию музыкальный лад, узнали строение звукорядов мажорных и минорных ладов, разделили ступени звукорядов на устойчивые и неустойчивые.

Вы запомнили, что тоника – это основная ступень музыкального лада, основной устойчивый звук? Отлично! Хорошо поработали, теперь можно и немного развлечься. Посмотрите вот этот мультяшный прикол.

Если вам понравился материал – прямо сейчас жмите на кнопочки под этим текстом, чтобы поделиться знаниями с другими! До новых встреч!

music-education.ru