Контрольная работа (2 варианта) по теме "Русская литература XVIII века" (9 класс). Что не было свойственно классицизму


Контрольная работа (2 варианта) по теме "Русская литература XVIII века" (9 класс)

Контрольная работа по теме «Русская литература 18 века»

Вариант № 1

А-1. В каком веке в России появился классицизм? А) в 16 Б) в 17 В) в 18 Г) в 19

А-2. Что НЕ было свойственно классицизму?

А) характеристика героев с помощью «говорящих фамилий»

Б) деление героев на положительных и отрицательных

В) служение в первую очередь государству и его интересам

Г) отсутствие строгой иерархии жанров

А-3. Укажите фамилию русского комедиографа, чья пьеса явилась просветительской сатирой на нравы русского дворянства второй половины 18 века:

А) И.А. Крылов Б) А.С. Грибоедов В) Н.М. Карамзин Г) Д.И. Фонвизин

А-4. Кто из русских писателей был назван Екатериной II «бунтовщиком хуже Пугачёва»?

А) Г.Р. Державин Б) А.Н. Радищев В) Н.М. Карамзин Г) Д.И. Фонвизин

А-5. Кого прославляет Г.Р. Державин в оде «Фелица»?

А) Екатерину I Б) Екатерину II В) Анну Иоанновну Г) Елисавету Петровну

А-6. В каком произведении русской литературы 18 века автор поднимает тему Отечества и верного служения ему?

А) «Путешествие из Петербурга в Москву» Б) «Бедная Лиза» В) «Недоросль» Г) «Памятник»

А-7. «Звери алчные, пиявицы ненасытные, что крестьянину мы оставляем? То, чего отнять не можем, — ...» Что же помещики-крепостники оставляют крестьянину?

А) воду Б) воздух В) солнце Г) землю

А-8. Что происходит в финале повести Н.М. Карамзина с главной героиней, Лизой?

А) рожает ребенка и выходит замуж за соблазнителя В) убивает своего соблазнителя

В) кончает жизнь самоубийством Г) умирает от чахотки

А-9. В произведении «Властителям и судиям» Г.Р. Державин считал, что цари:

А) должны отменить рабство В) должны соблюдать законы

Б) должны покровительствовать наукам Г) должны расширять территорию России

А-10. Черты каких двух литературных направлений проявились в «Путешествии…» А.Н. Радищева?

А) классицизма и реализма В) сентиментализма и реализма

Б) классицизма и сентиментализма Г) классицизма и романтизма

А-11. Кто из указанных персонажей «Недоросля» Д.И. Фонвизина НЕ относится к положительным?

А) Софья Б) Милон В) Вральман Г) Стародум

А-12. Митрофанушке привиделся сон, что маменька сильно устала, колотя батюшку. Кого во сне пожалел Митрофанушка?

А) уставшую от битья матушку В) себя, т.к. ему ночью такие страсти привиделись

Б) сильно избитого батюшку Г) няньку Еремеевну, которая подвернулась матушке под горячую руку

А-13. Что писатели-классицисты прославляли в своих произведениях?

А) Свободу и Братство Б) Долг и Разум В) Отвагу и Мужество Г) Богатство и Власть

А-14. Кто приехал в имение госпожи Простаковой с целью взять в опеку её имение за жестокое обращение с крестьянами? А) Стародум Б) Милон В) Кутейкин Г) Правдин

В-1. Какое литературное направлению имеет следующие черты: отсутствие прямолинейности в обрисовке характеров персонажей, культ природы, резкое противопоставление мирной жизни в деревне бездушному городу, взгляд на человека как на существо чувствительное? _____________________________________________________

В-2. Откуда эти строки «…может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать»? Назовите автора этого произведения.

___________________________________________________________________________________________________

В-3. К какой книге был дан эпиграф: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй»? Назовите автора этого произведения.

___________________________________________________________________________________________________

В-4. В произведении какого автора присутствуют «говорящие имена и фамилии»? _______________________

В-5. К какому «штилю» (высокому, среднему или низкому) относится произведение Г.Р. Державина «Фелица»? Свой ответ аргументируйте (2 доказательства). _____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В-6. Как называется средство выразительности: «Душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной»? __________________________________________________________________

Контрольная работа по теме «Русская литература 18 века»

Вариант № 2

А-1. Как называется литературное направление, к которому относится творчество М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, Д.И. Фонвизина? А) реализм Б) романтизм В) классицизм Г) сентиментализм

А-2. Произведения каких авторов взяли за основу писатели-классицисты?

А) лучшие произведения современников В) произведения эпохи Возрождения

Б) книги Пушкина, Лермонтова и Гоголя Г) произведения античных авторов

А-3. Назовите фамилию русского поэта и учёного, который в 18 веке создал теорию русского силлабо-тониче- ского стихосложения.

А) Г.Р. Державин Б) М.В. Ломоносов В) Н.М. Карамзин Г) Д.И. Фонвизин

А-4. Назовите фамилию русского поэта, поэтическое новаторство которого проявилось в разрушении чистоты классицистической оды: он соединил элементы оды и сатиры в одном стихотворении, сочетал «высокий» и «низкий» «штили».

А) Д.И. Фонвизин Б) Г.Р. Державин В) Н.М. Карамзин Г) М.В. Ломоносов

А-5. Кого прославлял М.В. Ломоносов в оде 1747 года «На день восшествия на российский престол…»?

А) Екатерину I Б) Елисавету Петровну В) Екатерину II Г) Анну Иоанновну

А-6. Какой русский поэт 18 века в своих произведениях пропагандировал идеи мирного процветания родины под руководством мудрых монархов, заботящихся о развитии науки?

А) М.В. Ломоносов Б) Д.И. Фонвизин В) Г.Р. Державин Г) Н.М. Карамзин

А-7. На какой литературный источник опирался Г.Р. Державин, создавая оду "Памятник"?

А) на стихотворение А.С. Пушкина "Памятник" Б) на оду ГорацияБ) на «Оду на день восшествия…» М.В. Ломоносова Г) на свою оду «Фелица»

А-8. Что происходит в финале пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль» с главным героем, Митрофанушкой?

А) он женится на Софье и получает её деньги В) его, избитого Скотининым, отправляют лечиться

В) Правдин решает его отправить служить Г) он по-прежнему припеваючи живёт

А-9. Какая тема стала ведущей в произведении Г.Р. Державина «Властителям и судиям»?

А) любви и дружбы Б) законности и беззакония В) природы и родины Г) свободы поэтического творчества

А-10. Что обозначают названия глав в книге А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»?

А) названия русских городов В) имена правителей российского государства

Б) названия деревень Г) это названия событий, произошедших с путешественником

А-11. Кто из указанных персонажей НЕ был учителем Митрофанушки?

А) Кутейкин Б) Вральман В) Правдин Г) Цыфиркин

А-12. Почему г-жа Простакова хотела во что бы то ни стало женить своего сына на Софье?

А) девушка была редкой красавицей В) Простакова хотела так позлить своего брата, Тараса Скотинина

Б) Митрофан был влюблён в Софью без памяти Г) Софья получила наследство от дяди и стала богата

А-13. Укажите «лишнее» правило в правиле «трёх единств».

А) единство времени Б) единство образа действия В) единство действия Г) единство места

А-14. Кого просит Митрофанушка защитить его от разозлённого дядюшки?

А) госпожу Простакову Б) своего отца В) няню Еремеевну Г) Софью

В-1. Какое литературное направлению имеет следующие черты: культ разума, гражданско-просветительский пафос, человеческие характеры нарисованы прямолинейно (деление на положительных и отрицательных героев), строгая иерархия жанров? ____________________________________________________________________________

В-2. «Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала». Откуда эти строки? Назовите автора этого произведения.

___________________________________________________________________________________________________

В-3. Откуда эти строки: «И крестьянки любить умеют»? Назовите автора этого произведения.

___________________________________________________________________________________________________

В-4. В произведении какого автора звучит призыв к молодому поколению изучать науки? ________________

В-5. К какому «штилю» (высокому, среднему или низкому) относится произведение Д.И. Фонвизина «Недоросль»? Свой ответ аргументируйте (2 доказательства). ____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В-6. Как называется средство выразительности: «Но скоро восходящее светило пробудило все творения»? ___________________________________________________________________________________________________

infourok.ru

классицизм в литературе его основные черты и представители?

Классицизм - это художественный метод в искусстве, от лат. "classicus" - образцовый. Возник во Франции в семнадцатом веке. Теоретик классицизма - Николя Буало. Основные черты: Регламентированность, служение государству, утверждение разумного начала, отчуждение неразумного. Основная идея: Конфликт разумного и неразумного начал, с обязательной победой разумного. Эстетические принципы: 1. Сохранение целостности личности героя (т. е. герой не еняется на протяжении повествования) 2. Герои - носители одной добродетели и одного порока. 3. Принцип единства содержания и формы при ведущей роли содержания. 4. Основано на исторических событиях, и соответствует каноническим представлениям о них. 5. Рационализм. 6. Служение в первую очередь государству и его интересам. Правила Классицизма в литературе: Имеет место быть правило Трех Единств: Места (действие происходит в одном месте) Времени (действие происходит в течение одних суток) Действия (одна сюжетная линия, один конфликт) Жанры: комедия, трагедия. Жанры. В классицизме жанры подразделяются на высокие и низкие. К высоким относятся те, что повествуют о выдающихся событиях и выдающихся людях - трагедия, ода, героическая песня. Герои высоких жанров - это видные деятели искусства и политики, монархи, исторические персонажи. О них говорят торжественным, величавым языком высокого стиля. Низкие жанры рассказывают о частной жизни буржуа, третьего сословия. Это может быть комедия, сатира, басня, написанная в разговорном стиле. Герои. Герои произведений классицизма - чаще всего своего рода "шаблоны". Так, из произведения в произведение переходят образы служанок-помощниц своей госпожи, мужественные герои. Это так называемые "типические образы". В высоких жанрах все видные деятели только воспеваются, ибо высмеивать их недопустимо. Сатирические комедии уместны лишь только если они повествуют о буржуа. Представители классицизма: П. Корнель, Ж. Расин, М. В. Лермонтов, Г. Р. Державин, В. К. Тредиаковский.

Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII — XVІІI вв. В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций) . Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня) . Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешение которых не допускается.

touch.otvet.mail.ru

Классицизм в литературе

В литературе классицизм зародился и получил распространение во Франции в XVII веке. Теоретиком классицизма считается Никола Буало, сформировавший основные принципы стиля в статье «Поэтическое искусство». Название происходит от латинского «classicus» - образцовый, что подчеркивает художественный базис стиля – образы и формы античности, к которым начали питать особый интерес на исходе эпохи Возрождения. Появление классицизма связывают с формированием принципов централизованного государства и идей «просвещенного» абсолютизма в нём.

Классицизм воспевает понятие разума, считая, что лишь с помощью ума можно получить и упорядочить картину мира. Поэтому главным в произведении становится его идея (то есть, главная мысль и форма произведения должны быть в гармонии), а главным в конфликте разума и чувств – разум и долг.

Основные принципы классицизма, характерные как для зарубежной, так и для отечественной литературы:

  • Формы и образы из античной (древнегреческой и древнеримской) литературы: трагедия, ода, комедия, эпос, поэтические одические и сатирические формы.
  • Четкое разделение жанров на «высокие» и «низкие». К «высоким» относятся ода, трагедия и эпопея, к «низким», как правило, смешное – комедия, сатира, басня.
  • Отличительное деление героев на хороших и плохих.
  • Соблюдение принципа триединства времени, места, действия.

Классицизм в русской литературе

XVIII век

(Михаил Васильевич Ломоносов)

В России классицизм появился намного позже, чем в европейских государствах, так как его «завезли» вместе с европейскими произведениями и просвещением.   Существование стиля на русской почве принято укладывать в следующие рамки:

1. Конец 1720-х годов, литература петровского времени, светская литература, отличающаяся от церковной литературе, до этого господствующей в России.

Стиль стал развиваться вначале в переводных, затем и в оригинальных произведениях.  С развитием российской классической традиции связаны имена А. Д. Кантемира, А. П. Сумарокова и В. К. Тредиаковского (реформаторы и разработчики литературного языка, они работали над стихотворными формами – над одами и сатирами).

  1. 1730-1770 года – расцвет стиля и его эволюция. Связывается с именем М. В. Ломоносова, который писал трагедии, оды, поэмы.
  2. Последняя четверть XVIII века – появление сентиментализма и начало кризиса классицизма. Время позднего классицизма связывают с именем Д. И. Фонвизина, автора трагедий, драм и комедий; Г. Р. Державина (стихотворные формы), А. Н. Радищева (прозаические и стихотворные произведения).

(А. Н. Радищев, Д. И. Фонвизин, П. Я. Чаадаев)

Д. И. Фонвизин и А. Н. Радищев стали не только разработчиками, но и разрушителями стилистического единства классицизма: Фонвизин в комедиях нарушает принцип триединства, вводит неоднозначность в оценке героев. Радищев становится предвестником и разработчиком сентиментализма, обеспечивая повествованию психологизм, отвергая его условности.

(Представители классицизма)

XIX век

Считается, что классицизм просуществовал по инерции до 1820-х годов, однако во время позднего классицизма произведения, созданные в его рамках, были классическими только формально, либо его принципы использовались намеренно, для создания комического эффекта.

Русский классицизм начала 19 века отходит от своих прорывных черт:  утверждение первенства разума, гражданский пафос,  выступление против произвола религии, против её гнета над разумом, критика монархии.

Классицизм в зарубежной литературе

Классицизм изначальный опирался на теоретические разработки античных авторов – Аристотеля и Горация («Поэтика» и «Послание к Пизонам»).

В европейской литературе при идентичных принципах стиль заканчивает свое существование с 1720-х годов. Представители классицизма во Франции: Франсуа Малерб (поэтические произведения, реформация поэтического языка, ), Ж. Лафонтен (сатирические произведения, басня), Ж.-Б. Мольер (комедии), Вольтер (драма), Ж.-Ж. Руссо (поздний классицист-прозаик, предвестник сентиментализма).

В развитии классицизма европейского выделяют два этапа:

  • Развитие и расцвет монархии, способствующие позитивному развитию экономики, науки и культуры. На этом этапе представители классицизма видят своей задаче прославление монарха, утверждение её незыблемости (Франсуа Малерб, Пьер Корнель, ведущие жанры – ода, поэма, эпопея).
  • Кризис монархии, обнаружение недостатков в политическом строе. Писатели не прославляют, а больше критикуют монархию. (Ж. Лафонтен, Ж.-Б. Мольер, Вольтер, ведущие жанры – комедия, сатиры, эпиграмма).

xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Что такое классицизм. Признаки классицизма в мировом и русском искусстве :: SYL.ru

Среди художественных стилей немаловажное значение имеет классицизм, получивший распространение в передовых странах мира в период с 17 по начало 19 века. Он стал наследником идей Просвещения и проявился практически во всех видах европейского и русского искусства. Часто вступал в противоборство с барокко, особенно на этапе становления во Франции.

Век классицизма в каждой стране свой. Раньше всего он сложился во Франции – еще в 17 веке, чуть позже – в Англии и Голландии. В Германии и России направление утвердилось ближе к середине 18 столетия, когда в других государствах уже начиналось время неоклассицизма. Но это не столь значимо. Важнее другое: это направление стало первой серьезной системой в области культуры, заложившей основы дальнейшего ее развития.

Что такое классицизм как направление?

Название происходит от латинского слова classicus, что в переводе означает «образцовый». Главный принцип проявился в обращении к традициям античности. Они воспринимались как норма, к которой следует стремиться. Авторов произведений привлекали такие качества, как простота и четкость формы, лаконичность, строгость и гармония во всем. Это касалось любых произведений, создаваемых в период классицизма: литературных, музыкальных, живописных, архитектурных. Каждый творец стремился найти всему свое место, четкое и строго определенное.

Основные признаки классицизма

Для всех видов искусства были характерны следующие особенности, помогающие понять, что такое классицизм:

  • рациональный подход к изображению и исключение всего, что связано с чувственностью;
  • главное назначение человека – служение государству;
  • строгие каноны во всем;
  • установленная иерархия жанров, смешение которых недопустимо.

Конкретизация художественных особенностей

Анализ отдельных видов искусства помогает понять, как воплощался в каждом них стиль «классицизм».

  1. Архитектура: вместо вычурных форм барокко появились строгость линий и геометрических форм, гармония и симметрия, минимум украшений и возвращение к изначальному предназначению колонн и других элементов здания. Выдающиеся архитекторы классицизма: А.Палладио, И.Джонс, К.Росси, А.Захаров и др.
  2. Скульптура: стремление к сдержанности, изображение идеальной личности, олицетворяющей целую эпоху. Частым атрибутом являлись элементы античности, представленные в очертании фигуры, одежде, окружении. Стиль «классицизм» представляли А.Канова (Италия), Б.Торвальдсен (Дания), Ф.Шубин, И.Мартос (Россия).
  3. Живопись: строгое деление на стили – высокий и низкий; преобладание культа разума. Неотъемлемые элементы: светотень, «чистые» краски и отсутствие цветового контраста, место героев - в центре полотна. Также обязательными условиями были трехплановость изображаемого, четкость, ясность и отсутствие всего лишнего. Представители: Ж. Доминик Энгр, А.Р.Менгс, русский классицизм – А.Лосенко.
  4. Музыка: изменился состав симфонического оркестра, в котором традиционные клавесин и орган уступили место кларнету, трубе, флейте. Это определило новый формат произведения: быстрый темп начала и окончания и медленная середина. Классицизм – это еще и время появления нового инструмента – фортепьяно, что обеспечило развитие музыкальных вариаций. Выдающиеся композиторы этого периода: И.Бах, Й.Гайдн, В.Моцарт.

Как реализовался классицизм в литературе

В этом виде искусства классицизм определился как особое направление, в котором было ярко выражено стремление перевоспитать словом. Авторы художественных произведений верили в счастливое будущее, где будут господствовать справедливость, свобода всех граждан, равенство. Оно подразумевало, в первую очередь, освобождение от всех видов гнета, включая религиозный и монархический. Классицизм в литературе непременно требовал соблюдения трех единств: действия (не более одной сюжетной линии), времени (все события укладывались в сутки), места (отсутствовало перемещение в пространстве). Большего признания в этом стиле получили Ж.Мольер, Вольтер (Франция), Л.Гиббон (Англия), М.Твен, Д.Фонвизин, М.Ломоносов (Россия).

Развитие классицизма в России

Новое художественное направление утвердилось в русском искусстве позже, чем в других странах – ближе к середине 18 века - и занимало лидирующие позиции вплоть до первой трети 19 века. Русский классицизм, в отличие от западноевропейского, в большей мере опирался на национальные традиции. Именно в этом проявилось его своеобразие.

Изначально оно пришло в архитектуру, где и достигло наибольших высот. Это было связано со строительством новой столицы и ростом российских городов. Достижением зодчих стало создание величественных дворцов, комфортабельных жилых домов, загородных дворянских усадеб. Отдельного внимания заслуживает создание архитектурных ансамблей в центре города, которые в полной мере дают понять, что такое классицизм. Это, к примеру, постройки Царского Села (А.Ринальди), Александро-Невская Лавра (И.Старов), стрелка Васильевского острова (Ж. де Томон) в Петербурге и многие другие.

Вершиной деятельности зодчих можно назвать строительство Мраморного дворца по проекту А.Ринальди, в отделке которого впервые был использован натуральный камень.

Не менее известен и Петродворец (А.Шлютер, В.Растрелли), представляющий собой образец садово-паркового искусства. Многочисленные здания, фонтаны, скульптуры, сама планировка - все поражает своей соразмерностью и чистотой выполнения.

Отдельного внимания заслуживает развитие классицизма в русской литературе. Его основоположниками стали В.Тредиаковский, А.Кантемир, А.Сумароков. Однако наибольший вклад в разработку понятия, что такое классицизм, внес поэт и ученый М.Ломоносов. Он разработал систему трех штилей, определившую требования к написанию художественных произведений, и создал образец торжественного послания – оды, пользовавшейся наибольшей популярностью в литературе второй половины 18 века.

В полной мере традиции классицизма проявились в пьесах Д.Фонвизина, в особенности в комедии «Недоросль». Помимо обязательного соблюдения трех единств и культа разума, к особенностям русской комедии относятся следующие моменты:

  • четкое деление героев на отрицательных и положительных и наличие резонера, выражающего позицию автора;
  • наличие любовного треугольника;
  • наказание порока и торжество добра в финале.

Произведения эпохи классицизма в целом стали важнейшей составляющей в развитии мирового искусства.

www.syl.ru

Признаки классицизма в литературе. Пример русского классицизма в комедии "Недоросль"

В эпоху правления Петра Великого в России стали закладываться основы нового направления в литературе. Признаки классицизма зародились в Италии в 16 веке. Уже через сотню лет направление достигло своего наивысшего развития во Франции во время правления Людовика 14, который утверждает абсолютную монархию.

Зарождение классицизма и общая характеристика эпохи

Идейной основой формирования литературного направления является утверждение сильной государственной власти. В качестве основной цели классицизм ставил прославление абсолютной монархии. В переводе с латинского термин classicus означает "образцовый". Признаки классицизма в литературе черпают свои истоки из античности, а теоретической основой становится произведение Н. Буало "Поэтическое искусство" (1674 год). В нем вводится понятие трех единств и говорится о строгом соответствии содержания и формы.

Философская основа классицизма

Метафизика рационалиста Рене Декарта повлияла на становление этого литературного направления. Основным конфликтом у классиков становится противостояние разума и страстей. В соответствии с разделением всех жанров на высокие, средние и низкие создавались стили художественной системы.

Основные признаки классицизма подразумевают использование правила трех единств (времени, места и действия) и нормативной поэтики, из-за чего стало затормаживаться естественное развитие литературного процесса. Сословно-феодальная иерархия находит свое отражение в аристократическом характере классицизма. Героями становятся преимущественно представители дворянского сословия, которые являются носителями добродетели. Высокий гражданский пафос и чувство патриотизма впоследствии становятся основой для формирования других литературных течений.

Признаки классицизма в литературе. Особенности русского классицизма

В России это литературное направление начинает формироваться в конце 17 века. Несмотря на то, что работы русских классицистов обнаруживают связь с Н. Буало, классицизм в России значительно отличается. Свое активное развитие он начал после смерти Петра Первого, когда духовенство и дворяне пытались вернуть государство в допетровские времена. Следующие признаки классицизма присущи исключительно русскому направлению:

  1. Оно более гуманно, поскольку формировалось под влиянием идей Просветительства.
  2. Утверждало естественное равенство всех людей.
  3. Основной конфликт происходил между аристократией и буржуазией.
  4. В России была своя античность – отечественная история.

Одическая поэзия классицизма, творчество Ломоносова

Михаил Васильевич был не только естествоиспытателем, но и писателем. Он строго соблюдал признаки классицизма, а его классические оды можно подразделить на несколько тематических групп:

  1. Победоносно-патриотические. "Ода на взятие Хотина" (1739 год) была приложена к письму о правилах российского стихотворства. В произведении широко используется символика и вводится собирательный образ русского солдата.
  2. Оды, связанные с восшествием на престол монарха, в которых особенно четко прослеживаются признаки классицизма. Ломоносов писал произведения, обращенные к императрице Анне, Елизавете, Екатерине Второй. Похвальная ода представлялась писателю наиболее удобной формной беседы с монархом.
  3. Духовные. В 18 веке они называли переложение библейских текстов с лирическим содержанием. Здесь автор говорил не только о личных переживаниях, но и об общечеловеческих вопросах.

Оды Ломоносова

Михаил Васильевич придерживался написания произведений исключительно высокого жанра, которым был характерен торжественный язык, использование средств художественной выразительности и обращений – это главные признаки классицизма в оде. Ломоносов обращается к героико-патриотической тематике, славит красоты родины и призывает народ заниматься наукой. Он положительно относился к монархии и в "Оде на день восшествия на престол Елисаветы Петровны" отражает эту идею. Будучи просвещенным человеком, Михаил Васильевич направляет усилия на просвещение всей части населения России, поэтому дарит своим последователям богатое литературное наследие.

Как отличить классическое произведение? Признаки классицизма в комедии "Недоросль"

Условное деление персонажей на положительных и отрицательных

Поведение героев в тексте соответствует авторской оценке. Читатель мгновенно понимает, кто из них носитель пороков и добродетели.

Использование говорящих фамилий

Скотинин, Вральман – отрицательные персонажи; Милон, Правдин – положительные.

Наличие героя-резонера

Стародум доносит до читателя мысль автора, хотя в самом конфликте не участвует.

Правило трех единств (времени, места, действия)

События происходят в доме Простаковой в течение суток. Основным конфликтом является любовный.

Герои ведут себя соответственно специфике жанра – низко и подло

Речь Простаковой и других отрицательных героев гнусная, простая, а их поведение служит этому подтверждением.

Произведение состоит из действий (обычно их 5) и явлений, а предметом разговора в классической комедии является государство. Автор соблюдает и эти признаки классицизма в "Недоросле" и "Бригадире".

Новаторский характер комедий Фонвизина

Свою литературную деятельность Денис Иванович начал с переводов европейских текстов, успевал при этом играть роли в драматическом театре. В 1762 году была представлена его комедия "Бригадир", а затем "Корион". Лучше всего прослеживаются признаки классицизма в "Недоросле" - самом узнаваемом произведении автора. Особенность его творчества заключается в том, что он выступает против правительственной политики и отрицает существующие формы помещичьего господства. Идеальной он видит монархию, огороженную законом, которая позволяет развиваться буржуазному классу и допускает значение человека вне сословной принадлежности. Подобные взгляды отразились в его публицистических сочинениях.

"Бригадир": идея и краткое содержание

Фонвизин проявляет себя в качестве драматурга при создании своих комедий. Постановка "Бригадира" имела огромный успех у зрителей за счет подачи собирательного образа целого сословия. Основу составляет сюжетно-любовный конфликт. Главного героя выявить непросто, поскольку каждый существует не сам по себе, а дополняет коллективный образ русского дворянства. Традиционный для классической комедии любовный сюжет использован драматургом в сатирических целях. Всех героев объединяет глупость и скупость, они строго подразделяются на положительных и отрицательных - основные признаки классицизма в комедии четко сохранены. Комического эффекта драматург достиг полным несоответствием поведения персонажей здравому смыслу и моральной норме. "Бригадир" для русской литературы был новым жанровым явлением – это комедия нравов. Фонвизин объясняет действия персонажей бытовой обстановкой. Его сатира не конкретна, поскольку он не обозначает отдельных носителей социальных пороков.

Начальник бригады с женой решают женить своего сына Иванушку на умнице и красавице Софье, дочери советника, которая, наблюдая за поведением этой семьи, не желает с ними вступать в родство. Сам жених тоже не испытывает чувств к невесте, а когда узнает, что она влюблена в Добролюбова, переубеждает в этой затее мать. В доме возникает интрига: бригадир влюбляется в советницу, а советник – в жену бригадира, но в итоге все становится на свои места и счастливыми остаются только Софья и Добролюбов.

"Недоросль": идея и краткое содержание

В произведении главным становится социально-политический конфликт. "Недоросль" - самая узнаваемая комедия классицизма, признаки которой – три единства, строгое разделение на положительных и отрицательных героев, говорящие фамилии - Фонвизин успешно соблюдает. Для автора существуют две категории дворян: злонравные и прогрессивные. Открыто звучит тема бедственности крепостного права в России. Новаторство драматурга проявляется в создании положительных образов, которые по замыслу должны были оказать воспитательное действие, но он продолжает сохранять признаки классицизма. В комедии "Недоросль" характер Простаковой был своеобразным открытием для Фонвизина. Эта героиня представляет собой образ русской помещицы – недалекой, жадной, грубой, но любящей своего сына. Несмотря на всю типичность, в ней раскрываются индивидуальные черты характера. Ряд исследователей увидели в комедии черты просветительского реализма, другие же обратили внимание на нормативную поэтику классицизма.

Семейство Простаковых планирует женить своего бездаря Митрофанушку на умнице Софье. Мать с отцом презирают просвещение и утверждают, что знание грамматики и арифметики ни к чему, тем не менее, нанимают сыну учителей: Цыфиркина, Вральмана, Кутейкина. У Митрофана есть соперник – Скотинин, брат Простаковой, который хочет жениться из желания стать обладателем деревень со свиньями. Однако девушке находят достойного мужа Милона; дядя Софьи, Стародум, одобряет их союз.

fb.ru

Как мне доказать, что "Недоросль"-произведение классицизма?

Классицизм — литературное направление, осно­ванное на принципах философского рационализма, идеале гармонии и меры, строгом соблюдении норма­тивности в поэтике, подражании образцам античной словесности, вере в человеческий разум. Гармония содержания и формы, строгое деление героев на поло­жительных и отрицательных, использование «гово­рящих» фамилий, а также правило трех единств драматургии классицизма: — единство места действия — единство времени действия – всё происходит в один день — единство действия Д. И. Фонвизин соблюдает в «Недоросле» единство места и времени: все события комедии разворачива­ются в доме госпожи Простаковой и действие проис­ходит в течение 24 часов. Но автор комедии нарушает единство действия, так как в произведении два кон­фликта: любовный и социально-политический. Лю­бовный конфликт является основным. Герои комедии делятся на отрицательных (госпожа Простакова, гос­подин Скотинин) и положительных (Милон, Стародум, Софья) . Автор наделяет героев «говорящими» фамилиями: Правдин, Скотинин, Вральман. Положительные герои — Стародум, Софья, Милон — гово­рят правильным литературным языком, их речь по­учительна; отрицательные же герои используют про­сторечные слова, бранную лексику, их речь более живая (например, Простакова говорит: «А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. <...> Скажи, бол­ван, чем ты оправдаешься?») . Речь героев является средством характеристики героев. Четко прослежи­вается связь с фольклором: герои в разговоре употреб­ляют пословицы и поговорки, которые делают коме­дию «народной» (например, «Всякий женись на своей невесте» , «Век живи, век учись» , «Не хочу учиться, хочу жениться»).

-Строгое разделение героев на положительных и отрицательных - есть единство места, времени, действия - говорящие фамилии - долг важнее чувства - поучительность.

Училке по лбу дай и скажи

В основе классицизма в художественной литературе лежит рационализм, содержащийся в повествовании. Для русского классицизма характерно преобладание национально-исторической тематики, а также сатирическая направленность. В комедии «Недоросль» ее автор, Д. И. Фонвизин, старался придерживаться классицистических традиций с яркими элементами реализма. Классицизму соответствует сама тема комедии, автор которой стремиться затронуть много важных социальных проблем того времени. Через изображение поступков и поведения главных героев произведения, автор показывает менталитет, принципы и нравы российского помещичьего общества с его скудностью ума, невежеством, жестокостью, а также политику правительства, в том числе и относительно крепостного права. События, описанные в комедии, происходят в течение одного дня, в доме помещицы Простаковой, и раскрывают любовную интригу между Софьей и тремя ее, так называемыми, женихами. Параллельно с главным сюжетом раскрывается тема противостояния прогрессивно настроенных, позитивных персонажей и консервативных, со старыми убеждениями, и поэтому негативных. Большое значение в комедии придается образованию, нравственности, воспитанию. «Недоросль» является прекрасной иллюстрацией того, как зависит характер и поведение человека от среды, в которой он обитает. В комедии раскрыты основные принципы классицизма. Это наличие любовного треугольника в сюжете, «говорящие» фамилии, схематизм в обрисовке характеров персонажей, их четкое определение как положительных или отрицательных. В то же время драматург стремится к многогранности образов героев, широкой обрисовке явлений современной ему действительности, что является признаком реалистической направленности произведения, что не свойственно для классицизма. Соблюдается в комедии и главный постулат классицизма – правило трех единств - единство времени, места и действия. События в комедии происходят в доме госпожи Простаковой, а действие длится ровно сутки. Единственное, что Фонвизин позволил себе нарушить, - единство действия, потому что в произведении сосредоточено два конфликта: любовный и социально-политический. В произведениях классицизма обязательно должна присутствовать гармония содержания и формы, строгое деление героев на положительных (Милон, Стародум, Софья) и отрицательных (госпожа Простакова, господин Скотинин), имеет место быть использование «говорящих» фамилий: Правдин, Скотинин, Вральман, соблюдение иерархии жанров. Кроме того «Недоросль» имеет явную воспитательную направленность. В ней затрагиваются проблемы воспитания гражданина, образования, нравственности, произвола помещиков. Вот такие признаки классицизма можно заметить в этом произведении.

touch.otvet.mail.ru

Ответы@Mail.Ru: "Фонвизин и классицизм" конспект

Эрдэм Вот тут было, стр,. 297 ссылка: gdzs (точка) tk

Лучше зарегистрируйтесь и загрузите на сайт: <a rel="nofollow" href="http://s3s.so/Ki266" target="_blank" >Онлайн-решебник</a> По моему - там такое решают.

Фонвизин и классицизм Творчество Фонвизина теснейшим образом связаны с особым направлением в литературе и в искусстве (живописи, архитектуре). Оно получило название классицизма (от лат. classcus — образцовый) Появившись в ряде европейских стран в пору подъема абсолютизма (личной власти монархов, олицетворявших единство, целостность, суверенитет (независимость) государств) в начале XVII века . Влияние классицизма на художественную жизнь Европы XVII —XVIII вв. было широким, долговременным и в целом плодотворным. В литературе классицизм наиболее полно проявился в лирике и в драматургии. Классицизм считал, что нужно опереться на нормы прекрасного в античном искусстве, то есть в искусстве Древней Греции и Древнего Рима, которые были изложены в трудах Аристотеля, Горация и других мыслителей и поэтов древности и строго их соблюдать, не отступая от творческих правил. Эти нормы и правила требовали от искусства, в частности от древнерусской литературы, ясности изложения, точности выражения мыслей, порядка в построении произведений. Классицизм отдавал предпочтение культуре перед дикостью и настаивал на том, что природа и жизнь, преобразованные человеком, выше природы и жизни естественной, не подверженной еще благородным усилиям человеческого ума, чувств, воли и рук. Перед взором классицистов всегда стоял идеал прекрасной и завышенной жизни, преображенной искусством человека, и противостоящий ему хаос дикой естественной жизни, управляемой непонятными и казавшимися дурными законами. Следовательно, классицизму было свойственно отражать жизнь в образах идеальных, тяготеющих ко всеобщей "норме", образу, которым в классицизме выступает классическая древность как пример совершенного и гармонического искусства. Так как в реальной жизни обозначился конфликт между разумом и чувствами, то классицизм стремился к его разрешению и преодолению посредством гармонического и полного сочетания личных интересов человека с велениями разума и нравственного долга. При этом интересы государства считались главными и преобладающими над интересами отдельной личности. Наибольшего расцвета в литературе классицизма пераоначально достигла драма как род словесного и сценического искусства. Драма (от греч, drama — «действие»), как известно, — один из трех родов литературы, наряду с эпосом и лирикой. Основу драмы, согласно изначальному смыслу слова, составляет действие: В драме перед зрителем или читателем развертываются явления, составляющие внешний мир. События предстают в качестве живого, развертывающегося в настоящем времени (на глазах зрителя!) действия, показанного через конфликты и в форме диалога. Драматурги исключен из непосредственного действия и не может говорить от своего лица за исключением ремарок, поясняющих действие или поведение персонжей (например, когда то или иное действующее лицо произносит реплику в ответ на слова другого лица, драматург может пометить — «в сторону» т. е. желая скрыть свое мнение). Классицистическая драма обладает рядом особенностей. Для того, что действие сохраняло логическую стройность, классицисты видвинули требование «трех единств» единства места, единства времени и единства действия.

Вучалара лезги стхаяр

touch.otvet.mail.ru