муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа №78". Что делает школьный психолог


Что делает

Что делает психолог в школе?

 

Уже более 20 лет прошло с момента, когда первые практические психологи пришли работать в школы. Но до сих пор вопрос о деятельности психологической службы волнует учеников, родителей, учителей. Некоторые до сих пор склонны видеть в профессии некоторый высший мистический смысл, а другие наоборот, представляют работу довольно примитивно. Это можно понять, т.к. в среде самих психологов до сих пор идет поиск, и не утихают разговоры о месте и роли психологической службы в образовательном учреждении. Следует отметить, что наряду с социально-педагогической службой, психолого-педагогическая – самая молодая в системе образования. Она постоянно развивается, совершенствуется, приобретая новый опыт и формируя потребность в ней у всех участников образовательного процесса.

Деятельность службы осуществляется в соответствии с основными нормативными документами 1996 г. В них, в частности, прописаны основные направления деятельности педагога-психолога: диагностическое, психопрофилактическое, коррекционно-развивающее (для соответствующих образовательных учреждений), консультативное, а также – психологическое просвещение. Как видим, ничего сверхъестественного в работе психолога нет. А сам он обычный живой человек, выполняющий свою работу. Существует кардинальное отличие психолога от психиатра или психотерапевта. Работа двух последних относится к медицине, отклонениям от нормы, патологии. Психолог же работает «с нормой».

Деление между основными направлениями деятельности педагога-психолога весьма условно; скорее они взаимно проникают и дополняют друг друга, образуя некоторую целостную систему. В работе каждого педагога-психолога все эти направления обязательно присутствуют. Однако степень выраженности той или иной работы может быть разная. Так, например, в специальных коррекционных образовательных учреждениях основной акцент сделан на коррекционно-развивающую работу, как самой необходимой. Количество детей в таких школах и детских садах значительно меньшее, нежели в общеобразовательных учреждениях, и психолог имеет возможность «напрямую» (непосредственно) работать с каждым ребенком. И зарплату он получает именно за такую работу.

Иная ситуация в общеобразовательной школе. Здесь столько учеников, что психолог не имеет возможности непосредственно работать с каждым, да и основной запрос общеобразовательной школы иной.  Сосредоточиться на работе с отстающими или проблемными учениками было бы неправильно, хотя бы потому, что это неизбежно скажется на «охвате» психологическими услугами других, менее проблемных учеников, ущемлении их прав, свертыванию прочих видов работ и как следствие – нерациональному использованию средств налогоплательщиков. Замечу, что педагог-психолог общеобразовательной школы получает свою зарплату  именно за охват всех учеников примерно в равной степени.  Модель «прямой», непосредственной работы с учеником не подходит для общеобразовательной школы, она не эффективна. Где же выход? Как можно организовать работу, чтобы выполнить эти условия?

Существует иная «опосредованная» модель деятельности педагога-психолога общеобразовательной школы, наиболее адекватная потребностям современной системы образования. Согласно этой модели деятельность психологической службы выстраивается через образовательную среду (или образовательный процесс) в целом.

В самом деле, кто ближе всего расположен к ребенку? – Родители, близкие друзья. Это первый, ближний круг, который оказывает самое сильное влияние на развитие и воспитание человека. Не менее важный, но все-таки более дальний – учителя и сверстники в школьном коллективе. При этом понятно, что учителя начальной школы, которые имеют возможность каждый день общаться с детьми, более влиятельны, нежели их коллеги в средних и старших классах. Администрация школы, а также все специалисты (педагог-психолог, в частности) объективно стоят еще дальше от ученика, их прямое влияние самое незначительное,  поэтому и встает необходимость организации опосредованного (непрямого) влияния их на учеников через образовательную среду и других участников образовательного процесса: учителей, родителей, сверстников.

Образовательная среда включает в себя собственно образовательный процесс (процесс обучения и воспитания, а точнее эффективные способы обучения и воспитания), деятельность и общение учителя с учеником и родителями, а также социально-психологические процессы в классных коллективах (общение со сверстниками). Вот почему в нашей школе педагог-психолог уделяет особое внимание инновационной деятельности по 2 основным направлениям: «Освоение современных развивающих подходов в образовании» и «Управление воспитательной работой в школе по результатам мониторинга межличностных отношений».

Стержневая проблема первого направления – повышение психолого-педагогической компетентности учителя и освоение им современных развивающих методов, подходов в образовании. Современные требования системы образования не ограничиваются передачей знаний от учителя ученику. Знания не цель, а средство развития интеллекта, личности в целом. Задача учителя – не просто «пополнить копилку» знаний ученика, а выстроить процесс обучения так, чтобы ученик самостоятельно активно усваивал новые знания, развивая свой потенциал. Именно эти требования отражаются в новых  стандартах образования. За годы учебы в школе каждый ребенок должен воспитать в себе потребность в самообразовании и саморазвитии, т.к. только эти качества обеспечат ему успешность в нашем стремительно меняющемся мире. Это задача очень сложная. Далеко не каждый учитель способен поставить перед собой такую задачу и решать ее; помочь в этом учителю призван психолог. В силу своих профессиональных знаний, взгляд психолога на процесс обучения более глубокий, нежели у учителя традиционной школы. Не случайно развивающие образовательные программы нового поколения созданы ведущими психологическими школами в сотрудничестве с педагогами. Не случайно появление первых психологов в школах в конце 80-х совпало с периодом активного освоения педагогами современных развивающих подходов и программ. И далеко не всегда  альтернативный психолого-педагогический смысл программ нового поколения понятен учителю. Освоение этого нового смысла учителем идет гораздо эффективнее в содружестве с психологом.

Чтобы было понятнее, приведу простой пример. На уроке учитель читает детям несколько слов и просит их запомнить, потом ученики называют запомнившиеся. По мнению учителя, таким образом развивается память учеников. Однако у психолога при этом другое мнение. Тренировка механического запоминания небольшого объема отвлеченных слов малоэффективна по следующим причинам:

- механическое запоминание лучше всего развито у детей 2-5 лет, и она не может обеспечить полноценного усвоения знаний в связи с ограниченным объемом;

- суть развития памяти состоит в овладении ребенком эффективными приемами запоминания, наоборот «уводящими» от механического способа, и позволяющими оперировать постоянно возрастающими объемами информации;

- эффективное овладение приемами осмысленного, ассоциативного запоминания осуществляется путем ежедневной, «каждоурочной» определенным образом подаваемой учебной информации. В этом как раз и состоит сложный процесс преобразования «традиционных» знаний в «развивающие».  

            В связи с этим вызывают также большое сомнение занятия  по развитию психических познавательных процессов, которые обычно проводят начинающие психологи. Ни одно специальное, самое лучшее упражнение (занятие), проводимое в 1 раз в неделю, не сравнится по эффективности со всеми предметными уроками, выстроенными с учетом психологических закономерностей, т.е. в современном, развивающем ключе (напомним, речь идет об общеобразовательной школе). Психологическое сопровождение, оптимизирующее  образовательный  процесс, усиливающее его развивающий характер, – вот сложнейшая и актуальная для современной системы образования задача педагога-психолога.

            Вторая по сложности и значимости задача, связанная с инновационным направлением работы «Управление воспитательной работой в школе по результатам мониторинга межличностных отношений», – создание и регулирование благоприятной, психологически комфортной ситуации в классных коллективах. Человек становится личностью только в социальной среде. Школа – один из самых важных социальных институтов в жизни человека. Поэтому умение выстраивать свои отношения с окружающими (взрослыми и сверстниками) способствует развитию личности ученика, его социализации и социальной адаптации. Развитие коммуникативных качеств личности (доброжелательности, терпимости, активности, уважения к личности другого человека и т. д.) – один из главных показателей воспитанности ученика.  Психологически комфортная социальная ситуация в классе и школе является необходимым условием  успешности обучения и воспитания всех и каждого, а также результатом деятельности педагогического коллектива в целом.

            Таким образом, деятельность педагога-психолога общеобразовательной школы, нашей в частности, направлена на решение задач оптимизации образовательного процесса (образовательной среды). Эта работа – не мановение «волшебной палочки», а кропотливая, подчас незаметная для окружающих деятельность. Но в современном обществе, в системе образования она необходима. Ее результаты -  позитивные изменения в интеллектуальном и личностном развитии учеников, характере отношений взрослых и детей, профессионализме учителей, обоснованности управленческих решений.

            Мне хочется закончить словами одного выдающегося ученого, которые запомнились еще со времен студенчества: «Присутствие психолога в коллективе иногда бывает незаметно, зато всегда бывает заметно его отсутствие…»

           

           

 

 

school78.edu.yar.ru

когда к нему нужно обращаться и чем он может помочь?

Приходилось ли вам когда-нибудь обращаться к школьному психологу? Наверное, многие родители ответят на этот вопрос примерно так: «К счастью, нет». А зря… Должность педагога-психолога была включена в номенклатуру должностей педагогических работников довольно давно, около 20 лет тому назад. Сегодня психолог есть во многих школах, а в некоторых образовательных учреждениях даже созданы собственные службы психологической помощи, куда бесплатно могут обращаться как дети, так и родители. Однако, несмотря на это, родители до сих пор не понимают, кто такой — этот школьный психолог, и считают, что к нему нужно идти только в том случае, если у ребенка что-то не в порядке с психикой. Мы решили развенчать этот миф и рассказать о том, чем может быть полезен школьный психолог каждому ребенку.

Основные принципы работы школьного психолога

В первую очередь, школьный психолог — это специалист, который обязательно должен иметь высшее психологическое образование, и для него в первую очередь действуют правила Этического кодекса психолога.

Согласно кодексу, любая информация об учениках должна храниться в сейфе у школьного психолога, доступ к которому есть только у него, и он не имеет права разглашать сведения третьим лицам. Исключение составляет информация о противоправных действиях: если психологу становится известно о совершенном преступлении или подготовке к преступлению, он обязан сообщить об этом в правоохранительные органы.

Кроме того, психолог обязан сообщать клиенту (в случае школьного психолога — школьнику) о результатах любого исследования, которое проводилось.

Еще один важный принцип, которым должен руководствоваться школьный психолог — принцип непредвзятости. Задача специалиста — выслушивать разные, порой противоречивые, мнения и разбираться в них. Основной плюс этого принципа заключается в том, что психолог не заинтересован в разрешении конфликта в чью-то пользу — он смотрит на ситуацию со стороны и нейтрально относится к конфиденциальной информации. Психологи проходят специально подготовку, в результате которой способны создавать атмосферу доверия и находить контакт с любым клиентом, даже самым сложным.

Чем психолог может помочь ребенку?

К психологу стоит обращаться в любых ситуациях, касающихся школьника и его семьи. Школьный психолог может помочь с вопросами профориентации, с решением проблем в семье, в межличностных отношениях, с учебой и т. д. Однако не нужно воспринимать школьного психолога исключительно как специалиста, который работает с проблемами детей. Его роль позитивна — он помогает ребенку безболезненно пройти стадии социализации и раскрыть свой потенциал.

Работать с детьми психолог начинает еще до школы: он участвует в составлении программы тестирования будущих первоклассников, может проводить с ними собеседования, выявлять степень готовности к школе и давать родителям полезные рекомендации.

Вообще основную часть своего рабочего времени школьный психолог посвящает различного рода диагностикам. Например, он может выяснить, успешно ли у первоклассников проходит процесс адаптации к школе. Специалист проводит тестирование, результаты которого передает учителям и администрации школы, но только в виде общего итога (например, «70% учеников успешно адаптированы»). Данные о конкретных учениках не могут быть разглашены, а с неадаптированными детьми психолог должен работать лично и конфиденциально, чтобы справиться с проблемой.

Также психолог может проводить диагностику детско-родительских отношений, исследовать отношения внутри класса, изучать особенности личности школьников, уровень их мышления, внимания. Важная составляющая работы школьного психолога — профориентационная диагностика, которая помогает разобраться в способностях учеников и распределить их по профильным классам — в гуманитарный, в технический, в научно-естественный и т. д.

Часто именно благодаря тестированиям и исследованиям психолог выявляет проблемы как во всем классе, так и у конкретных учеников, которые пока еще незаметны со стороны, но которые могут перерасти в катастрофу. В этом случае школьный психолог должен проводить коррекционные занятия, которые могут быть как групповыми, так и индивидуальными. Так, например, если в классе обнаруживаются «симптомы» буллинга (травли), то психолог должен выявить жертву и зачинщиков, провести беседы со всеми, кто задействован в травле, разобраться в причинах такого отношения одноклассников друг к другу, провести ряд групповых занятий, направленных на сплочение коллектива, и, конечно, помочь жертве буллинга справиться с ситуацией.

Когда к психологу стоит обращаться родителям?

Еще одна задача школьного психолога — консультирование родителей и учителей. Причем, вопросы, с которыми взрослые обращаются к этому специалисту, могут быть разными, и совсем необязательно, что это будут проблемы. Мама может прийти к психологу, чтобы просто спросить, хорошие ли у ее ребенка отношения с одноклассниками, нет ли у нее трудностей с профориентацией или адаптацией (если, например, ученика перевели в новую школу) и правильно ли родители строят отношения с подростком. Если в семье возникают ситуации, которые травмируют ребенка (развод родителей, смерть кого-то из близких, серьезные материальные трудности), то мать или отец также могут прийти и рассказать о них психологу, чтобы специалист был в курсе, внимательнее следил за поведением ребенка и был готов оказать ему поддержку.

Если же ребенок стал замкнутым, необщительным, если он не хочет ходить в школу или же часто приходит домой в слезах, то это тоже повод как можно скорее обратится к школьному психологу. Вообще любые ярко выраженные изменения в поведении ребенка должны насторожить родителей, и в этом случае лучше вовремя попросить помощи у специалиста, чем ждать, пока ситуация выйдет из-под контроля и обернется катастрофой. Возможно, что никаких серьезных проблем психолог не выявит, но подскажет, как поддержать школьника и сохранить с ним доверительные отношения.

Часто к школьным психологам обращаются и учителя за помощью в разрешении конфликтов с учениками, а также в случае, если у школьника резко упала успеваемость, и учитель не может понять, почему это произошло. Тогда по запросу педагога психолог проводит диагностику и, если это необходимо, коррекцию. В моей практике был случай, когда у ученика упала успеваемость, с чем ко мне обратился его классный руководитель. А в итоге я выявила суицидальные наклонности у школьника и долго работала с ним в дальнейшем для устранения этого патологического состояния.

В целом, школьный психолог осуществляет деятельность, направленную на сохранение психологического здоровья школьников. И если вы до сих пор не знаете, где в вашей школе находится кабинет психолога, то, может быть, пришло время об этом узнать и познакомиться со специалистом, который не менее значим, чем классный руководитель?

Екатерина Сафонова

www.ya-roditel.ru

Школьный психолог: быть в гуще событий / Newtonew: новости сетевого образования

По новым образовательным стандартам каждое учебное заведение должно обеспечивать психологическое сопровождение своих учеников. Что собой представляет это «сопровождение», из документов не совсем понятно, но школы привычно «взяли под козырёк» и спешно ввели в штатное расписание положенную должность — психолога.

Служебные обязанности специалиста с опасной приставкой психо- в стандартах обозначены весьма расплывчато, поэтому для начала должность превентивно бюрократизировали. Школьный психолог подчиняется множественным локальным актам, часть которых сочиняет сам, пишет планы и отчёты. С бумажной стороной его работы дела обстоят неплохо.

О том, какая роль школьного психолога на самом деле, зачем он нужен и чем должен заниматься, мы поговорили с Романом Золотовицким, сертифицированным психодраматистом и социодраматургом, консультантом Центра проблем аутизма и преподавателем Московского института психоанализа, психологом инклюзивной школы №1465 г. Москвы.

 

Роман Золотовицкий

член Британской ассоциации психодрамы и социодрамы, преподаватель МГУ, РАТИ (ГИТИС)

Несмотря на то, что психологи работают в школах довольно давно, профессия школьного психолога остаётся непонятной ни функционально, ни методически. Ситуация в школе вообще находится в постоянном сползании то в одну, то в другую сторону. Требования к педагогам меняются. Меняются взгляды и точки зрения, и только в административном плане отчетности всё прибывает.

Из старого понимания роли психолога перенимают очень много инструментов, которые для школы абсолютно не подходят. Например, психодиагностика. В школе она может быть только диагностикой ситуации в целом. Индивидуальная психодиагностика не нужна, да и некогда её делать. Она отвлекает, а школьному психологу надо быть в центре событий. Он не должен работать по следам, по жалобам, по обращениям.

Обращение — это значит, что мы опоздали, что мы плетёмся в хвосте событий.

А работать надо на предупреждение. Школьный психолог должен быть в курсе любого конфликта между учениками, учителями и, конечно, в эпицентре любого конфликта между учеником и учителем.

Кадр из фильма «Опасная профессия»

Источник: premiere.fr

Он должен идти по коридору и не просто здороваться, а называть всех по именам, перекидываться парой фраз, ловить шестым чувством флюиды напряжённости между людьми.

Двадцать минут большой перемены — самая главная завязка, главное погружение в работу. Если в это время психолог будет сидеть в кабинете, то ничего, кроме малоэффективного разгребания «обращений», у него не получится. Его задача быть в гуще, внутри происходящего, и делать это происходящее максимально прозрачным для всех, выстраивая общение и отношения с помощью своих профессиональных инструментов.

Детская ситуация: как в ней разобраться

В школе существуют два совершенно разных народа — ученики и учителя. У них абсолютно разные мотивы, отношения, желания и восприятие происходящего. Наши педагоги часто не очень понимают, что такое детская ситуация. Они существуют отдельно, и им только кажется, что они знают, «кто первый начал». Плохо, когда ученики в курсе происходящего, а учителя нет.

И никогда «заявительная» система, когда психолог реагирует на внешние сигналы, не даст своевременную и достоверную информацию. Даже если у психолога есть «разветвлённая разведывательная сеть» — это не то. Таким образом к нему будут притекать только криминальные сведения. Он будет внутри системы презумпции виновности, которая у нас царит в школах.

Мы живём с посттравматическим сознанием, и слоган воспитательной работы почти в любой школе звучит как у чеховского героя Беликова — «кабы чего не вышло». Над учеником висит дамоклов меч вины.

Иногда, панически боясь проблем, учителя и вовсе переходят черту. Например, если в школе есть коррекционный класс, то в какой-то момент раздражённая учительница может припугнуть ученика, чьим поведением она недовольна — «смотри, будешь себя так вести, пойдешь в класс к дуракам». Эта фраза значит, что все мы очень сильно проиграли, и расхлебывать ситуацию придется долго, потому что вслед за взрослыми дети долго могут повторять ещё много всяких гадостей, унижая друг друга.

Конечно, надо понимать наши ограничения, но всё-таки попытаться в детскую ситуацию влезть. Например, пусть как-нибудь на тренинге взрослые поиграют в детей. Пусть это будет что-то спонтанное — социодрама, в которой встретятся разные силы, и каждый сможет взглянуть на одну и ту же ситуацию с разных сторон. Вообще педагог, у которого «внутренний ребенок» как-то проявляет себя, уже на порядок менее тревожен, поскольку имеет больше жизненного опыта и способен овладеть групповой динамикой не по учебнику.

В пединститутах не делают акцента на отношениях детей и к детям, на групповой динамике. Все эти свойства отношений проходят очень расплывчато в курсе психологии. Но если ты не понимаешь, что такое класс как группа, ты не сможешь понять, что в нём происходит.

Всякий, кто сталкивался с группой в качестве ведущего, знает, что есть множество нюансов, которые ведущий не может контролировать.

Источник: pinterest.com

Учебный процесс состоит, как минимум, из двух частей — из обмена знаниями и бурлящей групповой динамики детей.

Взрослый становится частью этой динамики не только тогда, когда ему подкладывают кнопку на стул. Педагог, старающийся этой динамики избегать, попадает в очень опасную ситуацию — становится просто охранником учебного процесса. Всем знакомая ситуация: раздражительная, безумно усталая учительница, не замечающая, как она рявкает на каждого, кто покушается на её учебный процесс, как охранник носится по классу и пытается заставить детей слушать, — конечно же, неэффективно.

А нужно просто уметь оглядываться.

Держать под наблюдением большой круг людей. Смотреть, не фокусируя внимания на одном, а воспринимать ситуацию целиком.

Бывают педагоги, которые не видят группу и не слышат. Я встречал педагогов, которые очень любят свою работу, но не умеют держать группу. Если же учитель, не владеющий групповой динамикой, не уверен в себе как человек, то его вооружённое профессионализмом «Я» идёт вразнос, давит и детей, и его самого. И вот тут школьный психолог должен это увидеть и принять меры.

Начинать надо с учителей…

И прежде всего, с начальной школы. Требования к педагогу начальной школы выше, условия работы тяжелее. Но педучилища не дают понимания того, какими сейчас бывают дети, с какими видами сложного поведения придётся работать.

Например, гиперактивность. Гиперактивный ребенок с прекрасно развитым интеллектом легко овладевает знаниями, но в то же время доводит учительницу до белого каления. Не владея никакими методиками, она пытается увещевать родителей. Родители воспринимают это как то, что она хочет переложить на них свою вину (что часто не лишено оснований). Любой анализ или диагностика приводит к расследованию. И тут мы уже переходим в область медицины и начинаем «лечить больной орган». А надо менять ситуацию в целом.

Но ещё хуже, если педагог что-то «психологическое» почитала. Тогда она начинает «видеть», и это знание её сильно портит, искажая работу практически до профнепригодности.

Источник: pinterest.com

Школьные психологи должны стать тренерами педагогов.

Это не сложней, чем работать с детьми. Более того, если у специалиста с детьми получается, значит и со взрослыми дело пойдет. Но не наоборот.

Когда я обучаю бизнес-тренеров, я советую им хотя бы один раз в год на два часа приходить в школу и проводить игру с детьми. После детей уже никакие советы директоров не страшны.

Инклюзия и коррекция

Скоро у нас все школы будут инклюзивными. Логика эксклюзии обречена, хотя бы потому, что сейчас по статистике 1,5% детей рождаются с различными расстройствами аутичного спектра. Это огромная цифра. Мы имеем дело уже не с эпидемией, а с пандемией. Это значит, что в каждом классе будет такой ребенок.

Коррекционная же система ничего не корректирует. Она может подучить каким-то бытовым навыкам, но и только. 

Мы слишком увлеклись специализацией, начали плодить «виды детей», разделили их на восемь типов специализированных школ. Но аутисты не вписываются ни в один из них.

Создавать очередной, девятый вид — абсолютно тупиковый путь. Коррекционные школы для них не подходят. Аутичные дети и так испытывают огромные сложности с общением. Заперев их в социальном вакууме семья/спецшкола, мы лишь усугубим ситуацию — вырастим тысячи людей, не способных жить без поддержки окружающих.

Ужас в том, что вся наша коррекционная педагогика считает себя наследницей Выготского, делая его основателем современной дефектологии. С помощью некоего набора приёмов и диагностических инструментов дефектологи измеряют, чем ребенок плох. Считается заслугой изучать сложную структуру дефекта, но на самом деле природа происходящих в человеческом мозге процессов во многом неясна.

Неврологи утверждают, что современная гиперактивность, например, связана с различными проблемами иммунитета, с экологией, с врождёнными патологиями, которые долго невозможно распознать. Всё, что касается мозга, остаётся тайной за семью печатями. Но признать это и остановиться никто не хочет.

Если у ребенка поведенческие проблемы, его рано или поздно отправляют к психиатру. Дальше всё обычно происходит по стандартному сценарию. Ребенку выписывают препараты. Они не помогают, тогда психиатр увеличивает дозу. Когда и это не даёт результатов, препарат заменяют. Такой курс терапий может продолжаться до бесконечности. Родителям же просто страшно, и они уже не замечают, что фактически на их ребенке проводится эксперимент.

Что наша жизнь? Игра!

Школьному психологу нужно не просто быть в центре событий — он должен эти события генерировать сам. Игра — отличный инструмент, который помогает узнать, как обстоят дела, что-то изменить, предотвратить, наладить и даже просто ближе «познакомить» учителей и учеников друг с другом.

Как-то я попросил второклассников принести их любимые игрушки, и целый урок мы выстраивали отношения между игрушками. Когда игра закончилась и дети ушли, их учительница сказала «Ну надо же, оказывается, какие они».

Кстати, учительницу я тоже попросил принести любимую игрушку. Жаль, что она не играла. Но игрушку принесла.

Однажды одна учительница обратилась ко мне с вопросом — что делать, если ребенок боится темноты, когда в классе используется проектор и выключается свет. Не показывать фильмы нельзя. Другие дети их любят, а этот мальчик рыдает, его трясет, начинается истерика.

И тогда я предложил поиграть с ним в темноту, не гася свет. Причём поиграть честно, соблюдая все нюансы. Сначала мы убедились, что ребёнок чувствует себя в безопасности, а потом мало-помалу начали воспроизводить обычный порядок действий. Игра могла быть прекращена в любой момент по желанию ребенка. Совсем не факт, что всё получилось бы с первого раза. Но медленное, постепенное расширение зоны комфорта ребенка в итоге всё равно дает огромный прогресс.

На такого рода игры я всегда приглашаю какую-то часть остального класса. В дальнейшем эти дети станут опорой в адаптации «главного героя» нашей игры. Из них сформируется структура помощников, способных предотвращать различные негативные явления в классе вроде травли и дискриминации слабых.

И вообще такие акции (не обязательно в прямом смысле игра, но любое действие с отношениями и ролями) очень развивают класс как целое.

Источник: gabrielle-price.blogspot.ru

Смягчаются вертикальные неформальные подчинения, зависимые и невзаимные отношения, борьба за внимание, изолированность, равно как и «звёздность» отдельных учеников. Этими притяжениями и отталкиваниями занимается вообще-то социометрия, но здесь я говорю в целом о миссии школьного психолога, который через события в классах не только сильно влияет на положительную динамику отношений и развитие детей, но и позволяет контролировать всё огромное, на самом деле, пространство школы.

Чтобы играть эффективно, школьному психологу нужно владеть социодраматическими приёмами и технологиями, знать социометрию, групповую диагностику, практику реабилитации, психологию отношений, теорию ролей, профилактику травли и многое другое.

Школа — это место, где учатся не только дети, но и учителя, родители, да и вообще любой человек, туда попадающий.

Только осознав необходимость постоянного самосовершенствования всех участников образовательного процесса, мы сделаем школу безопасной и продуктивной средой для роста и воспитания наших детей.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

newtonew.com

Зачем нужен психолог в школе? Методы работы психолога

Психолог, работая в школе, неразрывно связан со всей ее структурой (учебным процессом). Но школа – это большой социум, где психолог работает с детьми, родителями и педагогами.

Но какие же основные методы работы психолога в школе? Рассмотрим их.

Психолог может вести уроки по психологии, если таковы имеются в школе. Так же в обязанности психолога входят коррекционная и диагностическая работа. Это может быть диагностика эмоциональной сферы или диагностика тревожности. При низких результатах, проводится с ребенком коррекционная работа. Эта работа может вносить в себя различные методы воздействия (коррекции) (игры, упражнения, арт-методы) в зависимости от возраста ребенка. Проведение классных часов тоже входит в работу психолога. Если требуется, составление психолого-педагогической характеристики на ребенка, будь то для родителей или в иные инстанции. Консультативная деятел ьность так же важное направление в работе психолога. Психолог находится в центре социума, где рождаются, существуют и развиваются как положительные, так и отрицательные взаимоотношения педагогов с детьми.

Ребенок первый раз приходит в школу, столь радостное событие для него. Новые люди, первая учительница, смена всего, что было до этого. И тут, чтобы не упустить момент, работа педагога и психолога очень важна. Только работая в команде, школа и получает звание социального института знаний. Психолог через освоение поведения, помогает ребенку усвоить первый опыт в межличностных отношениях, усвоение знаний и многого другого.

Многие думают, что психолог в школе занимается только диагностикой, но это не так. Главной целью психолога, считается создание для ребенка условий жизненных систем и выбор этих систем. А у ребенка при совместной работе психолога и педагогического коллектива формируются условия для создания уверенной личностной позиции.

Ведь только психолог выступает важным звеном между педагогами и детьми для решения различных проблем. От хорошей работы психолога завися условия формирования педагогических задач.

Психолог может разобраться в причинах агрессии, плохой учебы детей. Вот тут появляется связь с родителями, им просто необходим контакт с психологом. Кто как не их родители лучше знают своего ребенка и его поведение. Так же, если ребенку необходима помощь другого специалиста, чем психолога в школе, тогда психолог поможет перенаправить, дать рекомендации. Работа психолога в школе очень сложна и многогранна. Поэтому она должна осуществляться достойно и правильно.

psycholog-school.ru

ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ - ЭТО… | Социальная сеть работников образования

Психолог осуществляет психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса с целью обеспечения нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

В функции школьного психолога входят: психологическая диагностика; коррекционная работа; консультирование родителей и учителей; психологическое просвещение; участие в педсоветах и родительских собраниях; участие в наборе первоклассников; психологическая профилактика.

Психологическая диагностика включает в себя проведение фронтальных (групповых) и индивидуальных обследований учащихся с помощью специальных методик. Диагностика проводится по предварительному запросу учителей или родителей, а также по инициативе психолога с исследовательской или профилактической целью.

Коррекционные занятия могут быть индивидуальными и групповыми. В ходе их психолог старается скорректировать нежелательные особенности психического развития ребенка. Эти занятия могут быть направлены как на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление), так и на решение проблем в эмоционально-волевой сфере, в сфере общения и проблемы самооценки учащихся.

Консультирование родителей и учителей — это работа по конкретному запросу. Психолог знакомит родителей или учителей с результатами диагностики, дает определенный прогноз, предупреждает о том, какие трудности могут в будущем возникнуть у школьника в учебе и общении; при этом совместно вырабатываются рекомендации по решению возникающих проблем и взаимодействию со школьником.

Психологическое просвещение заключается в том, чтобы знакомить учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка. Оно осуществляется в ходе консультирования, выступлений на педагогических советах и родительских собраниях.

Все перечисленные выше функции школьного психолога позволяют соблюдать в школе психологические условия, необходимые для полноценного психического развития и формирования личности ребенка, то есть служат целям психологической профилактики.

Вопросы, по которым можно и нужно обращаться к школьному психологу: 

  • Трудности в учёбеНекоторые ребята учатся не так хорошо, как им хотелось бы. Причин тому может быть масса. Например, не очень хорошая память, рассеянное внимание или недостаток желания, а может быть, проблемы с учителем и непонимание, зачем всё это вообще нужно. На консультации мы постараемся определить, в чём причина и каким образом это исправить, другими словами, попробуем найти, что и как необходимо развивать, чтобы учиться лучше.
  • Взаимоотношения в классеЕсть люди, которые запросто находят контакт с другими, легко общаются в любой, даже незнакомой компании. А есть, и их тоже очень много, такие, которым сложно знакомиться, сложно строить хорошие взаимоотношения, сложно находить друзей и просто чувствовать себя легко и свободно в группе, например? в классе. С помощью психолога можно найти способы и личные ресурсы, изучить приёмы для построения гармоничных отношений с людьми в самых разных ситуациях.
  • Взаимоотношения с родителямиИногда бывает так, что теряются общий язык и тёплые отношения с нашими самыми близкими людьми - с нашими родителями. Конфликты, ссоры, отсутствие взаимопонимания – такая ситуация в семье обычно приносит боль и детям, и родителям. Некоторые находят пути решения, а другим это сделать достаточно трудно. Психолог расскажет вам о том, как научиться строить новые отношения с родителями и научиться понимать их, и как сделать так, чтобы и родители понимали и принимали вас.
  • Выбор жизненного путиДевятый, десятый и одиннадцатый класс - время, когда многие задумываются о будущей профессии и вообще о том, как бы они хотели прожить свою жизнь. Если вы не уверены? каким путём вы хотите пойти, всегда есть возможность пойти к психологу. Он поможет вам осознать свои мечты, желания и цели, оценить свои ресурсы и способности и понять (или приблизиться к пониманию), в какой сфере (сферах) жизни вы хотите реализоваться.

Самоуправление и саморазвитиеНаша жизнь настолько интересна и многогранна, что постоянно ставит перед нами массу задач. Многие из них требуют недюжинных усилий и развития в себе самых разнообразных личностных качеств, навыков и умений. Можно развивать навыки лидерства или навыки ведения спора, логическое мышление или творческие способности. Улучшать свои память, внимание, воображение. Можно учиться управлять своей жизнью, ставить цели и эффективно достигать их. Психолог - человек, который владеет технологией развития тех или иных качеств, навыков и умений и с удовольствием поделится этой технологией с вами.

nsportal.ru

Какие проблемы решит школьный психолог

Большинство родителей, чьи дети приближаются к возрасту шести-семи лет, о школьных психологах знают только понаслышке. Ведь раньше таких специалистов не было, и многие родители просто не понимают, чем они могут помочь ребенку и детскому коллективу в целом. Основная задача психолога в школе — создание комфортных условий, как для учеников, так и для педагогов.

Чем отличается школьный психолог от детского психолога? Детские занимаются гармоничным развитием личности ребенка, начиная с самого младшего возраста, а школьные охватывает именно период школьной жизни ребенка.

В последние годы в большинстве школ существует специальная дошкольная подготовка. Дети за год до школы начинают посещать группу, где с ними занимаются те учителя, которые, как правило, будут обучать их в будущем. Таким образом ребенок может заранее адаптироваться к новым условиям. Школьный психолог обязательно присутствует при приеме и распределении детей по классам и консультирует родителей и ребенка, дает рекомендации, как и чем лучше заниматься перед поступлением в первый класс. Есть школы, где не ограничиваются одним психологом, а создают целую психологическую службу. В нее входят психолог, и, может быть, даже не один, логопед, социальный педагог и часто дефектолог. Такой состав специалистов может продуктивно работать с весьма серьезными проблемами.

Психолог — человек для школы просто необходимый, что доказывает практика последних лет. И кабинет у него должен быть соответствующий — помещение, разграниченное на несколько зон: для индивидуального приема, для групповой работы, зона релаксации (спокойное место, где можно было провести релаксационные упражнения).

Школьный психолог должен постоянно проходить курсы повышения квалификации и подтверждать это соответствующими сертификатами, которые родители могут увидеть в его кабинете. Тогда вам сразу станет понятно, что человек к своей работе не равнодушен и делает ее хорошо.

В этом разделе: Новости партнеров

Если ваш ребенок пошел в первый класс, его знакомство с психологом произойдет на развивающих занятиях, которые направлены на сплочение коллектива и на более мягкую адаптацию. В них участвует также и классный руководитель. Такие занятия проводятся, чтобы дети могли ознакомиться с разными способами коммуникации: так они учатся общаться не только вербально, но и невербально, изучают внутренний мир свой и одноклассников. Детей учат толерантности, объясняют им, что нужно принимать друг друга такими, какие они есть, чтобы даже ребенок инвалид мог прийти учиться в школу. Ведь дети часто бывают очень жестоки и могут смеяться и подшучивать над более слабыми. Задача психолога — суметь сгладить эту ситуацию.

Психолог может также помочь ребенку наладить отношения с одноклассниками, если они не складываются. И не стоит торопиться переводить его в другую школу — это не решение проблемы. Вполне может быть, что у ребенка появится еще больше комплексов и чувства тревоги. Ведь в одном классе у него уже не сложилось общение, и если не решить проблему на месте, в другую школу он уже попадет с этим негативным опытом и будет еще больше переживать.

Часто случается, что у учителя складывается впечатление, что ребенок не может усвоить его предмет. И педагог самостоятельно не может понять причину: он непонятно объясняет или у ученика недостаточно знаний, или не сформированы какие-то умения и навыки. В этом случае школьный психолог поможет со стороны оценить проблему и найти наилучшее решение.

Иногда психолог направляет детей и родителей в психологический центр. Не стоит этого бояться, на самом деле — это хорошая возможность проконсультироваться еще у одного специалиста (невролога, психотерапевта), что позволит вашему ребенку получить помощь, которую в школьных условиях просто не могут оказать (например, арт-терапия, песочная терапия, релаксация).

Бывают, правда, такие случаи, что родители, наоборот, по той или иной причине отказываются от работы с психологом, а помогать без их согласия психолог не имеет права. В современных школах при наборе в первый класс родители подписывают заявление, где в письменном виде подтверждают свое согласие.

Также психологи не советуют выносить конфликты между ребенком и учителем на родительское собрание, на всеобщее обсуждение. Лучше решать подобные вопросы в индивидуальном порядке, в приватной беседе с ребенком, родителями и учителем.

Важная часть работы школьного психолога — тесты и тренинги по нескольким направлениям. Это может быть и диагностическая работа (тестирование, опросы, анкетирование), в средней и старшей школе — профилактика зависимостей (курение и алкоголизм), а также асоциального поведения в целом. Часто психологи проводят консультирование родителей, как индивидуальное, так и с привлечением других специалистов.

И совсем не стоит ждать какого-то особого случая для знакомства со школьным психологом. Можно просто прийти и узнать, какие мероприятия тот планирует провести в учебном году и, если они покажутся вам интересными и полезными, заранее спланировать участие в них вас и вашего ребенка. Это пойдет только на пользу и вам, и вашему школьнику!

Читайте также:

Игры с ребенком на природе

Как справиться с экзаменационным стрессом

Дети в полных семьях растут быстрее

Наталья Пушина  '; //-->
Большинство родителей, чьи дети приближаются к возрасту шести-семи лет, о школьных психологах знают только понаслышке. Ведь раньше таких специалистов не было, и многие мамы и папы просто не понимают, чем они могут помочь ребенку и детскому коллективу в целом. Основная его задача в школе - создание комфортных условий и для учеников, и для педагогов.
http://www.missus.ru/articles/family/stories/28-05-2013/psiholog/8375

www.missus.ru

Для чего нужен школьный психолог

Психология становится все более популярной, а прфессия психолога становится все более и более востребованной. 

Но, как правило в большинстве школ к школьным психологам относятся с недоверием, причем не только родители, но и сами учителя.

Существует такое мнение что хороший психолог - это психолог с большим опытом работы и вложивший в свое образовние приличную сумму.

Как по вашему мнению, сейчас обстоят дела с психологами в школах? Для чего они нужны и насколько высок их уровень профессиональной подготовки? Есть ли в наших в школах хорошие психологи?

Тема психолога в школе для меня очень важна. Мне 39, на работу школьным психологом вышла в 19 лет, в сентябре, в начале третьего курса и  10 лет проработала в школе. Тогда, до окончания института совмещала стационар и работу. До сих пор испытываю глубокую благодарность к директору, который в образе девятнадцатилетней девочки увидел  преданность выбранной профессии и готовность работать.  1992 год - нет еще ни нормативов, ни правил, ни пакетов методик и документов. Свобода опьяняла своими возможностями. И сразу - открытие - выступать на зал родителей (50-150 человек) - страшнее, чем сдавать 7 экзаменов в сессии, а подготовить методический семинар для учителей - страшнее всех вместе взятых курсовых. И еще дети - тебе 19, а старшим учащимся - 15 и 17. Дух захватывает, но без фамильярности. Глаза горят, и тебя поддерживают: тренинги, группы. Каждое тестирование - потом лекция для старшеклассников о том, что было протестировано и что из этого получилось. Первые открытия на счет эмпатии, конфиденциальности и  человеческих отношений. Компетентность росла, школы менялись, а вопрос, для чего психолог в школе, остается и сегодня. 

Психолог в школе точно не спасатель душ. Для этого не остается места. Это скорее менеджер, существующий для того, чтобы совместить интересы учащихся и возможности учебного заведения, чтобы предотвратить… и не допустить… В виду этого специфика работы очень широкая: проблемная или творческая тема школы определяет направления, из них выстраиваются задачи и методическая работа школы, а основание для этого дает исследование психолога, которое проводится по традиционной схеме: адаптация первых, 5-х, 10-х классов. Объема работы хватает на год и еще с лихвой. Еще выплывают «обязательные темы»: профилактика насилия, работа с «группой риска», здоровый образ жизни и очень много другого. Для творчества, для индивидуального внимания времени не остается. Психолог становится буфером, который помогает школе составлять «бумажки» на каждый случай, если вдруг чего…В большой школе места для индивидуальной работы вообще не остается. Хорошо, если есть кабинет (часто его переделывают из бывшего туалета или подсобки). Символически, кабинет психолога и сам психолог в школе – это правая рука администрации и место сброса напряжения… А еще множество мелких запросов: «Поработайте с моим классом, там мальчики все время конфликтуют с девочками», как будто это новость. Или «вот, пусть теперь с тобой психолог разбирается». И психолог вместо «помогающего» становится «карательным» органом. А когда психолог все это воспринимает всерьез и хочет увидеть семью этого ребенка или хотя бы маму, то может услышать и такое: «нет, она очень занята, не придет».

Сегодня уже не 1992 год, и мы имеем возможность принимать участия в обучающих проектах разных психологических школ, да и путаница постепенно улеглась, на рынок психологических услуг пришли международные психотерапевтические школы – групповой анализ, гештальт, юнгианская психотерапия и другие. Но работа в школе для многих и сегодня - старт практической деятельности.

Школа – это именно старт, так как хочется развиваться, а школа – это очень ригидная система, в которой строгие устоявшиеся правила не дадут внести ничего нового. Методист (руководитель по профессиональной линии) скажет: «это не используйте, то не берите, на этого не ссылайтесь, терапевтическое упражнение не проводите, психокоррекцией не занимайтесь, туда лучше не лезьте». И в чем-то это правильно…

Сегодня уже общеизвестно, что практикующий психолог-консультант должен иметь не только теоретическую подготовку, но и  свой опыт личной психотерапии в индивидуальном или групповом процессе, свои постоянные супервизии, а значит принадлежать (идентифицироваться) с каким-то определенным направлением в психологии и психотерапии. Но внутренне зрелая личность может быть профессионалом и в школе, только надо понимать некие законы.

Во-первых, невозможно угодить всем – администрации, родителям, педагогам и ребенку. Значит надо четко формулировать свою позицию (хотя бы себе), и поддерживать свою «незаинтересованность» - быть со всеми и ни с кем одновременно. Желательно помнить, что главное – это интересы ребенка. Выберешь ребенка, значит будешь в конфронтации с педагогами или администрацией родителями. Выберешь педагогов, детей - будешь неугодным для администрации. Но быть «прослойкой бутерброда» - непосильное занятие и путь к профессиональному выгоранию. И выбирать все-таки придется, а значит, придется честно давать себе ответ: «Кто ты здесь и для чего?».

Во-вторых, важно понимать, что если захочешь развиваться, то придется делать выбор, куда идти учиться дальше, в какой сфере работать. Когда перерастаешь свой уровень, то система буквально выталкивает тебя. И с этим ничего не поделаешь. Работа в школе психологом – это работа во всех направлениях одновременно, значит рано или поздно придется встретиться с тем, какую сферу из этой работы предпочитаешь, или оставаться беспринципным всю свою профессиональную деятельность, ни к чему не имея предпочтений.

Так мы подходим к тому, что в школе есть те, кто работают, конфронтируют, предъявляя свою позицию, самоопределяясь в ней,  и потом выбирают свой путь, и те, кто работает тихо, скромно, невидно, и довольствуются долгие годы тем, что их не трогают. Следует ли тех или иных называть «плохими психологами» - сомневаюсь.

Но если родители хотят реальной помощи своему ребенку, то школьный психолог должен быть тем, кто в течение коллективной и индивидуальной работы поймет (продиагностирует) проблему, актуальную ситуацию и перенаправит к более узкому специалисту: на семейную психотерапию, к игровому детскому арт-терапевту.  Это значит, что школьному психологу необходимо об этом знать, иметь координаты, и самому испытывать доверие, так как психологическая индивидуальная помощь в рамках школы – это мало эффективное, а часто и проблематичное занятие.

В пространство личной работы  (с ребенком) всегда вторгаются администрация, учителя и родители. А без личного защищенного пространства невозможно доверие и глубокие личностные изменения. Глубокая личная работа с коллегами-учителями недопустима в принципе (кроме консультирования с точки зрения психологического сопровождения обучения и воспитания), так как терапевтировать своих коллег -  неблагодарное занятие (доказано обширной международной и отечественной практикой).

Получается, школьный психолог существует только для того, чтобы идентифицировать проблему и перенаправить… Но, если специалист перерастает этот функционал, то милости просим – его примет любая профессиональная ассоциация на обучение – арт-терапевты, системная семейная психотерапия, гештальт-терапия и т.д. или совсем другая сфера – HR-менеджмент и проч.

Это важно помнить и тем, кто ждет от школьного психолога чудес исцеления души или, наоборот, обесценивает его роль. Если с вашим ребенком все относительно спокойно (в рамках возрастной нормы), то вы, скорее всего, не попадете в поле зрения школьного психолога. И это хорошо…

А техника безопасности общения с этим специалистом говорит о том, что чем меньше он знает о вас, тем меньше вероятности, что это узнает кто-то другой… (Таковы условия работы в школе)

Важно еще помнить, ни одни личные данные по результатам психологического тестирования не могут быть обнародованы публично!!!  Но у нас еще нет судов по этическим вопросам, поэтому защищаться придется самим. Если у вас есть вопросы личного характера – надо искать психолога за пределами учреждения, и лучше совершенно незнакомого вам человека, принадлежащего к профессиональной ассоциации, имеющего личный опыт психотерапии и находящегося в процессе супервизионного сопровождения (консультирования более опытными коллегами). Это стандарты международной практики, которые стали уже правилом и для отечественных специалистов. 

www.all-psy.com