Бить или не бить ребенка – последствия физического наказания детей. Бьет детей


Ребенок бьет детей - что делать в такой ситуации? Почему ребенок бьет других детей?

Очень часто родителям приходится слышать жалобы воспитателей и учителей на то, что их дети проявляют жестокость и агрессию по отношению к своим сверстникам. Как правило, найти разумные причины того, почему ребенок бьет детей, получается далеко не у всех пап и мам. Безусловно, нижеописанная информация будет полезна для тех, кто не знает, как поступить и что делать в этой ситуации.

Причины

В первую очередь нужно выяснить мотивы поведения ребенка: почему он становится грубым, дерзким и при первой возможности «пускает в ход кулаки».

Иногда в семьях возникает ситуация, когда агрессия малыша «выплескивается» на его родственников. В итоге ребенок бьет маму, своих воспитателей или замахивается на своих братьев и сестер.

Для решения данной проблемы родители должны четко понимать, что они должны достаточное количество времени уделять воспитанию их чада.

Необходимо постараться донести до него, что для человека существует определенная модель поведения, в соответствии с которой он контактирует с членами общества, уважая их права и интересы.

Истоки возникновения проблемы, почему ребенок бьет других детей, следует искать в поступках родителей. Для малыша они являются образцом для подражания. Например, если папа и мама считают вполне нормальным ситуацию, когда конфликт решается при помощи физической силы, то и их дети также не будут видеть в этом ничего зазорного.

Враждебный настрой к окружающим может объясняться и тем, что чадо проводит большую часть времени за просмотром телевизора, на экране которого показывают криминальные фильмы с убийствами, насилием и «реками крови». Новостная лента телевизионных каналов также содержит много информации о боевых действиях и войнах. Все это негативно отражается на психическом состоянии детей – они впитывают информацию.

Если, например, ваш отпрыск увидит, что кто-то, как способ решения конфликта, применяет силу, то не исключено, что в скором будущем он захочет проверить данную методику на практике.

Рассматривая вопрос о том, почему ребенок бьет детей, необходимо отметить: родители должны понимать, что в детском возрасте психика только-только формируется. В силу этого маленькие мальчики порой не понимают, какие поступки считать положительными, а какие – отрицательными. Они также не знают, каким образом контролировать собственные негативные эмоции и как от них избавиться. Взрослые должны понимать, что дети также могут испытывать разочарование, проявлять гнев и возмущение. Дети могут использовать разнообразные способы поведения, чтобы доказать обществу свою индивидуальность и самостоятельность.

Варианты решения проблемы

Родители должны понимать всю серьезность того, какие масштабы может принимать детская агрессивность.

В решении вопроса о том, почему ребенок бьет детей, самое активное участие должны принимать его родители, равнодушно к данной проблеме относиться нельзя. Также не рекомендуется использовать одну лишь систему наказания за проступки малыша, иначе его психике можно причинить вред.

Папы и мамы не должны забывать о том, что сердитость, гнев, вспыльчивость у детей – это вполне естественная реакция на внешние раздражители. Они лишь учатся вырабатывать правильную модель поведения в обществе, и задача родителей заключается в том, чтобы ускорить этот процесс.

Итак, каким же образом исправить ситуацию, когда, например, старший ребенок бьет младшего?

Станьте примером для подражания

Маленькие мальчики и девочки учатся посредством метода подражания. Ваш ребенок бьет детей? Станьте для своего чада эталоном поведения. Если малыш регулярно наблюдает, как его родители ссорятся и проявляют агрессию по отношению друг к другу, он будет копировать данную модель поведения.

Помогите ребенку избавиться от негативных эмоций

Ваш отпрыск должен научиться очищать свою голову от негативных мыслей без причинения ущерба своим сверстникам.

Отведите для него специальное место, где бы он мог спокойно «выплеснуть» наружу свои отрицательные эмоции: поплакать, потопать ногами, покричать и так далее.

Используйте энергию ребенка в «нужном направлении»

Не знаете, что делать, если ребенок дерется? Помните о том, что у детей энергии «хоть отбавляй», поэтому она должна использоваться разумно. Продумайте, как можно организовать досуг малыша с пользой для него, чтобы его физическая сила применялась не на окружающих, а, например, на боксерской груше или гантелях. Можно также отправиться с малышом на улицу, поиграть с ним в футбол или бадминтон.

Своевременно помогайте ребенку понять причины агрессивного поведения

Если ваш сын поставил синяк другому мальчику, вы должны отреагировать на этот поступок без промедления. Отпрыску нужно дать понять, что поступок, который он совершил, носит негативный характер. Он должен осознать, что подобное поведение не должно повториться в будущем. Ребенок должен учиться отвечать за свои поступки и признавать свои ошибки в форме извинений. Дождитесь того момента, когда он успокоится и проанализируйте вместе с ним его выходку. Вместе вы должны прийти к общему знаменателю и найти другой способ выражения отрицательных эмоций.

Нередко бывает и так, что, не зная, как эти эмоции «выплеснуть», ребенок бьет маму. Что предпринять в этом случае? Опять же, следует спокойно сесть и поговорить с отпрыском. При этом нет смысла применять к нему физическую силу, тем самым вы можете усугубить проблему, и отпрыск может «замкнуться в себе». Здесь поможет только метод убеждения. Сделайте так, чтобы ребенок понял, что драться – нехорошо, а родителей нужно любить и уважать.

Наказание должно быть адекватным

Помните о том, что наказание для ребенка за его проступки должно быть правильным. Еще раз подчеркнем, что озлобленность, раздражительность и недовольство могут не исчезнуть после того, как он получит внушительную «порцию» ремня. В случае если ребенок во второй раз будет «размахивать кулаками» - это также не повод причинять ему ущерб. Как вариант решения проблемы можно на время ограничить его общение с детьми.

Если вы замечаете, что ваш малыш начинает исправляться и его поведение становится правильным, обязательно заострите на этом внимание и похвалите его. В будущем он несколько раз подумает, прежде чем ставить синяки другим детям, поскольку ребенок будет помнить о том, что такое поведение вам явно не понравится.

fb.ru

Почему нельзя бить ребенка - последствия физического наказания детей

Почему многие родители активно применяют физическое воздействие на собственных детей? Причины, кроющиеся за этим явлением, довольно глубоки. Но физическое наказание, как чрезвычайно пагубное, можно заменить намного более эффективными и гуманными альтернативами.

Содержание статьи

Некоторые утверждают, что «необходимо пороть ребенка, пока не подрос». И это является данью традициям. Ведь на Руси неотъемлемым элементом воспитания были березовые розги. Но сегодня все изменилось, и физические наказания приравниваются к средневековым экзекуциям. Правда для многих данный вопрос важен и остается открытым.

Ключевые причины использования физического наказания в воспитательном процессе

Огромное число родителей применяют силу в воспитании детей и при этом не задумываются, какие это может спровоцировать последствия. Для них привычно исполнять свой родительский долг, щедро наделяя детей подзатыльниками. Мало того, для поддержания дисциплины часто на видном месте вешается объект устрашения – ремень и т.п.

Каковы же причины столь яростной средневековой жестокости у современных мам и пап? Есть несколько причин:

  • Наследственные причины. Чаще всего родители вымещают собственные детские обиды уже на своем чаде. Причем такой отец или мать обычно не отдают себе отчет, что существует воспитание без насилия. Их уверенность в том, что подзатыльник закрепляет сказанные воспитательные слова у ребенка, незыблема;
  • Отсутствие желания, а также времени на воспитание малыша, проведение продолжительных бесед, объяснение его неправоты. Ведь намного быстрее и легче ударить ребенка, нежели сесть с ним и поговорить о его проступках, помочь ему понять собственную неправоту;
  • Отсутствие даже элементарных знаний о процессе воспитания детей. Родители берут в руки ремень только от безысходности и от незнания, как совладать с «маленьким монстром»;
  • Вымещение обиды и злости за собственные неудачи., предыдущие и нынешние. Часто родители лупят собственное чадо лишь потому, что сорваться больше не на ком. Зарплата мизерная, начальник жесток, жена не слушается, а тут еще вредный ребенок, крутящийся под ногами. И родитель дает по попе за это. Причем чем громче плачет ребенок и чем сильнее боится отца, тем сильнее тот будет отрываться на ребенке за собственные же проблемы и неудачи. Ведь человеку необходимо хоть перед кем-нибудь ощущать собственное могущество и власть. И самое плохое, когда за ребенка некому заступиться;
  • Психические расстройства. Существуют и такие родители, которым просто необходимо накричать, отлупить чадо, устроить разборки без видимых причин. Далее родитель достигает требуемой кондиции, прижимает малыша к себе и плачет вместе с ним. Таким мамам и папам требуется помощь доктора.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Наказывать или нет ребенка за случайные проступки?

Что является физическим наказанием?

К физическим наказаниям специалисты относят не только прямое использование грубой силы с целью повлиять на ребенка. Кроме ремней используются и полотенца, и тапочки, и подзатыльники, и наказание в углу, и дерганье за руки и рукава, и игнорирование, и насильное кормление либо не кормление и т.п. Но в любом случае преследуется одна цель – причинить боль, продемонстрировать власть над ребенком, указать ему его место.

Статистика гласит, что наиболее часто наказаниям в физической форме подвергаются дети до 4-летнего возраста, так как они еще не могут спрятаться, защититься либо возмутиться вопросом: «За что?»

Физические воздействия провоцируют новую волну непослушания ребенка, что, в свою очередь, приводит к новому всплеску агрессии родителя. Таким образом, появляется так называемый круговорот насилия в семье.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Что нельзя делать родителям, когда ребенок ведет себя невыносимо?

Последствия физических наказаний. Допустимо ли бить ребенка?

Имеются ли преимущества у физических наказаний? Конечно, нет. Неверны утверждения, что пряник не дает эффекта без кнута и что легкая трепка в некоторых ситуациях бывает полезной.

Ведь любое физическое наказание оборачивается последствиями:

Мамам на заметку:

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной - Минус 20 килограммов за месяц? Легко!
  • Страх перед родителем, от которого ребенок прямо зависит (и при этом любит). Этот страх с течением времени перерастает в невроз;
  • На фоне такого невроза малышу сложно адаптироваться в обществе, найти себе друзей, а позже – и вторую половину. Воздействует это и на карьеру;
  • У воспитываемых подобными методами детей чрезвычайно занижена самооценка. Ребенку на всю жизнь запоминается «право сильного». Причем этим правом он при первой же возможности воспользуется сам;
  • Регулярные порки влияют на психику, вызывая задержки в развитии;
  • Дети, которые постоянно концентрируются на ожидании наказания от родителей неспособны сосредоточиться на уроках либо играх с другими детьми;
  • В 90% случаев избиваемый родителями ребенок аналогично будет поступать с собственными детьми;
  • Свыше 90% злоумышленников подвергались в детстве насилию со стороны родителей. Наверное, никто не желает воспитать маньяка либо мазохиста;
  • Регулярно получаемый наказание ребенок теряет чувство реальности, прекращает решать насущные проблемы, учиться, испытывает постоянную злость и страх, а также желание мести;
  • С каждым ударом ребенок отдаляется от родителя. Нарушается естественная связь между родителями и детьми. В семье с насилием не будет взаимопонимания. Выростая, ребенок доставит множество проблем родителям-тиранам. А в старости родителей ждет незавидная участь;
  • Наказанный и униженный ребенок чрезвычайно одинок. Он чувствует себя разбитым, забытым, выброшенным на обочину жизни и ненужным никому. В подобных состояниях дети способны совершать такие глупости, как уход в плохие компании, курение, наркотики или даже суицид;
  • Войдя в кураж, родители часто теряют над собой контроль. В итоге, попавший под горячую руку ребенок рискует получить травму, иногда несовместимую с жизнью, в том случае, если после тумака родителя упадет и ударится об острый предмет.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Почему нельзя шлепать ребенка — 6 причин

Детей бить нельзя. Есть действенные альтернативы

Необходимо помнить, что физические наказания – это слабость, а не сила родителей, проявление его несостоятельности. И отговорки вроде «он по-другому не понимает» остаются лишь отговорками. В любом случае имеется альтернатива физическому насилию. Для этого:

  1. Следует отвлечь ребенка, переключить внимание на что-нибудь интересное.
  2. Увлеките малыша занятием, при котором ему перехочется шалить и капризничать.
  3. Обнимите малыша и убедите его в своей любви. После можно провести с малышом хоть пару часов собственного «драгоценного» времени. Ведь ребенку не хватает именно внимания (Читаем также: Очень простые способы показать детям что вы их любите).
  4. Придумайте новые игры. К примеру, можно собирать раскиданные игрушки в два больших ящика, кто первый. Наградой может быть хорошая сказка на ночь от папы либо мамы. И это подействует лучше, нежели подзатыльник либо тумак.
  5. Применяйте лояльные способы наказания (лишение ноутбука, ТВ, похода на прогулку и пр.).

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: 

8 лояльных способов наказания детей. Как правильно наказать ребенка за непослушание — http://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/8-loyalnyih-sposobov-nakazaniya-detey-kak-pravilno-nakazyivat-detey-za-neposlushanie.html

7 грубых ошибок родителей во время ссор с детьми — http://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/7-grubyih-oshibok-roditeley-vo-vremya-ssor-s-detmi.html

Как нельзя наказывать ребенка — http://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/kak-nelzya-nakazyivat-rebenka.html

Важно научиться ладить с ребенком без наказаний. Методов для того огромное количество. Было бы желание, а альтернативу отыскать можно всегда. Для любого родителя важно понять, что детей категорически нельзя бить ни при каких условиях!

Мнения мамочек с форумов

Ольга: Моё мнение, что сильно строго нельзя. Т.к. мы начинаем вгонять в жесткие рамки, а когда нас рядом не будет дети начнут отрываться по полной. Вспомните по себе, всегда начинает ещё больше хотеться то чего нельзя или не имеем. И уснуть мы сами не всегда можем, даже если очень хочется. Бить или не бить?? Я против бить, хотя сама иногда шлёпаю. Потом себя ругаю. Думаю поднимая руку на ребёнка, это просто мы не справляемся со своими эмоциями. Можно просто придумать наказание. У нас это угол. Мелкий жутко не любит там стоять, ревёт.…Но у нас договор с ним если туда поставлен, пока не успокоиться, я не подойду разговаривать с ним. И стоит до тех пор пока не остынет. Самое тяжёлое наверное найти наказание, потому что на всех один метод не действует.

Zanon2: не бить а наказывать! договариваться. но бить нет!

Белослава: Я тоже иногда шлепаю,потом сама же думаю опять сорвалась,нельзя бить…стараюсь вообще сменить тему если психи напали, обычно это перед дневным сном бывает,но больше всего меня удручает,что ребенок, когда шкодит и я ругаюсь,говорит «бей»..фразами он еще не говорит.я объясняю,что я его люблю и бить не хочу и не буду.Стараюсь сдерживаться сейчас,вроде забывать стал…А еще папа наш считает,что надо бить…и никак его не переубедишь..его в детстве били…

Natalinka15: Да, сложная тема, я стараюсь не кричать, ну а бить ребенка вообще не приемлю, стараюсь договариваться. Если не получается спокойно договориться, то на какое то время оставляю дочку в покое и просто разворачиваюсь и ухожу. Бывает по разному она реагирует, иногда сразу успокаивается а бывает и нет. Но за когда я ухожу у нас у обоих есть время подумать и успокоиться. В принципе всегда получается , потов все решить миром и мы миримся.

Ладошки_к_Солнцу: вот я о чем подумала…почему мы, взрослые люди и родители, позволяем себя ударить своего ребенка, если тот выведет, выступает раздражителем, если с ним не удается договориться…а почему мы не шлепаем совершенно не родных нам взрослых?…..ведь те тоже могут раздражать, обижать… ведь мы сто раз подумает перед тем, как дать в морду оппоненту. так же? мы боимся выступить агрессором, хотим выглядеть цивилизованным, умным и терпимым, переводить конфликт на дипломатию. что с детьми тогда это не работает у  некоторых?

Читаем также: Как воспитывать детей: кнутом или пряником? — http://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/stil-vospitaniya-rebenka-knut-ili-pryanik.html

Консультации специалистов

Мамам на заметку!

Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

razvitie-krohi.ru

Ребенок бьет детей без причины, дерется просто так

Доброго времени суток! Мой ребенок (3,5 года) неадекватно реагирует на других детей на детской площадке, в парке, в больнице – может подойти и безо всякой причины ударить. Как вы посоветуете нам реагировать на данное поведение?

Здравствуйте, здесь нужно обязательно разобраться, почему у вашего ребенка проявляется агрессия. Ведь основные причины детской агрессии - это равнодушие и критика со стороны родителей, использование в воспитании физических наказаний и оскорбления. Также маленькие дети очень часто копируют персонажей известных мультфильмов и фильмов. Иногда родители не замечают зачатки агрессивных проявлений у своих детей (дети в раннем возрасте кусают родителей или бросают предметы в момент злости). И примерно к трем годам такая агрессия может перенаправится на ровесников.

В основном дети конфликтуют, для того, чтобы проявить себя, показать свою доминантность, а некоторые просто не знают как общаться. Поэтому они могут ударить по голове игрушкой, укусить, толкнуть. Позже по мере взросления они, конечно, научатся контролировать себя и свои эмоции, а также усваивать социальные нормы.

Что делать? Очень хорошо, если родители окажутся мудрыми и предложат малышу в момент агрессии другие способы выражения своего состояния: можно побить подушку, порвать бумагу, поиграть в игры, где ребенок либо будет бороться с отрицательным персонажем, или его изображать. Если этого не делать, то эмоция «уйдет внутрь» и впоследствии проявится в виде упрямства и непослушания.

Если вы все же не успели переключить малыша и застали его в ситуации, когда он бьет ребенка, попробуйте перехватить удар, остановить руку ребенка. Объясните ему, что другому будет больно, и он будет плакать. Если удар уже случился, скажите, что ребенку стало больно, покажите, как он расстроился и заплакал. Нужно не просто сказать, что драться нельзя, а объяснить почему (потому что больно, неприятно).

Предложите малышу другой способ выхода из ситуации: что ты хотел у него попросить? Это можно сделать словами, а не дракой. Если же ваш ребенок толкает, бьется просто так, покажите, как можно взаимодействовать: не бей, а обними, погладь, возьми за ручку, слегка коснись. Как правило, маленькие дети останавливаются и начинают нежно гладить по головке другого. Если же ваш малыш продолжает драться, пожалейте обиженного ребенка, а вашего уберите подальше. Возьмите на руки и отнесите на расстояние нескольких метров от обиженного. Нужно показать, что таким способом игра не склеится, что дети, которые дерутся, играют самостоятельно.

Детская агрессивность обычно нарастает на протяжении всего дошкольного возраста и идет на спад только к первому классу. Психологи связывают это с тем, что к этому возрасту ребенок уже умеет решать конфликты другим способом, у него уже появляется опыт «выпускания паров» в игровых ситуациях. Всего доброго!

www.o-krohe.ru

Что делать, если ребенок бьет детей? | Психологические тренинги и курсы он-лайн. Системно-векторная психология

Очевидно, что ситуации, когда дети дерутся, - разные. Естественный ли это этап взросления или тревожный звоночек, что не все так гладко и ребенку стоит уделить больше внимания, - разберемся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей...

0 6094 4 Сентября 2015 в 22:57

Автор публикации: Наталья Конышева, коммерческий директор

Группа детей возвращается с прогулки. Детки стоят вдоль стеночки, и вдруг один мальчуган резко, с размаху бьет другого по груди. Малыш сразу в слезы, воспитатели ругают обидчика, успокаивают обиженного.

Или вот еще: девочке приглянулась кукла другой малышки, а та не дает, ну что за несправедливость? Надо отомстить пару раз по голове!

Или вот два мальчугана дерутся из-за игрушки. Один взял, другому тоже нужна именно эта! Так и ходят весь день друг за дружкой – лишь бы повод найти пошуметь-подраться!

И если детские столкновения мы порой не воспринимаем всерьез, то драки в школе, как правило, вызывают озабоченность, особенно если негативизм и агрессия подростка видны невооруженным взглядом, а родители обиженных детей постоянно жалуются на ваше чадо, с призывами применить жесткие меры воздействия к нему…

Очевидно, что ситуации, когда дети дерутся, - разные. Естественный ли это этап взросления или тревожный звоночек, что не все так гладко и ребенку стоит уделить больше внимания, - разберемся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В этом нам поможет системно-векторная психология Юрия Бурлана (СВП). Начнем с малышей.

Почему дети дерутся?

Практически все малыши, за редким исключением, дерутся. Они легко к этому относятся и воспринимают как нечто само собой разумеющееся. Это их «первобытный инстинкт». Так они выстраивают свою иерархию, готовятся к взрослой жизни, в виде игры. На языке системно-векторной психологии, это называется «ранжирование».

Согласно системно-векторной психологии, каждый из нас рожден с определенным набором желаний/талантов/особенностей. Они необходимы для выполнения своей роли в обществе, для нормального функционирования всей системы. Совокупность желаний определенной направленности называется «вектором». Всего 8 векторов. У каждого вектора свой «ранг» в обществе. У современного человека в среднем 3-5 векторов, поэтому ранжирование существенно усложнилось.

По принципу «первобытной стаи»

Возраст с 3 до 6 лет – это первый, очень важный этап социализации, когда дети учатся взаимодействовать. Без большого ущерба для себя малыши научаются находить свое место в общей системе. Драки – неотъемлемая часть этого процесса. Дети организуются по принципу «первобытной стаи», выясняя, кто из них какую функцию в дальнейшем будет выполнять и сколько она «весит» в обществе.

Если ребенок дерется в возрасте 3-4 лет, чаще всего он ведет себя естественно - он ранжируется как умеет, у него еще нет навыков «культурного» поведения. Но мы давно не первобытная стая. Мы живем в сложноорганизованном обществе, под влиянием культурных норм, ограничивающих природные инстинкты и естественно возникающую неприязнь. Поэтому в каждом конкретном случае нужно разбираться, чем вызван конфликт, почему ребенок ударил другого малыша, и объяснять, как было правильно выйти из ситуации. Учить договариваться, научать его культурным ограничениям, поведению в группе, жизни среди других детей.

Почему ребенок дерется? Разные характеры – разные причины

Системно-векторная психология Юрия Бурлана позволяет не только пронаблюдать, как дети проигрывают свои первичные роли, но и понять особенности характера каждого ребенка, его природные задатки, а значит и причины его столкновений с другими.

Я первый!

Так, например, ребенок с кожным вектором – это шустрый, изворотливый, гибкий малыш, потрясающе подвижный, стройный. Он как рыба в воде чувствует себя на спортивных турниках и горках. Психика у него тоже гибкая. Все устремления выражены в пользе/выгоде, главное для него - добыча, возьмет все, что плохо лежит, выторгует все, что угодно. Вывернется из любой ситуации. При правильном развитии врожденного потенциала такие дети это будущие бизнесмены, инженеры и законотворцы.

Дети с кожным вектором всегда соревнуются. И драка для них – способ доказать свое первенство или борьба за обладание чем-либо. В младшем возрасте для них такие эпизоды это – нормально, это их рост, их развитие. Они учатся занимать свое место под солнцем. И самое лучшее – дать им это сделать в таком «безопасном» возрасте. Естественно под надзором и соответствующими объяснениями, но относиться к этому можно спокойно.

Желание сделать больно

Есть, наоборот, медлительные и «тщательные» детки. Неспешные, аккуратные. Такой все соберет – книжечка к книжечке, карандашик – к карандашику. Основательный, послушный, никогда не соврет и очень любит маму. Часто косолапит, крупный такой, «бутуз». Будет хорошо учится и много читать. Это дети, обладающие «анальным вектором». Будущие профессионалы своего дела. Любого, чем бы не занялись – от программирования до создания одежды. Перфекционисты, доводящие каждое дело до конца, до совершенства!

По своей природе такие дети покладистые и не драчливые. Драки в их случае чаще всего являются сигналом о том, что надо корректировать воспитание. Можно сказать иначе - если в драке есть элемент садизма, желания причинить боль другому, то на это обязательно необходимо обращать внимание, в каком бы возрасте это не происходило.

Так ведет себя только ребенок с анальным вектором в состоянии обиды. Возможно, он мстит обидчику, если считает, что с ним поступили несправедливо, и будет достаточно просто доверительно поговорить с ним. Более серьезный вариант, когда желание причинить боль другому становится тенденцией. Как правило, это следствие сильной обиды на маму. И причин тут может быть много, но все они связаны с потерей чувства безопасности и нарушением нормального развития ребенка. Возможно, торопливая мама постоянно подгоняет такого ребенка из-за его природной (!) медлительности, нарушая его естественные временные ритмы, от чего он впадает в еще больший ступор и начинает упрямиться. Это может привести к очень негативным сценариям в будущем.

И так далее – каждому из векторов присущи свои особенности. Их понимание помогает отследить причины драк и помочь ребенку наладить позитивный контакт с другими детьми.

Школьная жизнь

Драки в школе – это уже не норма поведения, ведь нельзя сказать, что ребенок просто не обучен поведению в группе. Чаще всего такие инциденты свидетельствуют об определенном психологическом неблагополучии ребенка. Поэтому здесь особо важно обращать внимание на частоту и интенсивность драк и, конечно, на состояние ребенка.

В этом периоде жизни есть свои особенности. Продолжая отыгрывать свои первобытные роли, в случае недостаточно привитых культурных ограничений, класс может выбирать себе жертву, объединяясь против нее, и начинает «травить». Как правило, выбор жертвы не случаен и так же зависит от состояния ребенка. Неуверенность в себе, страхи и комплексы ребенка делают его уязвимым.

Порой дети могут быть очень жестокими. Способными к адекватному взаимодействию в группе они становятся при помощи нас, взрослых, и роль учителя и родителей здесь огормна.

В каждом конкретном случае нужно разбираться, что это – нормальное, природное действие для ребенка, или уже стоит обратить на что-то внимание, что-то поменять в воспитании? Для этого нужно знать скрытые психические особенности каждого ребенка, как они развиваются в норме и какие проблемы в поведении возникают при ошибочном подходе, как раз это и изучает системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Чтобы взаимодействовать, воспитывать современного ребенка, мало понимать, что он любит из еды или какая одежда ему больше нравится. Важно понимать его скрытые психические особенности, чтобы не наделать ошибок. Ведь у современного поколения огромный объем психики (гораздо бОльшие желания, чем у нас) и ошибки в воспитании могут обойтись нам слишком дорого. Поэтому важно научиться определять их таланты и знать, как правильно их развивать, чтобы помочь ребенку вырасти счастливым. При правильном развитии ребенку не нужно добиваться желаемого кулаками.

Детские проблемы можно решить – это проверено сотнями родителей. Читайте их отзывы после прохождения тренинга Юрия Бурлана:

Пришла на тренинг из-за сумасшедших проблем с ребенком, которые не могли решиться и не решались лет 7... Трудные сомнительные решения стали приниматься на "раз". Результат - ребенка не узнать, сама себе удивляется. Из сумасшедшего монстра - в чуткого человечка... Камень свалился не передать какой... а до СВП при тех состояниях - хоть в окно... НАСКОЛЬКО ЛЕГЧЕ и спокойнее за детей!

 

Асия Валитова, косметологКанада

Узнать подробности об индивидуальном подходе в воспитании детей можно на бесплатных онлайн-лекциях по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрация по ссылке: https://www.yburlan.ru/training

Автор публикации: Наталья Конышева, коммерческий директор

Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии

www.yburlan.ru

Почему нельзя бить ребенка – последствия физического наказания детей

Такая сложная проблема как физическое наказание имеет множество причин и последствий. Наказывать детей, наверное, нужно в некоторых случаях, но ведь можно легко обойтись и без рукоприкладства. Многие родители, которые применяют такой вид наказания, аргументируют свои действия тем, что их в детстве тоже били и ничего плохого не случилось. Такая сомнительная «семейная традиция» похожа на средневековую экзекуцию и ни к чему хорошему не приведет.

Основные причины применения физического наказания

Жестокость по отношению к своим детям не имеет ничего общего с воспитанием, по крайней мере, с ожиданием положительного результата. Родители даже не задумываются, что их ребенок не просто получает ремня или подзатыльник. В такие моменты в детях воспитывается обида, страх, ненависть, злость и желание отомстить. Современные папы и мамы ведут себя так по отношению к своим детям по нескольким причинам:

Плохая наследственность

Чаще всего эти родители в детстве тоже постоянно подвергались физическому насилию со стороны взрослых. У них остались детские обиды, которые теперь вымещаются на своих малышах. Большинство пап и мам даже не пытаются задуматься о других способах и методах воспитания. Этот метод они считают наиболее действенным и единственно правильным.

Нежелание родителей заниматься воспитание детей.

Вырастить доброго, послушного, воспитанного и образованного ребенка – это тяжелый и кропотливый круглосуточный труд. Многие родители не готовы часами беседовать и играть со своим малышом, читать с ним книжки, рисовать, учить петь или танцевать. У таких взрослых нет желания заниматься своими детьми. Им гораздо проще ударить ребенка, чем поговорить по душам.

Неграмотность в процессе воспитания

Большинство родителей применяют физическое наказание, когда словесные аргументы заканчиваются. Такие мамы и папы просто не умеют воспитывать детей и не пытаются заняться самообразование в этом вопросе. Они не знают, как вести себя с активным ребенком, который просто требует к себе больше внимания. Незнание элементарного в вопросах воспитания приводит родителей к безысходности, а потом и к ремню.

Родители-неудачники

Такая категория людей постоянно ощущает на себе чье-то влияние и давление, а иногда и унижение. Это может быть кто-то из руководства на работе, ворчливая и властная жена или имеющие превосходство в каких – то вопросах приятели или коллеги по работе. Такие люди не могут спорить с теми, кто выше его (по характеру, по интеллекту, по возрасту, по чину и т.д.). И вот под руку попадается беззащитный ребенок, на котором и вымещаются все обиды, злость и свое бессилие. Отец, который видит страх и слезы в глазах своего ребенка, словно самоутверждается, показывает свою силу (хоть где-нибудь) и могущество.

Нарушения психического здоровья

Есть категория родителей, которым как лекарство необходимо физическое наказание детей. Причем лекарство для себя. Так они получают моральное удовлетворение, а потом жалеют и обнимают своего ребенка, даже плачут вместе с ним. Эти люди не здоровы и нуждаются в лечении у невропатолога, психолога или даже психиатра.

Что является физическим наказанием?

Физическое наказание – это желание продемонстрировать свое значение, силу и превосходство. Его цель – сделать кому-то больно, унизить, оскорбить и подчинить своей воле. Ко всему этому относятся не только подзатыльники и шлепанье ремнем. Такого вида наказаниями считаются и стояние в углу, грубое дерганье за одежду или части тела, кормление ребенка против его желания или отказ в кормлении, молчаливый бойкот и применение вместо ремня любого предмета, который попадется под руку (например, тапок, полотенце, скакалка и т.д.).

Чаще всего такого вида наказаниям подвергаются дети младшего возраста. Они еще настолько беззащитны, что не могут противостоять такой агрессии и подчиняются взрослым, накапливая в душе негативные эмоции. Повторяющиеся физические наказания вызывают у ребенка «привыкание» и терпение к этой безысходности. Он продолжает не слушаться маму и папу, что приводит все к более жестокому отношению к себе. Так в семье формируется своеобразный круговорот насилия.

Последствия физических наказаний

  • Постоянное ожидание наказание, страх и боязнь боли может привести к нервному расстройству (неврозу).
  • Ребенок с проблемами нервной системы испытывает трудности в общении со сверстниками, в нахождении в коллективе, а в дальнейшем и в создании полноценной семьи. Невроз негативно влияет на карьерный рост и самоутверждение.
  • Дети, которые подвергаются насилию со стороны взрослых, усваивают правило «Кто сильнее, тот и прав». Став взрослыми, такие дети воплотят свое «право» в жизнь, при этом им будет трудно избавиться от множества комплексов и низкой самооценки.
  • Возможна задержка развития ребенка – речевого, умственного, психического, физического, эмоционального.
  • У таких детей рассеянное внимание, слабая память, низкий уровень мышления и небольшой словарный запас.
  • В девяти семьях из десяти такие дети, став родителями, тоже будут избивать своих малышей.
  • Девять особо жестоких преступников из десяти в детстве подвергались физическому наказанию.
  • Регулярные избиения и жестокие наказания вызывают в детях постоянную тревогу и страх, что мешает учебе и создает множество проблем с учителями и сверстниками.
  • Родители должны задуматься о так называемом «законе бумеранга». Каждый раз, поднимая руку на своего ребенка, подумайте, что он вырастет, а вы постареете и утратите былую силу. Ваш малыш постепенно будет отдаляться от вас и замыкаться в себе, оставаясь наедине со своими бедами. Став взрослым, он вряд ли поможет старикам – родителям, скорее наоборот, создаст множество проблем.
  • Дети от таких родителей уходят в никуда. Они готовы жить в подвалах, находиться в плохих компаниях, пить и курить, принимать наркотики лишь бы снова не подвергаться избиению. Некоторые дети пытаются свести счеты с жизнью.

Детей бить нельзя. Есть альтернатива наказанию

  • Выясните у ребенка, чем он хочет заниматься, о чем мечтает. Переключите его внимание на интересное занятие, игру, книгу, прогулку или совместное семейное развлечение.
  • Каждому малышу необходимо внимание и забота, ласка и объятия близких. Прижмите легонько ребенка к себе, пусть он почувствует, что его любят. Проведите вместе с ним пару часов, не поглядывая на часы и не торопясь по своим делам.
  • Наказывайте запретами на развлечения – поход в кино, просмотр телепередачи, компьютерная игра, запланированная прогулка или встреча с друзьями.

Запомните, нет ни одной причины, по которой можно поднимать руку на ребенка!

Можно ли наказывать ребёнка? – Доктор Комаровский (видео)

Воспитание детей

babymir.net

Почему нельзя бить детей - Здоровые дети

Почему нельзя бить детей

10 фактов против телесных наказаний детей и 8 советов родителям сдержаться, не дать подзатыльник и не потерять доверие ребёнка.

  1. Любое физическое воздействие, будь то единичный толчок, шлепок, подзатыльник, либо серия ударов, встряска, порка ремнем — это грубейшее нарушение личностных границ человека. Как следствие, у детей, которых родители бьют «в воспитательных целях», не сможет сформироваться умение защищать и отстаивать собственные границы во взрослом возрасте, а также не будет привито умение распознавать и уважать границы других людей.
  1. Мама и папа — это самые близкие и любимые люди, по сути, они являются основным и, зачастую, единственным окружением малыша в тот период, когда он только начинает познавать мир и учится строить отношения с другими людьми. В раннем детстве формируется базовое доверие к миру, которое позже становится фундаментом для взаимодействия с внешним миром. Причинение физического страдания и запугивания со стороны самых близких людей очень сильно подрывает доверие к ним и ко всему остальному миру. Это очень сильно затормаживает психическое развитие и сказывается на социализации.
  1. Когда ребенка бьют, помимо боли он испытывает испуг, разочарование, унижение. Следствием этого является снижение самооценки, утрата уважения к себе. Неминуем «надлом личности». Ребенок «замыкается» в себе, автоматически подавляется развитие таких качеств, как инициативность, лидерство и творческие способности.
  1. В зависимости от особенностей характера ребенка, которого родители наказывают причинением физической боли и унижая его достоинство, очень высока вероятность развития пессимизма, а в некоторых случаях озлобление.
  1. Физическое наказание не воздействует на первопричину непослушания и приносит кратковременный результат. Сначала физические наказания пугают ребенка, но он достаточно быстро «привыкает» к этой неприятной мере воздействия, и, как минимум, внутренне дистанцируется от обижающего родителя, а зачастую начинает испытывать желание отомстить.
  1. Если взрослый не садист, он неминуемо испытывает чувство вины и угрызения совести после физического насилия над ребенком, который слабее и беззащитнее взрослого. Результат рукоприкладства — это испорченное настроение у всех членов семьи.
  1. Когда родители бьют детей, тем самым они подают пример социопатического поведения. Ребенок, сталкиваясь с родительской агрессией, делает вывод, что все сложные ситуации нужно решать, применяя силу, агрессию и запугивание. И, взрослея, будет делать соответствующий выбор. И здесь разброс последствий будет огромен: от агрессивных в садике и в школе детишек, так называемых сложных подростков — драчунов, задир, хулиганов до малолетних правонарушителей, маньяков, садистов и сексуальных извращенцев.
  1. Ребенок, которого бьют родители, с раннего детства привыкает к тому, что он заслуживает такого отношения, и подсознательно усваивает как некую аксиому, что окружающие люди имеют право его унижать и обижать. Если самые близкие люди на свете, родители, его бьют и считают это нормальным, что же ждать от остальных?
  1. Ребенок, который сталкивается с родительской агрессией и физическими наказаниями, будет неосознанно делить весь мир на «Жертв» и «Агрессоров», и даже повзрослев, будет вести себя в соответствии с выбранной ролью. Типичное поведение девочки-Жертвы будет развиваться по так хорошо знакомому сценарию: в качестве партнера и супруга она будет неосознанно выбирать Агрессора, чтобы, опять-таки не отдавая себе в этом отчет, воссоздать для себя привычную с детства ситуацию насилия, жестокости и запугивания. А мальчик-Агрессор женится и начнет систематически мучать жену и детей, причем формы проявления агрессии будут варьироваться от так называемого «вербального садизма» (обидные слова, постоянная критика, несправедливые оценки, обзывательства, систематический подрыв самооценки у жены и детей, ор на членов семьи, угрозы) до швыряния предметами, побоев и нанесения травм различной степени тяжести.
  1. Если родители привыкают бить ребенка и при этом не всегда контролируют свой аффект, очень высока вероятность нанесения ребенку физической травмы, пусть и невольно. Полно случаев, когда разозлившийся папа слишком резко дергает за ручку расшалившуюся дочку и та получает вывих; или мама в раздражении толкает нагрубившего ей сына и тот лбом ударяется о дверной проем или затылком о подлокотник — ребенок получает гематому. Кроме того, подавление и физическое насилие в детстве могут вызвать заболевания нервной системы, вплоть до психических заболеваний.

“А если не бить, то ребёнок вырастет мямлей!»

Да, одним из самых частых аргументов в пользу жесткого воспитания и физического наказания является рассуждение на тему возможных опасностей проявления мягкости,  жалости к детям:  якобы, если не проявлять жесткость и жалеть ребенка каждый раз, когда он проявляет потребность в жалости, ласке, понимании и прощении, ребенок приучится манипулировать родителями. Наоборот, у ласковых, терпеливых и понимающих родителей вырастают дети, умеющие понимать и прощать. А опасение вырастить ребенка манипулятором свойственно как-раз родителям-манипуляторам. Типичный пример манипуляции над собственными детьми — постулат о том, что «любовь и уважение нужно заслужить», а за хорошее отношение и подарки нужно ежедневно расплачиваться послушным поведением, хорошими оценками и прочими вариациями на тему  удовлетворения родительских ожиданий.

«Как удержаться и не дать подзатыльник?»

  1. Прежде всего, постарайтесь предвосхитить ситуацию острого конфликта. Самой частой причиной без меры озорного детского поведения и нарушения родительских запретов является желание привлечь к себе внимание! Выделите хотя бы полчаса или час для индивидуального общения с ребенком: играйте, гуляйте, проявляйте интерес к его хобби. Это не сложно и эффективно, практика показывает, что капризов и озорства у ребенка становится гораздо меньше.
  2. Пытайтесь договариваться и контролируйте свой аффект. Если чувствуете, что теряете контроль над своим гневом, возьмите тайм-аут. Выйдите из комнаты, подышите глубоко и позвольте своему интеллекту возобладать над аффектом.
  3. Отличным стартом для работы над самообладанием станет осознание факта, что физическое превосходство над ребенком ни в коем случае не является аргументом, достойным взрослого человека с нормальным уровнем внутренней культуры.
  4. Научитесь анализировать себя. Задайтесь вопросом: «Что мною движет сейчас, в этот момент, когда я готов ударить ребенка?» Возможные варианты ответов будут красноречивее любой рекомендации — усталость, накопившееся раздражение, желание быстрого, незамедлительного результата при воздействии на ребенка, нежелание понять его и найти правильные аргументы, нужные слова, подходящие интонации для переубеждения.
  5. Помните, что если в разумных пределах давать детям то, чего они так стремятся добиться, они не только вырастают уверенными в себе людьми с развитой инициативностью и творческими способностями, но на примере родителей научатся быть благодарными и дарить радость близким.
  6. Старайтесь договариваться с детьми и заинтересовывать их. Метод «кнута и пряника» скорее уместен при дрессировке животных, а в человеческих детенышах целесообразнее воспитывать умение самостоятельно различать добро и зло, задумываться о последствиях своих поступков и нести ответственность за их последствия.
  7. Постарайтесь как можно дольше оберегать ребенка от подавления, запугивания и уравниловки. Чем старше, сильнее как личность и увереннее в себе он будет, когда впервые столкнется с унижением и неуважением, тем меньше вероятность того, что это его «сломает» и подорвет веру в людей. Человек, с раннего детства не привыкший к грубости, хамству и унижениям, вырастает оптимистом, активной личностью и истинным лидером, который знает себе цену и не понаслышке уважает личностные границы других людей, а также умеет увлечь, заинтересовать, поддерживать и сопереживать.
  8. Наслаждайтесь вместе с ребенком таким коротким, мгновенно пролетающим отрезком детства, купайтесь в любви и ласке, максимально доверяйте детям, откройте им свое сердце, вместо того, чтобы запугивать и унижать малышей, таких хрупких и беззащитных перед взрослыми. Учите ребенка радоваться жизни и познавать мир, получать удовольствие от жизни, а не «учиться выживать прямо с пеленок в этом несправедливом и сложном мире».
Ольга Маркова 2017-11-15T01:26:54+00:00
Поделитесь с друзьями!

Над материалом работали:

Ольга Маркова

Практикующий гомеопат и клинический психолог в

healthy-kids.ru

Ребенок бьет других детей - что делать?

Родители часто не знают, что делать и как себя вести, когда их маленький ребенок поднимает руку на других детей. Двух- и трехлетние дети впадают в ярость, испытывают гнев, кричат, бьются, топают ногами, потому что испытывают негативные эмоции и не знают, как их преодолеть.

Агрессия у маленьких детей не должна быть поводом для особого беспокойства и далеко не всегда свидетельствует о патологических моделях поведения, перенятых ребенком дома. Как и любой человек, малыш испытывает разочарование, злость и недовольство, но родители должны продемонстрировать, как нужно справляться с негативными эмоциями. Взрослые должны показать ребенку, что кроме крика и аргумента кулака существуют социально приемлемые формы снятия напряжения, такие как беседа, просьба, компромисс, переговоры.

Причины агрессии детей

Агрессия у детей может иметь разные причины. Чаще всего речь идет об инструментальной агрессии, которая рождается из-за разочарования в связи с невозможностью достичь желаемой цели. К примеру, когда мама не хочет покупать желанную игрушку или не позволяет смотреть до поздней ночи мультфильмы по телевизору или компьютеру.

Агрессия враждебная, в свою очередь, рассчитана на причинение боли другому человеку и чаще всего ее пробуждает желание отомстить, доминировать. Такая агрессия усиливается в дошкольном возрасте.

Почему маленькие дети так часто и так охотно прибегают к агрессивным формам поведения?

1. Пытаются обратить на себя внимание взрослых. Когда ребенок не создает проблем, ведет себя спокойно и осторожно, покладисто, часто мама и папа просто не находят для него времени. Когда ребенок что-то испортит, сломает, родители сразу же обратят на него внимание. Поэтому малыш знает: если он хочет привлечь к себе внимание, он должен быть грубым, например, кого-то ударить. Поэтому нужно не игнорировать контактов с ребенком, не забывать о разговорах с ним.

2. Не могут справиться с негативными эмоциями. Малыш не осознает, где заканчивается его свобода и начинается свобода другого человека. Малыши только учатся эмпатии, сопереживанию. Они не знают, как сильно ранит удар, как может что-то болеть. Они царапаются, дерутся, рвут себе волосы, потому что не могут контролировать собственные негативные эмоции, которые в этом возрасте являются совершенно естественными, ведь ребенок хочет подчеркнуть свою независимость и самостоятельность. Когда они на что-то или на кого-то сердятся, то взрываются как вулкан - столько в них плохих эмоций. Нужно напоминать школьникам, что в чувстве злости, гнева нет ничего плохого. Однако нужно уметь "разгружаться" в конструктивном ключе, например, пробежаться по двору или порвать бумагу и т.п.

3. Дети бьют из чувства несправедливости. Если родители сами прибегают к такому методу воспитания, то не следует удивляться, что их малыш также будет прибегать к тактике битья. "Удар за удар, око за око, зуб за зуб" - логика ребенка очень проста. Когда мы бьем детей, мы учим их агрессии и передаем посыл о том, что побои - это нормально. И выигрывает тот, кто приложится сильнее.

4. Воспроизведение патологических моделей поведения в семье. Если мама и папа не умеют разговаривать друг с другом, кричат, выходят из себя и вдобавок к этому дома начинаются "кулачные бои", то малыш начинает подражать взрослым. Родители являются первыми, ориентируются в поведении их отпрыски: "Если мама и папа так ведут себя, то я тоже так могу". Неудивительно, что дети, растущие в атмосфере ненависти, гнева и агрессии, бьют своих сверстников.

Что делать, если ребенок бьет других и замахивается на родителей?

Прежде всего, необходимо сохранять хладнокровие, быть терпеливыми и понимающими. Мы не должны давать себя спровоцировать и реагировать так же агрессивно, как наши чада. Таким образом мы только раскрутим спираль нарастающего гнева.

Никогда не стоит недооценивать агрессию ребенка. Как родитель, вы должны решительно реагировать, когда малыш бьет других детей или каким-то образом причиняет им вред. Дайте ребенку понять, что у него есть право испытывать гнев и ярость, но он не может избавляться от негативных эмоций, избивая других.

Подскажите ребенку другие формы борьбы с гневом. Пусть ребенок покричит или подует в пакет, куда "закроет" гнев, пусть порвет старые газеты, побросается мягкими подушками, пробежится вокруг дома и т.д.

Когда ребенок захочет кого-то ударить, задержите его руку и внятно и решительно скажите: "Нельзя никого бить, потому что это больно".

Обратитесь к эмпатии ребенка, спросите, как бы он чувствовал себя, если бы кто-то его обидел.

Установите определенные правила, которые вы будете последовательно соблюдать дома. Например, "Мы не бьем, не кричим, не говорим плохих слов".

Если ребенок маленький, не стоит читать ему лекции на тему насилия, потому что он мало что поймет. Малыш нуждается в четком посыле "бить нельзя!". Со старшими детьми можно говорить о том, почему они злятся, что они чувствуют, продемонстрировать им более продуктивные методы достижения цели, нежели крик или распускание рук.

Служите примером. Если вы не хотите вырастить агрессивное чадо, сами избегайте агрессии, насилия и словесных оскорблений.

Если ребенок не выполняет установленных правил и по-прежнему бьет других детей, вы должны быть последовательными и его наказывать. Первое наказание может иметь форму отсутствия награды, например, отказ в покупке игрушки.

Давайте ребенку шанс извиниться. Цените усилия, которые он прилагает к борьбе над своей агрессией. Поощряйте его инициативу, хвалите за то, что он вежливо играет в песочнице с детьми соседей. Если дети дерутся, разделите агрессоров и спросите, из-за чего произошел конфликт. Если дети не смогут указать причину ссоры, помогите им сделать это. Будьте разумным посредником и постарайтесь подсказать наилучшее для обеих сторон решение спора.

Стоит помнить, что поведение агрессивных детей часто является элементом их социального созревания, так что не паникуйте, когда маленькая дочка или сын ударит лопаткой приятелей. Давайте поможем детям учиться сопереживать и контролировать свои негативные эмоции. Это может быть хорошей школой для нас самих - взрослых.

Понравилась статья?

Помоги автору сайта, расскажи друзьям...

babyla.ru