Устройство для изменения тембра и смягчения звука. Баян аккордионированный что это


Кнопочный аккордеон. Баян - его русская разновидность

Липецкое трио баянистовСергей Ельчанинов,Вячеслав Мельник, Виктор Карпий

Живя в России я как-то никогда не задумывался об этом, и мне всегда представлялся кнопочный аккордеон как инструмент с большими кнопками и с грифом глубоко сидящим у корпуса. Но насмотревшись в Германии на музыкальной ярмарке во Франкфурте  на различные модели аккордеонов, в том числе и кнопочные, и попробовав их, я начал думать по-другому: кто я по специальности? Являясь по российскому диплому преподавателем баяна и концертным исполнителем - баянистом, я не знал, да и не только я, но и переводчики, переводящие мой диплом, как писать мою специальность.

И вдруг меня осенило: Аккордеон, преподаватель аккордеона, аккордеонист!

В то время это было для меня по-настоящему революционным решением, изменившим моё сознание и представление об инструменте которому посвятил свою жизнь. Инструмента баяна - нет в Западной Европе, в Америке, в других странах, есть только в России, в странах бывшего СССР и в странах социалистического лагеря. Ну, не странно ли? Но зато есть кнопочный аккордеон.  

В дальнейшем встречаясь с немецкими аккордеонистами - профессионалами и любителями, а также со своими коллегами переехавшими как и я из России и стран СНГ, читая газету "Intermusik" и журнал "Harmonika International", я открыл для себя что Россия не является "родиной слонов", что

баян - это тот же самый кнопочный аккордеон, но только его русская версия.

Посмотрите на различные системы русской гармони: елецкая, вятская, ливинская, саратовская, хромка, тальянка, черепашка всех и не перечислишь. Так же обстоит и с кнопочным аккордеоном: в разных странах свои предпочтения и системы. Например в отличии от русского баяна,  в западно-европейских C -Griff - нота "До"  находится не в третьем, а в первом ряду. То-есть -  первый и третий ряды поменялись местами. Вот и вся разница...

А теперь несколько слов о звучании. У современных регистровых инструментов эта разница практически отсутствует, можно говорить только лишь об особенностях настройки, зависящая от вкуса покупателя-заказчика и национальных особенностей.Некоторые модели концертных клавишных аккордеонов на Западе называют даже баянами (см.Каталог Bugari или Siwa & Figli). Это если они включают в себя весь "джентльменский набор"современного инструмента: готово-выборную систему/Converter, ломанную деку/Cassotto, регистры/Register, в том числе и подбородочные/Kinnregister.В общем - "крыша" едет. Всё перемешалось. Аккордеоны стали баянами, баяны - аккордеонами. А может быть это всё-таки один и тот же инструмент и нечего тут  "копья ломать"? Тем более как вы видите

разницы между баяном и кнопочным аккордеоном практически нет никакой

У нас раньше принято было идеологизировать это различие, ведь аккордеоны пришли к нам с Запада и принесли вражескую западную идеологию и культуру, а это мягко говоря не поощрялось. А вот баяны - противопоставление всему этому, это хорошо, это наше русское, поэтому поддерживалось на государственном уровне. Название  Аккордеон всё-таки произошло от левой клавиатуры которая у всех разновидностей одинаковая, принцип звукообразования  - тоже,  ну а различия в правой руке -это национальные особенности или, если хотите, дело вкуса и воспитания. Есть впрочем и другая версия названия Аккордеон: это от итальянского слова «Accord» и древнегреческого окончания «ion», имеющее мифическое происхождение и переводимое как «нечто находящееся в движении». Движение... – это наверное не только необходимость постоянного движение меха, но и то, что инструменты применялись в основном в движении, во время ходьбы, шествий, процессий, на них играли в основном стоя.

Липецкое трио баянистов (Сергей Ельчанинов, Вячеслав Мельник, Виктор Карпий)  исполняет обработку Вячеслава Черникова "Отрада"

 Баян и кнопочный аккордеон, по сути дела - один инструмент, разновидности аккордеона. Аккордеоны с фортепианной правой клавиатурой (Piano Akkordeon) уже давно унифицировались, т.е. стали похожими друг на друга, а вот с кнопочными аккордеонами (Knopf Akkordeon,Button Accordion) на которых играют во Франции, Германии, Бельгии, Италии и в других странах Западной Европы дела обстоят иначе.

Так чем  же кнопочный аккордеон отличается от наших баянов?

К счастью, левая  "стандартная  клавиатура" за малым исключением везде одинаковая, но в правой и в "выборной" - всё по другому, с нашей точки зрения - навыворот. Принято различать две системы:

B-Griff - собственно говоря - баян, это наша русская версия кнопочного аккордеона с нотой "до" в третьем ряду и C-Griff - западно-европейская система, с нотой "до" в первом ряду. 

Вроде бы небольшая разница - первый и третий ряды поменялись местами так, что нота "до" вместо третьего ряда оказалась в первом, но сыграть что-нибудь на таком инструменте без переучивания практически невозможно. А в выборной клавиатуре  всё вообще в прямом смысле поставлено с ног на голову. Нижние басовые ноты не внизу как у нас, а вверху клавиатуры и успокаивает лишь то, что теоретически понимаешь как она устроена, так как это реально правая клавиатура баяна, но это всё равно не приносит облегчение когда берёшь инструмент в руки.Играет один из молодых лауреатов международных конкурсов Александр Хрустевич, Украина, Ассистент-стажёр НМАУ им. П.И.Чайковского (кл. проф. В.В. Бесфамильнова).

Французцкие аккордеонисты Domi Emorine (Piermaria) и Eric Bouvelle (Covagnolo)   играют польку Perles de Cristal

Для производителей аккордеонов и баянов - C-Griff или B-Griff  не имеет принципиального значения, все модели кнопочных аккордеонов выпускаются в двух вариантах.

Также расположение грифа на корпусе инструмента в разных моделях разная: есть как у нас - ближе к середине инструмента, или как у  аккордеона - ближе к корпусу.

Ещё один пример, француз Frederic Langlais  играет на Cavagnola два французских вальса -мюзетта 

Мне думается что здесь налицо взаимообогащение двух систем. Дело в том, что за последние 20 лет на Запад уехало много баянистов и аккордеонистов из России и стран бывшего СССР, которые заказывая и покупая инструменты оказали большое влияние на производителей и стимулировали Европейский рынок аккордеонной продукции. В последнее время некоторые фирмы такие как Vignoni, Viсtoria и др. даже выпускают на заказ инструменты с цельными планками Titlbach произведёнными в Чехии  и привезёнными оттуда. Так что теперь вы видите, что

наш баян и кнопочный аккордеон - это один и тот же инструмент. Knopfakkordeon, button accordion, баян, кнопочный аккордеон - различие только в названии, все они - разновидности аккордеона. 

eugenmeermann.ru

Баян и аккордеон, отличие | Баян и Аккордеон

 

Баян - это кнопочный аккордеон

А теперь несколько слов об отличии в  звучании баяна и аккордеона. Общепринято мнение что звук аккордеона сильно отличается от баянного. Он тремолирующий, как говорят в народе "настроенный в рoзлив". Дело в том, что у нас до определённого времени баяны, в отличие от тогда имеющихся трофейных аккордеонов, не имели регистров и настраивались в унисон. Например, посмотрите на современные инструменты фирмы АККО, она выпускает те и другие.  Кто сможет по звуку определить где баян, а где аккордеон?В настоящее время это зависит от покупателя-заказчика. Голоса можно настроить как угодно: в унисон, с разницей в 2-4-или более центов. Чем больше разница, тем острее звучит тремоло (один полутон равен в зависимости от октавы приблизительно 100 центам, а октава, таким образом, состоит из 1200 центов). Уже давно появились 5-ти голосные инструменты где возможна комбинация "баянного" или "аккордеонного" типов звучания. А некоторые итальянские производители даже делают баяны и аккордеоны с цельными планками, привозимыми из России и Чехии. Т.е. теперь вы видите что

баян и аккордеон отличаются только клавиатурой, разницы в звучании баяна и аккордеона нет. Поэтому принято различать их по типу клавиатуры: кнопочная или фортепианная

SwetArtTrio 2007

(Knopf /Buttons или Piano), поэтому оттуда и пришло название кнопочный аккордеон. Вообще-то аккордеон и баян / кнопочный аккордеон не должны конкурировать между собой, а должны развиваться, дополняя друг-друга и подчёркивая многообразие жизни во всех её проявлениях.

eugenmeermann.ru

Чем отличается баян от аккордеона

Баян и аккордеон – музыкальные инструменты с красивым и богатым диапазоном звучания. Они давно завоевали популярность у слушателей и пользуются почетом у исполнителей. Однако баян и аккордеон обладают разными возможностями для аккомпанемента и по-разному используются в современном эстрадном исполнении. Отличие баяна и аккордеона заключается в их конструкции.

Баян – это язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент, в котором на правой клавиатуре представлен полный хроматический звукоряд, а на левой – басы и готово-выборный аккомпанемент.

Прообразом современного баяна является ручная гармоника, первый образец которой в 1891 году был изготовлен баварскими мастерами из города Зилетуе. Он обладал диапазоном в 4 октавы, а его аккомпанемент состоял только из мажорных созвучий.

В начале ХХ века технику изготовления таких инструментов освоили и усовершенствовали русские мастера. В 1906 году появились трехрядные баяны с так называемой московской раскладкой. В них вместо гнутых рычагов стал применяться валиковый механизм. Название инструмент получил благодаря П.Е.Стерлигову, петербургскому гармонному мастеру, присвоившему баяну имя сказителя-песенника из «Слова о полку Игореве».

Баян

П.Е. Стерлигов включил в правый ряд вспомогательные кнопки, что расширило звуковые возможности инструмента. Подобная раскладка, примененная российским мастером, стала именоваться петербургской, а в дальнейшем – ленинградской. Он же создал и пятирядный баян, правая клавиатура которого имела два вспомогательных ряда кнопок.

Современный баян состоит из трех частей: правого и левого полукорпусов, соединенных мехами. По количеству одновременно вибрирующих  язычков наиболее выразительным звучанием отличаются четырехголосые и пятиголосые баяны. Дублирование кнопок на правой клавиатуре и басов на левой позволяет исполнителю плавно переходить в нужную тональность.

Нумерация вертикальных рядов кнопок обеих клавиатур начинается от меховой камеры.

Аккордеон в России появился примерно в то же время, что и баян. Этот клавишно-пневматический музыкальный инструмент был создан на основе гармоники венским органным мастером К. Демианом.

Современный аккордеон имеет правую клавиатуру фортепианного типа и левую кнопочную – по типу баяна. На правой клавиатуре располагается 41 клавиша, левая, как и у баяна, состоит из 120-ти кнопок. Басовые ноты находятся в первых двух рядах, дальше, по порядку, идут ряды с мажорными и минорными трезвучиями.

Аккордеон

Надо отметить, что оркестровый вид аккордеона не имеет левой клавиатуры. Самые популярные у отечественных исполнителей инструменты – аккордеоны немецкой фирмы Weltmeister.

В Европе за баяном утвердилось русское название, а аккордеоном в некоторых странах считают все разновидности ручных гармоник.

Выводы TheDifference.ru

  1. Аккордеон имеет правую клавиатуру фортепианного типа. На правом полукорпусе баяна располагается три, четыре или пять рядов кнопок, заставляющих звучать язычки.
  2. Первый баян был создан на основе гармоники в Баварии и позже усовершенствован русскими мастерами. Родина аккордеона – Вена. Над его усовершенствованием в России практически не работали.
  3. Звучание аккордеона богаче, чем баяна, благодаря большим возможностям мажорных и минорных трезвучий.
  4. Баян получил русское название, принятое во всем музыкальном мире. Аккордеоном в некоторых странах называют клавишно-пневматические инструменты разных типов.

thedifference.ru

Баян или аккордеон? - Имя

Возмутительно, друзья!! Сегодня по очень-очень популярному музыкальному каналу, который называть я не буду (это MTV) несколько раз подряд назвали Петра Дранго (я надеюсь вы знаете кто это) БАЯНИСТОМ! Человеком с баяном! С Б А Я Н О М!!! Причем, называли его так все, как тупая ведущая, ляпнувшая "Баян это круто! а Дранго с баяном это вдвойне круто!", так и голос за кадром. Друзья, может для вас это дело нормальное и привычное, но меня выворачивает от такого. Тут дело не в том, что я не уважаю баян или, наоборот, аккордеон, хотя субъективно мне симпатичнее, конечно, аккордеон (6 лет музыкальной школы, видимо, не до конца убили любовь к этому инструменту). Дело в публичной безграмотности. И это не первый случай, когда на каналах с миллионной аудиторией говорят подобное. Поэтому я решил написать для вас, дорогие мои полтора читателя, чем же отличается баян от аккордеона. Начнем с банального. Друзья, если вы видите клавиши (как у фортепиано) с левой от вас стороны инструмента (то есть под правой рукой играющего) - это аккордеон. Это главное правило для чайников. Тут есть исключения, кое-какие нюансы, но если вы будете знать это правило, вы по крайней мере не будете выглядеть глупо. Теперь о нюансах подробнее. Для начала нужно сказать, что аккордеон и баян это два абсолютно разных инструмента. Баян - русский, аккордеон придумали в Вене (насколько я помню)). При этом, коренное отличие баяна от аккордеона это звук. Исконно было задумано так: у баяна звук чистый, как говорят, по камертону. Вообще, различие по клавиатуре применяется лишь в России, по единственной причине: баян русский инструмент и у иностранцев нет такого понятия вообще. Аккордеон же, в отличие от его русского кнопочного аналога, обладает "не совсем чистым" звучанием, то есть его голоса на доли тона завышаются-занижаются и образуется так называемый розлив, что придает аккордеону мягкий, бархатный звук. Еще одно отличие и можно сказать преимущество аккордеона это большое количество регистров как на правой клавиатуре, так и на левой, которые позволяют сильно менять тембр звука и существенно расширять возможности небольшой клавиатуры, однако, баяны сегодня уже также могут похвастать данным "плагином") А теперь об исключениях. Современные профессиональные аккордеоны могут быть кнопочными. Да, совсем как баяны. Поэтому в России они запросто могут быть названы баяном, но по звучанию и происхождению это будут таки аккордеоны. Однако, как я уже говорил ранее, современные баяны также имеют множество регистров, а значит могут иметь и аккордеонный звук. Поэтому, для меня лично кнопочно-клавишное отличие является определяющим и самым простым. И если человек играет на кнопках, значит он учился на них играть, значит на клавишах он вряд ли умеет(серьезно, не думайте, что если человек играет на аккордеоне, то и на баяне лабает), значит он баянист!) Да и кнопочных аккордеонов, я еще не видел, хотя повидал много профессиональных дорогих инструментов. Ладно, разошелся я) опять накипело)) пока!

bekozzz.livejournal.com

Что такое аккордеон и с чем его едят?..: music_accord

Ну-с, начнем с самого простого. Скажу, для начала, что аккордеон - это ручная гармоника (прежде всего - язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент), изобретённая и получившая широкое распространение в Европе. В русской традиции аккордеоном принято называть инструменты с правой клавиатурой фортепианного типа, однако также существуют и кнопочные аккордеоны с клавиатурой как у баяна. Само же название было дано венским органным мастером К. Демианом усовершенствованной им гармони в 1829 году.

Основные составляющие:

Корпус. Для изготовления корпуса использовали и используют чаще всего древесину бука, клёна, ольхи, берёзы. А вот аккордеоны с дубовым корпусом являются чрезвычайно редкими и делаются только на заказ. А вот листы алюминия необходимы для изготовления решётки. Снаружи корпус оклеивают целлулоидом.

Гриф. На грифе размещаются клавиши мелодии, крепится он к правой половине корпуса. И изготовляется он из того же материала, что и корпус.

Мех. Для изготовления меха картон обклеивают тканью, герметически скрепляют с правым и левым полукорпусами. Состоит из 13 и более складок, создающих при сжимании-разжимании циркуляцию воздуха, заставляющую инструмент "петь”.

Кстати, вот такой вот лайфхак: следует обклеить меховые складки скотчем или изолентой во избежание слишком быстрого изнашивания крев меха в точках соприкосновения с грудной клеткой исполнителя...

Резонаторы. Необходимой частью звукоизвлечения являются резонаторы с голосовыми планками.

Голосовые планки. Голосовыми планками называются металлические пластины с проёмами, над которыми расположены язычки. Каждой ноте соответствует отдельный язычок. Чем короче язычок, тем звук выше, соответственно чем длиннее - тем ниже. Язычки своим утолщенным концом приклепываются к пластине, свободный конец язычка входит в прорезь пластины и под действием проходящей струи воздуха колеблется, образуя звук. Голосовые планки изготавливают из цветных металлов, латуни и алюминия. Качество звука зависит от точности крепления язычка, от качества материала, а также от типа дерева корпусов.

Система регистров. Изготавливают из алюминия и латуни. Используются для смены тембра.

Устройство. Две клавиатуры соединены мехом для нагнетания воздуха в клавишно-пневматический механизм. Устройство воздушных клапанов аккордеона:

Механизм музыкального инструмента позволяет регулировать нажатием на клавиши поток воздуха через язычки, вплоть до полного его прекращения (зелёные стрелки на схеме). В зависимости от направления тока воздуха колеблется один из двух язычков одинакового тона камеры (на схеме синие и оранжевые стрелки). В других музыкальных инструментах (например, гармошке) язычки одной камеры могут отличаться по музыкальному тону — гармонист меняя направление движения меха меняет высоту звука (музыкальную ноту) не снимая пальца с клавиши. Левая (боковая, басовая) клавиатура аккордеона устроена иначе: нажатие на одну кнопку, благодаря сложному механизму открывает одновременно несколько камер (аккорд). Механизм является общим для аккордеонов, баянов и других подобных музыкальных инструментов.

Существует несколько разновидностей аккордеонов: обычный и готово-выборный.

В обычном в басах (левая рука) играет как и положено по схеме ряда:

На картинке вы видите схему обычной левой клавиатуры в зеркальном виде (Б – мажор, М – минор, 7 – септаккорд, Ум – уменьшенный аккорд).

А вот в готово-выборном существует переключатель с вышеприведенной схемы на совершенно другую. Посредством переключателя аккордеон переходит в режим смены всей левой клавиатуры только на басы (ноты). То есть, там где в обычном аккорды, в выборной клавиатуре – ноты.

Левая клавиатура в выборке – зеркальная правая клавиатура на баяне.

Аккордеоны также классифицируются по размеру:1. Полный - 4/4 - 41 клавиша; диапазон - от фа малой октавы до ля третьей октавы.2. 7/8 - 37 клавиш; диапазон - от фа малой октавы до фа третьей октавы).3. 3/4 - 34 клавиши; диапазон - от соль малой октавы до ми третьей октавы.4. Половина - 1/2 - 26 клавиш; диапазон - от си малой октавы до до третьей октавы.

Вроде все... Как-то так. Если есть какие-то дополнительные вопросы или что-то непонятно - не стесняйтесь - обращайтесь.Ах да, еще аккордеоны бывают электронные, но это уже совсем другая история...P.S. Если вы заметили какие-то ошибки в тексте, то сообщите, пожалуйста, об этом мне.

music-accord.livejournal.com

Устройство для изменения тембра и смягчения звука | Аккордеонист.Ру

Звукоизвлечение с помощью свободно проскакивающего металлического язычка, бесспорно, имеет много положительных качеств, но может давать некоторый дребезжащий оттенок, а при сильной подаче воздуха - крикливый и пронзительный звук. Над смягчением этого недостатка - в поисках разнообразия окраски звуков гармоники - талантливые русские музыкальные мастера работали еще в 70-х годах прошлого века (см. разделы «Белобородовская гармоника», «Ливенка» и другие), и весьма удачно.

В наше время для изменения тембра звука в аккордеонах и баянах употребляются три основные конструкции: ступенчатая дека, ломаная дека - за рубежом она известна под названием Cosotto (Resonanzkanal, Tonkammer)  и тембровая камера.

Ступенчатая дека. Дека имеет в разрезе вид ступеньки. На нижней плоскости ее, как и на верхней, внутри инструмента смонтированы резонаторы. С наружной части деки над нижней ступенью укреплен плоский щиток, перекрывающий два ряда нижних клапанов и образующий дополнительную камеру в виде углубления, ограниченного с трех сторон стенками деки и щитком. Плоский щиток, преломляя поток звуковых волн, приглушает звучание голосовых язычков, укрепленных на резонаторах (расположенных на нижней ступени деки), и, выполняя роль сурдины, изменяет тембр звучания инструмента.

Преимуществами ступенчатой деки является ее технологичность в производстве и удобство при ремонте, связанном с деталями клавиатурной механики. При этой конструкции деки расположение резонаторов таково, что достаточно отделить правую часть инструмента от меховой рамки - и доступ к любому из них свободен, а голосовые планки легко обозреваются. На изобретение ступенчатой деки мастером экспериментального цеха фабрики «Красный партизан» П. А. Александровым получено в 1958 году авторское свидетельство (№ 116 962). С 1960 года аккордеоны со ступенчатой декой выпускаются этой фабрикой серийно.

Схема правой части аккордеона со ступенчатой декой: 1 - гриф, 2 - клавиши, 3 - клавиатурные клапаны, 4 - резонаторы, 5 - голосовые планки, 6 - ступенчатая дека, 7 - плоский щиток, перекрывающий ряды клапанов, 8 - дополнительная воздушная камера (Cosotto)

Ломаная дека, или, правильнее, резонаторный канал. Это приспособление основано на тех же принципах, что и предыдущее. По своей конструкции оно буквально копирует подобного рода устройства, которые русские мастера применяли еще в прошлом веке на саратовских и ливенских гармониках (см. схемы соответствующих разделов).

В 30-х годах резонаторный канал начинают применять и в аккордеонах (особенно широко в послевоенные годы), а в последнее время - и на баянах.

Суть этого устройства в следующем: дека во всю свою длину имеет изгиб в виде углубления, в котором под углом в 90° к основным рядам клапанов расположены дополнительные. К внутренней стенке резонаторного канала крепятся резонаторы, которые перпендикулярны к резонаторам, установленным в обычном положении.

Такая конструкция деки помогает облагородить звучание: преломление звуковых волн сочетается с колебанием воздуха, заключенного внутри резонаторного канала. Низкие тона усиливаются, средние довольно сильно приглушаются, а самые высокие несколько ослабевают.

Создаваемый этим устройством приятный тембр получил широкое признание у исполнителей многих стран, и инструменты с резонаторным каналом выпускаются серийно в большом количестве.

Схема правой части аккордеона с ломаной декой - резонаторным каналом: 1 - гриф, 2 - клавиши, 3 - клавиатурные клапаны, 4 - резонаторы, 5 - голосовые планки, 6 - ломаная дека (резонаторный канал - Cosotto)

Схема правой части баяна с ломаной декой - резонаторным каналом: 1 - гриф, 2 - кнопки правой клавиатуры, 3 - резонаторы, 4 - голосовые планки, 5 - клавиатурные клапаны, 6 - ломаная дека (резонаторный канал - Cosotto)

Тембровая камера. Это приспособление по сравнению с описанным выше более простое. При прямой деке, но с обязательным смещением грифа к середине корпуса, основные ряды клапанов размещаются на деке перед грифом, а остальные - сзади него (примерно как при двухсторонней механике), но в данном случае и задние, и передние ряды клапанов связаны со всеми тремя рядами кнопок (по аналогии с резонаторным каналом - см. схему). Правая сетка при этом делается только над передними клапанами, сзади грифа над дополнительными рядами клапанов сетки нет - они закрыты глухой крышкой. Таким образом, здесь также получается камера для изменения тембра звука, образованная задней частью деки и изогнутой глухой крышкой. При нажиме на одну кнопку также поднимаются два клапана, но не в разных плоскостях, как в предыдущих вариантах, а в одной (так как дека прямая). Ввиду особого расположения грифа (смещение к середине) применение этой конструкции возможно лишь на баянах с трехрядной клавиатурой.

На правой стороне инструментов применяются еще устройства для смягчения и приглушения звука, а именно: демпферные крышки, створки и шторки. Эти приспособления тем или иным способом закрывают плотно правую сетку, на которой (или под которой) они находятся. Здесь же, на сетке, обычно находится и ручка (или передвижная планка), при перемещении которой в сторону открываются или закрываются крышки и створки. Несколько сложнее устроена шторка, которая при передвижении планки, расположенной на сетке (или за грифом), с помощью капроновых нитей и блочной системы раздвигается или задвигается под всей плоскостью сетки (и не только приглушает силу, но несколько изменяет тембр).

Источник: Мирек А. Справочник по гармоникам. — М., 1968.

Дата добавления: 03.03.2015 Просмотров: 4678Раздел: История

www.akkordeonist.ru

Баян - это... Что такое Баян?

Бая́н — русский[1]язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент с полным хроматическим звукорядом на правой клавиатуре, басами и готовым (аккордовым) или готово-выборным аккомпанементом на левой. Современная разновидность ручной гармоники.

В западной традиции баян с левой аккордовой клавиатурой рассматривается как разновидность кнопочного аккордеона.

История

Первую ручную гармонику с полным хроматическим звукорядом сконструировал баварский мастер Мирвальд из города Зилетуе (Германия) в 1891 году. У этого инструмента была трёхрядная кнопочная правая клавиатура с диапазоном в четыре октавы. Звук при разжиме-сжиме меха издавался одинаковый. Аккомпанемент левой клавиатуры поначалу состоял только из мажорных трезвучий, но вскоре он был усовершенствован и состоял из 12-ти басовых звуков в 1-м ряду (от меха), мажорных и минорных трезвучий во 2-м и 3-м ряду соответственно[2].

Уже примерно в 1892 году такая гармоника стала известна в России, где систему звукоряда её правой клавиатуры стали называть «заграничной», а позже, когда в XX веке эти инструменты стали изготавливать московские мастера (в частности — Ф. М. Захаров, П. П. Ватутин), а затем в Туле и других городах Центральной России — московской[3]. В России московская раскладка является для баянов стандартной до настоящего времени.

С 1906 года трёхрядные баяны с московской раскладкой и выборной клавиатурой изготавливали на тульской фабрике «Братья Киселёвы»[4].

Русские гармонные мастера внесли важное усовершенствование в конструкцию левой клавиатуры гармоники Мирвальда — они применили валиковый механизм, вместо механизма из гнутых рычагов. Валиковая система используется в современных ручных гармониках[2].

Мастер Стерлигов

В сентябре 1907 года петербургский мастер Пётр Егорович Стерлигов изготовил баян, над которым работал более двух лет, для выдающегося гармониста Я. Ф. Орланского-Титаренко, давший этому инструменту название в честь древнерусского певца-сказителя Бояна, упоминаемого в поэме «Слово о полку Игореве», и впервые стал использовать его на своих афишах в начале мая 1908 года в Москве. Так же называл эту гармонику и сам мастер под влиянием рассказов рабочих, часто бывавших у него, о строящемся ими на Ново-Адмиралтейском судостроительном заводе крейсере «Баян». Рабочим он шутя выговаривал:

Вы строите свой «Баян», а вот я построю другой «Баян» — большую усовершенствованную гармонику.

— Пётр Стерлигов[5]

Следует отметить, что самое первое известное упоминание названия «Баян» встречается на обложке самоучителя «Новейший практический самоучитель для ручной гармонии рояльного (фисгармонного) строя, Вятской, Ливенки и Кларнетной „Баян“. Составил С. Егоров. Рославль, 1903»[5].

Для облегчения освоения нового вида хроматической гармоники, переходя на неё с игры на двухрядной гармони, Пётр Стерлигов изменил московскую раскладку трёхрядной правой клавиатуры и добавил вспомогательный ряд кнопок (1-й от меха), дублирующий четвёртый ряд[2]. Раскладка правой клавиатуры Стерлигова получила название петербургской, и позднее — ленинградской[6] (см. на схеме).

В 1913 году П. Е. Стерлигов изготавливает первый в России, а возможно и в мире, пятирядный баян с двумя вспомогательными рядами кнопок в правой клавиатуре, как у современного баяна. Следом за Стерлиговым пятирядные баяны стали изготавливать и другие мастера — братья Генераловы, В. Самсонов и другие[5].

Описание

Баян состоит из трёх частей — правого и левого полукорпусов, между которыми находится меховая камера. Звук в баяне возникает за счёт колебания язычков в проемах голосовой планки под воздействием воздушной струи из меховой камеры или в меховую камеру.

Существуют двух-, трёх-, четырёх- и пятиголосые баяны, определяемые по количеству максимального числа одновременно звучащих язычков при нажатии одной клавиши правой клавиатуры.

Клавиатуры

Вертикальные ряды кнопок у правой и левой клавиатур нумеруются, начиная от меха. Дублирование кнопок на правой клавиатуре и басовых кнопок на левой клавиатуре необходимо для удобства игры на баяне.

Правая и в меньшей степени левая клавиатуры могут иметь некоторое количество регистровых переключателей, в зависимости от количества одновременно звучащих голосов при нажатии одной кнопки.

Правая

Баяны имеют 3-х или 5-ти рядную правую клавиатуру. В 5-ти рядной клавиатуре первые два ряда (от меха) являются вспомогательными, они дублируют ноты, располагающиеся в трёх других рядах.

Диапазон концертного баяна — от ноты Ми большой октавы до Ля-диез четвёртой октавы (5 октав и 6 полутонов).

Раскладки
Современные

Существует несколько типов раскладок правой клавиатуры. В России стандартной является московская раскладка (баянный тип B). В некоторых странах, наряду с другими типами раскладок, используется европейская раскладка типа C.

Исторические

Баян, сконструированный В. С. Стерлиговым в 1907 году, имел четырёхрядную правую клавиатуру, первый ряд (от меха) являлся вспомогательным. Раскладка этой клавиатуры позже стала называться ленинградской. В период 1930—1935 годов эта раскладка была вытеснена из использования более удобной московской раскладкой[2].

Схемы

Левая

Левая клавиатура у баяна такая же, как и у аккордеона, у полного баяна состоит из 120-ти кнопок. Может быть с готовым, выборным или готово-выборным аккомпанементом.

Диапазон левой клавиатуры баяна с готовым аккомпанементом — одна октава с басовыми (низкими) нотами.

В первых двух рядах располагаются басовые ноты. Первый ряд басов является вспомогательным, второй — основным. Далее, по порядку, идут ряды с мажорными и минорными трезвучиями (3-й и 4-й ряды), септаккордами и уменьшенными септаккордами (5-й и 6-й ряды). Таким образом, от каждой ноты основного басового ряда строятся различные аккорды в горизонтальном ряду.

Оркестровый вид баяна (басовый баян) не имеет левой клавиатуры.

Схемы

Условные обозначения: нижний индекс рядом с нотами означает номер октавы (К — контроктава, Б — большая октава, м — малая октава).

Схема 1. Правая клавиатура концертного баяна московской раскладки с 3-мя (67 кнопок) и 5-ю (112 кнопок) рядами кнопок.

Схемы 2, 3. Левая клавиатура баяна с готовым аккомпанементом и различным количеством кнопок. Условные обозначения: Б — мажорное трезвучие, М — минорное трезвучие, 7 — септаккорд, У — уменьшенный септаккорд[7].

Схема 4. Левая клавиатура готово-выборного баяна в выборном режиме. Пример с количеством кнопок: всего — 100, из них 58 выборных (ряды: 3, 4, 5).

См. также

Примечания

  1. ↑ Музыка: Энциклопедия / Под ред. Г. В. Келдыш. — Репринтное издание «Музыкального энциклопедического словаря» 1990 года. Изд-во: Советская энциклопедия. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 672 с. — ISBN 5-85270-254-4
  2. ↑ 1 2 3 4 Фадеев И. Г., Кузнецов И. А. Ремонт гармоник, баянов и аккордеонов. — 2-е издание. — М.: Лёгкая индустрия, 1971. — 248 с.
  3. ↑ Мирек А. М. Справочник по гармоникам (Баян московской системы и аккордеон бельгийской системы). — М.: Музыка, 1968. — 131 с.
  4. ↑ Мирек А. М. Справочник по гармоникам (Выборные клавиатуры на левой стороне аккордеонов и баянов). — М.: Музыка, 1968. — 131 с.
  5. ↑ 1 2 3 Мирек А. М. Из истории аккордеона и баяна. — М.: Музыка, 1967. — 196 с.
  6. ↑ Мирек А. М. Справочник по гармоникам (Аккордеоны и баяны. Баян системы Стерлигова). — М.: Музыка, 1968. — 131 с.
  7. ↑ Мирек А. М. Самоучитель игры на аккордеоне. — М.: Советский композитор, 1984. — 125 с.

Литература

  • Мирек А. М. Из истории аккордеона и баяна. — М.: Музыка, 1967. — 196 с.
  • Фадеев И. Г., Кузнецов И. А. Ремонт гармоник, баянов и аккордеонов. — 2-е издание. — М.: Лёгкая индустрия, 1971. — 248 с.
  • Розенфельд Н. Г., Иванов М. Д. Гармони, Баяны, Аккордеоны. Учебник для техникумов. — 2-е издание. — М.: Лёгкая индустрия, 1974. — 288 с.

Ссылки

dic.academic.ru