Аутизм - что это такое, виды, причины, признаки, симптомы и лечение. Аутизмом что это такое


причины, симптомы, диагностика и лечение

Аутизм – заболевание, для которого характерны нарушения движений и речи, а также стереотипность интересов и поведения, сопровождающиеся нарушением социальных взаимодействий пациента с окружающими. Данные о распространенности аутизма существенно разнятся, что обусловлено различными подходами к диагностике и классификации заболевания. По различным данным, аутизмом без учета расстройств аутистического спектра страдает 0,1-0,6% детей, аутизмом с учетом расстройств аутистического спектра – 1,1-2% детей. У девочек аутизм выявляется в четыре раза реже, чем у мальчиков. В последние 25 лет данный диагноз стали выставлять гораздо чаще, однако, пока непонятно, с чем это связано – с изменением диагностических критериев или с реальным увеличением распространенности заболевания.

В литературе термин «аутизм» может трактоваться двояко – как собственно аутизм (детский аутизм, классическое аутистическое расстройство, синдром Каннера) и как все расстройства аутистического спектра, включая синдром Аспергера, атипичный аутизм и т. д. Степень выраженности индивидуальных проявлений аутизма может существенно различаться – от полной неспособности к социальным контактам, сопровождающейся тяжелой умственной отсталостью до некоторых странностей при общении с людьми, педантичности речи и узости интересов. Лечение аутизма длительное, комплексное, осуществляется с участием специалистов в области психиатрии, психологов, психотерапевтов, неврологов, дефектологов и логопедов.

Причины развития аутизма

В настоящее время причины возникновения аутизма окончательно не выяснены, однако установлено, что биологической основой заболевания является нарушение развития определенных структур головного мозга. Подтвержден наследственный характер аутизма, хотя гены, ответственные за развитие болезни, пока только предстоит определить. У детей с аутизмом отмечается большое количество осложнений во время беременности и в родах (внутриутробные вирусные инфекции, токсемия, маточные кровотечения, преждевременные роды). Предполагается, что осложнения во время беременности не могут вызывать аутизм, но могут повышать вероятность его развития при наличии других предрасполагающих факторов.

Наследственность. Среди близких и дальних родственников детей, страдающих аутизмом, выявляется 3-7% больных аутизмом, что многократно превышает распространенность заболевания в среднем по популяции. Вероятность развития аутизма у обоих однояйцевых близнецов составляет 60-90%. У родственников больных часто наблюдаются отдельные нарушения, характерные для аутизма: склонность к навязчивому поведению, низкая потребность в социальных контактах, трудности при понимании речи, речевые расстройства (в том числе эхолалия). В таких семьях чаще выявляется эпилепсия и умственная отсталость, которые не являются обязательными признаками аутизма, но нередко диагностируются при этом заболевании. Все перечисленное является подтверждением наследственного характера аутизма.

В конце 90-х годов прошлого века ученым удалось выявить ген предрасположенности к аутизму. Наличие этого гена не обязательно приводит к возникновению аутизма (по мнению большинства генетиков, заболевание развивается в результате взаимодействия нескольких генов). Однако определение этого гена позволило объективно подтвердить наследственную природу аутизма. Это – серьезный прогресс в области изучения этиологии и патогенеза данного заболевания, поскольку незадолго до этого открытия в качестве возможных причин аутизма некоторые ученые рассматривали недостаток заботы и внимания со стороны родителей (в настоящее время эта версия отвергнута, как не соответствующая действительности).

Структурные нарушения головного мозга. По данным исследований, у больных аутизмом часто выявляются структурные изменения лобных отделов коры головного мозга, гиппокампа, срединной височной доли и мозжечка. Основной функцией мозжечка является обеспечение успешной двигательной активности, однако, этот отдел мозга также оказывает влияние на речь, внимание, мышление, эмоции и способности к обучению. У многих аутистов некоторые отделы мозжечка уменьшены. Предполагается, что этим обстоятельством могут быть обусловлены проблемы больных аутизмом при переключении внимания.

Срединные височные доли, гиппокамп и миндалевидное тело, также часто страдающие при аутизме, оказывают влияние на память, способность к обучению и эмоциональную саморегуляцию, в том числе – появление чувства удовольствия при совершении значимых социальных действий. Исследователи отмечают, что у животных с повреждением перечисленных долей мозга наблюдаются изменения поведения, сходные с аутизмом (снижение потребности в социальных контактах, ухудшение адаптации при попадании в новые условия, трудности при распознавании опасности). Кроме того, у больных аутизмом часто обнаруживается замедление созревания лобных долей.

Функциональные нарушения головного мозга. Примерно у 50% больных на ЭЭГ выявляются изменения, характерные для нарушений памяти, избирательного и направленного внимания, вербального мышления и целенаправленного использования речи. Степень распространенности и выраженности изменений различается, при этом у детей с высокофункциональным аутизмом нарушения на ЭЭГ, как правило, менее выраженные по сравнению с больными, страдающими низкофункциональными формами заболевания.

Симптомы аутизма

Обязательными признаками детского аутизма (типичного аутистического расстройства, синдрома Каннера) являются нехватка социальных взаимодействий, проблемы при построении продуктивного взаимного контакта с окружающими, стереотипность поведения и интересов. Все перечисленные признаки появляются в возрасте до 2-3 лет, при этом отдельные симптомы, свидетельствующие о возможном аутизме, иногда обнаруживаются еще в младенческом возрасте.

Нарушение социальных взаимодействий является наиболее ярким признаком, отличающим аутизм от других нарушений развития. Дети, страдающие аутизмом, не могут полноценно взаимодействовать с другими людьми. Они не чувствуют состояние окружающих, не распознают невербальные сигналы, не понимают подтекста социальных контактов. Данный признак может выявляться уже у младенцев. Такие дети слабо реагируют на взрослых, не смотрят в глаза, охотнее фиксируют взгляд на неодушевленных предметах, а не на окружающих людях. Они не улыбаются, плохо реагируют на собственное имя, не тянутся навстречу взрослому при попытке взять их на руки.

Подрастая, больные не имитируют поведение окружающих, не реагируют на эмоции других людей, не участвуют в играх, рассчитанных на взаимодействие, и не проявляют интереса к новым людям. Они сильно привязываются к близким, но не проявляют свою привязанность как обычные малыши – не радуются, не бегут навстречу, не пытаются показать взрослым игрушки или как-то поделиться событиями из своей жизни. Обособленность аутистов обусловлена не их стремлением к одиночеству, а с их затруднениями из-за невозможности строить нормальные взаимоотношения с окружающими.

Пациенты позже начинают говорить, меньше и реже лепечут, позже начинают произносить отдельные слова и использовать фразовую речь. Они часто путают местоимения, называют себя «ты», «он» или «она». В последующем высокофункциональные аутисты «набирают» достаточный словарный запас и не уступают здоровым детям при прохождении тестов на знание слов и правописание, однако испытывают затруднения при попытках использовать образы, делать выводы по поводу написанного или прочтенного и т. д. У детей с низкофункциональными формами аутизма речь существенно обеднена.

Для детей с аутизмом характерна необычная жестикуляция и затруднения при попытке использовать жесты в процессе контактов с другими людьми. В младенчестве они редко показывают рукой на предметы или, пытаясь указать на предмет, смотрят не на него, а на свою руку. Став старше, они реже произносят слова во время жестикуляции (здоровые дети склонны жестикулировать и говорить одновременно, например, протягивать руку и говорить «дай»). В последующем им трудно играть в сложные игры, органично сочетать жесты и речь, переходить от более простых форм коммуникации к более сложным.

Еще одним ярким признаком аутизма является ограниченное или повторяющееся поведение. Наблюдаются стереотипии – повторяющиеся раскачивания туловища, качания головой и пр. Больным с аутизмом очень важно, чтобы все всегда происходило одним и тем же образом: предметы были расставлены в нужном порядке, действия совершались в определенной последовательности. Ребенок, страдающий аутизмом, может начать кричать и протестовать, если мама обычно надевает ему сначала правый носок, а затем левый, а сегодня поступила наоборот, если солонка стоит не в центре стола, а сдвинута вправо, если вместо привычной чашки ему поставили похожую, но с другим узором. При этом, в отличие от здоровых детей, он не проявляет желания активно исправить не устраивающее его положение вещей (потянуться к правому носку, переставить солонку, попросить другую чашку), а доступными ему способами сигнализирует о неправильности происходящего.

Внимание аутиста сфокусировано на деталях, на повторяющихся сценариях. Дети с аутизмом часто выбирают для игр не игрушки, а неигровые предметы, их игры лишены сюжетной основы. Они не строят замки, не катают машинки по квартире, а раскладывают предметы в определенной последовательности, бесцельно, с точки зрения постороннего наблюдателя, перемещают их с места на место и обратно. Ребенок, страдающий аутизмом, может быть чрезвычайно сильно привязан к определенной игрушке или неигровому предмету, может ежедневно в одно и то же время смотреть одну и ту же телепередачу, не проявляя интереса к другим программам, и чрезвычайно интенсивно переживать, если эту программу по какой-то причине не удалось посмотреть.

Наряду с другими формами поведения, к повторяющемуся поведению относят аутоагрессию (удары, укусы и другие повреждения, наносимые самому себе). По статистике, примерно треть аутистов в течение жизни проявляют аутоагрессию и столько же – агрессию по отношению к окружающим. Агрессия, как правило, обусловлена приступами гнева из-за нарушения привычных жизненных ритуалов и стереотипов либо из-за невозможности донести свои желания до окружающих.

Мнение об обязательной гениальности аутистов и наличии у них каких-то необычных способностей не подтверждается практикой. Отдельные необычные способности (например, способность к запоминанию деталей) или талантливость в одной узкой сфере при дефицитарности в других областях наблюдаются всего у 0,5-10% пациентов. Уровень интеллекта у детей с высокофункциональным аутизмом может быть средним или несколько выше среднего. При низкофункциональном аутизме нередко выявляется снижение интеллекта вплоть до умственной отсталости. При всех видах аутизма часто наблюдается генерализованная недостаточная обучаемость.

Среди других не обязательных, до достаточно часто встречающихся симптомов аутизма стоит отметить припадки (выявляются у 5-25% детей, чаще впервые возникают в пубертатном возрасте), синдром гиперактивности и недостаточности внимания, различные парадоксальные реакции на внешние стимулы: прикосновения, звуки, изменения освещения. Часто наблюдается потребность в сенсорной самостимуляции (повторяющихся движениях). Более чем у половины аутистов выявляются отклонения в пищевом поведении (отказ от приема пищи или отказ от определенных продуктов, предпочтение определенных продуктов и др.) и нарушения сна (трудности при засыпании, ночные и ранние пробуждения).

Классификация аутизма

Существует несколько классификаций аутизма, однако в клинической практике наиболее широко используется классификация Никольской, составленная с учетом тяжести проявлений болезни, основного психопатологического синдрома и отдаленного прогноза. Несмотря на отсутствие этиопатогенетической составляющей и высокую степень обобщенности, педагоги и другие специалисты считают эту классификацию одной из самых удачных, поскольку она дает возможность составлять дифференцированные планы психологической коррекции и определять цели лечения с учетом реальных возможностей ребенка, страдающего аутизмом.

Первая группа. Самые глубокие нарушения. Характерно полевое поведение, мутизм, отсутствие потребности во взаимодействиях с окружающими, отсутствие активного негативизма, аутостимуляция с использованием простых повторяющихся движений и неспособность к самообслуживанию. Ведущим патопсихологическим синдромом является отрешенность. В качестве основной цели лечения рассматривается установление контакта, вовлечение ребенка во взаимодействия с взрослыми и сверстниками, а также развитие навыков самообслуживания.

Вторая группа. Характерны жесткие ограничения в выборе форм поведения, выраженное стремление к неизменности. Любые изменения могут провоцировать срыв, выражающийся в негативизме, агрессии или аутоагрессии. В привычной среде ребенок достаточно открыт, способен к выработке и воспроизведению бытовых навыков. Речь штампованная, построенная на основе эхолалий. Ведущим психопатологическим синдромом является отвержение реальности. В качестве основной цели лечения рассматривается развитие эмоциональных контактов с близкими людьми и расширение возможностей приспособления к среде путем выработки большого количества различных стереотипов поведения.

Третья группа. Наблюдается более сложное поведение при поглощении собственными стереотипными интересами и слабой способности к диалогу. Ребенок стремится к успешности, но, в отличие от здоровых детей, не готов пробовать, рисковать и идти на компромиссы. Часто выявляются развернутые энциклопедические знания в отвлеченной области в сочетании с фрагментарными представлениями о реальном мире. Характерен интерес к опасным асоциальным впечатлениям. Ведущим психопатологическим синдромом является замещение. В качестве основной цели лечения рассматривается обучение диалогу, расширение круга представлений и формирование навыков социального поведения.

Четвертая группа. Дети способны к настоящему произвольному поведению, но быстро утомляются, страдают от затруднений при попытке концентрировать внимание, выполнять инструкции и т. д. В отличие от детей предыдущей группы, производящих впечатление юных интеллектуалов, могут выглядеть робкими, пугливыми и рассеянными, однако при адекватной коррекции демонстрируют лучшие результаты по сравнению с остальными группами. Ведущим психопатологическим синдромом является ранимость. В качестве основной цели лечения рассматривается обучение спонтанности, улучшение социальных навыков и развитие индивидуальных способностей.

Диагностика аутизма

Родителям следует обратиться к врачу и исключить аутизм, если ребенок не отзывается на собственное имя, не улыбается и не смотрит в глаза, не замечает указаний взрослых, проявляет нетипичное игровое поведение (не знает, что делать с игрушками, играет с неигровыми предметами) и не может сообщить взрослым о своих желаниях. В возрасте 1 год ребенок должен гулить, лепетать, показывать рукой на предметы и пытаться их схватить, в возрасте 1,5 лет – произносить отдельные слова, в возрасте 2 лет – использовать фразы из двух слов. Если эти навыки отсутствуют, необходимо пройти обследование у специалиста.

Диагноз аутизм выставляется на основании наблюдений за поведением ребенка и выявлении характерной триады, в которую входят недостаток социальных взаимодействий, недостаток коммуникации и стереотипное поведение. Для исключения расстройств речевого развития назначают консультацию логопеда, для исключения нарушений слуха и зрения – осмотр сурдолога и офтальмолога. Аутизм может сочетаться или не сочетаться с умственной отсталостью, при этом при одинаковом уровне интеллекта прогноз и схемы коррекции для детей-олигофренов и детей-аутистов будут существенно различаться, поэтому в процессе диагностики важно разграничить два этих расстройства, внимательно изучив особенности поведения пациента.

Лечение и прогноз при аутизме

Основной целью лечения является повышение уровня независимости больного в процессе самообслуживания, формирования и поддержания социальных контактов. Используется продолжительная поведенческая терапия, игровая терапия, трудотерапия и логопедическая терапия. Коррекционная работа осуществляется на фоне приема психотропных препаратов. Программу обучения выбирают с учетом возможностей ребенка. Низкофункциональных аутистов (первая и вторая группа в классификации Никольской) обучают на дому. Дети с синдромом Аспергера и высокофункциональные аутисты (третья и четвертая группа) посещают вспомогательную или массовую школу.

В настоящее время аутизм считается неизлечимым заболеванием. Однако после грамотной длительной коррекции у некоторых детей (3-25% от общего числа пациентов) наступает ремиссия, и диагноз аутизм со временем снимают. Недостаточное количество исследований не позволяет строить достоверные долгосрочные прогнозы относительно течения аутизма в зрелом возрасте. Специалисты отмечают, что с возрастом у многих пациентов симптомы болезни становятся менее выраженными. Вместе с тем, есть сообщения о возрастном ухудшении коммуникативных навыков и навыков самообслуживания. Благоприятными прогностическими признаками являются коэффициент интеллекта выше 50 и развитие речи в возрасте до 6 лет, однако полной или практически полной независимости удается достичь всего 20 процентам детей из этой группы.

www.krasotaimedicina.ru

Что такое аутизм? Что это за болезнь, кто такие аутисты, признаки аутизма у детей на Medside.ru

Читайте нас и будьте здоровы! Пользовательское соглашение о портале обратная связь
  • Врачи
  • Болезни
    • Кишечные инфекции (4)
    • Инфекционные и паразитарные болезни (20)
    • Инфекции, передающиеся половым путем (6)
    • Вирусные инфекции ЦНС (2)
    • Вирусные поражения кожи (5)
    • Микозы (9)
    • Гельминтозы (3)
    • Злокачественные новообразования (8)
    • Доброкачественные новообразования (4)
    • Болезни крови и кроветворных органов (3)
    • Болезни щитовидной железы (5)
    • Болезни эндокринной системы (12)
    • Недостаточности питания (1)
    • Психические расстройства (26)
    • Воспалительные болезни ЦНС (2)
    • Болезни нервной системы (17)
    • Двигательные нарушения (4)
    • Болезни глаза (16)
    • Болезни уха (3)
    • Болезни системы кровообращения (8)
    • Болезни сердца (4)
    • Цереброваскулярные болезни (2)
    • Болезни артерий, артериол и капилляров (7)
    • Болезни вен, сосудов и лимф. узлов (6)
    • Болезни органов дыхания (17)
    • Болезни полости рта и челюстей (13)
    • Болезни органов пищеварения (25)
    • Болезни печени (1)
    • Болезни желчного пузыря (5)
    • Болезни кожи (27)
    • Болезни костно-мышечной системы (30)
    • Болезни мочеполовой системы (10)
    • Болезни мужских половых органов (8)
    • Болезни молочной железы (3)
    • Болезни женских половых органов (26)
    • Беременность и роды (5)
    • Болезни плода и новорожденного (3)
    • Врожденные аномалии (пороки развития) (10)
    • Травмы и отравления (8)
  • Симптомы
    • Амнезия (потеря памяти)
    • Анальный зуд
    • Апатия
    • Афазия
    • Афония
    • Ацетон в моче
    • Бели (выделения из влагалища)
    • Белый налет на языке
    • Боль в глазах
    • Боль в колене
    • Боль в левом подреберье
    • Боль в области копчика
    • Боль при половом акте
    • Вздутие живота
    • Волдыри
    • Воспаленные гланды
    • Выделения из молочных желез
    • Выделения с запахом рыбы
    • Вялость
    • Галлюцинации
    • Гнойники на коже (Пустула)
    • Головокружение
    • Горечь во рту
    • Депигментация кожи
    • Дизартрия
    • Диспепсия (Несварение)
    • Дисплазия
    • Дисфагия (Нарушение глотания)
    • Дисфония
    • Дисфория
    • Жажда
    • Жар
    • Желтая кожа
    • Желтые выделения у женщин
    • ...
    • ПОЛНЫЙ СПИСОК СИМПТОМОВ>
  • Лекарства
    • Антибиотики (211)
    • Антисептики (122)
    • Биологически активные добавки (210)
    • Витамины (192)
    • Гинекологические (183)
    • Гормональные (156)
    • Дерматологические (258)
    • Диабетические (46)
    • Для глаз (124)
    • Для крови (77)
    • Для нервной системы (385)
    • Для печени (69)
    • Для повышения потенции (24)
    • Для полости рта (68)
    • Для похудения (40)
    • Для суставов (161)
    • Для ушей (14)
    • Другие (306)
    • Желудочно-кишечные (314)
    • Кардиологические (149)
    • Контрацептивы (48)
    • Мочегонные (32)
    • Обезболивающие (280)
    • От аллергии (102)
    • От кашля (137)
    • От насморка (91)
    • Повышение иммунитета (123)
    • Противовирусные (114)
    • Противогрибковые (126)
    • Противомикробные (144)
    • Противоопухолевые (65)
    • Противопаразитарные (49)
    • Противопростудные (90)
    • Сердечно-сосудистые (351)
    • Урологические (89)
    • ДЕЙСТВУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА
  • Справочник
    • Аллергология (4)
    • Анализы и диагностика (6)
    • Беременность (25)
    • Витамины (15)
    • Вредные привычки (4)
    • Геронтология (Старение) (4)
    • Дерматология (3)
    • Дети (15)
    • Другие статьи (22)
    • Женское здоровье (4)
    • Инфекция (1)
    • Контрацепция (11)
    • Косметология (23)
    • Народная медицина (17)
    • Обзоры заболеваний (27)
    • Обзоры лекарств (34)
    • Ортопедия и травматология (4)
    • Питание (53)
    • Пластическая хирургия (8)
    • Процедуры и операции (23)
    • Психология (10)
    • Роды и послеродовый период (35)
    • Сексология (9)
    • Стоматология (9)
    • Травы и продукты (13)
    • Трихология (7)

medside.ru

Что такое аутизм простыми и понятными словами

Что представляет собой аутизм?

Аутизм – это специфическое состояние человека, проявляющееся в отсутствии желания общаться с другими людьми.

Дети и взрослые люди, страдающие аутизмом, зачастую не обращают никакого внимания на мнение окружения, отказываются жить по общественным правилам. Но это не их причуда, это лишь следствие изменений в структуре мозга.

Признаки аутизма у взрослых

Среди признаков аутизма можно выделить следующие:

  • реакция на эмоции и поведение окружающих людей частично или полностью отсутствует;
  • стремление уйти от любого контакта – эмоционального, психологического или физического;
  • постоянное выполнение одних и тех же действий, например, зацикленность на датах, вопросах, маршрутах;
  • жесткий распорядок повседневных дел;
  • аутист старается не смотреть в глаза собеседнику, пользуется только периферическим зрением;
  • ограниченный словарный запас, нарушение интонационного ударения слов;
  • минимальная жестикуляция при разговоре;
  • неконтролируемые вспышки гнева, агрессии, отрицания.

Светила медицины пока не могут объяснить причин возникновения данного состояния. Многие соглашаются с утверждением, что аутизм – это психологическое состояние человека, при котором он полностью замыкается в своем мире. Однако эти изменения психики невозможно изменить, как и невозможно заставить человека, больного аутизмом, против воли вступать в эмоциональные связи с другими людьми.

Статистика показывает, что мальчиков-аутистов намного больше, чем девочек. Но именно девочке с данным диагнозом труднее прижиться в обществе и хоть как-то поддерживать видимость нормальности.

Предупреждения об опасности

Аутизм, как известно, заболевание не приобретенное, а врожденное. При возникновении первых опасных признаков родителям следует обращаться за соответствующей медицинской помощью. От этого в дальнейшем зависит успех адаптации ребенка к окружающей среде.

Официально аутизм считается болезнью. Но родители, которые воспитывают таких уникальных детей, предпочитают считать его специфическим состоянием, а не диагнозом.

Аутизм заметен почти с самого рождения, но официально диагноз могут поставить после 2-3 лет.

Самым легко заметный признак аутизма: ребенок не может выполнять несколько дел сразу, а фокусируется лишь на чем-то определенном. Его могут не заинтересовать любимые многими детьми вещи. Например, аутист не захочет смотреть мультфильмы или кушать сладости.

Как определить аутизм у маленького ребенка

  • младенец плохо реагирует на звуки, при этом слышит их;
  • отсутствие улыбки, да и улыбка на других лицах не вызывает у ребенка должной реакции;
  • отводит взгляд, и смотрит «сквозь» говорящего;
  • Не отзывается на свое имя;
  • Любит играть с определенными вещами, а не с живыми людьми;
  • часто повторяет одно действие или фразу;
  • смена обстановки или покупка новых игрушек вызывает массу негативных эмоций;
  • резкие и внезапные действия – крик, плач или смех;

Аутист всегда предпочитает быть сам, сторонится не только взрослых, но и сверстников.

Если вы – молодой родитель, проанализируйте поведение своего малыша. Наличия хотя бы трех признаков из приведенного списка просто обязывает вас обратиться к врачу за консультацией. Ведь чем раньше получится выявить проблему, тем легче будет потом помочь не только ребенку, но и родителям справится с таким непростым состоянием.

Такие дети с особым развитием совершенно не скучают по родителям при расставании, если остаются в привычной для себя обстановке. Ведь для них на первом месте именно вещи и окружающие предметы, а не люди.

Часто аутистов при контакте выдает неправильная речь – односложная и сухая, лишенная эмоциональной окраски. Они не говорят о себе в первом лице, а выбирают второе или третье, или называют себя по имени.

Счастье детей с особенностями развития заключается в пребывании в своем мире с четким правилами и распорядком. Они ходят в одной и той же одежде, каждый день могут есть однотипную пищу, и играть с одной куклой часами. Однотипность и монотонность – вот их идеальный мир.

Встречаются случаи гиперактивности среди аутистов, но чаще это замкнутые и медлительные дети. Иногда они пытаются причинить себе вред – кусаются или царапаются, бьются головой – но эти признаки проявляются не у всех детей.

Люди непосвященные считают детей-аутистов балованными, неконтролируемыми и капризными сорванцами, плохо воспитанными родителями. На самом деле, все обстоит совсем по-другому. Такие дети пытаются при помощи своего поведения ограничить свое общение с внешним миром и людьми, а быть лишь наедине со своим сознанием. Это и есть для них счастье.

Именно поэтому так мало взрослых людей-аутистов создают семьи и заводят детей – это им просто-напросто неинтересно. Ведь у них есть свой особенный мир, в котором им так комфортно оставаться.

microzajmi.ru

это кто такой? Причины, признаки аутизма. Как проводится работа с аутистами :: SYL.ru

Все люди разные, и невозможно найти две абсолютно идентичные личности. Но порой встречаются особенные мальчики и девочки. Их можно отличить от других с первого взгляда. Они увлечены собственным миром, чураются посторонних и крайне трепетно относятся к своим вещам. Иногда такое поведение говорит об особом синдроме – аутизме. Аутист – это человек, не способный формировать эмоциональную близость с окружающими.Такой термин был введен в психиатрию Блейлером для обозначения признаков психопатологического состояния личности. Каковы особенности этого явления?

Почему так случается?

Конечно, это не норма, а отклонение, правда, не сильно распространённое. Хотя говорят, что у девочек и женщин аутизм может протекать без внешних проявлений, так как представительницы слабого пола прячут в себе агрессию и эмоции. При помощи усиленного внимания и специальных занятий можно добиться в развитии человека некоторых сдвигов, но полностью его не исправить.

Стоит отметить, что аутист – это не человек с умственными отклонениями. Напротив, такие дети могут иметь зачатки гениальности, так как развиваются внутренне быстрее, нежели внешне. Они могут чураться социума в той или иной форме, отказываться говорить, плохо видеть, но при этом в уме решать сложнейшие задачи, виртуозно ориентироваться в пространстве и иметь фотографическую память. При лёгкой степени аутизма человек кажется практически нормальным, разве что немного своеобразным. Он может без причины становиться угрюмым, говорить сам с собой в особо волнительные моменты, часами просиживать в одном месте, смотря в одну точку. Но такие моменты могут происходить в жизни сплошь и рядом.

Вот тяжёлую степень аутизма труднее причислить к норме, ведь это полное разрушение функции мозга. Раньше считали, что ребёнок-аутист – это шизофреник или даже психопат. Со временем учёные разобрались в сути этого отклонения и разграничили их по симптомам. На сегодняшний день поставить диагноз не трудно, так что путаницы на этом этапе можно избежать. Нет ответа на вопрос о конкретных нарушениях в мозговой деятельности человека-аутиста, ведь единого механизма не существует. Даже нельзя с точностью сказать, что именно провоцирует аутизм – группа расстройств с определёнными мутациями либо расстройство конкретной области мозга. Многие учёные сходятся во мнении, что отказ от работы одной доли головного мозга влечёт за собой активную работу противоположной, из-за чего такие дети и проявляют недюжинные математические или творческие способности.

Дети-аутисты

Все будущие родители в период беременности верят, что их дитя будет самым умным, сильным и красивым. Задолго до рождения они начинают строить планы, но никто не может предугадать такой диагноз для своего ребёнка.

Аутизм – заболевание врождённое, а не приобретённое. На его появление влияет множество факторов как на стадии развития плода, так и в процессе его формирования. Затрагиваются все функциональные системы мозга, потому абсолютно искоренить аутизм невозможно. Можно только вносить некоторые коррективы в поведение индивида и приспосабливать его к социуму. Аутист – это не изгой общества, а его жертва. Страх общения не позволяет ему постичь многое, но пробиться сквозь его непонимание может лишь человек упорный и понимающий.

Причины

Работа с детьми-аутистами ведётся повсеместно, начиная с яслей. На этом этапе нужно разъяснить и оставить в прошлом все вопросы о причинах появления отклонения. Часто родители ищут ответы в своём прошлом, обвиняют себя в злоупотреблении алкоголем и приходят к запоздалому раскаянию. Что же, эти факторы могли повлиять на диагноз ребёнка, но это не аксиома.

Порой абсолютно здоровые люди – родители аутистов. Учёные не могут определить причины появления такого явления, хотя уже много лет пытаются постичь эту тайну. По правде говоря, до недавнего времени природа аутизма толком и не исследовалась, так что будет не совсем правильно говорить о большом сроке наблюдений. Вообще, само явление обозначили для изучения только в 20-м веке. Был даже определён круг факторов риска, провоцирующих аутизм. В частности, это нарушения на генетическом уровне, гормональные отклонения, осложнения при беременности и родах, отравления, сбои в химическо-биологических процессах, раковые опухоли.

Генетика?

Большой процент людей с таким отклонением характеризуется наличием определённого гена. Учёные считают, что в таких случаях весомую роль играет ген неурексин-1. Также подозрительным остаётся наличия гена в 11-й хромосоме. Конфликт родительских генов также может в результате дать отклонение. После зачатия гены блокируются в яйцеклетке и могут негативно повлиять на здоровье женщины. В мужской клетке – сперматозоиде – потенциально опасные гены для ребёнка отключаются, что в итоге может спровоцировать генные изменения при смещении в мужскую сторону. Учёные зафиксировали связь аутизма и синдрома икс-хромосомы. Исследования проводились обширные, но в целом область знаний остаётся непаханной целиной. Родители детей-аутистов переживают за будущее своих чад, заговаривают о роли наследственности в появлении данного расстройства. В поддержку такой гипотезы приводятся различные слухи и истории. Говорят, что вероятность развития аутизма увеличивается при наличии в семье одного такого ребёнка. Есть и специалисты с резко противоположным мнением, утверждающие, что не бывает семей с несколькими аутистами.

Если играют гормоны

Гормоны могут оказаться причиной появления отклонений в развитии. В частности, можно возложить ответственность на небезызвестный тестостерон. Возможно, именно из-за него, согласно статистике, мальчики чаще рождаются аутистами. Так что повышенный уровень тестостерона можно считать фактором риска, так как вместе с прочими факторами он может обернуться дисфункцией мозга и угнетением левого полушария. Этим можно объяснить и тот факт, что среди аутистов попадаются люди одарённые в той или другой области знаний, ведь полушария мозга начинают работать в компенсаторном режиме, то есть одно полушарие компенсирует замедленность работы другого. Есть факторы риска во время неблагоприятных родов или тяжёлой беременности. Например, женщина, болевшая инфекционными заболеваниями или перенесшая стресс во время беременности, должна беспокоиться за судьбу своего малыша. Некоторые врачи в таких случаях рекомендуют прервать беременность из опасений за потенциальную неполноценность плода. Стремительные роды или родовые травмы могут также негативно отразиться на состоянии ребёнка. Еще из возможных причин нужно отметить отравление тяжёлыми металлами, радиоактивное излучение, вирусы и вакцины. Но вот официальная медицина категорически возражает против опасности прививок, хотя против них неумолимо свидетельствует статистика.

Из области химии

Наконец, многие учёные считают, что аутизм может развиваться на фоне дефицита особого белка – Cdk5. Он ответственен за производство синапсов в организме, то есть структур, влияющих на умственные способности. К тому же на развитие аутизма может повлиять концентрация в крови серотонина. Какой вывод можно из этого сделать? Да тот, что аутизм предполагает ряд нарушений в функционировании человеческого мозга. Часть таких нарушений получилось выявить экспериментальным путём. В частности, удалось определить тот факт, что в миндалевидном теле, отвечающем за эмоции в мозгу, наблюдаются перемены. Таким образом, меняется поведение человека. Также путём экспериментов удалось установить тот факт, что в детстве аутисты переживают усиленный рост мозга без каких-либо видимых причин.

Симптомы

Родители маленьких детей стараются в начальной стадии зафиксировать малейшие признаки отклонения от нормы у своих детей. И учёные в помощь им выделяют некоторые признаки и симптомы аутизма для ребят в сознательном возрасте. В первую очередь это нарушение социального взаимодействия. Ребёнок плохо контактирует со сверстниками? Прячется от других малышей или отказывается с ними говорить? Тревожный сигнал и повод для раздумий. Но это отнюдь не точный симптом, так как ребёнок может быть усталым, расстроенным или злым. Кроме того, замкнутость ребёнка может говорить о некоторых других умственных расстройствах, например, шизофрении.

Что делать?

Человек с подобным заболеванием не может самостоятельно выстроить взаимоотношения с другими людьми. В особо серьёзных случаях ребёнок не доверяет даже своим родителям, чурается их и подозревает в недобром умысле. Если аутизмом страдает взрослый человек, давший жизнь ребёнку, то он может не чувствовать никаких родительских инстинктов и отказываться от малыша. Но чаще всего аутисты очень нежно и трепетно относятся к тем людям, которые о них заботятся. Правда, выражают свою любовь они несколько иным способом, чем другие дети. В обществе они остаются одинокими, добровольно уходя от внимания, избегают общения. У аутиста нет заинтересованности в играх и развлечениях. В некоторых случаях они страдают избирательным расстройством памяти и потому не узнают людей.

Общение

Работа с аутистами ведётся с ориентацией на их взгляды и позиции. С точки зрения таких людей, они не уходят от общества, а просто не вписываются в него. Поэтому окружающие не могут вникнуть в смысл игр, считают скучными темы, интересные аутистам. Речь аутистов часто излишне монотонна и лишена эмоций. Фразы часто получаются «куцыми», так как аутисты выдают конкретную информацию без лишних дополнений. Например, своё желание выпить воды аутист выразит одним словом «пить». Если рядом разговаривают другие люди, то ребёнок с отклонением будет повторять их предложения и слова. Например, взрослый говорит: «Гляди, какой самолёт!», а мальчик-аутист бессознательно повторит: «Самолёт», даже не сознавая того момента, что говорит вслух. Такую особенность называют эхолалилей. Кстати, часто повторение чужих слов считают признаком ума, но аутисты не понимают содержания своих высказываний. По своему поведению они являются людьми чувствительными, причём тактильно и сенсорно. Это говорит о том, что они категорически не переносят громкие звуки, яркий свет, шумные толпы или визуальные симуляции. На дискотеке или вечеринке аутисты могут пережить сильнейший шок. Болезненным для человека будет игра с моделированием предметов, блеск свечей на торте, прогулка босиком. Важно помнить, что нельзя предсказать поведение аутиста и его дальнейший шаг. Самые обычные вещи для него представляют целый ритуал. К примеру, для приёма ванны нужна определённая температура воды, объём, полотенце и мыло одной марки.

Если какая-либо характеристика нарушена, то аутист не будет придерживаться ритуала. В активном состоянии он может вести себя нервно, хлопать в ладоши, причмокивать или дёргать себя за волосы, причём поведение это нецеленаправленное и неосознанное.

Интересные занятия

С аутистами обычный ребёнок играть не сможет, так как разнообразия они не терпят: выбрав одну игру, не отвлекаются, хранят верность одной игрушке. Игры могут быть своеобразными, например, все игрушки выстраиваются к одной стене, а потом перестраиваются к противоположной. Мешать такому ребенку не надо, в противном случае можно добиться нестандартной и непредсказуемой реакции, в том числе и агрессии. Аутисты могут увлечься предметами с ручками. Часами они крутят ставни, открывают двери. В специализированных детских садах занятия с аутистами предполагают использование конструкторов. Иногда дети проникаются любовью к маленьким предметам и возводят их в ранг своих друзей. В таких случаях простая скрепка или плюшевый мишка заменяют родного человека, и если с ними что-нибудь случится, то ребёнок впадёт в депрессию или даже в ярость. В современных развивающих группах программа для аутистов позволяет пользоваться планшетами, познавать сенсорные игры. Единственное отличие игрушек для аутистов – это их лёгкость и эргономичность, чтобы они не могли причинить вред ребёнку.

Аутизм у ребёнка проявляться начинает до трёх лет, и к семилетию отставание в развитии становится очевидным. Это может быть маленький рост либо равный уровень развития обеих конечностей. У таких детей обе руки развиты максимально. Ещё дети с аутизмом вяло интересуются голосом людей, не просятся на руки, прячутся от прямого взгляда, не расположены к естественному флирту по отношению к родителям. Но зато они не боятся темноты и не стесняются чужих людей. Можно сказать, что ребёнок холоден по отношению к окружающим, но просто он слишком глубоко прячет свои эмоции и о своих желаниях заявляет плачем или криками. Аутисты боятся всего нового, поэтому в специальных учреждениях для их развития редко появляются новые сотрудники. Воспитатели не повышают голос, не носят высоких каблуков, чтобы не цокать ими. Любой стресс может развиться в настоящую фобию. Настоящим достижением можно считать памятное фото. Аутист, который не испугается фотокамеры, скорее всего, имеет лёгкую форму заболевания. Почти всех пугает вспышка, звук камеры или процесс проявления плёнки, если используется полароид.

Публичные появления

Не зря говорят о том, что многие аутисты являются гениальными в некоторых областях. Ходят слухи, что аутизмом страдал философ Иммануил Кант. А ещё таким был художник Нико Пиросманишвили. Может быть, именно этим объясняется и странная нелюдимость и детская образность мыслей Ганса Христиана Андерсена. Но, это так или иначе, приятные исключения, а вот солидная часть таких деток не имеет простейших социальных и бытовых навыков. Насколько известно, аутизм по наследству не передаётся, так как близкие отношения у людей с таким диагнозом не предполагаются в принципе.

Есть очень познавательные документальные и художественные фильмы про аутистов. В частности, хочется вспомнить картину «Человек дождя». Потрясающий фильм с Дастином Хоффманом и Томом Крузом в главных ролях покорил многие поколения зрителей. В центре сюжета два брата, которые потеряли отца. Один из братьев (Круз) – молод, обаятелен и чёрств душой. У него прекрасная девушка и большие долги. Второй (Хоффман) страдает аутизмом. Его дом – центр для аутистов, а все его жизненные радости заключаются в систематизации книг, решении задач и поедании одинаковых завтраков. Огромное наследство, поделенное не совсем справедливо, вынуждает одного брата похитить другого и увезти с собой, требуя выкуп. Им приходится общаться друг с другом, что, на удивление, идёт на пользу аутисту. Он ведь тоже человек, чего сначала не мог понять герой Тома Круза.

Фильмы про аутистов философские и поучительные. В них всегда есть мораль и двойная правда. При повышенном внимании и любовном отношении аутиста можно перевоспитать и приучить к социуму. Для этого разработано множество методик, основная цель которых – выработка независимости у малыша. Если у ребёнка тяжёлая форма болезни, то существует школа для аутистов, где его научат невербальному общению и первичным навыкам адаптации. Воспитатели действуют лаской и добротой.

Постоянно ведётся работа с психологом, обучающим некоторым приёмам поведения. В процессе обучения и социализации ребёнка учатся и сами родители. Они узнают, что аутизм – это целый комплекс нейробиологического нарушения развития. На групповых фото аутист отличается стереотипностью поведения: он стоит отдельно, стараясь оградиться от других людей.

Вердикт медицинских работников

Доктора предпочитают классифицировать людей, больных аутизмом, по различным признакам, а общим считают расстройство аутичного спектра с целым рядом особенностей. Этот аутистический спектр может варьироваться по степени тяжести, но неизменно означает наличие заболевания. Аутисты в Москве на лечении и адаптации проходят несколько тестов, чтобы выявить свой уровень. Среди искомых признаков могут быть аутистические расстройства, что есть классика аутизма, либо синдром Аспергера, но бывает также нетипичный аутизм, при котором врачи отмечают глубокие нарушения развития. При комплексном лечении проверяют и родственников аутистов. Согласно статистике, их объединяет низкий уровень развития и неоднородность реакции на раздражение электромагнитных полей. Чем раньше выявить заболевание, тем больше вероятность успешного результата.

www.syl.ru

что это за болезнь, причины и симптомы у детей

Аутизм фиксируется врачами гораздо чаще по сравнению с прошлым веком. Заболеванию подвержены все люди, вне зависимости от пола, возраста и социального положения. По результатам исследований ученых из США, с 2013 по 2015 год на 88 детей приходится один ребенок с аутизмом. Предположительно, болезнь более распространена среди мужчин. Проблема усугубляется тем, что круг специалистов, компетентных в этой области, весьма ограничен. Узнайте больше про аутизм, что же это за болезнь.

Что такое аутизм

Что такое аутизм и как он проявляется? Недуг связан с развитием патологий мозга: наблюдаются изменения в работе коры лобных долей мозга. Характерен выраженный недостаток социальных коммуникаций, сфера интересов аутиста ограничена, регулярно повторяются одинаковые монотонные движения. Существуют известные люди с аутизмом, что не мешает им достигать успехов в своем деле. Считается, что атипичный аутизм – более легкая разновидность болезни, по сравнению с классической, однако это мнение ошибочное.

Формы

В некоторых источниках к аутизму причисляют синдром аспергера, но специфика у заболеваний разная. Сегодня специалисты выделяют такие стадии проявления аутизма у человека:

  1. Не идет на контакт с окружающим миром.
  2. Замыкается в себе, может подолгу заниматься любимым хобби.
  3. Не воспринимает нормы поведения в социуме.
  4. Не умеет справляться с проблемами. Обидчив, инфантилен.
  5. Среди аутистов много гениев, умственно развитых математиков, физиков, талантливых музыкантов, писателей, поэтов, художников.

В каком возрасте появляется

Детский аутизм, что же это за болезнь? Недуг формируется еще в утробе и начинает проявляться еще в младенчестве. Ранний аутизм у детей современные медики диагностируют еще до 3 лет, ведь чем раньше обнаружить эту проблему, тем быстрее можно начать лечение. Существуют первые признаки, которые указывают на симптомы этой болезни. Сюда относится, к примеру, не привыкание к рукам матери, младенец не фиксирует взгляд на людях, не выражает привязанность к маме.

Тест на аутизм

Как распознать аутизм в раннем возрасте? Чтобы выявить истинный ли это синдром или ложный, врач проводит серию специализированных скрининговых тестов. В них больной описывает состояние своих чувств, эмоции других людей, пробует ставить себя на их место с целью описать психическое состояние другого. Этот высокофункциональный метод является чрезвычайно эффективным. Оценке подвергается и физическое состояние, слух, проводятся дополнительные исследования (хромосомный анализ, энцефалограмма, магнитно-резонансная томография).

Причины возникновения болезни

Ученые не могут с точностью ответить на вопрос об основаниях появления данного заболевания. Истинная причина неизвестна, к косвенным относят:

  • генетический фактор;
  • наследственность;
  • сочетание вредных воздействий на организм матери во время беременности и родов;
  • заболевания: менингит, фенилкетонурия, энцефалит;
  • отравления ртутью/свинцом;
  • комбинированные вакцины.

У детей

Впервые про детскую форму этого заболевания заговорил психиатр из США Лео Каннер в 30-х годах прошлого века. Почему рождаются дети с аутизмом? Как утверждает статистика, в самый ранний период жизни человека - такой как младенчество, в развитии этой болезни повинны гены. Диагностика ребенка сложна тем, что некоторые факты из поведения малыша можно отнести к особенностям характера, списать на ранний возраст. При появлении первых симптомов рекомендуется обратиться к педиатру. Практика показывает, что не всегда участковые врачи способны поставить правильный диагноз.

Приобретенного аутизма у взрослых

С этим заболеванием человек может не только родиться, но и приобрести его в течение жизни. Это связано с неврологическими и психическими проблемами, аутизм развивается вследствие длительной и запущенной депрессии. Аутизм у взрослых крайне опасен, так как возникает резко и протекает незаметно. Заболевание не имеет выраженности, однако, развивается стремительно. Имея такой фенотип, человек замыкается в своем мире, перестает быть социально активным, хочет убежать от реальности.

Симптомы аутизма

Первые признаки и симптомы для диагностики этой болезни:

  • Трудности социального взаимодействия, сопровождающиеся определенным специфическим поведением, заметным окружающим.
  • Трудности социальной коммуникации, сложности при вербальном и невербальном общении.
  • Повторение определенных, монотонных действий.
  • Сосредоточение на одинаковых деталях, аутистам не хватает мышления при описывании объекта в целом.
  • Затруднительная речь, аутисту сложно сложить слова в предложения.

У детей

Какие признаки аутизма у детей 2 лет и частично в первый год жизни можно увидеть родителям для того, чтобы определить заболевание? Классификация такая:

  • У новорожденных отсутствует привязанность к членам семьи.
  • Наблюдается умственная отсталость в развитии ребенка.
  • Любовь к одной игрушке/предмету, другие неинтересны.
  • Неадекватная реакция на резкие звуки, другие внешние раздражители.
  • Дети с аутизмом с трудом отличают живые и неживые предметы.
  • Предпочитают одиночество.
  • Не умеют копировать поведение взрослых.

У взрослых

  • Скудный словарный запас, многократное повторение определенных слов и фраз.
  • Однообразная речь, как у робота.
  • Отсутствие интонаций.
  • Невыраженный социальный интерес.
  • Существует привязанность к каким-либо определенным предметам.
  • Человек пребывает в своем собственном мире.
  • Больной игнорирует правила поведения и нормы этики, принятые в обществе.
  • Не обращается к кому-либо первым.
  • Человек может страдать припадками.
  • Не чувствует эмоций и состояния другого человека.
  • Не нуждается в любви, романтике, дружбе.

Лечение аутизма

Лечится ли аутизм у детей и взрослых людей? К сожалению, вылечить полностью это заболевание нельзя, вне зависимости от того, врожденное оно или приобретенное. Однако, существует ряд разработок, которые помогают аутистам если не излечиться полностью, то научиться самообслуживанию, рабочим навыкам. Внимание здесь уделяется адаптации в обществе, поведенческой терапии. Практикуется коррекция социальных взаимодействий, осуществляется профилактика прогресса заболевания. По назначению лечащего врача используются биологически активные добавки, специальные диеты.

Видео: доктор Комаровский об аутизме

Компетентное и адекватное мнение одного из самых известных педиатров стран СНГ доктора Комаровского смотрите в видео. Он популярно расскажет про аутизм, что это за болезнь, как с ней бороться. Доктор доходчиво объяснит каковы ранние признаки заболевания, опишет проблемы, с которыми могут столкнуться родители, подскажет куда обращаться за помощью, а также ответит на вопросы зрителей. Поднимается важная тема появления приобретенной болезни у детей после какого-либо события (прививки, тяжелой болезни и др.), описываются симптомы.

Информация представленная в статье носит ознакомительный характер. Материалы статьи не призывают к самостоятельному лечению. Только квалифицированный врач может поставить диагноз и дать рекомендации по лечению исходя из индивидуальных особенностей конкретного пациента.

sovets.net

Аутист – кто это такой? :: SYL.ru

О том, кто такие «дети солнца» – люди с синдромом Дауна – знают многие. Но есть и такие, которых называют «дети дождя». Аутист – кто это такой, и какие характерные особенности имеют люди с данным отклонением – об этом и хочется сейчас рассказать.

Что такое аутизм

В самом начале нужно понять, что же собой представляет такое заболевание, как аутизм. Так, это некий вид психического отклонения, при котором происходит нарушение речи и моторики человека. Нужно сказать о том, что данное состояние влияет на социальное взаимодействие таких людей. Опасность заболевания в том, что его нельзя диагностировать благодаря каким-либо исследованиям. Диагноз «аутизм» пациенту могут поставить на основании наблюдения за ним во время общения с окружающими.

Симптоматика: показатели общения

Итак, аутист – кто это такой? Можно сделать простой вывод о том, что это человек, который болен аутизмом. Признаки данного заболевания можно рассмотреть еще в раннем младенчестве крохи. Особое внимание нужно уделить речевому и неречевому общению младенца. Характерные признаки аутизма:

  1. У таких пациентов практически полностью отсутствуют жесты и мимика. Иногда может отсутствовать даже речь.
  2. Малыш не смотрит в глаза, совершенно не улыбается собеседнику.
  3. Если у такого пациента речь нормальная, он все же не может нормально общаться с другими собеседниками.
  4. Речь нередко бывает фонетически ненормальной. Есть проблемы с ритмом, интонацией.

Симптоматика: социальные навыки

Аутист – кто это такой, и какие еще при данной болезни могут возникать симптомы? Так, они могут касаться социализации пациентов с данным диагнозом:

  1. Дети-аутисты не желают общаться со сверстниками и иными людьми. Также не всегда хотят контактировать с собственными родителями или иными близкими.
  2. Такие дети игнорируют присутствие, а также чувства иных людей.
  3. Дети с данным диагнозом не делятся своими проблемами с родителями.
  4. Такие малыши не повторяют мимику или же жесты людей. Если же это и делают, то неосознанно и чаще всего не к месту.

Симптоматика: нарушение воображения

Итак, аутист. Кто это такой, мы разобрались, а также рассмотрели некоторые признаки, характерные для человека с данным заболеванием. Обязательно хочется рассказать еще об одном блоке показателей, которыми можно охарактеризовать людей с этим диагнозом. У таких пациентов практически не развито воображение, что приводит к ограниченности круга интересов:

  1. Поведение таких детей отчужденное, неестественное.
  2. Ребенок негативно реагирует на смену обстановки. Чаще всего это истерики.
  3. Такие дети играют сами с собой, полностью уединяясь.
  4. У таких малышей отсутствует воображение.
  5. Дети с данным диагнозом часто тяготеют к одному единственному предмету. Они стараются его всегда держать в руках.
  6. Дети-аутисты много раз повторяют одно и то же действие.
  7. Такие люди концентрируются преимущественно на чем-то одном.

Рассмотрев все вышеописанные симптомы, нужно сказать о том, что такие дети развиваются неравномерно. Они могут быть талантливы в одной области знаний или творчества, совершенно не интересуясь чем-то другим.

Обучение

Стоит сказать о том, что нужно как можно раньше постараться диагностировать данное заболевание. Ведь в таком случае, работая с малышом, можно постараться его по максимуму социализировать. Так, существуют разные степени аутизма. На начальных этапах болезни ребенок может посещать детский садик или школу. Однако при этом с ним должны работать и иные специалисты. К примеру, детский психолог. Если же ребенок совершенно не желает общаться с иными людьми, его можно определить в специальную школу. Там по особым программам проводится обучение аутистов. К тому же, в таких заведениях работают высококвалифицированные специалисты (в том числе и медики), которые достигают порой невиданных успехов. Но тут есть одно «но». В основном такие школы создаются на платной основе, родителям приходится оплачивать образование таких деток с самого раннего возраста.

Медикаментозное лечение

Обязательно нужно сказать и о том, что помимо работы психологов, возможно также медикаментозное лечение проблемы. При этом могут быть использованы следующие препараты:

  1. Нейролептики. Не рекомендуются маленьким детям, так как оказывают негативное влияние на нервную систему. Однако могут приписываться ребятам с гиперактивностью. Данные препараты хорошо влияют на поведение ребенка и его социализацию. В данном случае речь идет о таких медикаментозных препаратах, как «Галоперидол» или «Пимозид».
  2. Антидепрессанты. Применяются очень редко. Только у пациентов с нормальным умственным развитием, чтобы бороться с навязчивостью и гипоактивностью.
  3. Литий. Препараты на такой основе нужны детям, чтобы бороться с колебаниями настроения, а также при его тяжелых нарушениях. А чтобы предупредить токсикоз, такой препарат должен использоваться крайне редко и в самых крайних случаях.
  4. Фенфлюрамин. Препараты на данной основе способны бороться с гиперактивностью. Кроме того, они повышают усвоение школьных навыков.

Также могут применяться и иные лекарства. В этом случае речь будет идти о борьбе с иными заболеваниями, которые могут проявляться на фоне аутизма.

Прогноз на жизнь

Нужно сказать о том, что излечиться от данной болезни полностью нельзя. Однако в детском возрасте может наступить ремиссия, когда диагноз пациенту снимают. Но при этом ребенок длительно время находится под присмотром специалистов. В противном случае люди проходят лечение на протяжении всей жизни. Обязательно надо сказать и о том, что аутисты-взрослые проживают по длительности такую же жизнь, как и остальные люди.

www.syl.ru

что это такое, виды, причины, признаки, симптомы и лечение

Все чаще можно услышать о проявлениях аутизма у людей разного возраста, но с особенностями данного нарушения многие знакомятся только при диагностировании проблемы у их родственников, знакомых или их самих. Что же представляет собой недуг? Особенности и симптомы аутизма, а также виды, причины и лечение мы рассмотрим в статье.

Определение

Аутизм представляет собой определенное состояние нервной системы человека, которое сопровождает его на протяжении всей жизни. Проявляться проблема может по-разному, в зависимости от возраста и степени адаптированности больного к окружающему миру и обществу.

Общими чертами аутистов являются предпочтение одиночества человеческому общению, нарушение эмоционального спектра и некорректное восприятие действительности. Так что это такое – аутизм? Выходит, это определение патологии, связанной с трудностями в общении. Вызваны они зачастую неспособностью выражать собственные эмоции и непониманием поведения других людей. Часто проблема аутизма влечет за собой нарушение речи и снижение интеллекта.

Причины появления

Нарушение в коммуникации и восприятии окружающего мира возникает по причине отсутствия слаженной работы отдельных частей головного мозга, а вот что именно вызывает подобную проблему, достоверно не известно до сих пор. Специалисты считают, что наиболее часто причиной аутизма (признаки и симптомы расстройства будут рассмотрены ниже) является наследственное нарушение формирования и развития головного мозга. Интересно, но родители при этом могут совсем не иметь проявления недуга. Если же один из родителей имеет такой диагноз, то вероятность рождения ребенка с патологией возрастает.

Повышенная концентрация тестостерона у младенца во время внутриутробного развития, по некоторым данным, также может являться причиной неврологического расстройства в будущем.

Нарушения в развитии миндалевидного тела наблюдаются абсолютно у всех аутистов, ведь данный орган отвечает за эмоции и общение, поэтому пороки его развития также могут привести к расстройству.

Замечено и то, что в возрасте 3 лет головной мозг детей с диагнозом "аутизм" всегда больше их здоровых сверстников, поэтому остановка роста органа теоретически может предупредить и развитие нарушения.

Среди менее популярных теорий встречаются предположения о зависимости заболевания от количества в организме тяжелых металлов, питательных веществ, химического и биологического баланса, некоторых вакцин и даже мнение о том, что частая дождливая погода приводит к нарушению эмоционального состояния. Наиболее вероятными факторами проявления расстройства считается комбинация нескольких возможных причин, но на сегодняшний день ни одна из теорий не получила подтверждения.

Как часто встречается расстройство

По официальной статистике, диагноз "аутизм" ставится одному ребенку из тысячи, но многие родители просто не обращаются за помощью специалистов при характерном поведении своих детей, списывая это на особенности характера. Также следует учитывать, что патология имеет множество вариаций, некоторые из которых очень сложно диагностировать даже опытным врачам. Таким образом, реальное число аутистов может сильно отличаться.

Кто такой аутист? Это чаще всего мальчик, страдающий от проблем в общении и восприятии окружающего мира, поскольку, по той же статистике, у девочек риск подобного нарушения ниже в 4 раза.

Симптомы патологии

Какого-то характерного определения признаков заболевания просто не существует, поскольку в зависимости от возраста и степени нарушения нервной системы у каждого человека нарушение может проявляться по-своему. Среди всего этого можно выделить только общие свойственные черты, которые проявляются у каждого в индивидуальном наборе:

  1. Нарушение социального взаимодействия. Данная проблема наиболее характерна для аутистов и встречается практически у всех в разных степенях сложности. Людям с подобным расстройством тяжело наладить контакт с окружающими, поскольку в большинстве случаев они сами этого не хотят. Дети не стремятся играть со сверстниками, избегают прямого зрительного контакта, а взрослые плохо запоминают лица и распознают эмоции. Привязанность может развиться только к вещам, питомцам или к очень близким людям, которые заботятся об аутистах.
  2. Вторым характерным признаком больного аутизмом является зацикленность поведения. Интерес таких людей определяется только чем-то одним на протяжении всей жизни, и менять его они не собираются. Стабильность вообще очень важна абсолютно во всем. Однообразные ежедневные ритуалы повседневной жизни и формируют комфортную среду обитания аутиста. Это относится к определенной последовательности действий, одним и тем же продуктам на завтрак или одинаковым маршрутам прогулки. Любая перемена выбивает из привычного ритма жизни, даже если это просто перестановка мебели. Сюда же можно отнести и компульсивное поведение, которое также является проявлением цикличности. Отличается от повседневных ритуалов оно тем, что не несет никакой практической пользы. Больной может просто регулярно выставлять книги в определенном порядке или всегда хранить посуду в строгой последовательности. Выполнение такого действия является определенной зависимостью, и если аутист не сделает его, то будет постоянно находиться в нервозном состоянии.
  3. Проявляется синдром аутизма и нарушением сенсорного восприятия окружающего мира. Это может быть слабая или, наоборот, ярко выраженная чувствительность одного из органов чувств или сразу нескольких. Чаще всего встречаются сложности со слухом, поэтому люди с патологией не распознают отдельные звуки или, наоборот, слышат абсолютно все вокруг и не могут сконцентрироваться, постоянно находясь в дискомфорте. Нарушение зрения проявляется проблемами с восприятием пространства, искажением изображений, способностью фокусироваться только на части предмета и так далее. При недостаточной тактильной чувствительности больные часто ранят сами себя, получая удовольствие от сильного надавливания на кожу. Гиперчувствительность приводит к избеганию любого контакта с людьми и тщательному выбору одежды. Вкусовые рецепторы могут быть нарушены аналогичным образом. При недостаточности их восприятия наблюдается поедание несъедобных предметов и предпочтение к острой пище. Сверхчувствительность приводит к тщательному выбору продуктов питания и предпочтению определенных блюд.
  4. Часто аутизм (что это такое, описано выше) проявляется нарушением вестибулярного аппарата, поэтому люди с данным диагнозом предпочитают спокойные занятия и редко занимаются спортом. Улучшить контроль над телом им помогают те самые однотипные движения. Именно поэтому можно понять, почему аутисты не любят перемен. Очень редким, но характерным только для данного диагноза является синдром замещения чувств, называемый "синестезия". Он проявляется умением больных «видеть» ветер, «слышать» вкус или «ощущать» музыку.

Физиологических проявлений патология не имеет, но у больных часто наблюдается нарушение работы поджелудочной железы, кишечника и иммунитета. Это связывают с недостаточным развитием организма, отстраненным образом жизни и ограниченной диетой людей с аутизмом. Кто такие аутисты, можно узнать в целом из статьи или по конкретному определению, приведенному выше.

Диагностирование проблемы

По мнению многих специалистов, аутизм – это не болезнь, а нарушение развития нервной системы, полностью избавиться от которого невозможно. При своевременном диагностировании возможно только максимально эффективно осуществить коррекцию поведения человека с патологией, что уже очень хорошо.

Итак, поскольку нарушение считается врожденным, то и заметить первые его признаки можно уже в первые месяцы жизни малыша. Специалисты, конечно, рекомендуют осуществлять обследование в возрасте 1,5-2 лет, а подтверждение раннего аутизма дети получают в 2-3 года, когда их проблемы в общении и нарушение речи становятся максимально заметными. Встречаются и случаи, когда до школьного возраста малыш имеет абсолютно нормальное развитие и не демонстрирует никаких признаков патологии, а после 5 лет полностью меняется. У таких детей интеллект сохранен в большей степени, как и социальное общение.

Полноценную и точную диагностику аутизма может осуществить только специалист. Существующие тесты IQ и на вторичные когнитивные расстройства не способны дать точного результата. Только после беседы и наблюдения за поведением пациента врач может выделить определенные черты и поставить диагноз.

Взрослый аутизм

Примерно 1 % взрослого населения – это люди с аутизмом. У кого такие знакомые есть, знают, что в зависимости от формы расстройства и правильности его коррекции больные могут практически не отличаться от обычных людей. Частично адаптированные аутисты даже ходят на работу, но только на ту, что требует однотипных действий и впишется в их привычный ритм жизни. Встречаются и тяжелые формы патологии, когда взрослые практически не разговаривают и требуют постоянного наблюдения. В зависимости от формы недуга можно выделить несколько групп больных:

  1. Тяжелые. Эти люди не способны самостоятельно обслуживать себя и постоянно нуждаются в уходе и наблюдении.
  2. Замкнутые. Общаются только с близкими людьми, очень редко и исключительно на определенные темы. Посторонним трудно их понять из-за нарушения речи.
  3. Средняя степень. Эти люди имеют определенные способности, могут общаться с окружающими, но не проявляют к контакту никакого интереса и не признают общих правил.
  4. Легкая форма. Данная патология практически не отличается от обычной нерешительности, поэтому непрофессионалу сложно понять, характер это или аутизм. Чем такое расстройство вызвано, неважно, своевременное диагностирование и тщательная работа над коррекцией поведения помогает добиться положительного результата.
  5. Высокоинтеллектуальные люди. Поскольку аутисты увлекаются конкретным видом деятельности, то очень часто именно в данной области они являются специалистами.

Мужской аутизм

У представителей сильного пола патология всегда проявляется более типично и ярко, чем у женщин. Мужчины очень увлекаются каким-либо интересом и готовы посвящать ему все свое время.

Привязанность у них чаще всего возникает к питомцам, нежели к людям, а тема романтики вообще остается закрытой долгие годы. Даже если форма расстройства позволяет мужчине устроиться на работу, то продвижение по карьерной лестнице его вряд ли ждет. В первую очередь из-за отсутствия необходимого для этого социального контакта, а во вторую – из-за отсутствия интереса к самой профессии. Конечно, если основное увлечение аутиста совпадает с его профессией, то ситуация может кардинально поменяться.

Женская патология

Диагностика аутизма в данном случае становится максимально сложной, поскольку женщинам свойственно шаблонное поведение, и понять, естественная это реакция на то или иное действие или заученная, практически невозможно. Нет у женщин-аутистов и конкретных интересов. Они могут увлекаться сериалами или книгами, как и обычные представительницы прекрасного пола. Отличительной чертой тут является только некая одержимость. Дама с нервной патологией будет уделять абсолютно все свое время выбранному интересу, что часто идет в ущерб другим делам.

Синдром аутизма у женщин не проявляется и в замкнутости, практически все дамы стремятся к общению, но выбирают для этого небольшое количество собеседников. Конечно, после сеансов социального взаимодействия больным требуется много времени на восстановление нервной системы, поэтому после рабочего дня или встречи с друзьями им необходимо провести некоторое время в тишине или за любимым занятием.

Часто взрослые дамы-аутисты страдают от депрессивных состояний.

Определить, что у девочки развивается аутизм, в раннем возрасте часто можно по гиперлексии – быстрому освоению чтения и глубокому погружению в произведения.

Ранний аутизм у детей

Это сложное нарушение развития, характеризующееся искажением протекания различных психических процессов. Когда малыш отличается поведением от своих сверстников уже в первые месяцы его жизни, это ранний аутизм. В чем такое поведение проявляется? Малыши не фиксируют взгляд на лицах и предпочитают разглядывать пространство вокруг, не стремятся к контакту со взрослыми и не реагируют на многие звуки. Последнее часто связывают с нарушением слуха, но на самом деле дети просто по-своему воспринимают услышанное и не проявляют к нему никакого интереса, даже если речь идет об их собственном имени. Проявляется ранний аутизм уже в возрасте до 2 лет привязанностью к определенным предметам или игрушкам, склонностью к цикличным действиям. У ребенка отсутствует интерес к общению и освоению речи.

Что такое детский аутизм? Это определение зависит от конкретного времени, поскольку модели поведения и симптомы его проявления меняются с возрастом. Если малыш в полгода не способен улыбаться и вообще выражать радость, это явный признак патологии. В 9 месяцев следует обратить внимание на его реакцию на контакт со взрослым, а в год - на наличие жестикуляции и лепета при общении. В полтора года здоровый ребенок должен говорить некоторые слова, а складывать простые фразы - в 2 года. Аутизм редко диагностируют в таком возрасте, списывая нарушения в развитии на другие недуги, но при своевременном определении нарушений в поведении скорректировать поведение и адаптировать малыша в обществе будет намного легче.

Детская форма

Детская форма аутизма отличается от ранней по некоторым дополнительным признакам. Что такое детский аутизм? Это аналогичное нервное расстройство у малышей в возрасте уже 2-11 лет. Среди прочих симптомов в этом возрасте наблюдается отсутствие интереса общаться не только со взрослыми, а и со сверстниками. Малыши не проявляют собственного интереса и стараются избежать любой попытки вовлечь их в беседу со стороны.

В этом возрасте здоровые дети проявляют интерес ко многим вещам, в то время как аутисты увлекаются только одним занятием, полностью отвергая остальные.

Очень остро дети реагируют и на любую перемену в их образе жизни. Даже смена режима дня может привести их в состояние паники, поэтому малышам очень тяжело привыкнуть к новому распорядку при необходимости школьного обучения. Могут наблюдаться ситуации, когда ребенок часто повторяет услышанный звук или фразу.

В зависимости от степени развития патологии все перечисленные симптомы могут совершенно не привлекать внимания взрослых или же проявляться очень остро. Легкая форма аутизма у детей в этом возрасте характеризуется скорее отстраненностью, чем полным отказом от общения.

Подростковая форма

Подростковый аутизм – это следствие развития детской формы патологии. Именно в этом возрасте даже у легких в воспитании детей начинаются серьезные проблемы. Это связано в первую очередь с тем, что дети-аутисты заметно начинают отставать в развитии от своих сверстников и страдают от социальной изоляции. В подростковом возрасте необычные дети чаще подвергаются травле, что может ухудшить их состояние. Наблюдается и увеличение проблем со сном. В редких случаях больные могут получить риск эпилептических припадков. Конечно, физическое изменение в организме влечет и определенные плюсы:

  • ребенку требуется осваивать уход за собой, что является новым навыком;
  • снижается склонность к цикличности;
  • уменьшается раздражительность.

Лечение

На самом деле способов лечения аутизма у детей просто не существует. Решить такую проблему медикаментами невозможно, и принимать различные препараты актуально только при необходимости устранить определенные симптомы патологии. Все лечение должно сводиться к психологической поддержке, адаптации малыша в обществе и помощи в налаживании социального общения. Осуществляется это психотерапевтами, невропатологами, психиатрами и силами родителей. Отмечались случаи, когда за счет интенсивной терапии получалось добиться ремиссии недуга и ребенка снимали с учета как аутиста, оставляя отметки только о наличии аутистических расстройств.

Стоит отметить, что аутизм - это такое уникальное и разнообразное расстройство, которое проявляется по-разному у каждого пациента. Именно поэтому результат лечения может быть заметен в короткие сроки у одних детей, а у других не наблюдаться годами.

Чтобы ускорить адаптацию ребенка, работать над его поведением следует не только специалистам, а и родителям. Близкие люди могут корректировать поведение малыша несколькими способами в зависимости от формы его патологии:

  1. Если речь и интеллект ребенка не нарушены, следует проводить психотерапевтические беседы. В них необходимо объяснять малышу окружающие его явления, ситуации и эмоции людей. Понимание окружающего мира снижает тревожность во время смены привычного распорядка.
  2. В случае проблем с речью общение с аутистом нужно осуществлять подходящим для него альтернативным методом. Подойдет язык жестов, рисование, письмо или электронные программы.
  3. Очень продуктивным занятием будет демонстрация социальных навыков. Это осуществляется через игру в куклы при ребенке, когда игрушки демонстрируют возможное поведение человека и то, как на него нужно реагировать.

Конкретные советы в зависимости от индивидуального случая даст специалист. По статистике, дети с диагнозом "аутизм" имеют шанс на выздоровление в пределах 3-25 %. Разброс объясняется неточностями в постановке диагноза.

Помощь больным

Даже при диагностировании легкой формы заболевания аутисты, как и окружающие их люди, постоянно нуждаются в помощи и советах. Чтобы обеспечить им информационную поддержку, созданы специальные центры аутизма. Такие организации помогают семьям больных и им самим быстрее адаптироваться в обществе, осуществлять коррекцию своего поведения и своевременно диагностировать улучшение или ухудшение состояния. Персонал центров всегда готов ответить на все интересующие вопросы по поводу патологии родственникам и провести сеанс психотерапии с пациентом. При центрах аутизма часто организуются и сообщества людей, родственники или друзья которых страдают от нервного расстройства. Такие группы очень полезны, поскольку помогают найти друзей по интересам и простых людей, готовых поделиться своим опытом.

Взаимоотношения с аутистами

В статье рассмотрены симптомы, признаки и лечение аутизма у детей, но вопрос их взаимоотношений с близкими людьми остается открытым. Когда родители узнают о таком диагнозе для своего ребенка, чаще всего это становится шоком. Признать нервное расстройство малыша очень тяжело, и некоторые предпочитают полностью отрицать происходящее, списывая особенности его поведения на характер. Конечно, через время после наблюдения и осмысления поведения ребенка родители возвращаются в нормальное состояние, поскольку без этого просто невозможно, ведь такому малышу нужен особенный уход, который может обеспечить только близкий человек. Чтобы помочь ребенку адаптироваться, взрослым следует запастись немалым терпением. Особенности поведения ребенка-аутиста не являются его капризами, и ругать за них нельзя. Малышу нужно мягко объяснять правила поведения.

Кроме этого практически вся нагрузка по поводу обучения ложится на родителей, даже если ребенок будет посещать школу. Дело здесь в том, что аутисты не воспринимают информацию от чужих людей и все сказанное на уроках должно повторяться дома. Вообще, перед выбором программ обучения следует проконсультироваться со специалистом, поскольку ребенку может понадобиться полное домашнее обучение.

В интересах родителей также стимулировать у малыша интерес к миру, общению с людьми и проявлению эмоций. Очень важно при этом наблюдать за его реакцией, поскольку дети с патологией часто проявляют потребность в общении агрессией или стеснением. Максимальной продуктивности коррекции поведения ребенка родители добьются, если регулярно будут общаться не только с врачами, а и со специализированными организациями. Центры аутизма оказывают теоретическую и практическую помощь многим родителям.

С возрастом расстройство не проходит, и взрослые аутисты также требуют особого отношения. В случае тяжелых форм заболевания пациенты даже не способны самостоятельно обслуживать себя, поэтому нуждаются не только в моральной поддержке, а и в регулярном физическом уходе. Часто тяжелая степень недуга требует применения медицинских препаратов для купирования определенных симптомов – вспышек гнева, нарушения координации или депрессивных состояний.

Конечно, при своевременном диагностировании и серьезной работе над коррекцией поведения большая часть взрослых аутистов имеют легкую форму недуга. При ней они способны ходить на работу и самостоятельно обслуживать себя. Взаимоотношения с окружающими людьми у них складываются только рабочие. Романтическим чувствам аутисты предпочитают привязанность к домашним любимцам или общение с родителями, которые были с ними рядом на протяжении всей жизни.

Очень часто легкая форма патологии сопровождается савантизмом. Данное явление представляет собой наличие выдающихся талантов в определенной области в противовес отставанию в других науках. Чаще всего это связано с невероятным интересом к конкретному увлечению еще с детства. Так, известным на весь мир аутистом является Билл Гейтс, с детства проявляющий интерес к компьютерам и наотрез отказывающийся изучать гуманитарные науки.

Заключение

Даже при всех современных технологиях и методах терапии определить природу аутизма и методы его лечения невозможно. Данная патология представляет собой нервное расстройство, которое имеет множество форм и трудно поддается классификации. Родственники многих аутистов уверены, что нарушение - вообще не отклонение, а является особым состоянием, чертой характера, требующей конкретного подхода. Среди столь различных мнений можно конкретно сказать лишь то, что избавиться от такого состояния навсегда нельзя. При своевременном обнаружении проблемы можно только хорошо адаптировать человека к самостоятельной жизни в обществе.

fb.ru