Вязкость масло турбинное


Турбинные масла

Просмотров: 53458

Турбинные масла

Турбинные масла предназначены для смазывания и охлаждения подшипников различных турбоагрегатов: паровых и газовых турбин, гидротурбин, турбокомпрессорных машин. Эти же масла используют в качестве рабочих жидкостей в системах регулирования турбоагрегатов, а также в циркуляционных и гидравлических системах различных промышленных механизмов.Несмотря на различия в условиях применения автомобильные и авиационные бензины характеризуются в основном общими показателями качества, определяющими их физико-химические и эксплуатационные свойства.

Общие требования и свойства

Турбинные масла должны обладать хорошей стабильностью против окисления, не выделять при длительной работе осадков, не образовывать стойкой эмульсии с водой, которая может проникать в смазочную систему при эксплуатации, защищать поверхность стальных деталей от коррозионного воздействия. Перечисленные эксплуатационные свойства достигаются использованием высококачественных нефтей, применением глубокой очистки при переработке и введением композиций присадок, улучшающих антиокислительные, деэмульгирующие, антикоррозионные, а в некоторых случаях противоизносные свойства масел.

Согласно правилам технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации (РД 34.20.501-95 РАО "ЕЭС России") нефтяное турбинное масло в паровых турбинах, питательных электро- и турбонасосах должно удовлетворять следующим нормам: кислотное число не более 0,3 мг КОН/г; отсутствие воды, видимого шлама и механических примесей; отсутствие растворенного шлама; показатели масла после окисления по методу ГОСТ 981-75: кислотное число не более 0,8 мг КОН/г, массовая доля осадка не более 0,15 %.

В то же время согласно инструкции по эксплуатации нефтяных турбинных масел (РД 34.43.102-96 РАО "ЕЭС России"), применяемых в паровых турбинах, масла Тп-22С и Тп-22Б с кислотным числом более 0,15 мг КОН/г, содержащие нерастворимый шлам и (или) имеющие кислотное число после окисления более 0,6 мг КОН/г и содержание осадка более 0,15 %, подлежат замене. Ста6ильность по методу ГОСТ 981-75 определяют при температуре 120 °С, длительности 14 ч, расходе кислорода 200 мл/мин. При кислотном числе эксплуатационных масел 0,1-0,15 мг КОН/г, появлении в них растворенного шлама, кислотном числе после окисления более 0,2 мг КОН/г и появлении в масле после окисления следов осадка инструкцией по эксплуатации предлагается ряд мероприятий по продлению срока службы масел путем введения антиокислительной присадки.

Инструкция по эксплуатации предусматривает также контроль за противоржавейными свойствами масла по состоянию помещенных в маслобак паровых турбин индикаторов коррозии. При появлении коррозии в масло рекомендуется ввести противоржавейную присадку. Масло Тп-30 при применении в гидротурбинах должно удовлетворять нормам: кислотное число не более 0,6 мг КОН/г; отсутствие воды, шлама и механических примесей; содержание растворенного шлама не более 0,01 %. При снижении кислотного числа эксплуатационного масла Тп-30 до 0,1 мг КОН/г и последующем его увеличении масло подлежит усиленному контролю с целью проведения своевременных мер по продлению его срока службы путем введения антиокислителя и (или) удаления из него шлама. При невозможности восстановления стабильности масла оно подлежит замене по достижении предельных показателей качества.

Ассортимент турбинных масел 

Масло Тп-22С (ТУ 38.101821-83) вырабатывают из сернистых парафинистых нефтей с применением очистки селективными растворителями. Содержит присадки, улучшающие антиокислительные, антикоррозионные и деэмульгирующие свойства. Предназначено для высокооборотных паровых турбин, а также центробежных и турбокомпрессоров в тех случаях, когда вязкость масла обеспечивает необходимые противоизносные свойства. Является наиболее распространенным турбинным маслом (см. таблицу).

Масло Тп-22Б (ТУ 38.401-58-48-92) вырабатывают из парафинистых нефтей с применением очистки селективными растворителями. Содержит присадки, улучшающие антиокислительные, антикоррозионные и деэмульгирующие свойства. По сравнению с маслом Тп-22С обладает усиленными антиокислительными свойствами, большим сроком службы, меньшей склонностью к осадкообразованию при работе в оборудовании. Не имеет заменителей среди отечественных сортов турбинных масел при применении в турбокомпрессорах крупных производств аммиака (см. таблицу).

Масла Тп-30 и Тп-46 (ГОСТ 9972-74) вырабатывают из парафинистых нефтей с применением очистки селективным растворителем. Содержат присадки, улучшающие антиокислительные, антикоррозионные и другие свойства масел. Масло Тп-30 применяют для гидротурбин, некоторых турбо- и центробежных компрессоров. Масло Тп-46 применяют для судовых паросиловых установок с тяжелонагруженными редукторами и вспомогательных механизмов (см. таблицу).

Масла Т22, Т30, Т46, Т57 (ГОСТ 32-74) вырабатывают из высококачественных малосернистых беспарафинистых бакинских нефтей путем кислотной очистки. Необходимые эксплуатационные свойства масел достигаются выбором сырья и оптимальной глубиной очистки. Различаются вязкостью и областями применения. Эти масла не содержат присадок. На рынок России поступают в весьма ограниченном количестве.

Масло Т22 имеет те же области применения, что и масла Тп-22С и ТП-22Б.Масло Т30 используют для гидротурбин, низкооборотных паровых турбин, турбо- и центробежных компрессоров, работающих с высокооборотными нагруженными редукторами.

Масло Т46 применяют в судовых паротурбинных установках (турбозубчатых агрегатах) и других вспомогательных судовых механизмах с гидроприводом.

Характеристики турбинных масел

Показатели

Тп-22С

Тп-22Б

Тп-30

Тп-46

Т22

Т30

Т46

Т57

Кинематическая вязкость, мм2/с, при температуре:

50 °С

20-23

-

-

-

20-23

28-32

44-48

55-59

40 °С

28,8-35,2

28,8-35,2

41,4-50,6

61,2-74,8

-

-

-

-

Индекс вязкости, не менее

90

95

95

90

70

65

60

70

Кислотное число, мг КОН/г, не более

0,07

0,07

0,5

0,5

0,02

0,02

0,02

0,05

Температура, °С:

вспышки в открытом тигле, не ниже

186

185

190

220

180

180

195

195

застывания, не выше

-15

-15

-10

-10

-15

-10

-10

-

Массовая доля:

водорастворимых кислот и щелочей

Отсутствие

-

Отсутствие

механических примесей

Отсутствие

фенола

Отсутствие

серы, %, не более

0,5

0,4

0,8

1,1

-

-

-

-

Стабильность против окисления, не более:

осадок, % (мас. доля)

0,005

0,01

0,01

0,008

0,100

0,100

0,100

-

летучие низкомолекулярные кислоты, мг КОН/г

0,02

0,15

-

-

-

-

-

-

кислотное число, мг КОН/г

0,1

0,15

0,5

0,7

0,35

0,35

0,35

-

Стабильность против окисления в универсальном приборе, не более:

осадок, % (мас. доля)

-

-

0,03

0,10

-

-

-

-

кислотное число, мг КОН/г

-

-

0,4

1,5

-

-

-

-

Зольность базового масла, %, не более

-

-

0,005

0,005

0,005

0,005

0,010

0,030

Число деэмульсации, с, не более

180

180

210

180

300

300

300

300

Коррозия на стальном стержне

Отсутствие

-

-

-

-

Коррозия на медной пластинке, группа

-

-

1

1

Отсутствие

Цвет, ед. ЦНТ, не более

2,5

2,0

3,5

5,5

2,0

2,5

3,0

4,5

Плотность при 20°С, кг/м3, не более

900

-

895

895

900

900

905

900

regionhim.ru

технические характеристики и его особенности

Турбинное масло ТП 22С — это смазка, которая предназначена для использования преимущественно в паровых турбинах. Об этом говорит и само обозначение ТП, которое значит «турбины паровые».

Содержание статьи

Применение масла ТП 22С

Кроме того, турбинное масло ТП 22С получило широкое употребление в центробежных компрессорах и турбокомпрессорах. Основной причиной применения турбинного масла ТП 22С есть потребность в повышении противоизносных свойств турбин, а также компрессоров.

Благодаря своему составу это моторное масло получило самое широкое распространение в России и странах СНГ, благодаря чему его начали производить самые большие нефтеперерабатывающие компании в стране, такие как Лукойл и другие. Стоит отметить, что произведенные компанией Лукойл масла ТП 22С имеют две разновидности — марки 1 и 2.

Благодаря свойствам это турбинное масло отлично подходит для использования в газовых турбинах, паровых, а также на гидроэлектрических установках. Также оно получило широкое применение при эксплуатации морских турбин, и часто обслуживает работу передающих механизмов.

Состав турбинного масла

Машинное турбинное масло ТП 22С, спецификации которого предусмотрены техническими условиями ТУ 38.101821-83, имеет особый состав, причиной чему служит сырье для производства этого масла.

Как правило, его вырабатывают из нефти-сырца с довольно большой вместимостью серы и парафинистых соединений. Сырье для производства этой турбинной смазки очищают специальным методом, используя для очистки селективные растворители. Важен факт, что масла ТП 22С не имеют в составе присадок с противозадирными свойствами.

Как и любое другое машинное масло, ТП 22С имеет в своем составе некоторый пакет присадок, который повышает его основные свойства.

Главными свойствами данного масла стоит считать следующие:

  • высокая антиокислительная стойкость к формированию осадков;
  • противокоррозионный состав;
  • высокий показатель деэмульсации.

Теххарактеристики турбинного масла ТП 22С

Данное масла владеет следующими характеристиками, определяющими его сферу применения:

  • Кинематическая вязкость его составляет при разных температурах (50 и 40 градусов по Цельсию) значения от 20 до 23 и от 28,8 до 35,2 мм²/с соответственно. При этом индекс вязкости масла составляет 90 единиц.
  • Щелочность ТП 22С имеет достаточно низкое значения — до 0,07 мг КОН/г, что позволяет в значительной мере избежать негативного влияния окислительных процессов.
  • Согласно техническим условиям, температура застывания и вспышки в открытом тигле формирует диапазон от минус 15 до плюс 186 градусов по Цельсию, при которых возможна работа масла, что обеспечивает работу турбин при достаточно большом количестве избыточного тепла.
  • Кроме этого ТП 22С совсем не имеет в составе кислотных или щелочных соединений, механических добавок, а также фенола. Но при этом турбинная смазка содержит серные вещества на уровне до 0,5%.

Данные масла имеют довольно высокую стабильность против окисления. Как пример, массовая доля осадка составляет не более 0,05 промилле.

Этот и другие показатели — самые низкие среди аналогов, что позволяет этому турбинному маслу оставаться самым используемым среди остальных видов смазки для турбинных установок.

Показатель деэмульсации (в секундах) составляет 180 единиц. При этом масло не приводит к коррозии на стальных стержнях, а цветность масла составляет 2,5 ЦНТ.

Еще один важный показатель — это плотность турбинного масла. Средняя плотность турбинного масла при нормальных условиях составляет 0,9 грамма на один кубический сантиметр объема при нормальных условиях температуры (20 градусов по Цельсию).

avtotehnar.ru

Эксплуатация турбинных масел: условия работы и старение

Эксплуатация турбинных масел со временем приводит к его старению. Это неизбежный процесс, ведь данным маслам приходится работать в достаточно тяжелых условиях, поскольку масляные системы турбогенераторов находятся под постоянным воздействием целого ряда неблагоприятных факторов.

Факторы, воздействующие на турбинное масло

Влияние высоких температур

При нагреве масла в присутствии воздуха происходит усиленное окисление нефтепродукта. Параллельно изменяются также и другие характеристики масел. Испарение легкокипящих фракций приводит к увеличению вязкости, уменьшению температуры вспышки, ухудшению деэмульсионной способности и т.д. Наибольший нагрев турбинных масел наблюдается в подшипниках турбины (от 35-40 до 50-55 ºС). Нагрев масла происходит за счет трения в масляном слое подшипника и частично за счет передачи тепла по валу от более нагретых частей.

Чтобы получить представление о текущей температуре подшипника производят замер температуры масла в сливной линии. Но даже относительно низкая температура не исключает местного перегрева масла за счет несовершенства конструкции подшипника, его некачественного изготовления или неправильной сборки. Местные перегревы приводят к ускоренному старению турбинных масел, что является следствием резкого возрастания окисляемости из-за увеличения температуры выше 75-80 ºС.

Также масло может нагреваться в картерах подшипников и системах регулирования.

Разбрызгивание масла

К разбрызгиванию масла приводит наличие в составе паровых турбин таких составных частей, как зубчатые колеса, муфты, уступы, гребни на валу, заточки вала, регулятор скорости и т.п. При этом масло распыляется в кратерах подшипников и колонках центробежных регуляторов скорости. Такой нефтепродукт имеет большую площадь контакта с воздухом, который практически всегда присутствует в картере. В результате происходит смешивание масла с кислородом и последующее окисление нефтепродукта. Интенсифицирует данный процесс большая скорость частиц турбинного масла относительно воздуха.

Воздух в картерах подшипников появляется из-за несколько пониженного местного давления за счет подсасывания в зазор по валу.

Наибольшая интенсивность разбрызгивания масла наблюдается у подвижных муфт с принудительной смазкой. Поэтому с целью уменьшения окисляемости масел муфты окружают металлическими кожухами, которые ограничивают разбрызгивание масла.

Влияние воздуха, содержащегося в масле

Воздух может пребывать в турбинном масле в виде пузырьков различного размера, а также в растворенном состоянии. Попадает он туда за счет захвата в местах наиболее интенсивного перемешивания масла с воздухом, а также в сливных маслопроводах, где не наблюдается заполнение маслом всего сечения трубы.

При прохождении воздухсодержащего масла через главный масляный насос воздушные пузырьки быстро сжимаются. В крупных образованиях температура резко возрастает. Поскольку сжатие происходит очень быстро, воздух не успевает отдать тепло окружающей среде – процесс является, по сути, адиабатическим. Тепла выделяется очень мало и сам процесс выделения длится быстро. Однако, даже этого достаточно для существенного ускорения процесса окисления турбинного масла. После прохождения через насос происходит постепенное растворение сжатых пузырьков, а также переход в масло примесей, содержащихся в воздухе – пыли, золы, водяного пара и т.п. В результате нефтепродукт загрязняется и обводняется.

Старения масла из-за содержащегося в нем воздуха наиболее заметно в крупных турбинах, что объясняется большим давлением масла после главного маслонасоса.

Влияние воды и конденсационного пара

В турбинах старых конструкций основным источником обводнения масла является пар, выбивающийся из лабиринтовых уплотнений и подсасывающийся в корпус подшипника. Также обводнение может возникать вследствие неисправности парозапорной арматуры вспомогательного турбомаслонасоса. Также вода может попадать в масло из воздуха в результате конденсации и через маслоохладители.

Наиболее опасным считается обводнение масла после контакта с горячим паром. При этом нефтепродукт не только вбирает влагу, но еще и нагревается, что приводит к ускорению процесса его старения.

Наличие воды способствует образованию шлама. При попадании в линию смазки подшипников он может закупоривать отверстия в дозирующих шайбах, установленных на нагнетательных линиях. Это чревато перегревом или даже выплавлением подшипника. Проникновение шлама в систему регулирования нарушает нормальную работу золотников, букс и других элементов турбины.

Также в результате контакта турбинного масла с горячим паром образуется масловодяная эмульсия. Она может попадать в систему смазки и регулирования, резко ухудшая качество их работы.

Влияние металлических поверхностей

При циркуляции по маслосистеме турбинное масло практически всегда контактирует с различными металлами: сталью, чугуном, баббитом, бронзой, что также способствует окислению. При воздействии на металлические поверхности кислот образуются продукты коррозии, которые могут попадать в масло. Также некоторые металлы могут обладать каталитическим воздействием на процессы окисления нефтепродуктов.

Перечисленные выше факторы как по отдельности, так и все вместе вызывают старение турбинных масел. Под старением обычно понимается изменение физико-химических свойств в сторону ухудшения эксплуатационных качеств.

Признаками старения турбинных масел в процессе эксплуатации можно считать:

  1. увеличение вязкости;
  2. увеличение кислотного числа;
  3. снижение температуры вспышки;
  4. появление кислотной реакции водной вытяжки;
  5. появление шлама и механических примесей;
  6. уменьшение прозрачности.

Но наличие даже всех перечисленных признаков еще не означает, что турбинное масло не годно к эксплуатации.

Для использования в паровых турбинах допускаются нефтепродукты, отвечающие следующим требованиям:

  1. кислотное число не превыша­ет 0,5 мг КОН на 1 г масла;
  2. вязкость масла не отличается от первоначальной более чем на 25%;
  3. температура вспышки понизи­лась не более чем на 10°С от пер­воначальной;
  4. реакция водной вытяжки – нейтральная;
  5. масло прозрачно и не содер­жит воды и шлама.

Если один из параметров или характеристика масла не соответствует нормированному значению и не подлежит восстановлению, то такой продукт нужно заменить в кратчайшие сроки.

Установки для очистки турбинных масел

Как мы убедились выше, старение турбинного масла может привести к целому ряду негативных последствий. Выход из строя турбин, их простаивание и ремонт обходятся очень дорого. Да и само турбинное масло – продукт недешевый. Поэтому целесообразно вкладывать деньги в мероприятия, направленные на замедление процессов старения и восстановления свойств масел, уже побывавших в эксплуатации.

Установка СММ-4Т

На практике для решения таких задач используются системы очистки турбинных масел компании GlobeCore. С помощью данного оборудования проводится комплексная очистка турбинных масел от воды и различных примесей. Системы очистки могут работать в режимах фильтрации и нагрева, а также фильтрации, осушки и дегазации масла. Результатом обработки является улучшение эксплуатационных характеристик турбинных масел до нормированных значений и существенное продление срока их службы.

oils.globecore.ru

Масло ТП 22С: характеристики и свойства

Турбинное масло — это специальная смазывающая жидкость, которая предназначена для использования при смазывании подшипников разного рода турбинных агрегатов.

Содержание статьи

Особенности и применение

Турбинное масло исполняет две функции: кроме непосредственно смазывания, оно также охлаждает механизм турбины.

Турбинное масло ТП 22С используется в турбокомпрессорных машинах, гидро-, газовых и паровых турбинах. Оно также иногда используются и как рабочая жидкость — в качестве гидравлической, например.

Одним из главных требований к турбинному маслу является высокая стойкость к окислительным процессам. Также хорошие турбинные масла должны предотвращать формирование осадков и не образовывать эмульсионную смесь с водой. Иногда вода, которая попадает в систему циркуляции масла, может повредить рабочие поверхности, причинить вред, проявляющийся в виде коррозии. Поэтому масло должно быть защищенным от влаги, обладая как можно более низкой гигроскопичностью.

Кроме этого турбинные масла должны хорошо противостоять окислительным процессам. Для того, чтобы турбинное масло ТП 22С имело эти свойства, его изготавливают из нефти-сырца самого высокого качества. Главным секретом изготовления этого масла является применение особой технологии очистки, которая включает в себя и процедуру добавление присадок.

Свойства присадок турбинного масла ТП 22С

Присадки в масле выполняют функции, которые должны усиливать действие смазки. Турбинное масло ТП 22С имеет три основных свойства — выраженных в разных направлениях действия, которые обеспечиваются присадками.

Среди них следующие:

  • противоокислительные свойства;
  • деэмульгирующие свойства;
  • противокоррозионные свойства.

Благодаря указанным свойствам, которые обеспечены присадками, жидкость защищает все агрегаты от износа и позволяет продлить их эксплуатационный ресурс.

Технические характеристики турбинного масла TP 22С

Турбинное масло ТП 22С обладает рядом свойств, характерным для любого машинного масла. Главным показателями турбинного масла есть его кинематическая вязкость.

Для данного масла вязкость определяется при двух температурах:

  • при температуре 50 градусов по Цельсию вязкость составляет от 20 до 23 единиц;
  • при температуре 40 градусов по Цельсию вязкость составляет от 28,8 до 35,2 единиц;
  • Вязкость имеет еще одно свойство, которое носит название индекса вязкости. Турбинное масло ТП 22С имеет этот показатель на уровне 90 единиц.

Другие важные характеристики:

  • Для турбинного масла определяют также кислотность кислотное число данного масло имеет значение 0,07 мг КОН/г;
  • Температурные свойства масла определяются двумя основными показателями — реакцией вспыхивания и реакцией застывания масла при определенных уровнях температурного режима;
  • Таким образом, данное масло застывает при температуре минус 15 градусов по Цельсию или ниже. Для вспышки масла температуре достаточно будет подняться до уровня 186 градусов.
  • Отличительной особенностью данного масла является и то, что оно не содержит кислотных и щелочных соединений, растворимых в воде.
  • Кроме того, в состав масла не входят примеси механического происхождения или фенол. Зато в состав масла входит сера (до 0,5%)
  • Массовая доля формирования осадка составляет 0,05 промилле. Кислотный показатель летучих низкомолекулярных соединений составляет 0,02, а кислотное число 0,1 мг КОН/г соответственно.
  • Деэмульсационное число турбинного масла ТП 22С составляет 180 с.
  • Также для масла определяется цветность по шкале ЦНТ, которая в данном случае составляет 2,5.
  • Плотность масла составляет 0,9 грамма на 1 сантиметр кубический.

avtotehnar.ru

- Турбинное масло Т-57

www.expert-oil.com

Турбинное масло Т-57

— минеральное масло повышенной вязкости из тяжелых фракций малосернистых беспарафинистых нефтей кислотной очистки. Масло не содержит присадок и относительно дешево. Необходимые эксплуатационные качества масла Т-57 обеспечиваются выбором сырья, обладающего хорошими естественными смазывающими свойствами с подходящей вязкостью, и последующей оптимальной очисткой. Т-57 используется в малооборотистых турбоагрегатных установках.
 Кинематическая вязкость,мм2/c при температуре  
  50°С

55-59

  40°С

 -

 Плотность при 20°С, кг/м3, не более

900

 Индекс вязкости, не менее

00

Температура вспышки в открытом тигле, °С, не ниже

195

Температура застывания, °С, не выше

 -

Кислотное число, мг КОН/г

0,02

Стабильность против окисления  
   осадок после окисления, %, не более

-

   кислотное число после окисления, мг КОН/г масла, не более

-

Натровая проба в кювете,10 мм, не более

2,0

 Содержание водорастворимых кислот,  щелочей и механических примесей

 Отсутствие

 Прозрачность при 0°С

Прозрачно

 Зольность, %, не более

0,030

 Число деэмульсации, мин, не более

5

. Испытание на коррозию медных пластинок, 3ч, 100°С

 выдерживает

 Цвет, ед. ЦНТ, не более

4,5

180кг (216,5л)
Турбинное масло Т-57
ГОСТ 32-74

- Турбинное масло ТП-22С

www.expert-oil.com

Турбинное масло ТП-22С

— минеральное масло из сернистых парафинистых нефтей глубокой селективной очистки, предназначенное для смазывания и охлаждения высокооборотных паровых турбин, для газовых турбин (если это указано изготовителем), а также для аксиальных и центробежных турбокомпрессоров, если вязкость масла достаточна и проявляет надежные противоизносные качества. Может использоваться  как уплотняющая среда или как  гидравлическая жидкость в соответствующих системах уплотнения и регулирования. Масло ТП-22С содержит композицию высокоэффективных присадок, обеспечивающих надежные эксплуатационные характеристики.  Допущено к применению на электростанциях РАО ЕЭС.
  • Масло ТП-22С проявляет высокую стойкость против окисления;
  • характеризуется устойчивыми антикоррозионными свойствами;
  • подавляет пенообразование;
  • обладает хорошей деэмульгирующей способностью;
  • надежно защищает подшипники и валы турбин от износа.
  •  Кинематическая вязкость,мм2/c при температуре  
     50°С

     20,3

     40°С

     30,4

     Плотность при 20°С, кг/м3, не более

     875

     Индекс вязкости, не менее

    95

    Температура вспышки в открытом тигле, °С, не ниже

    198

    Температура застывания, °С, не выше

     -17

     Кислотное число, мг КОН/г

    0,06

     Cеры, %, не более

     0,44

     Стабильность против окисления при 150 °С, 16 ч и расходе кислорода 3 дм3/ч:
            осадок, % (мас. доля)

     0,009

           кислотное число, мг КОН/г

    0,05

           летучие низкомолекулярные кислоты, мг КОН/г

    0,012

     Время деэмульсации, с, не более

    102

     Цвет, ед. ЦНТ, не более

     1

    179кг (216,5л)
    Турбинное масло ТП-22С
    ТУ 38.101821-2001

    Нефтяное турбинное масло - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2

    Нефтяное турбинное масло

    Cтраница 2

    Сравнение свойств триалкил -, алкиларил - и триарилфосфатов, а также хлорированных триарилфосфатов приводит к выводу, что наиболее подходящими заменителями нефтяных турбинных масел являются триарилфосфаты. Действительно, они обладают наилучшими смазывающими свойствами и, кроме того, могут быть использованы в качестве присадок, улучшающих смазочную способность других продуктов. По термоокислительной стабильности триарилфосфаты значительно превосходят не только нефтяные масла, но и рассмотренные выше соединения других классов, присутствие коротких боковых цепей в фенильных группах делает их весьма стабильными к действию кислорода, тогда как стабильность триал-кил - и алкиларилфосфатов существенно зависит от длины и строения алкильных остатков.  [17]

    Однако в большинстве случаев условия, при которых исследовали взаимодействие аминов с гидроперекисями, значительно отличаются от условий окисления жидких углеводородов, в том числе от условий окисления нефтяных турбинных масел.  [19]

    Так, удлинение боковых цепей приводит к понижению температуры вспышки; для три - ( к-бутилфенил) - фосфата она равна 180 С и не отличается от таковой для нефтяного турбинного масла. Появление коротких боковых цепей и увеличение их числа стабилизирует молекулу и повышает температуру вспышки эфира. Так, для трикрезилфосфата ( смеси изомеров) она достигает 220 - 225 С, а для триксиленилфосфата приближается к 250 С.  [20]

    Эти трудности, а также относительно высокая стоимость синтетических масел вызвали необходимость: конструктивных изменений масляных систем турбин, направленных на уменьшение объема масла и ускорение удаления из него воздуха; оценки и максимального снижения токсичности; защиты персонала от вредного действия масла и продуктов его термического разложения; тщательного ухода за маслами при эксплуатации на электростанциях; разработки эффективных методов регенерации огнестойких масел с целью продления срока их службы; подбора прокладочных и электроизоляционных материалов, стойких к синтетическому маслу; создания новых методов лабораторного контроля для синтетических масел, отличных от применяемых к маслам нефтяного происхождения; разработки технических условий на огнестойкие масла, включающих показатели, не учитываемые при оценке нефтяных турбинных масел.  [21]

    В мощных турбинных установках система смазки централизована для обслуживания всего главного турбогенератора и группы питательных насосов. Для смазки применяется нефтяное турбинное масло. Из циркулирующего масла необходимо тщательно устранять пену, воздух, воду и примеси.  [22]

    Установлено, что состав газа, в атмосфере которого происходит самовоспламенение, существенно влияет на его температуру. Так, самовоспламенение нефтяного турбинного масла в атмосфере кислорода происходит примерно на 60 С ниже, чем в воздухе.  [23]

    Температура вспышки ( в открытом тигле) для синтетических огнестойких турбинных масел является весьма важным показателем. Присутствие в огнестойкой жидкости нефтяного турбинного масла также резко понижает температуру вспышки, так как для последнего этот показатель обычно колеблется в пределах 180 - 190 С.  [24]

    Таким образом, применяя хлорсодержащие трикрезилфосфаты в качестве заменителей турбинных масел, можно обойтись без дорогостоящих загустителей. Индекс вязкости этих продуктов близок к индексу вязкости нефтяных турбинных масел.  [25]

    Отмечаемое во многих случаях понижение кислотного числа масла Иввиоль свидетельствует о сорбции кислых продуктов различными материалами, что и является одной из причин ухудшения диэлектрических свойств последних. В то же время заметное увеличение кислотного числа нефтяного турбинного масла свидетельствует о его термоокислительной нестабильности, приводящей в условиях испытания к образованию кислых продуктов старения.  [26]

    К сожалению, целый ряд свойств силоксановых жидкостей не позволяет использовать их в качестве турбинных масел. Важнейшими являются неудовлетворительная в большинстве случаев смазочная способность, значительно уступающая смазочной способности нефтяных турбинных масел.  [27]

    Температура самовоспламенения триарилфосфатов особенно высока. Определяемая методом падения капли на разогретую металлическую поверхность, она составляет для трикрезилфосфата 750 С, а для триксиленилфосфата 730 С, тогда как нефтяное турбинное масло в этих условиях самовоспламеняется в интервале 370 - 400 С. Подобные явления неоднократно наблюдались на электростанциях.  [28]

    Лабораторные методы определения качества огнестойких турбинных масел за некоторыми исключениями не отличаются от таковых для нефтяных продуктов. Цвет, кислотное число, кинематическую вязкость, температуру вспышки, реакцию водной вытяжки, зольность и термоокислительную стабильность испытывают по методам, используемым для нефтяных турбинных масел и приведенным в ГОСТ 32 - 53, которые вполне приемлемы и для их огнестойких заменителей. Правда, при определении реакции водной вытяжки в отличие от нефтяного синтетические масла из-за повышенной плотности находятся в нижнем слое, а вода - в верхнем, а в качестве индикатора при титровании удобнее пользоваться щелочным голубым, нежели фенолфталеином. Однако эти изменения несущественны и на ход анализа не влияют.  [29]

    Основной мерой обеспечения пожарной безопасности маслосистем турбин является замена горючих нефтяных масел менее опасными турбинными маслами типа ОМТИ, которые нашли широкое применение в энергетике. Кроме того, ОМТИ существенно отличаются от последних менее пожароопасными свойствами. Если нефтяное турбинное масло имеет температуру вспышки около 190 С, то ОМГИ - выше 240 С; температура воспламенения у нефтяных масел находится в пределах 210 - 220 С, у ОМТИ - 370 - 400 С, и, главное, самовоспламенение нефтяных масел происходит при 300 - 350 С, а у ОМТИ она несколько выше. Кроме того, у ОМТИ отсутствует такое свойство, как передача пламени по струе. При попадании турбинных масел на поверхности, покрытые теплоизоляцией типов перлита и вермикулита, температура самовоспламенения нефтяных масел снижается до 150 С, тогда как у ОМТИ даже в таких условиях они не опускаются ниже 600 С. Все это позволяет использовать турбинные масла пониженной пожарной опасности как в системах регулирования, так и в системах смазки мощных турбоагрегатов, что обеспечивает их надежную работу и повышенную пожарную безопасность.  [30]

    Страницы:      1    2    3

    www.ngpedia.ru


    Смотрите также