Вязкость масла трансмиссионного


Вязкость - трансмиссионное масло - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Вязкость - трансмиссионное масло

Cтраница 1

Вязкость трансмиссионного масла должна выбираться с учетом максимальной и минимальной температур применения техники. Исходя из этого, стандарт SAE основан только на определении вязкости смазочного материала, измеряемой при высоких и низких температурах. Другие характеристики масел не рассматриваются.  [1]

Вязкость трансмиссионных масел при низких температурах оценивают в ротационных вискозиметрах ( в частности, в вискозиметре Брукфилда) при фиксированных напряжениях на сдвиг, оговариваемых в соответствующих спецификациях.  [2]

Вязкость трансмиссионных масел больше увеличивается в агрегатах трансмиссии грузовых автомобилей и автобусов. Объем масла, залитого в эти агрегаты, сравнительно невелик. Агрегаты охлаждаются только в результате радиации стенок картера, которые к тому же часто покрыты слоем грязи. По этой причине в тяжелых условиях эксплуатации, сочетающейся с ограниченным теплосъемом, рабочая температура масла в агрегатах трансмиссии грузовых автомобилей и автобусов может превышать 150 С. Естественно, что в этом случае вязкость масла заметно увеличивается уже через несколько тысяч километров пробега.  [3]

Уровень вязкости трансмиссионных масел должен определяться: 1) обеспечением износостойкости деталей передач; 2) возможностью трогания трактора с места при минимальных эксплуатационных температурах; 3) ограниченной герметичностью уплотнительных устройств.  [5]

Повышение вязкости трансмиссионных масел для обеспечения достаточной прочности масляной пленки при работе механизмов допустимо лишь в ограниченных пределах, так как чрезмерно вязкие масла в начале работы механизмов в условиях низких температур плохо смазывают шестерни и другие детали, что приводит к большим износам последних.  [6]

Значительное повышение вязкости трансмиссионного масла в заднем мосту автомобиля при низкой температуре может вызвать полное прекращение смазки зубчатых передач.  [7]

Практически нижний уровень вязкости трансмиссионных масел с соответствующими присадками определяется надежностью уплотнений картеров агрегатов трансмиссии.  [9]

Вместе с тем увеличение вязкости трансмиссионных масел приводит к потере энергии на преодоление внутреннего трения. Хорошие низкотемпературные свойства масла при сравнительно низкой его вязкости при рабочих температурах обеспечивают заметную экономию топлива, особенно в период пуска и разогрева автомобиля. Нижний уровень вязкости ограничен надежностью уплотнений картеров трансмиссии.  [11]

Линии АВ и CD на рис. 97 соответствуют предельно допустимым уровням вязкости трансмиссионных масел гмакс и мин.  [12]

Из их работы прямо вытекает, что рост потерь мощности в трансмиссии автомобиля при изменении температуры целиком определяется ростом вязкости трансмиссионного масла.  [13]

Все перечисленные методы оценки термостабильности масел имеют сугубо практическое значение, так как во многих гаражах, особенно эксплуатирующих грузовые автомобили, прежде всего следят за вязкостью трансмиссионных масел в ведущих мостах. Масло сливают и заменяют, когда его вязкость увеличивается на 50 % от первоначальной величины. Конечно, процесс окисления любого масла ускоряется при повышении температуры, и были случаи, когда в условиях эксплуатации 1масла, работавшие в ведущих мостах, загущались до консистенции асфальтовых - соединений.  [14]

На основании анализа многолетней работы автомобилей при использовании в качестве трансмиссионных масел нигролов и результатов специальных испытаний, проведенных на других маслах, К. И. Климовым с сотрудниками предложены следующие предельные значения вязкости трансмиссионных масел с про-тивоизносными присадками [7]: тумакс - не более 4500 пуаз, макс. Авторы указывают, что при хорошем состоянии сальников и других уплотнений картеров агрегатов трансмиссии величины 1Мин для масел с присадками могут быть снижены до 10 - 15 ест.  [15]

Страницы:      1    2

www.ngpedia.ru

Трансмиссионные масла

трансмиссионные масла

1. Введение в понятие "трансмиссионные масла"

Трансмиссия любого автомобиля является основным звеном для передачи мощности, развиваемой его двигателем, к ведущим колесам. При этом в агрегатах трансмиссии, включая редуктор ведущего моста, происходит преобразование крутящих моментов и угловых скоростей. Для осуществления данных процессов движутся десятки деталей, преодолевая силы трения. Чем меньше это трение, тем больше механической энергии остается для выполнения полезной работы. Полная реализация технического потенциала, заложенного при разработке агрегатов трансмиссии автомобилей ВАЗ, возможна только при непременном использовании высококачественных смазочных материалов, способных долговременно выдерживать механические нагрузки и высокие температуры. В качестве таковых везде, где вращающий момент передается зубчатыми парами ( коробки переключения передач, ведущие мосты, раздаточные коробки, агрегаты рулевого управления ) применяют трансмиссионные масла.

Более полувека автотранспорту в качестве трансмиссионных масел служили нигролы. Они в большом количестве содержали смолы, благодаря которым обладали высокой смазывающей способностью. На смену нигролам в отечественную автоиндустрию пришло масло ТАД-17и, которое в настоящее время сменил широкий ассортимент смазочных материалов нового поколения.

2. Физико-механические свойства трансмиссионных масел.

К наиболее важным свойствам трансмиссионных масел, среди прочих, относятся:

Кинематическая вязкость трансмиссионного масла - характеризует способность масла течь и затекать в пары трения. Единица измерения кинематической вязкости: мм2/с. В практических целях наиболее важное значение имеет кинематическая вязкость при температуре 100 С. Эта выбранная условно температура наиболее близка по своему значению к той, что имеет место при оптимальном режиме работы в картерах высоконагруженных агрегатов трансмиссии и в зонах основных пар трения (прим. в редукторе ВАЗ высоконагруженной парой трения является главная передача (пара)).

Определение кинематической вязкости нефтепродуктов проводится в соответствии с ГОСТом 33-2000 (ISO 3104-94). В основу метода измерения вязкости положено измерение времени истечения определенного объема масла под действием силы тяжести через калиброванный стеклянный капиллярный вискозиметр. Этот же ГОСТ предусматривает и вычисление по полученным результатам динамической вязкости. Кинематическую вязкость измеряют при помощи вискозиметров различной конструкции (фото одного из представителей таких вискозиметров приведено на фото слева).

Маловязкое трансмиссионное масло лучше проникает в зазоры и охлаждает пары трения. Но если вязкость ниже определенного предела, масло выдавливается из зоны трения, что приводит к непосредственному контакту между трущимися поверхностями и, как следствие, к их ускоренному изнашиванию. Как известно, нагрузки в парах трения ведущих мостов автомобилей ВАЗ не малые. Это значит, что в середине пятна контакта зубьев шестерен главной пары будет усилие порядка 1700 кгс. при значительной скорости проскальзывания шестерен относительно друг друга. Более того, повышенная вязкотекучесть маловязких масел может стать причиной течи масла через уплотнения.

Напротив, слишком густое трансмиссионное масло, хотя и обеспечивает высокую несущую способность пар трения, но создает при этом повышенное сопротивление вращению, нежелательный рост рабочих температур, повышение картерного давления и, как следствие этого, выдавливание  масла все через те же уплотнения.

Таким образом, исходя из всего выше сказанного, можно заключить, что слишком высокое или, напротив, слишком низкое значение кинематической вязкости ( за пределами допустимых) отрицательно сказываются на работе редуктора и трансмиссии в целом.

Динамическая вязкость трансмиссионного масла - значение, характеризующее сопротивление масла сдвигу когда оно густеет. Фактически это низкотемпературные свойства масел, оказывающие существенное влияние на работу агрегатов трансмиссии в условиях начала движения автомобиля с места после длительной стоянки при отрицательных температурах.

Температура застывания масла указывает не более как на возможность перелить масло из упаковочной канистры в картер того или иного агрегата трансмиссии, не прибегая к его дополнительному подогреву. Однозначной взаимосвязи температуры застывания масла с его пусковыми свойствами на холоде не существует. При обозначенной в маркировке трансмиссионного масла температуре застывания часть легких фракций ещё находится в жидком состоянии и, хотя застывшее масло в идеале представляет собой твердое тело, предел его механической прочности относительно не велик. Все это означает, что даже при застывшем масле сохраняется возможность проворачивания шестерен без приложения к ним опасных крутящих моментов.

Исходя из этого следует, что хотя температура застывания должна быть ниже той температуры при которой определяют динамическую вязкость для масел отдельного класса, на самом - же деле температурный предел применения масла данного класса ниже температуры его застывания. При дальнейшем понижении температуры масло становится настолько прочным, что без его предварительного подогрева затрудняется перемещение деталей агрегатов и может, соответственно, привести к их поломке.

Итак, трансмиссионные масла должны, с одной стороны, сохранять высокую вязкость при рабочих температурах для того, чтобы не разрушалась масляная пленка и нормально уплотнялись зазоры. С другой стороны, не становиться слишком вязкими при отрицательных температурах окружающей среды для того, чтобы в начале работы агрегатов холодное масло не препятствовало вращению шестерен. Способность масла соответствовать этим требованиям отражает параметр, называемый индексом вязкости.

Индекс вязкости - условный показатель, характеризующий степень изменения вязкости того или иного трансмиссионного масла в зависимости от температуры. Чем больше в числовом выражении показатель индекса вязкости, тем шире температурный интервал применения масла. Для потребителя это означает максимальную всесезонность при прочих равных условиях, а именно, при перегреве масло с наивысшим индексом вязкости медленнее “разжижается”, при экстремальных холодах, напротив, медленнее “загущается”.

www.reduktorvaz.narod.ru

Вязкость трансмиссионных масел - Справочник химика 21

    При правильном подборе противоизносных и противозадирных присадок малый износ деталей трансмиссии будет обеспечиваться в определенных пределах независимо от вязкости масла. Вместе с тем вязкость трансмиссионных масел должна быть оптимальной, так как высоковязкие масла, обеспечивая более устойчивую граничную пленку, улучшая герметичность уплотнений, приводят к значительным потерям на трение, особенно в условиях низких температур. [c.183]     Вязкость трансмиссионных масел при низких температурах оценивают в ротационных вискозиметрах (в частности, в вискозиметре Брукфилда) при фиксированных напряжениях на сдвиг, оговариваемых в соответствующих спецификациях. [c.120]

    КЛАССЫ ВЯЗКОСТИ ТРАНСМИССИОННЫХ МАСЕЛ (ГОСТ 17479.2-85) [c.16]

    В настоящее время очистка трансмиссионных масел с целью удаления частиц, соизмеримых с толщиной масляной пленки в соответствующих передачах, не проводится из-за технических трудностей, связанных с высокой вязкостью трансмиссионных масел. Исключение составляют масла, применяемые для смазки передач в точных приборах и механизмах особо ответственного назначения. [c.81]

    ТАБЛИЦА 4.17. Классы вязкости трансмиссионных масел [c.448]

    С этой целью строят график зависимости вязкости масла от температуры и проводят на нем линии Ли СО, соответствующие предельно допустимым (максимальным 4—5 тыс. пз и минимальным 25—30 сст) уровням вязкости трансмиссионных масел (рис. 7. 5). Температуры, отвечающие точкам пересечения линий АВ ш СО с кривой зависимости вязкости от температуры, ограничивают температурную область применения масел в агрегатах трансмиссии автомобилей. В табл. 7. 12 приведены такие пределы для некоторых товарных масел. [c.414]

    Повышение вязкости трансмиссионных масел для обеспечения достаточной прочности масляной пленки при работе механизмов допустимо лишь в ограниченных пределах, так как чрезмерно вязкие масла в начале работы механизмов в условиях низких температур плохо смазывают шестерни и другие детали, что приводит к большим износам последних. [c.168]

    Значение вязкости трансмиссионных масел при различных температурах [7] [c.410]

    Экспериментальный материал, представленный в табл. 30 и 31, целесообразно рассмотреть с учетом данных табл. 32 в ней указаны предельные значения вязкости, при которых возможна нормальная работа машин и механизмов. Эти данные, разумеется, ориентировочные, однако обращают на себя внимание исключительно высокие требования к предельной вязкости трансмиссионных масел (19,8 Па-с, т. е. 198 П), хотя автомобильная трансмиссия работоспособна и при вязкости масла в 20 раз большей (400 Па-с, т. е. 4 000 П). Это объясняется, по-видимому, необходимостью снизить потери на сопротивление в трансмиссии и в результате сэкономить горючее (не менее 5—8%)- [c.91]

    Практически нижний уровень вязкости трансмиссионных масел с соответствующими присадками определяется надежностью уплотнений картеров агрегатов трансмиссии. Вязкость масла при максимальной рабочей температуре (минимально допустимая ВЯЗКОСТЬ мин ) должна быть такой, чтобы расход масла не превышал заданной величины [2]. При решении вопроса о допустимом понижении уровня вязкости масел без присадок необходимо учитывать, кроме того, влияние понижения вязкости на их нро-23  [c.355]

    Вязкостно-температурные свойства товарных трансмиссионных масел приведены на рис. 97. Линии АВ и СО на рис. 97 соответствуют предельно допустимым уровням вязкости трансмиссионных масел Гмакс и г> ин- Температуры, отвечающие точкам пересечения линий АВ и СО с кривыми зависимости вязкости от темпера- [c.357]

    Уровень вязкости трансмиссионных масел должен определяться 1) обеспечением износостойкости деталей передач  [c.284]

    На основании анализа многолетней работы автомобилей при использовании в качестве трансмиссионных масел нигролов и результатов специальных испытаний, проведенных на других маслах, К. И. Климовым с сотрудниками предложены следующие предельные значения вязкости трансмиссионных масел с про-тивоизносиыми присадками [7] г]макс — не более 4500 пуаз, 1 макс. раб — не более 2000 сст, гмпн — порядка 25—30 сст. Авторы указывают, что при хорошем состоянии сальников и других уплотнений картеров агрегатов трансмиссии величины Гмин для масел с присадками могут быть снижены до 10—15 сст. [c.412]

    Все перечисленные методы оценки термостабильности масел имеют сугубо практическое значение, так как во многих гаражах, особенно эксплуатирующих грузовые автомобили, прежде всего следят за вязкостью трансмиссионных масел в ведущих мостах. Масло сливают и заменяют, когда его вязкость увеличивается на 50% от первоначальной величины. Конечно, процесс окисления любого масла ускоряется при повышении температуры, и были случаи, когда в условиях эксплуатации 1масла, работавшие в ведущих мостах, загущались до консистенции асфальтовых -соединений. Это происходило, когда рабочая температура в агрегатах трансмиссии лревышала 150 °С. [c.312]

    Вязкость трансмиссионных масел больше увеличивается в агрегатах трансмиссии грузовых автомобилей и автобусов. Объем масла, залитого в эти агрегаты, сравнительно невелик. Агрегаты охлаждаются только в результате радиации стенок картера, которые к тому же часто покрыты слоем грязи. По этой причине в тяжелых условиях эксплуахации, сочетающейся с ограниченным теплосъемом, рабочая температура масла в агрегатах трансмиссии грузовых автомобилей и автобусов может превышать 150 °С. Естественно, что в этом случае вязкость масла заметно увеличивается уже через несколько тысяч километров пробега. [c.500]

    Практически нижний уровень вязкости трансмиссионных масел с соответствующими присадками определяется надежностью уплотнений картеров агрегатов трансмиссии. Вязкость масла при максимальной рабочей температуре (минимально допустимая вязкость Vmin) должна быть такой, чтобы расход его не превышал заданной величины. При решении вопроса о допустимом понижении уровня вязкости для масел без присадок необходимо учитывать, кроме того, влияние понижения вязкости на их противоизносные свойства. Одновременно должны быть удовлетворены требования, предъявляемые к величине вязкости при минимальной рабочей температуре масла и средней эксплуатационной температуре. [c.471]

chem21.info

Индекс вязкости трансмиссионного масла какой лучше

Главная » * » Индекс вязкости трансмиссионного масла какой лучше

Вязкость трансмиссионных масел

Трансмиссионные масла обладают рядом свойств, но вязкость – одна из главных характеристик. Ведь именно от показателей вязкости зависит слаженная работа всех деталей трансмиссии. В инструкции к автомобилю всегда есть сведения о том, какая вязкость масла лучше всего подойдет для КПП.

Каким должно быть трансмиссионное масло?

Трансмиссионное масло подвергается высокому давлению, работает при высокой скорости скольжения и при разной температуре. Поэтому качество трансмиссионной жидкости оценивается согласно жестким требованиям.

Трансмиссионное масло работает в довольно "тяжелых" условиях

Трансмиссионное масло, прежде всего, должно хорошо смазывать детали трансмиссии и, тем самым, продлевать срок их службы. Противозадирные и противоизносные свойства масла не дадут деталям разрушиться раньше времени, антикоррозионные свойства сохранят их от коррозии, а способность отталкивать воду – от ржавчины. Кроме того, трансмиссионная жидкость не должна разрушать резиновые детали системы. Масло также не должно окисляться, менять свои свойства при перепадах температуры.

Также жидкость для трансмиссий помогает снизить ударные нагрузки на детали, отвести лишнее тепло, созданное при трении, а также снизить энергозатраты.

На что влияет вязкость?

Именно оптимальная вязкость масла влияет на его способность бесперебойно смазывать как поверхность механизмов, так и места соединения деталей между собой. В частности, такие характеристики трансмиссии, как скорость скольжения и нагрузки на зубья, определяют, масло какой вязкости нужно применить. Ведь при увеличении вязкости, смазывающие свойства масла могут ухудшиться.

Также вязкость влияет на срок службы деталей – масло с нужной вязкостью существенно продлевает их жизнь.

Правильная вязкость масла может существенно продлить срок службы трансмиссии

Масло с нужными показателями вязкости обеспечивает возможность автомобиля трогаться с места в условиях низкой температуры воздуха, способно уменьшить гидравлические потери, а также повысить КПД трансмиссии и уменьшить расход топлива.

Если характеристики вязкости масла не подходят автомобилю, то возможны поломки деталей коробки передач и сцепления.

Классы вязкости по SAE

Безусловно, вязкость масла напрямую зависит от температуры. Так называемые вязкостно-температурные свойства трансмиссионных жидкостей определяют по классификации SAE J 300 DEC 95. Нормативы этой классификации были разработаны Американским обществом автомобильных инженеров и именно их придерживаются многие мировые марки.

Вязкость масла, согласно этой классификации, определяют в условных единицах, их называют «степени вязкости».

Разделение масла на классы по SAE основано на показателях вязкости в условиях низких и высоких температур. При выборе масла нужно учитывать, в каких условиях используется автомобиль и какая самая высокая и самая низкая температура будет за бортом.

Что означают степени вязкости?

Жидкости для трансмиссий разделены на зимние и летние.

Маркировки зимних классов - 70W, 75W, 80W, 85W. Буква W означает «зима» (winter). Чем меньше цифра, тем жидкость температурно стабильней, то есть сохраняет оптимальную вязкость при низкой температуре. К примеру, для масла 70W максимальная температура, при которой жидкость не теряет своих свойств, -50°С, а для масла 75W – уже -40°С.

Летние классы обозначаются числами 80, 85, 90, 140 и 250. Чем больше показатель, тем при более высокой температуре жидкость сохранит свои вязкостные свойства.

Все большую популярность набирают всесезонные масла. Их обозначают двойной маркировкой. К примеру - SAE 80W-90, SAE 75W-90.

Свойства масла определяются лабораторно – просчитывается предел нормальной вязкости при 100°С и определяется минусовая температура, при воздействии которой динамическая вязкость не превышает показателя 150 000 сантипуазов (сП). Пределы нормального состояния масла важны, так как при изменении вязкости начинают разрушаться детали трансмиссии.

Можно ли смешивать?

Смешивать масла разных по SAE не рекомендуется. Нарушится баланс вязкости, который определил производитель, и гарантии того, что трансмиссия будет работать исправно, никто не даст. Перед заливкой нового масла детали трансмиссии стоит промыть. 

blamper.ru

Какой бывает вязкость у трансмиссионного масла?

Трансмиссионное масло – это жидкость, применяемая для смазывания коробок передач, редукторов, колёсных мостов и др. Данное автомасло создаёт надёжную смазывающую пленку, выдерживающую высокие нагрузки в узлах трения. Качественная трансмиссионная жидкость должна отводить лишнее тепло, не вспениваться, снижать энергозатраты и др. Трансмиссионное масло должно иметь оптимальный уровень вязкости. Рассмотрим основные особенности подбора масла с нужной вязкостью.

Важность вязкости трансмиссионного масла

Вязкость трансмиссионного масла является одним из его ключевых параметров. Она имеет решающее значение для бесперебойного функционирования механизмов трансмиссии. Вязкость зависит от температурных условий эксплуатация автомобиля.

Более высокая вязкость способствует увеличению прочности масляной плёнки, что актуально при высоких температурах эксплуатации. Но при этом увеличиваются энергозатраты на внутреннее трение в масле. При низкой вязкости всё происходит с точностью до наоборот. Низкая вязкость масла при минусовых температурах определяет высокие пусковые свойства автомобиля.

Правильный выбор вязкости значительно увеличивает долговечность элементов трансмиссии. При оптимальной вязкости повышается КПД трансмиссии, уменьшается расход топлива и улучшается низкотемпературный пуск. При выборе вязкости нужно руководствоваться рекомендациям производителя автомобиля.

Индекс вязкости

Особенное внимание следует уделить индексу вязкости (ИВ), который определяет температурно-вязкостные свойства масла. Он должен быть достаточно высоким. Высоким индексом вязкости отличаются синтетические трансмиссионные масла известных брендов: Total, Elf, Shell, Лукойл, Castrol, Mobil, G-Energy, ZIC, Газпромнефть, Liqui Moly, Idemitsu, General Motors, Nissan, Mitsubishi и другие.

Для повышения индекса вязкости смазок используются специальные вязкостные (загущающие) присадки. Они позволяют получать смазки с хорошими низкотемпературными параметрами. В качестве вязкостных присадок обычно применяются разные полимеры и сополимеры.

Основы масел и вязкость

В зависимости от своей основы трансмиссионные масла бывают следующих видов:

  • Минеральные. Их получают посредством переработки нефти. Они отличаются низкой стоимостью, однако имеют ограниченные температурно-вязкостные свойства.
  • Полусинтетические. Сочетают в себе свойства минеральных и синтетических масел. По сравнению с минеральными маслами характеризуются повышенным индексом вязкости.
  • Синтетические. Это масла, производимые на основе химического синтеза. Отличаются наилучшими температурно-вязкостными характеристиками. Благодаря этому они широко используются при сложных условиях эксплуатации автомобиля.

Виды вязкости

Существует два основных вида вязкости.

  • Динамическая (абсолютная) вязкость. Характеризует сопротивляемость жидкости сдвигу. Используется для определения низкотемпературных свойств смазок. Единица измерения – паскаль-секунды (Па?с) или пуаз (П, Р). Для её измерения пользуются ротационными вискозиметрами.
  • Кинематическая вязкость. Является отношением динамической вязкости к плотности жидкости. Определяет высокотемпературную текучесть масел. Единица измерения – стокс (Ст) или квадратный миллиметр на секунду (мм2/с). Измеряется посредством капиллярных вискозиметров. 

Классификация трансмиссионных масел по вязкости

Сегодня для определения вязкости трансмиссионных смазок используется американская система SAE J306. В соответствии с ней трансмиссионные смазки бывают таких сортов:

  • зимние: 70W-85W;
  • летние: SAE 80-250. 

Существуют также всесезонные масла, к примеру, SAE 85W-90. Являются наиболее популярными у потребителей и могут успешно использоваться как летом, так и зимой.

Классификация SAE определяется параметрами низкотемпературной и высокотемпературной вязкости. Для их оценки применяются определенные методики:

  • низкотемпературная вязкость – выявление температуры, когда вязкость масла по Брукфильду достигает показателя 150000 сР;
  • высокотемпературная вязкость – определение показателя кинематической вязкости смазки при температуре 100° С.

Для отечественной классификации используется ГОСТ 17479.2-85. Согласно параметру кинематической вязкости при 100 °С различают следующие классы трансмиссионных смазок: 9, 12, 18, 34.

В заключение необходимо отметить, что к подбору вязкости следует относиться очень ответственно. От неё во многом зависит, насколько удачно будет действовать трансмиссионное масло в определенных условиях эксплуатации. Если характеристики вязкости выбраны неправильно, это может привести к ухудшению функционирования элементов коробки передач и сцепления или даже к их выходу из строя.

maslab.ru

Классификация трансмиссионных масел ― БигТех

Трансмиссионное масло предназначено для применения в узлах трения агрегатов трансмиссий, а также в различных редукторах и червячных передачах. Состоит из базового масла (минерального, полусинтетического или полностью синтетического) с добавлением различных, функциональных присадок. Трансмиссионное масло на синтетической основе имеет наиболее высокий уровень химической стабильности, в пределах заданного класса вязкости в течении всего срока службы и обеспечивает большую несущую способность.Главной функцией трансмиссионного масла является снижение износа деталей механических передач. Благодаря противоизносным и противозадирным свойствам масла предотвращается появления задиров и повреждений на поверхностях трения.Трансмиссионные масла подвергаются высокому контактному давлению (более 3000 МПа) одновременно со скоростью сдвига в сопряженных поверхностях до 25 м/с, рабочим температурам до 150°С, а в зонах контакта до 350°С, сохраняя масляную «прокладку» в местах трения. Для обеспечения устойчивости к воздействию сверхвысоких давлений смазочные масла должны обладать высокой вязкостью, обеспечивающей образование граничного слоя, препятствующего непосредственному контакту трущихся деталей. С увеличением вязкости масла, возрастает нагрузочная способность защитной масляной пленки, предотвращая сухое трение деталей. Однако растут и энергетические потери на преодоление сопротивления вязкости масла. С другой стороны, что бы обеспечить надежное смазывание трансмиссии, при отрицательных температурах трансмиссионное масло должно быть достаточно текучим.В дополнительной информации к маслу содержатся данные о параметрах кинематической вязкости при рабочих температурах 40°С, и 100°С, а так же значение индекса вязкости.Индекс вязкости - эмпирическое число, которое указывает на степень изменения вязкости масла при изменении температуры. Масла с высоким индексом вязкости проявляют меньшую зависимость вязкости от температуры, чем выше значение индекса, тем меньше изменяется вязкость. Высокий индекс вязкости имеют масла на синтетической основе.При выборе вязкостно-температурных характеристик масла руководствуйтесь рекомендациями производителя данного автомобиля и учитывайте климатические и эксплутационные условия.Для снижения износа высоконагруженных механических передач применяются эффективные противоизносные и противозадирные присадки (ЕР).

Основные классификации Трансмиссионных масел:

SAE - Характеризует вязкость и определяет диапазон температуры окружающей среды, при котором масло обеспечит надежную работу трансмиссии. Зимние классы обозначаются - 75W, 80W, …, летние - 90, 140,… Всесезонные масла обозначают сдвоенным номером, первые две цифры соответствуют зимнему классу, а следующие две летнему, например: 75W90, 80W90, и т.п. Маркировка LS – масло для самоблокирующихся дифференциалов типа LS (Limited Slip).В данной таблице представлено примерное соответствие индекса SAE диапазону температуры окружающей среды.

Индекс SAE Применение при t ℃ окружающей среды
70W-9075W-9080W-9085W-9085W-14075W-140 −55°C…+25°C−40°C…+35°C−25°C…+35°C-12°C…+40°C−12°C…+45°C−35°C…+45°C

API – характеризует масло по области применения

Класс API Область и условия применения
GL-1Цилиндрические, червячные и спирально-конические зубчатые передачи в условиях низких скоростей и нагрузок. Минеральные масла без присадок или с антиокислительными, противоизносными и противопенными присадками без противозадирных компонентов
GL-2Червяные передачи, работающие в условиях GL-1, но с более высокими требованиями к антифрикционным свойствам. Могут содержать антифрикционный компонент.
GL-3Обычные трансмиссии со спирально-коническими шестернями, работающие в умеренно жестких условиях по скоростям и нагрузкам. Обладают лучшими противоизносными и противозадирными свойствами, чем GL-2.
GL-4Автомобильные трансмиссии с гипоидной передачей, работающие в условиях больших скоростей при малых крутящих моментах и малых скоростей при высоких крутящих моментах. Обязательно наличие высокоэффективных противозадирных присадок
GL-5Автомобильные гипоидные передачи, работающие в условиях больших скоростей и малых крутящих моментов, при действии ударных нагрузок на зубья шестерен - при высоких скоростях скольжения. Должны содержать большое количество серофосфоросодержащей противозадирной присадки.
GL-6Автомобильные гипоидные передачи с повышенным вертикальным смещением осей шестерен, т.е. работающие при повышенных скоростях, ударных нагрузках и высоких крутящих моментах. Содержат большее количество серофосфоросодержащей противозадирной присадки, чем масла GL-5.
МT-1 Несинхронизированные механические передачи, используемые в автобусах и тяжелонагруженных грузовиках. Не предназначены для использования в синхронизированных передачах и автоматических коробках передач легковых и тяженагруженных автомобилей. Имеют преимущества над категорией GL-5 по термической и высокотемпературной стабильности, совместимости с материалами уплотнений и моющими свойствами.

Военные спецификации США

MIL-L-2105 В - наиболее употребляемые в настоящее время технические условия на трансмиссионные масла для гипоидных передач,сравнимы с API GL-5.MIL-L-2105 С - действующие с 1976 г. технические условия для всесезонных трансмиссионных масел классов вязкости 75W, 80W/90 и 85W/140. Они превосходят спецификацию MIL-L-2105 В и соответствуют API GL-5.MIL-L-2105 D- следующая по классу спецификация, превосходящая предыдущие, для современных масел.

Масло для автоматических и полуавтоматических коробок передач

АКПП имеет гидротрансформатор, шестеренчатую коробку передач, сложную систему электронного управления. Для АКПП применяется специальная жидкость (масло)- ATF (Automatic Transmission Fluid), которая смазывает, охлаждает, передает крутящий момент и обеспечивает фрикционное сцепление.Масла для АКПП окашивают, как правило, в красный цвет.Основными разработчиками стандартов на масла для автоматических трансмиссий являются корпорации "General Motors" (GM) и "Ford" . Европейские и японские производители автомобильной техники, руководствуются спецификациями этих корпораций. DEXRON - торговая марка корпорации General Motors (GM).MERCON - торговая марка корпорации Ford Motor CompanyATF+3 - торговая марка корпорации Chrysler.GM имеет спецификации - Dexron IID, Dexron IIE, Dexron III и Dexron IV . Спецификации Dexron III и Dexron IV созданы с учетом требований к маслам для электронно-контролируемого сцепления, а также разработана спецификация Allison C-4, определяющая требования к маслам, работающим в тяжелых условиях эксплуатации в грузовых автомобилях, внедорожной и строительной техники.Dexron III, для машин выпуска после 1993 г., в состав масла введен модификатор, понижающий трение. Dexron III, замещает Dexron IID и Dexron IIE, если в механизме допускается снижение коэффициента трения.Dexron IIE замещает Dexron IID, обратная замена не допускается. Dexron IV, – Новая разработка масла на синтетической основе. Имеет продленные интервалы замены, повышенную стабильность к окислению, оптимальные антифрикционные свойства, улучшенную передачу крутящего момента, сохранение постоянной вязкости, исключительную текучесть при отрицательных температурах. Рекомендовано к использованию в автомобилях с 2006 г. выпуска, где применялся Dexron III. Заменяет Dexron IIE, Dexron III.Масла со спецификаций Dexron II, III и Mercon, как правило, взаимозаменяемы.

Система классификации ZF

«ZF».< является одной из крупнейших компаний в Европе по производству коробок передач и силовых агрегатов транспортных средств. Компания создала систему классификации всех видов автотранспортных передач.

Смазочные материалы ZF Назначение (узлы и агрегаты)
ZF TE-ML 01Механические не синхронизированные коробки передач с шестернями постоянного зацепления (коммерческие автомобили)
ZF TE-ML 02Механические и автоматические трансмиссии грузовых автомобилей и автобусов
ZF TE-ML 03Коробки передач с гидротрансформаторами для внедорожной мобильной техники (строительная и специальная техника, автопогрузчики)
ZF TE-ML 04Судовые трансмиссии
ZF TE-ML 05Ведущие мосты внедорожной мобильной техники
ZF TE-ML 06Трансмиссия и гидравлические навесные системы тракторов
ZF TE-ML 07Передачи с гидростатическим и механическим приводом, системы с электроприводом
ZF TE-ML 08Системы рулевого управления (без гидроусилителя) легковых и грузовых автомобилей, автобусов и внедорожной мобильной техники
ZF TE-ML 09Системы рулевого управления (с гидроусилителем и маслонасосом) легковых и грузовых автомобилей, автобусов и внедорожной мобильной техники
ZF TE-ML 10Коробки передач типа Transmatic для легковых и коммерческих транспортных средств
ZF TE-ML 11Судовые трансмиссиМеханические и автоматические трансмиссии легковых автомобилей
ZF TE-ML 12Ведущие мосты легковых автомобилей, коммерческих транспортных средств и автобусов
ZF TE-ML 13Агрегаты ZF в транспортных средствах специального назначения
ZF TE-ML 14Автоматические трансмиссии коммерческих транспортных средств
ZF TE-ML 15Тормозные системы транспортных средств специального назначения

bigteh.ru

Какой бывает вязкость у трансмиссионного масла?

Трансмиссионное масло – это жидкость, применяемая для смазывания коробок передач, редукторов, колёсных мостов и др. Оно создаёт надёжную смазывающую пленку, выдерживающую высокие нагрузки в узлах трения. Качественное трансмиссионное масло должно отводить лишнее тепло, не вспениваться, снижать энергозатраты и др. Трансмиссионное масло должно иметь оптимальный уровень вязкости. Рассмотрим основные особенности подбора масла с нужной вязкостью.

Важность вязкости трансмиссионного масла

Вязкость трансмиссионного масла является одним из его ключевых параметров. Она имеет решающее значение для бесперебойного функционирования механизмов трансмиссии. Вязкость зависит от температурных условий эксплуатация автомобиля.

Более высокая вязкость способствует увеличению прочности масляной плёнки, что актуально при высоких температурах эксплуатации. Но при этом увеличиваются энергозатраты на внутреннее трение в масле. При низкой вязкости всё происходит с точностью до наоборот. Низкая вязкость масла при минусовых температурах определяет высокие пусковые свойства автомобиля.

Правильный выбор вязкости значительно увеличивает долговечность элементов трансмиссии. При оптимальной вязкости повышается КПД трансмиссии, уменьшается расход топлива и улучшается низкотемпературный пуск. При выборе вязкости нужно руководствоваться рекомендациям производителя автомобиля.

Индекс вязкости

Особенное внимание следует уделить индексу вязкости (ИВ), который определяет температурно-вязкостные свойства масла. Он должен быть достаточно высоким. Высоким индексом вязкости отличаются синтетические трансмиссионные масла известных брендов: Shell, Castrol, Mobil, ZIC, Liqui Moly, General Motors, и пр.

Для повышения индекса вязкости смазок используются специальные вязкостные (загущающие) присадки. Они позволяют получать смазки с хорошими низкотемпературными параметрами. В качестве вязкостных присадок обычно применяются разные полимеры и сополимеры.

Основы масел и вязкость

В зависимости от своей основы трансмиссионные масла бывают следующих видов:

  1. Минеральные. Их получают посредством переработки нефти. Они отличаются низкой стоимостью, однако имеют ограниченные температурно-вязкостные свойства.
  2. Полусинтетические. Сочетают в себе свойства минеральных и синтетических масел. По сравнению с минеральными маслами характеризуются повышенным индексом вязкости.
  3. Синтетические. Это масла, производимые на основе химического синтеза. Отличаются наилучшими температурно-вязкостными характеристиками. Благодаря этому они широко используются при сложных условиях эксплуатации автомобиля.

Виды вязкости

Существует два основных вида вязкости.

  1. Динамическая (абсолютная) вязкость. Характеризует сопротивляемость жидкости сдвигу. Используется для определения низкотемпературных свойств смазок. Единица измерения – паскаль-секунды (Па∙с) или пуаз (П, Р). Для её измерения пользуются ротационными вискозиметрами.
  2. Кинематическая вязкость. Является отношением динамической вязкости к плотности жидкости. Определяет высокотемпературную текучесть масел. Единица измерения – стокс (Ст) или квадратный миллиметр на секунду (мм2/с). Измеряется посредством капиллярных вискозиметров. 

Классификация трансмиссионных масел по вязкости

Сегодня для определения вязкости трансмиссионных смазок используется американская система SAE J306. В соответствии с ней трансмиссионные смазки бывают таких сортов:

  • зимние: 70W-85W;
  • летние: SAE 80-250. 

Существуют также всесезонные масла, к примеру, SAE 85W-90. Являются наиболее популярными у потребителей и могут успешно использоваться как летом, так и зимой.

Классификация SAE определяется параметрами низкотемпературной и высокотемпературной вязкости. Для их оценки применяются определенные методики:

  • низкотемпературная вязкость – выявление температуры, когда вязкость масла по Брукфильду достигает показателя 150000 сР;
  • высокотемпературная вязкость – определение показателя кинематической вязкости смазки при температуре 100° С.

Для отечественной классификации используется ГОСТ 17479.2-85. Согласно параметру кинематической вязкости при 100 °С различают следующие классы трансмиссионных смазок: 9, 12, 18, 34.

В заключение необходимо отметить, что к подбору вязкости следует относиться очень ответственно. От неё во многом зависит, насколько удачно будет действовать трансмиссионное масло в определенных условиях эксплуатации. Если характеристики вязкости выбраны неправильно, это может привести к ухудшению функционирования элементов коробки передач и сцепления или даже к их выходу из строя.

bochkamasla.ru

Общая характеристика трансмиссионных масел

Трансмиссионные масла применяются для смазки таких высоконагруженных узлов автомобиля, как коробка передач и ведущий мост, раздаточная коробка, рулевое управление, с целью уменьшения потерь на трение, отвода тепла от зоны контакта, предохранения деталей трансмиссии от коррозии.

Для обеспечения надежной и длительной работы агрегатов трансмиссий смазочные масла должны:

- обладать противозадирными, противоизносными, противопиттинговыми, вязкостно-температурными, антипенными свойствами;

- иметь высокую антиокислительную стабильность;

- не оказывать коррозийного воздействия на детали трансмиссии;

- иметь хорошие защитные свойства при контакте с водой;

- обладать достаточной совместимостью с резиновыми уплотнителями;

- иметь хорошую физическую стабильность в условиях длительного хранения.

Доля трансмиссионных масел в общем объеме смазочных материалов, потребляемых автомобилем за весь срок эксплуатации, всего лишь 0,3–0,5 %, потому что масло необходимо заменять через 60–150 тыс. км пробега (при нерегулярной эксплуатации замена через 3–7 лет независимо от пробега).

Несмотря на то, что трансмиссионные масла используются в более легких условиях, чем моторные, они испытывают высокие нагрузки. Давление в зонах контакта цилиндрических, конических и червячных передач может составлять от 0,5 до 2 ГПа, а гипоидных – до 4 ГПа. Скорость скольжения зубьев относительно друг друга на входе в зацепление изменяется в диапазоне 1,5–25 м/с в зависимости от вида передачи. Рабочая температура масла в агрегатах трансмиссий изменяется от температуры окружающего воздуха до 200 °С, а в точках контакта зубьев – до 300 °С. В результате этого могут происходить усиленный износ, задиры, питтинг (точечное выкрашивание зубьев шестерен) и др.

В основном трансмиссионные масла имеют минеральную (нефтяную) основу. Однако в последнее время появляется все большее количество масел на синтетической и полусинтетической основах. Для придания маслам функциональных и специфических свойств в их основу вводят присадки: противозадирные, защищающие, антикоррозионные и др.

Вязкостно-температурные свойства оказывают большое влияние на КПД агрегатов трансмиссии. Например, при изменении вязкости масла с 5 мм2/с при температуре 100 °С до 30 мм2/с в условиях городского режима движения автомобиля КПД трансмиссии снижается почти на 2 %, кроме того, по мере снижения температуры масла резко возрастает сила сопротивления вращению деталей трансмиссии. Поэтому с точки зрения снижения трения при трогании автомобиля с места желательно иметь минимальную вязкость. Минимально допустимая вязкость трансмиссионных масел должна обеспечить работу агрегатов трансмиссии без утечек и повышения трения и равна 5 мм2/с. В то же время при работе агрегатов трансмиссии вязкость должна быть достаточной для предотвращения износа при больших контактных нагрузках, что обеспечивает возможность трогания автомобиля без разогрева масла в агрегатах. При самой низкой рабочей температуре максимально допустимая вязкость составляет 300–600 Па•с. Для улучшения вязкостно-температурных свойств к базовым маслам добавляют вязкостные присадки, в качестве которых используют полиизобутилен или полиметакрилат.

Применение масел с оптимальными температурными значениями вязкости снижает гидравлические потери, повышает КПД трансмиссии автомобилей, что обеспечивает меньший расход топлива. В случаях, когда вязкость несколько больше, возможны повреждения деталей сцепления, коробки передач при трогании автомобиля, а при значительном превышении неизбежны поломки деталей и агрегатов.

Иногда при особой необходимости в северных условиях, а иногда и в отдельных случаях зимой, для снижения вязкости трансмиссионных масел их разбавляют дизельным топливом. Благодаря наличию в трансмиссионном масле большого количества противоизносных, противозадирных и других присадок при добавлении в него 20 % дизельного топлива эксплуатационные свойства масла (в том числе и смазывающие) практически не ухудшаются.

Смазочные свойства трансмиссионных масел должны обеспечить долговечную и надежную работу агрегатов трансмиссии при больших нагрузках и скоростях перемещения трущихся поверхностей. Поверхности трения в агрегатах трансмиссии, кроме естественного процесса изнашивания, могут быть повреждены вследствие заклинивания, процесса контактной усталости (питтинга), коррозионно-химического воздействия и т. п. Смазочные свойства трансмиссионных масел зависят как от компонентного состава масел, так и от количества и эффективности добавляемых к маслу антифрикционных, противозадирных и противоизносных присадок.

В качестве присадок добавляют различные органические соединения, содержащие серу, фосфор, азотосодержащие соединения; металлоорганические соединения, содержащие свинец, цинк, алюминий, молибден, вольфрам; сложные соединения, содержащие одновременно несколько активных элементов, например, серу, хлор, фосфор.

Механизм действия присадок заключается в том, что продукты их разложения вступают в реакцию с металлическими поверхностями. В результате реакций образуются пленки, которые покрывают микротрещины на поверхностях трения и предотвращают их дальнейшее образование.

Для оценки смазочных свойств трансмиссионных масел определяют: критическую нагрузку, нагрузку сваривания, показатель износа и индекс задира.

В процессе эксплуатации трансмиссионное масло обводняется за счет конденсации паров воды и попадания ее через неплотные соединения в уплотнениях. С увеличением концентрации воды в трансмиссионном масле ухудшается ряд его свойств, в том числе и противопиттинговые.

Кроме того, вместе с водой могут попадать коррозионно-агрессивные компоненты, в результате возникает электрохимическая коррозия.

Для снижения вредного действия воды, а также защиты поверхностей трения в трансмиссионные масла вводят наряду с противокоррозионными присадками ингибиторы коррозии.

Способность масла исключать (или предотвращать) контакт металла с агрессивной средой принято называть защитными свойствами.

В состав трансмиссионных масел входят также антиокислительные, моющие, противокоррозионные, антипенные и другие присадки, механизм действия которых аналогичен механизму их действия в моторных маслах.

Международная классификация по вязкости SAE делит масла на семь классов: четыре зимних и три летних (таблица 1.17). Если масло всесезонное, применяется двойная маркировка, например SAE 80W-90.

Таблица 1.17 – Классификация в соответствии с SAE

 

Класс вязкости   Минимальная температура достижения динамической вязкости 150 мПа•с, °С Кинематическая вязкость при 99 °С, мм2/с
не менее не более
70W –55 4,2 -
75W –40 4,2 -
80W –26 7,0 -
85W –12 11,0 -
- 13,5 24,0
- 24,0 41,0
- 41,0 -

 

Классификация API по эксплуатационным свойствам предусматривает деление масел на шесть групп в зависимости от области применения, которая определяется типом зубчатой передачи, удельными контактными нагрузками в зонах зацепления и рабочей температурой (таблица 1.18).

Обозначение трансмиссионных масел в соответствии с ГОСТ 17479.2-85 включает в себя буквы ТМ, цифры, характеризующие принадлежность к группе масел по эксплуатационным свойствам, и цифры, обозначающие класс кинематической вязкости (при температуре 100 °С).

Характеристики классов вязкости трансмиссионных масел приведены в таблице 1.19. Соответствие отечественных и иностранных групп трансмиссионных масел по эксплуатационным свойствам показано в таблице 1.18.

Физико-химические и эксплуатационные свойства трансмиссионных масел отечественного производства приведены в таблице 1.20 [3, 12, 15, 16].

 

 

Таблица 1.18 – Классификация API трансмиссионных масел по уровню эксплуатационных свойств

 

Группа по API Группа по ГОСТ Свойства и область применения масла
GL-1 ТМ-1 Минеральные, без присадок или с антиокислительными и противопенными присадками без противозадирных компонентов. Цилиндрические, червячные и спирально-конические зубчатые передачи, работающие при низких скоростях и нагрузках (0,9–1,6 ГПа и температуре масла в объеме до 90 °С).
GL-2 ТМ-2 Червячные передачи, работающие в условиях GL-1 при низких скоростях и нагрузках (до 2,1 ГПа и температуре масла в объеме до 130 °С), но с более высокими требованиями к антифрикционным свойствам.
GL-3 ТМ-3 С высоким содержанием присадок (противозадирные с умеренной эффективностью). Применяются предпочтительно в ступенчатых коробках передач и рулевых механизмах, в главных передачах и гипоидных передачах с малым смещением. Обычные трансмиссии со спирально-коническими шестернями, работающие в умеренно жестких условиях по скоростям и нагрузкам (до 2,5 ГПа и температуре масла в объеме до 150 °С).
GL-4 ТМ-4 С высоким содержанием присадок (противозадирные с высокой эффективностью). Применяются предпочтительно в ступенчатых коробках передач и рулевых механизмах, в главных передачах и гипоидных передачах с малым смещением. Гипоидные передачи, работающие в условиях высоких скоростей при малых крутящих моментах и малых скоростей при больших крутящих моментах (до 3,0 ГПа и температуре масла в объеме до 150 °С).
GL-5 ТМ-5 Для гипоидных передач с высоким смещением оси, работающих в условиях высоких скоростей при малых крутящих моментах и ударных нагрузках на зубья шестерен. Для самых тяжелых условий эксплуатации с ударной и знакопеременной нагрузкой (выше 3,0 ГПа и температуре масла в объеме до 150 °С). Имеют большое количество серофосфорсодержащей противозадирной присадки.
GL-6 ТМ-6 Гипоидные передачи с увеличенным смещением, работающие в условиях высоких скоростей, больших крутящих моментов и ударных нагрузок. Имеют большее количество серофосфорсодержащей противозадирной присадки, чем масла GL-5.

 

Таблица 1.19 – Классы вязкости трансмиссионных масел

 

Класс вязкости (соответствие SAE) Вязкость кинематическая при 100 °С, мм2/с Температура, при которой динамическая вязкость не превышает 150 мПа•с, °С
9 (75W) 6,00–10,99 –45
12 (80W/85W) 11,00–13,99 –35
18 (90) 14,00–24,99 –18
34 (140) 25,00–41,00

Таблица 1.20 – Характеристика трансмиссионных масел

Показатель Марка масла
ТМ-2-18 ТМ-3-9 ТМ-3-18 ТМ-3-18 ТМ-5-18 ТМ-5-12 ТМ-4-18 ТМ-4-9
Вязкость кинематическая, мм2/с: при 100 ºС при 50 ºС     Не менее 15 130–140     Не менее 10 –   14–16 130–140     Не менее 15 95–105     Не менее 17,5 110–120     Не менее 17,5 –     Не менее 14 95–105   35–40
Индекс вязкости, не менее
Температура вспышки, ºС, не ниже
Температура застывания, ºС, не выше –18 –40 –20 –25 –25 –40 –50 –20
Эксплуатация при температуре, ºС, не ниже –25 –25 –30 –30 –50
Содержание активных элементов, %: кальций фосфор цинк хлор сера Суммарное   – 0,06 0,05 – – 0,11   – – – – – –   – – – – – –   – – – – 1,2–1,9 1,2–1,9   – 0,1 – – 2,7–3,0 2,8–3,1   – 0,1 – – 2,4–3,0 2,5–3,1   – – – 0,5 – 0,5   – – – 2,8 – 2,8

 

 

Похожие статьи:

poznayka.org

Трансмиссионные масла

трансмиссионные масла

1. Введение в понятие "трансмиссионные масла"

Трансмиссия любого автомобиля является основным звеном для передачи мощности, развиваемой его двигателем, к ведущим колесам. При этом в агрегатах трансмиссии, включая редуктор ведущего моста, происходит преобразование крутящих моментов и угловых скоростей. Для осуществления данных процессов движутся десятки деталей, преодолевая силы трения. Чем меньше это трение, тем больше механической энергии остается для выполнения полезной работы. Полная реализация технического потенциала, заложенного при разработке агрегатов трансмиссии автомобилей ВАЗ, возможна только при непременном использовании высококачественных смазочных материалов, способных долговременно выдерживать механические нагрузки и высокие температуры. В качестве таковых везде, где вращающий момент передается зубчатыми парами ( коробки переключения передач, ведущие мосты, раздаточные коробки, агрегаты рулевого управления ) применяют трансмиссионные масла.

Более полувека автотранспорту в качестве трансмиссионных масел служили нигролы. Они в большом количестве содержали смолы, благодаря которым обладали высокой смазывающей способностью. На смену нигролам в отечественную автоиндустрию пришло масло ТАД-17и, которое в настоящее время сменил широкий ассортимент смазочных материалов нового поколения.

2. Физико-механические свойства трансмиссионных масел.

К наиболее важным свойствам трансмиссионных масел, среди прочих, относятся:

Кинематическая вязкость трансмиссионного масла - характеризует способность масла течь и затекать в пары трения. Единица измерения кинематической вязкости: мм2/с. В практических целях наиболее важное значение имеет кинематическая вязкость при температуре 100 С. Эта выбранная условно температура наиболее близка по своему значению к той, что имеет место при оптимальном режиме работы в картерах высоконагруженных агрегатов трансмиссии и в зонах основных пар трения (прим. в редукторе ВАЗ высоконагруженной парой трения является главная передача (пара)).

Определение кинематической вязкости нефтепродуктов проводится в соответствии с ГОСТом 33-2000 (ISO 3104-94). В основу метода измерения вязкости положено измерение времени истечения определенного объема масла под действием силы тяжести через калиброванный стеклянный капиллярный вискозиметр. Этот же ГОСТ предусматривает и вычисление по полученным результатам динамической вязкости. Кинематическую вязкость измеряют при помощи вискозиметров различной конструкции (фото одного из представителей таких вискозиметров приведено на фото слева).

Маловязкое трансмиссионное масло лучше проникает в зазоры и охлаждает пары трения. Но если вязкость ниже определенного предела, масло выдавливается из зоны трения, что приводит к непосредственному контакту между трущимися поверхностями и, как следствие, к их ускоренному изнашиванию. Как известно, нагрузки в парах трения ведущих мостов автомобилей ВАЗ не малые. Это значит, что в середине пятна контакта зубьев шестерен главной пары будет усилие порядка 1700 кгс. при значительной скорости проскальзывания шестерен относительно друг друга. Более того, повышенная вязкотекучесть маловязких масел может стать причиной течи масла через уплотнения.

Напротив, слишком густое трансмиссионное масло, хотя и обеспечивает высокую несущую способность пар трения, но создает при этом повышенное сопротивление вращению, нежелательный рост рабочих температур, повышение картерного давления и, как следствие этого, выдавливание  масла все через те же уплотнения.

Таким образом, исходя из всего выше сказанного, можно заключить, что слишком высокое или, напротив, слишком низкое значение кинематической вязкости ( за пределами допустимых) отрицательно сказываются на работе редуктора и трансмиссии в целом.

Динамическая вязкость трансмиссионного масла - значение, характеризующее сопротивление масла сдвигу когда оно густеет. Фактически это низкотемпературные свойства масел, оказывающие существенное влияние на работу агрегатов трансмиссии в условиях начала движения автомобиля с места после длительной стоянки при отрицательных температурах.

Температура застывания масла указывает не более как на возможность перелить масло из упаковочной канистры в картер того или иного агрегата трансмиссии, не прибегая к его дополнительному подогреву. Однозначной взаимосвязи температуры застывания масла с его пусковыми свойствами на холоде не существует. При обозначенной в маркировке трансмиссионного масла температуре застывания часть легких фракций ещё находится в жидком состоянии и, хотя застывшее масло в идеале представляет собой твердое тело, предел его механической прочности относительно не велик. Все это означает, что даже при застывшем масле сохраняется возможность проворачивания шестерен без приложения к ним опасных крутящих моментов.

Исходя из этого следует, что хотя температура застывания должна быть ниже той температуры при которой определяют динамическую вязкость для масел отдельного класса, на самом - же деле температурный предел применения масла данного класса ниже температуры его застывания. При дальнейшем понижении температуры масло становится настолько прочным, что без его предварительного подогрева затрудняется перемещение деталей агрегатов и может, соответственно, привести к их поломке.

Итак, трансмиссионные масла должны, с одной стороны, сохранять высокую вязкость при рабочих температурах для того, чтобы не разрушалась масляная пленка и нормально уплотнялись зазоры. С другой стороны, не становиться слишком вязкими при отрицательных температурах окружающей среды для того, чтобы в начале работы агрегатов холодное масло не препятствовало вращению шестерен. Способность масла соответствовать этим требованиям отражает параметр, называемый индексом вязкости.

Индекс вязкости - условный показатель, характеризующий степень изменения вязкости того или иного трансмиссионного масла в зависимости от температуры. Чем больше в числовом выражении показатель индекса вязкости, тем шире температурный интервал применения масла. Для потребителя это означает максимальную всесезонность при прочих равных условиях, а именно, при перегреве масло с наивысшим индексом вязкости медленнее “разжижается”, при экстремальных холодах, напротив, медленнее “загущается”.

www.reduktorvaz.narod.ru

www.autoblaze.ru


Смотрите также