Усилители двухканальные


Двухканальные усилители от 3300 до 4800 рублей

Измерения: Андрей КРЫЛОВ

В сравнении с нашей отраслью строительство — оплот консерватизма. Страшно сказать, на селе до сих пор в ходу деревянное зодчество. В городах всё больше строят из железобетона, но ведь и это материальчик позапрошлого века. А кирпич, в сущности, выпекается по тем же рецептам, что и тысячу лет назад.

Mystery MB2.140V2 | Power Acoustik A520-2HP | µ-Dimension Glow 2075 | Soundstream LW2.260 | DLS MA22 | Varta V-AM1202 | Impact LK 602 | Audiotop Ax 120.2 | E.O.S. AE-35T | Art Sound PA85.2 | Kicx KAR 2.70

А может, и не по тем же. Вы когда-нибудь пробовали разбить кирпич, который пролежал на развалинах какой-нибудь барской усадьбы лет полста, как минимум? Пришлось потрудиться, правда? А говорят ещё «ломать — не строить»… Теперешняя же «выпечка» пару лет полежит под дождём-снегом, и из неё не то что строить нельзя — и ломать-то уже не надо, можно просто веничком сгрести…

Этот познавательный экскурс в строительное материаловедение я предпринял неспроста. Кажется, не раз уже было писано, что двухканальный усилитель — основной «кирпич» для строительства автомобильной системы. Да что там писано — на чертежах «зданий», которые приводятся в материалах под рубрикой «Системы», такие «кирпичи» всегда присутствуют в изрядном количестве. Причём материал наших «кирпичей» не какая-то банальная глина, а алюминий (снаружи) и медь с кремнием (внутри).

Наверное, без особого риска ошибиться можно сказать, что нет таких систем, которые нельзя было бы построить, используя только двухканальные усилители. Хотя там, где нужны совсем уже зверские мощности, у моноблоков (D-класса) есть несомненное преимущество. Как и в строительной индустрии, к нашим «кирпичикам» предъявляются несколько различающиеся требования в зависимости от архитектуры «здания», которое предстоит возвести. В наиболее простом случае, когда усилители будут задействованы в системе «сабвуфер плюс широкополосный фронт», требования к характеристикам фильтров будут попроще, но общий уровень оснащения должен быть выше. В частности, очень желательно присутствие басового регулятора в том усилителе, который будет нагружен на сабвуфер. Кто-то, наверное, возразит: да зачем он нужен, этот буст? Отчасти он будет прав: действительно, известно немало систем, в сабвуферных усилителях которых буста либо вовсе не было, либо он так и остался не у дел. Но верно и то, что многие из нас наотрез откажутся слушать в своей машине скучный академический бас, начисто лишённый «колбаски». Так что пусть басовый регулятор всё-таки будет, а как им пользоваться, да и пользоваться ли вообще — каждый решит сам.

Кстати, о том, как пользоваться, имеет смысл говорить только в том случае, когда подъём баса регулируется плавно. Если же буст ступенчатый, то способ может быть только один. Если ступенек две, то разнообразие становится вдвое шире, но даже в этом случае нет никакой гарантии, что эти два варианта работы буста удовлетворят всех и каждого. А когда единственная ступенька обеспечивает подъём на 12, а то и на 18 дБ, структура музыкального баса теряется настолько, что очень многие предпочитают такой буст не трогать.

Кстати, интересное наблюдение. Если раньше басовые регуляторы включались либо одновременно с фильтром НЧ (Low pass), либо, наоборот, отключались при включении фильтра ВЧ (Hi pass), то теперь чаще всего они работают независимо от включённого фильтра. Физически это означает, что прежде схема буста включалась последовательно с фильтром НЧ или же до ответвления на ФНЧ, но после ответвления на ФВЧ, а теперь она ставится первой, сразу после согласующего усилителя, управляющего чувствительностью усилителя. Наверное, это правильно, хотя наиболее дотошные пуристы могут сказать, что при работе в широкополосном режиме незачем тащить шумы от басового регулятора, если вы не будете его использовать.

Отношение к подтональным фильтрам (сабсоникам) у меня неоднозначное. С одной стороны, присутствие фильтра ВЧ с частотой среза выше 7 Гц можно заметить на слух. И дело тут, конечно, не в том, что воспроизводится «мало баса» с частотой 7 Гц и ниже, а в том, что за счёт неизбежно вносимых любым фильтром манипуляций с фазой меняется структура баса. А если оформление сабвуфера — закрытый ящик, то лишнего инфразвука он по-любому не воспроизведёт, и беспокоиться особенно не о чем. С другой стороны, если сабвуфер с фазоинвертором, частоты ниже настройки «фазика» он всё равно воспроизводит с большим спадом, а бесполезная раскачка диффузора на этих частотах может раньше времени выбрать возможности подвеса. И, кстати, если ориентироваться на соревнования по SPL, то желательно иметь такой сабсоник, который сможет отсеять не только инфразвук, но и низкий бас (как известно, на самых низких частотах при том же ходе диффузора достигается меньшее звуковое давление, чем на «зачётной» частоте 50 — 60 Гц). То есть с подтональным фильтром ситуация такая: нужен далеко не всем, но когда он есть, это плюс. Только он обязательно должен быть отключаемым. Классический подтональный фильтр включается одновременно с фильтром НЧ, хотя если в качестве сабсоника выступает фильтр ВЧ с расширенным (вниз) диапазоном, то он должен включаться независимо от всего остального.

Присутствие входов высокого уровня до недавних пор считалось не слишком нужной роскошью. Действительно, если в вашем головном устройстве нет ни единого линейного выхода, стоит ли подключать к нему усилитель? И лишь пару лет назад к большинству изготовителей пришло понимание того факта, что апгрейд штатной аудиосистемы чаще всего начинают с установки внешних усилителей, выходы на динамики в такой ситуации всегда под рукой, а вот линейных выходов «головы» запросто может не оказаться. В готовом виде, по крайней мере. Симметричный выход усилителя головного устройства преобразовать в несимметричный, конечно, несложно, но если потребитель собирается устанавливать усилитель самостоятельно, он, наверное, предпочтёт такую модель, в которой входы высокого уровня уже есть.

Наличие линейных выходов особенно желательно, когда двухканальный усилитель используется в качестве «кирпичика» для построения сложной системы. Раньше были крайне редки модели, в которых такие выходы сочетались с входами высокого уровня. Вероятно, изготовители считали, что усилители с линейными выходами — для сложных систем, модели с входами уровня громкоговорителей — для простых. Но рынок расставил всё по своим местам: и действительно, отчего бы вам не организовать поканальное усиление, используя выход усилителя головного устройства? Правда, в общем случае звучание такой системы будет менее интересным, нежели, при прочих равных условиях, при подключении по линейному входу, но ведь эта часть — дело наживное, не менять же усилители после того, как умельцы выведут-таки линейки из штатной «головы»? Так что хорошо, что теперь большинство двухканальников располагают и входами высокого уровня, и линейными выходами. По схеме выходы ставятся первыми, даже до входного усилителя с регулировкой чувствительности. (Входы высокого уровня стоят не до линейных входов, а как бы параллельно им.) Если линейный выход прямой, то он просто электрически соединён с входом. Это означает, что распределять обязанности между входами и выходами вы можете так, как вам будет удобнее при прокладке кабеля. Это же означает и то, что параллельное включение более чем двух-трёх усилителей может привести к деградации звука. (Встречались мне утверждения, что разница слышна даже при подключении второго усилителя «в цепь», но я к ним отношусь скептически.) Непрямой линейный выход подразумевает наличие буферного усилителя, реализованного, как правило, на сдвоенном операционнике. При таком варианте исполнения усилителей можно вешать «в цепь» довольно много, хотя наверняка найдутся эстеты, утверждающие, что каждый последующий звучит хуже.

Так вот получилось, что во вводной части к тесту усилителей мы то и дело говорим о звуке, тогда как в самом тесте о звучании — ни слова. Руководствуемся мы следующими соображениями. Сам по себе усилитель (если в нём не «поют» какие-то из деталей) не звучит никак. Звук он создаёт в тесном сотрудничестве с акустикой и кабелями. В наибольшей мере на результат сотрудничества влияют свойства акустики, как они «видятся» со стороны усилителя, то есть характеристики её импеданса. Выбрать какую-то «типовую» акустику затруднительно: двух- и трёхполосные системы ведут себя по-разному, головки при прямом подключении без пассивного фильтра ведут себя совсем по-другому, притом тут имеет значение, какая это головка. «Стандартных» акустических, и в особенности межблочных, кабелей нет и не может быть: известно же, что за счёт подбора соединителей удаётся в той или иной мере влиять на поведение усилителя. Отсюда вывод: надо либо проводить всеобъемлющее исследование (что в рамках группового теста невозможно), либо не пытаться дезинформировать читателя, а сообщить ему максимум объективных данных, на основании которых можно судить об особенностях поведения усилителя в реальных условиях.

В частности, сопоставляя максимальную мощность на нагрузке 4 и 2 Ом, можно судить о способностях источника питания усилителя. У эспиэльных усилителей (для них 2 Ом — уже относительно высокоомная нагрузка) приращение может составлять 95%, но для аппаратов среднего разбора и 65% неплохо, а больше 70% — очень неплохо. Высокая энергетика источника питания означает, что усилитель не будет терять контроль баса при повышенной громкости. Достаточно протяжённый в высокочастотной области частотный диапазон усилителя означает, что аппарат «чисто» отыграет верхние звуковые гармоники. (Мы считаем, что верхняя частотная граница по уровню -1 дБ не должна быть ниже 30 кГц.) Впрочем, это лишь тенденция. На работу с верхами влияет и то, как усилитель обходится с нагрузкой, имеющей комплексный импеданс. Для этого мы проверяем реакцию усилителя на нагрузку емкостного характера. Если её появление вызывает минимум высокочастотной генерации и не приводит к значительному изменению тока, значит, в реальной жизни спектр сигнала не будет обогащаться дополнительными составляющими, а тепловой режим выходных транзисторов не будет подвержен спонтанным изменениям. Далее, если при мощности 10% от максимума измеренный коэффициент гармоник оказался достаточно высоким (выше 0,1%), это означает либо ошибки в схеме (или ненадлежащий выбор качества компонентов), либо, что более вероятно, неоптимальный выбор режима работы выходных транзисторов, а это может сказаться на воспроизведении баса и нижней середины. Как ни удивительно, слабым местом многих общедоступных усилителей является разделение каналов, которое помогает оценить параметр, называемый «переходное затухание». Мы считаем, что переходное затухание меньше 60 дБ (на частоте 1 кГц) — это уже недостаточно. Дело в том, что в соответствии с законом электромагнитной индукции с ростом частоты переходное затухание падает, и на 10 кГц оно будет на 20 дБ ниже. Если на частоте 1 кГц было 60 дБ, то тут уже — 40 дБ (измерения дают, как правило, близкий результат). Получается так, что появление сигнала в правом канале вызовет возникновение в левом сигнала с относительной амплитудой 1%. А если амплитуда этого (нежелательного) сигнала ещё выше, значит, усилитель будет строить свою звуковую сцену, отличающуюся от той, что присутствовала в записи. Свою, но за наши деньги, несправедливо получается…

Место, отведённое для вступительной части заканчивается, а мы ещё ни слова не сказали о фильтрах. О диапазоне их перестройки поговорим в следующий раз, а здесь снова напомним, что одним из необходимых качеств фильтра мы считаем постоянство формы частотной характеристики. Неудобно, знаете ли, настраивать систему, у которой крутизна спада частотной характеристики меняется от 12 до 6 дБ/окт. Это не говоря уже о том, что фильтры ВЧ с малой крутизной вызывают перегрузку головок, особенно СЧ и ВЧ, а фильтры НЧ с такой характеристикой множат проблемы с локализацией сабвуферов.

А вот теперь начинаем выкладывать «кирпичи» и смотрим, что из них можно построить.

МЁД & ДЁГОТЬ

Максимальное число баллов набрал замыкающий группу усилитель Kicx. По мощности он не вышел вперёд, зато по всему остальному… Аппарат хорошо оснащённый и грамотно выполненный, с набором фильтров, пригодным, в сущности, для любого применения. «Лидер».

Ещё два участника проиграли по сумме баллов победителю, но обошли всех остальных. Это Audiotop и Art Sound. Первый продемонстрировал такие мощностные показатели, перебить которые оказалось не под силу ни одному из одноклассников. Зато второй по уровню оснащения если и уступил «Лидеру», то совсем чуть-чуть. Эти двое — «Фавориты».

На общем уровне, на наш взгляд, выделяются ещё два участника: Soundstream и Varta. Второй (в отличие от первого) — далеко не ветеран отрасли, и, возможно, как раз поэтому, его разработчики старались и преуспели в создании стильного и добротного аппарата. Он, как и ветеран Soundstream, получает нашу «Рекомендацию».

www.xn--80aeatqv1al.xn--p1ai

Двухканальные усилители от 140 до 200 у.е.

Да уж, действительно, не бином Ньютона. Двухканальные усилители — устройства функционально несложные.

Петр ХОХЛОВ. Измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО

Forsage Tornado Y-011Caliber Venom CA 160V2Ground Zero GZRA 2200XFusion FE-1002Lightning Audio B4.250.2Audiotop ATx 80.2Earthquake PH-800W.2Boston GT-20Crag A200MacAudio Z 2200

Типичный набор полупроводниковых устройств (транзисторов и диодов) в дискретной части усилителя мощности тянет на два десятка — где-то чуть больше, где-то чуть меньше, в зависимости от выходной мощности и схемной реализации защиты. Но здесь каждый транзистор или диод единолично (кроме выходного каскада, там два-три транзистора объединены общей функцией) решает свою конкретную задачу. Но если с функциональной точки зрения усилитель мощности (как и почти любое аналоговое устройство) достаточно прост, то уже на уровне дискретных элементов организация его работы, пожалуй, сложнее, нежели у специализированных процессоров. Поэтому, наверное, и говорят, что сделать усилитель мощности просто, куда сложнее сделать его хорошо. Аналоговая техника вообще предъявляет высокие требования к квалификации разработчика — и в этом причина неустанных попыток перевести всё в «цифру».

К счастью, у нас с вами нет нужды (и возможности) глубоко «копать» устройство усилителя, для нас он состоит всего из нескольких звеньев: регулируемый усилитель, корректор АЧХ на басах (попросту буст — так привычнее и как-то чётче), фильтры и усилитель мощности. Есть, правда, один вопрос, который интересует многих продвинутых пользователей, и касается он исполнения выходных каскадов: биполярные или полевые? Существует поверье, что полевые транзисторы с изолированным затвором (MOSFET) «звучат» лучше, но лично я слышал как очень звучные, так и весьма недалёкие усилители, в выходных каскадах которых стояли приборы того и другого типа. В реальной жизни звучание больше зависит от множества других причин, как то устройства блока питания, организации обратной связи и т.д., по сравнению с которыми радикальное несходство полупроводниковых структур теряет исключительность. Да, верно, температура кристалла полевого транзистора более стабильна, но современные биполярные транзисторы с секционированным эмиттером тоже не склонны к саморазогреву и по области безопасной работы не уступают «полевикам». А транзисторы MOSFET требуют повышенного напряжения питания, а значит, в звуковом тракте неизбежны более высокие наводки от высокочастотного преобразователя.

Не случайно же, когда инженеры итальянского концерна Elettromedia поставили себе задачу создать лучший автомобильный усилитель всех времён и народов, они свой заход на цель сделали на основе технологии IGBP (Isolated Gate Bipolar Transitor) — помеси полевых с биполярными.

Подавляющее большинство «наших» усилителей мощности реализуются на биполярных транзисторах, при этом значительная их часть несёт на себе (хотя бы на упаковке) мощное заклинание «MOSFET Power Amplifier». Видимо, им сказали, что это «носят», это круто, это, так сказать, cool. На самом деле полевые транзисторы в таких усилителях есть, но только все они собрались в преобразователе питания и заняты там важной работой на предписанной им тактовой частоте. Попутно создавая моральное право на сакральную надпись.

Мы уже, кажется, писали, что «нормальная» мощность для автомобильного оконечника, по сути, любая. То есть любой внешний усилитель — судьбоносный шаг вперёд по сравнению с интегральным усилителем головного устройства, работающим от однополярного питания (+14 В) в мостовом режиме. Но для того чтобы обеспечить «полную загрузку» компонентной акустики без выхода усилителя в режим ограничения (клиппирования), требуется, чтобы мощность его составляла примерно 80 Вт (4 Ом). А если исходить из того, что сабвуфер должен в случае нужды получить от усилителя около 250 Вт (в мостовом включении), мощность каждого канала на 2 Ом должна составить примерно 130 Вт. Это те требования по мощности, которые мы вправе предъявлять к усилителям, выходящим за рамки начальной ценовой категории. Участников этого теста я бы отнёс к первой средней весовой (если деньги оценивать на вес) категории, почти все они этим условиям удовлетворяют, в большинстве — даже с солидным запасом. А потому и к мощности сегодняшних одноклассников предъявлялись повышенные требования.

Не надо забывать, что двухканальные усилители — это основной «строительный материал» для устройства развитых звуковых систем в автомобиле. Поэтому мы считаем необходимым присутствие у них линейных выходов. Кстати, если в усилителях стартовой ценовой категории можно встретить прямые выходы (они электрически соединены с входами) с той же вероятностью, что и непрямые, то среди нынешних испытуемых прямых входов не попалось вовсе. Или почти вовсе. В одном случае «ответвление» сигнала было исполнено с помощью резисторов 1 кОм. Экономно и лучше, чем совсем напрямки, но полноценного бустера резистор не заменит. Входы высокого уровня (они пригодятся при апгрейде штатной аудиосистемы) в современных усилителях по понятным причинам встречаются всё чаще, но, кстати, почти никогда — одновременно с линейным выходом. Почему так? Может, вера не позволяет, не знаю, одним словом.

Другие распространённые опции — басовый буст и дистанционный регулятор уровня. Похоже, буст всё же более востребованная деталь, нежели оперативная регулировка уровня, хотя можно представить себе, что дистанционный регулятор будет использоваться только на этапе приборной настройки аудиосистемы в целом. Но если последнюю опцию можно считать факультативной, то фильтры в автомобильном усилителе — не роскошь, а необходимость, причём независимо от того, работает ли он с сабвуфером или с широкополосной акустикой. Минимальные требования для диапазона перестройки частоты среза — от 60 до 130 Гц, с учётом возможных отклонений АЧХ акустики и сабвуфера — от 50 до 200 Гц. Работу с сабвуфером или с широкополосными фронтами мы (как и производители оконечников) считаем двумя основными вариантами применения усилителей. Более высокая граница даёт известное преимущество, в том смысле, что фильтры (и усилитель) можно использовать для работы с басами в трёхполосной системе либо, наоборот, с комбинацией из СЧ и ВЧ-излучателей (мидрейнджа, пардон, и твитера). Но в любом случае комплект фильтров должен быть полным (ФВЧ и ФНЧ) и характеристики их не должны зависеть от частоты среза. Это, как говаривали в старину, норма жизни, хотя в погоне за снижением себестоимости усилителей многие производители от этой нормы отступают. Подтональный фильтр — вещь полезная, хотя восемьдесят процентов сабвуферов (те, что выполнены в закрытом ящике) в нём не нуждаются. Надо только, чтобы сабсоник можно было отключить — на «правильных» записях ощущается недостаток самого низкого баса, даже если подтональный фильтр установлен на 20 Гц. Да, забыл сказать: в современных усилителях буст переехал во входную часть схемы, так что теперь его, как правило, можно задействовать независимо от выбранного типа фильтра. И это правильно — вы вольны использовать внешний фильтр (скорее всего — тот, что в головном устройстве), не отказывая себе при этом в удовольствии покрутить заветную штуковину по настроению.

Похоже, назрела необходимость дать некоторые пояснения по поводу того, как мы определяем частоты среза по характеристикам фильтров. Если фильтр 2-го порядка с характеристикой Баттерворта, притом на эту характеристику не накладываются АЧХ других частотно-зависимых звеньев (сабсоника, к примеру), то здесь всё ясно: за частоту среза принимается частота, соответствующая уровню -3 дБ. Для фильтров 4-го порядка теоретически мы должны принимать частоту, соответствующую уровню -6 дБ, то же самое, кстати, если фильтр 2-го порядка, но о нём известно, что это фильтр Линквица — Райли (по реальному графику это не всегда очевидно). Если же фильтр высокодобротный, то по канонам мы всё равно должны ориентироваться на уровень -3 дБ, хотя относительный спад уровня в этой точке составит где-то 4, а где-то 4,5 дБ. Теперь представим себе, что АЧХ усилителя в районе частоты среза нелинейна — на какой уровень надо ориентироваться в этом разе? Но постойте. Наше ухо оценивает относительный уровень сигналов на близких частотах, скажем, верхних и нижних басов, а если басы, как таковые, подняты относительно средних частот, это воспринимается как изменение тембрального баланса, а не как результат работы фильтров. При использовании фильтров повышенной крутизны АЧХ воспринимается как обрезанная более резко, то есть по субъективным ощущениям частоту среза стоило бы определять, скажем, по уровню -2 дБ, а никак не по -6 дБ. И вообще, нас интересует, как сопрягать соседние полосы, а не как надо правильно мерить частоту среза согласно постулатам теории фильтров, не так ли? Поэтому принято волевое решение: определять частоту среза по спаду уровня на 3 дБ относительно ближайшего максимума. Между прочим, решение принято уже давно, и только сейчас мы нашли место (и время), чтобы расставить точки над «i». Осталось только отметить, что в комментариях к результатам измерений крутизна фильтров 12 дБ/окт. будет приниматься по умолчанию.

И ещё одно маленькое замечание. Мы теперь указываем в таблице и ток холостого хода усилителя: может, кому пригодится, а наш источник питания всё равно его показывает. Вот теперь уже точно функциональные возможности двухканальных усилителей, как и основные принципы их устройства, нам должны быть понятны. Как дважды два.

МЁД & ДЁГОТЬ

Претендент на лидерство увлёкся и в пылу борьбы сильно оторвался от преследователей. Earthquake его фамилия. Здесь вопросов быть не может. Догонявшие его соперники приехали к финишу плотной группой, до фотофиниша дело дошло. Догоняли Ground Zero, Boston и MacAudio, и все трое получают «Рекомендацию». Из этих троих один вызвал наибольшие симпатии, это славно скроенный Boston. От «Лидера» малыш отстал только по мощности, остальные показатели — очень достойные, вы это имейте в виду. Впрочем, будь у него другая мощность, и ценовая категория была бы другая, так что всё по справедливости.

www.xn--80aeatqv1al.xn--p1ai

Двухканальные усилители от 2000 до 5000 рублей

Мы сами не раз заявляли: «Двухканальный усилитель — кирпич, из которого возводится аудиосистема на любой вкус». Не отрекаемся. Но уточняем устройство кирпичной кладки.

Для этого теста мы заказали у импортёров самые доступные из имеющихся у них двухканальных усилителей. Когда все собрались, посмотрели на приложенные к технике бухгалтерские документы и увидели: две тысячи с копейками за самый дешёвый, пять, тоже с небольшими чаевыми — самый дорогой. Неразорительный проект, что там говорить. Разумнее говорить о другом: что именно нам достаётся за одну крупную купюру (или две, уже не считающиеся крупными), чего нам за эти ассигнации точно не достанется, а ещё — как употребить тот или иной из прошедших испытание аппаратов. Или наоборот: какой из них подходит для намеченного употребления.

JVC KS-AX3202 | Kenwood KAC5206 | JBL GX-A602 | TEAC TE-275 | Airtone RMA2.100 | Rockford Fosgate R150X2 | MB Quart OA240.2 | BossPh3.600 | Audio System CO-95.2

Двухканальник в общем случае играет в аудиосистеме роль либо кирпича, либо кирпичика. Кирпич — это когда владелец системы дозрел до неизбежного, но, по его планам, минимального апгрейда. Минимальный апгрейд — это одно из двух. Либо человек покупает усилитель вместе с сабвуфером в той или иной форме (головка и пилить или корпусной и не пилить), подключает это всё и наслаждается качественно возросшим басовым потенциалом системы. Либо же двухканальник ставится на фронт, до сей поры работавший «от головы», а сабвуфер — или потом, или активный. В этом случае радикально улучшается качество звучания фронтальной части системы. Общее здесь то, что усилитель ставится один.

Кирпичиком двухканальник работает в сложных системах. Например: два на поканальный фронт или по одному на фронт и тыл с пассивными фильтрами (есть поборники и такой архитектуры), а то и три на 3-полосный фронт плюс один мостом на сабвуфер и так далее. Приступая к тесту, мы полагали, что судьба тестируемых — быть одиноким кирпичом, потому что вряд ли (как мы полагали) столь недорогие и немудрёные модели займут свои места в навороченных многополосно-поканальных инсталляциях. В некоторых случаях мы ошиблись. Некоторые из участников теста более чем уместны в поканальных системах.

Логика предсказания судьбы у нас такая. Автомобильный усилитель, в том числе и двухканальный, это три составные части. Собственно усилитель, источник питания и система фильтров. Собственно усилители у всех участников оказались концептуально похожими — только класс АВ, видимо, в этой ценовой нише импульсники не уживаются (не без оснований полагаем, что при выборе технических решений в этой категории экономика стоит строго на первом месте), мощность на 4-омной нагрузке у большинства колеблется у отметки «нормально». То есть 50 — 70 Вт (нормальных, RMS, а не «магнитольных»). Выпадающие точки есть, но сейчас не о них. Это значит: «кирпичом» апгрейда фронта может стать любой. Мощность на 2 Ом (она же свидетельствует о возможностях при работе мостом) зависит уже и от характеристик блока питания, у некоторых участников прирост мощности на низкоомной нагрузке внушительный (контрольное число — 70%), у некоторых — существенно ниже, эти для сабвуферного апгрейда подходят меньше.

И наконец, фильтры. Общий принцип здесь такой: у недорогих двухканальных усилителей нормальных, качественных фильтров не бывает. Разумеется, из всякого общего принципа бывают частные исключения, но вы сами увидите, насколько они редки. Конструкторы, стиснутые железной рукой бухгалтерии, идут в одном из двух направлений. Либо делают фильтры фиксированными на частоту среза, которая им кажется наиболее подходящей (с вероятностью 90% это оказывается 80 Гц, но исключения бывают и здесь), либо фильтры делают перестраиваемыми, но с предельно упрощённой схемотехникой, в результате чего они перестраиваются, но криво — или плывёт добротность, или крутизна, или и то и другое. Сами увидите.

И вот здесь появляются хорошие новости: попались среди участников такие, у которых собственно усилительная часть выполнена очень (иногда — неожиданно) достойно и качественно, они запросто могут работать не в роли «кирпича», а в роли «кирпичика» многоканальной системы, такая возможность вытекает чаще всего из характеристик линейности на малых и средних мощностях. Попалось несколько просто красавцев (в этом отношении). Раздел частотных полос им доверить нельзя (см. выше), но в многополосных системах это чаще всего поручают внешнему по отношению к усилителю устройству, встроенный в усилитель фильтры такого качества и диапазона настройки, при которых можно «разрулить» поканальную систему, даже в «небюджетных» аппаратах встречаются нечасто.

Напоследок — уголок юмора, как это раньше называли. В перечне характеристик мы наряду с измеренной мощностью (в виде кривых на графике и снятых с этих кривых значений в контрольных точках) приводим и цифры, вычитанные из инструкций. Мы-то давно научились определять пол и должность составителя этой части документации по цифрам выходной мощности, вам предоставляется возможность отточить свои навыки экстрасенсорного восприятия. Например, когда написано «70 Вт на 4 Ом, 105 Вт на 2 Ом» — пол мужской, должность инженер. «70 Вт на 4 Ом, 140 Вт — на 2 Ом» — пол другой, должность — менеджер. Но если 60 Вт на 4 Ом превращаются в 300 Вт на 2 Ом, задача становится непростой. Попробуйте сами…

 

КОМУ — ЧТО

Кроссоверное оснащение всех усилителей (за одним, и то не совсем полным, исключением) далеко от универсального, но почти у всех оптимизировано для вполне конкретной роли в системе: фронт или сабвуфер. Претензии по этому поводу предъявлять не будем, но и восторгов высказывать — тоже. В остальном же не обошлось без приятных неожиданностей.

Довольно необычно для этой ценовой категории то, что сразу три аппарата продемонстрировали не слишком характерную для бюджетных усилителей класса AB зависимость искажений от мощности — они достаточно малы и практически не увеличиваются на микромощностях, что пойдёт только на пользу качеству звучания. Мощность этих усилителей не фантастическая, что не помешает им раскрыть свои сильные стороны в системах с поканальным усилением и внешним кроссовером/процессором. Конкретно речь здесь идёт о Kenwood, MB Quart и Boss. Все три получают «Рекомендацию» именно за это и именно в расчёте на такое использование.

JBL выделяется не только интересным дизайном, но и возможностью использовать бас-буст во всех режимах работы. Плюс к этому завидная для компактного усилителя мощность и невысокие искажения, что позволяет использовать его и в многоканальных системах — наш «Фаворит». Rockford Fosgate свойственны исключительно грамотная компоновка и аккуратное исполнение, идеальная работа кроссовера, очень низкие искажения — что автоматически делает его отличным кандидатом для работы в самых разных системах, включая многоканальные. Мощность, правда, не фантастическая, поэтому — «Фаворит».

Однозначный «Лидер» — Audio System. Усилитель отличается не только солидной мощностью и низкими искажениями, но и аккуратным дизайном и общей культурой исполнения.

www.xn--80aeatqv1al.xn--p1ai

Чего-то стало не хватать. Двухканальные усилители до 140 у.е.

Журнал "АвтоЗвук"  2006 г.  №2 Пётр Хохлов

Чего-то стало не хватать. Двухканальные усилители до 140 у.е.

Как это получается, мы знаем. Если приобретённый вами (или подаренный любящими членами семьи) двухканальный усилитель стал первым внешним усилителем в системе, он, скорее всего, будет использован для работы с сабвуфером. Играть-то система играла, но вот басов не хватало катастрофически. Решение правильное, звук аудиосистемы меняется решительным и, главное, заметным для всех образом, ясно, за что плачено. Хотя, вообще-то, плачено за два канала, а используется как будто один, как правило, мостом. После утихания первого приступа эйфории становится заметно, что система получилась несбалансированной по возможностям: по сравнению с фронтом, работающим "с головы", перевооружённой басовой части стало даже как-то много. Или же фронта - мало, это более конструктивная позиция. И пошло-поехало. Во что это потом выливается, мы хорошо знаем по рубрике "Системы", тут главное, чтобы финансовые возможности и полёт творческой мысли как-то соответствовали друг другу. А этот тест адресован тем, кому двух каналов стало не хватать. Вот буквально только что.

Логика поведения в этих обстоятельствах тоже неплохо изучена. Есть три варианта подхода. Первый: выкинуть имеющийся двухканальный усилитель и поставить четырёхканальный. Можно, но обидно, ведь один усилитель уже есть, а два двухканальных часто лучше, чем один четырёхканальный. Второй вариант и третий - две стороны одной медали: уже имеющийся в наличии аппарат надо будет "отправить на фронт", а для сабвуфера приобрести другой (вернее, следующий), как правило, более мощный. Почему более мощный, думаю, всем ясно. Либо удовлетвориться уже работающей басовой системой и выбрать подходящий двухканальник для фронта.

Выбор вариантов, при всей их немудрёности, может оказаться не совсем очевидным. Причиной тому - превосходящая простота участвующей в них аппаратуры. Мы сегодня говорим об усилителях весьма и весьма привлекательной цены. И, сильно превосходя по интеллекту мышь домашнюю, давно усвоили, где находится месторождение бесплатного сыра. Мышеловок в случае нынешних испытуемых сразу две: мощность и фильтры.

Мощностью наиболее доступные усилители от своих более "высокооплачиваемых" коллег отличаются в первую очередь. В линейке большинства производителей существует обычно несколько двухканальных моделей, различающихся лишь по этому показателю и по нему одному попадающих в разные ценовые категории. Мы, разумеется, говорим о реальных показателях, а не об аршинных надписях на упаковке. Вопрос о том, какой "должна быть" выходная мощность усилителя, относится к числу наиболее часто задаваемых и к категории наиболее трудных для ответа. Тут многое зависит от размеров и свойств салона, от чувствительности акустики, от музыкальных пристрастий владельца, в конце концов. Вкратце мы бы на него ответили так: при использовании акустики с достаточно высокой чувствительностью (87 дБ/Вт и выше) в салоне автомобиля гольф-класса (категория C по европейской классификации) и для прослушивания музыки, содержащей как ритмическую, так и мелодическую составляющие (рок, диско, джаз), бывает достаточно 60 Вт на канал. На размер салона, чувствительность акустики и музыкальный репертуар можно вводить соответствующие коэффициенты: в отдельных случаях и 120 Вт не предел. Мощности, необходимые (вернее, достаточные и/или желательные) для работы с сабвуфером по общему правилу должны быть заметно выше. Если вспомнить расчёты, которые мы проводили перед тестом басовых моноблоков из прошлого номера, то окажется, что лишь немногие из участников сегодняшнего теста по своей мощности (в мостовом включении) приближаются к намеченным "контрольным цифрам". Замечу, впрочем: автор этих строк не один год ездил со 110-ваттным усилителем на сабвуфер и неплохо себя чувствовал. Правда, и у сабвуферной головки чувствительность была на высоте, да и усилитель при очередном апгрейде стал втрое солиднее.

Один критерий, значит, есть. Помощнее - назад, послабее - вперёд. Но тут вступает в силу второй фактор. Нередко оснащение бюджетного усилителя и его мощностные показатели находятся в изрядном противоречии. Слабенький аппарат оказывается оснащён, например, только фильтрами НЧ, затрудняющими его использование с фронтальной акустикой.

Стало быть, чтобы не ограничивать свободу манёвра при поэтапной "усилизации" системы, "правильный" двухканальный усилитель должен быть снабжён полным комплектом фильтров (ФНЧ и ФВЧ). А раз в перечень его обязанностей входит (или может входить) работа с сабвуфером, очень желательно присутствие басового регулятора. Неплохо, конечно, когда конструкция усилителя позволяет задействовать мостовой режим при работе с одним входом, но это, что называется, факультатив - сабвуферные выходы повсеместно "ходят парами". Линейные выходы для двухканальника не роскошь, поскольку такую ситуацию, когда каналов усиления требуется больше, чем имеется выходов у головного устройства, можно считать типичной. Если на линейные выходы усилителя могут приходить сигналы, отфильтрованные по принципу "зеркального отражения" (скажем, если аппарат работает с ФНЧ, то линейные выходы - с ФВЧ), это отдельно поощряется, архитектура и настройка системы при этом становятся и проще, и изящнее. Бывают ещё подтональные фильтры, бусты с перестраиваемой частотой и дистанционные регуляторы, но требовать их присутствия в стодолларовых усилках было бы по меньшей мере наивно.

Итак, максимальной "комплектацией" для усилителей данного ценового диапазона мы считаем наличие линейных выходов и плавного (не ступенчатого) буста, а также входов высокого уровня. Последняя опция не является безусловно необходимой, но, как показывает практика, довольно распространены случаи, когда надо, не вмешиваясь в штатную аудиосистему авто, дополнить её сабвуфером - при этом почти наверняка придётся подключаться к выходам на громкоговорители.

Какие ещё технические характеристики зависят от продажной цены? На этот вопрос нынче дать ответ труднее, чем ещё пару лет назад. Конечно, те усилители, которые стоят на противоположном конце ценовой шкалы, от участников нынешнего теста будут отличаться, что называется, "по совокупности" - прежде всего, стабильностью и предсказуемостью параметров. Но внутри отдельных диапазонов того сектора, который охватывают наши групповые тесты, драматических различий может и не быть. В Китае, как предполагается, вовсю идёт укрупнение производств, а крупный фабрикант делает меньше грубых ошибок. Схемы типизировались настолько, что характеристики многих аппаратов повторяются с минимальными различиями (даже когда точно известно, что это продукты разных фирм). С ростом рабочей частоты импульсного источника питания уровень шумов (с использованием взвешивающей кривой IEC-A) того и гляди превзойдёт показатели "домашних" усилителей (притом хорошего качества) с обычными источниками питания. Правда, в результате экономии на мощных транзисторах рабочий частотный диапазон "наших" усилителей пока ещё гораздо уже, чем это принято у "домоседов". Но, с другой стороны, и источники с DVD-Audio (тем более - с SA-CD) встречаются у нас тоже не в пример реже. Хотя лично я прохладно отношусь к таким усилителям, которые на частоте 20 кГц вносят затухание 0,5 дБ и больше - преобразование формы АЧХ не входит в их обязанности. Ну и по-прежнему камнем преткновения остаётся переходное затухание - далеко не все участники достигают заветного рубежа 60 дБ (на 1 кГц). Тут ведь мало взять отработанную схему, надо правильно разработать топологию платы, на что у китайцев просто не хватает квалификации. Пока не хватает - то, что это вопрос времени, для меня очевидно. Уже ушли в прошлое усилители с "щелчками" при включении и/или выключении (ну, почти). К "тяжёлой" емкостной нагрузке, как вы увидите чуть позже, нынешние аппараты тоже относятся очень спокойно.

Впрочем, сколько можно откладывать на потом? Наверное, пора уже переходить к тесту. Тем более что одинаковые каналы давно уже разобрались по парам и "поселились" в корпусах соответствующих усилителей.

www.hi-fi.ru

Схема двухканального усилителя 1000 Вт

Схема двухканального усилителя 1000 Вт

Здесь представлена схема двухканального усилителя 1000 Вт, который предназначен для озвучивания музыкальных мероприятий проводимых на больших сценических площадках, а также в современных студиях звукозаписи, различных клубах или ресторанах.

В общем эта небольшая статья предоставляется тем, кто намерен собственными силами, в домашних условиях собрать высококачественный усилитель мощности 1000 Вт. Для его нормальной и стабильной работы усилителя на нагрузке 4 Ом оптимальным питающим напряжением будет ±95v относительно средней точки, выше поднимать напряжение я бы не рекомендовал во избежании негативных последствий при скачках сетевого напряжения, например до 240 вольт. Дело в том, что такие скачки переменки отрицательно сказываются на электролитических конденсаторах в цепи выпрямителя, когда выпрямленное напряжение поднимается выше 100 v.

Поэтому ±95 вольт на плечо вполне достаточно для получения 1 кВт на выходе. Что бы снять с усилителя такую мощь нужен и соответствующий трансформатор в блоке питания, габаритная мощностью которого должна быть не менее 1400 Вт. Вот именно с этого момента, то есть выбора эффективного источника питания начинаются некоторые проблемы. Если например посчитать сколько стоит готовый броневой трансформатор сделанный на заказ, то себестоимость усилителя возрастет в два раза относительно импульсного источника питания. Если есть навыки и возможности то самым подходящим вариантом будет самостоятельно изготовить трансформатор на тороидальном сердечнике.

Принципиальная схема усилителя в первоначальном варианте

Здесь представлена модифицированная схема усилителя 1000 Вт

В этом варианте произошли небольшие изменения как в тракте входного дифференциального каскада так и в цепях выходной линии. Что касается топологии именно этого варианта схемы, то во время тестирования аппарата, многие специалисты принимавшие участия в тесте пришли к мнению, что выпрямительный диод 1N4007 в схеме не обязателен и его можно не ставить. Но все таки есть и другие мнения, поэтому лучше будет проверить это путем эксперимента. В выходном каскаде на алюминиевых радиаторах охлаждения установлены полевые транзисторы IRFP240 мощностью 150 Вт и рабочим током стока 20 А, а максимальный до 80 А. Рабочее напряжение этих транзисторов на переходе сток-исток составляет 200 v. Для создания нормальных, комфортных условий для работы оконечного каскада обязательно в корпусе аппарата нужно установить систему принудительного охлаждения, для рассеивания большого количества выделяемого MOSFET-транзисторами тепла.

Есть несколько вариантов конструктивного выполнения печатных плат схемы двухканального усилителя 1000 Вт. Одна с формой прямоугольника другая несколько удлиненная. Цепи выходного каскада проложены в центральной части печатной платы. Плату можно использовать любую, то есть ту которая наиболее приемлема по конструкции для установки в корпус.

Эскизы печатных плат с нанесенной на них маркировкой мест установки электронных компонентов можно скачать по этой ссылке Скачать архив в формате PDF 1000watt-pdf

Фото печатной платы с обратной стороны:

Усилитель на радиаторе:

Готовый усилитель мощности:

Печатная плата:

usilitelstabo.ru

Выбираем двухканальный усилитель | Техно-Портал от Первого лица

В стереосистемах разного класса почти всегда присутствуют встроенные усилители звука. Но для подключения более мощных динамиков и для создания более громкого звука они не подходят. Для этих целей нужны двухканальные усилители мощности. Такие усилители с успехом подключаются и к одной паре динамиков, и ко всем общим каналам через мостовое соединение. Очень часто при установке усилителя в стереосистему, можно получить плохое качество звука. Для устранения такой проблемы применяется процессор звука. В некоторые виды усилителей процессор встраивают на этапе изготовления.

Основные параметры двухканальных усилителей

Одним из главных параметров усилителя является мощность. Подразделяется мощность на два вида: номинальную и максимальную. В паспорте усилителя обычно указывается номинальная мощность. Она рассчитана только на один канал при напряжении не более 14 В. Многоканальную мощность указывают на самом изделии. Эта цифра объединяет в себе максимальную мощность общих каналов.

В каждом усилителе обязательно присутствует кроссовер. Он позволяет оставлять верхние частоты, обрезая нижние. Также с его помощью можно постепенно регулировать громкость звука, и производить усиление звука по одному каналу. Клавиша регулировки басов является огромным плюсом в двухканальных усилителях. Она актуальна при подключении сабвуфера, потому что позволяет плавно усиливать уровень баса.

Общее увеличение мощности можно получить при мостовом подключении. Такой способ применяется при подключении мощных сабвуферов. Двухканальный усилитель обязательно должен быть оснащен входом для подсоединения линейных проводов. С помощью этих проводов будет осуществляться прием сигнала от штатной стереосистемы. Вентилятор в усилителе будет отлично справляться с перегревом всей стереосистемы.

При выборе двух канального усилителя мощности обязательно нужно обращать свое внимание на торговую марку изделия. Отдавать предпочтение нужно тем производителям, которые хорошо зарекомендовали себя в этой сфере.

Виды двухканальных усилителей

При производстве усилителей производители чаще всего используют электронные вакуумные лампы. Такие усилители называют ламповыми. Они выдают особенный каскадный звук. Отличаются большой мощностью транзисторные усилители. Обеспечивают более громкий звук, по сравнению с ламповыми. Усилители на интегральных микросхемах называют цифровыми. Они имеют ряд преимуществ, таких как, компактность, цифровой принцип усиления, эффективность в работе.

Гибридные усилители состоят из электронных ламп, интегральных микросхем и полупроводников. Сочетают в себе множество положительных качеств. Одним из таких качеств является удобство в использовании. Принцип работы двухканального усилителя.

Усилитель мощности подает на динамики сильный ток. Форма сигнала остается прежней, но с повышенной мощностью тока. Также усилитель принимает и увеличивает звуковой сигнал стереосистемы. К двухканальному усилителю можно подключить сразу две акустические системы. Если усилитель подключен правильно, звук будет громкий и насыщенный.

Классификация двухканальных усилителей мощности

Существует несколько разных классов усилителей, у каждого определенный принцип действия.

  • Ламповые усилители принадлежат классу А. Они незначительно искажают звук и пользуются огромной популярностью у потребителей.
  • Усилители В класса не очень популярны. Они рассеивают много тепловой энергии, но обладают пониженным уровнем шума. К этой категории относятся транзисторные усилители.
  • Класс АВ считается самым лучшим. Он совмещает в себе лучшие качества классов А и В. Этот класс пользуется большой популярностью в мире техники. К этому классу относятся гибридные усилители мощности.
  • Также в продаже есть усилители класса D. Это более современные усилители мощности. Они имеют небольшой вес, высокий КПД, при работе преобразуют входящий сигнал в цифровой.
  • Усилители классов G, Н, Т появились недавно. Но у них также очень хорошие характеристики.

Прежде всего, при выборе двух канального усилителя нужно обращать внимание на его мощность. При очень низкой мощности прибор не сможет долго работать. Но и слишком большая мощность не сможет обеспечить хорошее качество работы стереосистемы.

Выбор двухканального усилителя мощности — ответственное мероприятие, ведь гармоничное звучание стереосистемы создает праздничную атмосферу в любом помещении.

Интересный факт о продажах

Секундочку

Читайте также:

Оставить комментарий

market-text.ru


Смотрите также