Торсионный демпфер сцепление что такое


Демпфер холостого хода ведомого диска сцепления

 

Использование: транспортное машиностроение, а именно к ведомым дискам сцепления с встроенным демпфером крутильных колебаний трансмиссии. Сущность изобретения: устройство демпфирования холостого хода ведомого диска сцепления содержит ступицу с наружными шлицами и с выполненным заодно целое с ней и шлицами опоясывающим фланцем, диск, установленный на ступице с возможностью взаимодействия с ее шлицами посредством своих внутренних шлицов, при условии выборки боковых угловых зазоров между ними, две пружины, тангенциально установленные в гнездах, второй опорный элемент, установленный на ступице, и стопорное кольцо. Каждое из гнезд образовано точно расположенными напротив друг друга, по направлению оси вращения ступицы выемкой на обращенной к диску боковой поверхности опоясывающего фланца, вырезом по окружности отверстия демпферного диска и выемкой во втором опорном элементе, зафиксированном на ступице стопорным кольцом и двумя выступающими частями шлицов ступицы, расположенным выступающими частями в выемках этого элемента. 1 с. и 8 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к ведомым дискам сцепления с встроенным демпфером крутильных колебаний трансмиссии.

Известен диск муфты сцепления, который содержит ступицу с подвижным фланцем, против которого установлены основная и вспомогательная боковые пластины. В окна, выполненные во фланце и боковых пластинах, вставлены работающие на сжатие пружины основного демпфера. На наружной окружности ступицы имеются выступы, которые расположены между выступами, выполненными на внутренней окружности фланца. Между выступами ступицы и фланца вставлены пружины. В конструкции имеется четыре опорных (фрикционных) кольца, расположенные между ее деталями и работающие попарно, два из них расположены на ступице с наружной стороны вспомогательной боковой пластины [1] При работе двигателя транспортного средства на холостом ходу работают пружины, расположенные между фланцем и ступицей, и одна пара опорных (фрикционных) колец, а при переключении на вторую ступень и далее приводится в действие вторая пара опорных (фрикционных) колец.

Недостатками данного технического решения являются сложность конструкция, сложность технологии сборки, большие осевые размеры ведомого диска из-за перемещения одной пары фрикционных колец вне пространства между основной и дополнительными боковыми пластинами.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является торсионный амортизатор, в особенности для фрикционной дисковой муфты автомобиля, содержащий демпферный диск и втулку, которые, поворачиваясь относительно друг друга на определенный ограниченный угол, устанавливаемый упорами, преодолевают сопротивление пружины. Пружина размещена между упорами в вырезах, оппозитно выполненных на наружной поверхности втулки и внутренней поверхности диска. Два опорных кольца, охватывающих втулку, прикреплены к ней и расположены по сторонам упоров для сохранения радиального положения пружины. Демпферный диск размещен через пару фрикционных колец между основной и вспомогательной пластинами ведомого диска сцепления, а фрикционные кольца второй пары размещены между внутренними сторонами основной и вспомогательной боковых пластин и сторонами выступов ступицы [2] В данной конструкции хотя и устранен такой недостаток аналога, как большие осевые размеры, но вместе с тем имеются следующие недостатки: сложное и недостаточно надежное крепление опорных колец и как следствие этого сложная технологичность сборки в целом конструкции, недостаточно оптимальные демпфирующие качества на режиме холостого хода двигателя из-за неравномерного нагружения пружины по плоскостям ее торцевым витков.

Задача изобретения улучшение технологичности сборки, повышение надежности при эксплуатации, улучшение демпфирующих качеств на режиме холостого хода двигателя.

Задача достигается тем, что в демпфере холостого хода ведомого диска сцепления, содержащим ступицу, диск, установленный на ступице с возможностью взаимодействия с ее наружными шлицами посредством своих внутренних шлицов, причем между наружными шлицами ступицы и внутренними шлицами диска образованы боковые зазоры, по меньшей мере одну пружину, тангенциально расположенную между диском и ступицей, два опорных элемента, расположенных на ступице по торцевым сторонам ее шлицов, фрикционные кольца, основную и дополнительную пластины, согласно изобретению один из опорных элементов является опоясывающим фланцем ступицы, выполненным заодно целое с ней, а пружина установлена в гнезде, образованном расположенными напротив друг друга по направлению оси вращения ступицы, вырезом по окружности центрального шлицевидного отверстия диска, выемкой в опоясывающем фланце и выемкой во втором опорном элементе, зафиксированном на ступице стопорным кольцом и по меньшей мере одним наружным шлицом ступицы, выполненным с выступающей частью, обращенной в сторону второго элемента и расположенной в соответствующей выемке этого элемента, причем длина выреза под пружину по окружности центрального шлицевидного отверстия диска и длина выемок под пружину в опоясывающем фланце и втором опорном элементе равны между собой, а ширина выреза под пружину по окружности центрального шлицевидного отверстия диска соответствует наружному диаметру пружины, опоясывающий ступицу фланец имеет форму плоского кольца, выемка под пружину в опоясывающем фланце ступицы, имеющим форму плоского кольца, выполнена в виде углубления на его боковой поверхности, обращенной к диску, а ее стенки, с которыми находятся в контакте участки торцевых витков пружины, расположены перпендикулярно к обращенной к диску боковой поверхности опоясывающего фланца, второй опорный элемент имеет форму плоского кольца, в котором выемка под пружину выполнена в виде выреза по его внешней окружности, одна из сторон выреза под пружину плоского кольца расположена тангенциально и выполнена в виде фаски, скошенной к его боковой поверхности, обращенной к диску, выемка под выступающую часть шлица ступицы во втором опорном элементе, имеющим форму плоского кольца, выполнена в виде выреза по внутренней окружности этого кольца, снабжен второй пружиной, расположенной диаметрально первой между диском и ступицей, на ступице выполнены два диаметрально расположенных шлица с выступающими частями, во втором опорном элементе, имеющим форму плоского кольца, выполнены две выемки в виде вырезов под выступающие части шлицов ступицы.

Сравнение предлагаемого технического решения с уровнем техники по научно-технической и патентной документации на дату приоритета в основной и смежной рубриках показывает, что совокупность существенных признаков предлагаемого решения ранее не была известна, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности "новизна".

Анализ известных технических решений в данной области техники показал, что предлагаемое устройство имеет признаки, которые отсутствуют в известных технических решениях, а использование их в предлагаемой совокупности признаков дает возможность получить новый технический эффект, следовательно, предлагаемое техническое решение имеет изобретательский уровень по сравнению с существующим уровнем техники.

Предлагаемое техническое решение промышленно применимо, так как может быть изготовлено промышленным способом, работоспособно, осуществимо и воспроизводимо, следовательно, соответствует условию патентоспособности "промышленная применимость".

На фиг. 1 изображен ведомый диск сцепления в сборе, диаметральный разрез; на фиг. 2 ступица с диском в сборе; на фиг. 3 разрез А-А на фиг. 2; на фиг. 4 вид Б на фиг. 3; на фиг. 5 ступица ведомого диска сцепления, вид со стороны В на фиг. 3; на фиг. 6 график.

Устройство демпфирования холостого хода ведомого диска 1 сцепления содержит ступицу 2 с наружными шлицами 3 и с выполненным заодно целое с ней опоясывающим фланцем 4 (который, в частном случае, выполнен заодно целое со шлицами 3), диск 5 с внутренними шлицами 6, две пружины 7, второй опорный элемент 8, стопорное кольцо 9, первую 10 и вторую 11 пару фрикционных колец, основную 12 и дополнительную 13 пластины, пружины 14 основного демпфера.

Диск 5 установлен на ступице 2 с правой стороны (фиг. 3 и 4) от опоясывающего фланца 4 (в частности, имеющего форму плоского кольца) с возможностью взаимодействия с ее наружными шлицами 3 посредством своих внутренних шлицов 6, при условии выборки бокового углового зазора "e" в окружном направлении прямого хода вращения W ведомого диска 1 или выборки бокового углового зазора "f" в окружном направлении, обратном окружному направлению прямого хода вращения W ведомого диска 1 между шлицами 3 и 6. С правой стороны диска 5 (фиг. 3 и 4) на ступице 3, вблизи торцов шлицов 6 диска 5 и шлицов 3 ступицы 2, установлен второй опорный элемент 8 (в частности, имеющий форму плоского кольца). Фиксация второго опорного элемента 8 от поворота на ступице 2 вокруг ее оси вращения осуществлена выступающей частью, в частности двумя выступающими частями 15, выполненными на двух диаметрально расположенных ее шлицах 3. Части 15 (в частности, имеющие профили, совпадающие с профилями шлицов 3) выполнены выступающими относительно правых торцов шлицов 3 ступицы 2 (фиг. 3 и 4) в сторону опорного элемента 8 и расположены в соответствующих их профилю выемках 16, выполненных во втором опорном элементе 8 (в частности, вырезах по внутренней окружности плоского кольца). Фиксация второго опорного элемента 8 на ступице 2 от осевого перемещения по ней осуществлена стопорным кольцом 9, установленным с правой стороны (фиг. 3 и 4) элемента 8 в проточке 17 ступицы 2. Пружины 7 тангенциально установлены между диском 5 и ступицей 2 в диаметрально расположенных гнездах 18. Каждое из гнезд 18 образовано точно расположенными напротив друг друга, по направлению оси вращения ступицы 2, выемкой 19 на обращенной к диску 5 боковой поверхности 20 опоясывающего фланца 4, вырезом 21 по окружности 22 центрального шлицевидного отверстия диска 5 и выемкой 23 во втором опорном элементе 8.

Стенки 24 каждой из выемок 19 (в частности, выполненных в виде углублений) опоясывающего фланца 4 ступицы 2, с которыми находятся в контакте участки торцевых витков пружин 7, расположены перпендикулярно к его боковой поверхности 20.

В общем случае, выемка 23 под пружины 7 во втором опорном элементе 8 выполнена в его боковой поверхности, обращенной к диску 5. В частном же случае, например в рассматриваемой конструкции, когда второй опорный элемент 8 имеет форму плоского кольца, две выемки 23 выполнены в виде вырезов по его внешней окружности с диаметральным расположением друг к другу. Тангенциально расположенные стороны 25 этих вырезов выполнены в виде фасок, скошенных к боковой поверхности плоского кольца, обращенной к диску 5. Плоскости этих скошенных тангенциально расположенных сторон 25 совпадают с плоскостями касательными к пружинам 7, проходящими через точки контакта витков пружин 7 со сторонами 25 вырезов.

Длины (a) вырезов 21, длины (b) выемок 19 (углублений) и длины (с) выемок 23 (вырезов) равны между собой. Ширина (d) вырезов 21 соответствует наружному диаметру пружины 7 (фиг. 2, 3 и 5).

Боковые угловые зазоры (e, f) между шлицами 6 диска 5 и шлицами 3 ступицы 2 имеют разную величину в направлении прямого и обратного хода вращения W ведомого диска, больший зазор (e) образован между боковыми сторонами 26 шлицов 6 диска 5 и противолежащими им, в окружном направлении прямого хода вращения W ведомого диска 1, боковыми сторонами 27 шлицов 3 ступицы 2, а меньший угловой зазор (f) образован между вторыми боковыми сторонами 28 шлицов 6 диска 5 и противолежащими им, в направлении, обратном окружному направлению вращения W ведомого диска 1, вторыми сторонами 29 шлицов 3 ступицы 2.

Устройство демпфирования холостого хода работает следующим образом.

При включенной передаче в коробке переменных передач (к.п.п.) крутящий момент двигателя передается от фрикционных накладок к ступице 2 ведомого диска 1 сцепления и от нее к элементам силовой передачи транспортного средства, через пружины основного демпфера и далее через контактирующие шлицы 6 диска 5 со шлицами 3 ступицы 2.

На холостом ходу двигателя, его крутящий момент передается от фрикционных накладок к ступице 2 ведомого диска 1 сцепления, а от нее только на первичный вал с шестернями к. п.п, так как связь с остальными элементами силовой передачи на этом режиме прервана (т.е. ни одна передача в к.п.п. не включена). На этом режиме двигателя пружины основного демпфера из-за большой их жесткости и малого крутящего момента двигателя не реагируют на изменения крутящего момента, вызываемые крутильными колебаниями коленчатого вала, в результате чего изменения крутящего момента передаются на диск 5 и приводят его к угловому перемещению относительно ступицы 2 то в одну, то в другую сторону, что заставляет пружины 7 попеременно сжиматься и разжиматься. Изменения крутящего момента двигателя, вызванные крутильными колебаниями его коленчатого вала, передаются от коротких сторон вырезов 21 диска 5 на контактирующие с ними торцевые витки пружин 7, а с их вторых торцевых витков на стенки 24 выемок 19 (углублений) опоясывающего фланца 4 и на короткие стенки выемок 23 (вырезов) второго опорного элемента 8.

В частном случае, при повороте диска 5 относительно ступицы 2 (т.е. при сжатии пружин 7) в направлении прямого хода вращения W ведомого диска 1 (диска 5) на восемь градусов происходит контакт сторон 26 шлицов 6 диска 5 со сторонами 27 шлицов 3 ступицы 2 и затем в работу вступают пружины основного демпфера ведомого диска 1 сцепления. На графике (фиг. 6) участком (g) показана зависимость угла поворота диска 5 относительно ступицы 2 от крутящего момента двигателя. При повороте диска 5 относительно ступицы 2 (т. е. при сжатии пружин 7) в направлении, обратном направлению прямого хода вращения W ведомого диска 1 (диска 5) (т.е. при отрицательных значениях колебаний) на три градуса, происходит контакт сторон 29 шлицов 6 диска 5 со сторонами 28 шлицов 3 ступицы 2 и затем в работу вступают пружины основного демпфера ведомого диска 1 сцепления (например, в режиме торможения двигателем). На графике (фиг. 6) участком (z) показана зависимость угла поворота диска 5 относительно ступицы 2 от тормозного момента двигателя.

Движение ступицы 2 относительно диска 5, до момента взаимодействия их шлицов 3 и 6, сопровождается гашением крутильных колебаний в результате трения одного из фрикционных колец 10 об участок наружной поверхности ступицы 2 и наружную боковую поверхность опоясывающего фланца 4 и в результате трения второго из фрикционных колец 10 о наружную боковую поверхность второго опорного элемента 8 (плоского кольца).

При взаимодействии шлицов 6 диска 5 со шлицами 3 ступицы 2 приводятся в действие фрикционные кольца 11, которые совместно с фрикционными кольцами 10 гасят крутильные колебания в результате трения их боковых поверхностей о боковые поверхности диска 5 (фиг. 1).

Пружины 7 демпфера холостого хода совместно с фрикционными кольцами 10 понижают амплитуду колебаний коленчатого вала двигателя и элементов силовой передачи на режиме холостого хода и режиме торможения двигателем, устраняя тем самым возможность появления резонансных колебаний на этих режимах.

Выполнение опоясывающего фланца 4 заодно целое со ступицей 2, простая и в то же время надежная фиксация второго опорного элемента 8 (плоского кольца) на ступице 2 с достаточно малыми допусками, симметричное (равномерное) нагружение торцевых витков пружин 7 по их плоскостям короткими сторонами вырезов 21 диска 5, короткими сторонами выемок 19 (углублений) опоясывающего фланца 4 и сторонами выемок 23 (вырезов) второго опорного элемента 8 это все, по сравнению с прототипом, где оба опорных элемента выполнены в виде тонких колец, недостаточно надежно закрепленных на ступице и выполняющих в основном единственную функцию удержание пружин в радиальном положении, где нагружение пружин по плоскости торцевых витков сторонами вырезов втулки и диска происходит неравномерно, из-за чего пружины изгибаются относительно своих осей, что может привести к нестабильности их демпфирования и даже к заеданию их между опорными элементами, позволяет улучшить технологичность сборки предлагаемого демпфера холостого хода ведомого диска сцепления, повысить его надежность при эксплуатации и улучшить его демпфирующие качества.

1. Демпфер холостого хода ведомого диска сцепления, содержащий ступицу, диск, установленный на ступице с возможностью взаимодействия с ее наружными шлицами посредством своих внутренних шлицев, причем между наружными шлицами ступицы и внутренними шлицами диска образованы боковые зазоры, по меньшей мере одну пружину, тангенциально расположенную между диском и ступицей, два опорных элемента, расположенных на ступице по торцевым сторонам ее шлицев, две пары фрикционных колец, основную и дополнительную пластины, пружины основного демпфера, отличающийся тем, что один из опорных элементов является опоясывающим фланцем ступицы, выполненным за одно целое с ней, а пружина установлена в гнезде, образованном расположенными напротив друг друга по направлению оси вращения ступицы вырезом по окружности центрального шлицевидного отверстия диска, выемкой в опоясывающем на ступице стопорным кольцом и по меньшей мере одним наружным шлицом ступицы, выполненным с выступающей частью, обращенной в сторону второго элемента и расположенной в соответствующей выемке этого элемента, причем длина выреза под пружину по окружности центрального шлицевидного отверстия диска и длина выемок под пружину в опоясывающем фланце и втором опорном элементе равны между собой, а ширина выреза под пружину по окружности центрального шлицевидного отверстия диска соответствует наружному диаметру пружины.

2. Демпфер по п. 1, отличающийся тем, что опоясывающий ступицу фланец имеет форму плоского кольца.

3. Демпфер по пп.1 и 2, отличающийся тем, что выемка под пружину в опоясывающем фланце ступицы, имеющим форму плоского кольца, выполнена в виде углубления на его боковой поверхности, обращенной к диску, а ее стенки, с которыми находятся в контакте участки торцевых витков пружины, расположены перпендикулярно к обращенной к диску боковой поверхности опоясывающего фланца.

4. Демпфер по п. 1, отличающийся тем, что второй элемент имеет форму плоского кольца, в котором выемка под пружину в виде выреза по его внешней окружности.

5. Демпфер по п.4, отличающийся тем, что одна из сторон выреза под пружину плоского кольца расположена тангенциально и выполнена в виде фаски, скошенной к его боковой поверхности, обращенной к диску.

6. Демпфер по пп.1 и 4, отличающийся тем, что выемка под выступающую часть шлица ступицы во втором опорном элементе, имеющим форму плоского кольца, выполнена в виде выреза по внутренней окружности этого кольца.

7. Демпфер по п.1, отличающийся тем, что оно снабжено второй пружиной, расположенной диаметрально первой между диском и ступицей.

8. Демпфер по п.1, отличающийся тем, что на ступице выполнены два диаметрально расположенных шлица с выступающими частями.

9. Демпфер по пп.1, 4, 6 и 8, отличающийся тем, что во втором опорном элементе, имеющим форму плоского кольца, выполнены две выемки в виде вырезов под выступающие части шлицев ступицы.

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6

www.findpatent.ru

демпфер холостого хода ведомого диска сцепления - патент РФ 2097616

Использование: транспортное машиностроение, а именно к ведомым дискам сцепления с встроенным демпфером крутильных колебаний трансмиссии. Сущность изобретения: устройство демпфирования холостого хода ведомого диска сцепления содержит ступицу с наружными шлицами и с выполненным заодно целое с ней и шлицами опоясывающим фланцем, диск, установленный на ступице с возможностью взаимодействия с ее шлицами посредством своих внутренних шлицов, при условии выборки боковых угловых зазоров между ними, две пружины, тангенциально установленные в гнездах, второй опорный элемент, установленный на ступице, и стопорное кольцо. Каждое из гнезд образовано точно расположенными напротив друг друга, по направлению оси вращения ступицы выемкой на обращенной к диску боковой поверхности опоясывающего фланца, вырезом по окружности отверстия демпферного диска и выемкой во втором опорном элементе, зафиксированном на ступице стопорным кольцом и двумя выступающими частями шлицов ступицы, расположенным выступающими частями в выемках этого элемента. 1 с. и 8 з.п. ф-лы, 6 ил. Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к ведомым дискам сцепления с встроенным демпфером крутильных колебаний трансмиссии. Известен диск муфты сцепления, который содержит ступицу с подвижным фланцем, против которого установлены основная и вспомогательная боковые пластины. В окна, выполненные во фланце и боковых пластинах, вставлены работающие на сжатие пружины основного демпфера. На наружной окружности ступицы имеются выступы, которые расположены между выступами, выполненными на внутренней окружности фланца. Между выступами ступицы и фланца вставлены пружины. В конструкции имеется четыре опорных (фрикционных) кольца, расположенные между ее деталями и работающие попарно, два из них расположены на ступице с наружной стороны вспомогательной боковой пластины [1] При работе двигателя транспортного средства на холостом ходу работают пружины, расположенные между фланцем и ступицей, и одна пара опорных (фрикционных) колец, а при переключении на вторую ступень и далее приводится в действие вторая пара опорных (фрикционных) колец. Недостатками данного технического решения являются сложность конструкция, сложность технологии сборки, большие осевые размеры ведомого диска из-за перемещения одной пары фрикционных колец вне пространства между основной и дополнительными боковыми пластинами. Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является торсионный амортизатор, в особенности для фрикционной дисковой муфты автомобиля, содержащий демпферный диск и втулку, которые, поворачиваясь относительно друг друга на определенный ограниченный угол, устанавливаемый упорами, преодолевают сопротивление пружины. Пружина размещена между упорами в вырезах, оппозитно выполненных на наружной поверхности втулки и внутренней поверхности диска. Два опорных кольца, охватывающих втулку, прикреплены к ней и расположены по сторонам упоров для сохранения радиального положения пружины. Демпферный диск размещен через пару фрикционных колец между основной и вспомогательной пластинами ведомого диска сцепления, а фрикционные кольца второй пары размещены между внутренними сторонами основной и вспомогательной боковых пластин и сторонами выступов ступицы [2] В данной конструкции хотя и устранен такой недостаток аналога, как большие осевые размеры, но вместе с тем имеются следующие недостатки: сложное и недостаточно надежное крепление опорных колец и как следствие этого сложная технологичность сборки в целом конструкции, недостаточно оптимальные демпфирующие качества на режиме холостого хода двигателя из-за неравномерного нагружения пружины по плоскостям ее торцевым витков. Задача изобретения улучшение технологичности сборки, повышение надежности при эксплуатации, улучшение демпфирующих качеств на режиме холостого хода двигателя. Задача достигается тем, что в демпфере холостого хода ведомого диска сцепления, содержащим ступицу, диск, установленный на ступице с возможностью взаимодействия с ее наружными шлицами посредством своих внутренних шлицов, причем между наружными шлицами ступицы и внутренними шлицами диска образованы боковые зазоры, по меньшей мере одну пружину, тангенциально расположенную между диском и ступицей, два опорных элемента, расположенных на ступице по торцевым сторонам ее шлицов, фрикционные кольца, основную и дополнительную пластины, согласно изобретению один из опорных элементов является опоясывающим фланцем ступицы, выполненным заодно целое с ней, а пружина установлена в гнезде, образованном расположенными напротив друг друга по направлению оси вращения ступицы, вырезом по окружности центрального шлицевидного отверстия диска, выемкой в опоясывающем фланце и выемкой во втором опорном элементе, зафиксированном на ступице стопорным кольцом и по меньшей мере одним наружным шлицом ступицы, выполненным с выступающей частью, обращенной в сторону второго элемента и расположенной в соответствующей выемке этого элемента, причем длина выреза под пружину по окружности центрального шлицевидного отверстия диска и длина выемок под пружину в опоясывающем фланце и втором опорном элементе равны между собой, а ширина выреза под пружину по окружности центрального шлицевидного отверстия диска соответствует наружному диаметру пружины, опоясывающий ступицу фланец имеет форму плоского кольца, выемка под пружину в опоясывающем фланце ступицы, имеющим форму плоского кольца, выполнена в виде углубления на его боковой поверхности, обращенной к диску, а ее стенки, с которыми находятся в контакте участки торцевых витков пружины, расположены перпендикулярно к обращенной к диску боковой поверхности опоясывающего фланца, второй опорный элемент имеет форму плоского кольца, в котором выемка под пружину выполнена в виде выреза по его внешней окружности, одна из сторон выреза под пружину плоского кольца расположена тангенциально и выполнена в виде фаски, скошенной к его боковой поверхности, обращенной к диску, выемка под выступающую часть шлица ступицы во втором опорном элементе, имеющим форму плоского кольца, выполнена в виде выреза по внутренней окружности этого кольца, снабжен второй пружиной, расположенной диаметрально первой между диском и ступицей, на ступице выполнены два диаметрально расположенных шлица с выступающими частями, во втором опорном элементе, имеющим форму плоского кольца, выполнены две выемки в виде вырезов под выступающие части шлицов ступицы. Сравнение предлагаемого технического решения с уровнем техники по научно-технической и патентной документации на дату приоритета в основной и смежной рубриках показывает, что совокупность существенных признаков предлагаемого решения ранее не была известна, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности "новизна". Анализ известных технических решений в данной области техники показал, что предлагаемое устройство имеет признаки, которые отсутствуют в известных технических решениях, а использование их в предлагаемой совокупности признаков дает возможность получить новый технический эффект, следовательно, предлагаемое техническое решение имеет изобретательский уровень по сравнению с существующим уровнем техники. Предлагаемое техническое решение промышленно применимо, так как может быть изготовлено промышленным способом, работоспособно, осуществимо и воспроизводимо, следовательно, соответствует условию патентоспособности "промышленная применимость". На фиг. 1 изображен ведомый диск сцепления в сборе, диаметральный разрез; на фиг. 2 ступица с диском в сборе; на фиг. 3 разрез А-А на фиг. 2; на фиг. 4 вид Б на фиг. 3; на фиг. 5 ступица ведомого диска сцепления, вид со стороны В на фиг. 3; на фиг. 6 график. Устройство демпфирования холостого хода ведомого диска 1 сцепления содержит ступицу 2 с наружными шлицами 3 и с выполненным заодно целое с ней опоясывающим фланцем 4 (который, в частном случае, выполнен заодно целое со шлицами 3), диск 5 с внутренними шлицами 6, две пружины 7, второй опорный элемент 8, стопорное кольцо 9, первую 10 и вторую 11 пару фрикционных колец, основную 12 и дополнительную 13 пластины, пружины 14 основного демпфера. Диск 5 установлен на ступице 2 с правой стороны (фиг. 3 и 4) от опоясывающего фланца 4 (в частности, имеющего форму плоского кольца) с возможностью взаимодействия с ее наружными шлицами 3 посредством своих внутренних шлицов 6, при условии выборки бокового углового зазора "e" в окружном направлении прямого хода вращения W ведомого диска 1 или выборки бокового углового зазора "f" в окружном направлении, обратном окружному направлению прямого хода вращения W ведомого диска 1 между шлицами 3 и 6. С правой стороны диска 5 (фиг. 3 и 4) на ступице 3, вблизи торцов шлицов 6 диска 5 и шлицов 3 ступицы 2, установлен второй опорный элемент 8 (в частности, имеющий форму плоского кольца). Фиксация второго опорного элемента 8 от поворота на ступице 2 вокруг ее оси вращения осуществлена выступающей частью, в частности двумя выступающими частями 15, выполненными на двух диаметрально расположенных ее шлицах 3. Части 15 (в частности, имеющие профили, совпадающие с профилями шлицов 3) выполнены выступающими относительно правых торцов шлицов 3 ступицы 2 (фиг. 3 и 4) в сторону опорного элемента 8 и расположены в соответствующих их профилю выемках 16, выполненных во втором опорном элементе 8 (в частности, вырезах по внутренней окружности плоского кольца). Фиксация второго опорного элемента 8 на ступице 2 от осевого перемещения по ней осуществлена стопорным кольцом 9, установленным с правой стороны (фиг. 3 и 4) элемента 8 в проточке 17 ступицы 2. Пружины 7 тангенциально установлены между диском 5 и ступицей 2 в диаметрально расположенных гнездах 18. Каждое из гнезд 18 образовано точно расположенными напротив друг друга, по направлению оси вращения ступицы 2, выемкой 19 на обращенной к диску 5 боковой поверхности 20 опоясывающего фланца 4, вырезом 21 по окружности 22 центрального шлицевидного отверстия диска 5 и выемкой 23 во втором опорном элементе 8. Стенки 24 каждой из выемок 19 (в частности, выполненных в виде углублений) опоясывающего фланца 4 ступицы 2, с которыми находятся в контакте участки торцевых витков пружин 7, расположены перпендикулярно к его боковой поверхности 20. В общем случае, выемка 23 под пружины 7 во втором опорном элементе 8 выполнена в его боковой поверхности, обращенной к диску 5. В частном же случае, например в рассматриваемой конструкции, когда второй опорный элемент 8 имеет форму плоского кольца, две выемки 23 выполнены в виде вырезов по его внешней окружности с диаметральным расположением друг к другу. Тангенциально расположенные стороны 25 этих вырезов выполнены в виде фасок, скошенных к боковой поверхности плоского кольца, обращенной к диску 5. Плоскости этих скошенных тангенциально расположенных сторон 25 совпадают с плоскостями касательными к пружинам 7, проходящими через точки контакта витков пружин 7 со сторонами 25 вырезов. Длины (a) вырезов 21, длины (b) выемок 19 (углублений) и длины (с) выемок 23 (вырезов) равны между собой. Ширина (d) вырезов 21 соответствует наружному диаметру пружины 7 (фиг. 2, 3 и 5). Боковые угловые зазоры (e, f) между шлицами 6 диска 5 и шлицами 3 ступицы 2 имеют разную величину в направлении прямого и обратного хода вращения W ведомого диска, больший зазор (e) образован между боковыми сторонами 26 шлицов 6 диска 5 и противолежащими им, в окружном направлении прямого хода вращения W ведомого диска 1, боковыми сторонами 27 шлицов 3 ступицы 2, а меньший угловой зазор (f) образован между вторыми боковыми сторонами 28 шлицов 6 диска 5 и противолежащими им, в направлении, обратном окружному направлению вращения W ведомого диска 1, вторыми сторонами 29 шлицов 3 ступицы 2. Устройство демпфирования холостого хода работает следующим образом. При включенной передаче в коробке переменных передач (к.п.п.) крутящий момент двигателя передается от фрикционных накладок к ступице 2 ведомого диска 1 сцепления и от нее к элементам силовой передачи транспортного средства, через пружины основного демпфера и далее через контактирующие шлицы 6 диска 5 со шлицами 3 ступицы 2. На холостом ходу двигателя, его крутящий момент передается от фрикционных накладок к ступице 2 ведомого диска 1 сцепления, а от нее только на первичный вал с шестернями к. п.п, так как связь с остальными элементами силовой передачи на этом режиме прервана (т.е. ни одна передача в к.п.п. не включена). На этом режиме двигателя пружины основного демпфера из-за большой их жесткости и малого крутящего момента двигателя не реагируют на изменения крутящего момента, вызываемые крутильными колебаниями коленчатого вала, в результате чего изменения крутящего момента передаются на диск 5 и приводят его к угловому перемещению относительно ступицы 2 то в одну, то в другую сторону, что заставляет пружины 7 попеременно сжиматься и разжиматься. Изменения крутящего момента двигателя, вызванные крутильными колебаниями его коленчатого вала, передаются от коротких сторон вырезов 21 диска 5 на контактирующие с ними торцевые витки пружин 7, а с их вторых торцевых витков на стенки 24 выемок 19 (углублений) опоясывающего фланца 4 и на короткие стенки выемок 23 (вырезов) второго опорного элемента 8. В частном случае, при повороте диска 5 относительно ступицы 2 (т.е. при сжатии пружин 7) в направлении прямого хода вращения W ведомого диска 1 (диска 5) на восемь градусов происходит контакт сторон 26 шлицов 6 диска 5 со сторонами 27 шлицов 3 ступицы 2 и затем в работу вступают пружины основного демпфера ведомого диска 1 сцепления. На графике (фиг. 6) участком (g) показана зависимость угла поворота диска 5 относительно ступицы 2 от крутящего момента двигателя. При повороте диска 5 относительно ступицы 2 (т. е. при сжатии пружин 7) в направлении, обратном направлению прямого хода вращения W ведомого диска 1 (диска 5) (т.е. при отрицательных значениях колебаний) на три градуса, происходит контакт сторон 29 шлицов 6 диска 5 со сторонами 28 шлицов 3 ступицы 2 и затем в работу вступают пружины основного демпфера ведомого диска 1 сцепления (например, в режиме торможения двигателем). На графике (фиг. 6) участком (z) показана зависимость угла поворота диска 5 относительно ступицы 2 от тормозного момента двигателя. Движение ступицы 2 относительно диска 5, до момента взаимодействия их шлицов 3 и 6, сопровождается гашением крутильных колебаний в результате трения одного из фрикционных колец 10 об участок наружной поверхности ступицы 2 и наружную боковую поверхность опоясывающего фланца 4 и в результате трения второго из фрикционных колец 10 о наружную боковую поверхность второго опорного элемента 8 (плоского кольца). При взаимодействии шлицов 6 диска 5 со шлицами 3 ступицы 2 приводятся в действие фрикционные кольца 11, которые совместно с фрикционными кольцами 10 гасят крутильные колебания в результате трения их боковых поверхностей о боковые поверхности диска 5 (фиг. 1). Пружины 7 демпфера холостого хода совместно с фрикционными кольцами 10 понижают амплитуду колебаний коленчатого вала двигателя и элементов силовой передачи на режиме холостого хода и режиме торможения двигателем, устраняя тем самым возможность появления резонансных колебаний на этих режимах. Выполнение опоясывающего фланца 4 заодно целое со ступицей 2, простая и в то же время надежная фиксация второго опорного элемента 8 (плоского кольца) на ступице 2 с достаточно малыми допусками, симметричное (равномерное) нагружение торцевых витков пружин 7 по их плоскостям короткими сторонами вырезов 21 диска 5, короткими сторонами выемок 19 (углублений) опоясывающего фланца 4 и сторонами выемок 23 (вырезов) второго опорного элемента 8 это все, по сравнению с прототипом, где оба опорных элемента выполнены в виде тонких колец, недостаточно надежно закрепленных на ступице и выполняющих в основном единственную функцию удержание пружин в радиальном положении, где нагружение пружин по плоскости торцевых витков сторонами вырезов втулки и диска происходит неравномерно, из-за чего пружины изгибаются относительно своих осей, что может привести к нестабильности их демпфирования и даже к заеданию их между опорными элементами, позволяет улучшить технологичность сборки предлагаемого демпфера холостого хода ведомого диска сцепления, повысить его надежность при эксплуатации и улучшить его демпфирующие качества.

ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ

1. Демпфер холостого хода ведомого диска сцепления, содержащий ступицу, диск, установленный на ступице с возможностью взаимодействия с ее наружными шлицами посредством своих внутренних шлицев, причем между наружными шлицами ступицы и внутренними шлицами диска образованы боковые зазоры, по меньшей мере одну пружину, тангенциально расположенную между диском и ступицей, два опорных элемента, расположенных на ступице по торцевым сторонам ее шлицев, две пары фрикционных колец, основную и дополнительную пластины, пружины основного демпфера, отличающийся тем, что один из опорных элементов является опоясывающим фланцем ступицы, выполненным за одно целое с ней, а пружина установлена в гнезде, образованном расположенными напротив друг друга по направлению оси вращения ступицы вырезом по окружности центрального шлицевидного отверстия диска, выемкой в опоясывающем на ступице стопорным кольцом и по меньшей мере одним наружным шлицом ступицы, выполненным с выступающей частью, обращенной в сторону второго элемента и расположенной в соответствующей выемке этого элемента, причем длина выреза под пружину по окружности центрального шлицевидного отверстия диска и длина выемок под пружину в опоясывающем фланце и втором опорном элементе равны между собой, а ширина выреза под пружину по окружности центрального шлицевидного отверстия диска соответствует наружному диаметру пружины. 2. Демпфер по п. 1, отличающийся тем, что опоясывающий ступицу фланец имеет форму плоского кольца. 3. Демпфер по пп.1 и 2, отличающийся тем, что выемка под пружину в опоясывающем фланце ступицы, имеющим форму плоского кольца, выполнена в виде углубления на его боковой поверхности, обращенной к диску, а ее стенки, с которыми находятся в контакте участки торцевых витков пружины, расположены перпендикулярно к обращенной к диску боковой поверхности опоясывающего фланца. 4. Демпфер по п. 1, отличающийся тем, что второй элемент имеет форму плоского кольца, в котором выемка под пружину в виде выреза по его внешней окружности. 5. Демпфер по п.4, отличающийся тем, что одна из сторон выреза под пружину плоского кольца расположена тангенциально и выполнена в виде фаски, скошенной к его боковой поверхности, обращенной к диску. 6. Демпфер по пп.1 и 4, отличающийся тем, что выемка под выступающую часть шлица ступицы во втором опорном элементе, имеющим форму плоского кольца, выполнена в виде выреза по внутренней окружности этого кольца. 7. Демпфер по п.1, отличающийся тем, что оно снабжено второй пружиной, расположенной диаметрально первой между диском и ступицей. 8. Демпфер по п.1, отличающийся тем, что на ступице выполнены два диаметрально расположенных шлица с выступающими частями. 9. Демпфер по пп.1, 4, 6 и 8, отличающийся тем, что во втором опорном элементе, имеющим форму плоского кольца, выполнены две выемки в виде вырезов под выступающие части шлицев ступицы.

www.freepatent.ru

Сцепление | Автопортал ADT.BY, Автодайджест

Сцепление не разъединяется (ведет)

Возможные причины и их возникновение

Если сцепление не разъединяется, то это не всегда означает, что причина связана непосредственно со сцеплением. В большинстве случаев причина неисправности связана с системой выключения сцепления или же с отсутствием вращения подшипника коленчатого вала. Также причиной может являться несоблюдение предписаний по монтажу.

Рекомендуется:— проверить, были ли соблюдены при монтаже все обязательные инструкции;— проверить систему выключения сцепления;— проверить наличие изношенных деталей, трос, гидравлику, места шарнирных соединений;— проверить правильность установки.

Слишком большое боковое биение диска сцепления

Причины:

1. Искривление произошло при транспортировке или во время монтажа.2. Превышение порога бокового биения ок. 0,5 мм.

Результат:

Предписанный уровень отжатия нажимного диска не является достаточным, чтобы обеспечить полное разъединение сцепления.

Примечание:

Диск сцепления необходимо проверять перед монтажом на наличие бокового биения.

Ржавчина в шлицах ступицы

Причина:

При сборке не нанесена смазка в соответствии с инструкциями.

Результат:

Диск сцепления «зависает» и не скользит по валу коробки передач: фрикционная накладка еще соприкасается с поверхностью трения маховика. На начальной стадии сцепление начинает дергаться.

Примечание:

Всегда использовать высококачественную смазку SACHS № 4200 080 050.

Повреждение профиля ступицы

Причина:

Слишком большое применение силы при соединении вала коробки передач и ступицы сцепления при монтаже.

Результат:

Диск сцепления не скользит по валу коробки передач.

Примечание:

Центрирование диска сцепления осуществлять при монтаже с помощью соответствующего инструмента!

Осторожно установить вал коробки передач.

Диск сцепления выпуклой формы

Причины:

1. Сильный удар при сборке валом коробки передач о ступицу диска сцепления.2. Сильный перегрев (металлические детали имеют следы перегрева синего цвета).

Результат:

Предусмотренное отжатие нажимного диска более не является достаточным для безупречного разъединения сцепления.

Примечание:

Также ведет к проблемам разъединения сцепления в связи с недостаточным отжатием нажимного диска.

Разлом пружин фрикционной накладки или ведомого диска

Причины:

1. Двигатель или коробка передач отпущены, хотя вал коробки передач был вставлен в ступицу диска сцепления. Разлом вследствие действия рычага выжимного подшипника.2. Параллельное или угловое смещение.

Результат:

Диск сцепления имеет слишком большое боковое биение.

Профиль ступицы со следами ударов/образование заусенцев

Причины:

1. Корпус сцепления и фланец корпуса коленчатого вала не отцентрированы, раскачивающиеся движения вследствие углового или параллельного смещения.2. Отсутствие опорного подшипника.3. Вторичный вал коробки передач имеет или слишком большой зазор, или не приводится в действие.

Результат:

Заклинивание или перекос ступицы на валу коробки передач.

Примечание:

Может привести к появлению шумов.

Разлом торсионных пружин вследствие перегрузки

Причины:

1. Управление автомобилем в низком диапазоне частот вращения двигателя. Езда на малой скорости и с полной нагрузкой на высокой передаче.2. Слишком большая неравномерность работы двигателя.3. Выбитые шарниры трансмиссии.

Результат:

Обломки выбрасываются наружу и заклиниваются во фрикционных накладках.

Растрескивание фрикционных накладок/превышение предельной частоты вращения

Причины:

1. Езда с нажатой педалью сцепления на высокой скорости и на низкой передаче ведет к превышению предельной частоты вращения диска сцепления.2. Неправильное переключение передач с высокой на низкую.

Результат:

Обломки фрикционной накладки заклиниваются в маховике или корпусе нажимного диска.

Примечание:

Причина не в двигателе! Частота вращения фрикционных накладок превышает максимальную частоту вращения двигателя в 1,7–2 раза. Перегретые накладки трескаются уже на ранней стадии.

Тангенциальные пластинчатые пружины согнуты или деформированы

Причины:

1. Большая нагрузка от толкающего усилия вследствие:

— неправильного переключения;— неквалифицированной буксировки;— неправильного обслуживания на роликовом испытательном стенде.

2. Зазор в трансмиссии.

3. Искривление в ходе монтажа.

Результат:

Нажимной диск отжимается недостаточно.

При выключении сцепления мембранная пружина задевает торсионные пружины

Причины:

1. Превышение допустимого хода выключения сцепления.2. Монтаж неверно подобранного диска.

Результат:

Мембранная пружина захватывает диск сцепления.

Примечание:

Также приводит к появлению шумов.

Сточенные концы мембранной пружины/рычаг выжимного подшипника

Причины:

1. Искривление направляющей трубы выжимного подшипника.2. Неправильное центрирование двигателя и коробки передач.

Результат:

Постоянное зацепление выжимного подшипника концов мембранной пружины сверх допуска самоцентрирования ведет к возникновению относительных движений и тем самым к износу.

Схожая ситуация может наблюдаться и на рычагах выжимного подшипника.

Разлом/сильный перегрев нажимного диска

Причины:

1. Постоянное буксование сцепления. Слишком малое усилие сжатия сцепления.

2. Дефекты в системе выключения сцепления, например, тугой ход или отсутствие зазора между подшипником и рычагами выключения сцепления.

3. Замасливание/засаливание.

4. Слишком большое углубление в маховике из-за доработки.

Результат:

Недостаточный отжим нажимного диска.

Деформация корпуса сцепления (нажимные диски МХ для VW, Seat, Skoda)

Причины:

1. Монтаж неверно подобранного нажимного диска.

2. Кожух/нажимной диск неправильно расположен по отношению к центрирующим штифтам.

Результат:

Сильное искривление корпуса, ведущее к недостаточному отжиму нажимного диска.

Демпфер холостого хода полностью разрушен

Причина:

— При монтаже был сильный удар вала коробки передач о ступицу диска сцепления.

Результат:

Значительные разрушения ведут к выходу из строя сцепления.

Примечание:

Устройство торсионных пружин с многочисленными ступенями имеет сложную, филигранную конструкцию. В этой связи при монтаже необходимо соблюдать особую осторожность.

adt.by

демпфер холостого хода ведомого диска сцепления - патент РФ 2234009

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к ведомым дискам сцепления с встроенным демпфером крутильных колебаний трансмиссии. Демпфер содержит ступицу с наружными шлицами и с жестко прикрепленным к ней методом совместной пропитки, образуя единую деталь с высокой плотностью, опоясывающим фланцем, диск, установленный на ступице с возможностью взаимодействия с ее шлицами посредством своих внутренних шлицов, при условии выборки боковых угловых зазоров между ними, по меньшей мере одну пружину, тангенциально установленную в гнезде, второй опорный элемент, установленный на ступице, упругие элементы, фиксирующие вместе с фрикционными кольцами второй опорный элемент от его осевого перемещения по ступице. Гнездо образовано выемкой на обращенной к диску боковой поверхности опоясывающего фланца, вырезом по окружности отверстия демпферного диска, выемкой во втором опорном элементе и выступающими частями шлицов ступицы, расположенными в выемках этого элемента. Техническим результатом является упрощение конструкции и повышение надежности. 2 з.п. ф-лы, 4 ил. Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к ведомым дискам сцепления с встроенным демпфером крутильных колебаний трансмиссии.Известен демпфер холостого хода ведомого диска сцепления, содержащий ступицу с опоясывающим фланцем, являющимся опорным элементом, диск, установленный на ступице с возможностью взаимодействия с ее наружными шлицами посредством своих внутренних шлицов, причем между наружными шлицами ступицы и внутренними шлицами диска образованы боковые зазоры, второй опорный элемент, расположенный вместе с первым опорным элементом на ступице так, что оба опорных элемента расположены по торцевым сторонам шлицов ступицы, по меньшей мере одну пружину, тангенциально расположенную между диском и ступицей в гнезде, образованном расположенными напротив друг друга по направлению оси вращения ступицы вырезом на окружности центрального шлицевидного отверстия диска, выемкой в опоясывающем фланце, выемкой во втором опорном элементе и по меньшей мере одним наружным шлицом ступицы, выполненным с выступающей частью, обращенной в сторону второго опорного элемента и расположенной в соответствующей выемке этого элемента. Длина выреза под пружину на окружности центрального шлицевидного отверстия и длина выемок под пружину в опоясывающем фланце и втором опорном элементе равны между собой. Ширина выреза под пружину на окружности центрального шлицевидного отверстия диска соответствует наружному диаметру пружины. Демпфер холостого хода ведомого диска сцепления содержит также две пары фрикционных колец, основную и дополнительную пластины, пружины основного демпфера (см. патент РФ №2097616, МПК F 16 D 3/12 - ближайший аналог).Недостатками указанного демпфера холостого хода ведомого диска сцепления являются:- наличие в ступице 2 проточки 17 под стопорное кольцо 9, которая вызывает ослабление ступицы в поперечном сечении, приводящее к ее разрушению в процессе работы диска сцепления, кроме этого, осложняется конструкция ступицы;- недостаточно надежная конструкция ступицы 2 с опоясывающим фланцем 4 выражается еще в том, что изготовить ступицу с опоясывающим фланцем, выполненным за одно целое с ней методом порошковой металлургии высокой степени плотности, затруднительно из-за ее сложной конфигурации;- наличие стопорного кольца 9, необходимость которого в конструкции указанного диска вызвана только технологией его сборки для устранения осевого перемещения второго опорного элемента 8 при фиксации дополнительной пластины 13 к пластине 12.Для устранения указанных недостатков, упрощая конструкцию диска сцепления, упрощая технологию его сборки и увеличивая при этом его надежность, в демпфере холостого хода ведомого диска сцепления, содержащем ступицу с опоясывающим фланцем, являющимся опорным элементом, диск, установленный на ступице с возможностью взаимодействия с ее наружными шлицами посредством своих внутренних шлицов, причем между наружными шлицами ступицы и внутренними шлицами диска образованы боковые зазоры, второй опорный элемент, расположенный вместе с первым опорным элементом на ступице так, что оба опорных элемента расположены по торцевым сторонам шлицов ступицы, по меньшей мере одну пружину, тангенциально расположенную между диском и ступицей в гнезде, образованном расположенными напротив друг друга по направлению оси вращения ступицы вырезом на окружности центрального шлицевидного отверстия диска, выемкой в опоясывающем фланце, выемкой во втором опорном элементе и по меньшей мере одним наружным шлицом ступицы, выполненным с выступающей частью, обращенной в сторону второго опорного элемента и расположенной в соответствующей выемке этого элемента, причем длина выреза под пружину на окружности центрального шлицевидного отверстия и длина выемок под пружину в опоясывающем фланце и втором опорном элементе равны между собой, а ширина выреза под пружину на окружности центрального шлицевидного отверстия диска соответствует наружному диаметру пружины, две пары фрикционных колец, основную и дополнительную пластины, пружины основного демпфера, между дополнительной пластиной и одним, из каждой пары, фрикционным кольцом устанавливают упругий элемент. Упругие элементы, кроме фиксации второго опорного элемента через фрикционные кольца, создают дополнительный момент трения при демпфировании крутильных колебаний трансмиссии, направляющую поверхность ступицы со стороны установки второго опорного элемента выполняют сплошной, а ступицу с опоясывающим фланцем выполняют из двух частей, жестко соединенных между собой, образуя единую деталь. Опоясывающий фланец и ступицу соединяют между собой методом совместной пропитки, а в качестве упругих элементов берут тарельчатые пружины.На фиг.1 изображен ведомый диск сцепления в сборе, диаметральный разрез; на фиг.2 - ступица с диском в сборе; на фиг.3 - вид Б на фиг.1; на фиг.4 ступица ведомого диска сцепления, вид со стороны В на фиг.1.Демпфер холостого хода ведомого диска 1 сцепления содержит ступицу 2 с наружными шлицами 3 и с жестко прикрепленным к ней методом совместной пропитки опоясывающим фланцем 4, который со ступицей 2 образует единую деталь. Наружные шлицы 3 расположены диаметрально, опоясывающий фланец 4 является опорным элементом. Демпфер холостого хода ведомого диска 1 содержит также диск 5 с внутренними шлицами 6, две пружины 7, второй опорный элемент 8, пару упругих элементов, в частности тарельчатых пружин 9, первую 10 и вторую пару 11 фрикционных колец, основную 12 и дополнительную 13 пластины, пружины 14 основного демпфера. Диск 5 установлен на ступице 2 с правой стороны от опоясывающего фланца 4 с возможностью взаимодействия с ее наружными шлицами 3 посредством своих внутренних шлицов 6, при условии выборки бокового углового зазора е в окружном направлении прямого хода вращения W ведомого диска 1 или выборки бокового углового зазора f в окружном направлении, обратном окружному направлению прямого хода вращения W ведомого диска 1 между шлицами 3 и 6. С правой стороны диска 5 на ступице 2, вблизи торцов внутренних шлицов 6 диска 5 и наружных шлицов 3 ступицы 2, установлен второй опорный элемент 8. Направляющая поверхность k ступицы 2 со стороны установки второго опорного элемента 8 выполнена сплошной. Фиксация второго опорного элемента 8 от поворота на ступице 2 вокруг ее оси вращения осуществлена выступающими частями 15, выполненными на наружных шлицах 3. Выступающие части 15 выполнены выступающими относительно правых торцов наружных шлицов 3 ступицы 2 в сторону второго опорного элемента 8 и расположены в выемках 16, выполненных во втором опорном элементе 8. Фиксация второго опорного элемента 8 на ступице 2 от осевого перемещения по ней осуществлена фрикционными кольцами 10 и 11 и тарельчатыми пружинами 9. Тарельчатые пружины 9 установлены с правой стороны диска 5 так, что фрикционное кольцо 10 прижато одной тарельчатой пружиной 9, и фрикционное кольцо 11 прижато другой тарельчатой пружиной 9, тарельчатые пружины 9 установлены между соответствующими фрикционными кольцами 10, 11 и дополнительной пластиной 13, жестко прикрепленной к пластине 12.Пружины 7 тангенциально установлены между диском 5 и ступицей 2 в гнездах 17, расположенных диаметрально. Каждое из гнезд 17 образовано расположенными напротив друг друга по направлению оси вращения ступицы 2 выемкой 18 в опоясывающем фланце 4, вырезом 19 по окружности 20 центрального шлицевидного отверстия диска 5 и выемкой 21 во втором опорном элементе 8. Длины а вырезов 19, длины b выемок 18 и длины с выемок 21 равны между собой. Ширина d вырезов 19 соответствует наружному диаметру пружины 7.Демпфер холостого хода ведомого диска сцепления работает следующим образом.При включенной передаче в коробке переменных передач (к.п.п.) крутящий момент двигателя передается от фрикционных накладок к ступице 2 ведомого диска 1 сцепления и от нее к элементам силовой передачи транспортного средства, через пружины 14 основного демпфера и далее через контактирующие внутренние шлицы 6 диска 5 с наружными шлицами 3 ступицы 2. На холостом ходу двигателя его крутящий момент передается от фрикционных накладок к ступице 2 ведомого диска 1 сцепления, а от нее только на первичный вал с шестернями к.п.п., так как связь с остальными элементами силовой передачи на этом режиме прервана (т.е. ни одна передача в к.п.п. не включена). На этом режиме двигателя пружины основного демпфера 14 из-за большой их жесткости и малого крутящего момента двигателя не реагируют на изменения крутящего момента, вызываемые крутильными колебаниями коленчатого вала, в результате чего изменения крутящего момента передаются на диск 5 и приводят его к угловому перемещению относительно ступицы 2 то в одну, то в другую сторону, что заставляет пружины 7 попеременно сжиматься и разжиматься. Изменения крутящего момента двигателя, вызванные крутильными колебаниями его коленчатого вала, передаются от коротких сторон вырезов 19 диска 5 на контактирующие с ними торцевые витки пружин 7, а с их вторых торцевых витков - на стенки выемок 18 опоясывающего фланца 4 и на стенки выемок 21 второго опорного элемента 8. Движение ступицы 2 относительно диска 5 до момента взаимодействия их шлицов 3 и 6 сопровождается гашением крутильных колебаний в результате трения одного из фрикционных колец 10 об участок наружной поверхности ступицы 2 и наружную боковую поверхность опоясывающего фланца 4 и в результате трения второго из фрикционных колец 10 о наружную боковую поверхность второго опорного элемента 8. При взаимодействии внутренних шлицов 6 диска 5 с внешними шлицами 3 ступицы 2 приводятся в действие фрикционные кольца 11, которые совместно с фрикционными кольцами 10, прижимаемыми тарельчатыми пружинами 9, гасят крутильные колебания в результате трения их боковых поверхностей о боковые поверхности диска 5. Пружины 7 демпфера холостого хода совместно с фрикционными кольцами 10 понижают амплитуду колебаний коленчатого вала двигателя и элементов силовой передачи на режиме холостого хода и режиме торможения двигателем, устраняя тем самым возможность появления резонансных колебаний на этих режимах.

ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ

1. Демпфер холостого хода ведомого диска сцепления, содержащий ступицу с опоясывающим фланцем, являющимся опорным элементом, диск, установленный на ступице с возможностью взаимодействия с ее наружными шлицами посредством своих внутренних шлицов, причем между наружными шлицами ступицы и внутренними шлицами диска образованы боковые зазоры, второй опорный элемент, расположенный вместе с первым опорным элементом на ступице так, что оба опорных элемента расположены по торцевым сторонам шлицов ступицы, по меньшей мере, одну пружину, тангенциально расположенную между диском и ступицей в гнезде, образованном расположенными напротив друг друга по направлению оси вращения ступицы вырезом на окружности центрального шлицевидного отверстия диска, выемкой в опоясывающем фланце, выемкой во втором опорном элементе и по меньшей мере одним наружным шлицом ступицы, выполненным с выступающей частью, обращенной в сторону второго опорного элемента и расположенной в соответствующей выемке этого элемента, причем длина выреза под пружину на окружности центрального шлицевидного отверстия и длина выемок под пружину в опоясывающем фланце и втором опорном элементе равны между собой, а ширина выреза под пружину на окружности центрального шлицевидного отверстия диска соответствует наружному диаметру пружины, две пары фрикционных колец, основную и дополнительную пластины, пружины основного демпфера, отличающийся тем, что между дополнительной пластиной и одним, из каждой пары, фрикционным кольцом установлен упругий элемент, направляющая поверхность ступицы со стороны установки второго опорного элемента выполнена сплошной, а ступица с опоясывающим фланцем выполнена из двух частей, жестко соединенных между собой, образуя единую деталь.2. Демпфер холостого хода ведомого диска сцепления по п.1, отличающийся тем, что опоясывающий фланец ступицы жестко соединен со ступицей методом совместной пропитки.3. Демпфер холостого хода ведомого диска сцепления по п.1, отличающийся тем, что упругий элемент выполнен в виде тарельчатой пружины.

www.freepatent.ru


Смотрите также

  • Торсионная подвеска плюсы и минусы
  • Торсионная подвеска мотоцикла
  • Европа и азия это что
  • Азия что это
  • Ошибка р0171 лада гранта
  • Военный хаммер видео
  • Военный тигр авто
  • Устройство мост уаз военный мост
  • Платят ли военные пенсионеры транспортный налог
  • Правила светофора для детей
  • Контроль светофоров что это