Причины возгорания автомобиля


Почему загораются автомобили | КарелИнформ

Статистика за прошедшую неделю показывает, что участились пожары в автотранспорте. Только за последнюю неделю было зарегистрировано четыре пожара в автомобилях, причина которых будет установлена в ходе специальной проверки.

Как уберечь автомобиль от пожара?

Автолюбители, принимая меры к защите автомобиля от угона, как ни странно забывают о таком факторе опасности, как пожар. Между тем огонь, вырвавшийся наружу, гораздо труднее «поймать», чем поймать угонщика. Заклинивший замок капота, неисправный, а то и отсутствующий в машине огнетушитель — все это не позволяет автолюбителю своевременно потушить начавшийся пожар, и огонь набирает силу. Наличие в автомобиле топлива, обилия пластика, легкогорючего обивочного материала в салоне, отсутствие на дороге подручных средств тушения — все это приводит к тому, что автомобиль полностью сгорает за 5-10 минут.

Чаще всего пожар начинается в отсеке двигателя, реже - в самом салоне и в редких случаях - в элементах ходовой части от трения, к примеру, когда во время движения заклинивает какой-либо подшипник или колесо. Но при этом загореться неожиданно может как старая отечественная легковушка, так и новая иномарка. Чтобы такой беды не произошло, специалисты по тушению пожаров настоятельно советуют автомобилистам почаще заглядывать под капот и вовремя устранять неисправности.

Причиной возгорания может так же стать утечка топлива и прочих жидкостей. Известны случаи, когда машины загорались от капающего масла или даже тосола. Что характерно, зимой автомобильных пожаров из-за утечки топлива фиксируется значительно больше, чем летом.

В морозы некоторые водители - чаще грузовиков - укутывают мотор кошмой, чтобы он не так быстро остывал. Таким образом, тратится меньше топлива на прогрев двигателя. Но по правилам пожарной безопасности - так делать нельзя. Одеяло, будь оно даже из негорючего материала, может сыграть злую шутку: ткань, соприкоснувшись с мотором, нагревается и рано или поздно начнет дымить. Кроме того, велика вероятность, что кошма со временем может напитаться парами бензина, и тогда она уж точно вспыхнет вместе с автомобилем. Поэтому рекомендуется утеплять не мотор, а внутреннюю сторону крышки капота с помощью специальных теплоизоляционных материалов.

Часто машины горят из-за электронагревателей, используемых водителями для предпускового прогрева двигателя. Некоторые «умельцы» используют самодельные приборы, что, конечно, недопустимо. У самоделок может оказаться обычный шнур от комнатного удлинителя, у которого в морозы трескается изоляция, и это рано или поздно приводит к короткому замыканию, а затем пожару. Некоторые водители используют нагреватели большой мощности, чтобы мотор быстрее прогрелся. Однако это тоже чревато перегревом и возникновением пожара. Настоятельно не рекомендуется заводить мотор с помощью паяльной лампы, которой греют картер двигателя либо прогревают воздух перед карбюратором, чтобы облегчить пуск двигателя. Пары бензина при этом могут очень легко воспламениться. Кроме того, не стоит забывать и о традиционной причине возгорания автомобиля - неисправность электропроводки. Например, она воспламеняется из-за неправильной установки магнитолы или сигнализации. Не потушенная сигарета в салоне машины также опасна.

Первое, что необходимо сделать если произошел пожар – это разъединить контакты, вытащив ключ из замка зажигания. Если машина работает на газе, закрываются два крана, расположенные в багажнике на баке с топливом. Если возгорание произошло в моторном отсеке, нужно приоткрыть капот, сделав первый щелчок из салона. Тогда между крышкой капота и корпусом появится щель, куда вы сможете вставить раструб огнетушителя. Огнетушителем нужно сбить пламя и только потом открывать капот, чтобы избежать притока воздуха и усиления горения. Так как крышка капота может быть горячей, лучше открывать ее, надев хлопчатобумажные хозяйственные перчатки. Для того чтобы найти их быстро, перчатки и ключ или ножницы для снятия клеммы с аккумулятора можно примотать скотчем к огнетушителю.

Затем нужно потушить пламя если оно есть, направить струю огнетушителя на основание пламени. Если огнетушителя нет - использовать песок, землю, накидку, одежду. Эффективен также пакет с водой, брошенный с силой на объятые пламенем части автомобиля. Но помните, если потушить пламя не удается, безопаснее будет отойти подальше, так как может взорваться топливный бак или газовый баллон, сообщают в МЧС Карелии.

Постарайтесь откатить горящий автомобиль подальше от других машин. Опасно приступать к тушению пожара, если вы находитесь в одежде, пропитанной парами топлива либо испачканной мазутом, а также, если руки смочены бензином. При тушении пролитого под машиной топлива воспользуйтесь огнетушителем, подавая пену или порошок в направлении от края к центру очага. Ни в коем случае не садитесь в горящий автомобиль, и не пытайтесь его завести. В радиусе опасной зоны (не менее 10 метров) не должно быть людей.

По словам сотрудников МЧС, литровые огнетушители, которые люди обычно покупают «для техосмотра», плохие помощники в тушении развившегося пожара. Лучше всего купить пятилитровый углекислотный или порошковый огнетушитель.

karelinform.ru

Автоликбез: пожар в автомобиле -

Автомобили горят каждый день — седаны и кроссоверы, старые и только что сошедшие с конвейера, во время движения и на парковках.

Пожар в автомобиле: каковы причины?

После пожара чаще всего говорят о коротком замыкании электропроводки. К сожалению, не всегда это является правдой. Попробуем разобраться с возможными причинами возгорания и дать рекомендации автовладельцам.

Почему машины вспыхивают так часто?

Дело в том, что в автомобиле постоянно присутствуют три необходимых условия для возгорания:

  1. Горючая среда: топливо, масло, пластмасса и даже изоляция электропроводки.
  2. Источник воспламенения: искры, нагретая поверхность.
  3. Необходимый для горения кислород.

В интернете размещено множество фотографий с места происшествия.

Типичная картина: обгоревший кузов машины, рядом валяются использованные огнетушители, как правило, небольшого объема. Часто автомобили после повреждения огнем восстановлению не подлежат.

Пожар в автомобиле: как предотвратить?

Существует несколько моментов, отследить которые автовладелец не в состоянии:

  • дефекты конструкции, заложенные еще на стадии проектирования. Даже именитые производители нередко отзывают автомобили для устранения обнаруженных «ляпов», в том числе приводящих к возгоранию автомобиля.
  • некачественная сборка автомобиля. Как ни прискорбно, такие случаи характерны для машин отечественного производства. Неправильно уложенный жгут электропроводки перетирается об острые кромки кузова. Незатянутые надлежащим образом крепления силовых проводов приводят к нагреву последних и возможному воспламенению изоляции. К сожалению, найти и устранить все подобные дефекты сборки очень сложно.

Перечисленные факторы не зависят от автовладельца и целиком остаются на совести производителя. Но есть вещи, знать и понимать которые автовладельцу вполне по силам.

В подавляющем большинстве случаев возгорания виноват пресловутый «человеческий фактор».

Давайте будем откровенны: во многих ли автомобилях огнетушитель лежит в самом доступном месте, да еще и приличного объема? Нет, он в лучшем случае хранится где-то в недрах багажника и вынимается оттуда только при прохождении техосмотра. А в худшем – он просто отсутствует.

Кстати, сотрудники МЧС возят в своих личных автомобилях огнетушители объемом 5—10 литров. Они рекомендуют выбирать углекислотные, поскольку порошковые могут серьезно повредить работающий двигатель. Кроме того, нельзя забывать о необходимости их периодической перезаправки.

Но отсутствие огнетушителя – это полбеды

Нам выпало жить в местности с суровыми зимними морозами. Отсюда наша национальная забава: укутывать на зиму двигатель, как любимого ребенка.

В ход идут старые фуфайки, листы войлока, полиуретана, да и вообще любой подручный материал, валяющийся в гараже.

Мотивируются подобные действия тем, что утепленный таким образом двигатель меньше остывает и его легче завести.

Это миф

Да, если ваш автомобиль простоял на морозе 15-20 минут, то будучи укутанным, он остынет не так сильно. Но если 3-5 часов, а чаще всего так и бывает, - не стройте иллюзий, никакая фуфайка от полного остывания мотор не спасет. А вот шансы на то, что вы вдруг увидите клубящийся из-под капота дым, возрастают многократно.

Автору этих строк не раз и не два приходилось наблюдать тлеющие пальто и телогрейки под капотами автомобилей клиентов автосервиса.

Если вы все-таки хотите утеплить моторный отсек, установите лист теплоизоляционного материала, но только не на двигатель, а на обратную сторону крышки капота. Крепить нужно тщательно, чтоб не допустить отслоения листа и его контакта с горячими частями мотора.

Самое уязвимое место автомобиля – это электропроводка

Опять-таки, в наших силах соблюдать несложные требования и содержать ее в порядке.

Самый типичный пример – скрытые последствия ДТП. Произошла авария, в результате которой оказался поврежденным или зажатым жгут проводов. После ремонта машина ездила полгода или год, а потом вспыхнула.

Что произошло?

Все это время провод подвергался вибрационной нагрузке, и в какой-то момент произошло разрушение его изоляции и замыкание на «массу». Потеки масла, забившийся под капот тополиный пух, искрящий провод – и все… Поэтому после восстановления автомобиля есть смысл обратиться к автоэлектрику с просьбой проверить целостность всех жгутов и качество их крепления.

К тому же всегда нужно помнить о естественном износе: с годами под воздействием агрессивной среды и большого перепада температур изоляция может разрушиться, потрескаться. Именно поэтому машины старше десяти лет — в группе риска. Бывало, что на старых автомобилях иностранного производства изоляция разваливалась буквально в руках, от прикосновения к ним.

Как это предупредить?

Довольно сложно, особенно если речь идет о старом автомобиле. При покупке подержанной машины важно уделить большое внимание ее диагностике. Ну и очевидный совет — обращаться только на проверенные СТО, где работают квалифицированные мастера.

Еще одна причина возгорания — подключение к электросети автомобиля дополнительной нагрузки, на которую она не рассчитана. Это влечет за собой опасное повышение силы тока.

Некоторые «умельцы» подключают к сети освещения машины мощные сабвуферы. В результате сила тока на определенном участке проводника недопустимо возрастает. Но проводка на это не рассчитана, и возникает перегрузка: повышенный нагрев проводника с последующим коротким замыканием, которое может привести к возгоранию автомобиля.

Как избежать подобных проблем?

Специалисты советуют: при установке дополнительного электрооборудования использовать отдельные провода с нужным сечением, при этом не забывая использовать предохранители.

Кстати, о предохранителях. Опять-таки речь пойдет о нашей беспечности. Предохранитель предназначен именно для предохранения от перегрузок в электропроводке. И если он сгорел, это повод не просто поставить взамен новый, а нанести визит на СТО и проверить электропроводку. Горе-водитель рассуждает примерно так: сгорел предохранитель на 10 ампер, поставлю на 20, этот не сгорит. Да, не сгорит. Но запросто сгорит автомобиль…

Если вы покупаете предохранители в магазине, не постесняйтесь попросить продавца показать сертификат на товар или хотя бы убедитесь в том, что на упаковке указана фирма-производитель, ее адрес и контактные данные. Это хоть как-то убережет вас от покупки контрафактной продукции.

В продаже есть предохранители, которые попросту… не сгорают! Ни при каких условиях. Даже когда электропроводка автомобиля дымится, даже когда плавится монтажный блок, эти предохранители гордо продолжают проводить ток. Последствия могут быть самыми печальными.

Большую опасность представляет собой разгерметизация топливной системы

Использование такого транспортного средства запрещено Правилами дорожного движения. Как правило, даже малейшая утечка бензина легко обнаруживается по характерному запаху. Если вы почувствовали в салоне запах бензина, немедленно остановитесь и заглушите двигатель!

К утечке топлива может привести разрушение шлангов, нарушение уплотнений топливной рейки, даже некорректная установка автономного подогревателя. Недопустимо продолжать движение, не устранив причину дефекта.

Не меньшего внимания к себе требует установленное на автомобиль газобаллонное оборудование. По словам специалистов, при правильной установке и эксплуатации такое оборудование полностью безопасно.

Есть правила, которые требуют периодически проходить обслуживание на сертифицированном сервисе. Многие забывают об этом. Как предупредить появление проблем? Очень просто: нужно обращаться в надежные компании и проверять герметичность системы после каждых 10 тысяч километров пробега. При этом самостоятельный ремонт категорически запрещен: обычный автолюбитель не знает, как правильно отсоединить патрубок, стравить газ.  Кроме того, владельцам таких автомобилей нужно помнить об обслуживании всей топливной системы, в том числе бензиновой ее части, а не только газового оборудования.

Следующий момент, который было бы очень полезно освещать даже на занятиях в автошколах, заключается в особенности конструкции современных автомобильных двигателей.

Дело в том, что последние десятилетия основной локомотив развития двигателестроения - борьба за чистоту выхлопных газов.  На определенном этапе выяснилось, что снизить токсичность автомобильного выхлопа дальнейшим совершенствованием двигателей невозможно. Нужно «дожигать» вредные компоненты уже после сгорания, в выпускном тракте мотора, установив туда нейтрализатор отработанных газов. Нейтрализаторами в настоящее время оснащаются все автомобили. Причем иномарки уже довольно давно, а отечественные – примерно с начала «нулевых» годов.

Не вдаваясь глубоко в технические подробности, отметим следующее. Нейтрализатор – штука замечательная. После него отработанные газы практически не представляют собой никакой опасности. Важный нюанс заключается в том, что при работе нейтрализатор раскаляется до 800°С, это его нормальная рабочая температура. А находится он под днищем автомобиля. Представляете, что будет, если заехать на луг и не заглушить мотор? Помните об этом. Были случаи возгорания под автомобилем сухой травы.

Но главная опасность, настоящая мина замедленного действия, заключается в другом

Представьте себе ситуацию: в цилиндре двигателя по какой-то причине бензин не сгорел. Не важно, по какой именно – неисправность системы зажигания, подачи топлива либо «железа». Профессионалы называют такую ситуацию «пропуск воспламенения».

Так вот, в результате пропусков воспламенения несгоревший бензин в смеси с воздухом поступает в нейтрализатор и окисляется там. Результат – разогрев нейтрализатора до температур выше 1000°С. На практике это выглядит как разогрев докрасна.

Последствия – в лучшем случае плавление шумоизоляции и запах гари. В худшем – даже страшно представить. Избежать подобного явления просто: нужно регулярно, хотя бы раз в год, обращаться на СТО с просьбой провести диагностику двигателя и устранить обнаруженные проблемы.

К сожалению, манера «ездить, пока не сломается» очень распространена среди российских автовладельцев. Иначе, как беспечностью, это не назовешь. Давно уже пора понять, что времена изменились, что современный автомобиль – штука очень непростая и его обслуживание нужно доверять профессионалам. Только такой подход гарантирует беспроблемную эксплуатацию и долгую жизнь вашего железного коня.

Ну что ж, будем помнить и соблюдать несложные правила предупреждения возгорания автотранспортных средств. Но, тем не менее, важно держать порох сухим и знать основные методы борьбы с огненной стихией. Требование иметь в салоне автомобиля огнетушитель не прихоть инспекторов ГАИ, а необходимая мера безопасности. Огнетушитель может стать единственной надеждой в борьбе с огнем, но только при условии, что он исправен и срок его годности не истек.

Пожар в автомобиле — происшествие чрезвычайно опасное, быстротечное и разрушительное. Машина полностью сгорает за 5-10 минут, поэтому каждый водитель должен рассчитывать в первую очередь на свои силы. Но все-таки необходимо по возможности позвонить и вызвать пожарную команду.

Первым признаком и сигналом к действию обычно становится запах горелой пластмассы, изолирующего материала электропроводов.

Главное — не прозевать этот момент. И если запах действительно появился, нужно остановиться, заглушить двигатель и поставить машину на ручной тормоз.

Затем необходимо отключить аккумулятор. Очень разумно возить под водительским ковриком маленький гаечный ключ, с помощью которого снимается клемма с аккумулятора. 

Если же пожар под капотом уже начался и к моменту обнаружения успел набрать силу, то при его ликвидации нужно соблюдать определенные правила:

  •   прежде чем открыть капот, подготовьте средства пожаротушения;
  •   при открывании двери или капота учтите: приток кислорода может привести к увеличению пламени;
  •   струю пены или порошка из огнетушителя направляйте на основание пламени;
  •   для тушения пожара используйте любые подручные средства: песок, землю, снег, одежду из плотной ткани.

 

Когда пожар набрал силу и все действия по его локализации не принесли ожидаемых результатов, находиться рядом с горящим автомобилем опасно, так как существует вероятность взрыва топливного бака. В этом случае лучше отойти на безопасное расстояние и ждать приезда пожарной команды.

Если пожар произошел на стоянке или в гараже, и есть угроза для распространения огня на соседний транспорт, то постарайтесь откатить подальше либо стоящие рядом автомобили, либо сам объект пожара. Из опасной зоны обязательно эвакуируйте людей. Ни в коем случае не садитесь в горящий автомобиль и не пытайтесь его завести!

Пожар в автомобиле: краткие итоги

Для того, чтоб свести к минимуму вероятность воспламенения вашего автомобиля, нужно соблюдать несколько несложных правил. И всегда возить с собой исправный огнетушитель. Удачи на дорогах!

Читайте также в рубрике "Автоликбез":

Автоликбез: секреты выбора моторного масла

Автоликбез: готовим автомобиль к зиме

Автоликбез: выбираем подержанный автомобиль

 

 

pakhomov-school.ru

Пожар в автомобиле или машине: установить причину

10 самых распространенных причин пожара в автомобиле

Пожар в машине – ситуация крайне опасная. Материалы отделки салонов современных машин не обладают сколько-нибудь приличной огнестойкостью, а при горении зачастую выделяют целый букет отравляющих веществ. Машина может полностью выгореть за считанные минуты. И всё это, без учета возможности взрыва бензобака.

Однако, причина возникновения пожара в автомобиле почти никогда не бывает единственной. Анализ постфактум практически всегда показывает, что причин возникновения пожара несколько, и именно их сочетание привело к печальным последствиям. Причем непосредственную причину возгорания не следует считать единственной причиной пожара, поскольку далеко не все возгорания приводят к пожару. Для причинения масштабного ущерба пожар должен развиться, а для этого всегда имеются собственные причины.

Среди наиболее распространенных причин возникновения пожаров в машинах можно выделить следующие:

  • человеческий фактор,
  •  химические факторы,
  • механические факторы.

При этом пожар возникает, когда воздействия нескольких таких факторов совпадает по времени.

Конечно, когда машина загорелась, действовать надо быстро и здесь уже не до поиска причин возникновения пожара. Но знание основных факторов, повышающих такой риск, поможет избежать столь неприятного происшествия.

Именно с этих позиций столь важен анализ причин каждого конкретного пожара. Ну и немаловажный финансовый момент. Заключение экспертов о непосредственных причинах возникновения пожара в каждом случае влияет на размер страховых выплат.

А теперь перечислим наиболее распространенные факторы, повышающие риск возникновения пожара в автомобиле.

Наиболее распространенные факторы повышающие вероятность пожара

Конструктивные недочеты

Здесь вся вина лежит на автопроизводителе. Хотя сейчас все производители автомобилей уделяют особое внимание безопасности, некоторые недочеты конструкций отдельных, представленных на рынке моделей периодически выявляются в процессе их эксплуатации. Такие недостатки практически никогда не оказываются главной и непосредственной причиной возгорания, но способны создать условия для начала и быстрого развития пожара.

Нередки случаи, когда после выявления таких особенностей конструкции производителям приходится отзывать с рынка и даже выводить из эксплуатации отдельные модели. Так, относительно недавно, «Ford Motor Co.» пришлось выводить из эксплуатации одну из своих моделей из-за выявленных проблем с конструкцией топливного бака. Заметим, что практически каждый автопроизводитель, хоть раз бывал вынужден отзывать какую-то свою модель с рынка.

Техобслуживание ненадлежащего качества

Низкое качество или несвоевременность техобслуживания может стать причиной возникновения пожара в машине. Вышедшие из строя, трущиеся детали, так же как и изношенная, искрящаяся электропроводка способны стать непосредственной причиной возгорания. А через сгнившую прокладку способно просочиться горючее. Как результат: без видимых причин, практически мгновенно охваченная пламенем машина. Риск от данного фактора владелец машины может свести к минимуму, просто заботясь о техническом состоянии своей машины.

Следует проводить техобслуживание вашего транспортного средства регулярно и в специализированных автомастерских. 

ДТП

При ДТП автомобиль может и загореться. Здесь всё зависит от характера, силы, точки приложения удара и других сопутствующих факторов. При сильном ударе всегда выделяется тепловая энергия, которая и может стать причиной возгорания. Возможно повреждение бензобака или/и бензопроводной системы, обрыв электропроводки. Всё это в совокупности способно стать причиной возникновения пожара. Именно поэтому, при ДТП рекомендуется как можно быстрее покинуть транспортное средство, даже если машина сразу не загорелась.

Умышленный поджог

Среди причин возникновения пожаров в автомобилях преступные действия третьих лиц или, проще говоря, умышленный поджог встречается довольно часто. Мотивы действий преступников бывают самыми разными, прогнозировать их трудно. Повышают риск продолжительные конфликты, например, из-за удобного парковочного места во дворе. Свести риск к минимуму можно, пользуясь охраняемыми автостоянками. Но полностью исключить – невозможно. Эксперты данную причину пожара определяют легко.

Не нашли ответа на свой вопрос? Оставьте заявку и мы перезвоним!

*Воспользуйтесь формой обратной связи и наш специалист свяжется с вами в течение 20 минут**Чтобы письмо успешно отправилось, не забудьте нажать на форму "Я не робот"

Оставить заявку

Силовые аккумуляторы

Забавная история. Гибриду Tesla Model S присваивается неофициальное звание «самого безопасного автомобиля» и почти сразу один из этих гибридов загорается без очевидных причин. Оказалось, что из-за куска мусора силовой (двигательный) аккумулятор получил, казалось бы, незначительное механическое повреждение. Его и оказалось достаточно для возгорания. Современные аккумуляторы, мощность и емкость которых, позволяют использовать их в качестве силовых установок для транспортных средств, недостаточно безопасны. Пока не решен целый ряд технических проблем, хотя работа ведется. Собираясь приобретать машину с гибридной силовой установкой, учтите этот фактор.

Перегрев системы отвода выхлопных газов

Современные выхлопные трубы представляют собой довольно сложные узлы, в состав которых входят и каталитические конверторы-нейтрализаторы. Это вызвано возросшими требованиями по снижению токсичности выхлопных газов. По при перегреве системы может произойти утечка этого самого каталитического конвертора нейтрализатора. Эта утечка и способна вызвать пожар.

Причиной для перегрева выхлопной системы могут быть нарушение работы мотора из-за износа отдельных деталей или плохой регулировки, а также, использование низкокачественного горючего.

Перегрев мотора

Здесь очевидно присутствует та самая цепочка, когда один фактор, не способный вызвать загорание, порождает другие, те третьи, а в результате пожар. Так повышение температуры мотора вызывает аналогичное повышение температур масла и охладителя, что вызывает повышение давления в обеих системах, которое может привести к утечкам жидкостей, а они в свою очередь, могут попасть на раскаленные детали, после чего и начинается пожар. Вывод: следить за температурой мотора, не допускать его перегрева. Если мотор греется слишком сильно, значит в нем есть неполадки и лучше обратиться на станцию ТО, пока стало не слишком поздно.

Не нашли ответа на свой вопрос? Оставьте заявку и мы перезвоним!

*Воспользуйтесь формой обратной связи и наш специалист свяжется с вами в течение 20 минут**Чтобы письмо успешно отправилось, не забудьте нажать на форму "Я не робот"

Оставить заявку

Воспламенение жидкости после утечки

Здесь мы имеем в виду даже не горючее. В машине циркулируют и другие жидкости, которые при утечке способны вызвать пожар: различные масла, тормозная жидкость, заполнитель пневматических систем и т.д. При утечке многие из них способны загореться от малейшей искры или попадания на горячие детали мотора. Правда вероятность их самопроизвольной утечки крайне низка. Но она увеличивается при воздействии каких-либо посторонних факторов.

Неисправность электрики

По статистике, среди непосредственных причин загораний в автомобилях второе место удерживают различные неисправности его электрической сети. Опасность возгорания при ненадлежащем уходе могут представлять не только силовые, но и самы обычные аккумуляторы, которыми оснащен каждый автомобиль. А неисправности электропроводки практически всегда приводят к повышению температуры и/или возникновению постоянно искрящих участков. Отметим, что неисправная электропроводка способна вызвать загорание не только в моторном отсеке, но и в любом ином месте.

Утечка горючего

Чаще всего пожар в автомобиле возникает из-за утечек горючего, которые могут возникнуть, как под воздействием внешних причин, так и самопроизвольно, что представляет особенно большую опасность. Бензин загорается от любой искры и при довольно низкой температуре (7,2С). А при 257,2С уже и искры не требуется, происходит самовоспламенение.

Поэтому бензиновые розливы очень опасны из-за таких свойств. Случайное возгорание никак не сможет контролироваться, поэтому оно очень чревато своими последствиями.

 

Поэтому, в случае подозрения на возникновение утечки (например, если в салоне вдруг стал ощущаться запах бензина), следует немедленно остановиться, покинуть салон и найти причину утечки горючего.

iskra-ekb.ru

От чего горят автомобили тюменцев

Современный автомобиль сгорает дотла за 5 - 6 минут, причем нередко это происходит на глазах самого владельца. От машины остается только почерневший железный остов и двигатель. Неожиданно загореться может как старая отечественная легковушка, так и новая иномарка. О том, почему горят автомобили тюменцев, нам рассказали специалисты «Испытательной пожарной лаборатории».

Чаще всего пожар начинается в отсеке двигателя, реже - в салоне автомобиля, в единичных случаях - в элементах ходовой части автомобиля от трения, к примеру, когда во время движения заклинивает какой-либо подшипник или колесо. Пожарные настоятельно советуют автомобилистам почаще заглядывать под капот. Причиной возгорания может стать утечка топлива и прочих жидкостей. Известны случаи, когда машины загорались от капающего масла или даже тосола. Так, 31 декабря прошлого года возник пожар в автомобиле «Чери А21». По данным пожарных, причиной возгорания послужило воспламенение паров тосола, вытекавшего на разогретые детали двигателя.

Утечки возникают в местах соединений, горючая смесь попадает на разогретые детали двигателя, пары бензина вспыхивают от малейшей искры. Далее все зависит от вашей расторопности и наличия надежного огнетушителя под рукой. Что характерно, в зимнее время автомобильных пожаров из-за утечки топлива фиксируется значительно больше, чем летом.

В морозы бывалые автомобилисты укутывают мотор кошмой, чтобы он не так быстро остывал во время остановки. В итоге меньше тратится бензина на прогрев двигателя. По правилам пожарной безопасности так делать нельзя. Такое одеяло, будь оно даже из не горючего материала, может сыграть с водителем злую шутку. Ткань соприкасается с мотором, нагревается и рано или поздно начнет дымить. Кроме того, велика вероятность, что кошма со временем может напитаться парами бензина, и тогда она уж точно вспыхнет вместе с автомобилем. Утеплять следует не мотор, а внутреннюю сторону крышки капота с помощью специальных креплений.

Часто машины горят из-за предпусковых подогревателей двигателя, питающихся от розетки. «Котлы» бывают заводскими и самодельными. У самоделок может оказаться обычный шнур от комнатного удлинителя. В морозы у них трескается изоляция, которая рано или поздно приводит к короткому замыканию и пожару. Есть умельцы, которые ставят «кипятильник» большей мощности, чтобы мотор быстрее прогрелся. Однако это чревато перегревом и опять же возникновением пожара.

Бывает, штатного провода подогревателя не хватает до розетки, водители пользуются удлинителем либо просто скручивают провода между собой. При этом возникает переходное сопротивление и короткое замыкание в проводке либо в подогревателе. Настоятельно не рекомендуется заводить мотор с помощью паяльной лампы: ею греют картер двигателя либо открывают капот и греют воздух перед карбюратором, чтобы облегчить пуск двигателя. Такой способ годится лишь на самый крайний случай. Пары бензина, о которых мы уже говорили, могут легко воспламениться. Лучше вместо огня в мороз воспользоваться аэрозольным баллончиком с эфиром.

Опасности подстерегают и тех, чьи машины оснащены автономным подогревателем. За ним тоже нужен глаз да глаз! В прошлом году из-за утечки жидкости в автономном «котле» сгорел автомобиль «ДЭУ Матиз».

Губит машины и неисправная электропроводка. Где-то со временем потрескалась изоляция проводов, где-то вместо штатного предохранителя поставили обычный провод. Нередко автомобили начинают гореть из-за неправильной установки магнитолы или сигнализации. В таких случаях пожар начинается в салоне автомобиля. А о не потушенной сигарете в машине и говорить не приходится. В лучшем случае останется только дырка в чехле на сиденьи, в худшем - выгорит весь салон.

Не стоит расслабляться и тем, кто ездит на газу. Газовое оборудование, хоть и считается относительно безопасным, требует постоянного контроля и ухода за ним. Иначе не миновать вспышки газа под капотом в месте расположения газового редуктора.

Еще одна довольно-таки распространенная причина автомобильных пожаров в Тюмени - это поджог. Каких-либо закономерностей в таких преступлениях нет. Они происходят от случая к случаю, но с пугающей частотой, причем нередко от рук поджигателей страдают владельцы дорогих иномарок, которые «ночуют» во дворах.

Всего за 2008 год на юге Тюменской области были частично или полностью уничтожены огнем 253 автомобиля. Это на 7 машин меньше, чем в предыдущем году. По статистике, каждый десятый пожар на территории области происходит в автомобиле. Риск возникновения пожара зависит от срока эксплуатации автомобиля. Как правило, горят отечественные и импортные автомобили старше шести лет.

Основные причины пожара:- на первом месте - утечка топлива;- на втором месте - неисправная электропроводка;- на третьем месте - поджог.

Как избежать пожара

- Вовремя проходить ТО.- Устанавливать магнитолу, сигнализацию, предпусковой подогреватель двигателя только в специализированных центрах.- Если стоит газовое оборудование, следует периодически проходить ТО в специализированной мастерской, а в случае появления запаха газа немедленно обращаться к специалисту.- В салоне автомобиля всегда должен быть углекислотный огнетушитель с не истекшим сроком годности.

Автомобилистов, особенно опытных, трудно в чем-либо убедить. Они считают, что с их машиной этого не случится, и с прохладцей относятся даже к огнетушителю. Покупают его разве только для того, чтобы пройти техосмотр. Однако сводка пожаров в автомобилях за один только месяц 2009 года может изменить их мнение.

1 января, улица Доронина - Ваз 2115. Очаг пожара - в районе расположения аккумуляторной батареи. Причина - аварийный режим работы электропроводки.

10 января - «Форд Мондео» (2007 г. в.). Очаг возгорания в районе правого переднего колеса со стороны водителя. Причина - открытый источник огня или поджог.

11 января, улица Пермякова - ВАЗ-21093 (2006 г. в.). Пожар внутри двигательного отсека в месте расположения газового редуктора.

11 января, улица Чекистов - автобус КАВЗ (2007 г. в.). Очаг пожара в моторном отсеке в месте расположения газового редуктора. Вспышка газа в результате утечки.

13 января, улица Космонавтов - ВАЗ-21015 (2006 г. в.). Очаг - в центре моторного отсека - вспышка паров топлива в результате утечки или разгерметизации топливной системы.

14 января - «Газель» грузовая. Пожар внутри двигательного отсека, в левой его части в месте расположения выпускного коллектора. Воспламение гидравлической жидкости от разогретых частей коллектора двигателя.

15 января - автобус «Мерседес Бенц» (1982 г. в.). Пожар в моторном отсеке в верхней части двигателя в месте расположения выпускного коллектора двигателя. Вспышка паров топлива.

15 января - «Мерседес Бенц». Вспышка паров топлива в результате утечки.

16 января, улица Свердлова - «Тойота РАВ4». Очаг возгорания - в задней левой части салона автомобиля. Причина - открытый источник огня. Облили горючей жидкостью и подожгли.

19 января, улица Захарова - ВАЗ-2114 (2005 г. в.). Пожар внутри моторного отсека. Очаг - в передней правой части в месте расположения генератора тока. Аварийный режим работы генератора.

21 января - «Шкода Фабия». Аварийный режим работы электроподогревателя двигателя.

22 января - автобус (2005 г. в.). Пожар в передней части автомобиля. Открытый источник огня. Поджог.

23 января - ВАЗ-2107. Пожар внутри моторного отсека в правой части по ходу движения. Возгорание утеплителя от разогретых частей выпускного коллектора автомобиля.

24 января, район улиц Олимпийская и Широтная - ВАЗ-2110 (1999 г. в.). Пожар внутри моторного отсека в левой части по ходу движения. Произошла вспышка топливовоздушной смеси в результате утечки.

24 января, улица Озерная - «Ниссан Х-Трайл» (2006 г. в.). Открытый источник огня в передней части автомобиля (был облит горючей жидкостью). Поджог.

26 января - «Ниссан Альмера» (1998 г. в.). Водитель автомобиля около 23.05 ехал по Широтной в сторону Пермякова. Во время движения внезапно заглох двигатель, он попытался завести его на ходу - не вышло. Накатом автомобиль остановился, в это время водитель почувствовал запах бензина и гари. Когда вышел из машины, увидел, что из-под капота с левой стороны по ходу движения вырывается пламя, позвонил 01 и приступил к тушению пожара. Причина пожара - утечка топлива из топливопровода из-за его разгерметизации. Источником возгорания послужили нагретые детали двигателя либо искра.

25 января - «Пежо 307» (2007 г. в.). Владелица автомобиля ехала по Ирбитскому тракту, около 16.00 почувствовала запах гари. Остановилась на обочине, вышла из машины и увидела огонь, который вырывался из-под капота с правой стороны. С помощью огнетушителя владелица авто и ее спутник погасили пламя. Очаг пожара находился в месте расположения топливопровода и инжектора. Причина пожара - утечка топлива из системы из-за его разгерметизации на нагретые или искродающие детали двигателя.

26 января, улица Пермякова, на автостоянке - автомобиль ГАЗ-2705. Пожар в районе водительского сиденья, под панелью приборов в месте расположения блока предохранителей. Причина - аварийный режим работы электропроводки.

27 января, улица Полевая - ВАЗ-2112. Загорелась задняя часть салона автомобиля. Причина - поджог.

27 января, улица Б. Комиссаров - МАЗ-тягач (1995 г. в.). Очаг возгорания под капотом. Аварийный режим работы электротока.

28 января, улица Олимпийская, 28-а - ВАЗ-21061. Очаг пожара внутри салона автомобиля на переднем сиденьи. Возможно, из-за непотушенного окурка, зажигалки.

30 января, улица Энергостроителей - «Хонда Аккорд» (2000 г. в.). Пожар в моторном отсеке. Поджог.

30 января, улица Тульская - «Газель» грузовой фургон (2008 г. в.). Пожар с левой стороны автомобиля по ходу движения, в месте расположения бензобака, где проходит жгут электропроводки.

www.kp.ru

Как вести себя при возгорании автомобиля. Что делать при пожаре в машине

Огонь сам по себе может причинить немало неприятностей, пожар же в автомобиле за считанные минуты способен превратить машину в кучу металлолома.

Причины возгорания автомобилей

Согласно всезнающей статистике, наиболее распространенной причиной возникновения пожара в машине является замыкание электрической проводки.

Самое обидное, что короткое замыкание может возникнуть не только в старых и порядком подержанных автомобилях, где изоляция проводов изношена, а крепление контактов ослаблены, но и в новых, даже недавно сошедших с конвейера, машинах.

Неисправности топливной системы, когда из происходит утечка топлива и его парами наполняется подкапотное пространство случаются реже, но от этого не становятся менее опасными для жизни и здоровья водителя и его пассажиров.

Небрежное отношение к перевозке легковоспламеняющихся грузов, хранение в багажнике или под капотом промасленной ветоши, курение в салоне и, конечно же, автомобильные аварии – теперь перечень причин автомобильных пожаров можно считать полным.

Действия при обнаружении возгорания

Если пожар в машине застал вас во время движения, в первую очередь следует остановить автомобиль, припарковав его на обочине дороги или на краю проезжей части. Заглушите двигатель, выключите зажигание и поставьте машину на стояночный тормоз.

Далее позаботьтесь о пассажирах – помогите им как можно скорее покинуть салон автомобиля и удалиться от него на безопасное расстояние.

В случае возгорания автомобиля в гараже необходимо любым способом выкатить, вытолкать или вывести его своим ходом (если, конечно, получится) из гаража.

Если дым валит из моторного отсека, разблокируйте замок капота и переходите к активным действиям по ликвидации возгорания, параллельно попросив кого-нибудь из пассажиров или случайных свидетелей вызвать по телефону пожарных из ближайшего подразделения МЧС.

Тушение пожара

Вы знаете, где в вашей машине находится огнетушитель? А как им правильно пользоваться? Рекомендуем, не дожидаясь дня «Х», заглянуть под водительское сиденье, достать из под него огнетушитель и внимательно ознакомиться с инструкцией, нанесенной на его корпусе.

В случае пожара извлеките из салона огнетушитель и приведите его в рабочее состояние.

Если очаг возгорания находится в моторном отсеке, не нужно полностью открывать капот – поток свежего воздуха с кислородом только активизируют процесс горения и пламя вспыхнет с новой силой.

Более разумным будет немного приподнять крышку капота и в образовавшуюся щель направить поток гасящего вещества из огнетушителя. Все ранее сказанное в полной мере относится и к тушению огня внутри салона.

Не забывайте, что большинство огнетушителей имеют довольно ограниченный ресурс – время их работы составляет около минуты, а то и меньше. Поэтому сразу же, без промедления, быстро сориентировавшись, направляйте струю на очаг огня и обрабатывайте ею всю поверхность возгорания.

Огнетушители

То, что огнетушитель в автомобиле должен быть исправным, вряд ли вызовет у кого-то сомнения. Вопрос в другом: огнетушитель какого типа наилучшим образом подходит для тушения горящего автомобиля?

Огнетушитель с пеной вряд ли будет уместен, поскольку от нее может пострадать не успевшая выйти из строя из-за огня электроника. К тому же пена распространит горящий бензин по всей доступной поверхности и площадь горения от этого только увеличится.

Углекислотные огнетушители достаточно эффективно перекрывают доступ кислорода к огню, тем самым гася пламя, однако у них имеется ряд недостатков. В больших количествах углекислота опасна для здоровья из-за того, что может вызвать паралич органов дыхания, а при попадании на открытую кожу может привести к ее обморожению.

Практически лишены недостатков порошковые огнетушители, демонстрирующие высокую эффективность в борьбе с огнем. Единственный их минус – следы от порошкового вещества, остающиеся на обработанной поверхности, которые довольно тяжело смываются.

При тушении загоревшегося автомобиля контролируйте ситуацию и в случае приближения пламени к топливному баку немедленно бросайте все попытки потушить огонь и отходите от машины на безопасное расстояние, ведь здоровье, а тем более – человеческая жизнь, несравненно дороже стоимости даже самого дорогого автомобиля.

Пусть автомобильные пожары обходят вас стороной! Ни гвоздя вам, ни жезла!

Понравилась статья? Поделитесь ею в соцсетях и поставьте оценку
Загрузка...

Это может быть вам полезным

goodmaster.com.ua

Причины возгорания автомобиля

Автомобиль как сложный технический механизм активно использует в своей работе электрическую энергию. Основной источник энергии в автомобиле – это аккумуляторная батарея. Но не только она бывает виновником возгорания автомобиля. Причин может быть много и их все необходимо знать. Это может помочь предотвратить возгорание машины и принять меры профилактики.

Статистика неумолима и беспощадна для водителей. Она свидетельствует о том, что машину практически невозможно спасти, если она начинает гореть. Виной тому легко воспламеняемые материалы, использующиеся для её производства. Она вспыхивает, словно факел и даже самый качественный огнетушитель практически бесполезен и не может эффективно справиться с пламенем.

Затрудняет оперативные действия тот факт, что не всегда можно быстро локализовать точку возгорания. Как правило, выделяется большое количество едкого дыма и место воспламенения практически невозможно обнаружить. За считанные минуты машину полностью охватывает пламя. Паника сковывает движения водителя, и автомобиль превращается в груду обгоревшего железа. К сожалению, во многом вина лежит на водителе машины не понимающего всей важности профилактики возгорания транспортного средства.

Сегодня можно выделить следующие распространённые причины возгорания автомобиля:

1. Топливо

Автомобильное топливо относится к легко воспламеняемым жидкостям. Это одна из самых частых причин пожара в машине. Наибольшую опасность в этом плане представляет бензин, который может воспламениться даже от обыкновенной искры.

Первым признаком утечки топлива является появление устойчивого запаха в салоне машины. Главная задача водителя в этом случае оперативно установить причину и ликвидировать её. Эксплуатация машины запрещена до выполнения ремонтных работ.

2. Неисправность электрической проводки

Короткое замыкание электрической проводки очень часто приводит к появлению очага горения. Пластиковые провода и проливы технических жидкостей в подкапотном пространстве способствуют увеличению площади огня.

Повреждённые провода обязательно подлежат замене. Малейшая искра может привести к беде и безвозвратной порче любимого «железного коня».

3. Воспламенения технической жидкости

Небрежное обращение с техническими жидкостями может привести к печальным последствиям. Моторное масло, антифриз, тормозная жидкость и омыватель стёкол достаточно хорошо горят. Заливать их нужно внимательно и осторожно избегая проливов.

Рабочий двигатель может при длительной работе сильно нагреваться. Повышение температуры в подкапотном пространстве очень часто приводит к воспламенению технических жидкостей. Если проливы есть в моторном отсеке их нужно обязательно вытирать. Подкапотное пространство надо поддерживать в чистоте.

4. Перегрев мотора

Использование машины на пределе её возможностей может закончиться перегревом двигателя. Очень часто можно увидеть на автомобильных гонках возгорание в моторном отсеке именно по этой причине.

Мотор просто нагревается до очень высокой температуры и происходит его воспламенение. Опасное явление, прежде всего тем, что огонь появляется всегда внезапно и при движении транспортного средства. При неблагоприятном стечении обстоятельств водитель может получить серьёзные ожоги.

5. Последствия аварии

Дорожно-транспортное происшествие для потерпевших может закончиться трагично. Всему виной возгорание машины после столкновения. Очень часто авария приводит к серьёзному повреждению элементов автомобиля. Происходит утечка топлива и выделения избыточного количества тепла особенно в зоне мотора.

Первоначально возникает задымление, и после этого возникают языки пламени. Специалисты рекомендуют после аварии как можно быстрее покинуть автомобиль. Если двери машины заблокированы, не стоит жалеть стёкла их можно разбить и через них выбраться из салона наружу.

6. Повреждение или неисправность аккумуляторной батареи

Аккумулятор как источник электрической энергии в машине очень часто становился причиной возгорания транспортного средства. Даже спокойно стоящие на стоянке машины могли за считанные секунды воспламениться.

Если причиной возгорания машины стал аккумулятор нужно остановить подачу электрического тока. Специалисты рекомендуют возить с собой в бардачке кусачки для перекусывания проводов, идущих от плюса и минуса батареи. Если счёт времени идёт на секунды не нужно медлить, а перекусить оба провода и тем самым лишить начинающие пламя подпитки.

Порядок действий при возгорании автомобиля

Задымление салона машины или дым из-под капота всегда неожиданность для каждого водителя. Многие впадают в ступор и не знают, что делать в первую очередь. Паника плохой советчик, так как мешает сосредоточиться и заставляет судорожно хвататься за всё подряд.

Не стоит сразу спасаться бегством, всегда существует возможность остановить пламя и спасти автомобиль. Действовать нужно общими усилиями для максимального подавления распространения пламени. Слаженные действия очень часто приводили к положительным результатам, и удавалось быстро справиться с возгоранием. Важно всегда возить с собой исправный огнетушитель, помогающий на начальной стадии сбить пламя.

Действовать при возгорании машины нужно следующим образом:

1. Если едкий дым появился во время движения автомобиля необходимо как можно быстрее съехать на обочину и остановиться.

2. Пассажиры и водитель должны незамедлительно покинуть машину. Водитель обязательно должен захватить с собой огнетушитель, кусачки и активировать рычаг открытия капота.

3. Пассажиры машины должны удалиться на безопасное расстояние от автомобиля. Как правило, достаточно 50 метров.

4. Пассажиры должны обязательно позвонить в службу МЧС «112» для ликвидации возникшего возгорания.

5. Водитель в это время должен обесточить машину, используя кусачки. Для этого перекусываются оба провода ведущих от аккумулятора.

6. Используется огнетушитель для ликвидации очага возгорания.

7. Параллельно можно пытаться остановить движущиеся транспортные средства. Большее количество огнетушителей поможет оперативно справиться с возгоранием.

8. Если задымление происходит на автомобильной стоянке действовать нужно аналогичным образом. Обязательно нужно отогнать находящиеся рядом с горящим автомобилем прочие транспортные средства.

adminsalym.ru

Исследование причин и условий возникновения пожара транспортного средства

Согласно существующей методике проведения пожарно-технической экспертизы, одним из основных этапов проведения исследований по определению причины пожара является установление места (района) первоначального возникновения горения (очага пожара). В идеальном случае, при ликвидации пожара на ранней стадии его развития, место первоначального возникновения горения характеризуется выраженной максимальной степенью термических повреждений.

По мере увеличения продолжительности и площади горения выраженность очагового конуса становится менее рельефной за счет повышения общего фона термических повреждений. При исследовании анализируется совокупность всех повреждений (как термических, так и механических) конструкций.

Автомашина является сложным техническим устройством и содержит большую концентрацию пожароопасных систем и элементов. Моторный отсек имеет плотную компоновку, что, безусловно,  влияет на формирование очаговых признаков, то есть в зависимости от вида горючей нагрузки, его количества и длительности  горения, очаг пожара (очаговая зона) может иметь размытые очертания.

Рассмотрим один из случаев возгорания автомобиля, который был в практике нашей организации. Внешний вид исследуемого транспортного средства представлен на изображении 1 а-г. Из материалов дела известно, что в момент возгорания автомобиль находился в статическом состоянии. Двигатель был заглушен. Возгоранию предшествовал сильный хлопок. 

в

г

Изображение 1. Внешний вид (а, б, в, г) исследуемого транспортного средства

В рассматриваемом случае в результате пожара пострадал моторный отсек автомашины, передняя часть кузова и передний бампер. Получены следующие термические повреждения:

Капот имеет термическое повреждение ЛКП наружной и внутренней поверхности с частичным выгорание лакокрасочного покрытия по наружной площади капота. Деформации металла присутствует в центральной части в месте крепления предохранительного запорного устройства. Термические повреждения увеличиваются слева направо. В правой стороне передней части капота термическая нагрузка охарактеризована наименьшими повреждениями. 

а

б

Изображение 2. Внешний вид капота (а) с зонами термического повреждения лакокрасочного покрытия.

Внешний вид внутренней части капота (б)

С левой стороны термические повреждения максимальны. Условно можно выделить три наиболее ярко выраженные зоны термических повреждений капота, обозначенные на изображении 2а. Все три зоны имеют цвета побежалости металла, что указывает на достаточно высокую температуру в месте пожара.

В подкапотном пространстве зоне 1 соответствует штатное крепление бачка с тормозной жидкостью, (наиболее приближен к моторному щиту) по мере продвижения к центру капота штатное расположение имеет подводящий топливопровод системы питания двигателя исследуемого автомобиля соединяемого с топливной рампой.

В зоне 2 расположен аккумулятор, силовые провода и блок предохранителей. Блок силовых предохранителей, так же выполнен в полимерном корпусе. Ближе к переднему левому крылу штатно установлен бачок омывателя изготовленный из прозрачного пластика.

Зона 3. Данному месту соответствует расположение корпуса воздушного фильтра выполненного из полимерного материала (пластмассы). Описываемая зона находится в достаточной близости от штатно расположенных аккумулятора и блока силовых предохранителей.  Достаточное количество полимерных материалов в зоне 3 способствует созданию горючей среды.

На наружной поверхности капота имеются следы окислов металла, указывающие на ликвидацию горения с применением жидкостей.

Бампер передний закреплен на штатном месте, закопчен в верхней части. Имеет следы термического повреждения с левой стороны и в центральной части в месте решетки радиатора.

Блок-фара правая на штатном месте крепления, обгорела во время пожара. Геометрическая форма незначительно нарушена. Прозрачный элемент помутнел.

Блок-фара левая на штатном месте, разрушена пожаром в верхней части. Имеет четкие следы термического воздействия сверху вниз с утратой  40% элемента. 

а

б

Изображение 3. Переднее правое крыло  и фара (а).  Переднее левое крыло и фара  (б).

Крыло правое переднее имеет термическое повреждение ЛКП на кромке элемента в месте сопряжения с капотом. В центральной части повреждений не имеет. Площадь поражения 200х650мм.

Крыло левое переднее имеет термические повреждения на 50% всей площади элемента.  Область термических повреждений заканчивается в месте крайней точки примыкания капота (ближе к ветровому стеклу). Прослеживаются следы копоти по направлению к передней водительской двери. 

Ветровое стекло и крыша. Крыша имеет следы воздействия агрессивной жидкости. Следов выгорания ЛКП не имеется. 

а

б

Изображение 4. Крыша автомобиля (а) и ветровое стекло (б).

Ветровое стекло стоит на штатном месте, незначительно закопчено. В нижней части стекла в месте примыкания поводков стеклоочистителей наблюдается скопление песка. На ветровом стекле имеется множество трещин лучевидной формы расходящихся от нижней части стекла вверх. Трещины расположены на уровне рулевого колеса исследуемого автомобиля и возникли в процессе пожара.

а

б

Изображение 5. Моторный отсек работоспособного автомобиля (а) и исследуемого автомобиля (б)

Пространство моторного отсека по объему термических повреждений можно выделить в виде треугольника. Наибольшая концентрация повреждений в передней левой части. Следов короткого замыкания и аварийных режимов работы штатного электрооборудования визуально не обнаружено. Имеются следы разгерметизации топливной системы просматриваемые внешним осмотром. В левом переднем углу виден жгут штатных проводов. Изоляция жгута частично выгорела. Провода составляющие жгут проводов спеклись своей изоляцией. Провод от сигнализации в подкапотном пространстве идущий на сирену не найден. Элементов «сирены» сигнализации не найдено. Вероятнее всего выгорели в процессе пожара. 

а

б

Изображение 6. Внешний вид подкапотного пространства с левой стороны (а)

и проводов выходящих из внутреннего объема салона (б)

По результатам осмотра можно однозначно утверждать, что очаг горения, сформированный в левой части моторного отсека подпитывался горючей жидкостью к коей можно отнести тормозную жидкость и бензин вытекающий из топливопроводов.  Исходя из совокупности термических повреждений, полученных транспортным средством, указанных выше сведений, с технической точки зрения, необходимо констатировать, что отчетливо просматривается:

Очаг пожара расположен спереди слева, в верхней части объема  моторного отсека. Помимо очага пожара имеется два очага горения расположенных в передней левой части моторного отсека по ходу движения автомобиля. Наибольшее горение происходило с левой части, что обусловлено, прежде всего, наибольшим скоплением горючих материалов конструктивно расположенных в данной части подкапотного пространства, а также наличием горючих жидкостей являющихся в данной ситуации интенсификаторами горения. Если подкапотное пространство условно разделить по высоте на три части, то можно с полной уверенностью утверждать, что горение происходило в верхней части объема моторного отсека преимущественно с левой стороны.

Согласно общепринятой методике исследования пожаров, установление причин возгорания проводится методом последовательного исключения. Исходя из функциональных особенностей исследуемого объекта (автомашина), установленного экспертным путем очага пожара, возможными причинами возгорания автомобиля могли послужить:

  • тепловое проявление процессов, сопровождающих аварийный режим работы электросети;
  • внешний источник открытого огня.
  • возгорание горючей жидкости из-за утечки из топливной системы;

Рассмотрим каждую из версий в порядке их выдвижения.

Анализ причин возникновения пожара на автотранспортных средствах (АТС) показывает, что наиболее часто первичными являются возгорания горючих жидкостей из-за утечки из топливной системы, а также неисправности электрооборудования.

Тепловое проявление процессов, сопровождающих аварийный режим работы электросети. В моторном отсеке горючую нагрузку (совокупность горючих материалов, из которых изготовлены отдельные узлы и детали АТС) составляют узлы и детали систем двигателя.

В электросистеме такими деталями являются: изоляция токопроводящих жил участков электропроводов, корпуса и радиодетали электронных узлов. Анализ показывает, что в АТС различных марок для этих целей используются практически одни и те же материалы. В качестве оболочек (изоляторов) используются полиэтилен, поливинилхлоридный пластик и резина. В корпусах и ряде радиодеталей используются пластические массы, компаунды, пропитанная бумага, лакокрасочные материалы и т.п.

Непосредственно сама электрическая система обладает достаточным запасом энергии, способной при возникновении короткого замыкания незащищенных участков цепи (система зажигания, цепь пуска двигателя, система генератора и др.) вызвать нагрев и расплавление металлической жилы провода данной цепи, воспламенение его изоляции и горючих материалов. Например, при коротком замыкании «плюсового» провода от аккумуляторной батареи на кузов автотранспортного средства («массу») возникает ток короткого замыкания порядка 1000 – 1100 А.

Особую опасность в электрической системе представляют разъемы различных проводов, в которых из-за работы в условиях повышенной влажности и постоянной вибрации может возникнуть неплотный контакт, вследствие чего в данной цепи при включении электропотребителей возникают искровыделение и местный нагрев.

Характерным признаком дугового (произошедшего в результате аварийного режима работы) оплавления является локальность. Оплавление обычно происходит в узкой зоне, где при коротком замыкании металл плавится в плазменном канале электрической дуги. На расстоянии 1-2 см от оплавления жила может не иметь явно выраженных изменений (если вторичный нагрев в ходе пожара не внесет соответствующие коррективы). Форма дугового оплавления чаще всего шарообразная, но не только, в зависимости от взаимного расположения поверхностей, между которыми произошел дуговой разряд, дуговое оплавление может иметь форму косого среза, кратера, шарика.

Изображение 7. Внешний вид фрагмента жилы медного проводника.

Термические поражения от тепла пожара (нагрева непосредственно пламенем, лучистыми тепловыми потоками, конвективными потоками) не локализованы в одной точке или узкой зоне, как при КЗ, они рассредоточены по проводу. Термические поражения провода постепенно нарастают по мере приближения к месту основного оплавления - провод становится хрупким, меняется по сечению, отдельные проволоки в жилах спекаются между собой и не разделяются. Возможны множественные мелкие подплавления на поверхности провода. Крупные расплавленные капли ориентированы вниз вследствие земного притяжения. В рассматриваемом пожаре изоляция проводника повреждена. Поверхность проводника закопчена, наблюдается образование окислов, характерных для короткого замыкания, оплавлений на конце проводника не имеется.

По результатам выполненного исследования элементов электросети транспортного средства, находящихся в момент статического состояния транспортного средства с выключенным зажиганием, под воздействием питающей сети установлено, что тепловое проявление процессов, сопровождающих аварийный режим работы электросети, на момент возникновения пожара не было, аварийных режимов работы электросети приводящих к возгоранию так же не проявлялось. Электрическая сеть транспортного средства на момент возгорания находилась в технически работоспособном состоянии и не являлась технической  причиной пожара.

Источник открытого огня, тепловое воздействие. Под воздействием источников открытого пламени в пожарно-технических исследованиях подразумеваются источники открытого пламени по тепловому импульсу равные или превосходящие пламя горящей спички, которые заносятся в очаг пожара. Безусловно, от источников открытого пламени горючая среда (совокупность горючих веществ и материалов, способных поддерживать открытое пламенное горение после удаления источника зажигания) в установленном очаге пожара могла бы возгореться.

Однако, данных указывающих на внесение подобных источников в очаг исследуемого пожара в представленных на исследование материалах (постановление об отказе в возбуждении уголовного дела) нет. Каких-либо сведений, указывающих на несанкционированный доступ посторонних лиц, в представленных материалах не имеется. Эксперт исключает возможность внедрения подобного источника зажигания, в горючую среду в очаге пожара по следующим основаниям:

Как установлено исследованием на крыше автомобиля и его переднем ветровом стекле следов воздействия интенсификаторов горения не имеется. Возгорание было обнаружено своевременно. У пожара имеются очевидцы. Следов размещения источника огня под автомобиль не имеется. На капоте следов внесения источника зажигания из вне не имеется. Передний бампер обгорел исключительно в верхней части и только  в месте сопряжения с решеткой радиатора, передние колеса от пожара не пострадали.

На основании вышеизложенного, версию возникновения пожара от источников открытого пламени, в исследуемом случае, можно считать как не состоятельную и не имеющую технического обоснования.

Возгорание легковоспламеняющейся и (или) горючей жидкости (автомобильного бензина) из-за утечки из топливной системы. Загорание топлива и других горючих жидкостей (тормозной, охлаждающей) может произойти при разгерметизации систем автомобиля, в которых они используются, при условии образования паровоздушной смеси с концентрацией, достаточной для их воспламенения от внешнего источника зажигания. При этом воспламенение сопровождается вспышкой.

Воспламенение паров бензина от электрической искры теоретически возможно, однако, при возникновении вспышки воспламенение происходит одновременно во всем объеме моторного отсека и сопровождается хлопком, при этом очаговые признаки выражены не явно. Из объяснений очевидцев следует, что при открытии капота для выяснения причин задымления произошел хлопок. Исследованием данного пожара признаки вспышки не выявлены, а имеются сосредоточенные очаговые признаки в передней левой части. Следы же вспышки были уничтожены пожаром в процессе развития горения.

В исследуемой ситуации вероятней всего топливо, истекающее из топливопровода, попадая на нагретые элементы подкапотного пространства интенсивно испарялось. Открытого пламенного горения не происходило по причине недостаточности кислорода. В результате испарения топлива из подкапотного пространства выходили интенсивные паровые выделения воспринятые очевидцами как дым. Далее капот был открыт и в момент его открытия произошел хлопок.

Действительно, вследствие разгерметизации системы может происходить истечение топлива струйное, капельное или в виде паровоздушной смеси. Однако в процессе испарения топлива в каком-то объеме образуется пожароопасная концентрация паров топлива. И если в указанном объеме появится тело с температурой, достаточной для того, чтобы нагреть паровоздушную смесь до температуры воспламенения, то произойдет воспламенение этой смеси. Температура тела, очевидно, должна заметно превышать уровень температуры воспламенения, иначе не будет обеспечена возможность достаточного нагрева паровоздушной смеси. В такой ситуации достижение результата - воспламенения - будет зависеть от соотношения темпов испарения и уноса паров топлива, с одной стороны, и темпа прогрева паровоздушной смеси, с другой стороны. Например, при движении автомобиля пары топлива будут уноситься с потоком встречного воздуха, унося также и тепло, поступающее от нагретого тела. При торможении или остановке автомобиля образуются наиболее благоприятные условия для воспламенения, когда влияние встречного потока воздуха будет исключено. После вспышки смеси паров топлива с воздухом в месте разгерметизации топливной системы улучшаются условия для образования горючей среды и устойчивого горения остатков топлива, а также других горючих материалов, пропитанных или покрытых разлитым топливом. Устойчивому горению способствует дальнейший выход топлива наружу через поврежденный участок топливной системы.

Таким образом, версию о разгерметизации топливной системы эксперты признают как наиболее вероятную подтверждаемую проведенным исследованием, свидетельскими показаниями и имеющую техническое обоснование. Очаг пожара и очаг горения расположены вблизи друг от друга и найти топливную трубку непосредственно послужившую первопричиной разгерметизации топливной системы не представляется возможным, так как она полностью выгорела в процессе пожара. Эксперты могут лишь предполагать, что данная топливная магистраль была подключена к патрубку указанному на фото ниже, так как именно эта топливная магистраль расположена в месте очага пожара.

iridium-nn.ru


Смотрите также

  • Причины возгорания
  • Горит масло в двигателе причины
  • Причины дтп
  • Диафрагма пускового устройства 2108
  • 2107 ваз улучшение
  • Эксплуатация и ремонт ваз 2107
  • Ремонт авто своими руками ваз 2107
  • Ваз 2107 обделка салона
  • Ремонт автомобиля ваз 2107 ремонт
  • Ваз 2107 замена клапанов
  • Ваз 2108 ремонт двигателя