Индикатор заряда аккумулятора


Индикатор заряда аккумулятора своими руками

Индикатор заряда аккумулятора своими руками

Индикатор заряда аккумулятора своими руками на двух светодиодах — правильно обслуживаемые аккумуляторы будут работать у вас хорошо и долю. Обслуживание подразумевает, в частности, регулярный контроль напряжения аккумулятора. Изображенная на Рисунке 1 схема подходит для большинства типов аккумуляторов. Она содержит опорный светодиод LEDREF, работающий при постоянном токе 1 мА и обеспечивающий эталонный световой поток постоянной интенсивности, не зависящей от напряжения аккумулятора.

Это постоянство обеспечивается резистором R1 включенным последовательно со светодиодом. Поэтому, даже если напряжение полностью заряженного аккумулятора упадет до полного разряда, ток через него изменится всего на 10%. Таким образом, можно считать, что интенсивность излучения остается постоянной в диапазоне напряжений аккумулятора, соответствующем переходу от состояния полного заряда до полного разряда.

Световой поток измерительного светодиода LEDVAR меняется в соответствии с изменениями напряжения аккумулятора. Расположив светодиоды поблизости друг от друга, вы получите возможность легко сравнивать яркость их свечения, и, таким образом, определять статус аккумулятора. Используйте светодиоды с диффузно-рассеивающей линзой, поскольку приборы с прозрачной линзой раздражают ваши глаза. Обеспечьте достаточную оптическую изоляцию светодиодов, чтобы свет одного светодиода не попадал на линзу другого.

Работа измерительного светодиода

Измерительный светодиод работает при токе, меняющемся от 10 мА при полностью заряженном аккумуляторе до значений менее 1 мА при полном разряде. Стабилитрон Dz с последовательным резистором R2 необходимы для того, чтобы ток имел резкую зависимость от напряжения батареи. Сумма напряжения стабилитрона и падения напряжения на светодиоде должна быть чуть меньше, чем самое низкое напряжение аккумулятора. Это напряжение падает на резисторе R2. Изменения напряжения батареи вызывают большие изменения тока резистора R2. Если напряжение равно примерно 1 В, через светодиод LEDVAR течет ток 10 мА, и он светится намного ярче, чем LEDREF. Если напряжение ниже 0.1 В, интенсивность свечения LEDVARvar будет меньше, чем у LEDREF. показывая, что аккумулятор разряжен.

Индикатор заряда аккумулятора своими руками — непосредственно после окончания зарядки аккумулятора напряжение на нем превышает 13 В. Для схемы это безопасно, поскольку ток ограничен значением 10 мА. Если светодиоды горят ярко, быстро отпустите кнопку S11( чтобы не допустить их повреждения (Рисунок 2). Хотя в примере на Рисунке 2 индикатор заряда подключен к 12-вольтовой свинцово-кислотной аккумуляторной батарее, вы без труда можете адаптировать эту схему к другим типам аккумуляторов. Кроме того, вы можете использовать ее для контроля напряжения.

Два зеленых светодиода индуцируют состояние, когда заряд батареи превышает 60%. Набор красных светодиодов показывает, что заряд аккумулятора упал ниже 20%. Светодиоды LEDREFG и LEDREFR подключены через резисторы R1 и R2 сопротивлением 10 кОм. Последовательное измерительными светодиодами, яркость свечения которых изменяется, включены стабилитроны и резисторы R3 и R4 сопротивлением 100 Ом. Диоды D1, D2 и D3 задают требуемое напряжение ограничения. Зависимость яркости свечения светодиодов от состояния аккумулятора показана в Табпице1.

Для расчета интенсивности свечения зеленого измерительного светодиода можно использовать следующее выражение:

VBATT= 10G x 100 +VD1 +VD2 +VLEDG +VDZ1

При токе зеленого светодиода 1 мА

VBATT =103 x 100+0.6+0.6+1.85+9.1=1225B.

Падение напряжения на используемых светодиодах при прямом токе 1 мА равно 1.85 В. Если характеристики светодиодов отличаются, сопротивления резисторов необходимо пересчитать. При этом напряжении светодиоды светятся одинаково, что соответствует заряду аккумулятора на 60%. Описание свинцово-кислотных аккумуляторов можно найти в[1]. Для расчета интенсивности свечения красного измерительного светодиода можно использовать следующее выражение:

VBATT= IR x IOO+VD3+VLEDR+VZD2

При токе зеленого светодиода 1 мА

VBATT =10-3 x 100 +0.6 + 1.85 + 9.1 =11.65 В.

Поскольку при таком напряжении оба красных светодиода светятся одинаково, это означает, что аккумулятор заряжен на 20%. Светодиод LEDVARGvarg не горит. Рисунок 3 показывает, что оба измерительных светодиода светятся ярче опорных, сообщая о том, что аккумулятор заряжен на 100%

usilitelstabo.ru

‘Индикатор заряда аккумулятора | Техника и Программы

набор NS020

Схема устройства представляет собой простейший электронный вольтметр постоянного напряжения, порог срабатывания которого оп­ределяется обратимым пробоем стабилитронов, включенных в соот­ветствующих ее плечах Имеются три плеча, нагруженных на индика­торные светодиоды: плечо пониженного напряжения бортовой сети (менее 11.5 В) D1D4; нормального напряжения D2Z3TR1; повышен­ного напряжения (свыше 13.5 В) D3Z1Z2TR2.

Рис. 1. Внешний вид индикатора        Рис. 2. Электрическая схема

заряда аккумуляторной батареи           индикатора заряда аккуму­

ляторной батареи

Из теории известно, что в рабочем состоянии при обратимом про­бое стабилитрона ток через него может быть весьма существенным, и, наоборот, на начальном участке он довольно мал. Поэтому, когда на­пряжение бортовой сети заниженное, стабилитроны Z1-Z3 не позволя­ют открыться ключевым транзисторам TR1 и TR2. Тем не менее ток плеча D1D4 достаточен для уверенного свечения светодиода D1, сиг­нализирующего разряд аккумуляторной батареи.

При нормальном напряжении аккумулятора возникает пробой ста­билитрона Z3. Транзистор TR1 открывается, зажигая светодиод D2. Поскольку падение напряжения на открытом транзисторе мало, цепоч­кой D2TR1 происходит шунтирование плеча D1D4, что приводит к по­гасанию красного светодиода.

При завышенном напряжении бортовой сети открываются стабили­троны Z1Z2, отпирая транзистор TR2, который поджигает светодиод D3.

Логика работы схемы при уменьшении напряжения бортовой сети та­кая же, но с обратным эффектом потухания светодиодов: сначала D3, затем D2 и загоранием D1. Конечно, в совсем безнадежном случае, когда входное напряжение схемы уменьшится до некоторого порога, примерно вольт до двух, погаснет и этот светодиод. Но до такого, будем надеяться, не дойдет!

Сборка индикатора заряда аккумуляторной батареи

Перед сборкой индикатора заряда аккумуляторной батареи внима­тельно ознакомьтесь с приведенными в начале этой книги рекоменда­циями по монтажу электронных схем. Это поможет избежать порчи печатной платы и отдельных элементов схемы. Перечень элементов I набора приведен в Табл. 1.

Г Таблица 1. Перечень элементов набора NS020

Позиция

Характеристика

Наименование и/или примечание

Кол-во

R1.R4

ЮкОм

Коричневый, черный, оранжевый*

2

R2

470 Ом

Желтый, фиолетовый, коричневый*

1

R3

100 Ом

Коричневый черный, коричневый*

1

R5

680 Ом

Голубой серый, коричневый*

1

D1

LED

Светодиод красного свечения, 05 мм

1

D2

LED

Светодиод зеленого свечения 05 мм

1

D3

LED

Светодиод оранжевого свечения 05 мм

1

D4

1N4148

Диод

1

Z1.Z2

Zen 6.8 В/0.5 Вт

Стабилитрон 6.8 В/0.5 Вт

2

Z3

Zen И В/0.5 Вт

Стабилитрон 11 В/0.5 Вт

1

TR1.TR2

ВС548

Транзистор, замена ВС547

2

1034

47×36 мм

Плата печатная

1

 

 

Контакты штыревые

5

* Цветовая маркировка на резисторах

 

Рис. 3. Схема подключения индикатора к аккумулятору

Отформуйте выводы элементов, установите их на плату и припаяй­те. После монтажа элементов набора на печатную плату подключите устройство к аккумулятору согласно схеме, показанной на Рис. 3 Про­верьте полярность подключенного питания. Неправильное подключе­ние полярности источника питания может привести к выходу из строя транзисторов.

Подобный индикатор заряда может собрать даже начинающий ра­диолюбитель или автолюбитель. Набор NS020 уже полностью укомп­лектован всем необходимым, поэтому остается лишь выполнить мон­таж компонентов. Возникающие проблемы можно обсудить на конфе­ренции сайта http://www.masterkit.ru, а вопросы можно задать по адресу: infomk@masterkit.ru.

Наборы NS020, а также и другие наборы из каталога МАСТЕР КИТ можно приобрести в магазинах радиодеталей или на радиорынках.

nauchebe.net

Индикатор разрядки зарядки аккумулятора - RadioRadar

Автолюбителю

Главная  Радиолюбителю  Автолюбителю

Предлагаемое устройство даёт возможность постоянно контролировать ток зарядки и разрядки аккумуляторной батареи автомобиля и не требует внесения в штатную электрическую схему автомобиля никаких изменений.

Раньше на приборном щитке в автомобилях ставился стрелочный прибор (амперметр), которым можно было постоянно контролировать процесс зарядки или разрядки аккумуляторной батареи (АКБ). Современные автомобили оснащаются множеством дополнительного оборудования, такими как звуко- и видеовоспроизводящие устройства, всевозможные подогревы и обогревы, кондиционеры и т. п., что приводит к дополнительной нагрузке на генератор и АКБ. Да и вновь введённое правило ездить с постоянно включёнными дневными ходовыми огнями или фарами ближнего света тоже создаёт дополнительные нагрузки системе генератор - аккумуляторная батарея. Для контроля тока генератора и АКБ я собрал электронный амперметр, схема которого приведена на рис. 1.

Рис. 1

Работа амперметра основана на определении направления и значения тока в проводе, соединяющем минусовую клемму АКБ с "массой" автомобиля. Контроль ведётся стрелочным микроамперметром РА1 с нулём посередине шкалы по отклонению его стрелки и по свечению светодиода HL1 красного цвета (разрядка АКБ) и HL2 зелёного цвета (зарядка АКБ). Устройство можно упростить, исключив стрелочный прибор РА1 с подстроечным резистором R7 или светодиоды HL1, HL2, транзисторы VT1, УТ2и резисторы R8, R10, R11.

Направление и значение тока определяет узел, собранный на ОУ DA1 (КР553УД2), который сбалансирован по напряжению резистивными делителями R1, R2 и R3-R5. Сильноточный провод, соединяющий минусовый вывод АКБ с корпусом ("массой") автомобиля, служит резистивным датчиком тока. К выводу провода, закреплённого на минусовой клемме АКБ, подключён нижний по схеме вывод резистора R5 балансирующей цепи делителя R3-R5. В зависимости от тока в датчике и его направления падение напряжения и его знак на нём будут изменяться. Соответственно будет изменяться пропорционально току и выходное напряжение ОУ DA1 в ту или иную сторону относительно половины напряжения питания. Стабилитроны VD1 и VD2 стабилизируют напряжение питания устройства и создают искусственную среднюю точку для работы стрелочного индикатора РА1, а резисторы R10, R11 - среднюю точку для светодиодов HL1, HL2. Для уменьшения нагрузки на Оу DA1 светодиоды подключены к его выходу через усилители тока (эмиттерные повторители), собранные на транзисторах VT1, VT2.

Устройство собрано на односторонней печатной плате (рис. 2) размерами 70x40 мм. Транзисторы VT1, VT2 - любые маломощные соответствующей структуры. Индикатор тока - микроамперметр на 50...100 мкА с нулём в центре шкалы. Из светодиодов подойдут любые маломощные соответствующих цветов свечения. Операционный усилитель К553УД2 заменим любым из серий 140, 153, 544 или другим общего применения с напряжением питания не менее 12 В, но рисунок печатной платы под ОУ, возможно, придётся изменить.

Рис. 2

Правильно собранное устройство необходимо наладить. Сначала его подключают к источнику напряжения 12...14 В, предварительно замкнув нижний по схеме вывод резистора R5 на минусовую линию питания. Подстроечным резистором R4 устанавливают нулевые показания стрелочного прибора РА1. Далее настройку проводят, смонтировав устройство в автомобиле. При монтаже необходимо провод, идущий от резистора R5, подключить непосредственно к минусовой клемме аКб, а провод, идущий к корпусу автомобиля, - к точке крепления минусового провода аКб с "массой" автомобиля. Провод +12 В подключают к любому плюсовому проводу, где напряжение включается замком зажигания. При максимальном токе нагрузки, например, пуске двигателя (включении стартёра), движком резистора R7 устанавливают предельное отклонение стрелки микроамперметра. Внешний вид смонтированной печатной платы и собранный в пластмассовом корпусе индикатор приведены на рис. 3 и рис. 4.

Рис. 3

Рис. 4

Автор: Н. Каменев, г. Москва

Дата публикации: 10.10.2014

Мнения читателей
  • иван / 16.02.2017 - 16:39что понравилось в схеме так это доступность элементов и малое их количество,а самое главное никаких изменений в бортовой сети автомобиля.Спасибо.МОЛОДЕЦ!

Вы можете оставить свой комментарий, мнение или вопрос по приведенному вышематериалу:

www.radioradar.net

Индикатор уровня заряда аккумуляторной батареи — Авто своими руками.

Мы сейчас изготовим несложную конструкция ассистента любого автомобилиста. Каждому водителю знакома обстановка, в то время, когда автомобильный аккумулятор разряжен в самый неудобный момент и дабы остерегать таких случаев, нужен индикатор контроля и заряда автомобильного аккумулятора. Таковой контроллер имеет три встроенных светодиодных индикатора — желтый, зеленый и красный.Из-за компактных размеров монтажной платы, схему контроллера возможно бережно приспособить на панели управления либо где-нибудь в передней доске, в общем функционировать необходимо по событиям, ориентируясь изюминками панели управления вашего автомобиля.Устройство реализовано всего на одной микросхеме, питается напрямую от бортовой сети 12 Вольт.Применяемая микросхема (LM393) — из себя воображает сдвоенный дифференциальный компаратор напряжения. На данной микросхеме возможно реализовать еще последовательность хороших и несложных конструкций, о которых, мы поболтаем в следующих статьях.В качестве светодиодов возможно применять практически каждые светодиоды соответствующих цветов с рабочим напряжением 3-4 Вольт. Из-за малой обвязки, я применял макетную платку, на нем фактически и произведен конечный монтаж.Само устройство было собрано по просьбе приятеля, что зимний период жаловался на низкий уровень заряда аккумуляторной батареи. За всем процессом следит микросхема, которая трудится весьма совершенно верно.Стабилитрон — подойдет любой, отечественный либо импортный на любую мощность. Основное, подобрать стабилитрон с напряжением стабилизации 5.6 Вольт. Из самый распространенных стабилитронов превосходно подходят КС156А, BZX55C5V6, BZX79-C5V6, BZX88C5V6 и другие.Как мы знаем, напряжение в бортовой сети при заведенном автомобиле не превышает 14.4Вольт, а напряжение самой аккумуляторной батареи 12-13Вольт. В то время, когда все нормально, другими словами напряжение соответствует норме, то горит зеленый светодиод контроллера, в то время, когда оно выше пределов нормы, то горит красный, а в то время, когда напряжение на аккумуляторе ниже 12 Вольт, то загорается желтый светодиод.При заведенном автомобиле весьма редко может срабатывать красный светодиод, не переживайте — это норма! В то время, когда горит желтый светодиод, то аккумулятор необходимо поставить на зарядку, ну а у кого нет зарядных устройств, не беда! на отечественном сайте мы привели огромное количество схем зарядных устройств на любой вкус!На счет корпуса для индикатора, думаю, в случае если приспособить устройство, скажем под доской, то отпадает необходимость корпуса, плату посредством силикона либо термоклея и устройство будет помогать вам правдой и верой в течении продолжительного времени.

Несложный индикатор заряда аккумулятора

Подобранные для Вас, статьи:
  • Индикатор тока аккумуляторной батареи

    Индикатор тока аккумуляторной батареи Верная эксплуатация автомобильной аккумуляторной батареи — залог долгого срока ее нормальной работы и службы всей системы электроснабжения. Контроль…

  • Уход за аккумуляторной батареей. Электролит собственными руками

    Электролит для автомобильного аккумулятора, как мы знаем, возможно приобрести, а возможно самостоятельно. Кроме этого Вы обучитесь верно измерять и регулировать плотность…

  • Датчик уровня зарядки АКБ на светодиодах

    Довольно несложная конструкция несложного и малогабаритного индикатора, что питается конкретно от автомобильного аккумулятора и показывает наличие заряда в аккумуляторе. Схема…

  • Схема Автомобильный индикатор

    Фактически во всех современных авто имеется индикатор состоя ния капота и дверей. В большинстве случаев это выглядит как схематический рисунок автомобили «вид сверху» с подсвет кой и светодиод ными сегментами,…

  • Делаем индикатор отображения передачи

    Эта схема либо прибор, рекомендован для индикации ручника, нейтрали, задней и номера включенной передачи. Имеется индикация нейтрали (в то время, когда автозапуск блокируется) и большое количество дополнительных…

Кроме этого весьма интересно:

dream-service.ru


Смотрите также