Европа и азия это что


Какие страны в настоящее время входят в Европу

Европа – это часть света, которая расположена в северном полушарии нашей планеты, она омывается многочисленными морями и вместе с Азией образует Евразию. В древнегреческой мифологии Европа – это финикийская царевна, которая была коварно похищена Зевсом и увезена на остров Крит.

Есть гипотеза, что это название произошло от греческого слова, которым греки обозначали все территории, расположенные западнее Эгейского моря. Существуют и другие теории относительно происхождения этого названия.

Общие сведения

Сегодня здесь проживают более 740 миллионов человек или 10% от всего населения Земли. Общая территория – более 10 миллионов квадратных километров.

Берега Европы омываются двумя океанами: Атлантическим и Северным Ледовитым, а также многочисленными морями. Побережье сильно изрезанно, большую площадь занимают многочисленные полуострова. Большую часть Европы занимают огромные равнины.

Здесь протекает большое количество рек и расположено множество крупных озер. Климат умеренный, в западной части – океанический, в восточной части – континентальный. Европа богата полезными ископаемыми и другими природными ресурсами. Именно здесь находятся страны с наиболее развитой экономикой.

Эта часть света сыграла важнейшую роль в человеческой истории. Следует отметить огромное богатство и разнообразие европейских культур.

Границы

Границы Европы менялись в разные периоды человеческой истории, дебаты вокруг них не утихают и поныне. Древние греки считали Европой северную часть своей страны. Постепенно люди лучше узнавали свой мир, и границы постепенно отодвигались дальше на восток.

Поздние античные авторы считали границей реку Дон, и это мнение продержалось до XVIII века.

Однако, люди осваивали все новые и новые территории, шли дальше на восток. Знаменитый российский историк Татищев предложил разделить материк по подножию Уральских гор. Эта точка зрения была сначала принята в России, а потом и иностранными географами.

Однако, и в настоящий момент существуют спорные моменты относительно точных границ этой части света. Они не являются глобальными. Сейчас есть несколько вариантов начертания границ. Этот вопрос играет важную политическую роль, ибо от того, где проходит граница Европы, зависит, какие именно страны входят в ее состав.

Граница на севере проходит по побережью Северного Ледовитого океана, западная – по Атлантическому океану, восточная граница — по подножию Уральских гор, по реке Эмба до Каспийского моря и по рекам Маныч и Кума до устья Дона. Затем граница идет по северному побережью Черного моря и черноморским проливам.

Согласно другому мнению, граница проходит по Кавказскому хребту. Существуют и другие варианты проведения границы, которые переносят ее на юг от Кавказских гор.

Страны, которые входят в состав Европы

Европу часто разделяют на Восточную и Западную, Южную и Северную, хотя подобное разделение несколько условно. Оно больше связано с политическими и культурными особенностями. На европейской политической карте можно найти, как большие по площади государства (Россия, Украина, Франция), так и совсем крошечные. Несколько стран только частично находятся в Европе.

Всего в состав этой части света входит (полностью или частично) 49 стран. Из них несколько государств не всегда причисляются к Европе. Есть также несколько территорий с неопределенным статусом. Они провозгласили независимость, но ее не признало мировое сообщество.

Границы европейских государств менялись на протяжении столетий в результате многочисленных войн и революций.

Итак, какие же страны сегодня считаются европейскими? Мы подготовили для вас список, разбив его на четыре части: государства Западной Европы, страны, которые находятся на ее севере, страны Южной и Восточной Европы. А также те страны, которые только частично находятся в этой части света.

Западная часть:

  1. Франция
  2. Великобритания
  3. Австрия
  4. Бельгия
  5. Германия
  6. Ирландия
  7. Люксембург
  8. Лихтенштейн
  9. Монако
  10. Швейцария
  11. Ирландия

Восточная часть:

  1. Болгария
  2. Румыния
  3. Украина
  4. Польша
  5. Словакия
  6. Венгрия
  7. Чехия
  8. Молдова
  9. Белоруссия

Южная часть:

  1. Италия
  2. Испания
  3. Хорватия
  4. Сербия
  5. Македония
  6. Албания
  7. Португалия
  8. Ватикан
  9. Андорра
  10. Босния и Герцеговина
  11. Черногория
  12. Мальта
  13. Сан-Марино
  14. Словения
  15. Греция

Северная часть:

  1. Финляндия
  2. Дания
  3. Швеция
  4. Литва
  5. Норвегия
  6. Исландия
  7. Латвия
  8. Эстония

Также есть страны, которые входят в Европу только частично. Это Россия (примерно пятая часть страны расположена в европейской части Евразии), Казахстан (14%) и Турция (примерно 3%).

Есть еще несколько государств, которые иногда считают европейскими, а иногда нет. Это Грузия, Армения, Азербайджан и Кипр. Существует несколько территорий, которые имеют неопределенный статус. Это Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия и Нагорный Карабах. Эти территории объявили о своей независимости в разные годы, но мировое сообщество пока их не признало.

delaismelo.ru

Россия — это Европа или Азия?

Под таким названием недавно прошло на новом сайте журнала "Наука и жизнь" (www.nkj.ru) Интернет-интервью. На вопросы наших читателей и посетителей сайта отвечал историк А. С. Алексеев, давний и постоянный автор журнала. С небольшими сокращениями предлагаем это интервью читателям журнала. (Впервые рубрика "Интернет-интервью" появилась в предыдущем номере "Науки и жизни", где о ней подробно рассказано.) Александр Сергеевич Алексеев - выпускник Московского государственного историко-архивного института.

В 2001 году он завершил свой тридцатилетний труд над "Всемирными хрониками" - всеобщей историей человечества от возникновения ранних цивилизаций до середины XVII века. В этой работе сделана попытка изложить в хронологи ческой последовательности взаимосвязанную историю цивилизаций. Начальная часть "Хроник", посвященная древнейшей эпохе, - "От первых фараонов до Конфуция и Сократа" - вышла в 2005 году в издательстве "Вузовская книга". Следующие части, "От Кира Младшего до Феодосия Великого" (поздняя древность) и "От Иоанна Златоуста до Харальда Прекрасноволосого" (раннее Средневековье), готовятся к изданию.

Помимо того А. С. Алексееву принадлежит монография "Эпоха Рождества" (готовится к изданию в "Вузовской книге"), посвященная зарождению христианства и превращению его из иудаистской секты в одну из мировых религий. В последнее время Александр Сергеевич работает над авантюрным романом на материале российской истории 1860-1870-х годов.

- Скажите пожалуйста, менялись ли границы Европы, как части света, на протяжении веков? То есть всегда ли восточная граница Европы проходила по Уральским горам? Если границы менялись, то когда?

- Географическая граница между Европой и Азией, по сути, условна: Евразия - единый континент, а Западная Европа - всего лишь очень большой полуостров. Что касается восточной границы Европы, то в древности ее просто не существовало.

Термин "Европа" ввели древние греки-эллины, для которых Скифия (Северное Причерноморье) была краем света. Известный им мир эллины делили на Европу, Азию и Ливию (Африку). О том, что находится за этими пределами, они знали очень мало. "Смешно видеть, - писал Геродот, - как многие люди уже начертили карты земли, хотя никто из них даже не может правильно объяснить очертания земли. Они изображают океан обтекающим землю, которая кругла, словно вычерчена циркулем. А Азию они считают по величине равной Европе… Омывается ли Европа морем с востока и с севера, никому достоверно не известно. Мы знаем лишь, что по длине она равна двум другим сторонам света… Непонятно также мне, почему Нил и Фасис в Колхиде (по другим, река Танаис, впадающая в Меотийское озеро, и киммерийский город Портмеи) образуют границу между ними".

Иными словами, границу между Европой и Азией греки проводили то по Танаису (Дон и Северский Донец), то по Фасису (Риони в Грузии).

В период Средневековья европейцы имели смутное представление о землях, лежащих к северо-востоку от Средиземноморья. Еще в середине XVI века англичане полагали, что если обогнуть на кораблях Скандинавию, то попадешь в Китай, и были очень удивлены, обнаружив там подданных московского государя. Представления европейцев о географии Восточной Европы уточнялись по мере того, как русские люди продвигались на восток, а контакты между Московской Русью и Европой становились более тесными. Так что граница по Уралу - детище совсем недавнего времени.

- А сегодня Россия разве считается европейским государством?

- С точки зрения современной географии, Россия - европейское государство. На этом основании мы участвуем в общеевропейских оргнизациях, в том числе в такой специфической, как Совет Европы.

- Ранее, до 90-х годов ХХ века, на картах, изданных в США и некоторых европейских странах, граница между Европой и Азией проходила по западной границе СССР. Сейчас эта граница проходит по восточной границе Украины и северной границе Грузии. Турция часто целиком включается в состав Европы. Не является ли формальное деление на Европу и Азию основой для текущих политических позиций западной геополитики?

- То, что западнохристианские страны проводят границу между Европой и не-Европой, исходя из зоны российского влияния, как раз подтверждает устойчивость разрыва, заложенного на уровне массового сознания (об этом речь чуть позже). Да, Турция - член НАТО, но НАТО формировалось по соображениям скорее стратегическим, причем в условиях военного противостояния с СССР - тут было не до деталей. А посмотрите, какой шум поднялся, когда встал вопрос о приеме Турции в Евросоюз.

- Согласны ли вы с утверждением, что Россия - это своеобразный естественный фильтр между Европой и Азией, вмещающий в себя качества и той и другой цивилизации и психологии? И что эту роль она будет выполнять всегда?

- Единой "азиатской цивилизации" не существует. Есть индуистский мир, китаецентристский мир, исламский мир. Кое-что общее у них имеется (об этом чуть ниже), но каждый мир представляет цивилизацию со своими уникальными особенностями. Между цивилизациями не всегда можно провести четкую историческую или географическую границу - например, ряд стран Юго-Восточной Азии развивались под влиянием как Индии, так и Китая. Иногда цивилизации похожи на матрешки: внутри исламского мира существует арабский, в который не входят Турция, Иран и др. Но то же самое можно сказать о нациях. Например, жители Западной Грузии считают себя грузинами, оставаясь при этом мингрелами, сванами и аджарцами.

Россия представляет собой самостоятельную цивилизацию, качественно отличную и от всех азиатских, и от западноевропейской.

Западное общество состоит из отдельных семей, а скрепляет его воедино способность к сотрудничеству. Кто видел, например, фильмы о жизни английской глубинки, наверняка обратил внимание на собрания, которые местная община проводит по разным поводам. Ходить на эти собрания жителей никто не принуждает - они сами собираются, чтобы совместно решить судьбу какого-нибудь угодья, школы, церкви, договориться об устройстве праздника и т. п. То же самое, но в других формах происходит и на национальном уровне.

Азиатские общества устроены по клановому признаку: ячейка общества там не семья, а клан - множество семей, связанных родственными узами. Клан сдерживает активность индивида, но клан же его и защищает. Политика представляет собой систему взаимоотношений между кланами.

Россияне, на мой взгляд, совершенно лишены инстинкта сотрудничества, но и кланов у нас нет: наши семьи распадаются в лучшем случае в третьем поколении. Воедино нас связывает только государство. По этой причине, например, у нас почти теряют смысл всенародные выборы. На Западе люди постоянно контролируют своих избранников, направляют, поддерживают или одергивают. Наш же избранник сразу после выборов попадает в совершенно изолированную сферу, именуемую "власть"; он лишен народной поддержки и в то же время свободен от всякого контроля снизу.

- А когда Европа осознала себя Европой? И о какой России идет речь - Российской империи, Древней Руси?

- Редко кто, будь то отдельная личность, страна или цивилизация, имеет четко выраженное понятие о себе. Социальное мышление строится на оппозиции "свой - чужой". Западная Европа начиная со Средневековья осознавала себя через противостояние чужакам - сарацинам -мусульманам, язычникам-викингам и Византии.

Что касается России, то, с одной стороны, от Олегова Киева к современной Москве тянется сквозь столетия нить, сплетенная из родственных связей между княжескими домами, из населения, перемещавшегося с юга на север и на восток, а главное - определенной культурно-религиозной традиции. С другой стороны, представление о Руси как о чем-то вечном и едином принадлежит мифологии. Еще в первой половине XV века на русских землях существовали три крайне враждебных друг другу государственных образования. Европейцам был хорошо известен Киев, входивший в состав Великого княжества Литовского. Они знали Новгородскую республику, занимавшую всю северную часть современной Европейской России. А вот Московию, выросшую сначала под покровительством татар, а позже в борьбе с ними, европейцы открыли почти одновременно с Америкой. Контактам Московии с Европой способствовало подчинение Москвой Новгородской земли, но по-настоящему тесными они стали при Петре I. В ходе истории Московское царство превратилось сперва в Российскую империю, затем в СССР, а ныне в Российскую Федерацию. Однако три столетия близкого общения так и не привели к исчезновению того раскола, который образовался в предшествующее тысячелетие.

- Каждое государство уникально, и тогда деление и классификация государств условны и бессмысленны. Российские правители придерживались разных точек зрения по вопросу принадлежности России к Европе. Спор западников и славянофилов начался давно и не скоро закончится, и это не тот случай, когда истина рождается в споре, потому что в этом вопросе не может быть истины... Вы согласны с этим?

- Относительно спора западников со славянофилами согласен только наполовину. В споре славянофилов с западниками можно выделить следующие главные вопросы:

1. Похожи ли мы на европейцев или в чем-то существенно от них отличаемся? Действуют ли в России те же исторические закономерности, что и в Европе?

2. Если мы совсем особенные, то в чем это выражается и хорошо это или плохо?

3. Можем ли мы в принципе стать похожими на европейцев и нужно ли это делать? А если не нужно, то что вообще надо делать?

Все эти вопросы сегодня не менее актуальны, чем полтораста лет назад, и по крайней мере на первый из них ответ ясен. Однако в любых вопросах, кроме чисто академических (а таких крайне мало), спор не заканчивается с рождением истины. Напротив, обычно он становится более ожесточенным, поскольку новорожденную истину стремятся изгваздать грязью до неузнаваемости. Ведь в споре, помимо поисков истины, замешаны наши "гордость и предубеждения", наши субъективные оценки ("хорошо" или "плохо"), а на таком плацдарме людям никогда не договориться - слишком они разные.

Теперь о "бессмысленности классификаций". Каждое государство в самом деле уникально; но каждый человек тоже уникален, что не мешает классифицировать людей по признакам расы, национальности, политическим взглядам, вероисповеданию и т.д. В историческом процессе сосуществуют разные цивилизации, и контакты между ними строились по-разному. В свое время даже такие географически близкие, по современным меркам, цивилизации, как египетская и шумеро-вавилонская, практически не общались одна с другой. Китай на протяжении двух тысячелетий развивался обособленно от Индии и в течение трех тысячелетий - от Запада.

Людям кажется, что они свободны в своих поступках: захотели - сделали так, захотели - иначе. Они редко задумываются над тем, что сами являются звеном в чрезвычайно длинной цепи, тянущейся сквозь миллионы лет биологической эволюции и сотни или тысячи лет определенной культурной традиции. Нам кажется, что мы совсем не похожи на предков, потому что пользуемся Интернетом и говорим по мобильнику. На самом деле в нашем сознании господствуют стереотипы, существовавшие сотни, а то и тысячи лет назад. Простой пример. В древнем Вавилоне (современный Ирак), центре одной из самых блестящих цивилизаций, приличная женщина не могла выйти из дому, не закрыв лицо покрывалом. Три тысячи лет спустя вопрос о хиджабе (платке на голове) по-прежнему актуален для всех носителей этой культурной традиции - но только для них.

Западноевропейские народы, несмотря на различия между ними, прошли общий исторический путь - сначала в составе Западной Римской империи, потом в ходе ее завоевания германцами и слияния пришельцев с местным населением. Их объединило многое. Единая церковь во главе с римским папой, со службой на латыни, с одинаково пробритой тонзурой монахов и общим днем празднования Пасхи. Наличие единственной империи - германо-итальянской. Противостояние мусульманам и Византии. Наконец, борьба за освобождение от власти римской церкви... Эти явления принадлежат истории всех стран Западной Европы. В то же время для России они ничего не значат: нас просто не было на той вечеринке.

Тысяча лет раздельного развития не могла не создать различий в менталитете и образе жизни среднего европейца и среднего россиянина. Даже сегодня, в век беспроводной телефонии и Интернета, главные темы в наших и в европейских газетах, как правило, не совпадают. Разумеется, европейцы воевали между собой гораздо чаще, чем, например, с нами. Но война часто не столько мешает, сколько способствует сближению: Россия, Франция и Англия сложились в ходе непрерывных войн, склеивавших мелкие княжества и королевства в единые нации.

- Не правильнее было бы ставить вопрос о типе национальной психологии? Им в огромной степени определяются пути развития. Европа тяготеет к либерализму, Азия - к патернализму. Вряд ли в этом аспекте Россия - где, кажется, даже хорошей погоды ждут от начальства - европейская страна.

- Различия исторического пути - в самом деле лишь одна сторона медали. Другой стороной является национальная психология, психологические стереотипы. Цивилизации отличаются одна от другой ментальностью среднего человека, его представлениями о мире. Образ жизни, обычаи - внешнее выражение этих представлений. Правда, я бы не стал приписывать Европе такую уж тягу к либерализму: там полно социалистов и консерваторов, а за либеральные партии голосуют 5-10 процентов населения. Либералами европейцев можно назвать разве что в сравнении с нами.

Отличается ли средний россиянин по психологии от среднего европейца? Дискуссии на эту тему ведутся чаще всего на уровне клише, а нужна конкретика. Попробую сформулировать различия, которые мне кажутся наиболее существенными. При этом, говоря о Европе, я буду иметь в виду преимущественно протестантские страны - к католическим кое-что из сказанного ниже применимо лишь с оговорками.

Первое. Самые глубокие различия ментальности проявляются в языке. Смысл слов, которые мы числим синонимами, в разных языках весьма различен. П. Флоренский отмечал, что греческий термин для обозначения вселенной - "космос" - подразумевает художественное единство мироздания. Латинское "мундус", от которого произведено французское "ле монд", значит, собственно, "украшение". А вот в русском языке слово "мир" (и как "вселенная", и как "согласие") подразумевает единство нравственного начала, то есть внутреннее единообразие. Мы верим, что жизнь во всем мире должна строиться по единым правилам.

Филолог М. Голованивская, сравнивая смысловые оттенки русских слов и их французских эквивалентов, указывает, что в русском языке человек мыслится как пассивная категория: его судят, ему выделяют долю. Во французском языке подчеркивается активная роль самого человека в определении его судьбы. Поэтому, столкнувшись с общей проблемой, европейцы сбиваются в коллектив и стараются ее решить, мы же ругаем судьбу и начальство и пытаемся выкрутиться поодиночке.

В европейских языках термины для обозначения организованного общества (state, etat, estado) восходят к латинскому status, означавшему нечто незыблемое, данность, от которой никуда не денешься. Первоначально этими словами обозначались сословия, образующие костяк сообщества, с присущими им неотъемлемыми правами. Позже они были перенесены на все сообщество в целом.

Мы же без зазрения совести переводим эти термины словом "государство". Но откроем словарь Даля, изданный полтора века назад, в историческом плане - вчера. Слово "государство" приведено там в числе производных от "государь" и имеет два значения: старинное - "государствование, власть, сан и управление государя" и более новое - "царство, империя, королевство, земля, страна под управлением государя". То есть для русского человека "государство" - это, во-первых, всегда монархия, во-вторых, нечто, относящееся исключительно к компетенции монарха. И хотя новейшие русские словари дают иные толкования, реально мы относимся к государству именно так.

Различие второе. Автор византийского сочинения, приписываемого императору Маврикию, писал о славянах: "Так как между ними нет единомыслия, то они не собираются вместе, а если собираются, то решенное ими тотчас нарушается другими, так как все они враждебны друг другу и при этом никто не хочет уступить другому". Что изменилось за тысячу четыреста лет? Наши эмигранты (и до революции 1917 года, и после нее), едва вырвавшись из-под власти Российского государства, затевали грызню. В. И. Ленин описывает изумление английского социал-демократа, попавшего на заседание российских товарищей: "У нас, - сказал он, - спор редко когда заканчивается такими выражениями, с каких вы, русские, сразу начинаете".

Эту задиристость Ленин считал российским достоинством: "прежде чем объединяться, надо сперва размежеваться". Впрочем, размежеванием обычно у нас все и заканчивается. Мы чуть ли не все сплошь - лидеры, никто не желает признать лидерство другого. Одинокие, постоянно враждующие друг с другом, мы обречены терпеть иго государства. Примерно раз в сто лет, когда становится совсем уж невмоготу, мы находим себе вожака (Болотников, Разин, Пугачев, Ленин, Ельцин) и под его руководством либо пытаемся снести, либо сносим все до основания. Затем все начинается заново, мы в ужасе озираемся вокруг и оплевываем недавнего кумира.

Различие третье. В сознании "бездуховных" западных христиан глубоко укоренено понятие о справедливости как норме жизни. Справедливость может нарушаться, но при этом не перестает быть нормой. Эту позицию сформулировал в XIII веке немецкий рыцарь-правовед Эйке фон Репков: "Век господства несправедливого обычая ни на миг не может создать права". Средний россиянин, напротив, глубоко убежден, что нормальны всеобщее воровство, ложь и беззаконие, а справедливость существует как редкое исключение. Недавно в теленовостях таксист из Абакана, перемежая свои слова матом, выразил суть такого миропонимания: "Я верю только в себя и в наличные".

В нашем сознании напрочь отсутствует понятие прa' ва, одинакового для всех. Правa, другого человека интересуют нас лишь в том случае, если он нам симпатичен. А не нравится или оставляет равнодушным - пусть делают с ним что угодно, это нас не волнует. Миллионы россиян почитают Сталина не потому, что не верят в репрессии, а потому, что им наплевать на миллионы убитых соотечественников. Многие вполне средние люди, не садисты и не маньяки, оправдывают детоубийство - не на войне, не от случайной бомбы, а сознательное убийство детей (например, маленьких Романовых или девятилетней таджички) на том основании, что их родители вели себя неправильно.

Четвертое различие. В западном обществе (главным образом в протестантском) ложь рассматривается как тяжкий грех. Если в Англии и США старшеклассник, студент колледжа попался на списывании, - это пятно на всю жизнь (на факте списывания строится, к примеру, сюжет детективного романа Джозефины Тэй "Мисс Пим расставляет точки"). Для нас же ложь - нечто совершенно безобидное, а списывание вообще милая шалость.

И, наконец, последнее. В отличие от европейцев, мы предпочитаем любое дело делать "в принципе", "в основных чертах". Отделывать, шлифовать детали нам "в лом". Поэтому нам так трудно дается выпуск конкурентоспособной продукции. Говорят, что наших программистов на Западе берут в основном в разноязычные коллективы: их вклад - креатив, а доделывают другие.

Незаметно, чтобы разрыв между менталитетом европейцев и россиян сокращался. Революционные перемены, начавшиеся на Западе в 1960-х годах, нас никак не коснулись. Большинство европейцев сейчас осуждают любое применение силы, используется ли она оголтелыми фанатиками или, напротив, для борьбы с такими фанатиками. Мы же склонны любой вопрос решать силой. В этом отношении мы ближе к американцам.

- Куда бы вы отнесли Россию с точки зрения культурного развития страны?

- Термин "культурное развитие" может иметь как минимум два значения: принадлежность к определенной культурной традиции и уровень культуры. Например, еще в начале XX века масса очень образованных китайцев, знатоков китайской классики, понятия не имела о мировой истории, географии и литературе. Кроме того, надо отдельно говорить о культуре элитарной и массовой.

Элитарная культура создается узким кругом людей, а поскольку в России этот круг в течение последних трех столетий находится в постоянном контакте с Западом, наша культура очень тесно связана с западной. Собственно, она представляет собой самый западный элемент российского менталитета. Писатель Людмила Улицкая сказала недавно в интервью: "Чем больше человек осведомлен о состоянии культуры конца XVIII - начала XIX века во Франции и Германии, тем очевиднее роль Пушкина как гениального интерпретатора и переводчика на язык русской культуры мировых идей того времени".

Однако в рамках единого с Западом культурного поля русская культура сохраняет известную обособленность. Достоевский и Толстой изобразили крайности, которых европейцы не знали; интерес к ним определяется именно их экзотичностью. В английской экранизации "Дяди Вани" действие происходит не в Англии, а в Уэльсе - представить подобных персонажей англичанами постановщики (и, видимо, зрители) не в состоянии. Литературу XX века (а она у нас прекрасная) на Западе знают очень плохо - их жизненный уклад слишком отличался от советского, почти не было точек соприкосновения. Единственное исключение - Солженицын, опять же в силу экзотической тематики.

- А может быть, и не нужно стремиться быть в историческом плане Европой, достаточно иметь географическую часть Европы на своей территории? А для усовершенствования политической и экономической сторон государственности достаточно перенимать опыт других стран, и не только Европы, и подгонять его под существующую ситуацию, естественно, с дальнейшим усовершенствованием. И вообще, как вы относитесь к влиянию факторов биогеоценоза на этногенез, а значит, и на развитие государства? Ведь отсюда и своеобразие России - быть между Европой и Азией.

- С наличием части Европы на нашей территории (или скорее наоборот - с нашим присутствием в географической Европе), кажется, проблем не возникает, и я не вижу здесь темы для обсуждения. Стать в историческом плане Европой нам тоже не грозит, поскольку прошлое не изменишь. На практике есть только один вопрос: нужно ли нам двигаться в сторону Европы? А чтобы перенимать чей бы то ни было опыт и "подгонять его под существующую ситуацию", надо как минимум понимать, что это за ситуация , то есть что представляем собой мы сами и чего мы хотим.

Что касается факторов этногенеза, то, по моему мнению, невозможно выделить какой-то один из них в качестве основного. Огромную роль, безусловно, играет география. Различия исторических путей Западной Европы и Руси в немалой степени детерминированы тем, что германцы двигались на запад, в сторону Рима, а славяне - на северо-восток, где никакой цивилизацией не пахло. Но сразу возникает вопрос: а почему славяне ушли в глушь? Это случайность или определенный выбор?

Говорят, каждый народ приспосабливается к окружающей среде, к ландшафту. Так ведь вопрос в том, как приспосабливается. Сейчас африканцы массами вымирают в не самых тяжелых климатических условиях, а древние шумеры или нынешние японцы создали передовую экономику при крайней скудости ресурсов.

Теория этногенеза Л. Н. Гумилева внутренне противоречива. Автор ставит во главу угла энергетику организма, меняющуюся якобы по причине мутаций, но в то же время признает, что энергии на фазах упадка тратится не меньше, чем на подъеме.

Судьба любого народа, государства, цивилизации представляет собой переплетение разных факторов, при том, что важнейшую роль играет характер самого субъекта, его умение справляться с проблемами. Рим сложился из шаек разноплеменных поселенцев, а в империю вырос благодаря способности втягивать в себя и перемалывать различные этносы (впрочем, по этой же причине Римская империя и погибла). Примерно таким же путем движутся ныне США. У китайцев культурная традиция скрепляла нацию в периоды бесконечных распадов государства и чужеземных завоеваний. Евреи две тысячи лет вообще обходились без собственного государства и единого языка, но сохранили национальный менталитет благодаря опоре на Библию. Наследственность, среда и пройденный путь - вот что в совокупности делает и отдельного человека, и нацию.

- Александр Сергеевич! Все, о чем вы пишете, относится к Западной Европе. А что же Восточная? Как будто ее и нет. Похоже, вы ее в полной мере к Европе не относите. То есть все сравнения России вы делаете по отношению только к Западной Европе. Может, нас можно отнести к Восточной Европе все же?

- Я действительно сравниваю Россию исключительно с Западной Европой, более того - в основном с протестантской ее частью, которую считаю сердцевиной современного Запада. Причина в том, что на пространстве "от Атлантики до Урала" существуют только две ярко выраженные цивилизации - западнохристианская и российская. Восточная же Европа веками играла роль межцивилизационного перекрестка.

Для того чтобы несколько народов слепились, склеились, сплавились в единую цивилизацию, их контакты друг с другом (мирные или немирные - не столь важно) на протяжении длительного времени должны быть намного более тесными, нежели с остальными, "внешними" народами. Такая ситуация существовала в V-XV веках в западной и восточной частях географической Европы, но не в ее центре.

В Средние века на Балканах существовала византийская цивилизация. Но большая часть Восточной Европы и тогда, и после падения Византии оставалась ареной борьбы за сферы влияния. Именно восточноевропейские народы, а не россияне, совмещают в себе, в разных пропорциях и сочетаниях, качества разных цивилизаций.

Границы между цивилизациями подвижны и не всегда поддаются однозначному определению. Болгария, к примеру, больше тяготела к Византии, позже к России. Чехия же находилась в сфере влияния Германской империи (некоторые утверждают, что чехи в трудных ситуациях совмещают немецкую любовь к пиву со славянской привычкой жаловаться на судьбу и начальство). Сербохорваты, говорящие на одном языке, под давлением внешних сил раскололись на католиков -хорватов, православных сербов и мусульман-боснийцев, что и привело к недавней кровавой драме.

Мы росли в мире, где существуют восточноевропейские государства, хотя бы формально независимые и от Запада, и от России. Но с точки зрения истории эти государства - почти однодневки. Еще в середине XIX века Восточная Европа была полностью поделена между тремя империями - Австро-Венгерской, Российской и Османской - и королевством Пруссия. Более-менее привычная для нас Восточная Европа - с Польшей, прибалтийскими республиками, Венгрией, Чехословакией - возникла лишь после Первой мировой войны, и в течение всего XX века новые государства оставались полем противоборства их великих соседей. Впрочем, цивилизационные проблемы существуют даже внутри той Европы, которую традиционно считают Западной. Южная часть Италии изначально развивалась под сильным влиянием Греции, позже - исламского мира; и сегодня на итальянском Севере многие видят перспективу в обособлении от слаборазвитого Юга.

Если бы восточноевропейские народы представляли собой особую цивилизацию, они, выйдя из-под влияния России (СССР), попытались бы создать собственные структуры наподобие Европейского союза. Вместо этого они дружно маршируют на Запад. Похоже, западноевропейская цивилизация разрастается в общеевропейскую. Граница между ней и цивилизацией российской устанавливается по Днепру, чем и вызваны текущие события на Украине. А вот подавляющее большинство белорусов, кажется, ощущают свою принадлежность к российской цивилизации.

Наибольший интерес представляет положение Греции и Турции - осколков Византии (а если заглянуть в историю глубже, то эгейского мира). Грецию на словах все признают частью Европы. Куда денешься - родина демократии! Но к Западной Европе она, безусловно, не относится: другой алфавит, другая религия, другие человеческие типы. Население Турции исповедует ислам. Однако эта страна, как и Россия, уже давно проводит реформы по западному образцу, и сейчас западническое течение в ней если не шире, то по крайней мере энергичнее, чем в России. Турция начинает переговоры о вступлении в Евросоюз, хотя многие турки этому не рады, а западноевропейцы считают Турцию более чуждой, чем Румынию или Словакию.

- Как вы считаете, выбор в пользу православия сыграл одну из ключевых ролей в том, что Россия не смогла стать частью единого европейского пространства? Ведь Римская католическая церковь во многом была той организацией, которая способствовала единению Европы?

- Римская церковь в самом деле выпестовала Западную Европу у себя на коленях. Потом Европа выросла, и ей стало тесно в пеленках - произошла Реформация.

На землях будущей России задолго до образования Киевской Руси образ жизни и государственность резко отличались от западноевропейских (этой теме посвящены мои статьи в "Науке и жизни": "Дрейфующий континент" - №№ 6, 7, 2004 г., "Наперегонки с цивилизацией" - №№ 9, 10, 2004 г., "Русь и Европа: несостоявшаяся встреча" - № 11, 2005 г.). В православии русская элита обрела идейное обоснование этим различиям. Так что данный выбор стал скорее симптомом, чем причиной нашей нестыковки с Европой. Он не был единовременным актом: Русь подтверждала его неоднократно на протяжении тысячелетия, подтверждает и сегодня.

К 1054 году, когда церкви Рима и Константинополя окончательно разделились, связи Киева с Константинополем еще больше окрепли, а пропасть между Русью и Западной Европой увеличилась. Кельтско-германский Запад в это время завершал тысячелетний процесс освоения античной культуры и выходил на новый уровень развития. Именно со второй половины XI века изменения в Западной Европе приобретают взрывной характер: возрождается римское право, возникает поэзия трубадуров и вагантов, школяры кочуют из одного училища в другое; а в XII веке появляются университеты. И все это не имело никакого отношения к Руси.

Чисто теоретически Киев мог в 1054 году встать на сторону Рима. Для этого требовалась "самая малость": чтобы русские князья и высшие иерархи русской церкви, не имевшие никакого представления о европейских культуре и образе жизни, вдруг почувствовали тягу к ним. Если бы это произошло, Русь начала бы перенимать европейский опыт на шесть столетий раньше. Но было так, как было. Более того: когда в 1439 году константинопольская патриархия в надежде на помощь Запада против турок-османов заключила унию с Римом, окрепшая Москва отвернулась и от Константинополя. Понадобились еще два с половиной столетия и взрывная энергия Петра Великого, чтобы реформы наконец начались.

Петр, однако, не намеревался делать из России точное подобие Европы. Поэтому православную церковь он сохранил в неприкосновенности, но превратил в послушное орудие самодержавия.

- В свете фазового перехода цивилизации, открытого С. П. Капицей, все нации переплавятся в единый сияющий солнечный слиток после середины XXI века. В свете всех процессов глобализации и надо рассматривать все локальные процессы. Вы не находите?

- Ваш вопрос выходит за рамки объявленной темы. Наше будущее - гигантская проблема, обсуждать ее походя мне бы не хотелось. Скажу только, что происходящее сегодня напоминает две эпохи. Во-первых, падение Римской империи (мы на стороне "варваров", хотя и с "Римом" стараемся не поссориться). Во-вторых, VIII-X века, когда арабы захватили Испанию, воевали в Италии и во Франции. Отличие же в том, что в те времена Китай был изолирован на другом конце света. Теперь он рядом, и в случае падения "Рима" станет бесспорным мировым лидером. Что касается "солнечного слитка", то он если и появится, то скорее в XXXI веке, чем в XXI.

http://www.nkj.ru/archive/articles/8050/

voprosik.net

Граница между Европой и Азией

     Государства географически расположенные в Европе      Трансконтинентальные государства, Европейская территория      Трансконтинентальные государства, Азиатская территория      Трансконтинентальное государство, Азиатская часть Египта      Государства географически расположенные в Азии

Граница между частями света Европой и Азией чаще всего проводится по восточной подошве Уральских гор и Мугоджар, реке Эмба, по северному берегу Каспийского моря, по Кумо-Манычской впадине и Керченскому проливу[1][2][3]. Общая протяжённость границы по территории России составляет 5524 км (из них вдоль Уральского хребта 2000 км, по Каспийскому морю 990 км).

Некоторые источники используют другой вариант определения границы Европы — по водоразделу Уральского хребта, реке Урал, и водоразделу Кавказского хребта[4][5].

История

Граница Европы и Азии с XIX—VII вв. до н. э. к нашему времени испытала значительное перемещение с запада на восток. Древние греки проводили её приблизительно в центральной части Средиземного моря. Позже, в 524—457 гг. до н. э., границей стали считать Керченский пролив и реку Танаис. Большой научный авторитет Птолемея явился причиной того, что это представление прочно утвердилось и не изменялось до XVIII в.

В 1730 году шведский учёный Филипп Иоганн фон Страленберг впервые обосновал в мировой научной литературе идею о проведении границы между Европой и Азией[6]. Позднее в 1736 году В. Н. Татищев утверждал[7], что именно он подсказал Страленбергу эту мысль. Татищев обосновал в своей книге проведение этой границы от пролива Югорский Шар по Уральскому хребту, по реке Урал, разделяя такие города, как Орск и Оренбург (в их нынешних границах), через Каспийское море до реки Кумы, через Кавказ, Азовское и Чёрное моря в Босфор.

Эта идея не сразу получила признание современников и последователей. Так, например, М. В. Ломоносов в трактате «О слоях земных» (1757—1759) проводил рубеж между Европой и Азией по Дону, Волге и Печоре. Однако вскоре появились авторы, исследования которых вслед за Татищевым стали признавать Уральский хребет в качестве естественного рубежа между Европой и Азией.

География

Линия границы Европа-Азия проходит от побережья Карского моря по восточной подошве Уральского хребта, приблизительно параллельно границе между Ненецким автономным округом и Республикой Коми с запада и Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским округом с востока.

Далее граница проходит несколько восточнее административной границы между Пермским краем с запада и Свердловской областью с востока, при этом юго-западные районы Свердловской области остаются в Европе.

В Челябинской области граница оставляет в Европе Ашинский, Катав-Ивановский и Саткинский районы, а также западные части территорий районов и городов областного подчинения, смежных с Башкирией. В Оренбургской области граница оставляет в Европе большую часть территории, кроме восточных районов. Далее к югу граница продолжается по территории Актюбинской области Казахстана, где проходит по восточному подножию Мугоджар (продолжение Уральских гор на территории Казахстана) и по реке Эмбе выходит к Прикаспийской низменности, через Каспийское море выходит устью реки Кумы, далее по Кумо-Манычской впадине проходит к низовьям Дона, далее по южному берегу Азовского моря.

Экспедиция РГО в Казахстане

В апреле-мае 2010 года Русское географическое общество провело экспедицию в Казахстане с целью ревизии общепринятых взглядов на прохождение границы Европы и Азии по территории Казахстана. Участниками экспедиции был констатирован факт того, что южнее Златоуста Уральский хребет теряет свою ось и распадается на несколько параллельных хребтов, а ещё южнее горы постепенно сходят на нет, тогда как именно Уральский хребет (вернее — его восточное подножие) традиционно является ориентиром для проведения границы Европы и Азии. По мнению участников экспедиции реки Урал и Эмба также не являются разумными границами, так как характер местности по их берегам одинаков. Участники экспедиции пришли к предварительному выводу о том, что наиболее разумным им представляется проведение границы Европы и Азии по восточному краю Прикаспийской низменности, являющейся юго-восточным окончанием Восточно-Европейской равнины[8].

До настоящего времени мнение российских и казахстанских учёных, участвовавших в указанной экспедиции, не было рассмотрено Международным географическим союзом.

Обелиски

Пермский край

Свердловская область

Другие

См. также

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Что есть Россия? Европа, Азия или Евразия?: periskop

Недавно у френда maximus101 состоялся интересный опрос, на тему "Россия - это Европа или Азия?". Я там не проголосовал, потому что Максимус слишком жёстко поставил альтернативу и не было "моего" выбора: Россия - это никакая не Европа, но и не вполне Азия. Россия (в смысле, "большая" историческая Россия) - это Евразия, вполне отдельная цивилизация со своими устойчивыми признаками, формировавшимися в течение столетий. Она вырабатывала их в процессе своего исторического бытия, а также заимствовала их как из Европы, так и из Азии. Причем не из той западной католической или протестантской Европы, которую сейчас в прослойке интеллигентов-евроцентристов принято считать "правильной, цивилизованной тру-Европой", а в основном из "не совсем правильной" Европы - Византийской империи и скандинавов-язычников.

Ещё любопытно то, что средний образованный житель Москвы или Питера часто стесняется слова "Азия", пугается его, открещивается от любой "азиатчины" и обзывает то плохое, что кажется ему плохим, "ордой". Давно это наблюдаю, и в ЖуЖе это выражено гораздо сильнее, чем просто в разговорах. Между тем, от монгольской империи русские заимствовали когда-то некоторые важные признаки - в основном, методы эффективного контроля над громадными пространствами. Почтовое сообщение со станциями, регулярно расположенными через определённые интервалы (ямщики, почтовые станции), пути сообщения, организуемые и контролируемые государством, а не частником, и некоторые другие. Если бы этого не было, Русское царство просто не смогло бы дойти от междуречья Оки и Волги до берегов Тихого океана через гигантские просторы Сибири, и - самое главное - надёжно закрепиться и в Сибири и там. Впрочем, это огромный вопрос, который тут толком не рассмотришь, да и не надо - на это надо отдельный пост.Фото с рутревеллер.ру

Так вот. Хотелось бы узнать и ваше личное восприятие того, чем же является Россия, по вашему мнению. К чему она больше тяготеет по своему укладу и менталитету? Это Европа? Азия? Евразия, отдельная цивилизация? Давайте проголосуем, может? Если хотите что-то дополнить - то в комменты.Понятно, что вопрос этот очень гуманитарный, не имеет однозначного "технократического" ответа и лежит в плоскости предпочтений и фобий. Одного корчит от слова "орда" и он всеми фибрами своей чуткой души рвётся в зону европейского порядка, политкорректности и законопослушного стукачества. Другому неприятен евроцентризм и все эти слащавые обсасывания "образцовых каменных городков со шпилями" он воспринимает с иронией, так как лично знает про афро-арабские гетто в разных амстердамах и пригородных парижах. И так далее, у каждого своё. Но все же.

Для того, чтобы можно было выразить ваши предпочтения пошире, я расширил спектр ответов, относительно версии Максимуса. Можно, скажем, ответить промежуточно - или вообще отрицательно. Голосуем, как всегда, два полных световых дня, завтра вечером в полночь опрос закрою.

Что есть Россия, по вашему мнению?

Россия - это Европа!

42(6.8%)

Россия - это скорей, Европа, чем Азия

78(12.7%)

Россия - это отдельная цивилизация, Евразия

380(61.8%)

Россия - это скорей Азия, чем Европа

40(6.5%)

Россия - это Азия!

26(4.2%)

Не могу ответить определённо, не задумывался над этим

0(0.0%)

Мне это умствование глубоко пофиг

49(8.0%)

periskop.livejournal.com

Какие горы разделяют Европу и Азию? Что разделяет Европу и Азию?

Далеко не каждый человек способен не задумываясь сказать, какие горы разделяют Европу и Азию. Для того чтоб корректно ответить на данный вопрос, необходимо для начала отметить, что Евразия является самым большим материком на планете. Его принято делить на два континента – Европу и Азию. С экономической точки зрения, начиная с давних времен и до наших дней, граница между ними играет очень важную роль для перемещения с Востока на Запад и в обратном направлении. По мнению древних греков, она проходила по центру Средиземного моря. Начиная с пятого века до нашей эры ею считалась река Дон и Керченский пролив. Такого мнения придерживался Птолемей, поэтому данное учение довольно прочно утвердилось и продержалось вплоть до восемнадцатого века. В данной статье речь пойдет о том, что разделяет Европу и Азию в современном понимании.

Первое официальное разделение

В научной литературе официально материк был впервые поделен на два континента шведским известным научным деятелем Филиппом Иоганном фон Страленбергом в 1730 году. Отвечая в своих трудах на вопрос о том, какие горы разделяют Европу и Азию, он четко отметил, что это Уральский хребет. Вместе с этим ученый акцентировал внимание на том, что кроме него граница проходит через одноименную реку, Кавказ, пролив Югорский Шар, Каспийское, Чёрное и Азовское моря. Многие авторитетные исследователи того времени поддерживали такую идею, о чем писали в своих работах. Бытует мнение, что Страленбергу такую идею предложил В. Н. Татищев — основатель многих местных городов и поселений. Теперь более подробно о том, какие горы разделяют Европу и Азию.

Формирование Уральских гор

Урал не просто представляет собой естественно сформированную границу между смежными континентами, но также служит водоразделом восточного и западного бассейнов. Формирование гор началось примерно 350 миллионов лет тому назад, другими словами, в палеозойскую эпоху, и длилось ориентировочно 150 миллионов лет. Общая длина хребта превышает отметку в две тысячи километров. Что касается его ширины, то она колеблется в разных участках от сорока километров до ста пятидесяти. Само наименование «Урал» в переводе с башкирского языка означает «возвышенность» либо «высота». Говоря о том, какие горы разделяют Европу и Азию, нельзя не отметить тот интересный исторический факт, что на самой первой российской карте они были названы «Большим камнем» и изображались как большой пояс, откуда начиналось значительное количество рек. В связи с тем что хребет является довольно старым, его вершины не очень высокие. Первое официальное документальное воспоминание о нем есть в «Повести временных лет» и датируется одиннадцатым веком. Урал географически принято делить на Полярную, Приполярную, Северную, Центральную и Южную части.

Природные ресурсы

Сейчас на территории Урала можно встретить большое количество различных минералов и полезных ископаемых. Здесь есть медные и железные руды, кобальт, никель, цинк, нефть, каменный уголь и даже драгоценные камни с золотом. В связи с этим еще со времен Советского Союза горы между Европой и Азией считаются самой крупной металлургической и горнорудной базой государства. Это и неудивительно, ведь 48 из 55 видов полезных ископаемых, что добывались на то время во всей стране, встречались здесь. Многие из них, в том числе драгоценные и полудрагоценные, располагаются в непосредственной близости к земной поверхности. Существует также несколько минералов, которые встречаются исключительно здесь. Ярким их примером является тёмно-изумрудный уваровит. Сюда же следует отнести и богатые лесные ресурсы. Нельзя не отметить тот факт, что в средней и южной части гор созданы отличные условия для земледелия.

Климат

Для Урала характерен типичный горный климат, в условиях которого осадки распределяются неравномерно. Природные условия здесь могут очень сильно отличаться даже в пределах одной зоны. Объяснение этому достаточно простое. Дело в том, что горы, разделяющие Европу и Азию, играют роль своеобразного климатического барьера. В связи с тем что в западной части выпадает большое количество осадков, климат здесь более мягкий и влажный. Что касается восточного района хребта, то тут все наоборот – он сухой из-за недостатка осадков.

Обелиски

Отдельных слов заслуживают расположенные на границе между Азией и Европой местные обелиски. Устанавливаться здесь они начали в девятнадцатом веке. Первыми монументами стали памятники в виде стел, изготовленные из дерева и имеющие прямоугольную форму. На них в обязательном порядке наносились указатели, которые так и назвались «Азия» и «Европа». С целью обеспечения сохранности обелисков рядом с ними возводились караульные хижины небольших размеров, в которых жили, как правило, обходчики леса. Отдельные монументы могут похвастаться собственной уникальной историей. К примеру, памятник, расположенный неподалеку от горы Березовая, появился в 1807 году. Тридцать лет спустя, в связи с посещением объекта императорской делегацией, деревянная конструкция была заменена мраморной, с гербом царя.

Граница по реке Урал

Река, разделяющая Европу и Азию, — это Урал. Ее общая протяженность составляет около двух с половиной тысяч километров. Следует отметить, что в ее бассейне находятся около восьми тысяч рек разного размера. В истоке Урала лежат пять крупных родников, расположенных на высоте 637 метров над уровнем моря. Объединяясь в заболоченной долине, они образуют довольно мощный поток. Идею использования реки в виде границы между двумя континентами предложил упомянутый выше российский ученый В. Н. Татищев.

Стамбул

Единственным городом на планете, что располагается одновременно на двух континентах, является турецкий Стамбул. История этого мегаполиса насчитывает более двух с половиной тысяч лет. Все эти годы он имел очень важное торговое значение благодаря своему географическому месту нахождения. Средиземное море, разделяющее Европу и Азию, отделяет их также и от Африки. Именно здесь через пролив Босфор Мраморное море соединено с Черным. Таким же образом разделены и континенты. Само место расположения современного города Стамбула зачастую называли воротами, связующими Шелковый путь со Старым Светом.

Экспедиция 2010 года

В апреле 2010 года Российским географическим обществом была инициирована и проведена экспедиция, основным заданием которой было определение истинного происхождения границы между Азией и Европой. В ходе работы ученые установили, что ось Уральского хребта теряется в районе Златоуста и распыляется на несколько линий. Ними являются некоторые параллельные массивы. В связи с этим они предположили, что не совсем разумно считать границей реку Урал. По их мнению, ее следует прокладывать по Прикаспийской низменности, а точнее — по ее восточному краю. Однако исследования российских ученых и до сегодняшнего дня остаются не рассмотренными соответствующим органом — Географическим международным союзом.

Выводы

Из всего вышеуказанного можно смело сделать вывод, что основной границей между Азией и Европой являются Уральские горы. Одним из доказательств этого является даже тот факт, что по разную их сторону фауна и флора заметно отличаются. Кроме того, большая разница возникает даже в направлениях и характерах рек.

fb.ru

Граница Европы и Азии

На всем протяжении Уральских гор, растянувшихся с севера на юг на тысячи километров, деля незримой линией две части света — Европу и Азию, стоят пограничные столбы, установленные людьми с целью подчеркнуть эту достопримечательность и каждый из этих столбов имеет свою историю.

Где граница Европы и Азии?

Линия границы Европа и Азии проходит от побережья Карского моря по восточному склону Уральского хребта.

Параллельно границе между Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским округом с востока  Ненецким автономным округом и Республикой Коми с запада. Но, обычно границу Европы и Азии проводят по водоразделу Уральских гор.

Этим мы обязаны Татищеву Василию Никитичу, который впервые высказал эту мысль  в 1720 году, указывая на то, что Уральский хребет является водоразделом, а природа и текущие с него на запад реки отличаются от текущих на восток, как наличием разных пород рыб, так и растительностью западного и восточного склонов Урала.

Обелиск «Европа-Азия»  г. Березовая

Один из самых красивых и больших обелисков «Европа-Азия» открыт в 2008 году близ г. Первоуральска на горе Березовой.

На Старо-московском тракте, том самом пути, по которому каторжников вели в Сибирь, здесь они прощались с Россией, взяв с собой горсть земли на память о родине.

Историческая особенность обелиска

Сегодня высокий 30-метровый столб из красного гранита венчает двуглавый орел, а до этого был более, чем скромный. Первый же пограничный знак появился здесь еще весной 1837 года – перед приездом на Урал 19-летнего цесаревича Александра Николаевича – будущего наследника престола.

В 1846 году памятник заменили на мраморный, а На вершине был закреплен позолоченный двуглавый орел.

На самом памятнике существовала надпись: «В память посещения этого места Их Императорскими Высочествами Государем Наследником Цесаревичем и Великим Князем Александром Николаевичем в 1837 году, и Герцогом Максимилианом Лейхтенбергским в 1845 году».

Позже на деревянном заборе памятника повесили таблички «Европа» слева и «Азия» справа, а после революции памятник разрушили как напоминание о царской власти.

Однако, в 1926 году, спохватившись,  все же поставили новый памятник, правда не мраморный, а просто облицованный гранитом и без орла, а вокруг пограничного столба установили чугунную литую ограду.

В середине 1990-х годов ее заменили столбиками с цепями.

Добраться до обелиска на горе Березовая около Первоуральска можно по федеральной трассе Р242 Екатеринбург — Пермь, свернув по указателю на Первоуральск или на Новоалексеевское и выехать на Старомосковский тракт.

«Европа-Азия», как мечта туриста

Так как, я сам живу на Урале, а именно, в пяти километрах от этого самого места, то могу с уверенностью сказать, что на настоящий момент — это чистое и аккуратное место представляет собой особую ценность для путешественника.

Смею вас уверить, для любого туриста, посетившего Средний Урал, а в частности Свердловскую область, будет интересно постоять одновременно на двух частях света правой и левой ногой, а ощущения испытать, как говорил классик, самые незабываемые. И останутся такие воспоминания на всю жизнь.

Я часто езжу с запада на восток и обратно по работе, за день бывает, несколько раз пересекаю эту незримую линию. Представляете! Утром уехал в Азию, а вечером ты уже в Европе или наоборот. Вот так, без всяких границ и шенгенских виз! Подобных стел в области несколько, но эта одна из самых грандиозных.

Пограничные столбы «Европа-Азия»

По всей границе Европы и Азии десятки пограничных памятников, в том числе в весьма труднодоступных местах. Правда, не все из них соответствуют реальной границе, но рассмотрим самые известные и популярные среди туристов.

Первая — это стела у самого Екатеринбурга. Поставили ее в начале 2000 годов и ничем примечательным она не выделяется, даже исторически. Единственное, что добираться до нее легко, так как располагается у оживленного тракта Екатеринбург-Пермь, в нескольких километрах от столицы Урала.

Самый северный обелиск на границе Европы и Азии стоит на берегу пролива Югорский Шар.  Его установили в  труднодоступной местности в 1973 году сотрудники полярной станции. Пограничный знак представляет собой деревянный столб с надписью «Европа-Азия». Также к столбу прибита цепь с якорем.

Памятный знак на ст. Вершина, Свердловской железной дороги, один из самых старых и добраться к нему можно только на электричке Екатеринбург — Шаля.

На федеральной трассе М5 «Урал» на перевале через хребет Урал-Тау.

Самый восточный обелиск, расположенный недалеко от Екатеринбурга на Полевском шоссе в д. Курганово, установлен в 1986 году.

Обелиск, расположенный возле автомобильного моста через реку Урал.

Также можно отметить «космический» памятник «Европа-Азия», что стоит на трассе Нижний Тагил – Уралец, который был открыт в 1961 году и, соответственно, посвященный полету в космос Юрия Гагарина. Выглядит как квадратная колонна высотой 6 метров, а венчает ее изображение земного шара.

Существуют и другие памятники, но к сожалению, утратившие свою былую привлекательность, как для коренных жителей, так и для туристов.

Вот такой занимательный экскурс в историю границы Европы и Азии я сегодня вам провел, друзья. Возможно, со временем статья дополнится новыми данными, а пока:

Увлекательных вам экскурсий и путешествий!

territorus.ru

Страна Россия - это Европа или Азия?

Страна Россия - это Европа или Азия?

26.06.2017 11:54

Многих людей интересует вопрос о культурной, социальной и географической принадлежности России к азиатской или европейской части мира. Их интересует, где находится Россия – в Европе или Азии, самосознание какой из этих цивилизаций ближе всего к российскому и стоит ли государству в своем развитии равняться на них или оно имеет свой, отдельный путь?

Географическое положение

Площадь России составляет 17 тысяч км2. Территория РФ занимает 1/3 самого большого материка в мире – Евразии. Страна Россия расположена в Европе и Азии.

Если внимательно посмотреть на карту, то можно заметить, что азиатская часть России чуть ли не в 3 раза больше европейской (приблизительно 77 % от территории всей страны). Однако большая часть населения проживает в европейской части государства – свыше 80 %.

Для ответа на вопрос «Россия находится в Европе или Азии?» можно попытаться проанализировать все 85 субъектов России и определить, как каждый из них относится к восточной и западной части России. Например, Бурятия – это однозначно азиатский регион, а вот Калининградская область будет относиться к европейским. И хотя территория Азии значительно больше европейской, количество жителей и субъектов выше в европейской части. Именно по этой причине вопрос, к какой части мира все-таки относится российское государство, до сих пор сохраняет свою актуальность.

Это интересно! Существует только один город России между Европой и Азией, находящийся на идущей по водоразделу границе, часть территории которого является европейской, а часть – азиатской. Этот крупный город – Екатеринбург.

Где граница Европы и Азии в России?

Политика России, как внутренняя, так и внешняя, во многом определяется ее географическим положением. Границы страны протянулись в длину на 12 000 км, зачастую они расчерчены естественным путем – по горным хребтам и рекам.

В современном мире считается, что разделять Азию и Европу не совсем целесообразно. Однако условная граница все-таки установлена. Граница Европы и Азии на территории России берет свое начало от Карского моря и далее идет по Уральскому хребту на юг до казахстанских гор Мугоджары.

История определения границы

Для наиболее объективного определения границы Европы и Азии на карте России необходимо обратиться к историческим данным.

Уже в античные времена люди верили в возможность существования некоторой границы между частями света. Древние греки считали, что она разделяет пополам Средиземное море. Математик Древней Греции Птолемей определил ее по Дону и Керченскому проливу. Эта точка зрения просуществовала до XVIII века.

Термин «Европа» также был придуман эллинами. Весь мир жители Древней Греции делили на Ливию (Африку), Азию и Европу. Северное Причерноморье для них было уже краем света, об остальных территориях они имели весьма смутное представление.

В Средневековье люди практически не задумывались о вопросах географии, считалось, что это прерогатива отдельных философских умов. Только в XVIII веке возникла новая теория, которая устанавливала Уральские горы в качестве разделительной черты между Азией и Европой. Однако эта версия постоянно оспаривалась. М. В. Ломоносов считал, что граница Европы и Азии в России должна быть проведена по рекам Дон и Волга.

Во времена существования СССР Америка и Европа проводили разделительную черту по западной границе СССР (в настоящее время это граница на севере Грузии и востоке Украины), относя это государство к Азии, а западные страны – к Европе. При этом даже считающаяся восточной страна – Турция - являлась частью Европы. Подобное проведение границы Европы и Азии на карте России, учитывая зону российского влияния, указывает на устойчивость разрыва в коллективном сознании. Например, несмотря на то что Турция была членом НАТО, поднялся большой шум, когда эта страна решила войти в состав Евросоюза.

Историческое обоснование отличия от Европы

Современные географы полагают, что Россию спокойно можно отнести к европейскому государству. Так считают многие жители Америки, Европы, Азии и России. Это обосновывается и при взгляде на сложившуюся политическую ситуацию. РФ является частью многих европейских объединений, в том числе и такого специфичного, как Совет Европы.

Однако западноевропейские народы прошли общий исторически обусловленный путь развития – они являлись частью Римской империи, которая впоследствии была завоевана германцами. Их объединили войны с Византией, создание единой христианской церкви, во главе которой стоял папа римский, последующее освобождение от церковной власти. Россию же эти события обошли стороной, а вот все до единого государства Западной Европы принимали в них участие. Так что тысячелетие развития, направленного по разным путям, не могло не сказаться на различия в образе жизни российских и европейских жителей и их менталитете.

Психология

Исторический путь – это только одна сторона медали. Не следует забывать и о национальной психологии и массовых стереотипах мышления. Возможно, именно этот аспект позволит ответить на вопрос: «К чему относится Россия – к Европе или Азии?»

Если рассматривать исторически сложившиеся традиции, то можно понять, что они несут чаще всего азиатский характер. Это почтительное отношение к семье и к старшим, и одновременно слегка пренебрежительное отношение к женщинам. В характере русских людей преобладают также достаточно типичные черты. Среди положительных можно выделить эмоциональность и гостеприимство, к отрицательным относятся лень, жадность и зависть. Часто в стране встречаются коррупционеры.

Рассмотрим основные отличия в менталитете европейских и российских жителей:

Языковые. На первый взгляд кажется, что здесь говорится о произношении слов, которое в каждом языке свое. Однако это не совсем так, дальше речь пойдет о смысловой нагрузке слов и синонимичных сочетаний. Если, например, рассматривать лексическое значение русской речи и французской, то можно заметить различия в осмыслении человека и его предназначения. Если в русском языке отдельно взятая личность выступает в качестве пассивной категории, то во французском подчеркивается, что каждый человек сам строит свою судьбу. Также и в решении проблем: если русские пытаются выкрутиться самостоятельно, ругая при этом начальство и жизнь, то европейцы обсуждают все вопросы в коллективе.В единомыслии. Редко когда россияне свои собрания проводят без прений. Здесь каждый считает свою точку зрения истинно верной и не хочет уступать другому. Объединение возможно в редких случаях, под предводительством харизматичного лидера (Ленин, Разин, Пугачев), и ведет обычно к революционному перевороту. Собрания в Европе более мирные, хотя европейские страны тоже имеют кровавые страницы в истории.Моральные. По мнению Запада, справедливость – это норма жизни. Здесь широко распространено мнение о правах, одинаковых для всех. Их педантичность и аккуратность видна даже в самых мелких деталях. В России же народ живет более свободной жизнью, редко ограничивая себя узкими рамками. Многие политические вопросы чаще всего решаются с применением силы (как и в Америке).

Общественное устройство

Возможно, ответить на вопрос «Россия – это Европа или Азия?» поможет рассмотрение основ азиатского и европейского общества.

Отличительная черта европейцев, несмотря на сложное сочетание традиций, правил и религиозных вероучений, - это взаимное сотрудничество. Все вопросы они решают в коллективном обсуждении с учетом мнения всех сторон. При этом основополагающим фактором выступает объединение и разрешение проблем путем голосования. Данный принцип как раз лежит в основе демократии – самого популярного политического течения в Европе.

В Азии не существует единой азиатской цивилизации. Она подразделяется на индуистский, исламский и китаецентристский миры. Каждый из них имеет свои уникальные особенности, то есть Азия состоит из миров с разнообразной религиозной основой, имеющих между собой мало общего. Однако и в ней можно выделить основную общую черту – это наличие кланового мышления. Здесь самое главное – узы между семьями и кровное родство. Все вопросы азиаты решают на клановых собраниях. Политическое устройство государств направлено на защиту в первую очередь кланов, а уже потом – отдельных индивидов.

Россияне не подразделяются на кланы и лишены инстинкта сотрудничества. Единым связующим звеном здесь выступает государство. В связи с этим всенародные выборы почти лишены смысла. Если на Западе народ имеет влияние на выбранных представителей, в России властные структуры свободны от контроля снизу и в то же время лишены народной поддержки.

Культура

Российская цивилизация образовалась на стыке двух культур – восточной и западной. Терпимость к другим культурам и многонациональность возникли благодаря необычному географическому положению государства. Так что же такое Россия – это Европа или Азия?

Если учитывать культурные различия, то культура в России по своим качественным признакам ближе к европейской. Российские города – европейского типа, славянский язык также сформировался в результате посредничества европейских стран и входит в семью индоевропейских. Исторических связей с Европой на порядок больше, чем с азиатскими странами. Европейское влияние выше азиатского, что заметно сказывается на культурном наследии России.

Религия России – христианство, пришла она также из Европы, хотя правильнее о ней говорить как о ближневосточной религии.

Многие образцы российского искусства имеют европейское происхождение. Это различные музыкальные шедевры, произведения литературы, картины, театральные спектакли.

В то же время исторически Россия шла по другому пути, отличному от Европы. Ее обошли стороной Реформация и Просвещение, массовые буржуазные революции. Она не приняла римское право.

Именно поэтому европейские ценности в современной России воспринимаются с некоторым безразличием. Положения о гражданском обществе, правах человека, секуляризме и демократии не вызывают особого интереса у соотечественников.

Культурная карта мира

Для более детального рассмотрения аспектов поднятого вопроса «Россия находится в Европе или Азии?» можно обратиться к Инглхарт-Вельцельской карте мира. В ней содержатся сведения об устройстве общества и самосознании жителей каждого государства. Разработана она была в 2004 году известными политологами, фамилии которых и послужили названием для карты.

Согласно данным карты, в 2004 году Россия считалась нерелигиозной и рациональной страной. Отношение ее жителей к религии было таким же, как и у проживающих на территории Дании и Германии. Однако к 2010 году общество стало более религиозным, ближе к Молдове.

Если задуматься об отношении человека к жизни и обществу, в котором он существует как отдельный индивид, можно выделить две полярных ценности: «выживание» и «самовыражение». Для жителей России наиболее важно выживание. Согласно культурно-политологической карте, жители лишь небольшого числа стран озадачиваются этим вопросом. Европейские государства в большинстве своем нацелены на самовыражение. Это означает, что осознание себя как личности и право на индивидуальное самовыражение для европейцев значительно важнее, чем безопасность государства.

В соответствии с этими тенденциями можно отметить, что развитие страны смещается к более религиозному восприятию мира, а ее жители по-прежнему остаются нацелены на выживание. Если посмотреть на карте другие государства, то можно заметить, что со временем Россия начинает больше тяготеть к азиатским странам и отдаляться от европейских.

Самобытность

Многие при ответе на вопрос: «Россия – это Европа или Азия?» - считают, что Россия не относится ни к Европе, ни к Азии, это вполне самобытная страна со своей культурой и обычаями. Ее относят к Евразии, самостоятельной цивилизации, устойчивые признаки которой формировались на протяжении веков. Причем эти признаки были взяты не из «классической» в современном понимании Европы, а из тех стран, которые в прошлом входили в состав Византийской империи и языческой Скандинавии.

В период становления Россия впитывала как европейские, так и азиатские ценности. На нее наложили свой отпечаток европейские походы и принятие христианства с одной стороны, и ордынское иго и набеги кочевников с другой стороны. В результате политики, направленной на постоянное объединение земель, и образовалась самая большая по площади страна в мире.

Таким образом, жители каждого субъекта РФ будут иметь отличные от людей, проживающих в других местах, культурные установки и ценности. И государство, являющееся сплавом различных регионов с разными традициями и культурой, не может однозначно относить себя целиком к какому-либо типу.

В какую сторону двигаться?

Нельзя сказать, что Россия имеет типично европейские или конкретные азиатские черты, она развивается сразу в нескольких направлениях. Можно сказать, что положение России на пересечении Востока и Запада позволило ей развить новый тип цивилизации, абсолютно не похожий на известные ранее. На вопрос «Россия – это Европа или Азия?» можно ответить так: «Россия является самостоятельной цивилизацией».

Однако, несмотря на все преимущества русского народа, ему еще есть куда расти и двигаться. В то же время следует помнить, что для будущего самосовершенствования необходимо сначала объективно взглянуть на действительную реальность и полностью проанализировать ее, чтобы без жалости приступить к искоренению найденных недостатков.

В целом Россию сложно назвать азиатской или европейской. Она представляет собой абсолютно уникальную цивилизацию со своей богатой историей и своеобразными традициями и культурой.

Источник

www.obovsyom.ru


Смотрите также

  • Азия что это
  • Ошибка р0171 лада гранта
  • Военный хаммер видео
  • Военный тигр авто
  • Устройство мост уаз военный мост
  • Платят ли военные пенсионеры транспортный налог
  • Правила светофора для детей
  • Контроль светофоров что это
  • Какая дистанция должна быть между автомобилями по пдд на светофоре
  • Принцип работы вискомуфты в автомобиле
  • Вискомуфта вентилятора ремонт своими руками