Детонация это


Детонация Википедия

Детона́ция (от фр. détoner — «взрываться» и лат. detonare — «греметь»[1]) — это режим горения, в котором по веществу распространяется ударная волна, инициирующая химические реакции горения, в свою очередь, поддерживающие движение ударной волны за счёт выделяющегося в экзотермических реакциях тепла. Комплекс, состоящий из ударной волны и зоны экзотермических химических реакций за ней, распространяется по веществу со сверхзвуковой скоростью и называется детонационной волной[1]. Фронт детонационной волны — это поверхность гидродинамического нормального разрыва.

Скорость распространения фронта детонационной волны относительно исходного неподвижного вещества называется скоростью детонации. Скорость детонации зависит только от состава и состояния детонирующего вещества и может достигать нескольких километров в секунду как в газах, так и в конденсированных системах (жидких или твёрдых взрывчатых веществах). Скорость детонации значительно превышает скорость медленного горения, которая всегда существенно меньше скорости звука в веществе и не превышает нескольких метров в секунду.

Многие вещества способны как к медленному (дефлаграционноному) горению, так и к детонации. В таких веществах для распространения детонации её необходимо инициировать внешним воздействием (механическим или тепловым). В определённых условиях медленное горение может самопроизвольно переходить в детонацию.

Детонацию, как физико-химическое явление, не следует отождествлять со взрывом. Взрыв — это процесс, в котором за короткое время в ограниченном объёме выделяется большое количество энергии и образуются газообразные продукты взрыва, способные совершить значительную механическую работу или вызвать разрушения в месте взрыва. Взрыв может иметь место и при воспламенении и быстром сгорании газовых смесей или взрывчатых веществ в ограниченном пространстве, хотя при этом детонационная волна не образуется. Так, быстрое (взрывное) сгорание пороха в стволе артиллерийского орудия в процессе выстрела не является детонацией.

Стук, возникающий в двигателях внутреннего сгорания, также называют детонацией (англ. knock), однако это не детонация в строгом смысле этого слова. Стук вызывается преждевременным самовоспламенением топливовоздушной смеси с последующим быстрым её сгоранием в режиме взрывного горения, но без образования ударных волн. Детонационные волны в работающем двигателе (англ. superknock)[2] возникают крайне редко и только при нарушении условий эксплуатации, например из-за нештатного низкооктанового топлива. При этом двигатель очень быстро выходит из строя из-за разрушения конструкционных элементов ударными волнами.

История исследований явления[ | код]

Вероятно, впервые термин «детонация» был введён в научный обиход Лавуазье в «Трактате по элементарной химии» (фр. Traité élémentaire de chimie), опубликованном в Париже в 1789 году[3]. Во второй половине XIX века были синтезированы вторичные взрывчатые вещества, в основе действия которых лежит явление детонации. Однако из-за большой скорости детонационной волны и разрушительного действия взрыва научное изучение детонации оказалось чрезвычайно затруднено и началось с публикаций исследований явления детонации газовых смесей в трубах в 1881 году французскими химиками Малляром и Ле Шателье и независимо от них Бертло и Вьелем[4]. В 1890 году русский учёный В. А. Михельсон, опираясь на работы Гюгонио по ударным волнам, вывел уравнения для распространения детонационной волны и получил выражение для скорости детонации[5]. Дальнейшее развитие теории было выполнено Чепменом в 1899 году[6] и Жуге в 1905 году[7]. В теории Чепмена—Жуге, названной гидродинамической теорией детонации, детонационная волна рассматривалась как поверхность разрыва, а условие для определения скорости детонации, названное их именами (условие Чепмена—Жуге[en]), было введено как постулат.

В 1940-е годы Я. Б. Зельдович разработал теорию детонации, в которой учитывается конечное время протекания химической реакции вслед за нагревом вещества ударной волной. В этой модели условие Чепмена—Жуге получило ясный физический смысл как правило отбора скорости детонации[8], а сама модель была названа моделью ZND[en] — по именам Зельдовича, Неймана и Дёринга, так как независимо от него к схожим результатам пришли фон Нейман[9] в США и Дёринг[10] в Германии.

Модели Чепмена—Жуге и ZND позволили существенно продвинуться в понимании явления детонации, однако они по необходимости были одномерными и упрощёнными. С ростом возможностей экспериментального исследования детонации в 1926 году английскими исследователями Кэмпбеллом и Вудхедом был открыт эффект спирального продвижения фронта детонации по газовой смеси[11]. Это явление получило название «спиновой детонации» и впоследствии было обнаружено и в конденсированных системах[12].

В 1959 году сотрудники ИХФ АН СССР Ю. Н. Денисов и Я. К. Трошин открыли явление ячеистой структуры и пульсирующих режимов распространения детонационной волны[13][14].

Механизм детонации[ | код]

Детонация может возникать в газах, жидкостях, конденсированных веществах и гетерогенных средах. При прохождении фронта ударной волны вещество нагревается. Если ударная волна достаточно сильная, то температура за фронтом ударной волны может превысить температуру самовоспламенения вещества, и в веществе начинаются химические реакции горения. В ходе химических реакций выделяется энергия, подпитывающая ударную волну. Такое взаимодействие газодинамических и физико-химических факторов приводит к образованию комплекса из ударной волны и следующей за ней зоны химических реакций, называемого детонационной волной. Механизм превращения энергии в детонационной волне отличается от механизма в волне медленного горения (дефлаграции), движущейся с дозвуковой скоростью, в которой передача энергии в исходную смесь осуществляется в основном теплопроводностью[15].

Гидродинамическая теория детонации[ | код]

Структура одномерной детонационной волны в газе (B) и конденсированных средах (C).

Если характерные размеры системы заметно превышают толщину детонационной волны, то её можно считать поверхностью нормального разрыва между исходными компонентами и продуктами детонации. В этом случае законы сохранения массы, импульса и энергии по обеим сторонам разрыва в системе координат, где фронт волны неподвижен, выражаются следующими соотношениями:

  • ρ0D=ρ(D−u){\displaystyle \rho _{0}D=\rho (D-u)} — сохранение массы,
  • P0+ρ0D2=P+ρ(D−u)2{\displaystyle P_{0}+\rho _{0}D^{2}=P+\rho (D-u)^{2}} — сохранение импульса,
  • P0D+ρ0D(e0+D2/2)=P(D−u)+ρ(D−u)(e+(D−u)2/2){\displaystyle P_{0}D+\rho _{0}D(e_{0}+D^{2}/2)=P(D-u)+\rho (D-u)(e+(D-u)^{2}/2)} — сохранение энергии.

Здесь D — скорость детонационной волны, (D — u) — скорость продуктов относительно детонационной волны, P — давление, ρ — плотность, e — удельная внутренняя энергия. Индексом 0 обозначены величины, относящиеся к исходному веществу. Исключая из этих уравнений u, имеем:

  • P−P0=(ρ0D)2(V0−V){\displaystyle P-P_{0}=(\rho _{0}D)^{2}(V_{0}-V)},
  • e−e0=12(P+P0)(V0−V){\displaystyle e-e_{0}={\frac {1}{2}}(P+P_{0})(V_{0}-V)}[16].

Первое соотношение выражает линейную зависимость между давлением P и удельным объёмом V=1/ρ и называется прямой Михельсона (в зарубежной литературе — прямой Рэлея). Второе соотношение называется детонационной адиабатой или кривой Гюгонио (в зарубежной литературе также — Рэнкина—Гюгонио). Если известно уравнение состояния вещества, то внутренняя энергия может быть выражена через давление и объём, и кривая Гюгонио может быть также представлена как линия в координатах P и V[17].

Модель Чепмена—Жуге[ | код]

Система двух уравнений (для прямой Михельсона и кривой Гюгонио) содержит три неизвестных (D, P и V), поэтому для определения скорости детонации D требуется дополнительное уравнение, которое невозможно получить только из термодинамических соображений. Поскольку детонационная волна устойчива, звуковые возмущения в продуктах не могут догонять фронт детонационной волны, иначе он будет разрушаться. Таким образом, скорость звука в продуктах детонации не может превышать скорость течения за фронтом детонационной волны.

На плоскости P, V прямая Михельсона и кривая Гюгонио могут пересекаться не более чем в двух точках. Чепмен и Жуге предположили, что скорость детонации определяется по условию касания прямой Михельсона и кривой Гюгонио для полностью прореагировавших продуктов (детонационной адиабаты). В этом случае прямая Михельсона является касательной к детонационной адиабате, и эти линии пересекаются ровно в одной точке, названной точкой Чепмена-Жуге (CJ). Это условие соответствует минимальному наклону прямой Михельсона и физически означает, что детонационная волна распространяется с минимально возможной скоростью, и скорость течения за фронтом детонационной волны в точности равна скорости звука в продуктах детонации[18].

Модель Зельдовича, Неймана и Дёринга (ZND)[ | код]

Модель Чепмена-Жуге позволяет описать распространение детонационной волны как гидродинамического разрыва, но не даёт ответов на вопросы, связанные со структурой зоны химических реакций. Эти вопросы стали особенно актуальными в конце 1930-х годов в связи с быстрым развитием военной техники, боеприпасов и взрывчатых веществ. Независимо друг от друга Я. Б. Зельдович в СССР, Джон фон Нейман в США и Вернер Дёринг в Германии создали модель, названную впоследствии по их именам моделью ZND. Аналогичные результаты были получены и в кандидатской диссертации А. А. Гриба, выполненной в 1940 году в Томске[19].

В этой модели считается, что при распространении детонации вещество сначала нагревается при прохождении фронта ударной волны, а химические реакции начинаются в веществе спустя некоторое время, равное задержке самовоспламенения. В ходе химических реакций выделяется тепло, которое приводит к дополнительному расширению продуктов и увеличению скорости их движения. Таким образом, зона химических реакций выступает в роли своего рода поршня, толкающего ведущую ударную волну и обеспечивающего её устойчивость[20].

На диаграмме P, V эта модель условно отображается в виде процесса, первой стадией которого будет скачок по адиабате Гюгонио для исходного вещества в точку с максимальным давлением, с последующим постепенным спуском по прямой Михельсона до её касания с адиабатой Гюгонио для прореагировавшего вещества, то есть до точки Чепмена-Жуге[21]. В этой теории правило отбора скорости детонации и гипотеза Чепмена-Жуге получают своё физическое обоснование. Все состояния выше точки Чепмена-Жуге оказываются неустойчивыми, так как в них скорость звука в продуктах превышает скорость течения за фронтом детонационной волны. В состояния ниже точки Чепмена-Жуге попасть невозможно, так как скачок давления на фронте ударной волны всегда больше конечной разности давлений между продуктами детонации и исходным веществом[22].

Однако такие режимы могут наблюдаться в эксперименте при искусственном ускорении детонационной волны, и они называются соответственно пересжатой или недосжатой детонацией[23].

Детонация в технике[ | код]

В двигателях внутреннего сгорания детонацией часто называют взрывное горение в цилиндре (см. Стук в двигателе). Двигатели внутреннего сгорания, реализующие цикл Отто, рассчитаны на медленное горение горючей смеси без резких скачков давления. Быстрое сгорание смеси резко повышает давление в камере сгорания, что приводит к ударным нагрузкам на детали конструкции двигателя и быстрому выходу двигателя из строя. Топливо с более высоким октановым числом допускает большую степень сжатия и лучше противостоит детонации[24].

Детонационное горение является наиболее термодинамически выгодным способом сжигания топлива и преобразования химической энергии топлива в полезную работу[25]. Поэтому детонация может применяться в рабочем процессе в камерах сгорания перспективных энергетических установок, таких как импульсный детонационный двигатель[26][27].

Явление детонации лежит в основе действия взрывчатых веществ, широко применяемых как в военном деле, так и в гражданской хозяйственной деятельности при производстве взрывных работ[28].

Примечания[ | код]

  1. ↑ 1 2 БЭС, Детонация..
  2. ↑ Wang Z., Liu H., Song T., Qi Y., He X., Shuai S., Wang J. Relationship between super-knock and pre-ignition // International Journal of Engine Research. — 2014. — Vol. 16. — P. 166-180. — ISSN 1468-0874. — DOI:10.1177/1468087414530388.
  3. ↑ Долгобородов А. Ю. К истории «открытия» явления детонации // Горение и взрыв № 6. — 2013. — С. 329-332.
  4. ↑ Щёлкин, Трошин, Газодинамика горения, 1963, с. 13.
  5. ↑ Хитрин, Физика горения и взрыва, 1957, с. 262.
  6. ↑ Chapman D. L. On the rate of explosion in gases // Philosophical Magazine. — 1899. — Vol. 47. — 189. — P. 90—104.
  7. ↑ Jouguet Е. Sur la propagation des réactions chimiques dans les gaz // Journal des Mathématiques Pures et Appliquées. — 1905. — Vol. 1. — P. 347—425.
  8. ↑ Зельдович Я. Б. К теории распространения детонации в газообразных системах // Журнал экспериментальной и теоретической физики. — 1940. — Т. 10, вып. 5. — С. 542—568.
  9. ↑ von Neumann J. John von Neumann: Collected Works, 1903-1957. — New York: Pergamon Press. — Vol. 6. — ISBN 978-0-08-009566-0.
  10. ↑ Döring, W. (1943). «Über Detonationsvorgang in Gasen» (German). Annalen der Physik 43 (6–7): 421–436. DOI:10.1002/andp.19434350605. ISSN 0003-4916.
  11. ↑ Щёлкин, Трошин, Газодинамика горения, 1963, с. 44.
  12. ↑ Дрёмин и др., Детонационные волны в конденсированных средах, 1970, с. 69.
  13. ↑ Денисов Ю. Н., Трошин Я. К. Пульсирующая и спиновая детонация газовых смесей в трубах // Доклады АН СССР. — 1959. — Т. 125, № 1. — С. 110-113.
  14. ↑ Денисов Ю. Н., Трошин Я. К. Механизм детонационного сгорания // Прикладная механика и техническая физика. — 1960. — Т. 1, № 1. — С. 21-35.
  15. ↑ Ландау, Лифшиц. Т. 6. Гидродинамика, 2001, § 129. Детонация, с. 668.
  16. ↑ Зельдович, Компанеец, Теория детонации, 1955, с. 10.
  17. ↑ Зельдович, Компанеец, Теория детонации, 1955, с. 11.
  18. ↑ Зельдович, Компанеец, Теория детонации, 1955, с. 71.
  19. ↑ Baudun G. La détonation: chronologie des travaux de modélisation dans les explosifs condensés. Sixièmes journées scientifiques Paul Vieille, ENSTA, Paris 7-8 octobre 2009 27 (2009). Проверено 22 апреля 2015.
  20. ↑ Зельдович, Компанеец, Теория детонации, 1955, с. 64.
  21. ↑ Зельдович, Компанеец, Теория детонации, 1955, с. 69.
  22. ↑ Зельдович, Компанеец, Теория детонации, 1955, с. 75.
  23. ↑ Зельдович, Компанеец, Теория детонации, 1955, с. 74.
  24. ↑ Октановое число — статья из энциклопедии «Кругосвет»
  25. ↑ Фролов С. М. Наука о горении и проблемы современной энергетики // Российский химический журнал (Журнал Российского химического общества им. Д. И. Менделеева). — 2008. — Т. LII, № 6. — С. 129-134.
  26. ↑ Kailasanath, K. (2000). «Review of Propulsion Applications of Detonation Waves». AIAA Journal 39 (9): 1698–1708. DOI:10.2514/2.1156. Bibcode: 2000AIAAJ..38.1698K.
  27. ↑ Norris, G. (2008). «Pulse Power: Pulse Detonation Engine-powered Flight Demonstration Marks Milestone in Mojave». Aviation Week & Space Technology 168 (7).
  28. ↑ Взрывчатые вещества — статья из энциклопедии «Кругосвет»

Литература[ | код]

  • Детонация // Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. — 1-е изд. — М. : Большая российская энциклопедия, 1991. — ISBN 5-85270-160-2.
  • Зельдович Я. Б., Компанеец А. С. Теория детонации. — М.: Государственное издательство технико-теоретической литературы, 1955. — 268 с.
  • Хитрин Л. Н. Глава IV. Процесс распространения пламени. Детонация // Физика горения и взрыва. — М.: Издательство Московского университета, 1957. — С. 255-314. — 452 с. — 20 000 экз.
  • Щёлкин К. И., Трошин Я. К. Газодинамика горения. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1963. — 254 с.
  • Дрёмин А. Н., Савров С. Д., Трофимов В. С., Шведов К. К. Детонационные волны в конденсированных средах. — М.: Наука, 1970. — 164 с.
  • Ландау, Л. Д., Лифшиц, Е. М. § 129. Детонация // Гидродинамика. — Издание 5-е, стереотипное. — М.: Физматлит, 2001. — С. 668. — 736 с. — («Теоретическая физика», том VI). — ISBN 5-9221-0121-8.
  • Dremin A. N. Toward Detonation Theory. — New York: Springer, 1999. — 156 p. — ISBN 978-1-4612-0563-0. — DOI:10.1007/978-1-4612-0563-0.

ru-wiki.ru

Детонация - это... Что такое Детонация?

ДЕТОНАЦІЯ. Впервые Ноблемъ въ 1864 г. б. замѣчено, что нитроглицеринъ, зажженный въ открыт. сосудѣ накален. тѣломъ или пламенемъ, сгораетъ совершенно спокойно; если же взорватъ въ нитрогл-ринѣ капсюль съ гремуч. ртутью, то происходитъ взрывъ его съ такой скоростью и силой, что разрушит. дѣйствіе его превосходитъ взрывъ нитрогл-рина въ самой прочн. оболочкѣ при воспламененіи его раскален. тѣломъ. Такого рода взрывъ названъ Д. Въ 1868 г. Абель въ отношеніи къ пироксилину получилъ слѣд. результаты, важные для общей характеристики этого явленія: а) въ сух. и прессов. состояніи пирлинъ легко детонируетъ отъ капсюля гремуч. ртути; въ рыхломъ же или порошкообраз. состояніи онъ разбрасывается въ стороны и сгораетъ только отчасти: в) количество гремуч. ртути, необходимое для Д., тѣмъ меньше, чѣмъ прочнѣе оболочка капсюля; с) гремуч. ртуть м. вызвать Д. пирлина и на нѣк-ромъ разстояніи отъ него, даже когда капсюль отдѣленъ отъ пирлина перегородкой или слоемъ воды; д) скорость распространенія Д. въ сух. прессов. пирлинѣ плотностью 1,0—1,2, измѣняется отъ 5.300 до 6.100 мтр. въ сек.; е) пирлинъ съ 20—30% влажности отъ капсюля гремуч. ртути не детонируетъ, а только посредствомъ запала изъ сух. пирлина, детонируемаго капсюлемъ гремуч. ртути. Затѣмъ, явленіе Д. удалось распространить на всѣ взрывч. вещества; но, кромѣ нитрогл-рина и сух. пирлина, всѣ они детонируютъ только при помощи посредствующаго патрона, детонируемаго капсюлемъ гремуч. ртути. На практикѣ для этой цѣли пользуются запал. патронами изъ сух. пирлина съ капсюлями гремуч. ртути или запал. патронами изъ смѣси тротила и тетрила. Открытіе явленія Д. дало начало новой эпохѣ въ техникѣ примѣненія взрывч. веществъ для мин. и подрыв. дѣла: при Д. осуществляются условія наиб. выгоднаго примѣненія взрывч. веществъ, т. к. достигается наиб. возможное разрушит. дѣйствіе; Д. позволяетъ производить разрушеніе, не вводя взрывч. веществъ внутрь разрушаемаго предмета, а взрывая ихъ только при соприкосновеніи съ нимъ; благодаря открытію явленія Д., арт-рія получила бризант. снаряды — единственное средство противъ бетон. и бронев. закрытій. Скорость Д. Наиб. существенной и характер. чертой, отличающей Д. отъ обыкнов. взрыва, является та ск-сть, съ какой взрывч. разложеніе распространяется на массѣ взрывч. веществъ. Бертело и Вьелль, изучая Д. газообразныхъ взрывч. смѣсей, заключенныхъ въ длин. трубки разл. матеріала, пришли къ выводу, что кажд. смѣсь обладаетъ опред. ск-стью Д., к-рая не зависитъ ни отъ матеріала и размѣровъ трубки, ни отъ рода детонатора, ни отъ давленія газа (въ предѣлахъ 3 атм.), ни отъ того, наконецъ, одинъ или оба конца трубки остаются при взрывѣ открытыми. Относит. же пропорція состав. частей взрывч. газовъ оказываетъ значит. вліяніе на ск-сть Д. ихъ; максимал. ск-сть Д. получается при составѣ, соотвѣтствующемъ наиб. совершенному ихъ сгоранію; при опред. избыткѣ какой-либо состав. части Д. не происходитъ вовсе. Въ нѣк-рыхъ же исключит. случаяхъ обнаруживается, что и въ газовыхъ средахъ давленіе имѣетъ существенное вліяніе на ск-сть распростр-нія Д. въ нихъ. Въ отношеніи ск-стей Д. въ жидк. и тверд. средахъ изслѣд-нія Бертело и Вьелля выяснили, что въ противность газов. смѣсямъ, въ этомъ случаѣ имѣетъ значеніе матеріалъ и толщина стѣнокъ трубокъ, въ к-рыхъ заключены взрывч. вещества. Выяснить вліяніе начал. давленія на ск-сть Д. при этихъ опытахъ не удалось. Сильное пониженіе темп-ры для нѣк-рыхъ веществъ (напр., нитрогл-рина) уменьшаетъ ск-сть Д. Позднѣйшія работы Бихеля показали. что съ увеличеніемъ попереч. размѣровъ заряда наблюдается повышеніе ск-сти Д. Далѣе, Дотришъ выяснилъ рядомъ опытовъ, что съ увеличеніемъ плотности взрывч. веществъ ск-сть Д. увеличивается до нѣк-раго максимума, а затѣмъ начинаетъ падать; для кизельгуръ-динамита максимал. ск-сть Д. получается при плотности ок. 1,6; а уже при плотности 1,75 этотъ дин-тъ отъ капсюля гремуч. ртути не взрываетъ. — Теорія Д. Изслѣд-ніе продуктовъ разложенія и теплоты взрыва при Д. показываетъ, что въ этомъ она мало чѣмъ отличается отъ обыкнов. взрыва; и потому единств. объясненіемъ совершенно особен. характера дѣйствія при Д. служатъ колоссал. ск-сти разложенія, достигающія нѣск. тыс. мтр. въ сек. Наиб. удовлетворит. объясненіе Д. дается Бертело въ его "теоріи взрывной волны", построенной на общихъ законахъ механики и термодинамики. Согласно этой теоріи, причины развитія значит. ск-стей разложенія взрывч. веществъ при Д. кроются уже въ самыхъ способахъ воспламененія, вызывающихъ Д.: сильный мѣстн. ударъ или аналогичное съ ударомъ дѣйствіе капсюля гремуч. ртути. Механич. энергія удара превращается въ теплоту, подъ вліяніемъ к-рой частички вещества почти мгновенно нагрѣваются до оч. выс. темп-ры и подвергаются взрывч. разложенію. Самый способъ мѣстн. нагрѣванія въ случаѣ Д. рѣзко отличается по крайней быстротѣ и интенсивности отъ нагрѣванія при обыкнов. взрывѣ. Вслѣдствіе этого и дальнѣйшій ходъ распростр-нія разложенія принимаетъ особен. характеръ. Первый слой вещества, подвергаясь крайне быстрому взрывч. разложенію, развиваетъ своими продуктами оч. выс. давленіе, дѣйствующее на слѣд. слой подобно тому же механич. удару, и въ свою очередь производитъ нагрѣваніе и химич. разложеніе; и такъ идетъ отъ слоя къ слою до полн. разложенія всего взятаго заряда. Т. обр., въ случаѣ Д. по массѣ взрывч. веществъ проходитъ этотъ послѣдоват. рядъ механич., теплов. и химич. явленій, составляющихъ въ цѣломъ т. наз. "взрывную волну". Въ случаѣ Д. подъ вліяніемъ гремуч. ртути, согласно теоріи взрывной волны, допускаютъ, что и здѣсь отъ взрыва капсюля происходитъ мгновен. развитіе оч. выс. мѣстн. давленія, дѣйствующаго подобно сильн. механич. удару и возбуждающаго взрывн. волну. Та же роль и запальн. приспособленій, детонаторовъ (см. это слово) — усилить первонач. ударъ капсюля гремуч. ртути по пов-сти взрывч. веществъ и вызвать энергич. развитіе явленій, составляющихъ взрывн. волну. Явленіе передачи Д. отъ одного заряда другому на нѣк-ромъ разстояніи или Д. черезъ вліяніе, по теоріи взрывн. волны, объясняется тѣмъ, что развивающееся въ моментъ Д. оч. выс. давленіе производитъ въ окружающей зарядъ средѣ сильн. волнообраз. движеніе, к-рое и распространяется въ ней по всѣмъ напр-ніямъ; на небол. разстояніи отъ мѣста взрыва эта чисто механич. волна м. по пов-сти сосѣд. заряда произвести настолько сильн. ударъ, что вызоветъ въ немъ явленіе взрывн. волны и Д. Лучше всего Д. черезъ вліяніе воспринимаютъ динамиты; для пирлина и мелинита передача Д. на разстояніе происходитъ знач-но хуже, а бездым. пироксилин. пороха коллоидн. строенія совершенно не воспринимаютъ Д. на разстояніи. — Въ военно-подрывномъ дѣлѣ, гдѣ производятся опред. способами взрыванія зарядовъ, Д. принято называть передачу взрыва отъ одного заряда (активнаго) къ другому (пассивному) черезъ разстояніе, т.-е. случай, когда пассив. зарядъ, находящійся въ сферѣ дѣйствія актив. заряда, взрываетъ безъ непосред. его воспламененія. Дальность передачи взрыва при Д. для дан. вещества зависитъ, гл. обр., отъ величины актив. заряда, матеріала его оболочки и отъ окружающей среды. При зарядахъ въ металл. оболочкахъ дальность передачи увеличивается почти вдвое, сравнит-но съ зарядами безъ оболочекъ. При зарядахъ въ дерев. оболочкахъ дальность передачи во столько же уменьшается. Дальность передачи увеличивается, если заряды помѣщены на землѣ, а не подвѣшены на воздухъ. Еще болѣе благопріятнымъ условіемъ будетъ помѣщеніе зарядовъ на соединяющей ихъ металл. подставкѣ. Наконецъ, наиб. дальности передачи м. достигнуть, располагая заряды на концахъ металл. трубы. Для мелинита зависимость между величиною заряда и дальностью передачи Д., при располаганіи зарядовъ на дерев. столбахъ, выражается слѣд. образомъ:

Зарядъ

2 фн.

детонируетъ

такой

же

зарядъ

на

разстояніи

1 фт.

"

10 "

"

"

"

"

"

"

5 "

"

15 "

"

"

"

"

"

"

7,8 "

"

30 "

"

"

"

"

"

"

15 "

т.-е. дальность передачи въ футахъ равна половинѣ величины зарядовъ, выраженной въ фунтахъ. Для динамита эти разстояніи можно считать почти вдвое большими, а для тринитротолуола вдвое меньшими. Однако, Д. черезъ указанныя разстоянія не всегда происходитъ, здѣсь имѣетъ нѣк-рое вліяніе и состояніе погоды, и направленіе вѣтра, и прочность укрѣпленія зарядовъ, а потому на практикѣ Д. пользуются лишь на незначительныхъ разстояніяхъ, при чемъ въ пассивные заряды вставляютъ капсюли съ гремуч. ртутью, обращенные своими отверстіями къ активнымъ зарядамъ. Въ этомъ случаѣ расчитываютъ на непосредственное дѣйствіе пламени и горячихъ газовъ активнаго заряда.

Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. Под ред. В.Ф. Новицкого и др.. 1911—1915.

ve.academic.ru

ДЕТОНАЦИЯ

На некоторых режимах работы автомобиля, обычно связанных с большой нагрузкой, при использовании бензина, качество которого не полностью отвечает требованиям двигателя, может возникнуть особый вид сгорания рабочей смеси, так называемое детонационное сгорание. Такое сгорание сопровождается появлением характерного звонкого металлического стука, повышением дымности выхлопа и увеличением температуры в цилиндрах двигателя. Все внешние признаки и проявления детонации хорошо известны, однако, причины возникновения и механизм этого явления до сего времени выяснены не полностью. Существует несколько теорий, объясняющих сущность детонационного сгорания, но наиболее общепризнанной из них в настоящее время является так называемая перекисная теория. В основе этой теории лежат труды выдающегося русского ученого акад. А.Н. Баха, который установил, что при окислении углеводородов первичными продуктами являются перекисные соединения типа гидроперекиси R—О—О—Н или диалкилперекиси R—О—О—R. Перекиси относятся к разряду весьма нестойких соединений, обладающих большой избыточной энергией. При определенных температурах и давлении перекисные соединения могут самопроизвольно разлагаться с выделением большого количества тепла и образованием новых активных частиц.                       Процесс окисления углеводородов бензина кислородом воздуха начинается с момента производства бензина на заводе и продолжается вплоть до сгорания бензина в двигателе. Скорость окисления зависит от температуры. При повышении температуры бензина на 10° С скорость его окисления возрастает в 2, 2—2, 4 раза. При хранении и транспортировке бензина температура его обычно невысока, поэтому окисление углеводородов и образование перекисных соединений происходит весьма медленно. Перекисные соединения в таких условиях не накапливаются, а подвергаются дальнейшему окислению с образованием смолистых веществ. Энергичное окисление углеводородов бензина начинается в камере сгорания в конце такта сжатия рабочей смеси. При движении поршня к в.м.т. непрерывно повышается температура и давление в рабочей смеси и возрастает не только скорость окисления углеводородов, но в процесс окисления вовлекается все большее и большее количество различных соединений. Процессы окисления приобретают особенно большую скорость после воспламенения смеси и образования фронта пламени. По мере сгорания рабочей смеси температура и давление в камере сгорания быстро нарастают, что способствует дальнейшей интенсификации процессов окисления в несгоревшей части рабочей смеси. На последние порции несгоревшего топлива, находящиеся перед фронтом пламени, высокие температура и давление действуют наиболее длительно. Вследствие этого в них особенно интенсивно накапливаются перекисные соединения, поэтому наиболее благоприятные условия для перехода нормального сгорания в детонационное создаются при сгорании именно последних порций рабочей смеси. Описанные выше процессы окисления углеводородов с образованием перекисных соединений протекают в двигателе всегда, независимо от того, какое сгорание имеет место: нормальное или детонационное. Если в двигателе используется такой бензин, в составе которого преобладают углеводороды, не образующие при окислении большого количества перекисных соединений, то концентрация перекисей в последних порциях смеси не достигает критических значений, и сгорание заканчивается нормально, без возникновения детонации. Если при окислении бензина в последних порциях смеси накапливается много перекисных соединений, то свыше некоторого критического значения происходит их взрывной распад с образованием так называемого «холодного пламени». Продуктами сгорания в этом пламени являются главным образом альдегиды и СО, так что и энергия, выделяемая в «холодном пламени», составляет лишь малую часть от полной теплоты сгорания топлива (5—10%) с соответственно незначительным повышением температуры. Свечение холодного пламени обязано оптическому возбуждению молекул формальдегида непосредственно при их образовании, т. е. возникает за счет энергии химической реакции (хемилюминесценция). Распространение холодного пламени по рабочей смеси, в отличие от -нормальных горячих пламен, осуществляется исключительно диффузией в свежую смесь активных частиц, радикалов, образующихся при распаде перекисей. Результатом холоднопламенной стадии является замена исходного, относительно инертного углеводорода химически активной смесью органических перекисей, альдегидов и свободных радикалов. Эта активная смесь подвергается дальнейшему окислению и после некоторого периода индукциипроисходит новый взрывной распад перекисных соединений, аналогичный прежнему, но с вовлечением большей массы исходной смеси и с участием большего количества перекисных соединений. При этом возникает особый тип пламени, промежуточный между холодным и горячим, названный А. С. Соколиком [ ] «вторичным холодным пламенем». Реакция идет в нем так же, как в холодном пламени, не до конечных продуктов СО2 и Н2О, а до СО, но степень разогрева в этом пламени уже велика и соответствует выделению примерно половины полной энергии сгорания, поэтому «вторичное холодное пламя» распространяется с большей скоростью не только за счет диффузии активных центров, но и за счет теплопередачи. После прохождения «вторичного холодного пламени» остается на гретая до высокой температуры смесь СО и неиспользованного кислорода. При достаточно высокой концентрации активных центров происходит цепочечно-тепловой взрыв этой смеси, рождающий настоящее горячее пламя, т. е. происходит самовоспламенение [1]. Вначале самовоспламенение и образование нового фронта горячего пламени происходит в одном или нескольких местах несгоревшей части рабочей смеси. Одновременно с новым фронтом горячего пламени возникает новый фронт ударной волны. Ударные волны, распространяясь по нагретой активной смеси, в которой предпламенные реакции близки к завершению, стимулируют самовоспламенение остальной несгоревшей части рабочей смеси. При этом скорость распространения фронта горячего пламени в оставшейся части смеси становится такой же, как и скорость распространения ударных волн, т. е. появляется детонационная волна сгорания, имеющая скорость до 2000—2500 м/сек. Таким образом, сущность явления детонации состоит в весьма быстром завершении процесса сгорания в результате многостадийного самовоспламенения части рабочей смеси перед фронтом пламени, сопровождающегося возникновением ударных волн, которые, в свою очередь, стимулируют сгорание всей оставшейся рабочей смеси со сверхзвуковой скоростью. Изложенные выше представления о цепном механизме детонационного сгорания основаны на трудах акад. Н. Н. Семенова и подтверждаются многочисленными экспериментальными данными. Рисунок 1 иллюстрирует исследования, перемещения фронта пламени при нормальном и детонационном сгорании смеси в специальном двигателе, оборудованном аппаратурой для скоростной фотосъемки. Очаг детонационного сгорания отмечен в наиболее удаленном от свечи зажигания месте. Весь процесс детонационного сгорания завершился при повороте коленчатого вала на 6—7° после в. м. т., тогда как нормальное сгорание в этих условиях протекало значительно дольше и заканчивалось при повороте коленчатого вала более чем на 14° после в. м. т. (Рисунок 1). В пользу многостадийного воспламенения несгоревшей порции рабочей смеси говорит тот факт, что в спектре испускания пла-

Рисунок 1 . Распространение фронта пламени в цилиндре двигателя. Сплошными ли- ниями обозначены мгновенное положение фронта пламени через каждые 2° поворота коленчатого вала:А — при угле опережения зажигания 20° до ВМТ и нормальном сгорании; Б — при угле опе- режения зажигания 19, 2° до ВМТ и сгорании с детонацией; Х— искра; Д — место возникно- вения детонации.

мени в детонационной зоне исчезают характерные для углеводородных пламен полосы С—С и С—Н. Это обстоятельство свидетельствует о том, что горячее пламя возникает в данном случае не в исходной углеводородо-воздушной смеси, а в продуктах ее превращения, содержащих главным образом СО. При помощи спектров поглощенияв смеси перед детонационным воспламенением обнаружены органические перекиси и альдегиды и, наконец, специфические для холодных пламен возбужденные молекулы формальдегида [1]. Установлено, что введение в камеру сгорания небольших количеств диэтилперекиси (С2H5ООС2H5) или этилгидроперекиси (С2Н5ООН) вызывает очень сильную детонацию. Резкую детонацию вызывало введение гидроперекиси ацетила (СНзСООН). В последней порции рабочей смеси в двигателе перед началом детонации были обнаружены органические перекиси, аналогичные гидроперекиси ацетила, в таких количествах, которые по опытам с чистой перекисью необходимы для вызова детонации [ ]. Внешние признаки детонационного сгорания мы уже отмечали: характерный стук, дымный выхлоп и перегрев двигателя. Металлический стук является результатом многократных периодических отражений ударных волн от стенок камер сгорания. При этом на индикаторных диаграммах в конце сгорания регистрируются вибрации давления в виде ряда постепенно затухающих острых пиков (рис. Рисунок 2). Частота вибраций давления примерно такая же, как и основная частота слышимых стуков — порядка нескольких тысяч гц. В связи с этим при детонации мы слышим звонкий металлический стук высоких тонов.

Рисунок 2 . Типичные индикаторные диаграммы двигателя с искровым зажиганием при работе с детонацией.

 

Само по себе повышение давления, возникающее во фронте ударных волн, с точки зрения механической прочности деталей двигателя, не представляет особой опасности, так как эти пики давления действуют в виде крайне коротких импульсов, длящихся менее одной десятитысячной доли секунды. Однако ударные волны при своем многократном отражении от стенок могут механически    «сдирать» масляную пленку с поверхности   гильзы, что приводит к увеличению износа цилиндров и поршневых колец. Кроме того, вибрационный характер нагрузки на поршень при наличии детонации может вызывать разрушение антифрикционного слоя в шатунных подшипниках [ ]. В результате большой скорости и взрывного характера сгорания при детонации часть топлива и промежуточных продуктов сгорания «разбрасывается» по объему камеры, перемешивается с конечными продуктами сгорания и не успевает полностью сгореть. Следствием неполноты сгорания смеси при детонации является увеличение дымности выхлопа. Главная опасность детонации заключается в повышенной отдаче тепла от сгоревших газов в стенки камеры сгорания и днище поршня из-за более высоких температур в детонационной волне и увеличения коэффициента теплоотдачи в результате срыва пограничного слоя более холодного газа [3]. Увеличенная теплоотдача в стенки приводит к перегреву двигателя и может вызвать местные разрушения поверхности камеры сгорания и днища поршня, первоначально выражающиеся в появлении на поверхности металла небольших щербин. Часто в первую очередь происходит разрушение кромок прокладки между цилиндром и головкой, завершающееся ее прогоранием. Характерно расположение таких разрушений во вполне определенных для дан ного двигателя местах, зависящих от конфигурации камеры сгорания, что связано с зонами преимущественного возникновения детонации и условиями отражения ударных волн от стенок [3]. Следует отметить, что еще до появления каких-либо видимых разрушений работа двигателя с детонацией ведет к повышенному износу деталей [ ]. Так, в Таблица 1 приведены результаты исследования [ ] влияния детонации на износ цилиндров. Опыты проводились на шестицилиндровом двигателе таким образом, что три цилиндра работали с детонацией, а три других — без детонации. Через 200 ч испытаний проводился второй этап, во время которого три цилиндра, ранее работавшие без детонации, переводились на детонационный режим, и наоборот. Исследования показали, что при работе двигателя с детонацией, в тех случаях, когда не наблюдается аварийных разрушений, происходит снижение его долговечности в 1, 5—3 раза.

Таблица 1 . Влияние детонации на износ (в мк) цилиндров [30]

Условия испытаний

Средний макси- мальный износ

Средний износ в верхнем поясе

Средний износ по всем поясам

Работа с детонацией

 

 

 

в течение 100 ч

 

 

 

I этап

11, 0

5, 0

2, 7

II этап

13, 3

5, 3

2, 5

в течение 200 ч

 

 

 

I этап

19, 4

9, 7

4. 6

II этап

21, 1

10, 9

4, 8

Работа без детонации

 

 

 

в течение 100 ч

4, 6

2, 4

1, 8

I этап

4, 1

1, 1

1, 3

II этап

 

 

 

в течение 200 ч

8, 1

4, 1

3, 1

I этап

5, 5

2, 0

2, 9

II этап

 

 

 

 

Распределение износов по высоте цилиндра видно из данных, приведенных на Рисунок 3. Они свидетельствуют о том, что длительная работа двигателя с детонацией совершенно недопустима. Основные положения перекисной теории детонации позволяют объяснить влияние различных факторов на возникновение детонационного сгорания в двигателе и помогают наметить пути борьбы с этим явлением. Согласно перекисной теории детонации повышение температур и давления в цилиндрах двигателя должно способствовать ускорению образования перекисных соединений и быстрейшему достижению критических концентраций, приводящих к детонации. Увеличение продолжительности пребывания последних порций топлива в камере сгорания также должно вести к образованию критических концентраций перекисных соединений и возникновению детонации. Эти положения хорошо объясняют влияние на возникновение детонационного сгорания таких показателей, как степень сжатия двигателя, форма камеры сгорания, диаметр цилиндра, материал поршней и головки блока цилиндров, наличие отложений нагара, угол опережения зажигания, число оборотов коленчатого вала, температура и влажность окружающего воздуха, состав смеси, температура охлаждающей жидкости и т. д. [ , , , , ].

Рисунок 3 . Радиальный износ цилиндра при работе двигателя [16].

Детонация в двигателе с цилиндром увеличенного диаметра при всех прочих равных условиях возникает быстрее, поскольку в таком двигателе ухудшаются условия отвода тепла. Форма  камеры  сгорания должна быть такой, чтобы в ней не было мест, значительно удаленных от источника зажигания, и обеспечивался наилучший отвод тепла от той части рабочей смеси, которая догорает в последнюю очередь. Алюминиевые   поршни и головка блока цилиндров лучше отводят тепло, чем чугунные, поэтому условия для возникновения детонации в двигателях с алюминиевыми поршнями и головкой блока цилиндров менее благоприятны. Отложения нагара в камере сгорания затрудняют отвод тепла и тем самым способствуют возникновению детонации. При увеличении числа оборотов коленчатого вала сокращается время пребывания топлива в камере до сгорания за счет повышения скорости распространения фронта пламени, что приводит к снижению конечных концентраций перекисных соединений и затрудняет  возникновение детонации. Детонация в двигателе ослабевает или совсем исчезает при уменьшении угла опережения зажигания вследствие того, что при этом снижаются температура и давление газов в цилиндре двигателя и остается меньше времени на образование перекисных соединений. Наиболее эффективное средство предотвращения детонации в двигателе — это применение топлива, имеющего достаточную химическую стойкость в условиях камеры сгорания, т. е. обладающего необходимыми антидетонационными свойствами.

Список литературы:

Соколик А.С., Сгорание в транспортных поршневых двигателях. Изд. АН СССР, 1951, стр. 37. Льюис Б., Химические основы работы двигателя, Издатинлит, 1948, стр. 152. Воинов А. Н., Процессы сгорания в быстроходных поршневых двигателях, Изд. «Машиностроение», 1965. Berry R., Auto Forics, 66,  № 7, 48(1966). Аpонов Д.М., Маст В.С., Автомобильный транспорт, № 12, 19 (1956). Коenig G. F., Me Lean I. R., SAE J., 69, № 3, 77, (1961). Ваpшавский И.Л., Труды Института двигателей АН СССР, вып. 6, Изд. АН СССР, 1962, стр. 94. Stern А.С., J. Air Pollution Control Assoc., 13, № 2, 91 (1963). Маpкова И.В., Полухин Е. С., Автом. пром., № 9 (1964). Гуреев А.А., Аронов Д.М., Автом. пром., № 5 (1965).

additive.spb.ru

Детонация - Энциклопедии & Словари

детонация

взрыв

Словарь русских синонимов

ж. Мгновенный взрыв вещества, вызванный взрывом другого вещества, сотрясением, ударом и т.п.

ДЕТОНАЦИЯ (франц. detoner - взрываться - от лат. detono - гремлю), процесс химического превращения взрывчатого вещества, происходящий в очень тонком слое и распространяющийся со сверхзвуковой скоростью (до 9 км/с). Детонация представляет собой комплекс мощной ударной волны и следующей за ее фронтом зоны химического превращения вещества (детонационная волна).

детонация

-и, ж. спец.

Мгновенное воспламенение какого-л. взрывчатого вещества, вызванное взрывом другого вещества или сотрясением, ударом.

[От лат. detonare — прогреметь]

Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР Евгеньева А. П. 1957—1984

(лат., от tionare - звучать). 1) в музыке уклонение от надлежащего тона. 2) в химии: мгновенный взрыв.

(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)

лат., от tonare, звучать. Уклонение от надлежащего тона.

(Источник: "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)

повышение или понижение указанной ноты при пении; фальшивое исполнение пьесы певцом.

(Источник: "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907)

фальшивое пение; детонировать - петь неверно.

детонация

ДЕТОНА́ЦИЯ -и; ж. [от лат. detonare - прогреметь] Спец.

1. Мгновенный взрыв вещества, вызванный взрывом другого вещества или сотрясением, ударом.

2. Быстрое и неполное сгорание топлива в двигателе внутреннего сгорания. Д. топлива.

◁ Детонацио́нный, -ая, -ое.

Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998

-и, ж. (спец.). 1. Мгновенный взрыв вещества, вызванный взрывом другого вещества или сотрясением, ударом. 2. Быстрое и неполное сгорание топлива в двигателе внутреннего сгорания. Д. топлива, II прил. детонационный, -ая, -ое.

детонации, ж. (от латин. detono - гремлю) (спец.). Мгновенный и разрушительный взрыв какого-н. взрывчатого вещества под действием удара или воспламенения детонатора.

Детонация

процесс химического превращения взрывчатого вещества, сопровождающийся освобождением энергии и распространяющийся по веществу в виде волны от одного слоя к другому со сверхзвуковой скоростью. Химическая реакция вводится интенсивной ударной волной (См. Ударная волна), образующей передний фронт детонационной волны. Благодаря резкому повышению температуры и давления за фронтом ударной волны химическое превращение протекает чрезвычайно быстро в очень тонком слое, непосредственно прилегающем к фронту волны (рис. 1, 2).

Энергия, освобождающаяся в зоне химической реакции, непрерывно поддерживает высокое давление в ударной волне. ...

взрывчатых веществ (франц. detoner - взрываться, от лат. detono - гремлю * a. detonatiоn of explosives; н. Detonation von Sprengstoffen; ф. detonation des explosifs; и. detonacion de explosivos) - процесс хим. превращения ВВ, сопровождающийся освобождением энергии и распространяющийся по веществу в виде волны со скоростью, превышающей скорость звука в данном веществе. Хим. реакция вводится интенсивной ударной волной, образующей передний фронт волны Д. Резкое повышение давления и темп-ры за фронтом ударной волны приводит к очень быстрому хим. превращению вещества в тонком слое, непосредственно прилегающем к фронту волны (рис.). ДЕТОНАЦИЯ `Физическая энциклопедия`

(франц. detoner - взрываться, от лат. detono - гремлю), процесс хим. превращения взрывчатого в-ва (ВВ), сопровождающийся выделением теплоты и распространяющийся с пост. скоростью, превышающей скорость звука в данном в-ве.

В отличие от горения, где распространение пламени обусловлено медленными процессами диффузии и теплопроводности, Д. представляет собой комплекс мощной ударной волны и следующей за её фронтом зоны хим. превращения в-ва (детонационная волна). Ударная волна (рис. 1) сжимает и нагревает ВВ, вызывая в нём хим. реакцию, продукты к-рой сильно расширяются - происходит взрыв. С другой стороны, энергия, выделяющаяся в результате хим. реакции, поддерживает ударную волну, не давая ей затухать.

Рис. 1. Распределение давления р в детонац. волне (х - пространств. координата): 1 - зона исходного в-ва: 2 - фронт волны; 3 - зона хим. реакции; 4 - зона продуктов дет...

ДЕТОНАЦИЯ (от ср.-век. лат. detonatio - взрыв, лат. detonо - гремлю), распространение со сверхзвуковой скоростью зоны быстрой экзотермич. хим. р-ции, следующей за фронтом ударной волны. Ударная волна инициирует р-цию, сжимая и нагревая детонирующее в-во (газообразную смесь горючего с окислителем), конденсированное ВВ. Фронт ударной волны и зона р-ции образуют в комплексе детонац. волну. Выделяющаяся при р-ции энергия поддерживает ударную волну, обеспечивая самораспространение процесса. Д. - одна из осн. форм взрывного превращения. Она может распространяться в газах, твердых и жидких в-вах, в смесях твердых и жидких в-в друг с другом и с газами, в последнем случае газ и конденсир. в-во м. б. предварительно смешаны друг с другом (пены, аэрозоли, туманы). Возможна и т. наз. гетерог. Д., при к-рой слой ...

распространение взрыва со сверхзвуковой скоростью, сопровождающееся выделением тепла и газов

ДЕТОНАЦИЯ

(франц. detoner - взрываться, от лат. detono - гремлю), процесс хим. превращения ВВ, происходящий в очень тонком слое и распространяющийся со сверхзвук, скоростью (до 9 км/с) в виде детонац. волны, к-рая представляет собой комплекс мощной ударной волны и следующей за её фронтом зоны хим. превращения в-ва.

Естествознание. Энциклопедический словарь

Детонация

взрывчатых веществ (франц. detoner - взрываться, от лат. detono - гремлю * a. detonatiоn of explosives; н. Detonation von Sprengstoffen; ф. detonation des explosifs; и. detonacion de explosivos) - процесс хим. превращения ВВ, сопровождающийся освобождением энергии и распространяющийся по веществу в виде волны со скоростью, превышающей скорость звука в данном веществе. Хим. реакция вводится интенсивной ударной волной, образующей передний фронт волны Д. Резкое повышение давления и темп-ры за фронтом ударной волны приводит к очень быстрому хим. превращению вещества в тонком слое, непосредственно прилегающем к фронту волны (рис.).

Схема детонационной волны: 1 - фронт ударной волны; 2 - зона химической реакции. Стрелкой показано направление распространения волны.Энергия, освобождаю...

ДЕТОНАЦИЯ

1) процесс хим. превращения ВВ, сопровождающийся выделением теплоты и газообразных продуктов и распространяющийся с пост. скоростью, превышающей скорость звука в данном в-ве. Д. представляет собой комплекс мощной ударной волны и следующей за её фронтом зоны хим. превращения в-ва (т. н. детонационная волна). При расширении сжатых продуктов Д. происходит взрыв.

2) В двигателях внутреннего сгорания - быстрый, приближающийся к взрыву процесс горения топливной смеси в цилиндре карбюраторного двигателя, сопровождающийся неустойчивой работой (металлич. стук в цилиндре, дымный выпуск и др.), износом и разрушением деталей. В результате Д. двигатель перегревается, и его мощность падает. Д. возникает при несоответствии топлива конструкции или режиму работы двигателя. Для ка...

Детонация

режим сгорания парового облака, а также других взрывчатых веществ и смесей. В детонационных режиме возникает мощная самоподдерживающаяся ударная волна, сжимающая вещество и инициирующая химическое превращение с выделением энергии. Скорость детонационной волны больше скорости звука в исходной смеси. При детонационном превращении парового облака основным опражающим фактором является воздушная ядерная волна.

EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 Детонация

1) быстропроте-кающий процесс химического превращения взрывчатых веществ, сопровождающийся освобождением энергии и распространяющийся по ВВ в виде волны со сверхзвуковой скоростью. При Д. мгновенно образуется большое количество газов с высоким давлением. При расширении сжатых продуктов Д. происходит взрыв;

2) быстрый, приближающийся к взрыву процесс горения топливной смеси в поршневых двигателях внутреннего сгорания с искровым зажиганием.

Словарь военных терминов. — М.: Воениздат Сост. А. М. Плехов, С. Г. Шапкин. 1988 Детонация

Взрывчатые вещества, при некотором способе воспламенения, могут взрываться с чрезвычайной быстротой, независимо от прочности окружающей оболочки. Такое почти мгновенное разложение их носит название Д., в отличие от другого способа взрывчатого разложения, называемого прогрессивным горением. Например гремучий студень, состоящий из 7% коллодия и 93% нитроглицерина и превращенный в сплошной цилиндр, при зажигании накаленным телом на открытом воздухе сгорает постепенно, так что даже простым глазом можно измерить быстроту его сгорания с секундомером в руках; при таком же зажигании в очень прочной бомбе он также подвергнется постепенному сгоранию, но с гораздо большей быстротою, измеряемой только помощью специальных хронографов; это — прогрессивное горение, постепенно убыстряющееся с ...

детонация

детона́ция,

детона́ции,

детона́ции,

детона́ций,

детона́ции,

детона́циям,

детона́цию,

детона́ции,

детона́цией,

детона́циею,

детона́циями,

детона́ции,

детона́циях

(Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»)

.

детонация

ДЕТОНАЦИЯ и, ж. détonation f., нем. Detonation. хим. Детоннация. Вспышка в химии, выстрел, возгорание каких-либо тел с громом. Ян. 1803. - Лекс. Ян. 1803: детонация; САН 1895: детона/ция.

Исторический словарь галлицизмов русского языка. - М.: Словарное издательство ЭТС http://www.ets.ru/pg/r/dict/gall_dict.htm. Николай Иванович Епишкин epishkinni@mail.ru. 2010.

детонация

детон'ация, -и

Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — М.: "Азбуковник". В. В. Лопатин (ответственный редактор), Б. З. Букчина, Н. А. Еськова и др.. 1999.

enc-dic.com


Смотрите также

  • Агрессивный водитель
  • Универсал или кроссовер
  • Фото мерседес универсал 123
  • Рено 21 универсал невада
  • Универсал тип кузова
  • Универсал дачия
  • Лада калина универсал багажник на крышу
  • Ретрофит ячеек что это такое
  • Electric gt series
  • Volvo series 240
  • Стеклоподъемный механизм