Агрессивный водитель


Как себя вести при встрече с агрессивным водителем?

Ежедневно на трассе появляются новые люди со своим уникальным стилем езды и поведением. Любой автолюбитель может поведать историю о враждебном и конфликтном поведении со стороны других владельцев машин. Безусловно, с этой проблемой сталкивается весь автомобильный мир, не только Россия. А волнение из-за последствий такой манеры общения более чем оправдано: риск аварии или дорожного происшествия очень велик.

За границей существуют специальные организации, проводящие курсы для усмирения пылкого нрава водителей. Там учат не только сдерживать свой гнев, но и быть дружелюбным к другим людям на дороге. Зачастую автоинструкторы подробно объясняют, как следует себя вести в разговоре с агрессивным человеком на трассе.

 

 

Как с этим борются другие страны

За рубежом агрессивное поведение сильно возросло в 90 - е годы, но властям удалось грамотно выйти из подобной ситуации. В начале началась мощная антипропаганда агрессии, проходящая через все крупные и мелкие СМИ. Это помогло угомонить водителей, так как ни один человек не хотел быть поднятым на смех на телевизионном шоу, и к тому же пойти против общепринятых моральных ценностей. СМИ активно поддерживали такую позицию государства и помогали ему в подобной пропаганде спокойного поведения.

Также были изменены и правила дорожного движения. Внесенные поправки гарантировали жесткое наказание, которое влекло за собой суровое наказание (по сравнению с обычным нарушением правил). А в суд никак не заявить: все решалось на месте, так как подобные разбирательства могли отрицательно повлиять на карьеру нарушителя.

В следствие таких оперативных действий начался спад агрессивного поведения водителей. Конечно, нельзя заявлять, что в европейских странах конфликтов вовсе нет: есть, но таких “отрицательных” людей на трассе можно встретить крайне редко.

 

 

В чем же проблема?

По словам квалифицированных психологов, существует множество причин агрессивного поведения среди водителей. К таким можно отнести врожденные черты характера, плохое качество дороги, скверное настроение и постоянные пробки. Леон Джеймс, выдающийся психолог, тщательно изучил конфликтное поведение людей на трассах и пришел к следующим причинам его возникновения:

  • Стресс на работе, дома и в машине. Даже для опытного водителя нахождение за рулем - постоянное напряжение. Все потому, что мы не можем ручаться за всех автомобилистов. Кто-то ездит слишком быстро, а кто-то слишком резок на поворотах. Из - за подобных случаев и возникает непрерывный внутренний стресс. К этому можно прибавить и неудачи на работе или дома.
  • Качество характера или привычка. Если агрессия всего лишь часть вашего вспыльчивого нрава, то неадекватное поведение на трассе становится нормальным. Во втором случае такой человек вовсе потерял совесть, потому что, по-видимому, он с самого детства привык себя вести неуважительно к окружающим.
  • Культура и менталитет. Те страны, в которых люди улыбчивы и научены со школы вести себя уважительно друг с другом, уровень вождения на порядок выше, чем в странах с гражданами - эгоистами.

 

 

Признаки агрессора:

Каких водителей причислять к числу конфликтных? Если автолюбитель регулярно совершает хоть один пункт из списка ниже, можно без упрека совести причислять такого к нарушителям спокойствия на дороге. Вот список, прочитав который можно проверить и себя (мало ли?):

  1. Превышение скорости вождения
  2. Резкая смены полосы движения на дороге
  3. Нарушение оптимальной дистанции между автомобилями
  4. Стремительность при торможении и старте без видимых причин
  5. Отказ от использования сигналов поворота
  6. Постоянное использование сигнала на руле
  7. Нарушение правил дорожного движения на показ
  8. Парковка в запрещенных местах, тем самым помеха для езды других автомобилей
  9. Движение той полосе, которая предназначается для автобусов или троллейбусов
  10.  Нежелание следовать требованиям дорожных знаков

Пункты к подобному списку можно добавлять еще не один день. Но вывод один: каждый агрессивный владелец автомобиля - опасность для других участников дорожного движения. Поэтому очень важно ознакомиться с правилами коммуникации с подобными водителями.

 

 

Нужно запомнить

Итак, если вам преградил путь агрессивный шофер, сохраняйте максимальное спокойствие. Конечно же, вам хочется отомстить такому человеку, но подобными действиями вы лишь подвергаете себя опасности. Умнее будет дать конфликтному водителю проехать и не спровоцировать его на еще большую агрессию. Постарайтесь не обращать внимание на эту ситуацию и не придавать ей большое значение. Расслабьтесь, включите любимую музыку: не заметите, как через некоторое время вы будете абсолютно спокойны.

Действия нерадивого водителя угрожают вашему здоровью или жизни? Не откладывайте на потом и быстрее обращайтесь в полицию. Таким образом, вы в силах предотвратить возможную аварию. Пусть агрессия может возникать от случая к случаю и быть обоснованной, но конфликтное поведение ни в коем случае не должно отрицательно влиять на других. 

 

bilety-pdd.com

агрессивных водителей остановит только страх неотвратимости наказания

Кажется, атмосфера белорусских дорог насквозь пропитана негативом. Доказательство тому — одна из самых популярных веток форума Auto Onliner «Дурдом на дорогах», которая каждый день пополняется очередными гневными комментариями. Причем часто агрессия провоцирует еще большую агрессию. Но как прервать замкнутый круг и почему автомобилисты, подгоняя медлительных, моргают фарами, истошно сигналят и умышленно подрезают своих же коллег? О причинах водительской агрессии мы разговариваем с заведующей лабораторией Республиканского центра проблем человека БГУ Светланой Сагайдак.— Что вообще можно назвать агрессивным вождением? Ведь под это определение рискует попасть человек активный, целеустремленный, который старается всюду успеть и спешит в том числе за рулем.— Строго говоря, агрессивность — это поведение, направленное на причинение физического или психологического ущерба. Так действует угонщик, идущий на таран. Но в обычной ситуации на дороге мы скорее сталкиваемся с рискованным стилем вождения, спешащими автомобилистами. Они создают угрозу для окружающих и поэтому кажутся нам агрессорами. Почему они так поступают? Мотивы совершенно разные. Человек может быть настроен враждебно к окружающим из-за неурядиц на работе, в семье, проблем со здоровьем. Он неосознанно выплескивает негатив — включаются моторные реакции: челюсти сжимаются, напрягаются мышцы, нога давит на педаль газа… Все это связано и происходит инстинктивно.

— То есть теоретически агрессора за рулем можно распознать?— На скорости это, конечно, сделать сложно и можно потерять контроль над машиной. Да и водителя вы, скорее всего, увидите только в профиль. Легче узнать его по стилю вождения: лихорадочные перестроения, резкие ускорения, моргание фарами. Это пугает окружающих, хотя в действительности человек может просто спешить и не осознавать, что он наносит вред окружающим.— Получается агрессивный поневоле?— Именно. Ведь он угрожает благополучию водителей и их пассажиров, приносит окружающим дискомфорт. Есть, конечно, люди, которые могут получать удовольствие от испуга других. Но это патологические типы психопатии, и они встречаются довольно редко. Разумеется, такой человек не должен садиться за руль — ему просто не дадут медсправку в водительской поликлинике. Однако патологии  могут развиваться в течение жизни. Вспомните совершенно дикий случай в Минске: водитель, решивший, что мать с коляской слишком медленно переходит дорогу, выскочил из автомобиля и ударил женщину по лицу. Очевидно, в этом случае можно говорить о патологии.— А можно ли ее выявить во время прохождения водительской медицинской комиссии?— Несомненно. Именно поэтому всем профессиональным водителям рекомендуется регулярно проходить медосмотры.— Получается, чаще мы сталкиваемся с водителем, который, быть может, неосознанно ведет себя агрессивно. Но ведь это не значит, что он не опасен?— Абсолютно. Рискованное поведение всегда агрессивно и влияет на других. Например, водитель едет по дороге, где установлен знак «40», и рассуждает: ну что за глупое правило, зачем так тянуться? Эти ограничители рассчитаны на старенькие «Жигули», а не на современные машины, — и начинает ускоряться. Кто-то едет за ним, потому что тоже так полагает, кто-то шарахается. Инициатор — а я называю таких улучшателями ПДД — пытается заставить других прекратить раздражающее его поведение, хочет установить новое правило. Вот он опасен, потому что провоцирует других.— Начинает прессинговать, мигать фарами, сигналить…— В Германии за такое поведение на дороге его непременно бы оштрафовали. Этот сильнейший прессинг можно квалифицировать как принуждение к противоправным действиям. Опасность в том, что у водителя, в отношении которого оказывается давление, включается самообвинение: что же я тянусь, человеку ведь надо… В роли жертвы часто оказываются новички, женщины, пожилые люди. И они в спешке могут создать аварийную ситуацию.

Хорошо подмечено: разница в силе — всегда повод к насилию. Сильный бьет слабого. Так было всегда. Разница в мощности двигателя или габаритах автомобиля — тоже повод начать агрессивную, соревновательную езду на дороге. Всегда появятся водители, которые поддадутся на провокацию.— Но какой мотив у прессингующего?— Обычно их два — желание доминировать и способ повысить самооценку. Есть люди с глубоко запрятанными комплексами, для которых автомобиль — возможность повысить значимость в глазах окружающих. Первым стартовал, повернул, обогнал — это демонстрация своих возможностей. Некоторые постоянно меняют машины на все лучшие и лучшие и никак не могут остановиться. Это тоже неспроста. Ехать на красивом автомобиле всегда очень приятно. И пусть этот Hummer «ест» 25 литров на сто километров, но он самый красивый, самый большой, а внутри джакузи. Пусть все завидуют! Однако это не значит, что все владельцы Hummer так думают.— То есть марка машины — это все-таки не диагноз?— Не всегда. Впрочем, в руках у потенциального преступника хороший пистолет обязательно выстрелит. Мощные автомобили также очень часто провоцируют их владельцев на агрессивное поведение. Конечно, стопроцентно диагноз ставить нельзя, мол, на BMW ездят только лихачи. Но очень многие любители этой марки ведут себя агрессивно. Это неудивительно, ведь у таких машин колоссальный потенциал, который сдерживают ограничения. Вот их водители и маются, раздражаются, что им приходится тащиться наряду с «Жигулями». Если бы разделить потоки, отправить мощные автомобили на скоростные магистрали, то было бы гораздо меньше инцидентов с их участием — они просто ехали бы в своем режиме.— Каковы вообще стимулы агрессивного поведения на дороге? Что может подстегивать к тому, чтобы ехать рискованно?— Например, вызов со стороны окружающих. Мимо проносится автомобиль с огромной скоростью, и некоторые водители инстинктивно начинают ускоряться, догонять, словно принимают вызов. Оказываются в конкурентной среде, втягиваются в соревнование. А от него один шаг до агрессии.Есть еще множество стимулов. Скажем, ритмичная музыка в салоне. Очень часто водители включают ее громко, и она учащает сердцебиение, включаются моторные реакции и нога уже непроизвольно давит на газ. Спровоцировать на агрессию может даже освежитель воздуха. Например, с запахом цитрусовых (он повышает работоспособность). А если человек и так вспыльчивый по натуре?И потом, агрессия за рулем поощряется в фильмах. Создается положительный образ лихача, который ловко объезжает машины по встречной, совершает головокружительные трюки. Навязывается клише супермена — человека, превышающего скорость на хорошей машине.— Разве это может быть основной причиной такого поведения в обычной дорожной обстановке?— Выше мы говорили про стимулы агрессии за рулем. А основными поведенческими факторами могут быть наследственный и особенности характера. Есть так называемый А-тип личности. Это соревновательный тип в жизни, на работе и на дороге. Когда человек вспыльчив по натуре, раздражителен, любой вызов в свой адрес воспринимает как личное оскорбление, — это потенциальный агрессор. Причем именно мужской гормон тестостерон считается провокатором такого поведения: он подстегивает к соревнованию, конкуренции. Опять-таки это не значит, что все мужчины в группе риска: у каждого человека свой уровень мужских гормонов. Есть мужчины с низким уровнем мужских гормонов и высоким. Также как и женщины. Поэтому не удивляйтесь, если увидите, что женщина лихачит за рулем.Но все же мужчина в большей степени подвержен гибели. Это видовые закономерности. Его миссия испокон веков — добыть пищу, рискуя собой, и распространить себя в большем количестве потомков, что предполагает риск и агрессивное, доминантное поведение. Женщины перед проявлением агрессивности успевают продумать последствия, у них уровень самоконтроля и инстинкт самосохранения выше — им нужно сохранить себя для детей, внуков.— Кто вообще входит в группу риска?— Профессионалы. Но не все, конечно. За рулем автобуса и троллейбуса не особо полихачишь. А вот таксисты, маршрутчики очень подвержены этой «болезни». Пока я бы не включала в этот список милиционеров, но несколько раз видела, как машина ГАИ нарушала. Не знаю, к чему это приведет.Все это легко объяснимо. Есть понятие профессиональной деформации. Человек грубеет на своей работе. Хирургу может быть хорошо, когда он режет и причиняет боль. Точно так же таксист становится агрессором. У него одно клише в голове: время — деньги. Однажды видела очень характерную наклейку на заднем стекле машины с шашечками: «Извини, брат, работа такая…» Тут без особых комментариев все понятно.

— А есть ли у психологов профессиональный инструментарий, с помощью которого можно узнать, кто склонен к агрессивному поведению за рулем, а кто нет?— Мы разработали специальный тест для курсантов автошкол, который позволяет выявить легко возбудимых и эмоционально неуравновешенных людей. В течение получаса измеряются реакции человека. На экране монитора испытуемый видит красный треугольник. Как только он превращается в желтый кружок, нужно нажать на клавишу Ctrl. А как только треугольник доходит до определенной точки — опять надавить на Ctrl. Тот, кто в нетерпении жмет раньше, — склонен к возбудимости. Это, конечно, не значит, что ему нельзя садиться за руль. Просто такой человек должен знать о своей проблеме и бороться с ней. Инструктор по вождению скорректировал бы по итогам теста программу. Это позволило бы подготовить водителя с учетом его психофизиологических особенностей, но пока в автошколах широко использовать программу не торопятся.

 

— Говорят, агрессию надо выплескивать. Иначе она разъедает, как ржавчина…— Тут палка о двух концах. Ведь водитель выплескивает негатив за рулем в ущерб другим. Выше мы говорили, что он становится зависимым от такого поведения, закрепляет установки. Приведу пример. В детстве человек дубасит мебель, потому что получает разрядку, после этого у него улучшается настроение. Вырастая, он продолжает дубасить мебель, жену, детей и кошку. Это уже привычка. Совсем другое дело, когда человек занимается спортом.— Человек, получивший один раз эмоциональную разрядку за рулем, становится зависимым?— Да. Он начинает получать удовольствие, и это становится его потребностью. Особенно если наказание за неадекватное поведение на дороге наступает не всегда.— А всегда ли водитель понимает, что наносит психологический ущерб другим?— Если у него наследственная предрасположенность к агрессивности, то может и не осознавать. Конечно, все крепки задним умом. Водитель, припарковавшись, может вспомнить, какая ситуация была на дороге, и ужаснуться. Но в следующий раз поступит точно так же. Вообще говоря, человек с высокой агрессивностью живет как животное. Уровень самоконтроля у него достаточно низкий.— Как предупредить собственную агрессию?— Нужно знать особенности своего характера и использовать методы подстраховки, чтобы предупредить аварийную ситуацию. Эмоционально несдержанному водителю лучше исключить все стимулирующие к агрессии предметы, изменить обстановку в салоне. Если освежитель воздуха — то, например, с хвойным запахом, который создаст ощущение солнечного леса, атмосферу спокойствия. Ритмичную музыку лучше выключить или хотя бы снизить громкость. Установить удобные кресла. Однако не стоит увлекаться: помните, что салон машины — это не кабинет спа-терапии…— Ведь это все полумеры?— Безусловно, лучшего всего обратиться к специалисту. Очень популярен так называемый метод якорения, когда формируются определенные установки. При резком ускорении в памяти водителя будет всплывать какая-нибудь фраза вроде «Спокойно, Вася, помни, что тебя ждут дома». Это поможет расслабиться, внушить спокойствие, снять напряжение. Впоследствии человек сможет самостоятельно заниматься методикой релаксации, сопровождающейся осмыслением.Да, иногда шутят, что американцы уже не могут перейти дорогу на зеленый свет без подсказки психоаналитика. А если перейдут на красный, то побегут спрашивать, что с ними не так. Это утрированное мнение, конечно. Но если человек неоднократно попадал по своей инициативе в очень рискованные ситуации, то есть смысл обратиться за профессиональной помощью.— А как же штрафы, лишение водительских прав? Неужели не останавливает?— Сначала полагали, что сила наказания будет самым главным ограничителем. Но многочисленные эксперименты подтвердили, что неотвратимость наказания, которой не удается пока добиться на наших дорогах, — самый главный фактор, который ограничивает агрессивность. Если бы в 100% случаев нарушение каралось и желательно сразу же, тогда люди были бы осторожнее на дороге. Гаишник с жезлом — это главный ограничитель скорости. Не дорожный знак, не разметка, а именно фигура сотрудника ДПС. О сохранении жизни, как ни странно, думают во вторую очередь.

— Знаю, многие умеют сдерживать себя: «Стой, не поддавайся на провокацию. Здесь ограничение». Но многим это сложно.— Это пример хорошего самосознания и самоконтроля. Человек сам разбирается в ситуации, не включается в бессмысленную гонку. Знаю, опытные водители ощущают себя и автомобиль в невидимой оболочке. Как в капсуле. И четко чувствуют это пространство. Как только кто-то пытается помешать, вторгнуться в пространство, они это замечают. Такая особенность связана с координационными способностями, повышенным чувством расстояния и скорости. Хороший водитель — человек с хорошими природными задатками. Это не воспитывается, чутье дается от природы.— А как вести себя с агрессорами на дороге? Решив, что ты их подрезал или как-то обидел, некоторые из них начинают подрезать, «учить». На форуме Auto Onliner не раз описывались подобные ситуации. Слышал, лучше избегать визуального контакта с таким водителем.— Но это может раздражать еще больше. Агрессор может воспринять это как пренебрежение. Наоборот, смотрите в лицо — только между глаз, в переносицу. Ему будет казаться, что вы смотрите в глаза, и в то же время вам не передастся его злоба. А лучше извинитесь — моргните аварийкой, прижмите руку к груди, признайте свою вину. Человек тотчас придет в состояние равновесия: ведь он доказал себе и окружающим, что безнаказанно его обижать нельзя. Извиняйтесь, и на определенном участке дороги наступит гармония, хотя бы временно!

Фото: Влад Борисевич

Автор: Андрей Журов, auto.onliner.by

in-drive.ru

Причины агрессии водителей на дороге | | RoadRage.ru

Советы водителю Все те, кто передвигается по дорогам города на автомобиле, рано или поздно сталкивается с ситуацией, когда другие водители начинают себя немотивированно агрессивно вести. Малейший промах, простой на светофоре, попытка перестроиться в другой ряд – все это может вызвать внезапный прилив гнева у человека, находящегося в соседней машине. Эта наша извечная привычка доехать как можно быстрее. Тогда вас раздражает всякий, кто едет медленнее, задерживается на светофоре, неуклюже маневрирует. Есть такое понятие — «мания торопливости», суетливость по инерции, без всякой нужды. Это не только опасно на дороге. Человек, который устраивает ежедневную гонку по пути на работу, добровольно подвергает себя постоянному стрессу.

Директор Института стрессовой медицины штата Коннектикут Джон Ларсон много лет изучает феномен ярости за рулем в первой автомобильной державе мира и, по общему мнению, лучше всех знает, как совладать с нею: «Мы — срослись с автомобилем, он стал продолжением нашего Я», только — умноженного на число лошадиных сил. Это касается и отрицательных эмоций. Отсюда этот феномен — люди, которые при столкновении на тротуаре мило извиняются, за рулем порой готовы убить друг друга. Бандит за рулем в семье и на работе может быть милейшим и безобиднейшим человеком. Вождение автомобиля выявляет нашу агрессивность, лишний раз провоцирует ее. Причем — все больше и больше. Агрессия на дороге это не хулиганство, а болезнь. Сродни алкоголизму. Вспышка эмоций овладевает водителем, ведет к насилию и крайне рискованным действиям. Эти вспышки могут привести к патологическим изменениям в организме».

Вот пять принципов доктора Ларсона, которые помогут изменить свое поведение за рулем:

  1. Вместо «доехать как можно быстрее» — «доехать как можно комфортнее». Спланировать поездку с запасом по времени, получить удовольствие от расслабленной, спокойной езды, музыки в салоне и беседы с попутчиками.
  2. Вместо «быть королем на дороге» — «быть на дороге королем». Получать удовольствие не от обгона всех и вся, а от спокойной езды в чистой, безупречно исправной машине, дополняющей ваше хорошее настроение.
  3. Вместо «попробуй меня сделать» — «смотри, я — джентльмен». Обращаться с людьми на дороге так же, как вы обращались бы со своими пассажирами. Великодушно уступать им, испытывая удовольствие вежливого человека, но — не унижение.
  4. Вместо «этого нельзя позволить на дороге» — «живи и дай жить другому». Признать, что вы не вправе контролировать поведение других за рулем. Вспомнить, что даже во время простой прогулки вы должны переступать лужи, обходить препятствия и движущихся вам навстречу людей.
  5. Вместо «преподать ему урок» — «оставить наказание для полиции». Помнить, что обидевшие вас водители в подавляющем большинстве не ставили перед собой такой цели. Они просто превысили скорость, были невнимательны, усталы, злы. Со злостными хулиганами тем более опасно вступать в конфронтацию.

Беда в том, что агрессивные водители провоцируют на то же и окружающих. «Так же нельзя!» — восклицаете вы и приходите в ярость. Или еще хуже — решаете преподать урок нахалу.Надо быть психологически готовым к тому, что хулиганы за рулем неизбежны. Не устанавливайте с ними визуальный контакт. Скажите себе — это глупый, несчастный, отчаявшийся человек, у которого, вероятно, «поехала крыша». Вы — умнее и рассудительнее его. Великодушно позвольте им это безумие! Подавите в себе гнев и азарт.

Если вы волнуетесь за рулем, то необходимо прибегнуть к дыхательной гимнастике. Нужно медленно вдохнуть и выдохнуть через нос на счет пять. Потом так же вдохнуть, и выдохнуть на счет 10, 15, 20

Рекомендуем посмотреть:

roadrage.ru

Как вести себя с агрессивными водителями

Агрессия стала настоящим бичом российских водителей, многие из которых садятся за руль только для того, чтобы продемонстрировать окружающим свою крутость.

Правительство взялось за борьбу с опасным вождением, которое всё чаще становится причиной тяжёлых ДТП. Впрочем, не менее редко опасное вождение порождает волну агрессии, которая выливается в дорожные разборки. В ход идут газовые баллончики с перцовкой, бейсбольные биты, ножи, травматическое оружие, домкраты монтировки и, кончено же, тренированные кулаки. Лайф попросил экспертов рассказать, как избежать конфликта с неадекватными водителями.

Психологи утверждают, что любым агрессивным водителем движут внутренние комплексы и желание самоутвердиться за счёт других. Неважно, шныряет хулиган из ряда в ряд, желая ехать быстрее потока, или пытается "учить" более спокойного водителя — всё дело в желании показать своё преимущество за счёт более слабого и неуверенного в себе человека.

— Люди, которые пытаются выяснять отношения на дорогах, агрессивны не только за рулём, но и в обычной жизни. Они вычисляют жертву по внешности, классу автомобиля и стилю вождения. Им важно сразу же понять, что противник не окажет сопротивления. Причина такого поведения — низкая самооценка, — рассказывает психолог Ольга Скорова, преподающая курсы адаптации за рулём новичкам.

Если вы кого-то подрезали или не пропустили при перестроении, необходимо найти в себе силы (для некоторых это большая проблема) и извиниться. Это мгновенно снимает условия для эскалации жестоких побуждений агрессора. Он будет ждать, чтобы ему дали шанс раскачать ситуацию. Возможны даже провокации, но именно настойчивое желание подавить конфликт мирным путём обязательно сработает.

— Когда человек проявляет агрессию, то он подсознательно ждёт ответных эмоций. А если он слышит извинения, то теряется весь запал, — рассказала Скорова.

Многое зависит от статуса автомобиля. Владельцу таких массовых автомобилей как Renault Logan, Lada Granta, Hyundai Solaris куда проще попасть в неприятный конфликт с агрессивным водителем, нежели обладателю, к примеру, Mercedes-Benz G-class. Хуже всего, когда на дороге появляется так называемый учитель.

— Этот типаж водителя зависим от адреналина. Он не может контролировать своё состояние. Если вы видите подобного персонажа, который пытается задирать вас, — просто уступите ему дорогу или отпустите педаль газа и досчитайте до пяти. Взъерошенные нервы такого человека просто не позволят ему ехать рядом с вами в таком неторопливом темпе. Он уйдёт вперёд, — рассказывает Алексей Колонтай, руководитель Центра контраварийной подготовки водителей "Мастер-класс".

Быстро моргающий свет фар в заднем зеркале — верный признак, что за рулём едет человек с расшатанной неровной системой. И тут важно не кормить его эмоциональный голод.

— Для так называемых учителей, которые обгоняют не пропустившего их водителя и резко тормозят, существует своя методика. При первой же возможности такой человек стремится обогнать своего "обидчика", именно в этот момент нужно слегка нажать на педаль тормоза. Обгоняющий уже рассчитал свой манёвр, он намерен перестроиться и резко затормозить, чтобы "проучить" неторопливого водителя. В зеркала заднего вида такой хулиган, как правило, не смотрит. Поэтому нужно, слегка притормозив, перестроиться правее и дальше продолжать движение в спокойном режиме. Агрессивный водитель поймет, что за ним никого нет, только когда будет тормозить. Скорее всего, после этого он уедет вперёд, — делится опытом Колонтай.

Эксперт советует всегда помнить о том, что закон всегда на стороне водителя, соблюдающего ПДД. Более того, агрессивные водители также понимают, что их действия по прессингу неугодных участников движения противоречат правилам и могут обернуться аварией. А это означает, что хулигану придётся ждать экипаж ДПС, платить штраф и ремонтировать свой автомобиль. Если виновник ДТП уедет, то его ждёт лишение прав на срок до 1,5 года и административный арест на 15 суток. Поэтому ни в коем случае нельзя реагировать на провокации, которые сделают вас виновником ДТП.

— Бывает, когда "быкующие" люди пытаются выдавить вас из ряда или прижать к обочине, чтобы "поговорить" — помните о правилах дорожного движения и том, что, согласно им, в случае аварии вы будете правы. Сами дорожные хамы тоже прекрасно это знают, поэтому вряд ли будут в открытую таранить ваш автомобиль. Попугать они могут, а вот сознательно портить свою машину и платить штраф за ДТП вряд ли захотят. Такие люди играют на психологической неустойчивости некоторых водителей, — говорит руководитель.

Если же агрессивному водителю удалось заблокировать ваш автомобиль, то не нужно пытаться уехать, главное — не паниковать.

— Если вы начнёте удирать, то тем самым спровоцируете погоню, показав себя жертвой. Дорожный хам заведётся от чужого страха. Необходимо остановиться и просто заблокировать двери. В дневное время суток на конфликт непременно обратит внимание кто-то из проезжающих мимо водителей или сотрудников полиции, — считает Виктор Тишаков, инструктор школы повышения водительского мастерства Extrim Drive.

Хуже всего, когда конфликта не избежать. В таком случае нужно действовать оперативно.

— Есть категория натурально больных людей с водительскими правами, у них эмоциональная разрядка происходит только после того, как они выплеснут свой гнев на жертву. Тут уже ничего не поможет. Самая большая проблема людей, непривычных к стрессам, решиться на превентивные действия. Ждать, когда тебя ударят первого в такой ситуации — провал, потому что после сильного удара человек может потерять физические и эмоциональные силы для сопротивления, — говорит тренер по рукопашному бою Мусса Мурадов.

Чаще всего в таких ситуациях водители предпочитают отбиваться от драчунов с помощью крайне эффективных газовых баллончиков.

— Водители чаще всего покупают у нас газовые баллончики. Электрошокеры приобретают намного реже, так как в условиях дорожного конфликта их сложнее применить. Баллончик выбрасывает струю газа на расстояние от двух до четырёх метров, поэтому им можно без проблем остановить агрессивного гражданина, даже не выходя из машины. Также баллончик очень эффективен, если направить струю в салон автомобиля, находясь при этом на улице. В этом случае все люди, находящиеся в замкнутом пространстве, будут поражены газом, — рассказал Лайфу продавец магазина средств самообороны.

В руках агрессора перцовый баллончик будет бесполезен, если его оппоненты заблокируют двери автомобиля и закроют окна. Есть вероятность, что злоумышленник распылит газ на воздуховоды вентиляции, но тут спасёт функция перекрытия забора воздуха с улицы. Об этом нужно позаботься сразу.

— Если носите что-то для защиты, будь то баллончик, травмат или шокер. Важно, чтобы это же оружие не повернулось против вас. Поэтому перед применением надо потренироваться. К примеру, понять на каком расстоянии от себя лучше держать руку с "перцовкой", как доставать, чтобы не спалиться. И конечно же, лучшая драка — эта та, которая не состоялась, — резюмирует Мурадов. 

Заметили ошибку на нашем сайте? Пожалуйста, сообщите нам об этом. Выделите неправильное слово или словосочетание мышкой и нажмите Ctrl+Enter

steer.ru

Дайджест психологических исследований: Почему водители проявляют агрессию?

…причинами их [водителей общественного транспорта] агрессивного поведения являются непринятие себя, недоверие к другим, восприятие окружающего мира как опасного и неконтролируемого.

 Вот ещё цитата из выводов: 

3. Интенсивность восприятия водителями пассажирского транспорта других людей и мир в целом как представляющих опасность вызывает проявление агрессии, стремление указывать другим и контролировать их поведение, а также ощущение своей увечности и неполноценности.

4. Ощущение собственной неполноценности вызывает у водителей специфическое отношение к миру как опасному и, как следствие, стремление к контролю и агрессии на дороге.

5. При наличии негативного отношения к внешнему миру водители пассажирского транспорта не могут оставаться пассивными и испытывают потребность проявлять какую-либо активность, прежде всего — агрессивное поведение.

Один из авторов этого исследования, Ольга Макушина в интервью журналистам, серьёзно обсуждающим эти результаты, говорит, что результаты исследования могут быть перенесены и на водителей личного транспорта:

 «Агрессивность как личностная черта на дороге проявляется, как правило, даже сильнее, так как автомобиль дает ощущение собственной защищенности, это как скафандр, поэтому в нем человек чувствует себя более уверенно и надежно и вести себя может более напористо, чем вне его».

Итак, если подытожить, то с точки зрения авторов этого исследования водители проявляют агрессию, потому что не уверены в себе, воспринимают себя неполноценными, видят опасность в окружающих. Ещё большую степень психологизаторства причин автоагрессии сложно себе представить. Идея о том, что все водители имеют идентичные личностные особенности, которые являются причинами агрессии, кажется мне очень смелой. На самом деле есть более очевидные и вероятные причины проявления автоагрессии.

Во-первых, не стоит выделять агрессию, которую проявляют водители на дороге, в какой-то особый вид агрессии, имеющий специфические причины. Так не бывает, чтобы человек проявлял агрессию только тогда, когда находится за рулём. Тенденция к агрессивному поведению стабильна и проявляется в любых ситуациях, провоцирующих на неё. Одним словом, «man drives as he lives». Ещё более 50 лет назад исследования водителей автобусов и такси, а также других автомобилистов показывали, что водители, которые часто попадали в аварии, характеризовались агрессивностью, импульсивностью, нетерпимостью и общей социальной дезадаптацией. При этом водители, редко попадающие в дорожные инциденты, характеризовались стабильностью и хорошей адаптированностью в целом [2].

Исследования показывают также наличие положительной связи между проявлением автомобильной агрессии и нейротизмом, а также отрицательную связь с добросовестностью и доброжелательностью [3]. То есть, например, люди, склонные к нейротизму, чаще проявляют автоагрессию, однако они это делают и во многих других ситуациях.

Однако, поскольку вождение – это чаще всего стресс, вызванный спешкой, пробками и заторами, агрессивными действиями других водителей, нарушениями ими правил дорожного движения, на автоагрессию оказывают влияние ситуационные факторы. Так, конкретные проявления автоагрессиии (включение звукового сигнала, езда на красный свет и т.д.) связаны как с объективными, так и субъективными задержками в дороге, заторами и пробками [4]. Высокий трафик, шум, высокая температура, неэтичное и агрессивное поведение других участником движения, перекрытия из-за ремонта или проезда vip-картежей – всё это фрустрирующие факторы, вызывающие раздражение и ответную агрессию. При этом не все проявляют агрессию, попадая в сложную стрессовую ситуацию. Например, молодые водители чаще проявляют агрессию, чем пожилые; более опытные водители реже проявляют агрессию по отношению к новичкам; мужчины проявляют агрессию чаще женщин [3]. Причина раздражённости водителя вообще может быть несвязанной с ездой, но езда, скорее всего, усугубит её [5].

Наиболее существенным отличием ситуации езды на автомобиле от других ситуаций является, пожалуй, то, что взаимодействие с другими участниками движения в определённой степени опосредовано самим автомобилем. Это делает взаимодействие более обезличенным, а также частично уравнивает силы и шансы на победу, если возникнет противостояние. Находясь внутри такого «защитного скафандра», в некоторых случаях водитель будет готов действовать смелее и может быть агрессивнее по сравнению с ситуацией непосредственного взаимодействия.

_______________________________________________

[2] Tillmann, W. A., & Hobbs, G. E. (1949). The accident-prone automobile driver: a study of the psychiatric and social background. American Journal of Psychiatry, 106(5), 321–331.

[3] Jovanović, D., Lipovac, K., Stanojević, P., & Stanojević, D. (2011). The effects of personality traits on driving-related anger and aggressive behaviour in traffic among Serbian drivers. Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour, 14(1), 43–53. doi: 10.1016/j.trf.2010.09.005 [4] Shinar, D. (1998). Aggressive driving: the contribution of the drivers and the situation. Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour, 1(2), 137–160. doi: 10.1016/S1369-8478(99)00002-9

psyresearchdigest.blogspot.ru

как избежать конфликта на дороге

Если вы эксплуатируете автомобиль каждый день, то наверняка сталкиваетесь часто с агрессивным поведением других водителей на дороге, которые провоцируют других участников дорожного движения на неадекватные действия.

Часто это приводит к дракам и конфликтам на дороге.

Если вы столкнулись с подобными действиями во время движения, то конечно нужно сделать все возможное, чтобы избежать конфликта.

Правда, иногда это просто не возможно.

Иногда бывает что обстоятельства или дорожная ситуация сложилась так, что кажется что конфликт на дороге неизбежен и агрессивный водитель начинает проявлять агрессию несмотря на то, что вы сначала не отреагировали на его провокации.

Если вам кажется что конфликта не избежать, то лучшее решение вызвать полицию или экипаж ДПС.

Ведь ввязываться в драку не самое умное решение. Главное помните, что времена, когда можно было дать физический отпор, прошли.

В последние годы, как правило, сложилась практика, что агрессивные водители, провоцируя дорожный конфликт, получив физический отпор, затем обращаются в правоохранительные органы с заявлением о нападение. И к сожалению потом вам будет тяжело доказать что вы защищались, а это чревато уголовным делом.

Именно поэтому ни в коем случае при любых обстоятельствах старайтесь разрешить любой конфликт цивилизованным образом в соответствии с действующим законодательством.

 

Также в случае агрессии другого водителя вы должны не выключать свой видео регистратор (если его нет, то советуем включить камеру телефона чтобы записать видео).

Запись поведения водителя может потом доказать что вы не являетесь виновным в конфликте.

Наше интернет издание предлагает посмотреть подборку видео роликов, на которых снято агрессивное поведение водителей.

Видео публикуется не с целью развлечения, а для того чтобы любой водитель мог посмотреть и сделать вывод о том как не нужно или что нужно делать если водитель другой машины провоцирует конфликт.

Учитесь лучше на чужих ошибках, чем на своих.

 

 

В заключение мы публикуем несколько советов о том, что необходимо сделать, чтобы не стать участником дорожного конфликта из-за агрессивного поведения водителя.

 

1. Сохраняйте спокойствие

 

Если  нарушитель ПДД  к примеру повредил вашу машину, из-за того что проехал на красный свет на перекрестке, и теперь обвиняет вас что в аварии виноваты именно вы, а также пытается завязать с вами драку, то в первую очередь сохраняйте спокойствие и самообладание. Ни в коем случае не паникуйте.

Если нарушитель правил дорожного движения агрессивен, то лучше не выходите из машины (закрыв двери) и вызовите сразу полицию.

Обязательно запишите государственный номерной знак агрессивного водителя, на тот случай если он решит скрыться с места ДТП или места конфликта.

 

Помните, что если вы выйдете из машины, агрессору будет проще вас ударить или причинить любой другой вред. 

 

2. Покажите свою уверенность

 

Предположим, что вы совершили ошибку и вышли из машины. Теперь от вашего поведения будет зависеть, поедите вы домой или в больницу.

В таком случае вы должны показать агрессору, что вы уверенны в себе и ничего не боитесь.

Это простая психология. В 90 процентов случаев агрессивные водители сбавляют свой пыл, видя вашу уверенность.

 Вы не должны показать своего страха и не уверенность.

Разговаривая с нарушителем, не опускайте низко голову. Смотрите агрессору прямо в глаза. 

 

3. Размер не имеет значение

 

Несмотря на то, что эта фраза стала своего рода клише и применима ко многим жизненным ситуациям, в случае дорожного конфликта она также действует. Помните неважно, на чем ездит агрессивный водитель. Или какого он роста и комплекции.

По результату исследования, которое проводили Американские ученые, в 85 процентов случаев агрессивные водители большой комплекции не представляют серьезной опасности.

Психологически подобные люди, привыкли подавлять волю людей своим внешним видом и громких криком.

Но на самом деле большинство таких людей трусливы и не представляют особой опасности.

Блефует водитель или нет определить очень легко.

Если в результате конфликта агрессор постоянно угрожает вам, оскорбляет вам и т.п. но не предпринимает ни каких действий, то в 90 процентов случаев он вас просто пугает, рассчитывая подавить вас психологически. Так что не поддавайтесь на провокацию.

Вполне возможно, что вас провоцируют на то, что вы первый ввяжетесь в драку.

Помните что самые опасные люди, которые мало говорят. Как правило, они сразу действуют.

 

4. Неважно, каким автомобилем управляет агрессивный водитель

 

Как мы уже написали выше, неважно на каком автомобиле едет агрессивный водитель, который пытается спровоцировать вас на конфликт.

Даже если эта машина стоит несколько миллионов долларов. Мы живем в цивилизованном обществе и поэтому если вы ни в чем не виноваты, то вам нечего бояться.

Если вы ничего не нарушали, то закон на вашей стороне.

Некоторые утверждают, что в России законы не действуют. Но это не так.

На самом деле в законодательстве за последние годы многое изменилось. Постепенно наши законы начинают работать должным образом.

Именно поэтому мы часто слышим, что начали привлекать различных высокопоставленных лиц к ответственности за нарушение законодательства.

Это значит, что правовое поле в нашем государстве становится лучше.

Если вам не удается избежать драки, то никогда не нападайте. Вам необходимо просто защищаться и при первой же возможности обезвредить агрессора или подавить его нападение.

Главная задача чтобы на место происшествие как можно быстрее приехали силовые органы. И не выключайте видеорегистратор. 

 

Источник

4kolesa.mirtesen.ru

Агрессивные водители на дорогах — что делать?

К сожалению, на хамство можно нарваться не только в обычной жизни, например, в магазине, на улице, в поликлинике. На дорогах агрессивные люди превращаются в таких же водителей. Кроме того, условия современной жизни создают благоприятную обстановку для выплеска агрессии у вполне спокойного человека. Психологи советуют не отвечать агрессией на агрессию. Это только усугубит и без того напряжённую ситуацию, и к добру такое отношение точно не приведёт. Как же вести себя, встретив на дороге агрессивного водителя? Автопортал AutoDriving.net попытался в этом разобраться.

Желательно просто проигнорировать его, даже если очень хочется объяснить ему, что он не прав. Агрессивные люди непредсказуемы, и лучше сделать вид, что вы его не заметили, потому как неизвестно, как поведёт себя неадекватный водитель на дороге. Вполне возможно, что своим спокойствием вы даже спасёте чью-то жизнь.

Психологи рекомендуют включить спокойную приятную музыку, глубоко дышать, посчитать до десяти и выдохнуть. Эти несложные манипуляции успокоят нервную систему.

Бывают такие случаи, когда агрессивный водитель пытается всячески спровоцировать вас на выяснение отношений вне автомобилей. Не стоит вестись на это, конструктивного диалога всё равно не получится. По возможности не следует выходить из своей машины, не реагируйте на всяческие знаки и крики со стороны провокатора.

Если агрессивный водитель всё-таки вынудил вас выйти из своего автомобиля, нужно разговаривать с ним как можно более спокойным тоном, глядя не прямо в глаза, а в область переносицы. Так вы покажете, что не считаете его пустым местом, но и не спровоцируете на новый всплеск агрессии. Но лучше, конечно, попытаться до последнего не выходить для разговора с озлобленным человеком. Оптимальный выход – извиниться при помощи аварийки, или прижать руку к груди, тем самым принося свои извинения. Как правило, этого бывает достаточно для того, чтобы успокоить взвинченного оппонента.

Однако бывает так, что агрессивный водитель начинает представлять реальную угрозу для окружающих. Он не может контролировать свои эмоции, не хочет извинений, для него главное – выплеснуть свою агрессию. В таких случаях необходимо обращаться в полицию.

Для того чтобы предотвратить конфликт, необходимо знать, как ведут себя агрессивные люди на дороге. Первый признак – это явное превышение скоростного режима. За рулём машины, которая несётся с бешеной скоростью, почти наверняка находится неуравновешенный водитель. Целенаправленно мешать его движению или догонять для того, чтобы проучить — это бессмысленно. Признаками неадекватного водителя является хаотичное перестроение, резкое торможение, срывание с места, игнорирование сигналов поворотов, проезд на красный свет. Водители-хамы кидают свои автомобили в запрещённых местах, мешают проезду, подпирают припаркованные машины.

Общаться с такими людьми бесполезно, они будут вести себя ещё более агрессивно. Единственный действенный метод в данной ситуации – это обращение в полицию с доказательствами агрессивного поведения: записями видеорегистратора, показаниями свидетелей.

Предоставляем вашему вниманию видеоподборку агрессивных водителей и хамов на дороге.

autodriving.net


Смотрите также

  • Универсал или кроссовер
  • Фото мерседес универсал 123
  • Рено 21 универсал невада
  • Универсал тип кузова
  • Универсал дачия
  • Лада калина универсал багажник на крышу
  • Ретрофит ячеек что это такое
  • Electric gt series
  • Volvo series 240
  • Стеклоподъемный механизм
  • Схема кривошипно шатунный механизм