Абс как срабатывает


Как работает АБС (антиблокировочная система abs)

Почему «антиблокировочная»?

Плавно нажимая на педаль тормоза, мы замедляем движение автомобиля до полной его остановки. Однако, бывает, что нужно остановиться мгновенно, мы резко жмем на педаль, вот тогда и возникает опасность «юза», т.е. скольжения заблокированных колес по скользкой дороге, при котором автомобиль не слушается поворота руля. В автошколах инструктор по вождению учит: на мокром асфальте эффективней гасить скорость «толчками», быстро нажимая и отпуская педаль тормоза, ощущая при этом границу скольжения и стараясь не перейти ее. Скажите, кто в минуту опасности вспомнит подобные наставления? Статистика неумолима — 10% аварий происходит из-за того, что заблокированные передние колеса на льду, снегу и мокром асфальте не могут изменить направления движения автомобиля. Что делать? Люди придумали антиблокировочную систему (ABS), т.е. ряд устройств, которые при торможении автомобиля, вне зависимости от действий водителя, предотвращают блокировку колес. Таким образом, автомобиль с ABS на скользкой поверхности дороги при необходимости в экстренной остановке не только не «проскочит» с невращающимися колесами вперед, не только не потеряет управление (иногда от этого зависит жизнь пешеходов), но и, возможно, не вылетит с проезжей части со всеми вытекающими из этого последствиями.

Как работает ABS?

Схема АБС

Замечено, что максимальное сцепление колеса с поверхностью дороги (будь это сухой или мокрый асфальт, мокрая брусчатка или укатанный снег) достигается при некотором, а точнее 15-30 процентном относительном его проскальзывании. Именно это проскальзывание и является тем единственно допустимым и желательным, которое обеспечивается настройкой элементов системы. Что же это за элементы? Во-первых, заметим, что ABS работает, создавая импульсы давления тормозной жидкости, которые передаются колесам. Т.е. наставления инструктора выполняет за человека электроника и исполнительные механизмы, делая это самым оптимальным образом. Все существующие на автомобилях ABS включают в себя три главных составляющих: датчики, установленные на колесах и регистрирующие скорость их вращения, электронный блок обработки данных и модулятор или даже блок модуляторов, который и меняет циклически давление в тормозной магистрали.

Датчики. Представьте себе, что на ступице колеса закреплен зубчатый венец. Датчик неподвижно крепится над торцом венца. Он состоит из магнитного сердечника, расположенного внутри катушки. При вращении зубчатого венца в катушке индуцируется электрический ток, частота которого прямо пропорциональна угловой скорости вращения колеса. Полученная таким образом от датчика информация передается по проводу электронному блоку управления.

Электронный блок управления. Получая информацию, что называется «с колес», блок управления отслеживает моменты их блокировки. А так как блокировка происходит от переизбытка давления тормозной жидкости в магистрали, подводящей ее к колесу, «мозг» вырабатывает команду: «снизить давление!»

Модуляторы. Выполняют эту команду модуляторы, содержащие, как правило, два электромагнитных клапана. Первый перекрывает доступ жидкости в магистраль, идущую от главного цилиндра к колесу, второй — при избыточном давлении открывает путь тормозной жидкости в резервуар гидроаккумулятора низкого давления (демпфер).

ABS бывают разные

В самых дорогих, а значит, и самых эффективных четырехканальных системах каждое колесо имеет индивидуальное регулирование давления тормозной жидкости. Естественно, что количество датчиков угловой скорости, модуляторов давления и каналов управления в этом случае равно числу колес. Все четырёхканальные системы выполняют функцию EBD (регулировку тормозных усилий по осям). Дешевые обходятся одним общим модулятором и одним каналом управления. В таких ABS растормаживание всех колёс происходит при блокировке хотя бы одного. Наибольшее применение получила система с четырьмя датчиками, но с двумя модуляторами (по одному на ось) и двумя каналами управления. В них регулировка давления на оси происходит по сигналу датчика или худшего колеса, или лучшего. Наконец, выпускают трехканальную систему. Три модулятора этой системы обслуживают три канала, производя индивидуальное регулирование давления тормозной жидкости в магистралях передних колес по отдельности и обеих задних колес.

Вы думаете, что давление тормозной жидкости в тормозной магистрали создается только главным тормозным цилиндром? Отнюдь нет. Часто ему помогает специальный, встроенный в систему гидронасос. В новейших ABS с помощью компьютера оценивается динамика движения автомобиля, угол наклона дорожного полотна, сцепление с поверхностью дороги, влияние включенного круиз-контроля при замедлении автомобиля и другие факторы и, на основании этой информации определяет какое нужно давление в тормозной магистрали. Определив необходимую величину давления, ее обеспечивают подачей или стравливанием тормозной жидкости в гидроаккумулятор.

На большинстве автомобилей с антиблокировочными системами торможение на рыхлом снегу и на гравии будет намного больше, чем на остальных автомобилях (из-за эффекта сбора валика грунта или снега перед заблокированным колесом). На последних ABS блоки распознают тип опорной поверхности по относительному скольжению и допускают возможность блокировки колёс. Такие системы не зажгут лампочку неисправности при прокрутке колёс на подъёмнике (например при диагностике ступичных подшипников), хотя в памяти это обязательно отметят.

ABS — друг водителя

Перейдем теперь от теории к практике. Почему все-таки нужно стремиться приобрести автомобиль с ABS? В экстренной ситуации, когда инстинктивно вы с силой жмете на педаль тормоза, при любых, даже самых неблагоприятных дорожных условиях, автомобиль не развернет, не уведет с заданного курса. Напротив, управляемость машины сохранится, это значит, что вы сможете объехать препятствие, а при торможении на скользком повороте избежать заноса. Работа ABS сопровождается импульсными толчками на педали тормоза (их сила зависит от конкретной марки автомобиля) и звуком «трещетки», который исходит из блока модуляторов. Об исправности системы сигнализирует световой индикатор (с надписью «ABS») на приборном щитке. Индикатор загорается при включенном зажигании и гаснет через 2-3 секунды после пуска двигателя. Если сигнал подается при работающем двигателе — есть повод для беспокойства, нужно ехать на СТО диагностировать и, возможно, ремонтировать систему.

Следует помнить о том, что торможение автомобиля с ABS не должно быть многократным и прерывистым. Тормозную педаль необходимо удерживать нажатой со значительным усилием во время процесса торможения — система сама обеспечит наименьший тормозной путь. Чтобы сделать такой простой вывод в США, например, потребовалось провести изучение причин достаточно большого количества автомобильных аварий в 1986-95 годах, в период массового внедрения ABS на американских автомобилях. Специалисты Страхового Института Безопасности Движения на Автострадах (Insurance Institute for Highway Safety) сначала не верили полученной статистике: вероятность гибели пассажиров при столкновении двух автомобилей, двигавшихся по сухому асфальту, оснащенных ABS была на 42% выше, чем при авариях машин без ABS. Оказалось, что во всех случаях водители, пересевшие с автомобилей, оснащенных обычными тормозными системами на модели с ABS допускали ошибку: они по привычке импульсивно нажимали на педаль при торможении и этим дезинформировали электронный блок управления, что и приводило к снижению эффективности торможения в ряде случаев до опасной черты.

На сухой дороге ABS может уменьшить тормозной путь автомобиля примерно на 20% по сравнению с тормозным путем машин с заблокированными колесами. На снегу, льду, мокром асфальте разница, естественно, будет намного больше. Замечено: применение ABS способствует увеличению срока службы шин. Установка ABS ненамного повышает стоимость автомобиля, не усложняет его техническое обслуживание и не требует от водителя каких-то особых навыков управления. Постоянное совершенствование конструкции систем вместе со снижением их стоимости вскоре приведет к тому, что они станут неотъемлемой, стандартной частью легковых автомобилей всех классов.

И всё же ABS не панацея

Специалисты считают, что наличие в автомобиле ABS создает у водителя иллюзию безопасности, в результате чего он не учитывает, что ABS не создает сцепления с дорогой — это прерогатива протектора и размеров пятна контакта покрышек колес. Да, ABS предотвратит блокировку тормозов и позволит сохранить контроль над курсовой устойчивостью и поворачиваемостью, но она не гарантирует уменьшения тормозного пути. Когда речь идет о сухих и нескользких дорогах, бывает как раз наоборот — тормозной путь оказывается больше, чем у обычного автомобиля, но понимание этого приходит, к сожалению, слишком поздно.

Другой вопрос — могут ли ABS всегда достоверно распознавать ситуацию? Помнится, журналисты World Off Road во время испытаний внедорожников моделировали неудачный въезд на холм: потеря сцепления на полпути вверх, сильное нажатие на педаль тормоза, чтобы удержать машину на склоне, включение задней передачи — и мягкий спуск с горы, используя торможение двигателем. Все шло нормально, пока не пришел черед Ford Explorer, а затем и Mitsubishi Pajero, оснащенных ABS. Джипы упрямо скатывались с холма, несмотря на то, что испытатели выжимали педаль тормоза до упора: система воспринимала небольшое скольжение вниз на сыпучем склоне и резкое нажатие на тормоз в этот момент как команду разблокировать колеса. В результате и Ford, и Mitsubishi не могли удержаться на склоне без применения «ручника». Нетрудно представить, чем чревата подобная ситуация в реальной жизни, если склон достаточно длинный, коллизия приключилась ближе к вершине, водитель растерялся (или не действует стояночный тормоз), а сзади уже пристроилась какая-нибудь машина.

Словом, как бы ни была хороша ABS в плане улучшения активной безопасности автомобиля, главным по-прежнему остается водитель, который обязан критически осмысливать дорожную ситуацию и реальные возможности своего «железного друга».

Проблемы эксплуатации ABS

Заметим, что современные ABS обладают достаточно высокой надежностью и могут длительное время работать не выходя из строя. Электронные блоки ABS отказывают крайне редко, поскольку защищены специальными реле и предохранителями, и если такая неисправность все-таки случилась, то ее причина нередко бывает связана с нарушениями правил и рекомендаций, о которых упомянем чуть ниже. Самыми же уязвимыми в схеме ABS являются колесные датчики, располагаемые вблизи вращающихся деталей ступицы или полуосей. Место расположения этих датчиков благополучным никак не назовешь: различные загрязнения или даже слишком большой люфт в подшипниках ступицы способны вызывать сбои в работе датчиков, которые и становятся чаще всего виновниками неполадок в работе ABS.

Кроме того, на работоспособность ABS влияет величина напряжения между клеммами аккумулятора. При уменьшении напряжения до 10,5 В и ниже ABS вообще может самостоятельно выключиться через предохранительный электронный блок. Предохранительное реле может также сработать при недопустимых колебаниях и всплесках напряжения в сети автомобиля. Чтобы этого не случилось, нельзя разъединять электрические разъемы при включенном зажигании и работающем двигателе, необходимо строго следить за состоянием контактных соединений на генераторе. Если приходится заводить двигатель методом «прикуривания» от постороннего аккумулятора либо предоставлять для этой цели в качестве «донора» собственный автомобиль, соблюдайте следующие правила. При подсоединении проводов от внешнего аккумулятора необходимо, чтобы зажигание на вашем автомобиле было выключено (ключ из замка вынут). Пусть подзарядится ваш АКБ 5-10 минут. Перед запуском вашего автомобиля «донор» нужно заглушить и выключить зажигание, только потом включать зажигание и заводить свой. Это сохранит генератор на «доноре», а многие электронные блоки на вашем автомомбиле.

Что еще? Если автомобилю потребовался ремонт с применением сварки, то перед началом работ следует отсоединить проводку от электронного блока управления ABS. Кроме того, этот блок не рекомендуется подвергать нагреву свыше 85 градусов по Цельсию более двух часов. Это к тому, если автомобиль предполагается красить, а затем сушить горячим методом в специальной камере.

О том, что ABS неисправна, свидетельствует загорание контрольной лампы на панели приборов. Слишком нервно реагировать на это не следует, без тормозов автомобиль не останется, но при торможении будет вести себя как машина, в которой ABS отсутствует. Если контрольная лампочка ABS загорелась во время движения, необходимо остановить автомобиль, заглушить двигатель и проверить напряжение между клеммами аккумулятора. Если оно окажется ниже 10,5 В, то можно продолжать движение, а при первой возможности зарядить аккумулятор. Если лампочка ABS периодически загорается и гаснет, то, скорее всего, барахлит какой-нибудь контакт в электрической цепи ABS. Автомобиль следует загнать на смотровую канаву, проверить все провода и зачистить электрические контакты. Если причина мигания лампы ABS не будет обнаружена, то дальнейшие поиски неисправности следует продолжить в специализированном автосервисе.

Существует ряд особенностей, связанных с обслуживанием или ремонтом тормозной системы с ABS. Например, перед заменой тормозной жидкости следует разрядить аккумулятор давления в гидроблоке ABS. Для этого при выключенном зажигании необходимо раз двадцать нажать на педаль тормоза.

avtonov.info

Как работает автомобильная система ABS (антиблокировочная тормозная система)

 КАК РАБОТАЕТ АВТОМОБИЛЬНАЯ СИСТЕМА ABS (АНТИБЛОКИРОВОЧНАЯ СИСТЕМА) 

Добрый день, сегодня мы узнаем, что называется автомобильной антиблокировочной системой (АБС/ABS), как работает и устроен данный тормозной помощник. Кроме того, расскажем про принцип функционирования антиблокировочной системы тормозного узла транспортного средства, для чего она нужна, а также в чем ее главные преимущества и недостатки. В заключении мы поговорим о том, какие проблемы и неисправности могут возникать с системой АБС в процессе ее эксплуатации.

При нажатии на тормозную педаль мы производим замедление движения транспортного средства по дорожному полотну благодаря целому ряду специальных узлов, устройств и электронных помощников. В том случае, если нам необходимо остановить автомобиль немедленно, мгновенно, то мы резко жмем на педаль тормоза, однако тогда возникает опасность появления неуправляемого заноса машины, то есть происходит скольжение заблокированных колес и транспортное средство просто не подчиняется, а также не слушает команд руля. Вот именно для такой ситуации и предназначен тормозной помощник АБС (антиблокировочная система), которая экстренно приходит на помощь водителю.

Говоря понятным языком, в состав антиблокировочной системы того или иного автомобиля, в котором она установлена входит ряд устройств, которые при торможении машины, вне зависимости от действий водителя, не допускают блокировку колес. Исходя из этого автомобиль с системой АБС при экстренном торможении или остановки не только не потеряет управление и проскочит колесами вперед, но также не вылетит с дороги на обочину или в кювет.1. Как функционирует антиблокировочная система (АБС/ABS)

Довольно часто у будущих автовладельцев возникает насущный вопрос: "нужна ли в покупаемом автомобиле система АБС или приобрести машину без нее, тем самым сэкономив на цене?". Как рекомендует большинство специалистов по обслуживанию и ремонту транспортных средств, необходимо стремиться приобретать автомобиль с антиблокировочной системой. Дело в том, что когда наступает экстренная ситуация, то мы инстинктивно со всей силы жмем на тормозную педаль. Благодаря тормозному помощнику под названием АБС, даже при самых неблагоприятных погодных условиях наш автомобиль не занесет, не развернет и не уведет с заданной траектории. Даже наоборот, при срабатывании АБС управляемость транспортного средства останется прежней, то есть мы без особых усилий сможем объехать препятствие. Кроме того, данный помощник помогает на скользком дорожном полотне избегать заноса осей автомобиля.

Функционирование системы АБС, как правило, сопровождается толчками импульсного характера на тормозной педали и звуком напоминающим потрескивание. Если антиблокировочная система в исправном состоянии, то об этом нам просигнализирует индикатор со световой подсветкой на приборной панели автомобиля. На приборном щитке в момент срабатывания системы АБС, загорится индикатор с надписью "ABS" желтоватого оттенка. В том случае, когда индикатор загорается при заводе двигателя, а затем гаснет, примерно через 3 секунды, то это считается нормальным моментом и по этому поводу переживать не стоит, так как происходит просто стандартная проверка всех систем транспортного средства перед началом движения, которую инициирует бортовой компьютер.Отметим, что тормозной помощник АБС способен сокращать тормозной путь автомобиля на сухом дорожном полотне в среднем на 25 процентов в сравнении с тормозным путем транспортного средства со стандартной системой тормозов, то есть с заблокированными колесами. Для того, чтобы наверняка убедиться в эффективности системы АБС на том или ином автомобиле для сравнения с обычными тормозами без АБС, необходимо использовать заснеженную дорогу, лед или мокрый асфальт. Разница в этом случае будет намного существенной. Кроме того, уже доказано, что использование системы АБС на автомобиле обеспечивает увеличение срока службы покрышек.Многие эксперты и специалисты утверждают, что автомобиль оснащенный антиблокировочной системой создает у водителя подобие безопасности. Система АБС предотвращает блокировку тормозов, следовательно колес и позволяет сохранить контроль над курсовой устойчивостью с возможностью поворачивания в экстренной ситуации, но она не дает гарантий сокращения тормозного пути транспортного средства. Проще говоря, как бы не была эффективна система АБС в отношении активной безопасности машины, ведущую роль в экстренной ситуации все равно играет только водитель.2. Какие проблемы и неисправности могут возникать с системой АБС в процессе ее эксплуатацииПрактически все современные системы АБС являются довольно надежными узлами транспортного средства и могут функционировать не выходя из строя, как минимум гарантийный срок, который предоставляется заводом изготовителем на новый автомобиль. Хотя это выглядит довольно смешно, ведь машины произведенные еще в 90-х годах 20 века с установленными антиблокировочными системами работают и перерабатывают уже 5-ый, а то и 6-ой гарантийные сроки. Жаль, но стоит привыкнуть, что качество новых, современных автомобилей предназначено только на срок их гарантийной эксплуатации, а затем, как говорится милости просим за запчастями к официальным дилерам. Уже всем давно известно, что продавать качественные и надежные машины просто не выгодно. Выгодно когда они начинают ломаться сразу по истечению гарантийного срока. Это называется новый автомобильный маркетинг 21 века.

Возвращаясь к основной теме нашего рассказа, заметим, что специальные блоки АБС электронного типа являются весьма надежными и перестают работать довольно редко, так как они защищены особенными реле с предохранителями. В том случае, если все же неисправность с системой произошла, то ее причина довольно часто напрямую связана с нарушением правил эксплуатации транспортного средства, а также рекомендаций по обслуживанию завода изготовителя относительно того или иного автомобиля.

Заметим, что самым слабым звеном в схеме системы АБС являются датчики, которые устанавливаются на колеса автомобиля. Они, как правило, располагаются рядом с вращающимися элементами ступицы или полуоси. К сожалению места, где располагаются датчики АБС являются самыми не защищенными. 

При попадании на них разных загрязнений, появление чрезмерного люфта в ступичных подшипниках способны довольно часто вызывать различные сбои в работе этих не маловажных деталей антиблокировочной системы транспортного средства. Как правило, вышеописанные моменты и становятся основными причинами неисправностей в функционировании системы АБС.

Кроме датчиков на оптимальное функционирование системы АБС влияет показатель напряжения между клеммами аккумуляторной батареи. Если в батареи происходит снижение напряжения до 10 Вольт и ниже, то антиблокировочная система в таком случае может просто автоматически отключаться через специальный электронный блок предохранителей. Предохранительное реле довольно часто также срабатывает при резких колебаниях напряжения в сети автомобиля. 

Для того, чтобы понять что антиблокировочная система автомобиля перешла в неисправных режим, нам подскажет загоревшаяся контрольная лампа на приборной панели транспортного средства. Переживать по этому поводу сильно не стоит, так как машина в любом случае без тормозов не осталась, однако при резком торможении она может вести себя немного по другому, чем ранее (с исправной АБС). Главными отличиями при торможении автомобиля с неисправной АБС будут следующие моменты: появление неуправляемого заноса при сильном нажатии на педаль тормоза, увод машины по непредсказуемой траектории, а также значительное увеличение тормозного пути, особенно в неблагоприятную погоду (снег, гололед, дождь).

Видео обзор: "Как работает антиблокировочная тормозная система АБС"

В заключении отметим, что необходимо знать и понимать, что торможение транспортного средства с системой АБС не должно быть многократным и прерывистым. При торможении, в момент самого процесса, педаль нужно удерживать с определенным, как можно более сильным усилием, чтобы антиблокировочная система обеспечила наименьший тормозной путь и тем самым выдала наибольшую эффективность. Кроме того, если индикаторная лампочка со значком "ABS" периодически появляется и гаснет на приборной панели автомобиля, то чаще всего в таком случае причиной возникновения неполадки становятся небольшие проблемы с контактом электрической цепи АБС. При вышеописанной неполадке с антиблокировочной системой, транспортное средство необходимо загнать на эстакаду и проверить все провода, а также при надобности произвести зачистку электрических контактов. Если причина мигания индикаторной лампы на приборной панели не установлена, то поиск неисправности нужно в обязательном порядке продолжать при помощи специалистов по ремонту на станции технического обслуживания транспортных средств.

БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ. ОСТАВЛЯЙТЕ СВОИ КОММЕНТАРИИ, ДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ. ЖДЕМ ВАШИХ ОТЗЫВОВ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

bazliter.ru

Принцип работы ABS

ABS – это антиблокировочная система тормозов. Из названия сразу становится понятным ее предназначение. Но как же она работает?

Для чего нужна ABS

Каждый водитель знает, что во время торможения рано или поздно может наступить момент, когда колеса перестают вращаться и автомобиль начинает идти юзом. Такая ситуация опасна тем, что машина становится неуправляемой. Колеса, которые не вращаются, даже если их повернуть рулем, не смогут изменить траекторию движения автомобиля.

Блокировка колеса возникает тогда, когда сила торможения превышает коэффициент сцепления шины с дорогой. Этот момент возникает каждый раз в разное время и на льду наступит гораздо раньше, чем на сухом асфальте. Поэтому торможение во время гололеда (да еще экстренное!) превращается в весьма сложное задание.

Чтобы облегчить вождение автомобиля в сложных погодных условиях, была разработана антиблокировочная система тормозов.

Как работает ABS

Принцип работы антиблокировочной системы весьма прост – она способна обнаруживать блокировку одного или нескольких колес и, когда это происходит, «отключает» тормоза. Это равносильно тому, как если бы Вы отпустили педаль тормоза. Когда колесо снова начинает вращаться, ABS регистрирует начало вращения и вновь «включает» торможение…

Главная «фишка» всех этих действий в том, что ABS отключает и включает тормоза до 30 раз в секунду! Во время работы системы педаль тормоза дрожит под ногой, а на некоторых автомобилях слышно стрекотание работающих клапанов. При этом колеса продолжают вращаться, автомобиль не теряет управление, а торможение происходит с максимальной эффективностью.

Устройство ABS

Антиблокировочная система тормозов имеет в своем составе весьма скромное количество крупных модулей. В их число входят датчики вращения колес, блок клапанов и управляющий блок. Все.

Датчики вращения служат для определения вращения колеса. Если вращения нет, но автомобиль движется, значит, колесо заблокировано. Сигнал с датчика приходит в управляющий блок, а он включает соответствующий клапан. Клапан перекрывает соответствующую тормозную магистраль, отключая тем самым тормоза. Соответственно, когда колесо начинает вращаться, сигнал идет по той же цепочке, но команда от управляющего блока отключает клапан. Подача тормозной жидкости возобновляется и торможение продолжается.

Антиблокировочные системы делятся на три вида:

1) Одноканальные. Простейшие ABS, способные управлять блокировкой и торможением только на всех колесах сразу. Малоэффективны в случаях, когда колеса разных бортов едут по разным покрытиям (классическая ситуация: под левыми колесами асфальт, а под правыми – лед).

2) Двухканальные. Работают с двумя тормозными контурами по отдельности. Если контуры распределены по бортам, то вращение колес будет регулироваться более эффективно, чем при одноканальной ABS

3) Многоканальные. Воздействуют на каждое колесо индивидуально. Такие ABS наиболее эффективны, поскольку способны управлять любым колесом именно так, как нужно в данный момент времени. Торможение будет отличным, даже если под всеми колесами будут совершенно разные покрытия.

Управляющий блок ABS имеет встроенную систему самодиагностики. Опрос датчиков и определение работоспособности системы обязательно происходит после включения зажигания. В это время на панели приборов обязан светиться специальный указатель. После нескольких секунд он так же обязан погаснуть. Если указатель продолжает светиться, значит, в ABS присутствует неисправность. Эксплуатировать автомобиль с неработающей антиблокировочной системой крайне нежелательно – нужно провести диагностику и ремонт.

russia-avto.ru

Как работает abs. Что такое ABS. Проверка качества работы

На дорогах случается не из-за плохих тормозов, а как раз по причине хорошего торможения. Если возникает необходимость применить экстренное торможение, у автомобиля блокируются сразу все колеса, то есть внезапно перестают вращаться колеса, а авто уходит в занос или продолжает двигаться по первоначальной траектории, не слушаясь руля. Машина становится полностью бесконтрольной.

Устройство и работа АБС

Если водитель обладает большим опытом вождения и особенно экстремального, он знает, что тормозить нужно прерывисто, многократным непродолжительным нажатием на педаль тормоза, иначе колеса заблокируются, а машина пойдет юзом. для таких случаев оснащены ABS, который позволяет использовать тормоза в экстренных ситуациях максимально эффективно. Главной её задачей является исключение полной блокировки колес и бесконтрольного .

Как устроена ABS?

В состав АБС входят:

  • Модулятор давления, представленный управляющими клапанами, которые являются составной частью тормозной магистрали;
  • Датчики, измеряющие ускорение;
  • Блок управления, оснащённый программным обеспечением способным обрабатывать сигналы и управлять работой клапанов.

Схема устройства АБС

При осуществлении экстренного торможения системой считываются и анализируются показатели вращения колес, и в соответствии с данными принимается решение о том, как должны функционировать колёса.

В зависимости от того какой участок тормозной системы задействован различают:

  • Одноканальную АБС – тормозное усилие применяется ко всей системе комплексно;
  • Двухканальную – тормозное усилие применяется в разрезе бортов;
  • Многоканальную, когда усилие ограничивается одним колесом.

Многоканальные антиблокировочные системы намного эффективнее и надежнее, но стоят значительно дороже в части и их ремонта.

Принцип работы АБС

Тормозной путь у заблокированных колес намного длиннее за счет эффекта скольжения, чем тоже расстояние у автомобиля, колеса которого крутятся, но медленнее, чем при обычном движении. Тормоза обеспечивают чуть меньшее усилие, чем то, которое заблокирует колёса.

Если водитель имеет большой опыт вождения, то он может обойтись и без АБС, регулируя торможение периодическим нажатием педали тормоза и понижением . Но если заблокировалось только одно колесо, то водитель не способен уменьшить давление на тормоз, дифференцировав его работу между колесами.

Именно по этому принципу и работает ABS, отслеживая вращение колес и уменьшая тормозное усилие в случае, если одно из них заблокировалось. В этом случае система позволяет провернуться заблокированному колесу и потом опять подключает тормоза для дальнейшей остановки авто или завершения маневра.

На сухом дорожном покрытии АБС в разы сократит длину тормозного пути при экстренном торможении. А в некоторых случаях она наоборот увеличит его, например, если шины не соответствуют покрытию (если ). На неплотных поверхностях, таких как песок или снежный сугроб, заблокированные колеса начнут зарываться в покрытие, что существенно замедлит торможение.

А вот авто с АБС и незаблокированными колесами в таких условиях будет останавливаться намного медленнее. Именно поэтому многие оснащены функцией принудительного отключения ABS, а некоторые из систем имеют специальный алгоритм при торможении на рыхлых покрытиях дорог. Кстати, во многих случаях состояние дороги может определяться автомобилем автоматически, на основании анализа работы специальных датчиков.

Обслуживание, ремонт и неисправности

Как и любой компонент сложного механизма ABS может выйти из строя. Современные АБС оснащены системой самодиагностики, которая тестирует все составляющие и их физическое состояние. Самой уязвимой составляющей являются датчики колёс, электропроводка к ним и зубчатые диски и другие комплектующие, которые находятся вблизи от вращающихся колёс.

При несоответствующих сигналах, поступающих к блоку управления ABS и других неисправностях, система полностью отключается, а на приборной панели загорается соответствующая сигнальная лампочка. Система торможения при этом работает в стандартном режиме. Величина напряжения аккумулятора так же влияет на работу АБС, если она меньше 10,5 В. В этом случае антиблокировочная система может отключиться автоматически, опираясь на предохранители электронного блока.

Обслуживание системы торможения автомобиля с ABS имеет некоторые нюансы. Например, чтобы заменить жидкость в системе торможения, нужно разрядить накопительный резервуар гидроблока ABS предварительно выключив зажигание. Важно помнить, что включение зажигания запускает в работу гидронасос в блоке ABS, а это значит, что разгерметизированная система станет причиной вытекания жидкости и отказа тормозов.

Неопытному водителю ABS может стать большим подспорьем для предотвращения аварий, поскольку позволяет интуитивно правильно тормозить, сохраняя при этом возможность осуществлять маневры. Так что система необходима и оправдана в автомобиле, если на кону стоит жизнь и против увеличения стоимости приобретения автомобиля.

Антиблокировочные системы получили широкое распространение в течение последних лет. Сначала на дорогих и спортивных машинах, затем на более дешевых, они стали частью тормозной системы. Их относительно невысокая стоимость существенно перекрывается преимуществами, которые получает водитель. Попробуем разобраться в этом.

Почему "антиблокировочная"?

Плавно нажимая на педаль тормоза, мы замедляем движение автомобиля до полной его остановки. Однако, бывает, что нужно остановиться мгновенно, мы резко жмем на педаль, вот тогда и возникает опасность "юза", т.е. скольжения заблокированных колес по скользкой дороге, при котором автомобиль не слушается поворота руля. В автошколах инструктор по вождению учит: на мокром асфальте эффективней гасить скорость "толчками", быстро нажимая и отпуская педаль тормоза, ощущая при этом границу скольжения и стараясь не перейти ее. Скажите, кто в минуту опасности вспомнит подобные наставления?

Статистика неумолима - 10% аварий происходит из-за того, что заблокированные передние колеса на льду, снегу и мокром асфальте не могут изменить направления движения автомобиля. Что делать? Люди придумали антиблокировочную систему (ABS), т.е. ряд устройств, которые при торможении автомобиля, вне зависимости от действий водителя, предотвращают блокировку колес. Таким образом, автомобиль с ABS на скользкой поверхности дороги при необходимости в экстренной остановке не только не "проскочит" с невращающимися колесами вперед, не только не потеряет управление (иногда от этого зависит жизнь пешеходов), но и, возможно, не вылетит с проезжей части со всеми вытекающими из этого последствиями.

Как работает АБС?

Замечено, что максимальное сцепление колеса с поверхностью дороги (будь это сухой или мокрый асфальт, мокрая брусчатка или укатанный снег) достигается при некотором, а точнее 15-30 процентном относительном его проскальзывании. Именно это проскальзывание и является тем единственно допустимым и желательным, которое обеспечивается настройкой элементов системы. Что же это за элементы? Во-первых, заметим, что ABS работает, создавая импульсы давления тормозной жидкости, которые передаются колесам. Т.е. наставления инструктора выполняет за человека электроника и исполнительные механизмы, делая это самым оптимальным образом.

Все существующие на автомобилях ABS включают в себя три главных составляющих: датчики, установленные на колесах и регистрирующие скорость их вращения, электронный блок обработки данных и модулятор или даже блок модуляторов, который и меняет циклически давление в тормозной магистрали.

Датчики . Представьте себе, что на ступице колеса закреплен зубчатый венец. Датчик неподвижно крепится над торцом венца. Он состоит из магнитного сердечника, расположенного внутри катушки. При вращении зубчатого венца в катушке индуцируется электрический ток, частота которого прямо пропорциональна угловой скорости вращения колеса. Полученная таким образом от датчика информация передается по проводу электронному блоку управления.

Электронный блок управления . Получая информацию, что называется "с колес", блок управления отслеживает моменты их блокировки. А так как блокировка происходит от переизбытка давления тормозной жидкости в магистрали, подводящей ее к колесу, "мозг" вырабатывает команду: "снизить давление!"

Модуляторы . Выполняют эту команду модуляторы, содержащие, как правило, два электромагнитных клапана. Первый перекрывает доступ жидкости в магистраль, идущую от главного цилиндра к колесу, второй - при избыточном давлении открывает путь тормозной жидкости в резервуар гидроаккумулятора.

АБС бывают разные

В самых дорогих, а значит, и самых эффективных системах каждое колесо имеет индивидуальное регулирование давления тормозной жидкости. Естественно, что количество датчиков угловой скорости, модуляторов давления и каналов управления в этом случае равно числу колес. Дешевые обходятся ABS с двумя датчиками на задних колесах, одним общим модулятором и одним каналом управления. Наибольшее применение получила система с четырьмя датчиками, но с двумя модуляторами (по одному на ось) и двумя каналами управления. Наконец, выпускают трехканальную систему, с четырьмя датчиками угловой скорости. Три модулятора этой системы обслуживают три канала, производя индивидуальное регулирование давления тормозной жидкости в магистралях передних колес по отдельности и обеих задних колес.

Вы думаете, что давление тормозной жидкости в тормозной магистрали создается только главным тормозным цилиндром? Отнюдь нет. Часто ему помогает специальный, встроенный в систему гидронасос. В новейших ABS с помощью компьютера оценивается динамика движения автомобиля, угол наклона дорожного полотна, сцепление с поверхностью дороги, влияние включенного круиз-контроля при замедлении автомобиля и другие факторы и, на основании этой информации определяет какое нужно давление в тормозной магистрали. Определив необходимую величину давления, ее обеспечивают подачей или стравливанием тормозной жидкости в гидроаккумулятор.

АБС - друг водителя

Перейдем теперь от теории к практике. Почему все-таки нужно стремиться приобрести автомобиль с ABS? В экстренной ситуации, когда инстинктивно вы с силой жмете на педаль тормоза, при любых, даже самых неблагоприятных дорожных условиях, автомобиль не развернет, не уведет с заданного курса. Напротив, управляемость машины сохранится, это значит, что вы сможете объехать препятствие, а при торможении на скользком повороте избежать заноса.

Работа ABS сопровождается импульсными толчками на педали тормоза (их сила зависит от конкретной марки автомобиля) и звуком "трещетки", который исходит из блока модуляторов. Об исправности системы сигнализирует световой индикатор (с надписью "ABS") на приборном щитке. Индикатор загорается при включенном зажигании и гаснет через 2-3 секунды после пуска двигателя. Если сигнал подается при работающем двигателе - есть повод для беспокойства, нужно ехать на СТО диагностировать и, возможно, ремонтировать систему.

Следует помнить о том, что торможение автомобиля с ABS не должно быть многократным и прерывистым. Тормозную педаль необходимо удерживать нажатой со значительным усилием во время процесса торможения - система сама обеспечит наименьший тормозной путь. Чтобы сделать такой простой вывод в США, например, потребовалось провести изучение причин достаточно большого количества автомобильных аварий в 1986-95 годах, в период массового внедрения ABS на американских автомобилях. Специалисты Страхового Института Безопасности Движения на Автострадах (Insurance Institute for Highway Safety) сначала не верили полученной статистике: вероятность гибели пассажиров при столкновении двух автомобилей, двигавшихся по сухому асфальту, оснащенных ABS была на 42% выше, чем при авариях машин без ABS.

Оказалось, что во всех случаях водители, пересевшие с автомобилей, оснащенных обычными тормозными системами на модели с ABS допускали ошибку: они по привычке импульсивно нажимали на педаль при торможении и этим дезинформировали электронный блок управления, что и приводило к снижению эффективности торможения в ряде случаев до опасной черты.

На сухой дороге ABS может уменьшить тормозной путь автомобиля примерно на 20% по сравнению с тормозным путем машин с заблокированными колесами. На снегу, льду, мокром асфальте разница, естественно, будет намного больше. Замечено: применение ABS способствует увеличению срока службы шин. Установка ABS ненамного повышает стоимость автомобиля, не усложняет его техническое обслуживание и не требует от водителя каких-то особых навыков управления. Постоянное совершенствование конструкции систем вместе со снижением их стоимости вскоре приведет к тому, что они станут неотъемлемой, стандартной частью легковых автомобилей всех классов.

Схема ABS

1- датчик угловой скорости; 2 - вращающийся элемент с прорезями и выступами; 3 - электронный блок управления; 4 - модулятор; монтажный разъем; 6 - предохранители; 7 - диагностический разъем; 8 - переключатель; 9 - блок предохранителей; 10 - аккумулятор; 11 - панель приборов; 12 - выключатель ABS; 13 - индикатор ABS

А - элементы системы на передних колесах; B - элементы системы на задних колесах; C - интегрированный блок управления

И всё же АБС - не панацея

Специалисты считают, что наличие в автомобиле ABS создает у водителя иллюзию безопасности, в результате чего он не учитывает, что ABS не создает сцепления с дорогой - это прерогатива протектора и размеров пятна контакта покрышек колес. Да, ABS предотвратит блокировку тормозов и позволит сохранить контроль над курсовой устойчивостью и поворачиваемостью, но она не гарантирует уменьшения тормозного пути. Когда речь идет о сухих и нескользких дорогах, бывает как раз наоборот - тормозной путь оказывается больше, чем у обычного автомобиля, но понимание этого приходит, к сожалению, слишком поздно.

Другой вопрос - могут ли ABS всегда достоверно распознавать ситуацию? Помнится, журналисты World Off Road во время испытаний внедорожников моделировали неудачный въезд на холм: потеря сцепления на полпути вверх, сильное нажатие на педаль тормоза, чтобы удержать машину на склоне, включение задней передачи - и мягкий спуск с горы, используя торможение двигателем. Все шло нормально, пока не пришел черед Ford Explorer, а затем и Mitsubishi Pajero, оснащенных ABS. Джипы упрямо скатывались с холма, несмотря на то, что испытатели выжимали педаль тормоза до упора: система воспринимала небольшое скольжение вниз на сыпучем склоне и резкое нажатие на тормоз в этот момент как команду разблокировать колеса. В результате и Ford, и Mitsubishi не могли удержаться на склоне без применения "ручника". Нетрудно представить, чем чревата подобная ситуация в реальной жизни, если склон достаточно длинный, коллизия приключилась ближе к вершине, водитель растерялся (или не действует стояночный тормоз), а сзади уже пристроилась какая-нибудь машина. Словом, как бы ни была хороша ABS в плане улучшения активной безопасности автомобиля, главным по-прежнему остается водитель, который обязан критически осмысливать дорожную ситуацию и реальные возможности своего "железного друга".

Проблемы эксплуатации ABS

Заметим, что современные ABS обладают достаточно высокой надежностью и могут длительное время работать не выходя из строя. Электронные блоки ABS отказывают крайне редко, поскольку защищены специальными реле и предохранителями, и если такая неисправность все-таки случилась, то ее причина нередко бывает связана с нарушениями правил и рекомендаций, о которых упомянем чуть ниже. Самыми же уязвимыми в схеме ABS являются колесные датчики, располагаемые вблизи вращающихся деталей ступицы или полуосей. Место расположения этих датчиков благополучным никак не назовешь: различные загрязнения или даже слишком большой люфт в подшипниках ступицы способны вызывать сбои в работе датчиков, которые и становятся чаще всего виновниками неполадок в работе ABS.

Кроме того, на работоспособность ABS влияет величина напряжения между клеммами аккумулятора. При уменьшении напряжения до 10,5 В и ниже ABS вообще может самостоятельно выключиться через предохранительный электронный блок. Предохранительное реле может также сработать при недопустимых колебаниях и всплесках напряжения в сети автомобиля. Чтобы этого не случилось, вот рекомендации: нельзя разъединять электрические разъемы при включенном зажигании и работающем двигателе, не желательно заводить двигатель методом "прикуривания" от постороннего аккумулятора либо предоставлять для этой цели в качестве "донора" собственный автомобиль и, кроме того, необходимо строго следить за состоянием контактных соединений на генераторе.

Что еще? Если автомобилю потребовался ремонт с применением сварки, то перед началом работ следует отсоединить проводку от электронного блока управления ABS. Кроме того, этот блок не рекомендуется подвергать нагреву свыше 85 градусов по Цельсию более двух часов. Это к тому, если автомобиль предполагается красить, а затем сушить горячим методом в специальной камере.

О том, что ABS неисправна, свидетельствует загорание контрольной лампы на панели приборов. Слишком нервно реагировать на это не следует, без тормозов автомобиль не останется, но при торможении будет вести себя как машина, в которой ABS отсутствует. Если контрольная лампочка ABS загорелась во время движения, необходимо остановить автомобиль, заглушить двигатель и проверить напряжение между клеммами аккумулятора. Если оно окажется ниже 10,5 В, то можно продолжать движение, а при первой возможности зарядить аккумулятор. Если лампочка ABS периодически загорается и гаснет, то, скорее всего, барахлит какой-нибудь контакт в электрической цепи ABS. Автомобиль следует загнать на смотровую канаву, проверить все провода и зачистить электрические контакты. Если причина мигания лампы ABS не будет обнаружена, то дальнейшие поиски неисправности следует продолжить в специализированном автосервисе.

Существует ряд особенностей, связанных с обслуживанием или ремонтом тормозной системы с ABS. Например, перед заменой тормозной жидкости следует разрядить аккумулятор давления в гидроблоке ABS. Для этого при выключенном зажигании необходимо раз двадцать нажать на педаль тормоза. Следует помнить, что, включая зажигание, вы одновременно подключаете электронасос в гидроблоке ABS. Если система разгерметизирована, то жидкость из нее просто выгонит. Но этот же прием можно использовать при прокачке системы - зажигание включают ровно настолько, сколько из прозрачного шланга, надетого на штуцер для прокачки, будут выходить пузырьки воздуха.

ДОПОЛНЕНИЯ И ПОПРАВКИ

Один из посетителей "Автоновичка" Александр Сунцов прислал мне письмо с поправками по этой странице. Полностью с ним соглашаюсь, выражаю свою признательность и публикую его письмо.

Доброго времени суток.Очень интересный сайт, но хотелось бы немного поправить Ваши высказывания дабы не вводить в заблуждение обывателей.

Вы пишите «не желательно заводить двигатель методом "прикуривания" от постороннего аккумулятора либо предоставлять для этой цели в качестве "донора" собственный автомобиль» Рекомендации: при подсоединении проводов от внешнего аккумулятора необходимо, чтобы зажигание на вашем автомобиле было выключено (ключ из зажигания изъят). Пусть подзарядится ваш АКБ 5-10 минут. Перед запуском вашего а/м «донор» нужно заглушить и выключить зажигание, только потом включать зажигание и заводить ваш а/м. это сохранит генератор на «доноре», а многие электронные блоки на вашем а/м.

Вы пишите «Если контрольная лампочка ABS загорелась во время движения, необходимо остановить автомобиль, заглушить двигатель и проверить напряжение между клеммами аккумулятора. Если оно окажется ниже 10,5 В, то можно продолжать движение» Рекомендации: при напряжении АКБ ниже 10,5 В завести двигатель не удастся!

Вы пишите «Следует помнить, что, включая зажигание, вы одновременно подключаете электронасос в гидроблоке ABS. Если система разгерметизирована, то жидкость из нее просто выгонит» Рекомендации: такие действия выполняли достаточно старые блоки ABS, на современных автомобилях для включения этого режима необходимо диагностическое оборудование, позволяющее связаться с блоком и включающее насос на прокачку жидкости.

Вы пишите «второй - при избыточном давлении открывает путь тормозной жидкости в резервуар гидроаккумулятора» Рекомендации: на самом деле сброс жидкости производится в демпфер (гидроаккумулятор низкого давления), а в гидроаккумулятор (высокого давления) жидкость перекачивает помпа (и это единственная её задача)

Вы пишите «Дешевые обходятся ABS с двумя датчиками на задних колесах, одним общим модулятором и одним каналом управления.» Рекомендации: типы ABS (на всех установлено по 4 датчика, только самые первые имели два передних датчика)

  • Одноканальные (растормаживание всех колёс при блокировке хотя бы одного)
  • Двухканальные (регулировка давления на оси по сигналу датчика худшего колеса (низкопороговое) SL, или лучшего (высокопороговое) SH)
  • Четырехканальные (индивидуальное регулирование)
Все четырёхканальные системы выполняют функцию EBD (регулировку тормозных усилий по осям)

Также хочется отметить, что на большинстве а/м с анти-блокировочными системами торможение на рыхлом снегу и на гравии будет намного больше, чем на остальных автомобилях (из-за эффекта сбора валика грунта или снега перед заблокированным колесом). На последних ABS восьмого поколения блоки распознают тип опорной поверхности по относительному скольжению и допускают возможность блокировки колёс. Такие системы не зажгут лампочку неисправности при прокрутке колёс на подъёмнике (например при диагностике ступичных подшипников), хотя в памяти это обязательно отметят.

При экстренном торможении автомобиля возможна блокировка одного или нескольких колёс. В этом случае весь запас по сцеплению колеса с дорогой используется в продольном направлении. Заблокированное колесо перестает воспринимать боковые силы, удерживающие автомобиль на заданной траектории, и скользит по дорожному покрытию. Автомобиль теряет управляемость, и малейшее боковое усилие приводит его к заносу.

Антиблокировочная система тормозов (АБС, ABS, Antilock Brake System) предназначена предотвратить блокировку колес при торможении и сохранить управляемость автомобиля. Антиблокировочная система повышает эффективность торможения, уменьшает длину тормозного пути на сухом и мокром покрытии, обеспечивает лучшую маневренность на скользкой дороге, управляемость при экстренном торможении. В актив системы можно записать меньший и равномерный износ шин.

Вместе с тем, система АБС не лишена недостатка. На рыхлой поверхности (песок, гравий, снег) применение антиблокировочной системы увеличивает тормозной путь. На таком покрытии наименьший тормозной путь обеспечивается как раз при заблокированных колесах. При этом, перед каждым колесом формируется клин из грунта, который и приводит к сокращению тормозного пути. В современных конструкциях ABS этот недостаток почти устранен - система автоматически определяет характер поверхности и для каждой реализует свой алгоритм торможения.

Антиблокировочная система тормозов выпускается с 1978 года. За прошедший период система претерпела значительные изменения. На основе системы АБС построена система распределения тормозных усилий . С 1985 года система интегрирована с антипробуксовочной системой . С 2004 года все автомобили, выпускающиеся в Европе, оснащаются антиблокировочной системой тормозов.

Ведущим производителем антиблокировочной системы является фирма Bosch. С 2010 года компания производит систему ABS 9 поколения, которую отличает наименьший вес и габаритные размеры. Так, гидравлический блок системы весит всего 1,1 кг. Система АБС устанавливается в штатную тормозную систему автомобиля без изменения ее конструкции.

Наиболее эффективной является антиблокировочная система тормозов с индивидуальным регулированием скольжения колеса, т.н. четырехканальная система . Индивидуальное регулирование позволяет получить оптимальный тормозной момент на каждом колесе в соответствии с дорожными условиями и, как следствие, минимальный тормозной путь.

Конструкция антиблокировочной системы включает датчики частоты вращения колес , датчик давления в тормозной системе, блок управления и гидравлический блок в качестве исполнительного устройства.

Датчик скорости устанавливается на каждое колесо. Он фиксирует текущее значение частоты вращения колеса и преобразует его в электрический сигнал.

На основании сигналов датчиков блок управления выявляет ситуацию блокирования колеса. В соответствии с установленным программным обеспечением блок формирует управляющие воздействия на исполнительные устройства - электромагнитные клапаны и электродвигатель насоса обратной подачи гидравлического блока системы.

Гидравлический блок обединяет впускные и выпускные электромагнитные клапаны, аккумуляторы давления, насос обратной подачи с электродвигателем, демпфирующие камеры.

В гидравлическом блоке каждому тормозному цилиндру колеса соответствует один впускной и один выпускной клапаны, которые управляют торможением в пределах своего контура.

Аккумулятор давления предназначен для приема тормозной жидкости при сбросе давления в тормозном контуре. Насос обратной подачи подключается, когда емкости аккумуляторов давления недостаточно. Он увеличивает скорость сброса давления. Демпфирующие камеры принимают тормозную жидкость от насоса обратной подачи и гасят ее колебания.

В гидравлическом блоке устанавливается два аккумулятора давления и две демпфирующие камеры по числу контуров гидропривода тормозов.

Контрольная лампа на панели приборов сигнализирует о неисправности системы.

Принцип работы антиблокировочной системы тормозов

Работа антиблокировочной системы тормозов носит цикличный характер. Цикл работы системы включает три фазы:

  1. удержание давления;
  2. сброс давления;
  3. увеличение давления.

На основании электрических сигналов, поступающих от датчиков угловой скорости, блок управления ABS сравнивает угловые скорости колёс. При возникновении опасности блокирования одного из колёс, блок управления закрывает соответствующий впускной клапан. Выпускной клапан при этом также закрыт. Происходит удержание давления в контуре тормозного цилиндра колеса. При дальнейшем нажатии на педаль тормоза давление в тормозном цилиндре колеса не увеличивается.

При продолжающейся блокировке колеса, блок управления открывает соответствующий выпускной клапан. Впускной клапан при этом остается закрытым. Тормозная жидкость перепускается в аккумулятор давления. Происходит сброс давления в контуре, при этом скорость вращения колеса увеличивается. При недостаточной емкости аккумулятора давления, блок управления ABS подключает к работе насос обратной подачи. Насос обратной подачи перекачивает тормозную жидкость в демпфирующую камеру, уменьшая давление в контуре. Водитель при этом ощущает пульсацию педали тормоза.

Как только угловая скорость колеса превысит определённое значение, блок управления закрывает выпускной клапан и открывает впускной. Происходит увеличение давления в контуре тормозного цилиндра колеса.

Цикл работы антиблокировочной системы тормозов повторяется до завершения торможения или прекращения блокирования. Система ABS не отключается.

Вернее, как правильно расшифровывается эта аббревиатура, сейчас знают многие водители, а вот что именно она блокирует, и для чего это делается, знают лишь очень любопытные. И это при том, что сейчас такая система устанавливается на большинство автотранспорта как импортного, так и отечественного производства.

АБС напрямую связана с тормозной системой автомобиля, следовательно, и с безопасностью водителя, пассажиров, и всех окружающих участников дорожного движения. Поэтому знать, как она функционирует, будет полезно каждому водителю. Но предварительно, чтобы понять принцип работы АБС, нужно разобраться, что значит «правильное торможение».

Принцип «правильного торможения»

Чтобы остановить автомобиль, недостаточно только своевременно нажать на педаль тормоза. Ведь если во время быстрой езды резко затормозить, то колеса машины заблокируются, и уже будут не катиться, а скользить по дороге. Может случиться так, что под всеми шинами поверхность не будет одинаково однородной, поэтому скорость их скольжения будет различной, а это уже опасно. Машина перестанет быть управляемой и пойдет в занос, который, при отсутствии навыков у водителя, будет сложно контролировать. А неуправляемый автомобиль - это потенциальный источник опасности.

Поэтому главное в торможении - это не дать жестко заблокироваться колесам и перейти к неуправляемому скольжению. Для этого существует простой прием - прерывистое торможение. Чтобы его выполнить, не нужно держать педаль тормоза постоянно в нажатом положении, а периодически отпускать и снова нажимать ее (как бы, качая). Такое вроде бы простое действие не даст утратить водителю контроль над машиной, так как не позволит протектору шин потерять сцепление с грунтом.

Но существует еще и пресловутый человеческий фактор - водитель в экстремальной ситуации может просто растеряться и забыть обо всех правилах. Вот для подобных случаев и была придумана АБС, или по-другому - антиблокировочная система торможения.

Что такое ABS (АБС)

В простом объяснении, представляет собой электромеханический блок, который управляет процессом торможения автомобиля в сложной дорожной обстановке (гололед, мокрая дорога и т. п.).

АБС - это хороший помощник для водителя, особенно начинающего, но нужно понимать, что она только помогает в управлении машиной, а не управляет ею, поэтому полностью полагаться на «антиблок» не нужно. Водителю необходимо изучить свой автомобиль, его поведение на дороге, в каких случаях и как срабатывает тормоз АБС, какова длина тормозного пути на различных покрытиях. В идеале это следует проверить на специализированном автодроме, чтобы избежать в дальнейшем неприятностей на настоящей дороге.

Первые механизмы, действие которых напоминало принцип работы АБС, появились еще в начале прошлого столетия, только предназначалась они для самолетных шасси. Аналогичная, но уже автомобильная система, была разработана компанией «Бош», патент на изобретение которой они получили в 1936 году. Однако в действительно работающее устройство данную технологию удалось внедрить только к 60-м годам, когда появились первые полупроводники и компьютеры. Причем самостоятельно создать прототип АБС, помимо «Бош», стремились еще и «Дженерал Моторс», «Дженерал Электрик», «Линкольн», «Крайслер» и др.

Первые автомобильные АБС

  • В США, что такое АБС, вернее, ее близкий аналог, узнали в 1970 году владельцы автомобилей «Линкольн». На авто была установлена система, которую инженеры компании «Форд» начали разрабатывать еще в 1954 году, а смогли «довести до ума» только к 70-му.
  • Похожий на АБС механизм в Британии разработала General Electric совместно с Dunlop. Испробовали ее на спортивном авто Jenssen FF, произошло это в 1966 году.
  • В Европе, о понятии «антиблокировочная система автомобиля», узнали благодаря Хайнцу Либеру, который занялся ее разработкой в 1964 году, работая инженером в Teldix GmbH, и закончил в 1970-м, уже работая на Diamler-Benz. Созданная им ABS-1 испытывалась в тесном сотрудничестве с Bosch. Bosch, в свою очередь, построила уже свою полноценную ABS-2, которую в 1978 году впервые установили на "Мерседес" W116, а спустя несколько лет и на БМВ-7. Правда, ввиду высокой стоимости новой системы торможения, она использовалась только в качестве опции.

Полноценный серийный выпуск машин с «антиблоком» начался с 1992 года. Его стали устанавливать на свою продукцию некоторые крупные автопроизводители. А уже с 2004 года такой системой стали оборудовать все автомобили, сходящие с конвейеров европейских заводов.

Теоретически конструкция АБС выглядит просто и включает в себя следующие элементы:

  • Блок электронного управления.
  • Датчики контроля скорости.
  • Гидроблок.

Блок управления (БУ), по сути, представляет собой «мозг» системы (компьютер), и какие он выполняет функции, приблизительно понятно, а вот о датчике скорости и гидроблоке нужно поговорить подробнее.

Принцип работы датчика скорости

В основе работы датчиков контроля скорости лежит эффект электромагнитной индукции. Катушка с магнитным сердечником неподвижно вмонтирована в ступицу колеса (на некоторых моделях - в редуктор ведущего моста).

В ступице установлен зубчатый венец, вращающийся вместе с колесом. Вращение венца изменяет параметры магнитного поля, что приводит к возникновению электротока. Величина тока, соответственно, зависит от скорости вращения колеса. И уже в зависимости от его величины, формируется сигнал, который передается в блок управления.

Гидроблок

Гидроблок включает в себя:

  • Электромагнитные клапаны, делящиеся на впускные и выпускные, предназначенные для регулировки давления, создаваемого в тормозных цилиндрах автомобиля. Количество пар клапанов зависит от типа АБС.
  • Насос (с возможностью обратной подачи) - нагнетает нужную величину давления в системе, подавая тормозную жидкость из гидроаккумулятора, и при необходимости отбирая ее обратно.
  • Гидроаккумулятор - хранилище для тормозной жидкости.

Система АБС, принцип работы

Можно выделить три основных фазы работы АБС:

  1. Сброс давления в тормозном цилиндре.
  2. Поддержание постоянного давления в цилиндре.
  3. Повышение давления в тормозном цилиндре до необходимого уровня.

Прежде всего, нужно отметить, что гидроблок в автомобиле встраивается в тормозную систему последовательно, сразу за главным тормозным цилиндром. А являются своеобразным краном, открывающим и закрывающим доступ жидкости к тормозным цилиндрам колес.

Работа и контроль тормозной системы автомобиля проводится, в соответствии с данными, полученными блоком управления АБС со скоростных датчиков.

После начала торможения АБС считывает показания с датчиков колес, и плавно снижает скорость автомобиля. Если какое-то из колес остановилось (начало скользить), датчик скорости мгновенно посылает сигнал на БУ. Получив его, блок управления активирует выпускной клапан, который перекрывает доступ жидкости в колесный тормозной цилиндр, а насос тут же начинает ее отбор, возвращая в гидроаккумулятор, тем самым, снимая блокировку. После того как вращение колеса превысит заданный скоростной предел, «антиблок», прикрывая выпускной и открывая впускной клапан, активирует насос, который начинает работать в обратную сторону, нагнетая давление в тормозной цилиндр, тем самым притормаживая колесо. Все процессы проходят мгновенно (4-10 повторов/сек.), и продолжаются до полной остановки машины.

Рассмотренный выше принцип работы АБС, относится к самой совершенной - 4-х канальной системе, осуществляющей отдельный контроль каждого колеса автомобиля, но есть и иные типы «антиблоков».

Другие типы ABS

Трехканальная АБС - этот тип системы содержит три два установлены на передних колесах, третий - на заднем мосту. Соответственно, и гидроблок содержит три пары клапанов. Принцип работы АБС такого типа заключается в отдельном контроле каждого из передних колес, и в паре задних.

Двухканальная АБС - в такой системе происходит попарный контроль колес, расположенных по одному борту.

Одноканальная АБС - датчик устанавливается на заднем мосту, и распределяет тормозное усилие на все 4 колеса одновременно. Такая система содержит одну пару клапанов (впускной и выпускной). Величина давления одинаково меняется по всему контуру.

Сравнив типы «антиблоков», можно сделать вывод, что разница между ними заключается в количестве датчиков контроля скорости и, соответственно, клапанов, но, в целом, принцип работы АБС на автомобиле, порядок происходящих в нем процессов, аналогичен для всех типов систем.

Как работает АБС или идеальное торможение

Решив остановить свой автомобиль, оборудованный системой АБС, водитель, нажимая педаль тормоза, чувствует, что она начинает слегка вибрировать (вибрация может сопровождаться характерным звуком напоминающим звучание «трещотки»). Это своеобразный отчет системы о том, что она заработала. Датчики считывают скоростные показатели. контролирует давление в тормозных цилиндрах, не давая колесам жестко заблокироваться, при этом быстрыми «рывками» подтормаживая их. В итоге машина постепенно замедляет ход и не идет юзом, а значит, остается управляемой. Даже если дорога скользкая, водителю при подобном торможении остается только контролировать направление движения машины до полной остановки. Таким образом, благодаря АБС, получается идеальное, а главное - управляемое торможение.

Безусловно, система антиблокировки значительно облегчает жизнь водителю, упрощая и повышая эффективность процесса торможения. Однако у нее есть ряд недостатков, которые необходимо знать и учитывать на практике.

Недостатки АБС

Главным недостатком АБС является то, что ее эффективность напрямую зависит от состояния дороги.

Если дорожное полотно представляет собой неровную, бугристую поверхность, то у машины тормозной путь будет длиннее обычного. Причина этого заключается в том, что во время торможения колесо периодически теряет сцепление с дорогой (подпрыгивает) и перестает крутиться. Такую остановку колеса АБС расценивает как блокировку, и прекращает торможение. Но при восстановлении контакта с дорогой заданная программа торможения уже не соответствует оптимальной, системе приходится вновь перестраиваться, а на это тратится время, из-за чего увеличивается тормозной путь. Уменьшить такой эффект можно, снизив скорость движения машины.

Если покрытие дороги не однородное, с чередующимися участками, например: снег сменяется льдом, лед - асфальтом, потом снова лед и т. д. В такой обстановке, попадая на скользкий участок, АБС, оценив покрытие, подстраивает под него процесс торможения, при переходе на асфальт «антиблоку» снова приходится перестраиваться, так как выбранное усилие торможения для скользкой поверхности на асфальте становится не эффективным, это приводит к увеличению длины тормозного пути.

С рыхлым грунтом АБС тоже не «дружит», в этом случае обычная тормозная система работает гораздо лучше, так как заблокированное колесо при торможении зарывается в грунт, образуя на своем пути горку, препятствующую дальнейшему ходу, и ускоряющую остановку автомобиля.

На низкой скорости «антиблок» вообще отключается. Поэтому при движении на скользкой дороге, идущей под уклон, нужно быть готовым к такому неприятному моменту, и держать в исправном состоянии «ручной тормоз», которым можно воспользоваться в случае необходимости.

В заключение хочется отметить, что АБС, безусловно, хорошее дополнение к тормозной системе, позволяющее не потерять контроль над машиной при торможении. Однако всегда нужно помнить, что эта система не всесильна, и в некоторых ситуациях может оказать

Жизненно важный момент при движении – вовремя успеть затормозить. В выполнении манёвра объезда с торможением, при обычных условиях на дороге, ничего трудного нет. Достаточно снизить скорость и скорректировать рулём траекторию движения.

При экстренном торможении, в непредвиденной ситуации, возникает угроза блокировки колёс. Это занос автомобиля, который приводит к потере управляемости транспортного средства. Именно для таких нестандартных ситуаций создана антиблокировочная система торможения (АВS).

Предназначение антиблокировочной системы заключается в предотвращении блокировки тормозящих колёс, и сохранении контроля над транспортным средством во время экстремального торможения. То есть возможности совершения резких манёвров непосредственно в процессе торможения.

Вероятность блокировки колёс напрямую зависит: от особенностей дорожного покрытия, степени нагрузки на оси и однородности установленных шин.

Антиблокировочная система торможения включает:

1. Датчики скорости. Устанавливаются на колёсах

2. Управляющие клапаны. Элементы модулятора давления, расположены в суппорте

3. Блок управления. Координирует весь процесс: отвечает за работу клапанов, с помощью сигнала датчиков

Электронный блок управления (ECU) ABS содержит тысячи параметров, которые настроены для конкретной марки автомобиля.

Хотя большинство систем ABS поставляется компаниями, такими как Bosch – параметры настройки программного обеспечения для торможения на различных поверхностях и условиях, будут отличающиеся для разных марок автомобилей.

Даже если у двух различных автомобилей есть идентичные системы ABS — они будут настроены очень по-разному для спортивного автомобиля по сравнению с внедорожником.

Как работает ABS?

Когда водитель выжимает педаль тормоза, это герметизирует гидравлическую систему, которая заставляет тормозные колодки сжиматься против дисков. В результате автомобиль замедляется.

Если система ABS устанавливает, что скорость вращения одного колеса замедляется более быстро, чем остальные (признак замка колеса). Возможно, низкая сила трения колеса из-за попадания на такую поверхность, как лёд.

Управляющий модуль ABS обнаруживает начало блокировки через датчик в этом колесе и реагирует, понемногу снижая тормозное давление, быстро открывая клапан выпуска давления в гидравлической системе.

У ABS также есть способность создать давление обратно через гидравлический двигатель. Система проделывает подобные действия с управлением автомобиля довольно быстро, сокращая этим тормозной путь.

Процесс этот неоднократный, приводящий к заметному пульсированию педали тормоза. Кажется, что колёса захватывают и отпускают в судорожных движениях. Водитель обязательно отметит момент работы антиблокировочной системы, чувствуя под ногой такое пульсирование.

Существуют одноканальные, двухканальные, и многоканальные ABS. Первые две системы хороши в случае, когда сцепление колёс с дорожным полотном примерно одинаковое.

В случае неоднородного покрытия дороги (лёд, песок, лужи, обочина) надёжней будет в использовании независимая многоканальная ABS. Многоканальная система дороже, но имеет большую эффективность в работе.

В большинстве современных автомобилей используют четырёхканальную систему ABS, которая обеспечивает большую безопасность в условиях торможения чрезвычайной ситуации.

Как правильно использовать ABS

ABS работает лучше всего при твёрдом, устойчивом нажатии на педаль тормоза. Во время работы ABS, ощущаются некоторые колебания, которые являются открытием клапанов выпуска давления и закрытием, а также признаком, что система работает правильно. Не отпускайте педаль, пока безопасно не остановились.

Торможение с ABS и без ABS

Не секрет, что возможно замедлить движение более быстро в автомобиле без ABS. У этого есть доля правды, но на практике выгода ABS в широком масштабе перевешивает немного более длинные тормозные пути.

Для дорожного использования ABS — жизненная необходимость, поскольку это позволит избежать неожиданных опасностей.Водитель сильно нажимает тормоз на скользкой поверхности, затем держит педаль тормоза, и успешно избегает препятствия.

ABS препятствует тому, чтобы колеса заклинили, и позволяет маневрировать во время торможения.Без ABS водитель нажимает на тормоза происходит заклинивание колес. Несмотря на удерживание тормоза, автомобиль продолжает движение вперёд из-за потери контроля.

При правильно выполненном пороговом торможении, транспортное средство, оснащённое ABS можно замедлить быстрее.Много конкурентоспособных гонщиков сказали бы, что предпочитают, чтобы у их автомобилей не было системы. Однако, чтобы получить максимальное преимущество нужно неоднократно практиковать пороговый метод торможения.

Хороший тест:

1. Необходимо найти испытательную площадку и отметить конус, который будет действовать как тормозящий пункт

2. Ускорьтесь до 100-120 километров в час и нажимаем тормоз настолько сильно, как только можно в автомобиле, оборудованном ABS

3. Повторить всё тоже без ABS

Сравните тормозные пути при наличии, отметьте их на стороне следа, затем порог торможения, с практикой появится улучшение.

И ещё один совет, при наличии ABS не вырабатывайте привычку запирания колес прежде, чем войти в угол поворота — это не самый быстрый способ замедлиться и может расстроить систему ABS в автомобиле.

Заключение

В наши дни, всё большее распространение получают автомобили с электронной системой торможения, действующей независимо на каждом из колес. В таком случае система не оказывает на педаль тормоза, никакого влияния.

veloed.ru


Смотрите также